Какое животное жуковский сделал волшебным предсказателем в сказке спящая царевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Погромская средняя общеобразовательная школа им. А. Д. Бондаренко

Волоконовского района Белгородской области»

Тест по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского,

А.С. Пушкина (5 класс, литература)

подготовила

Морозова Алла Станиславовна,

учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка

Цель работы:

Определение уровня сформированности у учащихся 5 класса следующих

предметных и метапредметных умений:

владение литературоведческой терминологией;

определение познавательной цели (умение определять главную мысль и цель

создания текста);

извлечение необходимой информации из текста;

установление причинноследственных связей;

свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля;

понимание и адекватная оценка языка художественных произведений;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Время тестирования: 4045 минут

Условия проведения:

При проведении тестирования дополнительные материалы не используются.

Содержание работы:

Тестирование направлено на проверку знаний и умений, являющихся составной

частью читательской компетенции, и составлено на основе «Примерной программы и

рабочей программы к предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной 59

классы» М.: Просвещение, 2016.

Тест состоит из 24 вопросов. Вопросы 1-16, 20-24 предусматривают выбор одного

ответа из предложенных. Вопросы 1719 требуют развернутого ответа.

Правильность выполнения каждого задания оценивается 1 тестовым баллом.

Шкала перевода баллов за тест в отметку приведена в таблице:

Количество

правильных ответов

1. Какой жанр художественной литературы имеет следующую характеристику:

«Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера,

имеющий иносказательный аллегорический смысл»?

1) сказка; 3) сказ;

2) басня; 4) рассказ.

2. Какой художественный прием чаще всего используется в баснях?

1) аллегория; 3) метафора;

2) эпитет; 4) постоянный эпитет.

3. Где родился И. А. Крылов?

1) в Санкт Петербурге; 2) в Туле 3) в Москве; 4) в Смоленске.

4. Мораль басни это

1) начальные строки басни, в которых читатель знакомится с героями;

2) заключительные строки басни, в которых читатель узнаёт, что стало с героями в

конце;

3) начальные или заключительные строки басни с кратким нравоучительным выводом.

5. Из какой басни слова: «Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею»?

1) «Волк на псарне» 2) «Свинья под Дубом» 3) «Ворона и Лисица»

6. Какой персонаж басни «Свинья под Дубом» попытался остановить Свинью:

1) Коршун 2) Сокол 3) Ворон

7. Какому событию российской истории посвящена басня И. А. Крылова «Волк на

псарне»?

1) Куликовской битве;

2) войне с японцами в 19041905гг.;

3) войне немецкофашистскими оккупантами в 19411945гг.;

4) войне 1812го года, когда Наполеон вошел в оставленную Кутузовым

Москву и понял, что русская армия не побеждена.

8. Кому в басне И. А. Крылова «Волк на псарне» принадлежат следующие слова:

«Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум,

Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;

Забудем прошлое, уставим общий лад!..»?

1) псарям; 3) овце;

2) волку; 4) собаке.

10. Какая басня И. А. Крылова заканчивается следующими словами:

Невежда так же в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды?

1) «Волк на псарне»;

2) «Ворона и Лисица»;

3) «Свинья под Дубом

11.Жуковского звали:

1) Василий Андреевич. 2) Александр Сергеевич. 3) Андрей Васильевич.

12.Как звали царя в сказке «Спящая царевна» В.А. Жуковского?

1) Матвей 2) Гвидон 3) Берендей.

13. Какое животное Жуковский сделал волшебным предсказателем?

А) сову, Б) белку, В) рака.

14. Чтобы избежать злого пророчества и не допустить укола веретеном, какой указ

издаёт царь?

1) запретить выращивать овец, чтобы не было шерсти для пряжи,

2) запретить сеять лён, чтобы не прясть его,

3) запретить прясть хлопок.

15. Где царевна встретилась с чародейкой и её веретеном?

1) в собственном замке,

2) в заброшенном доме,

3) в крестьянской лачуге.

16.Почему царевич не погиб в заколдованном бору, как другие отважные молодые

люди?

1) был храбрее и сильнее других,

2) заканчивалось время заклятия,

3) сам был чародеем.

17. Укажите годы жизни А.С. Пушкина

__________________________________________________________________________

18. Постоянный эпитет – это

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

19. Баллада – это

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Постоянный эпитет это красочное

определение, признак предмета, который

употребляется в устойчивом сочетании с

одним определяемом словом

Баллада это стихотворение, в основе

которого чаще всего лежит историческое

событие, предание с острым напряжённым

сюжетом

Список использованной литературы

1. Амбушева Т.М. Литература. 5 6 классы: конспекты уроков (для работы по всем

образовательным программам), Волгоград: Учитель, 2015

2. «Литература». Начальный курс. 5 кл.: Учебникхрестоматия для

общеобразовательных учреждений. В двух частях под редакцией В.Я.Коровиной 59

классы М.: Просвещение, 2016

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

Один из великих поэтов XIX века – Василий Андреевич Жуковский. Сказка «Спящая царевна», баллада «Людмила» и многие другие произведения принадлежат его перу.

краткое содержание «Спящая царевна», Жуковский

Краткая биография поэта

Родился В. А. Жуковский в 1783 году, 29 января. Он приходится незаконнорожденным сыном помещику А. И. Бунину от Е. Д. Турчаниновой – бывшей пленной турчанки. Фамилию свою Василий получил от крестного отца, который впоследствии усыновил мальчика по просьбе Бунина.

Василий получил хорошее образование, в 18 лет закончил Московский университетский благородный пансион. Печататься как автор он начал рано — еще в 14 лет дебютировал со своим произведением «Мысли о гробнице». В 1808 году Василий Андреевич написал свою знаменитую балладу «Людмила», затем создал еще много замечательных произведений в стихах, а в 1809 году написал прозаическую повесть «Марьина роща».

В конце лета и начале осени 1831 года Жуковский пишет свою интерпретацию сюжета о спящей царевне, а через 2 года на эту же тему создает стихотворное произведение А. С. Пушкин. Чтобы не перепутать эти два разных произведения, в статье будет иногда даваться пояснение – имя автора в скобочках. Узнать, о чем стихотворение сына Бунина, поможет краткое содержание.

жуковский спящая царевна отзывы

«Спящая царевна», Жуковский, завязка произведения

Начинается поэтический рассказ со знакомства читателя с царем Матвеем и его женой, царицей. Прожили они вместе много лет, все было прекрасно, но одно омрачало их союз — не было в семье детей.

И вот однажды пошла грустная царица к ручью, села на его зеленые берега и принялась горько плакать. Но слезы ее не остались безответными, молодую женщину пожалел рак и приполз к ней. Он сказал, чтобы та не печалилась, в эту ночь она забеременеет, а через положенное время родит дочь.

На такую прекрасную весть ответила царица благодарностью, но тот уже исчез. Оказывается, рак был пророком, и его предсказания сбылись. Вот на такой позитивной ноте начинается сказка, а соответственно и ее краткое содержание. «Спящая царевна» (Жуковский В. А.) продолжается радостным событием – у знатных особ родилась прекрасная малютка. Дальнейшее повествование у двух великих поэтов — Пушкина и Жуковского — разнится. В первом случае мать умерла при родах, во втором – нет. Василий Андреевич рассказывает, что счастливые родители решили позвать на пир волшебниц. Об этом прямо сейчас поведает краткое содержание. «Спящая царевна» (Жуковский В. А.) — прекрасное произведение, которое будет интересно не только детям, но и взрослым. Итак, малютка была так прекрасна, что даже сложно описать, насколько. И вот в честь рождения красавицы к ней прибыли чародейки.

Предсказания волшебниц

Жуковский спящая царевна главные герои

Сначала царь Матвей хотел пригласить 12 волшебниц, было приготовлено столько же блюд – по числу гостей. Но потом выяснилось, что одно пропало. Поэтому царь решил двенадцатую, старую и злую, не звать.

После того как гостьи хорошо посидели, попили-поели, стали одаривать царевну всевозможными радостными предсказаниями. Так как чародейки были волшебницами, все эти прекрасные моменты должны были со временем сбыться. Но, как выяснилось, имелись не только радостные предсказания. После того как 10 волшебниц сказали свое слово, на пир явилась незваная гостья. Что она произнесла, прямо сейчас расскажет краткое содержание. «Спящая царевна» (Жуковский В.) — сказка, полная чудес и волшебства. Итак, согласно словам злой предсказательницы, девочка должна будет дожить только до пятнадцатилетнего возраста, а на шестнадцатом году – скончаться из-за того, что уколется веретеном. Если проводить анализ этого события и сравнивать произведение Жуковского с поэмой Пушкина, становится понятно, что обеих девушек ждало печальное событие, но первая должна была уколоться веретеном, а вторая – отравиться яблоком.

Оптимистическое пророчество доброй волшебницы

Вот такое пожелание сделала малютке злая колдунья. Но девочке повезло, ведь до этого только 10 чародеек успели предречь ей все самое доброе, а одиннадцатая еще не произнесла волшебных слов. Чтобы сгладить заклятье ведьмы, последняя из приглашенных сказала, что девочка не умрет, а заснет на 300 лет. По истечении этого срока злые чары развеются, и царевна будет жить счастливо до глубокой старости. Все это написал в стихах в своем произведении Жуковский («Спящая царевна»). Главные герои повествования — это не только царь, царица, царевна и две волшебницы, о других читатель узнает чуть позже.

Предсказанье колдуньи сбывается

Услышав, что пожелала его любимой дочке злая колдунья, царь очень расстроился. Он стал плохо есть, спать, а потом издал указ запретить сеять лен, делать из него пряжу, сучить ее при помощи веретена. Этот инструмент старинного рукоделия было запрещено иметь в любом доме. После этого указа Матвей успокоился, и жизнь потекла своим чередом.

Прошло время, царевне исполнилось 15 лет, она стала еще красивее, распустилась, как цветок в мае. Однажды ее родители пошли прогуляться, а юная девушка осталась дома. Ей стало скучно, и она решила осмотреть дворец. Ведь в каких-то помещениях девушка еще никогда не была.

Стала она гулять по хоромам и увидела крутую лестницу, поднялась по ней, а там маленькая коморка. Девушке стало любопытно, она открыла дверь и видит — сидит старая женщина и прядет пряжу. Старушка взяла и протянула девушке веретено, ведь это была та самая колдунья. Тотчас же юная дева уколола руку и уснула. Вот так во дворце появилась спящая царевна. Жуковский, герои которого в этой сказке как положительные, так и отрицательные, далее описывает картину всеобщего сна.

Сонное царство

Жуковский сказка спящая царевна

В ту же секунду весь дворец и его обитатели были охвачены всеобщей дремотой. Царь и его жена как стояли на крыльце, прямо там и уснули. Их свита замерла прямо стоя, не выпуская из рук ружей. Хорунжий уснул на коне, животное тоже погрузилось в многолетнюю дремоту. Даже собаки, мухи замерли, да так и остались недвижимыми. Повар как готовил еду, так и остался на кухне. Даже огонь впал в дремоту.

С тех пор в это сонное царство не могла залететь птица, зверь тоже не прошел бы туда. Колючий терн вырос, как высокий забор, дикий бор тоже загородил путь-дорогу.

Прошло 100 лет. За это время некоторые смельчаки, внемля рассказам дедов, пытались найти дворец и царевну, но никто из них назад так и не вернулся, поэтому все бросили отчаянные попытки попасть туда.

Царский сын

Жуковский спящая царевна чему учит

Так прошло 300 лет. Как-то молодой царевич разъезжал по лесу со своей свитой и отстал от нее. Оказался он около того заветного бора, встретил старика. Тот рассказал юноше, что слышал еще от своих дедов, что в этих местах стоит царский дворец, в нем спит прекрасная царевна и вот уже 3 века ждет своего спасителя.

Витязь поскакал туда, куда указал старик. Перед юношей дремучий лес распустился, природа была явно рада его появлению – птицы защебетали, ручьи заструились, цветы начали прямо на глазах распускаться. Обо всем этом красиво рассказал в стихах Жуковский.

«Спящая царевна»: главные герои

Помимо самой девушки, есть персонажи, сыгравшие в ее судьбе немалую роль. Это как положительные, так и отрицательные герои. К последней категории можно отнести только одного человека – старую чародейку. Она сотворила злодейство. Отвел ей немалую роль в своем произведении автор, из-за старухи девушка чуть не умерла в расцвете лет, поэтому и дал наименование своему опусу Жуковский — «Спящая царевна». Чему учит этот момент? Что если приглашать гостей, то необходимо подумать, кого именно. Ведь можно обидеть человека, пригласив 11 близких друзей, а двенадцатого – нет. Тогда он может затаить злобу, как это сделала волшебница из сказки.

Но ее чары было суждено развеять царевичу, который является одним из главных положительных героев наряду с девушкой и ее родителями.

Так как основных действующих лиц в данном произведении немного, их легко запомнить. Теперь, если кто-то произнесет: «Жуковский, «Спящая царевна»», главные герои этого стихотворения сразу всплывут у вас в памяти.

жуковский спящая царевна анализ

И пали чары

Расколдовать царевну было суждено одному из главных положительных героев – царевичу. Услышав рассказ старика, он не побоялся и отправился искать дворец. Нашел его быстро и удивился, что все, начиная от людей и заканчивая животными и насекомыми, спят.

На крыльце лежал царь. Перекрестившись, молодой человек перешагнул через него и направился к своей избраннице. Далее Жуковский довольно долго описывает, как та была хороша собой. Как говорится, годы не властны над красотой. Царевич влюбился с первого взгляда, поцеловал милую девушку, та проснулась, и не только она. Дворец вмиг ожил, каждый стал продолжать заниматься тем, что делал до того.

Конечно же, царь и царица благословили свою дочь, та вышла замуж за спасителя, и все закончилось, как во многих русских народных сказках, пиром на весь мир. Вот такое сочинил стихотворение Василий Жуковский. Спящая царевна проснулась, и все закончилось хорошо.

Василий Жуковский спящая царевна

Анализ опуса

О чем он нам говорит? Если в школе ученикам предстоит написать сочинение на тему «Жуковский, «Спящая царевна»», анализ произведения поможет получить отличную отметку. Сначала можно сравнить сюжет со сказкой братьев Гримм, упомянуть, что их история под названием «Спящая красавица» схожа с опусом Жуковского, как и труд Шарля Перро, именующийся «Красавица в спящем лесу». Свое же произведение назвал Жуковский «Спящая царевна». Отзывы тоже помогут глубже понять поэтический труд.

Читателям нравится, что в данном произведении торжествуют отважные герои, побеждают любовь и добро. Принято сравнивать поэтический опус А.С. Пушкина «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» с произведением, которое создал Жуковский. «Спящая царевна» (отзывы помогут лучше понять структуру произведения) является обязательным стихотворением для внеклассного чтения. Отзывы касаются строения стихотворений, героев, основной сюжетной линии.

У Василия Ивановича сюжет основан на похожих западноевропейских историях, рассказанных ранее братьями Гримм и Шарлем Перро. Но Жуковский русифицировал сказку, он ввел некоторые русские народные черты. Композиция выстроена на последовательно проходящих событиях, описывается каждый период жизни героев, Так, сначала рассказывается, что царь и царевна жили вместе много лет, потом родилась дочь, прошло 15, а после этого еще 300 лет.

Сказка написана в технике четырехстопного хорея с одними мужскими парными рифмами. В этом можно провести аналогию с некоторыми произведениями Пушкина, но у последнего мужские парные чередуются с женскими рифмами.

1. Кто сообщил царице о том, что у неё родится дочь:
а) рак +
б) ведьма
в) добрый волшебник

2. Двенадцатую чародейку царь не позвал на пир потому, что:
а) он испугался её
б) потому что она была хромоногая, старая, злая +
в) так захотела царица

3. За то, что её не позвали на пир, злая старуха:
а) усыпила царевну
б) превратила царевну в жабу
в) предсказала смерть царевны +

4. В начале сказки к царевне подполз(а):
а) рак +
б) ужик
в) змея

5. От чего была должна умереть царевна, по словам ведьмы:
а) от стрелы
б) от яда
в) от веретена +

6. Как одиннадцатая чародейка смягчает пророчество злой колдуньи:
а) дала выпить царевне живой воды
б) заменила смерть 300-летним сном +
в) подарила царевне волшебное кольцо

7. Царь отвести беду от любимой дочери таким образом:
а) запретил царевне выходить из дворца
б) приказал убить злую колдунью
в) издал указ, запрещающий прясть +

8. Старушка-пряха была:
а) злой колдуньей +
б) переодетой царицей
в) служанкой

9. Как сбылось предсказание колдуньи:
а) царевна заснула
б) царевна умерла
в) заснул весь дворец +

10. Что использует автор, изображая лес, окружавший замок царевны, называя его «дикий, неприступный, страшный, тёмный … бор»:
а) сравнение
б) эпитет +
в) гиперболу

11. «Спящая царевна» напоминает эту сказку Пушкина:
а) о мёртвой царевне и семи богатырях +
б) о золотом петушке
в) о попе и его работнике Балде

12. Силу сна разрушил(и):
а) гром и молния во время грозы
б) поцелуй царевича +
в) царевну разбудил царь

13. Что сделал царский сын:
а) поцеловал царевну +
б) победил ведьму
в) убил дракона

14. Сколько лет пробыли во сне люди:
а) 33
б) 133
в) 300 +

15. Царь с царицей спали:
а) на ступенях лестницы +
б) в кровати
в) на траве перед дворцом

16. Как звали царя:
а) Елисей
б) Матвей +
в) Тимофей

17. По словам ведьмы, беда должна была случиться на этом году:
а) на 18-ом
б) на 25-ом
в) на 16-ом +

18. В честь чего был пир:
а) победы царя над врагом
б) Дня Рождения дочери +
в) прибытия заморских гостей

19. В каком году было написано произведение:
а) 1841
б) 1836
в) 1831 +

20. Сколько чародеек позвали на пир:
а) 12
б) 11 +
в) 15

21. С помощью какого эпитета охарактеризован царь в произведении:
Отчего ж так оплошал
Наш … царь …? :
а) разумный +
б) честный
в) справедливый

22. Что случилось, когда гости собрались на пир:
а) не пришла царица
б) украли блюдо +
в) ром загремел

23. Кто едет спасать царевну от мёртвого сна:
а) князь
б) царевич Матвей
в) сын царский +

24. Прежде чем войти во дворец, спаситель:
а) взял живую воду
б) молитву прочитал +
в) перекрестился

25. Автор описывает спящую царевну: «Молод цвет её ланит…». Что такое ланиты:
а) губы
б) волосы
в) щёки +

26. Царевну от сна пробудило:
а) прикосновение к кольцу
б) поцелуй +
в) живая вода

27. В каком варианте представлено сравнение:
а) Дни проходят; дочь растет;
Расцвела, как майский цвет… +
б) У царя двенадцать блюд
Драгоценных, золотых
Было в царских кладовых…
в) В неприступный, страшный бор
Ни старик, ни молодой
За царевной ни ногой.

28. В каком варианте представлены постоянные эпитеты:
а) На неё находит сон;
Вместе с ней объемлет он
Весь ОГРОМНЫЙ царский дом…
б) Лес ДУШИСТ, ПРОХЛАДЕН, ТИХ,
И ничто НЕ СТРАШНО в нём.
в) Даже облака небес
На ДРЕМУЧИЙ, ТЁМНЫЙ лес
Не навеет ветерок. +

29. Год первой публикации сказки:
а) 1832 +
б) 1831
в) 1842

30. Чем завершилась сказка:
а) смертью колдуньи
б) пиром +
в) всеобщим пробуждением

­

Кубок (5 класс. Коровина, 1 часть, стр. 82-83, 90)

Размышляем о прочитанном

1. Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось: пророче­ство рака, заколдованный сон, пробуждение?

         В сказке Василия Андреевича Жуковского «Спящая царевна» особое впечатление на меня произвело описание людей, заснувших внезапно во дворе царского дома. Это описание подробное, доброе и веселое.

 2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку на­родной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказ­ки? Что отличает её от них?

         Если бы сказка «Спящая царевна» была народной, то ее можно было бы отне­сти к волшебным сказкам. Русскую народную волшебную сказку в ней напоминает волшебство, злой герой, помощники (чародейка, заменившая смерть на сон, и человек, рассказавший царскому сына о спящей царевне), зачин «жил-был…», концовка: «Свадьба, пир, и я там был…». Автор использует в сказке народные выражения: «Что ни в сказке рассказать, / Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир / Знатный дан на целый мир…», «во цвете лет», «Начал жить да почивать», «Веретенце, не ленись, Пряжа тонкая, не рвись…», «Птица там не пролетит, Близко зверь не пробе­жит…».

         Главное отличие сказки Жуковского от народной – она написана стихами. В ней есть книжные выражения, которые не встречаются в народной речи: например, «Блещут розы по кустам», «Зданье – чудо стари­ны», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; / Вместе с ней объемлет он / Весь огромный царский дом…», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках / Ножки – чудо красотой», «Распалительным огнем / Жарко рдею­щих ланит / И дыханьем уст облит, / Он души не удержал…»

 3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она ото­мстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробу­дил её от многовекового сна?

         Двенадцатую колдунью не пригласили на бал, потому что пропало одно из золотых блюд, предназначенных для волшебниц. Оно исчезло по неизвестной причине. Царь Матвей решил проблему, не задумываясь о последствиях, нет блюда, значит не нужно приглашать одну из волшебниц, тем более именно одна из них была старой, хромой и злой.

         Старая колдунья отомстила за неуважение тем, что самовольно появилась на пиру и предрекла царской дочери смерть от укола веретеном. Одна из чародеек смягчила злое пожелание: смерть обернется сном на 300 лет.

Когда три столетия миновали царский сын поцелуем разбудил прекрасную царевну.

 Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в Интернете иллюстрации к сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

         За время существования сказки «Спящая царевна» она вдохновила многих художников на создание к ней иллюстраций. Это Владимир Кутлинский, Борис Дехтерев, Николай Устинов, Владислав Ерко. Но, наверное, самая интересная картина к этой сказке написана известным русским художником Виктором Васнецовым. Можно очень долго рассматривать это полотно, потому что живописец изобразил не только спящую царевну, но и множество спящих людей: у каждого свое выражение лица, позы, детали одежу и быта.

Фонохрестоматия ((« Слушаем актёрское чтение »))

1. На предыдущих уроках вы прочитали и прослушали народные сказки: волшебные, о животных, бытовые. И вот теперь про­слушали литературную сказку, написанную поэтом. Отличает­ся ли манера сказывания народной сказки от художественно­го чтения сказки литературной? Чем? Почему?

         Манера сказывания народной сказки значительно отличает­ся от художественного чтения литературной сказки. Народные сказки – это произведения устного творчества, в них много присказок, повторов, но нет деталей быта и описаний природы, людей. Литературная же сказка создавалась автором, в ней другие приемы и много изобразительно-выразительных средств. Читается она как художественное поэтическое произведение.

 2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, ис­пользуя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

         Злая чародейка говорит вкрадчиво, но ворчливо и зло, добрая же волшебница говорит обычным голосом, открыто.

 4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к расска­зу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

         Интонация актера вновь приобретает бодрые и оптимистические от­тенки, ведь до этого он описывал «сонное царство», а теперь пе­ред нами – живой царевич, нужно показать его дея­тельность, стремительность. Появилась надежда на пробуждение царевны, счастливое завершение событий.

 5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Выли ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

         Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет, в них больше действия, так как их рассказывали устно. Те­перь же, когда сказку можно записать и ничего не забудется, поя­вилась возможность сочинять такие длинные описания.

 Размышляем о прочитанном

Особенности баллад В. А. Жуковского

1. Кто главные герои баллады?

         Главными героями баллады являются царь, его дочь и молодой паж. Героями баллады можно считать окружение царя, морскую пучину и населяющих ее чудовищ.

         Кубок – большой сосуд в виде чаши, бокала. В балладе Жуковского кубок – это тот предмет, за которым в морскую пучину ныряет паж. Кубок обычно символизирует по­беду. В него наливают вино и пьют за здоровье победителя. В наше время в спортивных соревнованиях победителям дарят кубки. Баллада называется «Кубок», потому что ради победы над морем и над собственной слабостью нырял паж за этим предме­том первый раз, но, когда он нырнул, не помолившись, ради почета и богатства, он не смог победить.

2. Как проявляются благородство, рыцарство и жестокость геро­ев баллады?

         Царь проявляет жестокость, когда объявляет о сво­ем желании увидеть прыжок со скалы за кубком и когда вторично посылает молодого пажа в море.

         Благородство – высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью. Благородство проявляет ца­ревна, когда она, не боясь родительского гнева, заступается за пажа и просит отца не отправлять его в море второй раз.

         Рыцарство – самоотверженность, благородство. Рыцарским можно назвать первый прыжок пажа, потому что он как бы берет удар на себя, ведь волю царя не выполнили ни латники, ни рыцари. Второй прыжок пажа свидетельствует о гордыне пажа, понадеявшись уже только на себя, он ныряет за богатством и положением.

3. Какие поступки героев вы приветствуете, какие только оправ­дываете, какие осуждаете?

         Просьба царевны пощадить молодо­го пажа говорит о том, что сердце девушки полно сострадания к юноше и, может, стыда за бездушное поведение отца. Желание пажа отличиться, проявить смелость, получить кубок и руку царевны можно оправдать его молодостью и пыл­кими чувствами. Жестокость царя, его произвол, желание повелевать жизнями людей, конечно, достойны только осуждения.

4. Как автор относится к героям – кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили?

         Отношение автора к царю мы понимаем через отношение рыцарей и латников к его просьбе: они «недвижно стоят» и отвечают молчаньем на вызов царя. Жуков­ский, как и рыцари, осужда­ет поступок царя и жалеет отважного юношу.

         Автор восхищается смелым поступком пажа: «…вдруг паж молодой Смиренно и дерзко вперед…» Поэт передает свое от­ношение с помощью слов зрителей, которые называют пажа «Красавец отважный», просят у него прощения и жалеют его. Ав­тор говорит, что юноша «И борется, спорит с волной…». Чело­век, который не сдается, всегда вызывает уважение. Жуковский пишет: «В нем жизнью небесной душа зажжена; От­важность сверкнула в очах…» Мы понимаем, что паж влюблен в царевну и прыгает в море ради нее.

         Зрители ликуют: «Спас душу живую красавец отважный». Юноша во время рассказа говорит о себе: «Один, меж чудовищ, с любящей душой…» Поэт дважды подчеркивает, что для него важна именно душа человека.

         Автор жалеет царевну и сочувствует ей. Он пишет, что она «с волненьем в груди, краснея», просит царя пощадить пажа. Она, может быть, с любовью относится к юноше, и Жуковский горюет вместе с ней, когда она «с трепетом в бездну… глядит».

 Учимся читать выразительно

2. Как вы прочитаете балладу «Кубок» вслух? Какие интонации будут повторяться особенно часто (грустные, тревожные, тор­жественные, печальные)?

         При чтении баллады вслух необходимы грозные и призывные интонации, когда будет говорить царь. Интонации ужаса – при описании моря, гру­сти, когда юноша нырнул и исчез в пучине, веселья, ко­гда паж вынырнул. Интонация страха, соединенного с надеждой, нужна, чтобы передать ужас юноши перед морскими глубинами. Заканчивается чтение тихо, с длинными паузами.

  • Краткие содержания
  • Жуковский
  • Спящая царевна

Начинается сказка, как и все рассказывая о счастливой жизни царя и царицы, единственно что омрачает их жизнь только то, что у них нет детей. Царица уже обращается ко всем, к кому только можно. И вот как-то гуляя у речки встретила рака и с мольбой обратилась к нему, хотя сама с трудом верила, что желание может сбыться, но сказка есть сказка и рак оказался волшебным. Желание вскоре исполняется.

На радости государь устраивает пир, на который по обычаю приглашает добрых фей, их оказывается ровно одиннадцать. Есть еще одна старая и сварливая, но ее по причине того, что не нашлось для нее достойного столового прибора решили не приглашать. Она страшно обиделась и решила отомстить родителям самым страшным образом. По ее желанию царевна должна умереть в юном возрасте.

Толи старушка уже стала слаба в колдовстве, толи добро оказалось сильнее, но юная фея спасает свою царевну тем, что смерть заменяет ей на длительный сон. Как ни старался отец уберечь дочь, но сказанное сбывается. Все засыпают. Дворец зарастает и несмотря на попытки молодых людей проникнуть и спасти красавицу у них ничего не выходит. И только через триста лет, когда наконец появился тот кому предназначалась царевна, густые заросли расступились и царевич попал во дворец. Здесь он обнаружил, что все спят.

Стал все обходить и в самой дальней комнате нашел прекрасную царевну. Она лежала как живая, теперь надо было ее как-то разбудить. Царевич не удержался и поцеловал прелестное создание. Тот час все вокруг ожило. Собаки залаяли. Птицы запели, люди стали продолжать заниматься своими делами. Молодые люди стали гулять по дворцу встретили царя и царицу те очень им обрадовались, благословили их. И в скором времени сыграли свадьбу.

Сказка как всегда закончилась хорошо. Но при этом не надо забывать, что, когда что-либо делаешь надо относиться не только к людям, но и к ко всем внеземным силам с уважением, чтобы не обидеть их. А то придется за обиды родителей расплачиваться детям. И хорошо если есть добрая фея, которая поможет, а если нет ее тогда что делать? Сказки всегда ненавязчиво без нудных нравоучений учат добру и справедливости.

Сколько можно написать интересных сказок на один и тот же сюжет. Взять скажем прекрасную сказку о спящей красавице. С самого начала она считалась народной сказкой. Потом ее по-своему переписали братья Гримм, Шарль Перро, и вот, наконец, наш русский поэт Жуковский В.А. написал прекрасную сказку в стихах.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Биография писателя

Жуковский В. А. родился 29 января 1783 года. Он является рожденным вне закона сыном турчанки, которая была ранее в плену, и богатого помещика А. И. Бунина. Выходить в печать, как писатель, он начал довольно рано — еще в 14 лет у него был дебют со стихотворением «Мысли о гробнице». Крестный отец Василия дал свою фамилию, он усыновил мальчика по желанию помещика Бунина.

Будущий поэт получил отличное образование: в 18 лет он окончил университетский пансион в Москве. Его восхитительную балладу «Людмила» он написал в 1808 году, потом вышло еще много отличных стихотворений, а в 1809 было написано произведение «Марьина роща». Жуковский в 1831 году выпускает свой вариант развития событий о спящей царевне, а Пушкин в 1833 пишет стихотворение на ту же тему.

Краткий пересказ

Начинается рассказ поэта с характеристики и описания царя по имени Матвей и его царицы. Царствовали они вместе долгие годы, все было отлично, но были они бездетными. В один прекрасный день пошла грустящая жена царя к ручью, присела на его красивый зеленый берег и начала душераздирающе реветь. Слезы царицы не остались без ответа, молодую девушку стало жалко раку. Он попросил, чтобы она не грустила, и этой ночью в ней зародится жизнь, а через некоторое время родится красавица-дочь.

Царица благодарствовала доброму раку за такую хорошую новость, но тот уже исчез из вида. Все его предсказания вскоре воплотились в жизнь. На этом позитивном моменте и началась сказка. Далее «Спящая царевна» Василия повествует о веселом событии — рождение прекрасной дочери у Царя Матвея и его царицы.

Затем сюжет произведений у двух известных писателей (Пушкина и Жуковского) различается. У Пушкина царица умерла при рождении дитя, а у Жуковского — выжила. Жуковский пишет, что счастливые новорожденным родители приняли решение вызвать на праздник чародеек.

Произведение Жуковского о «Спящей царевне» — великолепное стихотворение. Читать его будет занимательно не только маленьким детям, но и взрослым людям.

Предсказания чародеек

Поначалу царь Матвей планировал позвать 12 фей, так как было наготовлено такое же количество блюд. Но вскоре оказалось, что одно из них испарилось. Царь Матвей принял решение не приглашать злую старуху-чародейку. Гости отлично посидели, вкусно поели, вкусно попили, начали одаривать маленькую царевну различными позитивными предсказаниями. Так как они были волшебницами, все эти потрясающие моменты обязательно должны были в будущем сбыться. Но в итоге появились не только хорошие предсказания для царевны. По окончании празднования на пир появился незваный гость — злая чародейка. Она предсказала:

  • молодая царевна доживет только до 15 лет;
  • в 16 лет умрет из-за укола веретена;
  • царевну ждало печальное будущее и короткая жизнь.

Вот такое злостное пророчество огласила малютке злая колдунья. Но юной царевне повезло, потому что до этого 10 волшебниц успели напророчить ей все самое хорошее, а одиннадцатая колдунья все еще не сказала свой прогноз на будущее царевны.

Чтобы отменить проклятье злой чародейки, последняя из чародеек оставила свое слово:

  • девушка не погибнет, а будет спать 300 лет;
  • по окончании этого злостное колдовство развеется;
  • молодая девушка будет долго и благополучно жить до поздней старости.

Когда Матвей узнал пророчество для своей единственной дочери от злой колдуньи, он был очень расстроен. Ни днем, ни ночью царь не мог нормально ни спать, ни есть. В скором времени издал приказ, который запретил выращивать лен, изготавливать пряжу и плести ее на веретене. А иметь его у себя в доме было также строго под запретом. Царь Матвей успокоился после своего указа, и их жизнь стала по-прежнему беззаботной.

Шли годы, девушке исполнилось 15 лет, она становилась все краше, распустилась, как цветок в апреле. В один прекрасный день царь и царица ушли прогуляться, а молодая девушка осталась одна во дворце.

Прекрасной царевне стало скучно, и она приняла решение изучить весь свой замок. Ведь во многих комнатах царевна еще никогда не бывала.

Начала царевна гулять по дворцу и увидев высокую лестницу, решила пойти по ней к маленькой комнатке. Девочке было интересно, она открыла дверь и увидела старуху, которая пряжу прядет. Это была та самая злая чародейка. Старуха передала девушке веретено, в то же время царевна укололась и заснула.

Царство сновидений

В тот же момент весь дворец и его жители были охвачены общим сном. Царь и его царица заснули, прямо стоя в обнимку на крыльце. Царская охрана окаменела, даже не выпустив из рук сабли. Хорунжий заснул на своем коне, который тоже погрузился в долголетнюю царскую спячку. Даже комары замерзли и собаки. Как повариха готовила еду, так и застыла на кухне. И огонь заснул на века.

С тех времен в это царство сна не могла прилететь птица, всякий зверь тоже не пробрался бы туда. Так прошли 100 лет. За 100 лет храбрецы, услышав рассказы своих дедов, хотели найти милую царевну и замок, но ни один из них домой так и не возвратился, поэтому большинство бросили попытки приблизиться к спящей красавице.

Храбрый царский сын

Прошло 300 лет. Однажды молодой царский сын скакал по дремучему лесу со своей охраной и немного отстал от всех. Со временем он приблизился к бору и встретил старца. Он поведал царевичу, что слыхал еще от своих прадедов о царском дворце, где спит красивая девушка и вот уже 300 лет ожидает своего спасителя. Царевич направился в место, которое указал старец. Перед конем царевича даже дремучий лес расступился, вся живая природа была рада царскому появлению.

Снять проклятие с царевны было судьбой определено одному из основных главных героев «Спящей царевны» — юному царевичу. Он нашел царский замок быстро и был удивлен, что все обитатели и насекомые, и животные в многовековом сне. Царь Матвей спал на крыльце дворца. Молодой царевич перешагнул через царя, перекрестился и отправился к своей царевне.

Дальше Жуковский долгое время описывает, как девушка была красива. Юный царский сын был влюблен в нее с первого мгновенья, он поцеловал прекрасную девочку, и она освободилась от чар. Весь царский дворец в один момент проснулся, каждый стал продолжать выполнять свои обязанности. Естественно, царь благословил на брак свою прекрасную дочь, и она стала женой своего героя. Концовкой стал пир и гулянья на весь божий мир.

Анализ произведения

Если школьникам дадут задание о написании сочинения по сказке, проведение анализа этого произведения поможет получить хорошую отметку. Также краткое содержание «Спящей царевны» Жуковского отлично подойдет для читательского дневника. Поначалу можно сравнивать сюжет произведения со сказками братьев Гримм, вспомнить, что их труд под названием «Спящая красавица» похож на стихотворение В. А. Жуковского, как и «Красавица в спящем лесу» писателя Шарля Перро. Своему же труду Жуковский дал название «Спящая царевна».

Большинство читателей интересует, что в этом стихотворении побеждают храбрые персонажи, победу получает добро и сказочная любовь.

Привычно проводить сравнение поэтического произведения Пушкина под названием «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» с произведением, написанным Жуковским.

У Жуковского сюжет произведения основан на европейских произведениях, рассказанных раньше братьями Гримм и Ш. Перро. Но он перевел сказку на русский лад, добавил немало русских черт народа. Произведение построено на событиях, происходящих последовательно, в которых говорится обо всех периодах из жизни персонажей.

Описание спящей царевны в сказке Пушкина

Молодая Царевна — один из главных персонажей «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

В девушке прекрасно все, в ней сочетается как внешняя, так и внутренняя красота.

Внешность героини стала причиной испытаний, выпавших на ее долю. Вот как она описывается в произведении:

Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого.

Но царевна всех милее, Всех румяней и белее

А.С. Пушкин сравнивает царевну с царицей-мачехой, при этом противопоставляя их друг другу.

Царица красива, как и царевна. Она «высока», «стройна», «бела».

Но характер мачехи отличается от душевных качеств девушки. Царица показывает свою гордость, «ломливость», своенравность. Она не может смириться с тем, что молодая царевна прекраснее нее.

Злость и зависть толкнули царицу на ужасный поступок — она решила избавиться от падчерицы, которую зеркало считало красивее и милее всех.

Сначала мачеха приказала служанке убить девушку. Но та не смогла причинить доброй царевне вреда и просто оставила ее одну в лесу.

Царевна не испугалась темного леса, диких зверей. Она нашла дом, в котором, по ее мнению, жили добрые люди. Дожидаясь хозяев, она убралась и приготовила еду:

Дом царевна обошла Всё порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку

Этот эпизод показывает, что царевна трудолюбива и не боится выполнять черную работу.

Богатыри тепло приняли гостью, по ее манерам они сразу поняли, что перед ними царевна:

И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была.

От зеленого вина Отрекалася она; Пирожок лишь разломила, Да кусочек прикусила,

Молодая девушка стала богатырям милою сестрицей.

А хозяюшкой она В терему меж тем одна Приберет и приготовит, Им она не прекословит

Братья предложили ей выбрать одного из них в мужья, но царевна осталась верна своему жениху — царевичу Елисею. Это говорит о высоких моральных принципах девушки.

Эпизод с нищей показывает, насколько царевна доверчива и добра. Она даже не могла предположить, что нищенка окажется злой мачехой.

Царевна является воплощением добра, царица олицетворяет зло. Основной конфликт сказки — противостояние этих двух сил.

И, конечно же, победу одерживает добро. Елисей находит царевну, и чары рассеиваются. Она возвращается домой, венчается с женихом, а царица умирает.

1) В каком году В.А. Жуковский написал «Спящую царевну»?
а) 1825;
б) 1829;
в) 1830;
г) 1831.+

2) «Спящая царевна» — это:
а) новелла;
б) легенда;
в) сказка;+
г) притча.

3) Как звали царя в сказке?
а) Матвей;+
б) Феофан;
в) Елисей;
г) Иоанн.

4) Каким был царь?
а) добрый и веселым;+
б) злым и жестоким;
в) алчным и двуличными;
г) высокомерным и вредным.

5) С кем жил царь в начале сказки?
а) с царицей;+
б) с родителями;
в) с дочерью;
г) один.

6) Кого очень любил царь Матвей?
а) кошек;
б) собак;
в) детей;+
г) попугаев.

7) Охарактеризуйте отношения царя и царицы:
а) дружба и преданность;
б) двуличие и неискренность;
в) любовь и согласие;+
г) злоба и ненависть.

8) Что омрачало жизнь царя и царицы?
а) козни соседей;
б) война;
в) отсутствие детей;+
г) разногласия по поводу распоряжения казной.

9) Что предсказал царице рак?
а) рождение ребенка;+
б) вдовство;
в) новое замужество;
г) смерть.

10) Где царица выслушала предсказание рака?
а) у озера;
б) у речки;
в) у ручейка;+
г) у моря.

11) Кого родила царица в сказке?
а) не то сына, не то дочь;
б) сына;
в) дочь;+
г) сына и дочь.

12) Кого позвал царь Матвей отпраздновать рождение дочери?
а) своих родителей;
б) всех родственников;
в) чародеек;+
г) всех демонов округи.

13) Сколько чародеек было на празднике?
а) 9;
б) 10;
в) 11;+
г) 12.

14) Почему не пригласили еще одну чародейку?
а) она заболела;
б) с кухни украли блюдо;+
в) была потеряна одна вилка;
г) царь был с ней в ссоре.

15) Как восприняла чародейка то, что ее не пригласили на пир?
а) разозлилась на царя;+
б) поехала на другой праздник;
в) не расстроилась и стала заниматься домашними делами;
г) отнеслась с пониманием.

16) Охарактеризуйте чародейку, которую не пригласили на праздник?
а) старая и злая;+
б) молодая и веселая;
в) пожилая и добродушная;
г) красивая и щедрая.

17) Что предсказала ведьма принцессе?
а) удачное замужество;
б) несчастливый брак;
в) смерть;+
г) гибель родителей.

18) От чего, согласно предсказанию чародейки, должна пострадать принцесса?
а) веретено;+
б) прялка;
в) сковорода;
г) игла и нитка.

19) С помощью какого приказа царь надеялся уберечь дочь от беды?
а) спрятать ее во дворце;
б) категорически запретить ей заниматься рукоделием;
в) увезти ее в другую страну;
г) запретить сеять лен и выслать всех прях из царства.+

20) Когда исполнилось предсказание ведьмы, принцессе было:
а) 13 лет;
б) 15 лет;+
в) 17 лет;
г) 19 лет.

21) Сколько лет дворец и его обители был царством сна?
а) сто;
б) двести;
в) триста;+
г) пятьсот.

22) Что стояло на пути к царскому двору?
а) река;
б) водопад;
в) горы;
г) бор.+

23) Кто разбудил принцессу?
а) будильник;
б) прекрасный принц;+
в) добрый волшебник;
г) колдун.

24) Прежде чем войти в царский дворец, принц:
а) перекрестился;
б) умылся живой водой;
в) произнес заклинание;
г) прочитал молитву.+

25) Каким способом удалось разбудить принцессу?
а) поцелуем;+
б) громкой музыкой;
в) ведром холодной воды;
г) колокольчиком.

26) Чем заканчивается сказка «Спящая царевна»?
а) свадьба;+
б) рождение ребенка;
в) крестины;
г) похороны.

27) Вставьте пропущенное определение: «Отчего ж так оплошал / Наш … царь …?»:
а) разумный;+
б) справедливый;
в) честный;
г) мудрый.

28) Что такое ланиты в описании царевны: «Молод цвет ее ланит…»?
а) глаза;
б) щеки;+
в) губы;
г) волосы.

29) Как называется художественный прием: «Дни проходят; дочь растет; / Расцвела, как майский цвет…»?
а) сравнение;+
б) метафора;
в) аллегория;
г) гипербола.

30) Как называются эпитеты в следующем примере: «Даже облака небес / На ДРЕМУЧИЙ, ТЁМНЫЙ лес / Не навеет ветерок»?
а) авторский;
б) красочные;
в) постоянные;+
г) уникальные.

  • Какое же зеркало жизни наш язык сочинение
  • Какое дерево росло на острове на который попала царица с сыном в сказке
  • Какое горе случилось в сказке иван крестьянский сын и чудо юдо
  • Какое высказывание соответствует теме прочитанного текста рассказ р темиса о об ответы
  • Какое выражение часто употребляется в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс