Какова главная мысль сказки что значит досуг


0

Даль Что значит досуг, главная идея какая? Чему учит произведение?

Владимир Даль Что значит досуг основная мысль

Что хотел сказать автор?

Чему учит сказка?

Как сформулировать главную мысль произведения?

В чем смысл сказки?

2 ответа:



5



0

Авторские сказки всегда оригинальны, и сказка Владимира Даля тоже такая. В ней много слов, которые современному ребенку (да и многим взрослым) уже не знакомы, их значение придется поискать по сноскам или в словаре.

Сказка начинается с того, что Георгий Храбрый дает задания лесным и домашним жителям на день — медведю, волку, лисице, журавлю, кошке, гусю, дятлу, тетерке, воробью, бабе-птице, корове, козлу, пчеле.

А когда пришел час отчета, никто, кроме пчелки, и не смог показать оконченную работу: медведь без толку колоды ворочал, волк так и не вырыл нору, корова жевала жвачку, кошка мышей ловила, а не вязала чулок, лисица утят ела, а не собирала пух и так далее. Все они отвлекались от задания, увлекались другими делами и ничего не сделали. Недосуг им был работой заниматься.

И лишь одна пчелка делала свое дело, делала на совесть. Она с заданием справилась только одна.

Эта сказка учит тому, что нужно делу посвящать свое время, а не урывками его делать. А свои удовольствия получать на досуге, после работы. Тогда и результаты хорошие будут. В этом и есть главная идея сказки.

К этой сказке подойдут пословицы:

e8TJ3lIhUEOjEPpxXVO2JOcuOqAdloN2.png



2



0

Небольшое по объему произведение известного русского писателя и лексикографа, автора толкового словаря Владимира Даля относят с жанру авторской сказки.

В этой сказке главный над всем животным миром Георгий Храбрый раздает своим подчинённым, животным, задания на день, а вечером проверяет, все ли они выполнили.

Выясняется, что всем ( медведю, волку и другим животным недосуг было дело делать ). Лишь одна трудолюбивая пчёлка трудилась весь день и все успела.

Основная мысль сказки весьма проста. Если трудиться, то сделаешь любое дело. Если искать причины и отговорки, заниматься своими проблемами, то на дело времени не останется. Недосуг будет.

Читайте также

В своей повести – сказке, Эдуард Успенский, главными персонажами выбрал детей сказочных героев Бабы-Яги, Емели и Кощея Бессмертного, которые решили своих великовозрастных отпрысков Бабешку-Ягешку, Кощейку и Емельяна Емельяновича, отправить на учебу в Москву, так как по их мнению, в Брянских лесах, хорошего образования получить невозможно, а их дети не умели ни писать, ни читать.

В Москве, для этих героев была подготовлена в детском садике специальная программа, где учителю за две с половиной недели удалось , пусть и с ошибками, научить этих невежд письму.

Но терпение и желание учиться у сказочных персонажей быстро прошло и они вернулись к своим родителям.

Основная мысль этой сказки заключается в том, что в наше время грамота является обязательной. Грамотный человек может развиваться, овладевать профессиями. Не получившие образования люди не могут овладеть сложной техникой и конечно для них возможен только физический труд.

Эта сказка учит тому, что все должны учиться и овладевать знаниями.

Главные герои сказки «Дочь-семилетка»:

  1. Дочь-семилетка. Очень умная, находчивая девочка, все знает и понимает, находит выход из любой ситуации. Не признает неразрешимых задач.
  2. Отец девочки. Бедный брат. Не смог доказать, что жеребенка родила кобыла. Не очень умный и бесхитростный. Часто впадает в отчаяние.
  3. Богатый брат. Жадный и хитрый, утверждал, что жеребенка родила телега. Но тоже не очень умный, недалекий.
  4. Царь. Самодур. Вместо того, чтобы рассудить братьев по совести, стал играть с ними в загадки. думает только о развлечениях. Уважает тех, кто умнее его.

<hr />

Из всех героев мне симпатичной показалась только мудрая девочка, она оказалась умнее взрослых.

Главная мысль сказки в том, что судить нужно по совести, а отвечать по уму.

Учит эта сказка тому, что в своих поступках нужно всегда руководствоваться здравым смыслом. Учит справедливости и умению признавать чужие заслуги, чужие достоинства.

Знаменитый утёнок Тим.

Главной мыслью этой сказки Энид Блайтон, видимо можно считать, что никогда не следует падать духом и предаваться унынию. Нужно понимать, что на самом деле, безвыходных тупиковых положений в жизни не бывает. Тупик бывает только в голове.

Сказка учит слушать родителей, быть вежливым и воспитанным, знать меру в озорстве. Сказка учит также верной дружбе. Сказка учит выручать друзей из беды, заступаться за тех, кто слабее тебя. Сказка учит справедливости, честности и честным отношениям. В целом можно сказать, что сказка учит честной и самоотверженной дружбе.

Видимо, эти мысли и хотел донести до ребят автор сказки.

Дурак едет на лошади (лошадях) куда-то, а тут навстречу еще один дурак со своим конно-гужевым транспортом. Съехались они на дороге, а разъехаться не могут, потому что дураки. Каждый считает, что он прав и лучше знает, как лошадью управлять. Вот и стоят, ругаются — кто кому должен был дорогу уступить, а лошади от их криков дуреют и уши у них вянут. Да и скучно им стоять, время терять — они-то не дураки.

Я прочитала авторскую сказку известного писателя и собирателя русского фольклора Владимира Ивановича Даля «Что значит досуг». Сказка эта небольшая по объему, но весьма поучительная.

Начальник над всем животным миром Георгий Храбрый раздает всем зверям поручения, которые они должны выполнить к вечеру.

У каждого из животных своя задача, вполне посильная, если заниматься делом.

Вечером Георгий Храбрый отправляется на проверку, и выясняется, что все его подопечные весь день были заняты выполнением наказа Георгия, но результатов нет.

Кто-то не видел в этом своей выгоды, кто-то заигрался. В свое оправдание звери говорили, что трудились, но не досуг им было.

Лишь одна пчела к вечеру все дела успела переделать, так как без дела не сидела, а трудилась. Не искала поводы и причины, а работала и со всем справилась. Все потому, что не жаловалась на недосуг.

Сказка мне очень понравилась. Для себя я сделала вывод, что если есть задание, дело, работа, нужно его выполнять, а не отвлекаться и жаловаться. Дело закончишь, тогда и отдохнуть можно с чистой совестью и чувством удовлетворения от проделанной работы.

Жанр: сказка о животных

Читайте краткое содержание других сказок Владимира Даля:

«Привередница»

Главные герои сказки «Что значит досуг» и их характеристика

  1. Георгий Храбрый. Повелитель зверей. Неумелый начальник.
  2. Звери. Действовали сообразно своим наклонностям.
  3. Пчела. Работящая и терпеливая.

План пересказа сказки «Что значит досуг»

  1. Задания зверям.
  2. Медведь и сруб.
  3. Волк и ямы.
  4. Лиса и перья.
  5. Кошка и мыши.
  6. Прочие звери.
  7. Пчела.

Кратчайшее содержание сказки «Что значит досуг» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Георгий дал зверям задания на день.
  2. Медведь не смог собрать сруб.
  3. Волк рыл много ям, но землянку не вырыл.
  4. Лиса съела птицу, а кошка гоняла мышей.
  5. Всякий зверь занимался тем, что умел и любил.
  6. Только пчела натаскала мёд и сделала соты.

Главная мысль сказки «Что значит досуг»

Чтобы был результат, нужен толковый руководитель.

Чему учит сказка «Что значит досуг»

Сказка учит думать головой, прежде чем раздавать другим задания. Учит правильному планированию работ. Учит тому, что только настойчивость может принести хороший результат.

Отзыв на сказку «Что значит досуг»

Мне понравилась эта сказка, в которой рассказывается о том, что плохое руководство никогда не добьётся нужного результата. Георгий не стал учитывать возможности и склонности зверей, он надавал им заданий, и не стал контролировать сам процесс. В итоге только пчела, которой поручили именно её дело, справилась хорошо, натаскала мёда. А те звери, кому дали непонятные задания ничего не сделали. Этот случай должен послужить Георгию серьёзным уроком.

Пословицы к сказке «Что значит досуг»

Хочешь, чтобы работа была выполнена хорошо — сделай её сам.

Терпенье и труд всё перетрут.

Дурная голова ногам покоя не даёт.

Первый в совете, первый в ответе.

Где пастух дурак, там и собаки дуры.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Что значит досуг»

Раз как-то Георгий Храбрый, повелитель зверей и птиц, решил своих слуг работой озадачить.

Каждому дал он задание по силам и возможностям.

Медведь должен был сруб сложить, волк землянку вырыть, лиса пуху набрать для подушек и так далее.

Вечером пошёл Георгий проверять, как работа движется.

Медведь весь день таскал брёвна, а как сложить сруб не знал.

Волк много раз начинал рыть яму, но поняв, что в земле нет спрятанного куска мяса или кости, переходил на другое место.

Лиса поддалась жадности и поела всю птицу, а пух на ветер пустила.

Кошка вместо чулка за мышами гонялась, а козёл на чужой огород за капустой убежал.

Корова весь день жвачку жевала, журавль на часах стоял, гусь постоянно мылся, чтобы не быть грязным.

И только пчела не говорила, что ей недосуг было, а весь день летала между цветами, мёд собирала, да соты строила.

Тема: В.И. Даль. Сказка «Что значит
досуг?». Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в
сказке. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя
и авторское отношение.

 Тип урока –
комбинированный.

Цель: изучение особенностей сказок В. Даля.

Задачи:

— обеспечить в ходе урока повторение
основных понятий народной и литературной сказки;

— пополнить знания учащихся о творчестве
В. Даля;

— развивать навыки выразительного чтения;

— воспитывать любовь к чтению, желание
читать сказки;

Ожидаемые результаты урока:

1. Личностные: стремление к речевому
самосовершенствованию;  формирование и развитие учебно-познавательного интереса
обучающихся  к учебному материалу.

2. Метапредметные :  адекватное  и критическое оценивание
обучающимися самих себя и одноклассников  в учебной деятельности;

3. Предметные:  знание особенностей сказки В. Даля;

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Объявление темы и цели урока.

3.Актуализация опорных знаний урока

-проверка д.з.

-анализ прочитанной сказки

4.изучение новой темы

-слово учителя

После 53 лет этнографической и
лексикографической работы, Даль издает венец своего литературного
творчества – «Толковый словарь живого великорусского языка». Это
был результат колоссального труда, за который в 1861 году Русское
географическое общество присудило автору Константиновскую медаль.

— Что вам известно об истории первого
слова, записанного В. Далем?

(История создания словаря берет свое
начало с марта 1819 года, когда Даль записал в блокнот первое неизвестное ему
слово от ямщика Новгородской губернии, и этот факт тоже имеет свою историю.)

Всего словарь насчитывает 200 тысяч слов,
которые характеризовали церковные, книжные, просторечные, диалектные и
профессиональные термины.

5. Каким именем подписывался Даль? (Казак
Луганский)

Владимир Иванович Даль родился 10 (22)
ноября 1801 года в поселке Луганский завод (ныне – Луганск) в
высокообразованной семье. Его отец был врачом, лингвистом, а мать – пианисткой,
знала несколько языков, интересовалась литературой. Владимир Иванович получил
прекрасное домашнее образование.

В 1814 году Даль поступил в Петербургский
Морской кадетский корпус. Окончив его в 1819 году, отправился служить на флот.

-поступил на медицинский факультет

В 1827 году в журнале «Славянин» были
опубликованы первые стихотворения Владимира Ивановича. В 1830 году в
«Московском телеграфе» напечатали повесть писателя «Цыганка».

С началом русско-турецкой войны Далю
пришлось прервать обучение. Сдав досрочно экзамены, Владимир Иванович
отправился на фронт. В ходе войны Он участвовал в сражениях, помогал раненым,
оперировал в условиях полевых госпиталей.

В 1832 году были опубликованы «Русские
сказки. Пяток первый».

В 1833 Писатель много путешествовал по
Южному Уралу, собирал фольклорные материалы, которые легли в основу его
произведений.

Важным событием в краткой биографии Даля
стало знакомство с 
Александром
Пушкиным
. Вместе с поэтом
Владимир Иванович путешествовал по пугачевским местам. Даль
присутствовал при кончине Пушкина, лечил его после дуэли с Дантесом,

В 1859 году Даль подал в отставку и
поселился в Москве. В 1861 – 1868 годах был опубликован – «Толковый словарь
живого великорусского языка», примерно 200 тысяч слов.

В 1862 году вышла вторая знаковая книга
этнографа – «Пословицы русского народа».

Владимир Иванович Даль умер 22 сентября (4
октября) 1872 года в Москве.

Интересные факты

Даль всей душой полюбил живописные родные
места – Луганскую область, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.

Перед смертью Пушкин подарил Далю золотой
перстень-талисман с изумрудом.

За свою биографию Владимир Даль написал
более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни, составил учебники
«Ботаника» и «Зоология», создал сборник сказок для детей.

— Давайте выстроим цепочку появления
литературной сказки.

Учащиеся записывают в тетрадях цепочку
появления сказки.

(Народ сочинил – записали сказку – автор
обработал – стала литературная).

— Как вы думаете, В.И. Даль занимался
только сочинением и обработкой сказок? (Сказка «Новинка-диковинка или
невиданное чудо, неслыханное диво» относится к числу сочиненных самим Далем. Есть
у В. И. Даля сказки, которые являются литературно обработанными.

—Сказки «Трус», «Лиса и тетерев» и др.
относятся к позднему его творчеству по обработке произведений народного
детского фольклора.

—Сказки эти вошли в сборник «Первая
первинка полуграмотной внуке»)-использовал просторечные слова.

Вот сегодня мы и понаблюдаем, как
использовал Даль эти слова в своих произведениях.

— Назовите сказки В.И.Даля, которые вы
читали в начальной школе.

( Девочка Снегурочка», «Журавль и Цапля»,
«Война грибов с ягодами», «Лиса и Медведь», «Лиса-лапотница» )

— Чем запомнились эти сказки?

Учитель:

«Девочка Снегурочка» заставляет ребенка
почувствовать жалость к одиноким старикам,

Вызывают улыбку сказки «Журавль и Цапля»,
«Лиса и Медведь», в которых главные герои привередничают, лгут, льстят друг
другу.

-Особенностью сказок Даля является большое
количество в них всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков,
народных речевых оборотов.
 Приведите
примеры пословиц из сказок В. Даля.

(Всякий гриб в руки берут, да не всякий в
кузов кладут; на ласковое слово не кидайся на грубое не гневайся)

Физминутка

-чтение сказки

5. Анализ сказки «Что значит досуг?»

— О чем эта сказка?

— Какова главная мысль? (Мысль о труде в
центре этого произведения. Каждый персонаж сказки «Что значит досуг» по-своему
относится к порученному делу.
 Поручение Георгия Храброго –
своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие.)

Индивидуальная характеристика героя и
авторское отношение к нему создаются различными средствами. И среди них —
использование описательной речи автора и речи действующих лиц.

—Заполняют колонку «Характеристика
героя»

2. Михайло Потапыч, медведь

«.. работал до поту лица, так что в оба
кулака только знает утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя
ли, с тремя ли колодами провозился… да еще было и лапу себе отдавил…»

3.Серый волк

«местах в пяти начинал землянку рыть, да
как причует…, что нет там ни бычка зарытого…, да опять на новое место
перейдет»

4. Лисичка-сестричка

«…надушила кур…, да не стало у нее
досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»

5. Кошечка «…и принималась за урок,
чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, … покою не дают…»

6. Козел «…бритвы не успел выправить; на
водопой бегал с лошадьми да есть захотелось…»

«- Товарищ не дал работать, все приставал
да лоб подставлял пободаться»

7.Коровушка «…жвачку жевала,…, да за
отрубями к посудомойке — и день прошел».

8. Журавль «…пять десятин пашни
перемерял, … — так работать некогда было»

9. Гусь «…принялся было за работу, так
тетерев, говорит, глины не подготовил»

«- Так, — говорит, — и не стало делового
часу»

10. Пчела «Одна пчела только управилась
давным-давно и собралась к вечеру на покой … да и не жаловалась, не плакалась
на недосуг»

Вывод:

— Как помогают читателю ключевые слова в
сказке в характеристике героя?

есть ключевые слова, которые позволяют

подчеркнуть отношение персонажа к работе,
назвать черту его характера.

С помощью каких изобразительных средств мы
понимаем отношение автора к своему герою?

5. Рефлексия.

— Чем обогатились мы за этот урок?

научились сравнивать сказки: авторскую и
народную;

учились пересказывать;

7. Домашнее задание ,письменный ответ на
вопросы:

1.Мой любимый герой в Сказках В. Даля.

2. За что я люблю сказки В. Даля?

Скачано с www.znanio.ru

Опубликовано 1 год назад по предмету
Литература
от anastasialogvinenko3

Основная мысль «Что значит досуг» Владимир Даль. ​

  1. Ответ

    Ответ дан
    sofiakalinina21000

    Ответ:

    Следует честно выполнять свою работу. Не нужно искать оправданий для лени. Нужно трудиться, как пчелка

Не тот ответ, который вам нужен?

Найди нужный

Самые новые вопросы

Никита081

Математика — 2 года назад

Сколько здесь прямоугольников

Alinashastova

История — 3 года назад

Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?

diankayusupova3

Литература — 3 года назад

Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста

tegysigalpa2012

Русский язык — 3 года назад

Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили

pakhotnov228

Русский язык — 3 года назад

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

ggg3288

Русский язык — 3 года назад

помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) ​

Аккаунт удален

Физика — 3 года назад

Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Что ты хочешь узнать на сайте Знания ком?

Задай вопрос

Все предметы

Математика

Литература

Алгебра

Русский язык

Геометрия

Английский язык

Химия

Физика

Биология

История

Обществознание

Окружающий мир

География

Українська мова

Информатика

Українська література

Қазақ тiлi

Экономика

Музыка

Право

Беларуская мова

Французский язык

Немецкий язык

МХК

ОБЖ

Психология

Оʻzbek tili

Кыргыз тили

Астрономия

Физкультура и спорт

Другие предметы



Скачать материал



Скачать материал

  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов

  • Сейчас обучается 204 человека из 49 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Кто это?
Знакомо ли вам 
его имя?
Чем знаменит 
этот человек?

    2 слайд

    Кто это?
    Знакомо ли вам
    его имя?
    Чем знаменит
    этот человек?

  • Владимир Иванович Даль – писатель, доктор, лексикограф, человек, создавший «Т...

    3 слайд

    Владимир Иванович Даль – писатель, доктор, лексикограф, человек, создавший «Толковый словарь живого великорусского языка».

  • Собирать слова и выражения народного русского языка Даль начал с 1819 и заним...

    4 слайд

    Собирать слова и выражения народного русского языка Даль начал с 1819 и занимался этим всю свою жизнь. Результат этого труда четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка», в который вошло 800 тысяч слов.

  • Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 в Луганске. Отец - Иоганн Даль...

    5 слайд

    Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 в Луганске. Отец — Иоганн Даль — датчанин, принявший русское подданство, был врачом, лингвистом и богословом; мать — Мария Христофоровна Даль — полунемка , полуфранцуженка .

  • Владимир Даль окончил в Петербурге Морской кадетский корпус и служил на флоте...

    6 слайд

    Владимир Даль окончил в Петербурге Морской кадетский корпус и служил на флоте сначала в Николаеве, а затем на Балтике. В 1826 году вышел в отставку.

  • В 1829 году окончил медицинский факультет Дерптского университета, и стал хир...

    7 слайд

    В 1829 году окончил медицинский факультет Дерптского университета, и стал хирургом-окулистом . Работал в Санкт-Петербургском военно-хирургическом госпитале.

  • В 1832 году в стране вышел сборник произведений &quot;Русские сказки&quot;, которые бол...

    8 слайд

    В 1832 году в стране вышел сборник произведений «Русские сказки», которые более 100 лет назад написал Владимир Даль под именем Владимира Луганского.

  •  Все истории книги - стилизация под русские народные фольклорные сказки, собр...

    9 слайд

     Все истории книги — стилизация под русские народные фольклорные сказки, собранные энтузиастами по всей России. Народность всегда проявляется в необыхновенных сюжетах, которые довольно сильно близки к фольклору, там необыкновенно много пословиц, встречаются и повторяющиеся моменты, присутствует порой обобщенное значение характеров.

  • Так, благодаря Далю, в литературе сохранилась неповторимая «Курочка Ряба».

    10 слайд

    Так, благодаря Далю, в литературе сохранилась неповторимая «Курочка Ряба».

  • Основная задача издания сказок - пропаганда русского народного языка: «Не ска...

    11 слайд

    Основная задача издания сказок — пропаганда русского народного языка: «Не сказки сами по себе были мне важны, а русское слово, которое у нас в таком загоне, что ему нельзя было показаться в люди без особого предлога и повода — сказка послужила предлогом. Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором, которому открывался такой вольный разгул и широкий простор в народной сказке»

  • Сказки Даля содержат большое количество всевозможных пословиц, поговорок, мал...

    12 слайд

    Сказки Даля содержат большое количество всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов

  • Как вы думаете, 
кто является 
главными героями 
сказок Даля?

    13 слайд

    Как вы думаете,
    кто является
    главными героями
    сказок Даля?

  • Главные герои сказок - животные, обремененные проблемами людей. Образы зверей...

    14 слайд

    Главные герои сказок — животные, обремененные проблемами людей. Образы зверей, взятые Далем из русских народных сказок, соответствуют типам людей, за ними как бы скрываются людские характеры

  • «Кто сказку мою слушать собирается, тот пусть на русские поговорки не прогнев...

    15 слайд

    «Кто сказку мою слушать собирается, тот пусть на русские поговорки не прогневается, языка доморощенного не пугается; у меня сказочник в лаптях; по паркетам не шатывался, своды расписные, речи затейливые только по сказкам одним и знает». А кому не нравятся эти сказки, «тот садись за грамоты французские, переплеты сафьяновые, листы золотообрезные, читай бредни высокоумные!»

  • Даль дружил с А.С. Пушкиным

    16 слайд

    Даль дружил с А.С. Пушкиным

  • Поводом для знакомства  А.С.Пушкина и В.И.Даля были «Русские сказки. Пяток пе...

    17 слайд

    Поводом для знакомства А.С.Пушкина и В.И.Даля были «Русские сказки. Пяток первый Казака Луганского». Пушкин, сам писавший бесподобные сказки, очень обрадовался такому подарку и в ответ подарил Владимиру Ивановичу рукописный вариант своей новой сказки «О попе и работнике его Балде» со знаменательным автографом: «Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому — сказочник Александр Пушкин»

  • Мы с вами 
познакомились
со сказкой Даля
«Что значит досуг»

    18 слайд

    Мы с вами
    познакомились
    со сказкой Даля
    «Что значит досуг»

  • Что значит досуг?

    19 слайд

    Что значит досуг?

  • ДОСУГ м. свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела....

    20 слайд

    ДОСУГ м. свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела. На досуге, на досугах. в свободное от дела время. Досуги мн. досуг, забава, занятия для отдыха, на гулянках, безделье.

  • Что значит 
досуг для вас?

    21 слайд

    Что значит
    досуг для вас?

  • О чём сказка
«Что значит досуг?
Какова
 её главная мысль?

    22 слайд

    О чём сказка
    «Что значит досуг?
    Какова
    её главная мысль?

  • Мысль о труде в центре этого произведения. Каждый персонаж сказки «Что значит...

    23 слайд

    Мысль о труде в центре этого произведения. Каждый персонаж сказки «Что значит досуг» по-своему относится к порученному делу. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие.

  • Характеристика героев:

    24 слайд

    Характеристика героев:

  • Михайло Потапыч, медведь:
«.. работал до поту лица, так что в оба кулака толь...

    25 слайд

    Михайло Потапыч, медведь:
    «.. работал до поту лица, так что в оба кулака только знает утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился… да еще было и лапу себе отдавил…»

  • Серый волк:
«местах в пяти начинал землянку рыть, да как причует..., что нет...

    27 слайд

    Серый волк:
    «местах в пяти начинал землянку рыть, да как причует…, что нет там ни бычка зарытого…, да опять на новое место перейдет»

  • Лиса:
«...надушила кур..., да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, виш...

    29 слайд

    Лиса:
    «…надушила кур…, да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»

  • Кошечка:
«...и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволок...

    31 слайд

    Кошечка:
    «…и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, … покою не дают…»

  •  Козел:
«...бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть за...

    33 слайд

     Козел:
    «…бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось…»
    «- Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»

  • Коровушка:
«...жвачку жевала,..., да за отрубями к посудомойке - и день проше...

    35 слайд

    Коровушка:
    «…жвачку жевала,…, да за отрубями к посудомойке — и день прошел».

  • Журавль:
«...пять десятин пашни перемерял, ... - так работать некогда было»

    37 слайд

    Журавль:
    «…пять десятин пашни перемерял, … — так работать некогда было»

  • Гусь:
«...принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»...

    39 слайд

    Гусь:
    «…принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»
    «- Так, — говорит, — и не стало делового часу»

  • Пчела:
«Одна пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на пок...

    41 слайд

    Пчела:
    «Одна пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой … да и не жаловалась, не плакалась на недосуг»

  • - Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?

    42 слайд

    — Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?

  • В описательной речи автора есть ключевые слова, которые позволяют
подчеркнуть...

    43 слайд

    В описательной речи автора есть ключевые слова, которые позволяют
    подчеркнуть отношение персонажа к работе, назвать черту его характера.

  • С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему...

    44 слайд

    С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему герою?

  • Индивидуальная характеристика действующего лица и авторское отношение к нему...

    45 слайд

    Индивидуальная характеристика действующего лица и авторское отношение к нему создаются лексическими средствами, такими как слова с суффиксами субъективной оценки:
    а) уменьшительно-ласкательными в ироничном тоне (типа земляночка, кошечка, коровушка); б) пренебрежительными (типа кошурка).
    Для описания персонажей вводятся дополнительные характеристики (типа кошка-домоседка, козел-бородач).

  • - Что делает язык сказки выразительным?

    46 слайд

    — Что делает язык сказки выразительным?

  • Использование эпитетов (типа шаловливые (мышата)) делают язык сказки поэтичны...

    47 слайд

    Использование эпитетов (типа шаловливые (мышата)) делают язык сказки поэтичным. Употребление в сказке слов и выражений из общенародного языка (типа сложить срубом, серники, макитра и др.) создает живые картины, где действуют фольклорные персонажи.

  • Творчество В. Даля до сих пор привлекает внимание читателей самобытностью яз...

    48 слайд

    Творчество В. Даля до сих пор привлекает внимание читателей самобытностью языка и любовью к простому народу. В современных условиях в этом видится долг памяти по отношению к великому сыну России — Владимиру Ивановичу Далю.

  • Всё! 
Спасибо за внимание!

    49 слайд

    Всё!
    Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение.

Использованные интернет-ресурсы:

1.https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-na-temu-skazki-vidalya-3937038.html

2.https://obrazovaka.ru/alpha/d/dal-vladimir-dal-vladimir

3.https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/11867-vladimir-dal-chto-znachit-dosug.html

4.https://yandex.ru/znatoki/question/hw.literature/chto_znachit_dosug_soglasno_daliu_44439cda/?utm_source=yandex&utm_medium=wizard#fb321a78-7ecd-46b3-a191-1b9191512ac2

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 055 604 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 14.12.2019
  • 1675
  • 12

«Литература», Курдюмова Т.Ф.

«Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.

«Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.

«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

  • 14.12.2019
  • 844
  • 16
  • 14.12.2019
  • 459
  • 0

Рейтинг:
5 из 5

  • 14.12.2019
  • 473
  • 10

Рейтинг:
5 из 5

  • 14.12.2019
  • 2570
  • 112

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по сказке «Что значит досуг» Даля
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв
  • 2 План сказки «Что значит досуг»

Святой Георгий Храбрый, защитник животных, дал им всем на день по заданию. Но медведь умаялся, не умея таскать колоды как надо. Серый волк землянку так и не вырыл, заскучал без добычи. Лисичка-сестричка кур съела, а про перья на подушки и думать забыла. Кошка вместо вязанья отвлекалась на мышей. Козел не бритвы острил, а целый день прохлаждался, еще и вину свалил на другого козла, что тот мешал. Коровушка тоже все ела да жевала, прясть было некогда.

Журавль день по сторонам глядел, зубочисток не наделал. Гусь оправдался, что тетерев не глину топтал, а просто землю. Вот он горшков и не слепил. Баба-птица поймала всего несколько рыбок, устала. Дятел зря деревья долбил, а валежника не собрал. Воробушек солому таскал, но себе в гнездо, и только. Зато пчела и мед собрала, и соты построила, и раньше всех с делами управилась. И не жаловалась на «недосуг» (что некогда было или ей мешали).

Читательский дневник по сказке «Что значит досуг» Даля

Сюжет

У святого покровителя животных Георгия Храброго нашлось дело до вечера для всех. Но медведь, волк, лиса, кошка, козел, корова, журавль, гусь, тетерев, баба-птица, дятел и воробей ничего не сделали, потому что отвлекались, не знали, как надо за дело взяться, ели, и жаловались, что им кто-то мешал. Одна пчела все успела, мед собрала, и не валила вину на «недосуг» (что кто-то или что-то ей мешали).

Отзыв

Сказка о трудолюбии и лени, честности и вранье. Героям было «недосуг» (не до этого, нашлись дела поинтересней) выполнять задания своего покровителя. Одни нашли причины отлынивать от работы (козел с коровой), другие не умели взяться за дело правильно (медведь, дятел). К каждому делу нужна смекалка.

Пчелка доказала, что задание было выполнимым и нетрудным. Она честно, с умом и удовольствием трудилась, и все получилось. Сказка учит трудиться, не сдаваться, быть настойчивым, находчивым, прилежным, правдивым, терпеливым, не терять время зря, не лениться, винить себя, а не других.

План сказки «Что значит досуг»

  1. Георгий Храбрый – начальник над животными.
  2. Работа на день для зверей, птиц, насекомых.
  3. Лень, хитрость, бестолковость животных.
  4. Пчела справилась с заданием.
  5. Все получится, если постараться!

  • Какова атмосфера начала рассказа чистый понедельник и какими средствами она создается
  • Какова главная мысль сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Какова авторская позиция в рассказе макар чудра
  • Какова главная мысль сказки лиса и журавль
  • Каков финал сказки премудрый пескарь