Какого вида сказок нет в сказкотерапии

Сказкотерапия как метод психологической коррекции 

  • Сказкотерапия – как работает этот метод?
  • С какими проблемами поможет справиться сказкотерапия?
  • Виды психотерапевтических сказок
  • Сказкотерапия в практике психолога
  • Принципы и методы работы сказкотерапевта
  • Результаты применения сказкотерапии

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помогает разговорить даже застенчивого ребенка, обнаружить и исправить внутренние психологические конфликты у детей и взрослых, увидеть скрытые страхи и понять, какая проблема нуждается в психокоррекции.

В этой статье мы расскажем об этом направлении, о его принципах, методах и проблемах, которые оно может решить.

Сказкотерапия – как работает этот метод?

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказкотерапия – это метод, который помогает ребенку (или взрослому) сконцентрироваться на своей проблеме. При умелом применении сказкотерапия способна дать психологу ясные маршруты в коррекции поведения, при терапии депрессивных состояний у пациентов.

В каждой сказочной истории проигрывается конкретная ситуация, которая происходила в жизни пациента. Герои наделены характерами реальных людей, а у конфликтной ситуации всегда есть логическое решение. Такая терапия проводит связь между событиями, которые происходят в сказке, и реальностью, переносит волшебство в обычную жизнь.

Основная цель сказкотерапии – это развитие личности и забота о душе. Малыш встречается в сказочном рассказе с лучшей версией самого себя, учится у героя совершать добрые поступки, быть счастливым и справедливым.

С какими проблемами поможет справиться сказкотерапия?

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Коллективное сочинение сказочных историй поможет дошкольникам освоиться в группе, научиться дружить со сверстниками, а подросткам – понять себя и своих одноклассников. Совместно созданная сказка выявит, кто из ребят какие роли исполняет в жизни, даст возможность посмотреть на свой характер и поведение со стороны.

Если родители сочиняют сказку вместе со своим ребенком, это дает возможность изъясняться на одном языке, узнать скрытые мысли, мечты и стремления малыша. И у взрослых, и у детей сказка разовьет творческие способности, чувство юмора.

Если попросить малыша нарисовать или слепить из пластилина волшебных героев, можно эффективно отработать навык письма, лепки, рисования, помочь юному сказочнику в развитии моторики, усидчивости и внимательности.

Сказкотерапия справляется с такими детскими проблемами, как сложности в общении и учебе, а также при одиночестве, низкой самооценке, лени, страхах, агрессии, излишней активности, психосоматических заболеваниях, поможет определить причину, по которой ребенок отказывается ходить в детский сад или школу.

Взрослые при помощи языка сказок постигают нюансы межличностных отношений, лучше узнают себя. Волшебная история помогает по-новому взглянуть на окружающий мир, повысить уровень качества жизни.

Сказки в психотерапии делятся на 4 основные группы в соответствии с проблемами, которые в них рассматриваются:

  1. При трудностях в общении в сказке рассказывается о конфликтах, ссорах, обидах, которые возникли у малыша в детском саду, в школе, в семье, на прогулке.

  2. При возрастных кризисах ребенок как бы привыкает к своей новой роли, к новому положению (например, к самостоятельности в детском саду), все эти моменты можно проиграть в сказочной истории.

  3. При внутренних переживаниях в сказке показывается герой – сам малыш, рассматривается его внутренний мир, раскрываются комплексы и противоречия, чтобы ребенок мог ответить себе на вопрос: «Что со мной не так?».

  4. При тревогах и страхах необходимо при помощи сказки определить, чего боится малыш, что мешает ему развиваться, что забирает энергию.

Виды психотерапевтических сказок

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Существует пять основных видов сказок:

  1. Дидактические сказки ставят перед собой задачу поделиться новыми знаниями, умениями, подсказывают возможные варианты поведения в определенной ситуации, дают ответы на вопросы. Психологи используют их при консультировании детей дошкольного и младшего школьного возраста, подростков и взрослых. Обычно после прочтения сказки предлагается выполнить несложное задание.

  2. Психологические сказки – это авторские вымышленные истории, способные повлиять на развитие личности слушателей при помощи подачи ярких метафор.

  3. Психотерапевтические сказки обладают наибольшей эффективностью, это мудрые и красивые истории с глубоким смыслом на темы отношения человека к себе, к другим, ко всему миру. Такие сказки имеют задачи скорректировать страхи и фобии, избавить от страданий, помочь пациентам пережить травму.

  4. Психокоррекционные сказочные истории сочиняются с целью бережно скорректировать поведение и черты характера взрослого человека или ребенка. Обычно, такие рассказы могут перекликаться с обыденной реальностью или нести в себе множество абстрактных метафор, а потому нуждаются в разъяснении и обсуждении. Психокоррекционные сказки применяются в работе с агрессивными взрослыми и гиперактивными детьми и обязательно прорабатываются под конкретную личность.

  5. Медитативные сказки не имеют ни яркого сюжета, ни отрицательного героя, они не рассказывают о явном конфликте, их задача – настроить пациента на психотерапевтический сеанс, активизировать бессознательный процесс мышления, мотивировать на решение или поступок, помочь успокоиться перед сном.

Сказкотерапия в практике психолога

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Эффективность сказкотерапии зависит от верно выбранного жанра (и включенной в рассказ метафоры). При выборе терапевт опирается на возраст слушателей, на их интересы и убеждения, на характер имеющихся трудностей.

Сказки в психотерапии применяются:

  • в диагностике, задачей которой будет определить главные жизненные сценарии пациента, его поведенческие особенности, способности и мироощущение;
  • в психотерапии, задачей которой будет решить имеющиеся психологические проблемы и закрепить новую модель поведения;
  • в прогностике, задачей которой будет помочь пациенту осознать влияние его нынешнего поведения на будущие события.

При терапии используются следующие действия:

  • чтение или пересказывание сказки;
  • обсуждение существующей сказки;
  • придумывание собственного рассказа/сказки;
  • рисование, лепка, аппликация сказочных событий или персонажей;
  • инсценировка или театральная постановка по мотивам сказки.

Принципы и методы работы сказкотерапевта

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказкотерапевт выстраивает свою работу с детьми в соответствии с принципами:

  • рассказ должен быть эмоциональным;
  • ребенок, слушая, должен видеть выражение лица рассказчика, его эмоции и жесты;
  • рассказывать сказку нужно ровным, певучим голосом, используя повторы;
  • сказка не должна содержать слишком длинные паузы;
  • рассказ должен подразумевать вероятность нескольких вариантов решений и ответов на вопросы;
  • актуальные проблемы шифруются в тексте при помощи образов и метафор;
  • герои должны быть явно положительными и явно отрицательными;
  • во время чтения необходимо следить за поведением и эмоциями слушателя и уметь верно их истолковать.

Полноценно изучить все эффективные методы и приемы сказкотерапии можно на нашем дистанционном курсе профессиональной переподготовки. Вы не только приобретете полезные знания, но и получите право применять их в практической работе психолога.

Результаты применения сказкотерапии

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Первые представления о добре и зле, справедливости и обмане мы черпаем из сказок. Добрые истории и полюбившиеся сказочные герои помогают маленьким детям стать смелыми и выносливыми. Лечение при помощи сказки дает своим пациентам альтернативную стратегию поведения, которую они могут принять или отвергнуть.

Все мы разные, один малыш склонен фантазировать, другой любит бегать и прыгать, третий часами просиживает за лепкой зверюшек или конструированием кукольного домика. Комбинируя различные техники, опытный сказкотерапевт может помочь каждому малышу пережить и понять множество ситуаций, с которыми он уже столкнулся или неизбежно столкнется в зрелом возрасте.

Мы привыкли рассматривать сказку как развлечение, как способ расширить кругозор, но в психологии сказке дается гораздо большая роль и значение, ведь она:

  • может решить многие жизненные задачи и ответить на внутренние вопросы;
  • развивает мыслительные процессы, совершенствует память, логику, внимание;
  • способна передать из поколения в поколение понятия справедливости, доброты, любви, верности;
  • дает возможность выявить забытые детские психологические травмы;
  • эмоционально насыщает личность, вызывает искренние переживания;
  • способна изменить поведение человека.

Как работает сказкотерапия?

Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.

Сказка не только учит, но и лечит. 

Сказкотерапия помогает детям, потерявшим родителей. Ребенок встречается в сказке с самим собой, с хорошим, лучшим проявлением себя. Учится у себя сказочного добрым поступкам, учится быть счастливым.

Cказкотерапия в садике и дома

Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно понять, кто какие роли исполняет в коллективе.

Родителям сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка.

Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.

Сказки

Какие бывают сказки?

Все сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам, которые в них поднимаются:

  1. Трудности в общении. В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в школе, в детском саду, в кругу семьи. 

  2. Внутренние переживания. Возникает эффект волшебного зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой пока еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?» 

  3. Страхи. Родителям важно знать, чего боится их ребенок и главное, как он этого боится. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь. 

  4. Возрастные трудности. В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.

Виды сказок в сказкотерапии:

  1. Художественные сказки. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди». 

  2. Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально. 

  3. Психотерапевтические сказки. Применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий.

    Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.). 

  4. Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша. 

  5. Дидактические сказки. Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.

Для детей и взрослых

Сказкотерапию применяют в детских садах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок. Сказкой лечат у детей различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и анорексию.

Сказкотерапия решает конфликты с родителями, нивелирует трудности контакта, сложности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности, одиночество, неуверенность в себе.

Но сказкотерапия полезна не только детям. Вспомните любимую волшебную историю из детства, расскажите ее самому себе, улыбнитесь, закройте глаза, расслабьтесь… Чувствуете? Вот как работает сказкотерапия. Недаром сказкотерапевты советуют носить с собой карманную книжечку с любимой сказкой. Ведь как хорошо после тяжелого рабочего дня почитать добрую, проверенную временем сказку. Пусть даже это будет «Колобок».

«О чем эта сказка?», — спросите вы. Она учит тому, что у каждого в этом мире свое предназначение, и показывает, что может случиться, когда мы отказываемся от своего пути.

Во всех сказках видна диалектика мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи — воспринимать мир таким, каков он есть.

Язык сказок открывает путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно любым возрастным психическим особенностям.

Сказкотерапия в логопедии и дефектологии

Элементы сказкотерапии можно использовать в играх и упражнениях, направленных на: 

  • формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия (зрительные, тактильные); 

  • развитие общих речевых навыков; развитие слухового внимания; развитие словообразования; 

  • тренировку употребления родительного падежа; 

  • формирование простых фраз (например, игры с установленной целью для детей; с повышением/понижением силы голоса).

Очень нелегко автоматизируются звуки даже у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особого интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь – порой сложная задача и для логопеда, и для самого ребенка. 

Решить проблему можно с помощью «сказки для автоматизации звуков», которые относятся к разряду логопедических. В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приемами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи.

Сказка — эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми.

В этих и многих других случаях сказка вводится как ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показать другую сторону происходящего.

Сказкотерапия в психологии

Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:

  1. Диагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.

  2. Собственно терапия — решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.

  3. Прогностика — помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.

Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания.

Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей. Важно, чтобы в произведении была корректно подобрана метафора — именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов. 

Мы привыкли рассматривать сказку как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль. Но психология выделяет гораздо большее количество функций, которые выполняет вымышленная история, рассказанная определенным образом:

  1. Решение задач, стоящих перед человеком. Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов. 

  2. Развитие мыслительных процессов. Для детей 3-12 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития. 

  3. Передача истинных ценностей. Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей. 

  4. Выявлением забытых, далеких детских травм занимается сказкотерапия для взрослых — через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим. 

  5. Эмоциональное насыщение. Искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства. 

  6. Изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.

Работа с использованием выдуманных историй – действенный инструмент воздействия на внутренний мир взрослых и детей. Каждый возрастной период требует индивидуального подхода, как и каждый отдельный случай. 

Можно выделить основные принципы построения терапевтической деятельности с детьми любого возраста: 

  • Эмоциональная передача взрослым содержания рассказа. При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика, жестикуляцию, выражение глаз. 

  • Отсутствие слишком длинных пауз. Ситуация в иносказании должна быть «открытой», то есть предполагать вероятность нескольких решений. 

  • Актуальная для ребенка проблема зашифровывается образами, метафорами. Правильные психологические сказки для детей содержат ситуативные вопросы, побуждающие слушателя самостоятельно проследить причины и последствия описанных действий. 

  • Четкое разграничение между положительными и отрицательными героями.


Обычно сказкотерапия для дошкольников работает в нескольких направлениях:

  • Чтение (рассказывание) произведения. 

  • Художественное изображение — рисование, лепка, изготовление аппликации. 

  • Диагностика. 

  • Придумывание собственной истории. 

  • Создание кукольных персонажей. 

  • Театрализованная постановка.

Читайте другие материалы по дошкольному образованию:

И уму, и сердцу

Все методы применяются отдельно или комплексно, в соответствии с возрастными особенностями слушателей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу – так происходит коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций. 

Из сказочных образов черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать…

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с окружающей действительностью и другими людьми.

Сфера полезного действия сказок используется очень широко, и такое направление, как сказкотерапия появилось относительно недавно, и дать ему какое-то четкое определение достаточно сложно, но все же давайте попробуем разобраться…

О сказкотерапии

Сказкотерапия – это эффективный метод, который направлен на коррекцию сознания ребенка и редактирование поведения с помощью сказки, который позволяет заглянуть в его маленький мир, обнаружить внутренние конфликты и увидеть скрытые страхи, о которых дите боится сказать своим родителям.

В основе данного метода лежит использование сказки, сюжет которой будет своеобразным «отражением» текущей детской проблемы, а финал истории послужит некой подсказкой о том, как поступить в конкретной ситуации. Не стоит упускать из внимания следующий факт: чтобы процесс прошел легко и максимально комфортно для ребенка, главный герой произведения должен вызывать симпатию и находить отклик в его душе, а сложившаяся ситуация у персонажа быть схожей с той, что у адресата сказки.

В чем секрет успеха «чудодейственной» сказкотерапии? Он очень прост и состоит всего из нескольких пунктов:

  • вся информация преподносится без нравоучений, что помогает детям открыто воспринимать информацию;
  • сюжет является метафорой актуальной детской проблемы;
  • в любой сказке есть жизненный урок, который помогает ребенку сделать собственные выводы и получить безопасный опыт;
  • у большинства сказок счастливый финал, в котором свет побеждает тьму. Это положительно влияет на развитие добрых качеств малыша;
  • Волшебство в сказке заставляет верить маленького человека в лучшее и позволяет побыть наедине со своим внутренним миром и фантазиями.

Одним из важных преимуществ сказкотерапии является то, что данным методом могут пользоваться не только профессиональные детские психологи, но и родители. Родителям стоит помнить, что если в процессе обнаружились какие-то серьезные внутренние конфликты, то следует обратиться к сертифицированному специалисту.

Какие проблемы возникают при работе со сказками?

К сожалению, в современном мире бывает, что сказка сталкивается с рядом проблем, когда оказывается «не в тех руках»:

  1. Произведения бывают очень разными, но в настоящее время появилось много сказок с негативным сюжетом, сценами жестокости и насилия, которые отрицательно сказываются на развитии личности ребенка, поэтому прежде чем остановить свой выбор на какой-либо сказке, взрослый должен внимательно изучить ее, иначе есть риск получить обратный результат от сказкотерапии;
  2. Сказка подается малышам и школьникам достаточно однообразно, поэтому дети быстро теряют интерес к ней. Взрослым следует применять способы альтернативные чтению сказок, них мы поговорим немного позже;
  3. Сказки используют узконаправленно, в качестве свободного времяпрепровождения ребенка, а ведь спектр действия сказки очень широк: развитие воображения, внимания, памяти, речи и т.д.
  4. Сегодня детки чаще проводят свое время за экраном телевизора, делая выбор в пользу мультфильмов, которые не могут дать такой мощный толчок в развитии в отличие от сказок.

Чтобы свести эти проблемы на минимум, детские психологи все время стараются вводить новые методы работы со сказкой, используя сказкотерапию, чтобы максимально заинтересовать ребенка. Однако не стоит пренебрегать несколькими правилами:

  • В процессе сказкотерапии не нужно спорить и переубеждать детей, если они в чем-то с вами не согласны;
  • Ни в коем случае не давите на ребенка, даже если что-то идет не так, как вам хотелось бы;
  • Если чадо не желает принимать участие в процессе, то насильно заставлять это делать нельзя, потому как он просто может замкнуться в себе.

Помните, что сказкатерапия – это свободный творческий процесс, который должен приносить ребенку радость и удовольствие.

Как выбрать сказку

Как же правильно выбрать сказку?

Для сказкотерапии подойдет абсолютно любая сказка, которая будет отвечать сложившейся ситуации. Это могут быть как народные, так и авторские произведения. Однако, очень важно, чтобы мама и папа обсуждали со своим чадом:

  • действия главного героя;
  • выводы и результаты, которые последовали после определённого выбора персонажа;
  • какова главная мысль истории;
  • правильно или неправильно поступила центральная фигура.

Как подобрать сказку, сюжет которой будет соответствовать ситуации, вызывающей переживания у ребенка? Здесь главное правильно определить текущую проблему, например:

  1. Cуществуют сложности в общении с ровесниками, тогда лучше выбирать историю о дружбе, в которой главный герой будет веселым и коммуникабельным (Винни Пух, Карлсон, Незнайка, Пеппи длинный чулок, Теремок, Волшебное кольцо и т.д.);
  2. Непослушное и капризное поведение – положительное воздействие окажут сказки, в которых центральный персонаж обладает скверным характером и получает негативный опыт или наоборот, демонстрирует хорошее поведение (Царевна Несмеяна, Король Дроздобород, Фантазеры, Морозко);
  3. Если малыш не желает делиться какими-то благами, то отличным вариантом будет произведение о щедрости и жадности (Яблоко Сутеева, Сказка о рыбаке и рыбке, Печенье);
  4. При этапе взросления, когда дите собирается идти в детский сад или школу, лучше будет остановить свой выбор на сказках с путешествиями (Дюймовочка, Русалочка, Алиса в стране Чудес, Маша и медведь);
  5. В борьбе со страхами помогут сказки, в которых персонажи справляются со своими сложностями благодаря храбрости (Чиполлино, Аленький цветочек, Щелкунчик, Бременские музыканты).

Ситуаций может быть великое множество, помимо вышеуказанных, но главными в сказкотерапии являются следующие аспекты: сказка должна соответствовать возрасту и особенностям, существующих жизненных проблем ребенка.

Также взрослым необходимо знать, что, используя сказкотерапию, ваши действия должны быть деликатными по отношению к маленькому человеку, и ни в коем случае не стоит вызывать чувство стыда и запугивать последствиями!

Теперь давайте разберемся в том, как действуют сказки

Сказкатерапия — это самый лучший способ обнаружения скрытых и явных переживаний ребенка, который помогает сделать большой шаг вперед навстречу развитию.

Существует несколько сфер, в которых применяется данный метод, поэтому давайте разберемся в этом вопросе. Сказкотерапия используется, как инструмент для:

  1. Развития творческих способностей, которые в будущем позволяют ребенку находить в разных жизненных ситуациях оптимальные варианты решения. Также помогают взглянуть на события под разным углом, тем самым расширить свой кругозор.
  2. Передачи жизненного опыта из поколения в поколение. Сказки рассказывались детям во все времена, таким образом предки делились своими знаниями, накопленными ранее. Однако, если историю просто рассказать, то у малыша она остается на подсознательном уровне, но стоит произведение обсудить вместе со своим чадом, и полученные знания будут в сознании, благодаря чему в определенной ситуации он сможет ими воспользоваться. Также метод помогает донести до адресата жизненные ценности и нормы правильного поведения в обществе, поэтому адаптация к социуму проходит намного проще и менее болезненно. Еще одними важнейшими навыками, которые дите приобретает при сказкотерапии – это умение ценить дружбу, любовь, прощать обидчика и выстраивать отношения с родителями.
  3. Самопознания. Детям, вне зависимости от возраста, бывает очень сложно распознать собственные эмоции и переживания. Сказка позволяет ребенку прожить сюжет вместе с главным героем, благодаря чему, он может свободно выражать свои чувства, что способствует устойчивому становлению личности.
  4. Психотерапии. Применяется врачом специальной направленности, который помогает найти решение из сложной ситуации посредством сказкотерапии, а также активировать защитные механизмы психики, избавить от фобий и комплексов.
  5. Логопедии. К сожалению, в настоящее время много деток дошкольного возраста с речевыми нарушениями, и в качестве решения этой проблемы, логопеды сегодня не редко прибегают к сказкотерапии, которая способствует введению звуков в свободную речь, развивает все компоненты памяти, слоговую структуру слова и умение формулировать связные высказывания.
  6. Устранения дефицитарного мышления и искоренению ограничивающих убеждений. В 21 веке становится все больше осознанных людей, которые занимаются саморазвитием, поэтому сказка является наилучшим способом показать ребенку, что мир полон добра, и в нем нет ничего невозможного, ведь если чего-то сильно желать, то результат не заставит себя долго ждать.

Вместе составляем план занятия по сказкотерапии

Чтобы сказкотерапия дала хорошие результаты в работе с детскими проблемами, рекомендуем применять следующую структуру занятия:

  1. Для начала нужно создать положительный настрой и подходящую атмосферу, чтобы детям захотелось работать со сказкой. Здесь лучше всего подойдут совместные упражнения с коллективом, где ребята смогут почувствовать друг друга, познакомиться получше и немного раскрепоститься;
  2. Далее следует вспомнить прошлое занятие сказкотерапии, для закрепления положительного результата и прогресса. Взрослый задает вопросы малышам: Что они запомнили? Какие выводы сделали? Получилось ли применить полученный опыт в жизни?
  3. После рассказывается новая сказка с вовлечением в нее детей. Для этого повествующий историю просит помочь какому-либо герою в решении его проблемы;
  4. Следующий этап – это проведение интерактивной игры, в которой детки смогут применить полученный на текущем занятии опыт;
  5. Потом ведущий сказкотерапии интересуется у ребят о том, как они могут применить полученные сегодня знания в жизни;
  6. Подводится итог занятия с выводами. Дополнительным стимулом участия в сказкотерапии будет какое-то поощрение наиболее активных и вовлеченных в процесс детей. Каждый ребенок может завести дневник и получать наклейки в соответствии с результатом занятия.
  7. В качестве заключительного этапа сказкотерапии будет хорошо вновь использовать коллективные упражнения, например танец – хоровод, или любые другие, направленные на контактирование между участниками занятия.

Несколько правил работы со сказками

Как было сказано ранее, для сказкотерапии подходят все сказки, но все же есть основные принципы при их построении, которые необходимо учитывать:

Между рассказчиком и ребенком нужно установить контакт, поэтому лицо, жесты, мимика и эмоции должны быть видны и понятны адресату, для этого лучше всего сказку рассказывать, а не читать;

Сюжет сказки должен быть понятен тому, кому она предназначена, а длительные паузы отсутствовать;

Если у ребенка во время сказкотерапии появились вопросы, то не следует оставлять их без внимания, лучше остановиться и помочь разобраться с ними вместе;

В момент повествования, родителям тоже следует задавать вопросы своему чаду, чтобы понимать, как он размышляет;

Важно максимально четко разделять героев на положительных и отрицательных.

Какими способами проводится сказкотерапия?

Когда сеанс сказкотерапии проводит детский психолог, он выбирает, какой именно способ подходит данному ребенку, а также определяет направление внутренней проблемы. В настоящее время можно выделить пять наиболее распространенных способов ведения сказкотерапии, у всех этих методов общая цель – выявить и искоренить страхи и негативные установки, но все же у каждой из них есть свои особенности:

  1. Классическим вариантом является рассказывание сказки, который при обсуждении помогает в безопасной форме подкорректировать поведение детям;
  2. Метод сочинения сказки включает ребенка в творческий процесс и позволяет видеть ход его мыслей, вследствие чего становится понятно, какая часть внутреннего мира, нуждается в помощи;
  3. Рисование сказки очень схоже по своей направленности с предыдущим способом, только в данном случае специалист смотрит на то, какие цвета использовались в рисунке, как чадо видит персонажей произведения, а также общее настроение картины;
  4. При постановке сказки, деткам предлагается как можно лучше показать персонажа, в которого нужно перевоплотиться, продемонстрировать его характер, манеру поведения, походку и прочее. Ведь когда он находится в образе, проявляются его скрытые желания и эмоции, а также проигрываются качества характера, которые нужно усилить. Благодаря жестикуляции и интонации, используемые в процессе ребенком, психолог определяет направление работы.
  5. Очень интересным и нестандартным вариантом ведения сказкотерапии является изготовление кукол. Такой метод положительно влияет на ребенка и справляется со множеством различных задач:
  • Улучшает взаимопонимание внутри семьи;
  • Развивает речь;
  • Раскрывает творческие способности;
  • Налаживает эмоциональную устойчивость;
  • Развивает моторику;
  • Способствует развитию навыков общения;
  • Снимает напряжение.
  1. Метод песочной терапии помогает создать для детей непринужденную обстановку, в которой они чувствуют себя очень комфортно, ведь игры с песком – это одно из любимых детских занятий. Песок в руках имеет успокаивающее действие и нормализует эмоциональный фон, а нарисовать сказку из песка или играть сказочными персонажами с ним вдвойне интересное времяпрепровождение. Для того чтобы провести сессию сказкотерапии данным методом, понадобится ящик с чистым мелким песком и фигурки героев сказки.

Пришло время познакомиться с типами сказок

В сказкотерапии также очень важно сделать правильный выбор  типологии сказки. А какими они бывают, мы сейчас разберем:

  • Народные – это самый древний вид сказок, который основан на многовековом опыте наших предков. К ним можно отнести различные мифы, легенды и притчи, в которых содержаться общие представления нации о добре и зле.
  • Художественные в отличие от народных являются результатом одного человека – автора. В таких историях писатель отдельное место уделяет деталям, описаниям и образам персонажей. Также этот вид сказок имеет собственную классификацию:
  1. Бытовые;
  2. Волшебные;
  3. О животных;
  4. Страшные.
  • Психокоррекционные сказки должны быть схожи с проблемой ребенка, но указывать на нее косвенно, а ее сюжет составляется по определенной схеме:
  1. В самом начале происходит знакомство с персонажами произведения;
  2. У главного героя появляется какая-то резонансная ситуация, похожая на ту, кому адресована сказка;
  3. Показывается, как герои ищут способы преодоления проблемы, и в чем ее суть;
  4. Далее герой благополучно преодолевает все сложности;
  5. Финал коррекционной сказки непременно должен быть позитивным, потому как это дает ребенку ощущение психологической безопасности, и он понимает, что какие бы негативные и сложные обстоятельства не случались в жизни, все непременно будет хорошо;
  6. Вывод, который делают персонажи, после чего их жизнь меняется в лучшую сторону.
  • Психотерапевтические сказки способны решить практически любую проблему, даже когда все остальные психологические методы уже бессильны. Данный вид произведений направлен на решение более серьезных проблем: потерям, находкам, жизни, смерти, любви и так далее. У них не обязательно счастливый финал, однако они очень хорошо стимулируют личностный рост человека.

Типы сказок могут быть совершенно разными, и каждый из них может отвечать на какую-то определенную проблему, поэтому в сказкотерапии очень важно опираться на особенности каждого ребенка.

В сказкотерапии используются не только разные типы, но и жанры произведений

При выборе произведения для сказкотерапии, нужно помнить главное правило: к каждому ребенку должен быть индивидуальный подход, а история быть актуальной его проблеме. Жанры могут быть совершенно разные:

  • Притча
    в основном направлена на укрепление духовных ценностей, а ее мораль, чаще всего, сформулирована четко и прямо, не завуалированно;
  • Басня
    по своей форме очень похожа на притчу, разница состоит в том, что она более короткая и содержит нравоучение, как правило, в начале и конце произведения;
  • Былина и легенда
    наибольшим успехом пользуются у подростков, в их сюжете, основанном на реальных событиях, зачастую используются сражения;
  • Миф
    это древнее повествование наших предков о сотворении мира, героях, царях, Богах и природных явлениях, которое помогает лучше понять менталитет разных народов;
  • Сказка
    по своей форме является самым свободным из всех жанров, и в отличие от былин, легенд и мифов, может рассказывать не только о прошлом, но и о будущем времени. Мораль в ней завуалирована, поэтому произведение является более деликатным и ненавязчивым.

Для каждой возрастной группы сказки подбираются отдельно

В любом возрастном периоде, у ребенка существуют свои особенности, которые обязательно нужно учитывать при использовании сказкотерапии:

  • 2-3 года.
    На этом этапе в жизни детки первый раз отлучаются от родителей, посещая детский сад, поэтому в данном возрасте сказкотерапия помогает избавить от страхов и тревог, снять эмоциональное напряжение и настроить на сон гиперактивных малышей. Также способствует развитию фантазии, внимания и речи;
  • 3-5 лет.
    В этом возрасте дети начинают чувствовать в себе личность, появляются страхи, кризисы, капризы. Одним из важнейших навыков, становится общение с выстраиванием полноценного диалога. Родителям нужно учитывать, что маленькие люди этой возрастной группы зачастую ассоциируют себя с животными, поэтому сказки с ними будут наиболее интересны, но не менее увлекательными для них являются произведения с участием принцесс, волшебников и фей;
  • 5-6 лет.
    Данный период характеризуется появлением первых комплексов, чувства неуверенности в себе, поэтому волшебные истории о трансформациях и прекрасных перевоплощениях вызывают восторг у детей, а взрослым служат отличным помощником в коррекции поведения и мышления;
  • 6-10 лет.
    Перед детками в этом возрасте открывается «новый мир» — школа, поэтому необходимо помочь своему чаду пройти адаптацию максимально комфортно, научить ставить и достигать первые цели, а также продолжать закреплять полученные навыки. Новые авторские сказки, которые ранее не были прочитаны (прослушаны), вызовут у ребят неподдельный интерес;
  • Подростковый период
    Один из самых непредсказуемых и тяжелых. Человек себя полностью осознает единицей общества с собственным мышлением, и зачастую находится в поисках «внутреннего я». Легче всего воспринимаются истории, притчи и легенды.

Сказки всегда помогали детям отправиться в невероятное фантастическое путешествие, а волшебство, которое дарит каждая история дает ребенку возможность научиться мыслить позитивно и осознать, что в жизни нет ничего невозможного. Родителям важно помнить о том, что вовремя рассказанная сказка может помочь справиться маленькому человеку с серьезной проблемой, поэтому будьте внимательней к своим детям, проводите больше времени вместе, ведь всем нужны забота и тепло!

Сегодня жизненный ритм гораздо быстрей, чем у наших предков, и время, проведенное в кругу семьи, стало бесценным ресурсом, а сказки помогают взрослым и детям решить вопрос с нехваткой совместного времяпрепровождения.

Также следует отметить, что теперь существует более широкий выбор транслирования сказок:

  • читать;
  • рассказывать;
  • слушать аудиосказки.

Во все времена сказки всегда вызывали восторг и интерес у детей. Каждый ребенок больше всего на свете ждет вечера, когда любимые близкие расскажут новую увлекательную историю или продолжение той, что поведали вчера. Для родителей же сказка – это прекрасная возможность передать чаду свои знания и опыт в игровой форме, она помогает разговаривать с ним на одном языке и лишний раз проявить заботу.

  • Какого вида сказок не существует
  • Какого вида сказки не существует
  • Какого было мое удивление как пишется
  • Каковы цель и смысл жизни человека сочинение старуха изергиль
  • Каковы цель и смысл жизни человека сочинение война и мир