Какова идея этого рассказа венера илльская

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      alizasherman403

    • Создано:

      2 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    4 минуты назад

    Что такое утверждение?

  • fizika
    Физика

    4 минуты назад

    ПОМОГИТЕ пожалуйста скиньте работу по физике 7 класс Астахова тетрадь для лабораторных работ

  • algebra
    Алгебра

    4 минуты назад

    Помогите решить пример по алгебре!!

  • geografiya
    География

    4 минуты назад

    8 класс, География России

  • matematika
    Математика

    22 минут назад

    Вычислете: а) 7/13+1/13 б) 3/10+1/7 в) 9/25+2/5 г) 1/25+3/35 д) 5/7-2/7л) 5/7+4/5-23/35

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Научная статья Original article УДК 821.133.1

DOI 10.55186/26584964_2022_5_7_1

ТЕМА МИСТИЧЕСКОЙ СИЛЫ ИСКУССТВА В НОВЕЛЛЕ ПРОСПЕРА МЕРИМЕ «ВЕНЕРА ИЛЛЬСКАЯ»

THE THEME OF THE MYSTICAL POWER OF ART IN PROSPER MERIME’S

NOVELLA «THE VENUS OF ILLE»

IjJI

Шляпникова Маргарита Дмитриевна, студент 5 курс, факультет «Филологии, переводоведения и межкультурной коммуникации», Тихоокеанский государственный университет, Россия, г. Хабаровск Струк Анна Андреевна, старший преподаватель кафедры «Литература и журналистика», Тихоокеанский государственный университет, Россия, г. Хабаровск

Shlyapnikova Margarita Dmitrievna, student 5th year, Faculty of Philology, Translation Studies and Intercultural Communication, Pacific National University Russia, Khabarovsk

Struk Anna Andreevna, Senior Lecturer of the Department of Literature and Journalism, Pacific National University, Russia, Khabarovsk

Аннотация: Статья посвящена теме мистической силы искусства в новелле П. Мериме «Венера Илльская». Популярный в романтической литературной традиции мотив ожившей статуи получает своеобразную реалистическую трактовку в творчестве П. Мериме. Сочетая элементы реалистического и романтического повествования П. Мериме создает особый

7461

эллиптический тип сюжетной конструкции. Фантастика и мистика в новелле «Венера Илльская» используются как повод для анализа человеческой психологии и общественных закономерностей. Образ мстительной ожившей статуи Венеры в интерпретации П. Мериме связывается с темой воздания за профанацию любовного чувства и брака.

Summary: The article is devoted to the theme of the mystical power of art in P. Merime’s novella «Venus of Ille.» The motif of the revived statue, popular in the romantic literary tradition, receives a kind of realistic interpretation in the work of P. Merime. Combining elements of realistic and romantic narrative, P. Merime creates a special elliptical type of plot structure. Fantastic and mysticism in the novella «Venus of Ille» are used as an excuse for analyzing human psychology and social patterns. The image of the vengeful revived statue of Venus in the interpretation of P. Merime is associated with the theme of retribution for the profanation of love and marriage.

Ключевые слова: «Венера Илльская», Проспер Мериме, тема мистической силы искусства, эллипс, новелла, фантастическая новелла.

Key words: «The Venus of Ille», Prosper Merime, the theme of the mystical power of art, ellipse, novella, fantastic novella.

Писателей первой половины XIX века, в особенности представителей романтического направления, привлекала тема мистический силы искусства. Мотив ожившей скульптуры или картины является характерным для романтической литературной традиции. Взаимоотношения природы и искусства, сущность искусства, его место в мире становятся предметом рефлексии писателей и философов. Так, Новалис считал, что искусство принадлежит природе, и что искусство есть сама себя созерцающая, сама себе подражающая и сама себя образующая природа. Переосмысление романтической традиции и романтических сюжетных мотивов характерно для новеллистики П. Мериме. Он совмещает фантастические элементы и

7462

реалистический аналитизм, создавая оригинальную художественную концепцию.

В основе сюжета новеллы П. Мериме «Венера Илльская» (1837 г.) лежит мистическая тема зловещей ожившей статуи. Истоки сюжета об ожившей статуе можно обнаружить в античности. Миф, соответствуя древнему мировосприятию, выступал первоначальной формой духовной культуры человека. Мифологическое сознание порождало представления о таинственной взаимосвязи искусства и магии, нашедшей отражение в художественной практике. Подобную связь искусства и магии можно встретить в поэме Гомера «Одиссея», еще ярче это проявляется в поэме древнеримского поэта Овидия «Метаморфозы». Овидий создал мир, в котором каждое событие заканчивается превращением. Так, миф о Пигмалионе рассказывает о скульпторе, создавшем прекрасную женскую статую, которую полюбил. Пигмалион попросил у богини Венеры послать ему встречу с девушкой, похожей на скульптурный образ. Богиня, тронутая такой просьбой, оживила статую, которая в итоге стала женой Пигмалиона.

Мотив ожившего произведения искусства встречается и в средневековой литературе. Французский миракль Жана Боделя «Игра о святом Николае» повествует об изображении святого, которое разоблачает воров, похитивших царскую казну.

Для создания новеллы «Венера Илльская» П. Мериме обратился к античным и средневековым легендам о статуе Венеры, которая не захотела вернуть обручальное кольцо, случайно надетое на нее.

«Первая половина XIX века — время разработки новых жанровых систем, изменения взгляда на жанр в целом, поэтому появляется множество переходных форм» [5, с. 78]. «Венера Илльская» является примером перехода от новеллы к повести. Такое построение сюжета литературовед В.А. Луков назвал «эллипсом». Под этим термином он подразумевал «такую структуру произведения, в которой все содержание организуется вокруг двух скрытых

7463

или явных центров, равноправных и взаимодействующих друг с другом» [5, с. 78].

Рациональное начало в новелле связано с «внешним», обрамляющим сюжетом, а иррациональное с «внутренним». Ко «внешнему» сюжету относится изображение быта местных жителей и семьи Пейрорад, свадьба Альфонса Пейрорада. Иррационализм проявляется в новелле ярче и многогранней, чем рационализм, при этом фантастическое начало во многом служит отображению реалистического начала.

В новелле «Венера Илльская» фантастика связана с образом зловещего изваяния, оживающего и убивающего молодожена, который оставил кольцо на его пальце. Однако существование потусторонних сил не утверждается как истинное; единственный свидетель гибели Альфонса — его невеста — сходит с ума. Рассказчик не верит в потусторонние силы и приводит аргументы в пользу рационального объяснения. Перед читателем ставится выбор: поверить или не поверить? Произошедшее событие объясняется, с одной стороны, естественной причиной, а с другой, фантастической.

П. Мериме создает атмосферу мистического ужаса, окружающего статую Венеры Илльской, закольцовывая связанные с ней сюжетные мотивы смерти, неурожая, мести. В начале новеллы Венеру находят под погибшим от мороза оливковым деревом — в конце, из-за звона колокола, переплавленного из статуи Венеры, «виноградники уже два раза пострадали от мороза» [6, а 308]. Рука Венеры похожа «на руку мертвеца, лезущего из земли» [6, с. 281]. Статуя падает, ломая ногу рабочего; ломается напильник, если попытаться ее порезать; брошенный камень отскакивает от нее и летит обратно в «обидчика».

Фантастическими представляются случайные совпадения, встречающиеся на протяжении всей новеллы. Альфонс, прогуливаясь утром, обращается к рассказчику, рисовавшему Венеру, с просьбой нарисовать портрет его будущей жены. Надевает статуе на палец кольцо, предназначавшееся его невесте, с надписью «Навеки с тобой». Отец Альфонса,

7464

г-н Пейрорад на свадьбе сравнивает невесту сына и статую Венеры: «Избери себе какую хочешь Венеру — римскую или каталонскую. Но плутишка уже предпочел каталонку, выбрал лучшую долю. Римлянка черная, каталонка белая. Римлянка холодна, каталонка воспламеняет все, что к ней приближается» [6, с. 301]. День, на который назначена свадьба совпадает со днем Венеры: «Пятница — это день Венеры! <…> Хороший день для свадьбы! Как видите, дорогой коллега, я все время думаю о моей Венере. Честное слово, я ради нее выбрал пятницу! Завтра, если хотите, мы совершим перед свадьбой маленькое жертвоприношение — зарежем двух голубок, и если бы только удалось достать ладану…» [6, с. 296]. После цепи данных намеков и «совпадений» гибель Альфонса Пейрорада в брачную ночь в объятиях мстительной Венеры Илльской кажется закономерной.

Интересно, что Венера — богиня любви и красоты, в новелле Мериме представлена зловеще. Мериме наделяет статую разрушительной силой. У него это не просто римская богиня, а идол, который требует, чтобы ей поклонялись и приносили жертвы. На это обращает внимание рассказчик: «Право же, чем больше всматривался я в эту поразительную статую, тем сильнее испытывал мучительное чувство при мысли, что такая дивная красота может сочетаться с такой полнейшей бессердечностью. <…> Это выражение сатанинской иронии еще усиливалось, быть может, контрастом между ее блестящими серебряными глазами и черновато-зеленым налетом, наложенным временем на всю статую. Эти блестящие глаза создавали некоторую иллюзию реальности, казались живыми» [6, с. 289]. Статуя внушает жителям Илля страх, которым в итоге заражается и рассказчик, несмотря на попытки найти рациональное объяснение трагическим событиям. Кульминацией разрушающего начала Венеры становится убийство жениха, и после переплавки в колокол ее злодеяния не заканчиваются: «можно подумать, что злой рок преследует владельцев этой меди» [6, с. 308].

7465

Ю.Б. Виппер выдвинул концепцию идейного замысла новеллы: в его понимании «статуя Венеры становится символом красоты, оскверненной пошлостью буржуазной среды» [1, с. 181]. Возмездие Венеры оказывается связанным с профанацией чувства люби и брака. Г-н Пейрорад — антиквар и педантичный любитель старины, невежествен и неспособен понять подлинную красоту в искусстве. Рассказчик потешается над его филологическими выкладками и претензией на познания в области античной культуры. Его сын Альфонс Пейрорад — самовлюбленный буржуа, неразвитый умственно, страстно интересующийся лишь золотом и игрой в мяч. Лишившись фамильного кольца, он надевает своей невесте кольцо, некогда подаренное любовницей. «Может ли женщина полюбить мужчину, который однажды был груб с ней? Первые впечатления никогда не изглаживаются, и я уверен, что Альфонс заслужит ненависть своей жены…», размышляет рассказчик [6, с. 303].

П. Мериме использует элементы фантастики и романтической мистики, чтобы усилить изобразительные возможности реалистического повествования. В новелле «Венера Илльская» искусно сочетаются черты бытового реализма и фантастики. «Подобное сочетание не нарушает художественной гармонии целого, ибо и фантастические мотивы в руках Мериме обретают реалистический смысл, служат раскрытию объективных общественных закономерностей» [1, с. 181]. Тема мистической силы искусства выступает как повод поразмышлять о человеческих страстях и жизненном выборе.

Таким образом, можно сделать вывод, что в новелле П. Мериме «Венера Илльская» тема мистической силы искусства в сочетании с реалистически мотивированными характерами героев и образом прагматичного рассказчика, создает особый тип сюжета — сюжетный эллипс. Подобная сюжетная структура имеет двусторонний характер изображения действительности, придающий ей определенное сходство с категорией

7466

романтического «двоемирия». Обыденное сочетается с мистическим, суеверия и безумие переплетаются с истиной; выводы о достоверности происходящего автор предоставляет читателю сделать самостоятельно. П. Мериме сочетает традиционный для романтизма сюжет об ожившей статуе с реалистической проблематикой и нарративом, создавая новый тип художественного освоения действительности.

Литература

1. Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история (О западноевропейских литературах XVI — первой половины XIX века). М.: Худож. лит., 1990. 317 с.

2. Золотарев И.Л. Восприятие фантастического в произведениях Н.В. Гоголя и П. Мериме (на примере повести «Вий» и новеллы «Кармен») // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. №75. С. 81-87.

3. Золотарев И.Л. Ирреальный мир И.С. Тургенева и П. Мериме (на примере «Клары Милич (после смерти)» и «Венеры Илльской») // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. №57. С. 150-154.

4. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. 440 с.

5. Луков В.А. Мериме. Исследование персональной модели литературного творчества. М.: Моск. гуманит. ун-т., 2006. 110 с.

6. Мериме П. Венера Илльская (пер. А. Смирнова). Собр. соч. в 4 т., Т. 2. М.: Издательство «Правда», 1983. 447 с.

7. Ургадулова А.И. Экфрасис в аспекте статуи-убийцы в новеллах П. Мериме «Венера Илльская» и А. Грина «Убийство в Кунст-Фише» // Евразийский Союз Ученых. 2015. №4. С. 153-155.

Literature

1. Vipper YU.B. Creative destinies and history (About Western European literatures of the XVI — first half of the XIX century). M.: Hudozh. lit., 1990. 317 p.

7467

2. Zolotarev I.L. Perception of the fantastic in the works of N.V. Gogol and P. Merime (on the example of the novella «Viy» and the novella «Carmen») // Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena. 2008. No75. P. 81-87.

3. Zolotarev I.L. The unreal world of I.S. Turgenev and P. Merime (on the example of «Klara Milich (after death)» and «Venus Illskaya») // Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena. 2008. No57. P. 150-154.

4. Kagan M.S. Morphology of art. L.: Iskusstvo, 1972. 440 p.

5. Lukov V.A. Merime. Research of a personal model of literary creativity. M.: Mosk. gumanit. un-t., 2006. 110 p.

6. Merime P. Venus Illskaya (A. Smirnov lane). Collected works in 4 vols., Vol. 2. M.: Izdatel’stvo «Pravda», 1983. 447 p.

7. Urgadulova A.I. Ekphrasis in the aspect of the killer statue in P. Merime’s novellas «Venus of Ill» and A. Green’s «Murder in the Kunst-Fisch» // Evrazijskij Soyuz Uchenyh. 2015. No4. P. 153-155.

© Шляпникова М.Д., Струк А.А. 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №7/2022

Для цитирования: Шляпникова М.Д., Струк А.А. ТЕМА МИСТИЧЕСКОЙ СИЛЫ ИСКУССТВА В НОВЕЛЛЕ ПРОСПЕРА МЕРИМЕ «ВЕНЕРА ИЛЛЬСКАЯ»// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №7/2022

7468

Тема урока: Анализ новеллы Проспера Мериме «Венера Ильская».

В основе проекта урока используем общеобразовательную систему

«Школа 2100». Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

Тип урока: анализ художественного текста

Вид урока: практикум.

Методы: диалоговые (проблемно-развивающие обучение),

метод групповых взаимодействия, метод творческого самовыражения, беседа.

Цель урока: анализ новеллы «Венера Ильская»; выявить основные проблемы, поднятые автором.

Обучающий аспект цели:

  • обеспечить усвоение особенностей нового для учащихся 6 класса жанра – новеллы;

  • обучить учащихся делать самостоятельные выводы;

  • формировать умение видеть проблему в тексте.

Развивающий аспект цели:

  • развивать мыслительные навыки (анализировать, сравнивать);

  • развивать познавательные навыки (вдумчивое чтение, чтение с постановкой вопросов);

  • развивать умение выделять главное.

Воспитательный аспект цели:

  • учить добросовестному выполнению задания;

  • содействовать развитию умения работать в группах, т.е. общаться друг с другом;

  • воспитывать серьезное отношение к жизни и любовь к прекрасному.

Предпроектный этап.

1. Диагностика. Выявление состояния обученности.

Список учащихся

Знание особенностей жанра – «новеллы»

Сформированность навыков вдумчивого чтения

Владение началами анализа текста

Задача учителя.

  • Организовать предварительное знакомство с понятием «новеллы» и ее особенностями;

  • Организовать знакомство с текстом рассказа;

  • Создать атмосферу доброжелательного общения по схеме: учитель – ученик, ученик – учитель, ученик – ученик.

  • Составить такую цепочку вопросов, которые помогут оживить воображение детей, вызовут добрые чувства, акцентируют внимание на гуманистических ценностях.

  • Помочь детям увидеть связь античной литературы и литературы

XIX века.

Оборудование урока:

1. Картины «Венера Ильская»

2.Материал по античной литературе.

3. Текст произведения.

Межпредметные связи:

1.Связь с античной литературой.

2. Историей.

3. Искусством (живопись, скульптура)

Структура урока:

1. Орг. момент. Сообщение темы и цели.

2. Определение жанра произведения и его особенностей.

3.Слово учителя о богине Афродите (Венере).

4. Беседа с началом анализа произведения.

5. Работа в группах.

6. Обсуждение результатов работы групп.

7. Анализ текста.

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание.

1. Орг. момент предполагает приветствие, создание доброжелательной атмосферы. Сообщение темы и цели формирует мотивацию и пробуждает интерес к новелле и античной литературе.

Учитель: На предыдущем уроке мы с вами познакомились с автором новеллы – Проспером Мерини. Говорили о том, что он был любителем и ценителем русской литературы. П. Мериме высоко ценил творчество Пушкина, Гоголя, Тургенева. А. Гоголь в свою очередь о нем писал: «Острый и оригинальный писатель».

2. В историю литературы П. Мериме вошел как мастер новелл.

Деятельность учителя (вопрос)

Деятельность учащихся

(предполагаемые ответы)

А что же такое «новелла»?

Каковы ее особенности?

Почему же «Венера Ильская»- новелла?

Новелла (буквально с итальянского — новость)- жанр повествовательной литературы, небольшой рассказ, который отмечается оригинальностью (новостью), четкой композицией, неожиданной концовкой.

1. Напряженность сюжета.

2. Строгая композиция: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

3. Каждая деталь, мелочь связана с основной линией содержания.

4. Драматическая концовка.

В новелле «Венера Ильская» четко просматривается:

1. Завязка – герой попадает в г. Иль и узнает о найденной статуе.

2. Развитие действия связано со статуей и Альфонсом.

3. Кульминация – наказание Альфонса Венерой Ильской за его бездумное отношение к жизни, любви и другим ценностям.

4. В завязке главный герой проводит небольшое расследование в связи с гибелью Альфонса в объятиях Венеры.

5. Драматическая концовка – еще одно доказательство, что это новелла. Каждая деталь произведения, так или иначе связана со статуей. Прослеживается и необычность, оригинальность, новизна сюжета с включением мистики.

3. А сейчас обратимся к заглавию новеллы.

— А кто такая Венера?

Венера – это древнегреческая язычная богиня любви, весны и плодородия, произрастания. У древних греков эта богиня называлась – Афродитой. Афродита, по приданию, родилась из морской пены, и легкий ветер перенес ее на остров Крит.

У Венеры был сын Амур.

— Знаете ли вы, кто такой Амур? А выражение «стрелы Амура»? (стрелы любви)

Особо начали поклоняться Венере во времена Цезаря, так как он считал, что его род произошел от Энея, еще одного сына Венеры.

Если быть точнее, то у римлян Венера имела значение богини супружеской любви, а не любви вообще. Это во многом объясняет поведение статуи.

— Почему Венера названа Ильской? (Она была найдена в городе Иле).

Изображение Венеры (Афродиты) из мрамора и на полотне представляет собой одни из замечательных произведений древнего искусства. Среди них: богиня, выходящая из волн, работы художника Апеллеса (IV в. до н.э.), работы скульптора Праксителя (IV в. до н.э.), стоящая в храме Афродиты в Кинде. Многие считали эту статую в храме самой прекрасной. Но в последствии предпочтение было отдано Венере Милоской, найденной в 1820 г. на острове Милосе. Статуя эта до сих пор хранится в Лувре. (На доске изображение богини Афродиты (Венеры)).

4. Беседа с началом анализа произведения.

И так, сейчас вы знаете, кто такая Венера Ильская.

— А кто нам рассказывает всю эту историю? (Рассказчик. У него нет не имени, ни фамилии, он – знаток древности, античных памятниках, он археолог и историк.

-Кто такой археолог? (Человек, который по раскопкам узнает о том, что было раньше, о жизни и быте людей и т.д.)

— С какой целью он едет в город Иль? Найдите в тексте. (Посмотреть остатки старины на 10 миль в окружности. Я рассчитывал на помощь господина де Пейрорада при осмотре окрестностей Иля, богатых античными и средневековыми памятниками).

— Кто первый рассказывает о том, что в городе найдена статуя? (Случайный встречный)

— Кто именно ее нашел? (господин де Пейрорад)

— Почему этот случайный встречный говорит, что нашли не мадонну , а именно идол ?

Обратимся к словарю:

С.И. Ожегов «Словарь русского языка»

Идол – статуя, предмет, которому поклоняются.

Мадонна (у католиков) – богородица (у христиан)- это мать Христа.

Что рассказывает об идоле случайно встреченный человек? Найти в тексте.

«… это идол, видно по выражению ее лица. Уж одно то, как она глядит в упор своими большущими глазами, … словно сверлит. Невольно опускаешь глаза, когда смотришь… А все-таки лицо этого идола мне не нравится. У него не доброе выражение, да и сама она злая.»

— А глаза мадонны, богородицы – матери Христа могут выражать злость или что-то отталкивающее? (нет) Поэтому это идол.

5. Работа в группах. Эта одна из главных частей урока. В ее основе лежит метод сотрудничества и сотворчества. Вопросы для обсуждения, задания составлены с учетом возрастных особенностей. Работа в группах требует от учащихся умение сотрудничать друг с другом, прислушиваться друг к другу. Групповая работа на уроке способствует активизации познавательной деятельности учащихся.

1 группа. 1. Найти описание статуи со слов рассказчика, где он о ней говорит, как о совершенстве.

2 группа 2. Найти описание со слов рассказчика, где он говорит о том, что же на самом деле можно было прочесть на ее прекрасном лице.

3 группа 3. Как к статуе относится жена господина де Пейрорада.

Обсуждение результатов работы 1 группы (работа с учебником, с текстом произведения с. 64-65)

— При всей внешней красоте Венеры, ее внешность внушает страх и ужас. Докажите текстом, что рассказчик увидел на ее прекрасном лице нечто иное, чем красота.

Обсуждение результатов работы 2 группы.

Обсуждение результатов работы 3 группы.

— Ребята, а вы почувствовали, когда читали новеллу, что концовка будет трагической? (да)

— Проследим по тексту, почему каталонцы боятся статуи? Какие действия она совершила? Как она воздействует на людей.

6. Задание для 1 группы: Составить список деяний, которые мы наблюдали в произведении.

2 группы: Как относится к статуе господин де Пейрорад, несмотря на все ее поступки?

3 группы: Кто такой Альфонс, и как он относится к статуе?

Обсуждение результатов:

1 группа: 1. Сломала ногу Жану Колю

2. Никто не может смотреть ей в глаза, она сверлит глазами.

3. Когда бросили в нее камнем, она ответила.

4. Попытка нарисовать ее, ни к чему не приводит.

2 группа: 1. Он оглядывал статую каждый день и видит следы нового проявления вандализма (он жалеет ее).

2. Свадьба назначена на пятницу. Пятница – это день Венеры. И он готов принести ей жертвоприношение (с.67).

Все видят, что от статуи одни неприятности, а он видит в ней совершенство.

3 группа: Учитель: Сейчас перейдем к анализу самой главной части произведения: Альфонс и статуя.

-Какая была надпись на цоколе статуи?

— Как ее перевел рассказчик?

Учащиеся: Берегись любящей, т.е. «Берегись, если она тебя полюбит.» Эта угроза на цоколе обернулась трагедией для Альфонса.

Учитель: Кто же такой Альфонс? Что вы о нем можете рассказать.

Учащиеся: Это был молодой человек двадцатилетний, с лицом красивым и правильным (с.61 зачитать).

Молодого человека больше беспокоило приданое невесты, чем ее прекрасные глаза. Он говорит: «Самое главное, что она богата»

Учитель: Что автор говорит об отношении Альфонса к статуе?

Учащиеся: В отличие от всех героев Альфонс ни разу не упоминает даже о статуе, как будто он и не знает о ней или относится несерьезно ко всему, что о ней говорят. Но именно он пострадает от нее больше всех.

7. Этап формирования главных выводов по уроку.

Здесь мы с ребятами отвечаем на главный вопрос: «Почему и за что так жестоко был наказан Альфонс?»

Вместе с автором и учителем ребята должны сделать вывод: несерьезное, бездушное отношение к жизни, к людям, к прекрасному может привести к трагедии. Можно сказать, что эта новелла — предупреждение

Деятельность учителя (вопрос)

Деятельность учащихся

(предполагаемые ответы)

В начале урока мы говорили о том, что Венера – богиня супружеской любви, а не любви вообще.

— Почему она так поступает с Альфонсом? За что она его наказывает?

— Какой способ избирает Венера для мщения?

-Можно ли сказать, что Альфонс легкомысленно относится к жизни, к любви?

Альфонс одел на палец Венеры кольцо, которое было предназначено для будущей жены. Может быть она мстит за себя, потому что он одел кольцо ей, значит она его жена и венчаться с другой он не имеет права. А может она мстит за ту невинную девушку, на которой он решил жениться по расчету, и то кольцо, которое предназначалось ей, он надел на палец Венеры.

Альфонс погибает в объятиях богини любви.

Да. Легкомыслие Альфонса сказывается в том, что буквально перед венчанием он бросается играть в футбол, почти забыв о свадьбе. Тут же он с легкостью и даже некоторой злостью скидывает кольцо, которое давит ему палец и мешает играть в футбол. А когда вспоминает о кольце, то жалеет, прежде всего, о его материальной ценности, которая для него дороже древнего происхождения и красоты кольца.

— Так какова же идея рассказа? Что хотел сказать автор рассказа? О чем хотел предупредить?

Вывод по уроку шестиклассники делают вместе с учителем. Самостоятельно сделать вывод по такому серьезному, взрослому вопросу им пока трудно.

Вывод: Нельзя шутить с любовью, нельзя легкомысленно относиться к жизни. А подобное отношение к людям ни к чему хорошему привести не может.

К прекрасному нельзя относится бездушно, нужно уметь видеть прекрасное, а самое главное — ценить.

— А есть ли мистический элемент в новелле?

(Да. Статуя оживает, смотрит, кидает камни и т.д.)

Но этот мистический элемент помогает раскрыть идею, содержание новеллы.

8. Рефлексия.

— Что было интересного на уроке?

— Что было трудно? Какие задания, вопросы показались трудными?

— Какие вопросы, задания показались легкими?

9. Домашнее задание.

Найти репродукции, картины с изображением любой другой древней статуи. Подготовить рассказ о том, что вы о ней узнали (где найдена, кто автор, кто изображен и т.д.). Попробуйте описать эту статую.

Выполнение этого задания требует самостоятельности. формирует ценностное отношение к искусству, к прекрасному.

Литература:

1. С.И. Ожегов «Словарь русского языка».

2. Кун Н.-Л. «Легенды и мифы древней Греции» Издание пятое.- М.

Просвещение.

3. Черневич М.Н., Штейн А.Л., Яхонтова М.А. Истории французской литературы М.- Просвещение, 1965 г.

  • Какой был медведь в этой сказке запиши свое мнение
  • Какова главная мысль рассказа специалист
  • Какой был журавль в сказке лиса и журавль
  • Какой бывает снег сочинение
  • Какой я буду мамой сочинение