Какое право нарушено в сказке теремок

Правонарушения в сказках

Григорий Остер. Вредные советы.

Кодекс
Российской Федерации
об административных правонарушениях
КоАП РФ Статья 7.17. Уничтожение или повреждение чужого имущества
 
Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, —
влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.
На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться:
В.Ю. Драгунский. Тайное становится явным

Кодекс
Российской Федерации
об административных правонарушениях
КоАП РФ Статья 7.17. Уничтожение или повреждение чужого имущества
 
Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, —
влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках.
Гуси-лебеди — русская народная сказка

«Уголовный кодекс Российской Федерации»УК РФ Статья 126. Похищение человека
 
Похищение человека —
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
«Уголовный кодекс Российской Федерации»УК РФ

Иван-царевич перелез в крепость, там все сторожа спят, зашел на конюшню, поймал коня златогривого, да позарился на уздечку — она золотом, дорогими камнями убрана; в ней златогривому коню только и гулять.
Иван-царевич дотронулся до уздечки, пошел звук по всей крепости: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа проснулись, схватили Иван-царевича и повели к царю Кусману.
Иван-царевич и серый волк — русская народная сказка

Статья 158. Кража
Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
«Уголовный кодекс Российской Федерации»УК РФ

Лиса села на хвост, облизнулась:
— Я тебе сейчас объясню. В Стране Дураков есть волшебное поле, — называется Поле Чудес… На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты. Понятно?
Буратино даже подпрыгнул:
— Врешь!
— Идем, Базилио, — обиженно свернув нос, сказала лиса, — нам не верят — и не надо…
— Нет, нет, — закричал Буратино, — верю, верю!.. Идемте скорее в Страну Дураков!..
Сказка Золотой ключик, или Приключения Буратино — Алексей Николаевич Толстой

«Уголовный кодекс Российской Федерации»УК РФ
УК РФ Статья 159. Мошенничество
Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, —
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь.
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился.
Теремок — русская народная сказка

«Конституция Российской Федерации»
Статья 25
 
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

«Какая славная песенка! — сказала лиса. — Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок погромче». Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню. «Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок», — сказала лиса и высунула свой язык; колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса — ам его! и скушала.
Колобок — русская народная сказка

«Уголовный кодекс Российской Федерации»УК РФ
УК РФ Статья 105. Убийство
 
Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, — наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Наконец стало темнеть.
Стёпка бросил мешок на землю. И мы решили тут заночевать.
Мы собрали хворосту для костра. И Стёпка извлёк из мешка увеличительное стёклышко, чтобы разжечь костёр.
Но, не найдя на небе солнца, Стёпка приуныл. И мы тоже огорчились.
И, покушав хлеба, легли в темноте.
Великие путешественники. Михаил Зощенко

Закон Санкт-Петербурга от 19.02.2014 №48-14 «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних в Санкт-Петербурге
В Санкт- Петербурге не допускается нахождение несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в ночное время с 22.00 до 06.00 часов в период с 1 сентября по 31 мая или с 23.00 до 06.00 часов в период с 1 июня по 31 августа без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, в местах, в которых нахождение несовершеннолетних ограничивается. Для подростков от 16 до 18 лет — с 23.00.За нарушение данных правил на родителей будет наложен административный штраф в размере до 3000 рублей, на несовершеннолетнего в возрасте от 16 до 18 лет – до 3000 рублей.

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)»
ГК РФ Статья 233. Клад
В случае обнаружения клада, содержащего вещи, которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

Вчера, братцы мои, иду я к вокзалу. Хочу на поезд сесть и в город поехать. Пока что я на даче ещё обретаюсь. Под Ленинградом. Так подхожу к вокзалу и вижу: на вокзале на самой платформе, наискось от дежурного по станции, драка происходит. Дерутся, одним словом.
МИХАИЛ  ЗОЩЕНКО. ДРАКА

Кодекс
Российской Федерации
об административных правонарушениях
КоАП РФ Статья 20.1. Мелкое хулиганство
Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

Исследовательская работа

«Конвенция о правах ребёнка

в сказках»

Выполнили учащиеся 3 класса

Каримов Имиль, Фролова Дарья

Руководители

Капустина Т.А., Талинова Л.Д.

Кумертау 2019

Содержание

  1. Введение.

  1. Основная часть.

  1. История создания основного закона о правах ребёнка и перечень

статей.

  1. Сказки – учебник жизни.

  2. Права и обязанности в сказках.

Заключение.

Список литературы

Приложение

Человечество обязано давать

ребенку лучшее, что оно имеет.

Декларация прав ребенка

  1. Введение

Дети – это будущее страны. Благополучие граждан возможно только в цивилизованном правовом государстве. Проблема нарушения прав ребенка становится все более актуальной в последние годы. Все ли дети знают о своих правах, и понимают о чём идёт речь в Конвенции о правах ребёнка?

Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка можно не только на примерах из нашей жизни, но и используя литературные произведения. Сказки. С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. Интересно, а как в сказках можно проследить нарушение прав?

Цель: Изучение основных прав ребёнка в известных сказках.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по теме работы;

  2. Провести исследование сказок с целью выявления нарушения прав ребёнка;

  3. Дать представление об основных правах человека в известных сказках ;

  4. Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.

Объект: Нарушение прав ребёнка.

Предмет: Конвенция  ООН «О правах ребенка», сказки.

Сегодня в российском обществе очень востребованы правовые знания. А идеи, как по – новому их преподнести детям, причем даже самым маленьким, занимают многих.

В нашей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: если использовать познавательные, информационные и воспитательные возможности сказок, то это повысит нравственное и правовое воспитание детей школьного возраста, причем можно будет это делать уже в начальной школе. Такой подход к проблеме исследования предполагает использование следующих методов: анализ художественной литературы по теме исследования, анкетирование.

  1. Основная часть.

  1. История создания основного закона о правах ребёнка и перечень статей.

В человеческом обществе всегда существовали законы (писаные и неписаные), по которым люди жили, общались, трудились. В каждом законе определялись основные права и обязанности людей. Однако, не все люди соблюдали законы. Нежелание жить по воле государства порождало войны.

Человечество всегда мечтало покончить с войнами, которые несут людям смерть и разрушения. Вот почему еще в годы 2-ой мировой войны СССР, США, Великобритания и Китай выразили намерение создать международную организацию для предотвращения таких ужасных событий в будущем, для поддержания мира и безопасности, укрепления мирного сотрудничества между государствами. Она была создана 24 октября 1945 года. На основе добровольного соглашения суверенных государств был подписан Устав Организации Объединенных Наций (ООН).

Приоритетное значение в деятельности ООН имеет работа по реализации и защите прав и свобод человека. 20 ноября 1948 года Генеральная ассамблея ООН приняла документ международного значения — Всеобщую Декларацию прав человека. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет.

Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребёнка):

  • Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста;

  • Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений;

  • Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие;

  • Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности;

  • Статья 9. Право на общение с обоими родителями;

  • Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы;

  • Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения;

  • Статья 14. Право исповедовать любую религию;

  • Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний;

  • Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию;

  • Статья 17. Право на доступ к информации;

  • Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия;

  • Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство;

  • Статья 27. Право на достойный уровень жизни;

  • Статья 28. Право на образование;

  • Статья 31. Право на отдых и досуг;

  • Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы;

  • Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения;

  • Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях;

  • Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

На наш взгляд, главной статьей из 54 является статья 6. Право на жизнь, записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий и здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым — помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.

  1. Сказки – учебник жизни.

Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас без изменений — некоторые прошли литературную обработку, став, таким образом, понятнее и доступнее современному человеку. Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками — ведь «возраст» многих сказок исчисляется тысячелетиями! 
С детства все мы верим в сказки, переживаем приключения героев как свои собственные, жмуримся от страха в самые опасные моменты и радуемся счастливым чудесам. А главное — мы всегда знаем, что всё закончится хорошо. Волшебный язык сказки пробуждает веру в то, что нам всё по плечу, что любую проблему можно решить, стоит только этого захотеть. Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Иван-царевич символически являет собой мужское начало и мужские ценности, в нём заключена сила защитника своей родной земли, чести и совести. Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие образы – символы женского начала, это непременные символы мудрости, любви, Родины. Герои русских сказок отличаются такими светлыми человеческими качествами, как благородство, добросердечность, храбрость, находчивость, а добрые силы в сказках всегда одерживают верх. Среди положительных героев русских народных сказок есть и храбрые царевичи, и былинные богатыри, и простые крестьяне, и целый ряд женских образов. 

Любимый герой русских народных сказок – Иван-царевич. Это известный всем положительный персонаж, который борется со злом, помогает слабым и обиженным. Зачастую это младший из трёх сыновей царя. В некоторых сюжетах Иван вовсе и не знает о своём царском происхождении, но, тем не менее, олицетворяет собой благородство и добрые качества души. Например, он борется с Кощеем, одолевает его, спасает жену или прекрасную царевну. И за своё героическое поведение и добрые дела этот герой народных сказок получает полагающееся ему царство или чужие полцарства, и царскую дочь, и прочие волшебные умения.

Изначально собирать сказки начали немецкие сказочники братья Гримм. Русские народные сказки впервые стали записываться А.Н. Афанасьевым, самым древним собирателем и издателем наших сказок. Он стремился сохранить источники в своей первозданной красоте, не внося в них изменения. Также важную роль в собирании детского фольклора сыграл В.И. Даль.

С давних пор сложилась традиция разделения сказок на три большие группы: сказки о животных, волшебные и социально-бытовые. Но мы понимаем, что нельзя провести четкую границу, отделить одну от другой. Например, популярные сказки о животных зачастую содержат волшебные элементы, и наоборот. 

Сказки о животных – самая древняя их разновидность. Герои сказок – волк, заяц, кот, медведь и многие другие животные («Петушок – золотой гребешок», «Звери в яме»). Обычно всё повествование сосредоточено вокруг того зверя, который отличается особой хитростью и сообразительностью, символом, их стала Лиса, более известная как Лиса-Патрикеевна, Лисичка-сестричка. Например, часто встречаются сюжеты, в которых она обманывает волка или других животных («Лиса и волк», «Лиса и заяц»).  Также всем известна народная сказка «Колобок». Старик со старухой испекли Колобок, который ожил и убежал из дома. Вся сказка строится на повторении однородных эпизодов: Колобок встречается с разными героями, которые намереваются его съесть. Всем он поёт свою песенку, от всех ему удается убежать. От всех, кроме Лисы, как известно. Сказки о животных в яркой иносказательной форме отражают человеческий мир.

В волшебных сказках мы часто находим мотив испытания. Всем известна и сказка «Морозко», в которой добрую девушку Настеньку злая мачеха отправила замерзать в зимний холодный лес. Добрый волшебник Морозко по традиции сначала испытывает девушку, а потом награждает её.
Главные особенности волшебных сказок – это мотивы превращения, с которыми мы сталкиваемся в текстах «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-Лягушка». Алёнушка – один из самых трогательных и любимых персонажей русских народных сказок. Она проходит множество трудных испытаний, чтобы спасти своего братца Иванушку, который нарушил запрет и потому превратился в козлёнка. Царевна-лягушка, которую Иван-Царевич находит на болоте, оказывается прекрасной доброй царевной, наказанной Кощеем. 

В волшебных сказках кроме людей простого звания (мужика, солдата и т.д.) героями являются цари и царевичи, короли и королевичи. Необычно в волшебной сказке и место действия героев. В отличие от бытовых сказок, события которых происходят в привычной для крестьянина обстановке, действие волшебных сказок, как правило, начинается в незнакомом для крестьянина царском дворце, а затем переносится уже в совершенно фантастический мир — за моря и океаны, в тридевятое царство и тридесятое государство, в страшное подземелье и т. п.

Как правило, герой сказки должен пройти через ряд испытаний. Причём каждое последующее задание обязательно значительно труднее предыдущего. Таким образом, волшебная сказка очень привлекательна своим необыкновенным миром. Этот чудесный мир, его фантастические образы и картины удивляют и поражают. Сказки учат смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делают это без скучных наставлений, просто показывают, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. 

Бытовые сказки. Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). В социально-бытовых сказках нашли свое отражение черты народного быта русских людей с самых древних времен. Здесь мы находим такие мотивы и темы, как сказка о трёх братьях, в которых всегда есть противопоставление младшего старшим; это сказки о правде и кривде, о злой мачехе и умной доброй падчерице, о смышленых героях в противопоставление глупым баринам («Каша из топора»). Чтобы получить награду, герои сказки должны приложить немало усилий и проявлять такие положительные человеческие качества как, например, доброта и храбрость.

Русские народные сказки несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями. Сказки баюкают, погружают в атмосферу волшебства и чуда. Они учат взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины.

Сказочный мир необыкновенен, он живой, он одушевлён. Обязательными атрибутами этого мира являются чудеса, необыкновенные животные, птицы, растения, внезапные превращения, талисманы, вещие слова.

В сказке то, чего не было и не могло быть, рассказывается так, как будто произошло на самом деле. Сказка утверждает такие человеческие качества, как доброту, справедливость. Она защищает обиженных, воплощает то, о чём мечтают люди. Волшебная сказка, как правило, длиннее других видов сказок.

Мы прочитали много сказок и можем сказать, что для нас сказка открыла удивительный мир волшебства, где добро побеждает зло, где каждый получает то, что заслуживает, где сбываются мечты. Это невероятная страна фантазий и чудес, которая учит человека быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелость. Дарит надежду, а иногда, даже помогает принять верное решение в сложной жизненной ситуации. 

  1. Права и обязанности в сказках.

Многие дети нашего возраста не знают о своих правах. Можно ли дать азы правовой культуры маленьким гражданам? Как донести до малышей столь непростую тему? Ответ простой – на примере сказки! В них человеческие пороки выставлены на позор, осуждены хитрецы, лжецы, обманщики, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло, правда побеждает ложь. Основная мысль сказки в том, что человек должен за свое преступление получить наказание по заслугам.

Сказки

Соблюдение прав

Нарушение прав

Гуси-лебеди

Баба Яга пользуется правом на свободное перемещение на метле, право владеть имуществом

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 34. Государство обязуется защищать ребёнка от всех форм эксплуатации, предотвращать похищение, торговлю детей. Похищение ребенка – уголовно наказуемое преступление

Морозко

Право на труд

Право на справедливое вознаграждение за труд

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений

Статья 6. каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 16 Право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на честь и репутацию

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Статья 33, 34 Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство

Статья 37 Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом

Иванушка и сестрица Аленушка

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Приключения Буратино

право на учёбу, развитие

ст.17 право человека владеть и распоряжаться своим имуществом, свобода передвижения, право на семью, заботу

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

право на свободу и свободный труд за вознаграждение,

Право на бесплатное образование.

защита от безработицы.

Право на неприкосновенность жилища.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Колобок

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6 каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка. Посягательство на его жизнь, угроза быть съеденным

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Волк и семеро козлят

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 12 Неприкосновенность жилища.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Маша и медведь

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 37. Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом.

Маугли

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 23 Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Золушка

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством

право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня

право на имя, т.к. Золушка – не имя, а прозвище

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Красная шапочка

Право на семью

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

нарушено право на неприкосновенность жилища

право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

право на имя, т.к. Красная Шапочка – не имя, а прозвище.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

На безопасность

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Белоснежка и семь гномов

Право на свободу мирных собраний

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Айболит

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

право гражданина на защиту вне зависимости от местонахождения

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

По щучьему велению, по моему хотенью

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии

Три поросенка

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями. А родители несут ответственность и обязаны воспитывать и оберегать детей. Если родителей у них нет, то органы опеки должны о них позаботиться.

право на неприкосновенность жилища

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Серая шейка

право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Дюймовочка

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Сказка о рыбаке и рыбке

Статья 17. Право на доступ к информации.

право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

право свободного передвижения и выбора местожительства

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень изни.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Ледяная избушка

Право на защиту

право на неприкосновенность жилища

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Лягушка-путешественница

право свободного передвижения и выбора местожительства, право свободного волеизъявления

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

право на личную неприкосновенность, жизнь

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Кот в сапогах

право на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений, свобода передвижения

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Бременские музыканты

право на свободу мирных собраний, свободу передвижения

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

3. Права и обязанности в сказках.

Многие из школьников, особенно в младшем и среднем школьном звене, не знают о своих правах. Можно ли дать азы правовой культуры маленьким гражданам? Как донести до малышей столь непростую тему? Ответ простой — посредством сказки! В них человеческие пороки выставлены на позор, осуждены хитрецы, лжецы, обманщики, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло, правда побеждает произвол. Основная мысль сказки в том, что человек должен за свое преступление получить наказание по заслугам, что наказание является естественным последствием его преступления.

Статья

Сказка

Статья 6 Конвенции Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

  • «Колобок»,

  • «Волк и семеро козлят»,

  • «Зимовье зверей»,

  • «Три поросенка»;

  • К.И.Чуковский «Муха-цокотуха»,  «Тараканище», «Бармалей», «Доктор Айболит»;

  • Д. Н, Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;

  • В. В. Бианки «Оранжевое горлышко»;

  • Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»;

  • Братья Гримм «Бременские музыканты»;

  • Ш. Перро «Красная Шапочка», «Кот в сапогах»;

  • А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»,

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

  • Р. Киплинг «Маугли»

Статья 7 Конвенции Право на имя 

  • X. К. Андерсен «Дюймовочка»;

  • Ш. Перро «Золушка».

Статья 11Конвенции Право на защиту от насильственного перемещения

  • «Гуси-лебеди»,

  • «Волк и семеро козлят»,

  • «Жихарка»;

  • С. Я. Маршак «Терем-Теремок»;

  • X. К. Андерсен «Дюймовочка»;

  • Братья Гримм «Снежная королева».

Статьи 12,13,14

Конвенции

Право на свободное выражение мысли 

  • В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»;

  • Дж. Родари «Чиполлино»;

  • Р. Киплинг «Маугли»

  • X. К. Андерсен «Новое платье короля».

Статьи 12, 16

Конвенции

Право на защиту ребенком своих прав и интересов 

  • С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

Статья 16 Конвенции Право на жилище 

  • «Теремок»,

  • «Рукавичка»,

  • «Зимовье зверей»,

  • «Заюшкина избушка»,

  • «Коза-дереза»,

  • «Заяц, лиса и петух»,

  • «Заячьи слезы»,

  • «Три медведя»;

  • С. Я. Маршак «Кошкин дом»,

«Терем-Теремок»;

  • Английская народная сказка «Три поросенка»;

  • Дж. Родари «Чиполлино»;

  • Братья Гримм «Бременские музыканты»;

  • Р. Киплинг «Маугли»

  • X. К. Андерсен «Гадкий утенок».

Статья 18 Конвенции Ответственность семьи за ребенка 

  • С. В. Михалков «Праздник непослушания»;

  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Статья 19 Конвенции Право на защиту чести и достоинства

  • «Заюшкина избушка»,

  • «Коза-дереза»,

  • «Заяц, лиса и петух»,

  • «Заячьи слезы»;

  • А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;

  • К. И. Чуковский «Тараканище»;

  • X. К. Андерсен «Гадкий утенок».

Статья 19 Конвенции Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия

  • Сказка «Крошечка-Хаврошечка»;

  • С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»;

  • Английская народная сказка «Три поросенка»;

  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;

  • Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка»;

  • Д. Р. Киплинг «Слоненок»;

  • X. К. Андерсен «Дюймовочка»;

  • К. И. Чуковский «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Тараканище»;

  • А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Статья 23 Конвенции Права детей-инвалидов   

  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;

  • X. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Статья 24 Конвенции Право на охрану и укрепление здоровья 

Статья 10 Закон РФ «О правах ребенка» Обеспечение прав детей на охрану здоровья

  • Сказка «Петушок и бобовое зернышко»;

  • К. И. Чуковский «Доктор Айболит»;

  • Г. Б. Остер «Зарядка для хвоста.

Статья 27 Конвенции Право на достойный уровень жизни

  • Сказка «Крошечка-Хаврошечка»;

  • Б. С. Житков «Храбрый утенок»;

  • Дж. Родари «Чиполлино»;

  • Ш. Перро «Кот в сапогах», «Золушка»;

  •  X. К. Андерсен «Гадкий утенок».

Статья 28 Конвенции Право на образование 

Статья 9. Закон РФ

«О правах ребенка»
Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания

  • Дж. Родари «Чиполлино»;

  • А. К. Толстой «Золотой ключик, или Приключения

Буратино».

Статья 30 Конвенции Равноправие (недискриминация) детей 

  • Дж. Родари  «Чиполлино».

Статья 31 Конвенции Право на отдых 

  • Ш. Перро «Золушка»;

Статья 32 Конвенции Право на труд (защита от эксплуатации) 

  • «Крошечка-Хаврошечка»,

  • «Жихарка»;

  • С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»;

  • Ш. Перро «Золушка».

Статья 38 Конвенции Запрещение участия детей в военных действиях

  • А. П. Гайдар «Сказка о Мальчише-Кибальчише».

Заключение

Таким образом, в сказках мы видим большое количество нарушений прав человека. Практически нет сказок, где соблюдались бы все нормы Конвенции. Причем, что интересно, права соблюдаются в сказках, где главными героями являются взрослые люди, а если участниками событий становятся дети, то там больше всего нарушений. Много нарушений в сказках связанных с героями, физически или психологически недееспособными: Маугли, падчерицы, сироты и т.д. эти герои наиболее уязвимы, и в сказках это хорошо отражено. И в современном мире есть дети, живущие исключительно в трудных условиях, и такие дети нуждаются в особом внимании. Это:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;

  • безнадзорные и бездомные дети;

  • дети-инвалиды;

  • дети, оказывающиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую

они преодолеть самостоятельно не могут.

Им всем нужна помощь.

Самой часто нарушаемой статьей является право на жизнь, право на образование, право на справедливое вознаграждение за труд, свобода волеизъявления. Но все равно рано или поздно обидчики будут наказаны, а добро восторжествует. И этим сказка отличается от реальности.

Теперь мы знаем, какими правами обладают дети. Но, к сожалению, права ребёнка соблюдаются не везде и не всегда. Иной раз приходишь в отчаяние от того, как часто дети подвергаются мучениям и гибели, а окружающие остаются в стороне. Но, вопреки всему и всем, Конвенция о правах ребёнка имеет очень большое значение и остаётся важной для детей. Она призвана защищать детей от произвола и обид со стороны взрослых. Такова её цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Должны ли мы отказываться от маленьких шагов, которые возможны? Начнём в нашем непосредственном окружении: в семье, в школе, на нашей улице. Мы должны объединить свои усилия для более крупных шагов. Если бы взрослые помнили, что они сами когда-то были детьми, точно так же, как все дети знают, что они когда-то будут взрослыми, тогда мы нашли бы совместный путь к осуществлению прав ребёнка.

Права есть, как у взрослых, так и у детей. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Личные права есть у каждого человека. Иногда они нарушаются, но они у нас есть! За их исполнение и нужно бороться – обращаться за помощью к гражданам, общественным организациям, государственным властям и даже ко всему человечеству. Права есть, как у взрослых, так и у детей. Главное право – право на любовь и защиту, гаранты этих прав – мама и папа. В современном обществе у каждого человека с рождения много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважай чужие права!

Список литературы:

  1. А.С. Пушкин детям. – Москва: «Астрель», 2000г.

  2. В гостях у сказки. Русские и зарубежные сказки. – Москва: «Росмэн», 2008г.

  3. Любимая книга для чтения. – Москва: «Росмэн», 2009г.

  4. Любимые русские сказки. – Москва: «Махагон», 2008г.

  5. Сказки Г.Х. Андерсена. – Москва: ЗАО Комапания «Махагон», 2008г.

  6. Маршак С. Двенадцать месяцев. Москва: «Росмэн», 2009г.  

  7. Вороньев А.Н. Книга для чтения. Серия «Дружок» М., Просвещение, 2008. 

  8. Крючков С.В. Русские народные сказки. М.: Просвещение, 2005. 

  9. Шабельник, Каширцева Ваши права. – М., 2011.

  10. «Фестиваль педагогических идей» / http://festival.1september.ru/articles/502414/

  11. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс»

«Конвенция о правах ребенка»

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/

Основные тезисы учебно-исследовательского проекта на тему:

«Конвенция о правах ребенка в сказках».

Авторы работы: Каримов Имиль ученик 3б класса и Фролова Дарья ученица 3а класса МБОУ СОШ №10.

Научные руководители: учителя начальных классов Капустина Татьяна Алексеевна и Талинова Людмила Дмитриевна

Проблема: С 1 класса на классных часах и на внеурочной деятельности мы начали знакомиться с правами ребёнка. Мы сразу погрузились в мир новых слов, сложных явлений, событий. Понять многие из них достаточно сложно нам — детям XXI века, но интересно. Мы учимся жить в обществе, знакомимся с нашими правами. На уроках мы уже поняли: как плохо мы знаем свои права, не умеем защищать себя законными методами. И наши учителя часто проводят уроки, используя знакомый нам с детства материал – сказки. И в таком случае проблем с пониманием уже не возникает. И мы в своей исследовательской работе хотим показать, что можно изучать наши права в такой форме, чтобы было интересно и понятно всем детям, т.е. использовать как один из видов источника информации сказки.

Цель исследования: Изучение основных прав ребёнка через известные сказки.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по теме работы;

  2. Провести исследование сказок с целью выявления нарушения прав ребёнка;

  3. Дать представление об основных правах человека через известные сказки;

  4. Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.

Объект исследования: Нарушение прав ребёнка.

Предмет исследования: Конвенция  ООН «О правах ребенка», сказки.

В нашей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: если использовать познавательные и воспитательные возможности сказок, то это будет способствовать нравственному и правовому воспитанию детей школьного возраста. Такой подход к проблеме исследования предполагает использование следующих методов: анализ художественной литературы по теме исследования, анкетирование. 

Результаты: в своей исследовательской работе мы изучили Конвенцию о правах ребёнка и сказки как отечественных, так и зарубежных авторов. Сказки — хранилище позабытой народом информации о правовых событиях. В сказках мы видим большое количество нарушений прав человека. Практически нет сказок, в которых соблюдались бы все нормы Конвенции. Причем, что интересно, права соблюдаются в сказках, где главными героями являются взрослые люди, а если участниками событий становятся дети, то там больше всего нарушений. Много нарушений в сказках связано с героями, физически или психологически недееспособными: Маугли, падчерицы, сироты и т.д. Эти герои наиболее уязвимы, и в сказках это хорошо отражено. Этот факт говорит нам о том, что именно эти дети нуждаются в большей защите государства, поддержке общества. Самой часто нарушаемой статьей является право на жизнь Статья 6 Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие. ( колобок, Красная Шапочка, Семеро козлят, Три поросёнка)

право не разлучаться с родителями без желания Ребенок имеет право знать своих родителей и право на их заботу (В сказках Гуси-лебеди, Золушка, Дюймовочка) , право на собственное мнение Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам затрагивающим ребенка (В сказках Маугли, Чеполлино), право на личную жизнь и неприкосновенность Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь (В сказках Теремок и Морозко) , право на пользование услугами здравоохранения ( В сказке Айболит), право на образование Ребенок имеет право на получение образования которое должно быть бесплатным и обязательным (В сказке Золотой ключик или приключения Буратино), право на отдых и досуг Имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту (В сказке Золушка) . В современном обществе эти проблемы также не решены. И сегодня громко звучат судебные процессы, связанные с убийством детей в США, с физическим насилием детей, незаконным вывозом за границу и т.д. И часто дети просто не знают, что в отношении их нарушены права, не знают, что можно предпринять против обидчика, значит вопрос о правовом образовании школьников востребован и современен.

Мы провели анкетирование среди учащихся первых и третьих классов с целью узнать, каждый ли ребёнок знает о том, какие права он имеет и в каких документах они закреплены.

Анализ анкетирования показал, что ученики 3 классов владеют большей информацией, чем ученики 1 классов, хотя и не в полном объёме. К сожалению, реальность отличается от сказок.

Выводы: Наше исследование подтверждает, что сказка может использоваться как материал для изучения прав человека, правда больше примеров нарушения прав. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации. И нам, современным людям, также не надо забывать об этом. Сказки — это настоящая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего.

Приложение

«Проверь себя» — тест на уровень правовой грамотности

Права ребенка, согласно

«Конвенции о правах ребёнка»

сказок

Русские народные сказки

  1. Неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие (ст. 6)

  1. Иван-царевич и серый волк

  2. Пёрышко Финиста Ясна сокола

  3. Царевна-лягушка

  4. Кощей Бессмертный

  5. Гуси-лебеди

  6. Сивка-бурка

  7. Терёшечка

  8. Морозко

  9. Хаврошечка

  10. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

  11. Семь Симеонов

  12. Лисичка-сестричка и серый волк

  13. Теремок

  14. Волк и семеро козлят

  15. Колобок

  16. Медведь и лиса

  17. Маша и медведи

  18. Никита Кожемяка

  19. По щучьему велению

  20. Царевна-несмеяна

  21. Кот и лиса

  22. Зимовье зверей

  23. Заяц-хваста

  24. Бобовое зёрнышко

  25. Петушок-золотой гребешок и жерновцы

  26. Репка

  27. Маша и медведь

  28. Три медведя

  29. Машенька и медведь

  1. Право на регистрацию с момента рождения; право на имя, приобретение гражданства; знание родителей и на их заботу (ст. 7)

  1. Право на свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребёнка, если он способен их сформулировать (ст. 12)

  1. Право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на честь и репутацию (ст. 16)

  1. Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом (ст. 37)

  1. Право на свободу мысли, совести и религии (ст. 14)

  1. Право на образование, в том числе бесплатное и обязательное начальное, доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого (ст. 28)

  1. Право на полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство и активное участие в жизни общества (ст. 23)

  1. Право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний

  1. Право на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (ст. 31)

  1. Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство (ст. 19, 33, 34)

Занятие «Сказочная книга прав ребёнка»

В ней всегда конец хороший,

Добрый молодец пригожий.

Даю еще одну подсказку,

Все дети на ночь любят … (сказку)

«Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» 

— Сегодняшнее задание будет связано со сказками, но будет оно необычное, поучительное.

— Выбрать карточки с названиями сказок.

«Курочка Ряба» «Умники»

«Репка» «Умники»

«Теремок» «Умники»

«Колобок» «Умники»

«Гуси-лебеди» «Умники»

«Золушка» «Знайки»

«Красная Шапочка» «Знайки»

«Дюймовочка» «Знайки»

«Двенадцать месяцев» «Знайки»

«Три медведя» «Знайки»

«Кот в сапогах» «Знайки»

Сейчас вы разделитесь на команды: «Умники» и «Знайки» (названия команд на обратной стороне сказок).

Тема нашего занятия «Права ребёнка» (на доске).

Сегодня мы с вами поговорим о правах детей. Есть специальный документ, который называется «Конвенция о правах ребёнка». Этот документ только для детей.

Презентация «Права детей».

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают всех на свете.

В Конвенции о правах ребенка говорится:

Ребёнок имеет право: (карточки на партах, по одному выходят, читают полным ответом)

  • на жизнь; +

  • на имя; +

  • на семью; +

  • на защиту от тяжелого труда; +

  • на бесплатное образование; +

  • на бесплатную медицинскую помощь; +

  • на неприкосновенность жилища; +

  • на личное имущество; +

  • на отдых; +

  • на хорошее питание. +

У нас сегодня встреча не простая,

Волшебную мы книгу полистаем.

Едва страницу первую откроем,

Увидите вы сказочных героев,

Смотрите лучше, и тогда у них

Вы о правах узнаете своих.

ПРАВА ДЕТЕЙ В СКАЗКАХ (команды отвечают по очереди).

1. Право на жизнь.

Первая страница. Сказка «Красная Шапочка».

«– Бабушка, а почему у вас такие большие зубы?

– А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!

Не успела Красная Шапочка и охнуть, как Волк бросился на нее и проглотил».

— Какое право Красной Шапочки и бабушки он нарушил?

— Это право на жизньНикто не имеет права лишать жизни другого человека.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

2. Право на имя.

Вторая страница. «Снегурочка».

– А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем.

— Давай, — говорит старуха.

Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить.

Глядь — а у нее губы порозовели, глазки открылись, закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.

Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются. И дали они дочке имя Снегурочка».

— Какое право дано девочке в этой сказке?

— Каждый ребенок имеет право на имя.

— Кто дает вам имя?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

3. Право на семью.

Третья страница. «Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

«Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

Налетели птицы, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, глядь — братца нету! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что плохо ему будет без отца с матерью, — братец не откликнулся».

— Какое право мальчика нарушено в сказке?

— Каждый ребёнок имеет право на семью.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

4. Право на бесплатное образование.

Четвертая страница. «Приключения Буратино».

— Папа Карло, а как же я пойду в школу без азбуки?

Папа Карло почесал в затылке. Накинул на плечи свою единственную старую куртку и пошел на улицу.

Он скоро вернулся, но без куртки. В руке он держал книжку с большими буквами и занимательными картинками.

— Вот тебе азбука. Учись на здоровье.

— Папа Карло, а где твоя куртка?

— Куртку-то я продал. Ничего, обойдусь и так…

— Какое право дано Буратино в сказке?

— Каждый ребенок имеет право на образование.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

5. Право на медицинскую помощь.

Пятая страница. «Айболит».

Он под деревом сидит.

Всех излечит, исцелит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

— Как можно назвать это право?

— Каждый ребенок имеет прав на медицинское обслуживание.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

6. Право на неприкосновенность жилища.

Шестая страница. «Три поросенка».

«Волк очень рассердился. Он зарычал:
— Ну, погодите же! От этого дома сейчас ничего не останется!
И он принялся дуть. Дом немного покосился. Волк дунул второй, потом третий, потом четвертый раз. С крыши слетали листья, стены дрожали, но дом все еще стоял. И, только когда волк дунул в пятый раз, дом зашатался и развалился».

— Какое право сказочных героев здесь нарушено?

— Каждый ребенок имеет право на жилище

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ФИЗМИНУТКА («Собери слово»)

— Соединить две половинки слова.

7. Право на защиту от тяжелого труда.

Седьмая страница. «Золушка».

«С первого дня мачеха возненавидела свою падчерицу. Она заставляла ее делать всю работу по дому и не давала ни минуты покоя. То и дело слышалось:

– А ну, пошевеливайся, лентяйка, принеси-ка воды!

– Давай, бездельница, подмети пол!

– Посади розы, чтобы к утру расцвели, отбери горох от чечевицы, намели кофе на три года, и можешь ехать на бал!»

— Какое право Золушки нарушила мачеха?

— Право на защиту от тяжелого труда.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

8. Право на отдых.

Восьмая страница. «Двенадцать месяцев».

«– Что, на дворе метет?

– Так метет, что ни земли, ни неба не видать. Еле до дому добралась.

– Ну что, отдохнула, обогрелась? Надо тебе еще в лес сбегать.

– В лес? Я хворосту много привезла, на неделю хватит. Устала очень.

– Да не за хворостом, а за подснежниками. Собирайся, бездельница».

— Какое право падчерицы нарушила мачеха?

— Право на отдых.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

9. Право на личное имущество.

Девятая страница. «Царевна-Лягушка».

«В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашёл там кожу и бросил её в печь, сжёг на огне.

Василиса Премудрая возвращается домой, хватилась — нет кожи. Села она на лавку, запечалилась, приуныла и говорит Ивану-царевичу:

— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня в царстве Кощея Бессмертного».

— Какое право Царевны-лягушки нарушено?

— Право на личное имущество.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

10. Право на хорошее питание.

Десятая страница. «Лиса и Журавль».

«Она наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала ему и угощает.
Он стук-стук носом, стучал-стучал по тарелке, ничего не попадает.

На другой день журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол. Она начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает! Не лезет голова в кувшин».

— Какое право Лисы и Журавля нарушено?

— Право на хорошее питание.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ЗАГАДКИ.

«Сказки просят: «А сейчас,

Вы, друзья, узнайте нас!»

Загадаю вам, ребятки,

Очень трудные загадки.

Слушайте и не зевайте,

Всей командой отвечайте!

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто, хоть и длинно,

Он зовётся…(Чиполлино) (незаконное заключение Чиполлино под стражу (заключение несовершеннолетнего), плохо обращались с ним в тюрьме).

 Всех он любит неизменно,

Кто б к нему ни приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена… (Крокодил) Выяснив, что Чебурашка не умеет читать, Крокодил Гена хотел устроить его в школу.

Уймись, уймись, колдунья злая,

Себя надеждами не тешь-ка,

В лесу семь гномов повстречала –

Спасётся наша… (Белоснежка) Ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу.

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор… (Айболит) Право на медицинское обслуживание, помогает животным.

Враг людей и враг зверей.

Злой разбойник…(Бармалей) Право на жизнь, хотел кушать маленьких детей, бросил в огонь Айболита

Любит мёд, друзей встречает

И ворчалки сочиняет.

А ещё пыхтелки, кричалки, сопелки…Ух!

Забавный медвежонок… (Винни-Пух) Право на хорошее питание, не могли вытащить из домика Кролика

Она легко, как по канату,

Пройдёт по тоненькой верёвочке.

Она жила в цветке когда-то.

Ну, а зовут её… (Дюймовочка) Право на жизнь, на имя, на жилище, на здоровье

Скачет лошадь непростая,

Чудо-грива золотая.

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок,

Удивительный конёк,

Удивительный конёк

По прозванью… (Горбунок) Не такой, как все, люди бывают не такие, но имеют право на жизнь, дружбу, друзей

КРОССВОРД

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Я расту на радость маме,

Но приходится признать,

Чтоб я вырос лучшим самым,

Как мне много нужно дать!

Лишь появится ребёнок
И дышать начнёт едва,
То ему уже с пелёнок
Взрослые дают права.

Он имеет право жить,
Развиваться и дружить.

Иметь просторный, добрый дом,
Видеть тихий, мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать.

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым.

Хором… Я на свете не один.

АБ

Абрам Бульбаш

1.«Волк и семеро козлят» — Дети имеют право на семью, они живут с мамой и папой.
2.«Гуси – лебеди» — Гуси – лебеди налетели и унесли мальчика на крыльях к бабе Яге.
3.«Маша и медведь» — Медведь не хотел отпускать Машеньку. Говорил ей: «Будешь у меня жить, будешь кашу варить, меня кашей кормить. Машеньке наказывал, никуда без него не выходить.
4.«Красная Шапочка» -Волк проглотил красную Шапочку. Нарушено право на семью.
5.«Заюшкина избушка» — Лиса нарушила право на дом.
6.«Теремок» -нарушено право героя на жилье. Медведь хотел жить со всеми зверюшками в теремке. Полез на крышу и раздавил теремок.
7.«Три поросенка» -нарушено право героя на жилье. Волк разрушил домики у поросят, он сильно подул и домики развалились, только у Наф-Нафа домик уцелел.
8.«Зимовье зверей» -нарушено право героя на жилье.
Бык, баран, кот, петух и свинья построили домик в лесу. Голодные волки решили проникнуть в дом. Но звери подняли шум, и волки убежали.
9.«Золушка» -нарушено право на отдых.
10.«Крошечка – Хаврошечка» — нарушено право на отдых. Хозяйские дочки только у ворот сидели, а Хаврошечка на них работала, ткала, пряла.
11.«Морозко» -нарушено право героя на отдых. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Родную дочь мать любила, а падчерица работала, дрова и воду носила, печь топила, скотину кормила поила.

Да

Дарья

— “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).
— “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)
— “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу, право на гражданство).

  • Какое право зайца защитил петух в сказке заюшкина избушка
  • Какое наказание для преступника является самым страшным сочинение старуха изергиль
  • Какое понимание любви воплощено в рассказе грамматика любви
  • Какое наказание для преступника является самым страшным сочинение преступление и наказание сочинение
  • Какое помещение можно описать в сочинении