Какова главная тема рассказа однодум

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Лесков
  4. Анализ рассказа Однодум

Произведение является первым рассказом, вошедшим в прозаический цикл под названием «Праведники».

Центральным персонажем рассказа представляется Александр Афанасьевич Рыжов, описанный в образе мужчины средних лет, отличающегося богатырской фигурой, а также сильной, волевой натурой. В далекой юности Рыжов работает почтальоном, а впоследствии поступает на службу городским квартальным, а в дальнейшем исполняет обязанности городничего.

Рыжов, прозванный в рассказе Однодумом, демонстрируется писателем в качестве героя-праведника, соблюдающим неукоснительно все библейские заповеди. Среди местного населения Александр Афанасьевич слывет еретиком, юродивым и чудаком, поскольку увлекается написанием книжного опуса, представляющего собой автобиографическую летопись с религиозно-философской направленностью.

Поведение Однодума полностью копирует образы библейских пророков, тексты проповедей которых он изучил дословно.

Проявление праведности Рыжова выражается в его категорическом отказе от получения взяток, подношений, подарков, существования вместе с семьей на его мизерное жалованье, отсутствия необходимых денежных средств для приобретения одежды. При этом Однодум обладает определенной смелостью и не робеет в присутствии вышестоящего начальства, высказывая им в лицо негативные моменты в их работе, последствия которой испытывает на себе простой народ.

В то же время, позиционируя себя праведником, проявляет жестокость и грубость по отношению к собственной супруге, называемую им «бабой», заставляя ее полностью подчиняться его требованиям, называть мужа исключительно на «вы», а в случае нарушения библейских заповедей Рыжов позволяет себя учить неразумную жену с применением физического насилия при помощи кулаков.

Жизнь Однодума подобно ветхозаветному праведнику заканчивается в глубокой старости в возрасте девяноста лет.

Авторский замысел рассказа заключается в изображении одной из характерных черт русской национальной натуры в виде нравственного максимализма, выражающего идеи библейского социализма и философии крестьянских утопистов.

10 класс

Анализ рассказа Однодум

Анализ рассказа Однодум

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Доброта человека

    Доброта человека – тема, которую поднимают в обществе уже много веков. До сих пор ведутся активные споры на эту тему.

  • Сочинение на тему Человеку нужен человек

    Я считаю, что жить без людей, отрешенно — невозможно, или, по крайней мере, это не приведёт ни к чему хорошему. Человек – существо биосоциальное, то есть социум является для него такой же неотъемлемой частью, как и биологическая составляющая

  • Сочинение про Фразеологизмы

    Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые состоят из неделимых словосочетаний. Данные выражения созданы путём использования переносного значения слов.

  • Отзыв о романе Мастер и Маргарита Булгакова

    Михаил Афанасьевич Булгаков подарил миру русской литературы хорошее наследие. Его романы, повести, рассказы читаются большим количеством людей даже сегодня. В своем творчестве Булгаков любил высмеивать власть, абсурдность советского строя

  • Сочинение по картине Рылова В голубом просторе 3 класс (описание)

    На картине Рылова «В голубом просторе» изображен морской пейзаж. Мы видим летнее голубое небо. По нему проплывают легкие, пушистые облака. Над бескрайним морским простором летит стая белоснежных лебедей.

Конспект урока литературы в 10 классе

по рассказу Н.С. Лескова «Однодум»

учителя русского языка и литература

МОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа»

Житниковой Галины Александровны

Тема урока: Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум»

Цели урока:

Образовательные:

1.Организовать деятельность обучающихся по анализу рассказа Н.С.Лескова «Однодум».

2.Учить обобщать, делать выводы при работе с текстом художественного произведения.

Воспитательные:

1.Вызвать интерес к исторической эпохе, необычной жизненной позиции главного героя.

2.Формировать потребность в духовно-нравственном самосовершенствовании.

Развивающие:

1.Содействовать умению строить монологические высказывания.

2.Способствовать обогащению словарного запаса обучающихся.

Ход урока:

  1. Слово учителя

Значительное место в творчестве Н.С. Лескова занял большой цикл рассказов о «праведниках». Создавая их, писатель опирался прежде всего на традиции древнерусской литературы, которая стремилась во многих своих творениях нарисовать радетелей за «правду» (жития святых). Таким героям присущи чувство справедливости, жажда деятельного добра и сострадания, бескорыстие, готовность к самопожертвованию.

Лескову импонировали эти герои и их человеческие качества. Цель рассказов Лескова — ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством…». Особой разновидностью «праведников» в художественном мире Лескова стали «чудаки», российские донкихоты (странники). Таким героем донкихотовского склада у Лескова был «праведник» Рыжов из рассказа «Однодум», удивительный человек, выросший в бедности и сиротстве, философ и самоучка.

— Когда был опубликован рассказ «Однодум»?

В 1879 году в газете «Еженедельное новое время» был опубликован рассказ «Однодум» под общим заголовком «Русские антики. Из рассказов о трёх праведниках. Тексту рассказа предшествовало предисловие, в котором писатель поведал о своём несогласии «с большим русским писателем» (имелся в виду А.Ф. Писемский), который утверждал, что «ни в чьей русской душе не видишь ничего, кроме дряни». Чтобы опровергнуть это мнение, Н.С. Лесов задался целью найти на Руси таких людей, чья жизнь свидетельствовала бы об ином. Результатом этого поиска и стала знаменитая лесковская галерея праведников.

— Дайте характеристику эпохи, в которую жил герой произведения.

2.Историческая справка.

Характеристика эпохи, в которую жил герой произведения.

Ко времени царствования Екатерины 2 Российская империя благодаря преобразованиям Петра 1 стала мощной мировой державой. Об этом свидетельствуют развитие промышленности, просвещения, расцвет науки, искусства, литературы, ряд выдающихся открытий, изобретений. Но в связи с развитием производственных сил резко обострились социальные отношения. Внутренняя политика Екатерины 2 защищала прежде всего интересы дворянства, купечества: дворяне были освобождены от военной службы, указами 1765-1767 годов помещикам давалось право без суда и следствия ссылать крестьян на каторгу, всякая жалоба крестьян на помещика тоже каралась каторгой. Бесправие крестьян выражалось в том, что не существовало никаких размеров крестьянских повинностей, оброка, в отработке барщины, широкие размеры приняла торговля людьми (крестьянами), крепостные подвергались истязаниям, в тюрьмах существовали специальные орудия пыток, увеличилось число бунтующих крестьян.

3.Анализ произведения.

— Итак, история человека, жившего в эпоху правления Екатерины 2, внешне не богата событиями: родился в семье «приказного рода супругов», в 14 лет стал «охочим ходоком с почтою», лет в 26 занял должность квартального и был отмечен за службу орденом Святого Владимира. Прожил Рыжов почти 90 лет.

— Какие характеристики имеет герой?

(«мелкотравчатый» — низкое происхождение, из мелких чиновников;

«…породою удался в мать: он был рослый, плечистый, почти атлет, необъятной силы и несокрушимого здоровья…»;

«…в 14 лет считал грехом есть материн хлеб…»)

— Какие события и факты запечатлелись жителям Солигалича, и какое место они занимают в композиции рассказа?

(экспозиция – происхождение, характеристика героя,

сюжетный ряд – перечисление фактов биографии героя,

кульминация – приезд губернатора,

эпилог, развязка – сообщение о награде и смерти)

— Стояла ли перед Рыжовым цель добиться более или менее серьезного общественного положения? (нет)

— Что было важно показать для Лескова: служебный путь героя или его глубинное содержание?

(Для автора особый интерес представляет жизненная позиция Рыжова.)

— В чем состоит его жизненная позиция?

— О чем его вечная и постоянная забота?

— Какова система ценностных ориентаций героя? (см. гл. 1, 4)

— Какова общая характеристика философии жизни Рыжова? (см. гл.5)

— Как пытались городничий и протопоп склонить Рыжова к лихоимству? (см. гл. 5-6)

— Какие библейские воззрения прилагал к делу квартальный Рыжов? (гл.

— Вспомните эпизоды, где герой говорит эти слова.

Заполним таблицу:

Добродетель

Подтверждение

законопослушание

— выше всего ставил закон «в поте лица своего ешь свой хлеб»,

— «даров не приемлю»

Ответственность за свои поступки, добропорядочность

«женитьба – вещь добрая, она от Бога показана: если требуется – я женюсь»

Честность

«ложь заповедью запрещена – я лгать не стану»

правдивость

« я правду всегда говорю и живу по ней…»

совестливость

«делай по совести»

— Какие два периода можно выделить в его нравственном развитии?

(1.Период духовного созревания – гл.2

2.Период деятельности)

Герой склонен к мудрствованию (любомудрию), имеет философский склад ума.

— Какими прозвищами-именованиями наделен Рыжов?

(однодум, библейский муж, полицейский философ, библейский социалист)

Образ жизни и образ мыслей квартального неоднозначно воспринимают окружающие его люди.

— Как чаще всего именуют героя жители и автор-повествователь? (автор-повествователь: загадочный чудак, однодум, библейский чудак, этот чудак, солигаличский антик; простецы: такой-некий-этакой, отчаянный, батюшка)

В глазах обыкновенных людей не такой, как все, странный человек. Его не понимают. Он одинок. Основная его черта – религиозность. «Всякому то кажется странно, что самому не свойственно»

Честная, скромная, неприхотливая, обдуманная и прочувствованная жизнь квартального вызвала у «надменного» губернатора уважение. «Характер ваш почтителен», — говорит он Рыжову.

— Каков смысл названия рассказа? (неизменен, верен себе всегда, при любых обстоятельствах. «Образа жизни и отношений к людям Рыжов тоже не менял»)

— Какова главная тема рассказа?

Тема личной ответственности за свой жизненный путь. Духовная опора – не в религии, а в культурной традиции, высокой нравственности.

4. Рефлексия.

— О чем заставил вас задуматься этот рассказ? Что взволновало, какие чувства вызвало прочтение рассказа?

2015 год

Тема и проблематика

Тема
«Однодума» — противостояние личности
обществу. Никакие несовершенства
государственной власти не смогли сломить
живущего по вере и по совести человека.

Одна
из важнейших проблем повести – лицемерие
православных,

начиная от простых людей, жителей
провинциального Солигалича, и заканчивая
протопопом. Все они считают православие
Рыжова «сомнительным» на том лишь
основании, что «кто Библию прочитал и
«до Христа дочитался»… этакие люди что
юродивые».

Жители
Солигалича, например, боятся служить в
пешей почте, подозревая в такой службе
что-нибудь еретическое.

Социальные
проблемы повести Лесков осмысливает
сатирически.
Смелое
заявление о том, что тот, кто читает
Библию и живёт по заповедям, не беря
мзды – отступник от веры, контрастирует
с иным образом жизни всех российских
правителей от мала до велика.

Губернатор
Ланской просто не верит, что городничий
может жить на жалование 10 рублей,
утверждая, что «такого человека во всей
России нет». Получается, что честно
служить в России невозможно, именно
умеренное мздоимство – основа
государственных устоев.

Сюжет и композиция

Действие
рассказа происходят во второй половине
18 в., во времена Екатерины ІІ.

Композиция
произведения «Однодум» линейная, что
характерно для повести и жития.

Название – это прозвище главного героя
Рыжова, так же называющего синие тетради,
в которых он записывает свои рассуждения
и пророчества, выведенные из Библии.
Название объясняет жизненную позицию
героя, однажды в юности решившего
следовать праведной жизни, основой
которой стали библейские заповеди, и
не свернувшего с этого пути.

Вера
Рыжова в правильность выбранного пути
многократно подвергалась испытаниям
в соответствии с канонами жития. Одно
из них – испытание бедностью. Рыжов
отказывается приобретать обмундирование,
«одевается в простоте», очень скромно
хоронит мать и по-спартански живет с
женой.

испытанию
подвергается вера Рыжова. Протопоп стал
искать доказательства безбожия Рыжова,
уклонения его от православия, но не
нашёл их.

Рыжова
призывают жениться, но и это требование
он принимает с христианской покорностью:
«И женитьба вещь добрая». Женитьба никак
не влияет на его мировоззрение, он не
становится «к дарам приимчив и начальству
предан», потому что с женой, досужей
крестьянской женщиной, жил по-библейски,
в «самой строжайшей умеренности».

Главным
испытанием для Рыжова становится приезд
губернатора Костромы Ланского. Рыжов,
исполняющий должность умершего
городничего, не имел форменной одежды,
потому что ему не за что было её приобрести,
но не смущался этим.

Кроме
того, Рыжов в ожидании губернатора
испачкал белые «ретузы» в национальные
цвета, посидев на свежевыкрашенном
шлагбауме. Кульминацией повести
становится анекдотическая ситуация,
когда Рыжов буквально нагибает
губернатора, надменно вошедшего в
церковь, в полный поклон.

Конец
жизни героя, в соответствии с жанром,
спокойный и благословенный. Легко
прошедший испытание властью, Рыжов
выдержал и последнее, не загордившись
от полученной награды – владимирского
креста, дарующего квартальному дворянство.

Конспект урока литературы в 10 классе

 по рассказу  Н.С. Лескова «Однодум»

учителя русского языка и литература

МБОУ СОШ №1 округа Муром

Мазепы Татьяны Сергеевны

ТЕМА:  Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.

ЦЕЛЬ:-  раскрыть идейное содержание рассказа Н.С. Лескова «Однодум»;

 — развитие умений анализа рассказа в единстве  идейного и языкового содержания произведения

Вступление

Чтение и анализ рассказа «Однодум» Н.С. Лескова завершает знакомство учащихся с   творчеством писателя,  центральной в котором была тема праведничества. Данному уроку предшествовал урок-лекция, в котором излагалась концепция праведничества. Эту тему я строила на высказываниях Н.С. Лескова и с привлечением материала известных учащимся художественных произведений (рассказ «Зверь» — 5 класс, «Человек на часах» и «Тупейный художник» – 7 класс).

Цель данного конспекта – предложить  коллегам возможный вариант анализа рассказа Н.С. Лескова «Однодум» в единстве идейного и языкового содержания.

Ход урока.

  1. Слово учителя

В 1879 году в газете «Еженедельное новое время» был опубликован рассказ «Однодум» под общим заголовком «Русские антики. Из рассказов о трёх праведниках. Тексту рассказа предшествовало предисловие, в котором писатель поведал о своём несогласии «с большим русским писателем» (имелся в виду А.Ф. Писемский), который утверждал, что «ни в чьей русской душе не видишь ничего, кроме дряни». Чтобы опровергнуть это мнение, Н.С. Лесов задался целью найти на Руси таких людей, чья жизнь свидетельствовала бы об ином. Результатом этого поиска и стала знаменитая лесковская галерея праведников.

В 1880 году Лесков издал сборник-цикл «Три праведника и один Шерамур», в который вошли рассказы «Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Русский демократ в Польше», «Шерамур». Рассказам был предпослан эпиграф: «Без трёх праведных несть граду стояния». Связующими фактами в цикле являются мотивы поиска и пути. С Рыжовым, героем «Однодума», повествователь встретился в самом начале «розыска трёх праведных», в «Пигмее» он продолжает поиск «сердец… потеплее и душ поучастливее», рассказ «Русский демократ в Польше» завершается убеждёнными словами повествователя «таких людей необходимо знать, им подражать, если есть сила вместить благородный патриотический дух, который согревал их сердца, окрылял слово и руководил поступками».

Герой рассказа «Однодум» — плод «наблюдения, запоминания и собирания» писателя. Его прототипом был солигаличский квартальный. О нем ходили легенды как о человеке, воплощавшем исключительную честность и бескорыстие. Возможно, что Лескова вдохновила на создание этого образа не только легенда о Рыжове. Сын Н.С.Лескова утверждал, что отца вдохновили строки из «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н.В.Гоголя, который призывал (Н.М. Языкова): «Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика, какие, к чести породы русской, находятся посреди отважнейших взяточников, которые не берут и тогда, когда всё берёт вокруг них… Ублажи гимном того исполина, какой выходит только из русской земли который вдруг пробуждается от позорного сна, становится вдруг другим … первым ратником добра». Лесов как бы откликается на страстные слова Гоголя, создавая образы героев-праведников и искренне полагая, что «дело честного писателя – служить тому, чтобы Царство Божие настало на земле как можно скорее и всесовершеннее».

Сам Лесков дал такое определение праведников: «праведники – это такие святые, которые пребывают в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни». Примечательно, что Лесков не только показал праведную жизнь таких людей, но и запечатлел процесс творения легенды о них, вскрывая отношение к ним окружающих.

  1. Анализ рассказа «Однодум»
  1. Проверка домашнего задания

(учащимся было дано задание выяснить значение устаревших слов и выражений, которые в обилии встречаются в рассказе «Однодум»)

Солигалич – город, основан в 1335 году вместе с монастырём и церковью Вознесения Христа галичским князем Фёдором Семёновичем. Когда были открыты соляные источники, город получил название Солей, к которому, для отличия от подобных месторождений,  было прибавлено название «Галичских».

Питейный дом – шинок, кабак.

Соляные варницы – солеварни, к которых из природного рассола вываривается соль.

Мелкотравчатый – здесь: в значении мелкий служащий или человек незнатного происхождения.

Скоромные дни – дни, когда верующие едят скоромное, т.е. мясо, молоко, яйца.

Предводительствовал стеною на кулачных боях-  руководил ватагой, группой участников кулачного боя, любимого  занятия мужского городского простонародного населения.

Еретический —   в переносном значении отклоняющийся от  чего-либо принятого в обществе за неоспоримое.

Уряд – порядок, обиход.

Будочник – нижний полицейский чин, живший в будке, маленьком деревянном или каменном доме. Кроме того, около присутственных мест или на площадях стояли трёхцветные будки, в которых укрывались городовые от непогоды. В начале 1860-х годов будочники были заменены городовыми.

Коленкор – бумажное полотно, тонкая ткань.

Притч (причёт) – служители одного храма (прихода).

Ражая – дородная, крепкая, здоровая, красивая.

Стихарь – длинная прямая одежда священнослужителя.

  1. Беседа

Вопрос:  Какова история жизни Рыжова? Богата ли она событиями?

(ответы учащихся: история Рыжова внешне не богата событиями: родился в семье «приказного рода супругов» в Солигаличе, в 14 лет стал «ходоком с почтою», в 26 лет занял должность квартального и был отмечен за службу орденом св. Владимира. Прожил Рыжов «почти девяносто лет». Жизнь его, по словам автора, такая, что рассказывать нечего)

Вопрос: Можно ли утверждать, что судьба улыбнулась Рыжову, ведь он сделал карьеру, занял определённое положение в социальное иерархии?

(ответы учащихся:

С одной стороны, да, но с другой стороны – нет, так как перед ним не стояла цель добиться более или менее серьёзного общественного положения. Поэтому он не испытывает особенной радости от этого. Для него было важно другое)

Вопрос: сформулируйте, что было важно для нашего героя?

(ответы учащихся:

Для автора-повествователя было важно не показать служебный путь Рыжова, внешние изменения в его жизни, а показать его религиозно-нравственный опыт, глубинное содержание его личности.)

Вопрос: о чём свидетельствует прозвище героя, вынесенное втором в заглавие? 

(ответы учащихся:

Для автора-повествователя особый интерес представляет система ценностей героя, его «миропереживания», жизненная позиция)

Вопрос:  Почему читатель вправе считать именно так? Докажите вашу точку зрения, опираясь на текст рассказа.

(ответы учащихся:

Во-первых, на это указывает название «Однодум»

Во-вторых, реплики автора-повествователя и описания поведения героя, например¸ в период исполнения обязанностей городничего: «образа жизни своей и отношений к людям Рыжов тоже не менял»)

Слово учителя. Обратите внимание на такой художественный приём, как совмещение временных пластов: сюжетного времени и времени рассказывания. Временное распределение материала в значительной степени определило структуру рассказа.  Найдите в рассказе структурные элементы.

(ответы учащихся: повествование о происхождении героя, характеристика и описание его внешности составляют экспозицию; перечисление основных биографических фактов формируют сюжетный ряд; эпизод приезда губернатора выделен как кульминационный момент. Короткий эпилог-развязка – сообщение о награждении и смерти Рыжова).

Слово учителя. Совмещение временных пластов обусловило постоянное и оценочное сравнение старого и нового: «Всё тогда было величественно, степенно и серьёзно, под стать тому доброму времени часто противопоставляемому нынешнему времени, не доброму и не серьёзному».

Вопрос: Какую черту героя автор подчёркивает чаще других? Как вы понимаете её?

(ответы учащихся:

Главное и наиболее употребительное – склонность к мудрствованию (любомудрие). Это название пошло от названия книги, в которую Рыжов «вписывал» «свои верования и взгляды», а также пророчества.)

Вопрос:  Дайте общую характеристику «философии жизни» героя.

(ответы учащихся:

— в самом начале рассказа об этом сказано так: «здоровая душа», «строго и трезвое настроение», «умеренность во всём»,  «не прибегал ни к чьей помощи»)

Вопрос:  Какие библейские воззрения «прилагал к делу» квартальный Рыжов? Вспомните эпизоды, где герой говорит эти слова.

Заполним таблицу:

Добродетель

Подтверждение

законопослушание

— выше всего ставил закон  «в поте лица своего ешь свой хлеб»,

— «даров не приемлю»

Ответственность за свои поступки, добропорядочность

«женитьба – вещь добрая, она от Бога показана: если требуется – я женюсь»

Честность

«ложь заповедью запрещена – я лгать не стану»

правдивость

« я правду всегда говорю и живу по ней…»

совестливость

«делай по совести»

Вопрос:  Поступки героя, совершаемые в «обычных условиях семейной и общественной жизни», его образ жизни являются подтверждением праведности героя»? Как «Однодум» исполнял свой долг?

(учащиеся приводят эпизоды:

— описание первого дня службы;

— сцена устранения будочников;

— повествование о подготовке к приезду губернатора;

— встреча губернатора и сцена в церкви;

— рассказ о принятии ордена;

— рассказ о женитьбе и семейной жизни)

Все эти эпизоды свидетельствуют о том, что Рыжов честно служил и «даже в мыслях отчитывался Единому».

Вопрос: А как воспринимают образ мыслей и поступки героя окружающие люди? Как чаще всего именуют героя жители Солигача?

Давайте проведём лингвистическое исследование. Найдите в тексте рассказа определения, характеризующие героя.

(ответы учащихся:

 Автор-повествователь: «загадочный чудак», «библейский чудак», «солигачиский антик»,

Ланской: «этакие люди что юродивые», «удивительный человек», «отчаянный»,

Городничий:  «экий дурак»

Простецы: «батюшка», «отчаянный», «такой-некий-этакий»)

Вывод: большинство наименований показывают, что в глазах обыкновенных людей Однодум – не такой, как все, странный человек. Его многие просто не понимают. Поэтому он одинок среди людей.

— Объясняет ли сам Рыжов своё поведение?

(Основой его философии и образа жизни является вера. Как и все люди Рыжов наделён изначально богобоязнью, определяющей его душевное состояние. Проникновение в священное писание, правдоискательство, приближение к идеалу Христа формируют в Рыжове тип душевного строя, присущего человеку, устремлённому к Богу. Иначе к праведнику.)

Вывод: Образ Рыжова  — художественное воплощение национального характера, в котором подчёркнута его основная черта – религиозность. «Живой дух веры» помогает квартальному остаться самим собой в любых ситуациях, при любых обстоятельствах. «Всякому то кажется странно, что самому не свойственно, — заявляет герой.

Однодум – типичный лесковский праведник. Его праведники проживают «изо дня в день праведно долгую жизнь¸ не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего».

Лесковские герои «жаждут единодушия… с отечеством, принимая сложившийся порядок как творение Бога, не подвергая сомнению и критике авторитет власти. Именно поэтому лесковские праведники – патриоты, видящие смысл и основное содержание своей жизни  в честном служении родине. Таковы Постников, герой рассказа «Человек на часах», Флягин герой повести «Очарованный странник», Левша- герой одноименного рассказа.

Вопрос: Скажите, о чем заставил вас задуматься этот рассказ? Что взволновало, какие чувства вызвало?

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Лесков
  4. Анализ рассказа Однодум

Произведение является первым рассказом, вошедшим в прозаический цикл под названием «Праведники».

Центральным персонажем рассказа представляется Александр Афанасьевич Рыжов, описанный в образе мужчины средних лет, отличающегося богатырской фигурой, а также сильной, волевой натурой. В далекой юности Рыжов работает почтальоном, а впоследствии поступает на службу городским квартальным, а в дальнейшем исполняет обязанности городничего.

Рыжов, прозванный в рассказе Однодумом, демонстрируется писателем в качестве героя-праведника, соблюдающим неукоснительно все библейские заповеди. Среди местного населения Александр Афанасьевич слывет еретиком, юродивым и чудаком, поскольку увлекается написанием книжного опуса, представляющего собой автобиографическую летопись с религиозно-философской направленностью.

Поведение Однодума полностью копирует образы библейских пророков, тексты проповедей которых он изучил дословно.

Проявление праведности Рыжова выражается в его категорическом отказе от получения взяток, подношений, подарков, существования вместе с семьей на его мизерное жалованье, отсутствия необходимых денежных средств для приобретения одежды. При этом Однодум обладает определенной смелостью и не робеет в присутствии вышестоящего начальства, высказывая им в лицо негативные моменты в их работе, последствия которой испытывает на себе простой народ.

В то же время, позиционируя себя праведником, проявляет жестокость и грубость по отношению к собственной супруге, называемую им «бабой», заставляя ее полностью подчиняться его требованиям, называть мужа исключительно на «вы», а в случае нарушения библейских заповедей Рыжов позволяет себя учить неразумную жену с применением физического насилия при помощи кулаков.

Жизнь Однодума подобно ветхозаветному праведнику заканчивается в глубокой старости в возрасте девяноста лет.

Авторский замысел рассказа заключается в изображении одной из характерных черт русской национальной натуры в виде нравственного максимализма, выражающего идеи библейского социализма и философии крестьянских утопистов.

10 класс

Другие сочинения: ← Анализ произведения Леди Макбет Мценского уезда↑ ЛесковАнализ рассказа Запечатлённый ангел →

Однодум Детство и юность Александра Рыжова В царствование Екатерины II, в городке Солигалич, Костромской губернии в семье мелкого канцелярского служителя Рыжова родился сын Алексашка. Потеряв в малолетнем возрасте отца, воспитывался матерью, продававшей на рынке пироги собственного изготовления. Грамоте мальчик выучился у бедного дьяка. И тогда уже стал зарабатывать свои первые копейки тем, что писал старухам заупокойные воспоминания. Физически работать начал с четырнадцати лет. В шестнадцать определился в пешую почту и должен был раз в неделю ходить из Солигалича в Чухлому и обратно. На этой изнурительной и скудно оплачиваемой работе зимой и летом «думал он свои сиротские думы, какие слагались в нем под живым впечатлением всего, что встречал, что видел и слышал. При таких условиях из него мог бы выйти поэт вроде Бёрнса или Кольцова, но у Рыжова была другая складка, — не поэтическая, а философская… Почтовая сума до такой степени была нипочем его могучей спине, что он, кроме этой, всегда носил с собою другую сумку, в которой лежала толстая книга, имевшая на него неодолимое влияние. Книга эта была Библия». Рыжов знал наизусть писания многих пророков и особенно любил Исайю. Юноша решил быть честным и с Богом, и с людьми, и прожить жизнь в согласии с совестью. Устройство на службу Проходил так Рыжов около двенадцати лет, пока пешая почта не заменилась конною. В Солигаличе умер старый квартальный, и Рыжов задумал проситься на его место. Должность эта, хотя и невысокая, по значимости стояла для жителей таких уездных городков на 4-м месте (после императора, губернатора и городничего). «Место довольно выгодное, если человек, его занимающий, хорошо умел стащить с каждого воза полено дров, пару бураков или кочан капусты; но если он не умел этого, то ему было бы плохо». Рыжов с первого же дня службы «оказался по должности ретив и исправен». Порядок на базаре и во всем городе он навел довольно быстро. Слабых защищал, наглецов наказывал, а бездельников и бродяг определял на работу. И что было самым странным — не брал взяток, отвечая так: «Мзду брать Бог запрещает». Городничий же, не получая от нового квартального подношений, «возмутился духом и воздвиг на Рыжова едкое гонение». Так как он не мог найти неправды или изъяна в служебной деятельности Рыжова, то попросил протопопа разузнать, нет ли в Рыжове какого-нибудь духовного нерадения, греха и еретичества. Но протопоп отвечал, что «явного неправославия в Рыжове он не усматривает, а замечает в нем некую гордыню…» А протопопица, смеясь, сказала мужу: «Вот бы кому пристало у алтаря стоять, а не вам, обиралам духовным». Рыжов не заботился, что о нем думают: он честно служил всем и не угождал никому; в мыслях же своих отчитывался Богу. За что его и уважали, хотя и говорили насмешливо, что квартальный у них «такой-некий-этакой». Через тридцать лет безупречной службы, он был поставлен городничим. Дневник Рыжова под названием «Однодум». Было у Александра Рыжова одно увлечение. Вёл он своеобразный дневник, в который заносил библейские цитаты и свои рассуждения о жизни. Если происходило какое важное событие — стихийное бедствие, коронация государя, появление нового закона — Рыжов записывал это в большую тетрадь, сопровождая всё это собственными комментариями. Тетради, по мере их заполнения, подшивал в одну обложку, на которой стояла многозначительная надпись «Однодум». Никто не знал, что таится в этой книге, и от этого она казалась окружающим не только таинственной, но и крамольной. С появлением книги, он получил прозвище Однодум, которое приклеилось к нему до конца жизни. Новый Костромской губернатор С. С. Ланской посетил с инспекцией Солигалич и был весьма удивлен, что на таком «соблазнительном» посту находится необычайно честный и бескорыстный чиновник. Заинтересовался губернатор и «Однодумом», так как ему услужливо донесли о подозрительной книге. Полистав её, Ланской удивился, что прежние пророчества Рыжова исполнились. По прошествии двух лет квартальному Рыжову был прислан дарующий дворянство Владимирский крест — первый владимирский крест, пожалованный квартальному. «И крест и грамота были вручены Александру Афанасьевичу с объявлением, что удостоен он сея чести и сего пожалования по представлению Ланского. Рыжов принял орден, посмотрел на него и проговорил вслух: «Чудак!» Жил Александр Афанасьевич до девяноста лет, аккуратно отмечая всё в своём «Однодуме». И ещё много лет после его смерти люди вспоминали удивительного философа.

Похожие материалы:

  • А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» краткое содержание — .
  • «Смерть Вазир-Мухтара» Тынянов — краткое содержание — .
  • «Пушкин» Тынянова — краткое содержание — .
  • «Кюхля» Тынянов — краткое содержание — .
  • «Холостяк» Тургенев — краткое содержание — .

trounin.ru

Живите честно, верьте в Бога и не требуйте для себя ничего, что бы вам желалось получить. Поступай так каждый — быть всеобщему счастью повсеместно распространённым. Но до той поры, пока люди ждут помощь от государства, почитают навязанные сверху религиозные представления, они не смогут достигнуть осуществления возводимых в мечту устремлений. Необходимо показывать на личном примере, никогда к такому не призывая других. Все должны придти к подобному мнению самостоятельно. Но нет в человеке потребности соответствовать собственным ожиданиям. В то время как встречаются те, чьё поведение скорее вызывает недоумение, хотя является ровно тем, чего более всего хотелось видеть.

Жил в России Однодум, либо он влачил жалкое существование, а то и мирился с текущим положением дел. От государства получал жалованье в десять рублей, чем старался довольствоваться. На эту сумму себя не прокормишь, не говоря уже о семье. Имея возможность обирать людей, Однодум до такого не опускался, чем удивлял начальство. Подумать только, чиновник довольствуется заработной платой, не помышляя о дополнительных доходах. Нужно в это только вдуматься! Государство специально создаёт условие для преступной деятельности, чтобы за это же журить население. Мало вдуматься! Требуется понять, отчего начальство само удивляется, видя среди себе подобных честного представителя.

Однодуму предстоит отвечать на вопросы, неизменно встречая недоумение на лицах собеседников. Он не боится оказаться в тюрьме, поскольку понимает: заключённых кормят лучше, им дают крышу над головой и не требуют исполнения обязательств. Будучи честным, Однодум в любой момент может за это пострадать. Мало того, что он прямо говорит начальству о проблемах, так он ещё сомневается в пользе православия. По его мнению — данная религия сомнительна. При этом Однодум верующий человек, любящий читать Библию. К тому же он умеет гадать по священному писанию, тем доводя собеседников до исступления, ибо может предсказывать неприятности государям, имея подтверждение уже исполнившихся прогнозов.

Придерживаясь негативного мнения о происходящем, Однодум поддерживал политику государства. Он считал полезным делом постоянно поднимать подати, только с условием, что богатые должны платить больше, но никак не наравне с бедными. Читателю приходится соглашаться с такими речами, находя в них сходство с имеющим место быть. Да вот чего не желал Однодум, о чём он бы не имел определённое представление, ничего не изменилось в требуемую им сторону. Положение в стране осталось неизменным, словно всё продолжает движение в прежнем ритме.

Ни к чему высокое жалование, награды и внимание. Однодуму лучше жить вдали от дрязг, тихо занимаясь любимым ремеслом, получая от его исполнения удовольствие. Дай ему орден: он протрёт металл тряпочкой, обмакнёт материю в благовония, посмотрит на сделанное и навсегда уберёт с глаз долой сию ненужную ему вещь. Не для того он живёт на свете, чтобы почивать на лаврах или ожидать исполнения мечтаний. Однодуму известно — ничего всё равно не изменится, скорее станет много хуже. Потому пусть платят ему мало и не улучшают условий существования. Уж лучше существовать без потрясений, нежели подвергаться благотворному влиянию сомнительного качества реформ.

Как знать, к чему Лесков решил продолжать повествовать в полюбившейся ему манере обличения. Может для того, дабы представить читателю Однодума — частого для России человека, предпочитающего созерцать действительность, живя честно и терпя непотребства от других. Он обязательно выскажется, но не станет настаивать на осуществлении перемен. В том и соль человеческого социума — смирение ведёт к счастью.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: лесков однодум критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Nikolai Leskov, analysis, review, book, content

Это тоже может вас заинтересовать: — Перечень критических статей на тему творчества Николая Лескова

klassreferat.ru

Н. С. Лесков Однодум Детство и юность Александра Рыжова В царствование Екатерины II, в городке Солигалич, Костромской губернии в семье мелкого канцелярского служителя Рыжова родился сын Алексашка. Потеряв в малолетнем возрасте отца, воспитывался матерью, продававшей на рынке пироги собственного изготовления. Грамоте мальчик выучился у бедного дьяка. И тогда уже стал зарабатывать свои первые копейки тем, что писал старухам заупокойные воспоминания. Физически работать начал с четырнадцати лет. В шестнадцать определился в пешую почту и должен был раз в неделю ходить из Солигалича в Чухлому и обратно. На этой изнурительной и скудно оплачиваемой работе зимой и летом «думал он свои сиротские думы, какие слагались в нем под живым впечатлением всего, что встречал, что видел и слышал. При таких условиях из него мог бы выйти поэт вроде Бёрнса или Кольцова, но у Рыжова была другая складка, — не поэтическая, а философская… Почтовая сума до такой степени была нипочем его могучей спине, что он, кроме этой, всегда носил с собою другую сумку, в которой лежала толстая книга, имевшая на него неодолимое влияние. Книга эта была Библия». Рыжов знал наизусть писания многих пророков и особенно любил Исайю. Юноша решил быть честным и с Богом, и с людьми, и прожить жизнь в согласии с совестью. Устройство на службу Проходил так Рыжов около двенадцати лет, пока пешая почта не заменилась конною. В Солигаличе умер старый квартальный, и Рыжов задумал проситься на его место. Должность эта, хотя и невысокая, по значимости стояла для жителей таких уездных городков на 4-м месте (после императора, губернатора и городничего). «Место довольно выгодное, если человек, его занимающий, хорошо умел стащить с каждого воза полено дров, пару бураков или кочан капусты; но если он не умел этого, то ему было бы плохо». Рыжов с первого же дня службы «оказался по должности ретив и исправен». Порядок на базаре и во всем городе он навел довольно быстро. Слабых защищал, наглецов наказывал, а бездельников и бродяг определял на работу. И что было самым странным — не брал взяток, отвечая так: «Мзду брать Бог запрещает». Городничий же, не получая от нового квартального подношений, «возмутился духом и воздвиг на Рыжова едкое гонение». Так как он не мог найти неправды или изъяна в служебной деятельности Рыжова, то попросил протопопа разузнать, нет ли в Рыжове какого-нибудь духовного нерадения, греха и еретичества. Но протопоп отвечал, что «явного неправославия в Рыжове он не усматривает, а замечает в нем некую гордыню…» А протопопица, смеясь, сказала мужу: «Вот бы кому пристало у алтаря стоять, а не вам, обиралам духовным». Рыжов не заботился, что о нем думают: он честно служил всем и не угождал никому; в мыслях же своих отчитывался Богу. За что его и уважали, хотя и говорили насмешливо, что квартальный у них «такой-некий-этакой». Через тридцать лет безупречной службы, он был поставлен городничим. Дневник Рыжова под названием «Однодум». Было у Александра Рыжова одно увлечение. Вёл он своеобразный дневник, в который заносил библейские цитаты и свои рассуждения о жизни. Если происходило какое важное событие — стихийное бедствие, коронация государя, появление нового закона — Рыжов записывал это в большую тетрадь, сопровождая всё это собственными комментариями. Тетради, по мере их заполнения, подшивал в одну обложку, на которой стояла многозначительная надпись «Однодум». Никто не знал, что таится в этой книге, и от этого она казалась окружающим не только таинственной, но и крамольной. С появлением книги, он получил прозвище Однодум, которое приклеилось к нему до конца жизни. Новый Костромской губернатор С. С. Ланской посетил с инспекцией Солигалич и был весьма удивлен, что на таком «соблазнительном» посту находится необычайно честный и бескорыстный чиновник. Заинтересовался губернатор и «Однодумом», так как ему услужливо донесли о подозрительной книге. Полистав её, Ланской удивился, что прежние пророчества Рыжова исполнились. По прошествии двух лет квартальному Рыжову был прислан дарующий дворянство Владимирский крест — первый владимирский крест, пожалованный квартальному. «И крест и грамота были вручены Александру Афанасьевичу с объявлением, что удостоен он сея чести и сего пожалования по представлению Ланского. Рыжов принял орден, посмотрел на него и проговорил вслух: «Чудак!» Жил Александр Афанасьевич до девяноста лет, аккуратно отмечая всё в своём «Однодуме». И ещё много лет после его смерти люди вспоминали удивительного философа.

Рекомендуем посмотреть:

  • Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»
  • «Чистый Понедельник», краткое содержание рассказа Бунина
  • Эсхил Семеро против Фив краткое содержание
  • Эсхил Прометей прикованный краткое содержание
  • Эсхил Орестея краткое содержание
  • Эко У. Имя Розы краткое содержание
  • Шукшин В.М. Срезал краткое содержание
  • Шукшин В.М. Охота жить краткое содержание
  • Шукшин В.М. Обида краткое содержание
  • Шукшин В.М.. До третьих петухов краткое содержание

Николай Лесков: Однодум

1…

Лесков Николай Семенович

Однодум

Николай Лесков

Однодум

1

В царствование Екатерины II у некоторых приказного рода супругов, по фамилии Рыжовых, родился сын по имени Алексашка. Жило это семейство в Солигаличе, уездном городке Костромской губернии, расположенном при реках Костроме и Светице. Там, по словарю кн.Гагарина (*1), значится семь каменных церквей, два духовные и одно светское училище, семь фабрик и заводов, тридцать семь лавок, три трактира, два питейные дома и 3665 жителей обоего пола. В городе бывают две годовые ярмарки и еженедельные базары; кроме того, значится «довольно деятельная торговля известью и дегтем». В то время, когда жил наш герой, здесь еще были соляные варницы.

Все это надо знать, чтобы составить понятие о том, как мог жить и как действительно жил мелкотравчатый герой нашего рассказа Алексашка, или, впоследствии, Александр Афанасьевич Рыжов, по уличному прозванию «Однодум».

Родители Алексашки имели собственный дом — один из тех домиков, которые в здешней лесной местности _ничего не стоят_, но, однако, дают кров. Других детей, кроме Алексашки, у приказного Рыжова не было, или, по крайней мере, о них мне ничего не сказано.

Приказный умер вскоре после рождения этого сына и оставил жену и сына ни с чем, кроме того домика, который, как сказано, «ничего не стоил». Но вдова-приказничиха сама дорого стоила: она была из тех русских женщин, которая «в беде не сробеет, спасет; коня на скаку остановит, в горящую избу взойдет» (*2), — простая, здравая, трезвомысленная русская женщина, с силою в теле, с отвагой в душе и с нежною способностью любить горячо и верно.

Когда она овдовела, в ней еще были приятности, пригодные для неприхотливого обихода, и к ней кое-кто засылали свах, но она отклонила новое супружество и стала заниматься печеньем пирогов. Пироги изготовлялись по скоромным дням с творогом и печенкою, а по постным — с кашею и горохом; вдова выносила их в ночвах (*3) на площадь и продавала по медному пятаку за штуку. От прибыли своего пирожного производства она питала себя и сына, которого отдала в науку «мастерице»; мастерица научила Алексашку тому, что сама знала. Дальнейшую же, более серьезную науку преподал ему дьяк с косою и с кожаным карманом, в коем у него без всякой табакерки содержался нюхательный порошок для известного употребления.

Дьяк, «отучив» Алексашку, взял горшок каши за выучку, и с этим вдовин сын пошел в люди добывать себе хлеб-соль и все определенные для него блага мира.

Алексашке тогда было четырнадцать лет, и в этом возрасте его можно отрекомендовать читателю.

Молодой Рыжов породою удался в мать: он был рослый, плечистый, — почти атлет, необъятной силы и несокрушимого здоровья. В свои отроческие годы он был уже первый силач и так удачно предводительствовал _стеною_ на кулачных боях, что на которой стороне был Алексашка Рыжов, — та считалась непобедимою. Он был досуж и трудолюбив. Дьякова школа дала ему превосходный, круглый, четкий, красивый почерк, которым он написал старухам множество заупокойных поминаний и тем положил начало самопитания. Но важнее этого были те свойства, которые дала ему его мать, сообщившая живым примером строгое и трезвое настроение его здоровой душе, жившей в здоровом и сильном теле. Он был, как мать, умерен во всем и никогда не прибегал ни к чьей посторонней помощи.

В четырнадцать лет он уже считал грехом есть материн хлеб; поминания приносили немного, и притом заработок этот, зависящий от случайностей, был непостоянен; к торговле Рыжов питал врожденное отвращение, а оставить Солигалич не хотел, чтобы не разлучаться с матерью, которую очень любил. А потому надо было здесь же промыслить себе занятие, и он его промыслил.

В то время у нас только образовывались постоянные почтовые сообщения: между ближайшими городами учреждались раз в неделю гонцы, которые _носили_ суму с пакетами. Это называлась пешая почта. Плата за эту службу назначалась не великая: рубля полтора в месяц «на своих харчах и при своей обуви». Но для кого и такое содержание было заманчиво, те колебались взяться носить почту, потому что для чуткой христианской совести русского благочестия представлялось сомнительным: не заключается ли в такой пустой затее, как разноска бумаги, чего-нибудь еретического и противного истинному христианству?

Всякий, кому довелось о том слышать, — раздумывал, как бы не истравить этим душу и за мзду временную не потерять жизнь вечную. И тут-то вот общее сердоболие устроило Рыжовкина Алексашку.

1…
Читать дальше

Рассказ «Однодум» и образ Рыжова в определенной степени можно рассматривать как художественную иллюстрацию к понятию «праведник» .  

А каких же людей называют праведниками?  

«Праведники – или праведные – названия святых, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни… Праведниками называются также лица местночтимые, как святые, но еще не канонизированные церковью» . (Полный православный богословский энциклопедический словарь. )  

Рассказ «Однодум» поможет нам пристальнее вглядеться в человека и увидеть в русской душе то, что позволяло выстоять и «граду» и «целой земле» в самых жестоких испытаниях.  

Склонность героя к мудрствованию, философический склад ума выделяют его среди окружающих, что подчеркивается постоянными прозвищами-именованиями, которыми его наделяют. Главное и наиболее употребительное – «Однодум». Это прозвище герой получил по названию книги: «больших тетрадей синей бумаги, которые герой подшивал в одну обложку с многозначительною надписью: «Однодум» . В них Рыжов вписывал «свои верования и взгляды» , а также пророчества.  

Кроме того автор-повествователь воспроизводит такие прозвища героя, как «библейский муж» , «полицейский философ» , «библейский социалист» .  

Общая характеристика «философии жизни» героя дана повествователем в начале рассказа: «…строгое и трезвое настроение его здоровой душе, жившей в здоровом и сильном теле. Он был, как мать, умерен во всем и никогда не прибегал ни к чьей посторонней помощи» .  

«Александр Афанасьевич выше всего ставил закон: в поте лица твоего ешь хлеб твой»  

Поступки героя, совершаемые в обычных условиях семейной и общественной жизни, его образ жизни, являются основным подтверждением праведности героя.  

Честная, скромная, неприхотливая, обдуманная жизнь квартального вызвала уважение у «надменного» губернатора: «Характер ваш почтенен» . В небольшом рассказе — три портретных зарисовки.  

Постоянным в описании героя являются указания на его богатырство. И богатырство это не только физическое, но и духовное. Однодум – типичный лесковский праведник.  

Какими же чертами характера обладают эти люди:  

1. Они глубоко религиозны, что по Лескову является воплощением национального характера.  

2. Они хотят служить отечеству и своему народу («Очень за народ помереть хочется» , — говорит Иван Флягин.) . Они патриоты.  

3. Они талантливы и трудолюбивы.  

4. У них отсутствует эгоизм, они заботятся о благе других людей.  

5. Они сильны духом, и это помогает им смиренно принимать все жизненные невзгоды и страдать за правду.  

6. Их добро деятельно, потому что только так можно победить зло: «Зло побеждает там, где добро молчит» .

  • Какова главная тема комедии недоросль сочинение
  • Какова вероятность как пишется
  • Какова главная мысль сказки что значит досуг
  • Какова ваша точка зрения на эту проблему или по этой проблеме как правильно пишется
  • Какова главная мысль сказки о рыбаке и рыбке 2 класс кратко