Цели урока:
- вовлечь учащихся в размышления о “назначении
жизни”; - научить видеть позицию автора в художественном
тесте.
Но все-таки…
все-таки впереди огни!
I. Слово учителя.
Владимир Галактионович Короленко…
Его знают, его любят, его читают. Л.Н. Толстой
говорил о нем как об истинно прекрасном человеке,
для А.П. Чехова он был благородным, а для М.
Горького был просто учителем.
II. Прослушивание диалога.
Автор: случайно М. Горький услышал разговор 2х
студентов перед экзаменом в коридоре МУ
словесного факультета.
1ый: Ты читал Короленко?
2ой: Да, меня он восхищает своей верой.
1ый: Время, когда он жил, было трудное:
унижения, преследования, а надо было выживать, а
Короленко всегда был великим оптимистом.
2ой: Слушай, ты прав. Прочитал его
рассказ “Парадокс”. Он затронул мою душу.
1ый: Каждый человек имеет право на
счастье. Вот человек феномен-калека обделен
природой. А какая в нем вера. Здорово.
2ой: Да, кстати, еще меня поразили его
“Огоньки”. Маленькое произведение. Хотя бы эти
слова: “Но все-таки… все-таки впереди – огни!”.
Что имел автор этим словом?
1ый: Я читал, но все-таки еще раз нужно
перечитать, чтобы понять позицию автора, его
отношение к жизни.
2ой: Недаром Илья Репин благодарил
Короленко за его прекрасную жизнь.
1ый: Да, в огнях есть надежда.
Автор: Эта встреча надолго оставила след в
душе М. Горького, который понял, что Короленко
остается идеалом добра, правды.
III. Слово учителя.
Мы прослушали диалог двух студентов о
Короленко. В нем были затронуты некоторые
вопросы, требующие ответа.
– О каком произведении шла речь, с которым
познакомимся на уроке?
– Назовите проблемные вопросы, на которые мы
должны найти ответ?
(В результате анализа текста мы должны ответить
на вопросы:
– поразмышлять о назначении “жизни”;
– научиться видеть позицию автора в
художественном тексте.)
IV. Анализ текста.
1. Чтение текста выразительно (на фоне музыки).
Представьте темный осенний вечер, река, плывет
лодка, а в ней двое.
Их размышления прерывают огни, огни…
Вопросы:
– Понравилось ли вам это произведение? (Мне
понравилось это произведение тем, что оно
красивое, мелодичное, интересное, маленькое по
объему, здесь столько величия, простора.)
– А как называются такие произведения?
(Мини-рассказ, это стихотворение в прозе, т.к.
небольшое по объему, бессюжетная композиция). Это
лирическое произведение в прозаической форме,
т.к. представляет раздумье писателя о жизни, о
красоте, о будущем?
– Назвать тип речи? (Это повествование, есть
элементы рассуждения).
Вывод: В этом рассказе явно присутствует
бытовой факт, случай из давнего прошлого
перерастает в философское суждение о будущем.
– Стиль речи? (Автор, от которого ведется
повествование). Найдем и прочитаем.
(… случилось мне плыть…, мне вспоминается –
предложения носят безличный характер).
– А как показан автор? Перед нами или нет?
Вывод: В тексте действующее лицо автор,
показан, не подчеркнуто, а как-то за кадром, как бы
ослабляя его активность.
– Назовите образы, ключевые слова. (река,
вечер, гребец, огонек).
– Каково состояние реки? (мрачное)
– Какая картина показана в тексте? (Общая
картина нерадостна и читателю, как и автору тоже
неуютно).
– Из каких частей состоит текст? (Из двух: 1.
Мелькнул огонек – недосягаемый свет будущего; 2.
Этот свет можно приблизить своим трудом)
– Найдите предложения, в которых говорится, что
автор оказался в пути не по своей воле.
(Случилось мне поплыть).
– Вдруг появляются огоньки. Как они
воспринимаются и нами, и автором? (И мы, и автор
обрадовано, воспринимаем появление огонька. Они
возникают как надежда на тепло, на свет, на
окончание пути по мрачной реке.)
Прочитаем…
(Вдруг на повороте реки…)
– А уместно ли слово “вдруг”? (Я считаю, что
да, т.к. оно уместно для начала этого предложения.
Указано точно, где мелькнул огонек – впереди,
под темными горами, и указывается, что мелькнул
ярко, сильно, совсем близко).
– Найдем в этом антоним – контраст. (тьма –
свет)
– А каково назначение этого контраста? (Я
считаю, что этого нетрудно понять, с каким
желанием и надеждой скорее закончить плавание,
ожидая, автор этого огонька, вдруг
благодарственно вздохнул:
– “Ну, слава богу!”, – напряжение спало и с
нас.
Но тут остудил гребец:
– “Далече!”(читаем).
– Гребец повернулся… Далече.
-А вот слово “далече” в какой форме дано
автором? (в разговорной, народной).
– Вот почему так ответил гребец? (Я так
полагаю, что не впервые он совершает нелегкий,
небезопасный путь и реплику своего спутника
воспринял нерадостно, т.к. знал, что огонек в
темени осенней ночи очень обманчив. Поэтому он
медлит.)
– Назовите глаголы. Показывающие
неторопливость лодочника. (повернулся,
посмотрел через плечо на огонь и опять апатично
налег на весла).
– Назовите иностранное слово. Подберем к нему
русские синонимы. (лениво, медленно).
– Кто такой гребец?(Это человек опытный,
знающий, спокойный, потому что выполняет
привычное дело). (читаем)
(Я не поверил… Но гребец…)
– Какими эпитетами, метафорами автор
обозначает признак тьмы? (черная, темная,
мутная, густая, неопределенная, затененная).
– А если уберем “неопределенная тьма”? (Оно
необходимо, т.к. теряется смысл.)
– Прочитаем, как автор говорит о свойствах
огней? (Свойство этих ночных огней… А между тем
далеко!…. Свойство этих огней говорит о
приближении, о надежде).
– Да какие же огоньки? (Автор отличает
своеобразие огней: они яркие, обещающие, влекут,
манят, движение к светлому).
– Найдем и прочитаем картину ночного долгого
пути по темной реке. С точки зрения лексики,
что же передают глаголы в следующем абзаце? (И
долго мы еще плыли… Они передают движение
богатое, разнообразное. Меняются ночные картины).
– Охарактеризуем с точки зрения лексики текст.
В произведении автор использует
стилистические приемы:
1) Антонимы – это фигура антитеза, которая
основана на сравнении двух противоположных
явлений, признаков: далеко – близко, свет –
тьма.
2) Синонимы в значении противопоставления: выплывали
– уплывали.
3) Короленко с помощью метафор вызывает
представления о движущейся по реке лодке. (Ущелья
и скалы выплывали, надвигались, уплывали…).
– Найдем сравнения? (близко – далеко
[антоним])
Чтение последнего абзаца.
– Охарактеризуем с точки зрения синтаксиса
это произведение.
Текст богат синтаксическим построением. В нем
встречаем:
- Синонимические синтаксические конструкции,
осложненные причастным оборотом, деепричастным
оборотом и однородными деепричастиями,
однородными членами предложения; - Много повторов;
- Паузы:
а. …(многоточие) – наводят и нас, и автора на
размышления;
б. – (тире) – вытекает вывод и следствие.
4) Вводные слова.
– Какова основная мысль, идея данной прозы?
(В каких бы “угрюмых берегах” ни текла жизнь, но
все-таки впереди огни. Жизнь надо принимать
такой, какая она есть, и не склонять голову перед
трудностями. Надо верить, что … “все-таки
впереди огни”! Нужно налегать на весла, не бросая
их).
—Объяснить смысл названия “Огоньки”.(Я так
думаю, что это имя существительное во
множественном числе употреблено в переносном
значении. Свет, огонь – в народе, в обществе
связывались с верой в будущее.)
– Какие произведения И.С.Тургенева
напоминают “Огоньки”? Чем? (Да, у Тургенева
есть маленькие по объему стихотворения в прозе. У
них есть общее в идее добра, веры в будущее. Надо
жить, верить…)
V. Чтение мини-сочинений на тему “Человек
создан для счастья”.
VI. Вывод.
Я считаю, мы нашли ответы на вопросы.
Необходимо верить, творить, в этом и счастье
человека. Огни – а это уже тепло, свет. Короленко
– добрый, мудрый, всегда верил в светлое будущее!
Урок внеклассного чтения по миниатюре В.Г. Короленко «Огоньки».
Поэтическая миниатюра «Огоньки», утверждающая веру в светлые начала жизни
Цели:
образовательная — вызвать интерес к творчеству писателя, углубление читательских представлений о художественном тексте, как о знаковой системе и общих подходов к его анализу; углубить представление о жанровой особенности «стихотворение в прозе»;
развивающая — развивать у учащихся внимание к художественному слову через нахождение ключевых слов, словесное рисование, отработка понятий: идея, тема произведения, олицетворение;
воспитательная — помочь увидеть позицию автора и его отношение к смыслу жизни.
Оборудование:
Портрет В.Г. Короленко;
Иллюстрации учащихся к миниатюре «Огоньки»;
Раздаточный материал.
Предварительные задания:
-
что такое стихотворение в прозе
-
стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Мы еще повоюем!».
Ход урока
Но все-таки… все-таки впереди – огни!
Короленко В.Г.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Рассказы, очерки и повести Короленко давно известны большинству читателей. Уже давно такие произведения писателя, как «Слепой музыкант», «В дурном обществе», «Судный день», «Мороз», «Черкес» и другие, стали любимым чтением нескольких поколений. В чем же сила и значение Короленко? В том, что через все произведения Короленко – большие и малые, через его очерки, записные книжки, письма и через его огромную, блестящую общественную деятельность проходит вера в человека, вера в бессмертие, непобедимое и побеждающее благородство его натуры и разума. (А.П. Платонов)
— С каким произведением вы уже знакомы?
— Определите тему и идею очерка «Парадокс»
— Назовите главных героев.
В.Г. Короленко (1853-1921) прожил долгую жизнь, в которой были и борьба за кусок хлеба, и преследования властей, ссылки, аресты, многочисленные доносы, надзор, огромное желание писать и быть интересным для читателей. Герои его книг по натуре своей – борцы. Но они не штурмуют крепости и не сражаются на баррикадах. Они совершают каждодневный подвиг борьбы с обстоятельствами жизни, порой очень жестокими, и не теряют веру в людей и в будущее. Именно таким человеком был и сам Короленко. До своих последних дней он сохранил веру в торжество светлых начал жизни, убежденность в необходимости усилий, чтоб отстоять добро и свет.
3. Целеполагание. Мотивация к действию.
-
Прослушивание диалога.
Автор: случайно М. Горький услышал разговор 2-х студентов перед экзаменом в коридоре МУ словесного факультета.
1-ый: Ты читал Короленко?
2-ой: Да, меня он восхищает своей верой.
1-ый: Время, когда он жил, было трудное: унижения, преследования, а надо было выживать, а Короленко всегда был великим оптимистом.
2-ой: Слушай, ты прав. Прочитал его рассказ “Парадокс”. Он затронул мою душу.
1-ый: Каждый человек имеет право на счастье. Вот человек феномен-калека обделен природой. А какая в нем вера. Здорово.
2-ой: Да, кстати, еще меня поразили его “Огоньки”. Маленькое произведение. Хотя бы эти слова: “Но все-таки… все-таки впереди – огни!”. Что имел автор этим словом?
1-ый: Я читал, но все-таки еще раз нужно перечитать, чтобы понять позицию автора, его отношение к жизни.
2-ой: Недаром Илья Репин благодарил Короленко за его прекрасную жизнь.
1-ый: Да, в огнях есть надежда.
Автор: Эта встреча надолго оставила след в душе М. Горького, который понял, что Короленко остается идеалом добра, правды.
-
Слово учителя.
Мы прослушали диалог двух студентов о Короленко. В нем были затронуты некоторые вопросы, требующие ответа.
– О каком произведении шла речь, с которым познакомимся на уроке?
– Назовите проблемные вопросы, на которые мы должны найти ответ?
(В результате анализа текста мы должны ответить на вопросы:
– поразмышлять о назначении “жизни”;
– научиться видеть позицию автора в художественном тексте.)
-
Из истории создания миниатюры «Огоньки»
«Огоньки» написаны 4 мая 1900 года экспромтом в альбом писательницы М.В. Ватсон. Созданная в классических традициях стихотворений в прозе Тургенева, миниатюра Короленко сразу же завоевала огромную популярность и стала любимым произведением передовых русских читателей предреволюционных лет. Оно ходило по рукам в списках, исполнялось на литературных вечерах, студенческих и рабочих собраниях, его знали наизусть. Заключительные слова:»…жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла… Но все-таки… все-таки впереди — огни!» — воспринимались как прямой призыв к борьбе с силами
реакции и выражали оптимистическую уверенность в светлом будущем.
4. Первичное восприятие
Продолжить ассоциативный ряд к слову «огоньки»: радость, жизнь, тепло, уют, свет, мерцание, надежда.
— Каковы ваши первые впечатления?
— Какую картину рисует ваше воображение? Цвет, музыка?
— Какие чувства вы испытывали, слушая миниатюру?
— Понравилось ли вам произведение? Почему?
5. Работа с текстом
-
Чтение учителем миниатюры «Огоньки».
— Оправдались ли ваши надежды?
— Как вы думаете, о чем это произведение? Определим тему произведения. (Человеку нужно постоянно стремиться к «огням» — значительным целям, чтобы ощутить себя счастливым).
— Каким чувством проникнуто все произведение? Какова его идея? (Верой в достижение целей).
-
Литературоведческий анализ
Определить:
Стили речи (художественный)
Жанр речи (Мини-рассказ, это стихотворение в прозе, т.к. небольшое по объему, бессюжетная композиция). Это лирическое произведение в прозаической форме, т.к. представляет раздумье писателя о жизни, о красоте, о будущем.
Тип речи (Это повествование, есть элементы рассуждения).
Вывод: В этом рассказе явно присутствует бытовой факт, случай из давнего прошлого перерастает в философское суждение о будущем.
– А как показан автор? Перед нами или нет?
Вывод: В тексте действующее лицо — автор показан не подчеркнуто, а как-то за кадром, как бы ослабляя его активность.
-
Поразмышляем над текстом
Исследовательская работа
-
Найдите ключевые слова-образы и дайте ассоциации движения:
ОГОНЕК |
ТЬМА |
ЖИЗНЬ |
ОГНИ |
РЕКА |
мелькает |
пугает |
течет |
приближаются, побеждая мглу |
течет |
двигается |
несет страх |
бывает плохо |
сверкают, обещают |
бурлит |
несет тепло |
должна кончиться |
дорожит ею |
манят |
разливается |
-
Какие художественно-выразительные средства использовал автор?
-
Определите символический смысл слов и выражений:
Путь по реке — ______________________________
Тьма – _____________________________________
Огонек – __________________________________
Ущелья и скалы – _________________________
Приходится налегать на весла -______________
— На сколько частей можно разделить данный текст? (На две части: 1. Мелькнул огонь – недосягаемый свет будущего; 2 – Этот свет можно приблизить своим трудом.)
— От чьего лица ведется повествование? Докажите текстом, что автор-рассказчик оказался в пути не по своей воле. (Случалось мне плыть.)
– Вдруг появляются огоньки. Как они воспринимаются и нами, и автором? (И мы, и автор обрадовано, воспринимаем появление огонька. Они возникают как надежда на тепло, на свет, на окончание пути по мрачной реке.) Докажите текстом. (Вдруг на повороте реки…)
– А уместно ли слово “вдруг”? (Я считаю, что да, т.к. оно уместно для начала этого предложения. Указано точно, где мелькнул огонек – впереди, под темными горами, и указывается, что мелькнул ярко, сильно, совсем близко).
— Найдите контрастные образы. (Тьма – свет)
— Итак, произведение построено на контрасте. А каково его назначение? (Я считаю, что этого нетрудно понять, с каким желанием и надеждой скорее закончить плавание, ожидая, автор этого огонька, вдруг благодарственно вздохнул:
“Ну, слава богу!”, – напряжение спало и с нас.
Но тут остудил гребец:
“Далече!” (читаем).
– Гребец повернулся… Далече. Слово “далече” в какой форме дано автором?
– Почему так ответил гребец? (Не впервые он совершает нелегкий, небезопасный путь и реплику своего спутника воспринял нерадостно, т.к. знал, что огонек в темени осенней ночи очень обманчив. Поэтому он медлит.)
– Назовите глаголы, показывающие неторопливость лодочника. (повернулся, посмотрел через плечо на огонь и опять апатично налег на весла).
– Что означает слово «апатично»? Это слово иностранного происхождения, подберите к нему синонимы из русского языка. (Безразлично, лениво, медленно).
– Кто такой гребец?(Это человек опытный, знающий, спокойный, потому что выполняет привычное дело). (читаем) (Я не поверил… Но гребец…)
– Какие художественно-выразительные средства использованы автором? (Эпитеты, олицетворения, развернутые метафоры, сравнения).
– Прочитаем, как автор говорит о свойствах огней? (Свойство этих ночных огней… А между тем далеко!…. Свойство этих огней говорит о приближении, о надежде).
— Да какие же огоньки? (Автор отличает своеобразие огней: они яркие, обещающие, влекут, манят, движение к светлому).
– Найдем и прочитаем картину ночного долгого пути по темной реке. С точки зрения лексики, что же передают глаголы в следующем абзаце? (И долго мы еще плыли… Они передают движение богатое, разнообразное. Меняются ночные картины).
— Сюжет произведения содержит двоякий смысл – прямой и иносказательный, потаенный. Найдите слова, в которых заключен иносказательный смысл. (Иносказательный смысл выражен сдержанно: «Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко» По мнению писателя, люди все же приблизятся к манящим и влекущим к себе «огням».)
— Определите символический смысл слов и выражений: путь по реке (жизненный путь), тьма (тяжелое и беспросветное в жизни: обиды, потрясения, утраты), огонек (надежда на счастье в будущем), ущелья и скалы (преграды, трудности, препятствия), приходится налегать на весла (жить несмотря ни на что; преодолевать трудности, идти к намеченной цели).
6. Сравните миниатюру Короленко со стихотворением в прозе И.С. Тургенева «Мы еще повоюем!». Что их объединяет? (Общая идея и жанр произведения.)
7. Наш урок мне бы хотелось закончить стихотворением М.В. Михайловой:
У каждого из нас своя гора,
В которую необходимо влезть.
Настанет час, и вы, поняв: пора!
Отправитесь. С друзьями или без…
И будет долог или краток путь;
И будет труден или слишком прост,
Но вы настигните когда-нибудь
Свою мечту, поймав ее за хвост.
У одного вершина до небес,
И он стремится всей душою ввысь.
Другому – табурет как Эверест —
Лишь усидеть и не свалиться вниз.
И кто-то, стоя на своей горе,
Увидит новую и выше и трудней.
А кто-то свой на ней поставит крест
И никуда не тронется, ей-ей!
— Определите идею стихотворения. (О цели в жизни.)
Действительно, у каждого человека своя цель в жизни: одни мечтают достичь определенных рубежей и быть полезным своей Отчизне, другие ставят более глобальные цели: сохранение мира на Земле, третьи творят и созидают. И мне бы очень хотелось, чтобы и вы ставили цели и достигали их, брали новую планку — стремились к новым победам, имели цель в жизни и надеялись на счастливую жизнь, так как «человек создан для счастья, как птица для полета».
8. Домашнее задание (дифференцированное):
1. Составить синквейн к одному из ключевых образов.
Например:
Огоньки
Сверкающие, манящие
Приближаются, обещают, побеждают тьму,
Приходится налегать на весла,
Впереди — огни.
2. Написать эссе на тему «Но все-таки…все-таки впереди — огни!»
Анализ рассказа В. Г Короленко
«Огоньки»
(один из вариантов подготовки к экзамену
по литературе в 11 классе).
План работы:
Рассказ В.Г. Короленко «Огоньки». Краткая история его создания.
Рассказ «Огоньки» Короленко как художественное произведение:
Понятие, признаки и особенности художественного стиля речи.
Лексический анализ текста.
Морфологический анализ;
Синтаксис рассказа;
Актуальность тематики рассказа В.Г. Короленко «Огоньки».
Владимир Галактионович Короленко.
Огоньки.
Как-то давно, темным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек.
Мелькнул ярко, сильно, совсем близко…
— Ну, слава богу! — сказал я с радостью, — близко ночлег!
Гребец повернулся, посмотрел через плечо на огонь и опять апатично
налег на весла.
— Далече!
Я не поверил: огонек так и стоял, выступая вперед из неопределенной
тьмы. Но гребец был прав: оказалось, действительно, далеко.
Свойство этих ночных огней — приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и
обещать, и манить своею близостью. Кажется, вот-вот еще два-три удара
веслом, — и путь кончен… А между тем — далеко!..
И долго мы еще плыли по темной, как чернила, реке. Ущелья и скалы
выплывали, надвигались и уплывали, оставаясь назади и теряясь, казалось, в
бесконечной дали, а огонек все стоял впереди, переливаясь и маня, — все так
же близко, и все так же далеко…
Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми
горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла…
Но все-таки… все-таки впереди — огни!..
1900
Этот рассказ – одно из необычайных произведений, в моем представлении. Написан он в художественном стиле – одном из функциональных стилей русского языка. Прежде чем приступить к анализу рассказа, необходимо сказать несколько слов о том, что же такое функциональный стиль?
2.1
Функциональный стиль — это разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении. Поэтому стили называются функциональными. Если считать, что стилю свойственны пять функций (среди ученых нет единогласия по поводу количества функций, присущих языку), то выделяются пять функциональных стилей: разговорно-обиходный, научный, официально-деловой, газетно-публицистический, художественный.
Функциональные стили обусловливают стилистическую гибкость языка, многообразные возможности выражения, варьирования мысли. Благодаря им язык оказывается способным выразить сложную научную мысль, философскую мудрость, начертать законы, отобразить в эпопее многоплановую жизнь народа.
Выполнение стилем той или иной функции — эстетической, научной, деловой и т. д. — накладывает глубокое своеобразие на весь стиль. Каждая функция — это определенная установка на ту или иную манеру изложения — точную, объективную, конкретно-изобразительную, информативно-деловую и т. д. И соответственно с этой установкой каждый функциональный стиль отбирает из литературного языка те слова и выражения, те формы и конструкции, которые могут наилучшим образом выполнять внутреннюю задачу данного стиля. Так, научная речь нуждается в точных и строгих понятиях, деловая тяготеет к обобщенным названиям, художественная предпочитает конкретность, изобразительность.
Однако стиль — это не только способ, манера изложения. За каждым стилем закреплен и свой круг тем, свое содержание. Разговорный стиль ограничивается, как правило, обиходными, бытовыми сюжетами. Официально-деловая речь обслуживает суд, право, дипломатию, отношения между предприятиями и т. д. Газетно-публицистическая речь тесно связана с политикой, пропагандой, общественным мнением.
Итак, можно выделить три особенности функционального стиля:
1) каждый функциональный стиль отражает определенную сторону общественной жизни, имеет особую сферу применения, свой круг тем;
2) каждый функциональный стиль характеризуется определенными условиями общения — официальными, неофициальными, непринужденными и т.д.;
3) каждый функциональный стиль имеет общую установку, главную задачу речи.
Эти внешние признаки определяют языковой облик функциональных стилей.
Художественный стиль речи, как функциональный стиль находит применение в художественной литературе.
Главная функция художественного стиля — ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание)
Сфера употребления данного стиля речи:
Язык писателя
Текст литературного направления
Задачи художественного стиля речи:
Эстетическая
Создание художественных, поэтичных образов
Эмоциональность воздействия на человека, на его мысли и чувства
Экспрессивность (передача субъективного отношения говорящего к содержанию или адресату речи)
Признаки(общие):
Образность, эмоциональность, оценочность, обоснованность, конкретность, страстность, общедоступность
Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств)
Использование средств других стилей (особенно разговорного)
Лексические особенности:
1.Средства художественной выразительности (тропы и стилистические
фигуры):
1. Тропы:
· эпитет — образное определение;
· метафора — употребление слова в переносном значении для определения предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами;
· сравнение — сопоставление двух явлений, предметов;
· гипербола — преувеличение;
· литота — преуменьшение;
· перифраза — замена однословного названия описательным выражением;
· аллегория — иносказание, намек;
· олицетворение — перенесение свойств человека на неодушевленные предметы.
2. Стилистические фигуры:
· анафора — повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения;
· эпифора — повторение слов или выражений в конце предложения;
· параллелизм — одинаковое построение предложений;
· антитеза — оборот, в котором резко противопоставлены понятия;
· оксюморон — сопоставление взаимоисключающих понятий;
· бессоюзие (асиндетон) и многосоюзие (полисиндетон);
· риторические вопросы и обращения.
2.Лексика публицистического стиля
3.Диалектная лексика
4.Слова высокого стиля
5.Профессионально-деловые обороты речи
Синтаксические особенности:
1.Использование простых предложений, осложнённых предложений, сложных предложений, сложных синтаксических конструкций;
2.Диалог, обращения,
3.Прямая речь.
Язык художественной литературы — своеобразное зеркало литературного языка. Богата литература — значит богат и литературный язык. И не случайно создателями национальных литературных языков становятся великие поэты, писатели, например Данте в Италии, Пушкин в России. Великие поэты создают новые формы литературного языка, которыми затем пользуются их последователи и все говорящие и пишущие на этом языке.
Художественной литературе присуще конкретно-образное представление жизни. Для художественного произведения характерны восприятие посредством чувств и перевоссоздание действительности, автор стремится передать прежде всего свой личный опыт, своё понимание или осмысление того или иного явления. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и тому подобное. С этим связана эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи.
Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово в этом функциональном стиле выполняет изобразительную функцию. В число слов, составляющих основу этого стиля, прежде всего входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте своё значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определённых сторон жизни.
В художественном стиле речи широко используется речевая многозначность слова, что открывает в нём дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а так же синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.
На первый план в художественном тексте выходит эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как чётко определённые абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи — как социально-обобщённые понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили функционально дополняют друг друга. Например, прилагательное свинцовый в научной речи реализует своё прямое значение (свинцовая руда, свинцовая пуля), а в художественной — образует экспрессивную метафору (свинцовые тучи, свинцовая ночь, свинцовые волны). Поэтому в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.
Особенно богатые возможности экспрессии заключаются в привлечении различных средств синтаксиса: в использовании всех возможных типов предложений (в том числе односоставных, отличающихся разнообразными стилистическими окрасками), чужой речи. Анафоры, эпифоры, использование периодов и других средств поэтического синтаксиса – все это составляет активный стилистический фонд художественного стиля речи.
Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить смысловую значимость какого-либо слова, или придать всей фразе особую стилистическую окраску. Примером инверсии может служить известная строка из стихотворения А.Ахматовой «Всё мне видится Павловск холмистый…» Варианты авторского порядка слов — разнообразны, подчинены общему замыслу. Но все эти отклонения в тексте служат закону художественной необходимости.
Художественная речь, во многом принципиально отличаясь от научной и официально-деловой, по ряду признаков сближается с публицистической (эмоциональность, использование многообразных языковых единиц, возможность столкновения разностильных средств в определенных стилистических целях). Кроме того, художественная речь, обычно осуществляемая в письменной форме, близка по некоторым своим чертам устной разговорно-бытовой речи и широко использует ее средства.
2.2
Мой лингвостилистический анализ художественного произведения должен быть направлен на выявление его идейно-эстетического содержания и роли использованных писателем языковых средств всех уровней в создании этого содержания. «Обозначаемое и выражаемое средствами языка содержание литературного произведения само по себе не является предметом лингвистического изучения. Лингвиста больше интересуют способы выражения этого содержания или отношение средств выражения к выражаемому содержанию. Но в плане такого изучения и содержание не может остаться за пределами изучения языка художественной литературы. Ведь действительность, раскрывающаяся в художественном произведении, воплощена в его речевой оболочке; предметы, лица, действия, называемые и воспроизводимые здесь, поставлены в разнообразные функциональные отношения. Все это сказывается и отражается в способах связи, употребления и динамического взаимодействия слов, выражений и конструкций во внутреннем композиционно-смысловом единстве словесно-художественного произведения» (Виноградов В.В., 1959, с. 91).
Рассказ «Огоньки» В.Г.Короленко – произведение, близкое по жанру к «Стихотворениям в прозе» И.С. Тургенева, написано экспромтом 4 мая 1900 года в честь писательницы Марии Валентиновны Ватсон. Нужно быть большим мастером, чтобы написать такое произведение. Рассказ неординарный. Наверное потому, что короткий. В таком небольшом рассказе автор сумел выразить и донести до читателя глубинный смысл.
Людям свойственно задумываться над вопросами, не имеющими ответа. Вливая свои мысли в витиевато философские формы,мы трансформируем их в устоявшиеся выражения и афоризмы. Ничто не дано человеку безвозмездно или зазря, но за неимением ответа на вопрос «зачем», мы можем лишь строить догадки и выдвигать гипотезы.
Жизнь-это вечная борьба человека с самим собой; достигая одной вершины, мы беремся за другую. Начиная жизненный путь, следует ставить перед собой цели, которые кажутся недостижимыми, и тогда, даже если не дойдешь до конца, а остановишься на середине пути, будет уже хорошо. Жизнь-это игра на выживание. И в этой игре победит тот, кто справится со своими амбициями и ленью. Случай здесь не играет никакой роли; свое счастье каждый кует сам. Все зависит только от человека и от его воли.
Непонимание того, что в океане можно утонуть, приводит к плачевным результатам. Так же и с жизнью. Если вовремя не осмыслить значимость и всю серьезность предназначения себя самого, то можно оступиться, упасть и уже, увы, никогда не подняться.
Как известно, люди все разные. Соответственно и цели у всех нас тоже разные. И каждая цель является тем маленьким огоньком, продвижение к которому- и есть трудность.
Человек не стремится ко тьме и бездне безысходности, а стремится к свету и теплу. И достигая того крошечного огонька, он зажигает факел и согревает его теплом себя и ближних. Но если все же не удается дойти и огонек затухает, то человек ставит новую цель и вновь капля света брезжит вдали….
В этом, наверное, заключается основная мысль рассказа.
Какими же средствами удалось автору донести до читателя тему и основную мысль произведения?
В первую очередь, это ключевые слова «огонь» и «огоньки», приобретающие значение символа.
Лексическое значение слова «огонёк» многозначное. В «Толковом словаре» С.И. Ожегова это слово имеет три значения.
Свет от осветительных приборов.
Переносное знач. Увлечение, задор(разг.) Работать с огоньком.
Переносное знач. Цель, к которой стремиться человек.
Текст смешанного типа: рассуждение с элементами повествования, где повествовательный эпизод используется в качестве аргументов. Почему же все-таки мы считаем, что этот текст относиться к художественному стилю? Прежде всего потому, что здесь присутствует главный признак этого стиля – образность. Рисуется образ природы и образ огоньков. В рассказе присутствует иносказательный смысл, который дает простор для размышления читателю. Воздействие на читателя, кроме того, реализуется в тексте путем олицетворения (Здесь огоньки стоят, выступают из тьмы, побеждают тьму).
Также можно сказать, что это произведение построено по принципу антитезы, так как в каждом абзаце употребляются антонимы близко — далеко, что символизирует нашу жизнь.
В тексте широко используется разговорная лексика ( «Далече!», «…вот-вот», «налегать на весла») и обороты, свойственные устной речи. Эпитеты, использованные в рассказе, помогают ярко выразить явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение автора («Темный, осенний вечер», «под темными горами», «из неопределенной тьмы»).
Инверсия (обратный порядок слов) во втором предложении помогает выделить наиболее значимое слово («огонек») и создать определенную эмоциональную окраску текста.
Смена звуков (аллитерация и ассонанс) помогают почувствовать, что происходит движение, ощутить дивную гармонию природы.
2.3Если обратить внимание на морфологические особенности текста, то можно заметить, что наиболее часто автор употребляет существительные, глаголы и наречия. Существительные употребляются в конкретном значении. Наречия передают состояние предмета, глаголы – его действия. Предмет – действие — состояние. Особая роль все-таки в этом тексте принадлежит глаголам. Они, обозначая последовательность событий, помогают развертыванию повествования.
2.4Раскрытию основного замысла рассказа помогает его синтаксис. К специфическим средствам воздействия на читателя относиться использование предложений с однородными членами. Именно они создают эмоциональный характер всего текста («Мелькнуло ярко, сильно…», «Свойство этих ночных огней…»). Употребление однородных членов без союзов и с повторяющимся союзом И создает необыкновенную плавность и даже ритмичность всему целому, превращая его в поэтическое произведение. Предложения в основном простые по структуре. Образность создается за счет осложнения простых предложений деепричастными оборотами («…огонек стоял, выступая вперед»; «…приближаться, побеждая тьму…»), уточняющими оборотами ( «…на повороте реки, впереди…»), вводными словами («кажется», «…действительно…»), сравнением («чёрными, как чернила»). Среди сложных предложений преобладают сложносочиненные с союзом А («…а огонек всё стоял…», «а огни еще далеко…»), а также бессоюзные, вносящие оттенок разговорного стиля благодаря отсутствию союза («я не поверил: огонек так и стоял…», «но гребец был прав: оказалось, действительно, далеко.»). оттенок разговорного стиля, непринужденного общения с читателем подчеркивается также введением прямой речи и употреблением неполных предложений.
Всё содержание текста излагается от 1-го лица (я, мы, мне), что создает единство произведения, а при переходе ко второй части автор употребляет безличное предложение, которое выражает более общие мысли («И опять приходиться налегать на весла»)
Предложения и абзацы связаны, как правило, цепной связью, что создает плавность. Если говорить об орфограммах, то прежде всего в тексте можно обнаружить
безударные гласные («оказалось», «далеко»)
правописание –тся и –ться в глаголах («вспоминается», «приходиться»)
правописание приставок («бесконечно»), пре- и при- («приближаться», «приходиться»)
НЕ с разными частями речи («не поверил», «неопределенный»)
правописание наречий («как-то», «впереди», «позади»).
3.Таким образом, анализ показал, что рассказ В.Г.Короленко «Огоньки» — очень красивое, мелодичное и содержательное произведение, которое относиться к художественному стилю речи. И несмотря на то, что написано оно в 1900 году, произведение актуально и сейчас.
«за теми горами, которые теперь загораживают нашу дорогу, есть и тюрьмы, и опять горы, и вообще – трудный, бесконечный путь. Я только верю, что впереди будет всё светлее, что стремиться и достигать стоит…» — говорит и нам, потомкам, Владимир Галактионович Короленко.
Изучение художественного стиля речи как функционального стиля воспитывает углубленный функциональный подход к фактам и явлениям родного языка, раскрывает глубинную сущность произведения словесного искусства.
Список использованной литературы.
Короленко В.Г.Рассказы. – М., Худ. литература, 1980.
Максимов Л.Ю. Литературный язык и язык художественной литературы.// Анализ художественного текста. Вып.2- М., 1975.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., Рус яз., 1985.
Степанов Г.В. Цельность художественного образа. Лингвистика текста. Т.2-М.,1974.
Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М, «Флинта», «Наука». Под редакцией М.Н. Кожиной, 2003.
Шанский Н.М. О лингвистическом анализе и комментировании художественного текста. Вып.1. – М., 1975.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/321360-analiz-rasskaza-v-g-korolenko-ogonki
- Сочинения
- По литературе
- Короленко
- Анализ рассказа Огоньки
Анализ рассказа Огоньки Короленко
В числе трудов В. Короленко существует небольшое творение «Огоньки». Напоминающее стихи в прозе Ивана Сергеевича Тургенева по жанру и серьезности мыслей, это сочинение сразу стало знаменитым в кругу коллег Короленко. Находились и те, кому оно стало повседневным лозунгом.
Начало маленькой истории — это описание прошлого главного действующего персонажа, о поездке им по таёжной речке. Все мелочи истории изображают личность, неплохо знающую эти уголки: «угрюмая сибирская река», «темные горы», Огонек, мерцающий вдали. Гребец, «апатично» (не обращая внимания, равнодушно, медлительно) увлекшийся греблей. На самом деле, обитатели Сибири всегда выделялись сдержанностью. Характерны и слова перевозчика: он произносит не «далеко», а «далече», так как знает этот путь очень давно. Высказывание же собственного попутчика герой считает безрадостным, потому что понимает, как коварен, может быть огонек во мраке красно-желтой ночи.
Следующее описание — глубокомысленное раздумье писателя об особенностях темных свечений. Обыкновенная оценка героем темного огонька заменяется всеобщим мнением: сейчас он думает об особенностях любых темных свечений «приближаться, побеждая тьму, и сверкать».
Данный очерк имеет громадное число знаков, он метафоричен. Дорога по речке похожа на судьбу: она подобным же образом сложна, подобным же образом заполнена порогами, перекатами и прочими препятствиями. Классическая борьба добра и зла. Но дальний огонек оказывается в произведении знаком надежды на замечательное завтра.. . Больше всего огонек необходим в те времена, когда души охватывает бездна, точнее говоря, они чувствуют нечто страшное и безнадежное на жизненном пути.
Возникающее во мраке приближение огонька обладает скрытым смыслом. Сколько раз личность была убеждена в правильном решении поставленной задачи, но данная приближение решения иллюзорно, и ее ждет еще долгая дорога. Но в то же время писатель предлагает «налегать на весла» — продолжить дорогу с двойным рвением, не распускать нюни, не сдаваться перед сложностями действительности.
Заканчивают небольшое сочинение появляющиеся снова и снова фразы: «… все-таки… все-таки впереди — огни!». Сейчас уже лично автор оказывается как бы «огоньком». Он не оставляет на тяжелом перевале читателя, старающегося грести, нет, он сохраняет ему веру на то, что путешествие, даже самое сложное, будет пройдено, а задача решена.
Богатством аллегорий в этом маленьком творении под названием «Огоньки» В. Короленко помогает читателям разгадать спрятанный замысел написанных строк: большому количеству людей на жизненном пути виднеется далекий, временами недостижимый блеск грядущего, который на самом деле существует, и необходимо приблизить его всеми возможностями, прилагая максимум усилий. Жизненный путь дает надежды, он предоставляет все, что каждый заслужил, только не нужно расстраиваться, нет смысла оставаться без надежды, а нужно начинать усиленно грести (в широком смысле слова), и ни в коем случае не останавливаться.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Огоньки
Популярные сегодня темы
- Сочинение Проблема ответственности людей за свою Родину рассуждение
Ответственность – это важная неотделимая часть нашей жизни. Она не рассматривается самостоятельно, а неизменно находится в рамках определенного контекста. Иногда видение ответственности до такой степени глубоко и масштабно
- Сочинение Гнев твой враг твой по пословице 7 класса
Личность каждого человека состоит из многих элементов, когда мы взрослеем, то начинаем яснее осознавать эту многогранность. В самом раннем детстве трудно понять власть многих эмоций.
- Сочинение Улица моего детства для 7 класса
Всякий раз, когда я оказываюсь на улице где прошло мое детство, мне сразу становится легко и спокойно на душе. Ведь здесь прошли лучшие годы моей жизни — это годы моего детства.
- Сочинение Как я обычно делаю уроки 5 класс
Возвратившись домой из школы, мне всегда предстоит делать уроки. Не знаю, как у других, а у меня это занятие растягивается на всю вторую половину дня до позднего вечера.
- Характеристика и образ Вари в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение
Одним из основных персонажей произведения является Варвара Михайловна, ставшая приемной дочерью главной героини пьесы Любови Андреевны Раневской.