Какое волшебство в сказке иван крестьянский сын

Сегодня
на уроке мы:

·    
разберём
сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»;

·    
рассмотрим
её особенности как волшебной сказки.

А
чтобы нам не было скучно, давайте наведаемся к нашим старым знакомым:

дедушке
и Косте!


Может быть, сыграем партию в шахматы? – предложил Костя дедушке.


Давай, – согласился тот, – вот сейчас дочитаю, и сыграем.


А что ты читаешь? – спросил внук. – Очередной исторический роман?


Почти, – ответил дед.

Витя
посмотрел на обложку книги и рассмеялся.


«Русские народные сказки», – прочитал Костя вслух. – С каких это пор сказки
стали историческими произведениями?


На самом деле, сказки – это своеобразные исторические романы, – заметил
дедушка, – Только, конечно, очень сжатые.

У
нашей страны во все времена было огромное множество врагов. И все эти змеи, и
драконы, чудища и идолища, изображённые в сказках – это опоэтизированные
народом реальные враги русской земли.


Неужели это всё враги? – Костя был озадачен.


Да, – продолжал дедушка. – Ты можешь убедиться в этом сам, если прочтёшь сказку
внимательно и вдумчиво. Вот я сейчас как раз дочитываю сказку
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Давай порассуждаем о ней вместе.


Какая это сказка? – спросил Василий Петрович.


Волшебная, конечно, – ответил Костя.


Почему?


Так в ней сплошное волшебство: многоголовые змеи, один даже с оживляющим
огненным пальцем; кони с железными гривами и хвостами, и медной шерстью;
одежда, способная разрушить избушку; непробудный сон; волшебные ловушки…


Правильно, – одобрительно кивнул дедушка. – Это сказка волшебная. Но ведь и
«Царевна-лягушка» – тоже волшебная сказка. А схожи ли они?


Не совсем. В сказке «Царевна-лягушка» чудеса мирные, там даже сражения между
Иваном-царевичем и Кащеем Бессмертным нет. А в сказке «Иван-крестьянский сын и
чудо-юдо» − постоянные сражения, и с каждым разом всё опаснее!

Дело
в том, что сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» не просто волшебная, но волшебная
героическая
. Так называют сказки, в которых герою приходится сражаться за
родную землю с теми существами, которые хотят русскую землю захватить, а
русских людей уничтожить или покорить.

Сказка
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» отвечает всем требованиям героической
волшебной сказки. В ней есть зачин, есть развитие сюжета, есть счастливая
концовка.

Есть
в ней волшебные превращения, существа, предметы… И, конечно, в героической
сказке должны быть герои.

Давайте
же посмотрим на героев этой сказки!

Главный
герой – это Иван-крестьянский сын.

Он
не только силён и отважен, но также решителен, умён, ловок. Иван умеет видеть
опасность реальную и предвидеть возможную. Побеждает он не только силой и
умением, но и хитростью

Иван
– образец русского богатыря. Он не сидит без дела в мирное время, а в час беды
все силы отдаёт на борьбу с напастью. Он суров с врагами и незлобив с обычными
людьми. Иван не осуждает братьев за их лень и беспечность, а просто всё делает
сам.

Положительными
героями сказки являются также братья Ивана.

Но
это уже люди совсем другого склада. Братья – недалёкие, ленивые, самолюбивые.
Они настолько уверены в себе, что сначала даже не хотят брать Ивана с собой.

Беспечность
братьев поразительна. Они не только проспали «своих» змеев, но из-за них едва
не погиб и сам Иван.

Братья
ругают Ивана даже после того, как он дважды уничтожил смертельные ловушки. Они
совершенно не чувствуют себя виноватыми перед младшим братом.

Но
когда они прибегают на помощь брату, то сила их оказывается в сражении
решающей: последнего змея братья одолевают втроём.

К
положительным героям относятся также родители братьев и старушка,
приютившая их на ночь в своём доме. Они являют собой именно тот народ, который
добрые молодцы и хотят защитить. А старушка ещё как свидетель злодейств чудища
поощряет братьев на бой.

Говоря
о братьях Ивана, мы отметили несхожесть их характеров с характером младшего
брата. Но при всех своих недостатках они всё же положительные герои. Они
покинули родной дом, чтобы спасти родину от опасности, они помогают Ивану в
трудную минуту.

А
недостатки их для того и описывает сказка, чтобы дать «добрым молодцам урок».


Вот интересно, – заметил Костя. – В сказке «Царевна-лягушка» главные герои –
люди знатные. Царевич, Василиса, Царь… но получается, что волшебная сказка
может рассказывать и о подвигах простых людей?


Верно, – кивнул дедушка. – В этой волшебной героической сказке действуют
обычные крестьяне. Так тоже бывает.

С
кем же сражаются наши герои?

Ивану
и его братьям противостоят чудища, их мать и их жёны.

Обратим
внимание: в сказках враг всегда назван «поганым». Этим подчёркивалось,
что захватчики были иных верований и иной культуры, не признавали никаких
правил поведения. Старики и дети становились их добычей, потому что легче было
с ними справиться. Таковы и чудища сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Мы
уже говорили, что каждое следующее чудище было страшнее и сильнее предыдущего.
Больше становится голов, больше ловкости в бою, меньше уязвимости: у последнего
чудовища животворящий огненный палец. С первым Иван справился сравнительно
легко. Со вторым ему уже пришлось применить хитрость. А третье чудо-юдо
погубило бы богатыря при всей его отваге и силе, если бы не братья.

Этот
общий бой и общая победа в сказке описаны не зря. Героические сказки
создавались в те времена, когда раздоры между князьями дробили силы русского
войска. Врага приходилось встречать одному или двум-трём княжествам. А враг шёл
единым огромным войском. И победить его можно было только сообща.

Казалось
бы, после победы можно отдыхать, праздновать и вообще расслабиться. Но это
далеко не так. Никогда у настоящих богатырей, искренне любящих свою родину, не
было покоя. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» показывает это в полной
мере. Побеждены змеи, но остались змеихи. И опасность
едва ли стала меньше.

Зло
открытое и зло тайное – что страшнее? Змеи-чудища шли напролом, грозной силой
оружия. Змеихи используют колдовство и готовы
погубить исподволь, соблазнив приятной приманкой. Но планы-то одинаковы:
погубить богатырей.

Сказка
учит своих читателей, что даже после боя нужно всё равно быть осторожным и не
поддаваться на вражеские хитрости. Враг хитёр и коварен. Самые заманчивые вещи
могут выглядеть вполне правдоподобно, но быть ловушками и нести гибель. Откуда
в колодце посреди степи серебряный ковшик? Почему растёт одна, без сада, яблоня
с румяными яблочками?

Тут
явно какое-то волшебство!

А
волшебства в этой сказке – действительно предостаточно. Давайте вспомним
несколько моментов…

Братья
спят во время боя Ивана с чудищами и ничего не слышат.

Рукавицы
и шапка – пусть себе даже латные – способны избу разрушить.

Огненный
палец змея приставляет на место отрубленные головы.

Змеихи
превращаются по своему желанию в любой предмет.

Змеиха
пролизывает 12 железных дверей.

Братья
свободно бросают в змеиху по пуду соли (а ведь пуд –
это около 16 килограммов). Соль братья достают из заплечных котомок.


Это похоже на очень фантастику или фэнтези! – с горящими глазами заметил Костя.
– Во многих современных книгах и фильмах тоже есть чудовища, герои, магия…


И корни всего этого уходят в волшебную сказку, – улыбнулся дедушка. – Ведь
именно на основе волшебной сказки и появились эти жанры!


Пожалуй, перечитаю-ка я волшебные сказки на досуге, – решил Костя.

Что
же мы должны сегодня запомнить?

Волшебные
сказки, в которых герои сражаются за родную землю с какой бы то ни было
напастью, называются волшебными героическими сказками.

Волшебные
героические сказки – опоэтизированная история нашей страны.

В
сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» есть все элементы волшебной сказки.

В
этой сказке есть волшебные предметы, превращения и чудеса, волшебные животные и
колдуны.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Иван крестьянский сын и Чудо-юдо — анализ сказки

Иван крестьянский сын и Чудо-юдо — анализ сказки (5 класс)

Сказка «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» относится к волшебным сказкам: в ней изображаются необыкновенные, волшебные события, превращения, присутствуют фантастические существа. Она необычна тем, что сюжет ее не связан с любовью, женитьбой, дальними и долгими странствиями героя в поисках любимой. Тема произведения – защита родной земли от грозного и ужасного врага.

Уже в названии сказки подчеркивается происхождение героя — «крестьянский сын». Люди, живущие и трудящиеся на земле, готовы при необходимости и встать на ее защиту. Обратим внимание и на то, что на борьбу с врагом отправляются три брата, но только одного из них, младшего, древний сказитель сказки называет по имени. Он младше других, но подходит к походу со всей ответственностью: не спит в дозоре, проявляет предусмотрительность, смекалку и осторожность в тех случаях, когда остальные беспечны.

В бою с сильным и страшным чудищем он ловок, смел и мужествен. В его речи звучат пословицы, выражающие его спокойное достоинство, жизненную мудрость. В важные моменты боя он проявляет хитрость и смекалку: успевает бросить в глаза противнику горсть песка, вовремя понимает, что необходимо отрубить чудищу огненный палец.

В сказке используется традиционный прием – троекратный повтор: Ивану предстоит выдержать не одну, а три битвы с чудищем, каждая следующая при этом труднее и тяжелее предыдущей. Это усиливает значимость его победы, подчеркивает его выносливость, готовность стоять до конца. Ведь герой понимает, за что он бьется: за добро и правду, за простых русских людей.

В описании чуда-юда древний сказитель тоже использует традиционные сказочные приемы и символику: при его приближении замирает вся природа, его спутниками являются черный ворон и пес. Ворон издавна воспринимается как предвестник чего-то дурного, возможно, смерти. Ведь вороны кружат над полем боя, стремясь поживиться мертвечиной. Черный цвет в этих описаниях также служит страшным предзнаменованием.

Тем более славную победу одерживает герой сказки над противником. Важно, что в начале и конце произведения изображается крестьянский труд, мирная работа землепашца. Древний сказитель таким образом хочет подчеркнуть отсутствие всяческих воинственных намерений у героев: они исключительно мирные люди, и только опасность, грозящая родной земле, заставляет их браться за оружие.

Иван крестьянский сын и Чудо-юдо — анализ сказки

Иван крестьянский сын и Чудо-юдо - анализ сказки

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Дарьи Мелеховой в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

    Дарья Мелехова — героиня романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Она не входит в число главных героев произведения, но тем не менее, образ Дарьи очень интересен.

  • Сочинение на тему Мой любимый уголок природы

    Все люди любят отдыхать на природе. Одни едут в свой выходной день в лес, другие отправляются на дачу, а кто-то с удовольствием гуляет в ближайшем парке.

  • Анализ рассказа Астафьева Конь с розовой гривой 6 класс

    Прекрасный детский автор В. Астафьев писал произведения автобиографического направления, где рассказывал о своей деревенской жизни. Рассказ Конь с розовой гривой как раз относится к этим сочинениям

  • Сочинение Сравнительная характеристика Пьера Безухова и Андрея Болконского

    В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» два главных героя мужского плана. Пьер Безухов и Андрей Болконский. Андрею 27 лет, а Пьеру 20. Они друзья. Но очень разные.

  • Сочинение Описание усадьбы Коробочки (и деревни)

    Настасья Петровна Коробочка — небогатая помещица, одна из центральных героинь поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”. Овдовевшая женщина живет одна, самостоятельно ведет хозяйство в имении

­Как вы объясните название сказки? Почему речь идет только об одном герое и чуде-юде?

В названии сказки мы видим противоборствующие стороны: Ивана-крестьянского сына и чудо-юдо. Против чуда-юда собрались выступить три брата, но на самом деле сражался только младший Иван.  Чудо-юдо в названии дано в единственном числе (обобщенное зло), хотя на самом деле были три разных чудовища.

Чем занимались старик и старуха – родители трех братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?

Старик и старуха были крестьянами, занимались земледелием. Когда пришло известие, что скоро появится на их земле чудо-юдо и погубит всех людей, старики опечалились, и старшие сыновья приняли решение уехать из дома и сразиться с врагом. Младший Иван не захотел оставаться в стороне от общей беды и поехал вместе с братьями, родители не посмели отговаривать сына в такой страшный час, когда опасность нависла над всеми.

Кого встретили братья в деревне? Что убедило братьев в том, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с «чу­дом-юдом сразиться»?

Доехали братья до деревни, которая была разорена, только одна избушка и осталась, а кругом ни души, все порушено и выжжено. В доме нашли они старуху, которая рассказала о чуде-юде, которое уничтожило все вокруг, но ее пока не тронуло, видимо, она из-за старости своей не годилась чудищу в пищу. Бабушка похвалила молодцев за правильное решение ехать к калинову мосту и сразиться с чудом-юдом, чтобы спасти землю от гибели.

Как проявили себя братья в дозоре? Почему каждый новый бой с чудом-юдом становится всё тяжелее?

Подъехали братья к реке Смородине и решили держать дозор у калинова моста, чтобы не пустить в свои земли чудо-юдо. Только не устояли старший и средний братья перед сном, проявили беззаботность, и пришлось Ивану сражаться с двумя чудами-юдами о шести и девяти головах. А в третью ночь, в свой дозор, сразился Иван – крестьянский сын с самым большим чудом-юдом о двенадцати головах с огненным пальцем. И опять безответственные братья чуть не погубили Ивана и всех людей из-за своего крепкого сна. Каждый бой Ивана был труднее прежнего – таковы цена и испытание за свободу и счастье родной земли.  

Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, середине и конце сказки. С чем это связано? Кто и когда помогал братьям?

В начале сказки младшего брата называют ласково Иванушкой, потом Иваном, Иваном – крестьянским сыном его называют чуда-юда (видимо, было предсказано им, что только Иван – крестьянский сын сможет справиться с ними, потому что окружение чуда-юда  (конь, ворон и пес) чувствовало опасность при приближении к Ивану.

И не напрасно – все три боя выдержал только Иван и победил, и в конце сказки его величают Иваном – крестьянским сыном (это как взрослого уважаемого человека по имени отчеству).

На обратном пути помощь братьям оказали кузнецы, спрятав их в кузнице от матери-змеихи.

Какие черты характера Ивана – крестьянского сына раскры­ваются перед боем, во время боя и после него?

Иван – крестьянский сын очень ответственно относится к делу, он осознает, что враг хитер и силен, а потому бдительность необходима. После двух боев Иван понимает, что это еще не победа, что впереди самый страшный бой и призывает братьев помочь ему. Иван очень смел, он один на один выходит на битву с врагом, не боится прямо отвечать чуду-юду. Иван – защитник семьи и родной земли, он очень внимателен, потому ему удается узнать замыслы змеевых жен и матери-змеихи и спасти братьев от неминуемой гибели. Он не гордится и не хвастается своей силой и победами, он, младший, но по делам и уму оказывается единственным спасителем людей.

Подготовьте рассказ об Иване – крестьянском сыне.

Иван — крестьянский сын – младший в семье. Его все называли Иванушкой. Родители были крестьянами, пахали землю, сеяли зерно, без дела не сидели ни дня. Но пришла беда: разнесся слух, что чудо-юдо подбирается к их землям, а соседние уже разорил и людей уничтожил. Иван вместе с братьями собрался на защиту земли, хотя те и не хотели брать младшенького с собой – хотели, чтобы он остался на утешение родителям. Но мать и отец благословили всех троих сыновей на ратный подвиг.

И именно Иван оказался настоящим воином, смелым, находчивым, сильным, сумевшим в одиночку убить трехглавого и шестиглавого змей. И только в третьем бою братья ему помогли, но лишь тем, что выпустили на подмогу Ивану его верного коня.

На обратном пути Иван трижды спас братьев от смерти, и опять благодаря тому, что не спал, а подслушал разговор жен и матери змеев.

Мне думается, что в образе Ивана сказитель-автор отразил лучшие качества русского народа, которые проявлялись в минуты опасности и помогали защищать родную землю.


Подготовьте сказывание сказки, используя зачин, повторы, постоянные эпитеты, концовку; перескажите подробно диалоги, включая слова и отдельные словосочетания из текста. Например:

– Жили они – не ленились, целый день трудились: паш­ню пахали да хлеб засевали…

– Затужили старик со старухой, загоревали…

– В некотором царстве, в некотором государстве…

– И стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять…

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухой. И было у них три сына. Жили они – не ленились, целый день трудились: паш­ню пахали да хлеб засевали. И вот прокатился слух о грозящей беде: будто в соседних землях появилось чудо-юдо, которое людей убивает, землю разоряет, а города и села огнем сжигает.

Затужили старик со старухой, загоревали от такого известия, а старшие сыновья стали их успокаивать:

– Не печальтесь, батюшка и матушка! Мы поедем, найдем чудо-юдо и будем с ним биться насмерть, но в родную землю не пустим. А чтоб веселее вам было, пусть Иванушка с вами остается. Но не согласился со старшими младший брат Иванушка:

– Не смогу я спокойно дома сидеть да вас ждать – тоже поеду с чудом-юдом сражаться.

Не стали отговаривать Ивана отец с матерью, собрали в дорогу трех сыновей. А те сели на коней добрых, взяли с собой мечи булатные да котомки с хлебом-солью и отправились в путь.

Приехали в какую-то деревеньку, от которой и остался-то один дом. Зашли в него и увидели старуху на печи. Рассказала она братьям, что землю разорил и людей убил чудо-юдо. А когда узнала старушка, что братья его и ищут, чтобы сразиться с ним, похвалила добрых молодцев за решение правильное.

Приехали братья к калинову мосту на реке Смородине. Решили ночами дозор держать, чтобы не пропустить чуда-юдо на свои земли. В первую ночь дежурил старший брат, да уснул он и не слышал, как младший Иван сражался с чудом-юдом трехголовым. На следующую ночь средний брат пошел в дозор, но и он уснул. И опять бой принял Иван. Сражался он уже с чудом-юдом о шести головах.

Перед третьей ночью повел Иван своих братьев к мосту и показал им головы змеевы, предупредил, что нынче ночью будет самый страшный бой, а потому должны братья помочь ему, а не спать. Объяснил Иван, что должны сделать братья.

         Ночью появилось на мосту чудо-юдо о двенадцати головах. Ворон на его плече встрепенулся, конь под ним споткнулся, а пес сзади ощетинился.

– Что ты, конь мой, споткнулся? Отчего ты, ворон, встрепенулся? Почему, пес, ты ощетинился? Уж не Ивана ли крестьянского сына вы почуяли? Так он еще не родился, а и родился, то на бой не сгодился. Как дуну – так от него ничего и не останется.

         Вышел тут Иван перед врагом:

– Зря похваляешься, как бы не опозориться!

– А так это ты, Иван – крестьянский сын, и есть! Зачем пришел?

– На тебя посмотреть да с тобой сразиться.

– Да ты муха передо мной. Куда тебе силу мою пробовать!

         Отвечал тогда Иван чуду-юду:

– Я пришел не сказки тебе рассказывать и не твои сказки слушать, а сражаться с тобой на смерть!

         И начался тут бой. У этого чуда-юда был огненный палец, с помощью которого отрубленные головы у него вырастали вновь. Змей пытался хитрить, просил передышки, но Иван понимал, что это для него погибель. Пришла пора звать подмогу. Насилу разбудил Иван опять крепко спящих братьев. Те отвязали жеребца, который пришел на помощь хозяину. Как только удалось срубить огненный палец, сразу и дело у Ивана пошло. Победил он змея о двенадцати головах!

         После отдыха пошел Иван к каменным палатам, где жили чуда-юда со своими женами и матерью, подслушал их планы. Это помогло Ивану спасти братьев и себя на пути домой.

         А когда вернулись к родителям на родную землю, то стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять…    


Какие иллюстрации к этой сказке вам понравились? На что обращает внимание художник? Как вы себе представля­ете бои, которые вёл Иван – крестьянский сын с чудом-юдом? Опишите устно или нарисуйте.

В учебнике помещены две иллюстрации к сказке художника В. Бельтюкова. На первой мы видим встречу на калиновом мосту Ивана – крестьянского сына с чудом-юдом девятиголовым. С плеч змея взлетает ворон, конь под ним как бы в испуге приостановился, а сзади к земле прижался пес. Сам змей тремя головами дышит огнем. Иван же преградил путь чудищу и готов с ним сразиться. На другой иллюстрации мы видим момент боя Ивана с двенадцатиголовым чудом-юдом. Девять голов змея извергают огонь, но крепко обеими руками держит булатный меч Иван, его фигура полна решимости стоять до конца, но не пропустить чудо-юдо дальше.

Итак, вы прочитали и пересказали статьи об устном народ­ном творчестве, о сказках, познакомились с двумя волшебными сказками, подумали над их содержанием. Постарайтесь соста­вить развёрнутое устное высказывание о русском фольклоре, включив в него ответы на следующие вопросы: какие жанры устного народного творчества вам особенно близки? Какие осо­бенности народных сказок вам кажутся важными?

Фольклор – это устное народное творчество. Это то, что создавалось народом веками и передавалось из уст в уста, когда еще не было письменности. В фольклоре много жанров: песни, пословицы, обрядовые заклички, скороговорки, пестушки, загадки, считалки, сказки. Несмотря на то, что все это создано сотни лет назад, мы и сейчас пользуемся считалками, скороговорками, загадками, пестушками, закличками, и, конечно, все любят сказки.

Русские сказки особенные по своему укладу, герои сказок, как положительные, так и отрицательные – собирательные образы. В сказках выражается народная мудрость, они учат тому, как нужно жить, как поступать, как относиться к природе и людям. В сказках много постоянных эпитетов, присказок, есть загадки, повторы, свой ритм, сказки по-особенному начинаются и заканчиваются – все это обогащает нашу речь, делает ее выразительной и интересной.

Девять голов змея извергают огонь, но крепко обеими руками держит булатный меч Иван, его фигура полна решимости стоять до конца, но не пропустить чудо-юдо дальше.

Итак, вы прочитали и пересказали статьи об устном народ­ном творчестве, о сказках, познакомились с двумя волшебными сказками, подумали над их содержанием. Постарайтесь соста­вить развёрнутое устное высказывание о русском фольклоре, включив в него ответы на следующие вопросы: какие жанры устного народного творчества вам особенно близки? Какие осо­бенности народных сказок вам кажутся важными?

Фольклор – это устное народное творчество. Это то, что создавалось народом веками и передавалось из уст в уста, когда еще не было письменности. В фольклоре много жанров: песни, пословицы, обрядовые заклички, скороговорки, пестушки, загадки, считалки, сказки. Несмотря на то, что все это создано сотни лет назад, мы и сейчас пользуемся считалками, скороговорками, загадками, пестушками, закличками, и, конечно, все любят сказки.

Русские сказки особенные по своему укладу, герои сказок, как положительные, так и отрицательные – собирательные образы. В сказках выражается народная мудрость, они учат тому, как нужно жить, как поступать, как относиться к природе и людям. В сказках много постоянных эпитетов, присказок, есть загадки, повторы, свой ритм, сказки по-особенному начинаются и заканчиваются – все это обогащает нашу речь, делает ее выразительной и интересной.


1


Волшебная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли


2


Пересказ сказки Беседа по содержанию: а) К какому виду сказок относится эта сказка б) Как вы объясните название сказки? Почему речь идет только об одном герое и чуде-юде? Словарная работа герой Как вы понимаете слово герой? Сколько значений имеет это слово? герой а) герой это действующее лицо, персонаж художественного произведения. герой б) герой человек, совершивший героический поступок. в) Кого в сказке можно назвать героем?. Мы можем назвать героями, т. е. персонажами, всех братьев, но героический поступок совершает только младший брат, Иван.


3


3. Почему сказку «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» называют героической? 4. Чему посвящена эта сказка? Что она прославляет? Сказка «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству ответственности каждого за весь народ. Главный герой сказки не царского рода, он младший сын в простой крестьянской семье. Сказка прославляет крестьянский труд, смекалку, упорство и верность.


4


Составление плана сказки I. Сборы братьев в путь-дорогу. II. Встреча со старухой. III. Три ночи у реки Смородины. 1. Дозор старшего брата. Первый бой Ивана с чудом-юдом. 2. Дозор среднего брата. Второй бой Ивана с чудом-юдом. 3. Дозор Ивана. Третий бой с чудом-юдом. IY. Подслушанный разговор. Y. Обратный путь братьев. 1. Встреча с колодцем. 2. Встреча с яблоней. 3. Встреча с ковром и пуховыми подушками. YI. Счастливое спасение. YII. Возвращение домой.


5


Вывод: сказка состоит из нескольких частей, главные из которых сражения Ивана крестьянского сына с чудами- юдами и обратный путь братьев.


6


Иван крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя 1. Беседа по вопросам учебника Чем занимались старик и старуха родители трех братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке? (2-й вопрос.) Кого встретили братья в сожженной деревне? Что убедило братьев, что не напрасно они покинули родную землю и поехали «с чудом-юдом сразиться»? (3-й вопрос.) Как проявили себя братья в дозоре? (4-й вопрос.)


7


Почему каждый новый бой с чудом — юдом для Ивана крестьянского сына становится все тяжелее? Проследите по тексту, как называют Ивана крестьянского сына в начале, середине и конце сказки. С чем это связано? (5-й вопрос.) Какие черты Ивана крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя и после него? (6-й вопрос.) Кто и когда помогал братьям? Почему в конце сказки Иван возвращает- ся домой, к отцу, к матери, чтобы «поле пахать, рожь да пшеницу сеять»?


8


Мораль сказки Как можно сформулировать мораль сказки? Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы земли русской, это и помогло победить врага. Это подтверждается пословицами, в которых живёт народная мудрость: В каком народе живёшь, того обычая и держись. Своя земля и в горести мила. Чужая сторона – мачеха, родима сторона – мать. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. На Руси не все караси – есть ерши. В чужой монастырь со своим уставом не лезь.


9


Словесное рисование Если бы вы рисовали иллюстрации к сказке «Иван крестьянский сын и чудо-юдо», какие эпизоды вы выбрали бы? Устно опишите одну из иллюстраций.


10


Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. Изобразительный характер формул волшебной сказки Практическая работа Какие троекратные повторения действий или явлений мы встретили в сказке «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»? Еще одна особенность сказочной речи это повторы (не путать с повторениями!): если мы читаем жили, значит, следующее слово будет были; если в сказке есть путь, то это обязательно путь- дорожка. Давайте поищем в сказке примеры таких повторов. эпитет это художественное определение предмета. Какие еще постоянные эпитеты вы встречали в сказках? Формулы волшебных сказок. В «Царевне-лягушке» много слов и выражений, которые встречаются именно в русских народных сказках: диву дался, узорами мудреными, ни в сказке сказать, ни пером описать (см. рубрику «Обогащаем устную речь», с. 27). Благодаря этим выражениям сказка становится особенно красивой. Давайте поищем с вами такие выражения.


11


Самостоятельная работа Задание в парах. Выписать в тетрадь: 1 ряд — постоянные эпитеты; 2 ряд — повторы; 3 ряд — сказочные формулы. Постоянные эпитеты: чудо-юдо поганое, мечи булатные, на добрых коней, живой души, старая старуха, добрые молодцы, на калиновый мост, черный ворон, острый меч, страшный бой, сыра земля, буйные ветры, добрых людей, беда неминучая. Повторы: жили-были; в том царстве-государстве; города-села; затужили старик со старухой, загоревали; в путь-дорогу; с хлебом-солью; ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал; заснул крепко, захрапел громко; не спится ему, не дремлется; протирал да прочищал; огнем-пламенем пышут; огнем жжет- палит; одеваться-обуваться; яблоки спелые да румяные; ветер завыл, загудел; скакали-скакали; лизала-лизала.


12


Самостоятельная работа Сказочные формулы: Жили они не ленились… пашню пахали да хлеб засевали….снарядили… в путь-дорогу. Куда путь держите? Ближние царства хоть шаром покати….на дозор ходить……все тихо, никого не видать, ничего не слыхать. Как пошло время за полночь… Так он еще не родился, а если и родился так на бой не сгодился. Я его на одну руку посажу, другой прихлопну! Возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар не пропищал….по колена… в сыру землю вогнал. На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей крепости испробовать!…умыли, накормили, напоили и спать уложили. Долго ли, коротко ли ехали… Много ли, мало ли проехали……ветер тот прах во все стороны развеял.


13


Послушайте несколько предложений из сказки. Какой из малых жанров фольклора перед нами? Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего бранить его. Погоди хвалиться: как бы не осрамиться! ПОСЛОВИЦЫ


14


Домашнее задание 1) Подготовить рассказ об Иване-крестьянском сыне. 2) К уроку внеклассного чтения подготовить выразительное чтение или пересказ русских народных сказок: о животных, бытовой или волшебной (по одной сказке). 3) Нарисовать иллюстрации к выбранным сказкам.

Русская народная сказка «Иван -крестьянский сын и Чудо-юдо»
Анализ сказки для читательского дневника.

Жанр: волшебная народная сказка.

Читайте краткое содержание похожих сказок:
«Иван Быкович»
«Иван — коровий сын»

Главные герои сказки «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»

  1. Иван — крестьянский сын, главный герой сказки, русский богатырь, которого очень боялись Чуда-Юды, смелый и решительный, умный и хитрый.
  2. Старшие братья Ивана, также смелые и отважные. но очень ленивые, а потому всю битву проспали.
  3. Чудо-Юдо, три змея с шестью,девятью и двенадцатью головами, пали в битве с Иваном
  4. Жены Чудов-Юдов и их мать, злые и мстительные, коварные.
  5. Родители братьев, старики
  6. Старик в лесу, указал путь к горе с мечами
  7. Старуха в деревне, единственная, кто уцелел после набега Чуда-Юда.

План пересказа сказки «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»

  1.  Братья собираются в поход
  2. Иван идет с ними.
  3. Старик в лесу.
  4. Разграбленная деревня и старуха
  5. Река Смородина
  6. Бой с Чудом-юдой о шести головах
  7. Бой с Чудом-юдой о девяти головах.
  8. Наказ Ивана братьям
  9. Огненный палец
  10. Шапка Ивана
  11. Заговор жен и матери
  12. Колодец, яблоня и ковер
  13. Свинья.

Кратчайшее содержание сказки «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо» в 6 предложений для читательского дневника:

  1. Три брата отправляются на бой с Чудом-юдом
  2. Они достигают речки Смородины и Иван две ночи бьется с Чудом-Юдом
  3. Иван бьется с Чудом-юдом и в третий раз, но без помощи коня не может с ним справится
  4. Иван подслушивает речи жен и старухи-матери Чуда-юда
  5. Иван спасает братьев по дороге домой.
  6. Счастливое возвращение.

Главная мысль сказки «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»

Только тем, кто смел и борется за свою Родину достается победа.

Чему учит сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»

Эта сказка учит нас не боятся врагов, как бы сильны они не были. Учит решительности и смелости, учит тому, что надо быть хитрым и находчивым, чтобы разоблачать козни врага.. Учит любить свою землю.

Отзыв к сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»

Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» мне очень понравилась. У нее очень интересный сюжет со множеством приключений. Иван показал себя настоящим богатырем, заступником земли русской. Он смог справился с огромными чудищами и никакое коварство не помогло врагам. Эта сказка описывает торжество добра.

Признаки волшебной сказки в сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»

  1. Зачин и концовка
  2. Волшебные существа — Чудо-юдо, жены, мать
  3. Волшебные превращения — ковер, яблоня, колодец, свинья
  4. Героический подвиг

Пословица к сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»

Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот — кто победу творит.

Кто за правое дело стоит — тот всегда победит.
Не узнал доброго молодца — нечего страмить его.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»

Жили старик со старухой и было у них три сына. Но пришла беда на землю русскую, стало Чудо-Юдо жечь и убивать. Решили старшие братья на битву отправится, а младшего дома оставить. Да только Иванушка с ними пошел.

Взяли братья дубины. Но в лесу встретился им старик и сказал, где мечи взять, ведь с дубинами Чудо-Юдо не одолеть.

Приехали братья в деревеньку сожженную, а там только старуха одна живой осталась. Наказала она братьям извести супостата.

Приехали братья на речку Смородину и решили у калинового моста дозор держать.

Первым пошел в дозор старший брат, но скоро уснул. А Иван вышел в полночь и вовремя. Едет Чудо-Юдо о шести головах. Срубил Иван ему три головы, а потом и последние три отрубил.

На следующую ночь история повторяется. Уснул средний брат. а Иван с Чудом-юдом бился. Только было у того девять голов и успел он Ивана по колено в землю вбить.

Показал утром Иван братьям убитых чудищ и застыдились братья. Наказал Иван им не спать и помочь ему в битве.

Ночью явилось Чудо-Юдо о двенадцати головах и бился с ним Иван. Срубит три головы — Чудо-юдо огненным пальцем их на место приделает. Бросил Иван левую рукавицу братьям, спят братья, не просыпаются. Чудо-Юдо уже Ивана по пояс в землю вбивает.

Бросил Иван правую рукавицу — спят братья. По плечи его змей забил. 

Бросил Иван шапку и проснулись братья, коня выпустили. Конь Чудо-юдо отвлек, а Иван палец ему огненный отрубил и самого голов лишил.

Утром собирается Иван за мост калиновый, вроде кушак искать. А сам пробрался к дому Чуду-Юдову и услышал как жены и мать змеюка сговариваются братьям отомстить.

Поехали братья обратно, а тут жара и колодец стоит. Остановил братьев Иван и разрубил колодец. Это была первая жена Чудо-юда.

Далее яблоня росла. Разрубил Иван яблоню — то погибла вторая жена.

А потом ковер братья увидели, но Иван кушак на него бросил и сгорел кушак. разрубил Иван и ковер — это третья жена была.

Тут их мать чудо-Юда догоняет, в свинью огромную превратилась. Братья ей пуд соли в пасть кинули. Потом свинья начала выбирать за кем в первую очередь погнаться. тут Иван на нее запрыгнул и оземь стукнул. Погибла свинья.

Вернулись братья домой и больше никакие Чуда-юда там не водились.

  • Какое волшебное число повторяется в сказке царевна лягушка
  • Какое волшебное слово шепнул старичок мальчику в рассказе осеевой волшебное слово
  • Какое волшебное слово сказал старик на ухо павлику в рассказе в а осеевой волшебное слово
  • Какое водоплавающее существо исполняло капризы жены рыбака в сказке пушкина
  • Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути итоговое сочинение