Каков символический смысл рассказа матренин двор

Содержание

  1. Смысл названия рассказа «Матренин двор»
  2. Смысл произведения «Матренин двор»
  3. Смысл финала рассказа «Матренин двор»

«Матренин двор» — это второй рассказ Александра Солженицына. Он появился в 1959 году и был опубликован в журнале «Новый мир». Изначально произведение имело название «Не стоит село без праведника». Однако во избежании проблем с цензурой оно было изменено на более приемлемое. Это произведение положило начало теме деревенской прозы, которое затем широко использовалось в советской литературе. Печать этого рассказа сильно затянулась, потому что многие писатели, которые прочли этот рассказ, уверяли Солженицына, что не стоит этого делать. Однако после успеха «Одного дня Ивана Денисовича» писатель твердо решил, что произведение увидит свет. Краткие сведения и сюжетные линии в рассказе вызвали волну оживленных споров. Они улеглись лишь к 1989 году, и работа была напечатана в журнале «Огонек». Но Солженицын не давал своего согласия на это действие, потому посчитал публикацию нечестной.

Смысл названия рассказа «Матренин двор»

Осталось ли хоть немного духовности и нравственности в людях? Это главный вопрос, который задает Солженицын своим читателям. Действие рассказа происходит в 1956 году. Всего несколько лет назад закончилась война, страна еще не отошла от ужаса и потрясений.

Когда мы видим название, в голове сразу возникает образ маленького сельского домика, а Матрена представляется нам добродушной старушкой, которая готова рассказать сказку и накормить своих внуков пирогами. Если вспомнить историю, то все больше людей переезжало в города, а таких милых старушек становилось все меньше. Люди замыкались, попросту начинали думать только о себе. А такие качества, как любовь к окружающим, готовность помочь по первому зову и открытость души становятся практически смешными. Да и в селах начинало происходить то же самое. Главная героиня, несмотря на окружающие перемены, не боится оставаться доброй и искренней. Именно поэтому Солженицын называет ее праведником, говорит, что на плечах таких людей и держится вся страна. Пока живы такие образцы для подражания, общество еще может «излечиться» от эгоизма.

Смысл произведения «Матренин двор»

Солженицын рассказывает нам, как, вернувшись из ссылки, устраивается на работу учителем. Жить ему приходится в доме у милой старушки Матрены Васильевны. Он много узнает об этой женщине. Это завязка, в которой нас просто вводят в курс дела. Постепенно герой начинает общаться с ней и узнает о нелегкой судьбе Матрены. Еще в Первую мировую войну на фронт ушел ее жених Фаддей. На фронте он пропал, но девушка все ждала его. Когда надежды ни у семьи парня, ни у самой невесты не осталось, было решено женить ее на младшем брате жениха Ефиме. Он любил ее, никогда не бил, но вот сама Матрена относилась к нему скорее по-дружески. Но через несколько лет возвращается Фаддей, который был готов зарубить топором и брата, и бывшую невесту. С горя он решает жениться на другой, которую тоже зовут Матрена.

Она родила ему шестерых детей. А вот у нашей героини все дети умерли. Она взяла на воспитание Киру, дочь Матрены. А в это время Ефим ушел на войну и там пропал, да так и не вернулся. И тогда герой понимает — на таких людях и держатся все села и города. Матрена никогда не жила для себя. Она помогала соседям, колхозу, бралась за всякую работу, даже за самую тяжелую. При этом женщина оставалась доброй и отзывчивой. Имея внутренний стержень, она смогла прожить свою жизнь так, что ее назвали «праведником». В старости она сама тянула все хозяйство, при этом не жалуясь, что ей тяжело. Героя поразила эта женщина, ведь в городе такую встретить просто невозможно.

Смысл финала рассказа «Матренин двор»

Рассказ заканчивается довольно грустно. Матрена погибает, помогая Фаддею перетаскивать часть своей же избы, которую женщина завещала Кире. Виноват в этой смерти Фаддей — он решил не ждать, пока его бывшая возлюбленная умрет и отдать наследство Кире уже сейчас, когда девушка выходит замуж. На ее похоронах все, конечно же, плачут. Но в головах у них лишь одно — как бы поскорее поделить все имущество Матрены. Их слезы — не больше, чем игра на публику. А виновник смерти женщины и вовсе не появился на похоронах. Фаддей — единственный человек, который просто не смог прийти из- за мук совести. Он и правда понимал, что к смерти причастен он. И если бы не его жадность, Матрена продолжала бы жить.

Герою приходится переехать из этого дома. Он наслушался многих слов о Матрене: многие называли ее странной, а некоторые и вовсе считали ее доброту неправильной. Также он понимает, что чем больше гибнет таких старушек, тем быстрее погибнет старая деревня: уютная, добрая, с маленькими домиками и отзывчивыми людьми. От этого герою становится по-настоящему печально.

Тема урока:                        Александр Исаевич Солженицын.

         Анализ рассказа «Матренин двор».

Цель урока: попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа. 

Ход урока:

  1. Слово учителя.

 История создания.

Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году, опубликован в 1964. «Матренин двор» — произведение автобиографическое и достоверное. Исходное название – «Не стоит село без праведника». Напечатан в «Новом мире», 1963, №1.

     Это рассказ о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись «из пыльной горячей пустыни», то есть из лагеря. Ему хотелось «затеряться в России», найти «тихий уголок России». Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать. После реабилитации в 1957 году С. некоторое время работал учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.

2. Беседа по рассказу.

1) Имя героини.

У кого из русских писателей 19 – го века главная героиня носила такое же имя? С какими женскими образами в русской литературе вы могли бы сопоставить героиню рассказа?

(Ответ: имя героини Солженицына вызывает в памяти образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной, а так же образы других некрасовских женщин – тружениц: так же как и они, героиня рассказа «ко всякой работе ловка, приходилось ей и коня на скаку останавливать, и в горящую избу входить». Нет в её внешности ничего от величавой славянки, не назовёшь её красавицей. Она скромна и не приметна.)

2) Портрет.

Есть ли в рассказе развёрнутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

(Ответ: Солженицын не даёт развёрнутого портрета Матрёны. Из главы в главу повторяется чаще всего лишь одна деталь – улыбка: «лучезарная улыбка», «улыбка её кругловатого лица», «улыбалась чему-то», «извиняющаяся полуулыбка». Автором важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль, высказанную прямо: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». Поэтому после страшной гибели героини её лицо осталось целёхонькая, спокойная, больше живое, чем мёртвое.)

3) Речь героини.

— Выпишите наиболее характерные высказывания героини. В чём особенности её речи?

(Ответ: Глубоко народный характер Матрены проявляется, прежде всего в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность предаёт её языку обилие просторечный, диалектной лексики и архаизмом (2 – дни приспею, к ужоткому, любота, летось обапол, пособить, неуладкой). Так выговаривали все в деревне. Так же глубоко народно и манеры речи Матрёны, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким – то низким, тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

4) Быт Матрёны.

 — Какие художественные детали создают картину быта Матрёны? Как предметы быта связано с духовным миром героини?

( Ответ: Внешне быт Матрёны поражает своей неустроенностью («в запущи она живёт») Всё её богатство фикусы, колченогая кошка, коза, мышьи тараканы, пальто, перешитое из железнодорожной шинели. Всё это свидетельствует о бедности Матрёны, проработавшей всю жизнь, но лишь с великим трудом выхлопотавшей себе крохотную пенсию. Но важно ещё и другое: эти скупые бытовые детали раскрывают её особый мир. Не случайно у фикуса говорится: «Они заполняли одиночество хозяйки. Они разрослись привольно…» — а шуршание тараканов сравнивается с далёким шумом океана. Кажется, сама природа живёт в доме Матрёны, всё живое тянется к ней).

5) Судьба Матрёны.

— Восстановите историю жизни Матрёны? Как воспринимает Матрена свою судьбу? Какую роль в её жизни играет работа?

( Ответ: События рассказа ограничены чёткими временными рамками: лето-зима 1956 года. Восстанавливая судьбу героини, её жизненные драмы, личные беды, так или иначе, связаны с поворотами истории: С первой мировой войной, на которой попал в плен Фаддей,  с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, которой выжил из неё все силы и оставил её без средств к существованию. Её судьба – частица судьбы всего народа.

И сегодня бесчеловечная система не отпускает Матрену: её оставили без пенсии, и она вынуждена целые дни тратить на добывание различных справок; ей не продают торфа, заставляя воровать, да ещё по доносу ходят с обыском; новый председатель обрезал всем инвалидам огороды; коровы завести невозможно, так как косить ни где не разрешают; даже билеты на поезд и те не продают. Матрена ощущает не справедливость, но она не держит зла на судьбу и на людей. «У неё было верное средство вернуть доброе расположение духа — работа». Не получая ничего за свою работу, она по первому зову идёт помогать соседям, колхозу. Окружающие охотно пользуются её добротой. Сами же односельчане и родственники не только не помогают Матрене, но и стараются вообще не появляться в её доме, боясь, что она попросит о помощи. Всем и каждому Матрена остаётся в своей деревне абсолютно одинокой.

6) Образ Матрены среди родственников.

— Какими красками нарисованное в рассказе Фаддей Миронович и родня Матрёны? Как ведёт себя Фаддей, разбирая горницу? В чём состоит конфликт рассказа?

( Ответ: Главной героине противопоставлен в рассказе брат её покойного мужа, Фаддей. Рисуя его портрет, Солженицын семь раз повторяет эпитет «чёрный». Человек, чья жизнь по  своему была изломана бесчеловечными обстоятельствами, Фаддей, в отличие от Матрены, затаил злобу на судьбу, вымещая её на своей жене и сыне. Почти слепой старик, оживляется, когда наседает на Матрену по поводу горницы, и затем, когда ломает избу своей бывшей невесты. Корысть, жажда захватить участок для своей дочери заставляют его рушить дом, который он когда-то сам строил. Бесчеловечность Фаддея особенно ярко проявляется накануне похорон Матрены. На поминки Матрены Фаддей вовсе не пришёл. Но самое главное, что Фаддей был в деревне, что Фаддей был в деревне такой не один. На поминках о самой Матрене никто не говорит.

Событийный конфликт в рассказе почти отсутствует, ибо сам характер Матрены исключает конфликтные отношения с людьми. Для неё добро – неспособность к злу, любовь и сострадание. В этой подмене понятий видит Солженицын сущность того духовного кризиса, который поразил Россию.

7) Трагедия Матрены.

— Какие приметы предвещают гибель героини?

(Ответ: С самых первых строк автор готовит нас к трагической развязке судьбу Матрены. Её гибель предвещают и пропажа котелка с освящённой водой и исчезновение кошки. Для родни и соседи гибель Матрены – лишь повод позлословить о ней до возможность поживиться её не хитрым добром, для рассказчика – это гибель родного человека и разрушение целого мира, мира той народной правды, без которой не стоит русская земля)

8) Образ рассказчика.

— Что общего в судьбе рассказчика и Матрены?

(Ответ: Рассказчик – человек трудной семьи, за плечами которого война и лагерь. Поэтому он теряется в тихом углу России. И только в избе Матрены герой ощутил нечто родственное своему сердцу. И одинокая Матрена почувствовала доверие к своему постояльцу. Только ему рассказывает она о своем горьком прошлом, только ей откроет он, что много провёл  тюрьме. Героев роднит  и драматизм их судьбы, и многие жизненные принципы. Особенно их родство сказывается в речи. И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь её духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния.

9)- Какова тема рассказа?

( Ответ:  Главная тема рассказа — «чем люди живы».

-Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой интерес?

(Ответ: Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. Пережить то, что пришлось пережить Матрене Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою «лучезарную улыбку» — какие же душевные силы нужны для этого!

10) –Каков символический смысл рассказа «Матренин двор»?

( Ответ: Многие символы С. связаны с христианской символикой: образы – символы крестного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название «Матренина двора». Да и само название носит обобщающий характер. Двор, дом Матрены – то пристанище, которое обретает рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья. В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны – германскую и отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали в младенчестве, потерю мужа, к-й на войне пропал без вести. Ветшает дом – стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека – «по ребрышкам». Погибает Матрена вместе с горницей. С частью своего дома. Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом. Избу Матрены до весны забили, словно гроб, — похоронили.

Вывод:

Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества.

Народная мудрость, вынесенная писателем в первоначальное название рассказа, точно передаёт эту авторскую мысль. Матрёнин двор – некий остров посреди океана лжи, которая хранит сокровище народного духа. Гибель Матрены, разрушение её двора и избы – грозное предупреждение о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры. Однако, не смотря на весь трагизм произведения, рассказ проникнут авторской верой в жизнестойкость России. Источник этой жизнестойкости Солженицын видит не в политической системе, не в государственной власти, не в силе оружия, а в простых сердцах никем не замечаемых, унижаемых, чаще всего одиноких праведников, противостоящих миру лжи.)

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Смысл названия произведения Матренин двор

Сочинение Смысл названия произведения Матренин двор Солженицына

Александр Исаевич Солженицын в своём рассказе “Матрёнин двор” затрагивает проблемы наличия нравственности и духовности, как у каждого человека, так и у всего народа в целом. Автор обращает внимание читателя на важность сохранения всех добродетелей души в тяжелое время.

Но вот возникает вопрос: почему же А. И. Солженицын выбрал для своего произведения именно такое название? В чем состоит его смысл? Попробуем в этом разобраться.

Дело в том, что задача любого автора состоит в том, чтобы раскрыть основную суть произведения в названии, привлечь внимание читателя. “Матрёнин двор” – название, выбранное не случайно. После его прочтения в голове сразу возникает образ маленького сельского домика, где всё сделано своими руками, на совесть. Такая ассоциация вызывает в сердце спокойствие и тихую радость. Но, к сожалению, таких “дворов” становится всё меньше. Не ценится больше искренняя доброта и желание помогать людям. Все начинают думать только о себе и из-за этого рушиться общество.

Главная героиня рассказа – Матрёна Васильевна, сильно отличается от всех остальных жителей села. Она чуть ли не единственная, кто сумел сохранить в своём сердце лучшие качества: доброту и любовь к окружающим. Несмотря на все беды, которые случились с ней за всю жизнь, женщина продолжает ставить интересы других выше собственных, оказывать помощь всем, кто в ней нуждается. Образ Матрёны – это образ особо доброго человека, который делает добро вопреки всему, образ праведницы.

А. И. Солженицын хотел доказать читателям то, что не может существовать ни село, ни город, если в нём не будет людей, как Матрёна Васильевна. Пока живут такие праведники, как она, ещё можно надеяться на то, что общество избавится от губительных качеств и начнет по-настоящему ценить истинные добродетели. Вот почему название рассказа именно “Матрёнин двор” – символ тихого места, в котором, не смотря ни на что, сохранилось добро, теплота и любовь к людям.

Таким образом, можно сказать, что смысл названия рассказа “Матрёнин двор” Ф. И. Солженицына заключается в том, чтобы донести до читателя важность тихой, спокойной жизни и сохранения таких качеств, как добро, милосердие и любовь.

2 вариант

Изначально рассказ «Матренин двор» назывался «Не стоит село без праведников». Кто такие праведники? Это люди, живущие согласно религиозным правилам и нравственным устоям. Так вот, суть этого названия заключалась в том, что села России держатся на тех, кто живет по этим правилам и чтит такие общечеловеческие ценности как труд, сострадание, добро и взаимопомощь. Название было изменено с целью придания повествованию более частного характера. Название «Матренин двор» связано с именем ключевой героини Матрены Васильевны. Таким образом, автором были четко указаны границы нравственности, которые теперь не выходили за пределы Матрениного двора. Ценности и устои остальных жителей села порой сильно отличались от мировоззрения Матрены. Автор намеренно «оградил» жизнь Матрёны, ведь на ее примере он показал поразительный мир русской женщины.

Матренин двор – один из центральных образов в рассказе, он воплощает безмятежность и тишину. Двор был описан автором очень подробно, со всеми деталями, из которых было ясно, что в доме у Матрены довольно неопрятно. Автор подчеркивает, что в случае разрушения дома его хозяйку тоже ждет неминуемая гибель, ведь дом и человек неразрывно связаны.

Человек, от имени которого ведется рассказ вернулся на родину после пребывания в пустыне. Ему хотелось найти свое место где – то в самой глубинке, где свежо и прохладно. И именно таким местом стал для него Матренин двор. Хитросплетения судьбы привели его к Матрене, которая жила в нищете, ведь пенсию ей не выплачивали, а работа в колхозе прибыли не приносила. Пожилая и измотанная женщина – такой она предстала перед глазами путника.

Но несмотря не на что, Матрена в силу своей доброты была в любой момент готова бросить свои личные дела ради колхозных или ради того, чтобы помочь кому – ли в трудный момент. Предчувствуя скорую кончину она распорядилась чтобы приемная дочь Кира унаследовала ее горницу. Но родственникам было невтерпеж разделить наследство, они разобрали горницу, чтобы по бревнышкам перевезти ее к Кире. Желая помочь Матрена собственными руками помогала им разрушать свою избу, которая хоть и была ей дорога, но не настолько насколько были дороги Кира и Фаддей. Матрена всегда опасалась железной дороги, но ради них решилась к ней подойти, но на ее беду салазки с бревнами застряли и Матрена погибла под поездом. Можно сказать, что она была убита человеческим равнодушием и жадностью. Матрена стала жертвой своей доброты и бескорыстия, которые никто так и не оценил по достоинству.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл названия произведения Матренин двор

Смысл названия произведения Матренин двор

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Доброта и красота

    Может ли доброта быть как-то связана с красотой? Отрицательный ответ сначала кажется очевидным, ведь эти понятия совершенно не связаны друг с другом: доброту никак не увидеть, а красота, наоборот

  • Сравнительная характеристика Жилина и Костылина в рассказе Кавказский пленник Толстого сочинение для 5 класса

    Произведение Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» затрагивает вопросы поведения людей, попавших в одинаковую жизненную историю.

  • Великая Отечественная война в литературе 20 века сочинение

    Годы войны с 1941 по 1945 стали, ужасными, страшными и не забываемыми по сей день. Ведь такое событие невозможно забыть, это событие останется в памяти не у одного поколении. Про события Великой Отечественной Войны можно найти

  • Примеры внутреннего мира из жизни

    Человек – просто удивительное существо, которое полно загадок и легенд, которые еще не раскрыты. Особенно интересными элементами человеческого сознания являются душа и внутренний мир.

  • Сочинение Образ Мануйлихи в повести Олеся Куприна

    Второстепенный персонаж произведения показывает весьма колоритный образ ведьмы. Бабушка главной героини, человека неиспорченного цивилизацией должна подчеркнуть природное в человеке, к чему с симпатией относился Куприн.

                    АНАЛИЗ РАССКАЗА 
А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЕНИН ДВОР»

      Цель урока: попытаться понять, каким
видится писателю феномен «простого человека» , разобраться в философском смысле
рассказа.

    Методические приемы: аналитическая беседа,
сопоставление текстов.

                         ХОД УРОКА

    1.Слово учителя

    Рассказ «Матренин двор», как и «Один день
Ивана  Денисовича», написан в 1959 году, а опубликован  в 1964 году. «Матренин
двор» — произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о той
ситуации, в которой он оказался, вернувшись  «из пыльной горячей пустыни», то 
есть из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в  самой нутряной
России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». Бывший
лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать.
После реабилитации в 1957 году Солженицын некоторое время работал учителем
физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрены 
Васильевны Захаровой (там он закончил первую редакцию «В круге первом»).
Рассказ «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает 
глубокое значение, признан классикой. Его называли «блистательным», «подлинно
гениальным произведением». Попробуем разобраться в феномене этого рассказа.

     П. Проверка домашнего задания.

    Сопоставим рассказы «Матренин двор» и
«Один день Ивана Денисовича».

    Оба рассказа являются этапами осмысления
писателем феномена «простого человека», носителя массового сознания. Герои
обоих  рассказов – «простые люди», жертвы обездушивающего мира. Но отношение к
героям разное. Первый назывался «Не стоит село без праведника», а второй –
Щ-854» (Один день одного зека)». «Праведник» и «зек» — это разные оценки. То,
что Матрене предстает как «высокое» (ее извиняющая улыбка перед грозной
председательшей, ее уступчивость перед наглым напором родни), в поведении Ивана
Денисовича обозначается «подработать», «богатому бригаднику подать сухие
валенки прямо на койку», «пробежать по каптеркам , где кому надо услужить,
подмести или поднести что-нибудь». Матрена изображена как святая: «Только
грехов у нее было меньше, чем у ее  колченогой кошки. Та – мышей душила…». Иван
Денисович – обычный человек с грехами и недостатками. Матрена не от мира сего. 
Шухов – свой в мире ГУЛАГа, почти обжился в нем, изучил его законы, выработал
массу приспособлений для выживания. За 8 лет отсидки он сросся с лагерем: «Уж
сам он не знал, хотел он воли или нет», приспособился: «Это как положено – один
работает, один смотрит»; «Работа – она как палка, конца в ней два: для людей
делаешь – качество дай, для дурака делаешь – дай показуху». Правда, удалось ему
не потерять своего человеческого достоинства, не опуститься до
положения»фитиля», что вылизывает миски.

     Сам Иван Денисович не осознает
окружающего абсурда, не отдает себе отчета в ужасе своего существования.  Он
покорно и терпеливо несет свой крест, как и Матрена Васильевна.

    Но терпение героини сродни терпению
святой.

    В «Матренином дворе» образ героини дается
в восприятии рассказчика, он оценивает ее как праведницу. В «Одном дне Ивана
Денисовича» мир видится только глазами героя, оценивается им самим. Оценивает
происходящее и читатель и не может не ужаснуться, не испытать потрясения описания
«почти счастливого» дня.

     Как раскрывается характер героини в
рассказе?

    Какова тема рассказа?

    Матрена не от мира сего; мир, окружающие
осуждают ее: «  и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не
бережная;  и даже поросенка  не держала, выкармливать почему-то не любила; и ,
глупая, помогала чужим людям бесплатно…».

     В общем, живет «в запущи». Бедность
Матрены смотри из всех углов: «Многие годы ниоткуда не зарабатывала Матрена
Васильевна ни рубля. Потому что  пенсии ей не платили. Родные помогали ей мало.
А в колхозе она работала не за деньги – за палочки. За палочки трудодней в
замусоренной книжке учетчика».

     Но рассказ не только о страданиях, бедах,
несправедливости, выпавшей на  долю русской  женщины. А.Т.Твардовский писал об
этом так: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих 
страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина 
неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, ее душевный мир
наделен таким качеством, что  мы с ней беседуем, как с Анной Карениной».
Солженицын отвечал на это Твардовскому: «Вы указали самую суть – на женщину
любящую и страдающую, тогда как вся критика  рыскала все время  поверху,
сравнивая тальновский колхоз и соседние». Писатели выходят на главную тему
рассказа – «чем люди живы». Пережить то, что пришлось  пережить Матрене
Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным,
отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить  до старости свою «
лучезарную улыбку» — какие же душевные силы нужны для этого!

     Движение сюжета направлено на постижение 
тайны характера главной героини. Матрена  раскрывается не столько в обыденном 
настоящем, сколько в прошлом. Вспоминая свою молодость, она рассказывает: «Это
ты меня прежде не видал, Игнатич. Все мешки мои были, по пять пудов тяжелью не
считала. Свекор кричал: «Матрена, Спину сломаешь!» Ко мне дивирь не подходил,
чтоб мой конец бревна на передок подсадить» Оказывается, Матрена когда-то была
молодой, сильной, красивой, из тех некрасовских  крестьянок, что «коня  на
скаку остановят»: «Раз конь с испугу сани понес на озеро, мужики отскакали, а
я, правда, за узду схватила, остановили…» И в последний миг своей жизни она
кинулась «пособлять мужикам» на переезде – и погибла.

     И совсем с неожиданной стороны
раскрывается Матрена, когда  рассказывает о своей любви: «в первый раз совсем 
по-новому увидел Матрену», «В то лето… ходили мы с ним в  рощу сидеть,-
прошептала она. – Тут роща была… Без малого не вышла, Игнатич. Война германская
началась. Взяли Фаддея на войну… Пошел он на войну – пропал… Три года 
затаилась я, ждала. И не весточки, и ни косточки…

     Обвязанное старческим слинявшим
платочком, смотрело на меня  в непрямых мягких отсветах  лампы круглое лицо
Матрены – как будто  освобожденное от морщин, от будничного небрежного наряда –
испуганное, девичье, перед страшным выбором».

     Эти лирические, светлые строки раскрывают
обаяние, душевную красоту, глубину переживаний Матрены. Внешне ничем не
примечательная, сдержанная, нетребовательная, Матрена оказывается
необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком. Тем острее чувство вины,
которое испытывает рассказчик: « Нет Матрены. Убит родной человек. И в день
последний я укорил ее телогрейку». «Все мы  жили рядом с ней и не поняли, что
есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни
город. Ни вся земля наша».  Завершающие слова рассказа возвращают к
первоначальному названию- «Не стоит село  без праведника» и наполняют рассказ о
крестьянке Матрене глубоким обобщающим, философским смыслом.

     Каков  символический смысл рассказа
«Матренин двор»?

     Многие символы Солженицына связаны с
христианской символикой, образы-символы крестного пути,   праведника, мученика.
Прямо на это указывает первое название «Матренина двора2. Да и само название
«Матренин двор» носит обобщающий характер. Двор, дом Матрены – то пристанище,
которое обретает, наконец  в поисках «нутряной России»  рассказчик после долгих
лет лагерей и бездомья: « Милей это места мне не приглянулось во всей деревне».
Символическое уподобление Дома России традиционно, ведь структура дома
уподоблена структуре мира. В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба
его  хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны –
германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали во
младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести. Ветшает  дом –
стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека – «по ребрышкам», и  « все
показывало, что ломатели – не строители и не предполагают, чтобы  Матрене еще
долго  пришлось здесь жить».

     Словно противится разрушению дома сама
природа – сначала долгая метель, непомерные сугробы, потом оттепель, сырые
туманы, ручьи. И в том, что святая вода у Матрены необъяснимо пропала, видится дурное
предзнаменование. Погибает Матрена вместе с горницей,с  частью своего дома.
Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом. Избу Матрены до весны забили,
словно гроб, — похоронили.

     Символический характер носит и страх
Матрены перед железной дорогой, ведь именно поезд, символ враждебного
крестьянской жизни мира, цивилизации, расплющит и горницу, и саму Матрену.

      Ш. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

     Праведница Матрена – нравственный идеал
писателя, на котором, по его мнению должна основываться жизнь общества. По
Солженицыну, смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии
души». С этой идеей связано понимание писателя роли литературы, ее связи с
христианской традицией. Солженицын продолжает  одну из главных традиций русской
литературы, согласно которой писатель видит свое  назначение в проповедовании
истины, духовности, убежден в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать
на них ответ. Об этом  он говорил в своей Нобелевской лекции: «В русской
литературе издавна вроднились нам представления, что писатель может много в
своем  народе – и должен… Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не
уклониться : писатель – не посторонний судья своим соотечественникам и
современникам, он – совиновник во всем зле, совершенном у него на родине или
его народом».

В чём заключается смысл названия рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?

сочинение по литературе

Сочинения по отрывку из рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» здесь

   Александр Солженицын пришёл в литературу сразу как большой писатель. Именно это отметил в нём А.Т. Твардовский, главный редактор журнала «Новый мир»:%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%20%D0%BD%

Твардовский и предложил изменить во избежание цензурных препятствий название рассказа с «Не стоит село без праведника» на «Матрёнин двор».
   Я считаю, что в названии рассказа заключён важный смысл. Матрёнин двор – это символ мироустройства, где всё основано на любви, взаимопомощи и бескорыстии. Сама Матрёна и есть тот неиссякаемый источник доброты, милосердия и помощи ближним. 
   Главная героиня как-то поделилась с рассказчиком историей своей жизни. Сразу стало ясно, что судьба не слишком баловала её: потеря любимого Фаддея, потом смерть мужа и всех её шестерых детей, бесконечная работа на колхоз. Изба стала самым дорогим местом для старой, больной женщины. Всё её жилище – это отражение самой Матрены, всё в согласии с её образом жизни и нравом: старые желтенькие обои, ни в чём не видно желания выделиться. Была Матрёна бессребреницей. Трудясь то на колхоз, то на соседей, выполняла самую тяжёлую «мужицкую» работу. Но она не требует за это ни денег, ни слов благодарности. Всего богатства у старушки – криворогая коза. И она смиренно сносит всё, что преподносит ей судьба и люди, жертвуя собой без остатка. Именно поэтому автор называет её праведницей, без которой не стоит ни село, ни город, ни весь свет.
   Вообще, со всем тем, что лежало за пределами двора Матрёны, у неё мало что получалось. Все попытки уладить дела с пенсией ни к чему не привели. Автор показывает, что мир жесток, жаден, а чаще всего равнодушен. Так равнодушна жена председателя колхоза, заставляющая Матрену работать почти даром, хотя та инвалид и тяжёлая работа ещё больше подрывает её здоровье. Равнодушен Фаддей, захотевший получить часть избы героини ещё до её смерти. Равнодушны люди, оплакивающие Матрёну после смерти. Лишь приёмная дочь Кира, в которую Матрёна всё же сумела вложить частицу своей доброты, искренне скорбит по ней. 
   Только Матрёнин двор милосерден и даёт жить старушке по её внутренним законам человечности. В её доме разлита особая душевная теплота. Это особенно отмечает рассказчик, который попав в орбиту Матрёниного двора, остро осознает, как не хватает такой отзывчивости, простосердечности, чуткости в окружающем мире. Поэтому разрушение дома и для героини, и для рассказчика – это символ утраты чего-то духовно важного. 
   Подводя итог, хочется сказать, что название «Матрёнин двор» очень символично, где двор – это даже не место, а символ миропорядка, построенного на заповедях добра, милосердия и бескорыстия.

  • Каков символический смысл калмыцкой сказки в раскрытии образа пугачева
  • Каков разум таковы и речи сочинение
  • Каков педагогический потенциал сказок русских писателей романтиков
  • Каков основной композиционный прием в рассказе л н толстого после бала
  • Каков он русский характер по рассказу толстого русский характер