Какова основная идея рассказа ионыч а п чехова

Ни для кого не секрет, что А. П. Чехов – настоящий мастер коротких рассказов. Одним из таких произведений является «Ионыч», который был выпущен в 1898 году. В нем Антон Павлович одним из первых в русской литературе продемонстрировал образ жителя провинции, который не имеет никаких увлечений и стремлений. Кроме этого, в рассказе ярко показано, как сильно окружающее общество может влиять на человека. На примере главного героя изображается процесс превращения из молодого и целеустремленного Дмитрия Старцева в грубого, пресытившегося жизнью Ионыча. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор этого произведения.

Содержание:

  • 1 История создания 
  • 2 Смысл названия
  • 3 Жанр, направление
  • 4 Композиция и конфликт
  • 5 Суть 
  • 6 Главные герои и их характеристика 
  • 7 Темы 
  • 8 Проблемы 
  • 9 Основная идея 
  • 10 Чему учит? 
  • 11 Критика 

История создания 

Рассказ «Ионыч» был написан в конце весны – начале лета 1898 года в селе Мелихово. Первые же заметки в блокнотах и письмах писателя датируются августом 1897 года. Рассказ, относящийся к раннему творчеству Чехова, был опубликован в 9 номере «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» за 1898 год.

Изначально Антон Павлович писал о некой семье Филимоновых, которая после корректировок сменила фамилию на Туркиных. Все описания членов семьи, их характеров, «талантов» и манер остались почти неизменны. Литературоведы утверждают, что автор несколько раз менял замысел своего произведения. Изначально главными героями рассказа должны были быть как раз-таки семья Туркиных, но позже Чехов решил акцентировать все внимание на Старцеве.

В черновом варианте повествование ведется от первого лица, но кем оно является, неизвестно, так как ничего общего с Дмитрием Ионовичем он не имеет. В конечном итоге история рассказывается нам третьим лицом, а именно автором, который как бы между строк вставляет свои впечатления и мысли о происходящем.

Смысл названия

Название «Ионыч» намекает читателю на деградацию главного героя. Поначалу читателю непонятно, почему же именно так Чехов назвал свое произведение, но по мере его прочтения, все становится на свои места.

В начале рассказа главного героя представляют нам Дмитрием Ионычем Старцевым. Его только назначили земским доктором, он умен и образован, полон энергии и желания помогать людям. Но в городе С. он сталкивается с обществом без талантов, стремлений, живущим в «дне сурка». Главный герой со временем становится полноправным членом такого общества.

Старцев привыкает к такой монотонной, скучной, однообразной жизни. Его больше не волнуют пациенты, любимое занятие – пересчитывание денег, а в остальном его совершенно ничего не интересует. Таким образом, в конце рассказа для жителей города С. он уже «свой» человек, поэтому они весьма панибратски называют его Ионычем. Смысл заглавия рассказа — в постепенном низведении образа Старцева (фамилия образована от английского слова «star» — звезда) до старого и не уважаемого мещанина Ионыча, который уже не имеет никакого отношения к мечтам юности и возвышенным понятиям. Имя Иона в переводе с древнееврейского означает «голубь» — птица мира. Дмитрий сМИРился со своей судьбой.

Жанр, направление

Как уже было сказано выше, «Ионыч» является рассказом. В русской литературе конца 19 века правил реализм, поэтому очевидно, что «Ионыч» относится именно к этому направлению. Такие черты, как обыденная, повседневная жизнь героев, социальные проблемы, типические характеры, обстоятельства, ситуации и конфликты, явно говорят о реалистическом направлении произведения.

В рассказе мы видим обычную жизнь людей без прикрас. В произведении отсутствует какое-либо бунтарство, противоречие обществу, наоборот, главный герой становится подобным обществу, в которое он вынужден был влиться. Антон Павлович посредством своих рассказов боролся с духовным упадком своих современников. Он мастерски создал точные и достоверные характеры героев и события, которые имели место быть во времена писателя, и также могут встречаться и нам в наши дни.

Композиция и конфликт

Рассказ состоит из пяти частей, в течение которых раскрывается основной конфликт произведения – противостояние Старцева жителям города С. Книга, можно сказать, представляет собой лестницу, идущую вниз, которая представляет собой жизненный путь Ионыча.

  1. В первой части Дмитрий Ионыч только назначен земским врачом, герой еще не испорчен обществом, в которое он попал. Герой энергичен и амбициозен.
  2. События второй и третьей части происходят год спустя, Старцев занят своей врачебной практикой, но уже начинают проявляться признаки деградации.
  3. Четвертая часть показывает нам постепенное слияние героя с жителями города С. Он становится все больше и больше на них похож. 
  4. В финальной же части наш герой окончательно превращается в того самого Ионыча, теперь нельзя и предположить, что когда-то этот человек был молодым, полным сил и желания приносить добро врачом.

Суть 

О чем рассказ «Ионыч»? Как уже было сказано раннее, в нем говорится о постепенном спуске главного героя на «дно» духовного развития. В начале произведения Дмитрий Ионыч только получил должность земского врача. Он приезжает в чужой для него город и знакомится с семьей Туркиных. Старцев, пока неиспорченный этим провинциальным городком, полон сил и планов на будущее. У него еще нет своей повозки и из города С. в Дялиж, в котором он поселился, герой ходит пешком

Спустя год главный герой все еще занят работой, времени на посещение Туркиных у него попросту не было. Наведался он к ним, только когда Вера Иосифовна, страдавшая мигренью, попросила у него помощи как у врача. И с этого момента Старцев стал регулярно посещать дом этой семьи, но далеко не ради борьбы с недугом хозяйки дома, а ради встреч с Екатериной Ивановной.

На следующий день, после глупой задумки Екатерины со свиданием на кладбище, наш герой решается сделать девушке предложение, рассчитывая не только на духовную близость с прекрасной и любимой женщиной, но и на неплохое приданное, но получает отказ. Его это очень расстроило, но горевал он недолго и оклемался буквально через три дня. На этом этапе началось духовное обнищание героя: он располнел, теперь у него есть «своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке», его все больше одолевает лень.

Прошло четыре года после последней встречи с Екатериной. Теперь Старцев разъезжает уже на тройке лошадей и редко ходит пешком, так как еще больше располнел, а любимое вечернее занятие у него – пересчитывание «бумажек». Он не так амбициозен, как раньше, быстро принимает пациентов, не сильно беспокоясь о них. Его больше интересуют разные ужины или игры в карты. Но не все еще потеряно от «старого» него. Обыватели города С. раздражают его, разговоры с ними всегда приводят в никуда, ему они неинтересны: 

«…стоит только заговорить с ним [с обывателем] о чем-нибудь… он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти». 

Встречаясь с Екатериной спустя столько времени, он уже не питает к ней прежних нежных чувств, а только со стыдом вспоминает, что когда-то предлагал ей стать его женой.

В конце показывается окончательное перевоплощение героя в Ионыча. Он «ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову». Он обзавелся имением и несколькими домами. Герой стал до невозможности жадным, работает и на месте земского врача, и имеет практику в городе. При этом на больных ему уже совершенно наплевать, он нетерпелив и груб по отношению к ним. О семье Туркиных он и не помнит, не говоря уже о каких-то чувствах к Екатерине, которые остыли в сердце героя также быстро, как и вспыхнули. Старцева совершенно ничего не интересует. Все вечера он проводит только в клубе, где сначала играет, а потом ужинает в одиночестве.

Главные герои и их характеристика 

Хоть героев в этом небольшом произведении немного, но система образов, мастерски выстроенная автором, позволяет нам полностью проникнуться сюжетом и конфликтом произведения.

Дмитрий Ионыч Старцев. Описание Старцева можно разделить на три части: главный герой в начале своей службы, через 4 года после отказа Екатерины и еще некоторое время спустя. Многомудрый Литрекон приготовил таблицу с характеристикой Ионыча:

этап деградации старцева характеристика
в начале службы в начале произведения он представляет собой образованного целеустремленного земского врача, по мнению младшей туркиной «добрый, благородный, умный человек», лучший из людей. он увлекается искусством и литературой, искренне любит свою работу.
через 4 года после отказа екатерины после 4 лет с разрыва с екатериной ионыч уже востребованный врач, имеет обширную практику. он одинок, так и не обзавелся друзьями, жизнь его проходит тускло и скучно. здесь начинается его деградация, он уже не так амбициозен, в нем нет тех стремлений, которые были в начале произведения.
еще некоторое время спустя

по прошествии нескольких лет мы уже видим не дмитрия старцева, а ионыча. он променял все свои амбиции и высокие идеалы на стабильность, покой, сытость и деньги. есть несколько важных элементов портрета этого героя: способ передвижения, его фигура и отношение к пациентам. сначала герой имеет нормальное телосложение, ходит пешком и с вниманием и уважением относится к больным. к концу рассказа герой уже совсем разжирел, обзавелся тройкой лошадей и лакеем, пешком почти не ходит, а на пациентов сердится и кричит. данные детали наглядно показывают духовный упадок старцева.

Семья Туркиных — это состоятельные дворяне. В городе они имеют репутацию умных, добрых, воспитанных и гостеприимных людей, также считаются самыми талантливыми и образованными. На самом же деле они совершенно бездарны, но понимает это только главный герой.

герои характеристика
иван петрович туркин глава семейства. упитанный и миловидный брюнет с бакенбардами. его «талант» — развлекать людей. он любит острить, рассказывать глупые анекдоты и шутки, устраивать любительские спектакли и исполнять в них роль старых генералов, периодически говорит на выдуманном им же языке. этот персонаж ни внешне, ни внутренне не меняется на протяжении всего рассказа.
вера иосифовна туркина жена ивана петровича. худая, красивая женщина, носящая пенсне. она избалована стабильной и размеренной жизнью, поэтому очень консервативна и апатична. любимым занятием ее является написание романов и их чтение вслух своим гостям. свои бездарные творения она не отдает в печать, оправдывая это тем, что их семья не нуждается в деньгах. все написанные и прочитанные рукописи прячутся в шкаф. героиня страдает мигренью, которая ухудшается с приближением отъезда из дома дочери. внутренне она так же, как и супруг, совершенно не изменилась, но внешне очень сильно постарела.
екатерина ивановна туркина

дочь туркиных. родители называют ее котик. восемнадцатилетняя капризная, разбалованная девушка, внешне очень похожа на мать. «талантливая» пианистка, главный герой сравнивает ее игру со звуком падающих с горы камней. потешается над влюбленным в нее старцевым, отказывается от его предложения замужества, говоря, что хочет поступить в московскую консерваторию и стать известной пианисткой. с карьерой музыканта у нее не складывается. после возвращения в родной дом становится взрослее, мудрее, осознает, что никакого таланта у нее нет, так же, как и у ее матери. теперь она сама хочет восстановить отношения с ионычем, но он уже не нуждается в ней. к концу рассказа она заметно постарела и часто болеет.

Темы 

Тематика рассказа «Ионыч» близка каждому человеку, который достаточно повидал мир и людей, чтобы трезво оценивать и то, и другое.

  • Пошлость. Пожалуй, именно пошлость является основной темой рассказа «Ионыч». Произведение буквально пропитано ею. Главным символом пошлости в нем является семья Туркиных. Это ограниченные и зацикленные на себе люди, которые надуманной интеллигентностью лишь прикрывают свою истинную вульгарность и тривиальность. И в городе С., в который попадает наш главный герой, нет ни единого человека, отличающегося чем-либо от этой семьи. Туркины – олицетворение этого провинциального городишки. Старцев, попадая туда, полностью погружается в эту атмосферу пошлости, она без труда поглощает его. Возможно, сначала герой хоть как-то пытался сопротивляться такому образу жизни, но в конце концов он принял его. Ионыч, которого мы видим в финале произведения, кардинально отличается от молодого целеустремленного Дмитрия Старцева. Он привык к правилам жизни города С., которые включают в себя лишь вкусные обеды и ужины, вечерние игры в карты, а также пересчитывание денег.
  • Жизнь города. Город С. имеет более чем размеренное, стабильное и спокойное течение жизни. В этом месте никогда не происходит ничего нового и неординарного, люди проживают каждый новый день точно так же, как и предыдущий. Сам главный герой, отвечая на вопрос Екатерины о том, как он поживает, отвечает: «…жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу». Этот город словно обволакивает всех своих жителей апатией, и даже приезд нового земского врача, который явно отличался от всех обывателей, не смог ничего изменить, город поглотил и его тоже.
  • Любовь. Можно ли вообще назвать то, что происходило между Старцевым и Екатериной Туркиной любовью? Их взаимоотношения были уж слишком скоротечны. Дмитрий Ионыч неожиданно влюбился, чуть ли не сразу решил жениться на девушке. Когда он ехал в дом Туркиных, чтобы сделать Екатерине предложение руки и сердца и попросить благословения у ее родителей, то думал лишь о размере приданного, а после отказа горевал аж целых три дня. Со стороны Екатерины тоже все неоднозначно. Она практически насмехается над чувствами Старцева, придумав эту затею со встречей поздно ночью на кладбище. Девушка также отказывается выйти за него замуж, говоря, что хочет стать артисткой, а не связывать себя семейной жизнью. Через несколько лет, вновь встретившись, они будто меняются местами. Екатерина пытается найти путь, чтобы возобновить их «отношения», а Ионычу ничего уже не нужно, он и рад тому, что не женился на девушке тогда. Сам автор говорит, что «…любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней». В душе героя умерли любые стремления, ему больше ничего не нужно, даже когда-то желанная им Екатерина Туркина не может пробудить в нем желание к полноценной жизни.

Проблемы 

Проблематика произведения до ужаса понятна и близка каждому мыслящему читателю. В своем рассказе А. П. Чехов показывает душевную пустоту людей. Писатель обличает ленивых, бездейственных, притворных обывателей города С. Обличает Туркиных, которые строят из себя «высшее общество», а на деле являются пустышками, как и все окружающие их люди. Обличает Ионыча, который променял все свои мечты и идеи, на стабильность и комфорт.

  • На примере Старцева автор показывает читателям деградацию личности: что происходит с человеком, который отрекается от своих высоких идеалов, стремлений и мечтаний, меняя все это на простой комфорт и деньги. Главный герой был когда-то подающим надежды доктором, противостоявшим устоям жизни, в которую был вынужден попасть. Но он проиграл в этой битве, превратившись в противного Ионыча, который, по сути, не живет, а просто существует, пуская свою жизнь на ветер, растачивая свои дни в клубах, за поеданием, питьем и играми.
  • Рассказ «Ионыч» показывает нам гибель души человека. Терпкая, горькая среда города С. убила в Старцеве его душу. Можно ли было этого избежать? Мог ли Дмитрий Ионыч прожить все эти года в таком месте, оставаясь все таким же амбициозным, образованным, любящим свою работу и своих пациентов человеком? Скорее всего, нет. Место, где все привыкли к жизни, когда все 365 дней в году ничем не отличаются друг от друга, где люди прикрывают свою пошлость и скудоумие выдуманными талантами и интеллигентностью, где все существование крутится вокруг одних и тех же пустых развлечений и денег. Вероятно, наш главный герой не ужился бы в городе, не подстроившись под царящий там образ жизни.

Основная идея 

В рассказе «Ионыч» можно выделить множество разных идей и мыслей, но самая главная мысль, проходящая через все произведение, это конечно же пагубное влияние общества на человека. Читатель понимает, что чистая и интеллектуально развитая личность обречена на деградацию, если все  окружение упорно тянет ее на дно. Старцев, попав в абсолютно инертное место, в котором люди ни к чему не стремятся, ничего не хотят, а их скучная, серая, однообразная жизнь их полностью устраивает, за несколько лет становится точно таким же человеком. Смысл рассказа «Ионыч» кроется в описании гибельного пути личности к омертвению души.

Отношение автора к герою рассказа «Ионыч» меняется на протяжении всего рассказа. Сначала он описывает его как умного перспективного молодого человека со светлыми мыслями и намерениями. С течением событий и по мере того, как Старцев все больше становится Ионычем, у автора усиливается неприязнь к своему персонажу. К концу произведения, Антон Павлович уже без стеснения показывает свое пренебрежительное и брезгливое отношение к главному герою, теперь он ему отвратителен. Но именно он и пытался нам показать, до чего может довести духовное оскудение.

Чему учит? 

О чем предупреждает нас А. П. Чехов? Подстраиваясь под окружающее общество, которое подавляет вас, вы можете так же, как и Старцев, в конце концов, превратиться в Ионыча. Поэтому он призывает: «Не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости, не предавайте любви, берегите в себе человека».

Писатель этим произведением, по всей видимости, хотел донести до читателей, что необходимо оставаться самим собой, верить в себя, свои силы, стремления, идти к мечте, не предавать свои идеалы. Он верил в то, что именно благородный труд и амбиции, влечение к усовершенствованию и росту, возвышенные моральные и нравственные ценности делают человека личностью. Таков вывод из рассказа «Ионыч».

Критика 

После выхода рассказа в печать большинство критиков довольно хорошо приняли произведение. Они отметили, что Чехову удалось очень точно и достоверно изобразить некоторые образы, да и русское общество того поколения в целом.

Д. Н. Овсянико-Куликовский хвалит рассказ, причисляя его к лучшим произведениям А. П. Чехова, говоря о правдоподобности и ясности сюжета. 

Александр Солженицын назвал «Ионыча» «очень жизненным рассказом». Он хвалил его динамику и язык. Солженицын также восхищался Чеховым и его юмором, который он использовал не для смеха, а для уныния и угнетения читателей. В этом он видел художественное своеобразие «Ионыча».

Е.А. Ляцкий дал произведению не столь положительную оценку. Оно показалось ему слишком растянутым и скучноватым, сюжет ему показался недостаточно обоснованным.

А. С. Глинка, писавший под псевдонимом Волжский, затронул тему «обывательщины». По его мнению, у главного героя Старцева не было шансов остаться тем, кем он был, его превращение в Ионыча было неизбежным: 

«Здесь Чехов дал широчайшее обобщение российской обывательской жизни… Старцев растворился без остатков в обывательщине… Типичность чеховской картины невольно наводит читателя на размышление, сколько еще таких Ионычей выбрасывает лаборатория провинциальной российской обывательщины…».

Автор: Дарья Ефремчева

Анализ «Ионыч» Чехов

Анализ «Ионыч» Чехов

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 2378.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 2378.

Обновлено 10 Июля, 2021

В рассказе «Ионыч» Чехов со свойственным ему мастерством говорит о деградации личности, о пошлости обыденной жизни. Особо остро автор ставит вопрос о влиянии общества на отдельно взятого человека. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения. Данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 10 классе, а также для подготовки к ЕГЭ.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ионыч.

Год написания – 1898 г.

История создания – Исследователи творчества писателя пришли к выводу, что первоначальный замысел произведения претерпел значительные изменения, прежде чем автор создал окончательный вариант.

Тема – Деградация личности, жизнь городских обывателей, сила и слабость любви.

Композиция – Рассказ выстроен как лестница, ведущая вниз, и подчиняется общей цели – показать постепенное духовное обнищание героя. Сначала знакомство молодого амбициозного доктора с семьёй Туркиных, ухаживание Старцева за Екатериной Ивановной и быстрый финал неудавшегося любовного романа, далее – новая встреча с Катей и невозможность героя полюбить, а затем мы видим холодного и расчётливого героя, неспособного на проявление душевных порывов.

Жанр – рассказ.

Направление – Объективные характеристики героев, социальные проблемы общества, описанные Антоном Павловичем, говорят о реалистическом направлении рассказа.

История создания

В записках писателя сохранились данные о том, что замысел рассказа постепенно менялся. Если изначально автор хотел описать одну семью Филимоновых, то в дальнейшем фамилия была изменена на Туркиных, изменилась и основная мысль рассказа: в окончательном варианте, писатель даёт оценку не социальному обнищанию семьи, а деградации личности главного героя.

После выхода в свет этого произведения критика была неоднозначной, отзывы были как положительные, так и отрицательные. Была отмечена неординарность описания героя, который является не антагонистом общества, а продуктом разложения под влиянием этого общества.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Чтобы определить тему рассказа «Ионыч», необходимо раскрыть суть названия рассказа. Сначала создаётся впечатление, что речь пойдёт о семействе Туркиных. Позже приходит понимание того, что главный герой – Дмитрий Ионыч Старцев. На протяжении повествования показана деградация доктора Старцева, и в этом заключается смысл названия – автор показывает, как уважаемый человек, хороший врач, постепенно погряз в пошлости и превратился в стяжателя. Это даёт право остальным жителям относится к нему фамильярно, с некоторым пренебрежением, ставить его в один ряд с собой, серыми и безликими обывателями.

Именно процесс деградации личности является главной темой произведения. Старцев, молодой и энергичный врач, любящий свою профессию, когда-то стремившийся к высоким идеалам, медленно, но верно превращался в рядового жителя города. Единственным стремлением доктора стало обогащение. Хорошая медицинская практика приносила ему стабильный доход. Все свои средства доктор Старцев вкладывает в недвижимость, покупает вещи, соответствующие его положению и финансовому состоянию. Деградация проявилась не только в изменении его убеждений, но и во внешности, привычках, поведении.

Герой стал грубым и раздражительным, растолстел, у него появилась одышка. У доктора пропал интерес к общественной жизни, не осталось никаких чувств, кроме жажды обогащения. Любовь, зарождение которой показано в рассказе, заканчивается крахом и разочарованием. И Старцев даже испытывает облегчение от того, что отношения не сложились.

Проблематика – Проблема состояния общества в целом, его нравственности. Это необразованность граждан, их бескультурье и духовная нищета. Жизнь в городке проходит скучно и уныло, по одному заведенному распорядку. Жители проводят своё время однообразно, каждый из них живёт в собственном маленьком мирке, не ставя перед собой никаких глобальных целей и стремлений.

Проблема влияния общества на личность. На Старцева уклад жизни и взгляды жителей города С. оказали большое влияние: он отказался от медицины как от призвания, превратив её лишь в средство обогащения. Можно сделать однозначный вывод: уподобившись обывательскому обществу, Старцев уничтожил себя как личность, смешался с толпой таких же беспринципных и бездуховных типов. В какой мере окружение влияет на личность и может ли человек ему противостоять? Этот важный вопрос ставит автор в своём рассказе.

Композиция

Рассказ Чехова состоит из пяти частей. В первой части происходит знакомство с семьёй Туркиных, с главным героем доктором Старцевым. В герое пока ещё есть способность отличить истинный талант от серости, и он не стремится продолжать завязавшееся знакомство.

Старцев увлечён своей работой, он очень занят, и вторая встреча с семьёй Туркиных происходит по прошествии года с небольшим. Хозяйка дома пригласила молодого доктора, жалуясь на мигрень, и он стал регулярно навещать их, отдавая предпочтение разговорам с Екатериной Ивановной.

Молодая девушка начитана, и Старцеву интересно с ней общаться. Старцев решил сделать ей предложение, думая о богатом приданом. Глупая затея Котика со свиданием на кладбище охладила и отрезвила героя, он почувствовал разочарование и пожалел о том, сколько лишних хлопот доставила ему эта история.

В третьей части рассказа описывается, как обрюзг и располнел телом, но обнищал душой доктор Старцев. Он перестал интересоваться искусством – спектаклями и концертами, найдя удовольствие в азартных играх и ежевечернем подсчитывании денег, которые приносила ему врачебная практика.

В следующей части рассказа мы видим изменения: доктор Старцев располнел, обрюзг, думает только о наживе, радуется тому, что не женат. Еще пару раз он встречался с Екатериной Ивановной, но ему становилось стыдно, что когда-то делал ей предложение.

В финале мы видим, что доктор Старцев превратился в Ионыча. Это уже не молодой и амбициозный врач с благородными порывами, а обрюзгшая, бездуховная личность, можно сказать «мертвая душа», ищущая удовольствие в богатстве и обедневшая морально. Самоуспокоенность, нежелание изменить свою жизнь – это и есть признак духовной деградации.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Ионыча».

Жанр

Конечно, произведение «Ионыч» является рассказом, но поэтапное описание всей жизни героя, показ постепенного духовного разложения фактически приближает его к роману. Социальные проблемы общества, глубокий психологизм, точное воспроизведение событий жизни человека дают основание отнести этот рассказ к реалистическому направлению.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Паша Степанов

    10/10

  • Татьяна Гаврилова

    10/10

  • Наталья Миллер

    10/10

  • Екатерина Медведева

    10/10

  • Богдан Горбунов

    10/10

  • Довран Меканов

    8/10

  • Наталья Садовская

    10/10

  • Илья’ Степанов

    9/10

  • Андрей Блинов

    10/10

  • Аззи Валенка

    10/10

Рейтинг анализа

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 2378.


А какую оценку поставите вы?

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Анализ рассказа Ионыч

Рассказ «Ионыч» создавался в не самый благоприятный период в жизни Чехова. Конец 90-х – переломный период в творчестве Чехова. На первый план выходит философичность и глубокая психологическая составляющая персонажей. Традиционный почерк писателя – смесь грустного и смешного остается неизменным. В 1898 году он вернулся в Мелихово после лечения во Франции и его сразу захлестнула бурная жизнь. Автор писал рассказ урывками, постепенно смещая акцент с семьи Туркиных (изначально — Филимоновых) на Ионыча. Чехов хотел раскрыть настоящую сущность семьи Туркиных, но позднее поменял свое решение. В связи с этим, в начале рассказа у читателя тоже складывается впечатление, будто Туркины центральная тема рассказа.

Смысл названия рассказа заключается в преображении главного героя. Вначале Дмитрия Ионовича Старцева никто не называет Ионычем. Он пока еще Дмитрий – молодой, перспективный человек, который может ради возлюбленной поехать ночью на кладбище. Он сильно отличается от местных обывателей – серых людей, погрязших в мещанской рутине. По ходу повествования меняется поведение и мировоззрение героя, и он становится Ионычем: грубоватым, обрюзгшим, безликим.

«Ионыч» — это рассказ, написанный в жанре реализм, в реалистическом литературном направлении. Чехов затрагивает социальные проблемы общества, оставаясь при этом объективным. Композиция рассказа – пунктирная, она прерывается, когда Катя отказывает Дмитрию, и это становится переломным моментом для героя. После паузы Ионыч снова встречается с Катей, но теперь все иначе.

Суть рассказа в том, что человек, не находя желания и возможности развиваться, быстро деградирует, привыкнув к стабильности и удобству. Далеко идущие планы Дмитрия – жениться и «завести обстановку» потерпели фиаско, и он превратился в обыкновенного мещанина – Ионыча.

Герои рассказа Чехова – это семья Туркиных и земской врач Ионыч. Иван Петрович Туркин – любитель развлечь гостей, знает много анекдотов и прибауток. Его супруга Вера пишет романы, для того, чтобы читать гостям. Их дочь Катя играет на фортепиано, и мечтает поступить в консерваторию, несмотря на отсутствие таланта. Дмитрий Старцев – хороший врач, при этом он скромный и образованный человек. В отличие от характеров Туркиных, характер Ионыча меняется на протяжении рассказа.

Рассказ «Ионыч» содержит в себе темы любви, общества и внутреннего обнищания героя. Из перспективного молодого доктора он превращается в серую массу, стремящуюся заработать побольше. Окружение героя просто не дает ему глотка свежего воздуха, и остается только смириться с такой жизнью. Читатель невольно задается вопросом: а если бы Катя согласилась выйти замуж за Дмитрия? В конце рассказа сам Ионыч понимает, что, Катя не достойна его чувств. Проблематика рассказа выделяет роль пагубного влияния общества на перспективную личность. Это общество полной духовной нищетой, без каких-либо глобальных целей.

Идея рассказа –  показать, как деградирует личность, находясь в подобном обществе, не найдя правильного баланса во взаимоотношениях с социумом.

2 вариант

В своих рассказах и других произведениях Чехов часто поднимает тему бесцельности или своеобразной обреченности человеческого существования. Он передает эти мотивы через образы интеллигентов, которые не могут противостоять трудностям этого мира или просто проводят свою повседневность в праздности и бездеятельности.

Таких образов огромное количество и в пьесах («Вишневый сад», «Дядя Ваня» и другие) где герои часто прямым текстом обращаются к себе и другим с призывами раскаяться и поразмыслить над своим пустым бытием, и в рассказах, где герои как бы иллюстрируют собой возможность для человека не прийти ни к чему.

Тут тоже масса примеров, когда герои в итоги приходят в точку разочарования или полного цинизма по отношению к миру. Стоит вспомнить рассказ «О любви» и множество других, где герои в итоге понимают нелепость и пустоту своих действий и потребность проявлять активность или следовать более настойчивому пути.

«Ионыч» дополняет ряд таких рассказов и само название указывает на ту самую итоговую точку, к которой придет главный герой. По отчеству, одним только отчеством часто называют сторожа или подобного человека, но главный герой этого рассказа – интеллигент, доктор, который приезжает в земство для того чтобы служить людям. Изначально он совсем не Ионыч, а Дмитрий Старцев – молодой и красивый доктор, который полон надежд и энтузиазма.

Мне кажется, описание сути этого рассказа возможно сделать через образ жира. Жира, которым постепенно заплывает Старцев, становясь все менее восприимчивым и к миру, и к собственным чувствам (ведь сердце его тоже «жиреет» со временем), «жира», которым является светское общество, где иногда предстоит существовать Старцеву. Поначалу его даже тошнит от обыденности и пустоты общества, он отвергает эти наплывы бездушного жира, которые стремятся его поглотить.

Тем не менее, в итоге он поддается и подчиняется этому обществу. Во многом из-за отсутствия надежд. Ведь даже Туркины, которым следовало бы являть собой «луч света», на самом деле оказываются банальными и, наверное, даже безнравственными людьми и Старцев погружается во мрак, из молодого доктора он становится жирным и бесчувственным Ионычем.

Анализ произведения 3

На моё мнение, данное произведение слегка сложновато для восприятия по причине скоротечности и неопределённости, хоть и сюжет выстраивался на протяжении нескольких лет, при этом опуская сущие мелочи, в которых нет необходимости и смысловой подоплёки.

Но всё по порядку. В самом начале автор повествует о губернском городке С., который вызывал у приезжих чувство скуки и томящегося однообразия. Местные жители с негодованием отвечали, что ,мол, это на самом деле таковым не является, и с надеждой указывали на оправдывающий фактор в лице семьи Туркиных – самых образованных и талантливых представителей городка С.

Однажды в городок приезжает некий земский врач по имени Дмитрий Ионыч Старцев – типичный представитель чеховских рассказов, обладающий интеллектом, верой в возвышенное и сакральное, испытывающий антипатию к высшей знати как к людям пустоутробным и совершенно перечащим его мировоззрению. Тем не менее, он сближается с семьёй Туркиных и становится частым гостем, посещая и их дом и постепенно падает в пропасть любви. Его «богоизбранная» — дочь Ивана Петровича и Веры Иосифовны Туркиных. Молодая барышня в скорости отвергает предложение выйти замуж за «Ионыча», как бы намекая, что связывать свою судьбу с жалким городком и с таким же обыкновенным человеком – не её мечта. Она заслуживает большего. Спустя пару дней она уезжает в Москву поступать в обсерваторию. На этом динамика изложения затухает.

Через четыре года она всё же возвращается обратно, и, словно пересмотрев своё отношение к миру, уже сама признаётся в любви Дмитрию Старцеву. Но, позабыв прелесть любовного периода, избегает какого-либо контакта с ней. Он окончательно окостенел, потерял краски жизни, сдвинулся на край, сделался, по сути, тем самым обычным человеком, коего презирал.

С одной стороны – типичный сюжет о несбыточных мечтах и несостоявшейся женитьбы, как по команде наталкивающий нас на размышления эстетического характера, о смысле бытия и степени его тщетности при выборе не того пути. Поглощая опыт, передаваемый нам буквами из книги, мы трезво можем оценивать риск и весомость принятых нами решений на фоне происходящих событий. Заявление из серьёзных, и ответственность за донесение посыла возложил на себя великий русский писатель – Антон Павлович Чехов.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Ионыч

Анализ рассказа Ионыч

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения В круге первом Солженицына

    Солженицын написал большое количество разных произведений, которые стали не только популярными, но и знаменитыми. А вот произведение «В круге первом» он написал в 1958 году.

  • Главная мысль повести Станционный смотритель Пушкина сочинение

    Станционный смотритель — небольшое произведение А.С.Пушкина, вошедшее в сборник Повести Белкина. Именно оно дало начало одной из основных тем русской литературы — изображение маленького человека.

  • Самый холодный материк на Земле Антарктида сочинение

    Антарктида по праву считается одним из самых уникальных континентов нашей планеты, здесь зарегистрированы самые низкие температуры (до -89,2°С) и огромные ледяные глыб, которые покрывают собой практически всю поверхность материка

  • Сравнительная характеристика Олеси и Ивана Тимофеевича (Олеся Куприна)

    В рассказе «Олеся» два центральных героя – простая девушка Олеся и барин Иван Тимофеевич. Каковы же они? Олеся – это чистая и невинная девушка. Она живет сердцем и поступает так, как чувствует.

  • Сочинение Вид из моего окна осенью

    Из моего окна осенью вид очень приятный. В смысле, когда осень ещё золотая, не когда дождь целый день – тогда, понятно, в окне всё просто размыто, только капли видны. Но когда это золотая осень – вид шикарный!

История создания

Весной конца XIX века, после продолжительного времяпрепровождения в стенах санатория, Антон Чехов вернулся в родное поселение. Рассматриваемое в анализе произведение было написано в перерывах между строительными работами, открытием нового учебного учреждения и встречами с близкими, друзьями и знакомыми.

В собственно написанных письмах русский талантливый творец описывал некоторые творческие моменты. Изначально задумывалось, что в центре сюжета произведения будет стоять семья Филимоновых. Но по мере написания основные детали менялись, как и действующие лица. Впоследствии новый рассказ удивительного писателя был прекрасно принят мыслителями, литературными деятелями и критиками.

Тема и проблематика

Ионыч Чехова анализ

Разбирая анализ «Ионыча» Чехова, не стоит упускать из внимания темы и проблематики, затронутые талантливым русским творцом.

Темы, рассмотренные автором:

  • пошлость;

  • городская жизнь.

Первая тема раскрывается через призму образа семьи Туркиных, которые отличаются эксцентричностью, эгоистичностью, нарциссизмом и вульгарностью. Общество, окружающее их, также не способно похвастаться иными чертами характера, оттого они постепенно захватывают новое лицо в роли главного героя произведения.

Вторая тема раскрывается через повседневную жизнь Ионыча. Она размерена, скучна, обыденна и не обладает чем-то удивительным и всеобъемлющим. Каждый житель омрачен апатией, и именно апатию можно назвать главной болезнью земской землянки.

Проблематика, рассмотренная автором:

  • деградация личности;

  • гибель возвышенной души человека.

Первая проблематика раскрывается через образ главного героя, который на протяжении всего рассказа меняется исключительно в худшую сторону. Семья Туркиных, их окружение и сам город «съедают» некогда целеустремленного и «живого» персонажа, и он сказывается в беспросветную пошлость, вульгарность и лень.

Вторая проблематика опять же демонстрируется через образ главного героя, который «погибает», попав в новое общество с отсутствием целей, амбиций и идеалов. Оно прогнило, и Ионыч также начинает «гнить».

Жанр, композиция

Жанр рассматриваемого произведения — рассказ, оформленный в характерных чертах такого направления как реализм. XIX век славился его рассветом, отчего неудивительно, что в написанных строках проскальзывает нечто повсеместное, способное случиться с каждым человеком, какой бы образ жизни он не пытался вести.

Рассказ состоит из пяти связных и дополняющих друг друга частей, в процессе литературного содержания которых раскрывался и видоизменялся основной посыл рассказа. Можно сказать, что произведение представляет собой текстовую лестницу из сюжетных послесловий, описывающих биографические сводки главного героя — Ионыча.

  1. В первой сюжетной составляющей главный герой только начинает работать в роли земского врача — он приятен, мил и не испорчен общественными мнениями, сторонними ценностями, взглядами и нравственными представлениями.

  2. Во второй и третьей сюжетных составляющих итоги разворачиваются спустя несколько месяцев после внезапного подъема по карьерной службе. Несмотря на тот факт, что главный герой всеми усилиями пытается повышать квалификацию, через текстовые строки можно заметить его отчужденность и незаинтересованность в дальнейших профессиональных перспективах.

  3. В четвертой сюжетной составляющей происходит тонкое душевное объединение главного героя и местных жителей, которые утратили какие-либо нравственные и моральные ценность. В образе Ионыча четко видны новые изменения.

  4. В пятой сюжетной составляющей, финальной, происходит его окончательное перевоплощение в совершенного другого человека — у него отсутствуют силы, желание и интерес двигаться дальше, достигать поставленные цели и стремиться исключительно к лучшему.

Благодаря анализу рассказа «Ионыч» обычные обыватели и школьники, столкнувшиеся с творческими заданиями подобного типа, могут углубиться и в деталях разобраться с основной идеей рассматриваемого произведения, которая сталкивает читателей с простой мыслю — если следовать общественному мнению, прислушиваться к каждому слуху, можно убить в себе человека.

Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» опубликовали в «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» в том же 1898году, в котором он был написан. Это произведение нельзя отнести к определенной теме. В нем одновременно говорится о развитии человека и деградации его души. С одной стороны, Ионыч становится значительным человеком в городе, он состоятелен и обладает особым авторитетом, но, с другой – материальный достаток негативно сказывается на духовном становлении героя. В зависимости от того, какой вопрос при прочтении данного рассказа задаст себе читатель, его можно будет отнести к социальной теме (какую роль сыграло общество в становлении характера Ионыча?), психологии (может ли человек сопротивляться обществу?) или философии (почему герой избирает такой жизненный путь, не продолжает бороться?).

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Смысл названия
  • 3 Жанр, композиция, направление
  • 4 Суть
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы и проблемы
  • 7 Идея
  • 8 Критика

История создания

Из записных книжек и дневников автора литературоведы смогли воссоздать изначальный замысел писателя, который с опубликованным текстом имел как различия, так и сходства. Какова же изначальная мысль автора? Какие изменения претерпела его идея в процессе работы? Насколько кардинально она отличается от исходного материала? Что было, а что стало?

Изначально Чехов хотел написать рассказ, центром которого стала бы семья Филимоновых. Нетрудно понять, что это своеобразный прототип будущих Туркиных. В итоговой редакции были сохранены и главные черты членов этой семьи. В чем же тогда отличие? Оно заключается в том, что сначала в рассказе не было главного героя, то есть самого Ионыча. Что же это меняет? На первый взгляд тематика рассказа не претерпевает изменений: духовная нищета семьи Филимоновых (Туркиных). Но появление в произведении Старцева влечет за собой перемену в главной мысли произведения. Если изначально речь шла о душевной бедности одной конкретной семьи, то в конечной версии Туркины показаны лучшими в городе, что заставляет задуматься о том, какими же тогда являются остальные жители, и как общество этих людей изменило жизнь главного героя.

Смысл названия

Начиная читать рассказ Чехова, вы предполагаете, что в центре его внимания будет находиться семья Туркиных: дается подробное описание каждого ее члена с характером и привычками. Лишь позже читатель понимает, что название связано с главным героем. Ионыч – отчество Дмитрия. В его грубоватом звучании автор передает суть метаморфозы, которую претерпел врач. По отчеству люди фамильярно обращаются к тем, кого знают, но не больно-то уважают. Обычно так о человеке говорят за спиной, желая подчеркнуть короткое знакомство с ним или даже принизить. Все обитатели города интуитивно поняли, что перспективный молодой человек стал одним из них, мещанином и обывателем, который замкнулся в рутине дней, обрюзг и потерял свое предназначение. Если раньше он пользовался уважением, то к финалу стал рядовым жителем уездного города, серым и безликим.

Ионычем является Дмитрий Ионович Старцев. Выбранное заглавие делает акцент на прозвище героя, которое дается ему в конце рассказа. Именно в этом заключается смысл произведения. Выбрав рассказу данный заголовок, Чехов ставит перед читателем вопрос: «Как земский врач Старцев превратился в Ионыча?». Только о том читателе можно говорить, что он понял суть произведения, который смог найти в тексте ответ на данный вопрос.

Жанр, композиция, направление

Антон Павлович Чехов известен как автор пьес и малой прозы.  Его произведение «Ионыч»-  реалистический рассказ. Яркой чертой данного направления и главной темой «Ионыча» являются социальные проблемы, поднимаемые автором. Также о принадлежности к реализму свидетельствуют объективное описание и наличие типических характеров.

В произведении все всегда следует одной цели – воплощению мысли автора. Этому следует и композиция. Данный рассказ Чехова состоит из пяти глав. Таким образом, золотым сечением является третья глава. Она оказывается переломной для главного героя. В ней Старцев делает Кити предложение и оказывается отвергнутым. С этого момента начинается духовное падение героя.

Суть

Это рассказ о земском враче, который ходил пешком, занимался практикой и верил в любовь, но  за несколько лет он превратился в «идола», владеющего собственной тройкой, располневшего обывателя, любимыми занятиями которого стали игры  и пересчет денег.

Автор повествует о том, как при отсутствии возможности развития и желания самосовершенствования человек быстро привыкает к новому, более простому темпу жизни – деградации. Начав с амбициозных планов и благих намерений, герой опускает планку и упрощает жизнь, становясь обыкновенным мещанином с банальным набором ценностей: азартные игры, личное обогащение, хорошая репутация. Чехов размышляет и над причинами этого превращения. Сильное влияние на Старцева имела Котик. Возможно, если бы она не поступила с влюбленным Дмитрием Старцевым так жестоко, не стала бы насмехаться над его любовью, то все сложилось бы по-другому. Но это только догадки и предположения…

Главные герои и их характеристика

  1. Туркины – «самая образованная семья». Живут они на главной улице губернского города С.. Все члены семьи обладают статичными характерами. Туркин Иван Петрович любит острить и рассказывать анекдоты. Он говорит на собственном языке, чтобы развлечь гостей. Его жена,  Вера Иосифовна, пишет любовные романы и вечерами читает их гостям. Дочь Туркина, Екатерина Ивановна, или Котик, как ласково в кругу семьи ее называют, играет на фортепьяно. Она даже хотела поступить в консерваторию, но ничего не вышло. В доме Туркиных есть еще лакей Пава, который для поднятия настроения гостей театрально вскрикивает: «Умри, несчастная!».
  2. Дмитрий Ионович Старцев – талантливый доктор, который направился работать в город С после учебы. Это образованный, чуткий и стеснительный молодой человек, склонный все идеализировать. Он живет не в самом городе, а в нескольких верстах от него. Он влюбляется в Катерину, делает предложение, но получает отказ. Постепенно он меняется, становясь раздражительным, чёрствым и равнодушным ко всему. При описании этого героя важной чертой является деградация его характера на протяжении произведения. Она показана через несколько постоянных деталей: способ передвижения (пешком, пара, а затем тройка коней с бубенчиками), полнота, отношение к обществу и любовь к деньгам. Внешний облик героя является наглядным отображением обнищания его души.

Темы и проблемы

  • Пошлость в «Ионыче» — одно из основным тем. Старцев, привыкая к жизни в городе, только молча играл, пил, ел и пересчитывал дома деньги, он стал далек от своих бывших идеалов. Его жизненные цели опустились до ежедневных рутинных забот и стремления накопить капитал. Внутренняя деградация героя подчеркивается его внешними изменениями: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову».
  • Жизнь города. Описание быта и нравов в городе, и, в частности, семьи Туркиных, связано с поднятием темы душевной нищеты людей. Какими нам представлены горожане? Как они коротают досуг? Об этом говорит сам главный герой. Ионыч рассказывает о своем времяпровождении Екатерине Ивановне. Из его слов об обычном дне мы можем ясно представить, как жители проводили свободное от работы время. Все однообразно, «жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей»: клуб, игра в карты, алкоголь.
  • Любовь. О том, что было бы, если Котик согласилась выйти замуж за Старцева, можно только предполагать. Этого не случилось, и сам герой при последней встрече с Екатериной Ивановной был этому рад. Исходя из этого, можно говорить о том, что в его душе отмерло все, и даже столь сильное чувство, как любовь, не смогло пробудить его к жизни. Но если посмотреть иначе, то Екатерину Ивановну нельзя назвать необычной девушкой, способной пробудить великое чувство. В конце рассказа уже наученный жизнью Ионыч это понимает.

Идея

Несмотря на наличие нескольких тем в рассказе, в центре внимания стоит один вопрос — о взаимоотношении человека и общества. Никто не станет спорить, что Старцев к концу романа становится таким же бесцветным обывателем, как и любой гражданин города. При сравнении портрета героя, представленного в начале книги, с образом жизни и обликом Старцева в конце, становятся очевидными оскудение его души и исчезновение высоких стремлений. Если раньше в его планах фигурировало призвание, выражающееся в интересе к медицине, то к финалу стало ясно, что свое предназначение Дмитрий не выполнил. По Чехову, именно увлеченный, осознанный труд очищает и возвышает нас, выдергивая людей из суеты и пошлости мира вещей, быта и рутины. Теряя любовь к делу всей своей жизни, ленясь и смешиваясь с толпой никчемных зевак, Старцев изменяет своей мечте и теряет себя.

Автор подчеркивает пошлость героя при помощи деталей. Усиливает также это впечатление наличие у Старцева двойника – кучера Пантелеймона. Дополняя характеристики и описания Дмитрия Ионыча и изменений его образа жизни, это помогает создать в воображении читателя законченную картину.

Критика

Свое мнение о рассказе А.П. Чехова «Ионыч» высказали многие литературоведы, писатели и критики. Его довольно сложно обобщить, так как оно не является  однозначным. Дмитрий Овсянико- Куликовский, литературовед и лингвист, написавший свой отзыв одним из первых, в «Этюдах о творчестве Чехова» отмечал необычность героя: он не противостоит обществу, а поддается его влиянию.

На таких писателей, как Киреев и Солженицын, большее впечатление произвел эпизод объяснения героев на кладбище, а не основная сюжетная линия. В связи с данной сценой, по их мнению, в рассказе поднимается  тема отношения человека к смерти.

Встречаются также негативные отзывы на это произведение, в которых подчеркивается простота образов героев, их недостаточная открытость и детализация. Не меньше об этом рассказе и положительных рецензий. Слова Р. И. Сементковского отражают их общую мысль:

Прочтите последние произведения г. Чехова, и вы ужаснетесь той картине современного поколения, которую он нарисовал с свойственным ему мастерством.

Автор: Полина Филиппович

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Содержание

  1. Смысл названия книги Ионыч
  2. Смысл произведения Ионыч
  3. Смысл финала

В середине 80-ых под влиянием путешествия на остров Сахалин и ухудшением самочувствия литературный стиль Антона Павловича меняется. Анекдотические ситуации приобретают философский подтекст. Комичность оттеняется лиризмом. Рассказ «Ионыч», написанный и опубликованный в 1989 году, – типичный пример психологической прозы нового творческого периода. Чехов в «Ионыче» не просто описывает несколько будничных сцен: на примере главного героя автор показывает драматизм прожитой впустую жизни.

Смысл названия книги Ионыч

В начале произведения читатель узнает имя главного персонажа – Дмитрий Ионыч Старцев. Волевое «Дмитрий» превращается в вялое, мягкотелое «Ионыч» в течение небольшого количества времени. В своей беспристрастной манере Чехов рассказывает эволюцию имени Старцева.

Лет 10 назад в уездный город приезжает молодой врач, чем-то напоминающий самого писателя: тонкий, наблюдательный, думающий. Дмитрий энергичен, влюблён в жизнь и с легкостью обходится без лошадей и прислуги. Его тяготит пустота и обыденность окружающих. Только с Екатериной Ивановной Туркиной, девушкой интеллигентной и творческой, Дмитрию легко и приятно общаться. Доктор делает предложение руки и сердца своей возлюбленной, получая категорический отказ.

Дальнейшая жизнь Старцева складывается хоть и благополучно, но все больше по инерции. Обмякнув и духовно ожирев, он становится таким же обывателем – пустым и пошлым. Для жителей города (презираемых и мелких) «надутый поляк» становится своим – поверхностным, понятным толстяком-брюзгой «Ионычем». Отчество главного героя становится его характеристикой: как человек, теряя волю и желание бороться, смиряется с обстоятельствами и обыденностью мещанства.

Смысл произведения Ионыч

Сюжетная линия незамысловата: не сложившаяся история любви двух молодых людей и их встреча спустя несколько лет. Хотя идея рассказа напоминает «Евгения Онегина», основная мысль чеховского произведения совершенно иная. Антон Павлович в очередной раз затрагивает тему жизненного выбора с его неминуемыми последствиями.

Герой Чехова – обычный человек средних способностей. Не обладая ярко выраженными талантами, молодой Старцев – энергичный, пытливый, ищущий настоящие чувства и смысл жизни. Он не желает мириться с праздностью и бессмысленностью обывательщины, замечая и бесталанность «самой интеллигентной и образованной» семьи Туркиных. Проходит время – читатель видит совсем другого Старцева: обрюзгший, ещё не старый человек, растворившийся в пошлейшем мещанстве.

Ионыч не прошел испытания временем: то, чего он так боялся и так ненавидел, поглотило его. Но что изменило героя? Обстоятельства, бытовые заботы? Нет, все это только укоренило возникшие привычки и взгляды. Ионыч не был человеком сильной воли и великих страстей, а потому не смог противостоять давящему равнодушию обыденности, пустоте мещанского уклада. Душевная слабость, отсутствие стойких жизненных идеалов и стремлений подталкивают Ионыча к единственно возможному выбору – сытому накопительству, скучному и бесполезному комфорту. Живость сменилась рыхлостью, влюбленность – раздражительностью.

Антон Павлович наглядно описывает духовную деградацию личности, потерю подлинного интереса. Даже фамилия героя произведения полна символизма: «Старцев» заключает в себе раннее увядание души Дмитрия Ионыча.

Смысл финала

В последних абзацах Чехов описывает Ионыча в настоящем времени – несущегося с кучером на тройке с бубенцами и похожего на «языческого бога», давая понять, что все человеческое в Старцеве померкло, обратимость процесса более невозможна. Ионыч в своей внушительности и безысходности будто навечно зацементирован в финальной сцене.

Последний абзац – описание семьи Туркиных. Они все так же бездарны в своём творчестве, однообразны в привычках и идеях. Статичностью семейства Ивана Петровича автор закольцовывает сюжет, подчеркивая невозможность персонажам рассказа вырваться из круга бессмысленности жизни.

В конце произведения Туркин провожает на отдых жену и дочь, он «плачет и машет платком». В этом и заключается чеховская «светлая печаль»: автор подсказывает читателю нотой человечности (слёзы Ивана Петровича), что ещё есть надежда на чьё-то внутреннее пробуждение, на движение бессмертной души.

«…»Ионыч», принадлежа к числу лучших произведений Чехова, в то же время выгодно отличается тою… прозрачностью своего построения, которая позволяет отчетливо различать как приемы творчества, так и основной замысел автора. Здесь все… представляется ясным, удобопонятным: мы хорошо видим, откуда и куда идет писатель, какую дорогу он избрал…<…>

Если прочитать этот небольшой рассказ бегло, так сказать, поверхностно, без должного внимания… то легко может показаться, будто рассказ написан на старую, избитую тему о том, как «среда заедает свежего человека». В былое время в нашей литературе это была одна из ходячих, излюбленных тем. <…>

…сперва может явиться предположение, будто это только новая вариация на ту же тему. В рассказе изображена пустота и вялость провинциальной жизни, в которой отсутствуют высшие умственные интересы, а есть только пародия на них, или игра в эти интересы. В эту провинциальную тину попадает «свежий» человек, земский врач Старцев, человек с умом, образованием и способностью к труду; по прошествии нескольких лет он «опускается», становится исключительно человеком наживы, копит деньги и все более и более черствеет в своем эгоистическом существовании и в нескрываемом презрении к «среде», перед которою, впрочем, он не может похвалиться большими преимуществами. <…>

Первое, что бросается в глаза, этот тот факт, что у Чехова все дело представлено, так сказать, навыворот: «герой» вовсе и не выступает на борьбу со средою, самая мысль о борьбе ему и в голову не приходит; но зато он кончает тем, что все его отношения к обществу являются непроизвольным, ненарочитым выражением какого-то подобия «борьбы»… <…>

Герой Чехова становится во враждебные отношения к «среде» вовсе не с целью ее исправления или перевоспитания, отнюдь не во имя протеста против разных безобразий, а совсем по другим психологическим причинам… <…>

Дело происходит в губернском городе. Самую жизнь этого города Чехов не рисует; местное общество не выведено на сцену в лице различных его представителей, которые могли бы дать нам понятие о его нравах… Но однако же… провинциальная жизнь… о ней дано определенное понятие. <…>

…Чехов очень обстоятельно изображает… «талантливость» Туркиных, и мы, вместе с доктором Старцевым, выносим весьма определенное понятие о Туркиных, как о людях совершенно пустых, бездарных и совсем не интересных. <…>

Нужно было художественно изобразить пустоту и бездарность Туркиных, а также показать, что этот сорт бездарных и пустых людей в высокой степени типичен, что по ним можно судить о той среде, в которой они пользуются репутацией талантливых и интересных. <…>

…Чехов блистательно справился с задачею художественного типичного изображения пустоты и бездарности Туркиных. <…>

…автор просто указывает нам, как стал относится к местному обществу доктор Старцев, после того, как он уже прожил в городе несколько лет, вошел в курс местной жизни, перезнакомился со всеми. <…>

Старцев во многом, несомненно, человек все той же рутины, которая ему так ненавистна в других. Он — из числа тех, которые легко и скоро опускаются, тяжелеют и становятся жертвами какой-нибудь низменной страсти, вроде скупости и жадности к деньгам. В его натуре много грубого, жесткого, много мелкого эгоизма и душевной сухости. Но в то же время от других людей рутины он выгодно отличается одним преимуществом — просвещенным умом. <…>

Как бы ни был Старцев во всех прочих отношениях человеком рутины, наживы, жизни изо дня в день, — указанное преимущество ума ставит его гораздо выше окружающей среды и делает то, что в этой среде он чувствует себя очень скверно. Оттуда презрение Старцева к другим, ко всему обществу, в котором он вращается, — презрение, доходящее до грубости. <…>

…принимая в соображение то, что узнаем о Старцеве в последней главе, мы выносим смешанное чувство, составившееся из противоположных впечатлений. С одной стороны, мы сочувствуем Старцеву и готовы признать, что он имеет основание презирать обывателей города С. Но, с другой стороны, мы приходим к мысли, что, вероятно, некоторые (а может быть, и многие) из тех, кого он презирает, могут быть в иных отношениях гораздо лучше его, и что он, собственно говоря, не имеет нравственного права относиться к людям с нескрываемым презрением за то только, что это люди «средние» и рутинные, что природа не наделила их таким умом, какой у него.

…сам Старцев недостаточно ценит свой ум и относится к нему так, как будто его, этого ума, совсем и нет у него. Просвещенный взгляд, широта умственного горизонта — это для него только обуза, и без них он был бы счастливее и, пожалуй, даже (тут сам собой напрашивается парадокс) — лучше, симпатичнее. Парадоксальность или ошибочность такого вывода состоит в том, что не ум Старцева виноват в этом, а сам Старцев, то есть его натура, его низменные инстинкты, наконец, та его рутинность, в силу которой он так же мало придает значения уму и потребностям мысли, как и те, которые совсем их не имеют.

Он не уважает прав своего собственного ума и ничего не делает для удовлетворения его потребностей, для дальнейшего расширения его горизонтов, для его культуры. На это, пожалуй, Старцев мог бы возразить нам, что нет смысла развивать ум, который никому не нужен, что ему и охоты нет совершенствовать свою мысль, когда не с кем ею поделиться. Но это была бы только отговорка или увертка. Во-первых, не живет же он на необитаемом острове, и при желании легко мог бы найти кружок людей образованных и мыслящих; а во-вторых, ум имеет свои потребности — питаться умственной пищею и работать мыслью, независимо от того, есть ли возможность сейчас же поделиться с кем-нибудь этой мыслью или нет. <…>

…род душевного одиночества, яркий образец которого представляет Старцев. Одинокая, деловая жизнь, не согретая ни любовью, ни дружбою, без каких бы то ни было нравственных связей с людьми, жизнь очерствевшего и озлобленного эгоиста, целиком построенная на какой-нибудь низменной страсти, — вот жестокий удел таких натур, как Старцев. <…>

…поставим вопрос…нормально ли это? На этот вопрос мы ответим: вполне нормально — для того порядка вещей, для того уклада общественности, который существует повсюду в цивилизованном мире, и все черты, из которых составлен художественный образ Старцева, в высокой степени типичны для современного человечества. И в самом деле: страсть к наживе — разве это не характерное, не нормальное в наше время явление? Разве это не одна из главных черт века? Деловитость, способность к труду, — не из любви к самому делу, а исключительно ради обогащения… разве это не характерно, не типично, разве это не настоящая, современная рутина? Эгоизм, душевная сухость и проза, отсутствие живых нравственных связей, полное одиночество — эти черты в фигуре Старцева являются только резким выражением того, что в несколько смягченном виде представляется явлением общераспространенным и образует норму и рутину душевной жизни современного человека. <…>

В рассказе Чехова прекрасно показано, как постепенно, хотя и довольно скоро, молодой врач Старцев, человек с хорошими задатками, превратился в того «Ионыча», того сухого эгоиста и человека наживы, каким мы его видим в конце рассказа. Мастерски показано, как под воздействием общественной рутины заглохли и пропали в душе Старцева немногие идеальные начала, которые в ней были; погасли искорки душевной поэзии; исчезли те проблески нежности и то наитие мечты, какие пробивались сквозь толщу душевной прозы в счастливую, но кратковременную пору его жизни, когда он был влюблен в «Котика», дочь Туркина, глупенькую, пустую, но не лишенную поэзии девушку. <…>

Главы первая и вторая, рассказывающие нам о времяпрепровождении у Туркиных, о том, как эта добрая и радушная семья понравилась Старцеву, о том, как зародилась у Старцева любовь к «Котику», написаны так, что читатель чувствует уже пошлость, пустоту, рутину и прозу этих людей, их жизни, даже самой любви Старцева; но все это как бы покрыто легким покровом поэзии, — вам чувствуется ее слабое веяние, скрашивающее безотрадную прозу этой жизни; вы следите за этим веянием и замечаете, что оно крепнет и растет, и, наконец, в сцене на кладбище… достигает своего апогея. Тут — конец «поэзии», и с главы третьей и до конца идет уже сплошная «проза», нескрашенная, неприкрытая, жестокая проза жизни, рисующая нам постепенное очерствение души молодого врача, превращающегося в толстого, грубого, жадного «Ионыча». Все вместе представляет собою стройную, гармоничную… музыкальную — композицию, производящую сильное художественное впечатление не только тем, что она говорит, но и тем, как она говорит. <…>

Это особое настроение души, вызываемое мастерским изображением бренной и робкой «поэзии», прозябающей в душе сухой и прозаической, и ее как бы лебединой песни — на кладбище, и рядом — воспроизведение всесильной, всепоглощающей, торжествующей «прозы» жизни.»

(из книги Д. Н. Овсянико-Куликовского «Вопросы психологии творчества», 1902 г.)


  • Какова основная идея рассказа дед архип и ленька
  • Какова основная идея рассказа гранатовый браслет
  • Какова основная идея рассказа господин из сан франциско описание путешествия богатого бунина
  • Какова основная идея рассказа господин из сан франциско описание путешествия богатого американского
  • Какова основная идея рассказа бунина господин из сан франциско ответы тест