Какой автор писал рассказы о природе

Я в детстве не любила рассказы о природе. Лида тоже не любит. Но читать все равно надо( Тем более, возможно, мы просто не те рассказы читаем.Вот я составила для себя примерный список авторов, писавших о природе. Рассказы о природе обычно маленькие, но их очень много, я в список внесла лишь некоторые, для примера. Для себя решила начать со сборников рассказов о природе, посмотрим, как пойдет. А потом, возможно, и отдельных авторов начнем читать.

undefined

undefined

undefined

undefined

undefined

undefined

1. Мамин-Сибиряк Дм.

Аленушкины сказки

Воробьиные истории

Светлячки

Богач и Ерёмка. Приемыш.

2. Пришвин М.

Лисичкин хлеб

Зверь бурундук

Ребята и зверята

Про птиц и зверей

3. Чарушин Е.

Рассказы про Томку, Тюпу, Пуньку и др.

4. Бианки В.

Синичкин календарь

Птичьи разговоры

Лесные домишки

Сова

Рыбий дом

Мастера без топора

Про птиц и звере

Наши птицы

Как муравьишка домой спешил

Мышонок Пик

5. Снегирев Г.

Охотничьи истории

Хитрый бурундук

6. Соколов-Микитов И.

Лесные рассказы

Год в лесу

7. Паустовский К.

Похождения жука-носорога.

Заячиь лапы.

Прощание с летом

8. Сахарнов С.

Рам и Рум

В гостях у крокодилов

Дельфиний остров

Кто живет в теплом море

Сказки из дорожного чемодана

9. Чаплина В.

Фомка- белый медвежонок

Как заяц в лесу живет

Мои питомцы

Забавные животные

10.Сладков Н.

Лесные сказки

Лесной календарь

Лесные тайнички

Бюро лесных услуг

Весенние радости

11. Житков Б.

Беспризорная кошка

Мангуста

Что бывало

Как я ловил человечков

12. Коваль Ю.

Алый

Заячьи тропы

Полынные сказки

13. Аракчеев Ю.

Сидел в траве кузнечик

Кто они такие

14. Скребицкий Г.

Лесной голосок

Длиннохвостые разбойники

15. Шим Э.

Приключения зайца

Муравейник

Жук на ниточке

Утка в бутылке

Толстой Л., Ушинский К., Даль В. и др.

Сразу скажу, что читала я не все из этого, точнее, многое читала в детстве и не помню. Буду рада советам/дополнениям. И еще — хочу выделить у этих писателей рассказы о животных с элементами приключения, как Кот-ворюга, Мышонок Пик. Эти Лиде должны понравиться. И еще мне очень понравилась книга Н. Павловой Желтый, белый, Лиловый — может, посоветуете что-то типа этого? О насекомых, растениях

Любые идеи лучше прививаются не «в лоб», а между делом: в повседневном общении, через пример родителей и, конечно, во время чтения книг. Особенно художественных.

Предлагаю вашему вниманию 15 книг, которые ненавязчиво учат заботе о природе и уважению ко всему живому. Расположены книги по возрастам.

Бренда З. Гиберсон «Жизнь в тайге»

Книга рассказывает о жизни в бореальном лесу, или тайге. Этот лес занимает одну треть зелёного покрова нашей планеты, в нём живут тысячи видов животных и птиц. Сегодня, когда такая уникальная экосистема находится под угрозой, обязательно стоит читать эту книгу.
Авторский текст довольно простой – коротенькие рассказики-зарисовки о жизни зверей в тайге. Но, конечно, самое главное достоинство книги – это великолепные иллюстрации Геннадия Спирина. Все детали прорисованы очень тщательно – шерсть животных, цветочки, травинки, комарики.
Рекомендуемый возраст: от 3 лет

Николай Сладков. Рассказы и сказки о природе.

Писатель нашего детства, Николай Сладков, написал более 60 книг о природе. «Лесные тайнички», «Бюро лесных услуг», «Лесной каледнарь» и многие другие книги этого автора рассказывают интересные и познавательные случаи из жизни живой природы, зверей и птиц.

Чтобы стать настоящим добрым другом всему живому миру, надо много узнать о лесах и полях, реках и озерах, горах и тундре, тайге и пустынях, и еще об очень-очень многом. Именно об этом и рассказывают книги Николая Сладкова, пронизанные бесконечной любовью к природе.

Рекомендуемый возраст: от 4 лет

Михаил Пришвин. Рассказы и сказки о природе.

«Лисичкин хлеб», «Этажи леса», «Лесной доктор» и другие его произведения делают лес ближе и понятнее нам, читателям.

«Лисичкин хлеб», «Этажи леса», «Лесной доктор» и другие его произведения делают лес ближе и понятнее нам, читателям. Его рассказы, даже самые небольшие, просты и доступны. Мастерство автора, его манера передать непревзойдённость окружающей природы действительно восхищают. Он описывает шум ветра, запахи леса, повадки животных и их поведение, шелест листьев с такой точностью и достоверностью, что читатель при прочтении невольно попадает в эту среду, переживая всё вместе с писателем.

Рекомендуемый возраст: от 4 лет

Агостино Траини «Жизнь и приключения синьора Вишни»

Книга рассказывает о долгой и увлекательной жизни вишнёвого дерева – как оно выросло из вишнёвой косточки, как пережило свою первую зиму, как превратилось в большое красивое дерево, на котором появились вишни и как потом, когда дерево стало уже старым, его спилили и сделали из него кровать.

В конце книги приведены интересные опыты для детей и их родителей.

Рекомендуемый возраст: от 4 лет

Дженни Десмонд «Синий кит»

Книга посвящена самому большому животному нашей планеты – синему киту. Написанная правдиво и в то же время увлекательно, эта книга создана для тех, кто не любит энциклопедии с сухим набором цифр и фактов. Она наполнена научными знаниями, которые поданы в виде увлекательной сказки на ночь. Атмосферные иллюстрации погружают ребенка в мир морских гигантов, а детали-подсказки позволяют ему сделать массу интересных открытий.
Рекомендуемый возраст: от 5 лет

Тамара Михеева «Шумсы — хранители деревьев»

Шумсы – загадочные существа, со своим наивным, трогательным взглядом на жизнь и очень человеческими отношениями. Они живут в деревьях и охраняют их.

Сказка наполнена запахом леса и шуршанием листьев. Здесь нет каких-то невероятных приключений, зато много внутреннего спокойствия. Шумсы учат юных читателей доброте, сочувствию и бережному отношению ко всему живому.

Внимание! Первая книга про шумсов заканчивается на грустной ноте, это стоит учитывать, читая чувствительным детям.

Рекомендуемый возраст: от 6 лет

Жан Жионо «Человек, который сажал деревья»

Это рассказ-притча, рассказ-аллегория. В нём повествуется о пастухе, неустанно и кропотливо превращающем долину в Альпах из скалистой, холодной и неуютной местности в приветливый сад. В произведении есть ответ на вопрос: что может сделать один человек против всего мира?

«Я стремился пробудить в людях любовь к деревьям, а точнее, любовь к посадке деревьев», — говорит автор. И это сработало: хотя сам персонаж книги вымышлен, множество реальных людей последовали литературному примеру. Например, Джадав Пайенг в одиночку посадил лес площадью в 5 квадратных километров в Индии, а вдохновлённый книгой активист Бхошеб Торат посеял 45 млн семян.

По рассказу также снят прекрасный анимационные фильм.

Рекомендуемый возраст: от 6 лет

Кир Булычёв «Речной доктор»

Давным-давно люди селились у целебного родника и поклонялись богу воды. Прошло время, бога забыли, а родник завалили мусором.

И вот однажды пришёл странный молодой человек, чтобы спасти родник. Речной доктор. Бороться с экологической катастрофой ему помогали дети Гарик и Ксюша.

Рекомендуемый возраст: от 6 лет

Николай Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Классика, которая, увы, многим набила оскомину. Но попробуйте прочесть это стихотворение не когда задали в школе, а просто так. Прочесть вслух ребёнку, разбирая непонятные слова по ходу чтения. И вы увидите, сколько доброты и нежной заботы к братьям нашим меньшим там заключается.

Рекомендуемый возраст: от 7 лет

Тамара Михеева «Дети дельфинов»

Мальчик Серёжа живёт на острове в научном центре по изучению океана и его обитателей (в первую очередь, дельфинов). Однажды он с двумя друзьями стал исследовать окрестности и обнаружил, что остров гораздо многолюднее, чем он думал.

В этой повести – как и бывает в сознании ребёнка – переплетаются выдумка и реальность. Кажется, что это лишь приключенческая книга, но она гораздо глубже.

Это книга о взрослении, о том, что в жизни наступает момент, когда нам приходится взять на себя ответственность за то, что происходит в его мире. Просто, чтобы не дать этому миру исчезнуть навсегда.
Рекомендуемый возраст: от 7 лет

Леена Крун «В одежде человека»

Искренняя и трогательная повесть о пеликане, который мечтал стать человеком. Мальчик Эмиль открывает ему мир людей большого города. И вот пеликан раздобыл человеческую одежду и отправляется в город, где никто даже не обратил внимания на то, что это птица, а не человек.

Пеликана привлекало в людях умение работать, создавать музыку и прочие шедевры. Но оказалось, что за этими преимуществами человека перед птицей таится боль, жестокость и печаль. Пеликан узнаёт, что «без дома ты бродяга, без образования ты не можешь работать, без денег не можешь попросту жить». Это тяжело понять птице, которая вольна жить, как ей вздумается.

Дочитав повесть до конца, мы получаем урок любви и доброты, сопричастности всему живому на земле.

Рекомендуемый возраст: от 7 лет

Игорь Шпиленок «Мои камчатские соседи. 370 дней в Кроноцком заповеднике. Фотокнига»

Автор книги, фотограф-натуралист, основатель заповедника «Брянский лес», рассказывает о том, как он прожил чуть более года в удалённом от цивилизации Кроноцком заповеднике.

Эта книга полна прекрасных профессиональных фотографий, интересных историй и познавательных фактов. Почему, например, нельзя оставлять кашу на туристической стоянке? Чем это может быть опасно для медведей?

Книга написано живо, с юмором и, главное, это не вымысел, а заметки натуралиста. Читая, невозможно не полюбить соседей автора – лис Злодей Злодеича и Алису, медведей Робинзона и Суземку – и, конечно, прекрасную первозданную природу.

Книга призвана привлечь внимание широкой общественности к проблемам охраны природы нашей планеты.
Рекомендуемый возраст: от 8 лет

Джеральд Даррелл «Под пологом пьяного леса»

В такой экологической подборке просто не обойтись без книг Джеральда Даррела, великолепного писателя-натуралиста, знаменитого путешественника.

«Под пологом пьяного леса» – живой, захватывающий рассказ о том, как автор с женой в течение полугода путешествовали по Южной Америке в поисках новых экземпляров для уникальной зооколлекции. Всё свое время молодые супруги посвящали заботе об экзотических питомцах: броненосцах, опоссумах и редких видах птиц. Но в грандиозные планы Дарреллов вмешались неожиданные политические обстоятельства – вывоз уникальной коллекции оказался под вопросом…
Даррел пишет легко и с юмором. Его книги помогают по-новому взглянуть на мир живой природы и ощутить себя неотъемлемой его частью.
Рекомендуемый возраст: от 10 лет

Джой Адамсон «Рождённая свободной»

Удивительная история о том, как природа становится для кого-то делом всей жизни. Джой Адамсон, художница, писательница и натуралистка, исследует дикую природу в Африке и жизнь львицы Эльзы. Вместе со своим мужем Джой воспитывает львицу, так как после трагического случая маленькие львята, включая Эльзу, остались без матери.

Эльза стала первым львом, который был успешно возвращён в дикую природу, и Адамсон описала этот опыт в книге. Книга читается на одном дыхании, а от мысли, что всё это происходило на самом деле, просто дух захватывает.

Произведение долго держалось в списке бестселлеров. Вырученные деньги писательница потратила на привлечение внимания к проблемам дикой природы и браконьерства в Африке.

Рекомендуемый возраст: от 12 лет

Габова Е. «Плыли облака»

В Сибири и на севере нашей страны сохранилось бескрайнее море лесов, где, к сожалению, нередко теряются люди. Идут за грибами, на прогулку – и пропадают, заблудившись. Их ищут сотни добровольцев, но, увы, порой безрезультатно.

Вот и подростки Яна с Володей, отправившись на прогулку, поняли, что заблудились. С этого момента развиваются две сюжетные линии. Первая – как выжить в тайге совершенно городским жителям. Ребятам приходится вспоминать все, что они знали и читали о жизни на природе, до чего-то – доходить своим умом. Вторая сюжетная линия – отношения ребят. Они начинают иначе ценить друг друга, зарождается первая любовь, причём в таких экстремальных условиях.

Книга о величии и дикости природы, о необходимости уважения к ней.

Рекомендуемый возраст: от 12 лет

В зале каталогов Николаевской районной библиотеки оформлена книжно-иллюстративная выставка под названием «… И с книгой открываю мир природы».  Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала браться за перо. Сколько писателей в стихах и в прозе воспели эту красоту! В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

Велико наследие литературы XIX века. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие прошедшей эпохе. Трудно представить поэзию Пушкина, Тютчева, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Бунина, Чехова без описания картин русской природы. Произведения этих и других авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души.

 Один из основоположников классической русской прозы Иван Сергеевич Тургенев с раннего детства всей душой полюбил природу.

Прогулки в лес, охота заложили в нем глубокие впечатления, которые позднее, спустя годы и годы, стали неиссякаемым источником писательского вдохновения. В творчестве писателя природа является душой России. В его произведениях прослеживается единство человека и мира природы, будь то зверь, лес, река или степь. Это хорошо показано в рассказах, которые составляют знаменитые «Записки охотника». Эта и другие книги представлены на выставке.

 Перед читателями поэзии Николая Алексеевича Некрасова постоянно возникают картины русской природы, которые можно назвать пейзажами. В стихотворении поэта «Железная дорога» в природе все поэтизировано: и пни, и моховые кочи, и лед, словно тающий сахар.

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед, неокрепший на речке студеной,
Словно как тающий сахар, лежит;

Взаимоотношения человека с природой передано и в поэме «Саша». Героиня, чьим именем названа поэма, плакала, когда вырубали лес. Была нарушена вся сложная жизнь леса: звери, птицы, насекомые — все лишились своего жилища. Книги Н.А. Некрасова есть в районной библиотеке в достаточном количестве, и, если есть желание, к ним всегда можно обратиться и перечитать, может быть, любимые строчки его стихотворений и поэм. Именно Некрасов — критик — открыл Федора Ивановича Тютчева для читателя. «Тютчев принадлежит к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии». Некрасов первым сказал о Тютчеве, как о великом поэте.

В лирике Тютчева отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью. Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой природы.Природа в стихах Тютчева очеловечена, внутренне близка и понятна человеку:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Творчество писателя Михаила Михайловича Пришвина от начала до конца полно глубокой любви к родной природе. Пришвин был одним из первых, кто заговорил о необходимости сохранения равновесия сил в природе, о том, к чему может привести расточительное отношение к природным ресурсам.

Не зря Михаила Пришвина называют «певцом природы». В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. Еще в первом произведении «В краю непуганых птиц» Пришвин тревожится отношением человека к лесам «…Только и слышишь слово «лес», но с прилагательным: пиленый, строевой, жаровой, дровяной и т.д.». Но это полбеды. Вырубаются лучшие деревья, используются только равные части ствола, а остальное «… бросается в лесу и гниет. Гниет также и пропадает даром весь сухолистный или поваленный лес …» Об этой же проблеме идет речь в книге очерков «Северный лес» и в «Корабельной чаще». Бездумная вырубка леса по берегам рек приводит к нарушениям во всем большом организме реки: размываются берега, исчезают растения, служившие пищей для рыб.

В «Лесной капели» Пришвин пишет о черемухе, которую во время цветения так неразумно ломают горожане, унося охапки белых душистых цветов. Ветки черемухи в домах простоят день — два и отправятся в мусорные бачки, а черемуха погибла и больше не порадует своим цветением будущие поколения. А иногда, казалось бы, совсем безобидным способом, невежественный охотник может привести дерево к гибели.

Да, книги написаны давно, а проблемы почему-то остались те же и по сегодняшний день. Не меняется, к сожалению, психология людей…

Не обошли тему природы и писатели 20 века. Но если раньше природу воспевали, восхищались ею, то в произведениях писателей современников ясно звучит призыв спасти то, что мы теряем. Нравственные и экологические проблемы отразились в произведениях Чингиза Айтматова, Валентина Распутина, Виктора Астафьева и многих других писателей.

С темой природы тесно связано творчество Валентина Григорьевича Распутина. Писатель, выросший в Сибири, отдал свое сердце этому краю. Величавые сибирские просторы, необыкновенный мир байкальской природы, таёжные леса навсегда привязывают к себе человека.

И душа писателя не могла не болеть, видя, как уничтожается природа, как властно и бездумно человек распоряжается с ней, не задумываясь о будущем своих детей. Такое вторжение в природу губительно, и в первую очередь — для самого человека. Об этом рассказывается в повести «Прощание с Матерой». Эта повесть, а также другие книги писателя можно найти в фондах нашей библиотеки. Их нужно читать, потому что его произведения – это действительно «красная книга» русской жизни.

Тему природы и человека затрагивает в своих произведениях другой сибирский писатель Виктор Петрович Астафьев.

Тема природы – вечная тема русской литературы овладела Астафьевым с первых шагов его творческой жизни. Сначала это были рассказы о природе и животных для детей, а позднее в его рассказах природа будет появляться как грозная стихия, живущая по своим законам, и он, погрузившись в ее живое, таинственное и сложное естество всегда искал в ней отголоски человеческих сомнений, страстей, трагедий.

В романе «Царь-рыба» человек идет против природы. Особенно ярко и остро затрагивается эта проблема в одной из основных глав. Человек и природа — это одно целое. И нельзя эту связь разрушать. Но как часто в нашей жизни из-за жадности забывается в человеке человек… В. П. Астафьев в числе первых выдвинул экологическую тему в разряд глобальных, придал ей своеобразие, сделал ее достоянием всей тогда еще советской многонациональной литературы.

Я рассказала далеко не обо всех авторах и их произведениях, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы, представленных на выставке. Многие писатели, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывали и доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее, ведь каждая встреча с природой — это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу — значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.

Приглашаем читателей посетить нашу библиотеку. Приходите, мы ждем вас!

О. А. Кутузова,
зав. сектором
Николаевской районной библиотеки

Образовака


Вопросы


📗 Литература

Писатели, которые писали о природе

Lizzie

19 сентября, 2018

Литература

1 ответ

Мария Николаевна

Мария Николаевна

crow

Правильный ответ

Пейзажная и природная лирика – одни из самых излюбленных жанров литературного искусство среди писателей. Вот некоторые из писателей, в произведениях которых фигурирует природа:

  • Михаил Пришвин (“Начало осени”, “Весенний мороз” и другие)
  • Иван Тургенев (“Записки охотника”)
  • Афанасий Фет (“Весенний дождь”, “Утро”, “Вечер” и другие стихотворения)
  • Фёдор Тютчев (“Листья”, “День и ночь” и прочие)
  • Виталий Бианки (“Лесная газета” и другие произведения)

4.1

Опубликовано 19 сентября, 2018

Похожие вопросы

Похожие вопросы

  • Писатели анималисты
  • Авторы рассказов о животных (список)
  • Детские писатели список по алфавиту
  • Детские писатели и их произведения
  • Какой писатель писал о животных?
  • Творчество Бианки
  • Авторы произведений о животных

Последние вопросы

Вопрос
Составьте композиционный назывной план к повести Куприна «Гранатовый браслет»
Экспозиция
Завязка
Развитие действия
Кульминация
Развязка

Данил ДонскойДанил Донской

Литература

35 минут назад

Вопрос
В трапеции ABCD основание BC в два раза меньше основания AD, точка
M на стороне AB расположена так, что AM : МВ = 1 : 2 . Через точку M проводится CD

Руслан ГайсинРуслан Гайсин

Геометрия

2 дня назад

Вопрос
Почему нет информации про Магеллановы острова
в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона есть 2 строчки про Магелланов архипелаг, ни в ,

Ольга ЦыкаловаОльга Цыкалова

География

4 дня назад

Вопрос
Основные события сказки Кот в сапогах кратко

Никита Р.Никита Р.

Литература

4 дня назад

Вопрос
Всех с Новым годом! Пишите в ответах тоже!)))

Руслан ГайсинРуслан Гайсин

Другое

31 декабря, 2022

В разгаре учебный год, уроки литературы в школе идут полным ходом. И, конечно, вашего ребенка не минует изучение «великих певцов природы» Тютчева и Фета, Пришвина и Паустовского. И Тургенева, куда же без него.

Проблема в том, что «певцов природы» люди часто путают. Даже взрослые, что уж тут говорить о детях. Ладно, иногда их даже учителя литературы путают (и если кто-то заметил, говорят, что это была оговорка). Мы решили раз и навсегда определиться с тем, кто есть кто, и научить этому же вас.

Во-первых, учителя знают, что школьники плохо отличают Фета от Тютчева и любят вставлять в контрольные и литературные викторины задания типа: «Вот вам стихотворение, определите его автора. Варианты ответов: А. Фет, Ф. Тютчев, С. Есенин, Б. Клюев».

Даже если не брать в расчет контрольные, ребенок может назвать не ту фамилию при обычном устном ответе. Уж преподаватели-то разбираются в том, кто есть кто, и такие ошибки их задевают и раздражают. Есть среди учителей литературы и поклонники творчества какого-то из этих писателей, и тогда перепутать его с кем-то еще — смерти подобно.

Во-вторых, все писатели и поэты, избравшие природу темой своего творчества, сливаются в головах людей в одну серую, безликую массу. Школьная программа по литературе так составлена, что дети с третьего по седьмой класс как бы ходят по кругу: они сначала изучают самые простые произведения классиков, затем, на следующий год — произведения тех же классиков, но посложнее, и опять, и снова. А произведения о природе, это маст-хэв школьной программы.

Их много, очень много, они со временем спрессовываются в памяти в нерушимый монолит. Вспомните себя, вы когда-нибудь вообще отличали Пришвина от Паустовского, Мамина-Сибиряка от Бианки и Тютчева от Фета? Скорее всего, поначалу отличали, но потом рассказы о природе и животных наслаивались друг на друга, пока не перепутались совершенно.

Но эти произведения на самом деле очень разные! Отличаются художественные методы писателей, их любимые приемы, общее настроение произведений, смыслы, которые авторы закладывали в описание природы.


Кто-то прописывает природу, как фон и отражение настроения главных героев. Кто-то по натуре художник и хочет рисовать пейзажи словами. Кто-то любит зверюшек: ути-пути, смотрите, какие миленькие!


Конечно, писатели уже не обидятся за то, что их путают, но школьникам иметь дело с огромной безликой массой «певцов природы» скучно. Они не понимают, зачем им читать очередной рассказ про зверей, учить очередные стихи про зиму, если они в прошлом году делали все ровно то же самое! Если научиться различать писателей, уроки обретут больший смысл — по крайней мере, ребенок будет знать, что он не застрял в дне сурка.

В-третьих, всегда приятно блеснуть своей эрудицией: детям — перед одноклассниками, вам — перед знакомыми. Можно тесты всякие в интернете попроходить, в радио-викторине поучаствовать, просто с коллегами по работе поболтать на тему недооцененности Паустовского как писателя, — сколько вариантов культурно провести досуг!

Но почему произведения о природе так похожи друг на друга?

Ответ прост и сложен одновременно: они кажутся схожими, потому что пейзаж — вещь достаточно статичная. Как только в пейзаже появляются движение и говорящие люди, авторство определить становится гораздо легче. Сколько синонимов можно найти для слова «дуб»? А для слова «река»? Даже количество возможных замен усложняет для непрофессионалов установление авторства.

Эти двое даже день рождения отмечали одновременно — пятого декабря, правда Фет был значительно младше Тютчева (на 17 лет). Более того, Федор Тютчев и Афанасий Фет дружили, постоянно выражали свое восхищение друг другом и, кажется, не считали, что работают на одном поле и должны конкурировать.


Фет от Тютчева «фанател», Тютчев скромничал, но ему было приятно. Они общались, писали друг на друга рецензии, попивали вместе кофе и, конечно, в определенной степени влияли друг на друга.


Оба — поэты-романтики, оба любили описывать пейзаж, оба не чурались и любовной лирики (хотя вот она-то у них достаточно сильно отличается). Даже современные им критики нападали на них за одно и то же: оба были «поэтами чистого искусства», гражданская лирика и какой-либо политический активизм были им одинаково чужды. Но современники при этом их не путали и прекрасно отличали одного от другого! Как говорится в рекламе: в чем же секрет?

Есть несколько признаков, которые надежно помогают не путать стихи Тютчева и Фета. Кое-что мы нашли в специализированной литературе, кое-что — лично обнаружили при чтении.

Пафос: Тютчев пафоснее, Фет попроще

Например, Тютчев (если не брать самые ранние стихи) стилистически более «пафосен». У его стихотворений прихотливые размер и рифма, он любит использовать торжественную устаревшую лексику («поднесь», «ея»).

Фет проще, его произведения менее загружены устаревшими словами, торжественными оборотами и восклицаниями. А еще у Фета есть народные ритмы! Вот, смотрите: «Ветер злой, ветр крутой в поле/Заливается./А сугроб на степной воле/Завивается/При луне на версте мороз —/Огонечками./Про живых ветер весть пронес/С позвоночками.


Вы не встретите у Тютчева ничего подобного, это просто не его стиль.


Но тут важно подчеркнуть, что и Тютчев иногда писал нечто легкое, пейзажное и созерцательное, и на Фета иногда находило желание употребить слово «оне».

Природа: у Тютчева — одушевленная могучая сила, у Фета — прекрасный пейзаж

Тютчев любил олицетворять природу, приписывал ей человеческие и божественные черты. Если перед вам «ветреная Геба, кормя Зевесова орла, громокипящий кубок с неба, смеясь, на землю пролила» или «ночь хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста», или даже «зима недаром злится, прошла ее пора», — это точно Тютчев.

И Фет очень сильно в этом плане отличался от своего старшего товарища, потому что он-то описывал природу в виде картины. Кроме классических «очеловечивающих» сравнений (куда же поэту деться от «плачущих» туч и описания шторма как «гнева бога моря»?) ничто не выдает отношения Фета к природе как к некой одушевленной силе.

Фет такой: смотрите, плющ и пичужки! Глядите: штормовое море, чайки и скалы! Вот ручей, вот плотина, вот ивы, вот птицы и сверчки поют — представляете, наши дети или внуки будут смотреть на все это!


Фет в целом хочет показать красивое, Тютчев призывает над красивым поразмыслить.


Но в отдельных стихотворениях что-то идет не так: то Тютчев пишет красивую пейзажную зарисовку без дополнительной смысловой нагрузки, то Фет возьмет, и по полной очеловечит какой-нибудь дуб.

Осень: Тютчев любовался, Фет тосковал

Если перед вами стихотворение про осень, проникнутое тоской об уходящем лете, — это Фет, он осень не любил. Если стихотворение про осень, с лейтмотивом «как все печально, но красиво» — это Тютчев, ему она в целом нравилась, наводила на него приятную грусть и созерцательное настроение.

Синтаксический параллелизм: использовали оба, но Фет — активнее

Фет любил синтаксический параллелизм, он был прямо гуру в применении этого приема. Синтаксический параллелизм — это когда смежные фраз, строки или строфы в художественном тексте строятся по одной и той же схеме. Например, первая строка: определение, подлежащее, сказуемое. Вторая строка: определение, подлежащее, сказуемое. Часто для достижения большего эффекта поэты используют однотипные сказуемые или анафору (начинают строку одинаково).

Тютчев тоже пользовался этим приемом (да все поэты пользуются иногда для создания большего эффекта!), но не так часто и не так откровенно.

Об этом вам наверняка рассказывали в школе, но многие недооценивают этот признак. А между тем, параллельные структуры в стихотворениях Фета заметны и невооруженным глазом: Сад весь в цвету,/Вечер в огне,/Так освежительно-радостно мне! /Вот я стою,/Вот я иду,/Словно таинственной речи я жду.

Литературные эксперименты: Фет — да, Тютчев — нет

Кстати, стихотворение «Шепот, робкое дыханье» написано без единого глагола и все целиком представляет собой одно предложение. На такие эксперименты Тютчев не шел, он был более консервативен.

Розы — цветы Фета

А еще, если это вам поможет, Фет любил розы. Он о них довольно часто писал, этот цветок встречается у него как в виде главного героя стихотворения, так и в виде метафоры. Тютчев к розам относился спокойнее: ну цветы и цветы, символ любви, подходят для описания девичьего румянца, идем дальше.

Эти двое тоже были современниками, тепло относились друг к другу и регулярно выдавали собрату по перу порцию комплиментов. Пришвин в дневниках писал, что не будь он Пришвиным, хотел бы писать как Паустовский.

Паустовский писал: «Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они полны свежести и света. Они то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как хрупкий первый ледок, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно движению звезд над лесным краем».


Наверное, это священная традиция у писателей, которых путают, — хорошо друг к другу относиться.


Пришвин и Паустовский были два больших таланта, но таланта очень разных. Хотя у них немного схожие биографии: оба были военными корреспондентами, журналистами, преподавателями на разных этапах жизни; оба много путешествовали, оба писали о природе и людях.

А сейчас будет большое, просто здоровенное НО!

Паустовского четыре раза выдвигали на Нобелевскую премию по литературе, в первый и последний раз у него были весомые шансы ее получить (в первый раз его обошел Шолохов с «Тихим доном», последний раз он выбыл из соревнования потому что умер). И вы, наверное, догадываетесь, что такое внимание к писателю проявляли не за его сказки!

Что мы помним о Паустовском из нашего детства? Что он писал про природу и зверей для детей: в книжных магазинах можно до сих пор найти сборники его детских произведений. А кроме его сказок (действительно волшебных и трогательных), школьники из него ничего и не читают, потому что для пятиклассников его «взрослые» произведения и вправду не подходят. А в старших классах на Константина Паустовского уже не остается «часов».

Он, между прочим, автор приключенческого детектива («Блистающие облака»), документально-производственного романа («Кара-Бугаз»), истории об одиночестве, любви к звездам и неминуемом приближении войны («Созвездие гончих псов»). Но мы все помним «Кота-ворюгу», «Теплый хлеб» и «Корзину с еловыми шишками».

А Пришвин был краеведом, фотографом, прекрасным литератором-пейзажистом и первым в СССР писателем, который отличался явной экологической направленностью творчества. Кто не помнит «Кладовую солнца» и одну из лучших собак в литературе — гончую Травку?

И хотя имена этих двух писателей стоят рядом в хрестоматии по литературе, на самом деле они писали даже свои вещи о природе очень по-разному.

Природа: у Паустовского — одушевленная и магическая, у Пришвина — реалистичная и поучительная

Паустовский в своих сказках природу очеловечивал, добавлял в нее произвольное количество волшебства. У него много действия, герои его детских произведений — люди, нашедшие гармонию с природой (или напротив — наказанные за то, что вступили с ней в противостояние). Обиженный мальчиком конь насылает на село лютую стужу. Звери и трава спасают пастушка от злого медведя. Животные друг с другом говорят. Кот-ворюга перевоспитывается, один раз наевшись.

Пришвин описывает природу с большим вкусом, как будто делает фото или пишет пейзаж маслом. У него волшебства практически нет: звери — это звери, птицы —это птицы, волк — это волк, он злодей, конечно, но оттого, что хочет есть. Есть в его произведениях и герои-люди. Они исследуют природу, задают о ней вопросы, спасают ее или сами от нее спасаются с переменным успехом.

Хобби: Паустовский — рыбак, Пришвин — охотник

Пришвин был охотником, Паустовский — рыбаком. Если в произведении о природе встречаются удочки, рыба, рыбалка, приманка для рыбы — это Паустовский (серьезно, у него даже есть чудесный рассказ, называющийся «Великое племя рыболовов»!). Если описаны зайчики, лисички, ежики, медвежата и охота — это Пришвин.

Человек может повелевать природой? Паустовский: да, но только достойный. Пришвин: нет, не может

Паустовский часто описывал изменение природы человеком: «Кара-Бугаз», «Колхида», «Белые облака». В некоторых произведениях — это благотворные, в некоторых — негативные изменения. Пришвин предпочитал, чтобы человек в природу не вмешивался, его эта идея не вдохновляла.

Паустовский — трогательный, Пришвин — поучительный

Сейчас мы вступаем на скользкую почву вкусовщины, но, если вы после чтения рассказа для детей о природе растроганно прослезились — это Паустовский. А если узнали что-то новое и необычное — Пришвин. Ладно, «Кладовая солнца» тоже трогательная вещь, но более мелкие произведения под этот признак точно подходят.


Ну что, стало легче отличить одного писателя от другого? Если стало, мы рады. Если пока не получается, возможно, надо просто прочитать другие произведения. Начитанность помогает в деле определения авторства куда лучше, чем формальные признаки.

В школьной программе по литературе, помимо явно чрезмерного количества произведений о природе (из-за этого они все в головах и путаются), есть немало других странностей. Например, не очень подходящие для изучения детьми произведения. Или, наоборот, нехватка некоторых тем, которые стоило бы обсудить с детьми, используя литературные примеры.

рассказы о природе

Рассказы о природе в форме коротких заметок, знакомят с окружающим миром растений и животных, жизнью леса и сезонными явлениями природы, наблюдаемые в разное время года.

Небольшие зарисовки каждого времени года передают настроение природы в небольших произведениях, написанных творцами русской прозы. Маленькие рассказы, зарисовки и заметки  собраны на страницах нашего сайта в небольшой сборник коротких рассказов о природе для детей и школьников.

Природа в коротких рассказах М. М. Пришвина

рассказы о природе М.М. Пришвина

Михаил Михайлович Пришвин непревзойденный мастер короткого жанра, в своих заметках настолько тонко описывающий природу всего в двух-трех предложениях. 

Небольшие рассказы М. М. Пришвина — это этюды о природе, наблюдения за растениями и животными, короткие очерки из жизни леса в разное время года.

Из книги «Времена года» (избранные зарисовки):

  • Рассказы о весне М. М. Пришвина
  • Рассказы о лете М. М. Пришвина
  • Рассказы об осени М. М. Пришвина
  • Рассказы о зиме М. М. Пришвина

Природа в коротких рассказах К. Д. Ушинского

 рассказы о природе К. Д. Ушинского

Педагогический опыт, идеи, цитаты, ставшие основой в воспитании человека передал в своих работах Ушинский Константин Дмитриевич.

Его сказки о природе передают безграничные возможности родного слова, наполнены патриотическими чувствами к родному краю, учат добру и бережному отношению к окружающему миру и природе.

Рассказы о природе:

  • Короткие рассказы о природе К. Д. Ушинского

Рассказы о растениях и животных:

  • Рассказы о растениях (сборник)
  • Рассказы о животных (сборник)
  • Рассказы о птицах (сборник)

Рассказы о временах года:

  • Рассказ «Весна»
  • Рассказ «Лето»
  • Рассказ «Осень»
  • Рассказ «Зима»

Природа в коротких рассказах К. Г. Паустовского

рассказы о природе К. Г. Паустовского

Невероятное описание природы в разных её проявлениях, используя все богатство словаря русского языка можно встретить в небольших рассказах Паустовского Константина Георгиевича.

В удивительно легких и доступных строках проза автора, словно музыка композитора, оживает в рассказах на краткий миг перенося читателя в живой мир русской природы.

Рассказы:

  • Короткие рассказы о природе К. Г. Паустовского

Природа в коротких рассказах А. Н. Тумбасова

 рассказы о природе А. Н. Тумбасова

Этюды Тумбасова Анатолия Николаевича о природе представляют собой небольшие эссе каждого времени года. Вместе с автором совершите свое маленькое путешествие в удивительный мир природы.

Рассказы:

  • Короткие рассказы о природе А. Н. Тумбасова

Времена года в рассказах русских писателей

 короткие рассказы о природе русских писателей

Небольшие рассказы русских писателей, строки которых неотъемлемо объединяет чувство любви к родной природе.

Весна

  • Георгий Скребицкий «На пороге весны»
  • Геннадий Снегирёв «Бобрёнок»
  • Николай Сладков «Ивовый пир»
  • Николай Сладков «Ранняя птичка»
  • Михаил Пришвин «Ёж проснулся»

Лето

  • Эдуард Шим «Какой будет день?»
  • Иван Тургенев «Воробей»
  • Владимир Арсеньев «Сладкоежка»
  • Михаил Пришвин «Гости»
  • Виталий Бианки «Плавунчик»

Осень

  • Виталий Бианки «Сентябрь»
  • Николай Сладков «Осенние радости»
  • Эдуард Шим «Тяжкий труд»
  • Геннадий Снегирёв «Ука»
  • Михаил Пришвин «Берестяная трубочка»

Зима

  • Эдуард Шим «Кто был рад снегу?»
  • Георгий Скребицкий «Маленький лесовод»
  • Николай Сладков «Как клесты заставили белок по снегу прыгать»

Пересказ рассказа требует не только запоминания текста, но и вдумчивости в слова, в содержание рассказа.

Возможно, вот это вам поможет: Как выучить рассказ с пересказом?

  • Какой автор написал сказку о рыбаке и рыбке
  • Какой автор написал сказку незнайка
  • Какой автор написал сказку муха цокотуха
  • Какой автор написал сказку колобок
  • Какое языковое выразительное средство использовано для описание бабы яги в сказке финист ясный сокол