Каков сюжет рассказа фотография на которой меня нет

«Фотография, на которой меня нет» читательский дневник

«Фотография, на которой меня нет» читательский дневник

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 729.

Обновлено 9 Августа, 2021

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 729.

Обновлено 9 Августа, 2021

«Фотография, на которой меня нет» — это автобиографическое произведение, в основу которого легла реальная история из жизни автора. Он всю жизнь бережно хранил школьную фотографию, несмотря на то что из-за болезни не смог прийти в школу фотографироваться.

Краткое содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет» для читательского дневника

ФИО автора: Астафьев Виктор Петрович

Название: Фотография, на которой меня нет

Число страниц: Астафьев Виктор Петрович. «Васюткино озеро. Рассказы для детей». Издательство «АСТ». 2018 год

Жанр: Рассказ.

Год написания: 1968 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Время и место

Действие рассказа происходит зимой начала 30-х годов ХХ века в Сибири, в деревне Овсянка. Автобиографическое произведение названо так потому, что главному герою из-за болезни не удалось попасть на общую школьную фотографию.

Главные герои

Витя – сирота, живший с бабушкой и дедушкой, большой проказник и озорник, плохо учится в школе.

Бабушка Вити – добрая, любящая женщина, строгая, но справедливая.

Санька – лучший друг Вити, такой же шалопай и двоечник, верный, преданный товарищ.

Учитель – всеми уважаемый человек в деревне, внимательный, добрый, искренне любящий детей.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

В маленькую сибирскую деревушку должен был приехать фотограф, чтобы сделать общую фотографию всех учеников сельской школы. Для местных жителей это стало очень важным, волнительным событием. Но больше всего переживали ребята, которые тут же принялись решать, кто где будет сидеть на фотографии. Единогласно пришли к выводу, что самые лучшие ученики сядут впереди, хорошисты – во втором ряду, ну а отстающим ученикам было уготован последний ряд. Лишь самые отъявленные двоечники – Витя и Санька – были против такого решения. Они попытались добиться лучшего для себя места кулаками, но потерпели поражение и отправились кататься на санках с крутой горки.

В тот же вечер, вернувшись домой, Витя понял, что заболел. Он серьёзно застудил ноги, которые у него и так страдали от ревматизма. Поначалу он мужественно терпел, но к ночи боль стала такой невыносимой, что Витя завыл. Проснулась бабушка и принялась натирать лекарством больные ноги, не забывая ругать внука за неосмотрительность.

Витя надолго застрял дома. Ноги так сильно болели, что он не мог ходить. Ситуация не улучшилась и к тому времени, когда должен был приехать фотограф. Витя очень хотел хоть как-то добраться до школы, чтобы попасть на общее фото, но он не мог сделать и шага. Узнав об этом, верный Санька также отказался фотографироваться.

Однажды к ним пришёл учитель и принёс Вите фотографию, на которой его не было. Он сохранил её на всю жизнь и часто рассматривал лица знакомых ребят, многие из которых не вернулись с войны.

Вывод и своё мнение

В далёкие 30-е годы прошлого века фотография имела совсем иную ценность, нежели сейчас. В рассказе Астафьева она выполнила роль настоящей летописи глухой деревушки, благодаря которой писатель помнил, как сложилась дальнейшая жизнь друзей его детства. Отдельно хочется упомянуть поступок Саньки, который, поддерживая друга, отказался участвовать в совместной съёмке. Это история о настоящей дружбе, любви, о быте маленькой довоенной деревушки, жизненных ценностях односельчан.

Главная мысль

Каждый человек, что бы с ним ни случилось в жизни, должен помнить, откуда его корни, откуда он родом.

Авторские афоризмы

«…Народные приметы не знают границ и расстояний…»

«…Мы полезли в драку, чтоб боем доказать, что мы — люди пропащие…»

«…Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история…»

«…Самолучший это в городе фотограф! Он хочь портрет, хочь на почпорт, хочь на коне, хочь на ероплане, хочь на чём заснимет!..»

«…Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово “учитель”!..»

«…Но в те годы Бог был занят чем-то другим, более важным, и от русской деревни отвернулся…»

«…Ты долго кряхтеть будешь, толстодум? Чо ишшэш? Вчерашний день ишшэш?..»

«…Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов…»

Толкование непонятных слов

Алчущий — жаждущий, желающий, ожидающий, добивающийся чего-нибудь.

Куть — угол в избе против устья русской печки.

Ямщик — возница, кучер на ямских, почтовых лошадях.

Полушалок — шаль, платок небольших размеров.

Ухарски — молодцевато, задорно.

Лучина — тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы.

Новые слова

Заговаривать — воздействовать на кого-, что-нибудь заговором; заколдовать.

Гуж — деталь сбруи лошади.

Барин — человек из высших сословий, господин.

Аспид — злой, хитрый, язвительный человек.

Угар — удушливый ядовитый газ, образующийся при неполном сгорании углерода; угарный газ.

Тест по рассказу

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Илья Столяров

    8/10

  • Илья Киселёв

    9/10

  • Наталья Садовская

    8/10

  • Анастасия Нехороших

    8/10

  • Павел Родков

    10/10

  • Татьяна Воронова

    10/10

  • Магибр Шок

    10/10

  • Эъзоза Бердиёрова

    9/10

  • Ирина Чеснова

    10/10

  • Мигунова Юлия

    8/10

Рейтинг читательского дневника

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 729.


А какую оценку поставите вы?

­­«Фотография на которой меня нет» — кратчайшее содержание — 1 вариант

«Фотография, на которой меня нет» — рассказ Виктора Астафьева, который повествует о нем самом, это автобиографичное произведение на основе реальных событий, написанное в 1968 г. о давно минувшем из детства.

В село, где живет мальчик Витя, приезжает фотограф, чтобы сделать памятную фотографию для учеников. Его размещают жить в доме Ильи Ивановича Чехова — уважаемого человека в селе.

Витя и его друг Саша хотят быть на фотографии впереди всех, но туда поместят, в первую очередь, хороших учеников, так думают Витя и Саша. Мальчики ссорятся с другими школьниками и уходят кататься на горку. Вечером за внуком приходит бабушка, ругает детей, для порядка стегает прутиком. Ночью главному герою становится нехорошо, у него болят ноги. У ребенка наследственная болезнь суставов, поэтому не может заснуть, плачет. Бабушка ругает внука, что тот опрометчиво «застудился». Она просит деда затопить баню, отпаривает Витю, в ход идет березовый веник, а после бани растирает нашатырным спиртом. Все эти средства вкупе дают небольшой эффект, мальчик устал и заснул. На другой день приходит Санька, но Витя не может идти в класс, чтобы сделать памятный снимок. Он просит друга остаться. Ребятам очень обидно. Витя болел всю неделю. Он сидел у окна и изучал оформление, — мох между оконными рамами и веточки калины «от угара».

Однажды Сашу навестил учитель. Он принес снимок, на котором изображены все дети из класса, только Вити и Саши там нет. Всех детей на снимке Витя рассмотрел, там же написано название овсянской школы. Только лица Вити там нет.

Паренек очень рад, что учитель пришел к нему в гости, запросто пьет чай, разговаривает. Он не тронул ничего из тех угощений, которые спешила поставить к столу бабушка. Учитель уходит, Витя долго смотрит ему во след в окно. Учитель у него особенный. Побольше бы таких учителей! Он добрый, улыбка у него скромная и тихая, но это особенный человек. Он помог детям, чтобы у всех были тетради, карандаши и книги. Он заботится, чтобы в классе были столы. Учитель ездит в центр, чтобы договориться насчет школы. Однажды на Лысой горе, будучи на экскурсии, он спас детей, оттолкнув от змеи, потом уничтожил последнюю, опасность миновала. Дети преподавателя очень любят.

Прошли годы, а фотография до сих пор сохранилась. На ней дорогие для сердца люди, среди них добрый учитель. Витя не помнит его фамилии, но не забыть имени этого человека, Евгения Николаевича, как не забыть добрых поступков.


Краткое содержание «Фотографии на которой меня нет» — 2 вариант

«Фотография, на которой меня нет» — рассказ из повести В.П. Астафьева «Последний поклон». В этом произведении описана жизнь сибирского села далеких тридцатых годов.

Астафьев вспоминает и описывает яркое событие из собственной жизни – приезд фотографа в сельскую школу. Краткий пересказ произведения «Фотография, на которой меня нет» — это основные события, формирующие сюжет рассказа, в сокращении. Он поможет читателю быстро подготовиться к уроку и вспомнить то, что он уже читал.

Приезд фотографа взбудоражил все село: где представить ему ночлег? Не нашли ничего лучшего, как поселить фотографа у Ильи Ивановича Чехова, делового, грамотного и уважаемого во всем селе человека. Там гостя смогут и разговором занять, и водкой угостить, если потребуется, и книгу дать.

Сами школьники и учителя начали размышлять о том, какие будут распорядки, как их будут фотографировать. Все сошлись на мнении, что самых прилежных учеников посадят на первый ряд, самых «плохих» — на последний. Рассказчик и его друг Санька сразу поняли, что решение это не в их пользу. Тогда они кинулись во все тяжкие: полезли в драку, пошли кататься на санках с обрыва, «с какого ни один разумный человек никогда не катался». Была зима, и главный герой сильно застудил ноги. Дело в том, что ему от матери передалось заболевание, ревматизм, и стоило ему хоть немного промочить ноги, как некий дискомфорт сразу превращался в невыносимую боль.

Сначала герой терпел, но потом не смог больше и «завыл». Бабушка проснулась, выругалась на мальчонку и стала натирать его ноги спиртом, а далее укутала их в шаль, накрыв потом теплым полушубком. Но и это не помогло, не помогли и остальные лекарства из бабушкиных склянок. Тогда решили топить баню. Бабушки и веником внука лечила, и водки с брусникой потом дала – дай бог, чтобы вылечился. Все эти процедуры так утомили героя, что он беспробудно проспал до полудня.

Пока мальчик пребывал в небытие, прибежал Санька и сказал бабушке:
«Бабушка Катерина, машину, аппарат наставили. Меня учитель послал. Бабушка Катерина!..».

Но не смог герой подняться, хотя очень хотел фотографироваться: при первой же попытке ноги его подкосились, и рухнул он на пол. Санька, видя своего друга, принял волевое решение: «Раз так, я тоже не пойду!» — заявил герой. Бабушка Катерина подбодрила мальчиков, сказав им, что отвезет их к лучшему в городе фотографу – Волкову. Но не обрадовались мальчики: аппарат у Волкова был прикручен, и не смог бы он сфотографировать школу. Тогда рассказчик залез обратно на печку и заплакал.

Мальчик не ходил в школу неделю и от скуки стал изучать подготовленные к зиме окна:
«Мох сырость засасывает. Уголек обмерзнуть стеклам не дает, а рябина от угару. Тут печка, с кути чад», — объясняла бабушка замысловатое устройство.

Герой также любил смотреть на цветы, на то, как они оживают, расцветают. Всегда он хотел застать момент цветения, но никогда у него это не выходило. Ночью или на самом рассвете случалось это таинство. Бабушка стала доставать из подполья цветы, которые тянули свои листочки к свету – первый признак приходящей весны.

Однажды кто-то постучал в дверь, и бабушка Катерина, всполошившись, так как в деревне не было принято стучать в дверь, побежала открывать гостю. Эти вежливым гостем оказался школьный учитель. Войдя в дом, он справился о здоровье мальчика. Герой боязливо сидел на печке, но бабушка попросила его слезть. После того как мальчик спустился, учитель с немного печальными, и оттого добрыми глазами, сказал, что принес фотографию, на которой были все: и Васька Юшков, и Витька Касьянов, и Нинка Шахматовская, — только героя и Саньки не было, и так стало обидно от этого мальчику.

Хотя на фотографии и не было автора, она все равно стала ему дорога в качестве воспоминания об этом происшествии, о детстве и о родных людях.

В рассказе так же говорится о том, какое уважение оказывали учителям. И дрова ему подкидывали, и штаны бесплатно штопали, и детей лечили в знак благодарности. И неспроста такое уважение: учителя начинали свою деятельность с одним имеющимся в селе букварем и красным карандашом, самоотверженно вносили культуру в жизнь сельчан. Учитель – это человек, способный улучшить жизнь каждого, наставив его на верный путь.

Также описывается сельская жизнь: например, говорится о домах, которые были разделены на две части: делалось это, чтобы поселить в одном доме две семьи. Иногда теснота приводила к раздорам, и семьи выселяли. Но чаще всего все уживались и жили рука об руку, ведя одно хозяйство.


Пересказ «Фотографии на которой меня нет», кратчайшее содержание — 3 вариант

Глухой зимой нашу школу взбудоражило невероятное событие: к нам едет фотограф из города. Фотографировать он будет “не деревенский люд, а нас, учащихся овсянской школы”. Возник вопрос – где селить такого важного человека? Молодые учителя нашей школы занимали половину ветхого домишки, и у них был вечно орущий малыш. “Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставить у себя”.

Наконец фотографа пристроили у десятника сплавной конторы, самого культурного и уважаемого человека в селе.

Весь оставшийся день школьники

решали, “кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки”. По всему выходило, что меня и левонтьевского Саньку посадят в самый последний, задний ряд, поскольку мы “не удивляли мир прилежанием и поведением”. Даже подраться не получилось – ребята просто прогнали нас.
Тогда мы начали кататься с самого высокого обрыва, и я начерпал полные катанки снега.

Ночью у меня начали отчаянно ныть ноги. Я застудился, и начался приступ болезни, которую бабушка Катерина называла “рематизня” и утверждала, что я унаследовал ее от покойной мамы. Бабушка лечила меня всю ночь, и уснул я только под утро. Утром за мной пришел Санька, но пойти фотографироваться я не смог, “подломились худые ноги, будто не мои они были”.

Тогда Санька заявил, что тоже не пойдет, а сфотографироваться успеет и потом – жизнь-то долгая. Бабушка нас поддержала, пообещав свезти меня к самому лучшему фотографу в городе. Только меня это не устраивало, ведь на фото не будет нашей школы.

В школу я не ходил больше недели. Через несколько дней к нам зашел учитель и принес готовую фотографию. Бабушка, как и остальные жители нашего села, относилась к учителям очень уважительно.

Они ко всем были одинаково вежливы, даже к ссыльным, и всегда готовы были помочь. Даже Левонтия, “лиходея из лиходеев”, наш учитель смог утихомирить. Помогали им деревенские, как могли: кто за дитем посмотрит, кто горшок молока в избе оставит, кто воз дров привезет.

На деревенских свадьбах учителя были самыми почетными гостями.

Работать они начинали в “доме с угарными печами”. В школе не было даже парт, не говоря уже о книжках с тетрадками. Дом, в котором разместилась школа, срубил еще мой прадед.

Я там родился и смутно помню и прадеда, и домашнюю обстановку. Вскоре после моего рождения родители отселились в зимовье с протекающей крышей, а еще через некоторое время прадеда раскулачили.

Раскулаченных тогда выгоняли прямо на улицу, но родня не давала им погибнуть. “Незаметно” бездомные семьи распределялись по чужим домам. Нижний конец нашего села был полон пустых домов, оставшихся от раскулаченных и высланных семей. Их-то и занимали люди, выброшенные из родных жилищ накануне зимы.

В этих временных пристанищах семьи не обживались – сидели на узлах и ждали повторного выселения. Остальные кулацкие дома занимали “новожители” – сельские тунеядцы. За какой-нибудь год они доводили справный дом до состояния хибары и переселялись в новый.

Из своих домов люди выселялись безропотно. Только один раз за моего прадеда заступился глухонемой Кирила. “Знавший только угрюмую рабскую покорность, к сопротивлению не готовый, уполномоченный не успел даже и о кобуре вспомнить. Кирила всмятку разнес его голову” ржавым колуном.

Кирилу выдали властям, а прадеда с семьей выслали в Игарку, где он и умер в первую же зиму.

В моей родной избе сперва было правление колхоза, потом жили “новожители”. То, что от них осталось, отдали под школу. Учителя организовали сбор вторсырья, и на вырученные деньги купили учебники, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили нам парты и лавки.

Весной, когда тетради кончались, учителя вели нас в лес и рассказывали “про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо”.

Уже много лет прошло, а я все еще помню лица моих учителей. Фамилию их я забыл, но осталось главное – слово “учитель”. Фотография та тоже сохранилась.

Я смотрю на нее с улыбкой, но никогда не насмехаюсь. “Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история, а еще не смешно и оттого, что фото сделано на фоне родового, разоренного гнезда”.

Вскоре после моего рождения родители отселились в зимовье с протекающей крышей, а еще через некоторое время прадеда раскулачили.

Раскулаченных тогда выгоняли прямо на улицу, но родня не давала им погибнуть. “Незаметно” бездомные семьи распределялись по чужим домам. Нижний конец нашего села был полон пустых домов, оставшихся от раскулаченных и высланных семей. Их-то и занимали люди, выброшенные из родных жилищ накануне зимы.

В этих временных пристанищах семьи не обживались – сидели на узлах и ждали повторного выселения. Остальные кулацкие дома занимали “новожители” – сельские тунеядцы. За какой-нибудь год они доводили справный дом до состояния хибары и переселялись в новый.

Из своих домов люди выселялись безропотно. Только один раз за моего прадеда заступился глухонемой Кирила. “Знавший только угрюмую рабскую покорность, к сопротивлению не готовый, уполномоченный не успел даже и о кобуре вспомнить. Кирила всмятку разнес его голову” ржавым колуном.

Кирилу выдали властям, а прадеда с семьей выслали в Игарку, где он и умер в первую же зиму.

В моей родной избе сперва было правление колхоза, потом жили “новожители”. То, что от них осталось, отдали под школу. Учителя организовали сбор вторсырья, и на вырученные деньги купили учебники, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили нам парты и лавки.

Весной, когда тетради кончались, учителя вели нас в лес и рассказывали “про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо”.

Уже много лет прошло, а я все еще помню лица моих учителей. Фамилию их я забыл, но осталось главное – слово “учитель”. Фотография та тоже сохранилась.

Я смотрю на нее с улыбкой, но никогда не насмехаюсь. “Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история, а еще не смешно и оттого, что фото сделано на фоне родового, разоренного гнезда”.

На чтение 4 мин Просмотров 8.6к. Опубликовано 01.09.2020

⭐⭐⭐⭐⭐ «Фотография, на которой меня нет» менее 1 минуты и подробно за 3 минуты

Очень краткий пересказ рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Герой этого произведения повествует о том, как к ним в Овсянку приехал фотограф. Все ученики маленькой сельской школы были очень рады и мечтали сфотографироваться в первых рядах. Однако, наш герой и его друг не отличались прилежанием и хорошим поведением и поняли, что будут на снимке в последнем ряду. Обидевшись, они пошли кататься с горки, а ночью мальчик заболел. Он не смог пойти в школу, его друг тоже не попал на фото.

Главные герои и их характеристика:

  •  Витя Подтылицын  — растёт без матери, которая рано умерла, и отца, поэтому живёт в доме бабушки и деда. Добрый, отзывчивый, наблюдательный, старается прислушиваться к советам старших, но иногда поддаётся влиянию друзей.
  •  Бабушка  – настоящая хозяйка дома и семьи. Она строгая, но справедливая, добрая и любящая.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Санька  — друг и сосед Вити, бесстрашный, заводила во всех шалостях, уважительно относится только к бабушке Катерине.
  •  Молодые учителя деревенской школы  — прежде городские жители. Они увлечённые своим делом, целеустремлённые, доброжелательные, воспитанные, любят своих учеников.
  •  Дедушка  – мягкий, доброжелательный, трудолюбивый человек.
  •  Тётка Авдотья  – помощница по хозяйству в семье учителей. Решительная, отзывчивая, доброжелательная, хозяйственная.

Краткое содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет» подробно

Евгений Николаевич привёз в деревню фотографа, чтобы заснять на плёнку всех учеников школы. Витя и его друг Санька не могли рассчитывать на то, что их посадят впереди или в середине. Оставались задние ряды, где и не разберёшь, кто снят.

Тогда наши герои решили доказать всем, что они «люди пропащие» и пошли кататься на увал, где мчались с высоты, разбивая сани и свои коленки. После такого разгула у главного героя начались сильные боли в ногах, так как он страдал ревматизмом.

Всю ночь бабушка лечила его, даже заставила деда затопить баню.

К обеду пришёл Санька, но Витя не мог даже стоять. Тогда верный друг тоже отказался фотографироваться, а бабушка в утешение пообещала внуку отвезти его в город к фотографу Волкову.

Через несколько дней пришёл учитель, чтобы проведать больного, и принёс фотографию, на которой его не было. Всех ребят было видно, хотя лица «величиной с подсолнечные семечки». Вите было очень грустно, что его там нет.

Дальше рассказчик кратко говорит о жизни учителей в их селе, о том, как все деревенские уважали учителей за простоту, доброту и вежливость.

Затем идёт эпизод о путешествии в лес, когда ребята учили своего педагога узнавать голоса птиц, зверей, выбираться из леса, если заблудишься, и не бить палкой змею через плечо.

В завершении произведения автор говорит о том, что деревенская фотография стала памятной летописью жизни народа.

Кратко об истории создания произведения

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является частью книги «Последний поклон», вышедшей в Перми и состоящей из 15 глав.

  • Краткие содержания
  • Астафьев
  • Фотография, на которой меня нет

Краткое содержание Фотография, на которой меня нет Астафьева

Посреди глухой зимы в сибирской деревне прошла волнующая новость: из города приезжает фотограф, чтобы сделать снимок местных школьников. Вите и его другу Саньке придётся сесть сзади, ведь они всегда учились плохо. От досады ребята пошли кататься на санках с крутого обрыва и вернулись домой промокшие и в снегу.

Ночью у Вити заболели ноги. Бабушка принялась лечить его от «рематизни»: натирала ноги спиртом, укутывала шалью его покойной мамы, носила в баню. Но всё это не помогло, и на утро, когда пришёл Санька, мальчик не смог встать с печи. Бабушка ругала Саньку за то, что он уговорил её внука кататься, и мальчик принял серьёзное решение: раз его друг не может фотографироваться, то и он не пойдёт. Таким образом Вити и Саньки не оказалось на снимке.

Во время болезни Витя внимательно изучал окна в избах деревни. Каждое из них было уникальным, по окну можно было судить о хозяйке и самой избе. Например, его бабушка вставляла между рам розетки рябины, вату, бруснику, всё было просто, но красиво. У тётки Авдотьи навалено калины, мху, разноцветных цветов, а главным украшением служит безногая кукла. У Левонтия, «лиходея из лиходеев», изучать нечего: между рам ничего не лежит, не все стёкла целы.

Вскоре в гости зашёл учитель. Он принёс фотографию, на которой не было Вити. Мальчик стал рассматривать знакомые лица, здесь были все, кроме него и Саньки. Учитель с учительницей, муж с женой, слегка улыбались. Они были уважаемыми людьми в деревне, и все старались им помочь: кто крынку молока под дверью оставит, кто дрова отгрузит и уйдёт. Благодаря учителям в деревне появились учебники, краски, женщины обзавелись иголками и нитками. Деревенские мужики сделали столы и скамейки. Организовали школу. Дом, в котором она помещалась, до раскулачивания принадлежал прадеду Вити. К весне, когда все обменянные на утильсырье тетрадки и карандаши закончились, учитель стал водить учеников в лес. Он много знал, но часто и ребята учили его. Однажды на горе им попалась змея, и учитель встал на защиту детей, убив её палкой. Только позже ребята догадались, что он никогда раньше не видел змей.

Много лет автор хранит старую фотографию, ведь на ней изображены дорогие ему люди и его «родовое гнездо». В произведении очень много примет времени, диалектных и разговорных слов.

Рассказ учит настоящей дружбе, искренней любви к родному краю и показывает, каким должен быть настоящий учитель. Важно помнить тех, кто был с тобой в детстве. Эти люди могут быть важной частью вашей жизни. И вместе по жизни идти легче.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Астафьев. Все произведения

  • Ангел-хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Бабушкин праздник
  • Белогрудка
  • Бойе
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гори, гори ясно
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Жизнь Трезора
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Злодейка
  • Зорькина песня
  • Капалуха
  • Капля
  • Карасиная погибель
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Людочка
  • Мальчик в белой рубахе
  • Милаха и кот громило
  • Монах в новых штанах
  • Не хватает сердца
  • Ночь темная-темная
  • Пастух и пастушка
  • Песнопевица
  • Пеструха
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Родные берёзы
  • Сон о белых горах
  • Стародуб
  • Стрижонок Скрип
  • Трофейная пушка
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Фотография, на которой меня нет. Картинка к рассказу

Фотография, на которой меня нет кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Человеческая комедия Бальзака

    «Человеческая комедия» – это собрание сочинений (98), в которых описана история народа Франции. Бальзак описывал жизнь общества в XIX веке

  • Краткое содержание Бегущая по волнам Грина

    Дома у Стреса проходила игра в карты. Одним из игроков являлся мужчина по имени Томас Гарвей, который остался в Лиссе по причине серьезного заболевания. За игрой Гарвею четко послышался голос женщины

  • Краткое содержание Чехов Беглец

    Мать ведет своего сына Пашу к доктору. Дорога в больницу была долгой и запоминающейся для мальчишки. Пашка с матерью долго ждали своей очереди. Наконец назвали их фамилию, это было для них обоих неожиданно. Впервые в том странном месте мальчик узнал

  • Краткое содержание Бианки Паучок пилот

    Рассказ о том, как паучок от своей грозной матери паучихи убегал. Мать, когда детишки очень маленькие, таскает их всех в мешочке на спине. А когда вырастают дети, она их ловит и съедает

  • Краткое содержание Ерофеев Москва — Петушки

    В подмосковный районный центр Петушки к красивой девушке едет её молодой человек Веничка Ерофеев. Каждую пятницу он ездит к ней, где проводит выходные с ней и младенцем. Каждую пятницу он покупает конфеты «Васильки» и садится на электричку.

изображение к чтению

Краткое содержание рассказа В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Сюжетные линии рассказа

Жанр «Фотографии, на которой меня нет» Астафьева — рассказ, повествующий о жителях сибирской глубинки перед Великой Отечественной войной. Это автобиографическая зарисовка, из которой многое можно понять о жизни и быте простых людей. Основные темы произведения:

  • человеческая судьба и память;
  • дружба и доброта;
  • взаимоотношения людей в трудные времена.

Поднимает автор и проблему раскулачивания, которая затронула многих жителей родного села. Он и сам лишился «родового гнезда», построенного руками прадеда.

Анализ образов

Описание жизни и человеческих отношений

Главный персонаж произведения — Витя Потылицын. Он олицетворяет самого автора. Пересказ событий, который ведет от его имени Витя, — детские воспоминания писателя. Мальчик и его бабушка Катерина Петровна — жители деревни Овсянка. Витя после смерти родителей живет у дедушки с бабушкой и учится в местной школе. По тексту рассказа ему можно дать такую характеристику: не выказывал ни особого прилежания, ни хорошего поведения.

Екатерина Петровна — внешне суровая женщина, заботящаяся о любимом внуке. Ночь напролет ухаживает и пытается поставить Витю на ноги, чтобы он мог сфотографироваться с классом на фоне дома, где родился. У этой героини занимательная речь с разговорными выражениями и даже ругательствами, характерными для этой местности.

Санька — лучший друг главного героя, такой же непоседливый, как Витя. Это была его идея — пойти кататься на увал, поэтому он не может не поддержать заболевшего товарища. А ведь в 30-е годы сфотографироваться было действительно большим событием.

В сибирской довоенной деревне

С большой любовью и уважением описывает автор еще одного героя рассказа — своего учителя Евгения Николаевича, а также его жену. Молодая чета ютится с ребенком в половине ветхого домика, но при любой возможности старается помочь школьникам. Когда ребятам уже не на чем писать, учителя занимают их познавательными прогулками. Учитель отличается не только добротой, но и смелостью. Он защищает своих учеников от змеи, встреченной в лесу.

Приезд фотографа

Проблематика произведения

Среди зимы овсянскую школу взбудоражило поразительное событие — в деревню по делу приезжает городской фотограф, и фотографировать он будет не старожилов, а школьников. Взволнованные жители решают, где поселить такого важного человека, чтобы ему все понравилось, и он сделал хорошие снимки.

Можно было бы ему остановиться у пары молодых учителей, но они занимают всего лишь половину ветхого домика, да и малыш их постоянно плачет. Жители Овсянки выдвигают аргумент, что такое жилье не подходит фотографу, поэтому селят его у служащего сплавной конторы Ильи Ивановича Чехова. Этот человек происходит из семьи ссыльных, считается самым уважаемым и культурным в деревне. Такое решение устраивает весь местный люд.

Одноклассники главного героя «Фотографии, на которой меня нет» в оставшееся время строят планы, как будут фотографироваться. Они думают:

  • как лучше сесть;
  • кто что наденет;
  • кто разместится впереди, а кто сзади.

По всему выходило, что Вите, как и его другу Саньке, даже середина не светит. Придется им располагаться в последнем ряду, как не отличившимся ни в учебе, ни в хорошем поведении, а там непонятно, будет ли их видно на снимке. Ребята хотели подраться с другими школьниками за хорошее место, но те не поддались на уловку и прогнали друзей. Витя и Санька отправились кататься на санках с очень высокого обрыва. Разгоряченные, они вывалялись в снегу и понабирали его в сапоги-катанки.

Отношение к учителям

Главный герой, его бабушка и другие жители села учителей очень уважают. Супруги, преподававшие в Витиной школе, ко всем относились с добротой. Они всегда были вежливы и никому не отказывали в помощи, в том числе ссыльным. Учитель мог утихомирить даже главного сельского лиходея Левонтия. И местные жители в ответ помогали учительской чете:

  • присматривала за ребенком;
  • делились продуктами;
  • привозили дрова.

Краткий пересказ произведения Фотография, на которой меня нет

Обязательным считалось пригласить учителей на деревенские свадьбы, там они были очень почетными гостями. Оказывался почет им не зря. Начинала работать в школе эта молодая интеллигентная пара, когда там даже парт не было, тем более книжек и тетрадок, а отапливалось помещение угарными печами. Ребята принесли из дому табуреты и стулья и так слушали учителей, сидя кружком. Писать приходилось одним на всех красным карандашом, расположившись у подоконника, а учиться считать — на лучинах или спичках.

Евгений Николаевич, чтобы как-то помочь ученикам, придумал и организовал пункт приема утильсырья. Собирали все вместе по подворьям и чердакам тряпье и старые железки. На полученные деньги закупили не только книги, тетради, карандаши и краски, но и нитки с пуговицами для женщин, а также петушков на палочках.

Позже деревенские мужики в свободное время соорудили парты и лавки. Когда весной чистых тетрадей уже не было, учитель водил школьников на прогулки в лес и много рассказывал о природе. Автор удивляется, как много всего интересного он знал, например, из какого дерева делают бумагу и на что идет сосновая сера, но и к ребятам прислушивался, когда те рассказывали что-то свое о лесе.

История родового гнезда

Главные герои произведения Фотография, на которой меня нет

Дом, в котором размещалась школа, был срублен еще прадедом Вити, он и родился в нем. Но вскоре родителей из него отселили, а прадеда раскулачили. Таких людей выгоняли просто на улицу, но родня расселяла их у себя. В деревне было полно пустых домов. Жители иногда возвращались в них, но не обживались в ожидании повторного выселения. Другие кулацкие дома занимались новыми жильцами — сельскими тунеядцами. Они быстро доводили дом до разрушения и занимали новый.

Выселение проходило безропотно, но за Витиного прадеда заступился один из жителей — глухонемой Кирила. Уполномоченный, привыкший к покорности и не ожидавший сопротивления, получил колуном по голове. Кирилу арестовали, а прадеда со всей семьей выслали в Игарку, где он почти сразу и умер. В родовой избе Виктора сначала размещалось колхозное правление, потом обитали новые жильцы. Все, что они не развалили, впоследствии перешло к школе.

Деревенские дома и окна

Автор с больши́м знанием описывает деревенские дома, а особенно их окна. По местному обычаю хозяйки утепляли и одновременно украшали окошки своих домов. Составленные композиции могли многое рассказать о характере женщин. Оконная картина, созданная бабушкой главного героя, отличалась строгой и неброской красотой. На белой вате между стеклами в горнице Катерина Петровна раскладывала несколько веточек рябины с листочками. Больше никаких излишеств не было.

В средней и крайней комнатах между рам на мох вперемешку с брусничником клались березовые угли и ворох рябины без листьев. Все это делалось не просто так:

  • мох вбирает сырость;
  • уголь не дает стеклам обмерзнуть;
  • рябина предохраняет от угара чадящей печки.

Витя долго не мог понять, подшучивает ли над ним бабушка или вправду соблюдает народные приметы, пока, уже будучи взрослым, не прочел у писателя Александра Яшина, что рябина — первое средство от угара.

Болезнь Вити

Автор произведения Фотография, на которой меня нет

Ночью у главного героя отчаянно разболелись ноги — он простудился, и у него обострился ревматизм. Катерина Петровна называла эту болезнь «рематизня» и считала, что она передалась мальчику от покойной мамы. Бабушка ругала и лечила внука всю ночь: растирала ноги нашатырным спиртом, поила отварами, а под утро с помощью деда парила в бане.

Ничего не помогло быстро выздороветь. Когда утром за Витей зашел Санька, чтобы идти фотографироваться, тот понял, что не может, — ноги не идут. Тогда Санька в знак солидарности решил тоже не идти, ведь он еще успеет сфотографироваться не раз в своей жизни, а друга надо поддержать. Бабушка одобрила решение друзей и пообещала позже отвезти к лучшему фотографу, но Витя все равно в мыслях был огорчен — он знал, что так на снимке не будет школы.

Мальчик проболел больше недели. Как-то его зашел навестить учитель Евгений Николаевич и принес фотографию одноклассников, сделанную на фоне его растерзанного родового гнезда.

Основная мысль

Центральную идею этого произведения можно понять из его последних строк, где автор вспоминает, как ценно для него было отношение учителя, а также каким он запомнился, — застенчивым и скромным, но всегда готовым защитить своих учеников, помочь людям и хоть как-то облегчить их жизнь. Автор желает всем, кто выберет профессию учителя, дожить до таких же почестей и надолго остаться в памяти народа.

Сюжет рассказа Фотография, на которой меня нет

Школьная фотография до сих пор в сохранности, хотя уже давно пожелтела, а уголки обломались. Спустя много лет писатель с теплотой думает о своих товарищах и учителях, глядя на сохранившийся снимок. В. Астафьев узнает всех ребят на нем и тех сибиряков, кто не вернулся с войны. Основная мысль, выраженная автором в рассказе: фотография — это не просто изображение, на которое интересно смотреть. Это своего рода народная летопись, история, размещенная на стенах. Историческая память складывается не только из политических событий и войн. Главное — это судьбы людей, живущих в этой стране.

Отзывы читателей

История создания «Фотографии, на которой меня нет» и сюжет рассказа не оставляют равнодушными читателей. О книге есть много положительных отзывов.

Получила от рассказа огромное удовольствие. Он небольшой и читается быстро, но долго еще не отпускает душу и заставляет размышлять. В век современных технологий радость от приезда фотографа может показаться удивительной, но 80 лет назад это было большое событие. Люди готовились, надевали лучшую одежду. Фотографии для них были не бумажками, а важными кусочками памяти.

Прочитала в интернете много рецензий на рассказ В. Астафьева и решила написать свой отзыв. В этом произведении для меня очень много трогательных моментов. Например, сквозь ругань бабушки главного героя по поводу его болезни чувствуются ее неподдельная любовь и забота. Или взять описание зимнего украшения окон. Так и встает перед глазами картинка, как мы с мамой когда-то подбирали веточки и елочные игрушки, чтобы сделать красивым пространство между стеклами. Атмосфера рассказа уютная и даже какая-то домашняя.

Наталья

На протяжении всего повествования я как будто прикасался к мимолетным, но трепетным и ярким подробностям, каждая из которых несла свой смысл. С особенным наслаждением вчитывался в говор бабушки и поражался, какой у Астафьева живой язык. Затрагивается здесь и серьезная проблематика — темные пятна истории. Особенно это касается Сибири, где живет много людей, чьи предки были ссыльными. В общем, рассказ замечательный.

Сергей

На специализированных интернет-ресурсах можно скачать рассказ полностью или в сокращении, а также прослушать аудиокнигу онлайн.

  • Каков состав семьи героини рассказа чистый понедельник
  • Каков смысл противопоставления данко и ларры в рассказе старуха изергиль
  • Каков смысл названия сказки янтарная сказка
  • Каков смысл названия рассказа судьба человека
  • Каков смысл названия рассказа как вы понимаете последний абзац текста каково отношение автора