Какова роль эпиграфа к рассказу живые мощи

Оборудование: презентация.

Цели урока:  

  • ознакомление учащихся с влиянием православия
    на формирование мировоззрения и характера
    русского человека, с тем,  как отразились
    православные традиции в произведениях И.С.
    Тургенева;
  • осуществление межпредметных связей литературы
    и основ православной культуры;
  • формирование личности ребенка, осознания им
    нравственных ценностей и проблем, мотивации к
    изучению отечественных культурных традиций

Задачи:

  • прививать культуру ведения дискуссии на уроке,
    умение отстаивать свою точку зрения, умение
    выслушать собеседника;
  • обучать навыкам сопоставительного и
    сравнительного анализа работы с текстом;
  • развивать аналитические умения и устную речь.

ХОД УРОКА

Слово учителя

Проблема «Тургенев и православие» никогда не
ставилась. Очевидно, этому препятствовало прочно
укоренившееся еще при жизни писателя
представление о нем как об убежденном западнике
и человеке европейской культуры.
Да, Тургенев действительно был одним из самых
европейски образованных русских писателей, но он
был именно русским европейцем, счастливо
соединявшим в себе европейскую и национальную
образованность. Он великолепно знал русскую
историю и культуру в истоках, знал фольклор и
древнерусскую книжность, житийную и духовную
литературу; интересовался вопросами истории
религии, расколом, старообрядчеством и
сектантством, что получило отражение в его
творчестве. Он превосходно знал Библию, и
особенно Новый Завет, в чем нетрудно убедиться,
перечитывая его произведения; преклонялся перед
личностью Христа.
Тургенев глубоко понимал красоту духовного
подвига, сознательного отречения человека от
узкоэгоистических притязаний ради высокого
идеала или нравственного долга – и воспел их.
Л.Н.Толстой справедливо усмотрел в творчестве
Тургенева «не формулированную… двигавшую им в
жизни, и в писаниях, веру в добро – любовь и
самоотвержение, выраженную всеми его типами
самоотверженных, и ярче и прелестнее всего в
«Записках охотника», где парадоксальность и
особенность формы освобождала его от
стыдливости перед ролью проповедника добра».
Несомненно, что эта вера Тургенева в добро и
любовь имела христианские истоки.
Тургенев не был религиозным человеком, какими
были, к примеру, Н.В.Гоголь, Ф.И.Тютчев и
Ф.М.Достоевский. Однако, как большой и
справедливый художник, неутомимый наблюдатель
российской действительности, он не мог не
отразить в своем творчестве типов русской
религиозной духовности.
Уже «Записки охотника» и «Дворянское гнездо»
дают право на постановку проблемы «Тургенев и
православие».

Работа по группам с текстами рассказов из
«Записок охотника», построение устных
рассуждений о христианских истоках этих
произведений

Роман «Дворянское гнездо» как
произведение глубоко национальное по духу, идеям
и образам
(индивидуальное домашнее задание).

Даже самый суровый и непримиримый оппонент
Тургенева Достоевский, в пылу ожесточенной
полемики, нередко отождествлявший его с
«заклятым западником» Потугиным, прекрасно
понимал национальный характер творчества
Тургенева. Именно Достоевскому принадлежит один
из самых проникновенных анализов романа
«Дворянское гнездо» как произведения глубокого
национального по своему духу, идеям и образам. А в
Пушкинской речи Достоевский прямо поставил Лизу
Калитину рядом с Татьяной Лариной, увидев в них
правдивое художественное воплощение высшего
типа русской женщины, которая – в соответствии
со своими религиозными убеждениями –
сознательно жертвует личным счастьем ради
нравственного долга, ибо для нее представляется
невозможным построить свое счастье на несчастье
другого.
После этих предварительных соображений
переходим непосредственно к теме, обозначенной в
заглавии урока.

Слово учителя

Маленький шедевр Тургенева в рассказе «Живые
мощи» (1874) – произведение с незамысловатым
сюжетом и весьма сложным религиозно-философским
содержанием, раскрыть которое представляется
возможным лишь при тщательном анализе текста,
контекста и подтекста, а также изучении
творческой истории рассказа.

Творческая история и сюжет произведения
(индивидуальное задание).

Сюжет его крайне прост. Рассказчик во время
охоты попадает на хуторок, принадлежащий его
матери, где встречается  с  парализованной
крестьянской девушкой Лукерьей, некогда веселой
красавицей и певуньей, а теперь после
произошедшего с ней несчастного случая живущей
– всеми забытой – уже «седьмой годок» в
сарайчике. Между ними происходит беседа, дающая
подробную информацию о героине.
Автобиографический характер рассказа,
подкрепленный авторскими свидетельствами
Тургенева в его письмах, легко выявляется при
анализе текста рассказа и служит
доказательством жизненной достоверности образа
Лукерьи. Известно, что реальным прототипом
Лукерьи была крестьянка Клавдия из
принадлежавшего матери Тургенева села
Спасское-Лутовиново. О ней Тургенев рассказывает
в письме к Л. Пичу от 22 апреля н. ст. 1874 года.

 Работа с текстом рассказа «Живые мощи»

1. Каким основным художественным средством для
создания образа Лукерьи пользуется автор?

Основным художественным средством для
обрисовки образа Лукерьи в рассказе Тургенева
является диалог, содержащий информацию о
биографии тургеневской героини, ее религиозным
миросозерцании и духовных идеалах, о ее
характере, главными чертами которого являются
терпение, кротость, смирение, любовь людям,
незлобие, умение без слез и жалоб переносить свою
тяжкую долю («нести свой крест»). Эти черты, как
известно, высоко ценит православная церковь. Они
присущи обычно праведникам и подвижникам.

2. Какую смысловую нагрузку несет в себе
заглавие рассказа?

Глубинную смысловую нагрузку несут в рассказе
Тургенева его заглавие, эпиграф и опорное слово
«долготерпение», определяющее основную черту
характера героини. Подчеркну: не просто терпение,
а именно долготерпение, т.е. великое,
безграничное терпение. Возникнув впервые в
тютчевском эпиграфе к рассказу, слово
«долготерпение» неоднократно затем выделяется в
качестве главной черты характера героини в
тексте рассказа.
Заглавие – ключевое понятие всего рассказа,
раскрывающее религиозно-философский смысл
произведения в целом; в нем в краткой, сжатой
форме сконцентрирована
содержательно-концептуальная информация всего
рассказа.

Словарная работа

В четырехтомном «Словаре русского языка»
находим следующее определение слова «мощи»:

«1. Высохшие, мумифицировавшиеся останки людей,
почитаемых церковью святыми, имеющие (по
суеверным понятием) чудодейственную силу.
2. Разг. Об очень худом, изможденном человеке.
Живые (или ходячие) мощи – то же, что мощи (во 2
знач.)».
Во втором значении дано истолкование слова
«мощи» (с отсылкой на словосочетание «ходячие
мощи») и во «Фразеологическом словаре русского
литературного языка», где сказано: «Разг.
Экспрес. Об очень худом, изможденном человеке».
Тот факт, что внешний облик парализованной
исхудавшей Лукерьи вполне соответствует
представлениям о мумии, «ходячих (живых) мощах»,
«живом трупе», не вызывает никакого сомнения
(именно такой смысл вкладывает в это понятие
местные крестьяне, давшие Лукерье меткое
прозвище).
Однако подобное чисто житейское толкование
символа «живые мощи» представляется
недостаточным, односторонним и обедняющим
творческий замысел писателя. Вернемся к
первоначальному определению и вспомним, что для
православной церкви нетленные мощи (тело
человека, не подвергшееся после смерти
разложению) являются свидетельством праведности
умершего и дают ей основание причислить его к
лику святых (канонизировать); вспомним
определение В. Даля: «Мощи – нетленное тело
угодника Божия».

3. Итак, нет ли в заглавии рассказа Тургенева
намека на справедливость, святость героини?

Без сомнения, анализ текста и подтекста
рассказа особенно эпиграф к нему, дающего ключ к
дешифровке закодированного заглавия, позволяет
ответить на этот вопрос положительно.
При создании образа Лукерьи Тургенев
сознательно ориентировался на древнерусскую
житийскую традицию. Даже внешний облик Лукерьи
напоминает старую икону («ни дать ни взять икона
старинного письма…»). Жизнь Лукерьи, исполненная
тяжких испытаний и страданий, более напоминает
житие, чем обычную жизнь. К числу житийных
мотивов в рассказе относятся, в частности: мотив
внезапно расстроившейся свадьбы героя (в данном
случае героини), после чего он вступает на путь
подвижничества; вещие сны и видения; безропотное
многолетнее перенесение мук; предзнаменование
смерти колокольным звоном, который доносится
сверху, с неба, причем праведнику открыто время
его смерти, и т.д.

4. Как формировался характер героини?

Духовные и нравственные идеалы Лукерьи
сформировались в значительной мере под влиянием
житийной литературы. Она восхищается
киево-печерскими подвижниками, чьи подвиги, в ее
представлении, несоизмеримы с ее собственными
страданиями и лишениями, а также «святой
девственницей» Жанной д’Арк, пострадавшей за
свой народ.
Однако из текста непреложно следует, что
источником духовных сил Лукерьи ее
безграничного долготерпения является ее
религиозная вера, которая составляет суть ее
миросозерцания, а не внешнюю оболочку, форму.

5. Какова роль эпиграфа к произведению?

Знаменательно, что эпиграфом к своему рассказу
Тургенев выбрал строки о «долготерпенье» из
стихотворения Ф.И.Тютчева «Эти бедные
селенья…»(1855), проникнутого глубоким
религиозным чувством:

Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, страна родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.

В этом стихотворении смирение и долготерпение
как коренные национальные черты русского народа,
обусловленные его православной верой, восходят к
своему высочайшему первоисточнику – Христу.
Тютчевские строки о Христе, не приведенные
непосредственно Тургеневым в эпиграфе, являются
как бы подтекстом к приведенным, наполняя их
дополнительным существенным смыслом. В
православном сознании смирение и долготерпение
– главные черты Христа, засвидетельствованные
его крестными муками (вспомним прославление
долготерпения Христа в церковной великопостной
службе). Этим чертам как высочайшему образцу
верующие люди стремились подражать в реальной
жизни, безропотно неся выпавший на их долю крест.
В доказательство мысли об удивительной чуткости
Тургенева, выбравшего именно тютчевский эпиграф
к своему рассказу, напомню, что о долготерпении
русского народа много писал (но с другим
акцентом) другой знаменитый современник
Тургенева – Н.А.Некрасов.

6.
Как относится рассказчик к «долготерпению»
Лукерьи?

Из текста рассказа следует, что он
безгранично удивляется ему («Я… опять-таки не
мог не подивиться вслух ее терпенью»). Оценочный
характер этого суждения не вполне ясен. Можно
удивляться, восхищаясь, и можно удивляться,
порицая (последнее было присуще революционным
демократам и Некрасову: в долготерпении русского
народа они усматривали пережитки рабства,
вялость воли, духовную спячку).

7. Каково отношение автора к своей героине?

Для уяснения отношения самого автора,
Тургенева, к своей героине следует привлечь
дополнительный источник – авторское примечание
писателя к первой публикации рассказа в сборнике
«Складчина» 1874 года, изданном в помощь
крестьянам, пострадавшим от голода в Самарской
губернии. Примечание это первоначально было
изложено Тургеневым в письме к Я.П.Полонскому от
25 января (6 февраля) 1874 года.
«Желая внести свою лепту в “Складчину” и не имея
ничего готового», Тургенев, по собственному
признанию, реализовал старый замысел,
предназначавшийся ранее для «Записок охотника»,
но не вошедший в цикл. «Конечно, мне было бы
приятнее послать что-нибудь более значительное,
– скромно замечает писатель, – но чем богат –
тем и рад. Да и сверх того, указание на
“долготерпение” нашего народа, быть может, не
вполне неуместно в издании, подобном
“Складчине”».
Далее Тургенев приводит «анекдот», «относящийся
тоже к голодному времени у нас на Руси» (голод в
средней полосе России в 1840 году), и воспроизводит
свой разговор с тульским крестьянином:
«Страшное было время?» – Тургенев крестьянина.
«“Да, батюшка, страшное”. – “Ну и что, – спросил
я, – были тогда беспорядки, грабежи?” – “Какие,
батюшка, беспорядки? – возразил с изумлением
старик. – Ты и так Богом наказан, а тут ты еще
грешить станешь?”

8. В чем видит автор суть русского
национального характера?

«Мне кажется, – заключает Тургенев, – что
помогать такому народу, когда его постигает
несчастье, священный долг каждого из нас».
В этом заключении не только удивление писателя,
размышляющего о «русской сути», перед народным
характером с его религиозным миросозерцанием, но
и глубокое уважение к ним.
В бедах и несчастьях личного и общественного
плана винить не внешние обстоятельства и других
людей, а прежде всего самих себя, расценивая их
как справедливое воздаяние за неправедную жизнь,
способность к покаянию и нравственному
обновлению – таковы, по мысли Тургенева,
отличительные черты народного православного
миросозерцания, равно присущие Лукерье и
тульскому крестьянину.
В понимании Тургенева подобные черты
свидетельствуют о высоком духовном и
нравственном потенциале нации.

9. В заключение отмечаем следующее.

В 1874 году Тургенев вернулся к старому
творческому замыслу конца 1840-х – начала 1850-х
годов о крестьянке Лукерье и реализовал его не
только потому, что голодный 1873 год целесообразно
было напомнить русскому народу о его
национальном долготерпении, но и потому, что это,
очевидно, совпало с творческими исканиями
писателя, его размышлениями о русском характере,
поисками глубинной национальной сути. Не
случайно Тургенев включил этот поздний рассказ в
давно законченный (в 1852 году) цикл «Записки
охотника» (вопреки совету своего друга
П.В.Анненкова не трогать уже завершенный
«памятник»). Тургенев понимал, что без этого
рассказа «Записки охотника» были бы неполны.
Поэтому рассказ «Живые мощи», являясь
органическим завершением блистательного
тургеневского цикла рассказов писателя второй
половины 1860-х – 1870-х годов, в которых
национальная суть раскрывается во всем
многообразии типов и характеров.
В 1883 году Я.П.Полонский писал Н.Н.Страхову: «И один
рассказ его (Тургенева. – Н.Б.) “Живые мощи”, если
б он даже ничего иного не написал, подсказывает
мне, что так понимать русскую честную верующую
душу и так все это выразить мог только великий
писатель».

Домашнее задание:

– Подумайте над следующими вопросами:

  • Изменился ли русский национальный характер за
    последние 150 лет?
  • В чем, по-вашему, кроется «загадка» русской души?
  • Написать сочинение-миниатюру на тему
    «Современный русский человек. Каков он?»

Список литературы:

1. Любомудров А.М. Церковность как критерий
культуры. Русская литература и христианство.
СПб., 2002.М.,1990.
2. Калинин Ю.А. Библия : историко-литературный
аспект. Русский язык и литература в школах
Украины, № 3, 1989.
3. В.А.Котельников. Язык Церкви и язык
литературы. Русская литература.СПб., № 1, 1995.
4. Кирилова И. Литературное и живописное
воплощение образа Христа. Вопросы литературы, №
4. – М.: Просвещение, 1991.
5. Колобаева Л. Концепция личности в русской
литературе 19-20 веков.
6. Лихачёв Д.С. Письма о добром и вечном. М.:
НПО «Школа» Открытый мир, 1999.

Конспект урока русской литературы в 8 классе.

Подготовила учительница русского языка и литературы

МКОУ « Ленинаульской общеобразовательной школы №2»

С. Ленинаул Казбековского района РД

Шамирзаева Пайнусат Мавсуровна

Тема урока Анализ рассказа « Живые мощи « И.С. Тургенева

Цель урока:

формировать у учащихся умение  анализировать  художественное произведение;

-раскрыть богатый духовный мир Лукерьи из рассказа «Живые мощи»;

-развивать связную речь учащихся.

Эпиграф урока: Край родной долготерпенья—

                             Край ты русского народа!

                                                                   Ф.Тютчев

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы урока и целеполагание:

  3. Актуализация знаний учащихся.

Что такое стихотворение в прозе?

— Чем отличаются они от обычных стихотворений?

— Какие стихотворения в прозе Тургенева мы читали?

— Чему посвящено стихотворение в прозе « Как хороши, как свежи были розы»?

(Произведение «Как хороши, как свежи были розы» посвящено воспоминаниям героя. Лирическая миниатюра пронизана горечью и сожалением о прекрасных днях молодости. )

— Как построено стихотворение?

(Стихотворение построено на антитезе: светлые картины чередуются с изображением мрачного настоящего. Такому противопоставлению служат:

-поэтические образы свежих роз и одинокой гаснущей свечи;

-многочисленные эпитеты и метафоры.

-Противоположны и времена года.

События прошлого происходят теплым летом, а настоящего – морозной зимой. Очень важен в тексте и символ света: «горит одна свеча»«вечер тихо тает и переходит в ночь»,«все темней и темней»«свеча меркнет и гаснет».)

-Какое настроение вызывает у вас этот текст?
(Становится грустно , ощущаешь конечность бытия человеческого, но символ розы пробуждает уверенность в том, что есть что-то вечное)


4. Объяснение новой темы.

Сегодня на уроке мы будем анализировать рассказ И.С. Тургенева из цикла «Записки охотника» «Живые мощи.

-Что такое цикл рассказов?

Цикл рассказов как жанровое понятие (циклизация). Циклизация (от греч.KYKLOS- «круг, колесо»)- объединение ряда произведений на основе идейно- тематического сходства, общности жанра, места или времени действия, образов персонажей, формы повествования стиля. Результатом такого объединения является цикл. ( Википедия)

До 1847 года г.Тургенев, который начал литературную деятельностьстихами , не имел известности ,как писатель, известность его в литературе началась с «Записок охотника». Основная тема и идея «Записок охотника» — изображение простого русского народа, крепостных крестьян. Здесь Тургенев дает оценку высоких духовных и нравственных качеств; показывает нравственное оскудение русского дворянства

Идея произведения – это протест против крепостного права.

« Записки охотника состоят из 25 произведений.

Все произведения , которые входят в цикл объединяют тема, общность содержания, взятого из обыденной жизни.

— Что представляет собой русский народ и подавляющее его большинство – крестьянство, каковы его духовные ресурсы ,как влияет на народ существующий общественно-политический строй и в первую очередь крепостное право ,если оно оказывает вредное влияние на общественную жизнь -на эти все вопросы можно найти ответ в « Записках охотника» И С Тургенева

В этот цикл входит и рассказ « Живые мощи»

— Очень интересно название рассказа « Живые мощи».

Что мы можем сказать о нем?

Разберем понятие «мощи»: это нетленные останки святых, которые способны творить чудеса. (В названии противоречие, заключенное в сочетании противоречивых понятий).

Используется стилистическая фигура, которая называется «оксюморон»

Что такое оксюморон?

Это прием, когда противоречивые явления связываются воедино.

В переводе с греческого «оксюморон» -«остроумная глупость», что само по себе является оксюмороном. 

-Какой эпиграф взят автором к рассказу? («Край родной долготерпенья – // Край ты русского народа!». Ф.И. Тютчев).

2. Какой смысл в заглавии рассказа?

В рассказе Тургенева «Живые мощи» заглавие и эпиграф имеют глубокий смысл.

Не просто терпение , а именно «долготерпение» определяет основную черту характера Лукерье. В героине великое , безграничное терпение.

А заглавие- это основное понятие всего рассказа , которое раскрывает религиозно- философский смысл рассказа в целом.

Мощи- это бессмертие неживого, а в названии рассказа соединяются два значения:

«Живые мощи»- называют больного, истощенного, худого человека.

Нетленное тело угодника Божия

Это значение и раскрывается в рассказе И.С.Тургенева « Живые мощи»

Оно соотносится и с христианским понятием « Святые мощи»

-Как показывает автор встречу рассказчика с Лукерьей?( Знакомство вводится приемом

мотивировки . Рассказчик – охотник, которого застала в лесу непогода, и он решил переждать

ее на хуторке Алексеевка).

-Чьими глазами мы смотрим на главную героиню? (Автора-повествователя)

— Что связывало рассказчика и Лукерью ? (Лукерья была крепостной девушкой его матери, а он в шестнадцатилетний юноша, влюбленный в нее).

— Какое чувство испытал рассказчик при встрече с Лукерьей?

(Изумление, удивление. Красавица Лукерья из его воспоминаний так отличалась с нынешней Лукерьей).

— А какую помнит он Лукерью? (Красивую, веселую, умную, « хохотунью», «плясунью»талантливую девушкой, счастливо влюбленную: «…первая красавица,.. высокая, белая, румяная…»).

— А чем удивлен рассказчик, когда героиня, в ответ на его вопросы, рассказывает свою историю? (Он удивлен тому, как героиня рассказывает о себе – «почти весело», не жалуясь на судьбу, не охая и вздыхая.).

— Каково движение чувств, настроения рассказчика от первой встречи до момента прощания? (Он изумлен, удивлен даже немного испугался, ошеломлен, растерян. Он готов помочь Лукерье, отвести в больницу, показать врачам., облегчить страдания бедной девушки, лежавшей как мумие).

— Дайте портрет героини

(Голова высохшая, одноцветная, будто бронзовая , нос узкий, как лезвие ножа, губ почти не видно, только зубы белеют и глаза, У подбородка движутся ,медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечных руки тоже бронзового цвета. лицо не только не безобразное, даже красивое, — но страшное, необычайное)

-Какое у героини отношение к природе, к животным.? ( находите в тексте)

-В чем находит утешение, жизненные силы?

(Духовное преодоление Лукерьей физической не­мощи произошло вследствие осознания ею жертвенности своего страдания, его необходимости для избавления других крестьян от мук и грехов­ности. Иными словами, Лукерья почувствовала свою причастность к Божьему откровению — и это наделило ее такой внутренней силою, какая далеко не всегда обнаруживается у людей в обычных условиях. Убежденность Лукерьи в том, что ее крест — залог благодатной любви Бога, позволяет ей обрести гармонию, единение с миром и средой. Оттого она вовсе не чувствует себя несчастной («многим хуже бывает»,— говорит она, хотя, каза­лось бы,— куда еще хуже?).

Через физическую беспомощность Лукерьи выявлена ее ничем не убитая тяга (как человека, выросшего в своих национальных верованиях) к беспредель­ной чистоте, истинной любви, к полному удовлет­ворению потребностей и совершенству.

В своем безнадежно-трагическом поло­жении Лукерья умеет не обеспокоить окру­жающих («Я смирная — не мешаю») и думать не о себе и своем горе, но о тех, кому «еще хуже бывает». «Нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие», она сама сердечно участлива: радуется, что ее возлюбленный «жену нашел себе хорошую, добрую, и детки у них есть»; просит рассказчика угово­рить его мать-помещицу «хоть бы малость оброку» сбавить с бедняков-крестьян.

Несмотря на ужасное положение, Лукерья не жалуется, «благодаря за все». Терпеливость, без­ропотность, религиозность души Лукерьи проявились в ясном, спокойном отношении к испытанию: «Кто другому помочь может? Кто ему в душу войдет? Сам себе человек помогай!».

Я стал прощаться с нею, повторил ей мое обещание прислать ей лекарство, попросил ее еще раз хорошенько подумать и сказать мне — не нужно ли ей чего? — Ничего мне не нужно; всем довольна, слава богу,— с величайшим усилием, но умиленно произнесла она.— Дай бог всем здоровья! А вот вам бы, барин, матушку вашу уговорить — крестьяне здешние бедные, хоть бы малость оброку с них она сбавила! Земли у них недостаточно, угодий нет… Они бы за вас богу помолились… А мне ничего не нужно, всем довольна.)

—Как проявилась православная традиция (отношение к вере)?

(Лукерья не только сравнивает себя с людьми горшей судьбы, но и религиозно мотивирует свое восприятие своей судьбы и жизни людей.

— А то я молитвы читаю,— продолжала, отдохнув немного….

….Даже батюшке на духу рас­сказала. Только он так полагает, что это было не виде­ние, потому что видения бывают одному духовному чину.

«Томление» — это слово два раза произносится в рассказе: «Лгать не хочу — сперва очень томно было…»; «Только очень меня от жары растомило…».

Слово это имеет огромный смысл в христианстве и указывает на особое чувство человека: когда человек умирает, когда душа его готовится расстаться с телом, она томится, находится в особом состоянии: жалости от прощания с телесным миром и страха перед миром, в который она должна отойти. В рассказе «томление» Лукерьи связано с первым состоянием души — в ее отношении к телу.)

— Что  же мы узнаем из  так называемой исповеди о Лукерье? О её внутреннем мире? (Она не просто смиренная, верующая в Бога крестьянка, а ещё и заступница за других. Сиротку учит пению, просит за крестьян в деревне (сбавить налоги), вся жизнь её – это безропотное несение креста, который дал ей Господь. Круг её общения- живая природа, да паломники заезжие.)

—Как она относится к греху?

( Она сильно боится греха и говорит, что здоровый человек может легко согрешить, а от нее грех отошел, потому что она больна. И это все от Бога. Но она хочет вымолить даже мысленный грех, на что отец Алексей отвечает , что мысленный грех не считается)

— Какое чувство осталось после прочтения? Что способствует этому?

5. Подведение итогов урока.

О чем мы говорили на уроке? Какую цель поставили перед собой?

(Раскрыть внутренний мир героини)

— Какой вывод можно сделать после чтения рассказа?

(Вывод: «Маленькая фигурка», «мумия», «полумертвое существо» го­ворит: «Только одна я — живая!» — и автор художественно убе­дительно доказывает правоту Лукерьи: она — живая, и телом, вроде бы совсем немощным, «полумертвым», и уже «осененной» душой, но по-прежнему способной к смирению и состраданию.)

             — Обратимся к эпиграфу нашего урока, о чем он говорит?

                             Край родной долготерпенья—

                             Край ты русского народа!

                                                                   Ф.Тютчев.

-Так в чем же сила духа Лукерьи? (В вере)

Лукерья прошла через страх , боль, она в жизни видела много горя ,но не потеряла веры. Человек не должен терять веры в светлое будущее. И.С.Тургенев своим рассказом убеждает нас , что главная черта человека- мощь души, которая прослеживается в каждом даже падшем человеке. От Лукерьи идет свет и сила. Это прекрасно! Вы должны знать, жизнь – разнообразна. Она нам может понести любой удар.. При любой трагедии, при любых обстоятельстваз нужно сохранить мощь души. Лукерья умирала светло, красиво – этому тоже надо учиться.

«Живые мощи» — это призыв Тургенева нас не только к доброте, состраданию, любви, не только размышления о проблемах современности, но и проникновение в ту духовную реальность, которая составляет смысл жизни любого человека.

Жизнь – быстротекущая река. Много непонятного для человека несет она периодами. Река жизни должна обрести спокойное, величавое течение. Иначе его забьет муть, задушит камыш.

 7.Домашнее задание: Написать отзыв на рассказ « Живые мощи», уметь отвечать на вопросы.

Рассказу предпослан эпиграф из Тютчева – «Край родной долготерпенья – «Край ты русского народа», – призванный подчеркнуть тематическое соответствие «Живых мощей» сборнику «Складчина» (первоначальное название «Кружка»), изданному в 1874 году с целью оказания помощи пострадавшим от голода в Самарской губернии.

В письме к Я. Полонскому от 18 (30) декабря 1873 года Тургенев выражает согласие и желание прислать материал для затевающегося издания, но сетует: «готового ничего нет, мозги высохли, и ничего из них не выжмешь», – и конкретизирует характер своего предполагаемого участия: «Придется покопаться в старых бумагах. Есть у меня один недоконченный отрывок из «Записок охотника» – разве это послать? Очень он короток и едва ли не плоховат – но идет, к делу, ибо в нем выводится пример русского долготерпения»1.

Через месяц в письме к П. Анненкову писатель подтверждает и уточняет приведенные выше намерения и оценки: «Вам известно предприятие, затеянное в Петербурге для голодающих самарцев – я разумею «Складчину». Прилагаемая статейка – мой посильный взнос. Я воспользовался почти уцелевшим наброском и оболванил его. У меня еще в памяти золотые слова, сказанные Вами насчет продолжения «Записок охотника» – но, во-1-х), у меня не было решительно ничего готового, во-2-х), это не продолжение, а восстановление старого и брошенного. От этого оно, конечно, не лучше. Прочтите – и скажите откровенно: можно ли послать, не компрометируя себя. Во всяком случае не замедлите обратной высылкой. «Складчина» эта, вероятно, будет набита сплошь да рядом подобной шелухой – она непременно получит значительное fiasco – но отступиться теперь поздно».

И еще раз Я. Полонскому (25 января (6 февраля) 1874 года): «Конечно, мне было бы приятнее прислать что-нибудь более значительное; но чем богат – тем и рад. Да и, сверх того, указание на «долготерпение» нашего народа, быть может, не вполне неуместно в издании, подобном «Складчине»».

Таким образом, на долготерпении как главной теме автор настаивает. Как и на незначительности новоявленной вещи. Но когда эта «безделка» выйдет из-под авторской опеки, и «хиленькое произведение» избавится от авторского посредничества, заговорит с читателем напрямую, возникнет непредвиденный, незапланированный, неожиданный и до сих пор до конца не объясненный эстетический эффект, засвидетельствованный самим писателем.

Из письма к П. Анненкову от 4 (16) апреля 1874 года: «Оказывается, что «Живые мощи» получили «большой преферанс» – и в России, и здесь; я от разных лиц получил хвалебные заявления – а от Ж. Заид даже нечто такое, что и повторить страшно: «Tous nous devons aller a l’ecole chez vous»2 – и т. д. Ничего, оно приятно; странно, но приятно».

Та же реакция с еще более любопытными формулировками в письме к М. Авдееву от 7 (19) апреля 1874 года: «Узнал с удовольствием, что моя вещица в «Складчине» понравилась; перевод ее, помещенный здесь в «Temps», произвел тоже некоторое впечатление – так что я даже недоумеваю: что это за птицу я высидел, не думавши, не гадавши?».

Впрочем, недоумения такого рода для Тургенева не новость, он не раз признавал тот факт, что «сам <…> автор <…> судья плохой – особенно на первых порах. Он видит не только то, что сделал – но даже то, что хотел сделать; а публика – может быть – ничего не увидит» (П., 9, 184) или, добавим мы, увидит гораздо больше.

В данном случае примечательно и другое: в то время как «в русской критике «Живые мощи» не получили сколько-нибудь значительного отклика» (С., 4, 606), иноязычные коллеги Тургенева, прочитавшие рассказ в переводе, прореагировали очень активно, эмоционально и восторженно, но при этом – лаконично и общо. Жорж Санд, судя по приведенным выше словам, говорит о собственно эстетическом впечатлении. Ипполит Тэн в одном из примечаний к своей книге «Старый порядок» акцентирует тематический аспект: «Что касается современных литературных произведений, состояние средневековой верующей души великолепно обрисовано <…> Тургеневым в «Живых мощах»» (П., 10, 601). Формулировка Тэна не противоречит авторской, а расширяет ее: долготерпение безусловно является органической компонентой «состояния средневековой верующей души». Но – об этом ли рассказ? Или точнее: исчерпывается ли он этим? сводится ли к этому? Иными словами – что за птицу Тургенев высидел на этот раз?

Между эпиграфом и первыми словами повествования возникает неявное по существу, но очевидное формально диалогическое напряжение: «…Край ты русского народа!» – «Французская поговорка гласит…» (курсив мой. – Г. Р.). Однако интервенция «чужого» слова тотчас нейтрализуется погружением в привычный для читателя «Записок охотника» географический, природный, социальный, эмоционально-психологический контекст. И с рассказчиком мы уже сроднились, и наш знакомец Ермолай тут как тут, и место действия – все та же Орловская губерния, Белевский уезд, и, как и в других рассказах цикла, сюжетным первотолчком, побудительной причиной описанных событий и встреч оказываются вполне рутинные охотничьи заботы. В рамках характерной для вводной части каждого из «отрывков» (так сам Тургенев называл свои рассказы) обыденной интонации и сюжетной «необязательности» вдруг возникает сильная эмоциональная нота: «Но для охотника дождь – сущее бедствие», – однако через несколько фраз, знаменующих промежуток между дождливым днем и наступившим вслед за ним солнечным утром, от «бедствия» не остается и следа: «все кругом блестело сильным двойным блеском: блеском молодых утренних лучей и вчерашнего ливня» – и охотника (героя и рассказчика в одном лице) охватывает отрадное чувство, столь же сильное и однозначное, как вчерашняя досада: «Ах, как было хорошо на вольном воздухе, под ясным небом <…> Я даже шапку снял с головы и дышал радостно – всею грудью…». Эту вводную часть рассказа можно было бы назвать лирическим зачином, но в ней нет ни малейшей композиционной нарочитости, заданное™, а контрастные эмоциональные всплески погружены в описания природы, рассуждения об условиях охоты и перемежаются разговором о пристанище, каковым, по подсказке всеведущего Ермолая, оказывается «матушкин хуторок», точнее, флигелек при нем, «нежилой и потому чистый», – через эти мимоходом брошенные детали просвечивает социальная проблематика (потенциальный наследник не знает границ и размеров материнских владений, столь они велики; чистота нежилого флигеля намекает на грязь в крестьянской избе), а за всем вместе взятым предметно-поэтическим рядом встает образ вольного блуждания (охоты) молодого, беспечного барина, которому сущим бедствием представляется застигнувший врасплох дождь и который легко приходит в приподнято-счастливое состояние духа при перемене погоды и при виде омытой ливнем и осиянной солнцем природной красоты.

Сюжетный толчок, разворачивающий рассказ в сторону его главного события, происходит почти незаметно: бесцельно, от нечего делать герой отправился по узенькой тропинке, ведущей к пасеке, заглянул в амшаник, ничего толком не разглядев, повернул было прочь – но из темноты сарайчика его окликнули:

«- Барин, а барин! Петр Петрович! – послышался мне голос, слабый, медленный и сиплый, как шелест болотной осоки.

Я остановился».

От этого оклика и от этой остановки, собственно, и начинается сюжетное движение, преображающее набросанные в начале рассказа смыслы и – более того – существенно уточняющее картину мира, предъявленную в «Записках охотника» в целом.

Хотя может показаться, и кажется, что смысл рассказа, то есть встречи скитальца-охотника и прикованной к своему ложу «мумии» Лукерьи, лежит на поверхности. Она – страдалица, терпеливица, воплощение христианской кротости и смирения. Он – сочувственный слушатель и добросовестный свидетель-рассказчик, собиратель человеческих типов и жизненных коллизий. Она органично вписывается в типологический ряд простодушных и цельных крестьянских натур, представленных на страницах «Записок охотника» и в свое время навеявших М. Гершензону наблюдение, которым, в силу нарочитого и подневольного социологизма, пренебрегла советская литературоведческая школа: «…Тургенев с любовью и доброй – не злой – завистью, смотрит на жизнь Хоря и Калиныча, Касьяна и Филофея, дивится на эту жизнь, «текущую как вода по болотным травам», и рассказывает о ней так, чтобы и мы видели, как она крепка, мудра и счастлива»3. Однако и очевидными социальными смыслами пренебрегать не стоит, тем более что он (и это настойчиво подчеркивается многократно повторенным обращением) – барин, сочувственно выслушавший исповедь бывшей дворовой и, уже в качестве автора записок, задавший рассказу в том числе и «социологическую» интенцию – «край родной долготерпенья». Впрочем, эпиграф, как уже говорилось, открывает путь и к намеченному Ипполитом Тэном осмыслению созданной Тургеневым картины как воплощения «средневекового сознания». Если «средневековое» расширить до вневременные (религиозный тип сознания), то мы получим сжатую формулу современных интерпретаций, которые преимущественно нацелены на выявление в тургеневском произведении религиозно-мистического дискурса4.

Однако из «темноты», в которую, откликнувшись на зов, окунается охотник, из неожиданной, случайной и в то же время неизбежной и необходимой встречи героев исходит такое сложное, многосоставное, такое мощное, всепроникающее излучение, что вопрос о смыслах рассказа явно не закрывается упомянутыми трактовками, при всей их адекватности и справедливости.

Название, как и эпиграф, обращает читательский взор и мысль к героине – ее физическому («живые мощи») и душевному («долготерпенье») состоянию. Но остающийся в сюжетной тени рассказчик по-своему не менее значимый герой произведения, чем Лукерья. На поверхности текста настойчивым пунктиром запечатлена его непосредственная реакция на живую мумию, в которую превратилась былая красавица, певунья, плясунья, хохотунья: «Я приблизился – и остолбенел от удивления»; «Я не знал, что сказать’, и как ошеломленный глядел на это темное, неподвижное лицо с устремленными на меня светлыми и мертвенными глазами»; «…я с изумлением глядел на нее».

  1. Все цитаты из произведений Тургенева даются по изд.: Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем в 28 тт. М-Л.: Изд-во АН СССР, 1960 – 1968. Сочинения в, 15 тт.; Письма в 13 тт.[↩]
  2. «Мы все должны идти к вам на выучку» (франц.). [↩]
  3. Гершензон М. Мечта и мысль И. С. Тургенева. М., 1919. С. 68.[↩]
  4. См.: Борковская Н. В. Житейское и житийное в рассказе И. С. Тургенева «Живые мощи» // Филологический класс. 2002. N 7; Кастромичёва М. В. Мифологический контекст в рассказе И. С. Тургенева «Живые мощи» // Спасский сборник. 2005. N 12; комментарии архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского) // http://www.baltwillinfo.com/mp01 – 06/mp-12p.htm.[↩]

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

Уже подписаны? Авторизуйтесь для доступа к полному тексту.

ViveEnLaAlegria

Ответ:

Обратимся к эпиграфу, о чем он говорит?

Край родной долготерпенья —

Край ты русского народа!

Ф. Тютчев.

-Так в чем же сила духа Лукерьи? (В вере)

Лукерья прошла через страх, боль, она в жизни видела много горя, но не потеряла веры. Человек не должен терять веры в светлое будущее. И. С. Тургенев своим рассказом убеждает нас, что главная черта человека- мощь души, которая прослеживается в каждом даже падшем человеке. От Лукерьи идет свет и сила. Это прекрасно! Вы должны знать, жизнь – разнообразна. Она нам может понести любой удар.. При любой трагедии, при любых обстоятельстваз нужно сохранить мощь души. Лукерья умирала светло, красиво – этому тоже надо учиться.

«Живые мощи» — это призыв Тургенева нас не только к доброте, состраданию, любви, не только размышления о проблемах современности, но и проникновение в ту духовную реальность, которая составляет смысл жизни любого человека.

Жизнь – быстротекущая река. Много непонятного для человека несет она периодами. Река жизни должна обрести спокойное, величавое течение. Иначе его забьет муть, задушит камыш.

В своем безнадежно-трагическом поло­жении Лукерья умеет не обеспокоить окру­жающих («Я смирная — не мешаю») и думать не о себе и своем горе, но о тех, кому «еще хуже бывает». «Нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие», она сама сердечно участлива: радуется, что ее возлюбленный «жену нашел себе хорошую, добрую, и детки у них есть»; просит рассказчика угово­рить его мать-помещицу «хоть бы малость оброку» сбавить с бедняков-крестьян.

Несмотря на ужасное положение, Лукерья не жалуется, «благодаря за все». Терпеливость, без­ропотность, религиозность души Лукерьи проявились в ясном, спокойном отношении к испытанию: «Кто другому помочь может? Кто ему в душу войдет? Сам себе человек помогай!».

Я стал прощаться с нею, повторил ей мое обещание прислать ей лекарство, попросил ее еще раз хорошенько подумать и сказать мне — не нужно ли ей чего? — Ничего мне не нужно; всем довольна, слава богу,— с величайшим усилием, но умиленно произнесла она.— Дай бог всем здоровья! А вот вам бы, барин, матушку вашу уговорить — крестьяне здешние бедные, хоть бы малость оброку с них она сбавила! Земли у них недостаточно, угодий нет… Они бы за вас богу помолились… А мне ничего не нужно, всем довольна.)

Рассказ Тургенева «Живые мощи»

История написания

Впервые «Живые мощи» были напечатаны в 1774 году. Произведение вошло в состав литературного сборника «Складчина», который собрал в себя произведения русских писателей в пользу голодающих Самарской губернии. Рассказу Тургенев дал подзаголовок — «отрывок из „Записок охотника“».

Произведению присущи автобиографические черты. Они выражаются в особенностях рассказа:

Писатель Тургенев

  1. События разворачиваются в Алексеевке. Там располагалось одно из имений матери Ивана Сергеевича.
  2. Прототипом главной героини стала девушка Клавдия, с которой автор встречался в первой половине 40-х годов.
  3. Образ девушки по имени Евпраксия, с которой автор был близок в 17-летнем возрасте, он также взял во внимание для создания Лукерьи. В юные годы она была живой и жизнерадостной личностью, но затем болезнь навсегда приковала девушку к постели и заставила ее усыхать. Именно она и напомнила автору живые мощи.

Жанр и основная идея

Основная тема — отношение человека к собственным страданиям и мукам других людей.

Ключевая идея рассказа — показать долготерпение, характер и силу духа русского народа.

Проводя анализ «Живые мощи» Тургенева, следует отметить, что произведение относится к реализму. Автор правдоподобно и без прикрас описал тщетность жизни Лукерьи и ее отношение к себе и окружающим.

По жанру это рассказ, в котором отразилась психология человека, терпеливо переносящего свои физические страдания.

Композиция рассказа

Главные герои «Живых мощей» Тургенева — Лукерья и Барин

Как эпиграф к произведению Иван Сергеевич взял цитату Тютчева, что русскому народу свойственно долготерпение.

В «Живых мощах» присутствует рамка. В ней рассказывается, что барин на хутор попал случайно. Виной тому стал дождь, что помешал его планам охотиться. Основная часть же отводится на диалог c Лукерьей. В ней присутствует ретроспектива о ее прошлом. Заканчивается все кратким изложением о ее скорой кончине.

Характеристика героев

Главные герои «Живых мощей» Тургенева — Лукерья и Барин. Последний совершенно случайным образом оказался в доме женщины. Он выступает и в роли рассказчика, и в роли персонажа.

Судьба Лукерьи

Лукерья — это женщина двадцати девяти лет. Последние 6 лет она болеет. За эти годы она превратилась из высокой полной белокожей красавицы и хохотуньи в мумию.

Лукерья спокойно относится к выпавшим на ее испытаниям судьбы. Ее голос тверд и не жалок. Рассказчик не слышал, чтобы она была чем-то недовольна. Даже, наоборот, девушка все еще способна сопереживать и сочувствовать другим, тем кому хуже. Таковыми она считает:

Судьба Лукерьи

  • людей, у которых нет родного дома;
  • потерявших зрение;
  • неспособных говорить;
  • утративших слух;
  • не умеющих распознавать запахи.

В то же время она искренне радуется за своего бывшего жениха. Василий Поляков любил ее, но нашел в себе силы жениться на доброй женщине по имени Аграфена.

Женщина по-настоящему благодарна всем тем, кто за ней ходит — это добрые люди. Но Лукерья уже не ждет помощи, она не верит, что ей можно помочь. Больше всего барина поражает, что женщина даже рада своему положению. Ведь будучи прикованной к кровати, она не имеет соблазна и возможности грешить. Лукерья принимает себя как часть природы и все такого же члена своего хутора. Она больше не способна ходить на исповедь, но вместо этого к ней приходит домой священник и женщина замаливает грехи.

Философия Лукерьи поражает. Женщина старается никого нигде не обременить своим существованием. И даже Богу много не молится, чтобы не наскучить. Ее положение приближает ее к святым. Эта мысль барина отражается в названии. Внешне женщина походит на нынешних святых. Как многие из них она мучается, и ее физическая боль порой сильна настолько, что она не может заснуть. Лукерья даже книги больше не читает. Не потому, что не умеет, а оттого, что не способна удержать их в своих руках.

Все что ей остается, это молиться. Так ее жизнь походит на настоящую жизнь христианки.

Лукерья даже продолжает приносить пользу. Женщина учит девочку-сироту, которая ходит к ней, петь как она. Она знает множество песен и когда-то даже пыталась заниматься их сочинением.

Единственное, о чем попросила Лукерья, она просила не для себя. Женщина хотела, чтобы барыня уменьшила оброк для крестьян. Жалеет больная в своей жизни лишь, что пришлось обрезать длинные косы.

Когда рассказчик прямо говорит ей, как восхищается ее терпеньем, она говорит, что не вровень подвигам других более сильных людей. И вспоминает о смелости Жанны д’Арк и Симеона Столпника. Женщина, несмотря на свои страдания, ни о чем не жалеет. И просит не о себе.

Образ Барина

О рассказчике Тургенев говорил мало, и не дал его образу детальную характеристику.

При первой встрече, увидев Лукерью, барин испытал ужас. Но постепенно это чувство сменилось жалостью к женщине. Барин называл ее несчастной и полумертвой. Он не лишен сострадания и сочувствия, а потому предлагал отвезти Лукерью в больницу. Он хочет это сделать, как ему кажется, для ее же пользы, но больная отказывается.

И единственное, чем барин может помочь больной, это достать для нее лекарство от бессонницы.

Когда они распрощались, рассказчик, прежде чем отправиться на охоту, говорил с хуторским десятским о Лукерье. Тот сообщил, что прозвали ее в деревне «Живые мощи», ведь хоть она и не умерла, но не слышно от нее ничего. Сама ничего не просит, но за все благодарна.

Уникальность стиля

В рассказе Тургенев описал Лукерью поэтично и красиво. Те вещи, что обычно вызывают страх и отвращение, выглядят прекрасно и почти божественно. Ее окаменелое лицо, холодные руки и бедный, когда-то поющий голос — все это автор описал так, словно она произведение искусства или ценная древняя статуя.

Читают рассказ Тургенева

В ее образе присутствует неуловимое окостенение, окаменение, так что рядом застывает и рассказчик. Неподвижность их образов играет контрастом на фоне движения жизни вокруг.

Сны больной имеют особую смысловую и образную роль в произведении. Первый сон, в котором она услышала призыв, стал началом болезни. А последний, в котором сама Смерть говорит, что скоро заберет ее, становится причиной ее кончины. Можно смело предположить, что и другие сны Лукерьи были вещими, и те, где ее забирает Небесное Царство, и где родители благодарят за молитвы.

Рассказ Тургенева «Живые мощи» изначально был написан как самостоятельный труд. Но во время составления цикла «Записки охотника», автор решил включить его в сборник как заключение. В рассказе автор охарактеризовал русский образ страдания и покорности Божьей воли. Анализ этого произведения поможет разобраться в особенностях композиции и понять идею, вложенную автором в рассказ.

«Живые мощи» — анализ произведения И.С. Тургенева

История написания

Впервые «Живые мощи» были напечатаны в 1774 году. Произведение вошло в состав литературного сборника «Складчина», который собрал в себя произведения русских писателей в пользу голодающих Самарской губернии. Рассказу Тургенев дал подзаголовок — «отрывок из „Записок охотника“».

Произведению присущи автобиографические черты. Они выражаются в особенностях рассказа:

«Живые мощи» — анализ произведения И.С. Тургенева

  • События разворачиваются в Алексеевке. Там располагалось одно из имений матери Ивана Сергеевича.
  • Прототипом главной героини стала девушка Клавдия, с которой автор встречался в первой половине 40-х годов.
  • Образ девушки по имени Евпраксия, с которой автор был близок в 17-летнем возрасте, он также взял во внимание для создания Лукерьи. В юные годы она была живой и жизнерадостной личностью, но затем болезнь навсегда приковала девушку к постели и заставила ее усыхать. Именно она и напомнила автору живые мощи.
  • Жанр и основная идея

    Основная тема — отношение человека к собственным страданиям и мукам других людей.

    Ключевая идея рассказа — показать долготерпение, характер и силу духа русского народа.

    Проводя анализ «Живые мощи» Тургенева, следует отметить, что произведение относится к реализму. Автор правдоподобно и без прикрас описал тщетность жизни Лукерьи и ее отношение к себе и окружающим.

    По жанру это рассказ, в котором отразилась психология человека, терпеливо переносящего свои физические страдания.

    Композиция рассказа

    «Живые мощи» — анализ произведения И.С. Тургенева

    Как эпиграф к произведению Иван Сергеевич взял цитату Тютчева, что русскому народу свойственно долготерпение.

    В «Живых мощах» присутствует рамка. В ней рассказывается, что барин на хутор попал случайно. Виной тому стал дождь, что помешал его планам охотиться. Основная часть же отводится на диалог c Лукерьей. В ней присутствует ретроспектива о ее прошлом. Заканчивается все кратким изложением о ее скорой кончине.

    Характеристика героев

    Главные герои «Живых мощей» Тургенева — Лукерья и Барин. Последний совершенно случайным образом оказался в доме женщины. Он выступает и в роли рассказчика, и в роли персонажа.

    Судьба Лукерьи

    Лукерья — это женщина двадцати девяти лет. Последние 6 лет она болеет. За эти годы она превратилась из высокой полной белокожей красавицы и хохотуньи в мумию.

    Лукерья спокойно относится к выпавшим на ее испытаниям судьбы. Ее голос тверд и не жалок. Рассказчик не слышал, чтобы она была чем-то недовольна. Даже, наоборот, девушка все еще способна сопереживать и сочувствовать другим, тем кому хуже. Таковыми она считает:

    «Живые мощи» — анализ произведения И.С. Тургенева

    • людей, у которых нет родного дома;
    • потерявших зрение;
    • неспособных говорить;
    • утративших слух;
    • не умеющих распознавать запахи.

    В то же время она искренне радуется за своего бывшего жениха. Василий Поляков любил ее, но нашел в себе силы жениться на доброй женщине по имени Аграфена.

    Женщина по-настоящему благодарна всем тем, кто за ней ходит — это добрые люди. Но Лукерья уже не ждет помощи, она не верит, что ей можно помочь. Больше всего барина поражает, что женщина даже рада своему положению. Ведь будучи прикованной к кровати, она не имеет соблазна и возможности грешить. Лукерья принимает себя как часть природы и все такого же члена своего хутора. Она больше не способна ходить на исповедь, но вместо этого к ней приходит домой священник и женщина замаливает грехи.

    Философия Лукерьи поражает. Женщина старается никого нигде не обременить своим существованием. И даже Богу много не молится, чтобы не наскучить. Ее положение приближает ее к святым. Эта мысль барина отражается в названии. Внешне женщина походит на нынешних святых. Как многие из них она мучается, и ее физическая боль порой сильна настолько, что она не может заснуть. Лукерья даже книги больше не читает. Не потому, что не умеет, а оттого, что не способна удержать их в своих руках.

    Все что ей остается, это молиться. Так ее жизнь походит на настоящую жизнь христианки.

    Лукерья даже продолжает приносить пользу. Женщина учит девочку-сироту, которая ходит к ней, петь как она. Она знает множество песен и когда-то даже пыталась заниматься их сочинением.

    Единственное, о чем попросила Лукерья, она просила не для себя. Женщина хотела, чтобы барыня уменьшила оброк для крестьян. Жалеет больная в своей жизни лишь, что пришлось обрезать длинные косы.

    Когда рассказчик прямо говорит ей, как восхищается ее терпеньем, она говорит, что не вровень подвигам других более сильных людей. И вспоминает о смелости Жанны д’Арк и Симеона Столпника. Женщина, несмотря на свои страдания, ни о чем не жалеет. И просит не о себе.

    Образ Барина

    О рассказчике Тургенев говорил мало, и не дал его образу детальную характеристику.

    При первой встрече, увидев Лукерью, барин испытал ужас. Но постепенно это чувство сменилось жалостью к женщине. Барин называл ее несчастной и полумертвой. Он не лишен сострадания и сочувствия, а потому предлагал отвезти Лукерью в больницу. Он хочет это сделать, как ему кажется, для ее же пользы, но больная отказывается.

    И единственное, чем барин может помочь больной, это достать для нее лекарство от бессонницы.

    Когда они распрощались, рассказчик, прежде чем отправиться на охоту, говорил с хуторским десятским о Лукерье. Тот сообщил, что прозвали ее в деревне «Живые мощи», ведь хоть она и не умерла, но не слышно от нее ничего. Сама ничего не просит, но за все благодарна.

    Уникальность стиля

    В рассказе Тургенев описал Лукерью поэтично и красиво. Те вещи, что обычно вызывают страх и отвращение, выглядят прекрасно и почти божественно. Ее окаменелое лицо, холодные руки и бедный, когда-то поющий голос — все это автор описал так, словно она произведение искусства или ценная древняя статуя.

    «Живые мощи» — анализ произведения И.С. Тургенева

    В ее образе присутствует неуловимое окостенение, окаменение, так что рядом застывает и рассказчик. Неподвижность их образов играет контрастом на фоне движения жизни вокруг.

    Сны больной имеют особую смысловую и образную роль в произведении. Первый сон, в котором она услышала призыв, стал началом болезни. А последний, в котором сама Смерть говорит, что скоро заберет ее, становится причиной ее кончины. Можно смело предположить, что и другие сны Лукерьи были вещими, и те, где ее забирает Небесное Царство, и где родители благодарят за молитвы.

    Особенности воплощения образа героини в рассказе
    И.С.Тургенева «Живые мощи»

    Замысел рассказа  «Живые мощи»
    относится к периоду до 1852 г., но он не вошёл в первое издание
    «Записок охотника». В рассказе есть автобиографические черты. Действие
    происходит в Алексеевке, одном из имений матери Тургенева. Прототипа героини
    рассказа Лукерьи звали Клавдией, с ней Тургенев встречался в первой
    половине 40-х гг. Другой прототип Лукерьи – калека Евпраксия, которая была
    красавицей, когда с ней был близок 16-летний Тургенев.                                               Эпиграфом
    к рассказу стала цитата из стихотворения «Эти бедные селения…»  Ф.И. Тютчева:
    «Край родной долготерпенья — край ты русского народа!»
    В этом рассказе Тургенев нарисовал прекрасный, чисто русский образ
    смиренного страдания и покорности воле Божьей                                           В
    лице героини рассказа «Живые мощи» Тургенев показал, до какого духовного
    просветления доходят лица из народа.                                              Лиризм,
    поэтичность тургеневского реализма, та «идеальность», которая была связана с
    верой в нравственный смысл жизни, высокое назначение человека, в неисчерпаемые
    духовные потенции народа — все это отразилось в рассказе «Живые мощи» и не 
    случайно восторженно воспринималось французскими писателями, в частности
    ,Г.Флобером.

    Обратимся к рассказу.  Положение главной
    героини Лукерьи делает её подобной святым. К этой мысли отсылает
    название-оксюморон. Лукерья внешне похожа на умерших святых. Как многие
    мученики, она физические страдания терпит, так что даже не всегда может
    спать. Её жизнь — полноценная жизнь христианской души. Лукерья –
    29-летняя женщина, за 6 лет болезни превратившаяся из высокой, полной белокожей
    красавицы, хохотуньи, плясуньи и певуньи в мумию.

    Лукерья принимает как должное все выпавшие
    на её долю испытания
    . В её голосе рассказчик не слышит жалоб.
    Лукерья в её положении сочувствует другим людям, которым хуже, чем ей. К
    таким она причисляет тех, у кого нет пристанища, кто не может видеть, слышать,
    говорить, распознавать запахов. Она радуется за своего бывшего жениха Василия
    Полякова, который, потужив, женился на доброй женщине.

    Лукерья благодарна тем добрым людям,
    которые за ней ходят, но не ждёт помощи: «Кто кому помочь может? Кто ему
    в душу войдёт? Сам себе человек помогай».

    Рассказчика больше всего поражает, что
    Лукерью даже радует её положение, потому что
    она лишена возможности
    грешить
    . Она чувствует себя причастной к жизни своего хутора, не оторванной
    от церкви (священник исповедует её). Лукерья также чувствует себя частью
    всей природы.

    Жизненная философия этой женщины состоит в том, чтобы никого не
    обременить
    . Даже свечку она не жжёт, потому что жалко, даже Богу много не
    молится, чтобы не наскучить.

    Лукерья чувствует свою пользу: она
    передаёт девочке-сиротке, которая ходит к ней, своё умение петь песни, а знает
    она их множество.

    Единственное, о чём просит Лукерья – уговорить барыню уменьшить
    оброк для крестьян. Жалеет она только о косе, которую пришлось отрезать.

    Лукерья описана очень поэтично. То, что
    должно
    бы внушать страх и отвращение, красиво, почти божественно. Её лицо
    окаменелое, голос поющей женщины бедный, колеблющийся, как струйка дыма. Её
    крохотные пальчики холодны, а тёмные веки, опушённые золотистыми ресницами,
    похожи на веки древних статуй. Во всём образе Лукерьи есть какое-то окаменение,
    окостенение, так что рядом с ней каменеет и рассказчик. Эта неподвижность
    контрастирует с движением жизни вокруг.                                                          Несмотря
    на перенесенные ею страдания и настоящее тяжелое положение, она и не думает
    падать духом
    — напротив, она кажется даже довольной своим положением, поет
    песни, любуется природой в ее разнообразных проявлениях — следит за тем, как
    липа или гречиха .  Она глубоко религиозна, видит пророческие сны, Христа,
    иногда и свою собственную смерть; последней она совсем не боится, она ждет ее,
    как какой-то радости …                                       Душевная
    чистота и кротость, безропотная покорность, отсутствие заботы о себе, личного
    эгоизма, любовь к природе — вот общие нравственные качества Лукерьи.            
    Характерной
    же особенностью героини является свойственная ей в высокой степени сила
    терпения
    , как уже отмечалось выше.

    В этой силе терпения Тургенев видел типическую
    чертунационального
    характера, сложившуюся под влиянием тяжелых
    естественных и исторических условий жизни русского народа. Эта душевная
    сила основана у Лукерьи на ее глубокой религиозности, которая помогла ей
    сохранить спокойную ясность души, светлый взгляд на жизнь и отзывчивость к
    чужому страданию. Несчастье не озлобило ее, а смягчило ее душу. Она несет свой
    крест не только безропотно, но и радостно, потому что смотрит на страдание
    как на искупление грехов
    , как своих, так и чужих. Свое терпение она
    даже не вменяет себе в особую заслугу, указывая на терпение угодников Божьих.

    На свое положение она не жалуется, даже
    ухитряется находить еще в жизни свои радости.  Весеннее пробуждение природы,
    пение птиц, принесенные цветы, забежавший к ней в сарайчик заяц — все это
    доставляет ей минуты тихого удовольствия. В ней нет и тени эгоизма; она словно
    отрешилась от своего я, от личных забот и желаний: она даже у Бога не
    просит себе никакой милости, говоря, что нечего наскучивать Ему просьбами, и
    что Он лучше знает, кто в чем нуждается. Нет в ней и зависти к другим людям, к
    чужому счастью, вообще никакого нехорошего, злобного чувства; недаром она
    говорит: «От меня сам грех отошел». Напротив того, ничего не прося для себя
    лично, она пользуется случаем для того, чтобы походатайствовать за других,
    просить сбавить оброка с крестьян, указывая на их бедность и малоземелье.

    Особую смысловую и образную нагрузку несут сны
    Лукерьи. Первый сон, в котором она услышала призыв, стал причиной её болезни.
    Последний её сон, в котором Смерть предсказывает ей время её кончины,
    сбывается. Надо думать, что правдивы и остальные сны, в которых Иисус забирает
    её в Царство.

    Насколько приближена к лику святых героиня
    рассказа  «Живые мощи»?
    В
    агиографической (описания святых) литературе показан традиционный тип
    великомученика. Писатель-реалист Тургенев отступает от жития, ему свойствен
    антропологический центр, поэтому человеческое начало для него выше
    божественного. Попробуем увидеть некоторые отличия.  К примеру, несмотря на
    сходство с великомучениками, в Лукерье много  от живого, реального человека .
    Если  портрет святого изображается как икона,  то в  портрете Лукерьи автор
    выделяет глаза, что у И.С.Тургенева является чуть ли не обязательным, главным в
    портретах героев его произведений. Также в описании святых не упоминается слово
    «красота»: это что-то от дьявола. В описании Лукерьи автор уделяет внимание
    красоте телесной. Также Лукерья ничего не читает : не может держать книгу, а
    христианские святые много читали. Ещё она принимает опиум. Таким образом, ещё
    раз можно подчеркнуть, что реалист Тургенев показывает не чудеса,
    которые были свойственны агиографической литературе, а реальные муки человека.
    Или то, что она пришла к Богу уже в больном состоянии, а все великомученики
    приходили к Богу будучи здоровыми или после перенесённой неизлечимой болезни,
    от которой он исцелялись чудесным образом.   Тем самым автор подчёркивает, что
    Лукерья не является отнесённой церковью к лику святых ,и тем не менее как много
    в её жизни напоминает жизнь известных великомучеников.

    Как Сергий Радонежский  и другие святые уходят
    от мира в леса, в монастыри по какому-то тайному зову, так и Лукерья словно
    слышит зов, после которого происходит падение, а затем её сковывает болезнь.

    Святые подвижники уходили на служение Богу
    примерно в таком же возрасте, что и Лукерья: ей нет и 30.

    В агиографической литературе герои
    отказываются от близких родственников, например, А.Печерский отказался от
    матери, от которой много претерпел препятствий. И Лукерья отказывается от
    бывшего мужа, но не испытывает к нему неприязни.

    Как и все великомученики, героиня рассказа
    «Живые мощи» без всякого страдания принимает все свои муки, не ропщет на судьбу
    свою и на Бога. «Рассказы свои вела почти весело, без охов и вздохов,
    нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие».

    Также Лукерья безгрешна, и это указывает на её
    святость, так как отсутствие греха является необходимым условием святости.
    Святой мог быть и очень грешным человеком, но потом он уходил от мира и искупал
    свои грехи. При этом, как все древние святые, Лукерья искупает не только свои
    грехи (грехи её только в мыслях могли промелькнуть, в самой жизни она не
    сделала их), но и грехи своих родителей. В одном из своих вещих  снов она видит
    уже умерших отца с матерью, которые говорят ей, что она « не одну свою душу
    облегчила, но и с них большую тягу сняла».

    Все страстотерпцы искупают не только свои
    грехи, которых могло и не быть, но и грехи всего человечества.Так поступали
    Сергий Радонежский, Антоний Печерский, Стефан Пермский, Александр Невский,
    Серафим Саровский и другие. Своими корнями эта идея уходит к образу Иисуса
    Христа, который принял смертные муки за грехи всего человечества. По сути,
    принятие страдания за грехи всего человечества является одним из важнейших
    компонентов святости. Правда, в отличие  от христианских святых Лукерья
    искупает грехи не всего человечества, а конкретных людей. Реалист Тургенев не
    мог изобразить в своём рассказе традиционную христианскую святую : он лишь использует
    основные каноны житийной литературы, трансформируя их согласно своей
    художественной концепции.

    Еще много примеров сходного в жизни мученицы
    Лукерьи с жизнью святых мучеников можно привести. Это  приход в сарайчик к
    Лукерье животных и птиц, которые, по христианским канонам, чувствуют святость
    человека и приходят к нему.  Также, как и святые, Лукерья точно предугадывает
    свою смерть: «после петровок», как и происходит на самом деле. На святость
    указывает и приход Иисуса Христа в первом сне.  Можно продолжить называть
    сходства в описании жизни героини с житиями святых.

    Таким образом, И.С.Тургенев представил свою
    героиню как  традиционную христианскую великомученицу за некоторыми
    отступлениями от жанра жития.

    Главная героиня рассказа, по мнению автора,
    является носительницей коренных национальных черт всего русского народа : это
    истинно русская душа, чистая, светлая, несломимая,готовая нести крест со
    свойственной лишь ей долготерпением и верой, даже с  благодарностью за
    посланные испытания, потому что именно они приближают к истинному, вечному. По
    прочтении создаётся впечатление, что никому больше не под силу подняться так
    высоко, как сделал это русский человек, и вспоминаются строки из стихотворения
    М,Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»: и в небесах я вижу Бога.

    Испокон веков представление о святости на Руси
    было таким: в этом святом мире  и идеал человека -быть святым (святой человек;
    ср. имена типа Святослав, Святополк, Святомир и т. п.). Во всех формах реализации
    человеческой
    деятельности — своей (потенциально) или исходящей
    свыше. Отсюда — святое слово, святое дело, святая мысль. И то, чем человек
    слывет среди других, что остается после него, в высших своих проявлениях
    оказывается святым (святая слава, святое имя). Свято и высшее назначение человека,
    его жизненный путь, его идеал -святой путь, святая вера, святая правда, святая
    истина, святая жизнь, святой Бог.

    При создании рассказа «Живые мощи»
    И.С.Тургеневым владело стремление понять специфику национального характера,
    постичь самую суть его.

    А.С.Пушкин имел право сказать о себе, что
    «чувства добрые он лирой пробуждал».Но и И.С.Тургенев тоже ни какие-нибудь
    условные чувства открывал в душах читателей, а те, что несут добро,
    нравственность , красоту.

    Будучи по взлядам «постепеновцем», западником,
    противником революции, И.С.Тургенев искал пути спасения русского народа от
    крепостного права.Если Н.А.Некрасов верил в будущее русского народа, тоже ценя
    такое качество, как терпение («вынесет всё»),но выход видел в революции
    (и широкую, вольную грудью дорогу проложит себе),то Тургенев верил в
    величие народа, великого,  могучего, правдивого и свободного.
    Очень хочется
    надеяться, что сбудется предсказание великого писателя, что когда-нибудь
    здравый смысл победит.

    Хочется верить, что понятие святости  не может
    быть закрыто наглухо для носителя безрелигиозного сознания, что оно  бесполезно
    для него и что не может затронуть его сердце, душу, чувства, ум.                                                        Еще
    несколько лет назад обращение к теме святых и святости в русской культуре могло
    бы показаться странным, безнадежно устаревшим, ненужным и вредным (не говоря
    уже об опасности выдвижения такой темы), по крайней мере тем, кто утратил связь
    с духовно-религиозной традицией (в результатe ли сознательного разрыва с нею
    или пассивного, незаметно совершившегося выпадения из нее), и для кого
    «нечувствие» к высшим смыслам и главным ее ценностям стало естественным.        Происходящие
    в последнее время изменения в отношениях государства к церкви и религии и в
    общественном сознании приводят к возрождению интереса к тому, что было забыто,
    отринуто, поругано. Появляется желание найти в прошлом то, что может помочь
    разобраться в настоящем и бросить луч света на будущее, иначе говоря,
    возобновить права наследования, от которых столь поспешно отказались ранее, и
    взять с собой это родовое наследие в дальнейший путь.

    В последние годы литературоведение
    обращается к теме влияния христианской культуры на литературу. Ранее эта тема
    игнорировалась и опускалась. Сейчас многие исследователи работают в этом
    направлении. Данная работа является еще одним звеном в этом направлении
    исследований. Введении в школьную программу курса
    «Основы христианской
    культуры
    »
    является несомненным сдвигом в этом направлении.

  • Какова роль человека в его судьбе сочинение зеленая лампа
  • Какова роль человека в его судьбе итоговое сочинение
  • Какова роль фразеологизмов в речи сочинение рассуждение
  • Какова роль театра в жизни человека итоговое сочинение
  • Какова роль совести в жизни человека сочинение по тексту лихачева