Конспект
урока по литературе
Класс:5
Составила
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№9 г.Бирска Колякова Светлана
Леонидовна
В.
А. ЖУКОВСКИЙ. «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»
КАК
ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
Цели деятельности учителя:
рассказать о поэте-романтике, его мастерстве переводчика, об отличиях народной
и литературной сказок; ввести понятия «тема» и «поэтическая сказка»; ознакомить
с произведением «Спящая царевна», идеей литературной сказки; показать роль
композиции в понимании смысла произведения, сложность чувств и глубину личных
переживаний в поэзии В. А. Жуковского; развивать навыки бегло го выразительного
чтения.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать
сюжетное своеобразие сказки В. А. Жуковского, гуманистический пафос
произведения; уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание
произведения, находить лирические и эпические черты.
Метапредметные УУД (универсальные учебные
действия):
Личностные: осваивает новые
виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает
себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и
сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует
по плану.
Познавательные: понимает
информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,
использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие
монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих
группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход
урока
I. Ознакомление
со статьей в учебнике о творчестве В. А. Жуковского (с. 70-71).
«Его
стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль» — так сказал А. С.
Пушкин о В. А. Жуковском, которого считал своим учителем.
Музыкальность
поэзии Жуковского поражала современников. Один из них так писал о его таланте:
«Отличие от всех других поэтов — гармонический язык, так сказать, музыка языка,
— навсегда запечатлело стихи Жуковского… Он отделывает каждую ноту своей
песни тщательно, верно, столько же дорожит звуком, сколько и словом… То, в
чем отличается Жуковский от всех других поэтов русских, — это музыкальность
стиха его, певкость, … мелодическое выражение, сладкозвучие…»
Значение
романтического творчества В. А. Жуковского в том, что он внес новые темы в
русскую поэзию. Поэт буквально реконструировал старые жанры, стилистику
произведений, нашел новые варианты соединения стихотворных размеров, обогатил
свою поэзию новыми интонационными формами.
Обращение
к народной культуре, обычаям, поверьям дает возможность Жуковскому выступить
родоначальником народной темы в русской романтической поэзии. Благодаря знанию
иностранных языков поэт смог заниматься переводами средневековых легенд, преданий
Шотландии, Англии, Германии. Когда читаешь произведения поэта, понимаешь, что
народная нравственность основана на общих духовных принципах.
Внимание
к человеку, его душевным переживаниям, умение воспеть красоту природы — все это
достоинства поэзии великого Жуковского.
II.
Чтение статьи «Из истории создания сказки «Спящая царевна» (учебник,
с. 81-82).
Создавая
литературные сказки, писатели использовали народные произведения. В свои сказки
они вносили пословицы, поговорки, наполненные народной мудростью. Проникновение
народной лексики в художественный стиль дало великолепный языковой сплав,
который использовали и Жуковский, и Пушкин в своих произведениях.
III.
Ознакомление со сказкой.
Словарная
работа ведется параллельно с чтением текста произведения.
IV. Беседа
по вопросам «Размышляем о прочитанном» (учебник, с. 82-83).
Выборочное
чтение.
Найдите
в тексте и прочитайте ответы на вопросы:
1.
Какова причина сна героини?
2.
От чего наступает сон?
3.
Кто и в какой момент поведал царевичу о спящей девушке?
4.
Что помогло пробудить царевну?
5.
Можно ли утверждать, что в этой сказке мы опять встретились с извечной борьбой
Добра и Зла?
6.
Чему учит эта сказка?
7.
Есть ли в этой сказке зачин, присказка, концовка, повторы?
8.
В чем схожесть с народной сказкой и в чем отличие?
«Спящая
царевна» — одна из красивейших литературных сказок России. С течением времени
читательский интерес к ней не ослабевает. Это и есть свидетельство того, что
творчество Жуковского современно и ныне.
Домашнее задание: работа над
вопросами и заданиями 4, 6 в учебнике, с. 83.
Урок 16. В. А. ЖУКОВСКИЙ. БАЛЛАДА «КУБОК»
Цели деятельности учителя:
ознакомить учащихся с понятием «баллада», текстом и нравственным содержанием
произведения; помочь осмыслить различие между народной легендой и литературной
балладой; показать своеобразие позиции автора в сравнении с первоисточником
сюжета.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать
сюжетное своеобразие баллад В. А. Жуковского; уметь самостоятельно раскрывать
нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты.
Метапредметные УУД (универсальные учебные
действия):
Личностные: осваивает новые
виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает
себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и
сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует
по плану.
Познавательные: осознает
познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также
самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: строит небольшие
монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих
группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход
урока
I. Проверка
домашнего задания.
Учащиеся
защищают свои рисунки к сказке, рассказывают о принесенных с собой иллюстрациях
известных художников, выступают с сообщениями о В. А. Жуковском.
II. Понятие о
балладе
1.
Вступительное слово учителя
С
1808 года В. А. Жуковский начинает писать баллады. Именно в первые два десятилетия
ХIХ в. творчество поэта достигает наибольшего расцвета. Он много пишет о своих
чувствах, уходит в свой внутренний мир, в мечты, что уводит его от действительности.
Критики уже давно определяли его творчество как романтическое. Итак, Жуковский
— поэт-романтик.
Большую
известность приносят поэту баллады «Людмила», «Светлана», «Ивиковы журавли»,
«Лесной царь», «Кубок» и другие.
2.
Чтение и запись в тетради определения баллады (с. 90, в рамке).
III. Чтение
учителем текста баллады (учебник, с. 84-89).
IV. Чтение и
обсуждение учащимися статьи «Из истории создания баллады «Кубок» (с.
89-90).
V. Анализ
произведения по вопросам в учебнике «Размышляем о прочитанном» (с. 90).
На
основе ответов на вопросы учащиеся выявляют особенности баллад В. А.
Жуковского.
VI. Творческая
работа в группах.
Создание
коллажа титульного листа к произведению В. А. Жуковского «Кубок». Конкурс
(защита учащимися своих работ).
С
творчеством В. А. Жуковского ребята встретятся в 9 классе, где более подробно
познакомятся с жизнью и деятельностью романтического поэта.
Учитель. Более
полувека своей жизни отдал Жуковский литературе и по праву занял свое место в истории
русской поэзии. В. Г. Белинский писал: «… одухотворив русскую поэзию романтическими
элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развития, и
без Жуковского мы не имели бы Пушкина».
Домашнее задание: задания 1, 2 –
учимся читать выразительно; творческое задание в учебнике на с. 90.
Истоки создания сказок о спящих красавицах
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Щербакова Д.И. 1
1МБОУ «СОШ № №31»
Малькова Н.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение 2
Сказка сопровождает человека с самого раннего детства. Под сказку мы засыпали в колыбели. Книгу сказок открывали мы и водили пальчиком по строчкам, пытаясь научиться сливать слоги в уже давно знакомые слова о любимых героях. А в школе сказочные герои раскрывали секреты храбрости и смелости, учили дружбе и послушанию, доброте и любви. Сказка- добрый учитель, который учит нас жить.
Я учусь в 6 классе. В этом году на уроках литературы мы познакомились со сказкой В.А. Жуковского «Сказка о спящей царевне». Обсуждая произведение, мы, ребята, отметили, что нам известны и другие сказки с похожим сюжетом: сказка братьев Гримм «Белоснежка», сказка Шарля Перро «Спящая красавица» и, конечно, сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Во время практической работы мы нашли общие и отличительные черты сказок, а я задумалась, почему сказки, написанные в разное время и авторами разных стран, имеют так много схожих черт.
Мой интерес подкрепила статья в учебнике о литературном «состязании» между В.А. Жуковским и А.С. Пушкиным во время пребывания в Царском Селе:
Я поставила перед собой цель: выяснить, каков источник сюжета сказок о спящих девушках.
Для достижения цели определила задачи:
1. Познакомиться с фактами из биографии авторов сказок.
2. Узнать историю создания сказок.
2. Провести сравнительный анализ текстов.
3. Выяснить источник общих сказочных элементов.
Объект исследования: сказки о спящих девушках.
Предмет исследования: анализ сказок А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», В.А.Жуковского «Сказка о спящей царевне», бр. Гримм «Белоснежка» и «Шиповничек», Ш.Перро «Спящая красавица».
Методы исследования:
общетеоретический: изучение различных источников по выбранной теме.
практический: систематизация и анализ собранных фактов,
выявление неслучайных связей,
определение причины и следствия явлений.
Глава 1. Сказки о спящих красавицах
1.1. Сказки В.А. Жуковского и А.С.Пушкина
Чтобы выявить схожие и отличительные элементы в сказках, сравнила тексты разных авторов по некоторым пунктам: год написания, герои и сюжет, а также обратилась к истории написания сказки.
В возрасте 17 лет Александр знакомится с Василием Андреевичем, который часто бывал проездом в Царском Селе, был в дружеских отношениях с семьей Пушкиных и посещал самые известные литературные гостиные столицы.
В этот период Александр Пушкин уже прославился несколькими стихотворениями, в то время как творчество Жуковского находится на пике популярности.Любовь к литературе способствовала развитию общих интересов и тем для разговора.
В 1831 году, после ссылки в Михайловское, Пушкин представил своему другу «Сказку и попе и работнике его Балде» и несколько других набросков. Жуковский высоко оценил произведения и предложил вступить в шуточное соревнование. Спор Жуковского и Пушкина касался написания сказок в народном стиле. Так появились знаменитые сказки авторов, среди которых «Сказка о спящей царевне» и «Сказка о мертвой царевне…»1
В. А. Жуковский «Спящая царевна» |
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях» |
Год написания сказки |
|
1831 год |
1833 год |
Герои сказки |
|
Царь Матвей, царица, царевна. Рак-пророк 12 чародеек Старушонка Царский сын |
Царь, царица, царевна, мачеха. Зеркало Старуха Королевич Елисей, солнце, месяц, ветер, 7 богатырей, Чернавка |
Сюжетообразующие элементы |
|
Предсказание о рождении дочери Весёлый пир Предсказание чародейки 15-летие царевны и сон Прошло 100 лет Пробуждение |
Смерть царицы и рождение дочери Женитьба отца на мачехе Правда зеркала Изгнание царевны Жизнь в тереме богатырей Отравленное яблоко и смерть царевны Поиски невесты Пробуждение |
ВЫВОД: Прочитав сказки, я увидела схожий сюжет: рождение прекрасной дочки, сон (смерть- сон) и пробуждение. Однако отличий больше: во- первых, уже в названии сказки читаем — спящая и мертвая. А потому мы видим, что одна девушка засыпает в своем замке, а другая похоронена в хрустальном гробу в пещере.
Во- вторых, в сказке Пушкина нет пророка, предсказавшего рождение дитя, а мать, в отличие от сказки Жуковского умирает после рождения дочери и девочку воспитывает мачеха.
В- третьих, у Пушкина королевич Елисей- всем известный в царстве жених царевны. Он- то и отправляется на поиски невесты, а помогают ему в этом природные явления- солнце, месяц и ветер.
Причина сна( смерти) тоже в сказках разная: у Жуковского веретено, а у Пушкина- отравленное яблоко.
Таким образом, делаю вывод: сказки хоть и написаны в один период 6 времени (30-е годы 19 века), авторами- друзьями, имеющими общие интересы и мотив к написанию, но имеют только схожую сюжетообразующую структуру. В целом сказки можно назвать авторскими, индивидуальными.
У Жуковского и Пушкина источники вдохновения были различны. А потому и сказки воспринимаются читателем как самостоятельные произведения со своими особенностями.
1.2. Сказки В.А. Жуковского и Шарля Перро
Более половины произведений автора являются переводами с немецкого и английского языка, поэтому не трудно уловить в произведении уже знакомый сюжет сказки «Спящая красавица Шарля Перро, опубликованной в 1697 году и «Шиповничек» бр. Гримм, вышедшей в сборнике сказок в 1812 году.
Братья Гримм начали вести регулярные записи сказок с 1807 года, во время своего путешествия по Гессену, продолжили в Вестфалии. В первом томе сказокданы ссылки на источники лишь к 12-ти сказкам. Это литературные сборники XVI—XIX веков. Во втором томе и приложении к нему встречаются примечания: «из Гессена», «из Касселя», «из Ханау», «из Цверена», «из майнскихобластей». 2
Некая «старая Мария» поведала им сказки «Мальчик-с-пальчик», «Братец и сестрица», «Девушка-безручка», «Красная Шапочка», «Спящая Красавица». Вероятно, под этим именем скрывается Мария Гассенпфлуг, чья мать происходила из гугенотской семьи. В доме Марии все свободно разговаривали по-французски, а значит, могли знать французский вариант сказки о спящей девушке Шарля Перро.
Работа братьев Гримм повлияла на других любителей фольклора, воодушевив их к собиранию сказочных историй. Реакция на эти сборники не всегда была положительной. Джозеф Джейкобс однажды пожаловался, что английские дети не читают английские сказки; по его собственным словам, «Что Перроначал, то Гриммы закончили».3
В.А. Жуковский в 1826 году для журнала «Детский собеседник» перевёл с французского языка две сказки братьев Гримм («Милый Роланд и девица Ясный Цвет» и «Царевна-шиповник»).
В. А. Жуковский |
Шарль Перро |
Братья Гримм «Царевна-Шиповник» |
Год написания (издания) |
||
1831 год |
1697 год |
1812 |
Герои |
||
Царь Матвей, царица, царевна. Рак-пророк 12 чародеек Старушонка Царский сын |
Король, королева — 7 добрых волшебниц-фей Старушка Сын короля |
Король, королева, дочка Лягушка- предсказательница
13 ведуний Королевич |
Сюжетообразующие элементы |
||
Предсказание о рождении дочери Весёлый пир Предсказание чародейки 15-летие царевны и сон Прошло 100 лет Пробуждение благодаря поцелую принца |
Рождение дочери Весёлый пир Предсказание 15 – 16 летие и сон Прошло 100 лет Пробуждение по истечению срока |
Предсказание о рождении дочери Весёлый пир Предсказание ведуний 15-летие царевны и сон Прошло 100 лет Пробуждение благодаря поцелую королевича |
ВЫВОД: Сказки во многом похожи сюжетообразующими элементами, хотя написаны в разное время и разными авторами:
в обеих сказках в предсказаниях упоминается веретено – причина сна
в сказках вместе с девушкой засыпает дворец
в сказках добро противостоит злу и есть спаситель
во всех сказках девушка засыпает в 15 – 16 лет, период взросления, а пробуждается через 100 лет
Можно сделать вывод, что в основе сюжета лежит общая история, несмотря на то, что видны незначительные отличия:
причина обиды – столовый прибор. В сказке Жуковского тарелки не хватило для старой злой чародейки, а у Шарля Перро вместо золотых приборов старухе подали обыкновенные
предсказатели разные, как и количество волшебниц Т.к. сказка Жуковским была написана позднее ( 30- годы 19 века) и автор известен своими переводами с немецкого и французского, то можно объяснить общность сюжета сказок тем, что Василий Андреевич был знаком с текстами Перро и Гримм.
1.3. Сказки А. С. Пушкина и братьев Гримм
Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824–1826 годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник – волшебные сказки Арины Родионовны. Именно о них он писал брату Льву: «Вечером слушаю сказки – и тем вознаграждаю недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» 4
В 1833 году А.С. Пушкин находится в родовом имении Болдино. В этот период из-под пера автора выходят « Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», а также всеми любимая «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Однако почему так очевидна связь сказки с «Белоснежкой» братьев Гримм, увидевшей свет в 1812 году. Ведь Александр Сергеевич не знал немецкого языка.
Оказывается в в библиотеке Пушкина был перевод этой сказки на французском языке (1830 г), и у Александра Сергеевича была возможность познакомиться с сюжетом произведения.
Александр Сергеевич Пушкин |
Братья Гримм |
Год создания |
|
1833 |
1812 |
Герои |
|
Царь, царица, царевна, мачеха. Зеркало Старуха Королевич Елисей, солнце, месяц, ветер, 7 богатырей, Чернавка |
Королева, король, доченька – красавица, мачеха Зеркальце Старая торговка Псарь, 7 гномов |
Сюжетообразующие элементы |
|
Смерть царицы и рождение дочери Женитьба отца на мачехе Правда зеркала Изгнание царевны Жизнь в тереме богатырей Отравленное яблоко и смерть царевны Хрустальный гроб Поиски невесты Пробуждение благодаря поцелую королевича Елисея |
Смерть царицы и рождение дочери Женитьба отца на мачехе Правда зеркальца Изгнание царевны Жизнь у гномов Попытки погубить Белоснежку (тесная шнуровка, ядовитый гребень, ядовитое яблоко) Хрустальный гроб — Пробуждение девушки, так как кусок отравленного яблока выскочил из горла |
ВЫВОД: В этих сказках можно увидеть как общие черты, так и отличительные черты:
Имя Белоснежки в сказке Гримм само указывает на белизну кожи девушки, а у Пушкина дано тому объяснение в реплике мачехи:
«Мать беремена сидела,
Да на снег лишь и глядела».
Между тем, царевна молодая…
«поднялась и расцвела белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей».
Образ королевича Елисея и мотив поисков пропавшей возлюбленной придуман Пушкиным. Именно королевич трижды обращается за помощью к солнцу, месяцу и ветру, а у бр. Гримм – сама Белоснежка просит о помощи.
Белоснежка встречает 7 гномов, а у Пушкина 7 братьев-богатырей.
В сказках девушек уводят в лес на растерзание зверей.
Пушкин ввёл мотив верной собаки, почуявшей беду, не пускающей в дом Чернавку, подосланную мачехой. У бр. Гримм гномы успевали вернуться вовремя домой и спасти гостью от чар.
У бр. Гримм Пушкин заимствовал хрустальный гроб.
Вывод по главе : Перечитав внимательно сказки о спящих девушках, я нашла общее и отличное, что позволило сделать вывод о заимствовании некоторых элементов в сюжетах сказок других авторов. Однако мне хотелось узнать, из какого источника взяли свои сюжеты Гримм и Перро.
Глава 2. Рождение сказки
Если составить хронологию жизни создателей сказок, то получится такая схема:
Автор |
Годы жизни |
Век |
Год написания ( издания сказки |
А.С. Пушкин |
1799-1837 |
19 |
1833 |
В.А Жуковский |
1783-1852 |
18- 19 |
1831 |
бр. Гримм |
1785-1859 |
18- 19 |
1812 |
Ш.Перро |
1628-1703 |
17 |
1697 |
? |
Тогда у меня возникает вопрос: каким источником пользовался Ш. Перро при создании своей сказки?
Предшественницей «Спящей красавицы» Ш. Перро является сказка Джамбаттисты Базиле «Солнце, Луна и Талия», впервые опубликованная в 1634 г. 5
Джамбаттиста Базиле – итальянский (неаполитанский) поэт и писатель-сказочник, живший в 16-17 веке в Италии. Он написал книгу «Сказка сказок», которая является первым в истории европейской литературы сборником сказочного 13 фольклора.
Книга «Сказка сказок» не рассчитана на взрослую аудиторию, но в 2017 году вышел сборник «Забытые сказки» Ольги Крючковой и Елены Крючковой, в который вошли сюжеты, ставшие основой многих известных сказок («Золушка», «Красавица и чудовище» и т.д.). Там я нашла и ознакомительный вариант сказки Базиле.
Вывод по главе: Изучив интернет- ресурсы, я вышла на творчество Джамбаттисто Базиле, чьи сказки стали первой европейской книгой волшебных сказок, в основу которых был положен крестьянский фольклор.
Глава 3. Народные истоки
Знакомясь с историей создания авторских сказок, я отмечала, что еще одним источником вдохновения при создании текстов служил крестьянский быт, поверья.
Так, в изучаемых мной сказках можно увидеть общий элемент: сон( смерть), в который(ую) на некоторое время погружается героиня;
веретено- причина ухода в нереальный мир; зеркало- предсказатель.
Каковы народные поверья, связанные с этими явлениями?
Прядение как сфера знаний и навыков женских божеств распространено у многих народов. Прядение нитей судьбы указывает на женские образы иного мира.
Веретено, прялка и само шитье— символы жизни и времени.
Все богини судьбы— прядильщицы и ткачихи. Прядение зачастую связывается с образами рождения, жизни и смерти; прошлого, настоящего, будущего. А орудие прядения наделяется магическими свойствами. Веретено использовали славяне при рождении ребенка, при лечебной магии. Карпатские и сербские девушки — для приворота.
Запрет пользоваться веретеном (и даже видеть его) касался святок и других дней, когда нельзя было прясть, ткать, шить. В Сочельник прятали все веретёна, чтобы летом жнецы «не кололись»; в то же время эти веретёна должны быть «полными», то есть с намотанными на них нитками, чтобы в грядущем году такими же полными были кукурузные початки. Сербы не позволяли прикасаться веретеном или веником к ребенку, так как считали, что от этого он перестанет расти.6
«Сонный, что мертвый»- довольно часто можно услышать такое высказывание. В традиционной культуре, а также в фольклоре сны занимают не менее важную роль. Сон в фольклоре ближе всего к смерти, к иному миру. Смерть становится подобием вечного сна, то есть загробной жизни. К тому же, наши предки были уверены, что во время сна душа покидает тело и путешествует в различных пластах времени. Именно поэтому, как утверждают древние поверья, нельзя резко будить спящего человека.
На Руси любителей сна остерегались. Существовала уверенность, что, если человек хочет спать, плохо просыпается по утрам, ходит сонным, его притягивает смерть. Быстрое засыпание и долгий сон не считались признаками здоровья.
Сон в фольклорных текстах — это серьезный и опасный мистический инструмент, таинственное явление. Также в основе сна лежит мифологическое представление об умирающем и воскресающем божестве, связанное с олицетворением растительной природы.
Так, мне удалось найти в славянской мифологии миф о деве Солнце:
Богиня Весны (дева Солнце) обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время свою блистательную красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать красавицу и тем самым победить злое колдовство. Известно также, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть. 7
Вывод по главе:
В основе сюжетов сказок лежит не только заимствование из других литературных источников, но и изучение фольклорных традиции.
ВЫВОД ПО РАБОТЕ:
В результате исследовательской работы я узнала, что сказки, в основе которых лежит мотив засыпающей девушки, имеет общее начало – народное мировоззрение.
Авторы, используя похожий сюжет, привносят свои мотивы, благодаря которым сказки можно назвать индивидуальными, авторскими.
В процессе работы я познакомилась с понятием «бродячий сюжет»- устойчивый комплекс сюжетных мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящий из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования.
Для себя я поняла: каким бы ни был источник вдохновения авторов, все сказки повествуют о торжестве любви, способной победить смерть.
Источники
В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Учебник по литературе.
Благой Д. Д. Душа в заветной лире. М.: Советский писатель, 1977.
Интернет- ресурс: https://obrazovaka.ru/
Интернет- ресурс: http://fb.ru/article/
Интернет- ресурс: Википедия
Интернет- ресурс: www.symbolarium.ru/index.php/Краткая энциклопедиясимволов
1http://fb.ru/article/
2Гессен, Вестфалия, Кассель, Ханау, Цверен, майнская область- территории в Германии ( Википедия)
3Википедия
4Благой Д. Д. Душа в заветной лире. М.: Советский писатель, 1977. (Пушкин (из письма брату Льву)
5Джамбаттиста Базиле, источник интернет- ресурс
6 http://www.symbolarium.ru/index.php/Краткая_энциклопедия_символов
7http://old.losev-library.ru
Просмотров работы: 2998
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83
Размышляем о прочитанном.
1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?
Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.
2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?
Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.
Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.
Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»
Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».
Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.
Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.
3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?
Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.
Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.
Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.
Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.
Литература и изобразительное искусство
Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?
В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.
В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.
Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги.
На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.
Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.
Фонохрестоматия
1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?
Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.
При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.
2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?
Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.
Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.
3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.
Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.
4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?
Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.
5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?
Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.
6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.
Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.
1
Жуковский. Спящая царевна, кто усыпил царевну, кто пробудил её от сна?
1 ответ:
3
0
Проще простого ответить на вопрос о том, кто же пробудил Спящую царевну в сказке Жуковского ото сна — это сделал молодой царевич, иначе — царский сын. Который проник в замок, где все спали, нашел царевну и поцеловал ее. После этого царевна сразу и проснулась.
А вот ответить на вопрос, кто усыпил царевну не так просто.
Прежде всего большая роль в этом событии принадлежит старухе-чародейке, которую не позвали на праздничный пир. Ведь именно она, рассердившись на недостаточное к себе уважение, предсказала царевне смерть. Но смерть — не сон.
Сон пообещала царевне одиннадцатая чародейка, чтобы смягчить приговор двенадцатой. Но уколола царевну руку о веретено странной старушоночки. Об истинной сути этого персонажа мы можем только догадываться. Ясно, что старушоночка — чародейка, но какая по счету?
Она ждала гостью, она молча дала ей веретено. Но кто она?
Мне кажется, что это все-таки одиннадцатая чародейка, которая хотела чтобы исполнилось ее пророчество, а не пророчество конкурентки.
Читайте также
а) царице сообщил эту новость рак.
б) она была хромоногой, старой и злой.
в) предсказала будущую смерть царевны.
а) рак.
в) от того, что поцарапает руку веретеном.
б) заменяет смерть трехсотлетним сном.
в) издал указ, запрещающий сеять лён и прясть.
а) злой колдуньей.
в) заснули все во дворце.
б) автор использует эпитет.
а) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
б) поцелуй царевича.
а) поцеловал царевну.
в) триста лет.
а) на ступенях лестницы.
б) Матвей.
в) на шестнадцатом.
б) В честь рождения царской дочери.
в) в 1831 году.
б) одиннадцать.
Отчего ж так оплошал
Наш … царь …? :
а) разумный.
б) было украдено двенадцатое блюдо.
в) царский сын.
б) прочитал молитву.
в) ланиты — это щёки.
б) поцелуй царевича.
а) Дни проходят; дочь растет;
Расцвела, как майский цвет…
в) «Даже облака небес
На ДРЕМУЧИЙ, ТЁМНЫЙ лес
Не навеет ветерок».
а) 1832 год.
б) пиром.
В сказке идёт речь о заколдованной царевне, заснувшей на триста лет.
Сказка.
Автор поднимает проблемы человеческих ошибок, мести, добра и зла.
Автор ведёт повествование от третьего лица.
Авторская литературная сказка от Жуковского была написана в поэтической форме, но в её основе лежит давний фольклорный мотив из Европы о проклятии молодой красивой девицы и её спасении возлюбленным. Идея не нова и такого рода мы встречаем много сочинений.
Что характерно для стилистики Жуковского?
Лирические отступления придают его текстам специфический эмоциональный оттенок, а лирика делает более органичными образы главных персонажей. Что такое лирические отступления?
Словарь по литературной терминологии трактует данный термин как
Таким образом, в первую мы ищем прямую речь по тексту и уклонения от основной линии повествования. Так называемые, «размышлизмы»
В сказке Жуковского «Спящая царевна» рассказывается о царевне, которая была погружена злой колдуньей в многолетний сон. Колдунья была обижена на царских особ, не пригласивших её на пир по поводу рождения дочери. Вот она и наложила проклятие на малышку, а заодно — и на всю царскую семью. Через триста лет царевну разбудил поцелуем прекрасный царевич и все закончилось благополучно — молодые сыграли свадьбу.
Красивая сказка учит нас, что любое зло может быть побеждено любовью и добром. Обиженная колдунья вынесла свой вердикт, но её злые чары рассеялись как только молодой человек поцеловал спящую царевну.
Кроме того, сказка учит нас проявлять уважение и внимание ко всем людям, независимо от их достатка и статусности. Царь совершил ошибку, не пригласив старую чародейку на торжество, за что и поплатился. Автор призывает нас по-доброму относиться к людям, не обижать их равнодушием и бессердечием. Мы должны всегда помнить: как мы относимся к окружающим, так они будут относиться к нам.
Царевна была очень доверчива в результате после того как она укололась веретеном она впадает в спячку.
Данная сказка учить прежде всего, верить, надеяться и доверять, чего во все временя не хватало и не хватает людям.
Важности таких качеств как смелость и настойчивость.
И наконец, уважать старшее поколение и старость, почтению.
Сказку «Спящая царевна» Василий Жуковский написал в конце лета — начале осени 1831 года. Это произведение появилось на свет благодаря спору с Пушкиным. Оба автора должны были создать сказку, похожую на народную. И у обоих поэтов это прекрасно получилось.
К сказке «Спящая царевна» можно придумать следующие вопросы:
- Как звали отца спящей царевны? Царь Матвей.
- Кто предсказал царице рождение дочери? Рак.
- Где царица узнала, что у неё скоро родиться ребенок? На берегу ручейка.
- Сколько фей пригласила царская семья на пир по случаю рождения дочери? Одиннадцать.
- Почему не позвали двенадцать чародеек? В замке было двенадцать золотых блюд, но одно пропало.
- Почему двеннадцатая ведьма прокляла маленькую царевну? Обиделась, что ее не позвали в замок на пир.
- Почему смертельное проклятие старой волшебницы не сбудется? Последняя фея пожелала, чтобы царевна не умерла, а только лишь уснула.
- Сколько должен был продлиться сон в царском доме? 300 лет.
- В каком возрасте царевна должна была впасть в долгий сон? В 16 лет.
- От чего царская дочь должна была уснуть? Она должна уколоть палец веретеном.
- Какой закон издал царь, чтобы спасти свою дочь от подарка ведьмы? Нельзя выращивать лён, нужно уничтожить все веретена, а прях выслать из царства.
- Где царевна молодая нашла веретено? В покоях во дворце.
- Кто спас спящую царевну и весь царский двор ото сна? Царский сын.
- От кого царский сын узнал историю спящего замка? От старика.
- Как царский сын пробудил ото сна царевну? Он её поцеловал.