Какова цель сказки журавль и цапля высмеять поведение героев

Тема: «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках

Цель урока: формирование навыков анализа художественного произведения: учащиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; нахождение нравственной проблемы в произведении;

формирование представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.

Тип урока комбинированный

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент. Эмоциональный настрой.

  2. Формулирование учащимися темы и цели урока.

— К каким жанрам принадлежать эти произведения?/ сказкам

— Исходя из темы нашего урока, определите цель урока. / учиться анализировать сказки, сравнивать, делать выводы.

3. Работа по теме урока

3.1. Работа с понятиями

Сказки о животных – это  сказки, героями которых выступают животные. Обычно они наделены человеческими качествами и свойствами характера. 

Бытовая сказка – это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная жизнь.

Быт – это жизненный уклад, повседневная жизнь.

1. Викторина по сказкам. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

1. Сказка «Журавль и цапля» относятся … сказкам.

а) к бытовым; б) о животных; в) к волшебным.

2. Какие события происходят в сказке «Журавль и цапля»?

а) фантастические; б) реальные; в) из реальной жизни.

3. Какова цель сказки «Журавль и цапля»?

а) высмеять поведение героев; б) показать, что добро побеждает зло; в) высмеять недостатки героев.

4. Героем присказки в сказке «Журавль и цапля» является:

а) цапля; б) сова; в) журавль.

5. Сказка «Солдатская шинель» относится … сказкам.

а) к бытовым; б) о животных; в) к волшебным.

6. В сказке «Солдатская шинель» есть:

а) присказка; б) концовка; в) прибаутка.

7. Кому полковой командир в сказке «Солдатская шинель» адресовал слова «Кто пора

ботает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснет!»:

а) солдату; б) барину; в) самому себе.

2. Лексическая работа.

Определение знаний слов и выражений присказка, семь верст месил, несолоно хлебавши

Присказка – короткий смешной рассказик, обычно предисловие к сказке

Семь верст болото месил (выражение свойственно народной речи)

Несолоно хлебавши – То есть не получив удовлетворения, ничего не добившись. Выражение это создалось еще в те времена, когда соль была дорогим и трудно добываемым продуктом: «хлебать с солью» считалось примерно таким же признаком состоятельности, благополучия, как «сладко есть». Случалось, что в богатом доме почетные гости «хлебали солоно», а разной мелкоте доставалась несоленая пища.

3. Выразительное чтение сказки «Журавль и цапля»

4.Беседа по содержанию сказки.

— Кто герои сказки?

— Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоя ные эпитеты, народные выражения?

— Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.

— Могла ли эта история произойти с людьми?

— Чему учит нас эта история?

«Журавль и цапля» — сказка о животных. Начинается она с смешной присказки, главные персонаж которой — «сова — веселая голова». Концовка — короткое (лаконичное) окончание истории журавля и цапли: «Вот так и прогуливаются они до сей поры один на другом свататься, да никак не женятся». В этой сказке есть повторы: журавль дважды прогуливается свататься к цапле, цаплю тоже прогуливается к журавлю дважды, и обращаются они друг к другу схожими либо точно совпадающими фразами. К примеру, цапля гласит журавлю: «Нет, журавль, не пойду я за тебя замуж…» Неизменных эпитетов в притче нет. Народные выражения, другими словами устойчивые выражения, свойственные народной речи: «семь верст болото месил», «журавль, как несолоно похлебал».

5.Заполнение таблицы «Нравственные качества и поступки героев сказки «Журавль и цапля»

Герои сказки

Желание героя

Действие героя

Результат

Журавль

Хочет жениться, потому что скучно жить одному

Сватается

Остаётся одиноким, страдает

Цапля

Хочет выйти замуж, потому что скучно жить одной

Просит взять в жёны

Остаётся одинокой, страдает

Вывод: Под обличием журавля и цапли спрятаны люди. Это те люди, которые не могут договориться, не умеют решить проблему, не думают о том, что говорят друг другу. Сказка дает возможность увидеть себя со стороны, посмотреть на свое поведение.

В волшебных сказках рассказывается о поразительных, расчудесных событиях. В сказке «Журавль и цапля» сюжет можно именовать бытовым — схожий сюжет мог бы быть и в бытовой сказке, но тогда бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в бытовом сюжете действуют животные, на месте которых мы, как в басне, можем узреть людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, сокрытый хохот, а в волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями.

6. Беседа по сказке «Солдатская шинель»

— Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?

Сказку «Солдатская шинель» мы называем бытовой, так как в ней обыденные для такового типа сказки персонажи: находчивый боец и глуповатый барин. Мы радуемся находчивости бойца и смеемся над выращиванием пай-барином.

Предмет, который становится предпосылкой торга меж солдатом и барином, — солдатская шинель. Мы узнаем, что боец умеет так постелить шинель, что умудряется и в голова ее положить, и укрыться. Но притча не только лишь об этом умении бойца.

-Кто главные герои этой сказки? -Главные герои этой сказки барин и солдат.

-Как хвалил солдат свою шинель? Найдите и зачитайте.

Мы узнаем о том, что служба солдатская в королевские времена была очень грозной, что на походе никаких удобств у бойца не было: он был должен воспользоваться тем, что было под рукою, что он постоянно нес с собой. Потому шинель для него служила не только лишь одежкой, да и постелью. Бойцы много работали, времени для сна им отводилось не достаточно. Они очень утомлялись, и когда приходило время спать, от утомления стремительно засыпали даже на жесткой постели, изготовленной из шинели.

Барин жил в совсем других критериях: спал на кровати, лежал на перине, голова на подушке, укрывался одеялом. Барин не работал и не знал тягот солдатской жизни. Об этой разнице меж жизнью бойца и барина и ведает нам притча, причем симпатии рассказчика на стороне бойца

-Понравилась ли барину шинель? Найдите в тексте, что он о ней говорит.

-Получилось ли у барина заснуть на шинели? Почему? У барина не получилось заснуть на шинели. Он не знает, как правильно ее использовать

-Как вы думаете, обманул ли солдат барина? Солдат не обманул барина.

-Как же солдат использовал шинель? Солдат расстелил шинель, голову положил на рукав и накрылся

-Чему учит сказка? Найдите в тексте.

-Как вы понимаете эти слова?

-Если человек не работает, ничего не делает, он не сможет заснуть даже на хорошей постели, а тот, кто трудится, работает — заснет и на шинели

7.Заполнение таблицы

Нравственные качества и поступки героев сказки «Солдатская шинель»

Герои сказки

Желание героя

Действие героя

Результат

Барин (богатство)

Спать на мягкой постели

Покупает у солдата шинель за 25 рублей

Шинель жёсткая, для постели не годится

Жена барина

Жить богато

Ругает мужа за покупку шинели

Убедилась в том, что была права

Солдат (бедность)

Похвастаться тем, что может обходиться малым

Хвалит свою шинель

Остаётся одинокой, страдает

Полковой командир

Разобраться, кто прав, а кто виноват

Выслушал солдата

Наградил солдата

Вывод: Персонажи бытовой сказки, в отличие от сказок магических и о животных, — люди определенных типов, живущие не в тридевятом королевстве, а в реальном мире. Сюжет не магический, а жизненный, окрашенный юмором. В бытовой притче всегда получает заслугу и одолевает радостный и находчивый герой.

Концовка сказки «Солдатская шинель» такая: «Вот как поработаешь да длительно не спишь, так и на камне заснешь; а кто ничего не делает, тот и на перине не заснет!» Она похожа на пословицу.

В пословицах очень принципиальна идея, которая выражена кратко и образно; в концовке мы видим такую идею: кто трудится, тот всегда прочно дремлет.

8.Итог урока. Рефлексия

9. Домашнее задание

Сравнить сказки бытовую и сказку о животных. Ответить на вопросы

1) Чем сказки похожи? 2) чем они отличаются друг от друга.

Чему учит сказка «Журавль и цапля»?В русской народной сказке «Журавль и цапля» говорится о том, что по разным сторонам болота построили себе избушки журавль и цапля. От скуки надумал журавль взять цаплю в жены. И пошел за семь верст через болото свататься. Но цапля предложение журавля не приняла. Многое в журавле не нравилось ей. И летает он не так, и ноги у него не длинны. И другие недостатки выискала. Вернулся журавль домой ни с чем. Но потом цапля решила, что одной жить невесело, пришла к журавлю и сама попросила, чтобы он взял ее в жены. Но журавль отказал цапле. А вскоре сам подумал, что одному скучно, и все-таки надо жениться. И пошел опять свататься. Но цапля выходить замуж была не настроена. Так и ходят друг другу журавль и цапля, но жениться – никак не женятся.

Чему учит русская народная сказка «Журавль и цапля»?

Сказка «Журавль и цапля» учит тому, что принимать важные решения лишь бы избежать скуки ошибочно и безответственно. Журавль и цапля никогда не договорятся, никогда не создадут семью, потому что они видят в создании семьи лишь развлечение, уход от скуки. Брак заключается по велению сердца, вступление в брак – это серьезный и ответственный шаг.

Сказка учит, что в жизни не стоит метаться с принятием решения. Нужно всё обдумать, взвесить все «за» и «против», и сделать какой-то выбор. Метание из стороны в сторону – это несерьезно, легкомысленно и даже смешно.

Русская народная сказка «Журавль и цапля» учит, что чванливость и себялюбие – не лучше качества. Журавль и цапля думают, что согласиться с предложением другого – это значит уступить, проиграть. И ни тот, и ни другой на это не согласны. А как же в таких условиях семью создавать? Если они на этапе сватовства не могут друг с другом договориться, то как семьей жить будут? Ведь в семье нужно уметь пойти на компромисс, где-то уступить. Семейная жизнь – это искусство компромиссов!

Сказка учит, что надо быть аккуратным в выборе выражений. «Долговязый», «худо летаешь», «убирайся» — эти слова и выражения не приведут созданию уютной дружеской атмосферы. Лишь добрые, приветливые слова оживляют чувства, согревают сердца.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Как прочитать сказку Журавль и цапля подчеркнув смешные стороны героев?

Задания по литературе для 5 класса 3. Прочитайте сказку по ролям, подчеркнув смешные стороны поведения героев.

4 ответа:



2



0

По содержанию конечно не самый удачный вариант для пятого класса для чтения по ролям :) Я бы предложила активно пользоваться мимикой и жестами, иначе в данном случае трудно будет передать эмоции героев. Задумчивость «зачем отказал» — рукой чуть троньте подбородок, чуть подхмурьте брови, лучше одну :) Вообразите себя в подобной ситуации (и что я, дура, не купила сразу те сапоги, теперь вот разобрали, нет моего размера), и поверьте, эмоции сами проявятся как надо :) Женские капризы (не надо нам такого жениха) изобразить и того проще :) Всегда ставьте себя на место героя и вот вам готовый образ :) Я всегда читаю сыну книги, демонстрируя разные образы, и замечаю что сейчас, когда он уже читает сам, он также немного играет роли. Его чтение живо и не монотонно, и это очень здорово.



2



0

На мой взгляд главное при чтении по ролям — это играть)

Журавль и Цапля по сути комедия, рассказывающая о жизни двух болотных птичек.

Они нравятся друг другу, но вот что-то им мешает)

То Журавль придет к Цапле с предложением выйти замуж, а Цапля отнекивается, то уже она летит к Журавлю и хочет быть с ним, но тут уже он передумал… и снова и снова.

Читатель (в том числе и ребенок) по идее сразу понимает, что они глупые и так делать не надо.

Думаю что читать сказку надо с улыбкой, жестами, мимикой — просто играть, чувствовать себя в образе глупой птички)



2



0

Для чтения по ролям сказки «Журавль и Цапля» достаточно всего двух человек, ведь и героев в этой сказке всего два. Сперва к Цапле идет Журавль, он важный и уверенный в себе. Говорит вальяжно и немного презрительно. Мол, не особо и надо, а вот захотелось.

Цапля уловив это отвечает сварливо и бойко — не нужен мне такой жених.

Журавль обиженный уходит, а цапля говорит сама себе уже с раздумьем: «И чего это я отказала? нормальный жених, не хуже других будет».

Теперь уже цапля идет к Журавлю и бойко предлагает себя в жены. Она не ждет отказа, ведь Журавль недавно сам просил ее выйти замуж. Но обиженный Журавль кричит на Цаплю и прогоняет ее. Цапля в слезах убегает.

Потом ситуация повторяется и каждый помнит сперва свою обиду, а потом вспоминает о выгоде.



1



0

В сказке «Журавль и цапля» мы видим лишь двух персонажей, которых можно озвучить. Это Журавль и Цапля. Оба персонажа отличаются вздорным характером и никак не могут прийти к общему мнению, хотя результат, женитьбы устраивает обоих.

Поэтому чтобы подчеркнуть смешные стороны Журавля его речь должна быть уверенной, важной, даже немного презрительной — он,журавль, цаплю в жены берет. А речь Цапли быстрой и язвительной — какой-то журавль надумал на ней жениться.

Читайте также

Чтобы проверить выбор своих сыновей в сказке «Царевна-лягушка» царь дает женам сыновей три задания — испечь каравай, сшить ковер и появиться на балу.

Иван царевич перед каждым заданием грустил, так как не верилось ему, что его лягушонок сможет сделать что-то путное, но вышло как раз наоборот.

Каравай у лягушки оказался просто чудесным, с городами и дворцами, с птицами и зверями. Царь приказал каравай старшей снохи унести псам, каравай средней решил съесть от большой нужды, а вот каравай царевны лягушки захотел есть по праздникам.

Ковер у Лягушки также получился лучше всех. Если ковер жены старшего сына царь велел лошадей покрывать, среднего сына у ворот стелить, то ковер царевны лягушки по праздникам расстилать.

Больше всего боялся Иван Царевич пира, но и тут его ждало потрясение. Вместо лягушки приехала в золоченой карете Василиса Премудрая, красавица из красавиц, а перед каретой и скороходы бежали и конники ехали.

На пиру Василиса также затмила всех, а как пошла танцевать, так махнет одной рукой — озеро, махнет второй — белые лебеди плывут.

Главными героями русской сказки «Царевн-лягушка» являются Иван-царевич, который пустил стрелу и нашел на болоте себе супругу, и Василиса Премудрая, которая сперва была лягушкой, потом превращалась в белую лебедь, а потом уже навсегда осталась в человеческом образе.

Кощей в сказке практически не появляется, его образ нам не интересен, хотя вот образ смерти Кощеевой в сундуке может представлять определенный интерес.

Поэтому начнем создавать портретную галерею героев сказки «Царевна-лягушка» с образа Ивана-царевича, красивого и молодого удальца, который ищет свою стрелу на болоте:

А вот и портрет довольной лягушки, которая поймала стрелу и которой очень понравился красивый жених:

И конечно можно нарисовать триумфальную сцену на царском пиру, портрет Василисы Премудрой:

Во времена правления русского царя Ивана Грозного в Россию был доставлен печатный станок из Польши.

Царь заказал его для того, чтобы начало развиваться книгопечатание на Руси.

Кроме станка был построен печатный двор, а также приглашен первопечатник Иван Федоров, под руководством которого была напечатана первая книга «Апостол».

Самым первым читателем этой книги был сам царь Иван Грозный.

Он одобрил книгу и положил начало книгоиздательству на Руси.

Через какое то время стали появляться первые профессии связанные с книгопечатанием — это авторы произведений, корректоры, художники, редакторы и различные рабочие типографий.

Сказка «Царевна Лягушка» не может не понравится, ведь это одна из самых известных русских народных сказок и о любви к ее героям говорит тот факт, что собирателями сказок собрано не менее 20 различных вариантов этой сказки.

Это волшебная сказка, ведь в ней мы встречаем волшебные превращения, сказочных существ, долгое путешествие главного героя и счастливый финал.

В этой сказке мы находим все традиционные элементы русских сказок.

Есть в ней зачин:

LHvkUFbQ81gXJEBIdbZOSb1tEE43YmwB.png

Есть в ней конечно же концовка:

ox0vswnfrsadl6JOZB835RUJBwCgW1Zr.png

Есть присказки:

obSCApCzhXDerVJUsZ7GC0WeqCqHQaNj.png

Есть троекратные повторы: три задания царя, трем сыновьям, три помощника у Ивана в дороге.

Ну и постоянных эпитетов в этой сказке много, например саму Василису зовут Премудрой, Кощея — Бессмертным, солнце оказывается ясное, столы дубовые, а скатерти узорчатые.

  1. Эта пословица означает, что учить трудно, но получать похвалу (плоды) за учение приятно.
  2. Для того чтобы что-то запомнить нужно повторять материал.
  3. Ученый человек — светлый, просветленный, а неученый — темный, ничего не понимающий
  4. Любому делу необходимо учиться.
  5. Для того, чтобы все выучить нужно время, некогда будет отдыхать
  6. Знания красят человека.

8.Идею легче воплотить, чем приумать

Цели урока:

  • Формировать навыки анализа художественного
    произведения: учащиеся должны знать
    художественные особенности сказки как
    фольклорного произведения; уметь выявлять
    основную нравственную проблему в произведении,
    опираясь на текст.
  • Формировать представления о нравственных
    ценностях: согласии, терпимости,
    благожелательности.
  • Развивать речевые умения: учащиеся должны уметь
    выстраивать связный развёрнутый ответ на
    поставленный вопрос, использовать аргументы,
    цитаты в своих ответах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в
каждой из них? (Приложение 2).

  • Сказка складом, песня ладом красна. 
  • Сказку слушай, а к присказке прислушивайся. 
  • Согласие питает, раздор объедает.

Опираясь на пословицы, продумайте: какие три
цели мы ставим сегодня на уроке?

(На уроке мы будем изучать художественные
особенности сказок, подумаем, чему учит нас
сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о
том, что мешает нам достигать согласия и как мы
можем его достичь).

II. Работа с текстом. Особенности слова в
художественном произведении.

1. Знакомство с текстом.

Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем
сказку “Цапля и журавль”.

(Чтение текста: читать может сам учитель,
ученики могут подготовить выразительное чтение
дома).

2. Особенности русских народных сказок.
Повторение.

Какой жанр литературы перед нами, докажите.

(Ученики вспоминают особенности русских
народных сказок: виды сказок, структура, средства
выразительности – и приводят примеры зачина,
концовки, эпитетов, повторов из текста).

3. Научный и художественный текст:
сравнительный анализ.

Поговорим об особенностях сказочного слова,
как оно помогает нам увидеть мир глазами совсем
неизвестного рассказчика, а может быть, как оно
помогает увидеть мир глазами русского человека.
Но сначала обратимся совсем к другому стилю. (Приложение 1).

Прочитайте описание серого журавля из научной
статьи:

Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их
высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150—240 см,
а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на них, но
имеющих очень отдалённое родство цапель, в
полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с
острым прямым клювом. На голове у большинства
видов участки неоперенной и ярко окрашенной
кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев
слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и
пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще
всего серое или белое. Если визуально сравнивать
журавлей с другими болотными птицами, то по
сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее,
а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами
тело изящнее, ноги длиннее, а клюв
пропорционально меньше.

Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём,
каким был журавль. Какую черту во внешнем облике
журавля подметил русский народ. Найдите и
выделите, в каком месте словарной статьи
упоминается именно об этой черте.

(В сказке обращается внимание только на длинные
ноги журавля. В отрывке из научной статьи об этом
упоминается три раза: “это крупные, длинноногие
… птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по
сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее,
а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги
длиннее”). (Приложение 2)

Посмотрим, как создаётся описание в русской
народной сказке. Выпишите из текста слова,
которые помогают создать внешний облик журавля.

Сравните описание научное и художественное:
чем они отличаются? Можем ли мы предположить
“характер”, особенности какого-нибудь
конкретного журавля, читая научный текст? Как
относится автор научного текста к описываемым
птицам? А автор художественного?

(Отношения автора научной статьи мы не видим. А
вот автор сказки посмеивается над журавлём, он
выглядит несколько нелепо: ноги у него не
длинные, а “долгие”, сам не высокий, а
“долговязый”, по болоту он не идёт, а “тяпает” —
“тяп, тяп”).

4. Вывод.

Чем описание художественное отличается от
научного?

(1) Художественное описание не только даёт
представление о внешности, но и даёт возможность
представить черты характера персонажа, а также
передаёт отношение автора к персонажу, отношение
других героев к персонажу.

2) Художественное описание не обязательно
является единым отрывком текста, оно может
создаваться из разрозненных фрагментов).

Каким предстаёт перед нами журавль в сказке?
Можем ли мы предположить его внешность, характер.
Представьте, что вы режиссёр театра и вам
необходимо выбрать актёра на роль журавля:
опишите этого актёра или назовите кого-нибудь из
известных вам актёров. Объясните свой выбор.

А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней?
Рассмотрите иллюстрации.
(Приложение 2).
Опишите, какой представлял
себе цаплю каждый художник, какие черты он
отобразил на иллюстрации. Чем похожи образы, чем
отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.

III. Работа с текстом. Содержание
художественного произведения.

1. Первичное восприятие текста.

Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в
сказке. Выполните задание по тексту на карточке (Приложение 1, II). Ответьте на
вопросы:

1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко
друг от друга. Выпишите выражение, которое
помогает вам это понять;

2) Почему журавль решил жениться на цапле?
Выберите ответ, и рядом выпишите выражение,
которое помогло вам это понять;

3) почему цапля отправилась свататься к журавлю?
Запишите ответ и выпишите слово, которое
помогает вам это понять;

4) почему цапля заплакала после отказа журавля?
Запишите ответ и выпишите выражение, которое
помогло вам это понять.

(Журавль и цапля живут далеко друг от друга:
журавль “семь вёрст болото месил”. Невесело,
одиноко стало журавлю: “показалось скучно
показалось жить одному” — вот он и решил
посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом
передумала: “раздумалась”, как говориться в
сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало
стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть,
и обидно).

2. Углубление представлений о содержании
сказки.

Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же
тогда они так и не выполнили задуманного, что им
помешало?

(Хорошо, если учащиеся приведут несколько
ответов: дело не только в неумении договориться,
но и в обидчивости, и в неумении определиться в
своих желаниях: не так-то уж, видно, и хочется
каждому из них жениться).

Вспомните другие произведения русской
литературы, в которых бы раскрывалась та же тема.

(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)

IV. Вывод.

Перечитаем концовку сказки.

Как вы думаете, что могут сделать журавль и
цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию (они
ведь до сих пор ходят друг к другу)?

Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или
придумайте) похожие ситуации из жизни и
расскажите, как следовало поступить, чтобы не
обижать друг на друга, жить и работать сообща.

Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что
высмеивает русский человек, над чем
задумывается? Какие выводы вы сделали для себя,
прочитав эту сказку.

Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?
Достигли мы их? Прокомментируйте.

V. Домашнее задание. (Приложение
2).

Выберите одну из цитат и напишите небольшое
сочинение-рассуждение, используя выбранную
цитату как тему. В качестве одного из примеров в
вашем рассуждении приведите сказку “Журавль и
цапля”:

  • “Есть согласие – есть и счастье”.
    (Пословица)
  • “Согласие к хорошему приводит, а спор
    противников находит”. (Пословица).
  • “Когда в товарищах согласья нет, На лад их
    дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только
    мука”. (И. А. Крылов)
  • “Главное — ладить с самим собой”. (Вольтер).
  • “Как ни коротки слова “да” и “нет”, всё же
    они требуют самого серьёзного размышления”. (Пифагор).

Мораль сказки журавль и цапля чему учит. Анализ сказки журавль и цапля. Один герой говорит о другом герое

Сказка Журавль и Цапля известны нам с детства. Еще бабушки и родители любили нам на ночь читать народные сказки, среди которых была Журавль и Цапля. Теперь и мы читаем своим детям русскую сказку, которая является поучительной и раскрывает человеческие негативные качества.
Чтобы познакомиться со сказкой Журавль и Цапля, предлагаем ее краткое содержание.

Народная сказка Журавль и Цапля

Итак, сказка про Журавля и Цаплю начинается тем, что построили эти две гордые птицы дома на болоте, вот только не рядом. Строили в разных концах, вот только скучно и одиноко стало жить. Решился Журавль на сложный шаг в своей жизни и пошел делать предложение Цапле выйти за него замуж. Пришел к Цапле и давай свататься, а та ему и давай отворот поворот, якобы не достойный он ее, не такого она мужа себе видит. Обиженный вернулся Журавль домой, а Цапля в это время передумала, ведь все-таки не так скучно будет жить вдвоем и пошла теперь она звать Журавля жениться на ней. Пришла к нему и давай предлагать свою персону в качестве жены, а тот обиженный, да взял и отказал. Расстроенная Цапля, вернулась домой, а Журавль вдогонку за ней. Видите ли, передумал, теперь он согласен. Вот только не согласна теперь Цапля выходить замуж.

Вот так и ходят они до сих пор друг к другу, да все никак не женятся.

Журавль и Цапля главные герои

Главными героями сказки являются две болотные птицы. Эти две птицы наделены такими человеческими характерами, как гордость, эгоизм, неумение найти общий язык. По этим причинам у сказки нет завершения, ведь птицы, из-за своего упрямства, из-за неумения вовремя ответить на чувства другого, до сих пор блуждают по озеру, сватаясь друг к другу.

Журавль и Цапля главная мысль

Какая у сказки Журавль и Цапля главная мысль? Как по мне, то любые нерешительность и сомнения приведут в тупик, а значит, нужно обдуманно решать любой вопрос, не спеша давать ответ. Уж лучше взвешенно давать ответ на любой вопрос и тогда жизнь удастся, а счастье будет не за горами.

Журавль и Цапля слушать

Учебный предмет:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Раздел программы: «
Сказки о животных
»

Тема урока:

Русская народная сказка
«Журавль и цапля»

2 класc

Разработала Головешкина Светлана Алексеевна

Тема урока:
«Журавль и цапля», русская народная сказка.

Задачи урока:
формирование представления о жанровых признаках различных

видов народных сказок;

формирование представления о композиции сказки;

развитие умений анализировать текст, сравнивать, делать

обобщение;

развитие речи учащихся, обогащение словаря за счет знакомства с

новыми словами;

формирование осознанного, грамотного, выразительного чтения

формирование действий контроля и оценки;

формирование межличностных отношений учащихся в групповой

воспитание познавательной активности.

Оборудование: Ефросинина Л.А. «Литературное чтение.2 класс», схемы к обложке

сказок, карточки для групповой работы, цветные карандаши.

ХОД УРОКА.

I
Вводная беседа.

    Назовите как можно больше произведений, соответствующих любой из этих моделей.

    Чем похожи эти модели? (по жанру – сказка, есть название)

    На какие группы можно еще разделить сказки? (народные и авторские)

    Вспомним, какие особенности сказки нам известны? (заполнение таблицы)

вид сказки

Сказки о животных

Волшебные сказки

Бытовые сказки

Кто являются главными героями сказки?

животные

человек и несуществующие герои

человек и животное (человек и человек)

Какие события происходят в сказке?

из реальной жизни

фантастические

реальные

Какова задача сказки?

высмеять поведение героев

показать, что добро побеждает зло

высмеять недостатки героев

II
Формулирование детьми темы и цели урока.

    Откройте учебник на странице 21.

    С каким произведением мы познакомимся сегодня на уроке? (русская сказка «Журавль и цапля»)
    (Учитель тему урока записывает на доске)

    Попробуйте определить жанр и тему произведения. (по жанру это произведение- сказка; тема произведения- сказка о животных)

    Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого запись.

ЦЕЛЬ: *ПОВТОРИТЬ О ………

*УЧИТЬСЯ …………….

*РАЗВИВАТЬ ………….

    Цель урока: повторить изученное о сказках (признаки видов сказок, построение сказки); учиться анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать речь.

III
Физкультминутка.

IV
Работа с новым произведением.

Чтение учителем сказки вслух.

Беседа после первичного восприятия произведения.

    Какие непонятные слова встретились в тексте? (ответы детей)

    Определим значение этих слов.

    Что вы заметили необычного в этой сказке? (начинается по-другому)

    Прочитайте первые три абзаца. Что мы прочитали? (присказку)

Вторичное чтение учащимися произведения.

Анализ произведения.

    Кто является главными героями этой сказки? (журавль и цапля)

    А теперь нам предстоит поработать с текстом и найти описание журавля и цапли. Я предлагаю разделиться на группы для выполнения задания.

Представитель каждой группы рассказывает о выполнении задания. В результате работы заполняется таблица.

Главные герои

журавль

цапля

Описание поведения героя

Стало скучно жить одному, и задумал он жениться.

Тяп-тяп!- семь верст болото месил.

Пошел журавль домой несолоно хлебавши.

«Нет, цапля, мне тебя не надо!..»

журавль задумался: «Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно»

«Нет, журавль,не выйду за тебя замуж…Ступай прочь!»

Цапля после раздумалась: «Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля».

Заплакала со стыда и воротилась домой. Тут цапля задумалась.

Один герой говорит о другом герое

Цапля о журавле

Ноги у тебя долги, платье коротко, сам худо летаешь и кормить-то тебе меня нечем… долговязый!

Журавль о цапле

Нет, цапля, мне тебя не надо!

Напрасно не взял за себя цаплю.

Вывод

Герои очень похожи друг на друга.

Журавль показан смешным, долговязым, обидчивым, упрямым.

Он, не подумав, отказывает цапле, а потом жалеет об этом.

Цапля показана капризной, придирчивой, несговорчивой.

Она отказалась выйти замуж за журавля, а потом жалеет об этом

    Как вы думаете, ребята, могла ли эта история приключиться с людьми? (да, могла)

    Значит, в этой сказке комическая ситуация из жизни животных приближена к реальной жизни людей. Журавль и цапля глупо и смешно выглядят со стороны. Под их обличием спрятаны люди, которые тоже часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу.

    Чему учит нас эта сказка? (сказка дает возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть свои недостатки)

    А сейчас мы с вами исследуем сказку с точки зрения основного сюжетного мотива. На доске записаны вопросы, которые помогут нам.

Как построена сказка?

На какие части ее можно поделить?

О чем мы узнаем из каждой части?

На доске в ходе работы вычерчивается схема.

кульминация

развитие продолжение

события события

присказка

зачин экспозиция

    С чего начинается сказка? Что такое присказка. Найдем ответ на вопрос на странице 22 учебника.

    Зачем нам нужна присказка? (привлекает внимание) (Работа в тетради, №1)

    Присказка богата звукописью. Она читается по-особому: скороговоркой. Какие слова повторяются в присказке? (ответы детей)

    Как называется следующая часть сюжета? (завязка)

    Найдите в тексте момент, где начинается завязка событий. (Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться)

    Исполнилось ли его желание? Почему? (ответы детей)

    Сколько раз «сватался» журавль к цапле? (2 раза)

    Отметьте кульминационный момент. (не могут договориться, отказывают друг другу)

    Есть ли в этой сказке развязка? Почему? Докажите словами текста. (Нет. «Вот так –то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся.)

V
Физкультминутка.

Что ж, теперь мы отдыхаем.

На уроке поиграем.

Вот она, игра-наука.

Покажите жестом, звуком.

(Дети показывают героев с помощью жестов и звуков: 1-й ряд – сову, 2-й ряд – цаплю, 3-й ряд – журавля.)

Давайте среди этих героев выберем главных.

    Цапля и журавль.

VI
Творческая работа.
(Упражнения в выразительном чтении. Инсценирование сказки.)

    Где в сказке мы слышим интонацию сожаления? обиды? (ответы детей)

    Представьте себе образ героя сказки, выбранного вами, и, читая его слова, попробуйте передать его характер, поступки при помощи интонации.

    Прочитаем сказку по ролям. (Дети работают в группах по 3 человека)

    Кто хочет принять участие в инсценировании сказки? (Группа, изъявившая желание, работает над постановкой сказки)

VII
Обобщение

    С каким произведением мы познакомились на уроке?

    Назовите жанр произведения.

    Определите вид сказки.

    Покажите на своих моделях, с каким произведением вы познакомились.

У каждого ребенка на столе лист бумаги и цветные карандаши.

    Сравните свою модель с моделью на доске. Кто выполнил все верно? Молодцы!

V
Ш Домашнее задание

1 группа – чтение по ролям сказки

2 группа – инсценирование сказки

3 группа – расскажи сказку от лица одного из героев

Полный текст можно посмотреть

Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Жанр: народная сказка о животных в обработке А. Толстого

Главные герои сказки «Журавль и цапля» и их характеристика

  1. Журавль. Парень хоту куда, жених завидный, одинокий, но злопамятный и обидчивый.
  2. Цапля, легкомысленная невеста, часто меняет свое мнение, торопливая и поспешная в решениях.

План пересказа сказки «Журавль и цапля»

  1. Болото, где живут Журавль и Цапля
  2. Журавль сватается
  3. Отказ Цапли
  4. Цапля передумала
  5. Отказ Журавля
  6. Повторение

Кратчайшее содержание сказки «Журавль и цапля» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жили на болоте Журавль и Цапля.
  2. Журавль посватался к Цапле, а Цапля ему отказала
  3. Цапля передумала и просится замуж.
  4. Журавль отказывает Цапле, но раскаивается
  5. Журавль снова просит Цаплю выйти за него замуж.
  6. Так и ходят они друг за другом бесконечно.

Главная мысль сказки «Журавль и цапля»

Поспешность в принятии решений приносит только вред.

Чему учит сказка «Журавль и цапля»

Сказка учит уметь слушать другого человека. Учит не торопится с принятием важных решений. Учит сперва подумать, а потом говорить. Учит уважать других людей и считаться с их мнением. Учит находить компромисс.

Отзыв на сказку «Журавль и цапля»

Мне понравилась эта веселая история, хотя ни Журавль, ни Цапля не являются идеальными. Они слишком долго жили одни, и поэтому им трудно решиться на создание семьи, их пугает ответственность, у них у каждого свои привычки. Но мне хочется верить, что когда-нибудь они договорятся и все у них будет хорошо.

Пословицы к сказке «Журавль и цапля»

Лад и согласие — первое счастье.
Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит.
Спрос не грех, отказ не беда.
Задумал, так не передумывай.
Не спехом дело спорится, а толком.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Журавль и цапля»

На одном болоте жили Журавль и Цапля. Каждый из них построил себе дом, только в разных концах болота.
И вот стало скучно Журавлю одному жить. Решил он к Цапле посвататься. Пошел в гости через болото. Семь верст отмахал, добрался, и просит Цаплю за него замуж выйти.
А Цапля ему от ворот поворот. Не нравится ей жених — и ноги тонкие, и платье короткое, и летает плохо, да еще корми его потом, когда самой еды мало. Прогнала Цапля Журавля, а сама задумалась. А ведь и правда скучно одной. Решила согласиться и пошла к Журавлю.
Приходит и объявляет, что согласна за него замуж выйти. А Журавль сидит обиженный, на Цаплю не смотрит. «Нет, — отвечает, — теперь я не хочу на тебе жениться. Ступай-ка ты Цапля, туда откуда пришла».
Заплакала от обиды и стыда Цапля и домой пошла. А Журавль ей вслед смотрит и думает, что зря отказал, ведь одному и правда не жизнь. И бегом за Цаплей. Догоняет возле дома и просит вернуться, мол согласен он жениться.
Но тут уж Цапля норов проявляет и гонит Журавля прочь. Не нужен ей такой жених непостоянный. Прогнала. а сам думает: «Да что же это я! Сама свое счастье прочь гоню!» И бегом за Журавлем.
Так они ходят друг за другом и поныне, а свадьбы так и не сыграли.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Журавль и цапля»

Цели урока:

  • Формировать навыки анализа художественного
    произведения: учащиеся должны знать
    художественные особенности сказки как
    фольклорного произведения; уметь выявлять
    основную нравственную проблему в произведении,
    опираясь на текст.
  • Формировать представления о нравственных
    ценностях: согласии, терпимости,
    благожелательности.
  • Развивать речевые умения: учащиеся должны уметь
    выстраивать связный развёрнутый ответ на
    поставленный вопрос, использовать аргументы,
    цитаты в своих ответах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в
каждой из них? (Приложение 2).


  • Сказка складом, песня ладом красна.
  • Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
  • Согласие питает, раздор объедает.

Опираясь на пословицы, продумайте: какие три
цели мы ставим сегодня на уроке?


(На уроке мы будем изучать художественные
особенности сказок, подумаем, чему учит нас
сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о
том, что мешает нам достигать согласия и как мы
можем его достичь).

II. Работа с текстом. Особенности слова в
художественном произведении.

1. Знакомство с текстом.

Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем
сказку “Цапля и журавль”.

2. Особенности русских народных сказок.
Повторение.

Какой жанр литературы перед нами, докажите.


(Ученики вспоминают особенности русских
народных сказок: виды сказок, структура, средства
выразительности – и приводят примеры зачина,
концовки, эпитетов, повторов из текста).

3. Научный и художественный текст:
сравнительный анализ.

Поговорим об особенностях сказочного слова,
как оно помогает нам увидеть мир глазами совсем
неизвестного рассказчика, а может быть, как оно
помогает увидеть мир глазами русского человека.
Но сначала обратимся совсем к другому стилю. (Приложение 1).

Прочитайте описание серого журавля из научной
статьи:


Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их
высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150-240 см,
а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на них, но
имеющих очень отдалённое родство цапель, в
полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с
острым прямым клювом. На голове у большинства
видов участки неоперенной и ярко окрашенной
кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев
слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и
пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще
всего серое или белое. Если визуально сравнивать
журавлей с другими болотными птицами, то по
сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее,
а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами
тело изящнее, ноги длиннее, а клюв
пропорционально меньше.

Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём,
каким был журавль. Какую черту во внешнем облике
журавля подметил русский народ. Найдите и
выделите, в каком месте словарной статьи
упоминается именно об этой черте.


(В сказке обращается внимание только на длинные
ноги журавля. В отрывке из научной статьи об этом
упоминается три раза: “это крупные, длинноногие
… птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по
сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее,
а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги
длиннее”). (Приложение 2)

Посмотрим, как создаётся описание в русской
народной сказке. Выпишите из текста слова,
которые помогают создать внешний облик журавля.

Сравните описание научное и художественное:
чем они отличаются? Можем ли мы предположить
“характер”, особенности какого-нибудь
конкретного журавля, читая научный текст? Как
относится автор научного текста к описываемым
птицам? А автор художественного?


(Отношения автора научной статьи мы не видим. А
вот автор сказки посмеивается над журавлём, он
выглядит несколько нелепо: ноги у него не
длинные, а “долгие”, сам не высокий, а
“долговязый”, по болоту он не идёт, а “тяпает” —
“тяп, тяп”).

Чем описание художественное отличается от
научного?


(1) Художественное описание не только даёт
представление о внешности, но и даёт возможность
представить черты характера персонажа, а также
передаёт отношение автора к персонажу, отношение
других героев к персонажу.

2) Художественное описание не обязательно
является единым отрывком текста, оно может
создаваться из разрозненных фрагментов).

Каким предстаёт перед нами журавль в сказке?
Можем ли мы предположить его внешность, характер.
Представьте, что вы режиссёр театра и вам
необходимо выбрать актёра на роль журавля:
опишите этого актёра или назовите кого-нибудь из
известных вам актёров. Объясните свой выбор.

А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней?
Рассмотрите иллюстрации.
(Приложение 2).
Опишите, какой представлял
себе цаплю каждый художник, какие черты он
отобразил на иллюстрации. Чем похожи образы, чем
отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.

III. Работа с текстом. Содержание
художественного произведения.

1. Первичное восприятие текста.

Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в
сказке. Выполните задание по тексту на карточке (Приложение 1, II).
Ответьте на
вопросы:

1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко
друг от друга. Выпишите выражение, которое
помогает вам это понять;

2) Почему журавль решил жениться на цапле?
Выберите ответ, и рядом выпишите выражение,
которое помогло вам это понять;

3) почему цапля отправилась свататься к журавлю?
Запишите ответ и выпишите слово, которое
помогает вам это понять;

4) почему цапля заплакала после отказа журавля?
Запишите ответ и выпишите выражение, которое
помогло вам это понять.

(Журавль и цапля живут далеко друг от друга:
журавль “семь вёрст болото месил”. Невесело,
одиноко стало журавлю: “показалось скучно
показалось жить одному” — вот он и решил
посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом
передумала: “раздумалась”, как говориться в
сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало
стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть,
и обидно).

2. Углубление представлений о содержании
сказки.

Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же
тогда они так и не выполнили задуманного, что им
помешало?


(Хорошо, если учащиеся приведут несколько
ответов: дело не только в неумении договориться,
но и в обидчивости, и в неумении определиться в
своих желаниях: не так-то уж, видно, и хочется
каждому из них жениться).

Вспомните другие произведения русской
литературы, в которых бы раскрывалась та же тема.


(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)

Перечитаем концовку сказки.

Как вы думаете, что могут сделать журавль и
цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию (они
ведь до сих пор ходят друг к другу)?

Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или
придумайте) похожие ситуации из жизни и
расскажите, как следовало поступить, чтобы не
обижать друг на друга, жить и работать сообща.

Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что
высмеивает русский человек, над чем
задумывается? Какие выводы вы сделали для себя,
прочитав эту сказку.

Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?
Достигли мы их? Прокомментируйте.

Выберите одну из цитат и напишите небольшое
сочинение-рассуждение, используя выбранную
цитату как тему. В качестве одного из примеров в
вашем рассуждении приведите сказку “Журавль и
цапля”:

  • “Есть согласие – есть и счастье”.
    (Пословица)
  • “Согласие к хорошему приводит, а спор
    противников находит”. (Пословица).
  • “Когда в товарищах согласья нет, На лад их
    дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только
    мука”. (И. А. Крылов)
  • “Главное — ладить с самим собой”. (Вольтер).
  • “Как ни коротки слова “да” и “нет”, всё же
    они требуют самого серьёзного размышления”. (Пифагор).

Год написания:
неизвестно

Жанр произведения:
сказка

Главные герои:
Журавль
и Цапля
— птицы

Сюжет

Журавль и цапля жили в разных концах болота. Однажды, журавль решил жениться. Целых семь верст довелось идти свататься. Тогда предложил цапле выйти за него замуж. Ее лишь рассмешило такое предложение. Сказала, что не нравятся его длинные ноги и короткая одежда. И жену нечем прокормить. Но цапля пожалела о своих словах. Подумала, что все равно вдвоем лучше, чем одной. И пошла мириться. Журавль категорично отказал, он был в обиде. Но потом подумал, что зря отказал, скучно одному. Вот и обратно пошел. Получил отказ. А цапля вновь хотела все вернуть. Вот так и ходят до сих пор друг к дружке. Пожениться не удалось.

Вывод (мое мнение)

Простая детская сказка содержит важные уроки для взрослых. Перед принятием решения, нужно хорошенько подумать. Сделав выбор держаться его. Думать о чувствах других, относиться с добротой. Гордость, неуступчивость, упрямство ограничивают человека, делают неспособным изменить жизнь к лучшему.

Сказка Журавль и Цапля известны нам с детства. Еще бабушки и родители любили нам на ночь читать народные сказки, среди которых была Журавль и Цапля. Теперь и мы читаем своим детям русскую сказку, которая является поучительной и раскрывает человеческие негативные качества.
Чтобы познакомиться со сказкой Журавль и Цапля, предлагаем ее краткое содержание.

Народная сказка Журавль и Цапля

Итак, сказка про Журавля и Цаплю начинается тем, что построили эти две гордые птицы дома на болоте, вот только не рядом. Строили в разных концах, вот только скучно и одиноко стало жить. Решился Журавль на сложный шаг в своей жизни и пошел делать предложение Цапле выйти за него замуж. Пришел к Цапле и давай свататься, а та ему и давай отворот поворот, якобы не достойный он ее, не такого она мужа себе видит. Обиженный вернулся Журавль домой, а Цапля в это время передумала, ведь все-таки не так скучно будет жить вдвоем и пошла теперь она звать Журавля жениться на ней. Пришла к нему и давай предлагать свою персону в качестве жены, а тот обиженный, да взял и отказал. Расстроенная Цапля, вернулась домой, а Журавль вдогонку за ней. Видите ли, передумал, теперь он согласен. Вот только не согласна теперь Цапля выходить замуж.

Вот так и ходят они до сих пор друг к другу, да все никак не женятся.

Журавль и Цапля главные герои

Главными героями сказки являются две болотные птицы. Эти две птицы наделены такими человеческими характерами, как гордость, эгоизм, неумение найти общий язык. По этим причинам у сказки нет завершения, ведь птицы, из-за своего упрямства, из-за неумения вовремя ответить на чувства другого, до сих пор блуждают по озеру, сватаясь друг к другу.

Журавль и Цапля главная мысль

Какая у сказки Журавль и Цапля главная мысль? Как по мне, то любые нерешительность и сомнения приведут в тупик, а значит, нужно обдуманно решать любой вопрос, не спеша давать ответ. Уж лучше взвешенно давать ответ на любой вопрос и тогда жизнь удастся, а счастье будет не за горами.

Журавль и Цапля слушать

Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Жанр: народная сказка о животных в обработке А. Толстого

Главные герои сказки «Журавль и цапля» и их характеристика

  1. Журавль. Парень хоту куда, жених завидный, одинокий, но злопамятный и обидчивый.
  2. Цапля, легкомысленная невеста, часто меняет свое мнение, торопливая и поспешная в решениях.

План пересказа сказки «Журавль и цапля»

  1. Болото, где живут Журавль и Цапля
  2. Журавль сватается
  3. Отказ Цапли
  4. Цапля передумала
  5. Отказ Журавля
  6. Повторение

Кратчайшее содержание сказки «Журавль и цапля» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жили на болоте Журавль и Цапля.
  2. Журавль посватался к Цапле, а Цапля ему отказала
  3. Цапля передумала и просится замуж.
  4. Журавль отказывает Цапле, но раскаивается
  5. Журавль снова просит Цаплю выйти за него замуж.
  6. Так и ходят они друг за другом бесконечно.

Главная мысль сказки «Журавль и цапля»

Поспешность в принятии решений приносит только вред.

Чему учит сказка «Журавль и цапля»

Сказка учит уметь слушать другого человека. Учит не торопится с принятием важных решений. Учит сперва подумать, а потом говорить. Учит уважать других людей и считаться с их мнением. Учит находить компромисс.

Отзыв на сказку «Журавль и цапля»

Мне понравилась эта веселая история, хотя ни Журавль, ни Цапля не являются идеальными. Они слишком долго жили одни, и поэтому им трудно решиться на создание семьи, их пугает ответственность, у них у каждого свои привычки. Но мне хочется верить, что когда-нибудь они договорятся и все у них будет хорошо.

Пословицы к сказке «Журавль и цапля»

Лад и согласие — первое счастье.
Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит.
Спрос не грех, отказ не беда.
Задумал, так не передумывай.
Не спехом дело спорится, а толком.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Журавль и цапля»

На одном болоте жили Журавль и Цапля. Каждый из них построил себе дом, только в разных концах болота.
И вот стало скучно Журавлю одному жить. Решил он к Цапле посвататься. Пошел в гости через болото. Семь верст отмахал, добрался, и просит Цаплю за него замуж выйти.
А Цапля ему от ворот поворот. Не нравится ей жених — и ноги тонкие, и платье короткое, и летает плохо, да еще корми его потом, когда самой еды мало. Прогнала Цапля Журавля, а сама задумалась. А ведь и правда скучно одной. Решила согласиться и пошла к Журавлю.
Приходит и объявляет, что согласна за него замуж выйти. А Журавль сидит обиженный, на Цаплю не смотрит. «Нет, — отвечает, — теперь я не хочу на тебе жениться. Ступай-ка ты Цапля, туда откуда пришла».
Заплакала от обиды и стыда Цапля и домой пошла. А Журавль ей вслед смотрит и думает, что зря отказал, ведь одному и правда не жизнь. И бегом за Цаплей. Догоняет возле дома и просит вернуться, мол согласен он жениться.
Но тут уж Цапля норов проявляет и гонит Журавля прочь. Не нужен ей такой жених непостоянный. Прогнала. а сам думает: «Да что же это я! Сама свое счастье прочь гоню!» И бегом за Журавлем.
Так они ходят друг за другом и поныне, а свадьбы так и не сыграли.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Журавль и цапля»

Сказка Журавль и Цапля – яркий образец русского фольклора с поучительной моралью. В ней поднимается проблема важного выбора в жизни. Сказка – наглядный пример того, как не следует поступать. Рекомендуем для онлайн прочтения с детьми.

Сказка Журавль и цапля читать

Кто автор сказки

Журавль и Цапля – народная русская сказка. Но существует также интересная обработка сказки писателем Алексеем Толстым.

Герои сказки живут на одном болоте. Пошел Журавль свататься к Цапле. Чтобы до избушки Цапли добраться, «месил семь верст». Но привередливая невеста отказала, да еще высмеяла жениха. Посидела Цапля, подумала, решила, что лучше будет, если она выйдет замуж за Журавля. Пошла она к Журавлю свататься. Но теперь Журавль отравил Цаплю ни с чем. По очереди друг к другу свататься они ходили еще несколько раз. Так по сей день ходят, не поженятся никак. Читать сказку можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Журавль и цапля

Забавная присказка о сове в начале повествования к содержанию сказки отношения не имеет. Но она намекает на повторяющееся бессмысленное действие, о котором пойдет речь дальше. Безрассудное упрямство и чрезмерная гордость персонажей каждый раз мешает им сделать правильный выбор. Чему учит сказка Журавль и Цапля? Руководствуйтесь в жизни не только эмоциями, но и рассудком – вот урок сказки. Основная мысль сказки Журавль и Цапля: нужно учиться находить компромиссы.

Мораль сказки Журавль и цапля

Каждый может оказаться перед жизненно важным выбором. Взвешенно и обдуманно нужно принимать все решения – такова мораль сказки. У каждого человека много как положительных, так и отрицательных качеств. Поэтому нужно серьезно взвешивать все «за» и «против» и критически относиться не только к другим, но и к себе, своим достоинствам и недостаткам.

Подскажите кто знает? Описание внутри! и получил лучший ответ

Ответ от Ђатьяна Веденина[гуру]
Я тоже залезала в эту сказку.
Таких картинок насмотрелась
А пишу для того, чтобы ты мог
поставить за сочинение Л. О.
Всего доброго.

Ответ от …Пользователь мертв…
[гуру]
По-моему то, что выше написано, для 5классника слишком уж заумно, и вероятность того, что все принесут такой же текст — 201%. Так что всё списывать не надо:)))
Мозгами пораскиньте, и все получится.)))

Ответ от Nikolay —
[гуру]
Как Журавль и Цапля в гости ходили. Мне всегда нравилось читать сказки: веселые и грустные, страшные и добрые, серьезные и забавные. Сейчас они живут в книгах, а раньше народ передавал их из уст в уста, рассказывая о своей жизни, о своих мечтах я надеждах. Сказки обязательно чему-то учат, разоблачая трусость и подлость, ложь и насилие, лицемерие и предательство. Поэтому они делают нас лучше и добрее: “Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок”. Вчера я прочитала русскую народную сказку “Журавль и Цапля” и подумала, как важно быть добрым, не высокомерным, не обидчивым. Людей необходимо ценить, понимать их. Тем, кто любит только себя, приходится нелегко в жизни. Эти люди чаще всего остаются одни. Почти как в прочитанной сказке. Однажды Журавль пришел свататься к Цапле, а она решила, что он ей не пара. “Нет, Журавль, нейду за тя замуж; у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый! ” — заявила, чванная Цапля и прогнала Журавля. Но через некоторое время, оставшись совсем одна, Цапля подумала и поняла, что зря отказала Журавлю, и решила согласиться с его предложением.
Она отправилась к нему мириться. Но гордый Журавль не мог простить обиду: “Нет, Цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся! ” Цапля заплакала, но даже ее слезы не тронули сердитого Журавля. Тогда, сгорая от стыда, обиженная Цапля решила никогда больше не мириться с ним. Ее не разжалобило даже то, что Журавль пришел еще раз, чтобы попросить прощения и предложить ей выйти за него замуж. Заносчивая Цапля указала на дверь. Вот так они ходят друг к другу свататься, но никак не женятся. Так и в жизни зачастую бывает. Люди не могут понять, почему у них не получается то, к чему они стремятся. А ведь причина кроется в самом человеке. И единственное, что требуется от него, — измениться самому. Стать терпимее к другим, добрее и доброжелательнее. Ведь только тогда, когда сам человек изменится, он изменит весь мир, и счастье и удача улыбнутся ему.
Сочинение по жанру басни. Басня является одним из наиболее древних литературных жанров. Героями басни могут быть я животные, и растения, и неодушевленные предметы, и люди. Самым известным русским баснописцем был Иван Андреевич Крылов. Его произведения, по мнению Н. В. Гоголя, — “подлинная книга народной мудрости”. В своих баснях Крылов высмеивает человеческие пороки и недостатки. Так, в баснях “Квартет”, “Лебедь, Рак и Щука” великий баснописец безжалостно критикует глупость, отсутствие элементарных умений, профессионализма и согласия, без которых хороший результат невозможен. К чему это может привести, прекрасно показано в басне “Квартет”. Однажды в лесу звери затеяли сыграть квартет. Они достали ноты, взялись за инструменты “и сели на лужок под липки пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет”. “Музыканты” принялись искать причину плохой игры и решили, что все из-за того, что они неправильно сидят. Несколько раз они менялись местами, усаживались “чинно в ряд”, но это не дало желаемого результата. Ведь дело не в том, как рассядутся артисты, а в умении владеть инструментом, исполнять на нем музыкальные произведения. Только профессионал-соловей, прилетевший на шум, открыл глаза горе-музыкантам: “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понеж-ней… А вы, друз; ья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь”.
В общем деле нужны не только профессионализм и умение, очень важно иметь согласие. Отсутствие согласия может привести к весьма плачевному результату, описанному И. А. Крыловым в басне “Лебедь, Рак и Щука”. Животные собрались везти воз, но каждый тянул в свою сторону, поэтому он не сдвинулся с места. Познакомившись с маленькими смешными историями баснописца, мы поняли, что для решения дела мало только желания собравшихся, необходимо еще единомыслие и мастерство.

Год написания:
неизвестно

Жанр произведения:
сказка

Главные герои:
Журавль
и Цапля
— птицы

Сюжет

Журавль и цапля жили в разных концах болота. Однажды, журавль решил жениться. Целых семь верст довелось идти свататься. Тогда предложил цапле выйти за него замуж. Ее лишь рассмешило такое предложение. Сказала, что не нравятся его длинные ноги и короткая одежда. И жену нечем прокормить. Но цапля пожалела о своих словах. Подумала, что все равно вдвоем лучше, чем одной. И пошла мириться. Журавль категорично отказал, он был в обиде. Но потом подумал, что зря отказал, скучно одному. Вот и обратно пошел. Получил отказ. А цапля вновь хотела все вернуть. Вот так и ходят до сих пор друг к дружке. Пожениться не удалось.

Вывод (мое мнение)

Простая детская сказка содержит важные уроки для взрослых. Перед принятием решения, нужно хорошенько подумать. Сделав выбор держаться его. Думать о чувствах других, относиться с добротой. Гордость, неуступчивость, упрямство ограничивают человека, делают неспособным изменить жизнь к лучшему.

  • Какова цель написания сочинения на лингвистическую тему
  • Какова цель жизни пескаря в сказке премудрый пескарь
  • Какова художественная функция в рассказе образа изергиль
  • Какова художественная идея рассказа куст сирени
  • Какова художественная задача повторов слов тьма темный в рассказе огоньки