Анализ «Господин из Сан-Франциско» Бунин
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 2702.
Обновлено 29 Июня, 2021
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 2702.
Обновлено 29 Июня, 2021
Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» повествует о том, что всё материальное обесценивается перед фактом смерти. Человеческая жизнь подвластна тлению, она слишком коротка, чтобы растрачивать её напрасно, и главной идеей этого поучительного рассказа, является осмысление сущности человеческого бытия. Смысл жизни героя этого рассказа заключается в его уверенности, что имеющиеся средства помогут купить всё, но судьба решила иначе. Предлагаем анализ произведения «Господин из Сан-Франциско» по плану, материал пригодится при подготовке к урокам и к ЕГЭ по литературе в 11 классе.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Господин из Сан-Франциско.
Год написания – 1915 г.
История создания описана в дневнике писателя. В витрине московского магазина Бунин случайно обратил внимание на обложку книги Томаса Манна «Смерть в Венеции», это послужило толчком для написания рассказа.
Тема – Главная тема произведения – это жизнь и смерть, богатство и нищета, власть и ничтожность, то есть противоположности, окружающие человека повсюду, Всё это отражает философию самого автора.
Композиция – Завязка рассказа начинается с путешествия господина, кульминационным моментом является его неожиданная смерть, и в развязке истории автор размышляет о будущем человечества.
Жанр – Рассказ, переходящий в содержательную притчу.
Направление – Реализм. История, рассказанная Буниным, постепенно приобретает глубокий философский смысл. Проблематика «Господина из Сан-Франциско» как философская, так и социально-политическая. Автор размышляет о бренности бытия, об отношении человека к духовным и материальным ценностям с точки зрения различных слоёв общества.
История создания
История создания рассказа Бунина относится к 1915 году, когда он увидал обложку книги Томаса Манна. Она вызвала у него ассоциацию со смертью одного из отдыхающих американцев, случившуюся во время отдыха на Капри. К нему пришло решение описать этот случай, что он и сделал за максимально короткий срок – рассказ был написан всего за четыре дня. За исключением умершего во время отдыха на острове американца, все факты в рассказе являются полностью вымышленными. Первоначальное название рассказа – “Смерть на Капри”.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тема
Тема рассказа – отношение к жизни и смерти, нищете и роскоши на примере героя, зря прожившего свою жизнь. Взгляд автора и его героя на эти основополагающие понятия отображает мировосприятие всего общества, разделённого на классы. Высшее общество, владеющее всеми материальными ценностями, имеющее возможность купить всё, что продаётся, не имеют самого главного – духовных ценностей.
Чувства танцующей на корабле пары, изображающей искреннюю любовь, тоже фальшивка. Это актёры, которых купили, чтобы они сыграли влюблённую пару. Нет ничего настоящего, всё искусственное, лицемерное, неестественное. И сами люди, фальшивые и двуличные, изображены безликими, в чём и заключается смысл этого рассказа.
Господин обезличен: автор не называет даже его имени. Жизнь его бесцельна и пуста, он всю жизнь усердно наращивал капитал, эксплуатируя рабочих, и пользовался благами, созданными представителями низшего класса. Теперь, “уйдя на покой” он мечтает купить всё, что только возможно, но не успевает: судьба распорядилась по-своему, отняв у него жизнь. Когда он умер, никто о нём и не вспомнил, мёртвый он доставляет лишь неудобства окружающим, в том числе и своей семье.
Суть в том, что герой рассказа умер – и ему не нужны богатство, роскошь, власть и почёт. Ему всё равно где лежать – в роскошном инкрустированном гробу или в простом ящике из-под содовой. Жизнь прошла зря: поклоняясь золотому тельцу,
он не испытал настоящих, искренних человеческих чувств, не знал любви и счастья.
Анализ произведения «Господин из Сан-Франциско» позволяет выделить основную мысль рассказа, которая заключается в философских размышлениях автора о смысле жизни, о сущности бытия.
Композиция
Повествование рассказа по смыслу делится на две части: путешествие господина на корабле к побережью Италии и возвращение его на том же корабле, только уже в гробу.
В первой части герой пользуется всеми возможными благами, что можно купить за деньги. У него есть всё самое лучшее: и номер в отеле, и изысканные блюда, и комфортный отдых на палубе. Денег у господина столько, что их хватит на двухгодичное путешествие вместе с семьёй, женой и дочкой, которые тоже ни в чём себе не отказывают.
Но после кульминационного момента, когда героя настигает внезапная смерть, отношение к нему резко меняется. Хозяин отеля даже не разрешает положить труп господина в его номере, выделив для этой цели самый дешёвый и незаметный. Не оказалось и приличного гроба, в который можно положить господина, и его кладут в ящик – тару из-под содовой воды. На корабле, где господин сначала блаженствовал на палубе среди высшего общества, место ему находится лишь в тёмном трюме.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Господина из Сан-Франциско».
Жанр
«Господин из Сан-Франциско» относится к жанру рассказаа, но он наполнен глубоким философским содержанием и отличается от остальных бунинских произведений. Рассказы Бунина обычно содержат описание природы и жизненных проявлений, поражающих своей реалистичностью.
В этом же произведении есть главный герой, вокруг которого и завязан конфликт. Его содержание заставляет задуматься о проблемах общества, о его деградации: превратившись в меркантильное, порочное, пустое и лицемерное, оно поклоняется лишь одному идолу – деньгам, и отрекается от всего духовного.
Рассказ подчинён философскому направлению и в сюжетном плане это поучительная притча, дающая урок читателю. Здесь показана несправедливость классового общества, где низшая часть населения прозябает в нищете, а высшая – бессмысленно прожигает жизнь. Но все идут к единому финалу, а перед лицом смерти равны и бедные, и богатые, от неё нельзя откупиться никакими деньгами.
Реалистический рассказ Бунина осложнён важными символами, которые отражают время его написания и дополняют его объёмными, многозначными образами. Круизный лайнер с говорящим названием “Атлантида”, на котором пересекает океан герой рассказа, есть символ современной цивилизации, бессмысленного и внутренне подорванного существования. Его устройство, разделение на “чистых” аристократов вверху и “нечистых” рабочих внизу, управляющих кораблём в “исполинской топке”, отражает устройство общества, несущегося по волнам жизни, в холоде и тьме. Именно поэтому из мистического мрака за кораблём наблюдает сам дьявол.
Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» по праву считается одним из самых выдающихся произведений в его творчестве.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Алиса Масленикова
10/10
-
Асухан Ачхоевский
10/10
-
Зоя Гаджиева
10/10
-
Наталья Марсова
9/10
-
Данил Барабаш
5/10
-
Мейрам Шакенов
10/10
-
Amina Kodzoeva
10/10
-
Zahir Rahmonaliev
8/10
-
Иван Дунаев
10/10
-
Приход Степан
10/10
Рейтинг анализа
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 2702.
А какую оценку поставите вы?
Серебряный век русской литературы всегда ассоциируется у большинства людей именно с поэзией. Однако нельзя не заметить, что начало двадцатого века подарило нам великое множество очень талантливых прозаиков.
Одним из таких талантов стал Иван Бунин. Его короткие рассказы по-настоящему западают в душу читателя, поднимают перед нами важные философские вопросы. Одним из самых ярких прозаических произведений Бунина является рассказ «Господин из Сан-Франциско», разбор которого подготовил Многомудрый Литрекон.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Направление и жанр
- 3 Композиция и конфликт
- 4 Смысл названия и финала
- 5 Суть
- 6 Главные герои и их характеристика
- 7 Темы
- 8 Проблемы
- 9 Основная идея
- 10 Чему учит?
- 11 Художественные детали
- 12 Критика
История создания
Творческая история рассказа «Господин из Сан-Франциско» началась в экзотическом краю — на острове Капри. В основу произведения легли воспоминания Бунина о его отдыхе. В отеле, где он тогда жил, умер некий состоятельный американец. Этот случай чётко отпечатался в памяти писателя, ведь одна маленькая трагедия не изменила праздничного настроения отдыхающих.
Современникам были известны интересные факты о написании рассказа «Господин из Сан-Франциско». Уже в 1915 году Бунин написал в своём дневнике о том, как он увидел в витрине московского книжного магазина повесть Томаса Манна «Смерть в Венеции». Именно тогда он и решил написать свой рассказ, в основе которого и легло то происшествие на Капри. Вот так одно незначительное обстоятельство вдохновило автора воплотить свой давний замысел рассказа в явь.
«я почему-то вспомнил эту книгу и внезапную смерть какого-то американца, приехавшего на Капри, в гостиницу „Квисисана“, где мы жили в тот год, и тотчас решил написать „Смерть на Капри“, что и сделал в четыре дня — не спеша, спокойно, в лад осеннему спокойствию сереньких и уже довольно коротких и свежих дней и тишине в усадьбе… Заглавие „Смерть на Капри“ я, конечно, зачеркнул тотчас же, как только написал первую строку: „Господин из Сан-Франциско…“ И Сан-Франциско, и всё прочее (кроме того, что какой-то американец действительно умер после обеда в „Квисисане“) я выдумал…
Направление и жанр
Этот рассказ можно отнести к литературному направлению реализма. Писатель стремится к достоверному изображению действительности. Его персонажи типичны и достоверны. Присутствуют названия реальных мест. В то же время модернизм, господствующий в культуре того времени, отразился на прозе Бунина. Так, в его рассказе много образов-символов, которые открывают метафорическое значение текста.
Жанр «Господина из Сан-Франциско» — рассказ. Это краткое прозаическое произведение с малым количеством действующих лиц и одной сюжетной линией. Отсутствует какая-либо конкретика, читатель понимает, что ситуация, описанная в рассказе, могла произойти с кем и когда угодно.
Композиция и конфликт
Идейно композиция произведения делится на две части: прибытие американского богача в отель и возвращение в США его бездыханного тела. Такое построение сюжета призвано подчеркнуть основную идею рассказа, показать контраст между тем, кем является человек при жизни, и кем (или чем) он становится после смерти.
В основе главного конфликта произведения «Господин из Сан-Франциско» лежит противостояние между мирскими вещами, такими как богатства, удовольствия и развлечения, и вечным началом, представленным в рассказе самой смертью.
Смысл названия и финала
В названии рассказа Бунин не стал ни придумывать изящную формулу, являющуюся отражением потаённых смыслов, ни обозначать основную мысль. Избегая какой-либо конкретики как в повествовании, так и в названии, Бунин в очередной подчеркнул будничность и незначительность жизни своего героя, занятого лишь мирскими делами.
Перед нами не человек, а набор клише и стереотипов об обитателе американского среднего класса. Он — господин, то есть хозяин жизни, богатый человек, деньгам которого поклоняются и завидуют другие люди. Но как иронично звучит слово «господин» применительно к трупу! Значит, человек не может быть господином чего бы то ни было, ведь жизнь и смерть ему неподвластны, он не постиг их природу. Титул героя — издевка автора над самодовольными богачами, которые думают, что владеют миром, хотя не могут предугадать даже своей судьбы.
Почему умер господин из Сан-Франциско? А потому, что ему отмерен определенный срок, и высшие силы не приняли в расчет его планов на жизнь. Все время герой откладывал исполнение своих заветных желаний на потом, и вот когда он нашел для них время, судьба посмеялась над ним и обнулила счетчик.
Суть
Некий богатый американец отправляется вместе с дочерью и женой в Европу, где планирует провести два года, предаваясь отдыху и развлечениям. Поначалу приятное путешествие оказывается испорчено отвратительной погодой. Господин из Сан-Франциско вместе с семьёй отправляется на Капри, где за чтением газеты его внезапно настигает смерть.
В тот же день у жены почившего требуют немедленно убрать тело мужа из отеля. Из-за отсутствия горба покойного положили в ящик для содовой воды и ночью увезли в порт. Рассказ заканчивается на том, как тело господина из Сан-Франциско, убранное в тёмный корабельный трюм, возвращается в Америку.
Более подробное краткое содержание произведения Вы найдете тут.
Главные герои и их характеристика
Герои рассказа «Господин из Сан-Франциско» перечислены Многомудрым Литреконом в таблице:
герои рассказа «господин из сан-франциско» | характеристика |
господин из сан-франциско | пятидесятивосьмилетний богач из сша. будучи предпринимателем, эксплуатировал труд китайских эмигрантов. несмотря на свой огромный заработок и достаток, считает, что всю жизнь он не жил, а только существовал, откладывая на потом заветные мечты и увлечения. на своё путешествие смотрит как на начало новой жизни, в которой он сможетнасладиться плодами своей работы. самоуверен. снисходительно-высокомерен. самовлюблён. |
жена господина из сан-франциско | крупная, широкая женщина со спокойным характером. Одевается соответственно возрасту. Автор говорит о ней, как о человеке, которого нельзя назвать впечатлительным. Упоминалось, что господин и госпожа ругались, но не сказано, кто зачинщик и насколько всё серьёзно. А ещё сказано, что один раз госпожа повышает тон, когда получает отказ от хозяина отеля перенести тело её покойного мужа в их апартаменты. Но затем смиряется и не предпринимает решительных шагов, чтобы изменить ситуацию. |
дочь господина из сан-франциско | симпатичная, но в остальном ничем не примечательная девушка. |
пассажиры лайнера | сливки высшего общества европы и америки. высоко титулованные особы, богачи и прочие влиятельные персоны. в большинстве своём, пустые и ничтожные люди, которых не волнует ничего, кроме самих себя. |
Темы
Тематика рассказа «Господин из Сан-Франциско» многообразна, несмотря на малый объем произведения.
- Жизненные ценности — основная тема произведения. Главный герой ставил на первое место в своей жизни деньги и успех, в то время как семья, родина, творчество, мир в целом остались «за бортом» его корабля. Когда он решил наверстать упущенное, было поздно, и в итоге вся его жизнь прошла напрасно, и погоня за материальными благами так и не завершилась триумфом.
- Семья – Бунин с явной неприязнью описывает семью богатого американца. Семейные отношения между господином из Сан-Франциско и его близкими держатся, как правило, на финансовом аспекте. До тех пор, пока всё вокруг идёт идеально, их можно принять за хороших людей, но как только в путешествие вмешивается неприятность, на поверхность тут же всплывают семейные дрязги и взаимное отчуждение. Бунин показывает, что в обществе, одержимом деньгами, нет места настоящим семейным ценностям.
- Счастье – господин из Сан-Франциско всю свою жизнь считал, что настоящее счастье заключается в деньгах и возможности тратить их в своё удовольствие. Именно такой подход к жизни и осуждает Бунин, показывая пустоту и ничтожность существования, завязанного только на деньгах.
- Мечта – писатель вырисовывает нам портрет насквозь прогнившего человека, в душе которого не осталось ничего высокого. Всё, о чём может мечтать пожилой американец, так это о том, чтобы в своё удовольствие нежится в европейских отелях. Очень важно, по мнению Бунина, уметь мечтать о высоком, а не только лишь о мирских радостях.
- Любовь – в потребительском обществе, изображённом в рассказе, не места настоящей любви. Всё в нём насквозь поддельно и лживо. За масками радушия и услужливости скрываются зависть и равнодушие.
- Судьба – Бунин очень иронично обходится со своим героем. Показывая вначале живого и уважаемого всеми богача на круизном лайнере, в финале на том же самом лайнере всеми забытый мёртвый старик плывёт обратно тем же маршрутом, каким и приехал. Горькая ирония призвана показать всю тщетность бытия, которое не значит ничего перед роком.
Проблемы
Проблематика рассказа «Господин из Сан-Франциско» весьма насыщенна:
- Равнодушие – основная проблема, затронутая в рассказе. Бунин обрисовал отчуждение в обществе, которое он видел вокруг себя. Люди не хотят вникать в проблемы окружающих, они не хотят сталкиваться с настоящим горем. Они равнодушны к чужому несчастью и хотят поскорее избавиться от любых проявлений нестабильности и печали. Так, после смерти господина, когда он уже не мог дать чаевых, персонал, другие гости, да и его семья, не проявили никакого сожаления и уважения к покойнику.
- Эгоизм – почти каждый персонаж в рассказе думает только о себе. Как сам господин из Сан-Франциско, так и люди вокруг него, ни разу не задумались над судьбой или чувствами другого человека. Все заботятся только лишь о себе.
- Жизнь и смерть – Бунин превосходно отобразил, что как бы ни был богат и влиятелен человек при жизни, умерев, он становится всего лишь трупом, и его прошлое уже ни на что не влияет. Смерть уравнивает людей, она неподкупна. Поэтому власть человека эфемерна.
- Бездуховность – атмосфера морального упадка и разложения так и сочится сквозь строчки рассказа. Равнодушие, эгоизм, жестокость и жадность со стороны кажутся невыносимыми и ужасными. Недаром автор назвал судно, на которым плыл господин, Атлантидой. Оно является символом буржуазного общества, обреченного на крах.
- Жестокость – вопреки показушной вальяжности и радушию, общество, изображённое Буниным, до невозможности жестоко. Оно живёт одним холодным расчётом, измеряет человека только по деньгам и беззастенчиво выбрасывает, когда деньги заканчиваются.
- Общество – главным злодеем рассказа выступает капиталистическое общество, законы которого обезличивают людей и убивают их души.
- Социальные проблемы – в рассказе поднимаются такие проблемы, как и социальное неравенство. На примере бедных итальянцев и эксплуатируемых господином их Сан-Франциско китайцев Бунин показывает нам, что в капиталистическом обществе достаток меньшинства достигается потом и кровью большинства.
Основная идея
Смысл рассказа «Господин из Сан-Франциско» заключается в разоблачении лживого капиталистического общества. Он открывает нам его бесчеловечную жесткость и глубокую порочность, скрываемые за показным лоском и внешней доброжелательностью.
В то же время Бунин поднимает и философские вопросы, рассуждая о тщетности и скоротечности бытия и мрачном величии смерти, которая в конце концов уровняет всех людей между собой и посмеется над каждым достижением. Главная мысль рассказа «Господин из Сан-Франциско» — это необходимость смирения человеческой гордыни. Мы — не господа своей судьбы, поэтому нужно уметь наслаждаться каждым мгновением, отпущенным нам свыше, ведь в любой момент нить жизни может оборваться навсегда, а наши планы — так и остаться планами. Такова авторская позиция.
Чему учит?
Судьба господина из Сан-Франциско учит нас не быть равнодушными ко всему паразитами. Рассказ Бунина демонстрирует нам, каким станет мир, в котором не останется места духовности и искренности, вытесненных жадностью и эгоизмом. Его вывод прост: на первом месте в человеческой иерархии должны быть не деньги, а вечные моральные ценности. Подневольный, но дешевый труд китайцев не сделал господина счастливее, а вот если бы он помог всем этим людям устроиться в жизни, то наверняка испытал бы больше положительных эмоций и не ощущал бы пустоты бытия.
Нравственные уроки в рассказе «Господин из Сан-Франциско» — это, в первую очередь, необходимость не цепляться за материальные ценности, не ставить во главу угла наживные богатства, а ценить в себе человеческую душу. Ведь после смерти душа — это всё, что остаётся у человека, а память о ней — все, что останется на земле. Таковая мораль Бунина.
Художественные детали
Рассказ довольно богат различными деталями, которые дополняют повествование и подчёркивают основную идею. Особенно интересна концепция мира в рассказе «Господин из Сан-Франциско»:
- В первой части рассказа нам в глаза бросаются различные предметы роскоши: золотые очки, серебряные цепочки и прочие роскошные вещи, которые в очередной раз подчёркивают то, как этот мир завязан на материальных ценностях.
- Во второй половине рассказа все эти красивые побрякушки мгновенно исчезают. Остаётся лишь темнота, телега, везущая импровизированный гроб в порт, и сырой трюм. Закончилась пустая ничтожная жизнь и началась таинственная Вечность.
Выразителем этой Вечности становится спокойное и тихое море, которое равнодушно несёт господина из Сан-Франциско сначала в Европу, а потом обратно в Америку. Образ океана отражает саму жизнь героя: он плыл по течению, наслаждался комфортом и обеспеченностью, но именно это течение привело его к смерти на острове Капри. Так и не успев отдохнуть и пожить для себя, он умер, принеся свою жертву на алтарь успеха. Течение жизни неумолимо: если мы сами не поворачиваемся вспять, прилагая усилия, чтобы изменить направление, оно выносит нас совсем не туда, где бы мы хотели оказаться. Само же течение инертно и безучастно.
Также интересны символы в рассказе «Господин из Сан-Франциско»:
- Название корабля «Атлантида» указывает на скорый крах капиталистического мира, помешанного на деньгах и погрязшего в пороках.
- Ящик из-под содовой — яркая деталь, указывающая на сущность самого господина. Он, как продукт своей эпохи, весьма символично погребен в отходах этой самой эпохи потребления. Его выкинули на обочину жизни, как мусор, когда он сослужил свою службу и больше не мог платить по счетам.
Критика
Несмотря на шедшую в те времена войну, рассказ Бунина не только не затерялся на её фоне, но и привлёк внимание многих великих писателей и критиков. Успех был общепризнанным:
«…повесть «Господин из Сан-Франциско» при первом своем появлении… была единодушно отмечена критикой как новое крупное «достижение» талантивого художника и вообще одно из самых выдающихся произведений современной литературы.» (А. Гизетти, «Ежемесячный Журнал», 1917 г., №1)
Один из самых известных писателей эпохи, Максим Горький в личном письме безраздельно восхищался Буниным, отдельно отметив трепет, который он испытывал, читая «Господина из Сан-Франциско».
Критик Абрам Дерман в журнале «Русская мысль» от 1916 года писал: «Более десяти лет отделяет нас от конца творчества Чехова, и за этот срок, если исключить то, что было обнародовано после смерти Л. Н. Толстого, не появлялось на русском языке художественного произведения, равного по силе и значению рассказу „Господин из Сан-Франциско“… В чём же эволюционировал художник? В масштабе своего чувства… С какой-то торжественной и праведной печалью художник нарисовал крупный образ громадного зла, — образ греха, в котором протекает жизнь современного городского человека со старым сердцем, и читатель чувствует здесь не только законность, но и справедливость и красоту самой авторской холодности к своему герою…»
Еще один рецензент из журнала «Русское богатство» от 1917 года тоже похвалил работу Бунина, но отметил, что его замысел слишком узок, и все произведение можно выразить в одной строке:
«Рассказ хорош, но он страдает недостатками своих достоинств, как говорят французы. Противоположение между поверхностным блеском современной нашей культуры и её ничтожеством перед лицом смерти выражено в рассказе с захватывающей силой, но оно исчерпывает его до дна…
Английский Писатель Томас Манн, который отчасти и вдохновил Бунина на написание рассказа, считал, что рассказ может быть поставлен в один ряд с творениями таких великих писателей, как Толстой и Пушкин. Но не только Томас Манн заметил рассказ русского коллеги по перу. Во Франции прозу Бунина тоже знали и принимали восторженно:
«Господин Бунин… прибавил еще одно имя, мало известное во Франции, к …самым большим русским писателям.» (рецензия во французском журнале «Ревю де л’эпок» («Обозрение эпохи»), 1921 г.)
Даже спустя несколько десятилетий творчество Бунина было высоко оценено критиками. В советское время ему, как политическому эмигранту, уделялось мало внимания, но во время Перестройки бунинская проза пережила еще один период признания и популярности в широких массах.
Он не терпел многословия, освобождался от излишних эпитетов, создавал свою прозу плотной, сжатой, что позволило в свое время Чехову сравнить ее с слишком «густым бульоном»… И совершенно не выносил словесных штампов. Когда в «Господине из Сан-Франциско» он написал: «Декабрь «выдался» не совсем удачный», то словечко выдался иронически взял в кавычки, так как позаимствовал его из чуждого ему лексикона: из лексикона богатых и безликих господ, которые действуют в его рассказе. Слух на фальшь, серость языка был у него острейшим. (А. А. Саакянц, статья-послесловие и комментарии к «Собранию сочинений Бунина в шести томах», том 4, 1988 г.)
Автор: Михаил Щепин
И. Бунин – один из немногих деятелей русской культуры, оцененных за рубежом. В 1933 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Можно по-разному относиться к личности и взглядам этого писателя, но его мастерство в области изящной словесности бесспорно, поэтому его произведения, как минимум, достойны нашего внимания. Одно из них, именно «Господин из Сан-Франциско», получило столь высокую оценку у жюри, присуждающих самую престижную премию мира.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 О чем рассказ?
- 3 Смысл названия
- 4 Характеристика героев
- 5 Основные темы
- 6 Главные проблемы
- 7 Смысл рассказа
- 8 Композиция и жанр
- 9 Символы
- 10 Особенности произведения
История создания
Важное качество для писателя – наблюдательность, ведь из самых мимолетных эпизодов и впечатлений можно создать целое произведение. Бунин случайно увидел в магазине обложку книги Томаса Манна «Смерть в Венеции», а спустя несколько месяцев, приехав в гости к двоюродной сестре, вспомнил это название и связал с еще более давним воспоминанием: смертью американца на острове Капри, где сам автор отдыхал. Так и получился один из лучших бунинских рассказов, причем не просто рассказ, а целая философская притча.
Этот литературный труд был восторженно встречен критикой, а незаурядный талант писателя сравнивался с даром Л.Н. Толстого и А.П. Чехова. После этого Бунин стоял с маститыми знатоками слова и человеческой души в одном ряду. Его произведение настолько символично и вечно, что никогда не потеряет своей философской направленности и актуальности. А в век власти денег и рыночных отношений вдвойне полезно вспомнить, к чему ведет жизнь, вдохновленная лишь накопительством.
О чем рассказ?
Главный герой, не имеющий имени (он просто Господин из Сан-Франциско), всю жизнь занимался преумножением своего богатства, а в 58 лет решил уделить время отдыху (и заодно семье). Они отправляются на пароходе «Атлантида» в свое развлекательное путешествие. Все пассажиры погружены в праздность, зато обслуживающий персонал трудится, не покладая рук, чтобы обеспечить все эти завтраки, обеды, ужины, чаи, игры в карты, танцы, ликеры и коньяки. Также однообразно пребывание туристов в Неаполе, только в их программу добавляются музеи и соборы. Однако погода не благоволит к туристам: неапольский декабрь выдался ненастным. Поэтому Господин с семьей спешат на остров Капри, радующий теплом, где они селятся в такой же отель и уже готовятся к рутинным «развлекательным» занятиям: есть, спать, болтать, искать жениха для дочери. Но вдруг в эту «идиллию» врывается смерть главного героя. Он внезапно умер, читая газету.
И вот тут-то и открывается перед читателем главная мысль рассказа о том, что перед лицом смерти все равны: ни богатство, ни власть не спасут от нее. Этот Господин, который только недавно сорил деньгами, презрительно говорил со слугами и принимал их почтительные поклоны, лежит в тесном и дешевом номере, уважение куда-то пропало, семью выставляют из отеля, ведь его жена и дочь в кассе оставят «пустяки». И вот его тело везут обратно в Америку в коробке из-под содовой, потому что даже гроба не найти на Капри. Но едет он уже в трюме, скрытый от высокопоставленных пассажиров. И никто особенно не скорбит, потому что никто уже не сможет воспользоваться деньгами мертвеца.
Смысл названия
Сначала Бунин хотел назвать свой рассказ «Смерть на Капри» по аналогии с вдохновившим его названием «Смерть в Венеции» (книгу эту писатель прочел позже и оценивал как «неприятную»). Но уже после написания первой строчки это заглавие он зачеркнул и назвал произведение по «имени» героя.
С первой страницы понятно отношение писателя к Господину, он для него безликий, бесцветный и бездушный, поэтому не получил даже имени. Он — господин, верхушка общественной иерархии. Но вся эта власть быстротечна и зыбка, напоминает автор. Бесполезный для социума герой, не сделавший ни одного доброго дела за 58 лет и думающий только о себе, остается после смерти лишь неизвестным господином, о котором знают только то, что он богатый американец.
Характеристика героев
Персонажей в рассказе немного: Господин из Сан-Франциско как символ вечного суетливого накопительства, его супруга, изображающая серую респектабельность, и их дочь, символизирующая стремление к этой респектабельности.
- Господин всю жизнь «работал не покладая рук», но это были руки китайцев, которые нанимались тысячами и столь же обильно умирали на тяжелой службе. Другие люди для него вообще значат мало, главное – выгода, богатство, власть, накопления. Именно они дали ему возможность путешествовать, жить по высшему разряду и наплевательски относиться к окружающим, которым в жизни повезло меньше. Однако ничего не спасло героя от смерти, деньги на тот свет не заберешь. Да и уважение, купленное и проданное, быстро превращается в пыль: после его смерти не изменилось ничего, праздник жизни, денег и праздности продолжался, даже о последней дани мертвому некому побеспокоиться. Тело путешествует по инстанциям, это уже ничто, лишь еще один пункт багажа, который бросают в трюм, скрывая от «приличного общества».
- Жена героя жила однообразно, по-обывательски, но с шиком: без особых проблем и трудностей, никаких волнений, лишь лениво тянущаяся вереница праздных дней. Ничего не впечатляло ее, она была совершенно спокойна всегда, вероятно, разучившаяся думать в рутине безделья. Ее беспокоит лишь будущее дочки: нужно найти ей респектабельную и выгодную партию, чтоб и она также безбедно плыла по течению всю свою жизнь.
- Дочь всеми силами изображала невинность и в то же время откровенность, привлекая женихов. Именно это ее и занимало больше всего. Встреча с некрасивым, странным и неинтересным человеком, но принцем, повергла девушку в волнение. Возможно, это было одно из последних сильных чувств в ее жизни, а дальше ее ждало будущее матери. Однако какие-то эмоции еще остались в девушке: она одна предчувствовала беду («сердце ее вдруг сжала тоска, чувство страшного одиночества на этом чужом, темном острове») и плакала об отце.
Основные темы
Жизнь и смерть, обыденность и исключительность, богатство и бедность, красота и безобразие – вот главные темы рассказа. В них сразу отражается философская направленность авторского замысла. Он призывает читателей задуматься о себе: не гонимся ли мы за чем-то легкомысленно малым, не погрязаем ли в рутине, упуская подлинную красоту? Ведь жизнь, в которой некогда задуматься о себе, своем месте во Вселенной, в которой некогда посмотреть на окружающую природу, людей и заметить в них что-то хорошее, прожита даром. И напрасно выжитую жизнь не исправишь, а новую не купишь ни за какие деньги. Смерть все равно придет, от нее не скрыться и не откупиться, поэтому нужно успеть сделать что-то действительно стоящее, что-то, чтобы тебя помянули добрым словом, а не равнодушно бросили в трюм. Потому стоит задуматься и об обыденности, которая делает мысли банальными, а чувства — блеклыми и слабыми, о богатстве, не стоящем затраченных усилий, о красоте, в продажности которой кроется уродство.
Богатству «хозяев жизни» противопоставляется бедность людей, живущих столь же обыденно, но терпящих бедность и унижения. Слуги, которые втайне передразнивают своих господ, но пресмыкаются перед ними в глаза. Господа, которые обращаются со слугами, как с низшими существами, но пресмыкающиеся перед еще более богатыми и знатными персонами. Пара, нанятая на пароходе, чтобы играть страстную любовь. Дочь Господина, изображающая страсть и трепетность, чтобы завлечь принца. Всему этому грязному, низкому притворству, хоть и поданному в роскошной обертке, противопоставляется вечная и чистая красота природы.
Главные проблемы
Главная проблема этого рассказа – поиск смысла жизни. Как нужно провести свое короткое земное бдение не зря, как оставить после себя что-то важное и ценное для окружающих? Каждый видит свое предназначение по-своему, но никто не должен забывать о том, что душевный багаж человека важнее материального. Хотя во все времена говорили о том, что в современности утрачены все вечные ценности, каждый раз это неправда. И Бунин, и другие писатели напоминают нам, читателям, что жизнь без гармонии и внутренней красоты — не жизнь, а жалкое существование.
Проблема мимолетности жизни также поднимается автором. Ведь Господин из Сан-Франциско тратил свои душевные силы, наживал-наживал, откладывая какие-то простые радости, настоящие эмоции на потом, но этого «потом» так и не началось. Так происходит со многими людьми, погрязшими в быте, рутине, проблемах, делах. Иногда стоит просто остановиться, обратить внимание на близких людей, природу, друзей, почувствовать прекрасное в окружающем. Ведь завтра может не наступить.
Смысл рассказа
Рассказ недаром назван притчей: он имеет весьма поучительный посыл и призван дать урок читателю. Основная идея рассказа – несправедливость классового общества. Большая его часть перебивается с хлеба на воду, а элита бездумно прожигает жизнь. Писатель констатирует нравственное убожество существующих порядков, ведь большинство «хозяев жизни» достигли своего богатства нечестным путем. Такие люди приносят лишь зло, как Господин из Сан-Франциско оплачивает и обеспечивает гибель китайским рабочим. Смерть главного героя подчеркивает мысли автора. Никого не интересует этот недавно столь влиятельный человек, ведь его деньги уже не дают ему власти, а каких-то заслуживающих уважения и выдающихся поступков он не совершил.
Безделье этих богачей, их изнеженность, извращенность, бесчувственность к чему-то живому и прекрасному доказывают случайность и несправедливость их высокого положения. Этот факт скрывается за описанием досуга туристов на пароходе, их развлечениями (главное из которых – обед), костюмами, отношениями между собой (происхождение принца, с которым познакомилась дочь главного героя, заставляет ее быть влюбиться).
Композиция и жанр
«Господина из Сан-Франциско» можно рассматривать как рассказ-притчу. Что такое рассказ (короткое произведение в прозе, содержащее сюжет, конфликт и имеющая одну основную сюжетную линию) известно большинству, но как можно охарактеризовать притчу? Притча – небольшой иносказательный текст, направляющий читателя на путь истинный. Поэтому произведение в сюжетном плане и по форме является рассказом, а в философском, содержательном – притчей.
Композиционно рассказ делится на две большие части: путешествие Господина из Сан-Франциско из Нового света и пребывание тела в трюме на обратной дороге. Кульминация произведения – смерть героя. До этого, описывая пароход «Атлантида», туристические места, автор придает рассказу тревожное настроение ожидания. В этой части бросается в глаза резко отрицательное отношение к Господину. Но смерть лишила его всех привилегий и уравняла его останки с багажом, поэтому Бунин смягчается и даже сочувствует ему. Здесь же описывается остров Капри, его природа и местные жители, эти строки наполнены красотой и пониманием прелести естества.
Символы
Произведение изобилует символами, подтверждающими мысли Бунина. Первый из них – пароход «Атлантида», на котором царит бесконечный праздник роскошной жизни, но за бортом шторм, буря, даже сам корабль дрожит. Так в начале ХХ века бурлило все общество, переживая социальный кризис, лишь ко всему равнодушные буржуа продолжали пир во время чумы.
Остров Капри символизирует настоящую красоту (поэтому теплыми красками овеяно описание его природы и жителей): «радостная, прекрасная, солнечная» страна, наполненная «сказочной синевой», величественные горы, прелесть которых невозможно передать человеческим языком. Существование же нашей американской семьи и подобных им людей – жалкая пародия на жизнь.
Особенности произведения
Образный язык, яркие пейзажи присущи творческой манере Бунина, мастерство художника слова отразилось и в этом рассказе. Сначала он создает тревожное настроение, читатель ожидает, что, несмотря на великолепие богатой обстановки вокруг Господина, скоро случится что-то непоправимое. Позже напряжение стирают природные зарисовки, написанные мягкими мазками, отражающие любовь и преклонение перед красотой.
Вторая особенность – философское и злободневное содержание. Бунин бичует бессмысленность существования верхушки общества, ее избалованность, неуважение к остальным людям. Именно из-за этой буржуазии, оторванной от жизни народа, развлекающейся за его счет, через два года на родине писателя разразилась кровавая революция. Все чувствовали, что нужно что-то менять, но никто ничего не делал, вот почему столько крови пролилось, столько трагедий произошло в те сложные времена. А тема поиска смысла жизни не теряет актуальности, вот почему рассказ и спустя 100 лет по-прежнему интересует читателя.
Автор: Мария Блинова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
История создания
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» написал русский писатель Иван Алексеевич Бунин. Год написания и публикации — 1915. Непосредственным импульсом к возникновению замысла этого рассказа, по свидетельству автора, стало название повести Т. Манна «Смерть в Венеции».
Сначала Бунин назвал рассказ «Смерть на Капри» и поместил к нему эпиграф из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!»
Работая над рассказом, Бунин отказался от названия, содержавшего слово «смерть», а в последний редакции 1951 года он снял эпиграф. Но ощущение катастрофичности и без такого заголовка и эпиграфа всё равно пронизывает это произведение.
После первой публикации в сборнике «Слово» рассказ сразу же имел шумный успех, одно за другим последовали его переиздания и переводы на иностранные языки.
Направление, род и жанр
«Господин из Сан-Франциско» Бунина отражает в форме детального повествования судьбу главного персонажа, поэтому относится к эпосу (одному из трёх родов литературы). Жанр этого произведения — рассказ. Принадлежит бунинский рассказ к литературному направлению реализма, которое характеризуется объективным изображением действительности. Автор стремился достоверно изобразить действительность в её типичных чертах. Образы персонажей рассказа типичны и достоверны.
Сюжет и композиция
Сюжет рассказа «Господин из Сан-Франциско» содержит линейную последовательность событий. Краткое содержание этого произведения можно описать в несколько строк.
Богатый американец устроил для себя и своей семьи длительное путешествие. Маршрут господин из Сан-Франциско выработал обширный: Европа, Палестина, Египет, Япония. Герой был уверен, что заслужил это двухгодичное путешествие с различными удовольствиями, так как, дожив до пожилого возраста, не отдыхал, а работал и эксплуатировал рабочих-китайцев для того, чтобы разбогатеть. Путешествие началось в ноябре плаванием через Атлантический океан на знаменитом корабле «Атлантида». Но в декабре, в предрождественскую неделю, этот богатый бизнесмен внезапно умер, и его тело было отправлено на том же корабле в Америку.
В экспозиции рассказа автор детально рассказывает, почему герой отправился в путешествие и с какой целью (для отдыха после многолетнего труда по сколачиванию богатства, надеясь получить в пути всевозможные удовольствия и наслаждения). Для путешествия герой выбрал корабль «Атлантида», похожий «на громадный отель со всеми удобствами, — с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой». Жизнь на корабле ничем не омрачала настроение американского туриста.
Завязке и развитию действия соответствуют нарушение ожиданий богатого туриста, его растущее недовольство. Первоначальный план путешествия ему пришлось изменить из-за непогоды, и он отправился из Неаполя на остров Капри, надеясь, что там солнечная погода.
Кульминация рассказа — это сцена, рисующая неожиданную смерть господина из Сан-Франциско в отеле на Капри. На этом сюжетный потенциал истории о судьбе господина из Сан-Франциско исчерпан, наступила развязка: тело богача в трюме корабля «Атлантида» отправлено «домой, в могилу, на берега Нового Света».
В финале Бунин показывает, что история о неудавшемся путешествии господина из Сан-Франциско — это только часть общей картины жизни, которая находится в поле авторского зрения. Читатель видит Неаполитанский залив, уличный рынок, лодочника Лоренцо, абруццких горцев. Автор передаёт обобщающую характеристику «радостной, прекрасной, солнечной» страны.
Композиция произведения является закольцованной. В начале рассказа представлена жизнь на корабле «Атлантида» богатых людей, направляющихся из Америки в Европу. Финальная страница рассказа снова описывает этот знаменитый пароход, возвращающий мёртвого господина из Сан-Франциско в Америку. Такая особенность композиции (композиционный повтор) придаёт произведению гармоничную завершённость и укрупняет масштаб созданной автором картины.
Тематика и проблематика
Проблематика рассказа «Господин из Сан-Франциско» обширна. Автор в небольшом по объёму произведении осветил следующие проблемы:
- Философские (смысл жизни; человек и Вселенная; бренность бытия; жизнь и смерть).
- Социальные (отношение человека к власти над людьми, которую даёт богатство; богатство и бедность).
- Нравственные (бездуховность; лицемерие; фальшь).
Основная проблема рассказа — проблема смысла жизни.
Темы рассказа «Господин из Сан-Франциско»:
- жизненные ценности;
- технический прогресс;
- любовь;
- природа.
Основная тема произведения — жизненные ценности. Автор показал, что, если главное в жизни человека — это деньги, богатство, то творчество и всё прекрасное многообразие мира остаются у такого человека «за бортом» корабля его жизни.
Технический прогресс в рассказе олицетворяет сложное устройство исполинского парохода, которое позволяет путешествующим богачам не ощущать грозную стихию океана и проводить время, наслаждаясь комфортом. Получается, что человек технически развитой цивилизации теряет своё естество, считая себя центром мира, заботясь только о своих удовольствиях, не задумываясь о необъятности мира и силе природных стихий.
Тема природы внутренне организует рассказ. Величава природа Италии, «радостной, прекрасной, солнечной» страны. Автор отмечает, что красоту гор Италии «бессильно выразить человеческое слово».
Тема любви не является главной в рассказе, автор лишь упоминает, что у дочери господина из Сан-Франциско «прекрасны были те нежные, сложные чувства, что пробудила в ней встреча» с принцем одного азиатского государства. Её девичью душу пробудила знатность рода этого некрасивого человека. Девушку волновало, что под его кожей «текла древняя царская кровь».
Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Идея (основная мысль) рассказа «Господин из Сан-Франциско» состоит в том, чтобы показать, как хрупка жизнь человека, как она отвратительна, если у человека отсутствует духовное начало и красота души, а есть только богатство и власть над людьми, которые оказываются ничем перед лицом смерти.
С этой идеей связана мысль автора о гибели сложившегося миропорядка. Смысл эпиграфа (снятого Буниным в 1951 году) состоит в том, что миропорядок, современный автору, может рухнуть. Для эпиграфа Бунин взял слова из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» Эта фраза напоминает о пире Валтасара, последнего халдейского правителя Вавилона, в ночь взятия Вавилона персами. В эпиграфе Вавилон — символ погибшей цивилизации, которая казалась такой же крепкой, как жизнь богатого и всемогущего героя бунинского рассказа. Своим рассказом Бунин указал на духовную ничтожность «хозяев жизни», на их бесчеловечность и на то, что цивилизация, у которой такие властелины, обречена на гибель.
Философский смысл этого произведения состоит в хрупкости бытия человека, в ничтожности богатства и власти перед лицом смерти, в неизбежности гибели бездуховной и бездушной цивилизации.
Пафос рассказа заключается в чувстве неизбежной гибели такой цивилизации с её грандиозными проектами. Позиция автора состоит в том, что нужно усмирять человеческую гордыню, что мирская суета тщетна. Бунин поставил в основе конфликта рассказа «Господин из Сан-Франциско» противостояние между мирскими вещами (богатства, удовольствий, развлечений) и вечным началом, которое представлено в этом произведении самой смертью.
Основные герои
Главные герои рассказа «Господин из Сан-Франциско» — сам господин и его семья: жена и дочь. Как звали господина и его близких — неизвестно. В рассказе у господина из Сан-Франциско нет имени для того, чтобы показать типичность данного персонажа, его бездуховность, принадлежность к механической цивилизации. Задачей автора было показать не определённую человеческую индивидуальность, а социальный тип миллионера, «полого человека», не имеющего души, для которого смысл жизни — в наживе, погоне за деньгами.
Художественное своеобразие
В рассказе «Господин из Сан-Франциско» осуществляется символизация его названия, героев, вещей, деталей.
Почему рассказ называется «Господин из Сан-Франциско»? Потому что именно Америка у Бунина — это символ богатства, а именно, американский город Сан-Франциско, прославившийся после «золотой лихорадки» 19 века, когда в Клондайке нашли золото.
Символика пронизывает весь текст рассказа:
- Символично название корабля, на котором отправился в путешествие главный герой. Корабль «Атлантида» назван по имени затонувшего мифического континента. Этот гигантский пароход является своего рода моделью социального общества, где внизу снуют рабочие, ошалевшие от адской жары и грохота, а вверху наслаждаются удовольствиями богачи.
- Образ корабля «Атлантида» особенно символичен в его финальной зарисовке, кажется, что пир на его палубах — это пир на краю пропасти. Жизнь на корабле шла своим чередом, но за его бортом бушевала буря и гудел, «как погребальная месса», океан.
- Образ океана, ходившего «траурными от серебряной пены горами», — это тоже символ бушующей, грозной жизни, о которой не думают богатые пассажиры корабля.
- Символичен и образ Дьявола, следившего со скал Гибралтара за уходившим кораблём (богач всегда служил нечистой силе).
Все эти символические образы противопоставлены образу Лоренцо, старика-лодочника, беззаботного гуляки и красавца, а также двум абруццким горцам, народным певцам, восхвалявших матерь божию, солнце и утро в этой «радостной, прекрасной, солнечной» стране.
Важными средствами художественной выразительности выступает в рассказе «Господин из Сан-Франциско» не только символика, но и художественные детали, антитеза, сравнения, эпитеты.
Точность и конкретность изображаемых деталей нужна Бунину для создания художественно убедительной картины, для конкретизации сюжетного движения и для отображения состояния окружающей действительности.
В своём рассказе Бунин широко использует антитезу, уже в описании корабля «Атлантида» содержится противопоставление. Богатые туристы пьют в баре ликёры и виски, едят в ресторанах изысканную еду, наслаждаются комфортом, а их сладкая жизнь обеспечивается тяжким трудом вахтенных, кочегаров, поваров, слуг.
Интересны в рассказе такие тропы как сравнения и эпитеты. Примеры сравнений: «цветистая, как хвост павлина, волна», океан, гудевший, «как погребальная месса», «красавец, похожий на огромную пиявку». Примеры эпитетов: «серебристо-жемчужная рябь залива», «жемчужные волосы», «серебряные усы», «адская мрачность». Составной эпитет «грешно-скромная девушка» является оксюмороном (сжатой до парадокса антитезой).
Есть в рассказе и такая разновидность метафоры как олицетворение («огненные глаза корабля»).
Все художественные детали, изобразительно-выразительные средства, имеющиеся в рассказе «Господин из Сан-Франциско», содействуют созданию художественно-убедительной картины.
Значение произведения
В рассказе «Господин из Сан-Франциско», написанном в 1915 году, когда шла Первая мировая война, И. А. Бунин постарался громко заявить о бесчеловечности тех, кто правит миром и судьбами других людей, о том, что эти властелины лишены будущего. Бунинский рассказ большой памфлетной и обобщающей художественной силы напоминает о том, что бездуховность не даёт счастья, что оно возможно только если человек живёт в единении с природой и своим народом.
Чему учит рассказ «Господин из Сан-Франциско»
Рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» даёт читателям нравственные уроки, заставляет задуматься о проблемах общества, в котором многие люди, отрекаясь от всего духовного, поклоняются только своему идеалу — богатству, деньгам.
Рассказ учит не откладывать на будущее наслаждение жизнью, а жить здесь и сейчас, ценя каждое мгновение. Автор напоминает, что существование, завязанное только на деньгах, делает человека машиной для добывания денег, опустошает его душу.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
- Сочинения
- По литературе
- Бунин
- Тема рассказа Господин из Сан-Франциско Бунина
Тема рассказа Господин из Сан-Франциско Бунина сочинение
Есть множество тем, который Иван Алексеевич Бунин посредством своего несомненного таланта вложил в этом столь небольшом, по объёму, но огромном, по философской нагрузке, произведении. Мне нужно рассказать об одном. Логично – я выберу самое важное для моего воззрения на эту жизнь. Об «этой» жизни. Вот оно! Именно такого рода пренебрежительное обращение со словом, с которого всё начинается и сосредотачивается – со словом «жизнь» — обращение со словом – обращение с нею самой – вот что самое ужасное случилось с главным героем (Господином), т.е.: то, чем была для него жизнь – стало его смертью или если быть точнее – «гибелью». Автор не даёт нам ни имён, ни «времени и пространства», если угодно. Мы знаем, что корабль (средство передвижения, «течения» героя) называется «Атлантида» и остров, к которому корабль «приносит» Господина – о.Кипр. Будто лишь они имеют свои названия(имена), ибо ,с т.з. Бунина, остаются единственными единицами, имеющими своё значение и ценность для мира и его жизни.
На протяжении повествования, автор обличает с различных сторон «сильных мира сего» на перманентном контрасте с голодающей половиной человечества, будто обречённой на услаждение первых (к кому также относится главный герой). Но, что головное в этом обличении – это самое «услаждение» не имеет никакого целеполагания, помимо этой самой низкой и пошлой «услады» — т.е. удовольствия. «Удовольствие ради удовольствия» и неустанная потребность Господина в таком существовании. По сему, он его (существование (не=жизнь)) пытается уберечь, как ни что иное старательным контролем: планировать пункты назначения и программу развлечений во время круиза на «Атлантиде».
Смерть героя от сердечного приступа ( выбор писателем именно такого способа убить героя символичен – сердце, как единственно живая, способная к состраданию часть человека, не выдерживает справиться с общим личностным «омерщвлением») – апофеоз всей надрывности его безнадёжного «влачения» жизни.
Рассказ был написан во время серьёзнейших событий в России и в мире и в данном рассказе они были нечто вроде платформы для донесения читателям ( как человечеству) важнейшего предупреждения: в той или иной степени все мы «Господины из Сан-Франциско» и это – страшно.
Также читают:
Картинка к сочинению Тема рассказа Господин из Сан-Франциско Бунина
Популярные сегодня темы
- Хронологическая таблица жизни и творчества Крылова
1769 — в семье военного офицера родился будущий литератор Иван Андреевич Крылов.
- Сочинение рассуждение Школьная форма
В 21 веке закон о школьной форме присутствует в нашей жизни, но не все его соблюдают, и даже и не думали над этим. Школьные учебные заведения пытаются добросовестно выполнять наказания администрации
- Сочинение Война в романе Доктор Живаго Пастернака
Многие поэты и писатели рассказывали в своих произведениях о войне, описывали ее жестокие события и поведение людей, битвы, говорили о человеческих жертвах. Б.Л.Пастернак также заострил свое внимание на этой вечной теме и посвятил часть романа
- Сочинение Лето мое любимое время года 5, 6 класс
Больше всего мне нравится летняя пора. Наступает то чудесное время, когда заканчивается учебный год. Солнечные лучи проникают в каждый уголок нашей необъятной страны. Каждый день становится все более теплым и живым
- Сочинение Анализ рассказа Грамматика любви Бунина
Бунин – умелый на описание любовных отношений художник, каких только вариаций отношений между мужчиной и женщиной не увидишь в его произведениях. Иногда рисуются сюжеты полностью фантастические
Рассказ Бунина «Господин из Сан – Франциско» повествует о том, что все обесценивается перед фактом смерти. Человеческая жизнь подвластна тлению, она слишком коротка, чтобы растрачивать ее напрасно, и главной идеей этого поучительного рассказа, является осмысление сущности людского бытия. Смысл жизни героя этого рассказа заключается в его уверенности, что на имеющееся богатство можно купить все, но судьба решила иначе. Предлагаем анализ произведения «Господин из Сан – Франциско» по плану, материал пригодится при подготовке к ЕГЭ по литературе в 11 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Господин из Сан-Франциско.
Год написания – 1915 г.
История создания – В витрине магазина, Бунин случайно обратил внимание на обложку книги Томаса Манна «Смерть в Венеции», это послужило толчком для написания рассказа.
Тема – Противоположности, окружающие человека повсюду, являются главной темой произведения – это жизнь и смерть, богатство и нищета, власть и ничтожность. Все это отражает философию самого автора.
Композиция – Проблематика «Господина из Сан – Франциско» заключает в себе как философский, так и социально – политический характер. Автор размышляет о бренности бытия, об отношении человека к духовным и материальным ценностям, с точки зрения различных слоев общества. Завязка рассказа начинается с путешествия господина, кульминационным моментом является его неожиданная смерть, и в развязке повести автор размышляет о будущем человечества.
Жанр – Рассказ, представляющий собой содержательную притчу.
Направление – Реализм. В истории Бунина приобретает глубокий философский смысл.
История создания
История создания рассказа Бунина относится к 1915 году, когда он увидал обложку книги Томаса Манна. После этого он гостил у своей сестры, вспомнил обложку, почему-то она вызвала у него ассоциацию со смертью одного из отдыхающих американцев, случившуюся во время отдыха на Капри. Тут же к нему пришло внезапное решение описать этот случай, что он и сделал за максимально короткий срок – рассказ был написан всего лишь за четыре дня. За исключением умершего американца, все остальные факты в рассказе являются полностью вымышленными.
Тема
В «Господине из Сан – Франциско» анализ произведения позволяет выделить основную мысль рассказа, которая заключается в философских размышлениях автора о смысле жизни, о сущности бытия.
Критики восторженно отнеслись к творению русского писателя, по – своему интерпретировав суть философского рассказа. Тема рассказа – жизнь и смерть, нищета и роскошь, в описании этого героя, зря прожившем свою жизнь, отображает мировосприятие всего общества, разделенного на классы. Высшее общество, обладающее всеми материальными ценностями, имеющие возможность купить все, что только продается, не имеют самого главного – духовных ценностей.
На корабле танцующая пара, изображающая искреннее счастье – тоже фальшивка. Это актеры, которых купили, чтобы они сыграли любовь. Нет ничего настоящего, все искусственное и напускное, все купленное. И сами люди фальшивы и лицемерны, они безлики, в чем и заключается смысл названия этого рассказа.
И господин не имеет имени, жизнь его бесцельна и пуста, он не несет никакой пользы, только пользуется благами, созданными представителями другого, низшего класса. Он мечтал купить все, что только возможно, но не успел, судьба распорядилась по-своему, и отняла у него жизнь. Когда он умирает, никто о нем и не вспоминает, он доставляет лишь неудобства окружающим, в том числе, и своей семье.
Суть в том, что он умер – и все, ему не нужны никакие богатства, роскошь, власть и почет. Ему все равно где лежать – в роскошном инкрустированном гробу, или в простом ящике из-под содовой. Жизнь прошла зря, он не испытывал настоящих, искренних человеческих чувств, не знал любви и счастья, в поклонении золотому тельцу.
Композиция
Повествование рассказа делится на две части: как господин плывет на корабле к побережью Италии, и путешествие этого же господина обратно, на том же корабле, только уже в гробу.
В первой части герой пользуется всеми возможными благами, что можно купить за деньги, у него все самое лучшее: и номер в отеле, и изысканные блюда, и все прочие прелести жизни. Денег у господина столько, что он задумал путешествие на два года, вместе со своей семьей, женой и дочкой, которые тоже ни в чем себе не отказывают.
Но после кульминационного момента, когда героя настигает внезапная смерть, все резко меняется. Хозяин отеля даже не разрешает положить труп господина в его номере, выделив для этой цели самый дешевый и незаметный. Даже нет приличного гроба, в который можно положить господина, и его кладут в обычный ящик, являющийся тарой для каких-то продуктов. На корабле, где господин блаженствовал на палубе среди высшего общества, место ему находится лишь в темном трюме.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Господина из Сан-Франциско».
Жанр
«Господин из Сан – Франциско» кратко можно охарактеризовать как жанр рассказа, но этот рассказ наполнен глубоким философским содержанием, и отличается от остальных бунинских произведений. Обычно, у Бунина рассказы содержат описание природы и природных явлений, поражающих своей живостью и реалистичностью.
В этом же произведении есть главный герой, вокруг которого и завязан конфликт этого рассказа. Его содержание заставляет задуматься о проблемах общества, о его деградации, превратившемся в бездуховное меркантильное существо, поклоняющихся лишь одному идолу – деньгам, и отрекшимся от всего духовного.
Весь рассказ подчинен философскому направлению, и в сюжетном плане – это поучительная притча, дающая урок читателю. Несправедливость классового общества, где низшая часть населения прозябает в нищете, а сливки высшего общества бессмысленно прожигают жизнь, все это, в конце концов, ведет к единому финалу, а перед лицом смерти равны все, и бедные, и богатые, от нее нельзя откупиться никакими деньгами.
Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» по праву считается одним из самых выдающихся произведений в его творчестве.
Предыдущая
Сочинения«Бедная Лиза» анализ произведения Карамзина – тема, жанр, план и идея рассказа
Следующая
СочиненияГлавные герои «Мертвые души» характеристика персонажей произведения Гоголя списком в таблице
Главный герой русского творения на протяжении долгого времени был уверен, что способен приобрести все без исключения, однако жестокая фортуна продемонстрировала ему ошибочность данного мышления. Господин из Сан Франциско анализ открывает возможность изучить значения и смыслы, вложенные автором, в глубоких и детальных масштабах.
Краткий анализ «Господин из Сан-Франциско»
Год создания и публикации: 1915 г.
Раскрываемые темы: общественные и личностные ценности, важность семьи в жизни человека, место любви в обществе, значимость судьбы.
Направления: реализм.
Жанр: рассказ.
Герои произведения:
-
Господин — успешный мужчина статного возраста, который более десятка лет работал ради реализации «американской мечты».
-
Семья господина — супруга и старшая дочь мужчины.
-
Хозяин отеля — владелец отеля, в котором остановился господин с женой и дочерью.
-
«Влюбленные» — молодые актеры (девушка и юноша), которые играли влюбленных у перехода.
История создания
Свою историю рассказ начинает с начала XX. В этот период Иван Алексеевич Бунин с удовольствием и без лишних целей путешествовал по Капри, наслаждаясь блаженным отдыхом. В один из солнечных дней русский писатель наткнулся на обложку знаменитого романа немецкого творца, которая напомнила ему трагичную смерть одного отдыхающего американца.
Несмотря на тягостность в душе, автор вдохновился случившимся и написал столь увлекательный, душещипательный и в некоторой степени жестокий рассказ за четыре коротких присеста. Изначально произведение должно было называться «Смерть на Капри», но писатель остановился на лаконичности, простоте и загадочности.
Тема произведения
Анализ произведения «Господин из Сан-Франциско» требует детального обсуждения следующих тем, раскрываемых в рассказе:
-
Равнодушие — люди отличаются безразличием, равнодушием и бесчувственностью. Когда главный герой рассказа был жив, мог оплачивать любые покупки и буквально разбрасываться деньгами, все любили и уважали его. А после смерти никто не чувствовал сожалению и мечтал как можно скорее отстраниться от скорбности бренного тела. Даже родные и близкие господина.
-
Эгоизм — каждый персонаж, который встречается читателям во время знакомства с сюжетом произведения, эгоистичен и безразличен к горестям и тяготам других. Никого не волнуют чувства друг друга, каждый думает лишь о себе, и эту черту характера осуждает Бунин.
-
Жизнь и небытие — в легком изложении русский писатель смог отобразить бренность бытия каждого человека: после смерти богатство, нажитое за годы жизни, потеряет свою ценность в лице многих. Власть и важность любого призрачна, и перед вечным сном все равны.
-
Отсутствие духовности — за несколько страниц письменного текста Иван Алексеевич отобразил черствость и омерзительность современного общества, пропитанного жестокостью, жадностью, эгоистичностью, бесчувственностью и безнравственностью.
-
Жестокость — персонажи рассказа забыли о таких понятиях, как чувственность, эмоциональность и искренность. Каждый источает холод и оценивает другого через призму богатства, успеха и могущества.
-
Место любви в обществе — такое яркое и трепетное чувство как любовь полностью отсутствует в описываемом обществе. Люди готовы играть влюбленных за деньги, омрачая тем самым светлость ощущений и яркость давно утерянных эмоций.
Композиция рассказа
Композиционная часть яркого творения разделена на две основные составляющие. Первая — поездка мужчины с семьей и их заселение в роскошный отель; вторая — возвращение основных персонажей истории в Сан-Франциско с бездыханным телом главного героя на руках. Столь резкий контраст между частями произведения открывает перед читателями основную идею, которая заложена Иваном Алексеевичем, — значимость человека при жизни и отсутствие его особенности или успеха после смерти.
Жанровые особенности
Составляя анализ «Господин из «Сан-Франциско» Бунина, важно рассмотреть жанровую составляющую произведения как рассказа, постепенно перетекающего в познавательную и горестно реалистичную притчу. Через черты присущего реализма автор стремится продемонстрировать истину в первой инстанции. Его герои не отличаются какими-либо особенностями и знаковыми чертами характера. Они типичны и благодаря этому реалистичны. Отсутствие конкретики позволяет понять, что данная ситуация достоверна и может произойти абсолютно с каждым человеком, вне зависимости от его статуса в обществе, возможностей и талантов.