Каков смысл названия рассказа дорожные разговоры

Смысл, содержание рассказа, подача и стиль.

Не смог их определить.

Раньше как то читал несколько произведений Константина Паустовского, столько времени прошло, позабыл все. Вот решил и освежить свою память, да и отзыв во время появился у Nomias1990, это его ник в отзовике. Когда речь идет о простых людях и про простые житейские ситуации, всегда интересно читать, чем же все таки жили люди раньше в те годы, какими они были, о чем думали. Таких историй у писателя наверно много, страна та ведь наша не маленькая, конечно все описать не возможно, хотя нужно просто продолжить читать его рассказы.

Если раньше не обращал внимания на обстановку при котором происходит событие, то сейчас стараюсь представить ту атмосферу, так мне легче представить о чем идет речь, даже в какой то момент становишься участником всех событий, даже иногда кажется что встречал такую обстановку где то. Конечно это только моя фантазия, тем интересней мне становится читать рассказ. Стиль писателя мне напомнил простоту общения с людьми, такую создал теплую атмосферу, а отрывок с собачкой просто одна большая доброта.

Много конечно моментов человеческих отразил писатель в рассказе, суета обычная при проводах на вокзале напомнила мне картину из жизни, как то получилось мне путешествовать на поезде по историческим местам. Но это конечно другая история, но такая же суета, возня и много другое напомнили мне историю из жизни. Конечно нельзя сравнивать военные годы, с мирным временем, наверно суеты было больше. Но то что люди были простыми и добрыми, чем в нынешние времена, это точно.

Этот рассказ нужно прочитать, чтобы понять что же все таки происходит на самом деле, про какие человеческие отношения говорится, про какую тут собаку говорится. Раньше все было запросто, все могли поддержать беседу, а сейчас попробуй скажи одно слово, да другие времена. Когда речь идет о человеческих отношениях, нужно всегда предлагать это рассказ, чтобы каждый мог понять что было раньше проще простого, но куда то всё подевалось.

Мне рассказ понравился, каким то добрым и светлым получился, тем более что небольшой отрывок жизни человека показал, что есть люди разные, простые и добрые, но есть и другие которые знают только свою работу и больше ничего. Понять можно конечно всех, но вот о человечности многие забывают. Так что поставлю оценку пять, тем более что мальчишка Лёнька в рассказе понравился мне, который решил доброе дело сделать. Наверно рассказ заслуживает и большей оценки, но есть ограничения.

Рекомендовать рассказ буду всем, без ограничений в возрасте, тем более что участниками рассказа являются разные люди, я имею ввиду возраст. Много интересного можно узнать, да и полезно будет наверно многим, особенно для тех кто следует только правилам, в жизни нужно уметь отходить от правил, тогда всем будет приятно и весело на душе.

Выбор у читателей конечно же большой, каждый сам подбирает себе что читать.

Всем хорошего настроения и всего наилучшего.

Урок русского языка в 6 классе

Комплексный анализ текста

(эпизод из рассказа К.Г. Паустовского «Дорожные разговоры»).

Разработка урока учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ №45 г. Нижнего Тагила

Деменьшиной Ольги Алексеевны

Программа: Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений: 5-9 кл./ Под ред. М. Т. Баранова и др. – М.: Просвещение, 2011.

Учебник: Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2011.

Данный урок по теме «Комплексный анализ текста» был проведён в общеобразовательном 6 классе. Урок включен в изучение раздела морфологии «Глагол. Орфография. Культура речи» в качестве обобщительно — повторительного урока. Комплексный анализ текста как средство развития речи и изучения грамматики на уроках русского языка является логическим завершением изучения любого раздела языкознания с 5 по 9 класс.

Интерес к комплексному лингвистическому анализу текста на уроках русского языка продиктован, прежде всего, необходимостью подготовить учащихся к выпускным экзаменам в 9 и 11 классах. Путь к выпускным экзаменам в форме ЕГЭ начинается с комплексного анализа текста. Работа над формированием умений проводить комплексную (многоаспектную) работу с текстом ориентирует учащихся на успешное выполнение заданий Единого государственного экзамена по русскому языку.

Комплексный анализ текста — это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка. Работа с текстом развивает у учащегося языковое чувство, способствует устранению грамматических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико — семантическое восприятие произведений, дает почувствовать истинное богатство и выразительные возможности русского языка.

Кроме того, исследуя текст, работая с отдельными словами, предложениями, ученик развивает свою зрительную память, развивает орфографическую зоркость.

Комплексный анализ текста позволяет решать обучающие, развивающие, воспитывающие задачи, дает возможность учащимся реализовать свои творческие способности.

Тема урока: Комплексный анализ текста (эпизод из рассказа К.Г. Паустовского «Дорожные разговоры»).

Тип урока: урок — исследование, урок развития речи с применением ИКТ.

Формы организации работы детей: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Цели урока:

Образовательные: совершенствовать умение производить комплексный анализ текста; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к разным стилям речи.

Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык, аргументировать, доказывать; слушать и распределять внимания во время слушания; задавать уточняющие вопросы;

применять полученные знания в нестандартных ситуациях; выделять главное, сравнивать, обобщать.

Воспитательные: формирование духовно-нравственных, патриотических, этических представлений, уважительного отношения к традиционным нравственным ценностям.

Оборудование:

Компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Компьютерная презентация PowerPoint, в которой представлены необходимые теоретические сведения и задания по тексту.

На рабочих столах учащихся экземпляры текста (см. Приложение 1), памятки для анализа текста (см. Приложение 2), рабочие тетради, кусочек ткани.

Структура урока:

I. Организационный момент. Презентация темы, цели и задач урока. Создание положительного эмоционального настроя.

II. Актуализация полученных ранее знаний. Подготовка к комплексной работе с текстом.

III. Комплексный анализ текста.

IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Ход урока:

I. Организационный момент. Приветствие класса. Создание благоприятного эмоционального фона на уроке.

Презентация. Слайд 1.

На наших уроках русского языка особенное внимание мы уделяем комплексному анализу текста. Работа с текстом развивает у нас языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет восприятие произведений художественной литературы. Анализ текста полезен при подготовке к изложению. Также художественный текст является для нас некоторым эталоном при создании собственного текста, сочинения.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим учиться комплексному анализу текста и будем работать с прозаическим текстом. Анализируя текст, мы вспомним основные признаки текста, повторим орфограммы и выполним различные виды разборов.

II. Актуализация знаний.

Ребята, перед вами на столах лежат кусочки ткани. Подумайте, пожалуйста, какое отношение имеет ткань к теме нашего урока? (Дети высказывают свои предположения). Слово «текст» в переводе с латинского языка означает «ткань». Как же «соткан» текст, являющийся фрагментом рассказа? Как искусно переплетены отдельные слова и предложения, что составляют единое целое – текст?

— Давайте вспомним существенные признаки текста (Учащиеся вслух называют признаки текста).

Признаки текста:

Текст — это высказывание на определённую тему;

В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;

Текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание;

Предложения логически связаны между собой;

К тексту можно подобрать заголовок;

Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

— В качестве вывода – видеофрагмент (см. Приложение 3), в котором формулируются основные понятия (текст, тема текста, основная мысль текста).

III. Комплексный анализ текста (эпизод из рассказа К.Г. Паустовского «Дорожные разговоры»).

1. Работа, подготавливающая восприятие текста. Слово об авторе текста.

Презентация. Слайд 2. Автором текста, который мы будем анализировать на уроке, является К. Г. Паустовский, писатель ХХ века. Автор известных вам рассказов: «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Тёплый хлеб», очерка «Мещерская сторона», сказки «Стальное колечко». О войне Паустовский знает не понаслышке. В первую мировую войну он служил санитаром на санитарных поездах. С началом Великой Отечественной войны Паустовский, ставший военным корреспондентом, служил на Южном фронте. Сейчас мы прочитаем эпизод из рассказа «Дорожные разговоры», написанного во время Великой Отечественной войны 1943 году.

! Очень важно подобрать текст для комплексного анализа: он должен быть актуальным, интересным для детей, с «открытым финалом», вызывающий желание прочитать произведение полностью.

2. Ознакомительное чтение текста (дети читают текст про себя). Текст напечатан для каждого ученика, также транслируется на экран (Презентация. Слайд 3).

3. Выразительное чтение текста вслух (хорошо читающим ребёнком, в слабом классе — учителем).

4. В рамках одного урока сложно провести подробный комплексный анализ текста на всех уровнях языка. Мы с вами остановимся на ключевых моментах. Итак, план анализа текста. Презентация. Слайд 4.

5. Осмысление текста.

Определим тему текста (о чём текст?). О преданности собаки человеку.

Сформулируем основную мысль текста.

— Подберем заголовок к тексту. Запишем на лист.

— Поработаем с композицией текста. Определим количество абзацев (микротем). Основная мысль каждого абзаца (подчеркнуть)

Составим план текста, используя слова из текста. Запишем в тетрадь.

1. Бойца провожала молодая женщина и старуха.

2.Нешто можно собаке в вагон?

3. Пес всем видом просит не выгонять его.

4. Животное всё понимает.

— Определим тип речи (повествование), стиль речи (художественный).

6. Анализ лексических особенностей текста.

  • В тексте были пропущены 2 слова. Какие слова вы вставили по смыслу? Обоснуйте свой ответ.

  • У Паустовского это прилагательные добрые и дружные. По какому признаку можно сделать вывод, что провожавшие солдата женщины добрые и дружные?

  • В тексте Паустовского встретилось просторечное слово нешто. С какой целью автор употребил его в своем тексте. На какое общеупотребительное слово можно его заменить? (разве, неужели).

  • С какой целью Паустовский употребляет в рассказе просторечную форму глагола прибёг вместо прибежал? (просторечная лексика как средство создания образа бойца).

  • Какое предложение из текста нужно использовать для обоснования следующего высказывания: «Пёс предстаёт пред нами умным, смышлёным существом, которое понимает, что своим поступком ставит хозяина в трудное положение, но ведь по-другому он не может поступить»

  • Определите лексическое значение слов: (можно воспользоваться Толковым словарём).

Сокрушаясь – печально, развезло – стало грязно.

  • Подберите прилагательные для характеристики собаки, основываясь на предложениях из 3 абзаца. (Преданный, верный).

7. Повторение морфологических признаков слов. Работа в парах. Презентация. Слайд 5.

Найдите в тексте К.Г. Паустовского слова по их морфологическим признакам:

1. Притяжательное местоимение в В.п, ед.ч., ж.р.

2. Глагол в повелительном наклонении в ед. ч.

3. Разноспрягаемый глагол в форме прошедшего времени, ед.ч., м.р.

Самопроверка: Презентация. Слайд 6.

8. Орфографическая работа. Презентация. Слайд 7. Работа с интерактивной доской.

Учащиеся выписывают из текста в рабочие тетради слова с пропущенными орфограммами. Один учащийся вписывает пропущенные буквы на интерактивную доску и комментирует орфограммы.

Пр..шёл, попр..сил, пров..жали, м..лчали, отв..чал, что(то), кто(то), л..знул,

увид..т, покаж..т, карма(н,нн)ый, в..новатыми, м..хал, пок..зать, (не)законность, пр..бывания, прос..т, понима..т.

9. Выполнение фонетического, морфемного и морфологического разбора.

Презентация. Слайд 8.

1. Фонетический разбор слова поезд.

2. Морфемный разбор слов: попросил, разглядеть, завертелось, постараюсь, изредка.

3. Морфологический разбор (по) мягким.

IV. Запись и комментирование домашнего задания. Презентация. Слайд 9.

Пересказать текст по плану (см. тетрадь).

Дать развернутый ответ на вопрос: «Что имела в виду женщина, которая сказала, что животное понимает всё»?

* Прочитать рассказ К.Г. Паустовского «Дорожные разговоры».

V. Итоги урока.

Итак, анализируя текст Паустовского, сначала мы попытались осмыслить его содержание, понять тему и основную мысль писателя, поработали над лексическими особенностями текста. Через анализ текста выявили выразительные возможности единиц языка, показали, как языковые единицы «работают» над передачей содержания текста, его смысла.

Рефлексия. Выразите свое отношение к тому, что мы делали сегодня на уроке, продолжив предложения:

Сегодня мне было интересно узнать…. Я никогда раньше не задумывался над тем…. На следующих уроках мне пригодится…. На уроке у меня возникла проблема….

Презентация. Слайд. 10.

Обновлено: 09.01.2023

Творчество Константина Георгиевича Паустовского примечательно тем, что оно вбирает в себя большое количество жизненного опыта, который писатель старательно накапливал годами, путешествуя и охватывая различные сферы деятельности.

Первые произведения Паустовского, которые были написаны им еще во время учебы в гимназии, публиковались в различных журналах.

Важное место в библиографии писателя занимают также сказки и рассказы, написанные для детей. Каждое из произведений учит тому доброму и светлому, что так необходимо человеку во взрослой жизни.

Вклад Паустовского в литературу трудно переоценить, ведь он писал не только для людей, но и о людях: художниках и живописцах, поэтах и писателях. Можно смело говорить о том, что этот талантливый человек оставил после себя богатое литературное наследие. Читайте побольше таких интересных авторов.

Это и вечно причитающие бабки, и всегда готовые заступиться в словестном поединке, не дав в обиду, и ограниченная хамовата проводница, типаж которых просуществовал еще долгие десятилетия.

Две трогательные истории произошли на глазах пассажиров вагона и нас, читателей рассказа.

Одна из них, как небольшой пёсик по кличке Дымок увязался в вагон за уезжающим на фронт солдатом. Дымок вырвался из запертой комнаты и пробежал 12 километров, да в темноте, по бездорожью, продрогнув до костей.

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 178
  • КНИГИ 669 738
  • СЕРИИ 25 796
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 052

Есть у нас в России много маленьких городов со смешными и милыми именами: Петушки, Спас-Клепки, Крапивна, Железный Гусь. Жители этих городов называют их ласково и насмешливо «городишками».

В одном из таких городишек — в Спас-Клепиках —и случилась та история, которую я хочу рассказать.

Городок Спас-Клепики уж очень маленький, тихий. Затерялся он где-то в Мещорской стороне, среди сосенок, песков, мелких камышистых озер. Есть в Спас-Клепиках кино, старинная ватная фабрика чуть ли не времен Крымской войны, педагогический техникум, где учился поэт Есенин. Но, по правде говоря, городок этот ничем особенным не знаменит. Все те же любопытные мальчишки, рыжие от веснушек, те же жалостливые старухи, плотники со звенящими пилами на плечах, те же дуплистые кладбищенские ивы и все тот же гомон галок.

Около Спас-Клепиков проходит узкоколейная железная дорога. Я проезжал по ней в самом начале весны. Поезд пришел в Спас-Клепики ночью. Тотчас в темный вагон набились смешливые девушки с ватной фабрики. Потом вошел боец с вещевым мешком, сел против меня и попросил прикурить.

Бойца провожали молодая женщина и старуха. Они молчали. Молчал и боец. Лишь изредка то одна, то другая женщина трогала бойца за рукав и тихо говорила:

— Так ты пиши, Ваня.

— Постараюсь, — отвечал боец.

Лица женщин нельзя было разглядеть в темноте, но по мягким их голосам можно было с уверенностью сказать, что это были очень добрые и дружные женщины: мать и сестра бойца, что глаза у них ласковые и что все они полны той любовью к людям, которую наш народ называет не совсем правильно «жалостью».

В ногах у меня что-то завертелось, очень пушистое и теплое. Кто-то, очевидно по ошибке, лизнул мою руку горячим языком. Боец удивленно вскрикнул:

«Дымок!» — и засмеялся. Засмеялись и женщины.

— Прибег, — сказал боец. — Хозяина своего прибег проводить. Вот увидит проводница, она тебе покажет:! Нешто можно собаке в вагон!

— По такому случаю можно, — ответил из темноты хриплый голос, и тотчас зажужжал в невидимой руке карманный электрический фонарик с динамкой.

Слабый свет упал на пол, потом на серого пса с виноватыми глазами. Он сидел между ног у бойца и торопливо махал хвостом. Всем видом своим он хотел показать, что понимает, конечно, незаконность своего пребывания в вагоне, но очень просит не выгонять его, а дать попрощаться с хозяином.

— Дымок, друг любезный, — сказал боец, — как это мы тебя не приметили!

— Я его в избе замкнула, — будто оправдываясь, сказала старуха.

— Под дверью протиснулся, — добавила молодая женщина. — Там доска отстает.

— Сколько бежал!-вздохнул, сокрушаясь, боец. — Двенадцать километров! А? На дворе темнота, грязь, дороги вконец развезло. Ишь мокрый весь до костей!

— Животное все понимает, — сказал из глубины вагона бабий голос; — Оно и войну понимает. И, скажем, опасность. У нас в Ненашкине прошлый год немецкие самолеты повадились пролетать, два раза бомбы спускали, убили телку Дуни Балыгиной. Так с тех пор как загудят антихристы, так петухи рысью бегут под стрехи, хоронятся.

— Зверь и тот его ненавидит! — сказал человек с фонариком. — Шерсть на собаках дыбом становится, как заслышат они ихний лет. Вот до чего ненавидят.

— Буде врать-то! — сказала проводница. — Отколь пес разбирает, какой летит: ихний или наш.

— А ты его спроси, отколь он знает, — ответил хриплый голос. — У тебя одно занятие — никому нипочем не верить. Билеты по десять минут в руках вертишь. Все тебе метится, что они фальшивые.

— Пес все может определить, — сказал примирительно боец. — У ихних самолетов гул специальный. С подвывом.

— Сам ты с подвывом! — огрызнулась проводница.

Паровоз неожиданно дернул. Страшно лязгнули буфера, еще страшнее зашипел пар. Девушки с ватной фабрики с визгом бросились к выходу; оказалось, что все они провожали подругу. Женщины торопливо попрощались с бойцом и спрыгнули уже на ходу.

— Дымок! — тревожно кричали они из темноты вслед поезду. — Дымок!

— Дымок!-кричал и боец, стоя на площадке и оглядываясь. Но Дымка нигде не было.

— Пропал пес, скажи на милость! — бормотал смущенно боец, возвращаясь в вагон. — Вот незадача, скажи пожалуйста!

— Да здесь он, дядя Ваня, — раздался из темноты мальчишеский голос. Схоронился у меня в ногах, весь трясется.

— Это кто говорит? — спросил боец.- Ты, Ленька?

— Ленька Кубышкин из Кобыленки? Кузьмы Петровича сын?

— Дай-ка я около тебя сяду.

Боец протиснулся к мальчику, сел, опустил руку,

нащупал дрожащего пса, вытащил его за загривок и посадил к себе на колени.

— Вот, понимаешь, навернулась забота, — сказал боец. — Увязался Дымок, что с ним поделаешь! А женщины мои небось измаялись там на станции, все его кличут. Чего ж теперь будет-то?

— Ничего не будет, — сказала проводница, — кроме того, что я тебя высажу с этой собакой в Кобыленке. Взял моду с собаками в такое время кататься! Билет на нее есть?

— Нету, — сказал боец. — Я ж ее не брал, она сама в вагон влезла, в ногах схоронилась.

— Мне какое дело- ответила проводница, — сама или не сама. Мне давай билет и общее согласие пассажиров на провоз ее в этом вагоне. И справку, что она у тебя здоровая. Ишь моду взял какую, — собаками сейчас займаться.

— Иди ты, знаешь куда! — сказал из темноты хриплый голос. Бессовестная! По человечеству надо судить. А у тебя заместо ума — тарифные правила!

— Поговори у меня!-угрожающе сказала проводница, но ей не дали окончить.

Вагон зашумел так грозно, что проводница ушла. Она так хлопнула дверью, что старуха, сидевшая у дверей, перекрестилась:

— Исусе Христе! Так ведь и голову отшибить недолго!

— Слыхал я, Ленька, что от отца, от Кузьмы Петровича, писем весь год не было,-сказал, помолчав, боец.

— Не было. Все не пишет.

— А ты не беспокойся. Иной человек и жив и его осколком даже нисколько не царапнуло, а он писем не пишет.

— Обстановка, что ли, не позволяет? — спросил хриплый голос.

— Бывает, обстановка. А бывает, и характер у человека такой.

— Надо быть, нету уже в живых человека, раз он цельный год вестей не подает, — сказала старуха, сидевшая около двери, — Охо-хошеньки!

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

Дорожные разговоры: краткое содержание, описание и аннотация

Константин Паустовский: другие книги автора

Кто написал Дорожные разговоры? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Дорожные разговоры — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Есть у нас в России много маленьких городов со смешными и милыми именами: Петушки, Спас-Клепки, Крапивна, Железный Гусь. Жители этих городов называют их ласково и насмешливо «городишками».

В одном из таких городишек — в Спас-Клепиках —и случилась та история, которую я хочу рассказать.

Городок Спас-Клепики уж очень маленький, тихий. Затерялся он где-то в Мещорской стороне, среди сосенок, песков, мелких камышистых озер. Есть в Спас-Клепиках кино, старинная ватная фабрика чуть ли не времен Крымской войны, педагогический техникум, где учился поэт Есенин. Но, по правде говоря, городок этот ничем особенным не знаменит. Все те же любопытные мальчишки, рыжие от веснушек, те же жалостливые старухи, плотники со звенящими пилами на плечах, те же дуплистые кладбищенские ивы и все тот же гомон галок.

Около Спас-Клепиков проходит узкоколейная железная дорога. Я проезжал по ней в самом начале весны. Поезд пришел в Спас-Клепики ночью. Тотчас в темный вагон набились смешливые девушки с ватной фабрики. Потом вошел боец с вещевым мешком, сел против меня и попросил прикурить.

Бойца провожали молодая женщина и старуха. Они молчали. Молчал и боец. Лишь изредка то одна, то другая женщина трогала бойца за рукав и тихо говорила:

— Так ты пиши, Ваня.

— Постараюсь, — отвечал боец.

Лица женщин нельзя было разглядеть в темноте, но по мягким их голосам можно было с уверенностью сказать, что это были очень добрые и дружные женщины: мать и сестра бойца, что глаза у них ласковые и что все они полны той любовью к людям, которую наш народ называет не совсем правильно «жалостью».

В ногах у меня что-то завертелось, очень пушистое и теплое. Кто-то, очевидно по ошибке, лизнул мою руку горячим языком. Боец удивленно вскрикнул:

«Дымок!» — и засмеялся. Засмеялись и женщины.

— Прибег, — сказал боец. — Хозяина своего прибег проводить. Вот увидит проводница, она тебе покажет:! Нешто можно собаке в вагон!

— По такому случаю можно, — ответил из темноты хриплый голос, и тотчас зажужжал в невидимой руке карманный электрический фонарик с динамкой.

Слабый свет упал на пол, потом на серого пса с виноватыми глазами. Он сидел между ног у бойца и торопливо махал хвостом. Всем видом своим он хотел показать, что понимает, конечно, незаконность своего пребывания в вагоне, но очень просит не выгонять его, а дать попрощаться с хозяином.

— Дымок, друг любезный, — сказал боец, — как это мы тебя не приметили!

— Я его в избе замкнула, — будто оправдываясь, сказала старуха.

— Под дверью протиснулся, — добавила молодая женщина. — Там доска отстает.

— Сколько бежал!-вздохнул, сокрушаясь, боец. — Двенадцать километров! А? На дворе темнота, грязь, дороги вконец развезло. Ишь мокрый весь до костей!

— Животное все понимает, — сказал из глубины вагона бабий голос; — Оно и войну понимает. И, скажем, опасность. У нас в Ненашкине прошлый год немецкие самолеты повадились пролетать, два раза бомбы спускали, убили телку Дуни Балыгиной. Так с тех пор как загудят антихристы, так петухи рысью бегут под стрехи, хоронятся.

— Зверь и тот его ненавидит! — сказал человек с фонариком. — Шерсть на собаках дыбом становится, как заслышат они ихний лет. Вот до чего ненавидят.

— Буде врать-то! — сказала проводница. — Отколь пес разбирает, какой летит: ихний или наш.

— А ты его спроси, отколь он знает, — ответил хриплый голос. — У тебя одно занятие — никому нипочем не верить. Билеты по десять минут в руках вертишь. Все тебе метится, что они фальшивые.

— Пес все может определить, — сказал примирительно боец. — У ихних самолетов гул специальный. С подвывом.

— Сам ты с подвывом! — огрызнулась проводница.

Паровоз неожиданно дернул. Страшно лязгнули буфера, еще страшнее зашипел пар. Девушки с ватной фабрики с визгом бросились к выходу; оказалось, что все они провожали подругу. Женщины торопливо попрощались с бойцом и спрыгнули уже на ходу.

— Дымок! — тревожно кричали они из темноты вслед поезду. — Дымок!

— Дымок!-кричал и боец, стоя на площадке и оглядываясь. Но Дымка нигде не было.

— Пропал пес, скажи на милость! — бормотал смущенно боец, возвращаясь в вагон. — Вот незадача, скажи пожалуйста!

— Да здесь он, дядя Ваня, — раздался из темноты мальчишеский голос. Схоронился у меня в ногах, весь трясется.

Читайте также:

      

  • Школа лобачевского окружающий мир 3 класс 16 неделя
  •   

  • Адлиг швенкиттен краткое содержание
  •   

  • Актуальность наставничества в школе 2021 2022
  •   

  • Колетт книги краткое содержание
  •   

  • Осужден пожизненно маркус кларк краткое содержание

Есть у нас в России много маленьких городов со смешными и милыми именами: Петушки, Спас-Клепки, Крапивна, Железный Гусь. Жители этих городов называют их ласково и насмешливо «городишками».

В одном из таких городишек — в Спас-Клепиках -и случилась та история, которую я хочу рассказать.

Городок Спас-Клепики уж очень маленький, тихий. Затерялся он где-то в Мещорской стороне, среди сосенок, песков, мелких камышистых озер. Есть в Спас-Клепиках кино, старинная ватная фабрика чуть ли не времен Крымской войны, педагогический техникум, где учился поэт Есенин. Но, по правде говоря, городок этот ничем особенным не знаменит. Все те же любопытные мальчишки, рыжие от веснушек, те же жалостливые старухи, плотники со звенящими пилами на плечах, те же дуплистые кладбищенские ивы и все тот же гомон галок.

Около Спас-Клепиков проходит узкоколейная железная дорога. Я проезжал по ней в самом начале весны. Поезд пришел в Спас-Клепики ночью. Тотчас в темный вагон набились смешливые девушки с ватной фабрики. Потом вошел боец с вещевым мешком, сел против меня и попросил прикурить.

Бойца провожали молодая женщина и старуха. Они молчали. Молчал и боец. Лишь изредка то одна, то другая женщина трогала бойца за рукав и тихо говорила:

— Так ты пиши, Ваня.

— Постараюсь, — отвечал боец.

Лица женщин нельзя было разглядеть в темноте, но по мягким их голосам можно было с уверенностью сказать, что это были очень добрые и дружные женщины: мать и сестра бойца, что глаза у них ласковые и что все они полны той любовью к людям, которую наш народ называет не совсем правильно «жалостью».

В ногах у меня что-то завертелось, очень пушистое и теплое. Кто то, очевидно по ошибке, лизнул мою руку горячим языком. Боец удивленно вскрикнул:

«Дымок!» — и засмеялся. Засмеялись и женщины.

— Прибег, — сказал боец. — Хозяина своего прибег проводить. Вот увидит проводница, она тебе покажет:! Нешто можно собаке в вагон!

— По такому случаю можно, — ответил из темноты хриплый голос, и тотчас зажужжал в невидимой руке карманный электрический фонарик с динамкой.

Слабый свет упал на пол, потом на серого пса с виноватыми глазами. Он сидел между ног у бойца и торопливо махал хвостом. Всем видом своим он хотел показать, что понимает, конечно, незаконность своего пребывания в вагоне, но очень просит не выгонять его, а дать попрощаться с хозяином.

— Дымок, друг любезный, — сказал боец, — как это мы тебя не приметили!

— Я его в избе замкнула, — будто оправдываясь, сказала старуха.

— Под дверью протиснулся, — добавила молодая женщина. — Там доска отстает.

— Сколько бежал!-вздохнул, сокрушаясь, боец. — Двенадцать километров! А? На дворе темнота, грязь, дороги вконец развезло. Ишь мокрый весь до костей!

— Животное все понимает, — сказал из глубины вагона бабий голос; — Оно и войну понимает. И, скажем, опасность. У нас в Ненашкине прошлый год немецкие самолеты повадились пролетать, два раза бомбы спускали, убили телку Дуни Балыгиной. Так с тех пор как загудят антихристы, так петухи рысью бегут под стрехи, хоронятся.

— Зверь и тот его ненавидит! — сказал человек с фонариком. — Шерсть на собаках дыбом становится, как заслышат они ихний лет. Вот до чего ненавидят.

— Буде врать-то! — сказала проводница. — Отколь пес разбирает, какой летит: ихний или наш.

— А ты его спроси, отколь он знает, — ответил хриплый голос. — У тебя одно занятие — никому нипочем не верить. Билеты по десять минут в руках вертишь. Все тебе метится, что они фальшивые.

— Пес все может определить, — сказал примирительно боец. — У ихних самолетов гул специальный. С подвывом.

— Сам ты с подвывом! — огрызнулась проводница.

Паровоз неожиданно дернул. Страшно лязгнули буфера, еще страшнее зашипел пар. Девушки с ватной фабрики с визгом бросились к выходу; оказалось, что все они провожали подругу. Женщины торопливо попрощались с бойцом и спрыгнули уже на ходу.

— Дымок! — тревожно кричали они из темноты вслед поезду. — Дымок!

— Дымок!-кричал и боец, стоя на площадке и оглядываясь. Но Дымка нигде не было.

— Пропал пес, скажи на милость! — бормотал смущенно боец, возвращаясь в вагон. — Вот незадача, скажи пожалуйста!

— Да здесь он, дядя Ваня, — раздался из темноты мальчишеский голос. Схоронился у меня в ногах, весь трясется.

— Это кто говорит? — спросил боец.- Ты, Ленька?

— Я.

— Ленька Кубышкин из Кобыленки? Кузьмы Петровича сын?

— Он самый.

— Дай-ка я около тебя сяду.

Боец протиснулся к мальчику, сел, опустил руку,

нащупал дрожащего пса, вытащил его за загривок и посадил к себе на колени.

— Вот, понимаешь, навернулась забота, — сказал боец. — Увязался Дымок, что с ним поделаешь! А женщины мои небось измаялись там на станции, все его кличут. Чего ж теперь будет-то?

— Ничего не будет, — сказала проводница, — кроме того, что я тебя высажу с этой собакой в Кобыленке. Взял моду с собаками в такое время кататься! Билет на нее есть?

— Нету, — сказал боец. — Я ж ее не брал, она сама в вагон влезла, в ногах схоронилась.

— Мне какое дело- ответила проводница, — сама или не сама. Мне давай билет и общее согласие пассажиров на провоз ее в этом вагоне. И справку, что она у тебя здоровая. Ишь моду взял какую, — собаками сейчас займаться.

— Иди ты, знаешь куда! — сказал из темноты хриплый голос. Бессовестная! По человечеству надо судить. А у тебя заместо ума — тарифные правила!

— Поговори у меня!-угрожающе сказала проводница, но ей не дали окончить.

Вагон зашумел так грозно, что проводница ушла. Она так хлопнула дверью, что старуха, сидевшая у дверей, перекрестилась:

— Исусе Христе! Так ведь и голову отшибить недолго!

— Слыхал я, Ленька, что от отца, от Кузьмы Петровича, писем весь год не было,-сказал, помолчав, боец.

— Не было. Все не пишет.

— А ты не беспокойся. Иной человек и жив и его осколком даже нисколько не царапнуло, а он писем не пишет.

— Обстановка, что ли, не позволяет? — спросил хриплый голос.

— Бывает, обстановка. А бывает, и характер у человека такой.

— Надо быть, нету уже в живых человека, раз он цельный год вестей не подает, — сказала старуха, сидевшая около двери, — Охо-хошеньки!

— Не отучились вы каркать! — рассердился боец. — Вместо разговору всегда у вас, у старых, один карк. То рваную подошву нашла на дороге — к беде! То воробей влетел в избу — опять худо! То лошадь приснилась, — быть, значит, пожару. Выдумки у вас слишком много. Паренек ждет отца, надеется, а ты ему сомненье даешь. С какой это стати, интересно? К чему это такой разговор!

— А я, дядя Ваня, нисколько не беспокоюсь, — тихо сказал мальчик. Папаня мой жив. Я это сегодня узнал.

— Товарищей его встретил, что ли?

— Нет, не товарищей. Через экран я узнал. Боец уставился на мальчика.

— Через какой экран? Очумел, что ли!

— Да нет, дядя Ваня, честное пионерское-не очумел. Только приехал третьего дня в Кобыленку из Клепиков Валя Лобов и говорит: «Хочешь, Ленька, своего папаню видеть в геройской обстановке? Ежели хочешь, то езжай первым поездом в Клепики, иди в кино и смотри картину „Сталинград“. И увидишь ты в ней своего родителя живого и невредимого». Я и поехал. Пошел в кино. Мальчишки у дверей толкутся, все без билетов — и никого не пускают. Все оттирают и оттирают меня от дверей, а за ними уже звонок звенит. Я и заплакал. От досады на этих мальчишек заплакал. Мальчишки смеются: «Гляди, какой нервный!» Тут я им и объяснил свое положение. Зашумели они:

«Чего ж ты молчал, гусь лапчатый! Сеанс уже начинается!» И давай колотить в дверь кулаками. Милиционер выскочил — старенький уже, усатый — и кричит: «Марш отсюдова! Я вас, огольцов, всех позабираю!» А мальчишки вытолкали меня вперед, все кричат, все разом милиционеру рассказывают, зачем я в кино приехал. Милиционер взял меня за пиджачок, втащил в дверь, говорит: «Ну ладно, иди. Только смотри — без обману». А со мной трое мальчишек все-таки влезло. Сел я, смотрю, — и до того мне страшно! И все жду. И вдруг вижу: папаня мой бежит по двору в каске, стреляет, и за ним бегут другие бойцы. И лицо у него так-то суровое, крепкое. И тут я закричал и ничего больше не помню. Будто уснул сразу, а проснулся в комнате у директора кино. Сижу на диване, директор — девушка такая веселая, в ватнике, — меня водой отпаивает, а милиционер стоит рядом и говорит: «Первый случай в моей практике, а стою я в этом кине уже два года». Потом директор велела мне подождать, ушла и, как сеанс окончился, принесла мне кусок пленки с папаней, сказала: «Береги и отпечатай при первой возможности».

— А ну покажь! — сказал боец.

Мальчик вытащил из кармана завернутый в бумагу кусок пленки. Человек с хриплым голосом зажег электрический фонарик и осветил пленку. Боец осторожно развернул ее и посмотрел на свет.

— Беда! — вздохнул он. — Мелкая очень печать, все навыворот! Не разберу. А охота мне Кузьму Петровича посмотреть в сталинградском бою, большая охота.

— Счастье тебе, малый, — сказал человек с хриплым голосом. — Истинное счастье!

— А наши старухи-дуры, — пробормотала старуха, сидевшая у двери, — все на кино ругаются. Мельтешит, говорят, перед глазами и мельтешит!

— Вот те и мельтешит! — сказал боец. — Слыхала, какой случай? За это незнамо кого благодарить надо.

— Уж истинно, благодарить, — согласилась старуха. — За утешение, за то, что отца повидал. Великое дело!

Паровоз засвистел, начал тормозить.

— Кобыленка! — сказал мальчик и встал. — Ну, мне сходить. Вы, дядя Ваня, дайте мне Дымка. Я его завтра к вашим назад отвезу.

— Вот выручил! — радостно сказал боец. — А то душа у меня не на месте. Жаль собаку. Возьми его на руки, держи крепче. И папане обо всем напиши. Привет от меня, от Ивана Гаврюхина. Ну, шельма, прощай!

Боец потрепал собаку по спине, по ушам, потом погладил. Мальчик взял Дымка, спрятал под пальтецо и быстро вышел. Я вышел вслед за ним на открытую площадку. Поезд тронулся. Собака тихо повизгивала у мальчика под полой.

В холодных лужах блестели звезды. Ветер дул из лесов, доносил запах талого льда — должно быть, с лесных озер, где сейчас было черно, жутко, где лед уже растаял у берегов и к полыньям подбегали сторожкой рысцой худые волки, пили жгучую воду, оглядывались, нюхали воздух; из-под осевшего снега пахло мерзлой брусникой, корнями.

Я вошел в вагон и услышал голос бойца:

— За это незнамо кого благодарить надо, — сказал он, затянулся, и огонек папиросы осветил его щетинистое лицо.

Все сильнее шумел ветер в соснах за окнами вагона. Поезд входил в обширный лесной край.

  • Каков смысл заглавия повести бедная лиза сочинение
  • Каков смысл заглавия комедии горе от ума сочинение
  • Каков смысл жизни человека итоговое сочинение
  • Каков смысл жизненного пути человека итоговое сочинение
  • Каков символический смысл рассказа матренин двор