Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция.
Цели:
-
Выявление художественной идеи легенд о Данко и Ларре, мифологических источников легенд, особенностей поэтики. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы с текстом, учебником, таблицами и терминами.
-
Умение сопоставлять характеристики главных героев для раскрытия основной идеи произведения.
-
Формирование у учащихся нравственных качеств личности, гуманистических взглядов и убеждений.
Задачи:
-
Продолжить знакомство с творчеством М. Горького;
-
Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;
-
Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;
-
Рассмотреть отличительные признаки неоромантизма на примере изучаемого произведения.
Оборудование:
Эпиграфы к уроку: «Если только для себя, то зачем ты?»
(Древняя мудрость)
Ход урока
-
Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенд.
Тема урока: «Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция».
С произведением М. Горького вы уже познакомились дома. Сегодня мы попытаемся разобраться в его особенностях. Давайте вместе обозначим задачи урока.
Учитель. Одним из важнейших вопросов в творчестве М. Горького является вопрос: «Что есть человек?» В своих первых рассказах писатель внимательно присматривается к человеку, стремится понять его и в качестве заглавий для некоторых произведений берет имена героев-рассказчиков.
На раннем этапе творчества Горького интересует не столько характер, личность, как проявление индивидуального в человеке, сколько некая универсальное понятие человеческой природы, познать которую стремится писатель. Таким образом, свои первые произведения Горький создает как бы под знаком собирания воистину человеческого. Стремясь создавать жизненные ориентиры, Горький во многих ранних рассказах активно использует мифологические, в том числе библейские образы, мотивы, понятия.
Рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль» был опубликован в 1895 году в «Самарской газете». С этого момента Горький заявил о себе как выразитель и носитель романтической эстетики, а рассказ стал шедевром раннего творчества писателя. Проблемой нашего урока будет вопрос: «Что есть человек по Горькому?»
Эпиграфом к нашему уроку, на мой взгляд, подойдут такие слова: «Если только для себя, то зачем ты?»
— Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизма, назовите его отличительные особенности.
Примечание:
Романтизм – художественный метод, сложившийся в начале XIX века в Германии. Для романтизма характерны особый интерес
к личности, её отношение к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру – идеального, «двоемирие». [5]
— Назовите отличительные черты романтизма в рассказе.
II. Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы.
1. Какова композиция рассказа? (Повествование Изергиль состоит из 3 частей: «Легенда о Ларре», «Рассказ о жизни Изергиль», «Легенда о Данко». Все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни).
2. Какой приём лежит в основе построения рассказа? (Приём антитезы: легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей – Данко и Ларры).
3. Являются ли они необыкновенными личностями? (Данко и Ларра – личности исключительные. Данко – воплощение идеального типа, «Прометея», заявлен автором как «лучший из всех», а в описании Ларры присутствуют эпитеты, более подходящие для описания животного: «ловок», «хищен», «жесток», «эгоистичен».)
4. Анализ легенды о Ларре
-
Кто является главным героем первой легенды?
-
Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?
-
Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле)
-
Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, эгоизм, себялюбие)
-
Чем отличается гордость от гордыни?
Примечание:
Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.
Гордыня – непомерная гордость, чрезмерное высокое мнение о себе. [3:138]
-
Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна для Ларры.
-
К чему приводит эгоизм героя? (к преступлению)
-
Работа в группах. Инсценировка эпизода «Суд над Ларрой» и его анализ.
Ребята, а сейчас мы посмотрим сцену суда над Ларрой, которую подготовила 1-я творческая группа. Это было их домашним заданием.
-
Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).
-
Справедливо ли это наказание или он заслуживает чего-то другого?
-
А теперь обратимся к тексту и найдем ключевые слова, которые показывают душевное состояние Ларры после наказания. В этом нам помогут текстологи, готовившие это задание дома. (…Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и всё искал чего-то на своей груди, хватаясь за неё руками… И снова он упал на землю и долго бился головой об неё. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы… В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира…) [3:35]
-
Вот такая жизнь для героя. Это наказание или свобода? (Да, это страшное наказание. Ларра обречен на бессмертие и невозможность самому решить жить ему или умереть. Люди лишили Лару того, ради чего, по его мнению, стоило жить – права жить по собственному закону.)
-
Каково отношение автора к Ларре? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал).
-
Давайте вспомним страницы Библии и ответим на вопрос: кто из известных героев был подвержен подобному наказанию? Мы обратимся за помощью к мифологам из 3-ей творческой группы.
Мифологи: Нам кажется, что такому же наказанию подвергается сын Адама и Евы Каин, который совершает грех братоубийства, за что наказан одиночеством.
«И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле.» [1:I,4]
-
На примере Ларры Горький представил нам антиидеал героя. А кто же является выразителем идеалистического представления о человеке?
6. Анализ легенды о Данко.
а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой М.Горького о Данко. И снова обратимся к мифологам.
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» [1:II,14]
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.[ 1:II,3–18]
б) Какие фрагменты легенды о Данко соответствуют библейскому сказанию? Своими открытиями с нами поделятся ребята из группы исследователей, которые готовили ответ дома.
– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру во спасение).
– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко, испытывая любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)
-
Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (Огромная любовь к людям, желание помочь им, готовность принести себя в жертву ради спасения других.)
-
Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии.)
-
Как складываются отношения между Данко и толпой? Обратимся снова к текстологам.
Работа с текстом. (Сначала люди «посмотрели и увидали, что он лучший из всех». [2:46]. Народ верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они «стали роптать на Данко» [2:46], так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. «Люди в гневе обрушились на Данко» потому что они устали, обессилели, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко «вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло». [2:47] Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко).
ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы также лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.
-
Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).
7. Самостоятельная работа. Учащиеся сопоставляют образы Данко и Ларры, заполняя графы таблицы. По окончании работы – самопроверка таблицы. (Примерный вариант проецируется на экран).
Таблица
Образы Данко и Ларры в рассказе М. Горького |
||
Критерии |
Данко |
Ларра |
1) Отношение к людям |
«Он любил людей и думал, что…без него они погибнут» [2:47] |
Презрительно-высокомерное («…кроме себя, не видит ничего… У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого») |
2) Толпа — герой |
«Дружно пошли все за ним – верили в него» «…в злобе и гневе обрушились на Данко… и стали упрекать его в неумении управлять ими…» [2:46] |
Открытое противостояние («А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше…») |
3) Отличительная черта характера |
Альтруизм |
Чрезмерная гордость, полная свобода действий |
4) Отношение к жизни |
Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. |
«У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого…И вот он стал жить, вольный, как птица.» [2:35] |
5) Легенда и современность |
Что имеется ввиду? Актуальность образа? |
|
6) Поступки, совершаемые героями |
Подвиг, саможертвование жизнью во имя спасения людей («разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце…») |
Преступление, убийство той, что отвергла сына орла |
7) Авторская оценка героев |
«гордый смельчак Данко», великое горящее сердце Данко. |
«Красивый и сильный», «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». «Он был ловок, хищен, силён, жесток… И нет ему места среди людей.» [2:35] |
-
Вернемся к проблемному вопросу урока: «Что есть человек по Горькому?»
-
А как вы понимаете слова эпиграфа к уроку: «Если только для себя, то зачем ты?»
8. Рефлексия
- Подвиг Данко – это великий поступок, он останется примером и ориентиром для всех нас. И пусть свет его сердца не затухнет никогда.
На память о нашем уроке – эти символические сердечки. И в знак того, что мы вместе пришли к единому мнению о сущности поднятого вопроса, о том, каким должен быть человек в жизни, давайте зажжём и поднимем наши символические сердца.
Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру, выбрав одну из тем: «Можно ли назвать Данко героем?», «Какого человека можно назвать красивым?», «Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?»
ЛИТЕРАТУРА
-
Библия. – М.: Российское Библейское Общество, 1992.
-
Горький, М. Избранные сочинения. – М.: «Художественная литература», 1986.
-
Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997.
-
Соловьева, Ф.Е. Уроки литературы. – М.: «Русское слово», 2011.
-
slovar.lib.ru
-
какова позиция автора и как она выражена в рассказе старуха изергиль
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
titusferrell327
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Химия22 секунд назад
СРОЧНО! химия 8 класс оксиды
-
Русский язык26 секунд назад
Нужна ли здесь запятая перед или после слова «сколько»?
-
Другие предметы10 минут назад
Математика учи.ру.Немогу решить нужно задание для баллов
-
Математика10 минут назад
Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?
-
Математика10 минут назад
3/6 Килограмма это сколько граммов?
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика10 минут назад
Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?
-
Русский язык40 минут назад
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20518
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
-
Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» — авторская позиция
“Я видел эти
рассказы под Аккерманом, в Бессарабии,
на морском берегу”,- так начинает Максим
Горький одно из своих лучших произведений.
В рассказе “Старуха Изергиль” отразились
незабываемые впечатления автора от его
скитаний по южной Бессарабии ранней
весной 1891 года. Рассказ относится к
ранним произведениям М. Горького и
продолжает романтическую линию (рассказы
“Макар Чудра” и “Челкаш”), в которой
наиболее сильно отразилось авторское
восхищение цельной и сильной человеческой
личностью.
Композиция рассказа
достаточно сложна. Повествование много
поведавшей на своем веку Изергиль
делится на три как бы самостоятельные
части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль
о своей жизни, легенда о Данко), каждая
из которых целиком подчинена одной цели
– наиболее полно создать образ главного
героя. Поэтому все три части представляют
собой единое целое, пронизанное общей
идеей, которая заключается в стремлении
автора выявить истинную ценность
человеческой жизни. Композиция такова,
что две легенды как бы обрамляют
повествование о жизни Изергиль, которое
и составляет идеологический центр
произведения. Легенды раскрывают две
концепции жизни, два представления о
ней.
Система образов
полностью подчинена стремлению автора
наилучшим образом раскрыть тему
произведения, так как вопрос о свободе
и несвободе человека преследует его на
протяжении всей творческой жизни. К
наиболее ярким образам рассказа, несущим
на себе основную идейную нагрузку, можно
отнести образы Ларры, Данко и старухи
Изергиль.
Ларра, ведущей
образ первой легенды, представлен
читателю в наихудшем свете. Непомерная
гордыня, огромное себялюбие, крайний
индивидуализм, оправдывающий любую
жесткость, — все это вызывает в людях
только ужас и гнев. Сын орла и земной
женщины, он, посчитав себе воплощением
силы и воли, ставит своё “я” выше
окружающих его людей, чем обрекали себя
на вечное одиночество, презрение и
нелюбовь. Поэтому долгожданная свобода
и бессмертие являющееся для него странным
и неизбежным наказанием.
В рассказе Ларре
противопоставлен герой второй легенды,
выражающий высшую степень любви к людям.
Гордость Данко – это сила его духа,
уверенность в себе. Он, пожертвовав
своей жизнью ради освобождения людей,
заслуживает истинное бессмертие за
подвиг, совершенный во имя жизни и
счастья народа.
Одним из менее
заметных, но не менее значимых образов
является образ повествования. Именно
это образ человека, странствующего по
Руси, встречающего на своем пути самых
разных людей, заключает в себе важнейшие
средства выражения авторской позиции.
Именно глазами автобиографического
героя видит читатель Изергиль. Её портрет
сразу же выявляет очень значимое
противоречие. О прекрасной и чувственной
любви должна была бы рассказывать юная
девушка, а перед нами же предстает
глубокая старуха. Изергиль уверена в
том, что ее жизнь, исполненная любви,
прошла совсем иначе, чем жизнь Ларры.
Она не может даже представить ничего
общего с ним, но взгляд повествователя
находит эту общность, парадоксально
сближая их портреты.
Отношение автора
к отверженному Ларре, на мой взгляд,
однозначно. Осуждая жизненную позицию
этого героя, Горький показывает к какому
результату приводит человека
индивидуалистическая мораль. В образе
же Данко писатель воплощает свой идеал
сильной личности, способной на
самопожертвование.
Во всех своих
образах (эпизодических и главных) Горький
видит проявление народного характера
рубежа веков, пытается исследовать его
слабые и сильные стороны, выражая свою
позицию не прямо, а косвенно, с помощью
самых разных художественных средств.
В “Старухе Изергиль” связь с традициями
романтизма явственно ощущается в резком
противопоставлении двух героев, в
использовании романтических образов
тьмы и света ( сопоставление теней Ларры
и Данко в легенде о Данко), в
гиперболизированном изображении героев
( “В его глазах было столько тоски, что
можно было бы отравить ею всех людей
мира”). Изображение красочных пейзажей
имеет огромную художественную ценность.
Оно не только передает читателю
незабываемые впечатления, но и как бы
сближает “быль” и “сказку”.
Своеобразие жанра
(рассказ в рассказе), играющее в этом
произведении большую идейно-художественную
роль, позволяет писателю установить
связь между легендарными, рассказанными
Изергиль, и реальной действительностью.
Особое место в
рассказе занимают элементы детализированного
описания Изергиль, как-то: “тусклые
глаза, “потрескавшиеся губы, “сморщенный
нос, загнутый, словно нос совы”, “черные
ямы щек, “прядь пепельно-седых волос”.
Они повествуют о нелегкой жизни главной
героини задолго до того, как она
рассказывает свою историю. Довольно
легко определяется смысл названия
данного произведения. Дело в том, что
образ старухи Изергиль максимально
приближен к образу “человека, живущего
среди людей”. Только она наделена правом
и возможностью в доступной форме выражать
собственный взгляд на жизнь. Поэтому
именно её сознание, характер, подчас
таинственные противоречия оказываются
основным предметом изображения, откуда
можно сделать вывод, что рассказ написан
ради создания образа, именем которого
и названо произведение.
Подводя черту под
всем вышесказанным, хочу поделиться и
своими впечатлениями о прочитанном
произведении. Могу сказать, что проблемы,
затронутые в рассказе, сильно меня
взволновали, заставили глубоко задуматься
над смыслом жизни, а многочисленные
образы “свободных” людей натолкнули
на мысль, что свобода – это такое же
неопределенное и безграничное понятие,
как жизнь.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Анализ рассказа «Старуха Изергиль» (Максим Горький)
Творчество Максима Горького занимает значимую нишу в русской литературе на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Справедливо будет сказать, что Горький – один из величайших русских писателей наравне с Толстым. Его ранний рассказ, «Старуха Изергиль», проливает свет на мировоззрение писателя в начале его творческой деятельности. Он позволяет нам увидеть тот путь, который писатель прошёл за свою жизнь.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Род, направление, жанр
- 3 Композиция и конфликт
- 4 Суть: о чем рассказ?
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Темы
- 7 Проблемы
- 8 Основная идея
- 9 Чему учит?
- 10 Критика
История создания
Первый импульс к созданию рассказа Горькому дало его путешествие по Бессарабии, совершённое в 1891 году. Именно в этот далёкий южный край писатель и перенёс события своего произведения. В основу рассказа легли и личные переживания автора, его мысли о роли человека в мире и его нравственном долге перед собой и окружающими. Творческая история рассказа «Старуха Изергиль» началась в 1894 году: именно тогда он был написан, а затем и опубликован в «Самарской газете» в 1895 году.
Сам Горький до конца жизни считал именно «Старуху Изергиль» свои величайшим творением.
«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал».
Замысел рассказа «Старуха Изергиль» витал в вольном и чистом воздухе Бессарабии, где властвовал буйный южный темперамент. Горькому был близок дух свободы и дерзости, которым были пропитаны местные жители, как клубами дыма. Сам он был молод и готов к новым впечатлениям. Поэтому в качестве направления своего творчества он избрал романтизм — это был бунт против главенствующих тенденций в литературе того времени. Пока другие писатели акцентировали внимание на реальности, молодой автор изображал новый мятеж личности против толпы: его герой, как и сам Горький, шел против людей, но не ради себя, а ради их же блага. Данко был метафорическим отражением революционера того времени, а ведь именно к этому кругу принадлежал писатель. Подробнее о его увлечении революцией Многомудрый Литрекон написал здесь.
Род, направление, жанр
Несмотря на поэтичную манеру повествования, перед нами явно эпическое произведение. Основное внимание уделяется событиям и действиям героев, которые и передают авторскую мысль. Жанровые особенности рассказа «Старуха Изергиль» заслуживают отдельного абзаца.
До сих пор не совсем ясно, к какому литературному направлению можно отнести произведение Горького: романтизм или реализм? В рассказе «Старуха Изергиль» явно присутствуют романтические черты.
- Местом действия писатель избрал экзотический южный край, которого практически не коснулась европейская цивилизация, населённый простыми, но благородными людьми.
- В центре повествования находятся выдающиеся личности, которые вступают в конфликт с обществом.
- Сказовая манера повествования в рассказе «Старуха Изергиль» переплетается с фольклорными мотивами, и в повествовании нередко появляются фантастические эпизоды. Это характерно для романтизма.
Однако Горький деконструирует образ такого выдающегося человека, представляя его более приближенным к реальности, что явно отсылает нас к традиции реализма. По совокупности факторов, можно все-таки решить, что «Старуха Изергиль» — романтический рассказ-притча, ведь в основе авторского замысла лежит просветительская цель: его герои учат, как жить. Ларра и Изергиль — отрицательные примеры, а Данко — положительный. Такое назидательное начало характерно для притчи.
Жанр «Старухи Изергиль» можно безошибочно определить как рассказ. Прозаическая форма произведения сочетается с краткостью, малым количеством действующих лиц и отсутствием какой бы то ни было конкретики.
Композиция и конфликт
Тип композиции рассказа «Старуха Изергиль» — рассказ в рассказе. Молодой путешественник говорит о том, что ему поведала старуха. Произведение состоит из трех частей:
- Легенда о Ларре
- История жизни старухи Изергиль
- Легенда о Данко
Особенности композиции заключаются в сквозной сюжетной линии и противопоставлении каждой части по смыслу. Рассказы старухи Изергиль связывает между собой одна основная мысль, а именно смысл жизни героев, то, ради чего стоит жить. Ларра жил ради себя вдали от людей, презирая их. Изергиль жила в обществе, любила окружающих, но также для себя. И только Данко пришел на помощь окружению и жил ради него.
Главный конфликт, который писатель поднимает писатель на протяжении всего повествования в рассказе «Старуха Изергиль» – это человек и общество. Он искал место выдающейся личности в современном обществе, и рассуждал о том, на что должна быть направлена деятельность такой личности: на служение людям или самому себе. Каждый герой ответил по-своему, но лишь один ответ был достоен положительной оценки автора и читателя.
Суть: о чем рассказ?
Автор рассказывает о том, как пребывая в Бессарабии, он познакомился со старухой Изергиль, которая рассказала ему много интересных историй.
Первую историю Изергиль рассказывает о сыне орла и человеческой женщины по имени Ларра. Встретившись с людьми в первый раз, юноша сразу же рассорился с ними и убил девушку, которая отвергла его. Люди изгнали его, сначала Ларра не воспринял это как наказание, однако со временем его одиночество усиливалось, и в конце концов довело его до отчаяния, заставив искать смерти. Много веков Ларра скитался в одиночестве по степи, и скитается до сих пор в виде бесплотной тени.
После этого Изергиль повествует нам о своей жизни. С самых юных лет она насыщенный образ жизни, меняя любовников, как перчатки. Она побывала во многих странах от Турции до Польши. В конце концов, она полюбила некого мадьяра и даже вызволила его из русского плена, но он в итоге лишь использовал её. Постаревшая и уставшая Изергиль поселилась в Бессарабии.
Третья история старухи посвящена Данко. Когда-то давно некое племя было вытеснено соседями из хороших мест в тёмные леса, где оно было обречено на вымирание. С ними был и юноша по имени Данко, который пообещал вывести людей в пригодные для жизни места. Однако долгий поход утомил людей, они озлобились на Данко и захотели убить его. В отчаянии юноша вырвал из груди своё сияющее сердце и, освещая им путь, вывел соплеменников из леса. Обрадованные люди тут же забыли о своём спасителе, а его сияющее сердце раздавили ногами.
Главные герои и их характеристика
Образы героев в рассказе «Старуха Изергиль» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона:
герои рассказа «старуха изергиль» | характеристика |
ларра | сын орла. красив, силён, ловок, умён и горделив. в людях видит лишь свои игрушки. его жестокость и эгоизм проявляются тогда, когда он попытался силой взять девушку, а потом убил ее за отказ. на вопросы старейшины он отвечал без всякого уважения и раскаяния. он настолько любил себя и высокомерно терпел остальных, что даже не осознал своей вины. не являясь ни орлом, ни человеком, обречён на вечное одиночество, которое превращается в самое страшное наказание для него. |
старуха изергиль |
старая мудрая женщина. добра и ласкова со всеми, любит поговорить. знает множество историй и легенд, имеет за плечами солидный жизненный опыт. в молодости она была красавицей и авантюристкой, много путешествовала и наслаждалась жизнью, но, постарев, стала одинокой и никому не нужной. |
данко | юноша из изгнанного племени. искренен, отважен и добр. не боится брать на себя ответственность. сила характера отличает его от безвольного окружения. он идет к цели твердым шагом и имеет лидерские качества, которые позволяют ему привлечь за собой остальных людей. он любит своих соплеменников, и любовь эта непоколебима. ради людей данко без колебаний пожертвовал своей жизнью и лучшей наградой для него стало завершение миссии. |
образ повествователя | это молодой путешественник, который ищет в дальних краях новые впечатления и знания. его неопытность и свежесть противопоставляются умудренной старости изергиль. у него еще все впереди, он может сделать вывод из историй и перестроить свою жизнь, а вот его собеседница уже использовала свой шанс, и теперь может только учить молодое поколение. |
люди в рассказе |
общество раскрыто с разных сторон: видя подлинное величие и жертву, люди проявляют низменные качества, а вот эгоизм и жестокость, напротив, одергивают их и заставляют признать, что такой путь никуда не ведет. данко они воспользовались, а ларра использовал их. но, несмотря на черную неблагодарность людей и их склонность к порокам, горький призывает выбирать дорогу данко, которая достойна уровня исключительной личности. |
Темы
Тематика рассказа «Старуха Изергиль» интересна для вдумчивой публики:
- Ведущая тема в рассказе — жизненные ценности и идеалы, ради которых стоит жить. Каждый герой выбирает свою дорогу и пожинает плоды выбора. Данко запомнили, его вклад в жизнь племени всегда будет славным подвигом, достойным уважения потомков. Все, что сделали спасенные им люди, является и его заслугой. Ларра прожил несчастную жизнь и раскаялся в эгоизме, но даже это не помогло ему исправить ошибку. Изергиль также одинока, ее жизнь прошла без следа, потому что и она, и Ларра жили ради себя, а это ничтожная цель.
- Цель – Горький показывает нам то, как необходимо для человека жить ради чего-то, стремиться к чему-то. Человек, лишённый цели, по мнению писателя, ничем не отличается от мертвеца. Так и Ларра превратился в тень, хотя мог бы добиться большего, если бы хотел.
- Мечта – Писатель демонстрирует нам, что мечта может привести человека как к нравственной победе, так и к полному краху. Мечтавший о благе для людей Данко становится настоящим героем, а Ларра и Изергиль, стремившиеся к удовлетворению лишь собственных желаний, потерпели крах. Значит, лишь глобальная и благородная мечта достойна поклонения.
- Любовь – Горький превозносит любовь не в привычном нам понимании, как чувство к конкретному человеку, а как любовь ко всему человечеству и стремление к всеобщему благу. Обычная страсть Изергиль ничтожна по сравнению с ней, ведь влечение проходит, как и красота, а гуманизм и милосердие люди ценят вне зависимости от внешности того, кто ими обладает.
- Подвиг – Настоящий подвиг, по мнению автора, заключается в умении пренебречь собственным счастьем ради блага большинства. Идея подвига по смыслу близка к революционной деятельности современников автора. Метафора «вывести к свету» означает попытку просветить народ и вывести его к счастью.
- Идеал человека – Примером для подражания Горький представляет именно Данко, как настоящего лидера, готового ради людей отдать даже свою жизнь. Такие, как он, творят историю и двигают человечество вперед.
- Роль пейзажа – Действие рассказа разворачивается на фоне бескрайних степей Молдавии, которые равнодушно взирают на ничего не значащие проблемы людей. Природа в рассказе «Старуха Изергиль» метафорична: неприступный тёмный лес в легенде о Данко означает тьму невежества, в которой гибнет народ, а степь — пустоту жизни для себя. Природа в глазах Горького представляет из себя могучую силу, перед которой человек – ничто.
- Судьба – Писатель рассказывает нам, что ничего не предопределено, и люди сами определяют своё будущее. Каждому даётся выбор, и человек волен сам делать его.
Проблемы
Проблематика рассказа «Старуха Изергиль» столь же многогранна и актуальна. В ней поднимаются интересные нравственные вопросы, характерные для любой эпохи:
- Эгоизм, для Горького, является самым тяжким пророком, который убивает душу и губит человека. Жизнь для себя в его понимании ведет личность в тупик, где ее ожидает лишь разочарование. Человек в масштабе вселенной очень мал и незначителен, а вот род людской — та громада смысла, которая осветит жизнь смыслом.
- Равнодушие – писатель решительно осуждает людское равнодушие к человеческим страданиям, на примере Ларры и Изергиль, и безучастность инфантильной толпы, на примере соплеменников Данко.
- Гордость – Горький демонстрирует нам тонкую грань между гордостью и гордыней. Гордыня губит Ларру, который высокомерно отверг людей и остался в одиночестве. Данко же показан гордым человеком, который готов отстаивать свои принципы и умереть за них.
- Свобода – Ларра и Изергиль стремились к свободе, однако понимали её примитивно, удовлетворяя лишь свои собственные желания. Данко же обретает настоящую свободу, жертвуя собой ради блага большинства и возносясь над серой массой.
- Сильная личность – все три героя рассказа представляют собой сильных личностей, во многом превосходящих окружающих. Однако писатель показывает, что мало быть сильным, свою силу необходимо направить свою силу в нужное русло.
- Жестокость – писатель демонстрирует нам жестокость мира. Ларра, убивающий несчастную девушку, соплеменники Данко, ответившие герою чёрной неблагодарностью. Горький осуждает нравы, царящие в мире, и надеется, что в будущем люди преодолеют свои пороки.
Основная идея
Смысл рассказа «Старуха Изергиль» — в определении смысла жизни и свободы личности. Он показал, что жизнь имеет ценность лишь в том случае, если она направлена на достижение глобальных и общественно важных целей. Горький продемонстрировал читателям два типа свободы.
- Первый тип свободы подразумевает собой стремление к эгоистичному удовлетворению собственных желаний, которое в итоге приносит лишь вред.
- С другой стороны, Горький показывает, что есть другой путь к настоящей свободе, и, как ни парадоксально, путь этот лежит через служение обществу, через отречение от самого себя, что в итоге превозносит человека до невиданных высот.
Главная мысль рассказа «Старуха Изергиль» заключается в том, что человек должен принадлежать к чему-то большему, чем он сам, и только тогда он осознает свою значимость в мире, а значит, обретет призвание и цель бытия.
Чему учит?
Этот рассказ демонстрирует нам губительность примитивного эгоизма и гордыни. Он показывает нам бессмысленность такой жизни и глубину падения, которое ожидает человека в конце этого пути. Таков нравственный вывод из рассказа «Старуха Изергиль».
Автор превозносит такие добродетели, как доброту, сострадание и жертвенность. Призывает нас обратить свои силы на благие дела, не ради корысти или награды, но ради светлого будущего. Рассказ заставляет задуматься о том, ради чего мы живем, и к чему это нас приведет: к одиночеству и пустоте, или к признанию и реализации цели? Каждому из нас необходимо сделать правильный выбор. Такова мораль произведения Горького.
Критика
«Старуха Изергиль» являет собой яркий образец раннего творчества Горького, сочетавшего в себе лучшие традиции романизма и реализма.
Рассказ, как часть серии, в которую входили также «Макар Чудра», «Песня о Соколе» и «Буревестник», был очень тепло встречен такими знаменитыми критиками начала двадцатого века, как Амфитеатров и Чехов, отметивших яркость, чувственность и эмоциональность произведения.
«Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества.» (А. В. Амфитеатров, «Современники. Статьи», 1908 г.)
Но были и такие рецензенты, которые не оценили книгу и упрекали автора в недостаточном образовании и том, что он лишь зарабатывает деньги на литературе. М.О. Меньшиков прямо сказал, что будь у автора обеспеченная семья, он не стал бы так много писать. Также он отметил следующие недостатки:
… наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств…»
Его коллега, Ю. Айхенвальд, тоже упрекал начинающего писателя в манерности и неумении показать реальную жизнь без фальши и пафоса:
«У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо… <…> …Резонерством и сочинительством он исказил легенды — и «Старуху Изергиль», и «Макара Чудру»; он подвиги испортил литературой. (Ю. Айхенвальд, «Силуэты русских писателей», вып. 3, 1910 г.)
Конечно, реакционных критиков можно понять, ведь в эпоху реализма романтизм воспринимался жалким ответвлением от того, что действительно стоит писать. Однако время расставило все на свои места: раннее творчество Горького известно и любимо читателями гораздо больше, чем его поздние произведения, которые так любили критики.
Автор: Михаил Щепин
Метки: 11 класс9 классМаксим ГорькийразборСтаруха Изергиль