Какого героя нет в сказке царевна лягушка

Олимпиада
по литературе в 5 классе.     Тестовые задания

1. Занимательный
рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях:

А) сказка             Б) повесть                   В) рассказ

2.
Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера,
имеющий иносказательный, аллегорический смысл:

А) стихотворение                      Б) басня                       
В) сказ

3.Иносказательное
изображение предмета, явления целью наиболее наглядно показать его существенные
черты:

А) аллегория                 Б) антитеза                       
В) анализ

4.
Событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических
произведениях:

А) кульминация                     Б) завязка                           
В) развязка

5. Узнай
героя литературного произведения по портрету ( описанию внешности).

«Белолица, черноброва,                   

Нраву кроткого такого»

А) мачеха;                 Б) молодая царевна;            
В) Василиса Прекрасная

6.
Какого героя нет в сказке « Царевна-лягушка»:

А) чудо-юдо;           Б) Ивана-царевича                 
В) Василисы Прекрасной.

7. В
стихотворении М. Ю. Лермонтова « Бородино» на следующий день после боя русская
армия была готова:

А) отступить;                Б) продолжить бой      
                  
В) укрепить свои позиции.

8. В
сказке К. Г. Паустовского « Теплый хлеб» Филька понял, что совершил
отвратительный, злой поступок, когда:

А) обидел коня;                 Б) усилился мороз;               
В) услышал рассказ бабушки

9.
Герой рассказа Л. Н. Толстого « Кавказкий пленник», русский офицер Жилин,
находясь в плену у татар:

А) постоянно думал о
побеге
                         
Б) тосковал, скучали и ждал выкупа;

В) не надеялся на
удачное освобождение.

10.
Какие слова озеро», заблудившись в тайге:

А) « С тайгой надо
дружить деда и отца вспомнил Васютка, герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино
озеро»

А) « Тайга хлипких не
любит!»
                  
В) « В тайге одному делать нечего!

Б) « Тайга хлипких не
любит!»
                  
Г) « В тайге одному делать нечего»

Открытые вопросы

Вопрос
1

Кто является автором
строк, частью какого произведения они являются?

У Лукоморья дуб
зеленый;

Златая цепь на дубе
том:

Вопрос
2

Расставьте жанры
фольклорных и литературных произведений в порядке увеличения их объема, начните
с самого короткого и закончите самым длинным:

Пословица                  Роман              
Поэма          
Частушка                 
Повесть

Вопрос
3

На страницу книжки А.
С. Пушкина попала вода и смыла чернила. Вы – эксперт по сказкам и сможете
восстановить строку.

«С .ер…о .е..а .р..у.
.о. .о .о.о..а,

С. .то…о .е..а .и.и.с.
.о. з..а,

А с .р..ь..о .е..а
.ы.и..о у. у …т.р..а»

Вопрос
4

Действие некоторых
сказок А.С. Пушкина связано с морем. Назовите сказочных обитателей этой стихии,
используя следующие подсказки.

1) Персонаж
символизирует счастливый случай, которым главный герой сказки для себя так и не
воспользовался.

2) Сказочная гвардия со
своим предводителем, охраняющая порядок.

3) Персонаж, символизирующий
женскую красоту и умение любить.

Вопрос
5

Исправьте ошибки,
правильно соединив имена и фамилии русских и зарубежных писателей.

Михаил Юрьевич           Пришвин    

Михаил Михайлович      Лесков

Антон Павлович             Лермонтов

Афанасий Афанасьевич          
 Фет

Виктор Петрович                   Некрасов

Николай Алексеевич            
 Чехов

Николай Семенович              
 Астафьев

 

Ответы на тесты

Тестовое задание

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Ответ

А

Б

А

А

Б

Тестовое задание

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

Ответ

А

Б

В

А

Б

 

Ответы на открытые
вопросы

Ответ на вопрос 1: А. С. Пушкин, поэма «Руслан и Людмила»

Ответ на вопрос 2: Пословица, частушка, поэма, повесть, роман.

Ответ на вопрос 3:

«С
первого щелчка прыгнул поп до потолка,

Со
второго щелчка лишился поп языка,

А с
третьего щелчка вышибло ум у старика»

Ответ на вопрос 4:

1.
Золотая рыбка

2.
33 богатыря и Черномор

3.
Царевна-Лебедь

Ответ на вопрос 5:

Михаил
Юрьевич Лермонтов

Михаил
Михайлович Пришвин

Антон
Павлович Чехов

Афанасий
Афанасьевич Фет

Виктор
Петрович Астафьев

Николай
Алексеевич Некрасов

Николай
Семенович Лесков

Страница 11 из 56

1. О чём эта сказка? Кто её герои? К каким сказкам она относится (сказкам о животных, волшебным, бытовым)? Каковы её особенности?

Эта сказка относится к волшебным сказкам, в ней действуют волшебные герои (Василиса Премудрая. Кошей Бессмертный. Баба-яга), происходят волшебные события (перевоплощение лягушки в царевну и наоборот, смерть, таящаяся на конце иглы, танец Василисы, ее исчезновение после того, как Иван сжег лягушечью кожу, животные, говорящие по-человечески), есть волшебные предметы (ища клубочек). Главные герои сказки — Василиса Премудрая и Иван-царевич. Эта сказка о трудолюбии и упорстве, терпении и милосердии.

Смысл сказки — не суди о людях по внешности, смотри на дела, под некрасивым обличием может быть самый лучший, добрый и прекрасный человек, с красивой душой. Главное — внутренняя красота и богатство, а не внешняя оболочка. Настоящая любовь пройдёт сквозь любые испытания и обретёт счастье.

2. Как оценивал царь работу невесток? Как вы понимаете эти оценки?

Работу невесток царь оценивал справедливо, по достоинству. Боярская и купеческая дочери, кроме высокомерия, ничему не обучены, не умеют ни хлеб испечь, ни ковер соткать. Потому и подгоревший каравай царь велит псам дворовым отнести, а про сырой и кособокий, говорит, что его есть можно только от большой нужды. И ковры, сотканные старшей и средней невестками, по словам царя, годятся только лошадей от дождя покрывать да порог у ворот устлать. А вот работу Василисы царь оценивает высоко — и хлеб ее нужно только в большие праздники есть, и ковер велит только в горнице по большим праздникам расстилать.

3. Чем отличается Царевна-лягушка от других невесток? Почему её называют премудрой?

Царевна-лягушка отличается от невесток трудолюбием. Она не пользуется волшебством, когда нужно испечь хлеб и соткать ковер, не старается, как они переложить работу на других, на мамушек, нянюшек и красных девушек, а делает все собственноручно. Она не позволяет себе насмешек и высокомерия по отношению к старшей и средней невесток, в отличие от них.

4. Кто помогает Ивану-царевичу найти Василису Премудрую?

У Ивана-царевича много Помощников. Это и старичок, подаривший ему волшебный клубочек, и Баба-яга рассказавшая о том, где таится смерть Кощея, и животные, которых он пожалел в пути.

5. Найдите в сказке фрагменты, которые читаются ритмично, как стихотворение, и подумайте, зачем они введены в сказку. Например: «Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди… »

Такие фрагменты придают сказке напевность, особую сказовую манеру. Например, «где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят..», «..катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам..», «тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто.верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл» и др.

6. Обратите внимание на то, как начинается и завершается сказка. Есть ли у неё присказка, зачин, концовка? Есть ли повторы, эпитеты, гиперболы и какую роль они выполняют?

Присказки нет., есть зачин (в некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына, старый старичок), есть концовка (и стали они жить дружно, в любви и согласии). В сказке много повторов (пустил стрелу старший брат, пустил стрелу средний брат, пустил стрелу Пван-паревич, подумал-подумал, шел-щшел), эпитеты, в том числе и постоянные (широкий двор, тугие луки, чистое поле, красной девицей, ковер узорчатый), гиперболы.(третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз, дуб … ветками красное солнце закрыл, поднялся великий стук да гром — весь дворец затрясся, зашатался). Все эти средства придают сказке красочность, делают ее более выразительной.

Все художественные средства делают повествование образнее, интереснее, ярче и конкретнее.

7. Можно ли считать незаслуженно забытыми слова: печалиться, тужить, кручиниться, слово мудрёное, молвить, дивиться, снарядиться? Подберите к ним синонимы.

Да на мой взгляд, эти слова незаслуженно забыты:

тужить — горевать,
кручиниться — тосковать, печалиться,
слово мудреное — то, над которым нужно подумать, поломать голову,
молвить — сказать,
дивиться — удивляться,
снарядиться — собраться.
Значение этих слов понятно и без словаря, а звучат они по-особенному, придают речи плавность, напевность.

8. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что царевна-лягушка, то есть Василиса Премудрая — это центральный персонаж сказки, вокруг которого строится основное повествование. В ней же: запечатлены те черты, которые испокон веков считались главными в женщине, в человеке: трудолюбие, скромность, доброта, терпение, достоинство.

9. Известно, что сказка «Царевна-лягушка» имеет 24 варианта. Один из лучших вариантов этой сказки включён в вашу хрестоматию. Знаете ли вы другие варианты? Какая между ними разница?

В одном из вариантов сказки царь в качестве испытания велит сначала сшить рубаху, потом испечь хлеб, а затем зовет к себе на пир. Василиса Премудрая выполняет задания с помощью мамок нянек, с помощью волшебства. Добавлен эпизод когда старшая и средняя невестки посылают служанку, чтобы та подсмотрела, как лягушка-царевна печет хлеб, и та прознав об этом, проявляет хитрость: нарочно делает так как не нужно (ломает печь, заливает тесто з образовавшуюся дыру). В варианте, предложенном в мультимедийном приложении, вообще нет никаких испытаний, показан только царский пир и танец Василисы Премудрой. Кощей Бессмертный не упоминается, а Василиса покидает мужа, сильно рассердившись на него за то, что тот сжег лягушечью кожу. Животные тоже несколько иные: вместо селезня — соколиха, вместо зайца — рак. Эпизода со старичком вовсе нет. Баба-яга оказывается матерью лягушки и помогает Ивану, а в яичке скрывается благосклонность Василисы: съев его., она говорит, что скучает по мужу и хочет его увидеть.

10. Прочитайте сказку «Чего на свете не бывает». Определите, к какому виду сказок она относится. Над кем она «смеётся»?

Сказка «Чего на свете не бывает», относится к бытовым сказкам. Действующие лица в ней — люди. События происходят в обыденной, повседневной обстановке, никакого волшебства в ней нет. Эта сказка «смеется» прежде всего над спесью, высокомерием и тщеславием барина, которому легче деньги отдать. Нежели признать, что барин может у холопа пеленки стирать, над его глупостью и жадностью.

Живое слово

Сочините сказку и расскажите ее в классе. Выберите, к какому виду она будет относиться. В ней должны быть присказка, зачин, концовка.

==

Описание сюжета

Царь решил, что пришла пора его трём сыновьям вступить в брак и велел им наугад выстрелить из лука в разные стороны. Куда стрела упала, стало быть там и искать судьбу молодым людям.

Стрелы двух старших сыновей прилетели на купеческий и боярский дворы. Они взяли в жёны дочек купца и боярина. А у младшего сына Ивана стрела улетела на болото. Когда он её нашёл, то увидел, что стрелу держит в своих лапах лягушка и не хочет отдавать. Человеческим голосом она потребовала от Ивана жениться на ней, как и повелел его батюшка. Не посмев ослушаться отца, молодому человеку пришлось взять её в жёны.

Однако Царю мало было просто женить сыновей, он решил испытать их жён. Старик-отец приказал невесткам сделать для него 3 задания:

  • сшить рубаху;
  • испечь хлеб;
  • приехать на царский пир.

Иван загрустил, понимая, что лягушка вряд ли сможет справиться с заданиями его батюшки. Но она смогла и рубаху сшить, и хлеб испечь, причём намного лучше, чем жёны братьев. Как она это делала, Иван не видел, потому что всё происходило ночью, пока он спал.

Ночное превращение

Юноша не знал, что его лягушку царевну звали Василиса Премудрая. Она выросла и стала умнее своего отца, поэтому на 3 года была превращена в лягушку. На короткое время Василиса могла скидывать кожу и принимать свой истинный облик, поэтому с помощью нянек с успехом справилась с двумя заданиями царя.

Чтобы приехать на пир, ей пришлось раскрыться всем. Жёны старших братьев стали завидовать её красоте и умению. Они пытались во всём подражать Василисе, но только разозлили царя.

Пока его жена веселилась на пиру, Иван прибежал домой и сжёг кожу лягушки. Он думал, что таким образом Василиса останется в человеческом облике навсегда. Но оказалось, что ему нужно было подождать всего 3 дня, чтобы проклятье спало с девушки, а теперь Василисе пришлось вернуться к Кощею Бессмертному.

Поиски жены

Ивану-царевичу ничего не оставалось, как пойти искать свою жену. Он долго бродил по свету, пока не повстречал старичка, который дал ему волшебный клубок, указывающий путь. Пока молодой человек шёл за клубком, ему на пути попадались разные звери и птицы:

  • медведь;
  • заяц;
  • селезень;
  • щука.

Иван хотел на них поохотиться, но животные человеческим голосом просили не убивать их, обещая когда-нибудь ему пригодиться. Юноша пожалел их и отпустил.

Наконец клубок привёл царевича к избушке Бабы Яги. После того, как молодой человек отдохнул, попарился в бане и отужинал, старуха рассказала ему, как убить Кощея. Оказалось, что смерть врага находится в яйце, которое лежит в сундуке. Сам сундук подвешен на ветвях огромного дуба, так что достать его невозможно. Но Иван всё же решил попробовать, и Баба Яга указала дорогу к дубу.

Дерево действительно оказалось огромным, но тут откуда-то появился спасённый медведь и вырвал его с корнем. Сундук упал и открылся, из него выскочил заяц и побежал прочь. Однако его быстро догнал другой заяц — тот, кого Иван пожалел и не стал убивать. Из зайца вылетела утка, но ту поймал селезень. Из утки выпало яйцо и прямо в море. Но его успела схватить щука и передать Ивану. Юноша достал из яйца иглу и сломал её. Кощей умер, и Василиса стала свободной.

Анализ сказки

Сюжет

Сюжет сказки довольно сложен, множество героев наполняют её, от простых людей до сказочных животных и других волшебных персонажей. Завязка сюжета начинается с того, что царь-отец отправляет своих трёх сыновей за невестами. Для этого используется довольно оригинальный способ -лук и стрела. Куда попадёт стрела, там и ищи свою невесту. Таково напутствие отца. В результате каждый из сыновей получает себе невесту, за исключением младшего Ивана, стрела которого угодила в болото с соответствующим выбором болотного существа — лягушки. Правда, не простой, а говорящей человеческим голосом. Иван, как сказали бы сегодня, будучи человеком чести, взял лягушку по её же просьбе в качестве невесты. Нельзя сказать, чтобы он был в восторге от подобного выбора, но такова была воля отца.

В ходе повествования царь устраивает своим невесткам три испытания, два из которых старшие снохи с успехом провалили, а жена Ивана-царевича, оказавшаяся на самом деле заколдованной девушкой Василисой Прекрасной, прекрасно справилась с ними, приведя царя в восхищение. На третьем задании ей пришлось явиться на пир, устроенный в честь невестушек царём, в своём человеческом обличье, окончательно очаровав царя.

Воспользовавшись случаем, молодой муж лягушки отправляется домой, находит лягушачью шкурку и сжигает её в печи. В результате этого необдуманного поступка он лишается своей жены, которая отправляется в царство Кащея Бессмертного. Всё, что остаётся Ивану-царевичу, это отправляться следом за ней, дабы вернуть её. По пути он встречает различных сказочных зверей, готовых ему помочь за сохранённые им жизни и помощь. В числе его сторонников оказывается и сказочная Баба-яга, которую Иван покорил своей благовоспитанностью. Она же и рассказала ему об эффективном способе уничтожения Кащея. В результате длительных приключений и помощи друзей животных, Иван побеждает Кащея и возвращает Василису Прекрасную.

Подробнее: «Царевна-лягушка»: краткое содержание и сюжет сказки

Персонажи сказки

В сказке довольно много действующих лиц. Несмотря на то что роль каждого по отдельности не значительна, все вместе они важны для общего развития сюжета. Герои сказки «Царевна-лягушка»:

  1. Иван — младший сын царя.
  2. Царевна-лягушка — заколдованная девушка по имени Василиса, прозванная Премудрой за свой ум.
  3. Царь — отец Ивана и его братьев.
  4. Жёны братьев — завистливые особы.
  5. Старик — случайный знакомый, который дал царевичу волшебный клубок.
  6. Баба Яга — лесная жительница, указавшая дорогу к волшебному дубу и рассказавшая, как убить Кощея.
  7. Медведь — помог свалить дуб.
  8. Заяц — смог догнать другого зайца из сундука.
  9. Селезень — убил утку, вылетевшую из зайца.
  10. Щука — нашла упавшее в море яйцо.

Все герои сказки «Царевна-лягушка» просты и понятны. Без труда можно определить, кто из них положительный, а кто нет. Именно поэтому сказка включена в школьную программу 5 класса. Дети этого возраста уже могут отличить добро от зла, хорошее от плохого.

Царевна-лягушка читать краткое содержание

Собрал отец своих детей и говорит: «Хотел бы я увидеть ваши семьи!» Отвечал им царь: «Пустите по одной стреле! Где она коснётся, там ваша суженная проживает». Стрелы старших ребят попали к боярину и купцу. А младшего схватила зелёная квакушка в болоте. Смутился Иван: «У меня будет жена лягушка!» Сыграли свадьбы.

Пригласил царь сыновей и говорит: «Должны мне завтра показать сшитые рубашки».

Сидит Иван, а лягушка вокруг прыгает и спрашивает: «Отчего не весел?» Отвечает ей муж: «Завтра надо принести рубашку». Ложись, отдохни! объяснила жена.

Как только заснул Иван, так она сбросила свою лягушачью шкуру и стала красавицей. Василиса хлопнула в ладоши и наказывает: Одевайтесь няньки! Пошейте рубашку, как моему батюшке!

Утром встал Иванушка и красочная рубашка лежит. Пошёл во дворец. На этот момент, батюшка принимал дары старших детей. Рубашку старшего и среднего для бани оставил, увидев рубашку младшего, произнёс: Эту рубашку, только по большим праздникам одевать!

Прошло время, снова собирает царь сыновей и даёт задание: «Завтра хочу попробовать хлеба, которые ваши жёны сготовят!

Опять Иван сидит голову не поднимает. Спросила жена, рассказав задание отца, лёг он снова спать.

Невестки послали старушку посмотреть. Хитрая лягушка, всё поняла, и как попало замесила квашню, и в дыру печки опрокинула. Бабушка им рассказала и они проделали тоже самое.

Затем лягушка вышла на порог, обернулась в Премудрую Василису, похлопала в ладоши и закричала: Няньки собирайтесь! Приготовьте мне, каравай, как у отца!

Проснулся Иван, каравай уже стоит: красивыми башнями украшен. Снова понёс он подарок царю.

У старших отец принял горелые куски и отправил к слугам. А вот этот хлеб, только на праздник можно есть! сказал царь и велел завтра приходить с жёнами. Что опять горюешь? спросила жена. Хочет отец увидеть своих невесток! проговорил муж. —- Успокойся, приляг! — молвила лягушка.

Утром встал Иван. Говорит ему лягушка: Ступай, я позже буду. Как услышишь гром, шум, то скажи, что это моя пожаловала. Сели все пировать. Вдруг что то зашумело, загремело. Встал Иван и промолвил: » Не пугайтесь!» К царскому входу прискакала карета вся в золоте и драгоценных камнях и вышла из неё Василиса. В красивом платье, писаная красавица. И пошли они за стол. Началось веселье, невестки глаз с неё не сводят. Косточки от лебедя, в рукав слева кинула, а остатки вина, в правый налила. Повторили за ней жёны.

Вот наелись и напились, пошли танцевать. Все залюбовались Василисой. Провела правой рукой, появилось озеро, взмахнула левым рукавом, по нему поплыли дикие лебеди. Пошли две жены старших сыновей на танец: забрызгали правым рукавом гостей, а левым костями, одна из них повредила глаз царю. Иван сжёг в печи кожу своей жены. Пришла царевна и видит: кожи нет, говорит: Если бы ты всего три денёчка подождал, а теперь ищи меня у злого Кощея (Бессмертного). Поклонился отцу и отправился искать жену. Долго шёл. Одежду износил, сапоги протёр.

Встретил он по дороге доброго старичка. Узнав про беду царевича, промолвил дедушка: Эх, зачем делал то, что нельзя было. Кто надел кожу, тот должен был снимать. А теперь ищи жену в царстве кощеевом. Прогневался он на свою дочь, умней и хитрей дочь уродилась, и превратил её в зелёную квакушку.

Вот тебе волшебный клубок, иди за ним. Идёт царевич, попался ему медведь, затем селезень, после зайчик, но он не стал в них стрелять. Они обещали помочь.

Проходит мимо берега, увидел щуку, бросил в море синее. А вот дремучий лес и в нём ветхая избушка, а в ней: Баба Яга сидит. Попарила бабка его, накормила, и поведал он, что разыскивает свою жену Василису, которая в темнице у кощея томится. Да, известно мне, что смерть Кощея на конце иглы. Стережёт её Кощей. Выведав, где дуб заветный, пошёл царевич дальше. Шёл и видит растёт дерево, а как сундук достать не знает. Тут появился медведь и с корнем свалил дерево. Разбился ларец и выскочил заяц, а за ним другой на части изорвал на куски. Из него утка, за ней селезень, клюнул сильно. Попало оно на дно моря. Поник Иван, вдруг выплыла щука и в пасти яйцо держит. Вынул из разбитого яйца иголку и стал ломать. Как сломал, так пришла смерть Кощеева, вышла его любимая, и пошли они назад и жили очень долгие годы счастливым браком. Надо было посоветоваться с женой, не спешить кожу ликвидировать. Помогая животным, Иван находил друзей.

В сказке зло побеждено добром, а главные герои будут жить счастливо.

Оцените произведение:

  • 2.5

Голосов: 56
Читать краткое содержание Сказка Царевна-лягушка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Характеристика главных героев

Героев в сказке довольно много, именно поэтому ученикам важно уметь отличать главных персонажей от второстепенных. Сделать это несложно, нужно всего лишь определить, вокруг кого крутится весь сюжет произведения, а кто только случайно появляется и исчезает в истории. В «Царевне-лягушке» всего 3 главных героя:

  1. Иван-царевич.
  2. Василиса Премудрая (лягушка)
  3. Царь.

Характеристика главных персонажей важна для представления общей картинки сюжета. Каждый из этих героев сыграл определённую роль, чтобы сказка была именно такой, какой её привыкли воспринимать читатели. Ведь если исключить из произведения кого-то из этих действующих лиц, сюжет истории сразу станет непонятен и неинтересен.

Иван-царевич

Чёткого описания внешности героя в тексте сказки нет. Но можно предположить, что это был статный молодой человек, не лишённый ума и смелости. Этот образ у читателя вырисовывается из действий и поступков Ивана. Например, он не побоялся отправиться в дальний путь на поиски своей жены.

Доброта — отличительная черта характера юноши. Об этом говорят его хорошие поступки по отношению к встреченным животным. Можно предположить, что в странствиях молодого человека охота была его единственным источником пропитания. Несмотря на то, что сам мог остаться голодным, царевич жалеет животных и не убивает их.

Послушание и уважение к старшим характеризуют Ивана с положительной стороны. Он не посмел ослушаться отца и взял в жёны лягушку, хоть и понимал, что над ним будут все потешаться. А также вёл себя вежливо в гостях у Бабы Яги, хотя мог бы просто припугнуть старушку. Такое поведение во многом помогло Ивану, ведь Баба Яга могла и не рассказывать тайну о смерти Кощея Бессмертного.

Безусловно, Ивана-царевича можно назвать положительным героем. Даже единственный плохой поступок — сжигание кожи лягушки, он совершил по незнанию и из благих побуждений.

Василиса Премудрая

Образ Царевны-лягушки в сказке прописан двояко. С одной стороны — это просто обычная болотная жительница, с другой — прекрасная девушка. Василиса сразу не признаётся Ивану, что она не просто лягушка. Это говорит об уме главной героине, ведь она не могла знать, каким окажется молодой человек. В характере персонажа прослеживаются такие черты:

  1. Доброта — она жалеет любимого мужа, когда тот грустит.
  2. Скромность — девушка не поддаётся на провокации и не реагирует на насмешки жён старших братьев.
  3. Хитрость — Василиса обманывает посланную следить за ней женщину, когда та пытается подглядеть, как лягушка будет печь хлеб.

На первый взгляд Василиса Премудрая — положительный персонаж. Она не сделала никому ничего плохого. Но если присмотреться внимательнее, хороших поступков у неё тоже было мало: даже задания царя за неё выполняли мамки и няньки. Именно из-за её беспечности и недоверия к любимому мужу, Ивану пришлось преодолеть столько трудностей для её спасения. Так что назвать эту героини положительным персонажем можно с сильной натяжкой, хотя и отрицательным тоже нельзя.

Царь, отец трёх сыновей

Мудрый правитель, любящий отец — именно так можно охарактеризовать этого главного героя. Мудрость его проявляется в действиях. Решив женить своих сыновей, он не стал сам выбирать им невест, так же как и не захотел полагаться на выбор самих детей. Он правильно рассудил, что если есть где-то девушки, предназначенные им в жёны, судьба сама приведёт сыновей к их порогу. В качестве перста этой самой судьбы царь решил использовать стрелу.

Любовь к сыновьям также прослеживается в дальнейших поступках Царя. Он понимал, что надеяться на одну судьбу не совсем правильно. Пожилой отец хотел увидеть внуков, а также удостовериться, что брак его детей будет счастливым. А это, как известно, во многом зависит от женщины, как хранительницы домашнего очага.

Мало иметь благородное происхождение, молодая жена ещё должна быть хорошей хозяйкой. Вот Царь и решил проверить, какие хозяйки молодые невестки, придумав для них испытания.

Чувство справедливости также не чуждо этому персонажу. Он понимает, что жёны его старших сыновей не такие уж хорошие девушки, как хотят показаться, поэтому прогоняет их с пира.

Царь в сказке однозначно положительный герой, ведь все его поступки направлены только на пользу сыновьям.

Краткий анализ

Для лучшего понимания темы и смысла, следует разобраться, что представляет и чему учит эта сказка. Если сделать разбор произведения сухим литературным языком, его анализ будет выглядеть следующим образом:

  1. Название — «Царевна-лягушка».
  2. Год написания — неизвестен.
  3. Автор — народ.
  4. Жанр — народная сказка.
  5. Главные персонажи — Василиса Премудрая, Иван-царевич, Царь.
  6. Тема — поиски Василисы.
  7. Основная мысль — делай добро и оно к тебе вернётся.

Сказка учит детей доброте и взаимовыручке. Помогает понять, что любой хороший поступок совершается не для кого-то, а в первую очередь для себя. Не нужно требовать благодарности от других, хорошие люди сами не забудут вознаградить если это потребуется. Нужно жить по совести, с добротой в сердце и с умом в голове.

«Царевна-лягушка» главные герои

«Царевна-лягушка» главные герои

Классическая русская народная сказка — самый увлекательный жанр литературы для детей и взрослых. Колдовство, загадки, волшебные превращения, чудеса и приключения — всё это присуще русской сказке. Главные герои “Царевны-лягушки” воплощают в себе лучшие человеческие качества, они учат мудрости и доброте. Такие произведения воспитывают эстетический вкус, любовь к родному языку, учат верить в чудеса, мечтать. “Царевна-лягушка” — это волшебная сказка, так как в ней присутствуют мифические элементы, перевоплощения. Такие сказки — плодотворная почва для развития детского творчества, художественных и литературных способностей.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев “Царевна-лягушка”

Главные герои

Приказал сыновьям выпустить стрелы в разные стороны, чтобы найти своих будущих жён. Даёт задания своим невесткам, чтобы узнать, кто из них лучшая мастерица, хозяйка, умелица.

Старший сын

Его стрела упала на боярский двор, оттуда он привёз себе невесту.

Средний сын

Его стрела попала на купеческий двор, дочь купца стала его супругой.

Младший сын

Главный герой, смелый юноша.

Иван нашёл свою судьбу на болоте, оттуда он привёз себе лягушку. Это его расстроило, но пришлось выполнять отцовскую волю. Смелый, ловкий, добрый молодой человек. Благодаря тому что он пожалел животных (щуку, зайца, медведя), они помогли ему раздобыть яйцо с Кощеевой смертью.

Дочь купца, дочь боярина

Неумелые невестки царя.

Обе невестки оказались неумелыми хозяйками, завистливыми родственницами — ни хлеба испечь, ни рубаху пошить, ни танцевать не научены. Они карикатурно пытаются повторить чудеса, сделанные Василисой, из-за чего Царь прогоняет их с пира.

Царевна-лягушка (Василиса Премудрая)

Заколдованная красавица Василиса, возлюбленная Ивана.

Мудрая жена, умелая хозяйка. Ночью снимает шкуру лягушки и выполняет задания царя. Удивляет и радует свёкра, он хвалит её, чему очень завидуют остальные родственники. На пиру Иван-царевич впервые видит свою жену в человеческом облике, прибегает домой и бросает шкуру лягушки в печь. Оставалось всего три дня до конца заклятья… Из-за этого Василиса Прекрасная превратилась в кукушку и улетела от любимого к Кощею.

Второстепенные персонажи

Баба-Яга

Старая злая колдунья.

В поисках своей возлюбленной Иван заходит в избушку Бабы-Яги. Она чудовищно безобразна, зла и хитра, но давняя вражда Яги с Кощеем делает Ивана её союзником. Рассказывает царевичу, где искать жену и как убить Кощея.

Кощей Бессмертный

Главный отрицательный герой, укравший Василису.

Его смерть была на конце иголки, которая находилась в яйце. Добыть “погибель” оказалось очень сложно, ведь он много столетий прятал её. Иван-царевич добыл заветную иглу и вернул себе любимую.

В школьной программе сказку “Царевна-лягушка” изучают в 5 классе. Характеристика героев и анализ художественного текста будет необходим для читательского дневника и подготовки к уроку. В сказке “Царевна-лягушка” герои традиционны и привычны, однако по-своему самобытны и колоритны. Особенно интересны эпизоды, когда завистливые невестки пытаются удивить царя своими “умениями”, соревнуясь в выпечке хлеба, шитье, танцах.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • Какого героя нет в сказке петушок и бобовое зернышко ответ
  • Какого героя нет в сказке каменный цветок
  • Какого героя не было в сказке синяя птица
  • Какого героя не было в сказке айога
  • Какого героя литературного произведения вы могли бы назвать родственной душой сочинение обломов