Выборочное изложение. Прочитайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Выберите материал для одной из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец», «Сын». Озаглавьте своё изложение. • Подчеркните в своём изложении причастия.
Я увидел, как из-за крайних дворов хутора* вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе» но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:
— Здорово, браток!
— Здравствуй.— Я пожал протянутую мне большую, чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька.
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс её, спросил:
— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?
С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые брови.
— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что.
Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:
— Беда мне с этим пассажиром!
Мы долго молчали. Он положил на колени большие тёмные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе…
Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.
Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нём подбитая лёгким мехом длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.
А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.
Выборочное изложение. Прочитайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Выберите материал для одной из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец», «Сын». Озаглавьте своё изложение. • Подчеркните в своём изложении причастия.
Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе» но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:
— Здорово, браток!
— Здравствуй.— Я пожал протянутую мне большую, чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька.
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс её, спросил:
— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?
С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые брови.
— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что.
Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:
— Беда мне с этим пассажиром!
Мы долго молчали. Он положил на колени большие тёмные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе…
Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.
Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нём подбитая лёгким мехом длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.
А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.
Выборочное изложение по отрывку из повести М.А. Шолохова «Судьба человека»
Выборочное изложение ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)
Ребята, мы не раз говорили о Великой Отечественной войне и выяснили, что нет в нашей стране такой семьи, по которой война не прошлась бы своими тяжелыми колесами. Великая Отечественная война — это великое испытание, искалечившее судьбы многих людей. Сегодня мы поговорим о судьбе человека, на долю которого выпали все тяготы военного времени, а именно о герое повести Шолохова «Судьба человека».
Подумайте
- Что вам говорит термин «выборочное изложение»?
- Подберите однокоренные слова к слову «выборочное».
Выборочное изложение предполагает пересказ не всего текста, а лишь той части, которая касается избранной вами темы. Пересказ должен идти от 3-го лица. Поэтому для изложения мы выбираем только описание героев повести
М.А. Шолохова, их портреты.
Портрет – это изображение лица или всей фигуры человека.
- Сделать портрет можно красками, карандашом. Вылепить из глины. Но словами тоже создается портрет – словесный портрет.
- Что главное в лице человека, его фигуре, одежде, мимике, жестах?
Итак, описание внешности не только предает то, как человек выглядит, но и является средством его характеристики.
-Чтобы облегчить работу, при чтении текста постарайтесь мысленно представить себе героев, нарисовать их в своем воображении. Тогда вам останется лишь перенести то, что стоит перед вашим мысленным взором, на бумагу.
Чтение текста учителем
Ваши действия:
- Внимательно слушать текст
- Запомнить, о ком идёт речь (герои)
- Какими их описывает автор
- Яркие, запоминающиеся черты героев
- Подумайте, какие микротемы можно в нем выделить?
- 1-я микротема — Портрет мальчика и мужчины.
- 2-я микротема — Отец.
- 3-я микротема — Сын.
- Кто из вас знает, что обозначает слово «хутор»?
- С какой целью в тексте автор использует глагол «брели»?
- Почему автор говорит «сутуловатый», а не использует прилагательное «сутулый»?
- Хутор — это крестьянский поселок, селение в южных областях.
- Использование глагола «брели» подчеркивает, что путники очень устали и передвигались крайне медленно.
- Сутулым человек бывает от природы, а сутуловатым он бывает от усталости.
- В тексте используется словосочетание «черствая рука». Давайте подберем синонимы к нему.
- Жесткая рука, темная рука, шершавая рука.
- А как вы думаете, у кого бывают такие руки?
- У человека, который занимается тяжелым физическим трудом.
- Определите тип речи текста.
- Определите стиль текста.
- Какими художественными приемами пользуется автор?
- Какие детали во внешности этих двух людей сравнивает автор?
(глаза, руки)
- (повествовательный с элементами описания)
- (художественный с элементами разговорной в диалогах)
- Эпитеты – устало сутуловатый, приглушенно, неизбывной смертной тоской.
- Сравнения – светлыми, как небушко, глазами; глаза, словно присыпанные пеплом.
- Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – небушко, сынок, ручонки.
- Диалог между героями.
- Отец – много повидавший за свою жизнь человек.
- Сын – трогательно доверчивый мальчик.
Отец
Мужчина — высокий, сутуловатый Приглушённый басок Большая, чёрствая рука Тощий вещевой мешок Защитные летние штаны Большие темные руки
Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной тоской
Прожженный в нескольких местах ватник небрежно и грубо заштопан
Латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует,
а наживлена
Почти новые солдатские ботинки
Плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская
рука
Сын
Лет пяти-шести Глаза светлые, как нёбушко Розовая холодная ручонка
По-детски доверчивый взгляд Белесые бровки Мальчик одет просто, но добротно Длиннополая курточка, подбитая цигейкой Крохотные сапожки с расчетом на шерстяной носок, искусный шов на разорванном рукаве курточки .
Схема описания
«Отец»:
«Сын»:
- рост
- фигура
- руки
- глаза
- голос
- одежда
- возраст
- глаза
- руки
- одежда
«Портрет мальчика и мужчины». Выборочное изложение. ПЛАН
1) Вступление.
2)Портрет мальчика:
Возраст, глаза(брови), руки, одежда
3)Портрет мужчины:
Рост, фигура, руки, глаза, голос, одежда
4) Заключение.
ВОЗМОЖНОЕ НАЧАЛО ИЗЛОЖЕНИЯ
1. Портрет героя – важное средство создания характера. В произведении «Судьба человека» М.А. Шолохов представляет человека трудной судьбы, прошедшего войну. Это …
Другой герой — приемный сын Андрея Соколова. В повести М.А. Шолохов изображает его …
2. М.А. Шолохов в самом начале своей повести «Судьба человека» знакомит нас с двумя основными героями. Один из них, судя по деталям портрета,— бывший фронтовик, много переживший за свою жизнь человек; другой — трогательно доверчивый мальчик, о котором кто-то по-матерински заботится.
ВОЗМОЖНЫЙ ФИНАЛ ИЗЛОЖЕНИЯ
Андрей Соколов, прошедший войну, многое испытавший, знает, во имя чего стоит жить.
Ваня рядом с мудрым и заботливым отцом сумеет вырасти настоящим человеком.
Авторская оценка
- Андрей Соколов — человек трудной судьбы, покоряющий силой духа, жаждой жизни.
- Приемный сын Андрея Соколова, Ванечка, с наивной доверчивостью относится к миру, потому что рядом с ним надежное отцовское плечо.
ЖЕЛАЮ ВСЕМ УСПЕХОВ!