Какова мораль сказки о мертвой царевне и семи богатырях

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина изучается в 5 классе на уроках литературы.

Автор: Гаврилюк Дария Васильевна

Урок-исследование

Цели урока

Содержательная: раскрыть нравственный смысл сказки А.С.Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки; подвести учащихся к пониманию различия между добром и злом, красотой внешней и внутренней на примере сказки А.С. Пушкина.

Деятельностная:  помочь учащимся научиться анализировать текст сказки; развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения; формировать умения сравнивать, обобщать; формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Задачи

Образовательные:

учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст.

Коррекционно-развивающие:

способствовать развитию познавательных возможностей учащихся, внимания, восприятия, памяти, развивать умение анализировать; обогащать словарный запас учащихся; отрабатывать навыки выразительного и беглого чтения; активизировать слова ломлива, своенравна, горделива, кротка; развивать творческие способности учащихся; при помощи музыки и эмоционально-экспрессивной окраски слов обогащать чувственный опыт учащихся через умение сопереживать и эмоционально выражать свое отношение к героям литературного произведения.

Воспитательные: способствовать формированию представлений о нравственных и безнравственных поступках; воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам литературы.

Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Маршрутный лист урока. Портрет А.С.Пушкина. Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.

Словарная работа: приём противопоставления, нрав, кротость, гордость, ломливость, своенравность, ревнивость.

Ход урока

1-ый этап.  Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя. А.С. Пушкин… Трудно найти человека, который не знал бы его  замечательные произведения.  Мы с раннего детства знакомы с его сказками. Пушкин жив, пока живут его сказки.

Сегодня мы продолжим работу по знакомству со сказкой.

Поэтому наш урок я предлагаю провести в форме исследования.

2-ой этап.  Постановка учебной задачи.

Я расскажу вам притчу.

– Когда-то давным-давно на свете жил Человек и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился ОН в дорогу, встретилась ему на пути гора. На ее вершине стояли  два сосуда. Один  сосуд был  невзрачный  и наполнен Добром, другой очень красивый, где было  Зло. Заинтересовало Человека содержимое  этих сосудов, и решил он заглянуть  вовнутрь и узнать, что же такое  Добро и Зло. Разбил кувшины, перемешалось всё их содержимое и наполнило этой смесью душу человека. Живёт человек и не знает, какова его душа и  чего в ней больше.

Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Что же будет предметом нашего исследования?

Ученики отвечают, что мы  будем говорить о добрых и злых героях  в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, о красоте человека.

Учитель: правильно, молодцы. 

А какую цель вы для себя ставите?

Узнать: Кто в сказке совершает добрые, а кто злые поступки?

А легко ли распознать добро и зло?

Легко ли и всегда ли побеждает добро?

Цель нашего исследования: Раскрыть нравственный смысл  «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина

Да, ребята, Пушкин велик.  Он является нашим классиком, т.е. человеком, который  смог увидеть и донести до нас такое, что,  оказывается,  может быть и в нашей с вами жизни в 21 веке. Конечно, у  нас другая одежда, другие прически, другой уровень жизни по сравнению с тем, что было 200 лет назад,  но Александр Сергеевич сумел увидеть через время очень много важных и главных вопросов, которые трогают и нас с вами.

Гипотеза нашего исследования – это слова грузинского поэта Шота Руставели:

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина, и вы мне в конце урока скажите: так ли это?

Девиз нашего урока: «Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать».

3-ий этап. Актуализация знаний.

Что же такое Добро и Зло? Как Вы понимаете значение этих слов? (Ученики раскрывают своё понимание данных понятий).

Ребята,  а я нашла определение этих понятий в разных словарях . Давайте прочитаем и сравним с тем, что сказали Вы.

  • Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.

(Большой толковый словарь русского языка)

  • Зло – нечто дурное, вредное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе. (Большой толковый словарь русского языка)

4-ый этап.  Работа над темой урока. Изучение нового материала.  Работа с текстом.

Учитель:

– Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики: В персонажах Царевны и царицы.

Учитель: Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу и царевну:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Работа с лексикой.   – Скажите, как вы понимаете слова:

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий своё превосходство.

Ломлива (от глагола «ломаться» – упряма, капризна.

Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.

Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.

На партах у вас таблица, которую вы должны заполнить «Какими автор показывает в сказке обеих героинь?»

Заполняем таблицу, выписывая ключевые слова из описания Царицы и Царевны)

Царица

Царевна

Внешность

Высока, стройна, бела

Белолица, черноброва, красавица

Поведение, характер

Горда, ломлива, своенравна, ревнива, злая

Нрава кроткого такого, душа,  милая, приветливая

Цвет

Черный

Белый, красный

Другие качества

И умом, и всем взяла, Черной завести полна, бездельница

Невеста молодая, царевна молодая, трудолюбивая

Отношение автора

Баба гневная, царица злая, злая мачеха

моя душа, царевна молодая, милая девица

Учитель

 Итак, мы видим, что царица красива, но в обращении холодна и бездушна. Приятна ли такая  красота?  (нет). Мы видим, что за красивой внешностью  прячется ревность, своенравие, зависть..

Заметьте, на что указывает союз НО противопоставление красоты внешней и внутренней.

Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.

Вот такой прием в литературоведении называется АНТИТЕЗОЙ.

Антите́за (происходит от греческого «противопоставление»)

Антитеза – прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов.  Записываем в тетрадь

Учитель: Какими словами описывает автор новую героиню?

Но царевна молодая

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла

Поднялась – и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

Обратите внимание  здесь опять  союз но…

Если в описании царицы красота внешняя пративопоставлена внутренней, то,  говоря о красоте царевны, автор в один ряд с внешней красотой ставит красоту внутреннюю:   подчёркивает, что красота души важнее всего

А какие общие черты их соединяют? (Обе красивы, Обе царского происхождения, Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой)

– Какие средства выразительности использует автор, показывая образы царицы и царевны? Эпитеты

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.

Народная пословица говорит: “Встречают по одежке, а провожают по уму”. Согласны ли вы с этим?

Мысль о том, что красота внешняя — ничто без красоты внутренней, пронизывает всю сказку. Автор напоминает нам, читателям, что красота внешняя может быть обманчива

Не редко человек заботится только о внешней красоте, забывая о внутренней. А иногда из-за невзрачной внешней красоты, трудно увидеть внутреннюю красоту человека. Давайте стремиться к гармонии! Давайте развивать в себе как внешнюю, так и внутреннюю красоту!

Физкультминутка

И царица хохотать,

И плечами пожимать.

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась.

Гордо в зеркальце глядясь.

Учитель: Как можно определить добрый человек или злой?  По поступкам и по отношению к другим людям.

Работа в группах по заданному плану.

1 группа:  рассказать о поступках молодой царевны в тереме богатырей, почему не приняла  их предложение?

Пушкин показывает, как после изгнания царевны из родного дома всеми её поступками движет исключительно доброта, любовь и естественное доверие к людям и к жизни.Молодую девушку поэт рисует доброй, кроткой, трудолюбивой и беззащитной. Ее внешняя красота соответствует красоте внутренней. Трудно ей жить в мире, где есть зависть, зло и обман.

В тереме богатырей Царевна доброжелательная, скромная, ласковая девушка, соблюдающая правила народного этикета (“честь хозяям отдала…”), она показана трудолюбивой (“все порядком убрала”), ей присущи религиозность (“засветила Богу свечку”), верность своему жениху (“Но другому я навечно отдана.Мне всех милей королевич Елисей”).

2группа: как характеризуют поступки царицу-мачеху? (Царица благосклонна и ласкова только к зеркалу, потому что оно сообщает о её красоте, а кроме пригожести её ничего не интересует. «…Она, Черной зависти полна…» приказывает Чернавке избавиться от царевны, отдать ее на съедение волкам, дает ей отравленное яблоко)

—  А почему все-таки злые люди хотят уничтожить красоту?  (Она мешает им, на фоне красоты и доброты четче выделяются их собственные недостатки)

Что Пушкин имел в виду, говоря, что царица ломлива? Дело здесь не только в «кривлянии», смысл гораздо глубже: душа царицы «искривлена», «сломана», «исковеркана» – ею владеют зависть, ненависть, злоба. Поэтому и сотворить ничего хорошего такой человек не может – а наоборот, коверкает судьбы ни в чем не повинных людей.

3 Группа: Рассказать о героях, которые борются со Злом, не хотят, чтобы Зло торжествовало? Соколко, он не пускает Чернавку в терем богатырей, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной. Не хочет торжества злых сил и Королевич Елисей, который спасает свою невесту, потому что по-настоящему любит царевну. Он поцеловал ее, и царевна ожила, вот на что способна ЛЮБОВЬ.Верная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждая её от вечного сна.

Любовь героев,  их красота и доброта могут творить ЧУДЕСА

Что же происходит со злой царицей-мачехой? Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:

“Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла”.

За что она наказана?

Учитель: А сейчас, ребята, вернемся к гипотезе нашего исследования…

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели: “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит,  добро победило.

– Каковы главные нравственные идеи сказки?

Таким образом, сказки Пушкина учат нас мудрости, великодушию, осторожности в совершении выбора. Они напоминают, как важно не делать зла и сохранять в себе мудрость.

Автор показывает, к чему приводят такие человеческие пороки, как: зависть, злость, бесчестие.

Поэт возвышает человечность, доброту, душевность, честность, верность, благородство, способность любить.

7-ой этап. Рефлексия деятельности.

Мир будет добрее, если….

Мы будем счастливее, если…

Россия будет успешной страной и мы будем счастливы, если…

Учитель: Это, ребята, в сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице:

1. Насколько ты доволен собой, своим участием в общем деле?

а) очень доволен;

б) доволен;

в) не доволен;

г) остался безразличным.

2. На уроке я работал

в группе,

отвечал на вопросы.

Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас.

Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей реальной жизни.Идите дорогою добра

Песня «Дорогою добра» (Слова Юрия Энтина,  музыка Марка Минкова) 

Домашнее задание:

  1. Составить Синквейн царица, царевна, поэт.
  2. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какие уроки для себя вы извлекли, прочитав «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»?

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


5

Чему учит Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях,что писать в сочинении?

В сочинении нужно ответить на вопрос: Чем понравилась сказка?

**

Литература

10 ответов:



7



0

Сказка учит детей никогда не завидовать другому человеку: на примере злой мачехи мы видим, как постепенно она из злобной и завистливой красавицы превращается в настоящую преступницу, готовую любыми путями сжить со света свою падчерицу, единственная вина которой заключается в том, что она родилась более красивой и менее строптивой.

__

Счастливый конец сказки дарит надежду, веру в то, что на земле случаются чудеса, что справедливость и любовь существуют и что даже смерть не может справиться с настоящими чувствами: сила любви царевича Елисея была такой сильной, что ему удалось оживить мертвую царевну.



5



0

Сказка написанная Александром Сергеевичем Пушкиным в волшебном жанре «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» не только очень интересная, но и поучительная.

Сказка учит нас в первую очередь быть добрыми и отзывчивыми. Так же даёт нам понять одну из главных ценностей жизни, что добро всегда побеждает зло.

Читая сказку понимаешь, что главное красота и чистота души, чистота помыслов, нежели внешняя красота, ведь можно быть красивым внешне, но иметь гнилую, злую душу, как злая мачеха, которая поплатилась за своё зло.

Так же, сказка учит нас уважать выбор, который сделал человек, каким бы горьким он нам не казался, ведь все семь богатырей были влюблены в царевну, но уважали её выбор и смирились, что она принадлежит другому — королевичу Елисею.



5



0

«Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях» прозрачная как стекло. Из нее очень легко выявить пороки, недостатки или достоинства и преимущества людей.

Первым делом выделим человеческий порок под названием зависть. За успешную жизнь злая мачеха погрузила царевну в сон. Ну и конечно же мачеха является отрицательным персонажем.

Автор наглядно показывает, как борьба со злом в конце концов дает плоды. Сплоченность добрых героев сказки побеждают злых персонажей. Таким образом в сказке можно выделить пример сплоченности.

Ну а если коротко, то даже добро должно быть с кулаками и победа над злом обеспечена.



5



0

После прочтения любого произведения, у нас остается множество мыслей и мы обязательно , что-то узнаем новое, можно сказать учимся на примере.

Если говорить о сказках, то научится после их прочтения можно самому главному, что добро всегда сильнее зла.

Но кроме этого, сказка о Мертвой царевне и семи богатырях затрагивает несколько острых уроков:

Первым из них является самовлюбленность и самолюбование, именно это привело царицу к плохим поступкам и в итоге для нее все закончилось очень трагично.

Вторым уроком который можно вынести из этой сказки будет надежда, ведь принц несмотря на потерю любимой приложил максимум сил и все же смог найти ее и даже оживить.



4



0

Сказки очень часто имеют счастливый конец, а зло обязательно наказывается.

Именно об этом и «Сказка о мертвой царевне».

Злая мачеха позавидовала юной царевне и попыталась ее убить, не имя на то никакого повода кроме зависти.

Но царевна была не просто молода и красива, но и имела кроткий и добрый нрав. Именно это привлекало в ней людей.

Сперва ее чернавка, которая повела в лес, не убила, рискуя вызвать гнев царицы, а «душе ее любя», отпустила.

Затем она заботится о семи богатырях и хозяйничает у них в тереме, тоже получая в ответ любовь и заботу.

Когда она получает отравленное яблоко, любящий пес тоже пытается ее оградить, но он не умеет говорить, и царевна его не понимает. В итоге пес доедает отравленное яблоко и умирает вслед за хозяйкой.

Ну и в конце концов, царевич Елисей так сильно любит свою нареченную, что сила его любви оживляет его.

Царицу даже наказывать не пришлось — она умирает от злости.

Итак, сказка о том, что:

  • зло наказуемо;
  • все тайное становится явным, и о злых проделках царицы все узнали;
  • любовь сильнее всяких козней и даже сильнее смерти;
  • доброта и душевная красота будут оценены по достоинству и награждены.



2



0

Эту замечательную сказку написал Александр Сергеевич Пушкин. В сказке рассказывается о молодой царевне, которую злая мачеха хотела отдать на съедение волкам. Была мачеха красива, но зла и завистлива, «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Очень она завидовала красоте юной царевны, ведь царевна была красивее царицы.

И вот, попала царевна в дом к семи богатырям, которые ее полюбили, и все были бы не прочь на ней жениться. Но царевна осталась верна своему возлюбленному, королевичу Елисею. Королевич Елисей долго искал свою царевну, Ветер ему помог отыскать пещеру, где спала в хрустальном гробу царевна. Любовь королевича победила долгий сон, гроб разбился, а царевна проснулась.

Сказка мне очень понравилась. Написана она в стихах, язык простой и понятный. Понравилось то, что все попытки злой мачехи не увенчались успехом, что доброта и любовь победили зло.

Сказка учит надеяться на свои силы, верить в себя и добиваться справедливости. Доброта и скромность царевны противопоставляется злости и зависти царицы. Сказка учит умению отличать ложную внешнюю красоту от внутренней, учит верить в лучшее, даже когда ситуация кажется совсем безвыходной.



2



0

Сочинение на тему «Чему учит сказка «О мертвой царевне».

Я с большим удовольствием и восхищением прочитала эту замечательную сказку. Мне очень многое в ней понравилось, но многое заставило задуматься. Ведь не все герои этой сказки положительные, хотя таковых большинство. Есть в ней и яркие отрицательные персонажи, например царица или девушка Чернавка, которая отдала царевне отравленное яблоко. Эти герои представляют в сказке зло.

Но без них она бы многое потеряла, потому что как в жизни, так и в сказке добро познается через зло.

«Сказка о мертвой царевне» учит нас внимательно смотреть на людей с которыми мы находимся рядом, учит ценить хорошие, добрые черты их характера и бороться с дурными. Прочитав сказку понимаешь, что зависть и эгоизм — очень плохие черты характера, которые из любого человека могут сделать преступника.

Меня поразило то, с какой настойчивостью царица старалась быть красивей всех. Это ее стремление говорит о том, что ума она была невеликого, хотя Пушкин и говорит нам обратное. Но здесь я не могу согласится с автором. Умный человек никогда бы не пытался быть лучше всех, потому что понимал бы, что это невозможно. А глупая царица стремилась именно к этому, и оттого умерла, не выдержав очередного приступа зависти. Но ее не жаль.

Жаль было царевну, когда она как мертва лежала в хрустальном гробу. Вот кто действительно заслужил свое счастье и кротостью нрава, и красотой, и добрым отношениям ко всем на свете. Именно так и должен вести себя каждый нормальный человек и в этом заключается главный урок сказки.



2



0

В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Александр Сергеевич Пушкин рассказал о прекрасной царевне, которую завистливая мачеха хотела извести. Попробовав отравленное яблоко, красавица уснула мертвым сном. И лишь настойчивость и любовь ее жениха, королевича Елисея, помогли ему найти невесту и вернуть её к жизни.

Сказка учит тому, что настоящие и сильные чувства способны творить чудеса, тому, что если кого-то любишь по-настоящему, то сделаешь для этого человека все.

В сказке завуалированно осуждается зависть, особенно зависть, из-за которой человек готов причинить вред объекту своей зависти.

Ещё одна мысль сказки: добро побеждает зло, ведь за ним стоит сила справедливости, а каждый за свои поступки получает по заслугам.

Сказка понравилась мне своей актуальностью и хорошим концом.



2



0

Сказка «О Мертвой царевне и семи богатырях» рассказывает не только об увлекательных событиях, но и на примере их учит нас понимать многие вещи.

Сочинение «Чему учит сказка «О мертвой царевне и семи богатырях»?» можно написать, например, так:

Сказка «О мертвой царевне и семи богатырях» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в стихотворной форме и читается легко.

В ней автор показывает события из жизни сказочных героев, тем не менее, на примере этих событий и поступков можно многому научиться.

Воплощением зла в этой сказке является царица, которая будучи ослепленной своей красотой, не желает уступить пальму первенства подросшей падчерице.

Наивная же девушка не чувствует подвоха и по своей доверчивости попадает в неприятные ситуации. На этом примере мы можем научиться всегда трезво оценивать ситуации и степень их опасности, поскольку на свете есть как добрые люди, так и злоумышленники.

В сказке также показана настоящая любовь, которая не только преодолеет все преграды, но и победит саму смерть.

Именно поэтому сказка мне и понравилась.

В ней есть сопоставление добра и зла, зло кажется сильнее, но добро всегда становится победителем, о чем и свидетельствует счастливый конец сказки.



1



0

Эта сказка учит нас тому, что добро всегда побеждает зло. Только чистый и добрый человек действительно красив, главная красота — та, что внутри, а внешняя оболочка не играет особой роли. Если человек красивый, но злой, от него все равно все отвернутся. Настоящая любовь преодолеет все преграды, поэтому царевна и Елисей в конце концов воссоединились.

Читайте также

Примеры разрешения конфликтов можно увидеть на «Сказке о рыбаке и рыбке», когда злая и жадная старуха всегда устраивает конфликтные сцены старику, который старается не отвечать и исполнять ее капризы. Самый острый момент сказки, когда старик обращается к рыбке с последней просьбой, вернее, приказом старухи к рыбке и конфликт разрешается наказанием за жадность- старуха оказалась у разбитого корыта. Порок-жадность наказывается и в «Сказке о попе и работнике его Балде». Конфликт назревает из-за того, что поп боится расплаты щелчками за работу от Балды. Разрешается конфликт словами Балды, дающего крепкие щелчки попу : «Не гонялся бы ты, поп за дешевизной».

Выглядит эта птичка совсем не солидно, потому что является одной из самых маленьких европейских птиц — вполне реальных, не мифических. Пушкин употребил это название — строфилус — первым в русской литературе, из-за чего понадобилось специальное литературоведческое исследование, чтобы определить, о какой птице идет речь. Оказалось, что данное слово происходит от «trochilus» — так в античности называли крапивника.

крапивник

Птица, как видно, очень невелика, однако многие народы считали ее священной, иногда даже королем птиц (правда, звание это он добывал хитростью).

С другой стороны, в русской мифологии упоминаются другие птицы со схожими названиями — птица стратим или страфиль — повелительница всех птиц, которая своими крыльями поднимает страшные бури на море. И это название некоторые связывают со страусом — птицей вполне себе большой.

Хотя у Пушкина, наверное, все-таки имелся ввиду крапивник — представить страуса сидящим на чьей-то шапке сложно. А названия крапивника на многих языках отражают его королевское или царское происхождение, еще со времен античности.

В сказке «О мёртвой царевне» мы видим, как королевич Елисей бросился спасать свою любимую невесту, которую злая мачеха отравила и запрятала в хрустальный гроб, чтобы её никто не нашёл. Королевич Елисей не знал куда ехать, где искать царевну, но он всем сердцем любил царевну и хотел её найти.

Главная мысль сказки «О мёртвой царевне» заключается в том, что истинная любовь не знает никаких преград. Человек может всё преодолеть, имея в своём сердце любовь и все силы добра будут на его стороне и будут помогать человеку преодолеть все препятствия на его пути к цели. А силы добра всегда сильнее сил зла и когда они активизируются, то неминуемо побеждают.

Какова главная мысль Сказки о мертвой царевне

Выбор,конечно, он всегда есть. Но все дело в том, что старик был конкретной личностью, и поэтому выбора сам себе не давал. Как его охарактеризовать?Добрый, умный, смелый, не подлец.В общем, настоящий мужчина,говорю без шуток. Особенно, что умён — хорошо заметно. Когда старуха захотела стать царицей, он сказал очень умную вещь, которую я по молодости цитировал бездарным женщинам-руководителям прямо в лицо: «Ни ступить, ни молвить не умеешь!Насмешишь ты целое царство!».Да, понимаю, ждете ответа на вопрос, почему старик безропотно выполнял все ее приказы?Ну, во-первых, выполнять-то выполнял, но личное достоинство при этом сохранял. Ну и во-вторых, он как настоящий мужик был в ответе за свой брак. Женился — воспринимай какая есть, иначе не надо было жениться. У меня первая жена была такая же, меры ни в чем не знала. И я с ней не спорил,все выполнял, понимал что сам виноват,что взял такое «сокровище». А потом просто ушел, да и всё, и в итоге у нее разбитое корыто.

Сказка «О золотом петушке» хотя и трагична, но очень поучительна. Царь Додон в своей жизни привык получать безоговорочно всё то, что он хочет и к своей цели он привык идти любыми путями: ради того, чтобы получить Шамаханскую царицу, он не пожалел старика-звездочёта и убил его, несмотря на то, что звездочёт ему помог. Желание получить Шамаханскую царицу у царя Додона было настолько велико, что затмило даже гибель его сыновей. Вполне будет справедливо назвать царя Додона алчным, то есть ненасытным в своих желаниях и такая алчность толкает его на самые жестокие поступки. Поэтому возмездие, упавшее на Царя Додона в виде Золотого Петушка, совершенно справедливо — он заслужил это возмездие.

"Сказка о золотом Петушке" отзыв

Сегодня мы разбираем сказку Пушкина Александра Сергеевича. Если вам необходимо заполнить читательский дневник, предлагаем воспользоваться нашим вариантом. Мы постарались соблюсти все требования, которые предъявляют сегодня в школе. Как оформить читательский дневник, вы можете посмотреть здесь.

Автор сказки

Авторство сказки принадлежит Пушкину Александру Сергеевичу, произведения которого не только изучают в школьные годы, но и перечитывают на протяжении всей жизни. Сказка была им написана в Болдине, в любимую поэтом осеннюю пору, в 1833 году. Не смотря на то, что это известное произведение создавалось по мотивам народного творчества, Сказка является полностью самостоятельным произведением.

Сказка о мертвой царевне главные герои

  • Царевна — красавица, дочь короля, отзывчивая и добрая. В обхождении очень простая, не боится простой работы.
  • Царица — мачеха Царевны, завистливая и злая, хочет погубить свою падчерицу. Мечтает стать первой в мире красавицей.
  • Елисей — королевич, жених и возлюбленный Царевны, пускается в путь, чтобы найти и спасти ее.
  • 7 богатырей — витязи, могучие и надежные, защищающие свою Родину, приняли царевну, как свою сестру.
  • Чернавка — прислуживает Царице.
  • Царь — малозначимый в сказке персонаж, кроме того, что является отцом Царевны.

План пересказа сказки

  1. Царица долго ждет царя.
  2. Царь возвращается домой.
  3. Рождение Царицы и смерть ее матери.
  4. Царь вновь женится.
  5. Мачеха ненавидит падчерицу и решает отправить ее в лес.
  6. В лесу Царевна выходит к терему семи богатырей.
  7. Богатыри оставляют Царевну жить в их тереме.
  8. До мачехи долетает весть, что Царевна живет у богатырей.
  9. Отравление Царевны.
  10. Богатыри прощаются с Царевной.
  11. Елисей встречается с Царевной и она оживает.
  12. Влюбленные возвращаются домой.
  13. Мачеха умирает.

Сказка о мертвой царевне краткий пересказ

Царица в отсутствии Царя рожает ему дочь. После возвращения Царя, его супруга, Царица, умирает. Царь решает жениться еще раз, спустя год после смерти Царицы на красивой, но злой, завистливой и своенравной женщине. Новая Царица постоянно смотрела в зеркальце и спрашивала его, правда ли, что она самая красивая во всем свете?

Время шло и маленькая Царевна подросла, ей выбрали жениха, которого звали — Елисей. А в это время, злая Царица смотрелась в зеркало и спрашивала, по прежнему ли она самая красивая. Но, зеркало стало отвечать, что самой красивой теперь стала Царевна. Разозлилась тогда мачеха и приказала отправить ее в лес, чтобы ее там съели волки. Приказание исполняла Чернавка, но она решила пожалеть девушку и отпустила ее, но Царице ничего не сказала.

Бродила Царевна по лесу и набрела на терем, в тереме том проживали богатыри, которых было семь. Богатыри приняли ее с дорогой душой, назвали сестрой. И стала Царевна помогать богатырям по хозяйству. Узнает мачеха, что жива Царевна и задумала отравить ее, сама переоделась в старуху и пошла к терему, где жила Царица и Богатыри. Царевна мачеху не узнала и когда та угостила ее яблоком, которое было отравлено, Царевна заснула вечным сном. Богатыри положили ее в гроб из хрусталя, закрепили его на 6-ти столбах и попрощались с красавицей.

Елисей стал искать свою любимую по всему белому свету, но найти никак не мог. Указал Царевичу дорогу ветер, так Елисей и пришел к хрустальному гробу. В конце сказки случается чудо, Елисей ударяется о гроб головой и разбивает его, в этот момент Царевна оживает. Поехали они вместе домой, а мачеха не выдерживает и с досады умирает. После этого сыграли они свадьбу.

Пушкин Сказка о мертвой царевне главная мысль

Сказка нам показывает, что добро всегда победит зло, несправедливость, а любовь преодолеет все трудности. Пороки человека не красят и могут погубить.

Чему учит Сказка о мертвой царевне

Верности и настойчивости, тому, что злу не победить добро. Главное в каждом человеке, это его душевная красота а не внешняя.

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях отзыв

Сказка очень понравилась, у нее мелодичный слог, приятно и интересно читать. Понравились положительные герои — Богатыри, Царевна с Царевичем. А злым и завистливым, таким, как мачеха, нет места среди хороших людей.

Новые слова, встречающиеся в сказке

Новые слова в сказке О мертвой Царевне

Пословицы к сказке

Пословицы к сказке о Мертвой царевне

Иллюстрации к сказке

Мачеха

Мачеха

Семь богатырей

Семь богатырей

Сказка о мертвой царевне

Спящая царевна

Сказка о мертвой царевне

P.S. Надеемся, что вам пригодилась наша статья, а заполнение читательского дневника будет оценено по достоинству.

  • Какова мораль сказки ворона и лисица
  • Какова красота или какава красота как правильно пишется
  • Какова композиция сочинения рассуждения
  • Какова композиция сказки конек горбунок
  • Какова итоговая нравственная оценка героев рассказа старуха изергиль