Какого цвета была кошка муренка в сказке серебряное копытце

Главные герои сказки «Серебряное копытце» дед Кокованя, девочка Даренка, козлик Серебряное копытце и кошка Муренка.

Кокованя однажды рассказа Даренке про Серебряное копытце, козлик особенный с серебряным копытцем на правой ноге. если козлик стукнет серебряным копытцем один раз, появится один драгоценный камушек, если стукнет два раза, тогда два камушка вылетит из-под копытца. Повезет тому, перед кем козлик будет бить копытом без остановки, тогда посыпется целая груда драгоценностей разного цвета и зеленые, и красные, и бирюзовые

У козлика Серебряное копытце летом бурая шерсть, зимой серая, вместо двух рожек целых пять, пахнет лесом. И еще козлик никогда не сбрасывает рогов, узнать Серебряное копытце зимой можно по рогам, все козлики сбрасывают зимой рога, а он нет

Козлик положительный герой сказки, потому что он спас Даренку, когда она осталась одна в избушке. если бы Серебряное копытце не появился, Даренка могла уйти в лес искать Кокованю и заблудиться.

Кошка Муренка жила у Деда Коковани и когда дед привел Даренку в дом, кошка не шипела и не боялась, она признала Даренку за хозяйку. Муренка любила слушать сказки Даренки и счастливо мурлыкала в такт словам девочки.

Когда Кокованя и Даренка собрались в лес, они оставили кошку в избе, но та не захотела расставаться с хозяевами и побежала за ними. По дороге Муренка встретилась в бродячими собаками, когда была храбрая, она сильно шипела и распугала всех собак.

Муренка пропала вместе с Серебряным копытцем и никто их больше никогда не видел. Образ кошки Муренки в сказке Бажова создан показать сязь человека с природой, кошка служила звеном между героями сказки и волшебным козликом, поэтому в конце Муренка исчезает. Природа подарила все что могла, а люди сами должны уже распорядиться богатством.

Сравнительная характеристика героев сказки «Серебряное копытце» раскрывает положительные черты всех героев, в сказке Бажова нет отрицательных персонажей.

Кокованя добрый старик, который любит животных и заботится о слабых

Даренка сирота, но она не обозлилась на весь свет, а выросла доброй и отзывчивой девочкой.

Творчество П. П. Бажова

Распределите, какие произведения написаны П.П.Бажовым, а какие— другим автором.

Произведения П. П. Бажова

Произведения другого автора

Герои сказки

Подставьте слова в текст.

Так и стали жить вместе дед Дарёнка да кошка .

Главные герои сказки «Серебряное копытце»

Установите соответствие: главные герои сказки «Серебряное копытце».

Сказки и герои

Соотнесите героев и сказки.

Авторы и произведения

Заполните пропуски в таблице.

Портрет Автор Произведение

Конёк-горбунок

А.С. Пушкин

Серебряное копытце

А.П. Чехов

М.Ю. Лермонтов

Ашик-Кериб

П.П. Ершов

Мальчики

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

П.П. Бажов

Герои сказок

Выделите синим цветом главных героев сказки «Серебряное копытце» и красным цветом героев других сказок.

Последовательность картинок

Продолжите последовательность картинок.

Олень

Вспомните, как выглядит олень на рисунках.

Текст сказки

Заполните пропуски согласно тексту произведения.

Кокованя с утра на

уходил. Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила-

ловила. К вечеру соберутся, и

им.

Драгоценные камни

Сколько драгоценных камней собрал Кокованя? Выберите правильный ответ.

Текст сказки

Заполните пропуски в тексте.

Дарёнка тоже себе навязала. Лоскуточков взяла кукле шить, ниток клубок, иголку да ещё .

узелок

мешок

платье

юбку

верёвку

ленты

Мурёнка

Какого цвета была Мурёнка? Выберите правильный ответ из выпадающего списка.

Мурёнка была

.

Серебряное копытце

На какой ножке у козлика было серебряное копытце? Выберите правильный ответ.

Мурёнка и Дарёнка

Соберите картинку-иллюстрацию к сказке.

«Серебряное копытце» характеристика героев

На чтение 2 мин Обновлено 13 декабря, 2021

«Серебряное копытце» характеристика героев сказки Бажова Дарёнки, Коковани, кошки Муренки поможет определить их черты характера и понять поступки персонажей.

«Серебряное копытце» характеристика героев

Характеристика Дарёнки: она 6-летняя сирота, носишко пуговкой, маленькая, любопытная, весёлая, смелая, ласковая, трудолюбивая. Любит природу, ценит красоту, в избе прибирала, похлёбку да кашуварила, кукле платье шила. Любила сказки слушать. Она восхищается природой, любит животных, понимает красоту окружающего мира.

бажов серебрянное копытцеХарактеристика Коковани: одинокий, старик большой да бородатый, весёлый, ласковый, добрый, трудолюбивый, мудрый, любознательный, любит природу, ценит красоту, охотник, летом пески промывает, золото добывает, зимой по лесам за козлом бегает, мастер сказки сказывать.  Это умный и добрый человек. Он решил помочь маленькой девочке, так как ей плохо жилось у чужих людейОн много работал.

Кошка Муренка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.

Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стоках поедает, шерстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом.

Даренка Кокованя
1. Семейное положение.

Сирота

1. Семейное положение.

Одинокий

2. Внешность

По шестому году, маленькая, носишка пуговкой.

2. Внешность

Старик большой да бородатый.

3. Характер

Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту.

3. Характер

Веселый, ласковый,  добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту.

4. Чем занимается

В избе прибирала, похлебку да кашу  варила, кукле платье шила, любила сказки слушать.

4. Чем занимается

Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать.

План-конспект открытого урока

Литературное чтение

Дата проведения: 19.12.2017

Тема: П. Бажов. «Серебряное копытце». Авторское отношение к героям произведения.

Задачи:

  • формировать умение давать характеристику главным героям произведения, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения на основе характеров главных героев;

  • развивать умения работать с текстом, продолжить формировать навыки анализа художественного произведения, выразительного чтения, развивать грамотную устную речь;

  • способствовать воспитанию умения работать в мини-группе, развивать навык самоконтроля, объективной самооценки; коммуникативные навыки, ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств, воспитывать умения сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, объективно оценивать работу во время самопроверки и взаимопроверки на всех этапах урока.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1.Организационный момент

Кто улыбкою жизнь встречает,

Кто с улыбкой детей пеленает,

Кто с улыбкой проблемы решает,

Чья улыбка, как луч мудреца,

Тот, как солнце, все согревает,

Тот улыбкою зло побеждает,

Тот великую тайну знает!

Суть улыбки – радость Творца!

2.Постановка цели урока

-Перед вами, ребята, волшебная шкатулка. Что такое шкатулка? Для чего она нужна?

 В старину в ней хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. А в нашей шкатулке находятся сказки. С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки любили. Её любят и сегодня! В народном творчестве сказки — самое большое чудо. Сказки — это драгоценность, и шкатулкой для них становится наша память.  В такой шкатулке у нас хранятся задания.

Вы поняли, что сегодня мы вновь заглянем в сказку. В каждой сказке есть волшебник. Итак……..

Мы держим с тобою, приятель, в руках

«Уральские сказы» о дивных горах.

Здесь много случалось историй.

Тут были и радость, и горе.

Озера и реки здесь – как зеркала,

Нам песню споет пожилая ветла

И много расскажет нас басен

Уральский лес чуден, прекрасен.

А горы до неба почти достают,

Красива природа – покой и уют.

И добрые люди здесь сказки хранят,

Которые о волшебстве говорят.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. Он писал сказки. А звали его…(показ портрета писателя)

 Дети: Павел Петрович Бажов.

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Свои произведения Бажов называл сказами. А чем по-вашему отличается сказ от сказки? (Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях, участником которых был сам рассказчик.

В его сказах встречаются люди, которые могли  бы жить рядом с нами, но рядом с обычными – сказочные. «Серебряное копытце» это сказ. Почему это сказ? Так как в нём умело переплетаются  фантастика, элементы вымысла и реальности. На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас  с вами, и что нравится в людях Бажову, рассмотреть характеры героев и их взаимоотношения.

Творчество Павла Бажова неразрывно связано с жизнью знаменитого Урала. Неисчерпаемые богатства здешних недр. Именно здесь появилось слово “САМОЦВЕТЫ”. Так называют драгоценные и полудрагоценные камни. Трудно указать такой камень, которого не находили бы в Уральских горах. Урал – Родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и др. камней.

3.Актуализация знаний

3.1.Тест-контроль П.П.Бажов «Серебряное копытце»

1.Назовите жанр произведения П. П. Бажова «Серебряное копытце»

а) сказ;

б) повесть;

в) сказка.

2. Чем сказ отличается от сказки?

а) реальным описанием жизни героев; 
б) волшебными событиями; 
в) участником событий является автор.

3. Как звали дедушку, который взял к себе жить девочку — сиротку?

а) Ваня;

б) Кокованя;

в) Григорий.

4. Чем занимался дед Кокованя?

а) пески промывал, золото добывал;

б) рыбу ловил, ягоды собирал;

в) за козлом бегал.

5. Имя главной героини сказки?

а) Мария;

б) Дарёнка;

в) Настя.

6. Сколько лет было девочке?

а) 6;
б) 7;
в) 8.

7. Как звали кошку, которая жила у девочки?

а) Мурка;

б) Муська;

в) Мурёнка.

8. Какого цвета была кошка Мурёнка?

а) Серая;

б) Белая;

в) Бурая;

9. С каким музыкальным инструментом сравнил Кокованя кошку?

а) с баяном;

б) с барабаном;

в) с балалайкой.

10. Почему Дарёнка пошла с Кокованей в лес?

а) страшно дома одной;

б) любопытно было;

в) повеселиться захотела.

11. Чем занималась Дарёнка, когда Кокованя с утра на работу уходил?

а) плясала, песни пела;

б) прибирала, кашу варила;

в) вязать садилась.

12. Кого хотела увидеть Дарёнка в лесу?

а) лису;

б) волка;

в) козлика.

13. Что взяла с собой Дарёнка в лес?

а) камешки, бусины, проволоку;

б) нитки, иголки, лоскутки;

в) куклы, мишки, наклейки.

14. Для чего Дарёнка взяла с собой верёвку?

а) дрова завязать;

б) к Коковане привязать;

в) Серебряное копытце поймать.

15. На какой ножке у козлика было серебряное копытце?

а) правая передняя нога;

б) обе передние ноги;

в) левая передняя нога.

16. Из скольких веточек были рога у козлика?

а) 5;
б) 2;
в) 6.

17. Как позвала девочка козла?

а) Ме-ка, ме-ка;

б) Бе-ка, бе-ка;

в) Те-ка, те-ка.

18. Сколько камней нагрёб дед Кокованя?

а) полмешка;

б) полшапки;

в) полведра.

19.Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном лужке?

а) белые;

б) зелёные;

в) чёрные.

20. Куда делась Мурёнка?

а) съели волки;

б) пропала;

в) спряталась дома.

4.Работа по теме урока

4.1.Работа с деформированным текстом

Так и стали жить вместе, дед ————-,————— Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- —————-, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на ——————уходил, Дарёнка в избе —————,похлёбку да ——- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила — мышей ————. К вечеру соберутся, и————- им.

( Кокованя, сиротка; поживали, работу, прибирала, ловила, весело)

4.2. Характеристика главных героев.

— Назовите главных героев сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце».

На доске: Кквн, Дрнк, Мрнк, кзлк

Опишите их по плану.

                                       План.             

  1. Где герой живёт?

  2. Какие поступки совершает?

  3. Чем занимается герой?

  4. Какой характер у героя?

  5. Как вы относитесь к герою?

— Вспомним правила «Как правильно работать в группах»

1. Прочитать внимательно задание.

2. Все время работать над заданием, не отвлекаться и не отвлекать других членов группы.

3. Быть вежливым со всеми членами группы.

4. Командир группы должен распределить речь выступающим.

5. Выступать должны все участники группы.

-Что общего вы заметили, когда давали характеристику Коковане и Даренке?(Они одинокие, трудолюбивые, любят природу и т.д.)

-Чем заинтересовал Кокованя Даренку? (Рассказами о Серебряном копытце)

-О чем мечтали Кокованя и Даренка? (Хотели увидеть Серебряное Копытце)

-Для чего они хотели увидеть Серебряное Копытце? (Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо.)

-Почему же произошло чудо с Даренкой и Кокованей? (Они были добрыми и бескорыстными, не желали богатства).

— Ребята, зачем мы с вами характеризовали героев? (Чтобы уточнить, как автор относится к главным героям и их поступкам.)

— Пригодится ли это нам в жизни? (Да, чтобы лучше разбираться в людях, чтобы нам не оступиться, чтобы нас не подставили или не сделали плохо.)

-Как автор относится к своим героям? В чем это проявляется? (Любит их, гордится ими. Он называет их ласково. Показывает их добрые поступки, отношения).

— Для чего Павел Петрович Бажов написал произведение «Серебряное копытце»? (Чтобы люди жили счастливо, у них должны быть общие интересы, дела… Как Кокованя с Даренкой — любили природу, животных, сказки, верили в чудеса. Их сблизила одна беда – одиночество, которое привело их к счастью.)

4.3. Выразительное чтение отрывка сказки

— Ребята, мы очень много говорили о сказке «Серебряное копытце» и, наверное, у каждого из вас есть отрывок, который особенно нравится и хочется прочитать ещё раз.

— Ваше мнение, помогло ли чтение ваших товарищей почувствовать настроение сказки? (Отвечают ребята)

4.4.Работа с пословицами

— Вы знаете, что сказка и сказ не обходятся без народной мудрости – пословицы.

– Подумайте, какие из пословиц не соответствуют содержанию сказа?

  • Богатство не синоним счастья.

  • Желаешь себе добра – делай добро другим.

  • Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.

  • Каких только чудес не бывает на свете.

  • Чёрствое сердце не знает благодарности.

4.5.Легенда о козлике

А знаете ли вы, какая легенда лежит в основе произведения?

Об этом нам расскажет подготовленный ученик (небольшой доклад ученика)

Серый лесной уральский «козлик» — это обыкновенная косуля, и сейчас еще встречающаяся в тех местах, где дедушка Кокованя увидел оленя Серебряное Копытце. Этот олень – самый поэтичный образ из сказов Бажова. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.

Серебряное Копытце – это Лось, которому поклонялись древние финно-угры. Рогатые лосиные головы символизируют небо. Лосиные головы могут заменяться утиными, потому что лосиный рог очертаниями напоминает летящую утку. Великий Лось нес на своих рогах солнце финно-угров. Шаманы на камланиях призывали Лося на землю. Коснуться копытами земли Лось не мог – земля была слишком скверна для него. Поэтому на капищах шаманы укладывали на земле священные блюда, на которые и вставал Лось. Блюда были из драгоценных металлов, чаще всего – из серебра. Серебряные блюда из Малой Азии и Ближнего Востока в большом количестве выменивались на пушнину жителями Урала через татарских купцов. Уральские находки драгоценных блюд и чаш составили основную и лучшую часть коллекции иранского серебра в Эрмитаже. От этого серебра и стали серебряными копытца оленя дедушки Коковани. А блюда на то и нужны, чтобы в них что-то складывать. Например, при камланиях — подношения Лосю: монеты, драгоценные камни, самоцветы. Поэтому в сказе Бажова драгоценные камни и брызжут во все стороны при ударах серебряного копытца.

5. Итог урока

— Какую цель ставили на урок? (Дать характеристику героям и их поступкам. Для чего Павел Петрович Бажов написал произведение «Серебряное копытце» и как он относится к своим героям.)

Достигли ли мы цели?

Чему нас учат герои Павла Бажова? ( Доброте, чуткости и др.)

6. Рефлексия

Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных камушка. А на доске изображение покосного ложка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Бажова приклейте зелёный камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, то приклейте жёлтый, а если испытывали трудности, то красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг. Сияющий волшебными камнями. Всем спасибо, за то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом, но и душой, и сердцем, а это дорогого стоит.

Я раздам каждому волшебный свиток и вы напишите в нем то качество, которое вы бы хотели перенять у героя и поделиться им с товарищем. Обменяйтесь с соседом по парте. 

Спасибо вам всем за работу. На этом уроке вы трудились не только головой, но и сердцем. И напоследок несколько слов:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты знай, что сей день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

7. Домашнее задание 
1.Подготовить выразительное чтение отрывка по ролям;
2.Подготовить пересказ от 1 лица;
3.Придумать задания для теста или викторины по сказам Бажова.

4.Прочитать другие сказы Бажова. Подготовить пересказ понравившегося отрывка.

1.Восстанови текст

Так и стали жить вместе, дед ______________________, ____________________Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили-________________, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на ______________ уходил, Дарёнка в избе __________________,похлёбку да _________________варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила — мышей ___________________. К вечеру соберутся, и _______________ им.

2.Опиши героя по плану.

План

  1. Где герой живёт?

  1. Какие поступки совершает?

  1. Чем занимается герой?

  1. Какой характер у героя?

  1. Как вы относитесь к герою?

  • Богатство не синоним счастья.

  • Желаешь себе добра – делай добро другим.

  • Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.

  • Каких только чудес не бывает на свете.

  • Чёрствое сердце не знает благодарности.

  • Какого цвета была кобылица которую поймал иван из сказки конек горбунок
  • Каковы главные качества настоящего исследователя человека науки сочинение
  • Какого цвета борода у карабаса барабаса в сказке буратино
  • Каковы временные рамки повествования в рассказе чистый понедельник
  • Какого содержание симфонических сочинений чайковского