Какова главная мысль сказки каша из топора

Читательский дневник по русской народной сказке «Каша из топора»

Автор: народ

Название произведения: «Каша из топора»

Число страниц: 1

Жанр: бытовая сказка

Главные герои: солдат, старуха.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Солдат — озорной и хитрый.

Чтит справедливость.

Умный и смекалистый.

Проучил злобную старуху.

Старушка — жадная и злая.

Пожалела угостить бедного солдата.

Глупая и наивная.

Краткое содержание «Каша из топора»

К старухе пришёл солдат с просьбой поесть.

Сначала старуха сделала вид, что не слышит, а потом сказала, что для еды нет продуктов.

Служивый предложил из топора кашу сварить.

Во время варки к топору добавили крупу и масло, а потом старуха ещё достала соль и хлеб.

Солдат со старухой поели кашу.

А топор, по словам солдата, не доварился, и он его забрал с собой.

План сказки:

  1. Просьба солдата.
  2. Выдумки старухи.
  3. Предложение служивого.
  4. Варка.
  5. Каша.
  6. Топор не доварился.

Основная мысль сказки «Каша из топора»

Главная мысль сказки в том, что смекалка очень сильно помогает в жизни.

Основная идея сказки в том, что жадность всегда наказывается.

Чему учит сказка

Сказка учит не отчаиваться в трудных ситуациях, а искать выход, проявляя смекалку.

Учит не быть жадными.

Учит гостеприимству.

Краткий отзыв по сказке «Каша из топора» для читательского дневника:

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что быть бережливым — хорошо, а вот жадным — плохо.

Старушка пожадничала, не хотела угостить служивого, а в итоге не только помогла приготовить кашу, но и без топора осталась.

Это весёлая, поучительная сказка.

В ней рассказывается о том, как хитрый солдат проучил жадную старушку.

Мне понравился находчивый солдат.

Он был умным и хитрым.

И сумел сделать так, чтобы и поесть сытно, и с прибылью уйти.

Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что любой гость в доме — к радости.

А значит и встречать его нужно хорошо.

Не жадничать, а проявлять гостеприимство.

Пословицы к произведению:

  • Иногда не нужен учёный, а нужен смышлёный.
  • Скупой платит дважды.
  • Жадность всякому горю начало.
  • Глупый киснет, а умный всё промыслит.
  • Жадность покою лютый враг.

Словарь неизвестных слов:

  • Побывка — увольнительная.
  • Притомиться — устать.
  • Иная — другая.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Поели вдвоём кашу. Старуха спрашивает:

— Служивый! Когда ж топор будем есть?

— Да, вишь, он не уварился,— отвечал солдат,— где-нибудь на дороге доварю да и позавтракаю!

Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню.

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • «У страха глаза велики»
  • «Петушок и бобовое зёрнышко»
  • «Лиса и Журавль»
  • «Лиса и Тетерев»
  • «Гуси-лебеди»
  • «Колобок»
  • «Курочка Ряба»
  • «Лиса, заяц и петух»
  • «Теремок»
  • «Три медведя»
  • «Волк и семеро козлят»
  • «Рукавичка»
  • «Репка»
  • «Кот, петух и лиса»
  • «Иванушка-дурачок»

Библиотека русских народных сказок пополняется.

Сказка «Каша из топора»

Анализ произведения

Жанровая разновидность представляет собой фольклорную бытовую русскую сказку. Если сказать коротко, она является частью устного народного творчества. Тема и смысл сказки «Каша из топора» — использование собственной находчивости и смекалки для выхода из разных жизненных неурядиц.

Сюжет разворачивается вокруг ситуации, в которую попал главный герой — самый обычный солдат. На пути домой ему попалась скупая старуха. Характеристика и описание этой героини:

Солдат шел на побывку и зашел к старухе

  • жадная;
  • глупая;
  • не понимает простых уловок;
  • отказалась кормить постояльца.

Характеристика солдата полностью противоположная. Особенность этого персонажа заключается в сообразительности и остром уме. Он достойно выходит из сложившейся ситуации, перехитрив скупую бабку.

Он говорил, какая вкусная получится каша даже из топора, и что это его любимое блюдо. Но во время приготовления солдат сначала просил: «Дай-ка котёл». Но потом постепенно бабка сама начала предлагать продукты, когда парень говорил, что было бы неплохо добавить соль и крупу.

Композиционный вид сказки «Каша из топора» — трёхчастный. В виде зачина выступает часть, где солдат встретился с бабкой, основная часть — варка каши. В конце довольный и сытый солдат уходит от старухи с топором.

Особенность сказки заключается в применении просторечий, которые характеризуются образностью и яркостью выражений. Примеры таких слов:

  1. Варево — похлёбка, жидкая еда.
  2. Коли — если бы.
  3. Вдоволь — достаточно.
  4. Служивый — солдат.
  5. Смётка — смекалка.

Большая часть произведения построена на диалоге между старухой и солдатом. Среди средств выразительности можно выделить восклицательные интонации, большое количество эпитетов и употребление устаревших выражений.

Идея сказки выражается воспитательными и познавательными функциями. Она знакомит юных читателей с русскими традициями и народным бытом, параллельно приобщая их к устному творчеству. Мораль описывается пословицами. Например, сюда можно отнести «скупой платит дважды». Основная мысль сказки «Каша из топора» заключается в том, что при должной находчивости можно решить любые проблемы.

Краткое содержание

Начинается произведение с того, что солдат возвращался на побывку, но в дороге очень устал и проголодался. Он зашёл в деревню и постучался в первый попавшийся дом.

Вышла старуха, а служивый попросил её впустить отдохнуть и дать перекусить. Бабка сказала, что сама сидит голодная, хотя солдат видит, что у неё всего вдоволь.

Тогда парень сказал, что можно сварить кашу и из топора. Старуха принесла котелок и топор, налила воды и поставила греться.

Можно сварить кашу и из топора

Служивый попробовал своё варево и сказал, что скоро будет готово и хорошо было бы добавить соли. Бабка согласилась и дала. После этого снова попробовал, похвалив похлёбку. Солдат сказал, что хорошо бы заправить её ещё горсточкой крупы. Старуха принесла крупу, а затем ещё и масло.

Теперь служивый говорит, чтобы бабка несла хлеб и они начнут есть. Та попробовала и удивилась: «Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить». Солдат поел, положил топор в ранец и ушёл.

Исходя из анализа и сюжета, можно сделать вывод, что сказка учит детей находить выходы из различных ситуаций с помощью своего ума. В произведении заложено, что нельзя превращаться в жадного человека и нужно всегда уважительно встречать гостей, как и заведено у русского народа.

Русская народная сказка «Каша из топора»

Жанр: народная бытовая сказка

Читайте краткое содержание похожих сказок:
«Солдат и сало»

Главные герои сказки «Каша из топора» и их характеристика 

  1. Солдат, хитрый, опытный, смекалистый. Привык всего добиваться сам, и если видит несправедливость, бороться с ней.
  2. Старуха, жадная и скупая, пожалела угостить солдата, а в итоге осталась без топора, но зато каши солдатской попробовала.

План пересказа сказки «Каша из топора»

  1. Путь домой
  2. Жадная старуха
  3. Топор
  4. Соль
  5. Крупа
  6. Масло
  7. Вкусная каша
  8. Недоваренный топор.

Кратчайшее содержание сказки «Каша из топора» для читательского дневника в 6 предложений:

  1. Уставший солдат стучит в дом к старухе
  2. Старуха жадничает и не хочет кормить солдата
  3. Солдат предлагает сварить кашу из топора
  4. Старуха дает ему соль, крупу и масло
  5. Каша получается вкусная и наваристая
  6. Солдат забирает топор,чтобы доварить его по дороге.

Главная мысль сказки «Каша из топора»
Солдат бывалый нигде не пропадет и кашу с топора сварит.

Чему учит сказка «Каша из топора»
Сказка учит находчивости, смекалке, хитрости. Учит не быть жадным, скупым. Учит делиться с тем, кто нуждается, учит помогать другим людям и наказывать зло.

Отзыв на сказку «Каша из топора»
Очень красивая и поучительная сказка. Солдат обманул жадную старуху и не только сварил хорошую вкусную кашу, но и топор унес с собой. Именно так надо учить тех, кто слишком жаден.

Пословицы сказке «Каша из топора»
Жадность последнего ума лишает.
Глупый киснет, а умный все промыслит.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Каша из топора»
Шел солдат со службы домой и устал по дороге. Постучался в крайний дом, отдохнуть попросился, да перекусить.
Жила там старуха, отдохнуть пустила, а про еду сказала, что и у самой ничего нет.
Солдат увидел топор под лавкой и предложил из него кашу сварить. Помыл, положил в котелок, варит. Попробовал,  говорит соли не хватает.
Старуха сбегала соли принесла. Снова солдат топор варит. Пробует — еще говорит крупы бы. Старуха бежит, несет мешочек крупы.
Солдат масла просит — старуха и масло принесла.
Сварил солдат кашу, сели они со старухой, едят нахваливают. Старуха удивляется, что из топора такую вкусную кашу сварить можно, спрашивает, когда топор есть будем?
А солдат кладет топор в ранец и говорит, что тот недоварился, он его еще по дороге доварит и тогда съест.

Литературоведческий анализ

русской народной сказки «Каша из топора»

    Краткая характеристика времени написания.

Русская народная сказка создана народом, передавалась из уст в уста. Сказка записана в глубокой древности. Раньше сказки назывались «байками» от слова «баять», т.е. говорить. В современном значении слово «сказка» доходит до нас с 17 века. Бытовые сказки во многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации в таких рассказах настолько реальны, что читая их, невольно возникает ощущение, будто мы сами проживаем их из дня в день. В сказках найдется место и юмору, и колоритным персонажам, а вот магии и чудес практически не бывает. Но, несмотря на отсутствие фантастических пейзажей и мифических персонажей чтение бытовых сказок приносит детям массу позитивных эмоций.

2. Жанр произведения

– это сказка фольклорная – произведение устного народного творчества, вымышленное по содержанию и прозаическое по форме. Разновидность сказки – бытовая, герой такой сказки — обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец.

3. Тема произведения

– Как солдат кашу сварил, обхитрив старуху.

4. Идея произведения

– Догадка, смекалка и находчивость помогает в жизни. Пословицы, подходящие по смыслу:

    Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.

    Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.

5. Идея раскрывается через:

А. Сюжет.

Шел на побывку старый солдат, устал, есть хочется. Попросился в одну избу на отдых. Только хозяйка жадная попалась, не захотела накормить. Тогда находчивый солдат предложил сварить кашу из топора. Удивленная старуха и крупы дала, и соли, и масла, чтобы в воду к топору добавить. Сели есть, вкусная каша получилась. А солдат не только поел, а еще и топор с собой унес!

Б. Композиция.

Зачин. «

Старый солдат шёл на побывку.»

Основная часть,

в которой рассказывается, как солдат кашу варил.

Концовка. «

Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!»

В. Характеристика действующих лиц

Старуха олицетворяет жадного, ленивого, глупого человека (Старушка была жадная, даже не предложила солдату перекусить, сказала, что у неё ничего в доме нет из еды.).

Солдат олицетворяет умного, смекалистого человека (Солдат оказался находчивым и смекалистым и предложил сварить кашу из старухиного топора. Поставил котёл на огонь, положил в него топор и налил воды. Затем он с шуткой выпросил у старухи соль, горсточку крупы, масло. Когда каша сварилась, пригласил старушку есть. Старуха спрашивала, а когда топор будем есть? Солдат ответил, что он ещё не уварился и забрал его с собой.).

Г. Язык сказки

близок к разговорному языку народа. Он прост, но в то же время отличается образностью, красочностью языковых выражений. В основном сказка построена на диалогах. Есть просторечная лексика
отворила, варево.
Присутствуют эпитеты
добрый (человек), добрая (каша).
Часто употребляется восклицательная интонация
Пустите отдохнуть дорожного человека!/Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!/Ох, и каша хороша!/Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!/Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю и позавтракаю!/
6. Автор

на стороне добра, смекалки. Высмеивает жадность и глупость старухи. И подчеркивает ум солдата —
Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
7. Познавательная, воспитательная, эстетическая ценность произведения.

Сказка знакомит с русским фольклором и бытом русского народа. Приобщение детей к устному народному творчеству. Развивает воображение. Развивает речь.

Продолжим работать этим важным инструментом сказкотерапевта – «теневой анализ» сказки – на примере сказки «Каша из топора».

Вспомним главный вопрос теневого анализа ещё раз: «Так что же в этой сказке не названо, но скорее всего есть?»

Перечтите эту короткую сказку! А вот вам и ключевые фразы для «угадывания».

Они лежат на поверхности и не заметить их трудно.

Дошёл до деревни солдат, постучал в крайнюю

избу. Нет ли покушать?

«Ох, добрый человек, и сама ещё сегодня ничего не ела – нечего»

, – отвечает старуха.

«Ну нет, так нет», – солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.

Уважаемый читатель! Разве ты ещё не испугался? Не увидел сюжет фильма Хичкока? Ведь эта история о том, как служивый солдат разгадал, обезоружил и обезвредил серийную убийцу! Жуткую бабу – крестьянку-людоедку.

Примечателен и верен тот факт, что обитала она в крайней избе – подальше от деревни, поближе к дороге, по которой ходят беззащитные люди, чужаки.

В фольклоре сказочный герой «Солдат» всегда ведь побеждает ведьму… (Вспомним сказку «Огниво»!)

Более того – обезоруживает её, этот мотив есть и в Каше из Топора.

Такая миссия «солдата» объясняется высоким архетипическим пониманием, что есть вообще – «воин», «защитник»… Зачем нужен «Человек с ружьём». Прививка против дешёвого пацифизма.

Эти сказки – таким образом, апология, оправдание, высокое прославление профессии Воин.

А то ведь солдат не все любят, не всегда у них и хорошая репутация…

На них косо смотрят, когда они приходят домой с войны, боятся, не могут и не хотят найти им мирное занятие.

Вот от таких «боязней» и «неприязней», которые часто являются неблагодарной реакцией мирного населения на тех, кто ради них служил и воевал – придумывались самим же народом эти сказки, объясняющие, «зачем солдат»…

Восстанавливают справедливость такие сказки напоминая, что солдат – это брат небесного воинства ангелов, которые тоже ведь – солдаты и тоже постоянно ведут «Невидимую Брань» (битву) с силами тьмы.

Что делать после увольнения в запас?

Для сказочного персонажа «солдата» война продолжается всегда – поэтому он всегда на страже, бдителен, знает, что «мир» – понятие относительное и что в отставку его отправит лишь сама смерть.

Недаром ведь часто бывшие военнослужащие вытаскивают детей из рек – просто они ведь всегда начеку…

Итак, солдат никогда не «в отпуску». Если ты подлинный защитник слабых и правых и борец со Злом – работа и хлеб для тебя всегда найдутся.

Таков глубинный архетип всех сказок о весёлых, хитрых и неунывающих о жизни «служивых солдатах»…

Наверняка вы помните как 4-лапый старик-ветеран охраны (пёс) спасал бэби от «злого волка», «тащившего его в лес». Но это уже юмор…

Вернёмся к теневому анализу сказки «Каша из Топора»

Итак, как говорит сказкотерапия, в ней «не названо», что старуха, скорее всего, держала топор для убийства и поедания путников. Это – «Тень» данной сказки…

Но существует ещё один пласт «Тени». Ещё одно, что в данной сказке прямо не названо, но скорее всего там есть.

Чтобы женщина (особенно старая) могла убить взрослого мужчину по профессии «Солдат» топором, надо иметь сказочную силу. Поскольку эта сказка бытовая и крестьянка не Баба-Яга, ищем ответ в другом месте. Так, топор под лавкой. А где старуха прячет бутыль самогона?..

Вот мы и подошли к главному теневому архетипу этой сказки!

Этот архетип – трагический. Слижком уж часто слабые и трусливые женщины пытаются укротить и перестать бояться мужчину и получить над ним власть, опаивая его алкоголем.

Опоить дюжего солдатину, чтобы фактически съесть его – это максимально яркий архетип. Сильнейший инвариант. В реальной жизни у него есть с десяток более мягких и ослабленных вариантов.

Итак, в сказке не названо, что старуха, скорее всего, держала в доме «вино» для опаивания и усыпления бдительности физически сильных и неглупых прохожих.

Анализ сказки

Несмотря на такую жанровую разновидность, как бытовая сказка, произведение имеет и свои особенности, о которых коротко все-таки следует сказать. Прежде всего, язык сочинения близок к разговорному языку народа. Выражения в нём яркие, красочные и обязательно образные. Композиция сказки так построена, что основное повествование — это диалог, из которого как раз практически всё и узнаёт читатель.

В произведении используется просторечная лексика, которая позволяет читателю включить своё воображение и перенестись во времени. Например, часто употребляются следующие просторечные слова:

  • Варево.
  • Отворила.

Красочность и живость сказочному тексту придают и многочисленные эпитеты, например, «добрая каша» и «добрый человек». Устаревшие слова и выражения помогают осознать происходящее, проникнуться духом того времени. Часто в тексте употребляется и восклицательная интонация:

  • Хороша!
  • Пустите отдохнуть дорожного человека!
  • Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!

Читатель, когда берёт книгу в руки, обращает внимание на название сказки, так как уже само оно является парадоксальным. Такое своеобразие в названии привлекает, завораживает и вызывает любопытство. Сказка, которая построена на лучших фольклорных традициях, не только имеет познавательные и воспитательные функции, но и знакомит читателя с устоями и бытом народной Руси.

Сказка «Каша из топора» и «умение отказываться»

Заметьте, что когда старуха и солдат сели, наконец, есть горячую и свежую вегетарианскую кашу – он не попросил, а она не предложила «налить к долгожданному обеду по чарочке».

Возможно, что отказ от чарки прозвучал ещё раньше – в самом начале их общения и в очень твёрдой и однозначной форме – ещё на пороге, где старуха встречала гостя.

А может быть, увидев под лавкой топор, солдат только тогда испытал инсайт, и у него впервые мелькнуло подозрение – чем заканчиваются «чарочки» в этом гостеприимном доме.

Этот сюжет учит нас правильным стратегиям:

    Будь бдителен! Сначала осмотрись в доме – что за люди.

    Не становись рабом тяги к алкоголю,

    умей отказывать, «обижая хозяина», «нарушая традицию»,

    даже лги: «Мне нельзя пить».

Ценен тот факт,что солдат вряд ли был трезвенником. Иначе цены его стойкости не было бы вовсе. Что за подвиг – отказаться от сигареты, когда ты не куришь?..

Ценность урока сказки в том, что солдат знает, в каком месте и с кем можно разделить «фронтовые сто грамм», а в каких ситуациях такое «расслабление» влечёт за собою подстроенную ловушку и гибель.

Мелкие изводы коварной «женской» стратегии – архетипа: «Напоить, чтобы убить и съесть»

    напоить, чтобы склонить к половому акту,

    забеременеть,

  • заставить выполнять работу задёшево,

    удержать при себе навсегда («

    кому он нужен такой пьющий?»),

    сделать искусственно добрее, веселее, расположеннее, разговорчивее, щедрее,

    чтобы выведать тайну («правду»),

    чтобы сделать его слабее и тем самым – перестать бояться,

    чтобы свалить на него чужую вину,

    лишить памяти и затем внушить свою оложную версию событий,

    лишить репутации в социуме и обрести над ним полную власть.

Не правда ли, всё это не так уж и далеко ушло от сказочного архетипа: «Опоить, чтобы зарубить и съесть»?

О стратегиях старухи мы поговорили. Нам помог выяснить их – замечательный теневой анализ сказки.

Стартегии старухи-ведьмы оказались совсем неуспешны. Ведь без чарочки топор в её руках – бесполезная штука, а от чарочки солдат – отказался.

Но мы ещё не выяснили одну замечательную стратегию солдата. Вот о ней – поговорим напоследок.

Как солдат из сказки «Каша из топора» отвлёк и чем загипнотизировал убийцу-людоедку?

Да тем же, чем другой Герой – Остап Бендер загипнотизировал другую людоедку – Эллочку. Тем, что ей было интересно. (Эллочке было интересно слушать разговоры о том, какая она светская львица и о том, что нынче в моде в лучших домах Европы). Тем временем Бендер забирал стул.

Солдат устроил перед старухой немного другое шоу – кулинарное.

В сказке читаем: «Старуха на солдата глядит, глаз не сводит». А он всё готовит, всё жонглирует перечницами и солонками…

Вот что такое – клиентоориентированность! Чем можно отвлечь и завлечь глупую людоедку? Только тем, что ей самой интересно! На чём одном она и зациклена, причём почти не скрывает этого.

На теме еды – вот на чём!

Вот поэтому хитрый солдат и показал вечно голодной обжоре – кулинарное шоу.

Если бы он стал увлечённо рассказывать ей, отвлекая внимание, про то, как он отдыхал в Турции, старуха отнюдь не впала бы в транс.

Таким образом, солдат создал грамотную «подстройку» к невменяемому и потенциально опасному человеку.

Так ведут себя охранники, милиционеры и психиатры с буйными скагндалистами и пьяными посетителями ночных клубов.

Настраиваются на ритм, поддакивают, кивают, подают эхо-реплики, а потом – медленно выводят, связывают, отбирают, или просто ускользают сами от опасности быть рядом с таким человеком.

Старуха настроилась на тему еды – вот солдат и не сбивал её с её любимого ритма.

Народная сказка «Каша из топора»

В отличие от других видов сказочного жанра, действие бытовой сказки разворачивается в обстановке, близкой по своему описанию к обычной жизни. Так, русская народная сказка «Каша из топора» рассказывает о солдате, возвращавшемся со службы домой, которому удалось обмануть жадную старуху, спрятавшую от него все съестное.

Не растерявшийся служивый предложил бабушке сварить кашу из того, что есть, — из топора. Та от неожиданности не нашлась, что ответить. По мере приготовления блюда интерес старухи к будущему блюду все возрастал, а солдату, не на шутку увлеченному процессом варки, все время чего-то недоставало для вкуса. Так бабка и сдала все свои припасы: соль, крупу, масло.

Каша удалась на славу, только вот топор не доварился. Но солдат обещал довести его до готовности на следующем привале. Жадность была разоблачена, а солдат не только получил желаемое (поел задаром), но еще и топор с собой прихватил.

История создания

Сказка была создана ещё в глубокой древности. Такие произведения устного народного творчества раньше называли «байками», так как в народе говорили, что их следует «баять», то есть рассказывать. И лишь только после семнадцатого века появилось слово «сказка», которое тут же применили и к лучшему творению народного творчества, поэтому точную дату создания этого произведения установить невозможно.

Известно, что по своему сюжету оно очень похоже на восточнославянскую народную сказку. Она отражает сущность русской жизни, поэтому её можно отнести к социально-бытовым. Сюжет в таких рассказах настолько реалистичен, что при чтении может сложиться впечатление, что это происходит или происходило, или читатель сам лично наблюдал такую картину.

Доказано, что это произведение является самой известной русской бытовой сказкой, а её сюжет во всём мире известен, как «Каменный суп». Смысл сказки «Каша из топора» глубокий и нравственный, персонажи являются колоритными, каждая фраза наполнена юмором и сатирой.

Когда же школьники пытаются сделать подробное описание сюжета или написать сочинение по этой сказке, они удивляются, что ничего волшебного, магического или чудесного в ней не происходит. Но чтение в классе или дома даже в кратком содержании обычно приносит детям лишь только позитивные эмоции, учит смекалке и находчивости в любой ситуации.

В настоящее время существует огромное количество вариантов этой сказки. Несмотря на то что сохраняется основной сюжет, тема и идея, у каждого народа свой вариант сказки, но вывод из каждой можно сделать одинаковый. У русского народа уже сейчас есть 10 вариантов этой сказки, у украинцев и у белорусов — по 2 варианта.

В 1982 году по этому произведению был создан одноимённый мультипликационный фильм. Мораль сказки понятна и проста, поэтому русскому народу не только запомнилось фраза «каша из топора», но она стала и устойчивым выражением. Оно означает, что несмотря даже на то, что чего-то не хватает, из всего можно сделать стоящее, если только этого сильно захотеть и приложить усилия.

Адаптированный сюжет мультфильма «Машины сказки: Каша из топора»

Создатели популярного мультфильма о Маше и Медведе переделали сказочную историю в соответствии с модными веяниями современности. В нем, рассказывая сказку, Маша учит детей правильно питаться.

В серии анимационных фильмов «Машины сказки» каша из топора готовится солдатом для Бабы-яги, которая не то чтобы жадная, просто сама давно не ела. Поэтому ей не терпится зажарить служивого в печи. Но тот настаивает на отсрочке, предлагая сначала сварить кашу из топора. Далее действие развивается по знакомому сценарию, только с неожиданным окончанием. Наевшись каши, Баба-яга добреет и просит у солдата рецептик его блюда. Отсюда мораль: «Человек, если правильно питается, то сразу добрее становится».

Жанровое своеобразие

Вид сказки «Каша из топора» — прозаическое произведение, где сюжет полностью вымышленный. Так как она бытовая, главным персонажем является простой солдат. Суть сочинения сводится к тому, чтобы познакомить читателя с бытом и фольклором русского народа, развивать воображение у детей. Обычно после прочтения солдат становится любимым героем.

Тема произведения — хитрость солдата, который смог из обыкновенного предмета сварить кашу. А идею, что в жизни всегда помогают находчивость и смекалка, прекрасно отображают пословицы и поговорки, которые есть у русского народа:

  • Находчивый и 100 голов прокормить сможет, а вот глупец даже себя не прокормит.
  • Скупой всегда живёт плохо: скупой ведь боится, что к нему гость зайти может.

Идея этой народной сказки раскрывается по сюжету произведения через:

  1. Язык сказки.
  2. Композицию.
  3. Сюжет.
  4. Характеристику героев.
  5. Средства выразительности.

Когда дети читают это произведение вместе со взрослыми, делают его разбор, лучше понимается сюжет, осознаётся, какие качества проявляются у солдата в самой обыденной ситуации.

Сказка ложь, да в ней намек

Какие еще выводы — кроме очевидных, что — это сытый человек, и что сообразительность поможет найти выход из любой ситуации, — позволяет сделать сказка «Каша из топора»? Ее скрытый урок, актуальный во все времена, можно выразить так: был бы топор, а каша сварится.

Положительному герою удается достичь своей цели (сварить кашу/утолить голод), не имея никаких к этому объективных средств. Солдат вполне серьезно пытается сварить топор, что с позиций здравого смысла совершенно невозможно. В этом смысле сказка «Каша из топора» сближается с итальянской поговоркой: «Ты жарь, жарь, а рыба будет!» Если цель кажется недостижимой из-за отсутствия средств, отбросьте все сомнения и работайте с тем, что есть, подгоняя свои действия под желаемый результат.

В общем, сказка, как особый в очередной раз доказала свою уникальность. Какое еще литературное произведение может заключить в столь простую форму столь глубокое содержание?

Цели:

Обучить выразительному чтению сказки по ролям и умению передавать голосом характер героев; учить выделять главную мысль произведения; воспитывать правильное отношение к отрицательным поступкам, гостеприимство, чувство гордости за богатое духовное наследие русского народа; развивать и обогащать словарный запас, память и творческие способности.

Оборудование: плакат с толкованием слов, раздаточный материал к пословицам, магнитофон.

Предварительно класс был поделен на 3 команды. В качестве домашнего задания необходимо было подготовить инсценировку сказки “Каждый свое получил” и вспомнить волшебные слова из разных сказок.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Путь наш будет неблизкий. И чтобы отправиться в дорогу нам нужно познакомиться.

А как люди знакомятся?

А ещё можно познакомиться глазами. Внимательно посмотрим друг на друга и улыбнемся. Ведь с улыбки начинается дружба, а она поможет преодолеть все трудности.

2. Сообщение темы.

А сейчас внимание! Послушаем музыкальное послание и скажем куда же мы отправимся в путешествие. (Звучит песня “Сказка входит в дом”)

Итак, мы отправляемся в сказку.

Перед дальней дорогой всегда звучит напутствие и сейчас мы послушаем стихотворение и подумаем какая строчка в нем самая важная.

Если очень захотеть В сказке можно очутиться. У героев старых сказок Можем мы всю жизнь учиться! Как прекрасно добрым быть, Как со злом бороться надо, Как в житейском море плыть, Чтоб в конце ждала награда!

Сегодня мы будем учиться у героев сказок. Ну что же! В путь!

3. Проверка домашнего задания.

Вы любите сказки?

А сейчас мы проверим кто из вас самый внимательный читатель. В сказках всегда происходят чудеса. А чтобы начались чудеса нужно произнести волшебные слова. (Вспоминаем слова-заклинания из разных сказок)

А теперь давайте посчитаем слова. Открывается запись на доске.

По щучьему велению По моему хотению. Сказка начнись!

Каждая команда считает количество слов.

Сколько слов вы насчитали?

А кто не только посчитал, но и успел понять о чем речь?

Молодцы! Вы доказали, что читаете много. Только тот, кто читает много, читает быстро.

А теперь закроем глаза и повторяем за мной таинственным голосом эти волшебные слова.

4. Первичное чтение сказки учителем и беседа.

Какое чувство вызвала у вас эта сказка?

Эта сказка передавалась из поколения в поколение. Ее рассказывали простые люди: рыбаки, лесорубы, няньки. Сказка переходила от одного рассказчика к другому. Над ней поработало множество талантливых людей. Поэтому она так хороша и мудра.

Назовите героев сказки.

Какой вам показалась старуха? На кого она похожа?

5. Словарная работа.

Сегодня к нам на урок попали три слова из толкового словаря.

Находчивый – сообразительный, легко находящий выход из трудного положения.

Скупой – чрезмерно, до жадности бережливый, избегающий лишних расходов.

Хитрый – изворотливый, скрывающий свои истинные намерения, идущий обманными путями.

Эти слова обозначают качества характера.

А к какому герою они подходят?

6. Физминутка.

7. Работа в группах.

Народная мудрость заключена не только в сказках, но и в пословицах и поговорках. К нам на урок прибыли три пословицы, но в пути слова перепутались и без вашей помощи мне не обойтись. (Каждая команда составляет пословицу из отдельных слов)

Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.

Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.

Доброе дело без награды не останется.

По адресу ли приехали пословицы?

А теперь давайте пофантазируем и представим старуху доброй, приветливой хозяйкой. Как бы тогда изменилась сказка?

8. Инсценирование сказки.

Сказки переходят из одной страны в другую и очень похожи. Сегодня ребята инсценировали для нас эстонскую сказку “Каждый свое получил”. Эту сказку мы выбрали не случайно. Посмотрите и подумайте, чем она схожа с русской народной сказкой “Каша из топора”

9. Итог урока.

Итак, дети, сегодня мы познакомились со сказками разных народов и увидели, что всюду смеются над ленивыми, глупыми, жадными и везде побеждает добро, смелость, находчивость.

10. Домашнее задание.

Найти сказку, схожую со сказкой “Каша из топора”.

Главные герои сказки — солдат и старуха. Солдат пришел на постой к старухе и попросил поесть. Старуха поначалу пыталась притвориться глухой, но у нее ничего не вышло. Тогда она сказала, что не из чего ей еду варить.

На это солдат предложил старухе сварить кашу из топора. Старухе стало любопытно, как это из топора можно кашу сварить? Она дала солдату топор, и тот поставил топор в горшке вариться.

Через какое-то время солдат попробовал варево и сказал, что надо немного крупы к топору добавить. Старуха принесла ему крупы. Потом таким же образом в кашу добавили масла, и когда все было готово, солдат сказал старухе достать соль и хлеб. Они сели есть кашу.

Поев каши, старуха спросила у солдата, когда же они будут есть топор? Солдат ответил, что топор не доварился, и он его позже доварит. После этого солдат положил топор в ранец и отправился в другую деревню.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Каша из топора» заключается в том, что солдатская смекалка помогает в жизни. Прижимистая хозяйка не хотела тратить продукты на солдата, но тот не растерялся и нашел способ перехитрить ее.

Сказка учить не теряться в затруднительных ситуациях и проявлять смекалку.

В сказке «Каша из топора» мне понравился солдат, который сумел поесть в доме у скупой хозяйки, да еще и топором разжился.

Краткое содержание

Старый солдат шёл на побывку домой. Но в дороге он устал и сильно захотел есть. Но вот только беда: у него никакой пищи с собой не было. А была уже ночь. Вскоре показалась деревня, и главный герой решил постучать в первую же избушку. В доме жила старуха, которая его пустила на ночлег. Но солдат попросил у неё сначала попить, а затем спросил, не накормит ли она его.

Но хозяйка избушки оказалась жадной, она пожалела для солдата еду, сказав, что у неё самой ничего нет. А герой-то оказался смекалистым. Он увидел под кроватью старухи топор и предложил из него сварить кашу. Она не поняла хитрость старого солдата, поэтому сначала дала ему котелок. Он положил в него топор и поставил на огонь. Время от времени он помешивал воду в котелке.

Пробовал-пробовал солдат, и сказал старухе, что каша-то вкусная получается, но вот только не хватает соли. Та сбегала и принесла соль. Через время вояка опять стал пробовать и сообщил старухе, что каша была намного лучше, если бы в неё положить горсть крупы, и опять старуха ничего не заподозрила и принесла мешочек крупы. Стал солдат дальше варить, всё время пробует и просит у хозяйки теперь немного масла. Она и масло принесла. Так и сварил солдат кашу.

А она вкусная получилась, рассыпчатая, с маслом. Сели герои кашу есть, а старуха всё время удивляется, как же так из топора можно было такую вкусную кашу сварить. А потом ещё и спрашивает, когда же уже топор они есть будут. Но и здесь главный герой не растерялся, положил он топор себе в ранец и сказал, что тот ещё не доварился, поэтому он забирает его с собой, чтобы в дороге доварить и съесть. Так поел солдат каши и ушёл с топором!

«Каша из топора» читательский дневник (анализ)

На чтение 3 мин Обновлено 19 апреля, 2022

Читательский дневник народной сказки «Каша из топора» можно использовать, чтобы вспомнить краткое содержание истории о находчивости и хитрости, которые помогли солдату выйти из сложившийся ситуации. Анализ произведения поможет составить план и написать отзыв, определить какая основная мысль и жанр.

Содержание

  1. «Каша из топора» читательский дневник
  2. Главная мысль сказки «Каша из топора»
  3. «Каша из топора» главные герои
  4. План сказки «Каша из топора»
  5. Чему учит сказка «Каша из топора»?
  6. «Каша из топора» отзыв о сказке
  7. Пословицы к сказке «Каша из топора»
  8. «Каша из топора» краткое содержание для читательского дневника

«Каша из топора» читательский дневник

Автор – народ

Год написания —неизвестно

Сколько страниц — 4

Жанр: сказка

Главная мысль сказки «Каша из топора»

Жадность всегда наказуема, а вот смекалка сильно помогает человеку в жизни. 

«Каша из топора» главные герои

  • Солдатнаходился на службе в царя. Смекалистый и справедливый. Сумел проучить злобную старуху.
  • Старушка – злая, негостеприимная и жадная. 

План сказки «Каша из топора»

  1. Встреча солдата со старушкой.
  2. Просьба служивого.
  3. Обман старушки.
  4. Предложение.
  5. Приготовление каши.
  6. Трапеза.
  7. Сырой топор.

Чему учит сказка «Каша из топора»?

Сказка учит проявлять находчивость, быть добрым и милосердным, гостеприимным и вежливым. Учит помогать людям. 

«Каша из топора» отзыв о сказке

Рекомендую эту веселую и замечательную сказку к прочтению. Особого внимания заслуживает солдат, который сумел хитростью и смекалкой выпросить у жадной хозяйки еды и даже наказал ее за жадность, унося с собой топор. 

Пословицы к сказке «Каша из топора»

  • Погнался за топорищем, да топор утопил.
  • Жадность — всякому горю начало.
  • Скупой платит жадность.
  • Глупый киснет, а умный все промыслит.

каша из топора главная мысль

Рисунки и иллюстрации к сказке «Каша из топора»

«Каша из топора» краткое содержание для читательского дневника

  1. Уставший в пути солдат видит избушку в деревне и просится зайти к старухе отдохнуть и перекусить.
  2. Жадная старушка притворилась, что сама ничего не ела с самого утра.
  3. Находчивый солдат предлагает сварить кашу с топора, а старушка, удивлена предложением, сразу согласилась.
  4. В процессе готовки герою удалось выманить в хозяйки соль, крупу и масло.
  5. Вместе старуха и солдат поели кашу, но женщина ждала, когда они будут пробовать топор.
  6. А солдат, решивший наказать ее за жадность, сказал, что топор еще сырой и забрал его с собой.
Краткий пересказ 

Шел домой служивый после службы на побывку. По пути устал и проголодался. Впереди была деревня, и солдат постучался в первую избушку, которая попалась ему на пути. Дверь ему открыла старушка, пригласившая его войти.

Солдат попросил поесть, ведь был голодный. Живущая здесь старушка имела много припасов, но была скупой и жадной женщиной. Она притворилась неимущей и сказала, что сама с утра ничего не ела. Служивый увидел топор и проявил смекалку, предложив сварить из него вкусную кашу. 

Старуха удивилась: как это из топора можно приготовить кашу? И согласилась. Солдат хорошо вымыл топор, положил в котел и залил водой. Поставил котел на огонь и просит соли та чуточку крупы. Старушка принесла все. Служивый пробует кашу и улыбается. Просит масла для полноты вкуса. Сдобрили кашу да стали ее с хлебом кушать. А хозяйка ждет, когда же топор есть будут. Наевшись каши, солдат вынул топор и положил в рюкзак. Сказал что он еще сырой, недоварился. И отправился дальше в путь. 

Подробный разбор и анализ сказки «Каша из топора» показывает, что сюжет произведения учит быть находчивыми, выходить из различных ситуаций и с юмором относиться ко всем временным проблемам. То есть суть заключается в позитивном взгляде на жизнь. Этот рассказ входит в школьную программу обучения, и по нему в 5 классе пишут сочинение.

«Каша из топора» - анализ русской народной сказки

Пословицы к произведению

В корысти и жадности нет ни прока, ни радости.

Жадность всякому горю начало.

Скупой платит дважды.

Назад к содержанию

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Анализ произведения

Жанровая разновидность представляет собой фольклорную бытовую русскую сказку. Если сказать коротко, она является частью устного народного творчества. Тема и смысл сказки «Каша из топора» — использование собственной находчивости и смекалки для выхода из разных жизненных неурядиц.

Сюжет разворачивается вокруг ситуации, в которую попал главный герой — самый обычный солдат. На пути домой ему попалась скупая старуха. Характеристика и описание этой героини:

«Каша из топора» - анализ русской народной сказки

  • жадная;
  • глупая;
  • не понимает простых уловок;
  • отказалась кормить постояльца.

Характеристика солдата полностью противоположная. Особенность этого персонажа заключается в сообразительности и остром уме. Он достойно выходит из сложившейся ситуации, перехитрив скупую бабку.

Он говорил, какая вкусная получится каша даже из топора, и что это его любимое блюдо. Но во время приготовления солдат сначала просил: «Дай-ка котёл». Но потом постепенно бабка сама начала предлагать продукты, когда парень говорил, что было бы неплохо добавить соль и крупу.

Композиционный вид сказки «Каша из топора» — трёхчастный. В виде зачина выступает часть, где солдат встретился с бабкой, основная часть — варка каши. В конце довольный и сытый солдат уходит от старухи с топором.

Особенность сказки заключается в применении просторечий, которые характеризуются образностью и яркостью выражений. Примеры таких слов:

  • Варево — похлёбка, жидкая еда.
  • Коли — если бы.
  • Вдоволь — достаточно.
  • Служивый — солдат.
  • Смётка — смекалка.
  • Большая часть произведения построена на диалоге между старухой и солдатом. Среди средств выразительности можно выделить восклицательные интонации, большое количество эпитетов и употребление устаревших выражений.

    Идея сказки выражается воспитательными и познавательными функциями. Она знакомит юных читателей с русскими традициями и народным бытом, параллельно приобщая их к устному творчеству. Мораль описывается пословицами. Например, сюда можно отнести «скупой платит дважды». Основная мысль сказки «Каша из топора» заключается в том, что при должной находчивости можно решить любые проблемы.

Краткое содержание

После долгой службы «старый солдат шёл на побывку». Дойдя до деревни, постучал солдат в избу и попросил перекусить. Хозяйка избы, старуха, «солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой».

Солдат вздохнул, но, увидев под лавкой топор, предложил «сварить кашу из топора». Старуха очень удивилась, но котёл солдату принесла. Тот тщательно вымыл топор, уложил в котёл, залил водой и поставил на огонь. Старуха внимательно наблюдала за солдатом, который как ни в чём не бывало мешал ложкой воду. Попробовав на вкус, он попросил соль. Хозяйка тут же принесла её, и солдат посолил воду.

Спустя время служивый сказал, что каша хороша, но не помешало бы добавить «горсточку крупы». Старуха засуетилась и «принесла откуда-то мешочек крупы». Солдат долго помешивал варево, пробовал на вкус, а старуха пристально наблюдала за ним. Спустя время он с удовольствием облизнулся и сказал, что если бы «сюда да чуток масла — было б и вовсе объеденье». Старуха без лишних слов принесла масло.

Когда каша была готова, солдат пригласил к столу хозяйку, и они вместе потрапезничали. Попробовав блюдо, приготовленное солдатом, старуха удивилась, какую вкусную кашу можно сварить из топора. Когда она захотела съесть топор, солдат сказал, что он не уварился. Он «припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню».

Анализ сказки

Несмотря на такую жанровую разновидность, как бытовая сказка, произведение имеет и свои особенности, о которых коротко все-таки следует сказать. Прежде всего, язык сочинения близок к разговорному языку народа. Выражения в нём яркие, красочные и обязательно образные. Композиция сказки так построена, что основное повествование — это диалог, из которого как раз практически всё и узнаёт читатель.

В произведении используется просторечная лексика, которая позволяет читателю включить своё воображение и перенестись во времени. Например, часто употребляются следующие просторечные слова:

Красочность и живость сказочному тексту придают и многочисленные эпитеты, например, «добрая каша» и «добрый человек». Устаревшие слова и выражения помогают осознать происходящее, проникнуться духом того времени. Часто в тексте употребляется и восклицательная интонация:

Читатель, когда берёт книгу в руки, обращает внимание на название сказки, так как уже само оно является парадоксальным. Такое своеобразие в названии привлекает, завораживает и вызывает любопытство. Сказка, которая построена на лучших фольклорных традициях, не только имеет познавательные и воспитательные функции, но и знакомит читателя с устоями и бытом народной Руси.

Популярные сегодня темы

На картине изображено чаепитие большой семьи. Центральное место на полотне занимает круглый стол, покрытый светлой скатертью. На скатерти есть голубые полоски, по краям – кисти.

Русский язык — это очень красивый язык, который беспрерывно совершенствовался. Такие поэты, как Александр Сергеевич Пушкин или Михаил Лермонтов они влияли на него и украшали красивыми словами

Встреча Нового года для каждого из нас является самым желанным и незабываемым днем, потому что мы надеемся, что в следующем году осуществятся все наши мечты.

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» поднимает несколько сложных тем, актуальных во все времена. Эта книга будет иметь ценность в любой век, так как посвящена вечным проблемам.

Название «Серебряный век» в русской литературе появился по сходному названию Золотого века, в котором творили Пушкин, Тургенев, Лермонтов. Именно в серебряном веке зародились

История создания

Сказка была создана ещё в глубокой древности. Такие произведения устного народного творчества раньше называли «байками», так как в народе говорили, что их следует «баять», то есть рассказывать. И лишь только после семнадцатого века появилось слово «сказка», которое тут же применили и к лучшему творению народного творчества, поэтому точную дату создания этого произведения установить невозможно.

Известно, что по своему сюжету оно очень похоже на восточнославянскую народную сказку. Она отражает сущность русской жизни, поэтому её можно отнести к социально-бытовым. Сюжет в таких рассказах настолько реалистичен, что при чтении может сложиться впечатление, что это происходит или происходило, или читатель сам лично наблюдал такую картину.

Доказано, что это произведение является самой известной русской бытовой сказкой, а её сюжет во всём мире известен, как «Каменный суп». Смысл сказки «Каша из топора» глубокий и нравственный, персонажи являются колоритными, каждая фраза наполнена юмором и сатирой.

Когда же школьники пытаются сделать подробное описание сюжета или написать сочинение по этой сказке, они удивляются, что ничего волшебного, магического или чудесного в ней не происходит. Но чтение в классе или дома даже в кратком содержании обычно приносит детям лишь только позитивные эмоции, учит смекалке и находчивости в любой ситуации.

В настоящее время существует огромное количество вариантов этой сказки. Несмотря на то что сохраняется основной сюжет, тема и идея, у каждого народа свой вариант сказки, но вывод из каждой можно сделать одинаковый. У русского народа уже сейчас есть 10 вариантов этой сказки, у украинцев и у белорусов — по 2 варианта.

В 1982 году по этому произведению был создан одноимённый мультипликационный фильм. Мораль сказки понятна и проста, поэтому русскому народу не только запомнилось фраза «каша из топора», но она стала и устойчивым выражением. Оно означает, что несмотря даже на то, что чего-то не хватает, из всего можно сделать стоящее, если только этого сильно захотеть и приложить усилия.

Жанровое своеобразие

Вид сказки «Каша из топора» — прозаическое произведение, где сюжет полностью вымышленный. Так как она бытовая, главным персонажем является простой солдат. Суть сочинения сводится к тому, чтобы познакомить читателя с бытом и фольклором русского народа, развивать воображение у детей. Обычно после прочтения солдат становится любимым героем.

Тема произведения — хитрость солдата, который смог из обыкновенного предмета сварить кашу. А идею, что в жизни всегда помогают находчивость и смекалка, прекрасно отображают пословицы и поговорки, которые есть у русского народа:

Идея этой народной сказки раскрывается по сюжету произведения через:

Когда дети читают это произведение вместе со взрослыми, делают его разбор, лучше понимается сюжет, осознаётся, какие качества проявляются у солдата в самой обыденной ситуации.

Читательский дневник по русской народной сказке «Каша из топора»

Название произведения: «Каша из топора»

Жанр: бытовая сказка

Главные герои: солдат, старуха.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Солдат — озорной и хитрый.

Умный и смекалистый.

Проучил злобную старуху.

Старушка — жадная и злая.

Пожалела угостить бедного солдата.

Краткое содержание «Каша из топора»

К старухе пришёл солдат с просьбой поесть.

Сначала старуха сделала вид, что не слышит, а потом сказала, что для еды нет продуктов.

Служивый предложил из топора кашу сварить.

Во время варки к топору добавили крупу и масло, а потом старуха ещё достала соль и хлеб.

Солдат со старухой поели кашу.

А топор, по словам солдата, не доварился, и он его забрал с собой.

План сказки:

3. Предложение служивого.

6. Топор не доварился.

Основная мысль сказки «Каша из топора»

Главная мысль сказки в том, что смекалка очень сильно помогает в жизни.

Основная идея сказки в том, что жадность всегда наказывается.

Чему учит сказка

Сказка учит не отчаиваться в трудных ситуациях, а искать выход, проявляя смекалку.

Учит не быть жадными.

Краткий отзыв по сказке «Каша из топора» для читательского дневника:

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что быть бережливым — хорошо, а вот жадным — плохо.

Старушка пожадничала, не хотела угостить служивого, а в итоге не только помогла приготовить кашу, но и без топора осталась.

Это весёлая, поучительная сказка.

В ней рассказывается о том, как хитрый солдат проучил жадную старушку.

Мне понравился находчивый солдат.

Он был умным и хитрым.

И сумел сделать так, чтобы и поесть сытно, и с прибылью уйти.

Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что любой гость в доме — к радости.

А значит и встречать его нужно хорошо.

Не жадничать, а проявлять гостеприимство.

Пословицы к произведению:

Иногда не нужен учёный, а нужен смышлёный.

Скупой платит дважды.

Жадность всякому горю начало.

Глупый киснет, а умный всё промыслит.

Жадность покою лютый враг.

Словарь неизвестных слов:

Сказка ложь, да в ней намек

Какие еще выводы — кроме очевидных, что — это сытый человек, и что сообразительность поможет найти выход из любой ситуации, — позволяет сделать сказка «Каша из топора»? Ее скрытый урок, актуальный во все времена, можно выразить так: был бы топор, а каша сварится.

Положительному герою удается достичь своей цели (сварить кашу/утолить голод), не имея никаких к этому объективных средств. Солдат вполне серьезно пытается сварить топор, что с позиций здравого смысла совершенно невозможно. В этом смысле сказка «Каша из топора» сближается с итальянской поговоркой: «Ты жарь, жарь, а рыба будет!» Если цель кажется недостижимой из-за отсутствия средств, отбросьте все сомнения и работайте с тем, что есть, подгоняя свои действия под желаемый результат.

Что делать после увольнения в запас?

Недаром ведь часто бывшие военнослужащие вытаскивают детей из рек – просто они ведь всегда начеку…

Итак, солдат никогда не «в отпуску». Если ты подлинный защитник слабых и правых и борец со Злом – работа и хлеб для тебя всегда найдутся.

Таков глубинный архетип всех сказок о весёлых, хитрых и неунывающих о жизни «служивых солдатах»…

Наверняка вы помните как 4-лапый старик-ветеран охраны (пёс) спасал бэби от «злого волка», «тащившего его в лес». Но это уже юмор…

Сочинение на тему каша из топора 5 класс

3 варианта

Про “Кашу из топора” можно много всего сказать хорошего своими словами. Это народная сказка, поэтому в ней изначально заложена людская мудрость. В истории противопоставляются два образа: добрый, позитивный, неунывающий, смышленный и изобретательный бравый солдат, который держит дорогу домой, уговаривая дать переночевать и накормить радушную хозяйку. Да вот только вторая героиня истории оказывается, напротив, скупой, недружелюбной, с трудом соглашающейся на уступки. Но находчивость служивого помогает ему в данной ситуации. Старуха соглашается предоставить ночлег, а вот продуктов приготовить еду у нее, оказывается, нет у самой, хотя ясно, что та не хочет лишь поделиться. У солдата пусто в желудке, но есть в голове хорошая идея. Додумавшись, что можно сварить топор и приготовить из него кашу, он предлагает это хозяйке. А той интересно, как из топора можно сделать кашу? И она все выполняет, что предлагает солдат. Вместе два персонажа варят топор, затем старуха соглашается найти для каши соль, а еще приносит по просьбе крупу, даже масло. Вот уж сварена каша, сытная и аппетитная, будь приготовлена из топора или без него! Так и не поняла старуха уловки! А топор служивый унес под предлогом, что доварит потом сам, чтобы доесть. Сказка положительная, легко читается, учит быть решительным, отчаянным и находчивым, а не скупым и прижимистым. Легко запоминается, смысл хорошо прослеживается. Можно заучить с детьми, вместе с ними обсудить, что воспитывает сказка, какие прививает качества, попросить ребенка пересказать. Интересная и поучительная история!
Русская народная сказка “Каша из топора”

Жанр: народная бытовая сказка
Главные герои сказки “Каша из топора” и их характеристика
Солдат, хитрый, опытный, смекалистый. Привык всего добиваться сам, и если видит несправедливость, бороться с ней. Старуха, жадная и скупая, пожалела угостить солдата, а в итоге осталась без топора, но зато каши солдатской попробовала.
План пересказа сказки “Каша из топора”
Путь домой Жадная старуха Топор Соль Крупа Масло Вкусная каша Недоваренный топор.
Кратчайшее содержание сказки “Каша из топора” для читательского дневника в 6 предложений:
Уставший солдат стучит в дом к старухе Старуха жадничает и не хочет кормить солдата Солдат предлагает сварить кашу из топора Старуха дает ему соль, крупу и масло Каша получается вкусная и наваристая Солдат забирает топор,чтобы доварить его по дороге.
Главная мысль сказки “Каша из топора”
Солдат бывалый нигде не пропадет и кашу с топора сварит.
Чему учит сказка “Каша из топора”
Сказка учит находчивости, смекалке, хитрости. Учит не быть жадным, скупым. Учит делиться с тем, кто нуждается, учит помогать другим людям и наказывать зло.
Отзыв на сказку “Каша из топора”
Очень красивая и поучительная сказка. Солдат обманул жадную старуху и не только сварил хорошую вкусную кашу, но и топор унес с собой. Именно так надо учить тех, кто слишком жаден.
Пословицы сказке “Каша из топора”
Жадность последнего ума лишает. Глупый киснет, а умный все промыслит.

Сказка “Каша из топора” своим авторским происхождением связана с народной мудростью. Она знакома каждому с детства. Данная история со смыслом, суть которой сводится, что не надо быть жадным и скупым, а доверчивым и радушным. А еще можно учиться смекалке и находчивости у отставного солдата, который отправлялся домой, а по пути проголодался, да попросился на ночлег. Героев в этой сказке всего двое: старуха, хозяйка избушки, да служивый, которому нечем подкрепиться, нечем заплатить за еду, у него есть только находчивость, а карман пустой. Шел солдат со службы, попросился на побывку к старухе. Та пустила под крышу дома, а вот поесть не предложила. На просьбу покормить отвечала, что самой нечем подкрепиться, да нет продуктов. А наученный жизнью солдат сообразил, как можно быть в этой ситуации. На глаза ему попался топор, кашу из которого тот предложил приготовить. Как варить кашу из топора хозяйке было невдомек, поэтому она пошла навстречу. Пока варился топор, солдат попросил соли, иначе не вкусно. Старуха подала соль. А потом служивый подсказал, что к топору бы еще крупы. Вмиг появилась крупа. Потом для каши еще потребовалось масло. Ели солдат со старухой кашу и нахваливали. А вот топор оказался “недоваренным” и солдат взял с собой, пояснив, что потом доварит и доест. Очень поучительная и мудрая сказка!

  • Каков сюжет рассказа фотография на которой меня нет
  • Какова главная мысль сказки зимовье зверей
  • Каков сюжет рассказа антоновские яблоки
  • Каков состав семьи героини рассказа чистый понедельник
  • Каков смысл противопоставления данко и ларры в рассказе старуха изергиль