Какое выражение часто употребляется в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс


Литературное чтение 2 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 101 (Школа России)

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина.
  • Год: 2021.
  • Серия: Школа России.
  • Издательство: Просвещение.

Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 101
странице по предмету литературное чтение за 2 класс. Ответы на задания: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9

литературное чтение 2 класс учебник Климанова (Школа России) - 1 часть страница 101

Учебник 1 часть — Страница 101.

Ответы 2021 года.

Номер 2.

Подумай, на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять? Обсудите с другом.

Симпатии автора на стороне старика. Автору нравится в нём доброта, скромность и бескорыстие. Это можно заметить по тому, как он ласково называет старика и указывает на его кроткий нрав.

Номер 3.

Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Рыбку действительно можно назвать благодарной, справедливой, доброй. Она хотела отблагодарить старика за подаренную жизнь, поэтому помогала ему. Рыбка справедливая, потому что наказала старуху за её жадность.

Номер 4.

Сравни начало и конец сказки.

Как в начале, так и в конце сказки старуха сидит у разбитого корыта.

Номер 5.

Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Главная мысль сказки А.С. Пушкина – довольствуйся тем, что имеешь; будь благодарен тому, кто сделал тебе добро.

Главная мысль соотносится с такими пословицами:
«Кто малым не доволен, тот большего не достоин».
«Многого захочешь – последнее потеряешь».
«Ненасытному всё мало».

Из сказки часто употребляется выражение «остаться у разбитого корыта».

Номер 6.

Проследи, как постепенно менялось море: море слегка разыгралось; помутилось синее море; не спокойно синее море; почернело синее море; на море чёрная буря. Почему так происходило?

С каждым новым желанием старухи море всё больше бушевало, поднимался шторм, вода меняла цвет. Так морская стихия реагировала на жадность старухи.

Номер 7.

Что было в сказке сначала, что – потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи.

План:
1. Старик поймал золотую рыбку, но пожалел и отпустил её.
2. Старуха посылает его обратно просить у рыбки корыто.
3. Старуха хочет новую избу. Желание исполняется.
4. Старуха хочет стать столбовою дворянкой. Рыбка исполняет желание.
5. Старуха хочет стать вольною царицей. Желание исполняется.
6. Старуха хочет стать владычицей морскою.
7. Старик идёт к рыбке, но та не отвечает.
8. Старуха остаётся у разбитого корыта.

Пересказ:
Возле синего моря стояла старая землянка, в которой жили старик со старухой. Жена пряла пряжу, а её муж ловил неводом рыбу. Так бы и жили они, если бы однажды старик не поймал золотую рыбку. Рыбка пообещала выполнить любое желание, если старик её отпустит. Однако старик пожалел золотую рыбку и отпустил просто так.
Старик рассказал своей жене о том, что произошло. Недовольная старуха сказала ему опять идти к морю просить у рыбки новое корыто. Желание исполнилось. В следующий раз попросила старуха новую избу. Старой всё было мало. Была она и столбовою дворянкой, и вольною царицей, но захотелось ей стать владычицей морской. Пошёл старик снова просить рыбку, но рыбка ему не ответила. Когда он вернулся домой, то увидел старуху у разбитого корыта.

Номер 8.

Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками А.С. Пушкина? Составь ответ, используя опорные слова из «Рабочей тетради».

Народные сказки всегда заканчиваются тем, что добро побеждает зло. В сказках А.С. Пушкина происходит также.

В сказках Пушкина есть разные концовки. Например, в «Сказке о золотом петушке»:
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок».

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и «Сказка о царе Салтане» заканчиваются следующими строками:
«Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил».

Народные сказки тоже заканчиваются по-разному: «так и повелось с тех пор, стали жить-поживать да добра наживать» («Белая уточка», «Иван-царевич и серый волк», «Морской царь и Василиса Премудрая»), «тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!» («Маша и медведь», «Морозко», «Колобок»), «честным пирком да за свадебку» («Сивка-бурка»).

Номер 9.

Придумай небольшой рассказ, смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

Света и Маша гуляли на улице. Они увидели большую яблоню. Маша сказала, что она залезет на ветку и сорвёт им по одному яблоку. Девочка залезла на дерево. Но тут она сказала подружке: «Я полезу выше, чтобы нарвать больше яблок». Света начала её отговаривать: «Не делай этого, Света. Упадешь! Нам и по одному яблоку хватит». Света не послушала подругу и взобралась на высокую тонкую ветку. Вдруг ветка поломалась, девочка полетела вниз. Света долго плакала, потому что поцарапала колени и руки. Не зря говорят: «Жадность всякому горю начало».

Рейтинг

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101. 

УКМ «Школа России»

1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».

Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.

2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?

Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.

Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.

Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.

3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.

4. Сравни начало и конец сказки.

Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта. 

5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.

Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.

Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.

6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?

Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.

7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.

План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»

  1. Старики и землянка.
  2. Спасение рыбки.
  3. Новое корыто.
  4. Новая изба
  5. Столбовая дворянка.
  6. Вольная царица.
  7. Последняя просьба.
  8. Опять землянка.

Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса

Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.

Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.

Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.

Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.

Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.

Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.

Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.

Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.

8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.

Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.

В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.

Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».

9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса

Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.

На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.

Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.

И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.

Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.

А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.

1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик – робкий, трудолюбивый, добрый, скромный, простой, смирный.

Подтверждением этого являются следующие строки:

«Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово»,

«Не посмел я взять с неё выкуп; так пустил её в синее море»,

«Смилуйся, государыня рыбка»,

«Ей старик с поклоном отвечает»,

«Как увидел старик, испугался, в ноги он старухе поклонился»,

«Не осмелился перечить, не дерзнул поперёк слова молвить».

Старуха – скупая, злая, завистливая, жадная, жестокая.

Подтверждением этого являются следующие строки:

«Старика старуха забранила»,

«Ещё пуще старуха бранится»,

«Дурачина ты, простофиля»,

«На чём свет стоит мужа ругает»,

«На него прикрикнула старуха, на конюшне служить его послала»,

«На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела»,

«Ещё пуще старуха вздурила»,

«Хочу быть владычицей морскою, чтоб служить мне рыбка золотая».

2. Подумай, на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять? Обсудите с другом.

Автору симпатизирует старик.

К нему он относится с трепетом, жалостью, уважением к его скромности и доброте.

3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Я считаю, что главная героиня сказки является справедливой.

Сначала она заслуженно отблагодарила старика за сохранение жизни.

А потом наказала старуху за её нрав.

4. Сравни начало и конец сказки.

Они одинаковые: старуха возле корыта, которое разбито.

5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Основная мысль – всему есть мера; нужно уметь довольствоваться тем, что есть.

Каждая из пословиц отображает эту мысль.

Выражение «Остаться у разбитого корыта».

6. Проследи, как постепенно менялось море:

  • море слегка разыгралось;
  • помутилось синее море;
  • не спокойно синее море;
  • почернело синее море;
  • на море чёрная буря.

Почему так происходило?

С каждым желанием старухи море становилось суровее.

Героиня не знала меры и на это реагировала морская стихия.

7. Что было в сказке сначала, что — потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи.

План для пересказа:

  1. Улов старика
  2. Договор с рыбкой
  3. Новое корыто
  4. Столбовая дворянка
  5. Царица
  6. Желание быть владычицей морскою
  7. Разбитое корыто.

Пересказ сказки о рыбаке и рыбке для 2 класса

Жили себе старик со старухой.

Старик каждый день ходил на рыбалку.

И вот однажды он поймал не простую рыбку, а золотую.

Она попросила не убивать её, за что пообещала выполнить желания рыбака.

Сжалился старик, и выпустил улов в море.

Рассказал он о случившемся жене.

Старуха приказала попросить у рыбки новое корыто.

Старик послушался, а рыбка исполнила желание.

Затем старуха захотела стать столбовой дворянкой.

И в этом желании рыбка не отказала.

А потом старуха вовсе стала царицей.

Последним желанием старухи было стать владычицей моря.

Старик попросил это у рыбки, на что та ничего не ответила.

Когда рыбак вернулся домой, то увидел старуху, сидящую у разбитого корыта.

8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками А. С. Пушкина? Составь ответ, используя опорные слова из «Рабочей тетради».

 Готовый ответ на этот вопрос см. в рабочей тетради

9. Придумай небольшой рассказ, смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса

Шёл Мишка со школы и зашёл в продуктовый магазин, где работала его мама.

Она дала ему пакетик конфет и сказала поделиться с младшей сестричкой Анютой, которая на тот момент была уже дома.

Мишка решил схитрить, ведь Анюта не узнаёт, сколько мама дала конфет.

Он отделил сестре 2 конфеты, а остальные съел по дороге.

На вечер у Мишки сильно разболелся зуб, его отвезли в больницу.

Доктор сказал, что из-за сладкого портятся зубы, поэтому Мишке ближайшее время категорически запрещено есть конфеты.

Вот что значит «Жадность всякому горю начало».

Подсказка:

  • Ответы в рабочей тетради «Сказка о рыбаке и рыбке» стр. 36 — 37
  • Читательский дневник «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Краткая биография Александра Пушкина и презентация

________

­Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик – робкий, трудолюбивый, добрый, скромный, простой, смирный.

Подтверждением этого являются следующие строки:
«Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово»,
«Не посмел я взять с неё выкуп; так пустил её в синее море»,
«Смилуйся, государыня рыбка»,
«Ей старик с поклоном отвечает»,
«Как увидел старик, испугался, в ноги он старухе поклонился»,
«Не осмелился перечить, не дерзнул поперёк слова молвить».

Старуха – скупая, злая, завистливая, жадная, жестокая.

Подтверждением этого являются следующие строки:

«Старика старуха забранила»,
«Ещё пуще старуха бранится»,
«Дурачина ты, простофиля»,
«На чём свет стоит мужа ругает»,
«На него прикрикнула старуха, на конюшне служить его послала»,
«На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела»,
«Ещё пуще старуха вздурила»,
«Хочу быть владычицей морскою, чтоб служить мне рыбка золотая».

Подумай, на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять? Обсудите с другом.

Автору симпатизирует старик.
К нему он относится с трепетом, жалостью, уважением к его скромности и доброте.

Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Я считаю, что главная героиня сказки является справедливой.
Сначала она заслуженно отблагодарила старика за сохранение жизни.
А потом наказала старуху за её нрав.

Сравни начало и конец сказки.

Они одинаковые: старуха возле корыта, которое разбито.

Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Основная мысль – всему есть мера; нужно уметь довольствоваться тем, что есть.
Каждая из пословиц отображает эту мысль.
Выражение «Остаться у разбитого корыта».

Проследи, как постепенно менялось море:

море слегка разыгралось;
помутилось синее море;
не спокойно синее море;
почернело синее море;
на море чёрная буря.

Почему так происходило?

С каждым желанием старухи море становилось суровее.
Героиня не знала меры и на это реагировала морская стихия.

Что было в сказке сначала, что — потом? Составь план, опираясь на текст.

Перескажи.

План для пересказа:

Улов старика
Договор с рыбкой
Новое корыто
Столбовая дворянка
Царица
Желание быть владычицей морскою
Разбитое корыто.


Пересказ сказки о рыбаке и рыбке

Жили себе старик со старухой.

Старик каждый день ходил на рыбалку.

И вот однажды он поймал не простую рыбку, а золотую.

Она попросила не убивать её, за что пообещала выполнить желания рыбака.

Сжалился старик, и выпустил улов в море.

Рассказал он о случившемся жене.

Старуха приказала попросить у рыбки новое корыто.

Старик послушался, а рыбка исполнила желание.

Затем старуха захотела стать столбовой дворянкой.

И в этом желании рыбка не отказала.

А потом старуха вовсе стала царицей.

Последним желанием старухи было стать владычицей моря.

Старик попросил это у рыбки, на что та ничего не ответила.

Когда рыбак вернулся домой, то увидел старуху, сидящую у разбитого корыта.

Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками А. С. Пушкина? Составь ответ, используя опорные слова из «Рабочей тетради».

Готовый ответ на этот вопрос см. в рабочей тетради

Придумай небольшой рассказ, смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

Рассказ «Жадность всякому горю начало»

Шёл Мишка со школы и зашёл в продуктовый магазин, где работала его мама.

Она дала ему пакетик конфет и сказала поделиться с младшей сестричкой Анютой, которая на тот момент была уже дома.

Мишка решил схитрить, ведь Анюта не узнаёт, сколько мама дала конфет.

Он отделил сестре 2 конфеты, а остальные съел по дороге.

На вечер у Мишки сильно разболелся зуб, его отвезли в больницу.

Доктор сказал, что из-за сладкого портятся зубы, поэтому Мишке ближайшее время категорически запрещено есть конфеты.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

Какова основная мысль Сказки о рыбаке и рыбке? Как соотнести с пословицами?

Задание по литературе для 2 класса Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

3 ответа:



2



0

Основная мысль пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбки» заключается в том, что жадность может испортить любое дело, что благодарность даже за спасение жизни не может быть бесконечной, что просить слишком много нельзя.

Старуха перешла все границы в своей жадности и осталось ей снова разбитое корыто.

Для этой сказки мне кажется подойдет пословица

VUJrykaShsNgv17x8sFWX0vCSgujo8A.png

А самое употребляемое выражение из этой сказки:

4i4NX0DoVNbd942TvkdKPnEePCQfXEl.png



1



0

В «Сказке о рыбаке и рыбки» Пушкин показывает как излишняя жадность одного человека может лишить его всего, что он мог получить.

Золотая рыбка из сказки была выпущена стариком обратно в мор и в благодарность хотела сделать для старика что-то полезное. Однако старуха была недовольна всем, что только не давала ей рыбка. И под конец пожелала стать владычицей морской, а этого уже рыбка стерпеть не смогла и остались старик ос старухой снова у разбитого корыта.

Мораль или основная мысль сказки в том, что любая благодарность имеет свои пределы и не следует ею злоупотреблять.

Эту мораль можно соотнести с пословицей:

n2J3ID432eLAxyqoqrORCOCVihjK0GH.png

Из этой сказки часто употребляются два выражения:

QwFCjGRfQJ7z1PyPVyBLKDwhL37rLnj.png



1



0

Главные действующие герои сказки «О рыбаке и рыбке»:

  1. Старуха, которая никак не успокоится со своими желаниями
  2. Старик, который идет на поводу у старухи
  3. Золотая рыбка, исполняющая желания.

Пушкин в своей сказке иллюстрирует, как порой высока жадность простого народа — как не успел получить новую должность или новый социальный статус, так сразу хочется еще и еще, и никак этот «Голод» нельзя остановить. К сожалению, в данном произведении прослеживается и аллюзия на наше время — хоть Пушкин и жил 200 лет назад, но данная сказка вполне подходит и под наши реалии.

Так же в сказке, помимо жадности людей обыгрывается доверчивость, уверенность в том, что вот-вот и «Человек исправится», что «На обиженных воду возят». Главный герой сказки — Старик. Старуха у него злая, постоянно над ним издевается, даже один раз вышвырнула из дворца, хотя благодаря старику у нее дворец и появился, но старик все-равно дальше продолжает исполнять ее желания (с помощью золотой рыбки), никакого уважения к своему достоинству. В результате оба остаются у разбитого корыта — что старик, что старуха.

Читайте также

Зиму в разных литературных произведениях авторы сравнивали с живым существом, наделяли ее чертами характера, заставляли совершать поступки, свойственные не силам природы, а людям. Вот и Пушкин в своем замечательном описании зимы щедро использует литературный прием под названием олицетворение.

Разберем на конкретных примерах в чем он здесь выражается.

Красочные эпитеты, которые используют поэт, больше подходят для живого существа. Мы не скажем про нечто мертвое что она Волшебница или Матушка. Сами эти слова женского рода и являются одушевленными существительными.

Зима в описании Пушкина Идет, Пришла, Легла, Сравняла. Все эти действия более присущи живому существу и поэтому мы называем их олицетворением.

Еще одно замечательное слово — Проказы. Так поэт характеризует все поступки зимы. Но совершать проказы может лишь живое существо.

Итак, в описании Пушкина Зима действительно изображена как живое существо.

Выражение блеснула молния совершенно точно описывает поведение этого явления природы. Молния сверкает, блестит, это сравнения, которые допустимы для описания электрического разряда.

В выражении Ударил мороз мы сталкиваемся с олицетворением, мороз получает возможность бить, как человек. Это образное выражение, значение которого в переносном смысле — сильный мороз, стало очень холодно. Мороз словно ударяет по земле.

Но и Пушкин использует похожее выражение: Блестит мороз. В морозную погоду как известно ярко светит солнце, небо чистое, поэтому все, что покрыто снегом отражает солнечные лучи, или свет луны, блестит под лучами. Найденное Пушкиным слово очень точно характеризует морозную погоду.

Рисуем устно картину «Маленький шалун радуется зиме»

На переднем плане розовощекий мальчик, в тулупчике и шапке-ушанке. Он в валенках, но почему-то без рукавиц.

Мальчик смеется и наклонившись вперед тянет за собой салазки на которых сидит совершенно ошалевшая дворняжка. Одна нога мальчика приподнята и полусогнута, он изображает из себя лошадь.

Повсюду лежит белый снег. Снег на крыше крестьянской избы, на заваливающемся плетне, снег на деревьях и на полях, которые видны на заднем плане.

Вдали видна кибитка, за которой тянется снежный вихрь — показывая нам скорость ее движения.

На синем небе ослепительно светит солнце — стоит прекрасная зимняя погода.

Что мы говорим, когда выходим зимой на берег реки? Обычно самые банальные фразы: река покрыта льдом, замерзшая река, скованная льдом вода, застывшая река. В этих фразах конечно мы используем эпитеты, прилагательные которые показывают наше отношение к увиденному, но эти прилагательные слабые и малоэмоциональные.

Поэт при виде той же реки скажет иначе. он найдет красивый образ, заставит читателя восхититься и представить описываемую картину.

Пушкин например использовал слова Брега с недвижною рекой. Мы сразу видим берега, которые охватывают как тисками реку, ставшую неподвижной. Поэт делает акцент именно на берегах, а не на скованной льдом реке. Меняет наше восприятие, заставляет увидеть картину с необычного ракурса. Это полет творческой фантазии, это вдохновение и талант.

В небольшом рассказе «Осенне утро» Михаил Пришвин с восхищением описывает падающие листики, то как они по разному кружатся и как их уносит ветер. Автора восхищает листопад, который он считает одним из чудес природы.

В стихотворении Ивана Бунина «Листопад», отрывок из которого дан в учебнике, точно также автор описывает это явление природы, этот осенний карнавал листьев.

Поэтому можно сказать, что два писателя по своему описывают одну и ту же картину осени. Но и мы тогда можем нарисовать в качестве иллюстрации к двум произведениям одну картину — падающие разноцветные листья, гонимые ветром, устилающие дорожки и падающие на руки.

1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик показан очень спокойным, добрым и бескорыстным. Он не стал ничего просить для себя у Золотой рыбки, просто отпустил ее.

Старик стремится во всем угодит старухе и даже боится ее, он робкий, не способный отстаивать свое мнения, да и вообще кажется не имеющий своего мнения, рохля.

Старуха напротив показана властной женщиной и при этом очень жадной. Как только она начинает получать дары Золотой рыбки, эта жадность в ней просыпается и она требует все большего и большего. При этом начинает вовсю гнобить старика, а как она обращается со слугами — она еще и жестокая.

2. Подумай, на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять? Обсудите с другом.

Автор на стороне старика. Т.к. в сказке он его жалеет, пишет о его бедах. А в общем автор не на чьей стороне, потому что он не может выбирать между своими персонажами.

3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Да.

4. Сравни начало и конец сказки.

Они схожи или даже скажем одинаковы. Ведь в начале старик ловил рыбу неводом, а старуха пряла пряжу у разбитого корыта. Так же и в конце всё то же самое. Старухе за её характер, за то что поступила так с рыбкой за место шикарного дворца, прислуг, угощений, досталось то же самое.

5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Мораль в этой сказке гласит, что дорожи тем, что имеешь и можно сказать, что это правило бумеранга, что было то и вернулось.

6. Проследи, как постепенно менялось море: море слегка разыгралось; помутилось синее море; не спокойно синее море; почернело синее море; на море чёрная буря. Почему так происходило?

Потому что старуха меняла свои желания, становилась все наглее, рыбке это не нравилось все больше и больше.

7. Что было в сказке сначала, что — потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи.

Ветхая землянка.

Золотая рыбка в неводе.

Первое желание старухи — новое корыто.

Второе желание старухи — новая изба.

Третье желание старухи — быть дворянкой.

Четвертое желание старухи — быть царицей.

Пятое желание старухи — быть владычицей морской.

Итог — опять разбитое корыто.

8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками А. С. Пушкина? Составь ответ, используя опорные слова из «Рабочей тетради».

В народных сказках и сказках Пушкина побеждает добро, есть обязательная концовка «и я там был, мёд, пиво пил», присказки внутри текста «так и повелось с тех пор», «стали жить-поживать да добра наживать», «честным пирком да за свадебку».

9. Придумай небольшой рассказ, смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

Я дружил с одни мальчиком и ему купили коньки, мы пошли кататься, и я ему говорю «давай поменяемся на 5 минут», он сказал нет, потому что был жадный, даже не давал посмотреть на коньки и потом, чтоб его никто доставал, пошел кататься один на речку и чуть не утонул подо льдом, если-бы я не пошел за ним и не вытащил его. Он больше никогда не жадничал и все давал. Из этого я сделал вывод, что жадность всякому горю начало.

  • Какое выражение из сказки о золотой рыбке часто употребляется
  • Какое выделенное слово является наречием крыша дома был дома уборка в доме рассказ о доме
  • Какое время года описывается в рассказе мальчики
  • Какое время года описывается в рассказе когда григ встретил девочку
  • Какое время года описано в рассказе мальчики чехов