Вступительное слово (СЛАЙД 1)
Сказки Александра Сергеевича Пушкина не похожи одна на другую. Каждая из них по-своему интересна, любима не одним поколением. В сказках – фантастические события, неожиданные повороты, чудесные превращения. Если вы по какой-либо причине не читали сказки Пушкина, это стоит обязательно сделать – они останутся с вами на всю жизнь.
Задание 1 (СЛАД 2)
Вспомните имена героев сказок А.С. Пушкина и заполните кроссворд, используя выделенные буквы.
Ответы: Гвидон, Черномор, Бабариха, Дадон, Елисей, Балда, Салтан.
Задание 2 (СЛАЙД 3)
Обведите цветным карандашом карточки со слогами так, чтобы полученное слово обозначало одно из чудес из «Сказки о царе Салтане «
Ответы: Белка, коршун, богатыри, город, царевна.
Задание 3
Разгадайте загадки, запишите отгадки.
В какой сказке А.С. Пушкина есть эти герои?
Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его
(Ветер)
Постелю рогожку,
Посею горошку,
Положу калач,
Никому не взять
(Небо, звезды месяц)
Взглянешь — заплачешь,
А краше его нет на свете.
(Солнце)
Сестра к брату в гости идет,
А он от нее прячется
(Солнце и месяц)
Задание 4
Вспомните, какие животные упоминаются в сказках А. С. Пушкина, и расположите их в алфавитном порядке.
Ответы. Белка, зайка, кобыла, комар, конь, коршун, лебедь, лягушка, муха, мышонок, орлица, пес, петушок, рыбка, шмель
Задание 5 (СЛАЙД 4)
Найдите спрятанные в таблице слова и назовите сказку, в которой все эти слова встречаются. Слова могут располагаться и по горизонтали, и по вертикали.
Ответ: Корыто, невод, вода, дворянка, рыбка, царица, владычица. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Конкурс для зрителей-болельщиков.
За правильные ответы болельщиков начисляются баллы в пользу их команды.
Задание 1 «Доскажите словечко»
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный …..
(Рожок)
Разберите вставленное слово по составу.
И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит…
Пес как прыгнет, завизжит…
Но царевна в обе руки
Хвать — поймала. «Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за …..
(Обед)
Назовите орфограммы в этом слове.
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле;
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Сын подумал добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает …
(Лук)
Назовите омонимы.
Задание 2 (СЛАЙД 5)
Заполните кроссворд. Прочитайте выделенное слово.
Вопросы:1 В свете есть такие ль дива?
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает будто ….2 Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает,
Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете ….3 Здравствуй, Балда-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
Ну, так и быть возьми, да с уговору,
С общего нашего приговору —
Чтобы впредь не бы то никому горя:
Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят …..4 В море остров был крутой,
Не привальный, нежилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе ……5 Старший молвил: «Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая ……..6 Воеводы не дремали,
Но никак не успевали.
Ждут, бывало, с юга, глядь —
Ан с востока лезет рать!
Справят здесь — лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и …
Ответы: 1 Пава 2 Чудо 3 Мешок 4 Поклон 5 Сестрица 6 Сон
Ведущий: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.» (А.С.Пушкин)
(СЛАЙД 6)
Краткая биографическая информация. Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени.
Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит ей немало литературных произведений.
В 1811-ом году отец и дядя решают отправить 12-летнего Пушкина в только что открывшийся Царскосельский Лицей. Роль Лицея в становлении личности Пушкина трудно переоценить, именно там он начал писать свои первые стихи, познакомился и подружился с такими знаменитыми в будущем людьми как Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг и многими другими, дружба с которыми продлится всю его жизнь.
В 1814 году было опубликовано первое стихотворение тогда еще пятнадцатилетнего Пушкина «К другу стихотворцу». После окончания Лицея в 1817 году Пушкин не вернулся в Москву, а переехал в Петербург, где поступил на службу в коллегию иностранных дел. И уже через три года Пушкин дописывает свою знаменитую поэму «Руслан и Людмила».
В 1830 году Пушкин посватался, а 1831 году женился на Наталье Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров.
9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своём доме на Мойке. Ему было 37 лет.
Вступительное слово
Сказки Александра Сергеевича Пушкина не похожи одна на другую. Каждая из них по-своему интересна, любима не одним поколением. В сказках – фантастические события, неожиданные повороты, чудесные превращения. Если вы по какой-либо причине не читали сказки Пушкина, это стоит обязательно сделать – они останутся с вами на всю жизнь.
Викторина «Сказки Пушкина» содержит 14 вопросов. На все вопросы предоставлены ответы.
1. Какая сказка Пушкина первой появилась в печати?
Ответ: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
2. Сколько всего сказок (и каких) написал Пушкин?
Ответ: в общей сложности 7 сказок —
Жених (1825)
Сказка о попе и о работнике его Балде (1830)
Сказка о медведихе (1830—1831)
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831)
Сказка о рыбаке и рыбке (1833)
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833)
Сказка о золотом петушке (1834)
3. Какие пословицы и поговорки встречаются в тексте «Сказка о рыбаке и рыбке»?
Ответ: «Не садись не в свои сани», «В корыте много ль корысти?», «У разбитого корыта».
4. Продолжите фразу:
«Сказка ложь, да в ней намёк …добрым молодцам урок»
«А Балда приговаривал с укоризной: …не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
«Жил старик со своею старухой у …самого синего моря»
«Я там был, мёд, пиво пил — …и усы лишь обмочил»
5. Из какой сказки Александра Сергеевича Пушкина эти строки?
«Ветер весело шумит,
Судно весело бежит…
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут..»
Ответ: из сказки «О царе Салтане»
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?»
Ответ: из «Сказки о рыбаке и рыбке»
«Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним…»
Ответ: из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»
6. Какой из двух вариантов стал окончательным в «Сказке о попе и о работнике его Балде»?
Вариант 1. «Попадья баба была догадливая,
На всякие хитрости повадливая».
Вариант 2. «Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив».
Правильный ответ: в окончательную версию сказки попал второй вариант.
7. Какими чертами характера наделены положительные персонажи в «Сказке о мертвой царевне»?
Ответ: добротой, великодушием, храбростью, преданностью в дружбе
8. Как зовут королевича в «Сказке о мертвой царевне»?
Ответ: королевич Елисей
9. К кому обращается королевич Елисей со своими просьбами в «Сказке о мертвой царевне»?
Ответ: к солнышку, месяцу, ветру
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу…
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!»
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч…»
10. Похожи ли герои сказок Пушкина на героев народных сказок?
Ответ: да, похожи. Например, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» близка по сюжету к народной сказке «Волшебное зеркальце»
11. Кто является автором опер «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке»?
Ответ: композитор Римский-Корсаков
12. К какому событию была приурочена первая постановка оперы-сказки «Сказка о царе Салтане»?
Ответ: Опера-сказка Римского-Корсакова была приурочена к столетнему юбилею Пушкина.
13. История о женихе, оказавшемся разбойником, (сказка «Жених») была своеобразным переходом Пушкина в мир настоящей русской сказки. Какое определение дал сказке автор, когда она увидела свет?
Ответ: Пушкин назвал её «простонародною сказкой»
14. Дайте ответы на вопросы персонажей сказок Пушкина —
Вопрос: «Как бы здесь на двор окошко нам проделать?» — молвил он. Ответ: «Вышиб дно и вышел вон».
Вопрос: «Чем вы, гости, торг ведёте, и куда теперь плывете?». Ответ: «Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет. Торговали соболями, Чернобурыми лисами…»».
Вопрос: «Зачем ты, Балда, к нам залез?»
Ответ: «Да вот верёвкой хочу море морщить, да вас, проклятое племя, корчить».
Вопрос: «Я ль, скажи мне, всех милее, всех румяней и белее?».
Ответ: «Ты прекрасна, спору нет; но царевна всех милее»
Составитель викторины: Ирис Ревю
Урок-викторина по сказкам А. С. Пушкина для учащихся 1-4 классов
Автор: Абакумова Ольга Николаевна, воспитатель группы продлённого дня МБОУ «СОШ №42» г. Курск.
Викторина состоит из вопросов с ответами по сказкам А.С. Пушкина. Она предназначена для учащихся начальной школы. Это мероприятие можно провести на уроке внеклассного чтения как итоговое по сказкам, в рамках Недели, посвящённой творчеству А.С. Пушкина, а также в качестве тематического занятия в группе продлённого дня.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина не похожи одна на другую. Каждая из них по-своему интересна, любима не одним поколением. В сказках – фантастические события, неожиданные повороты, чудесные превращения. Если вы по какой-либо причине не читали сказки Пушкина, это стоит обязательно сделать – они останутся с вами на всю жизнь.
Цель: Привлечение внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки.
Задачи:
- Познакомить детей c биографией и творчеством А.С. Пушкина.
- Развивать интерес и мотивацию к чтению.
- Развивать память, устную речь, внимание, образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей.
- Воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся.
Оборудование:
Компьютер, проектор;
Портрет А. С. Пушкина;
Выставка книг А. С. Пушкина;
Рисунки детей по сказкам А. С. Пушкина.
Ход урока
I. Организация детей на занятие. Приветствие учащихся. Организация рабочего места.
Ребята, я приглашаю вас сегодня ещё раз побывать в удивительном мире сказок А. С. Пушкина. Мир сказок открыт нам с детства. Как писала Юнна Мориц:
«Сказка по лесу идёт,
Сказку за руку ведёт.
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка- умница и прелесть,
С нами рядышком идёт”.
А. С. Пушкина писал о сказках так: «Что за прелесть эти сказки…» И нет такого человека, который бы не знал его сказок. А насколько вы хорошо с ними знакомы, мы с вами и проверим сегодня.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Но прежде чем говорить о сказках, давайте вспомним, что мы знаем о самом авторе.
Краткая биографическая информация.
Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени.
Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит ей немало литературных произведений.
В 1811-ом году отец и дядя решают отправить 12-летнего Пушкина в только что открывшийся Царскосельский Лицей. Роль Лицея в становлении личности Пушкина трудно переоценить, именно там он начал писать свои первые стихи, познакомился и подружился с такими знаменитыми в будущем людьми как Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг и многими другими, дружба с которыми продлится всю его жизнь.
В 1814 году было опубликовано первое стихотворение тогда еще пятнадцатилетнего Пушкина «К другу стихотворцу». После окончания Лицея в 1817 году Пушкин не вернулся в Москву, а переехал в Петербург, где поступил на службу в коллегию иностранных дел. И уже через три года Пушкин дописывает свою знаменитую поэму «Руслан и Людмила».
В 1830 году Пушкин посватался, а 1831 году женился на Наталье Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров.
9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своём доме на Мойке. Ему было 37 лет.
III. Вопросы викторины
Задание 1. Назовите все сказки, которые написал А. С. Пушкин.
- «Сказка о рыбаке и рыбке»
- «Сказка о попе и его работнике Балде»
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
- «Сказка о золотом петушке«
- «Сказка о царе Салтане:»
- «Жених»
- «Сказка о медведихе»
Задание 2. По страницам прочитанных книг…
Вопросы к «Сказке о рыбаке и рыбке»
- Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке? В землянке
- Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из пушкинской сказки? Неводом
- Сколько раз старик закидывал невод в море? Три раза
- Сколько лет рыбачил старик из пушкинской сказки о рыбаке и рыбке? Тридцать три года
- Что сделал старик, поймав золотую рыбку? Отпустил в море
- Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка? Четыре
- Какую просьбу старика не выполнила золотая рыбка? Чтобы старуха стала владычицей морскою
- За что была наказана старуха? За жадность
- Старуху золотая рыбка наказала за жадность, а за что она наказала старика-рыбака? За трусость и безволие
- Какую русскую народную пословицу использовал Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Не садись не в свои сани
Вопросы к «Сказке о попе и работнике его Балде»
- Где поп повстречал своего будущего работника Балду? На базаре
- Какую Кашу любил Балда? Полбу
- За какую плату работал Балда у Попа? За три щелчка по лбу
- За сколько человек ел Балда? За четверых
- За сколько человек работал Балда? За семерых
- За кем или за чем «гонялся» поп в сказке? За дешевизной
- С кем Балда соревновался на море? С чертёнком
- Какое первое задание предложили черти Балде? Оббежать вокруг моря
- Кого Балда взял к себе в братья, чтобы обмануть чёрта? Зайчишку
- Какое животное Балда мог пронести между ног? Лошадь
- Какой пушкинский сказочный герой верёвкой море морщил Балда.
- У какого персонажа пушкинской сказки был «толоконный лоб»? У попа.
Вопросы к «Сказке о золотом петушке»
- Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага? Золотого петушка
- Кто подарил Дадону птицу, предупреждающую об опасности? Мудрец
- Назовите профессию мудреца? Звездочет
- Куда было велено царю Дадону посадить золотого петушка? На спицу шпиля
- Сколько было сыновей у царя Дадона в «Сказке о золотом петушке»? Два
- Сколько дней пировали Шамаханская царица и царь Дадон? 7 дней
- Сколько просьб было у мудреца-звездочета к царю Дадону в сказке? Одна
- Что произошло с царём Дадоном в конце сказки? Царь умер
Вопросы к «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»
- У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее? У зеркальца
- Что умело делать волшебное зеркальце? Говорить
- Сколько теремов получил в приданое королевич Елисей? 140
- В тереме у скольких богатырей гостила царевна, героиня сказки Пушкина? У 7 богатырей
- К каким силам природы обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? Месяц, ветер, солнце
- Кто в сказке помог Елисею найти невесту? Ветер
- У семи богатырей из сказки была собака. А какая у неё была кличка? Соколко
- Чем было опасно румяное яблоко старушки? Оно было отравленное
- Из чего был сделан гроб, в котором семь богатырей похоронили царевну? Хрусталь
- С помощью чего королевич Елисей оживил свою невесту? Поцелуя
Вопросы к «Сказке о царе Салтане»
- Что три девицы под окном делали поздно вечерком ? Пряли
- Сколько сестёр-завистниц было у жены царя Салтана? Две
- Какой титул был у Гвидона? Князь
- Где князь Гвидон из сказки Пушкина провёл своё детство и отрочество? В море-океане.
- В каких насекомых превращался князь Гвидон? В комара, шмеля, муху
- Куда укусил шмель свaтью бaбу Бaбaриху в «Скaзке o цaрe Сaлтaнe»? В нос.
- Мимо какого острова лежал путь в царство царя Салтана? Буяна
- Куда нужно плыть с острова Буяна, чтобы попасть в царство славного Салтана? На восток
- Назовите дерево, из ветки которого сделал себе лук пушкинский князь Гвидон. Дуб.
- Что «под косой блестит» у царевны Лебедь? Месяц
- Что выстроил для своей белки князь Гвидон? Хрустальный дом
- Кого убил князь Гвидон, чтобы спасти царевну Лебедь? Коршуна
- Кто в сказке А.С. Пушкина вышел из моря вместе с 33-мя богатырями? Черномор.
- Что представляли собой ядрышки орехов, которые грызла белочка из сказки А.С. Пушкина? Изумруды.
Задание 3. Продолжите фразу:
- «А Балда приговаривал с укоризной: …не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
- «Я ль на свете всех милее: …всех румяней и белее».
- «Отпусти ты, старче, меня в море: …дорогой за себя дам откуп».
- «Сказка ложь, да в ней намёк …добрым молодцам урок».
- «Ветер, ветер! Ты могуч: …ты гоняешь стаи туч…»
- «Я там был, мёд, пиво пил — …и усы лишь обмочил».
- «Жил старик со своею старухой у …самого синего моря».
- «Ум у бабы догадлив: …на всякие хитрости повадлив».
- «Чем вы, гости, торг ведёте: …и куда теперь плывете?».
Физкультминутка
Изобразите:
— Волны на море
— Как князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.
— Изобразите лебедь — гордая осанка, красивая шея. Как лебедь превращается в царевну.
— Как Царевна-лебедь обрызгала Гвидона
— Как Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился. Садимся за парты, расправили плечи, продолжим работу.
Задание 4. Из каких сказок Пушкина эти слова?
1. «Ветер весело шумит,
Судно весело бежит…
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут..»
Ответ: сказка «О царе Салтане»
2. Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!
Ответ: «Сказка о рыбаке и рыбке»
3. Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним…
Ответ: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
4. «Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут…»
Ответ: сказка «О царе Салтане»
5. Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Ответ: «Сказка о золотом петушке»
6. Жил-был поп, толоконный лоб.
Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару.
Ответ: «Сказка о попе и о работнике его Балде»
7. Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.
Ответ: сказка «О царе Салтане»
8. Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.
Ответ: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
9. «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?»
Ответ: «Сказка о рыбаке и рыбке»
10. Негде, в тридевятом царстве, тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон, смолоду был грозен он…
Ответ: «Сказка о золотом петушке»
11.»Кабы я была царица,
Говорит ее сестрица,
Ответ: Сказка «О царе Салтане»
Задание 5. Узнайте сказку по признакам:
- Шатер, звездочет, петушок, царица. «Сказка о золотом петушке»
- Землянка, терем, рыбка, царица, корыто. «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Князь, белка, муха, остров, лебедь, комар. «Сказка о царе Салтане:»
- Солнышко, свадьба, яблоко, прялка, месяц. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Задание 6. Кто отправил телеграмму?
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?..» (Мачеха-царица)
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки! ….» (Старуха)
«Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу! …» (Мудрец)
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий …» (Королевич Елисей)
«Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, проклятье племя, корчить! …» (Балда)
«Горе мне! Попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! Смерть моя пришла…» (Царь Дадон)
Задание 7. Какими словами заканчиваются сказки?
«Сказка о попе и о работнике его Балде»?
А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.
«Сказка о рыбаке и рыбке»?
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
«Сказка о Золотом петушке»?
Сказка-ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
«Сказка о царе Салтане…» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?
Я там был; мёд, пиво пил — и усы лишь обмочил.
Обобщение:
Учитель: Почему сказка ложь? (вымысел). Что за намек, за урок следует извлечь из сказки? (сказка – вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы).
Учитель: давайте подведём итог нашего урока:
- Что объединяет эти сказки? Докажите. (волшебные чудеса, превращения).
- Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий. Высмеивается зло, жадность, скупость, клевета, зависть, невежество).
- В чем же сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло).
VI. Заключительное слово учителя:
Богатое, удивительное наследство – свои сказки, оставил нам А. С. Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется места.
Вы хорошо работали на уроке, молодцы! Я надеюсь, что сказки Пушкина навсегда останутся в вашем сердце. Посчитайте количество жетонов и подведём итоги. Кто же лучше знает сказки А.С. Пушкина. Оказывается, что их хорошо знают все!
— А закончить наш урок я хочу стихами Алифиренко.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
« ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ А.С. ПУШКИНА»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 – 4 КЛАССОВ.
Цели: расширить знания детей о жизни и творчестве А.С.Пушкина, обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках А.С.Пушкина;
развить творческие, интеллектуальные и познавательные способности детей; привить любовь к чтению, к книге;
воспитывать стремление к литературному саморазвитию.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, диафильм, портрет А. С. Пушкина, портрет няни, книги со сказками Пушкина, гусиные перья, картины из сказок, рисунки учащихся из сказок А.С. Пушкина, «чёрный ящик» с предметами,
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
I. Организационный момент.
А. С. Пушкин! Это имя приходит к нам в раннем детстве с колыбели. Трудно найти человека, который бы не любил замечательные произведения русского поэта. Ведь ещё при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии».
Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему все так же крепка, стихи его становятся нам всё ближе, дороже и нужнее.
Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь.
Кто не знает сказок Пушкина! Трудно даже вспомнить, когда вы слышали их впервые. Ещё бы! Ведь тогда вы были совсем маленькие, и кто-то из взрослых читал вам эти сказки вслух, ведь сами читать вы ещё не умели. Но полюбившиеся строчки запомнились на всю жизнь: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет», «Жил-был поп, толоконный лоб», «Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи…»
Волшебный мир пушкинских сказок навсегда становится близким и родным. Совсем забыв о том, что сказкам этим почти двести лет, мы вновь и вновь переживаем за скромную добрую царевну, которую изводит злая царица – мачеха, смеёмся над доверчивым бесёнком, обманутым ловким Балдой, беспокоимся за плывущего по морю в бочке князя Гвидона, радуемся, когда торжествует добро, а зло наказано по заслугам.
Велик и разнообразен сказочный мир Пушкина. Царь Салтан и царь Дадон, царевна Лебедь и золотая рыбка, отважный царевич Елисей и хитрый работник Балда, Черномор и морские богатыри, золотой петушок и затейница белка…..
А чье сердце не вздрагивает от этих манящих слов: «Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был…, и я там был, мёд, пиво пил…» Кто из вас не опускался во сне на дно морское к золотой рыбке? Кому из вас хотя бы на минутку не хотелось превратиться в комара или золотого петушка? Кто не представлял себя царевичем или царевной? Продолжить этот прекрасный сон нам поможет викторина, посвященная творчеству великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
И конечно, каждый из вас воскликнет вслед за Пушкиным: «Что за прелесть эти сказки!»
Разве не научили нас сказки Пушкина уважать труд, осудить лень, глупость.
II. Разминка.
— Ребята, сегодня мы проводим викторину по сказкам нашего любимого поэта –
А. С. Пушкина.
Начнем с небольшой разминки.
1. Где родился А. С. Пушкин? (В Москве) (портрет А. С. Пушкина)
2. Когда он родился? (6 июня 1799 года)
3. Какое знаменитое событие произошло в стране в день рождения Пушкина?
(У императора Павла 1 родилась внучка, и по всей стране звонили колокола)
4. От кого маленький Саша узнал и полюбил русские народные сказки?
(От няни Арины Родионовны) (портрет няни)
5. За что маленький Саша любил свою няню?
6. Став знаменитым писателем, вспоминал ли Александр Сергеевич свою няню?
7. Какое стихотворение он посвятил ей?
8. Сколько лет прошло с момента рождения Пушкина? (220)
9. Сколько всего сказок написал великий поэт? (6, одну из них не закончил)
10. Назовите эти сказки. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
III. Этапы викторины. — Итак, ребята, сегодня мы совершим увлекательное путешествие по сказкам Пушкина.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Предлагаю вам отправиться в сказочную страну под названием «Лукоморье»
(Просмотр диафильма)
А сейчас начнём викторину:
1 этап. «Узнайте сказку по опорным словам».
(закрепить название этапов на магнитной доске)
— Я вам называю слова, которые встречаются в одной из сказок, вы отгадываете название сказки.
1. Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, зеркальце, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
2. Откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
3. Базар, жадность, лошадь, печка, оброк, море, веревка, расплата.
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)
4. Рать, воеводы, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок
(«Сказка о золотом петушке»)
5. Окошко, царь, сестры, бочка, остров, лебедь, богатыри, белка, свадьба, расплата. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
— Молодцы, ребята, двигаемся дальше, следующий этап нашей викторины:
«Узнай эти строчки», вы должны не только ответить, как называется сказка, но и продолжить строчки этой сказки.
2 этап. «Узнайте эти строчки».
1.Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица,-
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября. («Сказка о царе Салтане)
2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу («Сказка о рыбаке и рыбке»)
3. Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
4. Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда,
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ…
Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти такого
Служителя не слишком дорогого? («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
5. Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье,
— Волю первую твою
Я исправлю, как мою. («Сказка о золотом петушке»).
— Молодцы, хорошо, всё получается, продолжаем? И следующий этап нашей викторины «Подскажи словечко», я начну читать предложение, а вы подскажите словечко. Готовы?
3 этап «Подскажи словечко».
-
Жил старик со своею старухой
У самого синего…» (моря).
-
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку, а неведому… (зверюшку).
-
Белка песенки поёт,
Да орешки всё… (грызёт).
-
Призадумался поп,
-
Стал себе почёсывать…(лоб)
-
Ах, ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне … (назло)
-
Вот мудрец перед Дадоном
стал и вынул из мешка… (Золотого петушка)
— Молодцы, и опять всё получилось, а сейчас необычное задание. Перед вами чёрный ящик, в нём лежат предметы из сказок А. С. Пушкина. Вам нужно назвать этот предмет, смотрите не ошибитесь.
4. « Угадай предмет из сказки»
«ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
Для конкурса используется небольшой ящик, который раскрашен в чёрный цвет. Ребятам нужно угадать, что лежит внутри ящика.
— Предмет, который находится в этом ящике, говорил всем всегда только правду. (зеркальце)
— С помощью этого предмета Балда ходил к чертям выбивать оброк. (веревка)
— Этот представитель животного мира может исполнить любое ваше желание.
(золотая рыбка)
— Этот предмет, лишил жизни царевну (яблоко)
— В этом предмете хранились ядра – изумруды (орех)
-Этот предмет помогал петушку осматривать границы царства Дадона (спица)
5 этап «Кроссворд »
1. Все равны, как на подбор,
С ними дядька … (Черномор)
2. Царь … (Салтан) дивится чуду.
3. Навстречу ему … (Балда).
Идет, сам не зная куда.
4. По горизонтали:
Бьется … (Лебедь) средь зыбей,
Коршун носится над ней.
4. По вертикали: Сказочный залив, где ходит кот Ученый. (Лукоморье)
5. … (Белка) песенки поет
Да орешки все грызет.
6. Тучка по небу идет,
… (Бочка) по морю плывет.
7. Бог с тобою, золотая … (рыбка),
Твоего мне откупа не надо.
8. И жених сыскался ей –
Королевич … (Елисей).
— Молодцы, и как только у вас всё получается? Продолжим?
— Ребята, к сожалению, не все герои сказок могут быть с нами сегодня.
Но они прислали нам телеграммы, где объясняют, почему они не могут этого сделать.
Внимание! Нужно узнать, от кого пришли телеграммы, назвать героя и сказку.
6 этап « Сказочные телеграммы »
• «Приеду с подарками, так как на весь мир одна наткала я полотна».
(Вторая сестрица. «Сказка о царе Салтане…»)
• «Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить,
да проклятое племя корчить!»
(Балда. «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
• «Очень жаль, приехать не могу. Горе мне! Попались в сети оба наших сокола! Горе! Смерть моя пришла!»
(Царь Дадон. «Сказка о золотом петушке».)
• «Приехать никак не могу. Пуще прежнего старуха вздурилась».
Старик. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
• «Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут,
знать, не будет мне обидно!»
(Молодая царевна. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
-Молодцы, ребята, всё у вас получается, а сейчас очень интересное задание, оно состоит в том, что вам нужно посмотреть на сюжетную картинку, вспомнить сказку, героя и произвести озвучку этого момента.
7 этап «Озвучка»
|
|
|
(«Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку».) «Сказка о золотом петушке» |
«Отпусти ты, старче, меня в море, Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь, чем только пожелаешь…» «Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе». «Сказка о рыбаке и рыбке» |
«Здравствуй, Балда мужичок; Какой тебе надобен оброк? Об оброке век мы не слыхали, Не было чертям такой печали. « Что ты выдумал, право? Где тебе тягаться со мною, Со мною, самим Балдою? Экого послали супостата! Подожди-ка моего меньшого брата» «Сказка о попе и работнике его Балде» |
|
|
|
-Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?) «Сказка о мёртвой царевне…» |
«Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с неё корыто, Наше – то совсем раскололось». «Сказка о рыбаке и рыбке» |
«Кабы я была царица, — Говорит одна девица , — То на весь крещенный мир Приготовила б я пир» «Кабы я была царица, — Говорит ее сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна» «Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки- царя Родила богатыря» Сказка о царе Салтане» |
-Молодцы, ребята, всё у вас получается, а сейчас проведём небольшую разминку.
ИГРА « БАЛДА У МОРЯ».
Условия игры: Выбирается Балда, черти, чертится круг –« море».
Балда скакалкой – неводом « морщит» море, а черти подпрыгивают в кругу, чтобы Балда их не поймал своим неводом.
— Отдохнули? Тогда продолжим викторину. Готовы?
— Ребята, нам надо отправить по адресам найденные вещи, которые были сданы в бюро находок. Всем детям раздаются рисунки, на которых изображены разные предметы
— Молодцы, продолжим. Следующим этапом нашей викторины «Рыбалка или Золотая рыбка»
8 этап «Рыбалка или Золотая рыбка»
(Магнитная доска оформлена в виде аквариума, к ней прикреплены рыбки)
Желающие по очереди снимают с доски рыбку. На каждой рыбке написан вопрос.
Ребёнок вслух зачитывает вопрос
Вопросы рыбок.
1. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер)
2. Какую плату назначил Балда за свою работу у попа? (В год три щелчка по лбу.)
3. Как звали сына царя Салтана? (Гвидон.)
4. В «Сказке о царе Салтане…» есть такие слова:
… белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе…
— Что пела белочка? («Во саду ли, в огороде».)
5. Рыбка не исполнила последнее требование старухи. Что же старуха требовала? («Хочу быть владычицей морскою. Чтобы жить мне в Окияне-море, чтоб служила мне рыбка золотая…»)
6. Что спрашивала у старика рыбка, являясь на зов, и как он ей отвечал?
(«Что тебе надобно, старче?» — «Смилуйся, государыня рыбка!»)
7. Кто в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» подсказал Елисею, где ему искать невесту? (Ветер.)
8. Как звали пса, который жил у семи богатырей? (Соколко.)
9. Что пообещал царь Дадон мудрецу за золотого петушка?
(«…Волю первою твою я исполню, как мою…»)
10. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о Золотом петушке»? (Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.)
Молодцы! Следующим этапом нашей викторины будет:
9этап. « Путаница»
— Ребята, герои наших сказок заблудились и попали в чужие сказки, помогите им найти свою сказку.
1. Вот мудрец перед Салтаном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
(Царь Салтан попал в Сказку о золотом петушке на место царя Дадона).
-
— Здравствуй рыбак-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
(Рыбак попал в Сказку о попе и о его работнике Балде на место Балды)
-
Жил князь Гвидон со своею прекрасною царевной Лебедь
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно 30 лет и 3 года.
Князь Гвидон ловил неводом рыбу,
Царевна Лебедь пряла свою пряжу.
(Князь Гвидон и царевна Лебедь попали в «Сказку о рыбаке и рыбке» на место рыбака и его старухи).
ь 4. «Свет мой, петушок! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей петушок в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, старуха всех милее,
Всех румяней и белее».
И старуха хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо на петушка глядясь.
(Петушок из «Сказки о золотом петушке» и старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» оказались в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» на месте: петушок — зеркальца, старуха — царицы-мачехи.)
10 этап «Сказочные объявления»
— Ребята, а сейчас вам предстоит узнать адрес героев сказок, которые предлагают свои услуги. Смотрите, не ошибитесь!
— Предлагаю свои услуги:
Работаю за семерых.
Могу: запрягать лошадь, топить печь, закупать продукты на рынке, печь, варить кашу,
нянчить детей.
Мой адрес: («Сказка о попе и работнике его Балде» Балда.)
-Тем, кто интересуется жилплощадью! Сдаю на лето свою горницу за умеренную плату. В горнице имеются: кругом лавки, крытые ковром, под святыми стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой.
Мой адрес: («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
— Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?
Наш адрес: (Обращаться к царице — мачехе из «Сказки о мертвой царевне…».)
— Тем, кто не может утром проснуться по звону будильника,
предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде.
Адрес: («Сказка о золотом петушке».)
— Тем, кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться…
К золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке».
— Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы.
Излечиваются такие заболевания, как: укусы правого и левого глаза, волдыри на носу.
Начало ближайших занятий в «Сказке о царе Салтане»
— На работу в лесопункт требуется: повар, конюх, плотник.
Выплачиваются премиальные и вознаграждение по итогам работы за год.
Мой адрес: «Сказке о попе и работнике его Балде.»
11 этап «Числа в сказках»
— А теперь, ребята, давайте вспомним об уроке математики, математика – это задачи, числа, так какие числа встречаются нам в сказках и в каких сказках?
(если ребята затрудняются назвать, то тогда учитель с помощью наводящих вопросов им помогает)
1. Сколько было богатырей в « Сказке о мёртвой царевне»? (7 богатырей) 2. Живёт он в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых. ( Балда)
3.Сколько девиц под окном пряли поздно вечерком? (3)
4. Сколько лет рыбачил старик ? (30 лет и 3 года)
5. Какое приданное было готово для молодой царевны? (7 торговых городов,
да 140 теремов)
6.Сколько дней ждал царь Дадон вестей от своих сыновей? (8)
-Молодцы, хорошо! Продолжим…
12 этап «Да – нет»
— Царь Дадон и Шамаханская девица? (Да)
— Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет)
— Королевич Елисей и мертвая царевна? ( Да).
— Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет)
— Попадья и Золотая рыбка? (Нет)
— Царь Салтан и 33 богатыря? (Да).
— Ну, вот мы и вспомнили сказки А. Пушкина. А теперь давайте вспомним всех сказочных злодеев из этих сказок. Кто из вас назовёт назовет большее число отрицательных героев сказок.
(Поп, Бес, Ткачиха, Повариха, Сватья баба Бабариха, Коршун- чародей; Старуха, Царица-мачеха; Царь Дадон, Шамаханская царица; Черномор, Баба-яга, Кощей и т. д.)
— Вот и закончился наш последний конкурс. Молодцы, ребята!
Вы сегодня очень хорошо отвечали на все вопросы и показали свои знания
А.С. Пушкина.
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья! —
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Дополнительные вопросы к сказкам
1. Сколько было богатырей в « Сказке о мёртвой царевне»? ( 7 богатырей).
2. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху? ( В нос)
3. На каком острове выстроил дворец Гвидон? ( На острове Буяне)
4. Царь Дадон – персонаж какой сказки? ( « Сказки о золотом петушке»)
5.Какие чудеса были за морем в « Сказке о царе Салтане…»? (Белка грызла золотые орешки, 33 богатыря, Царевна – Лебедь.)
6. Куда посадили бояре молодую царицу с сыном в «Сказке о царе Салтане…»? (В бочку)
7. Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон)
8. В кого и в какой последовательности превратился князь Гвидон? (Комар — муха — шмель)
9. Кем стали девицы по приказу Салтана? (Ткачихой, поварихой, царицей)
10. Сколько раз закидывал в море невод старик в тот день, когда поймал золотую рыбку? (Три раза)
11. Что поймал старик в первый и во второй раз? (Первый раз — тину, второй раз — морскую траву)
12. Назовите по порядку, что хотела от рыбки старуха? (Старуха посылала старика к рыбке пять раз. Просьбы были такие: новое корыто, изба, желание стать столбовою дворянкой, затем вольною царицей и, наконец, владычицей морскою)
13. У кого в тереме гостила пропавшая царевна? (У семи богатырей)
14. Что случилось со злой царицей в конце сказки? (Она умерла)
15. Кто нанял Балду своим работником и за какую плату? (Поп за 3 щелчка)
16. С кем соревновался Балда, чтобы получить оброк? (С бесенком (чертенком)).
17. Какой фразой заканчивается «Сказка о попе и о работнике его Балде»? (А Балда говорит в укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)
18.Как звали царя в «Сказке о Золотом петушке»? (Дадон)
17. Кто подарил царю Золотого петушка? (Звездочет)
18. Какими словами заканчивается «Сказка о Золотом петушке»? (Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок)
19. Какими слова обращался старик к золотой рыбке? (Смилуйся, государыня рыбка!)
20.А какими словами заканчиваются сказки: «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (Я там был; мёд, пиво пил – И усы лишь обмочил.)
Цель урока:
Образовательные:
- продолжить знакомство учащихся с биографией и
творчеством А. С. Пушкина; - совершенствовать навык чтения; правильность,
выразительность, беглость, дикцию; - формировать умение логично излагать свои мысли
во время устной речи; - прививать интерес к предмету.
Развивающие:
- развивать устную речь учащихся, формировать
читательскую самостоятельность; - развивать образное и логическое мышление,
воссоздающее творческое воображение детей; - расширять кругозор детей;
- развивать навык словесного рисования;
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать умение анализировать, обобщать,
сопоставлять, и другие логические операции
мышления.
Воспитательные:
- воспитание норм морали и нравственности через
принятие идейной нагрузки художественного
произведения; - воспитание интереса к миру детской
художественной литературы и жизни талантливых
людей; - воспитание усидчивости, взаимоуважения,
взаимовыручки; - воспитывать умение работать дружно,
согласованно с одноклассниками.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран, магнитофон;
- Портрет А. С. Пушкина;
- Выставка книг А. С. Пушкина.
- Рисунки детей по сказкам А. С. Пушкина
Ход урока
I. Организация детей на занятие.
Приветствие учащихся. Организация рабочего
места.
Ребята, мы с вами на уроках чтения
познакомились со сказками А. С. Пушкина Сегодня у
нас литературная викторина по сказкам. Мы узнаем
, что нового вы узнали и чему научились?
II. Актуализация опорных знаний учащихся. Беседа
об авторе.
Но прежде чем говорить о сказках, давайте
вспомним, что мы узнали о самом авторе.
Когда и где родился А. С. Пушкин?
- В Москве, 6 июня 1799 год
Когда А. Пушкин начал сочинять стихи?
- Он начал сочинять рано, когда был совсем
маленьким.
Кто учил его писать по-русски?
- (Писать по-русски учила его бабушка)
Кто ему рассказывал сказки?
- (Няня Арина Родионовна и дядька Никита)
Учитель: Александр Сергеевич больше любил с
няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки
рассказывать, так он и не шелохнется, боится
слово пропустить. На основе этих рассказов он
создал свои сказки, которые вы все знаете.
Назовите их:
- «Сказка о рыбаке и рыбке»
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
- «Сказка о царе Салтане:»
- «Сказка о попе и его работнике Балде»
- «Сказка о золотом петушке«
«О чем-то скрипит половица:» О чем-то скрипит
половица, И спице опять не спится, Присев на
кровати, подушки Уже навострили ушки: И сразу
меняются лица, Меняются звуки и краски: Тихонько
скрипит половица, По комнате ходит сказка:
Викторина по сказкам
Вопросы к «Сказке о рыбаке и рыбке»
1. Сколько лет жили старик со старухой у
синего моря? 30 лет и три года
2. Сколько раз кинул старик невод, прежде чем
поймал золотую рыбку? Два раза.
«В третий раз закинул он невод, — Пришел
невод с одною рыбкой».
3. Сколько времени была старуха царицей? . . . .
Две недели. «Вот неделя, другая проходит. . . «
4. Сколько просьб старика выполнила рыбка?
Четыре просьбы (корыто, изба, дворянка, царица).
5. Сколько раз старик ходил к рыбке с
просьбами? Пять раз
6. Что спрашивала у старика рыбка, являясь на
зов, и как он ей отвечал?
- «Что тебе надобно старче?» —
- «Смилуйся государыня рыбка!. . ,»
Вопросы к «Сказке о царе Салтане»
1. В кого превращался князь Гвидон, когда
летал в царство Салтана?
В комара, муху, шмеля
2. От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь?
От чародея
3. Кем приходится сватья баба Бобориха царю
Гвидону? Родной бабушкой.
(«А царевич хоть и злится, Старой бабушки
своей». )
4. Как назывался остров на пути в царство
славного Салтана? Остров Буян
5. Назови любимую песню белочки? «Во саду
ли:»
6. Какими словами встречала царевна-лебедь
князя Гвидона у моря?
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты
тих, как день ненастный? Опечалился чему?»
Вопросы к «Сказке о попе и работнике его
Балде»
1. С каких слов начинается «Сказка о попе:» Жил-был
поп, толоконный лоб
2. Какую плату назначил Балда за свою работу у
попа? «. . . в год затри щелчка полбу. . . «
3. Как попадья учила попа Балду без расплаты
отправить?
«Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь:
А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь».
4. За сколько лет должен был собрать Балда
оброк с чертей?«Лучшего б ненадобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года».
5. Кого послал старый бес соревноваться с Балдой
в хитрости? «. . . вышлю к тебе внука».
Физкультминутка для глаз.
Белочка любила делать зарядку для
глаз. Давайте и мы потренируем глазки:
Вопросы к «Сказке о золотом петушке»
1. Какими словами извещал петушок царя Дадона
о том, что опасности возле его царства нет? «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
2. Сколько времени никто не беспокоил царство
Дадона?
«Год, другой проходит мирно; Петушок сидит
все смирно «. (2 года. )
3. Откуда пришла беда в царство Дадона? «Видит,
бьется петушок. Обратившись на восток «.
4. Сколько сыновей было у царя Дадона?
‘Что за страшная картина. ‘ Перед ним его ова
сына Без шеломов и без лат Оба мертвые лежат «.
5. Кто встретил царя Дадона?
«В сарачинской шапке-белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец» (Мудрец, звездочет. )
6. Как отблагодарил царь Дадон мудреца за
помощь?
Царь хватил его жезлом По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон».
7. Какими словами заканчивается «Сказка о
золотом петушке»?
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам
урок».
Вопросы к «Сказке о мёртвой царевне и о семи
богатырях»
1. Какое приданое приготовил царь своей
дочери?
«Семь торговых городов Да сто сорок
теремов». . .
2.
«Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном. . . «
Почему братьев, ведь она была единственной
дочерью царя?
Потому, что семь богатырей сами назвали ее
сестрицей:
«Коли красная девица, Будь нам милая
сестрица».
3. Кто дал царевне отравленное яблоко?
Чернавка
4. Кличка собаки семи богатырей? Соколка
5. К кому обращался королевич Елисей с просьбой
о помощи?
«Свет наш солнышко. . . «, «Месяц, месяц,
мой дружок. . . «,
«Ветер, ветер! Ты могуч. . . «
6. Зачем пошел королевич Елисей к горе, узнав,
что его невеста умерла?
«. . . пошел к пустому месту, На прекрасную
невесту Посмотреть еще хоть раз».
7. От чего умерла мачеха? «Тут тоска ее взяла.
. . »
Обобщающие вопросы по сказкам
1. Из какой это сказки?
«Выбрал я жену себе, Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья, Твоего благословенья».
Из «Сказки о царе Салтане»
2. О ком идет речь:
«И, кого ни спросит он Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется, Кто скорее отвернется. . .
«?
О Королевиче Елисее.
3. Из какой это сказки:
«Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить»?
Сказка «О попе и работнике его Балде».
4.
«Вдруг шатер распахнулся. . . и девица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя». Что это за девица?
Шамаханская царица из «Сказки о золотом
петушке».
5. Кем предстала перед стариком старуха:
» В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки»
Столбовою дворянкой
Физкультминутка
Изобразите:
— Волны на море
— Как князь Гвидон натягивает лук и пускает
стрелу.
— Изобразите лебедь — гордая осанка, красивая
шея. Как лебедь превращается в царевну.
— Как Царевна-лебедь обрызгала Гвидона
— Как Гвидон уменьшился до комара, полетел на
корабль и в щель забился. Садимся за парты,
расправили плечи, продолжим работу.
Конкурсы-задания «По страницам прочитанных
книг»
Задание 1. «Угадайте сказку по иллюстрации»
Задание2. «КТО ОТПРАВИЛ ТЕЛЕГРАММУ?»
1.
— Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, проклятье племя, корчить! (Балда)
2.
Вижу я, что тут
Люди добрые живут;
Знать не будет мне обидно! (Молодая царевна)
3.
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют все мне
Государевой жене. (Третья сестрица)
4.
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу! (Мудрец)
Задание 3. «Расшифруй слова и назови, из каких
сказок эти предметы»
АЗРОКЕЛ | 5137426 | ЗЕРКАЛО |
ЫБАРК | 23514 | РЫБКА |
ТЕОШПКУ | 3265174 | ПЕТУШОК |
ЕЛАБК | 23514 | БЕЛКА |
ОМШЕК | 41325 | МЕШОК |
Задание 4. «Узнайте сказку»:
Терем, прялка, солнышко, месяц, свадьба.
Изба, Шатер, звездочет, петушок. Князь, муха, остров, царь, лебедь. |
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о «Сказка о царе Салтане:» «Сказка о рыбаке и рыбке» |
Задание 5. «Узнай, из какой сказки эти строки»:
1.
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, — лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Шлет за ним гонца с поклоном.Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
(«Сказка о золотом петушке»)
2.
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно.
Никого меж тем не видно.
Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей. Старший молвил: «Что за
диво! Всё так чисто и красиво. Кто-то терем
прибирал. Да хозяев поджидал. Кто же? Выдь и
покажися, С нами честно подружися. Коль ты старый
человек, Дядей будешь нам навек. Коли парень ты
румяный, Братец будешь нам названый. Коль
старушка, будь нам мать, Так и станем величать.
Коли красная девица, Будь нам милая сестрица».
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
3.
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: «Нужен мне работник»
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
Балда говорит:
«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу».
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)
Инсценирование учащимися отрывка из сказки о
«Царе Салтане»
Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает;
Чудо чудное завесть
Мне б хотелось. Где-то есть
Ель в лесу, под елью белка;
Диво, право, не безделка —
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Но, быть может, люди врут».
Князю лебедь отвечает:
«Свет о белке правду бает;
Это чудо знаю я;
Полно, князь, душа моя,
Не печалься; рада службу
Оказать тебе я в дружбу».
С ободренною душой
Князь пошел себе домой;
Лишь ступил на двор широкий —
Что ж? под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
Изумился князь Гвидон.
«Ну, спасибо, — молвил он, —
Ай да лебедь — дай ей боже,
Что и мне, веселье то же».
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом,
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.
Задание 6. «Соотнеси предметы с названием
сказки»
Задание 7. Письменная работа с карточками.
Подведение итогов урока.
Что нового вы открыли для себя на уроке? Что
запомнилось?
Учитель: В сказках говорится о бедных и
богатых. В них высмеивается лень, жадность
богатых и скупость, прославляется ум, смекалка
простых людей! В сказках всегда побеждает добро.
Молодцы! Вы сегодня отлично потрудились,
спасибо.
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.Читайте Пушкина, друзья! —
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!
Литература
- Климанова Л. Ф. и др. «Родная речь» 4 класс,
часть 1. М. , «просвещение» 2006г. - Козлова М. А. «Я иду на урок в начальную школу»
часть1, Книга для учителя. М. , «Первое сентября»
2000г. - Романовская З. И. «Живое слово» 1,2 часть. , 3
класс, М. , — Астрель» 2003г
Карточки для учащихся (работа по вариантам)
I вариант.
1.
Из каких сказок Пушкина эти слова? Напишите
название сказки.Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя. ________________________
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!_____________________
2.
Продолжить строчки:
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
_________________________________
3. Что приговаривал Балда, когда расплачивался
за работу у попа?
_________________________________
4. Как звали девушку-служанку из «Сказки о
мертвой царевне и семи богатырях»?
_________________________________
5. Какие просьбы старика исполнила рыбка?
_________________________________
II вариант.
1. Из каких сказок Пушкина эти слова? Напишите
название сказки.
Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.__________________________________
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.___________________________________
2. Продолжить строчки:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой____________________________
3. За какую плату согласился работать Балда?
___________________________________
4. Что кричал петушок из «Сказки о золотом
петушке», когда видел опасность?
___________________________________
5. С какими словами обращалась к зеркальцу
царица из «Сказки о мертвой царевне и семи
богатырях»?
___________________________________