Презентация на тему: » Интерьер и его роль в рассказе О.Генри Дары волхвов.» — Транскрипт:
1
Интерьер и его роль в рассказе О.Генри Дары волхвов
2
Проблемный вопрос Какова роль интерьера в рассказе О.Генри Дары волхвов?
3
Цель исследования Определить роль интерьера в рассказе О. Генри «Дары волхвов»
4
Ход исследования: Найти определение интерьера Изучить роль интерьера в художественном произведении Применить полученные знания для ответа на проблемный вопрос
5
Интерьер- внутренняя обстановка помещения; бытовая обстановка, среда обитания людей. Может выступать как средство характеристики персонажа.
6
Функции интерьера
7
Интерьер характеризует Социальный статус Черты характера Сферу интересов и взглядов Богатство- бедность Аристократизм- мещанство Образованность- невежество Самостоятельност ь-стремление к подражанию Наличие вкуса – безвкусица Практичность – бесхозяйственность Западничество – славянофильство Любовь к чтению – безразличие к нему Род деятельности — бездеятельность
8
Мы проанализировали интерьер из рассказа О. Генри «Дары волхвов» Эпитеты – «вопиющая нищета», «красноречиво молчащая бедность» Сравнения – «буквы потускнели, словно задумались» Олицетворения – «буквы задумались»
9
Выводы: Пользуясь нашей схемой, мы пришли к выводу, что интерьер в рассказе О. Генри «Дары волхвов» – средство характеристики главных героев. Мы понимаем, что они бедные, но счастливые. Интерьер здесь характеризует социальный статус героев.
10
Выводы: Автор противопоставляет бедное материальное положение своих героев их богатому внутреннему миру.Автор дает нам понять что бедность,жизнь впроголодь,не озлобила их, напротив,они полны любви и заботы друг о друге. Автор дает понять нам,что в мире зла и несправедливости никому нет дела до страданий простого человека и поэтому-то очень важно сохранить в себе человеческое ; любовь,доброту, человечность.
Сегодня мы открываем для себя страницы творчества удивительного, доброго и умного собеседника, американского писателя О. Генри (рис. 1). Настоящее его имя – Уильям Сидни Портер.
Рис. 1. О. Генри. Фото
Свои первые литературные опыты Портер начинает в 1880-ых годах. С 1894 года в Остине он издает юмористический еженедельник «Rolling Stone», почти целиком наполненный его собственными очерками, рисунками, шутками и рассказами.
Но жизнь писателя была не столь безоблачной, как нам кажется. В ней были удивительные перипетии, страшные драматические коллизии, и эта пестрота жизни отразилась в сюжетах его произведений, порой удивительных и неожиданных.
Американский писатель О. Генри заслужил себе славу как мастер короткого рассказа, особо популярного в американской литературе под названием «short story». И этот короткий рассказ – это маленький мир, в который вводит нас О. Генри, мир, который живет по законам чистоты, этики, человечности.
Анализ рассказа «Дары волхвов»
Рис. 2. Обложка книги
Жанр произведения
Новелла – (от итал. novella – новость) – один из малых эпических жанров: близкая к рассказу жанровая форма, возникшая в эпоху Возрождения. В отличие от рассказа, новелла большее внимание уделяет фабуле, которая, как правило, отличается динамичностью событий, неожиданностью их развития и развязки.
Фабула – цепь, череда событий в эпическом или драматическом произведении, положенная в основу сюжета. В отличие от сюжета, фабулу можно кратко пересказать. «Фабула – это то, что было на самом деле, сюжет – то, как узнал об этом читатель» (Б.М. Томашевский).
Обращаясь к новелле «Дары волхвов», хочется взять эпиграф из сонета 56 Уильяма Шекспира.
Чтобы любовь была нам дорога,
Пусть океаном будет час разлуки,
Пусть двое, выходя на берега,
Один к другому простирают руки
Смысл названия новеллы «Дары волхвов»
Дар – подарок, приношение, пожертвование.
Волхвы – это волшебники, кудесники, чародеи.
События рассказа происходят под Рождество. Под Новый год и Рождество люди верят в чудо, в счастливые перемены в их жизни, дарят друг другу подарки. Главные герои рассказа – молодые супруги Делла и Джим.
Роль интерьера в новелле «Дары волхвов»
Интерьер – внутренняя обстановка помещения, бытовая обстановка, среда обитания людей. Может выступать как средство характеристики персонажа.
«…оглядим самый дом. Меблированная квартирка за восемь долларов в неделю. В обстановке не то чтобы вопиющая нищета, но скорее красноречиво молчащая бедность. Внизу, на парадной двери, ящик для писем, в щель которого не протиснулось бы ни одно письмо, и кнопка электрического звонка, из которой ни одному смертному не удалось бы выдавить ни звука. К сему присовокуплялась карточка с надписью: «М-р Джеймс Диллингем Юнг». «Диллингем» развернулось во всю длину в недавний период благосостояния, когда обладатель указанного имени получал тридцать долларов в неделю. Теперь, после того, как этот доход понизился до двадцати долларов, буквы в слове «Диллингем» потускнели, словно не на шутку задумавшись: а не сократиться ли им в скромное и непритязательное «Д»?»
При описании интерьера автор использует изобразительно-выразительные средства.
Эпитеты: вопиющая нищета, красноречиво молчащая бедность.
Сравнения: буквы словно потускнели, задумались.
Олицетворения: буквы задумались.
Интерьер в рассказе О. Генри «Дары волхвов» является средством характеристики главных героев. И мы понимаем, что наши герои Делла и Джим бедные, но счастливые.
Интерьер здесь характеризует и социальный статус героев. Описание жилища рассказывает нам о бедственном положении героев, но вместе с тем важным является и другая мысль автора.
Идея произведения «Дары волхвов»
Вся новелла построена на антитезе. Противопоставляется материальная сторона жизни духовности наших героев. Несмотря на то, что жили они бедно, порой впроголодь, они не потеряли духовности, чистоты. И самое главное, смогли проявлять заботу и внимание по отношению друг к другу. Именно чувство любви согревает этих людей в маленькой восьмидолларовой квартирке. Такая жизнь не озлобила наших героев. Мир, в котором царит зло, в котором люди жестоки и порой не обращают внимания на страдания других, не испортил этих героев, и они продолжают в своей душе нести такие чувства, как любовь, человечность и доброта.
Роль портрета в новелле «Дары волхвов»
Портрет (франц. – изображение) – изображение внешности героя.
Рис. 3. Делла
Наиболее ярким в новелле является портрет Деллы (рис. 3). Описание Деллы мы можем найти в разных частях рассказа. И если собрать портрет воедино, вот, что получится:
«Делле, которая была хрупкого сложения…»
«Она вдруг отскочила от окна и бросилась к зеркалу. Глаза ее сверкали, но с лица за двадцать секунд сбежали краски. Быстрым движением она вытащила шпильки и распустила волосы.
Надо вам сказать, что у четы Джеймс Диллингем Юнг было два сокровища, составлявших предмет их гордости. Одно — золотые часы Джима, принадлежавшие его отцу и деду, другое — волосы Деллы».
«И вот прекрасные волосы Деллы рассыпались, блестя и переливаясь, точно струи каштанового водопада. Они спускались ниже колен и плащом окутывали почти всю ее фигуру».
«Снова заструился каштановый водопад».
Позже в рассказе мы встретим такие описания героини:
«Старенький коричневый жакет на плечи, старенькую коричневую шляпку на голову — и, взметнув юбками, сверкнув невысохшими блестками в глазах, она уже мчалась вниз, на улицу».
Как вы смогли заметить, главным в портрете Деллы является описание волос, особенное внимание уделено им, именно потому, что это было главным, одним из двух, сокровищем семьи.
Изобразительно-выразительные средства:
Эпитеты: прекрасные волосы.
Сравнения: точно струи каштанового водопада.
Сюжет произведения
Сюжет (франц. – предмет) – событие или совокупность событий в эпических и драматических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом.
Структурные элементы сюжета – это завязка, развитие действия, кульминация, спад действия и развязка.
Пролог: описание комнаты.
Завязка рассказа: решение Деллы продать волосы.
Кульминация: покупка подарков.
Неожиданная развязка: подарки не пригодились ни одному из супругов.
Особенность сюжета – именно неожиданная развязка. Такой авторский стиль свойствен писателю О. Генри.
Особенности композиции
Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора.
Особенность композиции новеллы О. Генри «Дары волхвов» – это введение эпизода о подарках волхвов (рис. 4). Именно этот эпизод важен для понимания основной мысли рассказа.
Рис. 4. Дары волхвов. Библейский сюжет
Вспомним Библейскую историю. Когда родился младенец Иисус, на Востоке загорелась звезда. Волхвы поняли, что это родился тот человек, который спасет мир. И тогда они пошли поклониться младенцу, взяв с собой подарки. И в дар ему принесли золото, ладан и смирну. Золото было символом царской власти, ладан употреблялся для благовонных курений, то есть был символом божественности младенца. А смирна – благовонная смола, имеющая силу предохранять тело от гниения, ее особенностью была горечь. И именно горькая смирна стала символом крестных страданий младенца.
Отсюда пошел обычай одарить друзей, знакомых, близких и родных подарками на Рождество.
Смысл названия новеллы «Дары волхвов»
Вот что об этом пишет сам автор в конце новеллы:
«Волхвы, те, что принесли дары младенцу в яслях, были, как известно, мудрые, удивительно мудрые люди. Они-то и завели моду делать рождественские подарки. И так как они были мудры, то и дары их были мудры, может быть, даже с оговоренным правом обмена в случае непригодности. А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы».
О. Генри делает мудрый вывод: волхвы принесли дары, но среди них не было главного. Он не называет, что именно главное, но нам понятно, что это то, что было у наших героев, любовь и верность. И их не купить, даже если у вас в кармане миллион долларов.
У новеллы счастливый финал. Муж и жена подарили друг другу главное. Это бесценный подарок – любовь. Это бесхитростная готовность пожертвовать друг для друга самыми главными своими сокровищами. И для О. Генри важна как раз именно эта сторона жизни людей – их духовное начало, нравственная чистота.
Вопросы к конспектам
Сравните новеллы О. Генри с прочитанными рассказами А.П. Чехова. Что объединяет этих авторов?
Прочитайте новеллу О. Генри (на выбор). Определите ее тему, идею. Составьте план. В чем особенность композиции, сюжета?
В сочинении на какую темы вы могли бы привести в качестве примера новеллу «Дары волхвов»? Напишите небольшое сочинение-рассуждение.
Урок литературы в 7 классе по теме: «Мудрые уроки новеллы О.Генри «Дары волхвов»
1.Предмет: литература
2.Класс: 7
3. Автор учебника: В.П.Полухина, В.Я. Коровина
4. Тема урока: «Мудрые уроки новеллы О.Генри «Дары волхвов».
5. Тип урока: урок решения учебной задачи.
6. Цель урока: познакомить учащихся с личностью писателя О.Генри, с понятием «новелла», с содержанием новеллы “Дары волхвов”; раскрыть важность духовного начала в человеке, чистоту нравственного мира героев; могучую силу любви, жизни и счастья
7. Задачи
Обучающая: сформировать навыки социально-психологической характеристики героев, раскрыть роль деталей в обрисовке образов персонажей; выяснить, как автор относится к своим героям
Развивающая: развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение друг к другу, умение любить..
8. Методы и приёмы: индивидуальная работа, работа в группах, рассказ учителя, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с историей и изобразительным искусством.
9.Оборудование и материалы: мультимедиапрезентация, карточки с заданиями, доклады учащихся
10. Учитель: Карпова Е. Ю, учитель русского языка и литературы, ГБОУ гимназия № 330, г. Санкт-Петербург
Ход урока
Деятельность |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент. Актуализация имеющихся знаний. |
Начать нашу сегодняшнюю беседу я хочу с необычного вопроса: — Как вы считаете, кому люди ставят памятники? — За что люди удостаиваются такой чести? — А за что, на ваш взгляд, можно поставить памятник книге? Какой бы книге вы поставили памятник? -И именно этой чести было удостоено творчество писателя О. Генри. В городе Гринсборо в США стоит каменная книга высотой 2 метра. Эта книга раскрыта на новелле О.Генри «Дары волхвов». (1 слайд) И сегодня нам предстоит знакомство с личностью писателя и попытаться понять, что же необычного таит в себе рассказ «Дары волхвов» и почему этой книге поставили памятник. |
Активизация мыслеречевой деятельности учащихся. Фронтальный опрос |
II. Слово учителя. |
Демонстрация презентации (слайд 2 «О.Генри»). О.Генри – это псевдоним Уильяма Сидни Портера, американского писателя, книги которого любимы во всём мире. Он родился в 1862 году на юге Америки, в семье врача. Он рано приохотился к чтению, любил романы Ч.Диккенса, У.Коллинза, В.Скотта, А.Дюма. Будущему писателю рано пришлось начать зарабатывать деньги. В пятнадцать лет он становится дипломированным фармацевтом, в двадцать лет отправляется в Техас. Два года он работает на ранчо вместе с ковбоями. Позже он пытается издавать свою газету, пишет статьи, очерки, фельетоны, юмористические рассказы. Судьба не была к нему благосклонна. Испытания, которые выпали на долю писателя, частично отражены в его многочисленных рассказах (3 слайд), главное в которых – неистребимый оптимизм, юмор, любовь к людям и к жизни в целом. Темы своих произведений определил так: (слайд 4) «Я буду писать рассказы о маленьких людях до тех пор, пока все не поймут, что короткий рассказ может иметь огромное воспитательное значение. В нём должны сочетаться юмор и глубокое чувство. Он должен разрушать предрассудки, объясняя их. Я хочу ввести в гостиные наших магнатов павших, отверженных и при этом обеспечить им там радушный приём. Я хочу, чтобы наши четыреста побывали в шкуре миллионов». Любимый жанр О.Генри – новелла (5 слайд) Новелла – повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, неожиданная развязка. В новелле кульминация повествования раскрывается в финале. Именно это создает эффект неожиданности |
Слушают учителя, делают необходимые записи Запись определения в тетрадь |
III. Вопросы по первичному восприятию. |
— Дома вы прочитали новеллу О.Генри «Дары волхвов». (6 слайд) — Понравился ли вам рассказ? Что вам понравилось? Любите вы сами получать подарки, а дарить? А приходилось ли вам жертвовать чем-то, чтобы сделать приятное человеку? Могли бы пожертвовать? — Понравились ли вам герои? |
Ответы учащихся |
IV. Постановка учебной задачи. |
Тема нашего урока звучит так: «Мудрые уроки новеллы О. Генри «Дары волхвов». (слайд 7). Запишите в тетрадь. Попробуйте определить цели урока. |
Записывают тему в тетрадь, формулируют цели урока |
V. Первичное осмысление материала и его анализ. |
Работа с ассоциациями. Обратимся к названию рассказа «Дары волхвов». На прошлом уроке вам было дано задание – подобрать ассоциации к словосочетанию «дары волхвов». Озвучьте их. — Какие ассоциации вызывает у вас слово «дар»? Откроем доску со словарным определением и попросим учеников прочитать словарное определение и внести дополнения в их ассоциации: дар – пожертвование, способность, талант. (слайд 7) «Дар есть благословение дающему».Ф. Герберт . (слайд 7) Какую характеристику слова «дар» можно взять из этого высказывания? — Кто такие волхвы? Слово «волхвы» нам уже встречалось в этом году. При изучении какого произведения? С каким праздником связана библейская история о волхвах? Какие дары принесли волхвы? Простые ли были дары волхвов? Обращение к иллюстрациям. Вглядитесь в лица мудрецов на представленных здесь репродукциях, обратите внимание на цветовую гамму полотен, что вы можете сказать? Какие чувства испытывают волхвы, увидев Святого младенца? Как краски, используемые художниками, передают настроения и волхвов, и Девы Марии? |
(дар – добро, любовь, радость, праздник, мама). (дар – благословение). ( «Песнь о вещем Олеге» Пушкина – «Волхвы не боятся могучих владык…», в значении «кудесник») Сообщение ученика (слайд 8 – картина «Поклонение волхвов») (см. Приложение) Просмотр материалов презентации, проблемный диалог |
VI. Самостоятельная работа |
Микроисследования в группах. Сейчас вы займетесь поисковой литературоведческой работой, т.е. проследите, каким образом писатель выражает основную мысль. (карточки с заданием – см. Приложение) |
Работа в группах Выступления учащихся с результатами групповой работы |
VII. Проработка содержания темы. Мозговой штурм. |
— Как вы воспринимаете их поступок? — На что надеялись герои, выбирая друг другу подарки? — Что думала Делла, когда выбирала цепочку? Найдите в тексте — Что бы подчеркнули гребни, которые Джим подарил Делле? — А что получили герои с такими, на первый взгляд, бесполезными для них подарками? Давайте снова вернемся к заголовку и посмотрим, как соотносится название и содержание новеллы. Для этого обратимся к последнему абзацу и выразительно прочитаем его. Затем ответьте на вопрос: почему «из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им»? — Кого называет волхвами автор? — Более того он ставит их даже выше волхвов, называя их мудрейшими из дарителей. Почему? Объясните, почему рассказ называется «Дары волхвов». — Положив начало обычаю дарить подарки, древние мудрецы дали людям возможность проявить себя в выборе дара, и в отношении к тем, кому готовится дар. |
Джим теперь сможет любоваться своими часами в любом обществе, окружающие люди также смогут увидеть эти часы и позавидовать. Они поняли, что самое важное у них в жизни все – таки осталось. Это понимание того, что они любят друг друга так, что готовы друг для друга пожертвовать самым дорогим. (героев рассказа Джима и Деллу) (так как за их подарками стоит подлинная любовь, подвиг самоотречения) |
VIII. Подведение итогов. Рефлексия. |
Давайте снова вернемся к памятнику книге. (слайд 1). Ответьте письменно на вопрос: «Почему именно этой книге поставили памятник». — Над чем заставляет задуматься эта новелла? Какие мудрые уроки вы сегодня усвоили? Заключим урок словами самого писателя: «Вы ждёте сокровищ, которые, как манна небесная, упадут к вам в виде золотых долларов или хрустящих кредиток, а между тем у каждого из вас есть огромные сокровища, которые вы мало цените». |
Индивидуальная творческая работа. Предполагаемые ответы учащихся: — Искренность, любовь, гораздо важнее, чем деньги. — Самопожертвование способно изменить жизнь, и серая проза жизни уступит место «поэзии». |
IX. Домашнее задание |
Ребята, давайте подумаем, что бы мы могли подарить своим близким, не имея ни копейки денег. Ведь не дороговизна в прямом значении этого слова определяет ценность подарка. Сочинение на тему: «Я подарю тебе…» |
Запись ДЗ в дневники |