Каков сюжет рассказа антоновские яблоки

«Антоновские яблоки» читательский дневник

«Антоновские яблоки» читательский дневник

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 922.

Обновлено 20 Августа, 2021

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 922.

Обновлено 20 Августа, 2021

«Антоновские яблоки» – трогательный, сентиментальный рассказ о счастливых, беззаботных днях давно минувшей жизни.

Краткое содержание «Антоновские яблоки» для читательского дневника

ФИО автора: Бунин Иван Алексеевич

Название: Антоновские яблоки

Число страниц: 16. Бунин Иван Алексеевич «Антоновские яблоки». Издательство «ИГ Лениздат». 2012 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1900 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Время и место

Рассказ представляет собой воспоминания о деревенской жизни времён, когда сильны были ещё дворянские гнёзда, это рассказ об уходящем времени, о богатой традициями дворянской культуре, о жизни крестьян.

Главные герои

Рассказчик – дворянин, потомственный помещик, романтичный, тонко чувствующий мужчина, философ.

Анна Герасимовна – родная тётя рассказчика, о которой у него сохранились тёплые воспоминания.

Арсений Семёныч – шурин рассказчика, богатый помещик, страстный охотник, покончивший жизнь самоубийством.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Рассказчик, потомственный помещик, вспоминает своё недавнее прошлое. В памяти его возникла ранняя осень, позолотившая большой яблоневый сад. Тонкий, ни с чем не сравнимый аромат опавшей листвы смешивался с запахом антоновских яблок. Их урожай всегда был таким богатым, что яблоки на продажу возили целыми телегами. А как было чудесно выйти поздней ночью в сад и долго-долго всматриваться в бархатное ночное небо, украшенное россыпями сверкающих звёзд! В такие минуты рассказчик наиболее остро чувствовал всю прелесть жизни.

Вспомнил автор и родную деревню Выселки, которая славилась в округе богатством и благополучием своих жителей. Здесь всё свидетельствовало о достатке: высокая продолжительность жизни, крепкие кирпичные дома, приносящие доход хозяйства.

Родная тётка рассказчика, Анна Герасимовна, была владелицей старой и небольшой, но весьма прочной усадьбы, окружённой столетними деревьями. Крыша усадьбы была соломенной, но такой толстой и высокой, что за долгие годы успела затвердеть и почернеть. Тётушкин яблоневый сад славился своими голосистыми соловьями и горлинками. И, даже заходя в дом, прежде всего чувствовался аромат яблок, а только вслед за ним появлялись и прочие запахи.

Вспомнился автору и его покойный шурин, Арсений Семёныч. Будучи страстным охотником, он часто приглашал к себе гостей, угощал их, а после приглашал на охоту. В такие дни двор наполнялся разнообразными звуками: трубил рог, слышался звонкий собачий лай, ржание коней. Во время охоты вся компания, застигнутая врасплох сумерками, нередко останавливалась на ночлег у какого-то одинокого помещика и могла погостить у него несколько дней. Если же рассказчик утром просыпался слишком поздно и не успевал на охоту, он уединялся в хозяйской библиотеке, где с удовольствием читал книги, листал старинные журналы, разглядывал фамильные портреты. В такие минуты он вспоминал о бабушке, которую очень любил.

Но прошло время и отправились в мир иной все старики в Выселках, умерла и Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семёныч. Вместе с этими людьми стал постепенно исчезать и аромат антоновских яблок. Настала новая жизнь, которая принадлежала уже обедневшим мелкопоместным дворянам. Однако и эта жизнь была по-своему хороша! В доме рассказчика любили «сумерничать»: не зажигая огня сидеть в полутьме и вести беседы. В углу весело потрескивали дрова в печке, деревенские девки пели народные песни, и на душе было так тепло, так радостно.

Как только выпадал первый снег, мелкопоместные дворяне съезжались друг к другу, чтобы целыми днями охотиться с борзыми в заснеженных полях. А вечером они собирались в каком-то флигеле и до утра играли на гитаре и пели грустные романсы…

Вывод и своё мнение

Автор с грустью вспоминает Россию своей молодости, когда жизнь была неспешной, содержательной и созерцательной. Неким символом ушедшей эпохи для него стал аромат антоновских яблок, которым пропитались все его воспоминания. Рассказчик понимает, что наступили иные времена, и страна, как и люди, уже никогда не будет прежней.

Главная мысль

Светлая грусть, ностальгия по ушедшим дням, поэтизация образа жизни дворянского сословия.

Авторские афоризмы

«…Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!..»

«…Войдёшь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушёного липового цвета, который с июня лежит на окнах…»

«…Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб…»

«…За последние годы одно поддерживало угасающий дух помещиков – охота…»

Толкование непонятных слов

Мещане – сословие, низший разряд городских обывателей.

Рогожа – грубая хозяйственная ткань.

Кулеш – жидкая кашица, похлёбка.

Портки – штаны.

Прибаутки – рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи

Новые слова

Погожий – хороший, благоприятный в отношении погоды.

Шалаш – простейшее лёгкое укрытие, представляет собой сооружение из жердей и палок, покрытых ветками, травой.

Дёготь – жидкий продукт сухой перегонки древесины (древесная смола).

Тест по рассказу

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Сергей Фролов

    10/10

  • Наталья Марсова

    9/10

  • Наталья Миллер

    10/10

  • Елена Шутрович

    10/10

  • Наталья Филиппова

    7/10

  • Алима Осмонова

    9/10

  • Кирилл Лефранк

    10/10

  • Марям Расаходжаева

    10/10

  • Батима Малёваная

    10/10

  • Влад Семёнов

    9/10

Рейтинг читательского дневника

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 922.


А какую оценку поставите вы?

На чтение 6 мин Просмотров 5.8к. Опубликовано 03.04.2020

⭐⭐⭐⭐⭐ «Антоновские яблоки» за 1 минуту и подробно за 4 минуты. 

Очень краткий пересказ рассказа «Антоновские яблоки»

Повзрослевший автор с грустью вспоминает о своем детстве и молодости в родном имении. Ему особенно запомнился запах антоновских яблок, символизирующий богатство и процветание сельских жителей.

В памяти рассказчика встают идиллические картины из прошлого: урожайная осень, шумные праздники в деревне, счастливая жизнь крестьян и мелких помещиков.

Автор хранит самые теплые воспоминания о своих родственниках: «старосветской» тетушке и шурине — заядлом охотнике. В усадьбе Арсения Семеныча он неоднократно участвовал в традиционной для русских помещиков забаве — охоте.

Давно уже ушла в прошлое беззаботная жизнь среднего дворянского сословия, которое обнищало и разорилось. Ему на смену пришло мелкопоместное дворянство, которое для автора не менее дорого. В образе жизни, радостях и горестях этих обедневших людей он видит отголоски былого величия своих предков.

Главные герои и их характеристика:

  •  Рассказчик  — в этом образе легко угадывается сам писатель. В общих чертах он описал собственные годы возмужания: счастливое детство в родном имении, постепенное обнищание, отъезд в девятнадцатилетнем возрасте.
  •  Анна Герасимовна  — тетя автора. Это типичная провинциальная помещица «старой закалки», очень гостеприимная женщина, обожающая вести разговоры «про старину».
  •  Арсений Семеныч  — шурин автора. Это беззаботный человек, ведущий разгульный образ жизни. Арсений Семеныч — символ бесшабашного дворянина с неукротимым нравом, один из последних представителей людей этого типа.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Жители деревни Выселки  — древние старики, богатые мужики, красивые бабы и девки. Все эти крестьяне живут весело и счастливо, мало чем отличаясь от своих хозяев.
  •  Собирательный образ мелкопоместного дворянина  — разорившийся вконец помещик, тратящий последние деньги на охоту и с тоской вспоминающий о былых временах.

Краткое содержание рассказа «Антоновские яблоки» подробно по главам

Глава 1

Автор вспоминает прекрасную теплую осень в родном имении. Главный показатель хорошего года — богатый урожай антоновских яблок. Их сбором занимались все крестьяне. Аромат яблок несколько дней окутывал местность. Каждый вечер в саду устраивались пляски, слышался громкий смех.

В эти дни молодой рассказчик любил ночью выбегать в сад и любоваться на звездное небо. Ему казалось, что жизнь всегда будет такой же прекрасной.

Глава 2

«Ядреная антоновка — к веселому году». Эта фраза запомнилась автору на всю жизнь. В урожайный год деревня Выселки словно преображалась. Проезжая через нее, автор в очередной раз обращал внимание на обеспеченность жителей.

Старики в Выселках были настолько древние, что даже не знали, сколько им лет. Казалось, что они умирают не от старости, а только в результате несчастного случая.

У многих мужиков были очень богатые дворы и обширное хозяйство. Глядя на самодовольного крестьянина с красавицей-женой, автор невольно завидовал их образу жизни. Хотя в быту помещики мало чем отличались от крестьян.

Старозаветным «островком», напоминающем о временах крепостного права, было для автора имение тетки — Анны Герасимовны. Приезжая к ней, он как бы попадал в другую эпоху. Гостя почтительно встречали старые дворовые люди, хранящие верность своей хозяйке. Сама тетка начинала долгие неспешные беседы о былых временах, рассказывала разные истории из своей жизни. На столы выставлялось обильное угощение…

Глава 3

Одним из самых ярких юношеских воспоминаний остаются для автора приезды к шурину — Арсению Семенычу. В его имении постоянно собиралось множество охотников. Во время шумного обеда в зал могла вбежать охотничья собака и утащить кусок со стола. Сам хозяин мог напугать гостей выстрелом прямо в доме.

Огромную радость доставляла шумная охота: безумная скачка, травля зверя, усталость в конце дня. Вечером вся компания могла без приглашения нагрянуть к какому-нибудь соседнему помещику и прожить у него несколько дней.

Если рассказчику случалось опоздать на охоту, он весь день проводил в опустевшем доме: бродил по незнакомому саду, рассматривал старинные книги в библиотеке, предавался мечтам, глядя на фамильные портреты…

Глава 4

Автор считает настоящей трагедией разорение помещичьих хозяйств. Уже нет в живых Анны Герасимовны, Арсения Семеныча, долгожителей в Выселках. Вместе с ними уходит в прошлое целая эпоха.

Приезжая осенью в родовое гнездо, рассказчик гостит у нищих мелкопоместных дворян, жизнь которых также имеет свои прелести. Такой помещик стал еще ближе к крестьянам. Встав очень рано, он закуривает дешевую папиросу, приказывает подавать чай. Выходя на улицу, мелкопоместный с грустью думает, что не может отправиться на охоту, потому что нет денег на борзых собак. Он бесцельно наблюдает за работой крестьян и с нетерпением ждет первого снега.

С наступлением зимы бедные дворяне собираются вместе, пропивают последние деньги, по целым дням пропадают в снежных полях с гончими. Ночами они за печальными песнями вспоминают о навсегда ушедших годах.

Кратко об истории создания произведения

Свой творческий путь И. А. Бунин начал со стихотворений. Рассказ «Антоновские яблоки» — одно из самых первых его произведений в прозе. Рассказ был впервые опубликован в журнале «Жизнь» (1900г.).

Скачать обзор:

Очень краткий пересказ рассказа антоновские яблоки

Повествователь, уже в зрелых летах, мысленно погружается в детство и молодость, снова видит себя в родовом имении. Снова чувствует он, как пахнет антоновскими яблоками,  которые созревали во множестве, их запахом пропитывался воздух. В деревне считалось, если урожай антоновки хорош, значит и хлеба много народится.

Память героя воскрешает безмятежные картины прошлого: золотая осень с обильным урожаем, шумные деревенские праздники, счастливых крестьян и помещиков, живущих общими заботами.

Автор тепло вспоминает свою тётку, представительницу прошлой эпохи крепостничества, и шурина Арсения Семёныча, который приобщил его с детских лет к традиционной помещичьей забаве — охоте.

Среднепоместное дворянство постепенно разорялось и уходило в прошлое. Наступило время мелкопоместных дворян. И к ним автор относится с любовью. В их скудной, небогатой радостями жизни он видит отзвуки прошлого великолепия русского дворянства.

Время и место повествования

Рассказ написан на рубеже веков, в 1900 году, что символично для произведения, посвящённому воспоминаниям. 1900 год соединяет уходящий 19 век с его богатой дворянской культурой и надвигающийся 20-й, неведомый, тревожный, разрушительный.

Повествование проходит в разных пластах воспоминаний героя. Рассказчик погружается мысленно в отрадное детство, которое приходится на конец 70-х – начало 80-х годов 19 века. Потом — в более поздние и грустные времена. Время года — от осени до наступления зимы. Описываемая жизнь проходят в помещичьих усадьбах одной из южных губерний России.

Хорошо было осенью чувствовать себя именно в деревне, в дедовской усадьбе, с старым домом, старым гумном и большим садом с соломенными валами!  Право, я желал бы пожить прежним помещиком! И. Бунин

Персонажи рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки»

Рассказ, состоящий из четырёх глав, содержит небольшой круг задействованных лиц. Их в сущности четыре.

Главный герои

Лирический герой — рассказчик. Повествователь с ностальгией вспоминает прошлое: счастливые годы ранних лет, потом молодость, когда в усадьбах уже всё не так, но тоже хорошо. В образе лирического героя угадывается сам писатель. Он связывает воедино отдельные картины рассказа и заявляет свою, авторскую, позицию.

Повествователь предстаёт перед читателем натурой поэтической, остро чувствующей красоту природы, жизни в деревенской усадьбе. Прошлое видится герою гармоничным и прекрасным, он мечтателен, уходит от реальности.

Второстепенные герои

Анна Герасимовна — тётка главного героя, провинциальная среднепоместная дворянка. Она гостеприимна, любит вспоминать времена своей молодости, старинную мебель и всю обстановку дома содержит в порядке и чистоте. Сам дом и постройки во дворе ещё крепки и основательны. Анна Герасимовна напоминает гоголевскую Коробочку. В её владениях сохранился дух крепостного права. Престарелые дворовые крестьяне относятся к господам с большим почтением.

Арсений Семеныч — колоритный помещик, страстный охотник. Он из тех, кто живёт широко в разрушающемся обширном поместье. Арсений Семёныч привлекателен внешне: высокий, стройный, широкоплечий, с красивым цыганским лицом. Лихость натуры Арсения Семёныча сказывается в диком блеске глаз. Костюм его живописен: шёлковая малиновая рубаха, бархатные шаровары, длинные сапоги.

Мелкопоместный дворянин — собирательный образ. Это обедневший помещик, который всё такой же страстный охотник. Правда, приходится себя ограничивать одними гончими, борзых нет.

Эпизодические герои

Николай — мещанин-садовник. Крестьяне из Выселок — старики-долгожители (признак безбедной деревни), зажиточные мужики, нарядные крестьянки. У всех справное хозяйство, все довольны своей жизнью.

Краткое содержание рассказа антоновские яблоки по главам

Глава 1

Бабье лето, сад, уже поредевший, наполненный яблочным ароматом. Рабочие суетятся и торопятся, чтобы телеги с фруктами не запоздали к выезду. Слышится, как яблоки глухо падают в кадушку. Автор описывает большой шалаш, к которому ведёт дорога из сада. Мещане-тарханы обзавелись возле него целым хозяйством. В праздники здесь проходили ярмарки: продавали ароматные яблоки, разливали мёд. Крестьяне приходили наряженными и толпились до позднего вечера.

С наступлением темноты герой идёт через сад по шуршащей листве к шалашу, где хлопочет мещанин Николай. У него есть ружьё, из которого мальчику хочется выстрелить. Стреляет он с большим удовольствием, слушая оглушительный треск и эхо, раскатывающееся по горизонту. Рассказчик вспоминает ощущение счастья, когда он вглядывался в тёмно-синий простор звёздного неба.

Глава 2

Обильный урожай антоновки в деревне был приметой хлебного урожая. В Выселках, вспоминает герой, всегда жили богато, что подтверждалось долгожительством крестьян. Например, старик Панкрат уже перестал считать свои годы и не мог ответить, сколько лет живёт. Наводящим вопросом выяснили, что не меньше ста.

В главе описывается быт состоятельных мужиков. У них большие избы («в две-три связи»), много добра в амбарах, пчёлы, овины, риги… И это далеко не полная опись имущества. В таких семьях усадьбы держались в порядке. Мальчик видел крестьянскую жизнь, ему нравилась косьба, молотьба. Быть мужиком, ему казалось, очень привлекательно. Если ещё и красивая жена да вкусные обеды на деревянных тарелках, так чего лучше?

Рассказчику помнится, что жизнь среднего дворянина и жизнь богатого мужика по складу были схожи своей домовитостью. Такой среднепоместной дворянкой была его «старосветская» тётка Анна Герасимовна. Ехать до неё двенадцать вёрст, и по дороге можно любоваться, как в лазурном небе реют птицы, глубоко вдыхать прохладный и свежий воздух.

Небольшая усадьба тётки старая, но прочная, с невысокими крепкими надворными постройками из дубовых брёвен. Дом был тоже невысоким, но примечателен выдающейся соломенной крышей, на редкость прочной. Мальчик родился после отмены крепостного права и не знал его, но в усадьбе тётушки чувствовал, что оно здесь до сих пор. Ветхие старики и старухи из бывшего дворового сословия при въезде господ подтягивались и низко кланялись.

Автор уделяет внимание запущенному саду Анны Герасимовны. Он славился не только запущенностью. Певчие птицы и яблоки составляли его достоинство. Яблочный аромат распространялся по всему дому. Тётушка принимала гостей, любила вспоминать старину. И под эти приятные воспоминания подавали на стол угощения и яблоки различных сортов. В прохладных и просторных комнатах небольшого дома Анны Герасимовны царил порядок, старинная мебель напоминала о прошлом.

Глава 3

Охота — непреходящая страсть помещиков ещё питала их угасающий сословный дух. Сохранились ещё поместья с садом больше двадцати десятин, где жили с размахом, хотя не было уже выездных троек, не стало тех борзых и гончих. Один из таких помещиков — родственник рассказчика Арсений Семёныч.

Как-то раз герой вместе с охотниками посетил его усадьбу. Ему запомнилась сцена, как борзой, вскочив на стол, поедал остатки заячьего мяса. В это время вышел из кабинета хозяин и выстрелом из револьвера спугнул своего любимца. «Жаль, промахнулся!», — со смехом сказал он.

Гурьбой с удалым Арсением Семёнычем все ехали на охоту. Слух о добыче приводил всех в состояние азарта, охотники неслись наперегонки. После, усталые охотники заваливались в усадьбу какого-нибудь едва знакомого помещика, живущего бобылём, и располагались на ночлег. Порой гостеприимством малознакомого помещика пользовались несколько дней.

Мальчик иногда просыпал охоту, и этот отдых нравился ему больше всего. Он гулял по саду, потом в библиотеке разглядывал старинные книги. Были среди них и романы, а в журналах — имена первых поэтов 18 века и совсем юного Пушкина. Герой вздыхает о музыке бабушки, её стихах из «Онегина». Прежняя жизнь как мечта является его воображению. Девушки и женщины оставшихся в прошлом дворянских усадеб смотрят на него с портретов: женственные, нежные. Хорошие.

Глава 4

Душистой антоновки больше не чувствуется в усадьбах помещиков. Померли древние долгожители в Выселках, покинула этот мир Анна Герасимовна, бедовый Арсений Семёныч пустил себе пулю в лоб. На смену крепким средним помещикам пришли обедневшие мелкопоместные.

Уже не мальчик, а молодой человек, рассказчик вновь приезжает в деревенскую усадьбу. Стоит глубокая осень. Герой верхом едет в поле, с ним собака, ружьё, рог. Целый день он скитается. Возвращение к огням Выселок по темноте доставляет радость. Озябший, голодный, он входит дом и садится у затопленной печи. Светло и весело в людской, где рубят капусту, мелькают сечки. Случается, к нему заглянет кто-нибудь из мелкопоместных и увозит к себе. Герой находит мелкопоместную жизнь хорошей.

Бедный помещик поднимается рано, курит дешёвый табак. Он всё смотрит в поле: когда же забелеют поля? Нет у него борзых для осенней охоты, только гончие, а с ними — по зиме. Барин заходит в ригу, смотрит, как идёт молотьба, а сам всё оглядывается на поле. Вот и зазимок, первый снег, только в ноябре в поле без борзых ещё нечего делать.

Наконец, наступила зима. Мелкопоместные съезжаются, как в былые времена. Они не жалеют последних денег на выпивку, потом целым днями рыщут по полям. А вечерами где-нибудь во флигеле поют под гитару с «грустной, безнадёжной удалью».

Заключение

В рассказе «Антоновские яблоки», как и в элегии «Листопад», писатель прослеживает ход осени от бабьего лета с его золотым убранством и лазурью до снежного покрова. Хотя охотники с нетерпением ждали прихода зимы, её наступление символизирует умирание. Разорившиеся помещики из последних возможностей пьют, звенят гитарой, но флигелёк их окружён белыми снегами, и воет ветер. Природа будто надела саван. В рассказе очевидно сопоставление увядания и умирания природы с судьбой помещичьих усадеб и дворянской культуры.

Автор использует принцип лирического параллелизма, распространённого в народной поэзии. Для этого рассказа народный приём очень подходит, он помогает выразить автору свою позицию. Для Бунина помещичья жизнь неотрывна от крестьянской, деревни и дворянские усадьбы он считает связанными воедино.

Краткий анализ

В «Антоновских яблоках» Бунин изобразил жизнь помещиков и уделил внимание крестьянскому укладу. Произведение наполнено пейзажными иллюстрациями, передающими пряный запах осени. Рассказ «Антоновские яблоки» — один из блестящих примеров поэтической прозы в отечественной словесности.

Жанр

Жанр произведения — рассказ, написанный в стиле эпитафии. Рассказ, потому что нет определённой сюжетной линии и разветвлённой системы образов. Герои изображены опосредованно, через рассказчика, связаны только с ним. Справедливо назвать рассказ эпитафией, потому что в нём повествуется об умирающих дворянских усадьбах.

Тема рассказа

Выделяются две параллельных темы: осенняя деревня и помещичья жизнь на вольной природе.

Автор описывает красоту первоначальной осени, её переход к более печальному состоянию и влияние осенних перемен на жизнь человека. Бунин плавно переходит к изображению жизни в дворянских усадьбах. Образ антоновских яблок активно используется автором для раскрытия тем. С этими плодами неразрывно связано детство, патриархальная старина, ностальгические воспоминания.

Антоновские яблоки — символ идиллической патриархальной жизни. В этом и заключается смысл названия рассказа.

Проблематика

Проблематика произведения — исчезновение помещичьего духа, обнищание дворянства, утрата им прежнего авторитета; невозвратность старины. Писатель воспринимает разорение дворянских гнёзд как историческую драму. Автор поэтизирует и приукрашивает прошлое, в том числе и крепостное право, с которым связано процветание дворянских усадеб.

Идея рассказа

Идея рассказа — изобразить прелесть провинциальной патриархальной старины, которую должно сохранить в памяти потомков. Вместе с тем целью автора было передать состояние угасающих дворянских гнёзд. В процессе их исчезновения есть неизбежность, похожая на смену времён (от осени до зимы). Так и в жизни страны происходит смена эпох, влекущая изменения в жизни людей.

Главный герой принимает перемены как неизбежность, с которой приходится смириться. Он дорожит воспоминаниями о детстве, юности, о прекрасных старинных усадьбах, но учится радоваться жизни в настоящем, видеть её красоту.

Композиция произведения

Рассказ построен без выраженной событийной канвы. Завязку, кульминацию, развязку выделить затруднительно, так как во всех четырёх главах сюжетные составляющие размыты. Главная роль в построении рассказа отводится воспоминаниям, в них вплетаются пейзажные зарисовки, размышления, портреты, описания интерьеров. Каждая часть рассказа посвящена каким-то воспоминаниям главного героя. Все главы объединяет одна тема и образ повествователя.

Художественные особенности

  1. Отсутствие обычного сюжета в рассказе. Произведение являет собой воспоминание в форме монолога. Повествование выстроено на ассоциациях, что свойственно поэзии. От главы к главе меняются в сознании главного героя картины по направлению от идиллического прошлого к унылым деревушкам настоящего.
  2. Центральный образ в рассказе — сад. Тремя годами позже после выхода «Антоновских яблок» А. П. Чехов написал свою знаменитую пьесу «Вишнёвый сад», где образ сада тоже занимает центральное место, у него такое же символическое значение — «дворянское гнездо» как уходящая натура.

И в рассказе, и в пьесе герои с горьким сожалением вспоминают сад, который ассоциируется с минувшими временами, полными гармонии. У Чехова гармония рушится под ударами топора в вишнёвом саду, Бунин же видит её как в прошлом, так и в утратившем идиллию настоящем. Не меньшую роль в рассказе играет образ яблок. В народном поэтическом творчестве яблоко символизирует продолжение рода, а душистый аромат антоновки вызывает добрые эмоции и жизнелюбивое настроение.

  1. Живописность языка. Лёгкость акварельных описаний чередуется с яркими мазками масляных красок. Произведение соткано из множества живописных деталей, например: «бриллиантовое созвездие Стожар», «бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту», «проволоки их, как серебряные струны, скользят по склону ясного неба», «синея, грустно умирают сумерки».

Писатель обладал высокой зрительной и слуховой восприимчивостью. Звуки и краски мира он ощущал остро, поэтому в «Антоновских яблоках» читатель чувствует яблочный дух, медовый аромат, запах палой листвы и старинных кожаных фолиантов.

История создания и публикации

В 1891 году писатель приехал в загородную усадьбу к брату Евгению. Здесь он почувствовал знакомый аромат антоновских яблок. Запах антоновки живо напомнил Ивану Алексеевичу минувшие дни помещичьей жизни, одновременно у него возникло ностальгическое чувство по «крепостному времени». Он даже сказал, что хотел бы быть помещиком в те времена: от зари до зари ездить по полям, а вечером возвращаться домой с волчьим аппетитом.

В этой поездке, по-видимому, появилось желание поэтически описать жизнь в помещичьих усадьбах, зародилась идея рассказа «Антоновские яблоки». Писатель воплотил её в жизнь только через девять лет. Первая публикация рассказа состоялась в 1900 году, в Петербурге, в журнале «Жизнь» (№ 10).

Работа над текстом рассказа не закончилась. Бунин доводил его до совершенства в течение последующих двадцати лет. Например, при подготовке рассказа для сборника «Перевал», вышедшего в 1912 году, он убрал из текста ряд первых абзацев с началом «Антоновские яблоки…». Значительные изменения Иван Алексеевич внёс в редакции рассказа из Полного собрания сочинений, издания 1915 года, а также отредактировал вариант «Антоновских яблок» из сборника «Начальная любовь», вышедшего в 1921 году.

Рецензии

Отзывы современников на «Антоновские яблоки» были разноречивы.

Двойственной была рецензия Максима Горького. Он дал высокую оценку художественному мастерству и таланту Бунина, сравнив писателя с «молодым богом». Идея произведения вызвала у пролетарского писателя категорическое неприятие.

Петербургский публицист Игнатий Потапенко в газете «Россия» (№559, 1900) недоумевал по поводу «Антоновских яблок». По его мнению, в рассказе не видно главного, поскольку Бунин беспорядочно описывает всё, что ни попадёт под руку. В московском литературном объединении «Среда» тоже обсуждали рассказ Бунина, мнения были разными. Произведение положительно оценивали с точки зрения художественных достоинств, но любовь автора к старопомещичьему быту не вызывала сочувствия.

А. И. Куприн отозвался на «эпитафию» пародией «И. А. Бунин. Пироги с груздями» (журнал «Жупел», № 3, 1906). Куприн использовал мотивы бунинского рассказа, но обошёлся с ними иронически. Выдержав тот же элегический тон, подключив те же метафоры, Александр Иванович с ощутимым ехидством высмеивал Ивана Алексеевича, используя такие выражения: «задумчиво жую мочалку», «в глазах… красивая печаль», «где ты, прекрасное время… крепостных душ…выкупных платежей?». Есть мнение, что таким образом Куприн отомстил Бунину за намеренную неделикатность. Что ж, Бунин многих задел своей язвительностью.

Вся острота пародии Курина содержится в названии. «Пироги с груздями» в своей прозаичности явно противопоставлены поэтическому аромату антоновских яблок, который был связан у Бунина с помещичьей домовитостью. Но то же самое подтверждали и весомые «пироги с груздями» у Куприна, причём с насмешкой над ностальгией о материальном благополучии усадебной жизни.

Аудиокнига

Скачать обзор:

Краткое содержание рассказа «Антоновские яблоки» перенесет во времена помещичьей Руси, поможет быстро разобраться в сюжете текста известного классика.

Герои произведения:

  • Рассказчик – потомственный помещик. В его имении росли яблони. Антоновские яблоки для дворянина – символ беззаботной жизни, богатства и молодости.
  • Анна Герасимовна – тетя автора рассказа.
  • Арсений Семеныч – помещик, который брал рассказчика с собой на охоту.

Часть 1

Вспоминается рассказчику ранняя осень, сад и запах антоновских яблок. Запах яблок сливается с запахом меда, блеском звезд на небе. Мужик с сочным треском ест яблоки, вызывая зависть и огромное желание наесться досыта. Утро наполняется квохтаньем дроздов. В праздник среди яблок собирается целая ярмарка: девки, бабы. Встает образ беременной молодой старостихи, важной как холмогорская корова. Вокруг носятся мальчишки, торговля идет бойко, до вечера в деревне шум и пляски с песнями. Ближе к ночи становится прохладно, создается сказочная картина притихшего сада. С яблонь соскальзывает тень. Млечный путь, созвездие Стожар все тает при звуке выстрела. Мещанин просит спугнуть воришек, обчищающих барские сады. Вместе с выстрелом падают в глубину сада звезды. Создается ощущение счастья и прелести того, что называется словом «жизнь».

Часть 2

Жизнь деревни подчинялась приметам.

«Ядреная антоновка – к веселому году».

Яблок много — хлеба будет урожай. Выселки – крепкая деревня с кирпичными домами, складом и амбарами. Признак крепости – долгожители. Агафья прожила уже 83 года, старик Панкрат не помнит, сколько ему лет, но никак не меньше ста. Старик стоит перед барином кротко и виновато, вытянувшись и улыбаясь. Он не знает, как объяснить, почему живет так долго. Старики и старухи были высокие и седовласые:

«большие и белые, как лунь».

Жена Панкрата сидела на скамейке и смотрела куда-то вдаль. Она приготовила к смерти все: саван, молитву, даже большой могильный камень.

Автор воспоминаний говорит, что видел крепостное право в доме тетки Анны Герасимовны, ему, мальчишке, уютно было в гостях. Здание напоминало старика, крепкого и здорового. В доме пахло яблоками, разные сорта которых появлялись неизвестно откуда, с них начиналось любое угощенье.

Часть 3

Дух помещичьей Руси – охота. Она постепенно угасала и уходила в прошлое. Рассказчик вспомнил любителя охотиться, «покойного шурина Арсения Семеныча». Перед охотой гости собирались в доме, их было так много, что, казалось, они были повсюду: в доме, во дворе, в саду. Охотники не забывают допивать водку. Арсений Семеныч мог выстрелить в зале, полном народу, и, усмехаясь, сказать, что промахнулся. Автор помнит запах сырого леса, холод вечера, шум ватаги взрослых мужиков. Крики вдруг меняются на полную тишину, и снова звучат рога, визжат собаки. Вся помещичья компания отправляется на ночевку в усадьбу к мало знакомому холостяку. Охотники живут в доме несколько дней. На заре все уходили в леса, а потом опять возвращались, продолжая попойку. Помещики делились впечатлениями. Убитый волк, оскалив зубы, лежал посередине комнаты, кровь окрашивала пол. Земля убегала из-под ног рассказчика, только сон останавливал мрачные крепостные легенды.

Рассказчик любил сидеть в библиотеке и рассматривать книги, вспоминал, как играла бабушка и читала ему роман Пушкина.

Часть 4

Запах яблок постепенно покидает помещичьи усадьбы. Уже нет тех людей, которые задержались в памяти:

«умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч».

Рассказчик приезжает в деревню осенью, видит молотьбу и работу девушек. Ему нравится мелкопоместная жизнь. Зимой помещики снова собираются на охоту, но она уже тише и спокойнее.

Содержание

  1. Краткое описание персонажей
  2. Пересказ тезисно
  3. Краткое содержание по главам
  4. Основная идея рассказа

Рассказ «Антоновские яблоки» был написан И.А. Буниным в 1900 году. Сочинение представляет собой лирический монолог-воспоминание. В основе краткого содержания «Антоновских яблок» лежит повествование о дворянах, которые начали разоряться. Теперь им остается лишь вспоминать о былых днях. Постепенно и само слово «дворянин» уходит в прошлое.

Краткое описание персонажей

Прежде чем приступить к пересказу монолога «Антоновские яблоки», необходимо рассмотреть основных персонажей:

  • Рассказчик — в его образе можно увидеть самого писателя. Он повествует о своей счастливой жизни, веселом детстве, обнищании и отъезде в 12 лет.
  • Анна Герасимовна — тетя рассказчика. Гостеприимная дама из провинции, которая любит вспоминать о своей молодости.
  • Арсений Семеныч — беззаботен, любит выпивку и веселье. Бесшабашный дворянин с сильным нравом. Раньше было много таких людей, но сейчас их уже нет.
  • Образ разоренного помещика — человека, скучающего по былым временам и тратящего остаток денег на охоту.

Краткое содержание И.А. Бунин «Антоновские яблоки»

Главные герои

Пересказ тезисно

В сюжете лежит несколько основных моментов, которые нужно проанализировать.

Воспоминания главного героя о том, что его жизнь была подобна большому урожаю антоновских яблок — такая же богатая и интересная. Он сравнивает жизнь крестьян и помещиков, все были счастливыми. Охота и повседневные дела приносили много радости.

Главный герой понимает, что эпоха помещиков закончилась. Яблоки больше не будут пахнуть так же, как раньше. Несмотря на сожаления, он все же принял факт изменений. Возможно, все уже не будет таким, но жизнь продолжается.

Краткое содержание по главам

Сочинение состоит из 4 глав. В каждой из них автор ностальгирует о былых временах. Ему нравился образ жизни помещика. Краткий пересказ переносит читателя в воспоминания рассказчика.

Глава 1
В содержании повествователь вспоминает о теплой ранней осени. Главной особенностью года стал богатый урожай яблок. Их собирали крестьяне, и фруктовый аромат наполнял деревню несколько дней. В его памяти сохранились радостные вечера с весельем в саду и громкой музыкой. Главный герой чувствовал всю прелесть своей жизни, ему хотелось, чтобы так было всегда.

Краткое содержание И.А. Бунин «Антоновские яблоки»

Антоновские яблоки

Глава 2
Автор вспоминает, как веселились в деревнях раньше. В годы, когда урожай яблок был особенно богат, жители, казалось, становились другими. Создавалось впечатление, что именно в сезоны урожая они были обеспеченны.

В деревне жили старики, которые даже не могли вспомнить свой возраст. Создавалось впечатление, будто от старости здесь никто не умирал, разве что из-за несчастных случаев.

У каждого жителя был большой двор и богатое хозяйство. Автор обратил внимание на заносчивого крестьянина и его красивую жену, завидуя им. Если сравнивать быт помещиков и крестьян, в нем практически не было различий.

Главный герой думает об изменениях, связанных с его тетей – Анной Герасимовной. Когда он бывал у нее, то чувствовал, будто попадает в другое время. Старые дворяне, постоянные рассказы Анны Герасимовной о прежней жизни, былых временах — все это вызывало у героя ностальгию. На столе в доме тети всегда было множество изысканных блюд, что тоже напоминало о прошлом.

Глава 3
Охота была распространенным увлечением помещиков, но теперь это стало редким явлением. Рассказчик вспоминал про Арсения Семеныча, который так любил поохотиться. В его доме всегда собиралось множество гостей. Казалось, их было настолько много, что они не помещались в его особняке, и некоторым приходилось стоять на улице. Арсений Семеныч, бывало, забавы ради, стрелял в доме, со смехом досадуя, что промахнулся.

Автор также вспомнил запах сырости в лесу, холодный вечер, громкие разговоры охотников. Постепенно крики сменялись тишиной, но вскоре доносился собачий лай и звук рогов. Компания помещика шла ночевать в дом к холостяку, которого они не знали. С рассветом все снова возвращались в лес, продолжая охотиться и выпивать.

После охоты помещики рассказывали друг другу о своих впечатлениях. В центре же комнаты лежало тело убитого волка, окрашенное кровью.

Рассказчик также упомянул, что сам он часто опаздывал на охоту. Тогда ему приходилось проводить весь день в пустом доме, читать книги и смотреть на семейные портреты.

Глава 4
Постепенно запах яблок исчезает вместе с радостью помещиков. Многих из них уже нет на свете. Главный герой приезжает в деревню осенью. Он видит, как работают девушки. Ему все еще нравится малопоместный образ жизни. Зимой он снова собирается на охоту, но теперь она уже не будет такой громкой, как раньше.

Основная идея рассказа

Иван Бунин хотел передать, как чувствовали себя дворянские гнезда в процессе своего исчезновения. Это было неизбежно, подобно необратимому изменению времен года с ранней осени до поздней зимы. Меняется эпоха, меняется жизнь людей, меняется все. Главный герой (в образе которого можно увидеть самого писателя) принял эти изменения как нечто естественное, то, что невозможно изменить, что обязательно должно произойти. Но все же он вспоминает былые деньки, когда он был так счастлив. Основная цель лирической новеллы – донести до читателя, что нужно ценить то, что мы имеем, пока оно не исчезло. В кратком содержании рассказа «Антоновские яблоки» заложена идея, что изменения неизбежны, однако, тем не менее, следует уважать традиции предков.

Бунин

Интересные факты о рассказе

Рассказ, состоящий из четырех глав, был написан Буниным в 1900 году, и тогда же его опубликовали в журнале «Жизнь», который выходил в Санкт-Петербурге. Жанр этого произведения, относящегося к циклу эпитафий писателя, можно охарактеризовать как лирическое воспоминание от первого лица, и так как Иван Алексеевич являлся представителем обедневшего дворянства, то основная тема была ему очень хорошо знакома и близка.

Немного истории

Литературоведы, изучавшие творчество Бунина, сходятся во мнении о том, что сюжет «Антоновских яблок» возник в сознании автора отнюдь не случайно, считая, что поводом для написания рассказа стал его визит в родовое имение брата Евгения, случившийся девятью годами ранее. Основанием для того, чтобы так думать, послужило реальное письмо Ивана Алексеевича, написанное им своей гражданской супруге Варваре Пащенко.

Бунин антоновские яблоки

В этом своем обращении к жене писатель поделился с ней ностальгическими воспоминаниями, посетившими его в тот момент, когда ему довелось выйти на крыльцо родового поместья и почувствовать хорошо знакомый с детства аромат антоновских яблок, который издавна считался верным признаком хорошего урожая. Он рассказал о внезапно возникшей мечте вернуться к прежнему старопомещичьему образу жизни с его неспешным распорядком дня и тесным единением с природой.

Вставать вместе с ранней утренней зарей, весь день проводить на полях в седле рядом с простыми мужиками, уставшим и голодным возвращаться домой, чтобы вкусно ужинать и утопать во сне в пушистых высоких перинах — об этом писал автор своей возлюбленной.

Что касается публикации, то с той поры прошло целых 12 лет и только по истечении обозначенного периода Бунин решился включить рассказ в свой сборник новелл «Перевал».

Все это время он оттачивал текст, доводя его до совершенства, притом что корректировка не завершилась и после его добавления в цикл 1912 года. В итоге произведение претерпевало изменения несколько раз, но речь шла об отдельных эпизодах и отрывках, которые никак не влияли на основную линию рассказа.

Особенности стилистики

Произведение Бунина «Антоновские яблоки» довольно трудно сравнивать с рассказом в классическом его понимании, ведь в нем нет сюжета как такового.

Антоновские яблоки анализ

Всю повесть можно сравнить с эдаким монологом, в основе которого лежат воспоминания автора о былых временах с ненавязчивым сравнительным анализом перехода от процветающей помещичьей жизни к медленному, но верному упадку этого уклада.

Стоит отметить несколько важных особенностей восприятия этих событий самим автором, которые наложили серьезный отпечаток на произведение. Среди них:

Антоновские яблоки краткое содержание

  • Гибель дворянства для Бунина являлась серьезнейшей трагедией, притом что он сам имел прямое отношение к ней, будучи потомком обедневшего рода.
  • Повесть недаром разбита на четыре части, ведь каждую ее сюжетную линию автор ассоциирует со временем года и теми особенностями, которое оно несет в себе. К примеру, начинается все с августа — самой урожайной поры в году, и именно этот период приходится на воспоминания барина о своем детстве и юности. А вот заканчивается рассказ поздним ноябрем, когда на убранные и почерневшие поля ложится снег. Это время года Бунин ассоциирует с упадком и разорением дворянства, а также с появлением мелкопоместных, которые вынуждены тянуть жалкую лямку существования, вспоминая о былой сытой жизни.
  • Фактически центральным образом рассказа является яблоневый сад, сначала ранний, а потом, в поздней своей поре с облетевшей и почерневшей листвой, дожидающейся первых морозов. Примечательно, что спустя буквально несколько лет после выхода произведения был опубликован знаменитый чеховский «Вишневый сад», также ставший главным образом пьесы, отражающим неизбежность жизненных перемен и светлую грусть от их созерцания. Однако есть между этими произведениями и одно серьезное отличие: у Бунина гармония сада и быта окружающей его местности не рушилась даже в конце произведения, так как автор находил очарование не только в процветании, но и в упадке.
  • Сам символ яблока также неслучаен, ведь этот плод является олицетворением жизни, тогда как его аромат ассоциируется с неискоренимой любовью к ней, несмотря на порой грустные обстоятельства.

Современные критики сравнивают рассказ Бунина с полотнами импрессионистов, написанными жирными яркими мазками, в точности передающими впечатление от той природы, быта и их прелестей, которые описывал автор. Аромат яблок и сада, чистый, практически невесомый воздух, тяжелая ледяная вода в ключе, запах корешков старинных книг из дедовской библиотеки, дым из крестьянских изб, погружение в пушистые перины после долгой охоты, свежий грибной запах по осени — писатель не скупился в описании всего того, что окружало его с самого детства, выказывая тем самым огромную любовь к жизни.

Краткое содержание произведения

Сегодня совсем несложно найти краткое содержание того или иного произведения, используя для этих целей популярный электронный сборник цитат и книг в сокращении Брифли или же прослушав пересказ-онлайн.

Антоновские яблоки сюжет

Обычно к такому приему прибегают ученики, которые в силу большой загруженности не успевают полностью охватить школьную программу.

Однако в случае с «Антоновскими яблоками» лучше отказаться от этой затеи, не отказывая себе в удовольствии погрузиться в помещичий мир, так ярко и красиво описанный автором.

Кроме того, рассказ состоит всего лишь из четырех коротеньких глав, поэтому его прочтение в полном виде не потребует много времени.

Главные персонажи

Что касается основной сюжетной линии, то и ее можно условно разбить на четыре части, каждая из которых представляет собой воспоминания рассказчика о его поместье и саде в разные периоды жизни. Но прежде чем привести их описание, следует обозначить главных героев «Антоновских яблок», которые хоть и упоминаются автором вскользь, все равно несут в себе огромную смысловую нагрузку, отражая суть и колорит той эпохи. В этот перечень входят:

Антоновские яблоки главные герои

Антоновские яблоки персонажи

  • Сам рассказчик или, как его называли служащие из поместья, барчук. Трудно обозначить возраст этого персонажа, но, скорее всего, он совпадает с возрастом Бунина на момент написания произведения, так как между автором и его главным героем наблюдается явная параллель, что дает повод некоторым критикам относить «Антоновские яблоки» к автобиографическим художественным произведениям.
  • Молодая беременная старостиха. Сонная в силу своего положения, но при этом собранная и хозяйственная женщина, привыкшая держать все под контролем и вызывающая тем самым мужицкое восхищение. Символ начала жизни, ее полноты и щедрости даров, которыми она изобилует. Очень важный образ, который легко оставить без внимания, невзирая на всю его значимость и глубину.
  • Столетний старик Панкрат и его супруга, проживавшие в горячо любимых барином Выселках, как образ богатой и благополучной деревни, особенно процветающей в годы большого урожая. Автор недаром подчеркивает какие-то особенности их внешности и поведения, всячески указывая на то, что были времена, когда и в деревне была сытая, счастливая и полноценная жизнь.
  • Тетушка барина Анна Герасимовна, которая сумела, несмотря на все перемены, сохранить дух крепостничества у себя в имении, образ которого представлен крепким прочным домом с затвердевшей от времени высокой соломенной крышей, сравниваемым автором с человеческой головой с глазами-окнами и ртом-дверью.
  • Шурин рассказчика Арсений Семенович, веселый озорной любитель охоты, совмещающий в себе удивительное сочетание строгости и легкости бытия. С ним барин сходится уже в зрелом возрасте, описывая все прелести помещичьей охоты, лишь мимоходом вспоминая о своем задорном родственнике в самом конце повести, указывая на то, что он застрелился.

В рассказе, несмотря на его небольшие размеры, упоминается и множество других второстепенных персонажей, каждый из которых вносит определенную лепту в общее полотно этого произведения искусства.

Отдельную нишу занимает природа со всеми свойственными ей физическими процессами и трепетное отношение автора к ней.

Сюжетная линия

Бунин обожал русское дворянство и искренне грустил из-за его упадка. Быть может, поэтому его повесть получилась такой живой с насквозь пропитывающей ее тихой грустью и светлыми ностальгическими нотками по былым временам.

В произведении просматриваются четыре основные линии-воспоминания автора:

Антоновские яблоки краткое содержание бунин

Антоновские яблоки

  1. Первая часть начинается с описания летнего яблоневого сада и его аромата, сбора урожая и его отправления в город непременно ночью, когда так здорово лежать сверху на повозке и рассматривать небесные созвездия. После этого автор описывает такое яркое для крестьянства событие, как ярмарку, именуемую в произведении шалашом. Все происходящее в рамках этого мероприятия буквально пропитано запахами жизни, включая всевозможные кушанья — кулеш на сале, булки и булькающий самовар, от которого идет по всему саду сизый дымок. Все это буйство красок и событий невольно заставляет рассказчика мечтать о простой мужицкой жизни, чтобы можно было все время проводить в седле в полях.
  2. Вторая часть. Воспоминания начинаются с раннего туманного утра с его зарей и петухами, которые начинают кричать еще до рассвета, заставляя тем самым пробуждаться все вокруг. Рассказчик с упоением повествует о том, как здорово умыться ледяной водой из пруда, а потом отправиться в родное поместье на коне. С большой любовью повествует он и о своей родной деревне Выселках, которая была богатой и самодостаточной. Упоминает он и местных старожилов — деда Панкрата, который «зажился» до 100 лет и пожил бы еще, если бы не переел лука. Богатых крестьян, как и их дома, рассказчик описывает большими и статными, уделяя внимание их внешнему убранству. Постепенно свое повествование он сводит к тетушке-помещице Анне Герасимовне, ее чудесному дому, прислуге, сохранившей привычки крепостничества, и вкуснейшему угощенью — розовой ветчине с горошком, фаршированной птице, вареньям, соленьям и сладкому квасу.
  3. Вся третья часть посвящена описанию дворянской охоты тех лет. Одной из ключевых фигур главы является шурин барина Арсений Семенович, который лихо стреляет по псу, сетуя на промах, естественно, являющийся нарочным. Описан и романтизм самой охоты, на которой сначала приходится сильно прозябнуть, а потом согреться вкусным ужином с выпивкой и погрузиться в сладкий здоровый молодой сон в уютной кровати молельни с лампадками и образами, где когда-то жил и умер старик. Рассказывает автор и о том, как славно проспать эту самую охоту, прогуливаясь по опустевшему поместью и листая старые дедовские книги в кожаных переплетах, постепенно погружаясь в чтение.
  4. Четвертая часть произведения является самой грустной, освещая более поздние события, когда уже умерла тетушка Анна Герасимовна, старожилы в деревне и застрелился бравый шурин Арсений Семенович. Постепенному забвению предается и дворянство, на смену которому приходит обнищавшие мелкопоместные. Вспоминаться им будет погожий день в саду, пышность былых празднеств и охот и сытая жизнь. На последние свои деньги будут устраивать мелкопоместные некое подобие охоты и пира после нее, уединяясь в маленькой сторожке, окруженной заснеженными полями. И только эти создания в крошечной постройке будут нарушать величественную природную тишину с ее звенящим запустением.

Стоит отметить, что, несмотря на высокий литературный слог, «Антоновские яблоки» вызвали двойственное впечатление у других классиков.

Тот же Горький уничижал и прославлял рассказ одновременно, тогда как Куприн и вовсе написал на него высмеивающую пародию под названием «Пироги с груздями».

  • Каков состав семьи героини рассказа чистый понедельник
  • Каков смысл противопоставления данко и ларры в рассказе старуха изергиль
  • Каков смысл названия сказки янтарная сказка
  • Каков смысл названия рассказа судьба человека
  • Каков смысл названия рассказа как вы понимаете последний абзац текста каково отношение автора