Какова основная тема цикла рассказов темные аллеи

Анализ «Тёмные аллеи» Бунин

Анализ «Тёмные аллеи» Бунин

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1573.

Обновлено 7 Августа, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1573.

Обновлено 7 Августа, 2021

Цикл рассказов Бунина “Тёмные аллеи” – лучшее, что написано автором за всю его творческую жизнь. Несмотря на простоту и доступность бунинского стиля, анализ произведения требует специальных знаний. Произведение изучается в 9 классе на уроках литературы, его подробный разбор будет полезен при подготовке к ЕГЭ, написании творческих работ, тестовых заданий, составлении плана рассказа. Предлагаем ознакомиться с нашим вариантом анализа “Темных аллей” по плану.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1938.

История создания – рассказ написан в эмиграции. Тоска по родине, светлые воспоминания, уход от реальности: войны и голода – послужили толчком к написанию рассказа.

Тема – любовь, потерянная, забытая в прошлом; разбитые судьбы, тема выбора и его последствий.

Композиция – традиционная для новеллы, рассказа. Состоит из трёх частей: приезда генерала, встречи с бывшей возлюбленной и поспешного отъезда.

Жанр – рассказ (новелла).

Направление – реализм.

История создания

Анализ “Темных аллей” будет неполным без истории создания произведения и знания некоторых подробностей биографии писателя. В стихотворении Н. Огарёва “Обыкновенная повесть” позаимствован Иваном Буниным образ тёмных аллей. Эта метафора настолько впечатлила писателя, что он наделил её своим особым смыслом и сделал названием цикла рассказов. Все они объединены одной темой – яркой, судьбоносной, запоминающейся на всю жизнь любви.

Произведение, вошедшее в одноимённый цикл рассказов (1937–1945 гг.), было написано в 1938 году, когда автор находился в эмиграции. Во время второй мировой войны голод и нищета преследовали всех жителей Европы, французский город Грасс не стал исключением. Именно там написаны все лучшие произведения Ивана Бунина. Возвращение к воспоминаниям о прекрасных временах молодости, вдохновение и творческая работа давали силы автору, чтобы пережить разлуку с родиной и ужасы войны. Эти восемь лет вдали от родины стали самыми продуктивными и самыми важными в творческом пути Бунина. Зрелый возраст, чудесной красоты пейзажи, переосмысление исторических событий и жизненных ценностей – всё это стало толчком к созданию самой главной работы мастера слова.

В самые страшные времена написаны самые лучшие, тонкие, пронзительные рассказы о любви – цикл “Тёмные аллеи”. В душе каждого человека есть места, куда он заглядывает нечасто, но с особым трепетом: там хранятся самые светлые воспоминания, самые “дорогие” переживания. Именно такие “тёмные аллеи” имел в виду автор, давая название своей книге и одноимённому рассказу. Впервые рассказ был опубликован в Нью-Йорке в 1943 году в издании “Новая земля”.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Ведущая тема – тема любви. Не только рассказ “Тёмные аллеи”, но и все произведения цикла основаны на этом прекрасном чувстве. Бунин, подводя итог своей жизни, был твёрдо убеждён, что любовь – самое лучшее, что может быть дано человеку в жизни. Она суть, начало и смысл всего: трагическая или счастливая история – нет никакой разницы. Если это чувство промелькнуло в жизни человека – значит он прожил её не зря.

Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит, всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.

Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к любимой девушке.

Вывод очевиден: счастье состоит в том, чтобы жить в гармонии со своими чувствами, а не наперекор им. Проблема выбора и ответственности за свою и чужую судьбу также затрагивается в произведении. Проблематика достаточна широка, несмотря на небольшой объём рассказа. Интересно отметить тот факт, что в рассказах Бунина любовь и брак практически несовместимы: эмоции стремительны и ярки, они возникают и исчезают так же быстро, как всё в природе. Социальный статус не имеет смысла там, где царит любовь. Она уравнивает людей, делает бессмысленными чины и сословия – у любви свои приоритеты и законы.

Композиция

Композиционно рассказ можно разделить на три части.

Первая часть: приезд героя на постоялый двор (здесь преобладают описания природы и окружающей местности). Встреча с бывшей возлюбленной – вторая смысловая часть – в основном состоит из диалога. В последней части генерал покидает постоялый двор – бежит от собственных воспоминаний и своего прошлого.

Основные события – диалог Надежды и Николая Алексеевича построен на двух абсолютно противоположных взглядах на жизнь. Она живёт любовью, находя в ней утешение и радость, хранит воспоминания молодости. В уста этой мудрой женщины автор вкладывает идею рассказа – то, чему учит нас произведение: “всё проходит, но не всё забывается”. В этом смысле герои противоположны в своих взглядах, старый генерал несколько раз упоминает о том, что “всё проходит”. Именно так прошла и его жизнь: бессмысленно, безрадостно, впустую. Критика восприняла цикл рассказов восторженно, несмотря на его смелость и откровенность.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Темных аллей».

Жанр

Тёмные аллеи относится к жанру рассказа, некоторые исследователи творчества Бунина склонны считать их новеллами.

Тема любви, неожиданные резкие концовки, трагичность и драматизм сюжета – всё это характерно для бунинских произведений. Нужно отметить и львиную долю лиризма в рассказе – эмоции, прошлое, переживания и душевные искания. Общая лирическая направленность – отличительная особенность рассказов Бунина. Автор имеет уникальную способность: в малый эпический жанр уместить огромный временной отрезок, раскрыть душу персонажа и заставить задуматься читателя о самом важном.

Художественные средства, которые использует автор, всегда разнообразны: точные эпитеты, яркие метафоры, сравнения и олицетворения. Приём параллелизма также близок автору, достаточно часто природа подчёркивает душевное состояние персонажей.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Елизавета Пивоварова

    12/12

  • Наталья Миллер

    12/12

  • Руслан Филимонов’лав

    12/12

  • Таисия Олешева

    12/12

  • Эльмира Хайруллина

    12/12

  • Зинаида Каштанова-Нурова

    12/12

  • Екатерина Гальянкина

    12/12

  • Глеб Трол

    12/12

  • Алена Черница

    11/12

  • Айжана Калназарова

    10/12

Рейтинг анализа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1573.


А какую оценку поставите вы?

Темные аллеи анализ следует начать с объяснения названия произведения. И. Бунин говорил, что он намеренное назвал так цикл рассказов, чтобы показать: любовь – это далеко не всегда свет и тепло, иногда она способна завести во тьму.

История создания

Большая часть рассказов из цикла «Темные аллеи» была написана Буниным во Франции. В то время, когда он работал над произведением, уже началась вторая мировая война, охватившая всю Европу – и город, где жил писатель, в том числе. Ему приходилось терпеть лишения, голод и страх перед завтрашним днем, ведь войска нацисткой Германии были беспощадными.

На фоне депрессивных настроений Бунин стал обращаться к приятным воспоминаниям своей молодости. Он описывал те теплые образы, которые сохранились в его памяти, и это помогало ему пережить лишения войны и тоску по родине (переезд Бунина во Францию был вынужденным – он не разделял идей революции).

Именно стеснённые условия и депрессивные настроения подтолкнули Бунина к активной творческой работе и позволили ему создать одно из самых известных и прекрасных произведений в его библиографии.

Название цикла «Темные аллеи» было заимствовано из стихотворения Н. Огарёва, в котором он писал о цветущем шиповнике, распустившемся рядом с аллеей темных лип. Кстати, «Шиповник» — это альтернативное название цикла рассказов, которое больше нравилось самому Ивану Бунину.

Тематика и проблематика рассказов

Темные аллеи Бунин анализ

Главная тема рассказов из цикла «Темные аллеи» — это любовь. Причем автор говорит о различных проявлениях этого глубокого чувства, а не только о привычном нам романтическом восприятии, в котором любовь непременно ассоциируется с счастьем.

В своих рассказах Иван Бунин будто бы подводит итог собственной жизни и всем наблюдениям, которые он за эту жизнь сделал. Писатель говорит о том, что самое ценной для человека – это все же любовь, именно она может дать силы и вдохновение. И даже когда кажется, что любовь ведет во тьму, отказываться от нее ни в коем случае нельзя, потому что ничего более ценного в своей жизни человек не найдет.

Ни материальные блага, ни социальный статус, ни что-либо еще не имеет в конечном итоге такого значения в нашей жизни, как любовь, хотя и она порой бывает трудная и требует жертв, а также толкает нас на поступки, которые мы не совершили бы без этого сильного чувства.

В анализе рассказов «Темные аллеи» также следует подчеркнуть, что Бунин уделяет ненавязчивое, но явное внимание теме личного выбора каждого человека. Писатель говорит о том, что каждый из нас сам ответственен за свое счастье: если мы не будет принимать во внимание свои чувства и не будем обращать внимание на последствия своих действий, то раз за разом нам придется делать неправильный выбор, который может сделать нас несчастными.

Жанровые особенности «Темных аллей»

Цикл «Темные аллеи» состоит из нескольких рассказов (некоторые читатели больше склоняются к тому, что короткие произведения Бунина можно назвать новеллами, так как рассказы, как правило, короче). Отталкиваясь от центральной темой любви в «Темных аллеях», Бунин делает упор на лирические настроения: он рассуждает в основном о чувствах и о том, какое значение они имеют в жизнях людей. Для того, чтобы объяснить эти чувства и душевное состояние своих героев, Бунин использует различные художественные приемы: эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения.

Композиция произведения

Завершая анализ «Темных аллей» Бунина, необходимо отметить, что весь цикл рассказов объединен единой композиционной структурой. Он разделен на три части, в каждой из которых несколько маленьких произведений. Любопытно, что такое разделение также обусловлено датой написания и выхода рассказов: первая часть была написана в 1937-1938 годах, вторая – в 1940-1941 годах, третья – в 1943-1946 годах.

Сам рассказ «Темные аллеи» (в честь которого и назван весь цикл) открывает цикл и находится в первой части, хотя некоторые другие рассказы (например, «Баллада» или «Кавказ») были написаны раньше. В нем рассказывается о том, как генерал, дослужившийся до высокого чина, оказался трусом перед напором собственных чувств: он встретил бывшую возлюбленную, но не смог найти в себе силы быть с ней, хотя и хотел этого – в итоге главный герой, ведомый страхом, сбежал от собственного счастья.

Во многих рассказав цикла «Темные аллеи» встречаются острые драматические сюжеты и резкие концовки, которые оставляют читателя в недоумении, а иногда вызывают жалость к главным героям. Такими резкими переходами Иван Бунин подчеркивает, как непредсказуема и коротка человеческая жизнь: нужно успевать любить и быть счастливым, потому что никто не знает, когда для него земной путь закончится.

Иван Бунин вошёл в историю, прежде всего, как знаменитый русский поэт начала двадцатого века, периода, получившего название «серебряного века» русской литературы. Однако его перу принадлежит и немалое число прозаических произведений, которые занимают далеко не последнее место в золотом фонде русского литературного творчества. Как прозаик, Бунин отметился своим знаменитым сборником «Тёмные аллеи» и одноимённым рассказом, в котором он рассуждал о любви, судьбе и других сложных вещах, из которых и состоит человеческая жизнь. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ по плану. Краткое содержание книги с цитатами Вы найдете здесь.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Композиция
  • 4 Смысл названия
  • 5 Суть: о чём рассказ?
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы
  • 9 Основная идея
  • 10 Чему учит?
  • 11 Критика

История создания

История написания рассказа «Темные аллеи» — это интересные факты, которые проливают свет на замысел автора:

  • Рассказ «Тёмные аллеи» создавался Буниным как часть большого сборника рассказов. В этот период своей жизни Бунин жил в эмиграции, покинув Россию после событий семнадцатого года. Разочарование и потерянность писателя, которые он чувствовал после гибели привычного уклада жизни дореволюционной Российской империи, усугублённые непростой жизнью в чужой стране, нашли свой выход на страницах его сборника.
  • К работе над сборником Бунин приступил в 1937 году, а 1938 он написал и рассказ «Тёмные аллеи». Впервые рассказ был опубликован в Нью-Йорке в 1943 году в издании «Новая земля». Однако основной пласт работы был завершён только в 1945 году.
  • Эпиграфом к рассказу стала цитата Л.Н. Толстого: «Любовь не понимает смерти. Любовь есть жизнь». Каждая книга из цикла посвящена разным граням этого чувства.
  • Во время написания произведения автор страдал от одиночества и нищеты, ведь довоенное и военное время в Европе характеризовалось перебоями с питанием и повышением цен на самые необходимые продукты.

Направление и жанр

Рассказ «Тёмные аллеи» был создан в рамках литературного направления реализма. Писатель стремится к максимально натуралистичному воссозданию реальной жизни. Созданные им образы, речь и действия персонажей выглядят максимально достоверно и органично. Читатель может поверить в то, что события, рассказанные Буниным, могли произойти в реальной жизни.

С точки зрения жанровой принадлежности, «Тёмные аллеи» — это рассказ. Сюжет охватывает небольшой по длительности промежуток времени и минимальное количество действующих лиц. А отсутствие какой бы то ни было конкретики подчёркивает типичность ситуации, описанной в этом произведении.

Композиция

Рассказ делится на три логических части: главный герой приезжает на постоялый двор, ведёт разговор и уезжает.

  1. Первая часть содержит в себе экспозицию, которая показывает нам главных героев и рассказывает предысторию. 
  2. Вторая часть отведена под завязку и кульминацию, герои начинают разговор, вспоминают прошлое, это оживляет в них, казалось бы, давно умершие чувства. 
  3. В третий части происходит развязка, а за ней финал: герои прерывают разговор и прощаются навсегда.

Смысл названия

Название рассказа «Тёмные аллеи» несёт в себе несколько значений. В первую очередь, для Бунина, тёмные аллеи – это символ прошлого, ушедшей эпохи его молодости. Именно размышлению о прошлом, о потерянных перспективах и упущенном счастье посвящён сам рассказ.

Смысл заглавия «Тёмные аллеи» отчасти объясняется его источником: И.А. Бунин взял его из стихотворения Огарева «Обыкновенная повесть»:

Кругом шиповник алый цвел
Стояла темных лип аллея…

Русская поэзия напомнила ему о том, чего не вернуть: красивые сады дворянских усадеб, уединенная жизнь под сенью лип, неторопливый ход времени.

Также название затрагивает тему судьбы и любви, непредсказуемости человеческой жизни, когда, казалось бы, давно пройденный и забытый этап жизни может снова встретиться на пути человека в самый неожиданный момент. Аллея — это отражение жизненного пути, темного и скрытого от посторонних глаз.

Суть: о чём рассказ?

Одним осенним днём старый военный по имени Николай останавливается передохнуть в частной горнице близь почтовой станции. Он заводит разговор с хозяйкой, внезапно выясняется, что хозяйка горницы – его давняя возлюбленная Надежда, с которой у них был роман много лет назад.

Герои начинают вспоминать прошлое, однако память не приносит им ничего, кроме боли. После расставания девушка так и не обрела своего счастья. Надежда все эти годы думала только о Николае и не могла простить его за то, что он бросил её.

Главный герой, мучимый совестью и сомнениями, спешно уезжает, думая о том, как могла бы повернуться его жизнь, если бы он поступил иначе. Подробнее о сюжете Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании. Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев и система образов в рассказе «Тёмные аллеи» нашли свое место в таблице:

Николай Алексеевич мужчина около шестидесяти лет. Дворянин. Военный. Стройный старик со строгим, но усталым взглядом. Столкнувшись лицом к лицу со своим прошлым, показывает слабость и нерешительность, предпочтя сбежать от него. В молодости он увлекся крестьянкой, но без сожалений бросил ее, когда нашел женщину своего круга. Но семейная жизнь не задалась: жена ушла от него, а сын не оправдал надежд.
Надежда красивая сорока восьмилетняя женщина, похожая на цыганку. Наделена сильными чувствами и долгой памятью. Так и не смогла забыть Николая и найти своё счастье, затаив на него обиду на всю жизнь. Когда-то была простой крестьянкой, но со временем смогла создать свое дело и развить хозяйство. Честная и искренняя женщина не смогла выйти замуж ценой обмана, ведь всю жизнь любила одного человека.

Темы

Тематика рассказа «Тёмные аллеи» отражает содержание всего бунинского цикла. Многомудрый Литрекон дополнит этот раздел, если есть необходимость, о которой нужно написать в комментариях:

  1. Любовь в творчестве Бунина представлена могучей и опасной силой, которая редко приносит человеку настоящее счастье, а чаще всего приносит ему только новые страдания и сожаления. Однако мгновения страсти — это лучшее, что случается с людьми. Ярче всего светятся в памяти именно чувства. 
  2. Судьба – этот рассказ показывает нам, как, казалось бы, самый обычный краткосрочный роман может повлиять на судьбу человека. Николай не смог построить своего счастья на несчастье Надежды. Его поступок обернулся зеркальным повторением: сначала бросил он, потом бросили его. 
  3. Нравственный выбор. Рассказ наполнен также и сожалением о прошлом, размышлениями о том, способен ли человек делать выбор на своём жизненном пути, и о том, способен ли он сделать этот выбор правильно. Николай гонит от себя мысль о том, что было бы, если бы он женился на Надежде, потому что боится признать свою ошибку.
  4. Ностальгия. Герои сильно пострадали от любви, однако погружение в прошлое заставляет их обнаружить счастье, которого теперь нет. Оказалось, что те первые мгновения страсти и молодости были тем самым счастьем, которого так не хватало персонажам в дальнейшем.

Проблемы

Проблематика рассказа «Тёмные аллеи» тоже может быть увеличена в объеме, если Вы напишите Литрекону, чего не хватает.

  1. Измена – фактически, Николай изменил любви, забыл свою возлюбленную, оставив её на произвол судьбы. Проявив эгоизм, герой сломал жизнь девушке, которая искренне любила его всю жизнь.
  2. Отчаяние – жизнь в творчестве Бунина показана тяжёлой и неприятной «аллеей», которая приносит человеку страдания и испытания. Никто из героев в итоге так и не стал счастливым. Николай разочаровался в семье, а Надежда — в любви.
  3. Социальное неравенство. Николай так и остался барином для Надежды, поэтому так легко оставил ее. С женщиной своего круга он не мог бы так поступить, потому что его осудило бы общество. Оно же помешало ему выбрать именно Надежду, ведь крестьянка — не пара барину.  
  4. Месть и великодушие. Надежда так и не смогла простить своего обидчика. Его легкомыслие задевает ее и в разговоре. Он все это время даже не вспоминал о той, кого бросил, а она любила, мучалась и не могла отпустить воспоминания о разлуке.

Основная идея

Смысл в рассказе «Тёмные аллеи» прослеживается чётко: это тоска Бунина по прошлому, его рассуждения о своей судьбе, судьбе его поколения и судьбе самой России. Его мысли об упущенном счастье, о напрасно прожитой жизни и превратностях жестокой судьбы. Надежда — это отражение всего народного, русского, преданного и нравственно цельного, а Николай — это слабый и малодушный представитель правящего дворянского класса, который в образе возлюбленной бросил Россию, но не стал от этого ни счастливее, ни свободнее. Оказалось, что только она любила и принимала его таким, каков он есть. В образе Надежды Бунин воспел свою родину — терпеливую, кроткую, сильную, но истерзанную, оскорбленную предательством.

Также он показывает нам силу любви и то, как легкомыслие в отношениях может принести вред и самому человеку, и всем, кто его окружает. Главная мысль рассказа «Тёмные аллеи» — предостережение тем, кто все еще идет по темной аллее жизни в поисках счастья: оно, возможно, уже рядом, просто нужно разглядеть и не отпускать его.

Чему учит?

Рассказ «Тёмные аллеи» учит нас тому, как важно не изменять любви, не играть с ней, ведь обманутая любовь порождает отчаяние, ломает душевное здоровье человека, оставляя на его душе болезненную рану. Такова мораль произведения.

«Тёмные аллеи» заставляют нас задуматься о том, способны ли мы повлиять на свою судьбу. Они призывают нас думать о последствии своих поступков, не идти по жизни легкомысленно и эгоистично, ведь однажды наши поступки вернутся к нам в полной мере.

Критика

Сборник был написан и издан в годы Второй мировой войны, именно в этот период Бунин, всё это время находившийся в жёсткой оппозиции к СССР, начал понемногу менять свои взгляды, видя героическую борьбу советского народа с внешним агрессором.

Бунин так не вернулся в Россию, однако после его смерти его произведения, среди которых были и «Тёмные аллеи», стали публиковаться в СССР, где получили высокую оценку литературных критиков, а в итоге были признаны частью русского литературного наследия.

Интересные рецензии и научные работы современных исследователей. Например, Т.В. Марченко анализировала авторский стиль Бунина:

В этой книге Т.В. Марченко (вслед за Л.В. Пумпянским) полагает, что искусство Бунина (в том числе и позднее) лишь родственно искусству модернизма, но в целом опирается на классику, поскольку стремится предельно точно и интенсивно воскресить (в другом контексте появляется более традиционное «отразить») реальный мир. Три десятилетия Бунин развивает в русской прозе «артистицизм» — направление, связанное с творчеством Г. Флобера, а затем движется параллельно поискам М. Пруста. Некоторые модернистские черты у Бунина наличествуют (прием фрагментарности повествования), а некоторые (ирония или игра) абсолютно чужды поэтике Бунина.

Литературовед Евгений Пономарев отметил, что творчество Бунина непрерывно: один замысел плавно вытекает из предыдущего.

«Жизнь Арсеньева» использует ряд более ранних текстов, несколько раз перерабатывается в процессе публикации, продолжается или не продолжается. Из набросков ко второму тому романа вырастает замысел «Темных аллей». Но и «Темные аллеи» разворачиваются в бунинском творчестве бесконечно, образуя большой круг рассказов, которые писатель то включает, то не включает в новое потенциальное издание.

Он же выделяет модернистские черты в рассказе и отмечает новаторство Бунина:

«Темные аллеи» — начало движения Бунина от модернистской манеры письма в сторону усиления рефлексии и литературной игры. В первом «программном» рассказе, открывающем книгу и одноименном ей, сохраняется еще, хотя и в усложненном виде, прежний механизм рефлексирования. Герои встретились много лет спустя, пунктиром намечены их жизни за прошедшие годы, в финале герой мысленно рисует альтернативный сюжет: «“Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?” 

Автор: Михаил Щепин

Совершенное счастье в несовершенном мире. Урок по циклу рассказов «Темные аллеи» И.А. Бунина

Эпиграф

«Всякая любовь – великое счастье, «дар богов», даже если она и не разделена».

                                                                                           (Георгий Адамович, поэт и литературный критик)

Вступление. Слово учителя.

Особо остро тема любви проявилась у писателя, когда он находился в эмиграции. Именно тогда, в годы разлуки с Россией, Бунин описал самые нежные и лучшие человеческие чувства. Название сборника «Темные аллеи» символично. Оно не означает «тенистые». Это темные, трагические, запутанные лабиринты любви. Об этой книге рассказов критик Г. Адамович писал: “Всякая любовь – великое счастье, “дар богов”, даже если она и не разделена. Оттого от книги Бунина веет счастьем, оттого она проникнута благодарностью к жизни, к миру, в котором, при всех его несовершенствах, счастье это бывает”.

Настоящая любовь – всегда счастье, даже если она завершается трагедией. К такому выводу приходят многие бунинские герои, проглядевшие или разрушившие свою любовь. В раскаянии героев таится мотив несовершенства людей, не научившихся еще дорожить настоящими чувствами, и мотив несовершенства самой жизни, социальных условий, обстоятельств, которые препятствуют любви. В литературе того времени отдавалось предпочтение любви духовной, «платонической». Чистота тургеневских женщин стала нарицательной. Русская литература – это литература преимущественно «первой любви». Но Бунина интересует истинная земная любовь, “гармония земли и неба”, особый синтез духа и плоти. Дух по Бунину невозможно постичь, не познав плоти. И Бунин отстаивал в своих произведениях чистое отношение к плотскому и телесному. Его любовь – это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.

Слово учащихся о «Темных аллеях» (Выступление заранее подготовленного ученика)

Работа над сборником «Тёмные аллеи» велась с 1937 по 1945 годы. Бунин писал свою книгу «запоем», и случались недели, когда он буквально не отрывался от письменного стола с утра до вечера, запираясь в своей комнате. Несколько раз переписывал рассказ, подбирал имена героям, заглавиям. Сборник открывает рассказ «Тёмные аллеи», его название стало названием всего цикла рассказов. Первое издание сборника состоялось в 1943 году в Нью-Йорке тиражом в 600 экземпляров. Через 3 года в Париже на русском языке вышел в свет сборник полностью (в него вошло 38 новелл). В России рассказы впервые начали печатать с 1955 года. Цикл рассказов «Темные аллеи» является некой энциклопедией любви. В эту книгу Бунин попытался вложить всю гамму сложных отношений между влюбленными.

Слово учителя (концепция любви): 

Русская классическая литература долгое время решала философско-нравственные проблемы, а любовь отступала на второй план. О своеобразии бунинской философии любви мы уже говорили на прошлом уроке.   Но то были, можно сказать, ранние рассказы. Автору же «Темных аллей» уже более 70 лет. Однажды в разговоре о счастье он привёл слова Л. Толстого: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его — цените их, живите ими». И любовь в понимании И. Бунина — это зарница: вспыхнула и погасла. Попытки построить тихое семейное счастье оборачиваются неудачей. Как бы сильно ни любили герои, финал всех рассказов одинаково печален. Герои расстаются. Но в этой разлуке есть высокое значенье. Только в таком случае, по мысли Бунина, любовь остаётся «где-то в сердце на всю жизнь».  Именно такая, недолговечная, но яркая любовь описывается им в цикле рассказов «Темные аллеи». И уже неважно, каков финал этих отношений — разлука или смерть, главное — это незабываемые переживания в судьбе влюбленных людей. «Я 38 раз (такое количество рассказов в книге) писал об одном и том же»,- говорил о сборнике Иван Бунин

Как вы думаете, почему эти рассказы можно объединить в цикл?

 1.Тематика (разные лики любви).  2.Действие всех рассказов происходит в старой России. 3.Все герои — русские.

Какие ассоциации вызывает название сборника «Темные аллеи?

1.Прямое значение: липовые аллеи дворянских усадеб, темные и прохладные. 2. Символ старой уходящей России с ее укладом жизни. 3. Место тайных свиданий, запретной любви. 4. Темное, интуитивное, инстинктивное в человеке, подсознание, не контролируемое разумом. 5. Любовь и смерть рядом.

Слово учителя

 Цикл открывается рассказом “Темные аллеи”, написанным в 1938 году. Он задает общий эмоциональный настрой, тематику и проблематику всего цикла. Рассказ (как и весь сборник) получила своё название от двух строк стихотворения Николая Огарёва «Обыкновенная повесть»: «Кругом шиповник алый цвел, стояла тёмных лип аллея…». «Шиповник» — альтернативное название сборника.  Уже в первом рассказе появляется одна из основных тем цикла: жизнь неумолимо идет вперед, мечты об утраченном счастье иллюзорны, ибо человек не может влиять на развитие событий.

Сюжет:

Осенью к постоялому двору подъезжает тарантас со стариком-военным со строгим и усталым взглядом. Он встречает на постоялом дворе женщину, которую соблазнил и бросил в молодости. Теперь, по прошествии многих лет, он может сказать, что никогда в жизни не был счастлив. Но ошибся ли он тогда? В рассказе Надежда, владелица “постоялой горницы”, через всю жизнь пронесла любовь к барину, когда-то соблазнившему ее. “Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело”, “Все проходит, да не все забывается”, — говорит она. И барин Николай Алексеевич, когда-то бросивший ее, понимает, что лучшие мгновения его жизни связаны с этой женщиной. Но прошлого не вернешь.

Почему рассказ начинается с небольшой пейзажной зарисовки? На что сразу настраивает читателя этот мрачный пейзаж? 

Осень. Это символ осени жизни, в которой все прошло, все безрадостно. Пейзаж, кроме эстетической функции, выполняет роль психологического параллелизма с настроением главного героя, настраивает на трагический исход истории любви, о которой пойдёт речь.Почему Бунин так подробно описывает обстановку в  доме? Что хочет показать автор?

«Как чисто, приятно у тебя», — сразу замечает Николай Алексеевич. Через детали обстановки показано трудолюбие, чистоплотность и хозяйственность бывшей крепостной Надежды.

Как раскрывает портрет характер и жизнь Николая Алексеевича?

 Седок похож на Александра II.Рефреном звучат слова “стройный”, одежда подчеркивает социальный статус, но внешняя красота не сочетается с усталым видом и бледной худой рукой и усталым взглядом. Все это говорит о несложившейся жизни.

Как представлена героиня? 

 Это портрет – сравнение с героем, подчеркнута внешняя красота. Повествователь любуется героиней, которая несмотря на возраст сохранила былую красоту.

Как характеризует героиню ее постоялый двор? Как мужики оценивают Надежду?

Хорошая хозяйка. Баба – ума палата. Но крута!

Почему Надежда сразу узнала Николая Алексеевича?

 Он – любовь всей ее жизни. Она о нем никогда не забывала.

Каково душевное состояние героя и почему оно меняется? 

Воспоминания о любви возвращают его к жизни, усталость и рассеянность исчезают, появляется решимость, но потом приходит стыд.

Почему диалог героев переходит в спор? Что они говорят о любви?

У героев — разные взгляды на настоящую любовь. Герой воспринимает любовь как обыкновенную приятную историю, а героиня – как смысл  всей жизни.

Почему история жизни героя умещается в один абзац?

 Рассказывать нечего. Истинного счастья не было. Жизнь не заладилась.

Как раскрывается характер Надежды в ее небольшом монологе? 

Твердая, страстная, верная, преданная.

 Как характеризует героя история бывшей любви? 

 Романтичный, слабохарактерный, не умеющий любить, отдавать себя.

Что помнят герои об их любви? Почему Надежда вспоминает с недоброй улыбкой? 

Он соблазнял красивыми словами, бессердечно бросил, для нее темные аллеи – боль на всю жизнь; для него – красивая девушка, давшая ему лучшие минуты.

Какую причину называет герой в конце рассказа, объясняя невозможность их отношений? 

 Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей? И, закрывая глаза, качал головой. Социальная причина (классовое неравенство).

Как к героям относится автор?                

И. Бунин симпатизирует Надежде больше. Она красива, спокойна, нет признаков старости, усталости, что, безусловно, присутствует в Николае Алексеевиче.

Что делает жизнь Надежды полнее?

 Надежда одинока, но нет такого чувства, что ее жизнь не удалась, не сложилась, прошла впустую, нет ощущения уставшего от жизни человека. Она все также молода, красива, легка. Надежда всю жизнь любит и продолжает любить Николая Алексеевича. И именно любовь наполняет жизнь Надежды смыслом

Как вы думаете, почему Надежда не прощает Николая Алексеевича? 

Для нее лучшие минуты в жизни – не простые слова. Николай Алексеевич когда-то предал Надежду, и поэтому Надежда не прощает его.

 Почему Бунин не дает шанса Николаю Алексеевичу быть прощенным Надеждой?

Бунин не прощает ошибок в любви. Поэтому, однажды предав любовь, Николай Алексеевич не имеет шансов быть прощенным, быть счастливым. Все его жизненные неудачи воспринимаются как возмездие за преданную любовь.

 Какова концепция любви в этом рассказе?                                                                                

 Настоящая любовь не прощает ошибок, и, раз ошибившись, отвернувшись от любви, человек обрекает себя на жизнь без любви, а, следовательно, без счастья. Такова и есть жизнь Николая Алексеевича.

 Разбор рассказа «Чистый понедельник»

Слово учителя:

Лучшим рассказом в цикле сам писатель считал рассказ «Чистый понедельник». Это загадочная и не до конца понятная история любви. И. А. Бунин считал, что в сборнике «Тёмные аллеи» каждый рассказ написан «своим ритмом», а про «Чистый понедельник» он написал на обрывке бумаги в одну из своих бессонных ночей: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».

Каков его сюжет?

Героиня рассказа – загадочная красивая молодая женщина, непонятная герою-рассказчику. Она позволяет ему любить себя, но почему-то не может полюбить сама. Она соглашается бывать с героем в ресторанах, театрах, гостях, словом, старается быть его возлюбленной. Ничто, казалось бы, не разделяет героев: ни возраст, ни социальное происхождение, ни богатство, ни вмешательство родных и близких… Бунин рисует красивую, идеальную для взаимной любви и супружества пару. Наконец, героиня решается на близость. Но после ночи, проведенной с возлюбленным, она уходит. Из письма рассказчик узнает, что она находится в монастыре на послушании, готовится принять постриг. Через несколько лет состоялась их встреча, вернее, иллюзия встречи. Герой увидел в храме проходящих мимо него монашек. Фигура одной показалась ему знакомой…

Почему рассказ называется «Чистый понедельник?» 

(возможные ответы)

Слово учителя:

Центральные события рассказа приходятся на Прощёное воскресенье и Чистый понедельник, первый день Великого Поста. Перед его началом верующие убирают все предметы роскоши в доме, всё, что может настроить на легкомысленный лад. Многие в понедельник стараются не принимать пищу вовсе. Изменяется в эти дни и храм: служители облачаются в тёмные ризы, звон к богослужению становится редким и унылым, песнопений бывает мало, слышится чтение псалмов и молитв. В Прощёное воскресенье люди просят прощение и прощают обиды. Для героини это не только день прощения, но и день прощания с мирской жизнью, где она не смогла найти высшего смысла, высшей гармонии. В Чистый понедельник человек начинает очищаться от скверны. Само название рассказа символизирует некую границу, за которой — новая жизнь. Этот день стал переломным моментом и в жизни героя. Героиня открывает ему путь в иной мир. Пройдя через страдания, связанные с утратой любимой, герой начинает ощущать стремление к тому духовному миру, в который уходит она.

Что же произошло? Почему героиня ушла?

 Бунин ставит свою героиню перед выбором. Она долго и мучительно искала равновесия между земной любовью и небесной. И она выбрала чистую любовь к Богу. И ушла от своего возлюбленного в Чистый понедельник, первый день Великого Поста. В этот день героиня очистилась от праздной, бессмысленной жизни, от любви героя. Не найдя красоты, духовности в современном мире, героиня уходит из него туда, где, ей кажется, они есть: в монастырь.

А что такое монастырь в представлении Бунина – это настоящее или прошлое России

(возможные ответы)

Слово учителя:

 Вся жизнь русских людей неразрывно была связана с храмом: от крещения в студёной купели до смертного часа.  Это прошлое России. Это место очищения и одухотворения. И героиня, как и Бунин, выбирают прошлое России, так как настоящая жизнь России бессмысленна и бездуховна. История храмов – это история старой России, которая с древности запечатлена в русских летописях.

Какие детали указывают на то, что героиня выберет прошлое?

Наша героиня жила против храма Христа Спасителя. «Левее была видна часть Кремля, напротив, как-то не в меру близко, белела слишком новая громада Христа Спасителя, в золотом куполе которого синеватыми пятнами отражались галки, вечно вившиеся вокруг него». Героиня говорит: «Я русское летописное, русские сказания так люблю, что до тех пор перечитываю то, что особенно нравится, пока наизусть не заучу».

Какие книги привозил герой своей возлюбленной? Что это за книги?

«Я привозил ей… новые книги Гомфансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского». Это книги не русских, а западных авторов, книги, по-видимому, модные, светские, которые героине, возможно, интересны, но не близки. И здесь мы видим противопоставление двух видов культур в России начала 20 века – светской и национальной.

 Какая из этих двух культур ближе автору и его героине, духовная или светская?

Православная духовная культура ближе, потому что это истинная Русь.

Почему нет имён у главных героев рассказа?

Возможно, для писателя важны не имена, а нечто другое: важно показать внутренний мир человека, отношения между людьми, переживания героев. Эта история типична.

А есть ли в рассказе имена собственные?

Есть. Это фамилии, названия улиц, каких-то московских местечек. Писатель окружает нас реальными историческими лицами, современниками Бунина, которые стали своеобразными «символами» эпохи. Герои знакомятся на лекции, которую читает Андрей Белый, на театральном капустнике мы видим Станиславского и Москвина, которые выделывают под «хохот публики отчаянный канкан», героиню приглашает на танец известный театральный деятель Сулержицкий, а изрядно подвыпивший Качалов едва не падает, пытаясь поцеловать руку «царь-девице». 

Какова их роль?

Судьба героев тесно переплетена с судьбой России.

Какую жизнь ведут герои? Чем занимаются?

Жизнь, самая обычная для их круга. Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем идут на концерт, на театральный капустник, в театр.

Как относится к такой жизни героиня?

Она издевается над обильной пищей, говорит, что нет ничего пошлее театральных капустников, она уходит с концерта Шаляпина, потому что «не в меру разудал был». Роман В. Брюсова «Огненный ангел», которым зачитывались в столице, ей кажется «до того высокопарным, что совестно читать».

Почему же героиня продолжает посещать капустники, концерты, читать книги, которые предлагает герой, обедать и ужинать с ним? Ведь ей всё это чуждо?

 «Похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…»

Почему так ведет себя героиня?

Она ищет смысл, опору в окружающем её мире, но не находит. Даже любовь героя не приносит ей счастья. Она не может ответить сильным чувством. Мир, общество несовершенны.

Слово учащихся. Характеристика героини (двойственность):

 В героине совмещены противоположные начала.  С одной стороны, она любит роскошь, светскую жизнь, увлекается западноевропейскими модными писателями. С другой, любит и хорошо знает русскую литературу, которую периодически цитирует наизусть. За европейским лоском скрывается исконно-русская душа. Героиня с тихим восторгом рассказывает о старообрядческих похоронах, наслаждается звучанием древнерусского имени. Девушка принимает любовь героя, но прерывает разговоры о свадьбе. Она мучительно ищет себя, но ее ничто не удовлетворяет. Девушка дарит свою любовь герою в их последнюю ночь, а на следующий день уезжает.

Слово учителя:

В центре рассказа — героиня, а герой как бы при ней. Она составляет смысл его жизни: «… был несказанно счастлив каждым часом, проведенным возле нее». Героиня мудра, она глубже героя. Он же все время пытается разгадать, что составляет секрет ее женского обаяния: внешность? жесты? манера держаться? Он пытается осознать, в чем источник ее духовного странничества? Переживания героини недоступны рассказчику, он не понимает ее поведения. Она зачем-то училась на курсах, разучивала начало «Лунной сонаты», зачем-то повесила над диваном портрет босого Толстого. Сложность, самобытность ее души раскрывается нам не явно, а вскользь, в неожиданных фразах, оригинальных изречениях: «Кто же знает, что такое любовь?..», «Счастье, счастье… Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету» 

А каков наш герой? (слово учащихся)

(Возможные ответы)

Слово учителя:

Герой видит только внешнее, сосредоточен только на своих чувствах, именно поэтому он не способен узнать девушку глубже, понять суть ее поступков. Для него становится шоком тот факт, что она посещает Рогожскую старообрядческую церковь, Новодевичий монастырь, храм Христа Спасителя. Мы видим пропасть, разделяющую героев. Он вполне удовлетворен жизнью, но чувствует себя ненужным ей: «Не представляете вы себе всю силу моей любви к вам! Не любите вы меня!» Но он счастлив уже тем, что сидит с ней в санках, входит с ней в залу ресторана, слышит её голос. «И завтра, и послезавтра будет всё то же, — думал я, — все та же музыка и все то же счастье!» Но завтра и послезавтра у счастья не бывает. И герой скоро это поймёт.

 Когда это произойдёт?

Это происходит в Прощёное воскресенье, когда героиня вдруг предлагает поехать на кладбище, и мы вместе с героем только сейчас узнаём, что она часто ходит в кремлёвские соборы, в монастыри, любит читать русские летописные сказания. Ей кажется, что только в монастырях и в духовных песнопениях сохранилась старая Русь. В этот день было принято решение. Герой очень тяжело переживает это расставание. Он ходит по самым грязным кабакам, спивается, опускается. В один момент его все-таки настигает некое безнадежное смирение.

Что хотел сказать Бунин финалом рассказа?

В финале происходит узнавание героини: она, её душа — высь; он и связанное с ним — настоящее, земное. В рассказе меняются оба героя. Их жизнь наполняется новым смыслом. Миру сиюминутности и пошлости они предпочитают мир просветлённости, покоя и ясности. Мир, основанный на традициях православной культуры, мир старой России. В этом произведении Бунин выразил свою надежду на то, что вскоре такой Чистый Понедельник наступит для всей России, она очистится от своих грехов и духовно возродится для новой, лучшей жизни.

Заключение: 

Все произведения Бунина полны интересом к вечным загадкам человеческого существования: времени, памяти, наследственности, любви, смерти. Большинство рассказов о любви заканчиваются печально. И. А. Бунин писал: «Неужели вы не понимаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, — я был близок к самоубийству». Для писателя всякая истинная любовь — источник трагедии. Попробуем понять, почему так происходит, обратившись к рассказам цикла.

Так что же такое любовь в рассказах Бунина?

Ответы:

  • Любовь – это высокий дар, превращающий жизнь обычного человека в житие. Но кому-то этот дар дается, а кому-то нет
  • Любовь – это всегда трагедия
  • Любовь – это мгновение, которое удержать невозможно
  • Любовь – это синтез духа и плоти, гармония земли и неба

Каковы причины расставания влюбленных?


Во-первых, истинную любовь очень трудно вовремя узнать и оценить. (
Рассказ «Натали», «Солнечный удар»)

Во-вторых, любовь хрупка и недолговечна, жизненные обстоятельства в любой момент могут разлучить любящих. (Рассказ «Холодная осень», «Грамматика любви»)

В-третьих, любовь приходит неожиданно, непредсказуемы ее проявления. (Рассказ «Солнечный удар»).

В-четвертых, несоответствие духовных устремлений, любящих (Рассказ «Чистый понедельник»)

В-пятых, несоответствие социальных положений, любящих («Рассказ «Темные аллеи»)

Выводы:

Человек в произведениях А. И. Бунина находится в замкнутом кругу обыденности, пошлости и тоски. Лишь изредка улыбается ему счастье, а потом уходит навсегда. Философия бунинских героев основана на ощущении невозможности изменить что-либо в жизни, а потому они лишь жадно ловят мгновения счастья, но никогда за него не борются. Любовь всегда связана с трагедией, над ней вечно висит рок, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить.

Домашнее задание

  1. Анализ рассказа на выбор ученика

План анализа.

  • Дата написания.
  • Форма изложения.
  • Смысл названия.
  • Жанровое своеобразие.
  • Особенности изображения героев (сопоставление – противопоставление на уровне портретной характеристики).
  • Динамика отношений.
  • Особенности композиции
  • Функция пейзажа.
  • Трактовка финала.
  • Своеобразие образа любви.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРОЧИТАЙТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ О ПРОЗЕ И. А. БУНИНА И ПОПРОБУЙТЕ ТЕЗИСНО СФОРМУЛИРОВАТЬ КОНЦЕПЦИЮ ЛЮБВИ ПИСАТЕЛЯ.

“Катастрофичность любви у Бунина вытекает из самого его характера. Это разрыв с буднями жизни и выход в совершенно иное измерение. Это падение в бездну и одновременно – к самому средоточию жизни, к бессмертию, сконцентрированному в одном мгновении любви.

Такое состояние экстаза, граничащего с безумием, несовместимо с обычным течением будничной жизни, несовместимо с условиями земного существования, и, следовательно, у любви не может быть счастливого житейского конца”. Ю. Мальцев.

“В центре цикла — женщина, и весь бунинский мир пронизан силовыми линиями тяготения к женщине”. Д. Мышалова.

“Большинству рассказов, входящих в книгу “Темные аллеи”, присуще то сочетание тонкого лиризма и проникновенной лирики чувств с острой и четкостью пластического рисунка, которое всегда было свойственно лучшим произведениям Бунина” А. Волков

“Рассказы Бунина о любви — это повествование о ее загадочной, ускользающей природе, о тайне женской души, которая томится жаждой любить, но никогда не полюбит. Исход любви, по Бунину, всегда трагичен.

Именно в любви видел Бунин “возвышенную цену” жизни, в любви, дающей сознание “приобретения” счастья, хотя всегда неустойчивого, теряемого, как неустойчива в утратах сама жизнь. Герои Бунина – это люди единой судьбы: для них характерна внутренняя трагическая опустошенность, отсутствие “цены жизни”. Они ищут ее в любви, в воспоминаниях о прошлом. Будущего у них нет”. А. Соколов.

“Совершенно правильно было замечено, что в бунинском восприятии мира как-то чарующе своеобразно сожительствует любовь и смерть. Бунин с необычайной остротой чувствует смерть. И в то же время никто из новейших писателей с такой полнотой не измерил и не изобразил всепоглощающей силы любви, именно той любви, плотской и в то же время душевной, которая является источником всякой жизни” П.Б. Струве

“Любовь в представлении писателя вообще существует только как потребность любви, как воображение счастья любви, которая принимается человеком за самое любовь. Осуществившись, эта мечта любви, выбивающая человека из обыденной колеи его жизни, перестает быть любовью: осуществление любви есть и ее отрицание – в этом одна из самых характерных коллизий бунинских решений темы любви во всей его прозе” 

“В центре внимания автора во всех рассказах цикла – любовь мужчины и женщины, причем чаще всего показанная через призму памяти. Сюжетная формула, как правило, повторяется: встреча, внезапное сближение, ослепительная вспышка чувств и неотвратимое расставание, возможно смерть…Любовь у Бунина – это не только духовное единство, но и физическая близость, причем любовь никогда не длится, не перерастает в состояние прочного земного блаженства” В. Агеносов

И. А. Бунин – первый из русских писателей, получивших Нобелевскую премию, достигший популярности и известности на мировом уровне, имеющий поклонников и соратников, но… глубоко несчастный, ведь с 1920 года он был оторван от Родины и тосковал о ней. Все рассказы периода эмиграции проникнуты чувством тоски и ностальгии.

Содержание:

  • 1 Смысл названия рассказа «Темные аллеи»
  • 2 Рассказ «Темные аллеи»: краткое содержание
  • 3 Бунин, «Темные аллеи» — аудиокнига
  • 4 Образ и характеристика главного героя (Николая)
  • 5 Образ и характеристика главной героини (Надежды)
  • 6 Главная идея и основная тема рассказа «Темные аллеи»

Смысл названия рассказа «Темные аллеи»

Вдохновившись строками стихотворения «Обыкновенная повесть» Н. Огарева: «Кругом шиповник алый цвел /Стояла тёмных лип аллея», Иван Бунин выносил в себе замысел написать цикл рассказов о любви о тонких человеческих чувствах. Любовь разная, но всегда это сильное чувство, меняющее жизнь героев.

Рассказ «Темные аллеи»: краткое содержание

Рассказ «Темные аллеи», одноименный циклу и являющийся главным, был опубликован 20 октября 1938 года в нью-йоркском издании «Новая земля». Главный герой, Николай Алексеевич, случайно встречается с Надеждой, которую он соблазнил и бросил много лет назад. Для героя тогда это была лишь интрижка с крепостной девушкой, зато героиня серьезно полюбила и пронесла это чувство через всю жизнь. После романа девушка  получила вольную, стала зарабатывать себе на жизнь сама, в настоящем владеет постоялым двором и «дает деньги в рост». Николай Алексеевич разрушил жизнь Надежды, но был наказан: любимая жена бросила его также подло, как когда-то он сам поступил, а сын вырос подлецом. Герои расстаются, теперь уже навсегда, Николай Алексеевич понимает, какую любовь он упустил. Однако герой даже в мыслях не может преодолеть общественные условности и представить, что было бы, если бы он не бросил Надежду.

Бунин, «Темные аллеи» — аудиокнига

Слушать рассказ «Темные аллеи» необыкновенно приятно, ведь поэтичность языка автора проявляется и в прозе.

Образ и характеристика главного героя (Николая)

Образ Николая Алексеевича вызывает антипатию: этот человек не умеет любить, видит только себя и общественное мнение. Он боится себя, Надежду, как бы чего не вышло. Зато если будет все внешне пристойно, можно поступать как угодно, например, разбивать сердце девушке, за которую никто не заступится. Жизнь наказала героя, но не изменила его, не прибавила твердости духа. Его образ олицетворяет привычку, обыденность жизни.

Образ и характеристика главной героини (Надежды)

Гораздо сильнее Надежда, которая смогла пережить позор от романа с «барином» (хоть и хотела наложить на себя руки, но вышла из этого состояния), а также сумела научиться зарабатывать самостоятельно, причем  честным путем. Кучер Клим отмечает ум и справедливость женщины, она «дает деньги в рост» и «богатеет», но не наживается на неимущих, а руководствуется справедливостью. Надежда, несмотря на трагичность своей любви, сохранила ее в сердце на много лет, простила своего обидчика, но не забыла. Ее образ – душа, возвышенность, которая не в происхождении, а в личности.

Главная идея и основная тема рассказа «Темные аллеи»

Любовь в «Темных аллеях» Бунина — трагичное, роковое, но от этого не менее важное и прекрасное чувство. Она становится вечной, ведь навсегда остается в памяти обоих героев, это было самое дорогое и светлое в их жизни, хоть и ушедшее безвозвратно. Если человек хоть раз любил так, как Надежда, он уже пережил счастье. Даже, если эта любовь кончилась трагически. Жизнь и судьба героев рассказа «Темные аллеи» были бы и вовсе пусты и серы без такого горького и больного, но все же потрясающего и яркого чувства, которое является своеобразной лакмусовой бумажкой, проверяющей человеческую личность на предмет силы духа и нравственной чистоты. Надежда эту проверку проходит, но Николай – нет. В этом и заключается идея произведения. Подробнее о теме любви в произведении Вы можете прочитать здесь: Сочинение на тему: Любовь в рассказе «Темные аллеи»

Тема любви соединяет российский и эмигрантский период. Как герои вспоминают ушедшей любви, так и автор тоскует об оставленной Родине, любит ее, но не может принять те перемены, которые в ней произошли.

Автор: Мария Блинова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Темные аллеи» анализ произведения Бунина – жанр, смысл, тема, проблемы рассказа

Цикл рассказов Бунина “Тёмные аллеи” – лучшее, что написано автором за всю его творческую карьеру. Несмотря на простоту и доступность бунинского стиля, анализ произведения требует специальных знаний. Произведение изучается в 9 классе на уроках литературы, его подробный разбор будет полезен при подготовке к ЕГЭ, написании творческих работ, тестовых заданий, составлении плана рассказа. Предлагаем ознакомиться с нашим вариантом анализа “Темных аллей” по плану.

«Темные аллеи» анализ произведения Бунина – жанр, смысл, тема, проблемы рассказа

Краткий анализ

Год написания – 1938.

История создания – рассказ написан в эмиграции. Тоска по родине, светлые воспоминания, уход от реальности, войны и голода – послужили толчком к написанию рассказа.

Тема – любовь, потерянная, забытая в прошлом; разбитые судьбы, тема выбора и его последствий.

Композиция – традиционная для новеллы, рассказа. Состоит из трёх частей: приезда генерала, встречи с бывшей возлюбленной и поспешного отъезда.

Жанр – рассказ (новелла).

Направление – реализм.

История создания

В “Темных аллеях” анализ будет неполным без истории создания произведения и знания некоторых подробностей биографии писателя. В стихотворении Н. Огарёва “Обыкновенная повесть” позаимствован Иваном Буниным образ темных аллей. Эта метафора настолько впечатлила писателя, что он наделил её своим особым смыслом и сделал названием цикла рассказов. Все они объединены одной темой – яркой, судьбоносной, запоминающейся на всю жизнь любви.

Произведение, вошедшее в одноимённый цикл рассказов (1937-1945), было написано в 1938 году, когда автор находился в эмиграции. Во время второй мировой войны голод и нищета преследовали всех жителей Европы, французский город Грасс не стал исключением. Именно там написаны все лучшие произведения Ивана Бунина. Возвращение к воспоминаниям о прекрасных временах молодости, вдохновение и творческая работа давали силу автору, чтобы пережить разлуку с родиной и ужасы войны. Эти восемь лет вдали от родины стали самыми продуктивными и самыми важными в творческой карьере Бунина. Зрелый возраст, чудесной красоты пейзажи, переосмысление исторических событий и жизненных ценностей – стало толчком к созданию самой главной работы мастера слова.

В самые страшные времена написаны самые лучшие, тонкие, пронзительные рассказы о любви – цикл “Тёмные аллеи”. В душе каждого человека есть места, куда он заглядывает нечасто, но с особым трепетом: там хранятся самые светлые воспоминания, самые “дорогие” переживания. Именно такие “тёмные аллеи” имел в виду автор, давая название своей книге и одноимённому рассказу. Впервые рассказ был опубликован в Нью-Йорке в 1943 году в издании “Новая земля”.

Тема

Ведущая тема – тема любви. Не только рассказ “Тёмные аллеи”, но и все произведения цикла основаны на этом прекрасном чувстве. Бунин, подводя итог своей жизни, был твёрдо убеждён, что любовь – самое лучшее, что может быть дано человеку в жизни. Она суть, начало и смысл всего: трагическая или счастливая история – нет никакой разницы. Если это чувство промелькнуло в жизни человека – значит он прожил её не зря.

Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит – всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.

Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к молодой девушке.

Вывод очевиден: счастье состоит в том, что бы жить в гармонии со своими чувствами, а не наперекор им. Проблема выбора и ответственности за свою и чужую судьбу также затрагивается в произведении. Проблематика достаточна широка, несмотря на небольшой объём рассказа. Интересно отметить тот факт, что в рассказах Бунина любовь и брак практически несовместимы: эмоции стремительны и ярки, они возникают и исчезают так же быстро, как всё в природе. Социальный статус не имеет смысла там, где царит любовь. Она уравнивает людей, делает бессмысленными чины и сословия – у любви свои приоритеты и законы.

Композиция

Композиционно рассказ можно разделить на три части.

Первая часть: приезд героя на постоялый двор (здесь преобладают описания природы и окружающей местности). Встреча с бывшей возлюбленной – вторая смысловая часть – в основном, состоит из диалога. В последней части генерал покидает постоялый двор – бежит от собственных воспоминаний и своего прошлого.

Основные события – диалог Надежды и Николая Алексеевича построен на двух абсолютно противоположных взглядах на жизнь. Она – живёт любовью, находя в ней утешение и радость, хранит воспоминания молодости. В уста этой мудрой женщины автор вкладывает идею рассказа – то, чему учит нас произведение: “всё проходит, но не всё забывается”. В этом смысле герои противоположны в своих взглядах, старый генерал несколько раз упоминает о том, что “всё проходит”. Именно так прошла и его жизнь, бессмысленно, безрадостно, впустую. Критика восприняла цикл рассказов восторженно, несмотря на его смелость и откровенность.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Темных аллей».

Жанр

Тёмные аллеи относится к жанру рассказа, некоторые исследователи творчества Бунина склонны считать их новеллами.

Тема любви, неожиданные резкие концовки, трагичность и драматизм сюжетов – всё это характерно для бунинских произведений. Нужно отметить и львиную долю лиризма в рассказе – эмоции, прошлое, переживания и душевные искания. Общая лирическая направленность – отличительная особенность рассказов Бунина. Автор имеет уникальную способность – в малый эпический жанр уместить огромный временной отрезок, раскрыть душу персонажа и заставить задуматься читателя о самом важном.

Художественные средства, которые использует автор всегда разнообразны: точные эпитеты, яркие метафоры, сравнения и олицетворения. Приём параллелизма также близок автору, достаточно часто природа подчёркивает душевное состояние персонажей.

Предыдущая

Сочинения«Антоновские яблоки» анализ произведения Бунина – проблематика, особенности, план, смысл названия рассказа

Следующая

Сочинения«Анна Снегина» анализ поэмы Есенина – план, проблематика, история создания, жанр произведения

  • Какова основная тема рассказа в рождественскую ночь
  • Какова основная тема рассказа бирюк ответы
  • Какова основная мысль сказки чудо юдо
  • Какова основная мысль сказки соотнеси ее с пословицами много захочешь последнее потеряешь
  • Какова основная мысль сказки соотнеси ее с пословицами какое выражение из сказки часто употребляется