Сказка , написанная Юрием Яковлевым, называется «Сыны Пешеходова», это грустный рассказ о старике, который очень стар и одинок. Взрослые угощают его папиросами и подшучивают над ним.
Судя по его рассказу, у него было два сына, Семен и Василий, которые погибли на войне. Старик и сам воевал, дошел до Берлина, но он вернулся, а сыновья нет. И теперь старик живёт воспоминаниями о войне , о сыновьях. Ясно, что в силу старости, а может и переживаний о смерти сыновей, он очень необычно все представляет.
Белозерские дети частенько с ним беседуют, слушают его рассказы , что в каждом сражении, по мнению старика, принимали участие его сыновья.
И каждый раз старик расказывает про то, что сыновья лёгкие на ногу, они быстрее дошли до Берлина, пешком, ведтн они Пешеходовы, но они погибли, а он нет.
Дети снисходительны, они понимают, что старик обобщает всех солдат, все солдаты стали его сыновьями. Старик любит беседовать с детьми, именно их интересами он и жив, он расцветает, когда ему начинают задавать вопросы.
Он жалеет лошадей на войне, ведь солдат может спрятаться , а лошадь нет и «в нее летит все железо», то есть и снаряды, и пули.
Почему в его рассказах сыновья Пешеходов принимали участие во всех сражениях, можно понять по его фразе:
Все те солдаты стали ему своими, сыновьями.
И дети, когда пишут сочинения о войне, частенько упоминают сыновей Пешеходовых, как участников тех или иных событий войны.
Образ сыновей Пешеходовых, Семена и Василия, это образ всех тех, кто воевал и погиб.
Учителя понимают, что скорее всего дети опять слушали рассказы старика в чьей-то гимнастёрке, совсем белого и выцветщего, но они ценят то, что дети интересуются теми событиями и гордятся своими земляками , в том числе и Пешеходовыми.
Старика нельзя назвать сумасшедшим, просто он умом остался в том времени, где шла война, где воевали его сыновья, но он четко помнит, что они погибли.
Очень грустно и жалко старого солдата в чьей-то гимнастёрке, у которого нет ничего своего, да ему это и не нужно,он живёт общением с детьми, воспоминаниями о своих сыновьях Пешеходовых, Семена и Василии.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
О чём рассказ Ю.Яковлева «Сыновья Пешеходова»? (Тема рассказа – подвиг русских солдат, защитивших страну от фашизма). Почему отец погибших сыновей, распрямляя плечи, говорит, что «спят они во всех солдатских могилах»? Разве такое возможно? (Размышления учащихся). Какова основная мысль рассказа? ( Подвиг солдат бессмертен). Что лежит в основе их подвига? (Любовь к Родине). Почему мы смогли победить фашистскую армию? (Благодаря огромной любви к Родине).
10
Опубликовано 2 года назад по предмету
Литература
от karinasolnseva01
основная мысль произведения Сыновья пешеходова
-
Ответ
Ответ дан
ilinadasha208«Сыновья» учит любить, уважать и помогать свой маме. не нужно ничем хвалиться,надо взять и помочь.
-
Ответ
Ответ дан
karinasolnseva01это совсем не то
-
Не тот ответ, который вам нужен?
Найди нужный
Самые новые вопросы
Математика — 2 года назад
Сколько здесь прямоугольников
История — 3 года назад
Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?
Литература — 3 года назад
Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста
Русский язык — 3 года назад
Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили
Русский язык — 3 года назад
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Русский язык — 3 года назад
помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2)
Физика — 3 года назад
Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Что ты хочешь узнать на сайте Знания ком?
Задай вопрос
Все предметы
Математика
Литература
Алгебра
Русский язык
Геометрия
Английский язык
Химия
Физика
Биология
История
Обществознание
Окружающий мир
География
Українська мова
Информатика
Українська література
Қазақ тiлi
Экономика
Музыка
Право
Беларуская мова
Французский язык
Немецкий язык
МХК
ОБЖ
Психология
Оʻzbek tili
Кыргыз тили
Астрономия
Физкультура и спорт
Другие предметы
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Была в сети 27.12.2022 06:00
Иванова Вера Юрьевна
учитель русского языка и литературы
58 лет
7 017
3 725
Местоположение
Россия, Боисоглебск Воронежской обл.
Презентация для урока родная (русская) литература на тему: «Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Сыновья Пешеходова».
10.11.2020 20:18
Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока родная (русская) литература на тему: «Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Сыновья Пешеходова».»
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Содержание:
- 1 Читательский дневник по рассказу «Сыновья Пешеходова» Яковлева
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
- 2 Вопросы по рассказу «Сыновья Пешеходова»
Есть в Белозерске дедушка Пешеходов. Взрослые над ним посмеиваются, учителя читают о его сыновьях в школьных сочинениях. Друзья старого солдата – дети. С ними расцветает его душа. Они знают: он дошел до Берлина, как и его сыновья Семен и Василий. Его сыновья первыми встретили немцев под Бугом, сражались под Сталинградом и на Курской дуге, шли на амбразуру, подняли знамя над рейхстагом. Только вот не вернулись с войны, погибли. И «спят во всех солдатских могилах. По всей родной земле». Спят, как былинные богатыри. Чтобы встать на защиту Родины, если надо.
Читательский дневник по рассказу «Сыновья Пешеходова» Яковлева
Сюжет
Дети в Белозерске пишут в сочинениях о подвигах Семена и Василия, погибших сыновей старого солдата Пешеходова. По его рассказам оба первыми немцев встретили, во всех битвах сражались, до Берлина дошли. В каждой солдатской, братской могиле спят такие сыновья. Дети верят: будет надо стране, они встанут – и снова в бой.
Отзыв
Рассказ о войне, бедах народа, вере в победу, отцовской любви и гордости. Дедушка и сам солдат, и его сыновья солдаты. Весь народ, как один человек, поднялся на защиту родной земли. Каждый стал героем: на фронте, у станка, на поле хлеба. Для Пешеходова нет чужих сыновей, все свои. И погибшие, и живые внесли свой вклад в Победу.
Семен и Василий – собирательный образ русского солдата. Дети спокойны за будущее: в народе не перевелись такие богатыри, защитники. Рассказ учит помнить уроки войны и ее героев, любить Родину, сострадать, беречь мир, расти на достойных примерах, уважать старших, быть благодарным, самоотверженным, целеустремленным, смелым.
Вопросы по рассказу «Сыновья Пешеходова»
- Кто лучшие друзья старого солдата? (дети).
- Как взрослые относятся к старику? (с улыбкой, иронией, учителя – с пониманием).
- Как школьники называют Пешеходова? (дедушка).
- Как звали сыновей фронтовика? (Семен и Василий).
- Каких животных жалели на войне? (лошадей).
- Какой город брали герой и его сыновья? (Берлин).
- При каком слове из рассказа солдата у ребят перехватывает дыхание? (могила).
- Кому, кроме своих детей, фронтовик Пешеходов отец? (всем погибшим солдатам).
Технологическая карта урока №9 по родной (русской) литературе в 7
классе. Дата:
Тема урока:
Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства
выразительности в произведении.
Тип |
||
Педагогические задачи: расширить представление учащихся о биографии и творчестве Ю.Я. |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся из |
Метапредметные: познавательные: регулятивные: коммуникативные: |
Личностные: пользуются |
Образовательные ресурсы: |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося (осуществляемые |
Формируемые способы |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. |
– |
Показывают |
Владеют |
1 |
2 |
3 |
4 |
– Психологически |
товки |
||
II. |
Ребята! Познакомимся с жизнью и — Что вам известно о — Расскажите о становлении Яковлева-писателя? — Каких героев изображал Ю.Я. — Какие рассказы Ю.Я. Яковлева Вам |
Смотрят |
Владеют Прогнозируют |
Актуализация |
Перескажите рассказ Ю.Я. |
Пересказ Внимательно |
Принимают и |
1. работа 2. Первичное текста. |
Словарная работа. Вспомним! – Что такое РАССКАЗ? РАССКАЗ – небольшое произведение — Что такое ПРИТЧА? ПРИТЧА — Анализ рассказа Ю.Я. Яковлева «Сыновья Пешеходова». Вопросы для анализа: — Какова — Какова — Кто такой Пешеходов? Что вы о нем узнали? — Каким видят героя рассказа окружающие? Как относятся — С кем больше всего любил общаться старик? Как об этом пишет автор? — Что имел в виду старик, когда сказал, что «его сыновья — Какое историческое событие нашей страны упоминается — Почему Физкультминутка Все И На А Как И |
Делятся Определяют с Отвечают Выполняют |
учебной Владеют Используют Выполняют |
IV. Анализ |
Работа Рассуждение |
Выписывают. |
Осуществляют |
V. задание |
В.Н.Крупин «Женя Касаткин», |
Внимательно |
Осуществляют |
VI. Рефлексия |
– – – – |
Делают |
Формулируют |
Сегодня • • • • |
Осуществляют |
Владеют |
«Семья Пешеходовых»
Когда в Белозерской школе пишут сочинение о
войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья
Пешеходова — Семен и Василий. Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в
горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя. И, прочитав, к примеру, о том,
что Семен и Василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не
возмущаются и не дают волю красному карандашу. Они знают, в чем дело.
В воскресные дни в людных местах Белозерска
появляется старик с выцветшими глазами. Былой цвет определить трудно, словно
глаза заволокло дымом, а сквозь дым не видно цвета. На старике солдатская
гимнастерка. Видимо, приобретенная по случаю у демобилизованного, потому что
своя, фронтовая, давным-давно растворилась в дожде, в поту, в лучах солнца, в
мыльной пене.
Взрослые люди с плохо скрытой улыбкой
отвечают на поклоны старика, а ссужая ему сигарету, не преминут напомнить:
— Куришь ты, Пешеходов, один сорт: чужие.
— Для меня свое и чужое все одно, — говорит
старик. — У меня ни своего, ни чужого…
Пешеходов не задерживается среди взрослых,
его лучшие приятели и слушатели — ребятня. Эти засыпают вопросами, на которые
он отвечает с великой охотой. Больше того, он ждет этих вопросов и, отвечая на
них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда
на его узловатой мертвой ветке неожиданно зазеленеет листок.
— Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне
до Берлина пешком дошел? спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.
И старик отвечает:
— Прошел до Берлина… пешком. И фамилия моя
потому Пешеходов.
— А ты не устал?
— Устал. Что поделаешь! Машин мало было.
Только танки и лошади.
— Ты бы на лошади, — советует кто-то из
ребят.
— Так и лошадей не хватало. Если бы каждому
солдату лошадь — война бы раньше кончилась. А то пешком до Берлина далеко-о…
Идешь, идешь, и конца не видно. Я своих
сыновей так и не догнал.
— Они быстро шли?
— Быстро.
— Пешком?
— Пешком. Они же у меня Пешеходовы… Только
сыновья моложе.
Ноги у них резвые. Я не поспевал за ними.
Постепенно кружок слушателей увеличивается.
Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова. Эти заранее
знают его ответы, но терпеливо молчат. У них со стариком как бы разыгрывается
спектакль. И каждый хорошо знает свою роль.
— Дедушка Пешеходов, — уже в который раз
спрашивают ребята, — а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?
— Мои сыновья, Семен и Василий, — как бы
впервые отвечает старик.
— А кто в Сталинграде стоял до последнего
дыхания?
— Мои сыновья, Семен и Василий.
— А кто грудью упал на вражескую амбразуру?
— Мои сыновья…
И тут, как бы желая задать старику задачу,
кто-нибудь обязательно спрашивает:
— Как же они до Берлина дошли, если грудью
на амбразуру, а там пулемет?
Нет, не собьешь старика!
— Они поднялись с амбразуры и зашагали
дальше, — невозмутимо отвечает он, и в его глазах, застеленных дымом,
проступает такая непоколебимая уверенность, что никто из слушателей уже не
решается усомниться в словах старого солдата.
— А кто первым вышел на правый берег
Днепра?
— Мои сыновья, Семен и Василий.
— Они всю войну пешком или потом на
лошадях?
— Пешком! — отвечает старик и вдруг
умолкает, задумывается и, отвлекшись от рассказа, говорит: — Лошадей на войне
жалко было.
Обстрел начнется, люди попадают, спрячутся
в щели, а лошадь стоит.
Все железо в нее впивается.
— Все железо? — испуганно спрашивает
кто-нибудь из самых маленьких слушателей, не в силах представить себе все
железо, впившееся в лошадь: очень много получается железа…
А к тому времени уже готовы новые вопросы,
и старик отвечает на них сдержанно и достойно.
— А на Курской дуге кто задержал «тигров» и
«фердинандов»?
— Мои сыновья…
— А кто в Берлине Красное знамя над
рейхстагом поднял?
— Мои сыновья…
— Везде поспевали?
— Везде. Ноги у них молодые. Шли, шли без
отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.
— Так и не вернулись?
— Так и не вернулись. Спят в могиле.
При слове «могила» у ребят как бы
перехватывает дыхание. Это слово на мгновенье превращает Семена и Василия в
обычных людей, которых хоронят на кладбище. И дети испытывают скорее
разочарование, чем жалость: всю войну сыновья Пешеходова прошагали пешком, без
лошади, почему же теперь они «спят в могиле»?
И тогда кто-то из ребят решается спросить:
— Где их могила?
Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий
в его глазах, как бы развеивается. Он говорит:
— Мои сыновья спят во всех солдатских
могилах. По всей родной земле.
И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова
спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в
былинных героев, готовых проснуться, когда пробьет час!