Какова идея рассказа кавказский пленник

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Толстой Л. Н.
  4. Главная идея рассказа Кавказский пленник

Главная идея рассказа Кавказский пленник Толстого (смысл)

Основой рассказа послужил личный, автобиографический материал. Писатель был участником военных действий и сам чуть было не попал в плен.

В 1872 году, через несколько лет после войны на Кавказе, автор написал эту историю. Он очень любил своё творение, считал его одним из наилучших произведений.

Чтобы понять идею и мораль рассказа, нужно, конечно же, знать его сюжет.

Повествование ведётся от лица автора. Всё его внимание сосредоточено на приключениях одного мужественного русского офицера Жилина. Вместе со своим товарищем Костылиным он был захвачен в неволю горцами.

Конфликтом рассказа является противопоставление между главными героями.

В каждом поступке видна разница характеров Жилина и Костылина. Жилин всегда поступает смело и отважно, как настоящий офицер. Он не отчаялся, а искал возможность сбежать. Помогал местным жителям, лепил кукол из глины, ремонтировал часы и даже лечил татар. Поэтому он подружился с местной девочкой Диной, которая очень хорошо относилась к пленникам, приносила им еду и помогла Жилину сбежать. А Костылин — слабый человек, способный на предательство, на себя никогда не надеялся и ждал помощи от родных.

Безусловно, главные герои имеют разные взгляды на жизнь, поэтому и судьбы у них складываются неодинаково. Жилин смог самостоятельно выбраться из плена, а Костылина освободили намного позже за пять тысяч рублей.

Я считаю, что в этом произведении раскрыто много важных тем. Они актуальны и в современном обществе.

Это рассказ о дружбе, поддержке, храбрости, предательстве. Автор также осуждает вражду между народами и показывает, что война — это страшно и бессмысленно. Нельзя допускать кровопролития, оно губительно для общества.

Жизнь человека, без сомнения, зависит от его характера, поступков, выбора, который он делает сам.

Главная идея рассказа заключается в том, что к одним и тем же трудным жизненным ситуациям можно относиться по-разному: подчиниться и ругать судьбу или бороться, не унывать и искать выход. Все трудности, которые встречаются на пути, закаляют характер и выдержку. Важно быть оптимистом, чтобы не случилось, и оставаться человеком, не смотря ни на что. Не сдаваться и всегда упорно идти к своей цели!

Великий писатель в своём произведении показал, что все неудачи можно преодолеть. Главное — верить в свои силы и надеяться только на себя. Как бы не было трудно, всегда можно найти выход из сложившейся ситуации.

Без всякого сомнения, идея рассказа созвучна с нашим временем.

Такие произведения необходимы для того, чтобы люди, читая их, не совершали подобных ошибок. Мы должны быть уверенны, что наша жизнь, несомненно, зависит от собственных усилий, действий и поведения!

Вариант 2

Произведение по жанровой направленности является повестью, так как его содержание включает в себя описание исторических событий.

Сюжетное повествование посвящается истории русского военного офицера Жилина, оказавшегося при возвращении с Кавказа на родину в татарском плену. Вместе с ним оказывается пленным и другой офицер, Костылин, фамилия которого в произведении является нарицательной, поскольку в быту костыль применяется в целях поддержки при физическом несовершенстве.

Офицеры оказываются в горном ауле, запертыми в сарае. С этого момента герои начинают проявлять истинную сущность и характер, делая свой жизненный выбор: либо выражение полного смирения, либо борьба за свободу.

Жилин не испытывает желания становится бесправной жертвой, поэтому планирует побег. При этом Костылин проявляет трусость и предательство.

Для более четкой и полной характеристики героев автором используется метод противопоставления, который проявляется даже в контрастном описании внешности персонажей: Жилин представляется в качестве открытого и рассудительного мужчины, а Костылин, наоборот, описывается писателем в образе недоброжелательного и злого человека.

Основной темой произведения является представление автором глубокой пропасти, которая существует между двумя героями, при чем не только в их человеческих качествах, но и в мировоззрениях. Соответственно, автор подчеркивает, что данные противоречия оказывают влияние и на дальнейшую судьбу героев, которая складывается по-разному.

Ключевая идея рассказа заключается в представлении писателем человеческого поведения при возникновении в жизни трудных ситуаций и тяжелых условий. Авторский акцент делается на образе настоящего русского офицера, проявлении им в сложившейся ситуации, находясь между жизнью и смертью, бескорыстия, мужества, преданности, сострадания, героизма, храбрости, истинной силы воли. Таким образом, писатель демонстрирует поступки человека, который имеет настоящую офицерскую честь.

Кроме того, смысловое значение произведения заключается в необходимости всегда и везде сохранять душевные и волевые качества, которые способствуют преодолению любых препятствий, опасностей, тягот и сложностей. Пример офицера Жилина подтверждает идею писателя, поскольку сила его человеческого характера помогает мужчине обрести долгожданную свободу, а малодушие Костылина практически приводит его к гибели.

5 класс.

Главная идея рассказа Кавказский пленник

Главная идея рассказа Кавказский пленник

Несколько интересных сочинений

  • Сочинения о школе

    В разделе собраны сочинения на тему Школа

  • Сочинение по произведению Матренин двор Солженицына

    В рассказе «Матренин двор», созданном Александром Исаевичем Солженицыным в 1959 году, показана нелегкая судьба самой обыкновенной русской женщины, трудолюбивой и отзывчивой, всегда готовой прийти на помощь другим людям

  • Федотов П.А.

    Родился в Москве в 1815 году. Мальчика воспитывал отец, который был суворовским солдатом, а позже получил дворянство за свои воинские заслуги. Отец Павла хотел воспитать его настоящим мужчиной, и поэтому отправил сына

  • Анализ рассказа Бунина Цифры 7 класс

    В рассказе «Цифры» описываются два главных героя, дядя и его племянник. Бунин показывает в нём не простые отношения между взрослыми и детьми, но не всегда взрослые понимают, что у детей тоже присутствует чувство собственного достоинства

  • Сочинение на тему Любовь к природе 15.3 ЕГЭ ОГЭ

    Любовь к природе заложена в русском человеке с молоком матери, воспитанной и выросшей на произведениях великих поэтов, писателей, сказочников и художников.

Краткий и полный анализ рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

Толстой Лев

1828 — 1910

С 1859 года Толстой организовал более 20 школ для крестьянских детей, а позднее сам разработал для них учебники. «Кавказский пленник» был написан для школьного пособия «Азбука».

Краткий и полный варианты анализа рассказа помогут составить целостную картину о произведении.

Рассказ написан в 1872 году по реальным событиям: автор чуть не попал в плен во время службы на Кавказе в 1853 г.

Жанр – рассказ;
Направление – реализм;
Основная идея – нельзя сдаваться в трудных ситуациях;
Тема – выбор человека определяет его судьбу в целом;
Проблема – бессмысленность войны между народами.

  1. п.1. Тематика и проблематика
  2. п.2. Идея и пафос рассказа
  3. п.3. Место героев в образной системе
  4. п.4. Цитаты из рассказа

п.1. Тематика и проблематика

Тема – то, о чем говорится в произведении; она не имеет выраженной оценки.

Проблема – вопрос, который появляется у автора и читателя при описании темы.

Тема: Нужно стремиться быть автором своей жизни, не позволяя себе просто плыть по течению обстоятельств.

Жилин выбирает сценарий, в котором он решает, как ему жить, Костылин пассивно ждет, что решат за него другие люди.

Проблема: Каждодневный выбор человека влияет на его жизнь в целом, даже мелочи важны.

Тема: И в русском, и в кавказском народе есть хорошие люди, готовые по-человечески помочь.

Жилин, живя в ауле, делает много полезных добрых дел, с интересом и уважением наблюдает за чужой культурой. В ответ на доброту Ивана Дина помогает солдату устроить побег и избежать гибели.

Проблема: Бессмысленность войны, которая подчеркивает, что люди разных народов очень похожи. При близком контакте люди перестают видеть друг в друге врагов.

п.2. Идея и пафос рассказа

Идея – это вывод, который сделал автор, анализируя проблему.

Любая война уродует нормальные отношения между людьми. А Кавказская война стала одним из самых затяжных конфликтов длиной в 47 лет (1817-1864 гг.), это имело негативные последствия для обоих народов.

Поскольку писатель сам служил на Кавказе, он видел это воочию.

Милосердие и человечность – то, что помогает людям в сложных ситуациях.

Жилин при всей силе и твердости характера показывает себя как добрый сострадательный человек.

В момент побега ему было бы проще бросить Костылина, но он не мог так поступить. Жилин нес ответственность за товарища, ведь он сам уговорил его бежать.

Доброта Ивана видна и в желании разобраться, почему его так возненавидел старик-горец. Узнав, что тот потерял семью от рук русских солдат, Жилин проявляет понимание.

Дина – это чистая душа, ребенок, который способен видеть истинную натуру людей. В Жилине она видит просто человека, а не врага, потому что оценивает его по поступкам и словам. Именно поэтому возникает такая трогательная привязанность между Иваном и Диной – в этом они похожи.

п.3. Место героев в образной системе

Главные герои

  • Иван Жилин – офицер, служащий на Кавказе, образец стойкости и мужества
  • Костылин – соратник Жилина, слабый и безвольный человек
  • Дина – девочка 13 лет, воплощает лучшие черты своего народа, дочь Абдула
  • Абдул – горец, «хозяин» пленного Жилина, успевший к нему привязаться

Отношения со «своими»

Взаимодействие между героями строится так, что читателям становится понятно: не каждый свой окажется помощником, не каждый враг окажется негодяем.

Жилин и Костылин являются боевыми товарищами, но противопоставляются (прием антитезы). Костылин в критической ситуации бросает Жилина, спасая лишь себя. Позднее, в момент побега, он выдает их местоположение. Это можно было бы назвать предательством, но это, скорее, обычные слабость и трусость. Жилин же до последнего переживает за судьбу соратника, несет на себе ослабшего Костылина, помогает ему.

Антитезу подчеркивают и говорящие фамилии героев: «Костылин» показывает, что не обойдется без «костыля» в виде помощи со стороны. «Жилин» перекликается со словом «двужильный», что раньше означало «сильный, выносливый».

Финальная сцена спасения Ивана казаками дает надежду, что не все такие, как Костылин, есть и настоящие товарищи.

Отношения с «врагами»

Изначально татары хотят получить только выгоду (выкуп), им вовсе не хочется убивать пленников. Это сразу перечеркивает их однозначную кровожадность.

Интересен образ Абдула, который сумел проникнуться к пленнику теплыми чувствами. Иван не раз показал себя, как человек дела и слова, поэтому Абдул испытывал уважение и доверял ему. Даже после побега он не поддавался на уговоры сельчан убить Ивана, ему не хочется этого делать.

Дина идет наперекор устоям своего общества – она помогает Ивану сбежать, и читатель даже не знает, как потом эта ситуация закончилась для нее. Девочка рискует быть жестко наказанной, если узнают о ее участии.

Также автор показывает, что Иван успел завоевать доверие многих сельчан, которые приносили ему в починку свои вещи и даже звали лечить больного.

***

Автор подчеркивает, как важно оставаться человеком, особенно там, где невольно включается звериный страх за свою жизнь – на войне и в плену.

Образ Жилина воплощает в себе лучшие черты и может быть примером стойкости, мужества, веры в себя и стремления к цели.

п.4. Цитаты из рассказа

***

«Эх, — думает Жилин, — с ними, что робеть, то хуже».
Вскочил на ноги и говорит:
— А ты ему, собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак!»

***

Это большой человек! Он первый джигит был, много русских побил, богатый был. У него было три жены и 8 сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили. Один сын остался и передался русским. Старик поехал и сам передался русским. Пожил у них три месяца, нашел там своего сына, сам убил его и бежал. С тех пор он бросил воевать… Не любит он вашего брата.

Костылин говорит:
— Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.
— Нет, не пойду, не годится товарища бросать.

***

— Прощай, — говорит, — Динушка. Век тебя помнить буду.
Ухватилась за него Дина: шарит по нем руками, ищет — куда бы лепешки ему засунуть. Взял он лепешки.
— Спасибо, — говорит, — умница. Кто тебе без меня кукол делать будет? — И погладил ее по голове.
Как заплачет Дина, закрылась руками, побежала на гору…

***

Окружили его казаки, спрашивают: «кто он, что за человек, откуда?»
А Жилин сам себя не помнит, плачет и приговаривает:
— Братцы! Братцы!
Выбежали солдаты, обступили Жилина; кто ему хлеба, кто каши, кто водки, кто шинелью прикрывает, кто колодку разбивает.

Было интересно? Смотри еще:

  • Сочинение на тему «Жилин и Дина»
  • Сочинение на тему «Чему учит рассказ Кавказский пленник?»
  • Кавказский пленник Толстой Л.Н. — читательский дневник
  • Краткая биография Толстого Льва Николаевича
  • Сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные судьбы»
  • Краткое содержание рассказа «Кавказский пленник»

Толстой и его друг Садо сопровождали обоз в крепость Грозную, но двигались очень медленно. Заскучав, друзья решили обогнать обоз и поехать чуть быстрее. Оторвавшись от остальных, молодые люди попали в засаду к чеченцам. Эта история закончилась бы намного хуже, если бы чеченцы не планировали взять товарищей живыми и не стреляли. Лошади подо Львом и Садо были резвые и смогли ускакать от неприятеля. К сожалению, из верховых, сопровождающих обоз, пострадал молодой офицер, лошадь которого подстрелили. Животное упало и своим телом придавило юношу, а подъехавшие чеченцы изрубили верхового на куски. Произошедшее событие запало в сердце писателю, и в 1872 году в журнале «Заря» впервые был напечатан рассказ «Кавказский пленник».

Главная мысль рассказа — яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины своему товарищу — человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому. Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего — освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым. Мораль произведения: никогда не стоит сдаваться, желаемое будущее мы творим только собственными руками.

«Кавказский пленник». Краткое содержание

События «Кавказского пленника» разворачиваются во время Кавказской войны (1817-1864; военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением районов Северного Кавказа). Офицеру Жилину приходит письмо от матери, в котором женщина зовёт его домой. Выехать одному просто так нельзя — ведь легко можно попасть в засаду, поэтому Жилин отправляется домой, попутно сопровождая обоз. Вместе с ним едет и другой офицер — Костылин. Обоз едет медленно, с остановками, день стоит жаркий, и Жилин предлагает попутчику ехать одним, без сопровождения.

Едва оторвавшись от обоза, молодые люди встречают горцев. Костылин бросает товарища и уезжает, а Жилина захватывают в плен. Привезя пленника в аул, один татарин продаёт Жилина другому — Абдул-Мурату — теперь русский офицер принадлежит другому «хозяину». Позднее выясняется, что и Костылина тоже пленили. Жилин выторговывает себе право прилично питаться, жить вместе со своим собратом по несчастью и ночью быть свободным от колодок.

Кавказский пленник.png

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Татары не планируют убивать русских — они требуют, чтобы офицеры написали письма домой с требованием за них выкупа. Костылин пишет письмо с требованием уплаты в пять тысяч рублей, Жилин же специально пишет неверный адрес, чтобы письмо точно не дошло до матери. Он понимает, что у пожилой женщины нет столько денег и если она попытается собрать выкуп, то вконец разорится.

Днём пленникам позволяют выходить на улицу, правда передвигаться они могут только в колодках. Костылин предпочитает сидеть и жаловаться на жизнь или спать, Жилин же проводит время на свежем воздухе, изготавливает детям куклы. Благодаря своему таланту офицер устанавливает почти что дружеские отношения с тринадцатилетней дочерью Абдул-Мурата — Диной. Девочка боится пленника, но в то же время он ей и интересен. Она с радостью играет в его куклы и даже тайком приносит ему молоко и лепёшки. Тем временем Жилин не только помогает татарам чинить вещи и делает игрушки детям, но и осматривается по сторонам, планируя свой побег.

За некоторое время, что офицеры живут у татар, Жилин завоевывает расположение у некоторых своих «хозяев». Он постоянно что-то мастерит, чинит, и однажды Абдул-Мурат признаётся ему, что, если бы не уплаченные за русского деньги, он бы оставил Жилина себе. Тем временем Жилин выкопал себе ход для побега. Однажды татары приехали в свой аул в дурном расположении духа — убили их товарища. Многие горцы злятся на русских и говорят, что следует убить и пленных. Жилин понимает, что нужно бежать, и подговаривает Костылина решиться на побег вместе с ним.

Костылин долго не решается бежать, но в конце концов соглашается. Пленники долго бредут в темноте по камням, чужие, подаренные татарами сапоги, мешают им идти, и юноши вынуждены идти босиком. Обессиленные, с изрезанными от камней ногами, они продолжают двигаться по направлению к своим, но Костылин всё сильнее и сильнее отстаёт. Внутренне Жилин понимает, что в одиночку он двигался намного бы быстрее, но не может оставить товарища. Когда Костылину совсем уже невмоготу, Жилин несёт его на закорках.

Кавказский пленник 2.png

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Однако в лесу беглецы встречают одного из горцев, который быстро призывает подмогу — и офицеры снова становятся пленниками. Теперь все татары злятся на русских, и мужчин бросают в яму. Кормят их только непропечённым тестом, колодки уже не снимают, да поговаривают, что нужно их убить. Абдул-Мурат всё ещё сопротивляется общественному мнению — ему ещё немного симпатичен Жилин, да и деньги за него уплачены. Теперь поставлены условия: если через две недели не будет выкупа, офицеров убьют. Если будет ещё один побег — та же печальная участь ждёт молодых пленников.

Среди всех обозлённых татар лишь маленькая Дина хорошо относится к Жилину. Она продолжает приносить ему лепёшки, а вскоре рассказывает, что к аулу приближаются русские и татары хотят избавиться от пленных, не дожидаясь выкупа. Костылин окончательно отчаивается, беспрестанно ноет и заболевает.

Жилин понимает, что теперь ему может помочь только Дина, и просит девочку принести ему длинный шест. Он полагает, что девочке не хватит смелости, но в одну из ночей она приносит палку и спускает в яму к пленным. Понимая, что в прошлый раз они попались татарам только из-за Костылина, Жилин всё же предлагает своему товарищу по несчастью бежать вместе с ним. Но Костылин настолько пал духом, что и переворачивается с трудом, а уж о побеге и речи быть не может.

Дина помогает Жилину выбраться из ямы, даёт ему в дорогу лепёшек и в слезах прощается с ним. Обессиленный, в колодках, офицер с огромным трудом добирается до своих, под конец чуть было не попав в ещё одну засаду к татарам. Через некоторое время освобождается и Костылин — татары получают за него выкуп и отпускают. Однако пленный Костылин к этому времени находится уже почти при смерти.

Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС

Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС

В тетради представлена система практических заданий, направленных на развитие разных видов компетенций учащихся, их творческих способностей. Тетрадь предназначена лдя самостоятельной работы школьников, но может использоваться и на занятиях в классе. Выполнение предлагаемых заданий на уроке позволяет осуществить дифференцированное обучение. Соответствует федеральному государственному стандарту основного общего образования (2010 г.).

Купить

Главные герои

Жилин

Жилин — персонаж удивительных качеств. Он честен, справедлив и мужественен. Офицер с уважением относится к своим подчинённым (уезжая из крепости, он ставит «отпускные» солдатам, сердечно прощается с товарищами), к семье и даже к его «хозяевам»-врагам. Он строптив, однако в то же время и решителен, умён и расчётлив. Каждую минуту он использует с умом: не просто гуляет в плену по двору, а старается завязать дружеские связи, запоминает местность, учит местный язык, ориентируется по ночному небу. Находясь в плену, он не только «сбивает» свой выкуп с трёх тысяч до пятисот рублей, но и выторговывает себе одежду, свободу от колодок по ночам и проживание с товарищем. Жилин не сидит без дела, а чинит и мастерит кукол, и даже делает вид, что умеет лечить.

В плен Жилин попадает из-за трусости своего напарника, но он не винит другого офицера. Несмотря на то, что побег возможен только благодаря усердному труду Жилина (именно он делает подкоп и учится ориентироваться на местности), герой не бросает в трудную минуту своего «товарища» и уговаривает бежать вместе. В лесу, когда Костылин совершенно теряет силы, Жилин также не бросает его, а во время второго побега продолжает подбадривать и уговаривать его совершить вторую попытку вырваться на свободу.

Русский офицер Жилин — это герой, до конца остающийся благородным по отношению ко всем.

Костылин

Костылин — офицер, выходец из богатой семьи, грузный, слабый и в моральном, и в физическом плане. Из-за его трусливого побега во время атаки горцев, татары захватывают в плен обоих офицеров. Костылин смиренно принимает условия жизни в плену, постоянно жалеет себя и надеется только на выкуп. Моральная скудость мужчины точит и его физические силы — он заболевает не от полученных ран, а от того, что уже давно сдался.

Получив второй шанс на побег, Костылин так и не решается снова побороться за свою свободу. В итоге, благодаря полученному выкупу, Костылин покидает плен, хотя сам уже находится почти при смерти.

Офицер Костылин — это трусливый и подлый персонаж, не способный найти в себе силы, чтобы противостоять врагу и бороться за собственную жизнь. Его слабая воля и трусость становятся не только причиной пленения русских офицеров, но и провала совместного побега. Тем самым Костылин не только ухудшает своё положение, но и усложняет путь к спасению другого человека.

Жилин и Костылин. Анализ героев

«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого построен на сравнении и противопоставлении двух центральных персонажей. Жилин и Костылин являются антагонистами не только по внешности, но и по характеру.

Внешность

Жилин соответствует собственной фамилии — сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.

Костылин также «получает» свою фамилию не просто так — но, к сожалению, он не является костылём-помощником другим, наоброт, он мешает здоровым сильным людям, они в нём не нуждаются. Костылин — мужчина в теле, грузный и неуклюжий.

Уровень достатка

Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.

У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа — неподъёмная сумма.

«Боевой» настрой

Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».

Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.

Поведение в плену

Несмотря на то что офицеры находятся в плену и ждут выкупа (а Жилин тайком готовит побег), Жилин всё равно находит себе занятие на каждый день — он мастерит куклы детям, чинит разные вещи, рукодельничает.

Костылин всё своё время уделяет сну и жалобам на жизнь.

Поведение в экстренной ситуации

Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.

Жилин, несмотря на подлость товарища, не только берёт его с собой во время побега, но и тащит на себе офицера, когда тот уже не может идти. Во время второго побега Жилин также зовёт с собой пленника.

Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.

Название рассказа Л.Н. Толстого является отсылкой к поэме А.С. Пушкина с таким же названием. Однако помимо некоторых общих мотивов, «Кавказский пленник» Толстого имеет собственный глубокий смысл. Причём значение словосочетания «кавказский пленник» можно рассмотреть с нескольких сторон.

Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.

Второй смысл названия «Кавказский пленник» заложен в персонаже Костылина — он находится в плену Кавказа и сложившихся обстоятельств. Он был и будет оставаться пленником по своей сути, так как ничего не делает, чтобы стать свободным, чтобы улучшить своё положение, чтобы бороться за жизнь.

Кавказским пленником является и Жилин, но не только потому, что попал в плен, но и потому, что никак не может «вырваться» с Кавказа. У него была попытка поехать к матери и, возможно, найти в родном месте себе невесту и остаться там. Но он попадает в плен и вновь возвращается в крепость, думая о том, что, видимо, Кавказ — и есть его судьба.

Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.

Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа — каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельствами, несмотря на личные особенности и характер.

#ADVERTISING_INSERT#

  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Идея и смысл рассказа Кавказский пленник

Идея и смысл рассказа Кавказский пленник Толстого

Рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» написан в 1872 году и впервые опубликован в журнале «Зоря». Этот рассказ можно смело считать повестью, поскольку он описывает исторические факты, в которых учувствовал сам автор.

Рассказ «Кавказский пленник» повествует историю русского офицера Жилина, который по дороге домой, был захвачен в плен вместе с другим офицером по фамилии Костылин. Фамилия Костылин для повести стала именем-нарицательным, ведь костыль применяют для замены физического несовершенства.

Жилин мог бы оставить Костылина при побеге и бежать один, но он не бросил сослуживца. Костылин этого не оценил, он не понял, что жизнь подготовила ему уникальный шанс на спасения. Он предпочел остаться слабым и пустить все на самотек. Жилин понимал, что если Бросит Костылина, то тот не выживет. Чтобы спасти его, герой жертвует собой. Своей свободой. К этому рассказу очень хорошо подходит поговорка: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Но в конце истории Жилин все-таки выбрал собственную жизнь, которую не стал делить с трусом и предателем.

Жилина спасла Дина. Девочка, которая не должна была этого делать. Поскольку на Кавказе очень строго относятся к женскому воспитанию, спасти русского офицера-мужчину – это верная гибель для нее. И, ведь когда Жилин делал игрушки для Дины, он вовсе не рассчитывал на помощь с ее стороны. Он делал это от чистого сердца. И, когда выручал предателя, также не задавался вопросом о его человеческих качествах. Он спасал ему жизнь.

В повести Жилин – образец русского офицера. Бескорыстный, преданный, сострадательный. Его сила воли не дала ему погибнуть. В последний момент, когда татары его обнаружили, он смог найти силы и позвать на помощь. Костылин бы на его мете просто предался в руки своей судьбе. Герой же был достоин спасения.

На грани жизни и смерти человек показывает свое истинное лицо. Он в последний момент думает либо о  том, как спасти себя, либо о том, как спасти свою честь. В рассказе представлены два образа. Образ жизни и образ чести. Офицер по фамилии Костыли не имел офицерской чести. Однако и он был спасен. Но каким способом? Методом выкупа. Костылин выкупил свою честь. Это и хотел показать Л.Н. Толстой в своем рассказе. Выживут, возможно, все, но кто-то останется после честным и храбрым офицером, а кто-то трусом и предателем.

2 вариант

Произведение «Кавказский пленник» Лев Николаевич Толстой написал в 1872 году и его сразу опубликовали в издании «Зоря». Официально произведение является рассказом, но его можно назвать и повестью, так как здесь описываются факты из истории, в которых принимал участие сам писатель.

В рассказе повествуется история одного русского офицера Жилина. Он ехал домой на побывку, и был пленен татарами вместе со своим сослуживцем Костылиным. В произведении фамилия Костылин – это имя нарицательное. Это говорящая фамилия, которая олицетворила костыль – принадлежность, заменяющую физическое несовершенство.

Жилину можно было оставить Костылина в плену, а самому бежать, и никто никогда не узнал бы о его поступке. Но он не смог оставить сослуживца на произвол судьбы. Костылин не воспринял поступок Жилина как единственный  шанс спастись. Он проявил слабость, недопустимую для мужчины и офицера, и пустил ситуацию на самотек. Жилин осознавал, что брось он напарника, тот погибнет. Для его спасения, герой подставляет под удар и себя, жертвуя своей свободой. В рассказе очень четко просматривается поговорка: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». В конце концов, Жилину приходится делать выбор: либо они погибнут вдвоем, либо выберется хотя бы он. Мужчина делает выбор в свою пользу. Он больше не намерен жертвовать своей жизнью ради никчемного труса.

Девочка Дина, дочь хозяина аула, оказала Жилину содействие в побеге. Кавказцы не позволяли женщинам принимать какие-либо решения, поэтому девочка могла поплатиться за свою помощь даже своей жизнью. Мужчина делал для нее кукол, сидя в яме, но он даже не надеялся, что она решится помочь ему. Он просто хотел порадовать Дину. Когда он при первой попытке побега прихватил с собой Костылина, он тоже не зацикливался на его трусости и предательстве, а просто спасал жизнь человека.

В произведении Жилин выступает как образец мужчины и офицера. Бескорыстие, преданность и сострадание. Воля к жизни заставляла его барахтаться в бурлящем море жизни. Когда татары уже вот-вот его настигли бы, он собрал все свои силы и позвал на помощь. Костылину не хватило бы духу на такой поступок. А герой настаивал на своем праве жить, и был спасен.

Когда человек смотрит в лицо смерти, он снимает все маски, кроме истинной. Последний момент становится решающим. Он либо думает только о себе, либо о своей чести.

Главное

Свой знаменитый рассказ Л.Н. Толстой написал в 1872 году, и включил его в «Азбуку» для народной школы. К тому времени кавказский военный конфликт был уже несколько лет как завершен, описываемые писателем события взяты из его личных воспоминаний о путешествии по Кавказу, именно тогда Толстому чудом удалось избежать плена.

История излагается от лица главного героя Ивана Жилина, русского офицера, проходящего службу на Кавказе. Многолетняя война не позволяла передвигаться по кавказской местности без сопровождения, но главный герой и его приятель Костылин пренебрегают безопасностью и попадают в руки к татарам. Они увозят пленников в горный аул и сажают в сарай под замок.

С этого момента каждый из них сам для себя определяет, принять случившееся как неизбежность и пассивно ждать своей участи, или проявить стойкость и бороться за свободу. Жилин, в отличает от своего товарища, не желает мириться с пассивной ролью жертвы, за внешним спокойствием, маскирует план побега. Новый хозяин приказал пленникам написать родным письма с требованием выкупа. Жилин не стал указывать на письме настоящий адрес, так как понимал, что его мать не в состоянии заплатить.

Пленник с любопытством присматривается к жизни горцев. Ему открывается удивительная и самобытная культура другого народа. Вынужденное бездействие заставило героя заняться изготовлением игрушек из глины для хозяйской дочери, плетением корзин. Дочь хозяина тринадцатилетняя девчушка Дина прониклась симпатией к узнику и тайком приносила пленникам еду. Добродушным, при этом гордым и смелым нравом Жилин расположил к себе местных жителей.

Улучив благоприятный момент, он решается на побег. Долгожданная свобода была близка, но малодушие и слабохарактерность Костылина снова сыграли злую шутку, как и в первый раз по вине товарища Жилин оказывается в плену. Беглецов поймали и вернули хозяину.

Неудача не сломила героя. Он снова ищет способ вырваться на свободу, несмотря на то, что после неудачной попытки побега условия стали невыносимыми, а хозяин в любой момент может убить своих пленников.

Жилин рискнул и обратился за помощью к девочке, и Дина проявила сострадание и помогла ему выбраться из жуткого колодца, в котором находились пленники после побега. Костылин был к тому моменту совсем обессилен, морально раздавлен неудачами. Жилин бежал один, и на этот раз удачно. Спустя время он узнал о судьбе товарища, которого родственникам удалось выкупить.

Идея произведения заключается в том, что главное сохранять силу духа в любых ситуациях и тогда человек способен преодолеть любые тяготы и опасности. Стойкость характера позволила Жилину обрести свободу, а малодушие Костылина чуть не погубило его.

На примере девочки, проявившей доброту, и оказавшей помощь узникам, автор продемонстрировал бессмысленность затянувшейся кровопролитной войны.

Также читают:

Картинка к сочинению Идея и смысл рассказа Кавказский пленник

Идея и смысл рассказа Кавказский пленник

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Оправданный риск рассуждение

    Каждый человек в жизни хоть раз был в ситуации, в которой ему приходилось рисковать. А это могло привести к совершенно разному результату. Именно поэтому этот риск мог быть как оправданным

  • План рассказа Серая шейка Мамина-Сибиряка

    Закончилось лето и наступили первые осенние холода. Все птицы, от мала до велика, начали готовиться к отлету в теплые края. Они переживали, потому что не все могли добраться до места живыми.

  • Сочинение про Улан-Удэ

    лан-Удэ — это столица Бурятии. Один из старинных городов Сибири. Он находится в долине между двух рек Селенга и Уда. Так сложилось исторически, что в этом городе живут люди разных национальностей, исповедующих различные религии.

  • Сочинение по произведению Гранатовый браслет Куприна

    “Гранатовый браслет — произведение, написанное Александром Ивановичем Куприным в 1910 году. Основанием для написания послужила реальная история, случившаяся с писателем: в его жену был влюблён телеграфист Желтиков

  • План 11 главы Мертвых душ Гоголя

    Павел Иванович Чичиков проснулся не в духе. Во-первых, он пробудился позднее, чем думал. Во-вторых, к отъезду ничего не было готово. Он подозвал к себе кучера Селифана, который сообщил ему, что требуется подковать лошадь.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 258-259

Толстой Лев Николаевич «Кавказский пленник»

Читайте также: 

Размышляем о прочитанном

1. Какие события подсказали Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»? Почему он назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?

Идею этого рассказа писателю подсказали события войны с горцами, воспоминания Ф. Торнау и личные впечатления Толстого, который служил на Кавказе.

Несмотря на то, что в плен попали два русских офицера, автор назвал рассказ «Кавказский пленник». Ведь только один из офицеров, Жилин, повёл себя как герой, сохранил человеческие качества, и именно о его судьбе этот рассказ.

Идея, главная мысль этого рассказа в том, что нельзя сдаваться и опускать руки даже в самых безнадёжных ситуациях. Надо бороться до конца, ведь только к смелому приходит удача.

2. Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге?

Жилин выпросил отпуск и поехал домой вместе с обозом. Но обоз двигался медленно, а было жарко. Костылин предложил ехать вперед и Жилин согласился. Так они оказались одни на опасной дороге.

3. Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом близко к тексту.

К татарскому аулу Жилина привезли к ночи. На него надели колодки и бросили в сарай. Сквозь щель Жилин наблюдал за жизнью аула.

Он видел саклю, дом в котором жили татары, видел коз и собак, наблюдал, как дети утром гнали лошадей на водопой, а женщина с ребёнком несла на голове кувшин с водой.

Сами татары ничего не делали, они ходили в богатой одежде и с оружием. Всю работу для них делали работники-ногайцы, женщины и дети. Пленных татары держали ради выкупа.

В татарском доме лежали дорогие ковры, на стенах висело оружие. Татары сидели на коврах и на коврах кушали. Ели они руками, а после еды мыли руки в лоханке и читали молитвы.

4. Как встретились Жилин и Костылин? Как они вели себя в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары? В чём смысл рассказа? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?

Костылин и Жилин встретились в татарском доме. Жилин упрямо не хотел платить большой выкуп, а Костылин согласился заплатить пять тысяч рублей.

Жилин вёл себя смело, не боялся перечить татарам. Он сразу решил убежать и высматривал пути для побега. Костылин смирился с пленом, надеясь только на выкуп.

Жилин слепил для Дины куклу и девочка стала носить ему тайком молоко и лепёшки. Они подружились. Жилин по-доброму относился к девочке и этим завоевал её сердце. Она никогда не видела ласки от родителей, ей воспитывали в строгости.

Описанием этой дружбы писатель говорит нам о том, что дети оценивают человека по его поступкам, а не по национальному признаку. К добрым людям дети тянутся, злых сторонятся.

Первый побег не удался из-за Костылина. Он стёр ноги в кровь, устал и сдался. Жилин не бросил Костылина и попытался нести его на себе, но их догнали и вернули в аул.

Татары относились к Жилину с уважением. Он показал свою храбрость и мужество, волю, любовь к свободе. Эти качества ценят все народы. К тому же он был мастер на все руки и много чего делал для татар.

Писатель осуждает бессмысленность вражды между народами, которая ведёт к войнам и жестокости.

5. Проследите по статье Эйхенбаума о рассказе Толстого «Кавказский пленник», по воспоминаниям, на основе которых писателем и был создан рассказ: что взял писатель из этих воспоминаний, что является писательским вымыслом? Какие идеи, мысли и чувства хочет передать читателю автор рассказа? Что такое сюжет, рассказ?

Писатель взял для своего рассказа реальные события войны с горцами, реальный случай с Ф. Торнау, когда тот оказался в плену. Торнау тоже делал поделки и подружился с девочкой.

Писатель придумал историю побега Жилина из плена, историю Костылина.

Автор хочет донести до нас мысль о том, что только в борьбе человек может добиться счастья. Он рассказывает про ужасы войны и предостерегает человечество от этого. Он ратует за человечность и милосердие, за доброту и отзывчивость. Именно эти качества помогли Жилину обрести дружбу Дины и сбежать из плена.

Сюжет — это цепь событий, описанных в произведении.

Рассказ — это краткое повествование о каком-то случае, отдельном эпизоде жизни человека.

6. Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие.

Страх у меня вызвали описание схватки с татарами, после которой Жилин оказался в плену, и сцена после первого побега, когда пленников хотели убить.

Грусть у меня вызвали слабость Костылина и сломанная кукла.

Сочувствие вызвали пребывание Жилина в плену, его воля и стремление бежать.

7. Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев. Совпадают ли они с вашим мнением?

Мы с друзьями одинаково оцениваем поступки героев. Мы восторгаемся мужеством и добротой Жилина. Восхищаемся самоотверженностью Дины. Нам не нравится поведение Костылина, человека слабого и трусливого.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации художников Петрова, Иткина, Родионова. Чьи иллюстрации показались вам наиболее удачными? Почему? Объясните свой выбор.

Иллюстрация Петрова показывает татарских детей возле огромного сарая.

Иллюстрация Родионова показывает, как Дина помогает Жилину снять колодку. Это очень красивая иллюстрация, но в ней не хватает динамики.

Мне больше понравилась иллюстрация Иткина, на которой изображена сцена побега Жилина из ямы с помощью Дины. Она самая динамичная и более полно отражает характеры героев. Мы видим решительность Жилина, безволие Костылина и напряжённое ожидание Дины. Эта иллюстрация переполнена чувствами.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

Какова идея рассказа Толстого «Кавказский пленник»?

Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?

10 ответов:



13



0

Основной идеей рассказа толстого под названием » Кавказский пленник «, является события происходившие во время войны — русских с горцами на Кавказе. В самой жизни Толстого был один момент, когда его преследовали чеченцы и просто чудом он не попал к ним в плен. затем Толстой заинтересовался мемуарами кавказского офицера по имени Ф. Ф. Торнау и прочел их, которые его натолкнул на определенные мысли для своего рассказа. В этих мемуарах говорилось о том, что как страшно побывать в плену у чеченцев. Главной все же идеей рассказа, является тот момент , что не смотря в каких условиях вы находитесь, вы должны бороться изо всех сил и никогда не сдаваться перед трудностями.



2



0

Рассказ Л.Н.Толстого называется «Кавказский пленник» не зря — ведь фактически пленников было двое: офицеры Жилин и Костылин.

Рассказ написан Толстым из собственных впечатлений службы на Кавказе. Он описывает события 19 века, связанные с войной между русскими и горцами.

Оба офицера, оказавшись в одинаковых условиях, ведут себя по-разному.

Пессимист Костылин с жалобами покоряется судьбе, ничего не делает для изменения своего положения.

В отличие от него Жилин медленно, но упорно продвигается в своем желании вырваться из плена: сначала завоевывает дружбу дочери предводителя, готовится к побегу, выискивает возможность осмотреть окрестности, и наконец решается на сам побег.

Главная идея произведения — никогда нельзя опускать руки, безвыходных ситуаций не бывает, и этот выход нужно искать самому. Главное — не сдаваться.



2



0

Сюжетной линией этой повести является противопоставление, контрастность между главными персонажами Жилиным и Костылиным.

Автор уже в описании этих героев, выражает свое отношение к ним, если в описании Жилина можно прочесть, что

vNZjklzpQF5jXBgf4bxLQ4R4s2Wa5MH2.png

То о Костылине, Толстой выражается, как

Ru37Evzj4dpi24HTYMmtUodZ1mkfvzh.png

«Кавказский пленник» это не просто повесть о противоборстве с горцами и побеге из плена. Эта повесть о человеческом характере, чести, порядочности и противопоставляя Жилина и Костылина, мы осознаем, что пути решения проблем, жизненные ценности могут сильно отличатся между людьми.

Конечно можно сказать, что основной идеей этого произведения является желание показать людям что даже казалось бы в безвыходных ситуациях, нужно искать выход, а смелым, добрым, преданным и храбрым это удается чаще вдвойне.

Выдержка, стойкость и мужество Жилина, помогли ему бежать из плена и он является антиподом Костылина, пассивного и слабодушного.



2



0

Главная мысль рассказа кавказский пленник выстраивается постепенно и основана на противопоставлении двух персонажей — русских офицеров, попавших в плен, Костылина и Жилина.

Костылин смиряется с судьбой, отдается в руки обстоятельствам. Жилин же неуклонно движется к своей цели: сбежать из плена. В чем и добивается несомненных успехов.

Вот и получается, что основная идея Кавказского пленника — не сдаваться при любых обстоятельствах. Как бы ни было тяжело и какой бы безвыходной ни казалась ситуация, всегда возможно найти выход, если очень этого захотеть и постепенно двигаться в заданном направлении, делая пусть маленькие и незначительные, но шаги.



1



0

Кавказский пленник. Очевидно, основная идея этого рассказа Л.Н. Толстого строится на том, что в трудных обстоятельствах нужно бороться до конца. Если Костылин, сдался и подчинился обстоятельствам, то Костылин боролся до конца и выжил. Даже фамилии персонажей, говорят о многом. Следует также отметить описание быта горцев, их повседневной жизни.



1



0

В своем произведении «Кавказский пленник» Толстой рассказывает о судьбе русского офицера Жилина, который вместе с сослуживцем Костылиным оказывается в плену у горцев. Автор показывает как люди разного склада характера по разному воспринимают свое пленение и если Жилин отказывается покориться обстоятельствам, то Костылин предпочитает ждать выкупа, ничего не предпринимая для собственного спасения.

Главная идея этого произведения в том, что никогда не следует безвольно опускать руки, не следует сдаваться, если есть есть хоть малейшая надежда на спасение. В конце концов, судьба человека зависит только от его собственных усилий, действий.



1



0

Кавказский пленник. Рассказ Льва Никрлаевича Толстого о событиях на Кавказе в 19-м веке в период войны с горцами.

Двое русских офицера попадают в плен и ведут себя там совершенно по разному. Жилин, так звали одного из героев, родом из небогатой семьи и ему не приходится надеяться на то, что за него заплатят выкуп. Жилин борется с обстоятельствами, он бежит, его ловят , но он снова бежит.

Другой пленник Костылин надеется на то, что за него заплатят выкуп, он сидит сложа руки и ничего не пытается предпринимать. Его освобождают, но гораздо позже Жилина.

Главная мысль, но мой взгляд в том, что надо бороться и нельзя сдаваться в любой ситуации.



0



0

Я думаю, что главная идея рассказа Кавказский пленник состоит в том, что к одним и тем же жизненным обстоятельствам можно относиться по разному, можно подчиниться и ругать судьбу, а можно бороться и не унывать и верить в лучший исход. После прочтения рассказа понимаешь, что лучше быть Жилиным — упорным и жизнерадостным, чем Костылиным — унылым и отчаявшимся. Что важно быть оптимистом, чтобы не случилось.

кавказский пленник



0



0

События из жизни самого Л.Н.Толстого послужили основой для написания много лет спустя после

войны этого рассказа. «Кавказский пленник» создан на основе материала о военных действиях, происходивших в 19 веке на Кавказе между непокорными горцами и русскими войсками. Примером для подражания может быть только благородный Жилин, поэтому рассказ получил именно такое название. Этот рассказ учит всех людей всегда идти упорно к своей цели, в самых трудных обстоятельствах не сдаваться никогда, быть верными, благородными, смелыми, добрыми.



0



0

Идея данного произведения очевидна — не нужно паниковать, опускать руки в сложной ситуации, никогда не сдаваться, тогда удастся добиться желаемого. Жилин, который жилистый и крепкий, вызывает положительные эмоции, читателям хочется походить на него, а Костылин, которому требуются символические костыли для опоры, поскольку фамилии здесь говорящие, вызывает жалость.

Читайте также

Эти строки из рассказа Л.Н.Толстого «Правда всего дороже».

Проблема полного бесправия людей, не принадлежащих к высшему обществу, двуличности человека поднимается в небольшом по объему рассказе под названием «После бала» Толстого. Это острые проблемы нравственного и общефилософского уровня. Типичную для того времени картину показывает читателям знаменитый автор. Между внешним и внутренним миром человека, скрытого от посторонних глаз, глубокое противоречие показано в простом сюжете.

Это главный герой рассказа — благообразный, учтивый генерал на пышном великосветском балу. Здесь, среди лиц высшего общества, он весьма уважительно и красиво общается со всеми присутствующими. И этот же благовоспитанный человек же сразу после окончания бала показан с иной стороны. Он совершает дикую расправу над бесправным солдатом.

В обычной жизни поведение генерала бесчеловечно. Автор в этим эпизоде затрагивает типичную проблему «маленького человека», совершенно бесчеловечного отношения к другим людям, формирования искаженной нравственности человека под влиянием таких общественных условий, где процветает бесчеловечная жестокость. Толстой выражает протест против насилия и лицемерия. Автор показывает, что судьбу людей решают последствия общественной жизни, а не случай.

Для начала стоит сказать, что у Лермонтова не рассказ, а стих. Ну а по существу вопроса следующее. Вся первая половина девятнадцатого века была так или иначе связана с кавказками конфликтами. точнее конфликтами с народами, населявшими Северный Кавказ. Естественно это оставило глубокий след в народной памяти,в том числе выразилось в искусстве и литературе. Ну а что может быть страшнее плена? Тем более равнинному, городскому жителю попавшему горцам?

Потому что в Российской империи представителей всех тюркских народов, исповедовавших ислам, называли татарами: булгар — казанскими татарами, ногаев — астраханскими татарами, азербайджанцев — бакинскими татарами, крымцев — крымскими татарами, тюркоязычные народности Кавказа — горскими татарами. Вообще говоря, из жителей Северного Кавказа «татарами» можно назвать лишь карачаевцев и балкарцев, которые с русскими почти не воевали. Но привычный для русских термин «татары» в итоге стали переносить на все горские народы, исповедующие ислам, — прежде всего чеченцев и дагестанцев, хотя ни к татарам, ни к тюркам они никакого отношения не имеют.

Лев Толстой написал рассказ «Кавказский пленник» для создаваемой им Азбуки, для обучения детей. Писателю в молодости довелось два года служить на Кавказе, он многое там повидал, был представлен к награде, и однажды сам чуть не попал в плен. Эти воспоминания и послужили толчком к созданию сюжета о двух плененных русских офицерах.

Толстой показывает, как по разному складываются судьбы героев — Жилина и Костылина, хотя они и находятся в равных условиях и обстоятельствах — у них разное отношение к происходящему, и совершают они разные поступки — поэтому и следствие их поступков не может быть одинаковым.

Костылин ведет себя эгоистично и трусливо. Бросает товарища, когда на них нападают кавказцы, в плену сразу же сдается и идет на все условия захватчиков. Не таков Жилин — он пытается до конца оставаться человеком в любой ситуации — не бросать в беде друга, думает о матери, отказавшись отправлять ей просьбу о выкупе, борется за свободу, не сдается. Несмотря на то, что Жилин офицер, дворянин — Толстой описывает его очень умелым и мастеровитым, он может и куклу сделать для девочки, и подкоп, своим характером он напоминает Платона Каратаева из Войны и мира — неунывающего, ловкого солдата.

Жилин внимателен и добр к людям, рискуя собой он несет на себе Костылина, и никогда не упрекает его в слабости. У него завязываются дружеские отношения с чеченской девочкой. Костылин же думает только о себе, и о своих интересах.

Толстой показывает в этом рассказе, что тот, кто не сдается перед трудностями и добр к людям — будет вознагражден успехом и добрым отношением окружающих, ведь даже чеченцы уважали Жилина. Костылин же потеряв здоровье, уважение и деньги бесславно возвращается на родину, потому что оказался слабохарактерным и трусливым человеком.

Известно, что Толстой очень гордился этим рассказом, и считал его одним из лучших в своем творчестве. Всё, что он хотел рассказать детям — о доблести, храбрости, дружбе и человеческом достоинстве — есть в этом рассказе. Ведь сущность человека проявляется именно в экстремальных ситуациях, а истинная доброта и душевная чистота — способны разрушить любое зло.

  • Какова идея рассказа к чему призывает автор тупейный художник
  • Какова зависимость цивилизации от технологий сочинение итоговое сочинение
  • Какова житейская мудрость сказки ушинского два плуга
  • Какова жизнь спрашивают при встрече все ладно сочинение
  • Какова жизненная позиция пескаря в сказке премудрый пескарь цитата