Автор: Пушкарева Вероника
Руководитель:
Алимжанова Татьяна
Васильевна
МБОУ « Корниловская СОШ» Томского района
Работа
представлена финальном этапе открытого городского конкурса детских
исследовательских работ по направлению «искусствоведение» учреждений и
отделений дополнительного образования Санкт-Петербурга
«Искусство – видеть, знать,
любить»
Смотри, как схожи
Душевный мир и радуги убранство.
Та радуга и жизнь – одно и то же!
И. Гете
Введение
В
настоящее время мы много слышим о влиянии цвета на человека в одежде, в
благоустройстве жилища, на здоровье. Символика цвета имеет давнюю историю, возникнув
в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски.
Люди предавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в
древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических
учениях. Краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное
положение людей, их различные психологические состояния. Цвет вызывает у
человека различные чувства: сильное возбуждение, покой, равнодушие, ощущение
холода или тепла, что воздействует на физиологию и психику. Возможно, из-за
эмоционального воздействия цвета, человек наделил его определенным
символическим значением.
Актуальность: Воздействие цвета на человека хорошо известно и признается многими учеными в наше время. Цвет имеет значение в нашей жизни, он может показать
направленность человека на определенный вид деятельности, отражать его
настроение и внутреннее состояние.
Многие читали сказку, а кто-нибудь задумывался, над тем связано ли желание Жени с оторванным лепесточком? Я задумалась над этим, когда прочитала книжку моей сестренке и спросила об этом учителя. Мы решили подумать над этим вопросом, и так появилась тема моей исследовательской работы – «Символика цвета в сказке Валентина Катаева «Цветик-семицветик».
Цель:
выяснить использовал ли символику
цвета В. Катаев в сказке « Цветик-семицветик» и влияет цвет лепестка на
эмоциональное состояние героини Жени.
Объект исследования:
символика цвета, поведение, желания Жени.
Предмет исследования
– влияние цвета на эмоциональное состояние Жени.
Задачи:
- определить
символическое значение цвета в
мифологии, религии, колористки, психологии; - проанализировать
влияние цвета на желания главной героини Жени в сказке В. Катаева « Цветик
семицветик»; - экспериментально
определить влияние цвета на выбор желаний в моем классе.
Методы:
- поисковый
– при подборе необходимой информации; - эксперимент
– при определении влияния цвета на желания учеников в моём классе; - метод
анализа и обобщения – при изучении литературы по теме исследования и
формировании выводов исследования.
Гипотеза: Я предположила, что В. Катаев в сказке «Цветик-семицветик» использовал значение символики цвета. Выбор цвета лепестка влияет на эмоциональное настроение героини.
Символика цвета
Не
смотря на то, что цвет весьма специфическая область символики, она имеют общее
толкование в разных областях.
Я
обратились:
- к
мифологии, поскольку сказочные сюжеты и образы основаны на
мифах; - к
христианской религии т.к. биография
автора сказки связана с православием. Отец Валентина Катаева окончил
духовную семинарию, был из духовной среды, дедушка был соборным
протоиереем. - к
психологии. Цвет в психологии является мощным инструментом
влияния на психику человека. Каждый цвет в психологии влияет на сознание
по-разному, вызывая определенные эмоции, повышая или понижая настроение.
Определенный выбор люди часто делают под влиянием цвета, даже не задумываясь
над принятым решением. - к
колористики. Колористика – наука о цвете, включающая
знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных
характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой
гармонии, цветовом. Известно, что существует три основных цвета: синий, желтый,
и красный. Все остальные цвета получаются смешением этих трех цветов (рис. 1).
Желтый цвет
В колористике
желтый цвет теплый, легкий, яркий, струящийся, радостный. Он вызывает приятные
ощущения и символизирует движение, радость и веселье. Желтый цвет способствует
активизации умственной деятельности. Желтый цвет соответствует Солнцу. Его
ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает концентрацию,
организует, улучшает память, способствует быстрому принятию решений. Это цвет
оптимизма
В психологии
– желтый цвет для жизнерадостных, веселых, легких на подъем людей. Главные
действия этого цвета бодрить, радовать, приятно удивлять. Желтый цвет имеет
психологическую способность гасить отрицательные эмоции лучше, чем другие
цвета. Цвет надежды, он избавляет от негативных мыслей, помогает в очищении
организма. Желтый цвет способствует развитию фантазии. В психологии желтый цвет
выражает потребность человека раскрыться или избавиться от угнетающей
зависимости. Этот цвет предпочитают люди, жаждущие перемен.
В мифологии
желтый означает предательство, измену, ревность, скупость. Золотисто-желтый
является символом солнца и божественности. Это цвет Благородства и достоинства.
Золото есть образ света, оно символизирует свет солнца и в связи с этим
является атрибутом русских князей. Цветовой Символ Дажьбога – золото. Выбор
одежды жёлтых тонов характеризует свободу. М.В. Попович считает, что в одежде
золотой цвет связан с идеей сокральности, с блеском и славой.
В христианской
религии противоречия оттенков этого цвета проявились в полной мере. Золотой
цвет символизирует божественность и святость, поэтому в иконографии над
головами Христа, Богоматери и святых сияют золотые нимбы. Однако охристо-желтый
цвет ассоциируется в христианстве – со страхом.
Красный цвет
В колористике
красный цвет (компенсирующий зеленый) наиболее активный. Это насыщенный,
тяжелый, горячий, яркий цвет. Он символизирует страстную любовь, власть, огонь,
войну. Светлые оттенки красного действуют возбуждающе, темные придают
солидность. Способствует активности, уверенности, дружелюбию. В больших
количествах может провоцировать ярость, гнев.
В психологии
красный цвет предупреждает об агрессивности и опасности. Красный цвет активный
и горячий, может вызвать беспокойство и чувство тревоги, учащение сердцебиения
и пульса, увеличение артериального давления, поэтому не рекомендуется долго на
него смотреть. Под влиянием красного цвета у человека формируются положительные
и отрицательные черты характера: смелость, настойчивость, решительность,
упорство. Любители красного цвета стремятся доминировать и быть первыми во
всем. Изобилие красного цвета вызывает раздражение, и даже ярость. Наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем
дне, помогает проще справиться с неприятностями.
В мифологии
красный цвет считается агрессивным, жизненным и исполненным силы, родственным
огню и обозначающим как любовь, так и борьбу не на жизнь, а на смерть. Также
это цвет солнца (Владимир Красно солнышко). Красный цвет на Руси – синоним
красоты. Красный цвет – это кровь – символ жизни, но одновременно и символ
смерти. Красный – цвет жизни, огня, плодородия, здоровья. Цвет Ярила, солнца –
красный в первую очередь связан с весной, плодородием, жизнью и конечно,
возрождающим природу к жизни весенним солнцем.
В христианской
религии красный цвет – символ огня веры, Страстей Господних, Божьей любви и
гнева. Традиция выделять красным праздничные даты берет начало из церковного
календаря, отмечавшего как радостное событие дни, посвященные Христу,
Богоматери и святым.
Синий цвет
В колористике
синий цвет очень насыщенный и очень холодный. Он тяжелый, строгий,
таинственный, чистый. Первое чувство, которое он вызывает, – это чувство
настороженности. Синий цвет символизирует вселенную, космос и соответствует
планете Юпитер.
В психологии синий цвет очищает мышление, освобождает от
тревог и страхов, позволяет услышать внутренний голос и принять правильное
решение (интуиция). Синий цвет чаще всего ассоциируется с физическим и
психологическим здоровьем, удовлетворенностью жизнью и уверенностью в себе,
поэтому выбирают его люди успешные и сильные, стремящиеся к гармонии со всем
окружающим.
В мифологии
синий цвет символ всего духовного. Синий цвет воздействует «сдерживающе» и
настраивает большинство людей на задумчивость. Это цвет мудрости, бесконечности,
вечности, истины, преданности, веры, чистоты, целомудрия. Синий цвет неба –
наиболее спокойный и в наименьшей степени «материальный» из всех цветов. Синий цвет связан с «мёртвой водой». Синий –
это цвет моря. Синюю тесьму на рубахах используют люди, вставшие на путь
духовного самосовершенствования.
В христианстве
синий цвет символизирует искренность, благоразумие и набожность.
Зеленый цвет
В колористике зеленый цвет
насыщенный, спокойный, свежий, нежный, умиротворяющий, живой. Действует
успокаивающе. Он символизирует мир, покой, любовь, спасение. Зеленый цвет
соответствует планете Венера. Жизнь, рост, гармония. Он объединяет нас с
природой и помогает быть ближе друг к другу.
В психологии
значение зеленого цвета самое многогранное и многоликое и представляет собой
готовность созерцать и принимать вселенскую мудрость. Зеленый цвет наиболее
спокойно воспринимается и благоприятно воздействует на весь организм,
ассоциируясь с пробуждением и стабильностью, исцеляет.
В мифологии
зеленый цвет неоднозначен по смыслу. Это жизнь в ярко-зеленом цвете и смерть,
выраженная мертвенным серо-зеленым флуоресцирующим светом. Юность, надежда и
радость, но, вместе с тем – изменение, непостоянство и ревность. Зеленый – это
весна, воспроизведение, радость, уверенность, природа, рай, изобилие,
преуспевание, мир. Зелёным обозначалось Древо мира. Также это цвет лешего. Но
самое главное – это символ Леса. В то же время зеленый цвет – атрибут «чужого»
пространства, где обитает нечистая сила: в южнославянских заговорах на «зеленую
гору», «зеленую траву», «зеленое дерево» изгоняются злые духи. Зеленый цвет
характеризует персонажей народной мифологии: зеленые волосы у лешего, русалки,
водяного; зеленого цвета водяной; зеленые глаза имеют леший, русалки, вилы,
водяные. Символ вечнозелёной природы.
В христианской религии
зеленый цвет являлся больше «земным», означал жизнь, весну, цветение природы,
юность. Он доминировал в христианском искусстве. Вместе с этим, зеленый имел и
негативные значения – коварства, искушения, дьявольского соблазна (сатане
приписывались глаза зеленого цвета, что, возможно, лежит в основе поверья о
зеленых глазах, как знаке завистливости и жадности человека).
Оранжевый цвет
В колористике оранжевый цвет малонасыщенный,
теплый, легкий. Действует возбуждающе. Оранжевый цвет стимулирует эмоциональную
сферу, создает ощущение благополучия и веселья. Он символизирует наслаждение,
праздник, благородство. Высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит
прощать. Отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению.
В психологии
оранжевый цвет чаще всего ассоциируется с солнцем и теплом. Это цвет
повышенного настроения, бодрости, решения важных задач. Люди, выбирающие
оранжевый цвет, сильные и свободолюбивые, излучая «солнечную» энергию, они
заряжают ею всех окружающих. Такой человек легко радуется простым вещам, однако
часто страдает от переживаний, возникающих на интуитивном уровне. Оранжевый
цвет – цвет жизни радости. Оранжевый цвет означает цвет силы,
могущества, величия, ведь недаром солнце всегда оранжевого цвета. Люди, которые
предпочитают оранжевый цвет – экстраверты, они энергичны импульсивны. При этом
для них характерна поверхностность, неустойчивость интересов, постоянная
потребность в увлечениях.
В христианской религии
он являлся символом Божественной силы, которая наполняет сердца и умы
праведников. Это цвет солнца, огня, пряностей, фруктов. Он ассоциируется с
радостью, жизненной энергией.
Фиолетовый цвет
Фиолетовый
цвет – составной цвет получен из красного и синего.
В
колористике фиолетовый цвет – это смесь синего и красного цветов объединяющая
свойства каждого из них. Фиолетовый цвет (компенсирующий желтый) насыщенный,
холодный, тяжелый, спокойный, таинственный. Он символизирует мудрость,
зрелость, высший разум. Фиолетовый цвет легко подавляется другими цветами, но
сам по себе фиолетовый цвет глубокий и выразительный. Величественный цвет,
всегда присутствовавший в одежде королей и духовенства.
В психологии
фиолетовый цвет – помогает при негативных психических состояниях: невроз,
потеря веры, отчаяние, потеря самоуважения. Значение фиолетового цвета в
психологии связано с наблюдательностью, тщеславием, остроумием и повышенной
чувствительность. Этот цвет сложный, он образован сочетанием противоположных по
значению двух цветов – красного и синего, поэтому люди, предпочитающие
фиолетовый цвет крайне противоречивы и скрытны. При помощи различных оттенков
фиолетового цвета люди могут выразить свою индивидуальность и чувственность.
Это цвет вдохновения, который свойственен целителям и творческим личностям. Он
поможет научиться принимать все происходящее с вами со спокойным сердцем,
успокоить душу и напитать ее энергией вдохновения. Этот цвет предпочитают
самодостаточные личности, что позволяет им в определенный момент отойти от
сформировавшейся ситуации. Человек концентрирует внимание на своем внутреннем
мире, а все другое ему фиолетово.
В мифологии фиолетовый
цвет – цвет раскаяния. В перстне кардинала
– фиолетовый
аметист – символ воздержанности.
В христианском искусстве
– загадочный цвет – символ сокровенных знаний, тишины и самоотречения.
Голубой цвет
В колористике
голубой цвет слабонасыщенный, легкий, воздушный, прохладный, спокойный, слегка
пассивный. Он символизирует чистоту, разум, постоянство и нежность.
Голубой цвет в психологии является
символом верности, впечатлительности и привязанности. Любители голубого цвета
предпочитают покой, стремятся к гармонии с людьми и с собой, они обладают
способностью к довольно глубокомысленным размышлениям и эстетическим
переживаниям. Голубой цвет – цвет гармонии, удовольствия, цвет
покоя и равновесия. Люди, которые выбирают этот цвет, стремятся к гармонии в
общении с людьми.
В христианской религии
голубой – это цвет некоей индивидуальности, уникальности, оригинальности, цвет
Жизни и родниковой воды, он активно используется в целительстве и врачевании.
Этот мягкий, нежный цвет – природный символ лучезарного неба, синоним всего
божественного, чистого и возвышенного.
В мифологии голубой
– день, небо, жизнь. Выбор одежды голубого тона характеризует, тот факт, что
человек достиг удовлетворения или стремится не выделяться. Часто девушки
используют в своих нарядах голубые цвета. По голубому цвету, глаз Славяне
выделялись из других народностей.
Вывод. Символика цвета чрезвычайно богата, сложна и разнообразна, в разных областях, а гамма тончайших оттенков каждого цвета обогащает ее еще больше, но она имеют общее черты толкования и воздействие на человека. Теплые цвета (желтый, оранжевый, красный) – энергичные, возбуждающие. Холодные (фиолетовый, синий, голубой или нейтральный зеленый) – сдержанные, успокаивающие.
Влияние
цвета на желания главной героини Жени в сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»
Первый лепесток, который оторвала Женя – желтый.
Желтый
(золотой) – цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший
солнечный цвет. Желтый цвет в психологии выражает потребность раскрыться или
избавиться от угнетающей зависимости. Этот цвет предпочитают люди, жаждущие
перемен. В колористки – способствует
справедливому и быстрому принятию решений. Это цвет оптимизма. Это цвет
духовной сферы, который дает представление о бесконечном знании, то есть желтый
это цвет познания. «Что делать? Женя уже собиралась по своему обыкновению
заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про заветный
цветок.
«–
А ну-ка, посмотрим, что это за Цветик-семицветик!» Используя этот цвет как
солнечный свет, цвет познания – девочка
возвращается домой.
Второй
– красный лепесток.
«Нет,
нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! – закричала Женя, а
сама поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала: «– Вели,
чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!»
Красный
цвет – это цвет, который символизирует кровь, огонь,
гнев, войну. В психологии предупреждает об агрессивности и опасности, может
вызвать беспокойство и чувство тревоги. Но, не смотря на это, он еще и
символизирует жизнь, яркий пример этого – обряд оживления предмета путем
кропления его кровью в мифологии. В колористки – способствует активности,
уверенности, дружелюбию. Красный это так же цвет любви, красоты, нежности и
высоких, внеземных чувств.
Третий
лепесток – синий.
«…Вели,
чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!» Синий цвет очень насыщенный и очень
холодный. Он тяжелый, строгий, таинственный, чистый. Первое чувство, которое он
вызывает, – это чувство настороженности. Синий цвет символизирует вселенную,
космос. Север всегда рассматривается как страна
холода и ночи. Полюс – предел, граница, крайняя точка чего-либо. Девочка
попадает в противоположный ей мир – холода. Синий цвет символизирует цвет моря,
символ высоты, ось мира и глубины, олицетворяет собой постоянство и мир. Мир
Синий – стихия воды. Синий цвет связан с «мёртвой водой». В психологии синий
цвет чаще всего ассоциируется с уверенностью в себе, стремящиеся к гармонии со
всем окружающим. «Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в папанинцев:
сидят на старых досках, и в песок воткнута палка.
– Мальчики, мальчики,
примите меня поиграть!
– Чего захотела! Не видишь – это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс
не берем.
– Какой же это Северный полюс, когда это одни доски?
– Не доски, а льдины. Уходи, не мешай! У нас как раз сильное сжатие.
– Значит, не принимаете?
– Не принимаем. Уходи!
– И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком,
как ваш, а на всамделишном. А вам – кошкин хвост!»
Четвертый
лепесток – зеленый.
«…Не
помня себя от страха, Женя схватила обледеневшими пальчиками цветик-семицветик,
вырвала зеленый лепесток, кинула и закричала что есть мочи… Вели, чтоб я сейчас
же очутилась опять на нашем дворе!»
Зелёный
лепесток: Мир зелёный – Мир людей. Зеленый цвет являлся больше «земным» – это цвет
жизни, символ надежды, спасения. Действует успокаивающе. Он символизирует мир,
покой, любовь. В психологии ассоциируется с пробуждением и стабильностью,
исцеляет. Это не простой цвет, а цвет получающийся наложением желтого и синего.
(Возвращение с холодной стихии воды с помощью солнечного света)
Пятый
– оранжевый лепесток она использовала для того, чтобы…
«…чтобы
все игрушки, какие есть на свете, были мои!» Оранжевый цвет – действует
возбуждающе. «Ну, – думает, – я вам сейчас
покажу, у кого игрушки». Он стимулирует эмоциональную сферу, создает ощущение
благополучия и веселья, символизирует наслаждение, праздник, благородство.
Высвобождает эмоции, поднимает самооценку. Люди, которые предпочитают оранжевый
цвет – энергичны, импульсивны. При этом для них характерна поверхностность,
неустойчивость интересов, постоянная потребность в увлечениях.
В
мифологии этот цвет вестник богов, курьер, посредник между богами и людьми,
духом и материей, сутью и образом. Оранжевый цвет – это неуправляемая стихия.
Шестой
лепесток – фиолетовый.
Фиолетовый
цвет могущественный цвет, самый сильный цвет, который сможет обуздать власть
любого чародея иного цвета. «Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в
магазины». Фиолетовый цвет – помогает при негативных психических состояниях:
невроз, отчаяние, восстанавливая гармонию и равновесие. В христианской религии –
это цвет раскаяния. Фиолетовый цвет – составной цвет получен из красного и
синего.
Седьмой
голубой лепесток
«…девочка
бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам,
затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья: …Вели,
чтобы Витя был здоров!» Мир голубой – Мир Святых. Голубой цвет – символ богов,
это цвет эмоциональности, цвет общения, в колористике – это цвет некой
индивидуальности, уникальности, оригинальности, голубой это цвет Жизни и
родниковой воды, то есть этот цвет активно используется в целительстве и
врачевании. Голубой цвет – начало жизни, действия.
Вывод: Проанализировав символику цвета и сопоставив поведение Жени, мы обнаружили, что цвет влияет на желания героини сказки. На основании этого можем сказать, что В. Катаев использовал символику цвета в сказке, значить выбор лепестка героиней был не произвольный, а продуманный В. Катаевым. Наша гипотеза оказалась верна.
Эксперимент
Задачи
эксперимента: выявить влияние цвета на желание человека.
В
опросе участвовали обучающиеся 1, 2, 4 классов – всего 32 чел. (Многие дети
читали или смотрели сказку, но какой лепесток героиня отрывала на желания,
никто правильно не ответил). Ребятам было предложено пофантазировать и
представить, что у них есть волшебный цветок, имеющий 7 лепестков, необходимо
было соотнести 7 ситуаций аналогичных сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» с выбором
цвета листочка.
Ситуация | Ж | К | С | З | О | Ф | Г |
1. Вы заблудились в незнакомом вам городе, деревне и хотите вернуться домой | 5 | 9 | 3 | 9 | 1 | 0 | 5 |
2. Вам предложили слетать на Северный полюс |
6 | 5 | 12 | 3 | 0 | 1 | 5 |
3. На Северном полюсе Вы очень замерзли и хотите вернуться домой | 5 | 4 | 5 | 10 | 1 | 5 | 2 |
4. Вам захотелось, чтобы все самые интересные игрушки в мире были вашими | 4 | 3 | 6 | 0 | 7 | 10 | 2 |
5. Вас завалило игрушками, а они все прибывали и прибывали, и вы хотели, чтобы они вернулись на свои места |
4 | 2 | 7 | 1 | 8 | 8 | 2 |
6. Вы разбили мамину любимую вазу, какой листок вы оторвете, чтобы ваза была цела? | 4 | 10 | 2 | 4 | 5 | 4 | 3 |
7. Если ваш друг болен, какой лепесток вы оторвали, чтобы он выздоровел? | 5 | 2 | 3 | 4 | 3 | 10 | 5 |
Вывод: Проанализировав ответы респондентов, я обнаружила с совпадения в выборе цвета лепестка героиней Женей в сказке В. Катаева и обучающимися нашей школы. (Из 7 предложенных ситуаций совпали 4). У каждого человека разные ассоциации и впечатления о каждом цвете, но всё же, каждого из нас связывают общие представления. Определенный выбор люди часто делают под влиянием цвета, даже не задумываясь над принятым решением. Это подтверждает, что В. Катаев основывался на символике цвета в сказке и цвет лепесточка определял желания девочки.
Заключение
Воздействие цветов хорошо известно и признается большинством людей
в наше время. Из-за эмоционального воздействия цвета, человек
наделил его определенным символическим значением. Цвет вызывает у человека
различные чувства: сильное возбуждение, покой, равнодушие, ощущение холода или
тепла, и воздействует на психику. Теплые цвета (желтый, оранжевый, красный) –
энергичные, возбуждающие. Холодные (фиолетовый, синий, голубой или нейтральный
зеленый) – сдержанные, успокаивающие.
В
ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Цвет влияет на
желания героини сказки «Цветик- семицветик».
2. Валентин Катаев
использовал символику цвета в сказке, значить выбор лепестка героиней
продуманный В.Катаевым.
3. У каждого человека
разные ассоциации и впечатления о каждом цвете, но всё же, каждого из нас
связывают общие представления. Определенный выбор
люди часто делают под влиянием цвета, даже не задумываясь над принятым
решением.
Источники
- Брайм Г. Психология цвета. – М.: АСТ:
Астрель, 2009 - Катаев В. Сказка «Цветик-семицветик»,
1987 - Лазарева Н.Н. «Дизайнер интерьера: основы
профессии» /Учебное пособие. – М.: Горизонт Консалдинг ЛТД, 2000 - Миронов А.М. История христианского
искусства. – Казань, 1914, С. 31 - Цветовой тест психолога М. Люшера
- Вовк О.В. Энциклопедия знаков и символов.
– М.: Вече, 2006
Интернет-ресурсы:
- http://www.rosdesign.com/design_materials2/cvet
Психологическое восприятие и эмоциональное значение цвета - http://www.senicheff.ru/articles/symbols/colors/
- http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post169094828/и
- http://iluhin.com/notes/color/#h
- http://magicofcolour.ru/category/cvet-i-magiya/
- http://www.art-granatis.ru/information/color/
- www.osytactor.org/color.htm
- www.yugzone.eu/psy/colors.htm
- http://kapushka.ru/znachenie-tsvetov-v-psihologii.html
- http://www.liveinternet.ru/users/
- http://russianmyth.ru/cvetovye-simvoly-v-slavyanskoj-mifologii/ Цветовые символы в Славянской мифологии
- http://symbolism.narod.ru/color1.htm
Теодор Овчинников. Цвет в геральдике
Что это за цветок – цветик-семицветик? Или это только выдумка писателя?
«Лети, лети, лепесток, через Запад на Восток…» – многие из нас прекрасно помнят эти волшебные слова из детской сказки. По сюжету, за доброе дело девочке достается цветок, исполняющий желания. Нужно лишь оторвать лепесток, произнести эдакое заклинание и дунуть на него – тогда сразу же сбудется все, что захочешь, будь то даже мгновенное перемещение на Северный полюс!
Ты ведь тоже мечтал о таком цветке, правда?
Но только, будучи взрослым, задаешься вопросом: «А что это был за цветок? Есть ли его настоящий прототип?».
Фотография 1. Мультфильм «Цветик-семицветик» 1948г.
Исходя из цветовой гаммы, вряд ли, в природе найдется что-то подобное. Ты же помнишь, из каких цветов состоит цветик-семицветик? Цвета цветика-семицветика – это стандартная палитра радуги. Почему именно радуга? Точнее, почему именно в радужном порядке – начиная с красного и заканчивая фиолетовым? Во многих детских историях вслед за дождем, как некой затруднительной минутой, во все небо появляется радуга – символ радости и веселья. И тут автор, видимо, решил использовать подобную «метафору» – подарить героине такую красочную, удивительную вещь.
Но вернемся к главному вопросу: «Существует ли подобие цветика-семицветика?». Существует! И это самая простая ромашка.
Смотри:
- Форма волшебного цветка абсолютно такая же – тонкий длинный стебель без явных листьев, круглая желтая сердцевинка и несколько удлиненных лепестков.
- А помнишь, как мы считали ромашку чем-то необычным? «Любит – не любит. К сердцу прижмет – к черту пошлет…» – так называемое гадание, где по очереди срываешь лепестки, произнося фразу, и сдуваешь их, и на какой фразе останется последний лепесток, тому и быть.
Может быть, и у девочки Жени в сказке Катаева была обычная с виду ромашка, а ее разноцветность – это просто фантазия? Ведь какие-то вещи в наших восторженных глазах часто становятся намного красивее, чем они есть на самом деле. Как считаешь?
Фотография 2. Цветик-семицветик в нашем представлении
Содержание статьи
- В чем смысл сказки?
- Чему учит?
- Мораль
- Пословицы
- В чем суть: краткое содержание
- Главные герои
- Пересказ сказки в вопросах и ответах (план пересказа)
- За чем пошла Женя в магазин? Что купила?
- Что произошло по дороге домой?
- Как помогла Жене старушка? Что она ей дала?
- На что потратила Женя первый лепесток цветика-семицветика?
- Какие еще желания загадывала Женя?
- Какой лепесток Женя потратила на то, чтобы исцелить больного мальчика?
- Выводы о сказке в вопросах и ответах
- Почему Женя потратила свое последнее желание на то, чтобы помочь мальчику выздороветь?
- Что тебе больше всего понравилось в сказке?
- Вопросы на внимательность
- Какие лепестки были на цветике-семицветике?
- Сколько говорящих кукол прибежало к Жене?
- Какой по счету белый медведь был в берете?
- Какие баранки Женя купила для себя и своей семьи?
- Как звали брата Жени, Витя или Павлик?
- В какую игру начали играть Женя и Витя, когда мальчик исцелился?
- Для любознательных
- Что мы имеем в виду, когда говорим «ворон считаешь?»
- Почему цветок назывался цветик-семицветик?
Доброте, дружбе, отзывчивости, умению исправлять свои ошибки – всему этому учит сказка «Цветик-семицветик». В ней заложен глубокий смысл, который доступен для понимания детьми 7-8 лет и старше.
В чем смысл сказки?
Основной смысл произведения заключается в том, что дружба и помощь ближнему способны сделать человека по-настоящему счастливым. Никакие материальные ценности и развлечения не принесли девочке Жене удовольствия. Она побывала на Северном полюсе и получила миллионы игрушек. Но когда девочка использовала последний волшебный лепесток на то, чтобы вылечить хромого мальчика, она получила взамен его дружбу. Это и подарило ей настоящее счастье.
Чему учит?
Сказка Катаева учит быть добрым и отзывчивым к чужой беде. Нужно не проходить мимо и помогать ближнему, если у него появилась проблема или приключилась беда.
Мораль
Главная героиня потратила почти все свои волшебные желания на вещи, которые ей хотелось заполучить. При этом она раз за разом разочаровывалась, и не чувствовала себя счастливой. Когда у нее остался всего один лепесток, она загадала желание, которое отличалось от всех предыдущих. Она заметила, что соседский мальчик болен, и решила вылечить его. Женя сделала доброе дело и нашла друга.
Отсюда мораль сказки: Нужно тратить свои шансы и удачу не на мелочи, а на что-то действительно полезное. Можно ошибаться, но важно исправить свои ошибки – «лучше поздно, чем никогда».
Пословицы
Со смыслом произведения «Цветик-семицветик» перекликаются многие известные пословицы. Например:
- «Дружба дороже денег».
- «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
- «Дружба и братство – первое богатство».
- «Добром земля полнится».
- «Беды мучат, да уму учат».
- «Одна беда не докучит, а докучит, то и научит».
- «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
В чем суть: краткое содержание
Суть сказки «Цветик-семицветик» заключается в поиске настоящего счастья. Краткое содержание:
Девочка Женя купила баранки. По дороге домой она была невнимательной. За ней увязалась собачка и съела все баранки. Девочка разозлилась и погналась за воришкой. Она заблудилась. Расстроенную Женю повстречала добрая старушка. Она решила ей помочь. Бабушка привела ее в сад и дала цветок с 7 разноцветными лепестками. Стоит оторвать один лепесток, и пропеть волшебную песенку, и желание исполнится.
Женя начала загадывать желания одно за другим. Сначала она захотела оказаться дома, и чтобы все баранки были целы. Так и случилось. Решив поставить цветик в вазу, девочка ее случайно разбила. Тогда она пожелала, чтобы ваза склеилась. Потом Женя отправилась погулять на улицу. Мальчишки во дворе играли в Северный полюс. Они не взяли ее в игру. Обидевшись, девочка попросила цветик очутиться на настоящем Северном полюсе. Там она очень замерзла, встретила белых медведей и испугалась.
Жене пришлось сорвать следующий лепесток, чтобы вернуться. Она пошла к девочкам и увидела, какие у них красивые игрушки. Женю охватила зависть. Девочка попросила у цветика-семицветика все игрушки мира. Огромные толпы кукол, игрушечных мишек и мячиков бросились на девочку. Она была вынуждена спасаться и загадать, чтобы игрушки вернулись в магазины.
Оставшись с последним лепестком, девочка стала размышлять, чтобы такого ей загадать: новые сандалеты, поход в цирк, или что-то еще. Все, что она просила до этого, не сделало ее счастливой. Тут она увидела мальчика. Он ей очень понравился. Женя предложила ему поиграть в салки. На что мальчик ответил, что болен хромотой и не сможет бегать до конца своей жизни. Девочка оторвала последний лепесток и пожелала, чтобы Витя стал здоров. Они оба были рады и принялись играть.
Видео: Цветик-Семицветик Аудиосказка
Главные герои
Чтобы понять суть сказки младшим школьникам необходимо выделить главных героев и описать их характеры:
- Девочка Женя – веселая добродушная девочка, но рассеянная и легкомысленная.
- Старушка – добрая волшебница. Она подарила Жене волшебный цветок, чтобы та поняла, как важно думать о других и делать добрые дела.
- Витя – красивый мальчик с веселыми, но смирными глазами, не драчун. Витя был болен хромотой, а Женя помогла его вылечить.
Пересказ сказки в вопросах и ответах (план пересказа)
Произведение «Цветик-семицветик» достаточно объемное. В нем описывается много разных событий. Для понимания смысла сказки и грамотного пересказа полезно использовать план.
За чем пошла Женя в магазин? Что купила?
Баранки для мамы, папы, себя и братика.
Что произошло по дороге домой?
Женя считала ворон, и все баранки съела собака. Девочка побежала за ней и заблудилась.
Как помогла Жене старушка? Что она ей дала?
Она отвела ее в сад, и дала цветик-семицветик, который умеет исполнять желания.
На что потратила Женя первый лепесток цветика-семицветика?
Она загадала вернуться домой вместе с баранками.
Какие еще желания загадывала Женя?
Чтобы мамина ваза стала целой, оказаться на Северном полюсе, а потом вернуться домой. Затем она попросила много игрушек. Шестое желание было о том, чтобы игрушки вернулись в магазины.
Какой лепесток Женя потратила на то, чтобы исцелить больного мальчика?
Последний.
Выводы о сказке в вопросах и ответах
Произведение «Цветик-семицветик» проходят в младшей школе во 2 или 3 классе. Его задают для внеклассного чтения. Ребенку нужно около 30 минут, чтобы прочитать текст. Желательно сразу пересказать прочитанное, ответить на вопросы и сделать вывод. Подвести итог помогут следующие вопросы.
Почему Женя потратила свое последнее желание на то, чтобы помочь мальчику выздороветь?
Витя ей понравился, и она хотела с ним поиграть. Ей стало жаль его. Она была рада, что может сделать что-то полезное.
Что тебе больше всего понравилось в сказке?
Главная героиня в начале истории кажется очень рассеянной. Она ведет себя легкомысленно, тратя без пользы лепестки волшебного цветка. Но в конце она задумывается над своими поступками. Она понимает, что горы кукол и путешествие на Северный полюс не принесли ей счастья. Девочка замечает хромого мальчика Витю и совершает доброе дело. Она не жалеет последнего лепестка и делает Витю здоровым. Героиня проявила доброту и отзывчивость. Ее последнее пожелание принесло много радости для нее самой и для Вити.
Вопросы на внимательность
После прочтения сказки «Цветик-семицветик» Катаева детям будет интересно поиграть в викторину. Вопросы на внимательность развивают любознательность и тренируют память.
Какие лепестки были на цветике-семицветике?
Они были прозрачными и каждый отличался цветом: желтый, зеленый, красный, оранжевый, синий, голубой и фиолетовый.
Сколько говорящих кукол прибежало к Жене?
Пять миллионов.
Какой по счету белый медведь был в берете?
Третий.
Какие баранки Женя купила для себя и своей семьи?
Для себя девочка купила баранки с сахаром, для мамы – с маком, для папы – с тмином, для братика – маленькую розовую баранку.
Как звали брата Жени, Витя или Павлик?
Павлик.
В какую игру начали играть Женя и Витя, когда мальчик исцелился?
В салки.
Для любознательных
Мы можем узнать о произведении немного больше, чем рассказал автор. Предлагаем ответить на следующие вопросы.
Что мы имеем в виду, когда говорим «ворон считаешь?»
«Считать ворон» – известный фразеологизм, который имеет два значения: рассеянность и безделие. «Считает ворон» – так говорят о человеке, который проводит время без пользы или не может сосредоточиться на каком-то определенном задании. Другие похожие по смыслу фразеологизмы: «витать в облаках», «ловить мух», «плевать в потолок», «груши околачивать», «бить баклуши», «валять дурака».
Почему цветок назывался цветик-семицветик?
«Цветик» – так уменьшительно-ласкательно называет автор волшебный цветок. А «семицветик» потому, что лепестки его были семи разных цветов.
Много смысла не только для детей, но и для взрослых вложено в сказку «Цветик-семицветик». Чему учит произведение В. Катаева взрослых? Тому, что дружба, взаимовыручка и взаимопомощь с древнейших времен и по сей день являются важными условиями для счастливой жизни человека. Люди социально ориентированные существа, и с этим ничего не поделать. Они стремятся к своим соплеменникам, и страдают в одиночестве. Другой похожий пример – Робинзон Крузо в рассказе Д. Дефо. Девочка Женя искала друзей сначала в лице мальчиков, играющих в Северный полюс, а потом в лице девочек, играющих в куклы. Она хотела играть с ними, сблизиться, но у нее не получалось. Только когда Женя смогла подружиться с Витей, она почувствовала счастье.
Также цветик-семицветик – это волшебный инструмент, который в реальном мире означает то же, что деньги, потраченное время, усилия. Люди могут тратить их попусту, на блага, которые им на самом деле не нужны. Важно задумываться над пользой желаний и стремлений. «Лепестки» принесут счастье, только если обменять их на что-то действительно значимое и ценное.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Какие цвета лепестков цветика-семицветика по порядку?
3 ответа:
2
0
Все обычно отвечают, что как и цвета радуги:
- Красный;
- Оранжевый;
- Жёлтый;
- Зелёный;
- Голубой;
- Синий;
- Фиолетовый.
Но, я как раз на днях смотрела этот мультик с младшей сестрой, и обратила внимания на цвета. Так вот, там были следующие:
- Красный;
- Оранжевый;
- Жёлтый;
- Зелёный;
- Синий;
- Фиолетовый и,
- Какой-то бледно-розовый или белый.
1
0
На рисунке лепестки цветика-семицветика нужно раскрасить в следующем порядке, цитата из сказки
так перечислены лепестки в книге. Первым был оторван лепесток желтого цвета, вторым оторвала красный лепесток, третьим зеленый и так далее. А вот с последним лепестком возникает путаница, потому что в сказке Катаева последний лепесток был голубой, а в а в мультипликационном фильме нарисован розовый, почему художник нарисовал один розовый лепесток непонятно, или не читал сказку или так было специально задумано, чтобы дети точно прочитали книжку, а не списывали готовые задания.
Правильно перечислять лепестки нужно по книге
0
0
Все обычно отвечают, что как и цвета радуги:
Красный;
Оранжевый;
Жёлтый;
Зелёный;
Голубой;
Синий;
Фиолетовый.
Но, я как раз на днях смотрела этот мультик с младшей сестрой, и обратила внимания на цвета. Так вот, там были следующие:
Красный;
Оранжевый;
Жёлтый;
Зелёный;
Синий;
Фиолетовый и,
Какой-то бледно-розовый или белый.
Blockquote
Читайте также
В сказке Андерсена про горошинки, стручок и девочку, на мой взгляд, всего два главных персонажа:
- Пятая, последняя, горошина, которая, вылетев из бузинной трубочки, угодила в дом бедной женщины.
- Больная девочка, сумевшая поправиться, благодаря горошинке, которая не завяла и не затерялась на крыше, а пустила ростки и превратилась в прекрасное растение.
<hr />
Вообще, очень много идет в сказке описанием самого процесса произрастания горошка, что не плохо, т.к. по отдельной теме даже пришлось делать другое задание. Впрочем и «взаимоотношениям» девочки с горошиной Андерсен уделили достаточно внимания.
<hr />
Герои 2-го плана
- Четыре горошинки, которые канули в небытие, одна так точно лопнула в канаве, разбухнув от воды…
- Мама девочки: добрая, ласковая, трудолюбивая женщина, безмерно любящая свое дитя.
- Мальчик с бузинной трубочкой, отправивший горошины по их жизненным дорожкам. Хотя, вы знаете, наверное мальчишку можно посчитать также главным персонажем, ведь не сорви он стручок и не стрельни горошинами, они могли бы все просто завянуть вместе со стручком, а девочка умереть, не встретившись со своим горошком.
В связи с тем, что научно-познавательны<wbr />й рассказ — это не просто пересказ сказки или короткое ее изложение, а уже научные факты или сведения о природе, то мой рассказ будет сконцентрирован на конкретном предмете — на горохе, который стал одним из главных персонажей этой истории.
<hr />
В сказке Андерсена про горошинку и девочку, кроме нравственных и моральных выводов, можно узнать (если внимательно читать книгу) много о том, как растет горошек.
Что нового для себя я узнал о горохе?
1-я часть сказки.
- Плод этого растения представляет из себя стручок, внутри которого находятся горошинки, растущие рядком. Т.е. стручок продолговатой формы. Если горошинок содержится около пяти штук, то получается, что размер стручка составляет примерно 6-8 см.
- Горошинки не высыпаются из стручка, пока он зеленый. Только созрев до желтого состояния, стручок лопается и выпускает горошины из своего хранилища.
- Горошина — это семена для высадки и получения нового растения.
<hr />
2-я часть сказки.
- Для прорастания гороху необходима вода и «еда». В сказке написано, что мох может заменить два эти компонента собой. Достаточно положить горошинку во влажный мох и поставить на солнце, чтобы горошинка пустила корни и дала ростки.
- Стебелек гороха напоминает вьющуюся нитку, и чтобы растение хорошо развивалось, ему ставят подпорку к основанию, а сам стебель пускают по натянутой веревке от земли до, например, крыши.
- Перед тем, как обзавестись стручком, горох цветет.
<hr />
Чтобы полностью осмыслить процесс роста горошка, следует начинать читать доклад/рассказ со второй его части.
<hr />
П.С. Кроме гороха в сказке есть интересный факт о другом растении — бузине. Если мальчик сделал из нее трубочку, значит, ствол бузины полый (пустой). Можно через него не только плевать горохом, но и на звезды ночные смотреть.
«Хвост Феи» — это название гильдии в которой состоят герои вокруг которых и движется сюжет. Само аниме о кампании друзей состоящих в этой гильдии и выполняющих разные задания или попадающие в разные передряги.
Мне думается, что основная/главная мысль этой сказки Андерсена заключена в финальных строках:
Ведь пока чайник не прошел весь свой жизненный путь, ему не было открыто то счастье, которое получает человек (чайник — это олицетворение человеческой натуры, по обыкновению Андерсенского стиля) от дарения себя другим… И как бы это не воспринималось высокопарно или насыщенно, но многие порой задумываются о том, зачем и для чего они (мы или я) пришли в этот мир. А чайник, будучи в молодости и зрелости — напыщенным гордецом, сумел, пройдя через испытания, поймать тот самый миг перехода в иное душевное состояние, которое показало ему новый мир (по большому счету!).
Как говорят, что лучше любить и не быть любимым, чем вовсе не испытать любви. Потому что счастье — это не только настоящее, это по большей части прошлое, наши воспоминания, благодаря которым многие продолжают жить…
<h2>Краткое содержание сказки «Мойдодыр»</h2>
Сказка начинается с того, что от грязного ребенка убегают вещи, одежда, домашняя утварь. Затем из комнаты выбегает умывальник Мойдодыр и начинает отчитывать грязнулю. После чего Мойдодыр позвал щетки, мыло, мочалки, которые нападают на грязнулю и начинают его тереть, скоблить и мыть. Грязнуля же убегает от них на улицу, но в городском саду сталкивается с крокодилом, который говорит, что съест его, если тот не помоется. Грязнуля со страху возвращается домой к умывальнику и моется. Затем к уже чистому ребенку возвращаются все вещи, одежда, книжки, еда. Мойдодыр радуется, танцует и приговаривает, что нужно постоянно (ежедневно) умываться, чистить зубы, соблюдать гигиену. Вот в этих последних словах Мойдодыра и заключается мораль данной сказки.
Сказка про девочку Женю, которой подарили волшебный цветик-семицветик. На нем было семь лепестков, и он мог выполнить любые семь желаний. Первые шесть желаний Женя потратила, но никакого удовольствия не получила и только последним желанием сделала очень доброе дело!
«Цветик семицветик» читать
Жила девочка Женя. Однажды послала её мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика.
Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А сзади тем временем сзади пристала незнакомая собака, да все баранки одну за другой и съела. Сначала съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, и счастливо облизывается.
— Ах, вредная собака! — закричала Женя и бросилась ее догонять.
Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала.
Вдруг откуда ни возьмись — старушка.
— Девочка, девочка, почему ты плачешь?
Женя старушке все и рассказала.
Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:
— Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется — цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он все устроит.
С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.
— Этот цветик, — сказала старушка, — не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается.
Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила ее до ближнего милиционера, но ни садика, ни старушки как не бывало.
Что делать? Женя уже собиралась по своему обыкновению заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про заветный цветок.
— А ну-ка, посмотрим, что это за цветик-семицветик!
Женя поскорее оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я была дома с баранками! Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках — связка баранок!
Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: «Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!»
Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке. В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон — семь или восемь. Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела вниз и — бац! — раскололась на мелкие кусочки.
— Ты опять что-то разбила! — закричала мама из кухни. – Не мою ли самую любимую вазочку? Тяпа-растяпа!
— Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! — закричала Женя, а сама поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая! Не успела она это сказать, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться. Мама прибежала из кухни — глядь, а ее любимая вазочка как ни в чем не бывало стоит на своем месте. Мама на всякий случай погрозила Жене пальцем и послала ее гулять во двор.
Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в папанинцев: сидят на старых досках, и в песок воткнута палка.
— Мальчики, мальчики, примите меня поиграть!
— Чего захотела! Не видишь — это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем.
— Какой же это Северный полюс, когда это одни доски?
— Не доски, а льдины. Уходи, не мешай! У нас как раз сильное сжатие.
— Значит, не принимаете?
— Не принимаем. Уходи!
— И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш, а на всамделишном. А вам — кошкин хвост!
Женя отошла в сторонку, под ворота, достала заветный цветик-семицветик, оторвала синий лепесток, кинула и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе! Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, как волчок. Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, одна-одинешенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!
— Ай, мамочка, замерзаю! — закричала Женя и стала плакать, но слезы тут же превратились в сосульки и повисли на носу, как на водосточной трубе. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямехонько к девочке, один другого страшней: первый — нервный, второй — злой, третий – в берете, четвертый — потертый, пятый — помятый, шестой — рябой, седьмой – самый большой.
Не помня себя от страха, Женя схватила обледеневшими пальчиками цветик-семицветик, вырвала зеленый лепесток, кинула и закричала что есть мочи:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе! И в тот же миг она очутилась опять во дворе. А мальчики на нее смотрят и смеются:
— Ну и где же твой Северный полюс?
— Я там была.
— Мы не видели. Докажи!
— Смотрите — у меня еще висит сосулька.
— Это не сосулька, а кошкин хвост! Что, взяла?
Женя обиделась и решила больше с мальчишками не водиться, а пошла на другой двор водиться с девочками. Пришла, видит — у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка, у кого трехколесный велосипед, а у одной — большая говорящая кукла в кукольной соломенной шляпке и в кукольных калошках. Взяла Женю досада. Даже глаза от зависти стали желтые, как у козы.
«Ну, — думает, — я вам сейчас покажу, у кого игрушки!»
Вынула цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои! И в тот же миг откуда ни возьмись со всех сторон повалили к Жене игрушки. Первыми, конечно, прибежали куклы, громко хлопая глазами и пища без передышки: «папа-мама», «папа-мама». Женя сначала очень обрадовалась, но кукол оказалось так много, что они сразу заполнили весь двор, переулок, две улицы и половину площади. Невозможно было сделать шагу, чтобы не наступить на куклу.
Вокруг, представляете себе, какой шум могут поднять пять миллионов говорящих кукол? А их было никак не меньше. И то это были только московские куклы. А куклы из Ленинграда, Харькова, Киева, Львова и других советских городов еще не успели добежать и галдели, как попугаи, по всем дорогам Советского Союза. Женя даже слегка испугалась. Но это было только начало.
За куклами сами собой покатились мячики, шарики, самокаты, трехколесные велосипеды, тракторы, автомобили, танки, танкетки, пушки. Прыгалки ползли по земле, как ужи, путаясь под ногами и заставляя нервных кукол пищать еще громче. По воздуху летели миллионы игрушечных самолетов, дирижаблей, планеров. С неба, как тюльпаны, сыпались ватные парашютисты, повисая на телефонных проводах и деревьях.
Движение в городе остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонари и не знали, что им делать.
— Довольно, довольно! — в ужасе закричала Женя, хватаясь за голову.
-Будет! Что вы, что вы! Мне совсем не надо столько игрушек. Я пошутила. Я боюсь…
Но не тут-то было! Игрушки все валили и валили… Уже весь город был завален до самых крыш игрушками. Женя по лестнице — игрушки за ней. Женя на балкон — игрушки за ней. Женя на чердак — игрушки за ней. Женя выскочила на крышу, поскорее оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины. И тотчас все игрушки исчезли. Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.
— Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила — и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее. Пошла она на улицу, идет и думает:
«Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю- ка я себе, пожалуй, два кило «мишек». Нет, лучше два кило «прозрачных». Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило «мишек», полкило «прозрачных», сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться».
Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный — сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.
— Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
— Витя. А тебя как?
— Женя. Давай играть в салки?
— Не могу. Я хромой.
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.
— Как жалко! — сказала Женя. — Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.
— Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
— Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! — воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. — Гляди!
С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
Иллюстраторы Э.Булатов и О.Васильев
❤️ 1.5к
🔥 788
😁 737
😢 426
👎 390
🥱 442
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит
В родной детской литературе есть особенные лекари для детской души: сказки, которые воспитывают и в то же время исцеляют. От увлечения телефонами и соцсетями они, скорее всего, не помогут, но от равнодушия и эгоизма ребёнка непременно спасут.
Откроем вместе с детьми старую добрую классику нашего советского детства, «Цветик-семицветик».
Эту сказочную историю Валентин Петрович Катаев сочинил ещё до войны, в 1940 году. В ней отразилась безоблачная довоенная жизнь, быт коммунального общежития, залитых солнцем зелёных дворов со стайками беззаботной детворы.
Есть в его произведениях и та нравственная основа, что удивляет критиков. А впрочем, чему удивляться – в детской советской литературе эта основа являла запас христианской прочности и отчасти заменила собой религиозную нравственность, когда вера была официально под запретом.
Сказку Катаева без натяжек можно назвать христианской, потому что она учит маленького читателя истинной любви и милосердию к ближнему.
Наверное, многие из вас с младенчества помнят катаевскую книжку с яркими и выразительными картинками Э. Булатова и О. Васильева, каждая из которых по форме похожа на лепесток чудо-цветка? Такая книжка была у любого советского школьника.
Так почему в сказочной прозе Валентина Петровича можно заподозрить христианские мотивы? Вспомним незамысловатый сюжет: беспечная девочка Женя идёт за хлебом, замечтавшись, остаётся без баранок и боится опечалить своих близких. Она сокрушённо думает о том, как расстроятся братишка и мама, когда она вернётся с пустыми руками, и что можно сделать, чтобы это изменить.
На языке христианства это называется раскаянием. Раскаяние ведёт к действию, к покаянию. А наши покаянные мысли всегда что-то меняют в окружающем мире. И тут же, в ответ на свои покаянные чувства, Женя встречает волшебницу, которая сочувствует её беде и дарит цветик-семицветик. Он исполняет любые желания, стоит только произнести нараспев:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.
И что случается дальше? Первые лепестки Женя тратит на покаяние: на исправление своих детских житейских промахов.
Кстати, напомните детям, что слово “грех” на древнем греческом языке, языке книг Нового Завета, означает “промах”, попадание мимо цели. Первым делом героиня сказки возвращается к цели, решает оказаться дома и вернуть съеденные собакой баранки. Второй лепесток отрывает, чтобы вернуть мамину разбитую вазу. Всё вроде бы правильно, но ни одно своё желание ещё не исполнено.
Третий лепесток уходит на то, чтобы понравиться другим: мальчишки играют в Северный полюс и не принимают девчонку в игру. Тогда девочка решает сама оказаться на всамделишном Северном полюсе и всем это доказать. Но и это чудо не приносит ей радости: мальчишки не верят, а путешествие на Северный полюс чуть не стоило ей жизни, а на возвращение ушёл ещё один драгоценный четвёртый лепесток.
История с игрушками, падающими прямо с неба, оказалась ничем не лучше: не принявшие Женю девчонки из соседнего двора так и не стали с ней играть. На отмену чуда был истрачен впустую шестой, предпоследний лепесток цветика-семицветика. И вот, остался всего один, последний.
Но что теперь происходит с Женей? Чудеса совсем её не радуют. Она перебирает возможности и планы, фантазирует, чего бы ей хотелось и что бы принесло радость, и понимает, что среди этих пустых затей нет ничего, что может по-настоящему сделать её счастливой.
Вот здесь Валентин Катаев и удивляет своей философской глубиной, обычно несвойственной простой детской сказке. Хотя и все атрибуты жанра присутствуют: прыгучие стихи, создающие настроение игры, волшебство, невероятные герои, но… Вне-контекстные смыслы повествования гораздо сложнее.
Маленькая героиня Катаева понимает, что реализация собственных желаний ничего ей не даёт, потому что нет главного, чего-то ещё. Не с кем разделить радость. Некому посвятить чудо. Это вызывает тревогу, недоумение, раздумье.
Здесь ни много не мало звучат философские лермонтовские мотивы: “Желанья? Что толку напрасно и вечно желать”. Детский эгоизм не менее чем взрослый замкнут на себе. Чтобы его преодолеть, каждому человеку, даже маленькому, нужно какое-то нравственное потрясение, перемена сознания, метанойя.
И вот автор сказки посылает навстречу Жене мальчика Витю. Витя никуда не идёт – ходить ему очень трудно. Он просто сидит на лавочке, вытянув больную ногу в большом уродливом ботике, но Провидение уже направило к нему девочку Женю с её последним бесценным лепестком.
Из всех ребят, гулявших на улице, Витя первый проявил к Жене искреннее дружелюбие. Он больше всех понравился ей, а она – ему. Но вот беда: он говорит, что никогда не сможет ходить, а тем более бегать, что его болезнь – это навсегда.
И в этот кульминационный момент катаевской сказки-были и происходит самое главное и настоящее чудо. Женя не собирается мириться с бедой, у неё остался последний лепесток.
И, что удивляет её саму, чувство сострадания к незнакомому мальчику настолько острое и сильное, что все остальные чувства и желания сразу отступают на второй план. Уже не нужны ни куклы, ни мороженое, ни Северный полюс, лишь бы только Витя был здоров.
И мы вместе с писателем уже не видим, как волшебный лепесток летит через все стороны света и облетает Земной шар. Нам, как и читающим детям, уже не интересно следить за его полётом, потому что настоящее чудо совершается не там, где проходит его сказочно-космическая траектория – а здесь и сейчас, в душе этой маленькой девочки, где зазвучал голос милосердия и христианской любви к ближнему.
Оказывается, чего-то желать детям и взрослым тоже нужно учиться. Чтобы наши желания не разрушали нашу жизнь, не забрасывали чуть ли не на Северный полюс на съедение медведям, а, наоборот, преображали нас, наших ближних и мир вокруг.
Чудо происходит естественно и просто, как и все чудеса в детстве. Между строк советского писателя, несомненно, звучит властное и полное силы евангельское «Встань и иди». Но огонь не сводится с неба и земля не колеблется.
Просто хромой мальчик Витя встаёт на ноги и делает для себя невозможное – не идёт, а бежит бегом следом за неизвестной, но отчего-то близкой ему девчонкой, которая стала проводником Божьего чуда.
Вглядитесь в изумительные картинки Васильева и Булатова, вчитайтесь в этот особенный текст. И удостоверьтесь, что беспечная и эгоистичная девочка Женя теперь – совсем другая. У неё как будто выросли крылья. Наконец-то она почувствовала себя счастливой.
Корни христианства и родословие Жени
И ещё немного о том, откуда христианская мысль проникла в катаевские сказки, стихи, газетные статьи.
Удивительно, что Валентина Петровича Катаева при его особенном, неблагонадёжном для советского гражданина происхождении пощадила советская власть. Не подвергла репрессиям и не лишила статуса признанного писателя, поэта, публициста, героя-военкора и детского автора.
Катаев происходил из рода потомственных священников: ещё его дед по отцу Василий – священнический сын, сам впоследствии протоиерей, инспектор духовного училища и настоятель храма Ижевского оружейного завода, а затем клирик кафедрального собора Вятки.
Отец Катаева преподавал в духовном епархиальном училище в Одессе, а мать была мелкопоместной дворянкой, дочерью генерала из Полтавы. Родственники Катаева похоронены в Одессе на кладбище, которое носило название Христианского.
Родившийся в 1897 году в Российской Империи, Валентин Петрович провёл своё безмятежное и размеренное детство в провинциальной тишине, в дореволюционной России и, большую часть своей дальнейшей жизни прожив в подмосковном Переделкино, навсегда сохранил детский темперамент и колоритную речь коренного одессита.
Кстати, имя девочки Жени из сказки о цветике-семицветике, как и многое другое в сказке, глубоко неслучайно. Евгенией звали дочку писателя, которую он назвал в честь своей бабушки Евгении по материнской линии.
Наверное, в жизни каждого маленького читателя девочка Женя с её волшебным цветком оставила свой особенный след. Помню глубокий сердечный ожог этой сказки и из своего далёкого детства.
Перечитайте Катаева вместе с дочками и сыночками начиная со старших дошкольников и расскажите им о милосердии. Вот бы ещё один лепесток, загадать желание: пусть наши дети, подрастая, научатся действенному состраданию и и станут проводниками Христовой воли и любви.
Скачать книгу Валентина Катаева “Цветик-семицветик”
Валентина Патронова