Каков основной композиционный прием в рассказе л н толстого после бала

Давайте проанализируем рассказ и рассмотрим особенности его композиции. В произведении можно выделить две части. Первая — «На балу», вторая — «После бала» или можно назвать её конкретнее — «На плацу».

Сцена бала — завязка действия, его развитие и кульминация. Иван Васильевич, молодой, «весёлый и бойкий малый», да ещё «красавец» и «богатый», влюблён в прекрасную девушку Вареньку. Чувства Ивана Васильевича развивались по восходящей. Герой видел девушку ангелоподобной. Белый цвет её платья как бы подчёркивает светлый образ Вареньки и светлые чувства Ивана Васильевича.

Ивану Васильевичу казалось, что любовь поднимает его на какую-то небывалую высоту. Герой на вершине счастья и кажется, что дальше его чувство развиваться не может. Но нет, это ещё не предел. Танец Вареньки с отцом поднимает в его душе неведомую ранее волну умиления и счастья. Этот танец — кульминация чувств героя и кульминация сюжета.

Танец отца с дочерью описывается автором подробно, причём больше внимания Толстой уделяет отцу. В его внешнем облике, так же, как и в облике Вареньки, преобладает белый цвет.

Свою любовь Иван Васильевич незаметно и с легкостью перенёс на отца Вареньки. Отец и дочь для него — единое целое. Чуть позже осознание их неразрывности вызовет чувства, противоположные умилению. Достигнув своей кульминации, любовь Ивана Васильевича и после бала остаётся такой же. «Счастье моё всё росло и росло», — скажет он, распространяя свою любовь на весь мир. На самой высокой ноте чувств героя заканчивается первая часть действия.

История создания

Рассказ «После бала» — это реальная история, которая произошла с братом Льва Толстого, С. Н. Толстым. Сергей Николаевич познакомился с Варварой Корейш, дочкой казанского воинского начальника. Сергей Толстой был увлечен барышней, но увлеченность юноши прошла после произошедшей позднее встречи с ее отцом. Притяжение молодых людей так и не переросло в любовь, потому что дворянину было противно каждый раз возвращаться воспоминанием в ту отвратительную сцену, но и забыть о ней он не мог. Замысел книги был порожден самой действительностью.

Сергей Николаевич Толстой, будучи на бале у отца Варвары, встретил его через несколько часов после торжества. Однако увиденное ему не понравилось: отец девушки распоряжался жестокой экзекуцией солдата. Эта история послужила сюжетом для Льва Толстого, который написал рассказ в 1903 году.

https://youtu.be/ho69HS0bGqM

Противопоставление миров

Таким образом, мы доказали, что в основу рассказа положен художественный приём антитезы. Тем самым Толстой создаёт два мира, которые сталкиваются друг с другом. Это мир праздный, весёлый аристократической жизни и мир суровый реальности. Это мир добра и зла, которые сталкиваются в душе человека.

Рис. 6. Иллюстрация к рассказу «После бала». (

Полковник, добрый и любящий отец, поражает нас своей жестокостью, которую он проявляет на службе. Вместе с Иваном Васильевичем мы понимаем, что настоящий он именно во второй части рассказа. Л. Н. Толстой, будучи графом по происхождению, принадлежал к высшему обществу.

В последние годы своей жизни он всё больше и больше задумывался о несправедливости мироустройства. Об этом он писал: «Задача человека в жизни – спасти свою душу; чтобы спасти свою душу, нужно жить по-божьи, а чтобы жить по-божьи, нужно отрекаться от всех утех жизни, трудиться, смиряться, терпеть и быть милостивым».

Уже не раз мы знакомились с произведением малой эпической формы и знаем, что огромную роль в таких произведениях играет художественная деталь.

Художественная деталь – изобразительная и выразительная подробность, характерная черта какого-либо предмета, части быта, пейзажа, интерьера, портрета, несущая повышенную смысловую нагрузку, характеризующая не только сам предмет, но и определяющая во многом отношение читателя к нему.

Жанр, направление, композиция

«После бала» написан в жанре рассказа. В произведении присутствует ограниченное количество персонажей, автор поднимает одну проблему. Рассказ имеет одну сюжетную линию. Направление творчества Толстого – реализм. Он описал случай из жизни, не выходя за рамки данности.

Как построен рассказ «После бала»? Композиция называется «рассказ в рассказе»: герой рассказывает слушателям историю из прошлого, будучи участником действия в настоящем времени. Также книгу можно разделить на две части по содержанию: сказочный вечер на балу (заблуждение героя во тьме) и промозглое туманное утро – время прозрения. Лев Толстой использует художественный прием композиционной антитезы — это помогает автору создать эффект контраста. Композиционная антитеза представлена в рассказе в виде сцен во время и после бала, когда главный герой испытывает горькое разочарование после только что чувствовавшейся эйфории. Писатель показал, как отличается будничная жизнь высокопоставленных лиц от их поведения на пышных вечерах. Особенности композиции позволяют автору донести главную мысль, не прибегая к обильным описаниям и объемным сюжетным поворотам. Он выразил сложную идею лаконично и точно.

Экспозиция рассказа усиливает контраст — читатель не подозревает, что сюжетная линия может измениться совсем в другую сторону. Сначала Толстой описывает, как Иван Васильевич, главный герой, преисполнен нежности и пылкости по отношению к Вареньке — он надеется, что женится на столь прекрасной девушке. Тем более, герою улыбается удача — полковник Петр Владиславович благосклонен к нему, он дарит ему танец с дочерью, которую уже пригласил другой кавалер. Экспозиция рассказала изображается в светлых, легких тонах. Далее на читателя обрушивается жестокая реальность, которая разрушает все светлые чувства, ранее жившие в сердце Ивана Васильевича.

Художественное своеобразие рассказа

Композиция (построение, структура, архитектоника) – это расположение отобранного материала в таком порядке, которым достигается эффект большего воздействия на читателя, чем было бы возможно при простом сообщении фактов.

В рассказе «После бала» Толстой использует композиционный приём рассказ в рассказе. С помощью этого приема он сначала познакомит читателя с главным действующим лицом, которое в дальнейшем станет основным рассказчиком. Таким образом, в рассказе создаётся двойной авторский взгляд на повествование и создаётся дополнительная достоверность. Главным рассказчиком является Иван Васильевич, который вспоминает историю своей молодости. Это был период 40-х годов 19 века. Повествование состоит из нескольких частей. Составим план рассказа.

Композиция рассказа «После бала»:

1. Вступление. Спор о влиянии общества на человека.

2. Основная часть.

2.1. Бал.

2.2. Экзекуция.

3. Концовка. Рассуждение о месте человека в обществе.

Такая композиция, в которой вступление и концовка выведены за рамки основного сюжета, называется обрамление. Таким образом, основное повествование состоит из двух частей: описание бала и экзекуция. Как видим, в основу композиции положен прием антитезы – художественного противопоставления. Теперь проведём работу над текстом и заполним таблицу, приводя примеры противопоставления, контраста. В таблицу записываем цитаты из первой части – описания бала, и второй части – после бала, т.е. экзекуции.

Экзекуция

Экзекуция – это название страшного наказания, распространённого в армии в первой половине ХІХ в., введённого во времена правления Николая І.

Солдата прогоняли сквозь строй и били палками или прутьями. Вот как вспоминает те времена старый, 95-летний солдат, герой одноименной статьи Толстого Николай Палкин: «…недели не проходила, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Палки, палки!.. У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин. Так и пошло ему прозвище».

Рис. 4. Иллюстрация к рассказу «После бала». ()

В 1864 году недалеко от имения Ясная Поляна произошла казнь над солдатом, ударившим офицера, который над ним издевался. Когда об этом событии узнал Толстой, он решил вступиться на суде за солдата, но его помощь оказалась безрезультатной. Солдата приговорили к прохождению сквозь строй.

Рис. 5. Иллюстрация к рассказу «После бала». ()

Суд и казнь произвели тяжелейшие впечатления на Толстого. Надо отметить, что всю жизнь писателя мучила мысль о бесправии русского солдата. Известно о том, что Толстой служил в армии. В 1855 году он работал над проектом реформирования армии, в том числе поднимал вопрос о варварстве экзекуции.

Смысл названия

Название рассказа «После бала» имеет важный смысл в произведении. Сначала Лев Николаевич Толстой рисует перед читателем идеальный мир, где царят любовь, роскошь, балы, светское общество и всеобщее счастье людей, которые в этот мир попали. Но Иван Васильевич, который «вытянул счастливый билет» и наслаждался такой жизнью, не подозревал о ее обратной стороне.

Бал — это роскошная маска, которая укоренилась в обществе. Бал дарит иллюзорное ощущение влюбленности, страсти, благородства и изящных манер. В душном и пышном зале нет места для реальности. Сцена после бала — это переломный момент всего рассказа. Именно он изменил ход жизни Ивана Васильевича. После бала герой понимает, что не сможет смириться с жесткостью людей, которая прикрыта манерами и статусом.

Поднятые темы

Тематику произведения можно рассматривать сразу под несколькими углами, беря за основу как социально-психологический аспект, так и более глубинный — морально-этический, касающийся непосредственно человеческой личности.

Через весь рассказ красной нитью проходит сразу несколько мыслей. Во-первых, это крайне негативное отношение к насильственным методам наказания, даже если они продиктованы государственной необходимостью. Во-вторых, порицание тех, кто делит людей на достойных уважения и бесправную серую массу. Проведя анализ рассказа «После бала», можно сделать вывод, что писатель осуждает общество, в котором беззаботная жизнь одних зиждется на угнетении других.

Еще одной темой, затрагиваемой автором, является рабское положение простых солдат. То, что происходило тогда в армии, очень беспокоило Толстого. Он сильно переживал, глядя на невыносимые условия службы, и прекрасно представлял, каково это — получить несколько ударов палкой по спине за малейшую провинность.

Раскрытие темы любви в рассказе идет в двух направлениях. С одной стороны, автор описывает скорее страсть, нежели серьезные чувства. Ивана полностью поглотили мысли об объекте его восхищения, все его действия подчинены одной цели — добиться полного расположения красивой девушки. С другой стороны, рассказчик призывает ценить духовный мир человека, а не внешнюю оболочку. Он сетует на то, что молодое поколение нынче выбирает себе партнера, ориентируясь прежде всего на физические достоинства.

Конфликт

Лев Толстой создал острое столкновение обстоятельств, взглядов и жизненных позиций, которые не нашли взаимного компромисса. В рассказе противостоят друг другу две России: одна для богачей, другая для бедняков. В одной вызывающе искусственно поддерживается веселье и довольство, а в другой любыми способами добываются средства для поддержания роскоши.

Иван Васильевич увидел полковника Петра Владиславовича в жизненных условиях, где он не мог спрятать свою жестокость и холодность под маской доброжелательного хозяина. Главный герой понял, что не сможет смириться с жизненными позициями Петра Владиславовича. Он не может забыть, как манерный дворянин, весело танцевавший мазурку на бале, может так равнодушно избивать беглого солдата. В этой сцене Иван Васильевич понимает, что его с Варенькой судьбы разошлись.

Главные герои и их характеристика

  1. Образ Ивана Васильевича. Рассказ основан на истории юноши, влюбленного в Вареньку, дочку известного полковника. Он постоянно посещает балы, где она бывает, любуется ею, борется за право как можно больше с ней потанцевать. Иван уверен, что его чувства взаимны, и он уже красочно представляет свою дальнейшую судьбу. Но сцена после бала яснее раскрывает характер героя. Читатель видит не только слепо влюбленного юношу, но и сочувствующего, искреннего и совестливого человека. Иван не может прогнать из мыслей сцену, где хладнокровный отец его возлюбленной наказывает беглого татарина. Нравственные качества юноши затмевают горячую влюбленность. Он олицетворяет сознательную и твердую в своих убеждениях молодежь.
  2. Образ рассказчика в произведении — это уже взрослый, мудрый Иван Васильевич, который рассказывает о случае, круто изменившем его жизнь. Он верит в настоящую, благородную любовь, где нет места пошлости и лишь физической влюбленности. Опытный мужчина пытается убедить молодое поколение, что духовная связь намного ценнее физической. Невозможно жить с человеком, который не разделяет твоих убеждений и даже явно противоречит им.
  3. Образ Вареньки. Девушка играет в рассказе, скорее, второстепенную роль. Она — субъект влюбленности Ивана Васильевича. Она по праву рождения вошла в высшее общество и не видит другой жизни, кроме накрахмаленной и кружевной. Рассказчик описывал Вареньку как стройную, высокую, грациозную барышню, в которой чувствовалась величественность. Она всегда держалась прямо: ее царственный вид мог отпугнуть, но ласковая, всегда веселая улыбка располагала к ней все общество. Рассказчик упоминает, что и в пятьдесят лет женщина был неописуемой красавицей. Характер героини почти не раскрывается в рассказе, Лев Толстой делает акцент на ее отце, Петре Владиславовиче.
  4. Образ полковника. Он предстает в рассказе в качестве ключевого персонажа. Именно его поступок меняет судьбу Ивана. Петр Владиславович — высокий, статный и моложавый старик. Он был воинским служакой «николаевской» выправки. Сначала автор представляет образ полковника как воплощение заботливого семьянина, достойного человека, служащего на благо государства. Герой позиционирует себя как истинного христианина, который пытается всячески угодить Богу. Однако читатель видит, что он слеп и двуличен — старик обожает свою семью, выступает в качестве добродушного отца, но совершенно жестоко и равнодушно ведет себя по отношению к простым солдатам. Духовные качества героя делятся надвое: для семьи он готов на самопожертвование (он экономил на себе, чтобы больше позволить дочери), но для подчиненных мог оставить лишь гнев и презрение. Лицемерие и двойные стандарты являются основными чертами этого дворянина, готового щедро осыпать недостойных ударами шпицрутена сразу после того, как осыпал дочь и жену поцелуями.
  5. Хозяева бала — это Варенька, Петр Владиславович и его жена в брильянтовой фероньерке. Семья производила на всех самый положительный эффект: стройная, величественная Варенька, статный высокий Петр Владиславович и добродушная, в плюсовом бархатном платье жена, похожая на «портреты Елизаветы Петровны». Все трое были как на подбор, Иван Васильевич восхищался семьей и подчеркивал свое с ней родство. Но их благополучие иллюзорно и держится на штыках и шпицрутенах. Женщины разгуливают в шелках и украшениях, купленных ценой крови того избитого татарина. Такое приданое Иван Васильевич принять не мог.

Краткий пересказ

В самом начале произведения между умудренными опытом друзьями завязывается дискуссия по поводу того, вносит ли окружающая действительность свои коррективы в судьбу человека. Один из товарищей, Иван Васильевич, выдвигая гипотезу, что всё в этом мире зависит от случая, начинает рассказывать историю из своей молодости. Повествование начинается с описания торжественного мероприятия в доме губернатора. Всё вокруг кажется чудесным:

  • доброжелательные хозяева;
  • великолепные наряды;
  • вкусные угощения;
  • приятная музыка.

Окрыленный любовью, Иван ни на секунду не сводит взгляд с прекрасной девушки. Ему доставляет огромное удовольствие наблюдать за тем, как его любимая танцует со своим заботливым отцом. Героя умиляют самодельные сапоги мужчины, которые, по мнению Ивана, свидетельствуют о том, что отец Вареньки экономит на себе, чтобы дочь ни в чем не испытывала нужды.

Вернувшись домой, молодой человек никак не мог заснуть, поэтому решил совершить пешую прогулку по городу. За окном уже светало, и улицы погрузились в прозрачную утреннюю дымку. Душу Ивана переполняла радость. Он вспомнил, с какой нежностью на него смотрела Варенька, а уезжая, подарила ему свою перчатку. Сам того не ожидая, он внезапно очутился рядом с домом возлюбленной. Тишину нарушили дробь барабана и звуки флейты.

На поле, неподалеку от дома, толпились солдаты, совершавшие самосуд над татарином-дезертиром. Зверской экзекуцией руководил Петр Владиславович, отец Вареньки, который внимательно следил, чтобы солдаты исправно били провинившегося. Если кто-то наносил слишком слабый удар палкой по спине бедолаги, то полковник хлестал того по лицу своей перчаткой. Заметив жениха своей дочери, Петр Владиславович сделал вид, будто его не знает.

Увиденная картина ввергла в шок впечатлительного Ивана. Он почувствовал ужас и стыд. Сколько ни пытался герой найти оправдание мерзким действиям полковника — ничего не получалось. Этот случай стал серьезным аргументом в пользу того, чтобы не делать предложение Вареньке. Кроме того, Иван окончательно расстался с идеей стать офицером или чиновником, так как его моральные принципы шли вразрез с жестокими и несправедливыми государственными законами.

Желающие прочесть произведение целиком могут взять в библиотеке книгу Толстого «Избранные повести и рассказы».

Темы

Тематика рассказа богата и многогранна, но Многомудрый Литрекон обратил внимание лишь на главные содержательные доминанты.

  1. Основная тема рассказа – двуличие светской жизни, которая делится на парадный выход и будничную грязь, которая и обеспечивает вечерний банкет. Ради блеска и пафоса на балу люди ведут себя бесчеловечно на службе, идут на немыслимые жертвы. Неслучайно автор указал, что ради пышных приемов полковник экономит на необходимых вещах. Героя затянула трясина выходов напоказ, и он живет ради того, чтобы казаться, а не быть. Наблюдая за избиением татарина, он не видит кровавое месиво на его спине, ведь жизнь самого военного искусственна, и в ней нет места суровой действительности. Сочувствие не доходит до его ума, помраченного ярким светом высшего общества.
  2. Тема любви в рассказе «После бала» раскрывается с двух сторон. С одной стороны, любовь представлена больше как сильная увлеченность, а не серьезное чувство. Иван испытывал восхищение, страсть, трепет к Вареньке, но автор не описывает эмоции героя как взвешенные и достаточно обдуманные. С другой стороны, рассказчик призывает молодое поколение к духовным, возвышенным чувствам. Он сетует на то, что в современное время все обращают внимание лишь на физические достоинства. Моральная и принципиальная сторона вопроса для автора играет решающую роль, а красота – второстепенную.
  3. Тема крушения мечты. Однако сам герой, будучи молодым, был восхищен и поглощен происходящим — он забывал узнать саму Вареньку. Иван не знал ни истинный характер девушки, ни ее привычек, ни мыслей. Торжественный бал и танцы с Варенькой были вроде красочного спектакля, который прекратился в одно утро. Когда веселье закончилось, все сняли свои маски и начали жить будничной рутиной, мечты Ивана разбились.
  4. Разрыв шаблона. Иван не смог принять поступок Петра Владиславовича, ранее бывшего весьма ему симпатичным. В тот день он чувствовал ужасную тоску от всего увиденного, задавался вопросом, за что беглый татарин был награжден такой жестокостью. Ивану было стыдно, когда он встретился глазами с полковником, он пытался оправдать статного старика, но так и не нашел ответа на свой вопрос. Влюбленность Ивана пошла на убыль, он больше не посещал бальных вечеров в доме Петра Владиславовича.
  5. Пейзаж. Стоит обратить внимание на пейзаж, который был вокруг Ивана во время его встречи с полковником. Лев Николаевич Толстой делает акцент на тумане, который навис над местностью в то утро. Автор сравнивает туман с состоянием героя во время его общения с Варенькой и ее семьей. Иван не мог ясно увидеть настоящую сущность этой семьи, он был будто в тумане, когда его завлекла эта веселая, чувственная увлеченность. После бала герой слышит звуки мазурки, но и они уже кажутся ему «жесткой и нехорошей» музыкой.

Внутренний монолог Ивана Васильевича

Мастерство Толстого как автора психологической прозы ярко себя проявило в рассказе «После бала». Толстой использует свой излюбленный приём – внутренний монолог.

Внутренний монолог – оглашение мыслей и чувств, раскрывающих внутренние переживания персонажа, не предназначенные для слуха других, когда персонаж говорит как бы сам с собой, «в сторону». Является основным приёмом психологической характеристики героя.

Приём внутреннего монолога Толстой использует в рассказе «После бала» во второй части, когда рассказчик Иван Васильевич после увиденного начинает анализировать события и делится с нами своим переживанием.

«Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю, – думал я про полковника. – Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня». Но сколько я ни думал, я не мог понять того, что знает полковник, и заснул только к вечеру, и то после того, как пошел к приятелю и напился с ним совсем пьян. Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть.

«Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», – думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».

Эти слова многое говорят о рассказчике Иване Васильевиче. В молодости он представитель высшего общества, беспечный повеса, радующийся жизни, столкнулся с реальной ситуацией, которая открыла ему правду о мире, обществе и месте человека в этом мире. Эта правда сломила его. Иван Васильевич не захотел стать частью системы в противном ему обществе, поэтому и не служил нигде. Оправдывает его Толстой или осуждает за бездействие и пассивность? Но не торопитесь с выводами. Узнаем вначале, какой финал предполагался в черновых вариантах рассказа.

«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга (я так называл это), как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».

Как видим, Толстой сначала задумывал показать деградацию героя. Он не только не должен был сделать выводы, но и во многом уподобился полковнику, совершая поступки, за которые на старости лет Ивану Васильевичу было стыдно. В конечном варианте рассказа Иван Васильевич отказывается от службы вообще. Поэтому Толстой не осуждает своего героя. Скорее, он хотел показать своё неверие в то, что в обществе можно что-то поменять, поскольку таких людей, как Иван Васильевич, искренних, честных, способных на сострадание, с острым чувством справедливости, к сожалению, очень мало.

Подводя итог урока, хочется еще раз подчеркнуть, что во всех своих произведениях Л. Н. Толстой поднимает общечеловеческие проблемы. Всё мастерство писателя направлено на то, чтобы воспитать в читателе гуманиста, человека, неравнодушного к окружающим, человека с высокими нравственными идеалами.

Гуманист

Гуманист – приверженец гуманизма; тот, кто признаёт ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, тот, кто считает благо человека критерием оценки общественных отношений.

Рекомендованное домашнее задание:

  1. Расскажите историю написания рассказа «После бала».
  2. Подготовьте доклад о художественном своеобразии рассказа.
  3. Составьте таблицу с характеристиками героев рассказа.

Список рекомендованной литературы:

  1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях. 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – Ч. 1 – 399 с.; Ч. 2 – 399 с.
  2. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях – 9-е изд. – М.: 2013., Ч. 1 – 384 с., Ч. 2 – 384 с.
  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 8 класс. Дом без стен. В 2 частях. – М.: 2011. Ч. 1 – 286 с.; Ч. 2 – 222 с.

Ссылки на дополнительные ресурсы Интернет:

  1. Интернет портал «Фестиваль педагогических идей ”Открытый урок”» (Источник)
  2. Интернет портал «referatwork.ru» (Источник)
  3. Интернет портал «refdb.ru» (Источник)

Проблемы

Лев Николаевич Толстой поднимает в рассказе «После бала» острые социально-нравственные проблемы.

  1. Лицемерие и криводушие. Автор показывает, как уважаемый полковник добр и учтив с высокопоставленными гостями на балу, и как он жесток к низшему классу, к своим подчиненным. Герой готов любезничать с людьми из своего круга, строить из себя патриота и верующего человека, но на деле он демонстрирует презрение к народу и тем моральным устоям, которые образуют христианское мировоззрение.
  2. Равнодушие. Петр Владиславович не прислушивается к беглому солдату, который умоляет его «помилосердствовать». Ему все равно, что его подчиненный испытает адскую боль, от которой может и умереть. Главное для него – железная дисциплина, на которой застынет любая пролитая кровь. В образе полковника нет и сотой доли того, что церковь предписывает каждому прихожанину, ведь герою безразлична сущность учения, и важнее всего благовидная внешняя сторона любого дела.
  3. Жестокость. Когда же один из солдат, бивший татарина плетью, делает удар слабее, то тут же нарывается на пощечину от полковника. Петр Владиславович чувствует гнев от того, что молодой солдат недостаточно сильно ударил беглого татарина, спина которого уже превратилась в окровавленное мясо. Значит, он не только выполняет свой долг, но и с усердием допытывается до осужденного, как будто получая удовольствие от его унижения.
  4. Безнравственность. Автор поднимает проблему нравственно-духовных качеств дворянства, погрязшего во лжи. Петр Владиславович сам позиционирует себя как истинного христианина, в то же время читатель не наблюдает в герое ни капли нравственности. Он является примером бесчеловечной жестокости и равнодушия — ему не становится жалко беглого солдата, он не просит офицеров ослабить удары. Двуличие и холодность полковника пугают Ивана Васильевича, он отказывается от такого родства.

Проблематика рассказа «После бала» весьма многогранна и вмещает в себя даже политические аспекты, ведь в образе полковника современники увидели Николая Первого – императора России. Жестокость и двуличие режима стало мишенью писателя. Вот, против чего был направлен рассказ.

Композиция

Сюжет рассказа укладывается в рамки одной ночи, круто перевернувшей всю жизнь главного героя. Композиция произведения представляет собой «рассказ в рассказе», и состоит из нескольких частей: экспозиции (диалог, подводящий к описываемым событиям), завязки (сцена бала), кульминации (сцена наказания солдата) и развязки (заключительная реплика рассказчика).

Главной особенностью композиции является противопоставление двух основных частей: бала и наказания солдата. Поначалу читатель открывает для себя всю прелесть сверкающего бала – настоящего праздника любви, красоты и молодости. Легкий и искристый, словно брызги шампанского, он кружит голову и увлекает.

Но уже на следующее утро взору читателя открывается совсем иная картина. На фоне сгущающихся темных красок и под аккомпанемент надрывной, бьющей по нервам музыки происходит жестокое наказание солдата. Столь резкий контраст в качестве художественного средства как нельзя лучше помогает раскрыть основную идею произведения.

Основная идея

Рассказ «После бала» описывает события, происходившие в России во время правления Николая Первого. Это была одна из наиболее суровых эпох. Напуганный восстанием декабристов, он вел более жестокую политику, чем его предшественники. Очевидно, почему Лев Николаевич Толстой описывает усы Петра Владиславовича, и пишет, что они подобны усам Николая Первого. Это достаточно ясный намек на всеобщее нравственное омертвение страны из-за кровавой тирании «жандарма Европы». Смысл рассказа заключается в том, чтобы в одном эпизоде описать характер правления и правителя страны, разделенной на две России: для богатых и для бедных.

Толстой разоблачает фальшь и пустоту общества, срывает добродушные маски, под которыми кроется жестокость. Картина бала, а потом истязания беглого солдата раскрывают главную мысль произведения. Первая часть рассказа показывает красивую жизнь, полную наигранного благонравия, вторая же часть показывает реальность, где каждый герой представлен таким, какой он на самом деле есть. Одни и те же действующие лица контрастируют в первой и второй части рассказа — влюбленность Ивана сменяется на растерянность и тоску, а радушие Петра Владиславовича уступает место холодности, гневу и безразличию. Контраст между одной и другой Россией поражает читателя в самое сердце. Но таковы были исторические взгляды писателя: он не видел единой страны в России, ведь сограждане из разных социальных слоев мнили друг друга врагами.

Психологизм и детали

Чтобы донести свою мысль с предельной ясностью, автор использует художественные детали, противопоставляя наигранную веселость праздной толпы и пышную роскошь бала реальному положению дел. Читателю бросается в глаза искусственность жизни высшего общества, построенной на страданиях бедняков. Мы видим, как меняются декорации при переходе из одной России к другой.

  1. Красота становится искусственной и натянутой: «бал прекрасный» — «что неестественно»;
  2. Музыка приобретает противный и ужасающий ри — «неприятная, визгливая мелодия»;
  3. Человеческие лица выражают эмоции, близкие к отчаянию и гримасе боли: «разрумянившееся с ямочками лицо» — «сморщенное от страдания лицо»;
  4. Белый цвет бала противопоставляется черному и бесцветному тону существования обычных солдат: «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» — «что то большое, черное, … это черные люди», «солдаты в черных мундирах».

Состояние героя до и после бала тоже детально описано:

«Я обнимал в то время весь мир своей любовью» — но утром он думает: «Мне было до такой степени стыдно… Вот вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

«Значение антитезы в рассказе Л Н Толстого «После бала»»

Антитеза — это сопоставление противоположных образов; а в более широком смысле — любое сопоставление противоположных понятий, ситуаций или любых других элементов в литературном произведении. На таком художественном приеме построены пословицы, широко используется он и в мировой литературе, например противопоставление Дон Кихота и Санчо Пансы в романе «Дон Кихот» М. Сервантеса. К такому же приему прибег и Л. Н. Толстой в одном из своих поздних рассказов — «После бала». Герой, от чьего имени ведется повествование, — человек, в судьбе которого случай сыграл решающую роль. До переломного события, случившегося в годы его юности, Иван Васильевич был студентом провинциального университета и мечтал поступить на военную службу. Был он «очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый», поэтому «главное удовольствие … составляли вечера и балы». Воображение Ивана Васильевича пленила прелестная Варенька Б., «высокая, стройная, грациозная и величественная», имела она царственный вид, «который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка у рта, и прелестных, блестящих глаз». На балу у губернского предводителя он весь вечер танцевал с Варенькой и «без вина | был пьян любовью ». Он видел только ее « высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом», видел только «ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза». Любовь к Вареньке «освободила всю скрытую» в душе молодого человека «способность любви». Но судьбе было угодно, чтобы вся его жизнь «переменилась» после одной ночи, или, скорее, утра, наступившего следом, когда он стал свидетелем сцены чудовищного, бесчеловечного наказания беглого татарина.

Рассказ, большая часть которого посвящена изображению блистательного бала, не случайно называется «После бала». Чудовищное событие, сыгравшее решающую роль в судьбе Ивана Васильевича, произошло именно после него. Но для того чтобы полнее воплотить свою идею, Толстой построил рассказ как последовательное и контрастное изображение сцен мазурки и экзекуции со множеством противопоставляющих деталей. Без эпизода истязания солдата картина бала, с его грациозностью, красивыми и нарядными женщинами, восторженными чувствами и нежными бело-розовыми красками, потеряла бы всякий смысл. И сцена экзекуции не показалась бы студенту такой страшной, если бы ей не предшествовал бал. Чем более праздничным и блистательным представлял себе окружающий мир молодой человек вначале, тем неожиданнее, трагичнее оказалось его прозрение, показавшее мир с совершенно другой, жестокой и крайне неприглядной, стороны. Во время бала молодой человек испытывал к полковнику, отцу Вареньки, особое «восторженно-нежное чувство». Он видел перед собой очень красивого, статного, высокого и свежего старика с румяным лицом и той же ласковой радостной улыбкой, как и у дочери. Когда же отец пригласил Вареньку на танец, все вокруг смотрели на них с восторженным умилением. Танцуя, полковник «бойко топнул одной ногой», «фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно… задвигалась вокруг залы»; «он ловко прошел два круга»; «нежно, мило обхватил дочь руками…». А сам рассказчик, «обнимая весь мир своей любовью», боялся только одного: «чтобы что-нибудь не испортило» этого счастья. И конечно, он и предположить не мог, что это «что-нибудь» окажется настолько страшным. Утром на площади он увидел отца любимой девушки в совершенно ином обличье: полковник шел… подрагивающей походкой»; «втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу »; «сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку» на спину беглого татарина.

Наказание, которым руководил отец любимой девушки, вызвало настоящий душевный кризис у героя. В этих эпизодах перед нами словно два разных человека: один из них вызывает симпатию и добрую улыбку, другой — омерзение и брезгливость. Еще ярче контраст между полковником, с его румяным лицом и белыми усами и бакенбардами, и наказываемым, который, «дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами», двигался сквозь строй солдат. «Мне было до такой степени стыдно, — описывает герой нахлынувшие чувства, — что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке…, я опустил глаза… На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска… казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Иван Васильевич так и не смог узнать и понять, почему все это «делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым ». «А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил…» Любовь героя к Вареньке с того дня пошла на убыль. Как ранее он невольно соединял Вареньку с отцом-полковником «в одном нежном, умиленном чувстве», так теперь, «когда она… с улыбкой на лице, задумывалась», Иван Васильевич «сейчас же вспоминал полковника на площади», и ему становилось неловко и неприятно. Он стал все реже и реже видеться с девушкой, пока любовь его к ней совершенно не остыла.

История, описанная в рассказе «После бала», не была только лишь вымыслом автора. Прототипом Вареньки Б. была Варвара Андреевна Корейш — дочь воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Сергей Николаевич Толстой (брат Л. Н. Толстого) был влюблен в эту девушку, но его романтическое чувство угасло после того, как он, весело танцевавший с Варенькой на балу мазурку, на следующее утро увидел, как ее отец руководил экзекуцией. Случай этот стал тогда же известен Льву Николаевичу и произвел на него неизгладимое впечатление. Поэтому через пятьдесят с лишним лет он воспользовался им, чтобы с таким художественным мастерством показать, как самые радужные мечты молодого восторженного человека могут в один миг разбиться о жестокую реальность и совершенно изменить всю последующую жизнь. Читать новости:

Вывод и актуальность

Произошедшее с Иваном Васильевичем в корне изменило его жизнь. Полковник заставил его посмотреть на все с другой стороны, оценить все стороны человеческой натуры. В заключении Толстой не дает никаких моральных выводов, он заканчивает рассказ мыслями Ивана Васильевича, который заставляет себя думать, что военный, очевидно, знает что-то такое, чего не знает главный герой. Тем не менее, юноша не может смириться с отсутствием духовной составляющей у полковника. Сцена избиения меняет его жизнь, однако он сам не понимает: хорошо ли то, что он увидел, или плохо. И все же именно это событие остановило его и не дало поступить на военную службу, к которой он стремился раньше. Показывая перемены в судьбе героя, писатель учит нас чутко реагировать на увиденную несправедливость и ни в коем случае не поощрять ее равнодушием. Книга заставляет задуматься о важности отзывчивости и чуткости, которые позволяют людям жить в мире со своей совестью.

Тематика рассказа актуальна и сегодня. Все так же общество сталкивается с двуличием и безнравственностью. Сегодня все еще много таких «полковников», под маской которых лишь холодность и бесчеловечность. Тем не менее, мораль автора остается только угадывать. Он предлагает читателю делать выводы самостоятельно. Он не пишет, «хорошо» все-таки было то, что сделал полковник, или «плохо», но, судя по реакции главного героя, смысловые акценты все же были расставлены, то есть писатель осуждает криводушие высшего света и его готовность закрыть глаза на страдания тех, кто не «вытянул счастливый билет» происхождения и не стал его частью.

Любое художественное произведение имеет свою
особую структуру – композицию.

Термин «композиция» обозначает
сочинение, составление, сопоставление, расположение, сложение, соединение
отдельных частей в единое целое в определенном порядке.

Композиция в литературеэто построение художественного
произведения, которое включает в себя и расстановку персонажей в
произведении, и порядок сообщения о ходе событий, и портретные и пейзажные
зарисовки, и сообщение о месте и времени происходящих событий, и членение
произведения на части и т. п.

Иными словами, композиция есть не что иное,
как структура художественного произведения. 

С помощью определённой композиции писатель раскрывает
идею произведения, подчеркивает основное и главное в произведении, вводит
читателя в мир своих переживаний и размышлений
. 

Композиция
эпического произведения обычно состоит из экспозиции, завязки, развития
событий, кульминации, развязки, эпилога. В зависимости от идейного замысла писатель выбирает те или иные
элементы композиции. 

Рассмотрим
композицию рассказа «После бала».

В
произведении нет экспозиции.

 Экспозиция – повествование о судьбах героев до начала
описываемых событий
, предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения.

В
рассказе выделяются 4 части.

Начинается
рассказ с диалога Ивана Васильевича и компании молодых людей. Герой подводит
к повествованию о бале, далее описывается сцена бала, затем — сцена
экзекуции, заканчивается рассказ так же внезапно, как и начался, репликой
Ивана Васильевича,
без всяких выводов и поучений.
Главное сказано, добавить уже нечего.

По
сути, весь рассказ — это события
одной ночи, о которых герой вспоминает через много лет.

Одной
из композиционных особенностей рассказа «После бала» является наличие двух
рассказчиков
:

первый
– тот, кто
вводит нас в ситуацию, в которой
происходит беседа молодых людей,

а
второй – тот, кто ведёт повествование о важном эпизоде своей жизни от первого
лица
.

Перед
нами своеобразный «
рассказ
в рассказе
». Такой редкий в
литературе художественный приём называется
 обрамлением.

Обрамление художественный прием, когда основной
сюжет как бы введен в рамку другого сюжета
.

Одним из основных приёмов композиции рассказа
«После бала» является антитеза, т.е. контрастное изображение
 героев,
обстоятельств, событий, неких деталей.

Антитеза художественный
приём, основанный на сопоставлении сюжетных
линий, эпизодов, образов. 

Рассказ строится на контрасте: изображение бала у губернского
предводителя и наказание солдата на плацу.

Противопоставленные эпизоды связаны и развивают художественную
идею. В первой части дается
восторженное описание светского бала, пышного, роскошного:

бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты
знаменитые.
 

Слышны радостный мотив мазурки, вальс, полька, кадриль.

На балу царит атмосфера веселья, счастья, праздника.

 Второй эпизод заключается в
изображении улицы, гнетущей атмосферы экзекуции, и, непосредственно, самого
страшного в своей жестокости и неприглядности наказания солдата:

в весеннем мокром тумане движутся
пешеходы, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевитыми дугами с
мокрыми головами; покрытые рогожками извозчики шлёпают по талому снегу;
кузнец в засаленном полушубке и фартуке несёт какую-то ношу; в конце поля
виднеется что-то большое, чёрное.

Герой слышит визгливую мелодию
флейты и барабана, дробь, крик, гневный голос, всхлипы.

Противопоставлены в
рассказе
очаровательная красавица Варенька и
истерзанный татарин.
Чтобы чётче увидеть контраст, Толстой создает портреты Вареньки и
солдата.

Портрет
— изображение в литературном произведении внешности героя: черт лица, фигуры,
одежды, позы, мимики, жеста, манеры держаться. Портрет также является одним из важных приёмов
композиции.

Автор описывает только
внешний вид девушки, одежду, поведение на балу, не затрагивая её внутренний
мир.

Мы видим девушку «…в молодости, восемнадцати лет,
была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно
величественная. Держалась она всегда прямо – как будто не могла иначе, —
откинув немного назад голову, и это давало ей, с её красотой и высоким
ростом, несмотря на её худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид…»

При описании Вареньки
преобладает белый цвет: «белое платье», «белые лайковые перчатки», «белые
атласные башмачки». Белый цвет — олицетворение чистоты, света, радости,
Толстой подчеркивает ощущение праздника и передаёт душевное состояние
рассказчика. Герой обращает внимание на её «
сияющее
разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые милые глаза».

А вот описание
истерзанного солдата:

«что-то
страшное, оголённый по пояс человек, сморщенное от страдания лицо, спотыкающийся, корчившийся человек, пестрое,
мокрое, красное, неестественное тело».

В портрете важную роль играет указание
на национальность. Он был татарином. Этим Толстой намекает на
пренебрежительное  отношение современников к людям других национальностей.

Приём антитезы
используется в создании портрета полковника на балу и после него.

В литературе чаще встречается психологический портрет, в котором
через внешность героя писатель всегда стремится раскрыть его внутренний мир.

Лев Николаевич Толстой — мастер
психологического портрета.

Автор создаёт портрет
полковника на балу – приветливый и симпатичный человек,
красивый,
статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими
глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и длинными
стройными ногами.

После бала мы видим
иного полковника, автор не просто изображает его наружность, а создаёт его
психологический портрет — воплощение жестокости и равнодушия.
Герой замечает оттопыренную губу полковника, обращает
внимание на его твердый шаг, сильную руку в замшевой перчатке, и то, как
грозно и злобно нахмурился
полковник, когда был уличён в страшном деянии.

Контраст используется в описании
психологического портрета Ивана Васильевича на балу и после бала. Писатель
дает описание внешности героя, характеристику его переживаний, вводит
внутренний монолог, рассказывает о его поступках.

На балу герой пребывал в состоянии
влюблённости, любовался, не чувствовал своего тела, чувство восторга не
покидала его, благодарность, восторженное умиление, восторженно-нежное
чувство, он доволен, счастлив, блажен, добр, бесконечно счастлив, счастье его
«всё росло и росло».

После бала он разочарован,
подавлен, чувствует стыд, доходившую до тошноты тоску, вот-вот его вырвет
с ужасом, ему неловко, неприятно, любовь сошла на нет.

Контрастное изображение героев, их
психологического портрета, обстановки, в которой они живут, позволяет
писателю выявить суть их характеров и в то же время обнажить идею социальных
противоречий России.

Контраст помогает раскрыть идею
сосуществования 2-х миров, двух Россий – мужицкой и дворянской.

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» посвящен событиям жизни России времен Николая I. Это было время сурового правления царя, напуганного восстанием декабристов и усилившего реакцию в общественной жизни. Рассказ композиционно состоит из двух частей: история героя на балу и после бала. Судя по заглавию, ясно, что «после бала» и для героя, и для автора происходящие события гораздо более важны.

Повествование ведется от лица героя, Ивана Васильевича. Рассказчик вспоминает историю своей молодости, а потом слушатели высказывают свое мнение об этом. Такое построение называется рассказом с «обрамлением», дающим возможность плавно и ненавязчиво рассказать о том, что интересует героя. Поставлена нравственная проблема, а воспоминания Ивана Васильевича должны разрешить ее.Две части рассказа резко противопоставлены друг другу по своему построению, эмоциональной и художественной атмосфере, идейному содержанию. Этот композиционный прием называется антитезой. В первой части, на балу, герой влюблен и счастлив. Преобладает радостное, восторженное настроение, атмосфера праздника: музыка, танцы, нарядные гости, веселье. «Бал был чудесный», – вспоминает герой; его девушка Варенька прелестна и весела, ее отец – красивый старик, полковник, с такой же, как у дочери, ласковой, радостной улыбкой. Герой счастлив так, что не мог уснуть, готовый любить весь мир. А во второй части рассказа все изменилось. Выйдя на прогулку, герой забрел на большое поле, где собралось «что-то большое, черное» – строй солдат. Слышалась совсем другая, «жесткая, нехорошая музыка». А сцена наказания солдата так страшна и жестока, что настроение героя становится совсем другим. Иван Васильевич увидел в этой обстановке Варенькиного отца, и на сердце у него теперь «была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска».

Такой композиционный прием нужен автору для того, чтобы острее показать нравственные проблемы, встающие перед героем, а в обрамлении, завершающем рассказ, раскрыть выбранное им решение.

logo

  • Какой композиционный прием лежит в основе рассказа Л.Н. Толстого «После бала»?

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      allysonbooker124

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    10 минут назад

    Математика учи.ру.Немогу решить нужно задание для баллов

  • matematika
    Математика

    10 минут назад

    Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?

  • matematika
    Математика

    10 минут назад

    3/6 Килограмма это сколько граммов?

  • algebra
    Алгебра

    15 минут назад

    Как решать через деффиринциал??

  • informatika
    Информатика

    19 минут назад

    Решите информатику пожалуйста

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    10 минут назад

    Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    40 минут назад

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20518

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Роль композиции в рассказе После бала

Роль композиции в рассказе После бала Толстого

Рассказ «После бала» Л.Н. Толстого был опубликован уже после смерти автора, в 1911 году. Основанием для написания рассказа послужил случай, свидетелем которого стал брат писателя Сергей. События, описанные в рассказе, имели место в жизни Сергея Львовича Толстого. Композиция рассказа поделена на две части: до и «после бала». Вторая часть композиции наиболее важна. Именно на неё автор делает основной упор.

Повествование идёт от имени рассказчика. Иван Васильевич, так зовут рассказчика, делится воспоминаниями о событиях далёкой молодости. Его повествование началось после возникшего спора. Спорщиков интересовало, какие факторы могут повлиять на судьбу человека. Как случай может в одночасье изменить жизнь? Этому и посвятил свой рассказ герой, плавно погружающий слушателей в историю своей жизни.

Впервые герой рассказа показан на балу у местного дворянина. Иван Васильевич в прекрасном расположении духа. Он влюблён в дочь хозяина дома Вареньку. Приподнятое настроение героя соответствует праздничности бального вечера. Радость и восторг вызывает всё вокруг: музыка и танцы, смех и веселье присутствующих гостей. Но среди этого множества красиво наряженных людей автор выделяет Вареньку. Она необычайно весела и кажется герою самой прелестной и пригожей. Отец Вареньки, старый полковник, по-военному подтянут. Но лицо его излучает радость и приветливость. Ночь после бала Иван Васильевич провёл без сна. Любовь и радость наполняли его душу до краёв. Своей любовью герой был готов поделиться со всем миром.

Изнывая от бессонницы, Иван Васильевич вышел прогуляться. Прогуливаясь, он забрёл на поле, где стоял строй солдат. Музыка, звучащая здесь, безжалостно резало ухо, настолько неприятной и резкой она была. Увиденное героем, повергло его в шок. Ему открылась картина наказания провинившегося солдата, которого, наказывали битьём палками. Но самым ужасным оказалось то, что в наказании принимал участие отец Вареньки. Благодушное выражение лица этого старика сменилось выражением неприкрытой жестокости.

На смену радостному и счастливому настроению героя пришли вселенская тоска и грусть. Боль разочарования принесла свои плоды. Любовь и восторженность Ивана Васильевича пошли на убыль.

Литературный приём (антитеза), применённый Толстым в рассказе, даёт возможность читателю самому сделать вывод и дать характеристику героям и описываемым событиям.

Картинка Роль композиции в рассказе После бала

Роль композиции в рассказе После бала

Анализ «После бала» Толстой

Анализ «После бала» Толстой

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 3254.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 3254.

Обновлено 10 Июля, 2021

Отличительной особенностью творчества Льва Николаевича Толстого является постоянный поиск ответов на нравственные вопросы, которые неизбежно возникают в жизни каждого человека. Предлагаем к рассмотрению анализ произведения Л. Н. Толстого «После бала», который будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку литературы. Анализ рассказа «После бала» включает в себя полное раскрытие темы, а также особенности композиции, жанра и направления.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением После бала.

Год написания – 1903 год.

История создания – В основе сюжета лежит реальная история, случившаяся с братом писателя. Тот, будучи влюблённым в дочь военного начальника, собирался сделать девушке предложение. Однако передумал, когда стал свидетелем чрезвычайной жестокости её отца по отношению к солдату.

Тема – Главная тема произведения – нравственность, которая в полной мере раскрывает проблематику устройства общества в царской России.

Композиция – Композиция построена на антитезе – противопоставлении сцены бала и сцены наказания беглого солдата.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ «После бала» Лев Николаевич написал в 1903 году, однако опубликован он был уже после смерти писателя, в 1911 году. За основу сюжета Толстой взял историю родного брата, Сергея Николаевича, которой тот поделился с ним в молодости.

Сергей Толстой был страстно влюблен в Вареньку – очаровательную девушку, чей отец занимал пост военного начальника. Намерения молодого человека были достаточно серьёзны, и он собирался связать себя узами брака со своей возлюбленной. Однако этим планам не суждено было сбыться. Сергей Толстой случайно стал свидетелем жестокого обращения своего будущего тестя с беглым солдатом. Зрелище расправы над несчастным настолько сильно потрясло молодого человека, что тот в одночасье передумал жениться.

Лев Николаевич был потрясен услышанной историей, однако изложил её на бумаге он лишь годы спустя. Не сразу он смог определиться и с названием своего произведения, подвергая критике каждый из вариантов. Среди них были «Отец и дочь», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…».

Смысл названия «После бала» заключается в неоднозначности и противоречивости жизни. После ярких огней бала люди оказываются лицом к лицу с реалиями действительности. За внешним великолепием и лоском скрывается неоправданная жестокость и заскорузлость человеческих сердец, и смириться с этим фактом дано не всем.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Произведение, несмотря на небольшой объем, в полной мере раскрывает проблематику нравственного и философского характера, которая всегда была близка Льву Николаевичу.

Центральная тема «После бала» – нравственность. Автор ставит перед читателем вопросы: что представляют собой честь, достоинство, порядочность, справедливость? На протяжении многих поколений они волновали и продолжают волновать русское общество.

В основе конфликта произведения лежит двойственная природа полковника. Это статный, красивый, зрелый мужчина, привлекающий к себе внимание моложавостью и военной выправкой. Аристократичная сущность его подчеркивается безукоризненными манерами, красивой речью и приятным голосом. Полковник с легкостью мог расположить к себе кого угодно – настолько милым и любезным он показал себя во время бала.

Но уже ранним утром всё это благодушие было сорвано, словно маска, во время процедуры наказания беглого солдата. Варенькин отец предстает грозным, жестоким начальником, способным на самый ужасный поступок.

Влюбленный в Вареньку главный герой, став свидетелем этого перевоплощения, уже не в состоянии по-прежнему испытывать светлые чувства к девушке. Зрелище бесчеловечной казни солдата навсегда меняет его мировоззрение. Он приходит к выводу, что не в состоянии быть сопричастным этому злу, и отказывается от своего личного счастья.

Основная мысль произведения – разоблачение фальши и напускного благодушия человека, за которым скрывается жестокость по отношению к людям, находящимся в зависимом положении. Если нет возможности изменить этот мир к лучшему и победить зло, то каждый человек способен сделать осознанный выбор – принимать участие или нет в этом зле. Быть честным по отношению к себе – вот чему учит произведение Толстого.

Композиция

Сюжет рассказа укладывается в рамки одних суток, круто перевернувших всю жизнь главного героя. Композиция произведения представляет собой «рассказ в рассказе», и состоит из нескольких частей: экспозиции (диалог, подводящий к описываемым событиям), завязки (сцена бала), кульминации (сцена наказания солдата) и развязки (заключительная реплика рассказчика).

Главной особенностью композиции является противопоставление двух основных частей: бала и наказания солдата. Поначалу читатель открывает для себя всю прелесть сверкающего бала – настоящего праздника любви, красоты и молодости. Легкий и искристый, словно брызги шампанского, он кружит голову и увлекает.

Но уже на следующее утро взору читателя открывается совсем иная картина. На фоне сгущающихся темных красок и под аккомпанемент надрывной, бьющей по нервам музыки происходит жестокое наказание солдата. Столь резкий контраст в качестве художественного средства как нельзя лучше помогает раскрыть основную идею произведения.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «После бала».

Жанр

Прозаическое произведение «После бала» написано в жанре рассказа. Об этом свидетельствует небольшой объем, 2–3 героя, показан один случай из жизни одного героя. Поскольку произведение имеет форму «рассказ в рассказе», в нём описаны две эпохи – 40-е годы XIX века, и закат XIX столетия. Данный прием, используемый автором, призван показать читателю, что за это время проблемы в обществе никоим образом не изменились.

Рассказ реалистический, поскольку в его основу положен реально произошедший жизненный случай, который сквозь призму переживаний главного героя отражает слабые стороны социума.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Furuzon Pulodi

    9/10

  • Илья Иващенко

    10/10

  • Artur Pustovarov

    10/10

  • Альбина Айтмаганбетова

    10/10

  • Денис Погребняк

    5/10

  • Вера Яковлева

    10/10

  • Магомедбег Шарифов

    10/10

  • Ирина Логинова

    10/10

  • Никита Попечаев

    8/10

  • Расул Гасанов

    10/10

Рейтинг анализа

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 3254.


А какую оценку поставите вы?

  • Каков минимальный объем итогового сочинения
  • Каков мастер такова и работа сказка читать
  • Каков идеал человека в ранних романтических рассказах горького
  • Каков жанр и откуда взят рассказ о блудном сыне станционный смотритель
  • Каков главный финансовый смысл сказки муха цокотуха