1. Кто из известных писателей, пересказал произведение «Ашик–Кериб»:
а) Лермонтов +
б) Пушкин
в) Ершов
2. Жанр произведения «Ашик–Кериб»:
а) Сказание
б) Сказка +
в) Былина
3. Какого народа произведение «Ашик–Кериб»:
а) Армянская
б) Грузинская
в) Турецкая +
4. Кем был Ашик-Кериб:
а) Бедным музыкантом +
б) Юношей из небогатой семьи
в) Танцором
5. Кем была Магуль-Мегери:
а) Принцессой
б) Танцовщицей
в) Девушкой из богатой семьи +
6. Кем был Аяк-Ага:
а) Пиратом
б) Купцом +
в) Султаном
7. Как звали юношу, сватающегося к Магуль-Мегери:
а) Услан-Швебек
б) Бушу-Кирба
в) Куршуд-бек +
8. Что пророк дал Ашик–Керибу:
а) Высокое сердце и дар песен +
б) Высокое сердце и дар рисования
в) Высокий рост и дар песен
9. С кем сравнивает автор Магуль–Мегери :
а) С прекрасным солнцем за облаками
б) С птицей красивых лесов
в) С ангелом, живущим за звездами +
10. Где происходили описанные события:
а) В Батуми
б) В Тифлисе +
в) В Джвари
11. Где познакомились Магуль-Мегери и Ашик-Кериб:
а) На празднике, где пел и играл Ашик-Кериб +
б) На корабле в дальнем странствии
в) На базаре
12. На каком инструменте играл Ашик -Кериб:
а) Саксофон
б) Саазе
в) Домбра
13. Почему Ашик-Кериб не стал тотчас просить руки прекрасной девушки, как только они полюбили друг друга:
а) Он хотел самостоятельно заработать много денег, а потом жениться +
б) Он боялся отца Магуль-Мегери, и был уверен, что тот не даст согласие на свадьбу
в) Он хотел ещё погулять
14. Почему Ашик-Кериб побоялся просить у отца руку Магуль-Мегери:
а) Потому что был бедным
б) Потому что был неграмотным
в) Потому что был бедным +
15. Какой зарок положил Ашик-Кериб на свою душу:
а) Семь лет странствовать по свету +
б) Восемь лет странствовать по свету
в) Шесть лет странствовать по свету
16. Через сколько лет Ашик-Кериб поклялся Магуль-Мегери нажить себе богатство и вернуться:
а) Через 3 года
б) Через 7 лет +
в) Через 1 год
17. Что пообещала Магуль-Мегери возлюбленному:
а) Будет ждать всю жизнь, если это потребуется
б) Что бросится со скалы в море, если любимый не вернётся в срок
в) Ждать положенный срок, а если он вернётся хоть на день позже – пойти замуж за Куршуд-бека +
18. Зачем Куршуд-бек украл одежду молодого юноши:
а) Чтобы притвориться Ашик-Керибом
б) Чтобы обманом заполучить в жёны Магуль-Мегери, сказав ей, что любимый якобы умер, и не стоит ждать его +
в) Он придумал историю о том, что Ашик-Кериб уже с другой
19. Что делал Ашик-Кериб, переходя из деревни в деревню, из города в город:
а) Пел и плясал
б) Пел и играл на гитаре
в) Пел и играл на саазе +
20. Что дала Магуль–Мегери купцу:
а) Медное блюдо
б) Золотое блюдо +
в) Серебряное блюдо
21. Кто предложил Ашик-Керибу остаться у него:
а) Паша +
б) Прекрасная Шахерезада
в) Пират
22. Что придумала Магуль-Мегери, чтобы напомнить любимому о том, что она его ждёт:
а) Послать любимому письмо
б) Выставить на продажу золотое блюдо +
в) Приехать в город, где жил любимый
23. Кто помог Ашик-Керибу своевременно успеть к любимой:
а) Паша
б) Пират
в) Всадник на белом коне +
24. Кто помог Ашик-Керибу вернуться в Тифлис:
а) Св.Сергий
б) Св.Георгий +
в) Св.Павел
25. Отчего ослепла мама Ашик-Кериба:
а) От постоянной работы
б) От блеска золотого блюда
в) От слёз +
26. Что случилось с матерью Ашик-Кериба, когда её сын вернулся домой:
а) Она умерла
б) Она прозрела +
в) Она не поверила, что её сын жив, и сошла с ума
27. Когда Ашик-Керибу вернулся за любимой:
а) В день, когда Магуль-Мегери должна была выйти замуж за другого +
б) В день, когда Магуль-Мегери уехала жить к новому мужу
в) Точно в срок
28. За кого вышла замуж Магуль-Мегери:
а) За Пашу
б) За Куршуд-бека
в) За Ашик-Керибу +
29. На ком женился Куршуд-бек:
а) На сестре Ашик-Кериба +
б) Ни на ком не женился, погиб в драке
в) На Магуль-Мегери
30. В каком году было написано произведение:
а) В 1810-м году
б) В 1837-м году +
в) В 1901-м году
1
Какого народа сказка «Ашик –Кериб», пересказанная М. Ю. Лермонтовым?
Какого народа сказка «Ашик –Кериб», пересказанная М.Ю. Лермонтовым? Выберите правильный ответ.
- Армянская
- Турецкая
- Грузинская
1 ответ:
3
0
Вообще, вопрос достаточно сложный, а ответ на него не может служить истиной первой инстанции. Дело в том, что «Ашик-кериб» (во многих вариантах «Ашик-гариб») — это произведение фольклора, народная сказка, первоначальное происхождение которой неизвестно. В Закавказье и Средней Азии этот сюжет существует минимум в пяти пересказах — турецком, азербайджанском, грузинском, армянском и даже в туркменском. Лермонтов записал один из пересказов в 1837 году, но в его варианте сказка была опубликована только в 1846 году, поскольку до этого она существовала только в виде рукописи, обнаруженной уже после смерти поэта среди его бумаг. Опубликовал произведение в своем альманахе «Вчера и сегодня» В.А.Соллогуб под названием «Ашик-кериб. Турецкая сказка». Однако позже исследователи творчества Лермонтова установили, что его вариант более всего похож на азербайджанский пересказ. Дополнительную сложность вызывает и сюжет сказки, в котором действие начинается в Тифлисе (Тбилиси), а возлюбленная главного героя Магуль-Мегери по происхождению турчанка. Воистину международная эпическая сказка, но для ответа мы все же выберем вариант, указанный в альманахе Соллогуба.
Ответ: турецкая
Читайте также
Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» обращает внимание на способность человека увидеть тончайшие оттенки мира природы. Большая часть произведения представляет собой пейзажную зарисовку.
Внешне перед нами разворачивается картина счастливого умиротворения, благополучия и безмятежности:
«Ландыш серебристый приветливо кивает», «Студеный ключ играет», «Вечер румяный», «таинственную сагу про мирный край». Но за этим благостным спокойствием скрывается второй план, пропитанный трагизмом.
Лирическому герою чужд этот мир ликующей радости. Его единственная надежда — жить в гармонии с природой. Причем мир природы в стихотворении не имеет какого-то конкретного, предметно-сезонного выражения. «Желтеющая нива», «малиновая слива» (начало осени) сочетаются с «ландышем» (поздняя весна).
Лермонтов особым способом изображает взаимодействие человека и природы в каждой строфе:
1-я – человек видит природу;
2-я – вступает во взаимодействие с ней;
3-я – природа общается с человеком:
В стихотворении прослеживается отстраненность героя от человеческого мира, его беспросветное одиночество, которые лишь ненадолго отступают, позволяя увидеть, познать Бога. Но прежде -полюбоваться родником, лесом, колосящимся полем.
Nelli4ka,
Печорин лишний как и Онегин по одной причине.
Отметил верно (критиком великим был!)Белинский, что ими
движет знание того, чего им не желается.
А что они хотят ― то в голову им не является.
А это ― все равно, что жить без компаса, без внутреннего направления,
шарахаясь ото всего без исключения.
Ведь невозможно в жизни все ругать : необходимо что-то выбирать.
Жить можно, занявшись своим любимым делом, отдавая все ему,
без полноты самоотдачи и жить-то ― ни к чему.
Такие люди ― мастера,
творцы ―
работа им ― игра,
в их творчестве начала и концы
увязаны так гармонично,
что мы восхищены работой их отличной.
Сомнения высказывались по следующим причинам:
-отсутствие прижизненного текста, написанного рукой Лермонтова,
-отсутствие упоминаний современников,
-первое упоминание текста стихотворения в 1873г. в частной переписке издателей (Бартенев — Ефремову),
-первая публикация только в 1887 году (журнал «Русская старина»),
И «Русский архив» Бартенёва №11 за 1890:
С оговоркой: «записано со слов…»
-употребление словосочетания «голубые мундиры»,
-несколько вариантов текста (вождей — пашей — царей; всевидящего — невидящего, всеслышащих — неслышащих; за хребтом Кавказа — за стеной Кавказа)
Тезисы противников авторства Лермонтова полностью здесь (материалы круглого стола в пятигорском Госмузее Михаила Лермонтова):
Тезисы сторонников авторства поэта:
Подробности интересующимся здесь.
Думаю вопрос решён — автор Михаил Лермонтов.
Не знаю, это трудно определить. В любом случае, в каждом человеке от рождения есть порывы, которые диктуются наследственной памятью. Сам Мцыри был представителем одного из вольных горских народов, который в детстве попалд в плен и был заточен в монастырь, где он не не видел настоящей вольной жизни. Я думаю, что именно это и подвигло молодого монашка из грузинского монастыря убежать, чтоб хоть раз в своей неинтересной монастырской затхлой жизни подышать воздухом свободы и умереть. Видите, так именно и случилось, Мцыри умирает не от ран, не от болезни, умирает просто потому, что он не хочет продолжать жить в этой тюрьме, он увидел настоящую свободу, он дышал воздухом своих родных гор, и он может спокойно отдать Богу душу…
Если вас интересует Рабочая тетрадь Бойкина для 1 класса по литературному чтению, то ответы к ней вы легко найдёте на этом сайте, который очень удобный в пользовании, особенно, для первоклассников, потому что там нет пронумерованных клеточек, как на всех сайтах с ГДЗ, а там есть простое оформление, то есть оглавление с названиями заданий и переход к ответу — просто и гениально.
Смотрите вот по этой ссылке.
Тестовые задания по сказке М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. К творчеству какого народа относится сказка «Ашик-Кериб»?
А) Грузинского
Б) Румынского
+ В) Турецкого
Г) Английского
2. Какое значение у имени Ашик-Кериб?
+ А) Нищий певец
Б) Храбрый воин
В) Одаренный богом
Г) Верный друг
3. В каком городе происходят описанные в сказке события?
А) В Лондоне
+ Б) В Тифлизе
В) Тбилиси
Г) Афины
4. Чем зарабатывал себе на жизнь Ашик-Кериб?
А) Служил в царских войсках
Б) Работал подмастерьем
В) Был разбойником
+ Г) Играл на свадьбах на саазе
5. Какой русский музыкальный инструмент напоминает сааз?
А) Скрипку
Б) Трубу
В) Гитару
+ Г) Балалайку
6. Как звали отца Магуль-Мегери?
+ А) Аян-Ага
Б) Абдулла
В) Саид
Г) Сюмбюль-ага
7. Почему Ашик-Кериб не женился на Магуль-Мегери, когда она его попросила об этом?
А) Не любил ее
+ Б) Не хотел быть обязанным за ее приданное
В) Его отец не дал согласия
Г) Дал обет безбрачия
8. Какой зарок дал себе Ашик-Кериб?
А) Найти клад
Б) Стать мудрейшим человеком в мире
В) Жить в уединении всю оставшуюся жизнь
+ Г) Странствовать 7 лет по свету и нажить себе богатство
9. Кто вызвался отправиться в странствие вместе с Ашик-Керибом и назвался его товарищем?
А) Отец Магуль-Мегери
Б) Брат Магуль-Мегери
+ В) Куршуд-бек, желающий жениться на Магуль-Мегери
Г) Младший брат Ашик-Кериба
тест 10. Какое первое препятствие встретилось на пути странников?
А) Высокая гора
Б) Болото
В) Непроходимый лес
+ Г) Река без моста
11. Какая слава об Ашик-Керибе разнеслась повсюду во время его странствования?
А) Он искусный боец
+ Б) Он чудесно поет
В) Он талантливый поэт
Г) Он чудесный художник
12. Как разбогател Ашик-Кериб?
+ А) Пел для очень богатого Паши
Б) Нашел клад
В) Ограбил повозку с золотом
Г) Загадал желание
13. Что дала Магуль-Мегери купцу, отправляющемуся из Тифлиза торговать в другие города?
А) Золотое кольцо
Б) Золотую брошь
+ В) Золотое блюдо
Г) Зеркало в серебряной оправе
14. Из-за чего позабыл Ашик-Кериб о назначенном дне встречи с возлюбленной?
А) Его околдовали
Б) Полюбил другую
В) Передумал жениться
+ Г) Ослепило богатство
15. Сколько дней оставалось до рокового часа, когда Ашик-Кериб опомнился и поспешил вернуться в родные края?
А) 2
+ Б) 3
В) 7
Г) 10
16. Что решил сделать Ашик-Кериб, когда понял, что не успевает вернуться в Тифлиз к назначенному сроку?
+ А) Умереть
Б) Вернуться к паше
В) Приехать позже
Г) Странствовать по свету
17. Продолжите пословицу, которую говорил Ашик-Кериб: «Если человек решился лгать с утра, то…»:
А) Не должен лгать вечером
Б) День коту под хвост
В) Он не перестанет лгать и днем
+ Г) Должен лгать до конца дня
18. Кто помог добраться Ашик-Керибу в Тифлиз?
А) Торговый караван
Б) Пиратский корабль
В) Волшебница
+ Г) Всадник на белом коне
19. Что дал на прощанье всадник Ашик-Карибу?
А) Золотые монеты
+ Б) Комок земли
В) Конский волос
Г) Золотое яблоко
тест-20. Кем оказался всадник, оказавший помощь Ашик-Керибу?
А) Его отцом
Б) Заколдованным принцем
В) Миражом
+ Г) Святым Георгием
21. Почему ослепла мать Ашик-Кериба?
+ А) Много плакала
Б) Много читала
В) Много поняла
Г) Ее заколдовали
22. Что держала Магуль-Мегери в руках, сидя за занавесом, перед свадьбой с Куршуд-беком?
А) Цветы
Б) Драгоценности
В) Сааз
+ Г) Яд и кинжал
23. Кого велел позвать Ашик-Кериб, чтобы доказать то, что он говорит правду?
А) Белого коня
+ Б) Слепую женщину
В) Магуль-Мегери
Г) Городского судью
24. Чем закончилось соперничество Ашик-Кериба и Куршуд-бека за руку Магуль-Мегери?
А) Куршуд-бек женился на Магуль-Мегери
+ Б) Куршуд-бек уступил Магуль-Мегери Ашик-Керибу
В) Ашик-Кериб уступил Магуль-Мегери Куршуд-беку
Г) Ашик-Кериб погиб
25. Чем закончилась сказка «Ашик-Кериб»?
А) Ашик-Кериб убил Куршуд-бека
Б) Ашик-Кериб увез Магуль-Мегери в Халаф
+ В) Ашик-Кериб сосватал свою сестру Куршуд-беку
Г) Описанием красоты пейзажа Тифлиза
План урока:
Краткий рассказ о жизни Лермонтова
Краткий пересказ сказочного сюжета
Образ главного героя
Значение восточной мудрости, заложенной в поучительной сказке «Ашик-Кериб»
Краткий рассказ о жизни Лермонтова
Влияние Кавказа на творчество поэта. История написания произведения «Ашик-Кериб», стилизованного под восточную сказку-легенду
Жизнь Лермонтова была яркой, но короткой: он прожил всего неполных 27 лет. В Москве 3 октября 1814 г. в семье Юрия Петровича Лермонтова, отставного военного и небогатого помещика, родился мальчик, которому было суждено стать великим поэтом. Его мать, принадлежавшая к знатному и богатому роду, скончалась от чахотки, когда сыну Мише не исполнилось еще и трех лет. Мальчик остался в имении Тарханы на воспитании у бабушки, которая уделяла воспитанию и домашнему образованию внука много внимания, не жалея средств на учителей.Михаил великолепно владел немецким и французским языками, проявил способности в живописи, игре на скрипке, флейте, фортепиано. Когда ему пошел 14 год, продолжил образование в Московском университетском благородном пансионе, после в самом университете на нравственно-политическом и словесном отделениях, но спустя два года перевелся в Школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, которую окончил в 1834 г. и поступил на службу в Гусарский полк.
С Кавказом Лермонтов был знаком с десятилетнего возраста.Он был болезненным ребенком, бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева трижды возила Мишу на минеральные источники Северного Кавказа. Мальчик с первой поездки был поражен красотой гор, стал интересоваться культурой и обычаями местных народов, наследием кавказского фольклора. С тех пор кавказская тема нашла отражение в его поэзии и живописи.
Рисунок Лермонтова «Кавказ»
Посетить вновь Кавказ ему довелось уже офицером: туда поэт был сослан за стихотворение «На смерть поэта», которое он написал после гибели Пушкина на дуэли. Это обличительное стихотворение, быстро распространявшееся в списках в обществе, возмутило императора Николая I и его окружение. В течение нескольких дней были переписаны десятки тысяч экземпляров, стихотворение стало известно широкому кругу людей. На корнета[1] лейб-гвардии Гусарского полка Лермонтова было заведено дело о «непозволительных стихах», он был арестован. Поэта отправили служить в Нижегородский полк, который участвовал в боевых действиях на Кавказе. Так одно стихотворение принесло поэту не только славу, но и ссылку.
Сложно переоценить влияние Кавказа на творчество Лермонтова. Поэт,интересовавшийся различными культурными традициями, во многих своих произведениях отразил тему Востока и образы восточных преданий. Находясь на Кавказе, Лермонтов,чтобы лучше понимать местный фольклор, учил азербайджанский язык, который прозвали «татарским», т.к.азербайджанцев считали «закавказскими татарами». Сказка «Ашик-Кериб» была услышана поэтом и записана в 1837 г. Чтобы передать восточный колорит, Лермонтов сохранил азербайджанские слова, в скобках указывая их значение. Осенью того же года Лермонтов побывал в столице Грузии – Тифлисе. В этом городе, находившемся на перекрестке торговых путей между Востоком и Европой, сосуществовали культуры разных народов: грузин, турок, иранцев, армян, азербайджанцев, русских и пр. В этой пестрой и разнообразной многонациональной среде происходит часть событий сказочного повествования. Тифлис представлен Лермонтовым как воплощение мира Востока в целом.
Рисунок Лермонтова «Вид Тифлиса»
Об этой сказке узнали случайно после гибели поэта в 1841 г. на дуэли. В Петербурге в его записях была найдена неизвестная рукопись, названная«Ашик-Кериб», которая, видимо, не предназначалась для публикации. Опубликована она была в 1846 г. Сказка Лермонтова представляет собой изложение одного из вариантов восточного сюжета, бытовавшего в нескольких национальных версиях. Поэт дал своему фольклорно обработанному произведению подзаголовок «турецкая сказка».
Краткий пересказ сказочного сюжета
Универсальность сюжета сказки
Действие сказки начинается в Тифлисе, где проживал бедный музыкант, игравший на саазе[2]. Он влюблен в дочь турецкого богача Магуль-Мегери. Юноша был беден, но гордость не позволяла ему жениться на девушке из богатой семьи. Ему нечем было заплатить калым[3], и он не хотел быть всем обязан отцу жены. Ашик-Кериб решил отправиться на заработки, дав любимой обещание вернуться через семь лет. Девушка согласилась его ждать при условии, что спустя семь лет, если он не вернется, она станет женой другого. Куршуд-бек, влюбленный в Магуль-Мегери, напросился в попутчики к ее жениху. В пути он похитил одежду Ашик-Кериба, когда тот переплывал реку, и предъявил ее матери музыканта как доказательство, что ее сын утонул. С горя мать ослепла от слез. Но невеста не поверила в гибель любимого и продолжала его ждать.
Ашик-Кериб раздобыл одежду в одной из деревень, после скитался в поисках заработков. Со временем он добрался до сирийского города Халафа, там его искусство понравилось одному паше[4]. Став придворным музыкантом, он разбогател. Но в погоне за богатством молодой человек потерял чувство времени.Спустя шесть лет купец из Тифлиса отправился в странствие, Магуль-Мегери дала ему золотое блюдо с просьбой выставлять его во всех городах, чтобы найти человека, которому это блюдо знакомо. Тифлисский купец добрался до Халафа, музыкант увидел блюдо, принадлежавшее его возлюбленной. Торговец напомнил, что до возвращения в Тифлис осталось несколько дней. Ашик-Кериб, решив вернуться домой, скакал без отдыха и остановок, загнал лошадь в дороге. Ему пришлось идти пешком, и он осознал, что добраться к сроку не успевает.Отчаявшийся юноша хотел даже броситься в пропасть. Спасителем оказался чудесный всадник, который на своем белом коне помог быстро перенестись в Тифлис.Потом герой понял, что всадником был святой Георгий Победоносец.
Кадр из фильма «Ашик-Кериб»
Спустя семь лет героя не узнали подросшая сестра и слепая мать. Магуль-Мегери отец выдает замуж за Куршуд-бека, но невеста готова уже покончить с собой: она приготовила для себя сосуд с ядом и острый кинжал. Неузнанный музыкант приходит на свадебное торжество и начинает петь. Девушка узнала голос любимого и кинулась в его объятия. Куршуд-бек был вынужден отступиться, покорившись судьбе. Он остановил своего брата, который бросился с кинжалом на влюбленных. Ашик-Кериб при помощи комочка земли, который дал ему святой Георгий, излечил свою мать, вернув ей зрение. Это чудо убедило присутствующих, что юноше помогают высшие силы.
Сюжет«Ашик-Кериба» универсален, подобные истории существовали в разные времена в фольклоре многих народов. В основе сюжета традиционная модель развития событий многих сказок: «любовь героев – разлука – верность – возвращение домой – счастливая встреча влюбленных и свадьба». Похожие сюжеты встречаются в таких произведениях, как «Одиссея» древнегреческого поэта Гомера, русских былинах о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче и многих других шедеврах мировой литературы.
Образ главного героя
Романтическая история любви и коварства. Противостояние добра и зла в сказке
Образ бедного странствующего народного певца, вознагражденного за страдания, был близок Лермонтову, вызывал у него глубокую симпатию. Сам поэт тоже ощущал себя скитальцем на чужбине, его самого считали «певцом Кавказа», горцы его уважительно величали ашугом (ашиком), т.е. человеком, которому Всевышний дал поэтический дар.
Ашиком на Востоке называли музыканта, сочиняющего песни и аккомпанирующего себе на саазе. Такой исполнитель славился искусством рассказывать истории о любви, сочетая прозаическое повествование и пение. Именно мастерством пения и игры на саазе владел главный герой, которому «пророк[5] не дал ничего, кроме высокого сердца и дара песен». Ашик-Кериб способен на возвышенные чувства, он проявляет благородство характера, чистоту помыслов. Ему не хочется с легкостью получить богатство, женившись с выгодой. Бедный юноша выбирает иной путь: предпочитает честно заработать свое состояние, понимая, что на это уйдут годы.Он не держит зла на коварного Куршуда, в знак примирения готов отдать ему свою сестру в жены.
Кадр из фильма «Ашик-Кериб»
Для героя и его невесты любовь стала смыслом всей жизни. Красавица турчанка Магуль-Мегери, несмотря на то, что была единственной и любимой дочерью богатого купца, выросла скромной, доброй и искренней девушкой. Она разумна и находчива, ей удалось найти способ напомнить Ашику о сроке возвращения. Образ героини является символом чистоты и верности.Она не поверила слухам о смерти возлюбленного и продолжала ждать его; была готова покончить с собой, но не жить с нелюбимым человеком. Автор сравнивает ее с «ангелом, живущим за звездами».
Противопоставлен талантливому и неунывающему Ашику-Керибу его соперник Куршуд-бек, притворявшийся другом музыканта. Он человек зажиточный и знатный, но злой и корыстный, готовый на подлог и ложь ради достижения своей цели. Он коварно решил жениться на возлюбленной своего друга,распространив слух о его гибели.Но в конце, поняв нравственное превосходство Ашика-Кериба и невозможность получить любовь девушки хитростью, покорно принимает свою участь.
Значение восточной мудрости, заложенной в поучительной сказке «Ашик-Кериб»
Небольшая восточная легенда стала известной в России благодаря интересу Лермонтова к кавказскому фольклору. Во всех народных сказках разных стран заложены определенные моральные или философские идеи. В сказке «Ашик-Кериб» отражены основы народной восточной мудрости. История бедного и доброго музыканта проникнута прославлением настоящей любви, для которой нет преград, ожиданием чуда, торжеством добра над злом. Сказка, как мудрая притча[6], учит, что путь к счастью бывает долгим и непростым, но все получается у человека, поверившего в собственные силы, с добрыми намерениями он всегда достигнет желаемого. Сама судьба помогает в начинаниях человеку верному, порядочному, умеющему держать свое слово. А злость, коварство, зависть не способствуют исполнению желаний. Главный герой, благодаря силе своей любви и чистой душе получил в награду чудеса через посланника свыше.
Кадр из фильма «Ашик-Кериб»
Словарь
Корнет – младшее офицерское звание.
Сааза – семиструнный музыкальный восточный инструмент, напоминающий балалайку.
Калым – восточный обычай платить выкуп за невесту ее родителям.
Паша – восточный правитель.
Пророк – провозвестник божественной воли, святой человек, посредник между высшими силами и человечеством.
Притча – небольшой рассказ с нравственным поучением.