Обновлено: 09.01.2023
Концепция бытия и философия юмора Тэффи (дооктябрьский и эмигрантский периоды творчества)
Говоря о концепции бытия и философии юмора Тэффи, необходимо отметить условность терминов дооктябрьский и эмигрантский периоды творчества писательницы. Можно предположить, и предположение это базируется на самом факте временной классификации творчества писательницы, что её понимание мира, отношение к человеку, сформированное в так называемый дореволюционный период, отличается от концепции бытия, сложившейся в так называемый эмигрантский период. Условность терминологии, на наш взгляд, заключается в том, что в первые сборники рассказов, вышедшие в эмиграции, писательница включила также рассказы дореволюционных лет. Поэтому в исследовании эмигрантского периода её творчества мы будем учитывать те произведения, которые были написаны именно в эмиграции.
Итак, творчество Тэффи читающая публика соотносит с её юмористическими рассказами.
Предупреждаю об этом, чтобы ищущие смеха, найдя здесь слёзы – жемчуг моей души – обернувшись ,не растерзали меня”.
Л.А. Спиридонова справедливо отмечает, что “основная нота её (Тэффи. – Е.К.) голоса, надломленного, умного, – печаль. ”.
В центре внимания Тэффи – каждодневная жизнь обывателя, задавленного кошмаром действительности. Всё население писательница делит на людей и человекообразных, девятиглазых гадов с чуткими усиками и перепончатыми лапами; в среде человекообразных выделяет дураков: круглых и набитых. О них она пишет: “Настоящий круглый дурак распознаётся, прежде всего, по своей величайшей и непоколебимейшей серьёзности. Всё поведение дурака, как и его наружность, степенно, серьёзно и представительно. Вся душа дурака словно облизана широким коровьим языком. Кругло, гладко. Нигде не зацепит. Большинство дураков читает мало. Но есть особая разновидность, которая всю жизнь учится. Это дураки набитые”.
В другом произведении – “Когда рак на горе свистнул” – писательница обыгрывает известную поговорку: заветное желание человека может исполниться, если рак на горе свистнет. И вот человеческий гений создал рака, оказавшегося способным претворять в жизнь самые заветные желания людей. Казалось бы, счастье и радость должны воцариться теперь на земле. Однако этого не происходит, более того, как это ни абсурдно звучит, взору читателя открывается картина чуть ли не апокалипсическая: исполняются все неблагожелательные помыслы. Лишь одна маленькая девочка благодаря этому дивному раку смогла излечиться от мучившего её насморка, и то потому, что чиханье измучило её тётку, которая и пожелала своей племяннице скорейшего выздоровления.
Описываемое Тэффи состояние мира настораживает, пугает читателей, ведь перед ними мир, далёкий от идеала, в нём много горя, страдания, одиночества. Однако отметим, что Тэффи принимает его потому, что видит в нём мир, созданный людьми, человекообразными, исказившими своими помыслами и поступками мир божественный, мыслимый ею как прекрасный, справедливый. Писательница верит в то, что желающие вырваться из фальшивого, искусственного мира людей смогут найти путь в мир настоящий, божественный. Так, рассказ “Дураки” заканчивается оптимистически: “. часто надолго остаётся нерушим круг, сомкнутый дураком в философии, или в математике, или в политике, или в искусстве. Пока не почувствует кто-нибудь:
– О, как жутко! О, как кругла стала жизнь! – и прорвёт круг”.
Тэффи принимает мир, в котором соседствуют высокое и низкое, истинное и ложное, талантливое и бездарное; смиряется с существованием человекообразных и дураков, однако не признаёт за ними права считать себя настоящими людьми, тем более – указывать людям, подчинять их. Только настоящий человек, по Тэффи, обладает способностью отличать зёрна от плевел. Человекообразные и дураки великолепно притворяются, “усвоили себе все ухватки настоящего человека”, они заполнили мир – с молчаливого попустительства тех, кто носит в себе искру Божью. Напомнить людям об их высшем предназначении – в этом видит свою задачу Тэффи.
Н епосредственным выражением кредо Тэффи можно считать её поэтический сборник “Passiflora” (1923). О приятии бытия как осознанной этико-эстетической позиции говорят строки стихотворений, в которых она призывает “благословение Божьей десницы” на весь мир, не отделяя праведников от грешников. Особое качество её этико-эстетической позиции чувствовали и многие её современники. Поэт и критик Г.Адамович точно отметил главное: “Если задуматься над общим смыслом писаний Тэффи, если углубиться в их “философию”, надо бы заметить, что проникнуты эти писания чувством круговой поруки и общей нашей ответственностью за искажение Божьего мира Именно в том, вероятно, разгадка того, что Тэффи никого не судит, никого ничему не поучает Высокомерия нет и в помине: все виноваты во всём. ”
В христианской философии есть такой термин, как “потусторонность”, обозначающий недоступность, непознаваемость для человеческого разума тех или иных событий, выходящих за грань обыденного, тривиального восприятия мира. Потусторонность открывает нам духовный, сверхъестественный мир, находящийся над естественным, чувственным миром и, таким образом, не подлежащий исследованию, объяснению, вмешательству, ибо исключена сама возможность проникновения естественного мира во владения сверхъестественного. Тэффи как художнику слова оказывается под силу проникнуть в мир потусторонний. Её творчество призвано показать красоту Божественного мира и трагическое несоответствие идеала миру, творимому людьми.
Стремясь предотвратить распад, возможный в момент отображения того или иного события, стараясь избежать несоответствия мира, порождаемого человеческим интеллектом, миру настоящему, Тэффи создаёт экзистенциальную поэтику.
Распаду и абсурду как причине распада можно и должно противостоять. Бытие именно тогда имеет значение, когда человек живёт надеждой и верой, не утрачивая их ни при каких обстоятельствах.
Герои Тэффи стремятся в мир лучший, в мир своих надежд. Вспомним трогательную мадмуазель Бажу, старую учительницу французского языка, женщину “не пожилую, а очень-очень старую”, которая, чтобы иметь возможность давать уроки, молодится, носит парик, который ей очень не идёт: “Парик жил сам по себе своей жизнью, иногда лихо сползал на затылок, иногда ухарски загибался набок”. Героиня признаётся, что, “если я не буду носить парика, все сразу поймут, какая я старая, и не дадут мне ни одного урока. Она ласково смотрела своими маленькими доверчивыми глазками. Ласково и просто. ” (“Француженка”). Или рассказ о репетиторе-гимназисте Коле Факелове, которому грубо отказали от места, не заплатив за уже проведённые уроки, однако он приободряет себя: “Он прищурил глаз, выпятил грудь, подбоченился и зашагал с достоинством вперёд. – Да-с! Я ещё с вами посчитаюсь!” (“Репетитор”). Конечно, все их мечты, желания могут показаться призрачными, хрупкими в реальном, жестоком мире, но то, что они верят в лучшее, в торжество справедливости, Тэффи приветствует, ибо быть недовольным существующим порядком вещей значит быть в поисках разрешения проблем.
Жизнь в эмиграции заставляет Тэффи многое переосмыслить. Тематика произведений меняется. Эмигрантская жизнь, казавшаяся поначалу кратковременной, входит в свою колею и становится главным стержнем творчества писательницы. Лейтмотив эмигрантского творчества автора – потеря самих себя, обезличивание, смерть. О приятии или неприятии бытия, кажется, уже не приходится говорить, ведь создаваемые Тэффи картины жизни эмигрантов – панихида по своей жизни в России. Существование беженцев в эмиграции Тэффи сопоставляет с жизнью в “загробном мире”. О людях, разделивших с ней участь беженцев, она пишет так:
“Приезжают наши беженцы, измождённые, почерневшие от голода и страха, отъедаются, успокаиваются, осматриваются, как бы наладить новую жизнь, и вдруг гаснут.
Тускнеют глаза, опускаются вялые руки и вянет душа – душа, обращённая на восток.
Ни во что не верим, ничего не ждём, ничего не хотим. Умерли.
Боялись смерти большевистской – и умерли смертью здесь” (“Ностальгия”).
- времени. Оно как бы остановилось, пришла пустота безвременья. Люди живут призрачными воспоминаниями о прошлой жизни, “думают только о том, что теперь там. Интересуются только тем, что приходит оттуда”. У них нет настоящего: “Нового ничего нет. Работать никто не может. Могут только вспоминать и подводить итоги”. Они не верят в будущее, в возвращение к “живой” жизни на родине: “Привыкла к “переделам” человеческая душа и верит, что у страдания есть предел Что же это? Ведь этого же не может быть! – Может”, – разбивает иллюзии писательница в рассказе “Ностальгия”;
- настоящей, родной природы. “В Париже, – пишет Тэффи, – нет природных сезонов. Есть какие-то странные: сезон тафты, сезон тюля, сезон бархата. По погоде тоже ничего заметить нельзя. В феврале бывают такие дни, которые июньским не уступят” (“Дачный сезон”); “Конечно, и здесь есть трава. И может быть, очень даже хорошая, но ведь это ихняя (трава), а не наша травка-муравка. И деревья у них, может быть, очень даже хорошие, да чужие, по-русски не понимают”. Тэффи пишет, что эмигранты не могут даже выразить своё горе, как это делали раньше: “У нас каждая баба знает – если горе большое и надо попричитать – иди в лес, обними берёзоньку и качайся вместе с нею и голоси голосом, словами, слезами изойди вся вместе с нею, с белою, со своею, с русской берёзонькой!” Но как это сделать в Булонском лесу? (“Ностальгия”);
- традиций, реалий прежнего быта. Так, старая нянька, вывезенная из Москвы, в беседе с француженкой-кухаркой, которая ни слова по-русски не понимает, спрашивает: “. отчего у вас. церкви есть, а благовесту не слышно” (“Ностальгия”). Об утраченных традициях повествуется в рассказе о снятии дачи на летний период: “. французы как-то беспечно к этому делу относятся. Просто надумают какое-нибудь место. пошлют открытку в намеченную гостиницу, получат ответ, набьют чемоданы и марш. Очень уж это всё на русский обычай легкомысленно. У нас не так” (“Дачный сезон”).
И люди в эмиграции уже не люди, а бывшие офицеры, бывшие губернаторские дочки, бывшие помещики и так далее; те, которые забыли своё настоящее, яркое, индивидуальное и стали, по определению Тэффи, “сырьём”. Тэффи сравнивает их с мёртвыми лягушками, которых оживляют, заставляют дергать лапками при помощи пропускания через них гальванического тока.
В автобиографическом рассказе “Ке фер?” (“Что делать?”) автор повествует о герое, русском генерале-беженце, который, выйдя на Плас де ла Конкорд, “посмотрел по сторонам, глянул на небо, на площадь, на дома, на пёструю говорливую толпу, почесал переносицу и сказал с чувством:
– Всё это, конечно, хорошо, господа! Очень даже всё хорошо. А вот. ке фер? Фер-то ке?”
Как же можно жить, “одеваться, покупать вещи, обедать и ходить в театры. когда каждый день приёмный аппарат радио отстукивает новые стоны и предсмертные крики близких”, когда “быт умер”? – вопрос, который, по мнению Тэффи, задаёт себе каждый эмигрант (“Сырьё”). В “Воспоминаниях” Тэффи пишет: “Как жить над бездною – совершенно ведь невозможно. Не сорвёшься сегодня – сорвёшься завтра. Ничего не разберёшь в хаосе, не наладишься, не устроишься. Небо не отделено от земли, земля не отделена от воды – ерунда, бестолочь и чёрная смерть”.
Но выжить в этом хаосе, не сорваться помогают людям сны (сны в творчестве Тэффи играют символическую роль), в которых они могут жить своей настоящей жизнью, ибо в снах они переносятся на Родину. Так, старая нянька “наговорится, напечалится, съёжится, будто меньше станет, и пойдёт в детскую, к ночным думкам, к старушечьим снам – всё о том же” (“Ностальгия”); да, “только ночью, когда усталость закрывает сознание и волю, Великая Печаль ведёт душу в её родную страну” (“Сырьё”). Кроме того, желание жить поддерживает целительный, животворящий смех. В автобиографическом рассказе “Валя” писательница признаётся: “Я кое-как смеялась, потому что очень хотела жить на белом свете”. В связи с этим вспоминается изречение великого мудреца Спинозы, которое Тэффи взяла в качестве эпиграфа к своему первому сборнику “Юмористические рассказы”: “Смех есть радость, а потому сам по себе благо”.
Краткое содержание
Лирический герой рассуждает о том, кто же такие дураки. Некоторые люди считают, что глупый человек сразу покажет себя. Но герой уверен, что первый признак дурака — непоколебимая уверенность в своей правоте. Он не совершает ничего безрассудно, всегда рассуждает.
Например, обычный человек скажет, что погода плохая, но гулять он пойдет. Глупый примется пространно описывать свои действия: все равно выйду на улицу, дома сидеть вредно, болеть начинаешь. Интересно и то, что дурак всегда прав. У него нет нерешенных проблем. Человечество еще многого не знает, а глупый уже все решил! В жизни дурак руководствуется тремя аксиомами:
- Превыше всего здоровье.
- Деньги решают все.
- С какой стати?
Удивительно, но именно глупцы лучше всего устраиваются в жизни. У них часто задумчивое лицо, они любят усердно трудиться, а после начинают поучать других. Так, герой вспоминает своего знакомого. Тот очень любит учить семейной жизни. По его мнению, жениться надо каждому и обязательно на немках. Почему именно на них? Так надо.
Герой также выделяет особую категорию людей — дураков набитых. Они старательно поглощают информацию, но безуспешно, поскольку все равно такие личности не развиваются. Глупые люди предпочитают статичный образ жизни.
Главная тема
Настоящая фамилия Тэффи — Надежда Лохвицкая. Издаваться она стала в зрелом возрасте и заслужила признание читателей как автор юмористических рассказов. В них она занималась высмеиванием человеческих недостатков, поэтому главной темой работы стала демонстрация глупости некоторых людей.
По мнению Тэффи, настоящие дураки умело маскируются. Их нельзя путать с теми, кто обладает низким интеллектом или житейской глупостью. Это совершенно иная категория: самодовольная, чванливая, наглая. Писательница выделяет главную черту дураков — постоянное желание всех поучать. Во всех сферах они себя считают авторитетами, чье мнение не подлежит обсуждению.
Узкий кругозор проявляется не в низком интеллекте, а в нежелании развиваться. Скудоумие умело скрывается за цитатами известных людей. Тэффи в своем рассказе не только высмеивала такой порок, как глупость. Она хотела заставить читателя задуматься над тем, все ли правильно он делает. Ведь дурак ведет себя серьезно и верит в правильность своих поступков.
Умный человек не будет бояться идти вперед, изучать, сомневаться. У него нет стремления выслужиться во что бы то ни стало. Ему важно выходить за рамки.
Глупец же духовно мертвый человек. Но он сам выбрал себе такой образ жизни.
Анализ произведения
- образные решения;
- острота;
- неожиданные переходы.
В произведении показана несостоятельность и бессмысленность поступков глупых людей. Они сами выбрали такой образ жизни и не понимают, на что обрекли себя. В этом и есть главная трагедия рассказа.
История создания
Надежда Александровна Лохвицкая – настоящее имя русской писательницы Тэффи. Еще с юношеских лет Лохвицкая увлекалась писательством, но печататься начала значительно позже.
Начало творческого пути Тэффи по времени совпало с Первой русской революцией. Первые ее произведения – пародии, фельетоны и эпиграммы, объединенные злободневной тематикой, как грибы после дождя, стали появляться в различных сатирических изданиях. Так, постепенно, у писательницы и определился свой неповторимый стиль письма – в жанре юмористического рассказа.
Свое предназначение, как писателя, Тэффи понимала в обличении человеческих недостатков, пороков, в несовершенстве человеческой природы. И, нужно заметить, она в этом весьма преуспела. Ее произведения отличаются остротой повествования, наличием обличительного сарказма и иронии.
Автор ни в коем случае не старается задеть естественное отсутствие интеллекта или природную глупость, основной своей целью она ставит высмеивание высокомерия некоторых представителей общества, которые мастерски безо всякого зазрения совести выдают себя за мудрецов.
Герои Тэффи размышлять не умеют. Они чрезвычайно глупы и не развиты. Такие люди просто отказываются от развития и приобретения знаний в силу врожденной интеллектуальной лени. Они стараются скрыть свою тупость и недалекость, применяя в своей речи много чужих слов и цитат, значение которых им вряд ли известно.
Тэффи не просто стремилась показать и высмеять социальных изгоев, ее цель гораздо выше – писательница призывает задуматься над этой непростой ситуацией, она желает растормошить людей. За искусным юмором в новелле скрываются животрепещущие темы.
Композиция
Произведение писательницы, высмеивающее очень распространенные черты характера, с тонким юмором обрушивается на человеческое самодовольство и особенности поведения, раздражающие многих, но не осуждаемые обществом.
Дураки, как пишет Тэффи, успешно маскируются под умных и мудрых людей. Их средство – это бесконечные глубокомысленные рассуждения. Автор рассказа нападает не на житейскую глупость или отсутствие интеллекта, ее цель – показать в истинном свете не столько ограниченность, сколько чванство и самодовольство. Однако делают это они действительно даже не просто с нескрываемой гордыней, а маскируясь под мудрецов. Именуемые дураками в произведении, не способны не только открыто заявлять свои претензии на лидерство, но и хорошо обманывать при этом, поэтому они заслуживают такой характеристики.
Дураки любят учить других и высказывать свое мнение, которое считают очень авторитетным. Они носители истины в последней инстанции, поэтому отбрасывают сомнения. Свою ограниченность они скрывают под маской из умных слов, они могут обладать эрудицией, но использовать этот багаж с пользой неспособны. Рассуждают они, используя всего несколько аксиом, которые представляют собой давно известные и изъезженные фразы.
Тэффи подчеркивает, что дураки ни в чем не сомневаются и обо всем судят просто. Нежелание думать и анализировать – это свидетельство узости кругозора, порождаемой интеллектуальной ленью.
Признак дураков – серьезность. Выделение именно этой черты понятно для писательницы юмористических рассказов. Своими произведениями Тэффи хотел разбудить людей, заставить задуматься, ее целью не было просто насмешить читателя. В непоколебимой серьезности писательница видела ограниченность и нежелание мыслить. Видимо, поэтому самодовольных людей, не желающих выходить за рамки и расширять свой кругозор, она охарактеризовала именно дураками. Умный человек может совершать ошибки и необдуманные поступки, он может поступать опрометчиво, но он именно живет. Рассматриваемые же в рассказе предпочитают застыть в положении, кажущемся им безопасным. Их можно было бы назвать духовно мертвыми. Однако определение дураки лучше характеризуют таких с точки зрения того, что такое поведение – это их собственный выбор.
В заключение Тэффи утверждает, что рост культуры и благосостояния общества порождает новые формы дураков. Это дает им больше интеллектуальных пустышек, позволяющий им маскироваться.
Сочинение по произведению Тэффи Дураки
«Дураки» рассказ Тэффи преподнесенный в форме рассуждения. Это своего рода психологическая характеристика определенного типа людей. Автор рассуждает: «кто же такие дураки»? И сам даёт ответ, что дураки — это совсем нестранные люди, глядя на которых мы крутим у виска. Дурак способен с полной уверенностью носить маску. Общаясь с таким человек не сразу и поймешь, что он дурак.
Какие маски примеряет на себя дурак? Разумеется, маску умного человека. Когда дурак достигает определенного возраста, он может отрастить длинную бороду с сединой, лоб покроется морщинами, в которых обычные люди будут видеть мудрость прожитой жизни. Его окружение, само того не понимая, будет считать его умным. И возникает такое мнение из-за того, что дурак очень любит придаваться рассуждениям.
Рассуждает он обычно там, где разумный человек и не подумал бы этого делать. Все размышления дурака сводятся обычно к трём незамысловатым фразам: важно иметь здоровье, деньги и меньше придаваться суете. А самый отъявленный дурак еще и сделает умозаключения.
Дураку не свойственно понимание наиболее тонких чувств. Жизнь, в его представлении слишком просто устроена и скорее всего она может нести только чёрный или белый оттенок и исходя из этого быть плохой или хорошей.
Ко всему прочему дураки любят учить других и раздавать советы. Они часто рассматривают ситуацию с практичной стороны. Например, муж очень нервничал по поводу самоубийства жены. Дурак в таком случае не переживал бы нисколько. Он считает, что жена наводя на себя пистолет поступает неправильно, ведь можно нечаянно попасть в глаз и остаться калекой.
Что из себя представляет дурак и кем является, он сам не знает, но считает себя умным. И, что странно, другим тоже дурак кажется умным.
Дураки могут заучивать много умных слов, иметь не один диплом, украшать доску почёта, но несмотря на это они быстро все забывают и часто говорят одно и тоже.
Тэффи хотел сказать, что у дураков узкие мысли, которые ограничены несколькими фразами, они любят учить и казаться умными.
Самые безобидные дураки — это те, которые фигурируют в сказках, они наивны, как дети. Но со временем всё меняется и дураки научились маскироваться.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Дураки Тэффи
Популярные сегодня темы
Перов Василий Григорьевич русский художник в жанре пейзаж. Все свое детство его семья была в разъездах. В 20 лет Василий Григорьевич поступает в Москву. Там он учится в школе живописи и ваяния. Будущий художник хорошо учился, искусство давалось ему легко
Интернет был задуман как удобное и доступное средство связи. С развитием техники он занял главенствующую роль в жизни людей. Как взрослые, так и дети проводят в сетевых ресурсах
Поэма Медный всадник была написана в середине первой половины XIX века и является последним произведением периода Болдинской осени.
Коммуникации в современном обществе существуют в самых разных формах, но самая главная из них – это социальные общение. Иметь возможность обмениваться информацией, делиться опытом, давать советы или же просто
Читайте также:
- Адам мицкевич биография кратко
- Заседания правительства рф кратко
- Родоплеменные национальные и мировые религии кратко
- Речь пугачева в капитанской дочке кратко
- Храбрость сестра победы значение пословицы кратко
Анализ «Дураки» Тэффи
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 13.
Обновлено 26 Июля, 2021
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 13.
Обновлено 26 Июля, 2021
В произведении Тэффи «Дураки» с присущей писательнице иронией и едкой сатирой высмеяны пороки человечества. Не осуждаемые обществом, они, все же несут вред социуму, разлагая человеческие души. В рассказе высмеивается высокомерие и самодовольство посредственных представителей общества, которые пускают пыль в глаза, чтобы казаться мудрыми и авторитетными. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку литературы.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Год написания – Точная дата написания рассказа неизвестна. Произведение было написано автором в промежутке 1910–1912 годов.
История создания – Размышление Тэффи о природе человеческой глупости нашло своё отражение в рассказе «Дураки», который вошёл в сборник «И стало так» (1912 г.).
Тема – Высмеивание человеческих пороков.
Композиция – Главная особенность композиции рассказа – его мозаичность и фрагментарность, призванная подчеркнуть духовную несостоятельность героев.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
Тэффи – творческий псевдоним русской писательницы Надежды Александровны Лохвицкой. Несмотря на страстную увлечённость литературой, Тэффи стала издавать свои произведения уже в достаточно зрелом возрасте.
В годы Первой русской революции писательница активно сотрудничала с сатирическими журналами, сочиняя для них различные пародии, эпиграммы и фельетоны на злобу дня. Именно в этот период у Тэффи стал выкристаллизовываться основополагающий жанр всего её творчества – юмористический рассказ.
Свою задачу Надежда Александровна видела в обличении лжи, мелочности, фальши человеческой природы. И это ей блестяще удавалось делать в своих юмористических рассказах, в которых также было место сарказму и горькой иронии. Среди них особенно выделяется рассказ «Дураки», вошедший в 1912 году в сборник под названием «И стало так».
Тема
В своём произведении Тэффи с присущим ей юмором и тонкой иронией раскрывает тему таких человеческих пороков, как самодовольство, напыщенность и откровенная глупость.
По мнению писательницы, дураки не так уж глупы, поскольку наловчились прекрасно маскироваться под умных и мудрых людей. Главный их способ одурачивания окружающих – пускать пыль в глаза своими глубокомысленными рассуждениями.
Следует отметить, что Тэффи высмеивает не отсутствие интеллекта или житейскую глупость, главная её цель – высмеять самодовольство и чванство некоторых «человекоподобных», которые имеют наглость маскироваться под мудрецов.
Отличительная черта дураков в интерпретации Тэффи – неискоренимая любовь к поучениям и непомерное самомнение. Искренне считая себя авторитетами и носителями истины в последней инстанции, они никогда не сомневаются в своей правоте.
Нежелание анализировать и думать – признак узкого кругозора, который дураки не хотят развивать в силу природной интеллектуальной лени. Своё скудоумие и откровенную ограниченность они искусно скрывают потоком умных слов, цитат великих людей и заезженных аксиом.
Ещё один характерный признак дураков – их серьёзность. Обособление этой черты понятно для Тэффи – мастерицы юмористических рассказов. Своими произведениями она пытается растормошить людей, заставить задуматься, а не просто посмеяться над остроумной новеллой. Сквозь призму юмора можно рассматривать очень важные, серьёзные темы, и именно это как нельзя лучше удалось Тэффи.
В ничем не нарушаемой, монументальной серьёзности писательница видит ограниченность ума и нежелание выходить за привычные рамки. Умный человек не боится развиваться, идти вперед и допускать на своём пути ошибки – это естественный процесс, которого не нужно стесняться. Дураки же, напротив, предпочитают оставаться в статичном положении, которое кажется им наиболее безопасным и стабильным. Это духовно мёртвые люди, однако подобный образ жизни – их собственный выбор.
Композиция
Проводя анализ рассказа «Дураки», необходимо отметить, что его композиционная структура отличается остротой, образными решениями, неожиданностью переходов.
Основным принципом построения рассказа является мозаичность и фрагментарность. При этом логика соединения отдельных звеньев характеризуется удивительной прихотливостью, продиктованной движением авторской мысли.
Следует также отметить, что подобное построение композиции рассказа направлено не только на создание увлекательного сюжета, но прежде всего на формирование диалога между писателем и читателями. В ходе подобного «общения» как нельзя лучше раскрывается бессмысленность поступков героев, их внутренняя несостоятельность.
Жанр
Произведение написано в жанре юмористического рассказа, который был особенно близок Тэффи. Недаром писательницу называли «королевой русского юмора», в котором удивительным образом переплетались радость и грусть, комическое и трагическое, высмеивание героя и искреннее сочувствие к нему.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Елена Змеёк
10/10
Рейтинг анализа
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 13.
А какую оценку поставите вы?
Русская писательница конца девятнадцатого-начала двадцатого столетия Надежда Лохвицкая была известна под псевдонимом Тэффи. Одним из её популярных произведений является рассказ «Дураки». Используя едкую сатиру, Тэффи высмеяла человеческие пороки. Писательница показала, какой большой вред обществу они могут нанести. В своём рассказе Тэффи высмеяла тщеславие и высокомерие тех представителей социума, которые, желая выглядеть мудрыми, лишь пускают пыль в глаза. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения поподробнее.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление
- 3 Композиция
- 4 Суть: о чем рассказ?
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Темы и проблемы
- 7 Основная идея
- 8 Чему учит?
История создания
Тэффи была присуща огромная увлеченность литературным искусством. Но, несмотря на этот факт, публиковать собственные творения писательница стала, когда была уже в достаточно зрелом возрасте.
Не секрет, что Тэффи начала сотрудничество с сатирическими изданиями во время Первой русской революции. В них публиковались созданные писательницей эпиграммы, пародии и фельетоны. Центральное место в творчестве Тэффи занимал жанр юмористического рассказа.
Свое собственное предназначение Тэффи определила так — она должна в своих произведениях обличить такие человеческие пороки, как ложь, фальшь, мелочность. У неё прекрасно это получалось. Писательница использовала в произведениях иронию и сарказм.
Известный рассказ под названием «Дураки» был напечатан в сборнике «И стало так» в 1912 году.
Жанр, направление
Произведение «Дураки» представляет собой юмористический рассказ. Неспроста Тэффи считали «королевой русского юмора». Однако юмор писательницы имел некоторые особенности. В нем Тэффи мастерски объединила радость и печаль, трагические мотивы с комическими. Писательница одновременно и сочувствует персонажу, и высмеивает его.
Направление творчества Тэффи — реализм. Автор поднимает жизненные темы и проблемы, описывает быт и нравы людей, не сгущая краски и не прибавляя ничего лишнего. Ее творчество — отражение действительности, но карикатурное и «кривое».
Композиция
Свое произведение писательница построила на принципе фрагментарности. Оно имеет мозаичную структуру.
Тэффи неспроста решила использовать подобную композицию. Так, благодаря такой структуре сюжет становится более увлекательным и динамичным для читателей. Кроме того, такая композиция вызывает некий диалог между автором и читателем. Именно такое «общение» показывает всю ошибочную модель поведения главных персонажей.
Суть: о чем рассказ?
Автор описывает типажи дураков и объясняет, как им удается жить в обществе и остаться незамеченными. Круглый дурак, по мнению писательницы, — это человек, который не задумывается ни над чем и думает, что уже и так все знает. Он много рассуждает и говорит, но в его словопрениях нет никакого смысла, только его видимость. Все формулировки его отчетливо выверены и сведены к общепринятым шаблонам, общим местам.
Такие люди говорят и ведут себя очень серьезно и солидно, поступают предсказуемо, поэтому их любят в обществе. Дурак никому не доставит хлопот, потому что всегда делает то, что от него ожидают, и то, что принято. Обычно он не читает или читает очень мало. Но есть еще дураки набитые, которые постоянно учатся, но ничего не запоминают.
Если же человек просто ведет себя легкомысленно, то он вовсе не дурак. Ведь себя необдуманно могут и умные люди. Дурак же всегда уверен в своих действиях и словах, он все делает правильно, поэтому его не всегда можно узнать с первого взгляда.
Главные герои и их характеристика
Мы получили исчерпывающее представление о круглом дураке. Это человек серьезный и рассудительный, но за его болтовней кроется всего три аксиомы:
«Здоровье дороже всего. Были бы деньги. С какой стати?»
Узнать его можно по обилию советов и поучений:
Убедясь на практике, что вся мудрость земли им постигнута, дурак принимает на себя хлопотливую и неблагодарную обязанность – учить других. Никто так много и усердно не советует, как дурак.
Как правило, эти советы бесполезны, так как основаны на общепринятых шаблонах поведения, а не на реально полезном опыте.
«Круглым» дурак является потому, что он закругляет свои мысли и превращает их в удобный предмет, который катится туда, куда нужно.
Дурак не выносит никаких шероховатостей мысли, никаких невыясненных вопросов, никаких нерешенных проблем. Он давно уже все решил, понял и все знает.
Обычно дураки читают мало, но есть и те, кто учится перманентно, но безрезультатно. Это «дураки набитые». Но чем бы они себя ни набивали, у них все равно ничего не выходит. Пустота остается.
Темы и проблемы
Центральное место в произведении «Дураки» занимают человеческие пороки. Среди них писательница отмечает глупость, высокомерие, самодовольство. Люди, которые лишь повторяют общеизвестные шаблоны поведения, делают это с таким пафосом, будто покоряют космос. Они раздают свои непрошеные советы другим и учат людей тому, чего не умеют сами.
Отдельно следует отметить маскировку дураков. Они не такие глупые, какими кажутся на первый взгляд. Ведь они способны выдавать себя за грамотных и умных людей. Чтобы одурачить окружающих, дураки пускают им пыль в глаза, демонстрируя собственные «глубокомысленные размышления». Эти дураки абсолютно уверены в своей правоте, они никогда не сомневаются в своих поступках и высказываниях. Из-за лени дураки не желают совершенствовать свой кругозор. Они не умеют думать и анализировать. Однако за потоком умных слов дураки умело скрывают свою ограниченность.
Также писательница отмечает и другой признак, свойственный дуракам. Им является гипертрофированная серьёзность. Однако за ней также скрывается ограниченность ума. Дураки абсолютно не желают выйти за привычные рамки, чтобы встать на путь саморазвития. Но дураки всегда не прочь давать советы и поучения окружающим. Однако сами они даже не способны понимать тонкие человеческие чувства.
Основная идея
Создавая свое произведение, Тэффи поставила перед собой цель. Писательница хотела подвергнуть критике самодовольство тех людей, которые маскируются под настоящих мудрецов, не имея ни знаний, ни опыта, ни интуиции. Сквозь призму юмора писательница смогла раскрыть очень важную тему. Автор утверждает, что по-настоящему умный человек стремится к развитию и совершенствованию, задается вопросами и сомневается в ответах, а дураки «уже все знают» и ничего не хотят искать. Такова главная мысль рассказа «Дураки».
Дураки означают для писателя «конец времен», ведь они готовы довольствоваться своей ограниченностью и остановиться в развитии. Такие люди не ведут мир вперед, а паразитируют на том, что есть. В этом и состоит смысл рассказа «Дураки».
Чему учит?
Произведение Тэффи «Дураки» является очень поучительным и полезным для общества. Писательница в своём рассказе заявляет о необходимости настоящего развития, а не повторения прописных истин. Человеку не стоит бояться никаких ошибок, не стоит зацикливаться на одной мысли. Нужно всегда, несмотря ни на что, двигаться к лучшему и прилагать для этого все необходимые усилия. Рассказ заставляет задуматься о том, как важно отделять примитивные аксиомы от действительно ценных мыслей.
Не стоит уподобляться «дуракам», изображенным в произведении. Тэффи критикует таких людей за их пассивность и нежелание интеллектуального развития. По мнению автора, «дураки» представляет собой духовно мёртвых людей, которые тормозят развитие человечества.
Автор: Виктория Комарова
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ рассказа Дураки Тэффи
Анализ рассказа Дураки Тэффи сочинение
Произведение писательницы, высмеивающее очень распространенные черты характера, с тонким юмором обрушивается на человеческое самодовольство и особенности поведения, раздражающие многих, но не осуждаемые обществом.
Дураки, как пишет Тэффи, успешно маскируются под умных и мудрых людей. Их средство – это бесконечные глубокомысленные рассуждения. Автор рассказа нападает не на житейскую глупость или отсутствие интеллекта, ее цель – показать в истинном свете не столько ограниченность, сколько чванство и самодовольство. Однако делают это они действительно даже не просто с нескрываемой гордыней, а маскируясь под мудрецов. Именуемые дураками в произведении, не способны не только открыто заявлять свои претензии на лидерство, но и хорошо обманывать при этом, поэтому они заслуживают такой характеристики.
Дураки любят учить других и высказывать свое мнение, которое считают очень авторитетным. Они носители истины в последней инстанции, поэтому отбрасывают сомнения. Свою ограниченность они скрывают под маской из умных слов, они могут обладать эрудицией, но использовать этот багаж с пользой неспособны. Рассуждают они, используя всего несколько аксиом, которые представляют собой давно известные и изъезженные фразы.
Тэффи подчеркивает, что дураки ни в чем не сомневаются и обо всем судят просто. Нежелание думать и анализировать – это свидетельство узости кругозора, порождаемой интеллектуальной ленью.
Признак дураков – серьезность. Выделение именно этой черты понятно для писательницы юмористических рассказов. Своими произведениями Тэффи хотел разбудить людей, заставить задуматься, ее целью не было просто насмешить читателя. В непоколебимой серьезности писательница видела ограниченность и нежелание мыслить. Видимо, поэтому самодовольных людей, не желающих выходить за рамки и расширять свой кругозор, она охарактеризовала именно дураками. Умный человек может совершать ошибки и необдуманные поступки, он может поступать опрометчиво, но он именно живет. Рассматриваемые же в рассказе предпочитают застыть в положении, кажущемся им безопасным. Их можно было бы назвать духовно мертвыми. Однако определение дураки лучше характеризуют таких с точки зрения того, что такое поведение – это их собственный выбор.
В заключение Тэффи утверждает, что рост культуры и благосостояния общества порождает новые формы дураков. Это дает им больше интеллектуальных пустышек, позволяющий им маскироваться.
Сочинение по произведению Тэффи Дураки
«Дураки» рассказ Тэффи преподнесенный в форме рассуждения. Это своего рода психологическая характеристика определенного типа людей. Автор рассуждает: «кто же такие дураки»? И сам даёт ответ, что дураки — это совсем нестранные люди, глядя на которых мы крутим у виска. Дурак способен с полной уверенностью носить маску. Общаясь с таким человек не сразу и поймешь, что он дурак.
Какие маски примеряет на себя дурак? Разумеется, маску умного человека. Когда дурак достигает определенного возраста, он может отрастить длинную бороду с сединой, лоб покроется морщинами, в которых обычные люди будут видеть мудрость прожитой жизни. Его окружение, само того не понимая, будет считать его умным. И возникает такое мнение из-за того, что дурак очень любит придаваться рассуждениям.
Рассуждает он обычно там, где разумный человек и не подумал бы этого делать. Все размышления дурака сводятся обычно к трём незамысловатым фразам: важно иметь здоровье, деньги и меньше придаваться суете. А самый отъявленный дурак еще и сделает умозаключения.
Дураку не свойственно понимание наиболее тонких чувств. Жизнь, в его представлении слишком просто устроена и скорее всего она может нести только чёрный или белый оттенок и исходя из этого быть плохой или хорошей.
Ко всему прочему дураки любят учить других и раздавать советы. Они часто рассматривают ситуацию с практичной стороны. Например, муж очень нервничал по поводу самоубийства жены. Дурак в таком случае не переживал бы нисколько. Он считает, что жена наводя на себя пистолет поступает неправильно, ведь можно нечаянно попасть в глаз и остаться калекой.
Что из себя представляет дурак и кем является, он сам не знает, но считает себя умным. И, что странно, другим тоже дурак кажется умным.
Дураки могут заучивать много умных слов, иметь не один диплом, украшать доску почёта, но несмотря на это они быстро все забывают и часто говорят одно и тоже.
Тэффи хотел сказать, что у дураков узкие мысли, которые ограничены несколькими фразами, они любят учить и казаться умными.
Самые безобидные дураки — это те, которые фигурируют в сказках, они наивны, как дети. Но со временем всё меняется и дураки научились маскироваться.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Дураки Тэффи
Популярные сегодня темы
- Некрасов
Русская литература XIX века известна множеством выдающихся творческих личностей. Н.А.Некрасов – не исключение. Ведь именно этот великий поэт напоминает нам о заветном клапане души, открывающийся только поэзией.
- Поэма «Мцыри» как романтическое произведение
Большую долю творческого наследия Михаила Лермонтова составляют романтические произведения. Самым видным произведением, написанным в данном направлении является поэма «Мцыри». Какие признаки указывают на то, что это романтическое произведение?
- Сочинение по картине Корзухина Птичьи враги 6 класс
Картина Птичьи враги была написана в 1887 году. Художник, родившийся в семье крестьян, изобразил трех крестьянских мальчиков ранним утром. Как только солнце встало над горизонтом
- Анализ сказки То, чего не было Гаршина
Сказка В. Гаршина «то, чего не было» признана одной из лучших сказок русских писателей. Она вошла в антологию. Это собрание литературных текстов преимущественно небольшого объёма. В антологию могут входить не только сказки
- Обломов и обломовщина в романе Гончарова Обломов сочинение
Широко известным произведением И.А. Гончарова является «Обломов». В данном романе показывается тот настрой человека, который способен разрушить жизнь. На этом примере необходимо учиться и делать
Тэффи. Биография. Творчество
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 11 класс>>Литература начала ХХ века (Л. А. Смирнова)
Начало широкой известности Тэффи (псевдоним, настоящая фамилия Лохвицкая, в замужестве Бучинская) приходится на 1910 год, когда вслед за стихотворным сборником «Семь огней» появляются сразу два тома ее «Юмористических рассказов». И если ее поэтическая книга вызвала сердитый отзыв В. Брюсова, то прозу Тэффи критика встретила дружными похвалами. Говорилось «о живом и заражаюшсм юморе даровитой рассказчицы», отмечалось, что «правильный и изящный язык, выпуклый и отчетливый рисунок, умение несколькими словами характеризовать и внутренний мир человека, и внешнюю ситуацию выгодно выделяют юмористические рассказы Тэффи из ряда книг, перегружающих наш книжный рынок».
Грустный смех
В ее первых книгах и впрямь немало безудержного, самоцельного смеха, даже с философским обоснованием из Спинозы: «…Ибо смех есть радость, а посему сам по себе — благо» (эпиграф к первой книге «Юмористических рассказов»), Радостно смеется Тэффи в таких юмористических миниатюрах, как «Взамен политики» или в более поздних «Публика», «Бабья книга». Однако уже в этих рассказах Тэффи было нечто такое, что выделяло писательницу среди присяжных юмористов: некая надтреснутость, горькость смеха, сострадание к человеку и боль за него. «Грандиознейший факир из белой и черной магии» с треском проваливается перед почтеннейшей публикой («Проворство рук»). Смешно? В то время как он показывает свои «поразительные явления» — нахождение крутого яйца в совершенно пустом платке и сжигание носового платка, — его неотступно сосет одна и та же мысль: «С утра одна булочка в копейку и стакан чаю без сахару, а завтра что?» Жалкий, «маленький человек» не предмет насмешек. Смех над ним — «смех сквозь слезы». Здесь, как и в других рассказах («Репетитор», «Крепостная душа», «Явдоха»), Тэффи выходит к рубежам реалистической, гуманистической большой литературы.
Однако для значительной части публики она продолжала числиться в разряде авторов, но преимуществу развлекающих, смешащих. Тэффи раздражало, что люди считали ее юмористкой. Сборник рассказов 1916 г. «Неживой зверь» ей пришлось предварить специальным уведомлением:
«Я не люблю предисловий… Я бы и теперь не написала предисловия, если бы не одна печальная история… Осенью 1914 г. напечатала я рассказ «Явдоха». В рассказе, очень грустном и горьком, говорилось об одинокой деревенской старухе, безграмотной и бестолковой и такой беспросветно темной, что, когда она получила известие о смерти сына, она даже не поняла, и чем дело, и все думала — пришлет он ей денег или нет. И вот одна сердитая газета посвятила этому рассказу два фельетона, в которых негодовала на меня за то. что я якобы смеюсь над человеческим горем <…>.
— И это, по ее мнению, смешно?
— И это тоже смешно?
Газета, вероятно, была бы очень удивлена, если бы я сказала ей, что не смеялась ни одной минуты. Но как я могла сказать? И вот цель этого предисловия — предупредить читателя: в этой книге много невеселого».
Художественный мир Тэффи
Как всякий незаурядный писатель Тэффи создала свой художественный мир, собственную концепцию человека. Она отправляется от самой ей ненавистной категорию — от дураков. «На первый взгляд кажется, будто все понимают, что такое дурак, и почему дурак, чем дурее, тем круглее. Однако, если прислушаешься и приглядишься, поймешь, как часто люди ошибаются, принимая за дурака самого обыкновенного глупого или бестолкового человека… В том-то и дело, что настоящий круглый дурак распознается прежде всего по своей величайшей и непоколебимой серьезности». Так начинается один из лучших рассказов Тэффи «Дураки». О, это не повод поострить, не случай позабавиться! Это столь же строгое, сколь и остроумное размышление — о природе глупости, о дураке как враге номер один в жизни. Это рассказ-трактат. Живой и глубокий ум писательницы не мирится с неподвижной, конечной, самодовольной мыслью. Некоторые другие рассказы из того же сборника «И стало так» (1912) посвящены многообразным разновидностям дураков и их любимому времяпрепровождению. Вглядываясь в обыденность, писательница обнаруживает всякий раз за кипящим радушием и любовными отношениями совершенно иной, на удивление бессмысленный и жестокий жизненный механизм. Все вертится, как на хорошей карусели, и чаще всего против воли самого вертящегося. «Дым без огня» (название книги рассказов 1914 г.) — вот та жизнь, какую видит вокруг себя Тэффи.
Героини Тэффи
Но посреди суетной и пошловатой бездумности. скучных и обязательных обрядов, серенькой обыденности, имд которой смеется и грустит Тэффи, она находит особую, коронную свою тему, где с ней вообще никто не может соперничать. И имя этой теме — женщины. «Они все принадлежат к одному и тому же типу…— замечал критик П. Нильский.— Ни у одной из них нет ни глубоких страстей, ни серьезных потрясений. Их основной признак — жизненная рассеянность. Они легкомысленны, но не преступны, забавны, но не предрассудительны, их легкомыслие производит впечатление шалости, а их измены. падения, ошибки окрашены подкупающей наивностью, поэтому никогда не вызывают осуждения, их невольно прощаешь. А чтобы простить, надо только улыбнуться. Героини Тэффи — безгрешные грешницы, и искупающей и примиряющей чертой здесь является их прелестная бездумность, милая чепуха их дел, незамысловатость морали, детская простота их логики». Не любопытствующий мужской взгляд «со стороны», а ум женский, насмешливый, язвительный и в то же время сочувственный подметил и показал всех этих дачниц, визитерок. «демонических женщин», дам-патронесс, корявых старушонок, рассеянных подруг и обманутых жен.
Сильный, резкий характер, индивидуальность не только писателя, но и человека ощущаются в рассказах Тэффи.
В изгнании
Умеренно-либеральная позиция Тэффи определила ее отношение к Октябрю. Много позднее писательница вспоминала. как происходило ее путешествие «вниз по огромной зеленой карте, на которой наискось было начертано: «Российская империя». Сначала из Петрограда в Москву. «Потом была поездка в Киев на самый короткий срок, чтобы прочесть на вечере свой рассказ. В чемодане только бальное платье… Киев. Петлюра. Обыски. Путь на север отрезан. Катимся ниже, ниже…» В Одессе, накануне эвакуации, она еще пытается пошутить, рассказывая о некоей беженке, укорявшей ее: «Что же вы, так нечесаная и побежите? Я еще вчера поняла, что положение тревожно, и сейчас же сделала маникюр». Но все заслоняет огромная дума: «Дрожит пароход, стелет черный дым. Глазами широко, до холода в них, раскрытыми смотрю. И не отойду. Нарушила свой запрет и оглянулась. И вот, как жена Лота, застыла, остолбенела навеки и веки видеть буду, как тихо, тихо уходит от меня моя земля» («Воспоминания», 1932). Так в 1920 г. Тэффи оказывается в эмигрантском Париже. Ей предстояло провести за границей, в непрерывном литературном труде, более тридцати лет.
Иллюзий, которыми были так богаты в те первые пореволюционные годы эмигрантские головы, у Тэффи, судя по всему, не было. Она не разделяла распространенных в ту пору надежд на победоносное и скорое возвращение эмигрантов в Россию. Трезвость ума не покидала ее и тут. В ее творчестве, как и в произведениях других писателей-эмигрантов, неослабно живы думы о родине. «Приезжает наш беженец, изможденный, почерневший от голода и страха, успокаивается, осматривается, как бы наладить новую жизнь, и вдруг гаснет.— писала Тэффи,— Тускнеют глаза, опускаются вялые руки, вянет душа — душа, обращенная на восток. Ни во что не верим, ничего не ждем, ничего не хотим. Умерли. Боялись смерти большевистской и умерли смертью здесь» (рассказ «Ностальгия»). Ностальгией пронизана вся проза Тэффи (а писательница выпустила за рубежом более тридцати книг: «Черный ирис», 1921; «Так и жили», 1922; «Вечерний лень», 1924; «Городок», 1927; «Ведьма», 1936; «О нежности», 1938; «Зигзаг», 1939; «Все о любви», 1941; «Земная радуга», 1952, и др.).
Последние годы своей жизни Тэффи жестоко страдает и от тяжелой болезни, и от одиночества, и от нужды. Сам еле передвигавшийся от нездоровья, Бунин писал 2 июня 1948 г. романисту Алданову: «Третьего дня добрался (с превеликим трудом!) до Тэффи — жалко ее бесконечно: все то же — чуть ей станет немного легче, глядь, опять сердечный припадок. И целый день, день за днем, лежит одна-одинешенька в холодной, сумрачной комнатке». 6 октября 1952 г. Надежда Александровна Тэффи скончалась. Мысли о родине, о России, о собственной судьбе не покидали ее. В стихах, красивых и грустных, подытоживала она свой путь:
Цветут тюльпаны синие
В лазоревом краю.
Там кто-нибудь на дудочке
Доплачет жизнь мою…
Русская литература, одна из самых могучих в мире, не очень-то богата женщинами-писателями. Одно из немногих исключений — Тэффи. Ее литературное дарование высоко ценили современники — Бунин, Куприн, Саша Черный. С восхищением писал об искусстве Тэффи Куприн: «Нередко, когда Тэффи хотят похвалить, говорят, что она пишет, как мужчина. По-моему, девяти десятым из пишущих мужчин следовало бы у нее поучиться безукоризненности русского языка… Я мало знаю русских писаталей, у которых стройность, чистота, поворотливость и бережливость фразы совмещались бы с таким почти осязаемым отсутствием старания и поисков слова». Корней Чуковский в свое время помог автору этих строк выпустить после долгого забвения книгу рассказов Тэффи. Он писал: «Конечно, Тэффи на десять голов выше Аверченко. Он нередко превращался в механический смехофон, она в лучших рассказах весела, человечна».
- Вопросы
1. Почему дарование Тэффи можно определить как грустный смех?
2. В чем преемственность творчества писательницы по отношению к классической (чеховской) традиции XIX века? Сравните рассказ Тэффи «Явдоха» и рассказ Чехова «Тоска».
3. Как вы думаете, в чем смысл афоризма Тэффи, который стал заглавием ее книги «Дым без огня»?
4. Какова, по вашему мнению, концепция человека у Тэффи (рассказы «Дураки», «Мудрый человек»)?
5. Какова героиня Тэффи — «безгрешная грешница»? В чем ее очарование?
- Советуем прочитать
Нитраур Элизабет. Жизнь смеется и плачет: О судьбе и творчестве Тэффи//Тэффи. Ностальгия: Рассказы. Воспоминания.— Л., 1989.
В статье, открывающей книгу, широко и полно представлено как дореволюционное, так и эмигрантское творчество Тэффи.
Спиридонова Л. А. Русская сатирическая литература конца XIX — начала XX в.— М., 1977.
На большом фактическом материале автор анализирует творчество Тэффи, подчеркивая то новое, что она привнесла в русскую сатирическую литературу.
Трубилова Б. Тэффи//Литература Русского зарубежья.— М., 1993.
Автор рассматривает эмигрантское творчество Тэффи, подчеркивает его гуманистическую направленность и горький смех.
Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; Сост. Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлева — 8-е изд. — М.: Просвещение — АО «Московские учебники», 2003.
Отослано читателями из интернет-сайтов
Учебники скачать бесплатно, курс литературы, электронные издания онлайн, сборник конспектов уроков по всем классам, рефераты по литературе 11 класс
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний — Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов —
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других «взрослых» тем.
Разработка — Гипермаркет знаний 2008-
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email:
На чтение 5 мин. Опубликовано 03.06.2020
В период между 1910 и 1912 г. русская писательница создала произведение, в котором с присущей ей иронией высмеяла человеческие пороки. Они не порицаются обществом, однако приносят не меньший вред, чем другие. В рамках школьной программы учащимся задают провести анализ произведения Надежды Тэффи «Дураки».
Содержание
- Сжатый обзор
- История создания
- Главная тема
- Композиция и жанр
Сжатый обзор
Точно неизвестно, в каком году было написано произведение, однако литературоведы считают, что это произошло в промежутке между 1910 и 1012 г. Писательница много думала о том, какую природу имеет глупость людей и как получается так, что среди населения встречаются настоящие дураки. Рассказ с одноимённым названием стал итогом этих размышлений. Надежда Александровна включила его в сборник «И стало так», изданный в 1912 г.
Основная тема рассказа — человеческий порок. Читательница высмеивает его беззлобно, но иронично. Текст имеет мозаичную композицию, его особенность заключается в фрагментарности, однако по мере прочтения складывается целостная картина.
С помощью такого приёма автор подчёркивает, что её герои ограничены и духовно бедны. Жанровая принадлежность творения — рассказ, литературное направление — сатира.
История создания
Надежда Александровна Лохвицкая начала творить и публиковаться в зрелом возрасте, хотя интересовалась литературой в молодости.
Свои произведения она издавала под псевдонимом Тэффи. В период, когда произошла первая революция, автор издавалась в нескольких сатирических журналах.
Жанры, в которых она работала:
- фельетон;
- эпиграмма;
- пародия.
Со временем определился ещё один жанр — юмористический рассказ, который вскоре стал основополагающим в творчестве писательницы. У Надежды Александровны хорошо получалось обличать лицемерие, обман, скупость и стремление выслужиться — качества, присущие глупым людям.
При этом её рассказы не были лишены горькой иронии, которая соседствовала с сарказмом. «Дураки» — одно из наиболее ярких произведений.
Главная тема
В рассказе «Дураки» Надежда Тэффи пристально рассматривает напыщенность, глупость и самодовольство, справедливо считая их недостатками. Эти качества распространены в обществе, однако не порицаются, потому что глупцы отлично маскируются, притворяясь мудрыми и начитанными. Своим поведением они одурачивают окружающих, а глубокомысленными рассуждениями убеждают собеседников в их неправоте.
Дураки страшны не сами по себе: они представляют опасность для общества, потому что притворяются умнее, чем на самом деле, и ведут себя чванливо. По мнению Тэффи, житейская глупость или невысокий интеллект не подлежат осмеянию, пока они не начинают скрываться под маской утончённости, богатого опыта и начитанности. Страшно, когда люди выдают себя за тех, кем не являются.
Глупцам присуща социальная активность, и в этом заключается ещё одна мысль произведения Надежды Тэффи. Дураки самодовольно поучают каждого, кто попадает в их поле зрения. Они любят раздавать советы, причём делают это настойчиво, с выраженным чувством превосходства. Самомнение — отличительная черта таких людей, они уверены в том, что всегда правы, и горе тому, кто усомнится в непререкаемости их авторитета.
Представители населения, которых Тэффи причисляет к дуракам, не желают анализировать события, думать и сомневаться в своей точке зрения. Они имеют ограниченный кругозор и ленятся его расширять. Однако они знают наизусть то, что помогает в любой ситуации:
- цитаты классиков;
- поговорки;
- житейские аксиомы;
- изречения великих.
Люди, которых высмеивает писательница, всегда очень серьёзны. Поскольку писательница была признанным мастером юмористического жанра, она не могла не обособить эту черту и не подвергнуть её осмеянию.
Её остроумный рассказ написан с целью не просто посмеяться над представителями человеческого рода, а заставить их задуматься о себе и своём отношении к жизни. Автор хочет растормошить дураков, показать им, что мир не так незыблем, как они думают.
Напыщенность, ограниченность и невежество — сознательный выбор многих мужчин и женщин. Умные люди понимают, что непогрешимым быть невозможно. Они учатся, развиваются и не боятся допускать ошибки. Дураки выбирают образ жизни, которому присущи другие категории:
- стабильность;
- безопасность;
- статичное положение;
- духовная пустота.
Композиция и жанр
Выполняя анализ «Дураков» Тэффи, нельзя не заметить, что композиция отличается остротой. В рассказе много внезапных переходов, сюжет наполнен яркими образами, и отдельные звенья фрагментарно соединены между собой так, что образуют причудливую мозаику. Авторская мысль имеет такое витиеватое направление, что читателю подчас сложно за ней следовать, но в этом и состоит особенность творчества Тэффи, которая прослеживается и в сборнике «Книга Июнь».
Писательница неслучайно использует такой приём. Во-первых, она хочет продемонстрировать бессмысленность того, как поступают дураки. Также автор показывает, насколько пусты и несостоятельны их суждения. Во-вторых, для Тэффи важно не только изложить события, но и построить диалог с читателем, поэтому она ведёт его за собой по сюжету.
В форме беседы писательнице удаётся передать своё отношение к происходящему, причём герои говорят за автора. Так, когда читают стихотворение Бальмонта, дурак интересуется, кто его написал. В ответ называют фамилию поэта. Глупец реагирует так, что становится ясно: это Бальмонт виноват, что его стих кому-то неизвестен, и никакой он не талантливый поэт, а так, посредственность.
Наиболее близким жанром для Надежды Тэффи был юмористический рассказ, его она и выбрала для произведения, ставшего знаменательным в творческой биографии. В творчестве мастера причудливо переплетались противоположные сущности:
- грусть и радость;
- трагическое и комическое;
- искреннее сострадание герою и его высмеивание.
Прочитав краткий анализ и содержание рассказа, учащимся стоит изучить оригинал.
Он поможет подготовиться к экзамену и подарит гораздо больше впечатлений, чем обзор. Читателю захочется посмотреть вокруг и с улыбкой подметить то, что видит автор.
Тэффи известна в литературе как автор ироничных едких произведений, обличающих пороки общества. Рассказ «Дураки» — также, о наболевшем. Люди, погрязшие в безнравственности, и не осуждающие свои недостатки, деградируют, разлагаются морально сами и портят общество.
История создания
Надежда Александровна Лохвицкая – настоящее имя русской писательницы Тэффи. Еще с юношеских лет Лохвицкая увлекалась писательством, но печататься начала значительно позже.
Начало творческого пути Тэффи по времени совпало с Первой русской революцией. Первые ее произведения – пародии, фельетоны и эпиграммы, объединенные злободневной тематикой, как грибы после дождя, стали появляться в различных сатирических изданиях. Так, постепенно, у писательницы и определился свой неповторимый стиль письма – в жанре юмористического рассказа.
Свое предназначение, как писателя, Тэффи понимала в обличении человеческих недостатков, пороков, в несовершенстве человеческой природы. И, нужно заметить, она в этом весьма преуспела. Ее произведения отличаются остротой повествования, наличием обличительного сарказма и иронии.
Рассказ «Дураки» Тэффи создала в 1912 году и включила его в сборник «И стало так».
Тема
«Дураки», как и прочие произведения Лохвицкой, — о человеческих пороках. При помощи тонкого юмора и попадающей точно в цель иронии, автор мастерски «бичует» людское самодовольство, глупость и напыщенность. Тэффи уверена, что дураки не так уж глупы на самом деле, ведь они догадались представляться умными и рассудительными перед обществом. Они, при помощи ложно-мудрых разглагольствований умело дурачат окружающих, пускают им пыль в глаза.
Автор ни в коем случае не старается задеть естественное отсутствие интеллекта или природную глупость, основной своей целью она ставит высмеивание высокомерия некоторых представителей общества, которые мастерски безо всякого зазрения совести выдают себя за мудрецов.
Качество характера, по мнению Тэффи, выдающее «дураков» – неудержимая страсть к учительству и безмерное самодовольство. Они не умеют признавать свои ошибки, считая себя единственными авторитетами и высочайшими носителями истины.
Герои Тэффи размышлять не умеют. Они чрезвычайно глупы и не развиты. Такие люди просто отказываются от развития и приобретения знаний в силу врожденной интеллектуальной лени. Они стараются скрыть свою тупость и недалекость, применяя в своей речи много чужих слов и цитат, значение которых им вряд ли известно.
Тэффи не просто стремилась показать и высмеять социальных изгоев, ее цель гораздо выше – писательница призывает задуматься над этой непростой ситуацией, она желает растормошить людей. За искусным юмором в новелле скрываются животрепещущие темы.
Еще одной отличительной особенностью «дураков» у Тэффи обозначена мнимая серьезность их. Именно за ней прячется их истинное лицо. Они глупы, так как в их жизни нет места развитию, и они никак не желают выйти из привычной зоны комфорта, дабы не ошибиться где-нибудь. «Дураки» — это уже утраченный слой общества, они погибли духовно по собственному желанию и разумению.
Композиция
Композиция анализируемого рассказа чрезвычайно необычна. Ради привлечения внимания к произведению и создания диалога между автором и читателями, Тэффи прибегла к такому построению рассказа, основными принципами которого явились мозаичность и фрагментарность повествования. Элемент «общения» между пишущим и читающим очень хорошо раскрывает нутро героев рассказа, представляющее собой зияющую пустоту.
Жанр
Излюбленным жанром Тэффи всегда были юмористические рассказы. Надежду Александровну даже окрестили «королевой русского юмора». Анализируемое нами произведение также относится к данному жанру. Характерным признаком его является непринужденное и гармоничное сочетание противоположных элементов — радости и печали, комизма и трагизма, высмеивания героя и искреннее сочувствие к нему.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Краткое содержание
Лирический герой рассуждает о том, кто же такие дураки. Некоторые люди считают, что глупый человек сразу покажет себя. Но герой уверен, что первый признак дурака — непоколебимая уверенность в своей правоте. Он не совершает ничего безрассудно, всегда рассуждает.
Например, обычный человек скажет, что погода плохая, но гулять он пойдет. Глупый примется пространно описывать свои действия: все равно выйду на улицу, дома сидеть вредно, болеть начинаешь. Интересно и то, что дурак всегда прав. У него нет нерешенных проблем. Человечество еще многого не знает, а глупый уже все решил! В жизни дурак руководствуется тремя аксиомами:
- Превыше всего здоровье.
- Деньги решают все.
- С какой стати?
Удивительно, но именно глупцы лучше всего устраиваются в жизни. У них часто задумчивое лицо, они любят усердно трудиться, а после начинают поучать других. Так, герой вспоминает своего знакомого. Тот очень любит учить семейной жизни. По его мнению, жениться надо каждому и обязательно на немках. Почему именно на них? Так надо.
Герой также выделяет особую категорию людей — дураков набитых. Они старательно поглощают информацию, но безуспешно, поскольку все равно такие личности не развиваются. Глупые люди предпочитают статичный образ жизни.
Главная тема
Настоящая фамилия Тэффи — Надежда Лохвицкая. Издаваться она стала в зрелом возрасте и заслужила признание читателей как автор юмористических рассказов. В них она занималась высмеиванием человеческих недостатков, поэтому главной темой работы стала демонстрация глупости некоторых людей.
По мнению Тэффи, настоящие дураки умело маскируются. Их нельзя путать с теми, кто обладает низким интеллектом или житейской глупостью. Это совершенно иная категория: самодовольная, чванливая, наглая. Писательница выделяет главную черту дураков — постоянное желание всех поучать. Во всех сферах они себя считают авторитетами, чье мнение не подлежит обсуждению.
Узкий кругозор проявляется не в низком интеллекте, а в нежелании развиваться. Скудоумие умело скрывается за цитатами известных людей. Тэффи в своем рассказе не только высмеивала такой порок, как глупость. Она хотела заставить читателя задуматься над тем, все ли правильно он делает. Ведь дурак ведет себя серьезно и верит в правильность своих поступков.
Умный человек не будет бояться идти вперед, изучать, сомневаться. У него нет стремления выслужиться во что бы то ни стало. Ему важно выходить за рамки.
Глупец же духовно мертвый человек. Но он сам выбрал себе такой образ жизни.
Анализ произведения
Читать «Дураков» Тэффи можно в школьном и взрослом возрасте. Рассказ написан в юмористическом жанре. В тексте переплетаются комические и трагические нотки, радость и грусть. Писательница высмеивает глупцов, но в то же время сочувствует им. Композиция рассказа имеет следующие особенности:
- образные решения;
- острота;
- неожиданные переходы.
Если прочитать произведение Тэффи «Дураки», то можно заметить, что текст состоит из небольших фрагментов. Это позволяет создать ощущение диалога между писательницей и читателем. Создается иллюзия того, что Тэффи ведет обычную беседу, поэтому рассказ легко воспринимать.
В произведении показана несостоятельность и бессмысленность поступков глупых людей. Они сами выбрали такой образ жизни и не понимают, на что обрекли себя. В этом и есть главная трагедия рассказа.