Какова роль авторского голоса в сказках пушкина поясните примерами

Образ автора (рассказчика) в сказках Пушкина

В сказках Пушкина рассыпано множество «изюминок», благодаря которым каждое творение поэта неповторимо.

Один из секретов этого явления — неизменный эффект достоверности.

Кажется, что действие происходит здесь и сейчас, что всё рассказанное автором – абсолютная правда.

Поэт придаёт повествованию живость, рассказывая сказочную историю от первого лица (и не просто рассказывая, а украшая её любопытными комментариями, личными оценками, ёмкими характеристиками).

Пожалуй, особенно ярко это проявляется в первом сказочном опыте Пушкина – поэме «Руслан и Людмила».

Помимо традиционной формулы «И я там был, мёд-пиво пил», поэт украшает вступление интригующим уточнением:

…И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Так и хочется пойти вслед за Пушкиным по «неведомым дорожкам», увидеть «следы невиданных зверей», русалку, «витязей прекрасных», ступу с Бабою Ягой!

Увлекая читателя в дремучие дали народной фантазии, поэт не жалеет восклицаний, шуток, намёков, помогающих почувствовать, что сказка рядом и что она – живая.

Повествуя об истории старого Финна и Наины, поэт создаёт лирическое отступление, в котором сожалеет о власти одних людей над другими:

…Я каждый день, восстав от сна,
Благодарю сердечно бога
За то, что в наши времена
Волшебников не так уж много.
К тому же — честь и слава им! —
Женитьбы наши безопасны…
Их замыслы не так ужасны
Мужьям, девицам молодым.
Но есть волшебники другие,
Которых ненавижу я:
Улыбка, очи голубые
И голос милый — о друзья!
Не верьте им: они лукавы!
Страшитесь, подражая мне,
Их упоительной отравы
И почивайте в тишине.

Таких отрывков из жизни рассказчика (молодого человека, ценителя женской красоты и ратных подвигов) в поэме немало.

При описании своих героев Пушкин щедр на оценочные характеристики:

…Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошёл как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива…
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

…Ax, как мила моя княжна!
Мне нрав ее всего дороже:
Она чувствительна, скромна,
Любви супружеской верна,
Немножко ветрена… так что же?
Еще милее тем она.
Всечасно прелестию новой
Умеет нас она пленить;
Скажите: можно ли сравнить
Ее с Дельфирою суровой?
Одной — судьба послала дар
Обворожать сердца и взоры;
Ее улыбка, разговоры
Во мне любви рождают жар.
А та — под юбкою гусар,
Лишь дайте ей усы да шпоры!..
(«Руслан и Людмила»)

Получается, что по сравнению с народной сказкой, авторская сказка более индивидуальна. Её отличает личное отношение рассказчика к описываемой истории и персонажам.

Живой темперамент Пушкина, образная поэтическая речь, остроумие и любовь к людям сделали его сказки поистине непревзойдёнными.

Их переполняют красота и богатство пушкинской души, щедрой на выдумки и дива.

Фольклор общенароден, статичен, во многом неподвижен, а сказка Пушкина переменчива, переливчата, игрива, словно золотая рыбка.

Каждый читатель открывает в ней что-то своё, как во время задушевного разговора с хорошим человеком. Это волшебство совершается благодаря гению пушкинской человечности.

3
РФЖ Семинар № 1. Творчество А.С. Пушкина
для детей.

1.
Как относился Пушкин к устному народному
творчеству? Назовите фольклорные и
литературные источники его сказок.

2.
Определите основную проблематику каждой
из сказок Пушкина. Какую роль играет в
них фантастика? Приведите примеры чудес
и диковинок и покажите, как сочетаются
в этих сказках волшебное и реальное,
бытовое? Каков смысл такого
взаимопроникновения? Как воспринимается
эта особенность взрослыми и детьми?

3.
Покажите, в чем сходство и отличие
сюжетно-композиционных особенностей
сказок Пушкина в сравнении с народными.

4.
Объясните, почему их называют
«психологическими». Для этого:

а)
Сопоставьте положительных героинь
«Сказки о царе Салтане» и «Сказки о
мертвой царевне». Чем они похожи? Что
их различает? От каких образов народной
сказки отталкивается здесь поэт? Можно
ли характеры пушкинских героинь считать
сложнее народно-сказочных? Почему?
Какими художественными средствами
добивается этого поэт?

б)
Назовите другие женские образы в сказках
Пушкина. Каково их значение в реализации
идеи произведения? Сравните царицу-мачеху
с мачехой народной сказки. Какими
приемами, не принятыми в народной сказке,
удается Пушкину углубить и индивидуализировать
этот характер?

в)
Вспомните, есть ли принципиальные
различия между положительными героями,
действующими в разных народных сказках.
Сравните у Пушкина князя Гвидона и
Королевича Елисея. Есть ли в них черты
сходства? Чем они отличаются? Какими
качества​ми
наделяет Пушкин своего Балду?

5.
Какова роль авторского «голоса» в
сказках Пушкина? Поясните примерами.

6.
Подумайте над описаниями в сказках
Пушкина (портреты, интерьеры, пейзажи
и т. п.). Отличаются ли они от народно-сказочных?
Чем именно? Какую роль играют в
повествовании?

7.
Охарактеризуйте ритмическое своеобразие
каждой из сказок. Приведите примеры,
показывающие сложность их речевой
структуры (наличие в них народно-поэтических
слов и оборотов, литературных слов и
оборотов, другие особенности).

Прокомментируйте
свои наблюдения.

8.
Сделайте выводы о своеобразии пушкинских
литературных сказок. Что позволяет нам
говорить о них как о произведениях
на​родных?

9.
Что, по вашему мнению, привлекает в
пушкинских сказках детей? Нуждаются ли
сказки в пояснениях? Каких именно?
Ка​кова
их воспитательная роль?

10.
Выпишите несколько выражений, которые
как вам кажется, автор заимствовал из
народных сказок. В сказке «о мёртвой
царевне» найти и выписать 10 постоянных
эпитетов, часто встречающихся в фольклоре.

Литература:

1.​
Детская литература: учебник, под ред.
Е.О. Путиловой. — М., 2008.

2.​
Детская литература: учебник. Арзамасцева
И.Н., Николаева С.А. — М., 2001.

3.​
Детская литература: учебник, под ред.
Е.Е. Зубаревой. – М., 2004.

4.​
Непомнящий В.С. Добрым молодцам урок //
Непомнящий В.С. Поэзия и судьба. — М: Сов.
писатель. 1983.

5.​
Сказки Пушкина в школе. Сборник статей
/ Сост. Коровин В.Я. — М: Просвещение. 1972

Семинар
№ 2. 3 РО

Рассказ
Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на
ёлке».

Гуманизм
произведений Ф.М. Достоевского и Г.Х.
Андерсена (рассказ Ф.М. Достоевского
«Мальчик у Христа на елке» и сказка Г.Х.
Андерсена «Девочка со спичками»).

Актуальность
милосердия. Один писатель был великим
сказочником, а другой – писателем-реалистом.
Объединены оба произведения темой
детских страданий. Острота и тонкость
анализа душевных движений, достоверность
бытописательства. Библейский мотив.
Композиционные особенности. Портретные
характеристики.

Литература:

Детская
литература: учебник, под ред. Е.О.
Путиловой. — М., 2008.

Детская
литература: учебник. Арзамасцева И.Н.,
Николаева С.А. — М., 2001.

Андерсен
Г.Х. Сказки. Истории. М.: Воскресенье,
1996г.

Достоевский
Ф.М. Рассказы. М.: Современник, 1983г.

Литературный
энциклопедический словарь / Под ред.
В.М. Кожевникова. М.: Советская энциклопедия,
1987. С.750.

Энциклопедический
словарь юного литературоведа / Сост.
В.И. Новиков. М.: Педагогика, 1988. С. 416.

Семинар
№ 3. 3 РО

Тема:
А.П. Чехов рассказ «Каштанка».

Особенности
изображения жизни в этом произведении.
Образы животных. Психологические и
гуманистические мотивы в рассказе
писателя. Четкость композиции рассказа.
Юмор. Своеобразие языка произведения.

1.
Докажите, что в рассказе мир показан
глазами собаки, хотя история Каштанки
передана от лица рассказчика.

2.
Что вы можете сказать о характере
Каштанки? Есть ли в ее характере
«человеческие» черты?

3.
У нового хозяина Каштанке было хорошо,
гораздо лучше, чем у Луки Александровича
и Федюшки. Почему же Чехов заканчивает
рассказ словами: «…но все это представлялось
ей теперь, как длинный, перепутанный,
тяжелый сон…»?

4.
Как вы поняли смысл этого рассказа?

5.
Существует мнение, что у животных нет
разума и характера, а есть только
инстинкты. Согласен ли с этим Чехов?

6.
Какими сведениями о жизни и поведении
животных и какими нравственными
представлениями обогащают эти произведения
маленького читателя?

Литература:

2. Детская литература: учебник. Арзамасцева и.Н., Николаева с.А. — м., 2001.

3. Детская литература: учебник, под ред. Е.Е. Зубаревой. – м., 2004.

4.
Русская литература для детей: Учеб.
пособие для студ. / Т.Д. Полозовой. – М.,
2000. (чит. зал детской библиотеки)

Русские
детские писатели XX века: Библиографический
словарь / Под ред. Г.А. Черной, И.Г.
Минераловой и др. – М., 1997.

Энциклопедический
словарь юного литературоведа / Сост.
В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. – 2-е изд.,
доп. И перераб. – М., 1998.

4-5
семинары 3 РО

Книга
Григория Белых и Леонида Пантелеева
«Республика Шкид».

1.​
Расскажите об авторах книги. Докажите,
что это автобиографическое произведение.
Какова

манера
повествования, в чем ее особенность?
Когда происходит действие в повести?
Что это было за время для страны?

2.​
Что за республика Шкид? Что собой
представляет эта школа?

3.​
Герои «Республики Шкид» кто они?

4.​
Глава «Великий ростовщик».

​ Подумайте,
почему Слаенову удалось захватить
власть в Шкиде и почему он потерял эту
власть.

​ Как
и почему разбогател Слаенов?

​ Только
ли его вина в том, что шкидцы стали
«рабами»?

​ Почему
Слаенов потерял власть? Какую ошибку
он совершил?

​ Какой
жизненный урок получили шкидцы? Почему
авторы называют этот эпизод «одной из
самых тяжелых и грязных страниц в
жизненной книге республики Шкид»?

5.​
Почему так подробно описаны в повести
учителя ребят? Расскажите о некоторых
из них.

6.​
Каким предстал перед вами заведующий
школой Виктор Николаевич Сорокин? Как
он перевоспитывает «трудных» детей?

​ Глава
«Стрельна трепещет» здесь Японец и
Янкель за серьезные проступки должны
покинуть Шкиду. Как действует заведующий?

​ Выскажите
свое мнение о подобном способе
воспитательного воздействия.

​ Какие
цели преследовал педагог? На что он
рассчитывал?

​ Верно
ли был избран метод воспитания? Почему?

7.​
Каков нравственный урок повести, ради
чего она написана?

Литература:

Вступительная
статья С. Маршака в книге Белых Г.,
Пантелеева Л. Республика Шкид: Повесть.
– Л.,1988.

Русские
детские писатели XX века. Библиографический
словарь, М., 1997г.

Детская
литература. Учебник под ред. Зубаревой

Детская
литература: учебник, под ред. Е.О.
Путиловой. — М., 2008.

1
семинар 4 РО

Поэтическое
творчество А. Барто и С. Михалкова.

Сатира
и юмор в творчестве А. Л. Барто.

1.
Перечитайте стихотворения Агнии Барто
«Девочка чумазая», «Сто одежек, сто
застежек», «Болтунья», «Мы с Тамарой»,
«Я выросла», «Сережа учит уроки»,
«Любочка», «Сонечка», «Милочка-копилочка»
и другие (30— 40-е годы) и «Лешенька,
Лешенька», «Лялечка», «Леночка с букетом»,
«Дедушкина внучка», «Два очка за
старичка», «Жадный Егор», «Копейкин»,
«Докладчик», «Хищница», «Ярлычок»,
«Рыцари» и другие (50—70-е годы). Какие
недостатки детей подвергаются в них
разоблачению? Считаете ли вы их
существенными? Как относится к ним
автор? Почему вы так думаете? Охарактеризуйте
конфликты, противоречия, контрасты,
рождающие в каждом из них комический
эффект.

2.
Какими еще приемами удается поэтессе
придать живость, естественность и
убедительность рассказу? Обратите
внимание на место диалогов и монологов
в ее произведениях. Как соотносится в
них литературная и разговорная речь?
Можно ли говорить о достоверности
речевых характеристик? Удается ли Барто
воспроизвести детскую логику и детскую
речь?

3.
Охарактеризуйте функции повторов,
гипербол, смены рит​мов
в веселых стихах Барто. В чем находит
выражение их связь с фольклорной
традицией?

4.
Проследите эволюцию Агнии Барто —
сатирика. Как постепенно меняется адрес
ее произведений? Какие из них имеют
публицистическое звучание?

5.
Выпишите строки обобщающего характера,
выражения, ставшие крылатыми.

​ Сделайте
выводы о значении работы А. Л. Барто
—сатирика.

Литература

Барто
А.Л. Записки детского поэта. М., 1976.

Мотяшов
И.П. Мы впервые учили эти стихи. —
Дошкольное воспитание, 1976, № 2.

Разумневич
В. Всем детям ровесница. — Дошкольное
вос​питание,
1972, № 5.

Смирнова
В.В. Счастливый дар постоянства и
изменчиво​сти.—
Детская литература, 1976, № 1.

Соловьев
Б.И. Агния Барто. Очерк творчества. 2-е
изд., М., 1971.

Веселые
стихи С.В. Михалкова

1.
Какую роль играет в творчестве С. В.
Михалкова комическое начало? Назовите
его веселые стихи.

2.
Что позволяет отнести к разряду игровых
такие произведения, как «Котята», «Так»?

3.
В каких строчках стихотворения «Не
спать!» формулируется его главная мысль?
Что вызывает в нем улыбку читателя? От
чьего имени ведется разговор? Можно ли
сказать, что в этом стихотворении
обнаруживается знание автором психологии
и речи ребенка?

4.
Отнесете ли вы к жанру веселых стихов
стихотворение «Мы с приятелем»? Какие
черты жизни подростков в нем отражены?
Что порицает и что утверждает в нем
поэт? Какими приемами пользуется?
Обратите внимание на особенности речи,
на функцию местоимений и числительных
в ней, на систему гипербол и пр.

5.
Как соотносятся по содержанию строфы,
составляющие первую часть стихотворения
«Прививка»? Кто ведет в нем разговор?
Что вызывает смех читателя? Как относится
автор к своему герою?

6.
Объясните роль лейтмотивных строк в
стихотворении «Тридцать шесть и пять».
Какими приемами создается в нем комический
эффект? Какова в данном случае роль
ритмических контрастов?

7.
Охарактеризуйте содержание стихотворения
«Чудесные таблетки». Каким представляется
вам герой этого произведения? В каком
качестве выступает здесь комическое
начало? Почему?

8.
Выявите средства, которыми в стихотворении
«Лапуся» со​здается
контрастность речевых характеристик
взрослых и ребен​ка.
Как относится к своим персонажам автор?
Каковы уроки этого произведения и кому
они адресованы? Чем похоже и чем
отлича​ется
от него стихотворение «Про мимозу»?
Приемы каких фольклорных жанров
используются? В чем своеобразие его
ритма? В чем состоит значение концовки?

9.
Что является предметом разоблачения в
стихотворении «Про Фому»? В чем его
«жанровое своеобразие? Какую роль
играет сон героя? Отметьте другие
интересные особенности этого произведения.

10.
О каких явлениях идет речь в стихотворении
«Одна рифма»? Обратите внимание на
своеобразие их композиции, систему
повторов, «перебивы» в ритме и рифмовке,
эффект, который производится включением
в текст прозаических строк.

Сделайте
выводы о широте проблематики и своеобразии
поэти​ки
веселых стихов С.В. Михалкова.

Литература

Бавина
В.В. Сергей Михалков. Очерк творчества.
М., 1976.

Галанов
Б.Е. Сергей Михалков. Очерк творчества.
2-е изд., доп. М., 1972.

Ивич
А. И. О детских стихах С. Михалкова. — В
кн.: Ивич А. И. Воспитание поколений. 4-е
изд., 1969.

Мотяшов
И.П. Сергей Михалков. М., 1975.

Смирнова
В.В. Сергей Михалков — поэт, сатирик,
сказоч​ник.—
В кн.: Смирнова В.В. О детях и для детей.
2-е изд. М., 1967.

4
РО Семинар №2. Поколение, победившее
фашизм.

Повесть
Бориса Васильева «Завтра была война».

1.
Что общего у этой повести с другими
произведениями Б. Васильева «А зори
здесь тихие», «В списках не значился»?

2.
Почему так необычайно названо произведение?
Можно ли его отнести к военным романам?

3.
Какова манера повествования, в чем ее
особенность? Что это за легендарный
девятый «Б»? Расскажите об этом классе.

4.
По каким деталям, фактам, событиям мы
определяем эпоху 30-х годов, саму историю,
время? «В стране лихорадка страха и
ужаса», ощущается ли это в повести?

5.
Чем интересуются, живут, о чем мечтают
дети 30-х годов? Расскажите о каждом из
них: Искра Полякова, Зиночка Коваленко,
Лена Бокова, Жора Ландыс, Артем Шефер,
Валя Александров, Павел Остапчук, Вика
Люберецкая.

6.
Как трагедия времени отразилась на
семье Люберецких? Как беду Вики воспринял
класс?

7.
Есть ли в произведении проблема «Отцов
и детей»? Почему так подробно описаны
в повести родители ребят (мать Искры
Поляковой, отец Зиночки Коваленко,
Леонид Сергеевич Люберецкий, отец Артема
Шефера)?

8.
Почему ребята очень уважают директора
школы Николая Григорьевича Ромахина?
В чем особенность его руководства
школой?

9.
Какие качества позволяют предположить,
что завтра, когда будет война, они
оправдают доверие Николая Григорьевича?
Почему так уверен в этих ребятах их
директор?

10.
Каков нравственный урок повести, ради
чего она написана?

Литература:

Проза
1980-2000-х годов: Справочное пособие для
филолога, 2003г.

Российский
гуманитарный энциклопедический словарь
ч.1.

Русские
писатели XX в. Библиографический словарь
ч.1, 1998г.

4
РО Семинар №3

Тема.
Поэзия середины XX – начала XXI века.

Анализ
стихов о детях и для детей. Герой-ребенок,
его характер, чувства, мысли.

Как
проявляют себя в стихах фантазия, юмор,
сатира? Одинаков ли в них комический
эффект для читателя-ребенка и
читателя-взрослого? Покажите на конкретных
примерах, что вызывает смех детей и что
оказывается смешным только для взрослых.

Какое
место в стихах занимает лирическое
начало? В каких стихотворениях особенно
ярко проявляют себя приемы нонсенса,
шутки, перевертыша, игры?

Сохраняются
ли в современной поэзии фольклорные
традиции, проявляющиеся в использовании
различных жанров (колыбельные песни,
считалки, скороговорки, загадки, докучные
сказки и т.п.)?

Обратите
внимание на книги поэта, где оказываются
связанными между собой поэзия и
грамматика.

На
выбор: Б. Заходер, И. Токмакова, В. Берестов,
Я. Аким, Р. Сеф, Г. Остер, Э. Успенский, Г.
Сапгир, А. Шибаев, Э. Мошковская, Ю. Мориц,
И. Мазнин, О. Григорьев, М. Яснов, С.
Махотин, В. Лунин, Тим Собакин, А. Шевченко,
М. Бородицкая, А.Усачев.

Литература:

Полозова
Т.Д. Увлеченный жизнью поэт. (о В.Д.
Берестове) // Начальная школа. — 1998. — №4.

Шевальдина
Т. О стихах, значимых для детей и взрослых
( о творчестве И.Токмаковой). // Начальная
школа. — 1998. — №3.

Харламова
Р. Благослови детей и зверей (о творчестве
Г.Остера) // Детская литература. — 1993, №4.

Русская
литература для детей. Учебное пособие
для студентов. Под ред. Т.Д. Полозовой.
М., 2000г.

Детская
литература: учебник для студентов.
Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. М., 2001.

Детская
литература: учебник. Под ред. Е.Е.
Зубаревой, М., 2004. (о И. Токмаковой).

Пришельцы
были на земле.

Тарелка
села на столе.

Пришельцы
с виду, как салат,

Вот
их и съели, говорят.

(Г.
Сапгир «Тарелка»)

Белка,
балка, булка,

У
меня шкатулка.

Ключ,
клюв, клюква,

В
плюшке пляшет буква,

А
из каждой буковки

растут
слова, как луковки!

(Ю.
Мориц «Буква»)

Семинар
№ 4. 4 РО

Проблема
детской и подростковой жестокости.

Повесть
В. Железникова «Чучело».

1.
Творческая биография В.К. Железникова.

2.
«Герои своего времени» Лена Бессольцева
и её дедушка. Проанализировать
художественные средства, используемые
автором при создании этих образов.

3.
Одноклассники Лены. Какие черты их
характеров станут определяющими в
сложившихся обстоятельствах? Почему
каждый из них преследует Бессольцеву?

4.
Какова роль школы в этой драме? Каковы
пути преодоления изоляции ребенка в
коллективе? Как гуманизировать
межличностные отношения в школьной
среде?

В
чем, на ваш взгляд, причины детской
жестокости – этого психологического
феномена, — который становится все более
яркой приметой времени?

Литература:

Семибратов
И. «Человек рождается для добрых дел».
О прозе В.Железникова // Дет. литература.
— 1990. — №10.

Старикова
Е. Дом был как свеча.// Семья и школа.
1983. — №3.

Детская
литература: учебник. Под ред. Е.Е.
Зубаревой. – М.: Высш. шк., 2004 г.

Семинар
№ 5. 4 РО

Переводная
детская литература.

1.​
Важное значение сказок для ознакомления
маленьких детей с бытом, нравами разных

народов.

2.​
«Малыш и Карлсон» А. Линдгрен. Юмор
сказки. Слияние фантастики и реального
в сказке.

Взаимоотношение
мечты и действительности.

3.​
«Мери Поппинс» П. Трэверс как литературная
сказка. Персонификация детства в образе

Мери
Поппинс.

4.​
«Вини-Пух и все остальные» А. Милна.
Английская популярная сказка о мальчике

Кристофере
Робине и его друзьях. Игра и жизнь в
детском восприятии.

5.​
Популярность у детей сказок Джанни
Родари. «Путешествие голубой стрелы».
Обаятельные

и
отважные персонажи. Юмор и сатира в
сказках.

6.​
«Герой нашего времени» в книгах Джоан
Роулинг о Гарри Поттере.

7.​
Значение переводной литературы для
детей как одного из средств интернационального

воспитания.

Литература:



Скачать материал

Тема урока: «Использование обращения в сказках А.С. Пушкина». 
Цель урока: Об...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов

  • Сейчас обучается 204 человека из 49 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Тема урока: «Использование обращения в сказках А.С. Пушкина». 
Цель урока: Об...

    1 слайд

    Тема урока: «Использование обращения в сказках А.С. Пушкина».
    Цель урока: Обнаружить в сказках А. С. Пушкина обращения и определить их роль в тексте.
    Задачи урока:
    1.Изучить сказки А.С. Пушкина.
    2.Проанализировать обращения в сказках.
    3.Определить роль обращения по сфере их употребления.

  • История обращений в русской культуре РоссииЦарское  время 
Милостивый государ...

    2 слайд

    История обращений в русской культуре России
    Царское время
    Милостивый государь, милостивая государыня, сударь, сударыня, Ваше благородие, Ваше величество, барин, барыня и т.д.

    После Октябрьской революции
    Товарищ, гражданка, гражданин

    Современное время
    Мужчина, женщина, мальчик, девочка и т.д.

  • Что такое обращениеТолковый  словарь  С. И. Ожегова. 
Обращение – это слово (...

    3 слайд

    Что такое обращение
    Толковый словарь С. И. Ожегова.
    Обращение – это слово (или словосочетание), называющее лицо или предмет, к которому обращается говорящий.

  • Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаютс...

    4 слайд

    Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
    Обращение всегда имеет форму именительного падежа и может быть выражено собственным или нарицательным существительным.

    На слове-обращении голос повышается, затем – понижается, а после обращения соблюдается пауза.
    Это называется звательной интонацией.

  • Частота употребления обращенийСказках А. С . Пушкина «Сказка о золотом петуш...

    5 слайд

    Частота употребления обращений
    Сказках А. С . Пушкина
    «Сказка о золотом петушке»
    7
    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
    18
    «Сказка о попе и о работнике его Балде»
    9
    «Сказка о рыбаке и рыбке»
    13
    «Сказка о царе Салтане»
    18

  • Роль обращений в сказках А. С. Пушкина«Здравствуй, красная девица, 
будь цари...

    6 слайд

    Роль обращений в сказках А. С. Пушкина
    «Здравствуй, красная девица,
    будь царица и роди богатыря
    мне к исходу сентября.» (ласково,
    влюблено)
    «Ты, царевич, мой спаситель,
    мой могучий избавитель,
    не тужи.» (благодарно)
    «Чем вы, гости, торг
    ведёте и куда теперь
    плывёте?» (заинтересованно)

  • «Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки!» (сварливо)
«Смилу...

    7 слайд

    «Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки!» (сварливо)
    «Смилуйся, государыня рыбка, разбранила меня моя старуха.» (умоляюще)
    «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, дворянкой столбовою?» (возмущённо)
    Роль обращений в сказках А. С. Пушкина

  • -Ты, волна, моя волна, волна!                    Ты гульлива и вольна… ...

    8 слайд

    -Ты, волна, моя волна, волна!
    Ты гульлива и вольна… 

    -Ой вы, гости-господа,
    Долго ль ездили? Куда?

    -Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

    Роль обращений в сказках А. С. Пушкина

  • А Балда ему: «Глупый ты бес,Куда ж ты за нами полез?»
«Что, батька, так ран...

    9 слайд

    А Балда ему: «Глупый ты бес,
    Куда ж ты за нами полез?»

    «Что, батька, так рано поднялся?
    Чего ты взыскался?»

    -Ах ты, мерзкое стекло,
    Это врешь ты мне назло.

    Роль обращений в сказках А. С. Пушкина

  • «Свет мой зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
В...

    10 слайд

    «Свет мой зеркальце, скажи,
    Да всю правду доложи:
    Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее?»

    -Ветер, ветер! Ты могуч,
    Ты гоняешь стаи туч.

    «Здравствуй, красная девица, будь царица и роди богатыря мне к исходу сентября.»

    «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!»
    Роль обращений в сказках А. С. Пушкина

  • Обращение может состоять из одного слова, т.е. быть нераспространенным.
Если...

    11 слайд

    Обращение может состоять из одного слова, т.е. быть нераспространенным.
    Если обращение состоит из нескольких слов, то оно является распространенным.

  • В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или...

    12 слайд

    В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения.
    Обращение выделяется запятыми.
    Это знаки выделения.

  • Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается (адрес...

    13 слайд

    Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается (адресант), и тот, к кому обращаются (адресат).
    Обращением можно выразить доброту и злость, заботу и равнодушие, доброжелательность и враждебное отношение.
    Обращение не является членом предложения, а местоимения ТЫ, ВЫ на письме запятыми не выделяются.

  • Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной ин...

    14 слайд

    Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с большой буквы.

  • Домашнее задание:Выписать из «Сказки о мертвой царевне…» А.С.Пушкина нескольк...

    15 слайд

    Домашнее задание:
    Выписать из «Сказки о мертвой царевне…» А.С.Пушкина несколько предложений с обращениями, выражающими разное отношение говорящего к адресату .

Краткое описание документа:

Ребята 5 класса с огромным интересом и увлекательно работают на уроке, прекрасно усваивая материал.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 055 604 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Другие материалы

  • 10.12.2022
  • 61
  • 1
  • 10.12.2022
  • 49
  • 1
  • 10.12.2022
  • 54
  • 0
  • 10.12.2022
  • 21
  • 0
  • 10.12.2022
  • 68
  • 2
  • 09.12.2022
  • 88
  • 2

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

  • 09.12.2022
  • 22
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Какова проблематика сказок салтыкова щедрина
  • Какова проблематика рассказа господин из сан франциско
  • Какова причина сна героини в сказке спящая царевна
  • Какова позиция автора и как она выражена в рассказе старуха изергиль
  • Какова по мнению карамзина роль судьбы в жизни людей по рассказу сиерра морена