Хорошему человеку бывает стыдно даже перед собакой.» (Антон Чехов)
Существует множество воспоминаний и исследований, кто из великих людей любил каких животных, и как животные становились героями художественных произведений. Антон Павлович Чехов всегда любил собак и не слишком жаловал котов.
Многим ценителям творчества Антона Павловича Чехова известно, что он очень любил такс, даже его знаменитая «Каштанка» — это «помесь таксы с дворняжкой», и Чехов весьма сурово отчитывал иллюстратора, который нарисовал Каштанку «бульдогом вместо таксы»
Собаки с разными характерами и судьбами неоднократно появлялись в произведениях Чехова от «Каштанки» (помесь таксы и дворняжки) и «Дамы с собачкой» (шпиц) до «Вишнёвого сада.» Собака также стала причиной скандала в рассказе «Хамелеон.» Существует даже литературное исследование творчества Чехова, в котором аккуратнейшим образом подсчитано, что на каждую тысячу слов в произведениях классика глагол «лаять» встречается семь раз, глагол «кусаться» — пять раз, глагол «тявкать» — три раза, и так любимое народом словосочетание «сукин сын» — всего один раз.
В марте 1892 года Антон Павлович с семьею переехали жить в усадьбу Мелихово.
Там Антон Чехов завел своих собственных такс — черненького Брома Исаевича и рыжую Хину Марковну (бром и хина — это едва ли не самые популярные лекарства того времени). У его брата Михаила также была такса по кличке Йод. Дочку Хины и Брома звали Селитрой. Антон Палыч часами разговаривал со своими таксами, писал им письма из заграницы, передавал приветы, раздаривал всем знакомым щенков. Жили Бром и Хина в в Мелиховской усадьбе.
Конечно же, таксы сразу перевернули всю усадьбу, разрыли горшки и все перепачкали: «Вчера, наконец, прибыли таксы, добрейший Николай Александрович. Едучи со станции, они сильно озябли, проголодались и истомились, и радость их по прибытии была необычайна. Они бегали по всем комнатам, ласкались, лаяли на прислугу. Их покормили, и после этого они стали чувствовать себя совсем как дома.
Ночью они выгребли из цветочных ящиков землю с посеянными семенами и разнесли из передней калоши по всем комнатам, а утром когда я прогуливал их по саду, привели в ужас наших собак-дворян, которые отродясь не видали таких уродов.
Самка симпатичнее кобеля. У кобеля не только задние ноги, но и морда, и зад подгуляли. Но у обоих глаза добрые и признательные. Чем и как часто кормили Вы их? Как приучить их отдавать долг природе не в комнатах? И т.д. Таксы очень понравились и составляют злобу дня. Большое Вам спасибо», — писал А.П.Чехов Лейкину.
Лейкин — это хозяин родителей чеховских такс, Апеля и Рогульки — ему Антон Павлович регулярно докладывает о жизни любимцев: «Таксы Бром и Хина здравствуют. Первый ловок и гибок, вторая неуклюжа, толста, ленива и лукава. Первый любит птиц, вторая тычет нос в землю. Оба любят плакать от избытка чувств. Понимают, за что их наказывают. У Брома часто бывает рвота. Влюблен он в дворняжку. Хина все еще невинная девушка. Любит гулять по полю и лесу, но не иначе, как с нами. Драть их приходится почти каждый день; хватают больных за штаны, ссорятся, когда едят, и т.п. Спят у меня в комнате».
А вот воспоминания Михаила Чехова:
«Бром и Хина были таксы, черненький и рыженькая, причем у Хины были такие коротенькие, все в сборах ножки, что брюхо у нее чуть не волочилось по земле. Каждый вечер Хина подходила к Антону Павловичу, клала ему на колени передние лапки и жалостливо и преданно смотрела ему в глаза. Он изменял выражение лица и разбитым, старческим голосом говорил:
— Хина Марковна!.. Страдалица!.. Вам ба лечь в больницу!.. Вам ба там ба полегчало ба-б.
Целые полчаса он проводил с этой собакой в разговорах, от которых все домашние помирали со смеху.
Затем наступала очередь Брома. Он так же ставил передние лапки Антону Павловичу на коленку, и опять начиналась потеха.
— Бром Исаевич! — обращался к нему Чехов голосом, полным тревоги. — Как же это можно? У отца архимандрита разболелся живот, и он пошел за кустик, а мальчишки вдруг подкрались и пустили в него из шпринцовки струю воды!.. Как же вы это допустили?
И Бром начинал злобно ворчать».
Таксы прожили всю жизнь в Мелихове, но с Чеховыми только пять лет: по неизвестной причине их не взяли в новый дом в Ялте, оставив вместе с имением новому хозяину. Эту разлуку собаки не вынесли и обе погибли в течение следующего года: вежливый Бром одичал и заболел бешенством, а ласковая Хина пострадала в драке.
Но сегодня, как и прежде, две бронзовые таксы — верные Бром и Хина — ждут своего хозяина на лужайке в Мелихове, стерегут фуражку с яблоком, заглядывают умильно в глаза посетителей. Ну, и конечно, приносят им счастье. Главное — носы потереть:
22 декабря 2012 года в подмосковном музее-заповеднике «Мелихово» установили памятник таксам Чехова.
Автор памятника – член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный художник РФ Александр Рожников. Скульптуру он создал от большой любви к великому писателю и совершенно безвозмездно, а средства на бронзу и камень собирали всем миром.
Какое животное стало причиной скандала в рассказе Чехова «Хамелеон»?
Хамелеон? Собака? Лошадь? Свинья?
4
Хамелеон
Собака
Лошадь
Свинья
#Литература
#Чехов
#Сложность: 100
#Пандарина
Похожие вопросы
Какое животное стало символом трудностей во время принятия решения?
#Сложность: 10 000 руб.
#Животные
#Кто хочет стать миллионером?
#Универ: Прокачай общагу!
#Сложность: 100
#Пандарина
Какое животное стало прототипом Серебряного копытца?
#Универ: Прокачай общагу!
Какое животное стало покровителем 2020 года по восточному гороскопу?
#Сложность: 10
#Пандарина
Какое животное стало символом спокойствия?
#Сложность: 20
#Пандарина
Случайные вопросы
На месте какой битвы стоит памятник не победителю, а побеждённому?
#Памятники
#Сложность: 1500
#Пандарина
Что больше всего любят мужчины?
#100 к 1
В каком из этих городов Новый год наступает раньше?
#Сложность: 200 000 руб.
#Кто хочет стать миллионером?
На территории какого современного государства родился Будда?
#Сложность: 800
#Пандарина
Не золотых дел мастер
Хрюкин в рассказе «Хамелеон» считает себя отнюдь не таким, как все. Незначительной царапине на пальце от укуса щенка он придаёт огромное значение, пытаясь всем показать, что это действительно важная проблема. Он и в самом деле отличается от большинства.
Во время беседы Очумелова с толпой Хрюкина характеризуют как человека вздорного: «Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!». Действительно, в произведении улавливается суть личности «жертвы нападения собаки». Видно, как он пытается показаться окружающим не таким, каким есть на самом деле. Хоть он и золотых дел мастер, как говорят о нём, но всё же достойным человеком с моральной точки зрения он не стал.
Характеристика персонажа
Показать пороки людей было главной задумкой А. П. Чехова, хоть это и так очевидно просматривается в образах полицейского надзирателя и второстепенных персонажей. Если углубиться в характеристику Хрюкина, можно смело сказать, что рассказ «Хамелеон» не только о надзирателе Очумелове, но и о мастере-невеже. Автор представляет читателю типичный образ хама. Этот человек живет в достатке, ему нет дела до посторонних проблем и чужой боли. Ради потехи он мог позволить себе тыкать сигаретой в морду невинному щенку.
Апогеем же несовершенства личности Хрюкина-хамелеона является факт того, что он, причинив боль собаке и получив от неё ответ в виде укушенного пальца, пытается выставить себя в роли жертвы необоснованной агрессии животного. В рассказе отчётливо виден процесс негласного суда над мастером. Особенно это явно проявляется в том, как Очумелов очумел и мечется от одной точки зрения к другой, тем самым обличая свою сущность. Положение Хрюкина постоянно меняется, он выступает:
- жертвой;
- обвиняемым;
- посмешищем для других.
В любом суде следует приговор. Последняя фраза Очумелова знаменует торжество справедливости по отношению к двуликому Хрюкину. Надзиратель кричит, что ещё доберётся до него и заставит его понести заслуженное наказание за свои действия.
Посыл автора
По задумке автора даже «говорящая» фамилия героя рассказа может дать ему характеристику и сформировать в подсознании читателя образ. Фамилия Хрюкин показывает свинское поведение и отношение к другим людям. Если в случае с Очумеловым Чехов высмеивает пороки надзирателя, то манеры поведения мастера автор категорически осуждает. Это заметно по эпитетам, которые применяет к ювелиру полицейский, называя его свиньёй и подразумевая, что ему не место в обществе воспитанных и манерных людей.
Подытожить можно тем, что не во всех литературных произведениях присутствуют положительные герои. Некоторые рассказы нацелены на то, чтобы показать пороки людей и сделать соответствующие выводы. Рассказ «Хамелеон» — яркий тому пример.
Анализ «Хамелеона» — 1 вариант
1. История создания произведения.
Впервые публикация рассказа А.П. Чехова «Хамелеон состоялась в сентябре 1884 года («Осколки»). Автор подписался как А. Чехонте. Для сборника «Пёстрые рассказы» (1886) автор внёс в «Хамелеон» некоторые изменения.
2. Жанр произведения.
По жанру «Хамелеон» — рассказ, так как произведение невелико по объёму, задействованы только два героя, в повествовании речь идёт об одном эпизоде. По характеру рассказ — юмористический. Характерные для него особенности — сценичность диалога, говорящие фамилии персонажей (Очумелов, Хрюкин), короткое и яркое название рассказа, построение сюжета на случае из жизни, неожиданность развязки.
3. Название произведения и его смысл.
Название «Хамелеон» имеет вполне прозрачный смысл. Если ящерица-хамелеон меняет свою окраску в зависимости от окружающей среды, то человек, называемый хамелеоном, приспосабливается к обстоятельствам так, чтобы выглядеть в глазах начальства лучшим образом и не потерять расположения у вышестоящего чина со всеми вытекающими последствиями.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Субъект повествования — автор (третье лицо), он является в рассказе беспристрастным повествователем, описывающим происходящие событиями.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Тема: Приспособленчество, угодничество — человеческие пороки.
Идея: Низость человеческой натуры, угождающей начальству ради своего благополучия.
Человек должен в любом случае поступать справедливо, быть принципиальным, верным себе, сохранять достоинство — такова основная мысль Чехова в этом рассказе.
Проблематика: Рабская психология свойственна многим людям, ведь в толпе видят поведение Очумелова, понимают причину его перемен, понимает и наглый Хрюкин, но никто не возмущён этим фактом. Все воспринимают «хамелеонство» полицейского как само собой разумеющееся. Как изжить в себе раба? И стоят ли выгоды, которые можно получить таким низким способом, того, чтобы превращать свою жизнь в угодничество и лизоблюдство?
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Очумелов, полицейский надзиратель, проходя по базарной площади, стал очевидцем одного происшествий. Некто Хрюкин, мастер по ювелирной работе, выставил на обозрение толпы свой пострадавший от укуса борзым щенком палец. Щенок сидел тут же с выражением тоски и ужаса в глазах. Из толпы раздаётся реплика насчёт собаки: генеральская. Городовой опровергает мнение. В связи с этим Очумелов то распоряжается истребить собаку, то обвиняет самого Хрюкина. И так неоднократно.
7.
Система образов произведения.
В рассказе всего два главных героя — Хрюкин и Очумелов.
Хрюкин, золотых дел мастер, в момент происшествия был полупьян. Судя по отзыву из толпы, Хрюкин — человек вздорный. Он сам ткнул цигаркой щенку в морду, а, когда тот его укусил, намеревался получить компенсацию. Хрюкин изображал пострадавшего, которого ни с того ни с сего укусила чья-то собака.
Очумелов — служащий надзирателем в полиции. Новая шинель, узелок в руке, конфискованный крыжовник — таков образ Очумелова, представшего перед читателем в начале рассказа. Уже создаётся впечатление, что Очумелов своего не упустит. Заметив беспорядок, Очумелов стал выяснять, чья собака, грозя владельцу штрафом, а щенку — истреблением. Но как только в толпе стали поговаривать, что собака генеральская, Очумелова стало бросать то в жар, то в холод. Его мало интересовал истинный виновник происшествия, главное для блюстителя порядка — не испортить отношений с генералом. Когда выяснилось, что щенок — собственность брата генеральского, его «оправдали». Очумелов — беспринципный тип, который, что называется, держит нос по ветру.
8. Композиция произведения.
Экспозиция — шествие Очумелова с городовым Елдыриным по базарной площади.
Завязка: Хрюкина укусил борзой щенок.
Кульминация — реплика из толпы о принадлежности щенка генералу Жегалову.
Развязка — смех толпы над Хрюкиным.
В построении сюжета главенствующая роль отведена диалогам. Композиция имеет кольцевой характер, так как рассказ начинается с того, что Очумелов идёт по базарной площади, и заканчивается так же: Очумелов продолжает свой путь по базарной площади.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Чехов использует художественную деталь. Так, об изменении «цвета» Очумелова свидетельствуют его просьбы к Елдырину то снять с него пальто, то накинуть.
В диалогах писатель характеризует героев посредством их речи. Так, выражения Хрюкина «не пущай», «я человек, который работающий», «пущай мне заплатят», «их благородие» выдают человека необразованного, нагловатого, старающегося не упустить своего. Также выражения в репликах из толпы зевак «кажись», «в харю», «тяпни» выдают принадлежность к простонародью.
Речь Очумелова отмечена канцеляризмами, например: «по какому случаю», «протокол», «подчиняться постановлениям». В остальном его лексикон выдаёт человека малообразованного и недалёкого: «покажу кузькину мать», «ихняя», «соскучились по братце».
Контрастность высказываний Очумелова в отношении одной и той же ситуации тоже прослеживается в его речи: «Ни шерсти, ни вида…подлость одна только…» — «Собака — нежная тварь…».
И, конечно, «говорящие» фамилии подсказывают читателю портреты персонажей и добавляют комичности ситуации. Очумелов — от глагола «очуметь», что подчёркивает отсутствие ума у героя. Фамилия Хрюкин вызывает ассоциации с животным, издающим звуки «хрю-хрю».
Автор не даёт портретных зарисовок, но с помощью художественных средств показывает типы людей, отмеченные пороками приспособленчества, хамства и наглости.
10. Отзыв о произведении.
Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон» актуален и по сей день, ведь такие человеческие пороки, как беспринципность, угодничество, наглость живы в любом обществе.
Анализ «Хамелеона» — 2 вариант
Юмористический рассказ Чехова «Хамелеон» был написан в 1884 году. Это живая картина нравов мещанского сословия и сатира на него. Главный герой произведения — полицейский надзиратель Очумелов, который и является тем самым «хамелеоном». На примере ситуации с собакой показано, как человек подстраивается под вышестоящие чины.
О чем рассказ?
Очумелову совсем неважно, укусила собака Хрюкина или он укусил собаку. Таким как он, нет дела до правды. Главная их цель – остаться при своем месте. Поэтому весь рассказ занимает описание того, как герой мечется от одной «правды» к другой в зависимости от того, принадлежит животное генералу или не принадлежит. Если да, то судить надо Хрюкина, что покусился на здоровье генеральской собаки. Если нет, то проклятую шавку надо пристрелить на месте, чтобы не возмущала покой честных горожан. Очумелов как предприимчивая рептилия меняет свой окрас в зависимости от ситуации: то он требует убить собаку и наказать ее хозяина, то, узнав, что она генеральская, помиловать.
В этих его репликах заключается вся абсурдность такого отношения к жизни, так как между его диаметрально противоположными решениями не проходит и минуты раздумий. Суть рассказа в том, что герой не замечает своего абсурдного поведения, то есть он настолько привык к нему, что его ни капли не волнует даже собственная репутация в глазах людей.
Главная идея
Читатель сам не раз видел таких «рептилий» в каменных джунглях, но цель автора — заставить человека, меняющего окрас, узнать себя и измениться к лучшему. Поэтому главная идея рассказа «Хамелеон» — показать нам, насколько дико это повседневное вранье и инстинктивное желание «подстроиться». Раболепство духа, которое писатель хотел искоренить, живет в каждом из нас в той или иной мере, поэтому всем нам необходимо увидеть, насколько жалко и уродливо выглядит наше внутреннее ярмо. Оно делает нас рабами в полном смысле слова. Комическое начало и юмор в произведении автор усилил для того, чтобы читатель устыдился марионетки внутри себя и ее желания потакать обстоятельствам в поисках выгоды.
Смысл в том, чтобы высмеять пороки лицемерия и двуличности. Эта проблема не так очевидна и остросоциальна, как многие другие, но она ощутимо влияет на человека и его духовную сущность, постепенно покоряя его чьей-то незримой воле.
Средства создания комического
Эти средства у писателя многогранны. К примеру, художественные детали в тексте Чехова имеют огромное значение. Например, меняет свой «цвет» Очумелов и буквально: он то одевает, то снимает пальто. Отвратительное приспособленчество, как менталитет — это и есть тема, которую автор выражает через деталь. Для героя такое положение дел естественно, он выработал соответствующие жесты и фразы, да и толпа зевак тоже не замечает подвоха. Значит, есть в народе такая холопская черта, и все ее понимают.
Писатель использует просторечную разговорную лексику: «пущай», «нешто», « харю», «тяпни», «ихняя». Манера выражаться нередко демонстрирует нам, чего стоит наш собеседник. В данном примере очевидно, что от людей с таким лексическим запасом не стоит ожидать твердости духа и прямолинейности. Они сами считают себя холопами и в каждом хозяине собаки ищут барина. Само название «Хамелеон» указывает еще и на то, что герой постоянно находится в страхе за свою участь, как будто его окружают дикие звери, как будто его жизни угрожает опасность. То есть, проблема не только в нем, но и в окружающей его действительности, что породила такой порок. Все мы до сих пор, к сожалению, понимаем, какой может быть власть чиновников на местах. Характер Очумелова — не только карикатурный шарж, но и трагическая гримаса на лице общества.
Говорящие фамилии
Читатель видит, что персонажи имеют не типичные имена, которые явно несут смысловую нагрузку. Их можно увидеть невооруженным глазом. Например, есть говорящие фамилии, которые добавляют комичности сложившейся ситуации:
- Очумелов
- Хрюкин
- Елдырин
- Жигалов
Но мы не знаем, как выглядят главные герои рассказа, писатель не дает портретных зарисовок. Это показывает универсальность типажей. Речь идет не о конкретных людях, а о том, как устроено общество.
Как Чехов относится к своим героям?
Автор никогда не пишет об этом напрямую, он всегда старается спрятать свою позицию и не навязывать ее нам. Однако по манере описания персонажей видно, что отношение Чехова к героям ироническое. Он тонко высмеивает их, но в данном контексте они – это даже не люди, а общественные пороки с человеческим лицом. Осмеяние трусости и угодничества нельзя приравнять к осмеянию конкретного лица.
В каждом рассказе писателя есть мораль, хоть она и не выражена прямолинейно. Прежде всего, Чехов в рассказе «Хамелеон» учит читателя независимости взглядов и суждений. В конце концов, не так велика цена той выгоды, которую можно приобрести таким унизительным способом. Все-таки, жизнь дана человеку единожды, и нельзя превращать ее в лизоблюдство. Сегодня эта идея приобретает особое значение. И в тексте «Хамелеона» заметно, что Чехова огорчает предчувствие этой актуальности.
Анализ «Хамелеона» — 3 вариант
- Год написания и публикации — Произведение написано в 1884 году. В это же время оно было опубликовано в журнале «Осколки». В 1886 году автор внес корректировки, после чего произведение было включено в сборник «Пестрые рассказы». В 1971 год вышла экранизация, где данный рассказ был вставлен как эпизод фильма.
- История создания — В период написания рассказа Чехов приступает к врачебной деятельности. Будучи студентом, он уже публикует некоторые свои сатирические рассказы в журналах, где описываются, в основном, веселые сценки из быта.
- Жанр — Рассказ.
- Направление — Сатира, реализм.
- Основная идея — Низость, ограниченность, угодничество, страх перед начальством. Во главу угла ставятся не понятия нравственности, честности, справедливости, а собственная выгода, страх вышестоящих органов.
- Тема — Человеческие пороки, рабская психология.
- Проблема — Жалок человек, живущий в постоянном страхе перед высокопоставленными людьми. И ему тяжело жить и лю
Все мы до сих пор, к сожалению, понимаем, какой может быть власть чиновников на местах. Характер Очумелова — не только карикатурный шарж, но и трагическая гримаса на лице общества.
Говорящие фамилии
Читатель видит, что персонажи имеют не типичные имена, которые явно несут смысловую нагрузку. Их можно увидеть невооруженным глазом. Например, есть говорящие фамилии, которые добавляют комичности сложившейся ситуации:
- Очумелов
- Хрюкин
- Елдырин
- Жигалов
Но мы не знаем, как выглядят главные герои рассказа, писатель не дает портретных зарисовок. Это показывает универсальность типажей. Речь идет не о конкретных людях, а о том, как устроено общество.
Как Чехов относится к своим героям?
Автор никогда не пишет об этом напрямую, он всегда старается спрятать свою позицию и не навязывать ее нам. Однако по манере описания персонажей видно, что отношение Чехова к героям ироническое. Он тонко высмеивает их, но в данном контексте они – это даже не люди, а общественные пороки с человеческим лицом. Осмеяние трусости и угодничества нельзя приравнять к осмеянию конкретного лица.
В каждом рассказе писателя есть мораль, хоть она и не выражена прямолинейно. Прежде всего, Чехов в рассказе «Хамелеон» учит читателя независимости взглядов и суждений. В конце концов, не так велика цена той выгоды, которую можно приобрести таким унизительным способом. Все-таки, жизнь дана человеку единожды, и нельзя превращать ее в лизоблюдство. Сегодня эта идея приобретает особое значение. И в тексте «Хамелеона» заметно, что Чехова огорчает предчувствие этой актуальности.
Анализ «Хамелеона» — 3 вариант
- Год написания и публикации — Произведение написано в 1884 году. В это же время оно было опубликовано в журнале «Осколки». В 1886 году автор внес корректировки, после чего произведение было включено в сборник «Пестрые рассказы». В 1971 год вышла экранизация, где данный рассказ был вставлен как эпизод фильма.
- История создания — В период написания рассказа Чехов приступает к врачебной деятельности. Будучи студентом, он уже публикует некоторые свои сатирические рассказы в журналах, где описываются, в основном, веселые сценки из быта.
- Жанр — Рассказ.
- Направление — Сатира, реализм.
- Основная идея — Низость, ограниченность, угодничество, страх перед начальством. Во главу угла ставятся не понятия нравственности, честности, справедливости, а собственная выгода, страх вышестоящих органов.
- Тема — Человеческие пороки, рабская психология.
- Проблема — Жалок человек, живущий в постоянном страхе перед высокопоставленными людьми. И ему тяжело жить и людям, окружающих его.
- Композиция — Произведение построено на разговоре Хрюкина, Очумелова и реплик из толпы. В зависимости от фраз людей, Очумелов проявляет в себе способность хамелеона подстраиваться под начальство и угождать ему.
Тематика и проблематика
1. Тема: Психология раба, человеческие пороки.
Проблема: Подхалимство, льстивость, низкопоклонство превращают жизнь человека и его окружения в ад.
Для человека важно быть верным себе, уважать себя, сохранять достоинство, поступать честно и справедливо. Психология раба так въелась в сознание людей, что они иногда не видят вопиющей несправедливости и не могут ей противостоять.
Так, например, в рассказе толпа видит, что Очумелов не стремится разрешить конфликт по справедливости. Для него важно «выслужиться» перед генералом и не разозлить высокопоставленное лицо ни словом, ни делом. Несмотря на понимание ситуации, никто не возмущается Очумеловым, для многих людей такое поведение в порядке вещей.
Возникает вопрос, настолько ли важны выгоды, получаемые таким низким путем? Как не стать рабом, не превращать свою жизнь в позицию пресмыкающегося, способного менять цвет? Думаю, что на этот вопрос каждый способен ответить себе только сам. Мне хочется написать только о страхах, существующих перед властью. Этот страх, генетически закрепленный в нас, вызывает подобное поведение.
2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
В рассказе проявлен сатирический пафос произведения, где высмеиваются людские пороки. Таковы Очумелов и Елдырин, а Хрюкину важно лишь незаслуженно получить компенсацию, чтобы несколько дней не работать и продолжать выпивать.
При помощи диалогов, точно подобранных колоритных слов, Чехову удается метко высмеять персонажей, проявить их беспринципность, позицию пресмыкающихся, недостаток интересов в жизни. Читая рассказ, мы смеемся над этими людьми, которые выставлены в таком ярком, комичном свете.
3. Основные герои (их место в образной системе)
Главные герои – полицейский Очумелов, ювелир Хрюкин и собака.Образ Хрюкина находится в противоборстве с образом собаки, которой он сам же сунул в морду цигарку. Все сводится к тому, чью сторону возьмет Очумелов. Полицейский надзиратель колеблется до тех пор, пока не выясняет, кто хозяин собаки, как будто это принципиально важно.
В зависимости от того, кто хозяин собаки, образ Очумелова, то конфликтует с Хрюкиным и находится в единстве с собакой, то наоборот. Его не волнует, кто в этой ситуации виноват, а важно лишь не испортить отношения с генералом. Чехов замечательно описал собаку, которая предстанет в самых разных образах.
Образ городового находится в слиянии с полицейским. Образ Елдырина похож на тень Очумелова, предупреждающего любые его желания. Образ Очумелова с конфискованным крыжовником показывает, что полицейский надзиратель умеет прибрать к рукам чужое, не брезгует изъятым товаром.
Есть еще один персонаж – образ толпы. Толпа пытается помочь «следствию», находясь в противоборстве с Хрюкиным, который, видимо, пользуется дурной славой. Люди потешаются над «потерпевшим», смеется над ним.
4. Литературные приёмыАвтор не описывает внешность главных героев. Он лишь дает им фамилии, отражающие суть каждого из них. Этот прием подчеркивает универсальность, повсеместность образов, которые существовали и будут существовать во все времена. Такие люди есть и сейчас. И в нас могут проявиться эти же черты, но не всегда мы это замечаем.
Интересно читать, в каких фразах Очумелов выражает свое отношение к собаке – то эту «подлость» нужно «истребить», то она же – замечательная, «нежная тварь».
В оборотах речи своих персонажей писатель характеризует героев. Реплики, брошенные из толпы, например, «кажись», «в харю», «тяпни», говорят о том, что на площади собрался простой люд.
Очумелов сыплет штампами, соответствующими занимаемой должности: «по какому случаю», «протокол», «подчиняться постановлениям», но, когда его переполняют эмоции, то говорит, как малообразованный и недалекий человек: «покажу кузькину мать», «соскучились по братце».
Лексикон Хрюкина проявляет нахального человека, стремящегося урвать что-либо для себя: «я человек, который работающий», «пущай мне заплатят», «их благородие».
5. Конфликт произведения
Основной конфликт происходит между щенком и Хрюкиным, пьяненьким мастером золотых дел. В этот конфликт втягивается блюститель закона Очумелов, создавая новый конфликт между справедливым и честным выполнением своих обязательств и страхом перед высокопоставленными особами в лице генерала и его брата.