Какое языковое выразительное средство использовано для описание бабы яги в сказке финист ясный сокол



Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:


Образ Бабы-Яги .ppt

Выбранный для просмотра документ Образ Бабы-Яги .ppt

...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

  • Сейчас обучается 203 человека из 45 регионов

  • Сейчас обучается 25 человек из 12 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ...

    1 слайд

    Урок внеклассного чтения в 5 классе
    Средства создания образа Бабы – Яги
    в русских народных сказках
    Работа выполнена учителем
    русского языка и литературы
    МОУ: СОШ № 40

    Осколковой Маргаритой Николаевной

  •  
Цель исследования  -
выявление 
средств 
создания 
образа
Бабы- 
Яги.

    2 слайд

    Цель исследования —
    выявление
    средств
    создания
    образа
    Бабы-
    Яги.

  • Задачи:познакомиться с трудами Рыбакова Б.А., Н.В.Новикова, Андреев...

    3 слайд

    Задачи:
    познакомиться с трудами Рыбакова Б.А., Н.В.Новикова, Андреева А. и В. Я. Проппа, посвященными исследованию русской сказки;
    изучить работу А.Б. Есина «Принципы и приёмы анализа литературного произведения»;
    прочитать русские волшебные сказки в обработке А.Н.Афанасьева, В.П.Аникина, Е. В. Барсова,где одним из персонажей является Баба Яга;
    проанализировать образ Бабы-Яги, выявив средства её создания (говорящее имя, портрет, интерьер жилища героини, её речь, а также место обитания, действия и поступки).

  • 
Баба Яга
в рисунках

  • Говорящее имя – 
один из приемов 
создания образа

    5 слайд

    Говорящее имя –
    один из приемов
    создания образа

  •         Портрет Бабы Яги

  • О бабе-яге, отталкивающего вида лесном божестве, колдунье, 
которая обладает...

    7 слайд

    О бабе-яге, отталкивающего вида лесном божестве, колдунье,
    которая обладает многообразной властью, повествуют в основном сказки.

  • Этимология и лексическое значение  слова «баба».В.И.Даль: «Баба - замужняя же...

    8 слайд

    Этимология и лексическое значение слова «баба».
    В.И.Даль: «Баба — замужняя женщина из низших сословий»
    «Баба» на древнееврейском означает «врата новой жизни». Однокоренное слово «бабай» — домовой, глава рода
    Бабой называли каменного грубого истукана на древних курганах

  • Демонический                       			обликКрючковатые пальцы
Кости  «местами...

    10 слайд

    Демонический облик
    Крючковатые пальцы
    Кости «местами выходят наружу»
    Торчащие зубы
    «Костяная нога»(часто одна)
    Висящие лохмами нечесаные волосы
    Огромность
    Сказка Афанасьева:
    «На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос»

  • Истерический. Известно три проявления. В благосклонном расположении духа яга...

    11 слайд

    Истерический. Известно три проявления. В благосклонном расположении духа яга даёт герою коня, советы и подарки, через неделю в дурном настроении она уже летит похищать детей, либо- резать ремни из спин героев.
    Характер

  • Поведение.Непредсказуемо. На помеле или в ступе она ездит за человечьим м...

    12 слайд

    Поведение.
    Непредсказуемо. На помеле или в ступе она ездит за человечьим мясом, пытается изжарить в печи детей. Иногда яга быстро бегает, подгоняя саму себя помелом, и плетёт интриги против Кощея и Змея Горыныча.

  • Поведение Яги напоминает обряды наших предков:
Банные процедуры
Угощения 
Обр...

    13 слайд

    Поведение Яги напоминает обряды наших предков:
    Банные процедуры
    Угощения
    Обряд «перепекания»

  • Этот обряд совершался над больными или слабыми детьми.  Суть его заключалась...

    14 слайд

    Этот обряд совершался над больными или слабыми детьми. Суть его заключалась в следующем: если младенец рождался недоношенным, то его сажали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь. Там малыш «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка
    Обряд
    «перепекания ребенка»

  • Спутники
 Бабы Яги
Три всадника
черный (ночь)
белый (день) 
 красный (солнц...

    15 слайд

    Спутники
    Бабы Яги

    Три всадника
    черный (ночь)
    белый (день)
    красный (солнце)
    чёрный Кот
    Ворон
    Филин

  • Окружение 
        Яги

дочь Маринка
ИЛИ
 дочери: 
Пятница
 Понеделя
 Се...

    16 слайд

    Окружение
    Яги

    дочь Маринка
    ИЛИ
    дочери:
    Пятница
    Понеделя
    Середа
    Иногда 3 сына или 12 дочерей

  • Средство передвиженияСия старая колдунья не пешком ходит, но разъезжает по бе...

    17 слайд

    Средство передвижения
    Сия старая колдунья не пешком ходит, но разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть колеснице самокатной), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железною же палицей, или пестом. А чтоб, для известных ей причин, не видно было следов, то заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом.

  • Место обитания - лес

Дремучий
Темный
 Таинственный
 Несколько условный
 Непр...

    18 слайд

    Место обитания — лес

    Дремучий
    Темный
    Таинственный
    Несколько условный
    Неправдоподобный

  • Сказочное жилище Бабы Яги

    19 слайд

    Сказочное жилище Бабы Яги

  • В сказках говорится, что  Баба-Яга живет в дремучем лесу или на краю леса, в...

    20 слайд

    В сказках говорится, что Баба-Яга живет в дремучем лесу или на краю леса, в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лёжа в ней ,Яга занимает всю избу.
    Невозможно обойти избушку, можно только повернуть ее.
    За черту герой попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию.

  • Группа  названий в языческой топонимике , связанных с 
     женским нач...

    21 слайд

    Группа названий в языческой топонимике , связанных с
    женским началом:
    Бабья гора
    Бабий лес
    Бабий дуб
    Бабий яр
    Марьина роща, Марьино озеро

  • Роль Бабы – Яги в русских народных сказках

    22 слайд

    Роль Бабы – Яги в русских народных сказках

  • Яга - воительницаЯга - похитительницаЯга - дарительницаЯга - прародительницас...

    23 слайд

    Яга — воительница
    Яга — похитительница
    Яга — дарительница
    Яга — прародительница
    советчица
    повелительница
    охранительница

  • Самый известный исполнитель роли Бабы Яги – Георгий Милляр      		 

ФИЛЬМ...

    24 слайд

    Самый известный исполнитель
    роли Бабы Яги – Георгий Милляр

    ФИЛЬМЫ:
    «Морозко»;
    «Драгоценный подарок»;
    «Кащей Бессмертный»;
    «Конёк-Горбунок»;
    «Марья-искусница».

  • В деревне Кукубой Ярославской области создан музей Бабы-Яги. Это место счит...

    25 слайд

    В деревне Кукубой Ярославской области создан музей Бабы-Яги. Это место считается родиной сказочной ведьмы.
    Музей Бабы — Яги

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Баба-Яга  не просто сказочный персонаж, это образ,...

    26 слайд

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Баба-Яга не просто сказочный персонаж, это образ, в котором воплощены история, верования и обряды восточнославянских племен.
    Баба-Яга свидетельствует об огромном значении женщины в период матриархата и в последующие периоды развития общества

  • Спасибо 
за внимание!

    27 слайд

    Спасибо
    за внимание!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 055 604 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Рейтинг:
3 из 5

  • 22.01.2018
  • 15727
  • 51

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.

  • 22.01.2018
  • 773
  • 5
  • 22.01.2018
  • 3398
  • 33

«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

«Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Все про Бабу Ягу

Происхождение термина

В различных языках славянской языковой группы встречаются основы, которые, согласно некоторой схожести фольклора, могли лечь в основу имени «Яга». В русском же языке наиболее близким является слово «язва». То есть – язвительная, скверная на язык женщина.

Есть еще версия, якобы уходящая корнями к ведической культуре. Не Баба Яга, а Баба Йога – древняя богиня мудрости и справедливости. Однако, это околонаучная теория, которая не имеет подтверждений.

Как выглядит Баба Яга

Яга – высокая, невероятно худая старуха. У нее во рту немного зубов. Нос – длинный, изогнутый. В некоторых повествованиях указывается, что кости ее проступают через кожу (Баба Яга – костяная нога). Также, костяная нога указывает на связь этого персонажа с потусторонним миром. Традиционно, у Яги только одна нога. В сказках она никогда не ходит, а лежит в своей избе или летает в ступе.

Она почти слепая. О присутствии человека, как правило узнает по запаху —

что-то русским духом запахло.

Баба Яга бессмертная, согласно сказочным преданиям.

Избушка Бабы Яги

В сказках располагается либо на границе леса (граница между миром живых и мертвых), либо «за тридевять земель», т.е. очень далеко (также ассоциируется с потусторонним миром).

Избушку нельзя миновать, а непременно нужно пройти сквозь нее. Это еще раз указывает на ее пограничное положение между двумя мирами.
Вокруг избушки непременно расположен частокол, увешанный людскими черепами, вместо традиционных глиняных горшков. И это один из атрибутов потустороннего мира.

У избушки нет ни окон, ни дверей. Однако, всегда упоминается важная деталь – она повернута к лесу передом, к герою – задом. Для того, чтобы попасть в нее, нужно произнести магические слова:

«Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».

Внутренность данного строения также примечательна. В сказках описывается, что руки и ноги Бабы Яги раскинуты по всем сторонам избушки. Нос уперт в потолок. Это может указывать на огромный рост Яги или на то, что избушка очень мала. Второй вариант, по мнению исследователей, предпочтительней.

Такое описание делает избушку похожей на небольшую погребальную конструкцию – «избу смерти» с прахом покойников у древних славян. Курьи ножки – указание на то, что погребальная конструкция приподнята над землей. Это тоже соответствует «воздушным» погребениям древних славян, которые помещены на помосты или деревья.

Еще одно символичное толкование «куриных ножек» относится к древнему тотемическому представлению о Яге, как заклинательнице животных – они ей служат, и сама она может принимать облик различных живых существ.
Традиционное выражение Бабы Яги «Фу-фу-фу, что-то русским духом пахнет!» отражает представления древних славян об умерших: для них запах живого человека неприятен, они отчетливо чувствуют его приближение к своему захоронению.

В противовес – запах мертвеца также неприятен живым.

Три образа Бабы-Яги

Традиционно, из сказочных сюжетов выделяются три собирательных образа Бабы Яги, для каждого из которых характерны свои особенности.

1. Яга-Советчица и Дарительница. Это основной образ, который встречается чаще других. «Вещая» — главная характеристика данного образа. Баба Яга мудрая, она много знает, может предсказывать будущее и помогает главному герою. Кроме советов, она дает ему магические предметы: клубок, шапку-невидимку или коня.

Этот образ уходит корнями к женскому славянскому божеству, прародительнице рода человеческого, материнскому началу.

2. Яга-Похитительница. По мотивам сказок похищает детей и юношей. Это не просто образ кровожадной людоедки, идущей на любые ухищрения ради того, чтобы заманить к себе жертв. В основу персонажа здесь положен древнейший славянский обряд инициации – посвящения мальчиков в мужчин. Символическая смерть и последующая за ней новая, зрелая жизнь взрослого мужчины – ни что иное, как посещение избушки Яги – загробного мира и возращение в мир живых.

И еще, по мотивам сказок, поедает детей Баба Яга, запекая их в печи. Здесь заметны отголоски древнего славянского обряда «паланья» детей – помещения их в печь для своеобразного благословения огнем. Новорожденных младенцев, также дохаживали в теплом печном месте, выкладывая их в тесто. Не для съедения, разумеется.

3. Яга-Воительница. Этот образ реже других встречается в сказках. Здесь Баба-Яга богатырка, женщина, наделенная нечеловеческой силой. Она внушает ужас. В отличие от предыдущих образов – здесь воюет во главе своего темного воинства. Ее «рать-сила несметная».

Яга противостоит главному герою. Она ведьма, страшное доисторическое существо, подобное давно забытым темным божествам. Средство передвижения Воительницы – темный конь.

Научная теория

У ученых насчет происхождения данного персонажа не сложилось единого мнения. Вот две противоположные концепции:

Баба-Яга… Под этим именем почитали славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем, сидящим в железной ступе, имеющей железный пест. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали, и услаждается при этом пролитием крови. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных, и особенно те мифы, которые имеют олицетворенные явления и силы естества или символы житейских потребностей.

Таким образом, Баба-Яга из злой адской богини превратилась в злую старуху-колдунью, подчас людоедку, которая живет всегда где-нибудь в лесу, уединенно, в избушке на курьих ножках. Подобно ведьмам, она посещает шабаш ведьм, летает на Лысую гору, но только не на помеле, а в ступе, и пестом след заметает, говорит грубо; когда дома, то проводит большую часть времени, сидя на печи. Злая старуха как человек хозяйственный, кроме ступы и песта, что заменяло в старину мельницу, имеет тоже кота. Вообще о бабе-яге остались только следы в народных сказках, и ее миф сливается с мифом ведьм.

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4 ч. // Сост. и отв. редактор О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014 – 688 с.

Бяба-Яга — первоначально — положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. По мере насаждения на Руси христианства Бабе-Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба-Яга трансформировалась в гнусную, зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрепанными косматыми волосами.

Тибенько Т. И., Бондаренко И. В. Кто ты, Баба Яга? // Юный ученый. — 2015. — №2. — С. 17-19. URL: https://yun.moluch.ru/archive/2/137/ (дата обращения: 23.04.2018)

Стихотворение Бальмонта про Бабу Ягу

У чудищ

Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.

Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у Старой две нитки бус.
Разгневал Ведьму, и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.

Пойду пожалуй теперь к Кощею.
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны – и был таков.

Читать также:

Сказка_про_Василису_Премудрую

Морской Царь и Василиса Премудрая
Царевна Лягушка
Сказка_про_Василису_Прекрасную
Василиса Прекрасная
Гуси_лебеди_СКАЗКА
Гуси Лебеди

Библиографическое описание:


Икон, А. И. Образ Бабы Яги в русских народных сказках / А. И. Икон, О. З. Новичкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 3 (3). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/young/archive/3/178/ (дата обращения: 10.01.2023).

Где живет сказка? Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят и взрослые и дети.

А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Кто её придумал? Это вымышленный сказочный персонаж? А может быть, Баба Яга-мифологическое существо?

Я решила на примере сказок проследить за образом Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о её сущности. Для этого я прочитала сказки в которых присутствовал персонаж Баба Яга. Составила вопросы и провела анкетирование среди учеников своего класса, чтобы узнать, как другие представляют образ Бабы Яги.

Результаты опроса учащихся представлены в таблице № 1

Таблица 1

ВОПРОС

ОТВЕТ

1.Кто такая Баба Яга?

1.Вымышленный персонаж

2.Ведьма, колдунья

3.Злая сварливая старуха

4.Пожилая женщина

5.Старушка с метлой

2.Какой вы её представляете?

1.Злой, сердитой, плохой, неуклюжей

2.Доброй, гостеприимной

3.Где она живет?

1.На болоте, в лесу в избушке

2.По соседству с лешим

4.Чем она занимается?

1.Летает в ступе, крадет детей

2.Варит зелья, колдует, прядет нить

5.Как выглядит костяная нога?

1.Сделана из кости, как у скелета

2.Уродливо, как корявая палка

3.Волшебная нога

Общая характеристика Бабы Яги.

Баба Яга- старая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она не ходит пешком, а разъезжает на ступе, погоняя её пестом, заметая следы метлой. В православном сознании- воплощение сил зла, выражение ненависти ко всему русскому.

Сказка всегда предваряет миф.

Баба Яга (Буря-Яга, Яза)- лесная старуха волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги. Обитает в дремучем лесу. Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке на курьих ножках. В глубине леса она собирает коренья, травы, сушит их и делает различные настойки и зелья.

Заглянув в историю племени Ягга в Африке я узнала, что женщина Яга из того племени носила оружие и участвовала в сражениях. Обычай не разрешал иметь детей. Запрет на рождение детей объясняет причину, по которой Баба Яга ворует детей. В племени процветал, каннибализм это объясняет, почему Баба Яга старалась всех усадить в печь.

Основные черты образа Бабы Яги.

Эта женщина, старуха у неё необычная(чаще всего костяная) нога. Во всех сказках упоминается, в единственном числе. Можно предположить, что Баба Яга одноногая. Её одноногость является основанием, чтобы предположить, что она входит в круг божеств, ведущих свой род от змеи.

Далее я проанализировала прочитанные мною сказки и по результатам составила таблицу № 2

Таблица 2

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Название сказки

Место обитания

Внешний вид

Животные служащие

Волшебные вещи

Персонаж сказки

«Гуси лебеди»

«…стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, вокруг себя поворачивается»

«…морда жилиная, нога глиняная»

Мышка, гуси-лебеди

Золотые яблочки, молочные реки.

Отрицательный похищает детей, чтобы съесть.

«Заколдованная королева»

Три Бабы Яги.

«Стоит избушка, а дальше тьма кромешная».

Баба Яга-костяная нога, старая, беззубая»

Ковер-самолет, сапоги-скороходы,

шапка невидимка

Положительный помогла найти королеву

«Марья Моревна»

«За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом её»

«Во весь дух скачет на железной ступе»

Кони

Волшебный платочек

Отрицательный, хотела убить Ивана царевича

«Финист-ясный сокол»

«Стоит избушка на поляне на курьих ножках — вертится»

Три Бабы Яги.

«Сама черная, а во рту клык торчит».

Кот, серый волк, собака

Золотое яичко, блюдечко, пяльцы, золотая игла

Положительный, все трое помогли найти Марьюшку

«Иван- царевич и Белый Полянин»

«В глубокой пропасти под землей»

Баба Яга золотая нога

Волшебная игла, шило

Отрицательный, т. к билась с богатырями

Сказка о молодиль — ных яблоч-ках и живой воде»

«Избушка на курьей ножке об одном окошке»

_

Кони

Молодиль-ные яблоки,.живая вода

Положительный, дала совет, как найти воду и яблоки.

«Поди, туда — не знаю куда, принеси, то не знаю что»

«Избушка на курьих ножках»

«Седая старуха сидит кудель прядет»

Лягушка

Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка

Положительный, помогла Андрею- стрельцу.

«Царевна лягушка»

«Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивая

«…зубы — на полке, а нос в потолок врос»

Волшебный клубок

Положительный, дает совет, как одолеть Кощея

Итак, Баба Яга, предстает перед нами в трех воплощениях:

Яга- богатырь, бьется с богатырями. Яга-похитительница,крадет людей. Яга- дарительница, дарит волшебные вещи.

Из этого я сделала вывод, что

  1. Баба Яга ведает судьбой.
  2. Баба Яга связана со смертью и подземным миром
  3. Баба Яга повелительница зверей и леса
  4. Баба Яга связана с воздушной стихией

Моё исследование показало, что Баба Яга- вымышленный сказочный персонаж. Ёе прообразом является славянская богиня смерти.

Мне очень понравилось анализировать сказки. Я поняла, что только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

Литература:

  1. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. 1996г.
  2. Сборник русских народных сказок. 1997г.
  3. Большая энциклопедия Русского Народа. Святая Русь. 2004г.
  4. Хрестоматия школьника. 1999г.
  5. Ю. Медведев, Е. Глушков –«Энциклопедия славянской мифологии»
  6. Ресурсы интернета.

Основные термины (генерируются автоматически): Баба, Яга, сказка, образ Бабы Яги, волшебный клубок, вымышленный сказочный персонаж, живая вода, курья ножка, Баба Яги, избушка.

Похожие статьи

Образ БабыЯги: от мифов до народных сказок | Юный ученый

Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте».

Кто ты, Баба Яга? | Статья в журнале «Юный ученый»

Из берегини рода Баба Яга трансформировалась в гнусную, зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва

Образ бабыяги в сказках слагается из разных деталей. По мнению В. Я. Проппа, «сказка знает три разные формы яги».

Литературный досуг для детей старшей группы «Добрая, мудрая…»

Ведущий: Все это сказки называют волшебными. А еще сказки бывают про животных.

БабаЯга: Предлагаю позвать Василису Премудрую, она очень мудрая, точно нам что-нибудь посоветует.

В сказке видите намек? Это красненький клубок. 8. Много жителей в избушке

Особенности передачи мифонимов из русских народных сказок на…

Сказка — древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера [6]. Сказки являются важной составляющей национальной культуры…

Сценарий праздника «День матери»: музыкально-танцевальная…

Дорогу тебе покажу. Гуси-лебеди БабыЯги. Братца Ванечку в лес унесли! УЛЬЯНА: Некогда кисель мне пить!

БАБАЯГА: Одинокая старуха, Я живу в лесу глухом. Вот стоит моя избушка. Только гуси под окном. Вот поэтому я такая злая

Методическая разработка организованной образовательной…

Демонстрационный материал: диск с записью голоса Бабы Яги, декорации леса (цветы; тропинка; пеньки; деревья); символы: цвет, форма

Интересно от кого она?» (в коробочке диск подписано от Бабы Яги)» Ребята, коробочка от Бабы Яги. Давайте послушаем послание от нее.

Из опыта работы «Путешествие по русским народным сказкам»

Избушка Бабы Яги находится не далеко. А чтобы быстрее пройти к ней, вот вам «лисья» подсказка.

Воспитатель перечисляет персонажи сказки — дети отгадывают и называют сказку.

Смотрите, вот и избушка Бабы Яги, подойдем к ней и попросим волшебную воду!

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок

Читая сказки, я обратил внимание на присутствие различных волшебных предметов

«БабаЯга костяная нога поскорей села в ступу, поднялась в воздух и кинулась вслед за девочкой

В сказках персонажи часто попадали в ситуации, когда им необходимо было добраться в…

Конспект занятия в средней группе «Приключения…»

Ребята, давайте отправимся к Бабе Яге и принесем Аленушке волшебную воду, вы согласны!? Но для этого нам необходимо отправиться в заколдованный лес. Попасть туда смогут только храбрые и добрые дети, а для того, чтобы узнать, добрые мы или нет, проведем небольшую игру.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

Проектная работа

«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»

Выполнили:

ученицы 6 класса «В»

Литюшкина Наталья

Сергеева Анастасия

Руководитель:

учитель литературы

Хитрова Т.А.

Мытищи, 2013

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Теоретические основы образа Бабы-Яги в русских народных сказках.4

  1. Происхождение образа Бабы-Яги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  4
  2. Портрет и атрибуты Бабы-Яги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Глава 2. Образ Бабы-Яги в фольклоре и литературе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

2.1.    Типы образа Бабы-Яги в русских народных сказках . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

2.2.    Развитие образа Бабы-Яги в современной литературе . . . . . . . . . . . . . . . 12

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   15

Введение

В мир сказок каждый человек попадает в самом раннем детстве, даже еще не умея говорить. Все мы очень любим незабываемые минуты ожидания сказки, ждём их с нетерпением, чтобы ещё раз с удовольствием погрузиться в удивительный мир фантазии, где за одну ночь вырастают красивейшие дворцы, где кони летают по небу, где с людьми происходят невероятные приключения, а звери говорят человеческим голосом. Бабушки и мамы рассказывают сказки малышам, а те постигают великолепный мир чуда и волшебства. Особенно для нас ценны русские народные сказки, содержащие в себе мудрость наших предков, традиции русского народа.

Русская волшебная сказка создает таинственный, замысловатый мир. Со многими сказочными персонажами мы встречаемся в процессе чтения. Одним из таких является Баба-Яга.  Кто же она такая?

Мы привыкли видеть ее во многих сказках и часто не представляем их без этого персонажа. Что же в этом образе такого загадочно особенного, что отталкивает, пугает и одновременно притягивает читателей и слушателей к сказкам?

Цель нашей работы – проанализировать образ Бабы-Яги в русских народных сказках.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Выявить истоки, потрет, типы образа Бабы-Яги;
  2. Выявить особенности данного персонажа в сказках.

Объектом  исследования являются русские народные сказки, в которых одно из действующих лиц Баба-Яга; предметом исследования – типы Бабы-Яги в русских народных сказках.

Глава 1. Теоретические основы образа Бабы-Яги в русских народных сказках.

  1. Происхождение образа Бабы-Яги

Баба-Яга — один из самых ярких женских сказочных образов.

БАБКА, БАБА, БАБУШКА — женщина, старшая в роде, семье; замужняя женщина; лекарка-знахарка; повитуха; старшая по возрасту, опыту; родоначальница.

Повитуху, помогавшую при родах, присматривавшую за роженицей и ребенком первое время после его появления на свет, традиционно называли бабкой, бабушкой и почитали, чествовали как человека, наделенного особыми умениями, силами, мудростью. О Бабе-Яге повествуют сказки и славянская мифология.

По некоторым сведениям, имя своё она получила от старинного слова «ягать». В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» толкует это слово таким образом: «кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться». Там же можно найти: «Яга – род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи».

Другие исследователи утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери и чтобы дома не замело снегом. Отсюда и «избушка на курьих ножках».

  1. Портрет и атрибуты Бабы-Яги

Внешне Баба Яга – это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с синим носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Ее огромные железные груди болтаются до пояса и ниже. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы-Яги костлявые руки и острые железные зубы. Она, как известно, живёт в лесу в избушке на курьих ножках.   Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат — ноги, вместо запора — руки. Вместо замка — челюсть с острыми зубами. Избушка является вратами в царство мертвых. Она может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: «Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом». Как правило, в избушке Бабы-Яги есть печь. Печь соединяет три важные черты: она дает тепло, защищает людей от холода, а значит, сохраняет им жизнь; в ней готовят пищу, она является местом трансформации, а значит, имеет тесную связь с процессами рождения и возрождения; губительная сила пламени, находящегося у нее внутри, может уничтожить человека. Баба-Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной, огненной и т.д. ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает.

Живя в лесу, она умеет обращаться с дикими животными, даже имеет помощников, например, лебеди. Бабе-Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений. Яге служат три всадника — черный (ночь), белый (день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную».  Баба-Яга — обладательница огня, например, в сказке «Василиса Прекрасная», золотых яблок, как в сказке «Гуси-Лебеди» или знания, помогающего главному герою одолеть своего противника (сказка «Лягушка-Царевна»).

Из дома баба Яга выезжает на своей ступе: пестом отталкивается, помелом следы заметает. Иногда железную ступу везут черти, причём  везут по воздуху. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею приделанными к ступе метлою и помелом. Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями. Скорость у неё при этом фантастическая: ни на обычной лошади, ни на богатырском жеребце её не догонишь. «Под поездом этим страшная буря, всё стонет, скот ревет, бывает мор и падеж, кто видит Ягу, становится нем». Оно и понятно: вид стаи чертей, летящих по воздуху, кого угодно лишит дара речи. Часто Яга выезжает из леса за человеческим мясом. Она ест людей, особенно любит жарить похищенных детей.

Она отшельница, но у неё есть родственники. В некоторых сказках у бабы Яги есть дочери и их зятья, сыновья и их снохи, племянники и племянницы, три или сорок сестёр, которые действуют с нею заодно. А Василиса, во всех сказках представляющая собой самые положительные качества, – это племянница бабы Яги.

Помимо «классической» лесной версии Бабы-Яги, существует и «степная» версия Бабы-Яги, которая живёт за Огненной рекой и владеет табуном славных кобылиц. В другой сказке Баба-Яга золотая нога во главе несметной рати воюет против Белого Полянина. Отсюда некоторые исследователи ассоциируют Бабу-Ягу с «женоуправляемыми» сарматами — пастушеским коневодческим степным народом. В этом случае ступа Бабы-Яги является славянским переосмыслением скифо-сарматского походного котла, а само имя Яга возводится к сарматскому этнониму языги. Образ Баба-Яги широко использовался авторами современных литературных сказок – например,  Эдуардом Успенским в повести «Вниз по волшебной реке».

 Образ Бабы Яго амбивалентен. Она может съесть не понравившегося ей путника, а может наградить. Может уничтожить или послужить средством возрождения его к новому началу.

Основываясь только на человеческих критериях, невозможно добиться повышения уровня осознания – обязательно должны вмешаться сверхъестественные силы. Баба Яга – олицетворяет эти сверхъестественные силы, она умеет управлять процессом трансформации.

Остается добавить, что по нашим понятиям место проживания Бабы-Яги – этой хранительницы пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой – вполне могло находиться именно в поморских краях. Не зря большинство сказок про Бабу-Ягу записано именно в Архангельской области. 

Баба-Яга – это кризисный терапевт, встреча с этим персонажем ставит перед необходимостью пройти инициацию, прожить кризис, перейти врата (подняться на новый уровень развития). Поход к Бабе-Яге – это экзистенциальный опыт человека. Это кризис развития в том числе. «Кризис – это столкновение двух реальностей: психической реальности человека с его системой мировоззрения, паттернами поведения и т.п. и той частью объективной действительности, которая противоречит его предыдущему опыту. Эта действительность уже воспринята человеком, но не преобразована. И преобразование ее затруднено или сейчас невозможно, так как для этого требуются качественно иные механизмы, в данным момент отсуствующие» [Эриксон Э.Г.]. Возрастные кризисы затрагивают практически каждого из нас, и не всегда проходят легко. Речь идет о нормативном кризисе (например, из юношества во взрослую жизнь), который неизбежно возникает на жизненном пути большинства людей. Хотя, в жизни человек, к сожалению, может сталкиваться и с ненормативными кризисами (развод, смерть близкого и т.д.).

Когда-то на этих сложных  этапах жизни  человека сопровождал шаман. В сказках роль шамана играет Баба-Яга. Когда сказочный герой приходит к Бабе-Яге, столкнувшись с неразрешимым вопросом, именно она дает ему подсказку, где искать ответ. Именно к шаману приходили за такими вопросами, не являющимися общедоступными. Шаман, как хранитель традиций племени, проводил обряд инициации. Баба-Яга, можно сказать, обладает теми же функциями. Она – «не мертвая и не живая» – т.е. она в идеале нейтральна, не вовлечена в «шкурные» отношения с клиентами (часто молодыми юношами и девушками), не конкурирует, но опекает, осуществляет психологическое сопровождение. Она – проводник (гид), носитель опыта походов в «тридевятое царство» (бессознательное) в тот момент, когда обычно в «реальном» мире у героя возникает некая проблема. Герой отправляется за ее решением в путешествие, попадает в «волшебный» («тридевятый») мир, приобретает там помощников (ресурсы), проходит некоторые испытания и вступает в открытую борьбу с «силами зла» (проблемами). Он побеждает и возвращается назад в свой обычный мир, который в результате его победы трансформируется и улучшается, т.е. Баба-Яга помогает герою достичь цели.

Яга — дарительница или Яга — советчица — это первые провожатые героя на пути в запредельный мир, другим провожатым является ее подарок – волшебное средство (к примеру, клубочек) или волшебный помощник (к примеру, конь). Сама Яга как страж обычно не имеет права покинуть свой пост ради героя. Она лишь на словах знакомит гостя с тем, с чем ему придется столкнуться в пути. Но ее советы жизненно необходимы для путника. В сказках не всегда воспроизводятся советы Яги, возможно, в силу их табуированности для непосвященных, сохраняющейся как реликтовый отголосок сакрализации мифа. Миф первичнее сказки. О чем миф умалчивает, о том и сказка не рассказывает.

Таким образом, происхождение образа Бабы-Яги остается загадкой. В сказках данный персонаж является проводником между миром мертвых и миром живых.

Глава 2. Образ Бабы-Яги в фольклоре и литературе.

2.1.    Типы образа Бабы-Яги в русских народных сказках

Сказки знали разные типы образа Бабы-Яги.

Первый тип, наиболее распространенный, — это «Яга-похитительница», уносящая людей и в особенности детей, которых она потом пытается изжарить и съесть. Этот тип мы можем встретить в русской народной сказке «Гуси-лебеди»: в этой сказке, прислуги Бабы-Яги украли Иванушку, которого она хотела зажарить и съесть. В этой сказке Баба-Яга кажется очень хитрой и беспощадной, она хотела занять чем-нибудь Аленушку, чтобы затопить баню, выпарить девочку и сесть ее. Или можем привести в пример русскую народную сказку «Терешечка», в ней Баба-Яга голосам мамы позвала Терешечку подплыть к ней, тот обознался, и она посадила его в мешок и побежала. Баба-Яга хотела Терешечку зажарить и съесть, но он вместо себя  посадил на лопату Аленушку (дочку Бабы-Яги), и Яга съела свою же дочку.

Второй тип, встречающийся реже двух других, — «Яга-дарительница», которая принимает героя, испытывает его и вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы и т.п. Этот тип мы можем встретить в русской народной сказке «Баба-Яга» (в обработке Афанасьева). Там Баба-Яга за хорошую службу давала девочке нарядные платья, но как только девочка провинилась, Баба-Яга сломала ей косточки. В сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» Баба-Яга накормила, напоила и сказала, куда ему идти надо. В роли дарительницы Баба-Яга может быть советчицей (сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре), повелительницей (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, всякими гадами, лесными зверями и птицами),  охранительницей (следит с помощью своих волшебных помощников – совы, блюдечка и проч. –  за похождениями героя). Баба-Яга оказывает героям сказок помощь, выслушивая их и давая им добрые советы, взамен же требует одного – почитания, уважения. За это она отплачивает добром.

Также в некоторых сказках Яга может быть не только гостеприимной хозяйкой, но и помощницей. Некоторым героям дает волшебные предметы-помощники: «Будет у тебя на пути большая река – перейти нельзя; ты возьми это полотенце да махни одним концом – тотчас появится мост. Да смотри, махай украдкой, чтоб сестра не видела» («Звериное молоко»); «Баба Яга дала ей дорогой подарок – золотой молоточек да десять бриллиантовых гвоздиков» («Финист-ясный сокол»); «Возьми, дитятко, моего коня, поезжай к моей старшей сестре. Она лучше меня научит, что делать» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»); «Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали» («Василиса Прекрасная»).

Третий тип — это «Яга-воительница», сражающаяся с героями и побеждающая многих из них. Яга-воительница в сказках — это обычно антагонист героя: прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти, вырезает у него из спины ремень и т.д.; побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь. Такая Яга в некоторых сказках выступала еще и как мать Змеев — противников богатырей: как правило, в сказках богатырь сперва сражался с ее сыновьями, а потом уже с ней самой. Например, из русской народной сказки «Баба-яга» мы можем выяснить, что Баба-яга жестокая и злая, это описывается в этих строках: «…Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить».

С Бабой-Ягой иногда действуют ее дочери или жены ее сыновей, обычно числом 3 или 12. Конечно, такая Яга, мать змеев и оборотней-кобылиц, — это не та традиционная русская сказочная Баба-Яга, которая живет в избушке на курьих ножках в дремучем  непроходимом лесу. Очень часто она живет в подземелье, обращается то в тучу, то  в гору с пещерой, то в бесконечную стену. Побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и  умением богатырь.

Баба-Яга может выступать и в функции вредителя (тогда она старается погубить героя или героиню, пришедших к ней по той или иной надобности), и в функции дарителя, волшебного помощника (одаривает  героя необходимой вещью или дает необходимые сведения). Баба-Яга сначала испытывает героев, и помогает лишь тем, кто выдержал испытания.

Выделим некоторые характерные особенности описания этого персонажа:

— она родоначальница;

— она обладает каким-то древним знанием;

— она «управляет» мистическими и природными силами;

— она косвенно связывается с рождением и повитухами;

— внешность её говорит о том, что это не человек в привычном смысле;

— она живет в избушке на курьих ножках;

— её избушка часто составлена из элементов человеческого тела (что само по себе показательно);

— вокруг избушки часто присутствуют следы прошлых смертей, людей взаимодействующих с ней;

— во время её активности изменяется мир (во время передвижения Бабы-Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья);

— она похищает детей (или другими словами: дети оказываются в её власти);

— у неё 12 дочерей (как 12 месяцев) и она владеет силами Солнца и Луны;

— она прядет (веретено судьбы);

— в зависимости от состояния главного героя она может выступать в четырех ипостасях: похитительница, дарительница, воительница и соблазнительница;

— что бы эти ипостаси сменили друг друга, главный герой должен сразиться с ней и победить. Но, не убить её;

– главный герой для успеха взаимодействия с ней должен иметь определенные качества. Например: быть дураком;

— сражение с ней или с её дочерями часто может быть сражением с некими соблазнами, в которые обратились дочери или она сама;

— дары её помогают главному герою в дальнейших сражениях и являются волшебными (не человеческими в привычном смысле – не материальными);

— она имеет отношение к змеям;

— она имеет отношение к некой границе, за которой она живет, до которой она может преследовать героя, которую она охраняет или проводником через которую она может являться;

— она обладает двумя символическими вещами: ступой и пестом (или помелом);

— после победы над ягой она служит герою и приносит ему пользу.

  1. Развитие образа Бабы-Яги в современной литературе

Образ Бабы-яги широко использовался авторами современных литературных сказок — например, Эдуардом Успенским в повести «Вниз по волшебной реке».

Баба-яга стала одним из основных источников образа Наины Киевны Горыныч, персонажа повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

Роман «Возвращение к Бабе-яге» Наталии Малаховской, где три героини и три стиля письма проходят испытания и трансформации (хождения к Бабе-Яге), видоизменяют сюжеты своих биографий.

Образ Бабы-Яги также появляется и в графической истории Алексея Киндяшева «Комар», где выполняет роль одного из главных отрицательных персонажей. Схватка между мифическим насекомым, призванным защищать наш мир от сил зла и ведьмы происходит в первом же мини выпуске, где положительный персонаж побеждает отрицательного, защищая тем самым маленькую девочку. Но не всё так просто, как кажется и в завершении выпуска узнаётся, что это была лишь копия, созданная для проверки сил мифического защитника.

Также образ Бабы-яги встречается у современного автора русской литературы — Андрея Белянина в цикле произведений «Тайный сыск царя Гороха», где, в свою очередь, она занимает одно из центральных мест в роли положительного героя, а именно — эксперта-криминалиста тайного сыска при дворе царя Гороха.

Детство и юность Бабы-Яги в современной литературе впервые встречаются в повести «Лукоморье» А. Аливердиева (написанная в 1996 первая глава повести опубликована в журнале «Звёздная дорога» в 2000). Позже был написан рассказ Алексея Гравицкого «Ягодка», роман В. Качана «Юность Бабы-Яги», роман М. Вишневецкой «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки» и др.

Баба-Яга является также одним из основных персонажей в сказке Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» и в одноимённом анимационном фильме.

В романе Александра Рудазова «Преданья старины глубокой» эксплуатируются как отрицательный (Яга Ягишна), так и положительный (Овдотья Кузьминична) образ Бабы-Яги.

Таким образом, мы видим, что образ Бабы-Яги популярен не только в русских народных сказках. А успешно используется и в современной литературе.

Заключение

Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес.  Одно из чудес – это то, что русские сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Бабы-Яги. В облике «лесной старухи» присутствует определенное обаяние, иначе, чем еще объяснить его популярность у маленьких читателей России?

В ходе исследовательской работы нами проанализировано множество народных сказок, в которых  действующим лицом является Баба-Яга, выявлены её типы в сказках. Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:

  1. Баба-Яга – вымышленный сказочный персонаж, ее прообразом является славянская богиня смерти;
  2. по мнению учёных, Баба-Яга в древности была либо злой ведьмой, чернокнижницей, либо богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный ход в потусторонний мир;
  3. имя своё она получила от старинного слова «ягать», что значит «кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться»;
  4. в сказках она предстает в образе безобразной старухи, живущей в лесу в избушке на куриных ножках, куда обязательно попадает главный герой;
  5. по мнению юных читателей, Баба-Яга – персонаж отрицательный;
  6. волшебная сказка знает несколько образов бабы Яги: Яга-дарительница, Яга-воительница, Яга-похитительница;
  7. образ бабы Яги настолько колоритен, что к его интерпретации обращается множество зарубежных и российских писателей, кинематографов, художников, скульпторов и других деятелей искусства.

Таким образом, Баба-Яга – один из самых ярких образов русского фольклора, литературы и культуры.

Список литературы

  1. Даль В.И.  Толковый словарь живого великорусского языка/ Сост. Шахматова Н.В.       С.-Петербург: ИД Весь, 2004, – 1678 с.
  2. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. М.:Флинта, 1998, – 123с.
  3. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – С.-Петербург: Лабиринт, 1996, – 336 с.
  4. Русские народные сказки. Составитель Аникин В.П. – М.: Пресса, 1992, –  560 с.

  • Какое яблоко бросила старушонка царевне в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях
  • Какое чувство толкает царицу на преступление сказка пушкина
  • Какое чувство двигало матерями моряков в рассказе ивана панькина откуда у моряков взялась сила
  • Какое чувство вызывает рассказ совушка
  • Какое число встречается в сказках чаще всего