Какова роль искусства в сказках андерсена приведите примеры

Сила настоящего искусства в сказке Андерсена «Соловей»

Об искусстве и его влияние на человека можно говорить много. Но отметим, что ценится только настоящее искусство. Как же отличить настоящее искусство от искусственного? Именно этой проблеме и посвящена сказка Андерсена «Соловей».

Сюжет сказки чрезвычайно прост. Император, прочитав о соловье, захотел его увидеть и услышать. И был очень удивлен, увидев невзрачную маленькую серенькую птичку, ведь он представлял ее совсем другой. И когда соловей запел, все были очарованы его пением. «Соловей пел так прекрасно, что на глазах императора выступили слезы и покатились по лицу. Тогда соловей запел еще очаровательнее, и сердце все больше сжималось от его песни». Император хотел наградить необычного певца, но тот отказался, объяснив, что слезы на глазах — это и есть высшая награда. Конечно, ни сам император, ни его придворные этого не поняли. Для них наградой были только деньги и драгоценности.

Некоторое время спустя император получил подарок: огромную коробку, в которой лежало маленькое художественное изделие — искусственный соловей, похожий на живого, но весь осыпан бриллиантами, рубинами и сапфирами. Когда искусственную птицу заводили, она могла выполнять одну из мелодий, которую пел настоящий соловей. И, как это ни странно, но придворным больше нравилось пение искусственной птицы. Ведь она была такой красивой и так сверкала!

Очень скоро о настоящем соловье все просто забыли.

Прошел год, и искусственная птица сломалась. Это было большим горем. Теперь ее заводили только один раз в год, чтобы насладиться ее пением. В стране уже никто и не вспоминал о настоящем соловье, его объявили изгнанным за пределы государства. И только бедные рыбаки, слушая искусственную птицу, говорили: «Звучит хорошо и, похоже, но чего-то не хватает». А чего именно, они не понимали.

И вдруг случилась беда: император стало плохо, и он умирал. Быстро выбрали нового императора, уж Смерть пришла за ним. В полной тишине лежал император и просил музыки. И его голос был так слаб, что никто из придворных не мог его услышать и завести искусственную птицу.

Вдруг раздалось прекрасное пение. Это настоящий соловей, услышав о беде императора, прилетел к нему, чтобы своим пением утешить его и вселить надежду. И произошло чудо: император ожил!

Возможно ли такое? Может воскреснуть тот, кто уже умирал? Конечно, это сказка. Но, как и в каждой сказке, в ней есть скрытый смысл. Великий сказочник открыл нам мудрую истину об искусственном и настоящем искусстве.

Искусственное может быть очень красивым, но это не единственный критерий. Настоящее то, что дарит радость, вселяет надежду, превозносит дух. Вот почему оно пробуждает душу и остается вечным.


  • Чирикать


  • Лайкнуть


  • VK Рассказать


  • ОК Поделиться

Андерсен_5
В детстве я был заворожен сказками Андерсена: «Снежная королева», «Гадкий утёнок», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Свинопас»…Почему-то особенно запомнилась сказка «Ель».
Когда отец привёз из Кишинёва двухтомник сказок Ганса Христиана Андерсена (издание 1975 года), я с удивлением обнаружил, что это не совсем те сказки, которые я читал в детстве, а скорее сказки для взрослых.
Некоторые исследователи считают, что великий сказочник Андерсен недолюбливал детей. Ганс Христиан раздражался, когда его называли детским писателем. Он считал себя серьёзным писателем для взрослых. Но критики не признавали его как поэта и романиста. Зато Андерсен был признанным королём сказки. Заплатил он за это ценой личного счастья!

Как сочинял свои истории Ганс Христиан? Откуда приходят сказки?
По сути это вопрос о природе вдохновения и природе человеческого гения.

С детства я мечтал увидеть места, где жил и сочинял Ганс Христиан Андерсен, и вот мечта моя сбылась: в рамках круиза по четырём скандинавским столицам я побывал в Копенгагене.

Мне понравился Копенгаген, его улицы и каналы. Рядом с современными зданиями гармонично соседствуют старинные, что создаёт неповторимый колорит города. Самый вкусный кофе и самый вкусный торт я попробовал именно в Копенгагене.
Приятной было встретить наших военных моряков с противолодочного корабля «Неустрашимый»; я даже побеседовал с одним из них. В тот день в Копенгагене стоял и наш известный парусник «Седов».

Сейчас в столице Дании живёт более 1 млн. человек.
Дания (Kongeriget Danmark) – старший член содружества государств Королевство Дания, в которое на правах автономии также входят Фарерские острова и остров Гренландия.
Население Дании 5,5 млн.человек (как в Санкт-Петербурге).
По индексу лучшей жизни, из 36 стран Дания стоит на третьем месте после Австралии и США.
Средняя продолжительность жизни мужчин – 78 лет, женщин – 86 лет.
Половина семей владеют собственными домами.
Дания имеет свою валюту, но везде принимают евро.

Дания – древнейшая монархия в Европе, существует с 936 года.
Глава государства — королева Маргарет — осуществляет верховную власть через назначаемое правительство. Королева также является верховным главнокомандующим вооружёнными силами Дании и главой официальной государственной церкви.

В 1940 году фашистская Германия оккупировала Данию и немцы вошли в Копенгаген. Дания была объявлена немецким протекторатом, но Гитлер пообещал сохранить королю его власть.
Фашисты потребовали, чтобы евреи носили на груди жёлтую звезду Давида. Тогда король Дании прицепил себе жёлтую звезду на китель и выехал на коне в город. Король хотя и признал власть Германии, однако остался со своими народом.

Дания – родина таких известных людей как физик Нильс Бор, философ Сёрен Кьеркегор, кинорежиссёр Ларс фон Триер, сказочник Ханс Кристиан Андерсен.

Андерсен_1

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в маленьком городе Оденсе, расположенном на одном из датских островков – Фионсе. Его отцу в ту пору было двадцать, а матери – на пару лет больше.
Отца будущего великого сказочника звали так же Ханс Кристиан Андерсен (1782—1816), и был он бедным башмачником. Отец великого писателя любил читать и путешествовать. Он без конца перечитывал сыну сказки «Тысяча и одна ночь». Однажды отец сходил с сыном в театр, что повлияло на всю дальнейшую жизнь мальчика.
Испытывая тягу к приключениям, в 1812 году отец отправился воевать в составе армии Наполеона. На деньги, заработанные отцом, семья жила три года. Через четыре года он вернулся калекой и вскоре умер.

Деда великого сказочника, старика Андерса Хансена, резчика по дереву, считали в городке сумасшедшим, потому что он вырезал странные фигурки полулюдей с крыльями.

Мать Анна Мари Андерсдаттер (1775—1833), была прачкой из бедной семьи, ей приходилось в детстве просить подаяние. С психикой у неё тоже было не всё в порядке. Похоронена она на кладбище для бедных.

В Дании существует легенда о королевском происхождении Андерсена, поскольку в ранней биографии Андерсен писал, что в детстве играл с принцем Фритсом, впоследствии — королём Фредериком VII. Причиной этой фантазии Андерсена послужили рассказы его отца, будто бы он родственник короля.
После смерти короля Фредерика VII, за исключением родственников, один лишь Андерсен был допущен к гробу покойного.

В раннем детстве Ханс Кристиан был замкнутым ребёнком. Он рос мечтателем и фантазёром. Любимой его игрой был кукольный театр, который он сам смастерил и где разыгрывал свои пьесы.
Сын соседки Готфред Шенк, узнав об увлечении Андерсена, дразнил его «писателем пьес» и при каждом удобном случае колотил почём зря.

Мальчик пел в церковном хоре и раз в неделю мать водила его на воскресные проповеди. В приходской школе Андерсен не был прилежным учеником. Он не учил уроков, не пытался постичь математику и заковыристую грамматику, за что получал хлёсткие удары учительской указкой.

После нескольких физических наказаний Ханс Кристиан отказался ходить в приходскую школу, и мать отдала его в еврейскую школу, где физические наказания в отношении детей были запрещены.
В еврейской школе Андерсен подружился с девочкой по имени Сара, которая назвала его милым и пообещала, что когда вырастет, станет его женой. В благодарность Ханс Кристиан поведал ей свою «самую страшную тайну»: «Знаешь, а ведь я из благородной семьи. Вот увидишь, когда-нибудь передо мной будут снимать шляпу…»

Андерсен не собирался стать писателем, а мечтал стать актёром; он хотел танцевать и петь на сцене, декламировать стихи. Мальчик с большими голубыми глазами обладал звонким голосом, мог часами читать стихи и петь песни.

«Когда-нибудь ваш сын станет знаменитым, и Оденсе зажжёт в его честь огни», – сказала прорицательница матери Андерсена, когда он был ещё ребенком.

В 1816 году отец Андерсена умер, и мальчику пришлось пойти работать. Он был подмастерьем у ткача, затем у портного, работал на сигаретной фабрике.
Мать пыталась устроить сына на швейную фабрику. Работницы, знавшие о певческом таланте мальчика, попросили его спеть. Чистое и звонкое сопрано вызвало всеобщий восторг. Однако на следующий день над звонким голосом Андерсена начали смеяться. Кто-то предложил проверить, а не девочка ли этот долговязый паренёк. С Андерсена стянули штаны и под общий гогот проверили…

После этого Андерсен окончательно ушёл в себя. Его лучшими друзьями стали деревянные куклы, сделанные когда-то отцом. Ханс Кристиан шил им платья, сочинял для них смешные и грустные истории, в которых куклы оживали. Для своих героев он придумал новый язык, некую помесь датского, немецкого, английского и французского.

Мать Андерсена, не в силах более выносить нищеты, решила снова выйти замуж. С отчимом, который был бедный башмачник, Андерсен не поладил. Испортились и отношения с матерью, которую Ханс Кристиан ревновал к приёмной сестре Карен-Мари.

За восхитительный голос Андерсена прозвали «маленький соловей с острова Фюн». Его стали приглашать в приличные дома. Через полгода выступлений Андерсен собрал 13 риксдаллеров и в придачу получил рекомендательное письмо к ведущей балерине королевского театра Анне Маргарете Шелл.

Патрон молодого Андерсена обратился к будущему королю Дании с просьбой поддержать талант. Фредерик VII ответил: «Если у человека есть талант, то он прорастёт и сам».

Откуда и как рождается талант в семье сапожника?
Почему одни довольствуются своим происхождением и всю жизнь работают сапожником, поваром или плотником, а другие дети рвутся к чему-то недостижимому, непонятному их родителям?

Когда Андерсену исполнилось 14 лет, он решил поехать в Копенгаген. Мать спросила его, зачем он едет. Ханс Кристиан ответил: «Чтобы стать знаменитым!»
4 сентября 1819 г. он покинул Оденсе и вернулся на родину лишь через 50 лет.

В течение целого года жизни в Копенгагене Андерсен пытался поступить в театр. Сначала он пришёл домой к известной певице и, заливаясь слезами, просил её устроить его в театр. Чтобы отвязаться от назойливого подростка, она обещала всё устроить, но не выполнила своего обещания. Позднее певица объяснила Андерсену, что приняла его тогда за сумасшедшего.

Ханс Кристиан был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, длинной шеей и таким же длинным носом. Но благодаря его приятному голосу и настойчивым просьбам Ханс Кристиан был принят в Королевский театр на второстепенные роли.

Когда началась возрастная ломка голоса, юноша был уволен. Тогда Ханс Кристиан сочинил пьесу в пяти актах и написал письмо королю, с просьбой дать деньги на её издание. Книга была напечатана, но никто её не покупал, и она пошла на обёртки.
Андерсен не терял надежды и понёс свою книгу в театр, чтобы по пьесе был поставлен спектакль. Но ему было отказано с формулировкой «ввиду полного отсутствия опыта у автора».

Удача улыбнулась Андерсену в лице профессора консерватории Сибони, композитора Вейзе, поэта Гольдберга и конференц-советника Коллина. Видя настойчивое желание Ханса Кристиана, они ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI, который дал деньги на обучение Андерсена в гимназии.

17-летнего Андерсена определили в начальный класс, где ученики были младше на 6 лет.
Директор гимназии Мейслинг всячески унижал Андерсена.
– Ваш отец был сапожник, отчим тоже. Вы поймите, сколько пользы вы могли бы принести, выполняя благородный труд сапожника, починяя сапоги. А здесь на вашем месте мог бы находиться действительно способный человек.

Откуда у Андерсена была такая вера в собственное предназначение? Кто был на самом деле отец великого писателя?

Андерсен – пример величайшей веры в свой талант. Именно эта вера позволила пройти сквозь все беды и ненастья, стать великим писателем.
Глядя на жизнь Андерсена, создаётся впечатление, что каждый человек рождается с определённым предназначением.

Андерсен_2

Недавно в архивах Дании была найдена чуть ли не первая сказка начинающего писателя. В сказке «Сальная свечка» рассказывается о приключениях свечи, которая не могла определить смысл своего существования. В конце повествования свеча встречает огниво, которое зажигает свечу, тем самым указав на её предназначение.

В 1827 году Андерсен завершил учёбу. Но он до конца жизни делал множество грамматических ошибок. На всю жизнь Андерсен сохранил недобрую память о своём учителе Мейслинге.
– На ваших уроках я научился многому, не научился только ненавидеть людей, – сказал на прощание Ханс Кристиан своему учителю.
– Вон отсюда, тварь неблагодарная!
– Люди будут знать того, кто третировал гения Ханса Кристиана Андерсена.

Когда Мейслинг стал королевским цензором, он продолжал критиковать и насмехаться над бывшим своим учеником.
«Последняя его сказка о гадком утёнке это просто возмутительная вещь. Я был вынужден сделать внушение редакции журнала. Недопустимо публиковать подобные вещи. Это пасквиль на нашу Родину. В гадком утёнке Андерсен изобразил самого себя; птичий двор это наша страна, а мы все злобные отвратительные обыватели, все эти индюки, петухи, гуси, павлины, которые только и делают, что на него шипят, клюют его и щиплют. А он возомнил себя прекрасным белым лебедем…. А какой он лебедь?… у него руки до пола… типичный павиан, орангутанг…»

«Да, гадкий утёнок – вылитый я», – признавал Андерсен.

«А чему может научить детей сказка «Новое платье короля»? – не унимался Мейслинг, – где его величество изображается в совершенно непотребном виде, то есть голый…».

То, над чем насмехались, тем потом восторгались!

В 1829 году поступив в университет, Андерсен опубликовал свой первый рассказ – «Путешествие пешком от Гольме-канала до Амака». Рассказ принёс ему известность. Андерсен получил от короля денежное пособие, позволившее осуществить первое в жизни заграничное путешествие.

Но поистине новая жизнь началась у Андерсена, когда в 1835 году бедный и почти безвестный тридцатилетний Ханс Кристиан написал сказку «Огниво».
Первый сборник сказок, вышедший в 1835 году, назывался «Сказки, рассказанные детям». 2-й выпуск «Новые сказки» был начат в 1838 году, а 3-й «Новые сказки и истории» в 1845.

Сказками Андерсена зачитывались, книги раскупали мгновенно, стихи дети заучивали наизусть.
Путевые заметки, стихи и сказки Ханса Кристиана были переведены на 125 языков мира.
Когда в июне 1847 года Андерсен впервые приехал в Англию, ему устроили триумфальную встречу.
Сказку Андерсена «Новое платье короля» разместил в первом своём букваре Лев Николаевич Толстой.

Как ни странно, Андерсен презирал свои сказки, принесшие ему заслуженную славу. Он не любил слово «сказка», а предпочитал «рассказ» или ещё лучше «история».
Андерсен писал не только сказки. Из-под его пера вышли пьесы и романы, полные тонкого психологизма. Однако критики продолжали игнорировать Андерсена как драматурга и романиста.

Андерсен

Однажды известный критик в гостях у одной особы долго ругал книгу Андерсена. А когда закончил, маленькая дочка хозяев протянула ему книгу со словами: «Тут есть ещё слово «и», вы его пропустили и не поругали!» Критик покраснел и поцеловал наивного ребенка. Андерсен рассмеялся.

Знаменитые люди того времени, писатели и поэты, стремились стать друзьями или хотя бы знакомыми Андерсена. Но даже среди своих знакомых Андерсен был чужой странный непонятный необыкновенный чужак.
Один исследователь написал: «Вероятно, Андерсену было очень странно жить среди обыкновенных людей…»

Как-то Андерсена пригласили рассказывать сказки молодому принцу Людвигу – будущему монарху Баварии – которого спустя много лет прозвали «сказочный король». Возможно, именно сказки Андерсена разбудили воображение сказочного короля, построившего великолепные замки Баварии. Самый знаменитый – Нойшванштайн.

До сих пор остаётся тайной, кто же на самом деле отец Людвига Баварского, и почему отец Ханса Кристиана Андерсена считал себя королевских кровей.

В автобиографической книге «Сказка моей жизни» Андерсен признался: «Из этой книги ребята узнают только сахарную сторону моей жизни, я очень многое сгладил».

В 2007 году на экраны вышел замечательный фильм Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви».

Андерсен_фильм

Фильм настолько откровенный, что его не рекомендовано смотреть детям младше 14 лет.
В фильме король спрашивает Андерсена:
– Я читал ваш прекрасный роман «Импровизатор». Признайтесь, дорогой Андерсен, вы написали его с себя?
– В какой-то степени, – ответил Ханс Кристиан.
– А он всё пишет с себя, – пояснили королю.

– Как же вы сочиняете свои дивные истории?
– Это очень просто. Я утром сажусь за стол, макаю перо в чернильницу и думаю, что бы такое мне сочинить. Вдруг стук в дверь, я говорю «войдите», входит женщина и едва слышно произносит «я сказка, я пришла тебе помочь». Она молча стоит у меня за спиной, и вдруг в моём мозгу появляются лица, рождаются образы, слова теснят друг друга, фразы так и льются с моего пера. Я резко оборачиваюсь, но там никого нет.

Король попросил сочинить с ходу сказку о славе. Андерсен тотчас ответил:
«Слава – это женщина гигантского роста, величиной с башню нашей ратуши. Она смотрит как внизу на земле копошатся люди, мелкие-мелкие. Слава нагибается, наугад берёт одного из них из толпы, поднимает высоко-высоко на уровень своих глаз, внимательно рассматривает его и разочарованно произносит: «опять не тот», и роняет его на землю».

Андерсен писал легко. Даже большие истории рождались всего за одну ночь, самое долгое за два дня. Однажды его знакомый в шутку сказал: «Напишите нам новую, забавную историю. Вы ведь можете написать даже о штопальной игле!» И Андерсен написал историю жизни штопальной иглы.

«Сказки сами приходят ко мне, – говорил Ханс Кристиан. – Их нашёптывают деревья, они врываются с ветром… У меня масса материала. Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: “Взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни!” И стоит мне так сделать, как у меня готов рассказ о любом из них».

Сюжеты своих сказок Андерсен черпал прежде всего из детских воспоминаний. Сказку «Огниво» он фактически пересказал из того, что услышал в детстве. Сюжет сказки «Новое платье короля» тоже был заимствован Андерсеном из старинных источников.

«Я иногда сочиняю, но никогда не лгу!» – говорил Андерсен. – «Вообще-то я находил сюжеты своих историй повсюду. Однажды я вспомнил книгу о человеке, продавшем свою тень. Я переписал этот сюжет по-своему, так родилась сказка «Тень».
Когда Андерсену заметили, что его история в точности повторяет трагедию Шекспира «Отелло», Андерсен отвечал: «Это такая прекрасная история, что я решил написать её ещё раз своими словами».

Как Андерсен переписывал чужие истории на собственный лад, так и Евгений Шварц переписал сказки Андерсена, превратив их в собственные пьесы: «Обыкновенное чудо», «Старая старая сказка», «Тень».

Андерсен_старая сказка

Проблема «тени» – «двойника» волновала воображение людей с древних лет. Представления о двойственной сущности человека были ещё в древнем Египте. Двойник был и в сказках Гофмана, потом появился в повести Достоевского «Двойник».

Откуда приходят сказки? Как и почему они возникают в воображении писателя?
Были ли сказки Андерсена всего лишь сублимацией неудовлетворённой сексуальности, как учит Зигмунд Фрейд, или они были чем-то большим?
Какова метафизика сказки?

Андерсен выбрал сказку как форму познания мира, это определённый взгляд на мир. Поэтому его сказки носят философский характер.
Философский смысл сказок Андерсена состоит в идее органической взаимосвязи всего живого и неживого. Сила любви разлита во всём сущем и в конечном итоге торжествует над силами зла и разрушения.
Именно сила любви позволяет Герде победить Снежную королеву. Именно ради любви Русалочка жертвует своей жизнью, как и стойкий оловянный солдатик.

Кто-то считает сказки Андерсена детскими и наивными. Но в них есть и философская иносказательность, и психологическая глубина, и жизненная правда, и мораль.
«Сказки Андерсена – это иносказание жизненной правды в форме фантастики».

Сказочник Андерсен верен правде жизни, и потому большинство его сказок имеют печальный конец. Сказки Андерсена не столько о радостной весёлой жизни, сколько о гордом сопротивлении жестокой действительности. Почти все истории наполнены грустью, и лишь немногие имеют счастливый финал. Из 156 сказок, написанных Андерсеном, 56 заканчиваются смертью героя.

Некоторые исследователи считают, что великий сказочник Андерсен недолюбливал детей. Отдельные произведения Андерсена действительно наводят на подобные мысли. Например, в сказке «Девочка, наступившая на хлеб» маленькая героиня расплачивается за свой поступок муками ада. В волшебной истории «Красные туфельки» провинившейся девочке справедливый топорик отрубает ноги.

Предполагают, что Андерсен сочинял такие «страшилки», когда его одолевала депрессия или мучила зубная боль.
Сказку «Иб и Кристиночка» вряд ли можно назвать сказкой; скорее это сказочная история, имеющая вполне достойное реальное содержание для романа.

Откуда взялась идея Русалочки – жертвенной любви фантастического существа, готового ради любимого пожертвовать своей жизнью?
Эта идея встречается ранее у Г.Гейне («Лорелея») и Фуко («Ундина»).
Про свою сказку «Русалочка» Андерсен говорил: «она – единственная из моих работ, которая трогала меня самого».
Знаменитая скульптура Русалочки в бухте Копенгагена стала символом столицы Дании.

Андерсен_русалочка

В сказках Андерсена важно не столько содержание, сколько двойная линия развития сюжета (одна для детей, другая для взрослых). Взрослым читать «детские» сказки Андерсена нужно между строк.
Надо сказать, что и сказки Шарля Перро предназначены для взрослых. Известная сказка «Красная шапочка» о том, как нужно вести себя девушкам при встрече с волками (мужчинами). Сказка «Синяя борода» о том, чем грозит пожилым мужчинам женитьба на молоденьких девушках.

Но большинство сказок Андерсена о смысле жизни и смысле искусства: «Лён», «Сальная свечка», «Последний сон старого дуба», «Кое-что» …
«Тебя не отгонят прочь, тебе позволят стоять тут, за дверями, и придумывать, как бы поправить твою земную жизнь, но в рай тебя не впустят, пока ты воистину не совершишь кое-чего».

«Как безрассудно было бы со стороны смычка и скрипки кичиться своим искусством. А как часто делаем это мы, люди – поэты, художники, учёные, изобретатели, полководцы! Мы кичимся, а ведь все мы – только инструменты в руках создателя! Ему одному честь и хвала! А нам гордиться нечем!» (сказка «Перо и чернильница»).

Какова природа гения?
Когда мне говорят «вы – гений», я возражаю. Мне близко представление древних римлян, которые считали, что у каждого мужчины есть своей гений, у каждой женщины – юнона.
Сократ называл этот голос свыше – «даймон».

Откуда приходят идеи и мечты?
Платон считал, что идеи приходят свыше, и что идея предшествует любой вещи.
Его знаменитая метафора о пещере помогает понять сущность человеческой жизни и тени.

Поэту даётся образ (Идея), которую он должен расшифровать, изложить словами. Причём на родном языке это получается, а на не родном адекватно не получается.

Откуда приходят сказки? Какова природа нашего воображения?

Мне близка мысль Джона Пристли, что всё, возникающее в нашем воображении, должно где-то существовать во Вселенной. В своей сказке «31 июня» Пристли доказывает связь судеб во времени и пространстве.

Люди любят сказки, в которых добро побеждает зло, потому что в жизни чаще бывает наоборот.
Люди хотят верить в победу любви и справедливости, потому что сами поступают противоположным образом.
Откуда вообще берётся вера в любовь и торжество добра над злом, ведь в жизни всё иначе?

Возможно, мотивы написания Андерсеном сказок были из жизни, но идеи и смыслы – с Небес! – ноосферы, как называл информационное поле Земли Вернадский, или как называли древние «Хроники Акаши». Именно этим можно объяснить, что одинаковые идеи возникали одновременно у нескольких людей, как, например, идея радио у Маркони и Попова.

Как возникают сказки?
Некоторые считают, что сказки рождаются из мифов.
Салтыков-Щедрин тоже писал сказки. Но разве можно назвать его сказочником?

Жизнь Андерсена была драматичной, если не сказать трагичной.
Детство и отрочество Ханса Кристиана было травмировано сценами сексуальной жизни.
Характер у Андерсена был скверный. Он был высок, худощав, нелеп, сутул, с невыразительными чертами лица, единственной приметной деталью был длинный нос.
Андерсен был подвержен истерикам, депрессии, был мнителен, не выносил критики в свой адрес. Поступки его были эксцентричны. Одевался без вкуса. Он понимал, что создан не для семейной жизни.

Андерсен не имел успеха у женщин – и не стремился к этому. Но сексуальная потребность требовала удовлетворения. И однажды Андерсен пошёл в публичный дом. Он хотел любви, а ему предложили секс. «Ты не мужчина и никогда им не будешь».
Шок от увиденного в публичном доме надолго сформировал отношение к женщинам.

Трагедия жизни многих выдающихся людей заключалась в сексуальной дисгармонии и неудовлетворённости. Это и король Людвиг Баварский, и композитор Пётр Ильич Чайковский, изобретатель Альфред Нобель, и многие другие.

В своей жизни Андерсен любил двух женщин: шведскую певицу Йенни Линд и дочь адмирала Вульфа Генриетту. Ему предлагали жениться на Генриетте, которая была к Андерсену неравнодушна.
– Вы хотите, чтобы у первого писателя Дании была горбатая жена? – возмутился Ханс Кристиан.

В 1840 году в Копенгагене Андерсен встретил шведскую певицу Йенни Линд.
Андерсен_4
«Визит мой был очень короток, расстались мы, едва познакомившись, и она оставила во мне впечатление совершенно заурядной личности, которую я скоро и позабыл», – пишет в «Сказке моей жизни» Ханс Кристиан.
Через три года они встретились вновь и Андерсен влюбился. Он посвящал ей стихи и писал для неё сказки. Хотя ему было 40, а ей всего 26 лет, и она обращалась к нему исключительно «братец» или «дитя».
— Вы, наверное, ненавидите меня? — спросил её Андерсен.
— Чтобы ненавидеть, я должна сначала полюбить… — ответила Йенни.

Андерсен ездил за Йенни Линд в Лондон и Берлин, где она гастролировала, но так и не добился взаимности. Он признался Йенни, что у него никогда не было близости с женщиной. Но, несмотря на искреннее признание, получил отказ.

Сказку «Снежная королева» и «Соловей» Андерсен посвятил Йенни Линд.
Поклонники сказочника назвали Йенни «Снежной королевой»; ведь её сердце не смогла растопить даже любовь великого датчанина.

Андерсен_снежная королева

Сказку «Свинопас» Андерсен написал про своё неудачное сватовство к Йенни Линд. Так он отомстил своей пассии.

Большинство читали сказки Андерсена только в детстве. Но если перечитать их во взрослом возрасте, то открывается довольно фривольный смысл. В полной мере постичь значение сказок датского писателя могут только взрослые.
В «Огниве» разыгрывается сексуальная сцена: собака приносит спящую принцессу в каморку к солдату. Вместе они проводят ночь, а утром принцесса вспоминает об «удивительном сне».

Эротический подтекст присутствует почти в каждой сказке Андерсена. Снежная королева целует мальчика в губы и с определённой целью поселяет в своём ледяном дворце.
Гадкий утёнок влюбляется в красавцев-лебедей, причем при виде прекрасных птиц его охватывает «непонятная тревога», он становится «словно не в себе». Сейчас бы это назвали гомосексуальными фантазиями.
Герои «Дюймовочки» вообще одержимы лишь одной маниакальной целью – поскорее предаться страсти с этой маленькой девочкой.
Сегодня за такие вольности писателя могли бы (по примеру В.В.Набокова) обвинить в педофилии, а саму сказку рекомендовать +18.
Извращённые умы могут и в сказке «Свинопас» увидеть зоофилию…

За свою долгую жизнь Андерсен много раз влюблялся, но всегда был несчастлив в любви.
Трагедия безответной любви Ханса Кристиана проявилась в его сказках.

«Грустный сказочник, убегающий от любви», – так называли Ханса Кристиана Андерсена.
Андерсен всю жизнь относился к женщинам как к чему-то недосягаемому. Он мог пробудить в женщине страсть, наговорив романтической чепухи, но, когда дама протягивала к нему руки, сказочник спешил скрыться бегством.

В старости он стал ещё более экстравагантным, проводил много времени в публичных домах. Он не прикасался к работавшим там девушкам, а просто разговаривал с ними. Ему предлагали секс, а он хотел любви. «Лучше выдумать любовь, чем испытать её в действительности», – говорил сказочник.

Андерсен_старый

Андерсен объехал весь свет и повидал то, о чём когда-то мечтал его отец. Почти всю жизнь он провёл в гостиничных номерах, и всюду возил с собой верёвку на случай пожара.
Великий сказочник всерьёз считал, что количество зубов во рту влияет на его творчество. В январе 1873 года Ханс Кристиан потерял последний зуб и тут же перестал сочинять. «Волшебные истории больше не приходят ко мне. Я остался совершенно один», – записал Андерсен в дневнике.

Ханс Кристиан Андерсен добился мировой славы при жизни, но до конца своих дней остался одиноким. Незадолго до смерти он сказал: «Я заплатил за свои сказки большую, непомерную цену. Отказался ради них от личного счастья и пропустил то время, когда воображение должно было уступить место действительности».

В 1867 году уже будучи стариком, Андерсен вновь приехал в Оденсе. Родной город объявил сына прачки своим почётным гражданином. В день, когда состоялось это торжество, в городе гремел салют, все дети были освобождены от школьных занятий, а толпа восторженных жителей кричала на площади «ура»!

Андерсен всю жизнь стыдился своего происхождения и своей сестры-проститутки.
«Ханс Кристиан, ты великий лжец и обманщик. Ты ведёшь двойную жизнь. В своих сказках ты добр, великодушен и благороден. А на самом деле ты страшный человек, ты расчётливый и холодный. Ты всю жизнь скрывал убожество своего происхождения. Ты боялся, что это осквернит тебя в глазах света. Ты укрывал свои низменные сластолюбивые наклонности. Ты предал нашу мать. Когда ты умрёшь, твой гроб не проводит ни один близкий и дорогой человек, потому что у тебя их нет. Ханс Кристиан, ты великий лжец и обманщик».

«В моей жизни было много суеты и тщеславия. Честолюбие моё казалось чрезмерным. Я отвернулся от матери своей, отрёкся от сестры. Это мой огромный грех. Я преклонялся перед властителями. Был заносчив. Бывал жестоким, эгоистичным, скупым. Я стыжусь этого.
– Ты искупил свою вину тем, что страдал и не озлобился. Твои творения вселяли добро в души людей. И люди отплатили тебе любовью и почитанием. Но ты дурак, Андерсен, что прошёл мимо такого чуда, как любовь женщины!»

Когда Андерсен незадолго до смерти заболел, жители столицы решили заранее подготовиться к прощанию со своим писателем. Был объявлен сбор средств на памятник. Скульптор Огюст Сабё пришёл к Андерсену с проектом. Когда Андерсен увидел себя сидящим в кресле, окружённый детьми, он возмутился: «Вы хотите, чтобы я читал сказки в окружении детей, которые виснут на моих плечах и коленях? Да я и слова не произнесу в такой обстановке!»
Скульптор был шокирован, но детей убрал.

Памятник Андерсену поставили ещё при его жизни. И теперь на площади возле Ратуши в Копенгагене, названной в его честь, стоит памятник – сказочник в кресле с книгой в руке и в одиночестве.

Андендерсен_памятник

Последняя сказка написана Андерсеном в Рождество 1872 года. В 1872 году писатель упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил ещё три года.

Умер Андерсен 4 августа 1875 года в Копенгагене. На похороны великого сказочника, состоявшиеся 8 августа 1875 года на кладбище Ассистэнс, пришли бедняки и знать, студенты, иностранные послы, министры и сам король. В Дании был объявлен национальный траур. Люди читали стихи Андерсена.

“Как хочется верить мне в сказку, что сбудутся давние сны, что встречу свою половинку и с ней воплотим мы мечты. Но жизнь шепчет песню иную: на опыт других посмотри, и укажи мне любую семью, где бы счастлив был ты. Но нет таковых, все несчастны, друг друга терзают, терпя. Мечтанья вредны и опасны. Живут большинство не любя. А ты захотел мир построить, создать идеальный очаг, не нужно где было бы спорить, где каждый был искренне рад, где мог бы любить не стесняясь, и нежным мог быть не таясь, где жил каждый день, улыбаясь, даря всем вокруг благодать, где каждая ночь восхищенья и нежною лаской полна, а день весь исполнен творенья, в котором росла бы душа, где слов говорили бы мало, глазами внимая сполна, душа никогда б не устала любить губы, плечи, глаза… Но хватит фантазий нелепых. То сон или бред наяву. Не терпит жизнь сказок про смелых медведей, сказавших «люблю». Не застраховать нам мечтаний от прозы предательств, обид. Всё в жизни творим мы лишь сами, и сказочник в душах сокрыт”.
(из моего романа-быль «Странник(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

А по вашему мнению, В ЧЁМ ЗАГАДКА СКАЗОК АНДЕРСЕНА?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

Ссылка на оригинал

Тема: «Художественный
мир сказок Х. К. Андерсена (многообразие сказочного мира)
»

«Сказочная
поэзия – это самая широкая область поэзии, она простирается от кровавых могил
древности до разноцветных картинок простодушной детской легенды, вбирает в себя
народную литературу и художественные произведения, она для меня
представительница всякой поэзии,  и тот, кто ею овладел, может вложить в нее и
трагическое, и комическое, и наивное, и иронию, и юмор, к услугам его и струны
мира, и лепет ребенка, и речь естествоиспытателя
»- так
говорил сам Андерсен о художественном мире своих сказок.

         С
детства в наше сознание, в наш читательский опыт входят сказки. И если читателю
разного возраста предложить перечислить героев сказки, то несомненно, ими
окажутся в первую очередь мифологические персонажи волшебных сказок – Баба Яга,
Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и т. д. Эти все герои созданы народным
сознанием именно как мифологические, чаще всего персонифицирующие те или иные
явления природы.

А вот
сказки Андерсена всегда связаны с реальностью: он рассказал в своих сказках о
том, что правда побеждает ложь, что добро всегда торжествует над злом. Что если
человек трудится, если он мастер своего дела, то он добьется счастья.

Суть
сказки заключается в ее реальности, и только сама жизнь и является источником
сказки, смыслом ее существования.

В
сказке Андерсен нашел форму, в которой он органически сумел выразить свое
отношение к жизни. Сказка в какой-то мере явилась для него способом видеть мир,
способом познания мира.

Когда
речь идет о литературной сказке, то зачастую принято судить об этом жанре так,
словно он – не в пример другим – свободен от законов, , свойственных литературе
вообще, всецело определяется якобы произволом фантазии художника Такое
понимание сказки на самом деле в корне противоречит ее существу.

 Сказка,
по Андерсену, не связана с представлениями веселой, радостной, внешне
благополучной жизни. В фольклорной сказке мы привыкли к счастливому концу, но в
Андерсеновской сказке такой конец встречается крайне редко. Радость и счастье –
стремление к добру, в твердом сопротивлении человека мрачным силам
действительности, в бескорыстной борьбе за правду. Хотя сказки Андерсена по
своей форме, сюжетам большей частью вполне доступны детям, тем не менее,
писатель умеет ставить в них большие жизненные проблемы.

1.  Автобиография
Ханса-Кристиана Андерсена.

Давным-давно
в маленьком датском городке Оденсе, в Дании, на острове Фюн, 2 апреля 1805 года
родился мальчик – Ханс Кристиан Андерсен. Там же он провел свое детство. На
центральных улицах стояли дома богатых купцов и помещиков, а на окраинах
селился бедный люд. Здесь жила и семья будущего сказочника.

Семья
была небольшая: отец – простой сапожник, мать – прачка. Семья жила в нищете и
бедности, с трудом сводила концы с концами, в дома часто не было хлеба, не
говоря уже о новой одежде и обуви. Отец Андерсена, одаренный и способный
человек, был большим книголюбом и мечтателем, но ничего из того, о чем он
мечтал, в его жизни не сбылось. Мать Андерсена, крепкая, жизнерадостная, неунывающая
женщина, работала с утра до вечера – стирала белье богатым горожанам. Красные
от бесконечной стирки руки прачки и черные – сапожника – таковы первые
впечатления детства будущего сказочника.

Но и в
этой трудной жизни были свои радости, простые и вместе  с тем необыкновенные.
Ханс Кристиан любил дом, в котором жил, воскресные прогулки с отцом по узкой
проселочной дороге, темный двор с голубями рвами, сады и дворы, заросшие
гигантскими лопухами. На реке, затянутой листьями кувшинок, величаво плавали лебеди,
на лугах гордо вышагивали аисты. Потом все эти детские впечатления Андерсена
лягут в основу его волшебных сказок…

А тут
еще случилась беда: умер отец Ханса, и жизнь стала труднее. Мать мечтала: когда
сын подрастет, может быть, портной согласится взять его к себе в ученики. Но
маленький Ханс думал совсем о другом. Он хотел учиться, хотел стать
образованным человеком и всю жизнь посвятить искусству.

С
самого детства Андерсен, несомненно, был художественно одаренной натурой.
Любовь к чтению и театру, хорошие актерские способности, умение рисовать,
прекрасный голос, знание множество отрывков из драматических произведений – все
это выделяло его среди других детей.

Ханс
Кристиан мечтал о театре, а был там лишь один раз. Ведь у его родителей не было
денег! Однажды мальчик помог разносчику афиш расклеить их по городу, за это он
получил в подарок настоящую афишу. Дома Ханс внимательно прочитал всю афишу, а
потом стал сочинять по ней пьесу. Он мастерил кукол и разыгрывал с ними целые
спектакли. Так он устроил дома театр. Маленький Ханс очень любил петь. Он пел
дома, а потом даже и перед жителями городка. Он пел, читал стихи…Мальчику
помогли встретиться с датским принцем. Ханс сказал, что
«мечтает
о поступлении в гимназию
», но для этого надо было иметь
деньги! И принц… отказал Хансу. Он посоветовал ему
«приобрести
приличную профессию
» то есть заняться ремеслом попроще,
более подходящим для сына сапожника.

         Но
юный Ханс не сдался. Ему удалось скопить несколько серебряных монет.
Неискушенному мальчику казалось, что это огромные деньги и с ними он сможет
завоевать весь мир, центром которого ему представлялась столица Дании. Так
утром 1819 года сын оденсейского сапожника четырнадцатилетний Ханс Кристиан
Андерсен впервые увидел башни Копенгагена.

С
грустным юмором рассказывал впоследствии Андерсен о своем первом этапе
самостоятельной жизни вдали от дома. Чего только не испытывал там юноша! Голод,
холод, нужду, нищету… Это все делал юноша с огромным желанием учиться, мечтая о
литературном творчестве. Он пытается учиться петь, танцевать, но его увольняют
из школ. Он пишет стихи, пьесы, но он еще неопытен и их не печатают. Другой бы
на его месте растерялся. Но Ханс Кристиан не отступает. Он пишет новые пьесы,
и, наконец, — счастье!- одна признана интересной. Его посылают учиться.

Высокий,
почти двадцатилетний юноша усаживается за парту с десятилетними школьниками.

Ханс
Кристиан упорен, настойчив: он учится и пишет, пишет новые стихи и пьесы. А
торговцы, мещане и, как он говорил,
«дворянчики» смеются
над ним:
«Подумайте,
сын сапожника – и взялся сочинять книги!
». Но Андерсен
продолжал писать. И чем больше он работал, тем становился более умелым. Талант
его раскрывался и рос.

Единственным
человеком, помогающим Андерсену, был статский советник, состоявший в дирекции
театра, Йонас Комши. Благодаря его помощи юноша получал стипендию. Однако
деньги периодически кончались, сам юноша был постоянно простужен, учителя
гимназии его недолюбливали.

Несмотря
ни на что, в сентябре 1828 года Андерсен сдал все экзамены и стал студентом
Копенгагенского университета. Так сын сапожника одержал еще одну победу.

Вначале
Андерсен, еще не понимая своего признания, считал себя поэтом, романистом и
драматургом, а вовсе не сказочником. Но сказка постоянно жила в поэтической
душе Андерсена. Еще в 1829-1830 годах писатель собирался создать цикл датских
народных сказок. Прошло немало лет, пока сбылись его планы. За первым,
мартовским выпуском сказок в октябре 1835 года последовал второй, а в апреле
1847 – третий. Они составили первый том сборника, который Андерсен назвал
«Сказки,
рассказанные детям
» (1835-1841). Это было только начало.
Писатель задумал цикл сказок и в течение всей своей жизни выпустил несколько
сборников под разными названиями. В первый сборник Андерсен включил сказки,
близкие по содержанию и по стилю к народным. В них прославлялось мужество, ум и
любовь, искрилась задорная и веселая шутка. Сказки были самые разные. Были
пересказы и переделки народных –
«Огниво», «маленький
Клаус и большой Клаус
», «Принцесса на горошине», «Дорожный
товарищ
»,
«
Дикие
лебеди
»,
«
Русалочка» и «Свинопас». Ханс
любил ходить в приют к бедным старушкам. Они сидели  и  пряли, им так нравился
этот добрый, смышленый мальчик, что они подолгу рассказывали ему сказки. И эти
сказки запомнились Хансу на всю жизнь и были использованы в его сборниках.

 Были и
сказки, основанные на датских народных поверьях, —
«Аисты», «Райский
сад
»,
«
Оле-Лукойе». Были и
такие, где использовались сюжеты сказок других народов, —
«Нехороший
мальчик
»,
«
Новое
платье короля
»,
«
Сундук-самолет».

Затем
к этим всем сказкам, у Андерсена добавляется все нарастающее количество
самостоятельно созданных сказок, в которых раскрывается вся безграничная
творческая фантазия Андерсена, все богатство его наблюдений реального мира, его
поэтический взгляд на жизнь, его любовь к людям. В сборник впервые вошли
сказки, которые придумал сам писатель, —
«Цветы
маленькой Иды
»,
«
Дюймовочка», «Ромашка», «Стойкий
оловянный солдатик
».

Когда
сказки Андерсена появились на книжных полках  датской столицы, Все были
поражены. Никто никогда ничего подобного не читал. Глубокий смысл
андерсеновской сказки придавал ей внутреннюю силу, делал ее чрезвычайно
разносторонней. Увлекательность, фантастичность, волшебство, веселая насмешка,
мягкий юмор привлекали к ней детей. Ироничность и мудрость делали ее интересной
и для взрослых.

Андерсен очень
любил путешествовать. Из каждого путешествия он возвращался домой полный новых
творческих планов. Путешествия приносили Андерсену много новых знакомств,
впечатлений и встреч. В Париже с Андерсеном познакомился Генрих Гейне, один из
известнейших поэтов Германии. Эта случайная встреча стала началом дружбы между
немецким поэтом и датским писателем. Накануне отъезда Андерсен посетил Виктора
Гюго, и его привел в восторг блестящий ум французского писателя. Чудесным
подарком для Андерсена была встреча с венгерским композитором и пианистом
Ференцем Листом, игру которого ему посчастливилось слышать в Гамбурге. Одним из
его друзей и почитателем таланта был английский писатель Чарльз Диккенс.

Популярность
Андерсена росла с каждым днем, и к концу 60-х годов в Европе и Америке не
осталось уголка, где бы не слышали имени датского сказочника. Андерсен до конца
дней не желал выпускать перо из рук, но он тяжело заболел. Жизнь писателя
превратилась в цепь сплошных физических страданий, и в 1875 года Андерсена не
стало. На его похороны пришли бедняки и знать, студенты и ремесленники,
депутаты города Оденсе иностранные послы, министры и даже сам датский король.

В
небольшой скандинавской стране Дании, в которой жил и творил великий сказочник
Ханс Кристиан Андерсен, все напоминает о нем. В столице Дании Копенгагене в
Королевском саду стоит памятник Андерсену; вход в Копенгагенский порт охраняет
статуя Русалочки, героини одной из самых чудесных сказок Андерсена. В Оденсе, в
городе, где родился Андерсен, есть сад его имени, как его еще называют сад
сказки. В этом саду стоит памятник писателю и скульптура
«Дикие
лебеди
»,
созданная
по мотивам его одноименного произведения. В Оденсе находится Дом-музей
Андерсена. Тут собраны бесценные рукописи и редчайшие издания сказок на разных
языках – плод пятидесятилетней напряженной работы.

  «Моя
родина Дания
»,
так
говорил Андерсен, — поэтическая страна, богатая народными сказками, старинными
песнями, историческим прошлым…
»

2. «Андерсеновская» сказка.

Андерсен
явился создателем литературной сказки Дании. Он дал ей развернутую творческую
историю, дал свое имя, и сказка эта до сих пор осталась андерсеновской. Когда
говорят
«андерсеновская» сказка,
то под этим подразумевается гуманное и лирическое настроение, которым окрашены
произведения Андерсена, вложившего в них свое мировоззрение во всей его
сложности и противоречивости. Подразумевается при этом и андерсеновское
одушевление предметов. Сочетание фантастики, волшебства с реальным и
действительным, что составляет сущность творческого метода великого датского
сказочника. И расширение мира народной сказки, куда Андерсен ввел множество
предметов и явлений окружающего мира – деталей быта, природы, научных и
технических достижений, исторических и географических деталей.

  Растения
и цветы, которые можно встретить  в поле, в огороде, в садике около дома – все
это Андерсен может описать в своих сказках и все это станет излюбленными
сказочными персонажами – каждый со своей историей, характером, манерой речи,
своим юмором, капризами и причудами.

  …»Две
самые красивые розы садятся на трон – это король с королевой. А красные петушьи
гребешки становятся возле них, стоят и кланяются – это камер-юнкеры. Потом
приходят другие прекрасные цветы, и начинается бал.. Гиацинты и крокусы
изображают маленьких морских кадетов и танцуют с барышнями – голубыми фиалками;
а тюльпаны и большие желтые лилии – это пожилые дамы, и они следят за тем, 
чтобы все танцевали чинно и вообще вели себя прилично…
»

Как
красиво рассказывает Андерсен про каждый цветочек, про их важность и занимаемую
должность в сказке (
«Цветы маленькой Иды»).

  … «Впереди
шли две прелестные розы в маленьких золотых коронах – Это были король с
королевой. За ними, раскланиваясь на все стороны, двигались чудесные левкои и
гвоздики. Музыканты – крупные маки и пионы – дули в стручки, краснея от натуги,
а маленькие голубые колокольчики и беленькие подснежники звенели, точно на них
были надеты бубенчики. Вот была забавная музыка! За музыкантами шло множество
других цветов, и все они танцевали – и голубые фиалки, и красные маргаритки, и
ромашки, и ландыши. Цветы танцевали и целовались, да так мило, что просто
загляденье…
»

Андерсен
всегда находил поэтическое в самом обыденном: в полевой ромашке, в уличном
фонаре, в грифельной доске, в обыкновенном стручке гороха – в самых простых
предметах жизненного обихода. Он замечал зорким глазом чудесное в жизни и рукой
мастера переносил в сказку. Вот девочка спрашивает, летают ли цветы. Да,
конечно, —
«Это
красные, желтые, белые мотыльки
». Несомненно, они «были
прежде цветами, только соскочили со своих стебельков, забили в воздухе
лепестками, словно крыльями, и полетели (
«Цветы
маленькой Иды
»).

Всякой
вещи, всякому живому существу, всякому фантастическому созданию в сказках
Андерсена присущ свой характер, исходя из которого они живут и действуют. Все
эти характеры увидены и показаны вполне реалистически в меру их принадлежности
к какой-либо среде, в меру их роли и значения в природе и обществе. Вот почему
описание повадки какого-либо животного, описание свойств какого-либо предмета
или растения всегда у Андерсена звучит убедительно.

Мы не
только видим, но и слышим, что происходит в сказках. Звукоподражание здесь не
случайно: оно является важным элементом в языке андерсеновских сказоки придает
ему характерность. Всем запомнился глупый сынок жабы, из сказки
«Дюймовочка», за
которого сватают Дюймовочку. А ведь он на протяжении всей сказки повторял всего
только одну фразу:
« Коакс, коакс, урекке-ке-кекс!» — даже
когда наступил решительный момент в его жизни и он увидел прелестную крошку в
ореховой скорлупе.
«Вот мой сынок и твой будущий муж! Вы
славно заживете с ним у нас, в тине!
» — говорит жаба, обращаясь к
Дюймовочке.
«Коакс,
коакс урекке-ке-кекс!
» — только и мог сказать сынок.
Звукоподражание служит здесь для выражения ограниченности героя, его
примитивности, и как все это сочетается с
«тиной» мещанского
благополучия, котороя грозит затянуть маленькую Дюймовочку.

Андерсеновская
сказка по мере своего развития все больше отходила от своих реальных народных
источников и становилась оригинальной, придуманной именно сказкой Ханса.

3.Тема «любви» в
сказках Х. К. Андерсена.

         Единой
и бесконечно повторяющейся темой сказок Андерсена является тема любви, борьбы
светлых человеческих чувств с темными силами, данная и в плане социальном,
историческом, и общефилософском. Эта проходная тема превращает собрание сказок
Андерсена в цельное захватывающее произведение, в гимн человеколюбию,
самоотверженности, смелости и героизму человека. Эта тема звучит в таких
сказках, как
«Дикие
лебеди
»,
«
Русалочка» и
многих других.

В
сказке
«Русалочка», во
многом программной для Андерсена, он полемически противопоставляет миру сказки
мир реальный, как высшую красоту. Русалочка, живя на дне морском, среди
подводных чудес, мечтает увидеть землю, все ее реальную поэзию. Русалочку
удивляло и восхищало, что
«цветы на земле пахли не то, что
тут в море!
»
Но
леса там, как и в подводном царстве, были зеленого цвета.

  В «Русалочке» с
предельной выразительностью раскрывается мечта, героини о земных радостях,
земной любви, земной жизни, которая прекраснее фантастического подводного
царства. 
«Все
больше и больше начинала Русалочка любить людей, все сильней и сильней тянулась
к ним; их земной мир казался ей куда просторнее, шире, нежели ее подводный…
»

  «Ей так
хотелось побольше узнать о людях и их жизни, но сестры не могли ответить на ее
вопросы, и она обращалась к бабушке. Бабушка хорошо знала
«высший
мир
»,
как
она справедливо называла землю, лежавшую над морем…
»

В
пятнадцать лет каждая Русалочка могла увидеть
«высший
мир
».
И
вот наконец настал черед главной героини.

 «…Русалочка
подплыла к зеркальным иллюминаторам кают-компании и заглядывала туда всякий
раз, как ее приподнимала волна. В кают-компании собралось много нарядных людей,
но красивее всех был черноглазый принц…
»

Так она
впервые влюбилась…

И вот
Русалочка, дочь морского царя. Она совсем как человек. Ради принца, чтобы быть
рядом с ним, принимает она человеческий образ и идет на невыносимые муки; ради
него отдает свой прекрасный голос. ЕЕ любовь ничто не может уничтожить, даже
женитьба принца на другой. Русалочка знает: стоит ей вонзить нож морской ведьмы
в сердце принца, и она снова очутится в море вместе с родными и проживет 300
лет. Но она умирает, не желая спасти свою жизнь ценою жизни любимого.

          Принцесса
Элиза, из сказки
«Дикие
лебеди
»
отличается
необыкновенным трудолюбием, смелостью, настойчивостью, самоотверженностью из-за
любви к своим братьям. Она бродит по полям и болотам в поисках своих братьев.
Из жгучей крапивы плетет она одиннадцать рубашек, которые могут их спасти. Ее
руки покрываются волдырями от ожогов, но она не прерывает работу.

  … «Она
рвала злую, жгучую крапиву, и нежные руки ее покрылись крупными волдырями; но
девушка мужественно переносила боль, думая об одном:
«Только
бы удалось спасти милых братьев!
». Потом она размяла крапиву
голыми ногами и стала сучить зеленое волокно…
»

          Преодолевая
страх, пробирается принцесса ночью на кладбище за крапивой. И все время молчит.
Если она заговорит, братья ее навсегда останутся лебедями. Даже по дороге на
казнь Элиза плетет рубашки. …
«губы тихо шевелились, а пальцы
плели и плели крапивное волокно, даже перед казнью не выпускала она из рук
начатой работы
».

          И вот
ее терпение, любовь и беззаветный труд спасает ее братьев.

  … «Народ,
видевший как братья из лебедей предстали перед толпой красавцами принцами,
склонились перед нею, как перед святой, но она лишилась чувств, упала в объятия
братьев, сломленная долгим напряжением, страхом и страданием.

Такова
сила любви в сказках Андерсена – она поистине движет горами, она побеждает горе
и разлуку, она возвращает к жизни обреченных на смерть.

4.Фантастика
сказок Андерсена.

          Фантастика
сказок Андерсена просто удивительна. Принц в сказке
«Райский
сад
»
попадает
в жилище ветров, где мать ветров ругает сыновей за проказы.

  … «Мне
приходится быть резкой и суровой, если хочу держать в повиновении моих сыновей.
А я держу их в руках, даром что они у меня упрямые головы! Видишь вон те четыре
мешка, что висят на стене? Сыновья мои боятся их так же, как ты, бывало,
боялся, пучка розог, заткнутого за зеркало! Я гну их в три погибели и сажаю в
мешок без всяких церемоний! Они и сидят там, пока я не смилуюсь! Но вот один уж
пожаловал!…
»

          Андерсен
в этой сказке использует все сказочное, фантастическое.

          Мастерское
умение у него и сочетать реальное и фантастическое. Как бы ни был сказочен его
герой, он думает и действует в соответствии с конкретными реальными условиями 
своего бытия. Вспомним, например, сказку
«Оле-Лукойе». Вот в
ящике стола, где лежат учебные принадлежности Яльмара, мальчугана, не отличающегося
прилежанием, раздаются ужасные стоны
«что там такое!» — сказал
Оле-Лукойе, пошел и выдвинул ящик.
«Оказалось, что это метала и
рвала аспидная доска: в решение написанной на ней задачи вкралась ошибка, и 
все вычисления готовы были распасться, грифель скакал и прыгал на своей
веревочке, точно собачка: он очень желал помочь делу, да не мог. Громко стонала
и тетрадь Яльмара; просто ужас брал, слушая ее!
» Вся
эта сценка окрашена теплым андерсеновским юмором.  Он то и делает сказочными
реальные факты, когда художник вводит хотя и фантастические, но психологически
верные, очень точные переживания аспидной доски и грифеля, вынужденных
находиться в руках нерадивого ученика. Умение встать на точку зрения героя –
существенная особенность андерсеновского мастерства.

          Фантастичны
спички из сказки
«Сундук-самолет»

  … «Жила-была
пачка серных спичек. Они очень гордились своим высоким происхождением: ведь их
родовое дерево – сосна, от которой все они родились, — было одним из самых
крупных и старых деревьев в лесу. Теперь спички лежали на полке между огнивом и
ветхим железным котелком и рассказывали соседям о своей юности
».

  … «Да,
хорошо нам жилось, когда мы были молоды-зелены, — говорили они. –Каждое утро и
каждый вечер мы пили алмазный чай, то есть росу; в ясную погоду на нас
день-деньской светило солнышко, а птички рассказывали нам сказки. Мы отлично
понимали, что принадлежим к богатой семье: Лиственные деревья были одеты только
летом, а у нас хватало средств и зимою носить зеленую одежду
».

          Андерсен
обладал удивительной и завидной чертой – везде, в самом прозаическом и
обыденном, находить поэтическое.

5. «Странные
герои
» 
андерсеновских
сказок.

          Трудно
сказать, что толкнуло Андерсена в область сказки. Мысль пересказывать народные
предания  ни в коей мере не была оригинальной. Почему же не попробовать себя на
этом поприще? Тем более, что в детстве он по собственному признанию, больше
всего любил слушать сказки. А кроме того Андерсен очень любил детей. Он часто
развлекал малышей в семьях, где бывал, рассказывал им
«истории,
которые либо сам тут же придумывал, либо брал из известных сказок
».

Но так
ли добр был всегда улыбчивый Андерсен детских сказок? Нет! Иногда его
нравственный кодекс был весьма суров. Когда сказки Андерсена впервые появились
на прилавках книжных магазинов датской столицы все были поражены. Никто никогда
подобного не читал. Какие странные герои! Ведь датские дети привыкли к принцам
и принцессам. У Андерсена же в сказке
«Огниво» принцесса
разъезжает верхом на собаке.

«…Собака
отнесла принцессу назад, и за утренним чаем принцесса рассказала королю с
королевой, какой она видела сегодня ночью сон про собаку и солдата: будто она
ехала верхом га собаке, а солдат поцеловал её
».

В сказках
Андерсена постепенно исчезает уважение к важным персонам; король у Андерсена и
вовсе голый.

«…А
король-то голый! Ребенок говорит, что на нем ничего нет!

На нем
ничего нет! — закричал, наконец, весь народ.

Король
содрогнулся — ему показалось, что люди правы, однако он всё же решил довести церемонию
до конца. И он принял ещё более гордый вид, а камергеры шли за ним следом,
притворяясь, будто несут шлейф, хотя на самом деле никакого шлейфа не было
».

Изменился и
мир волшебной сказки. Купеческий сын из сказки
« Сундук-самолёт» летает
не на волшебном ковре, как в сказках
« Тысячи и одной
ночи
»,
а
в старом сундуке. Щеголяют герои Андерсена не в семимильных сапогах: у них на
ногах непромокаемые сапоги или калоши счастья. Феи похожи на простых горничных,
а ведьмы  — на обыкновенных злых старух.

Путь
Андерсена к сказке начался с пересказа волшебной, фантастической народной
сказки, но это был не просто пересказ: писатель создавал новые, литературные
сказки. Потом он стал сам сочинять веселые, мудрые сказки и истории. В них он
высмеивал чванство богачей, пустоту и ничтожность их интересов, жадность и
самодовольство, сравнивая их с высокими чувствами и мыслями
тружеников-бедняков. Это сравнение проглядывает даже в сказках, где действуют
разные вещи, цветы и явления природы, птицы, насекомые, звери.

В сказках
Андерсен воспевал простых тружеников-бедняков и обездоленных, спорил с теми,
кто говорил, что они
« никуда не годятся». В
сказочном мире, созданном писателем, его герои — бедняки мужественно сражались
со своими противниками-богачами, придворными, королями — побеждали их.

Великий
писатель защищал чувство человеческого достоинства.

Заключение.

« Сказки
и истории… скрываются в мыслях, подобного семени, которому нужен только
свежий ветерок, солнечный луч, капля росы, чтобы произрасти, и они становятся
цветами
»
такими
красивыми словами говорил сам Ханс -Кристиан Андерсен про свои мысли.

Ханс-Кристиан
Андерсен один из немногих писателей мировой литературы до конца отразить свое
отношение к вещам, свои мысли, чувства, свое мировоззрение не в романах,
рассказах, а только в сказке.

Суть
сказки заключается в её реальности, и только сама жизнь и является источником
сказки, смыслом ее существования. Сказка, по Андерсену, не связана с
представлениями о веселой, радостной, внешне благополучной жизни. В фольклорной
сказке мы привыкли к счастливому концу, но в андерсеновской сказке такой конец
встречается крайне редко. Радость и счастье — в стремлении к добру, в твердом
сопротивлении человека мрачным силам действительности,  бескорыстной борьбе за
правду. Хотя сказки Андерсена по своей форме, сюжетам большей частью вполне
доступны детям, тем не менее писатель умеет ставить в них большие жизненные
проблемы.

Сюжеты своих
сказок Андерсен черпал прежде всего не из книг, а из воспоминаний детства.

Прошло
уже много лет с тех пор, как Андерсена нет в живых, но мы до сих пор помним
его, читаем его многообразие сказок.

Почему же его
имя и  его сказки живут до сих пор? Чему же посвятил свою жизнь Ханс Кристиан
Андерсен? На эти вопросы прекрасно отвечает одна из лучших сказок Андерсена
«Улитка
и розовый куст
»,
в
которой в образе улитки показано самодовольное, отгороженное от мира существо,
которое ничего не делает, а только критикует других. Под видом же розового
куста писатель изобразил себя. В ответ на злобные выпады улитки куст скромно
отвечает:

«…Мне
кажется, что все мы обязаны делиться с миром лучшим, что есть в нас!..Я мог
дать миру только розы!.. Но вы? Вам дано так много! А что вы дали миру? Что вы
дадите ему?
»

 Андерсен
дарил тоже миру розы, которые назывались
«сказки». Писатель
воспевал в них Справедливость, Добро, Любовь, чувство человеческого
достоинства.

Несмотря на
столько трудностей, которые преодолел Кристиан он добился своей цели, не поник
«ни
упал духом
»,
благодаря
его целеустремленности. Мы читаем его сказки, нам в детстве читали их и наши
дети будут читать его сказки своим детям. Андерсен навсегда останется вместе с
нами и научит нас разбираться в людях, поможет понять, что такое
Справедливость, Правда, Красота, и Любовь, научит ненавидеть ложь и
несправедливость.

Список
используемой литературы.

·Г. Х.
Андерсен, Сказки, Москва 1993год.

·Г. Х Андерсен,
Сказки, Москва
«Детская
литература
»
1988
год.

·Х. К.
Андерсен, Сказки. Истории, Москва
« Просвещение» 1987 год.

·К.
Паустовский,
«
Великий
сказочник
»,
Москва
1955год.

·Г. Х.
Андерсен, Сказки, Издательский дом
« Проф-Пресс», 2010.

Решительный шаг
навстречу собственно литературной
сказке сделал можно сказать основоположник
этого жанра Ханс Кристиан Андерсен,
писатель, утверждавший, что сказка –
«блестящее, лучшее в мире золото, что
блестит огоньком в детских глазах,
звенит смехом из детских уст и уст
родителей, писатель с волшебным зрением,
под взглядом которого самые прозаические
вещи превращаются в сказку: оловянный
солдатик, осколок бутылки, обломок
штопальной иглы и многое, многое другое.
Он рассказал детям о том, как гадкий
утенок превратился в прекрасного лебедя,
а молодая девушка стала принцессой на
горошине, о том, как король вышел на
прогулку без платья, а маленький мальчик
громогласно заявил: «А король-то голый!»;
о том, как Снежная Королева пыталась
превратить в кусок льда сердце маленького
Кая; и о том, почему серенький житель
лесов – соловей поет во сто крат
пленительнее драгоценной искусственной
птицы.

Сказки датского
писателя переполняет целая гамма
человеческих чувств и настроений:
доброты, милосердия, восхищения, жалости,
иронии, сострадания. И самое главное –
любви. Старая лапландка говорит северному
оленю в ответ на его просьбу дать силы
девочке Герды дойти до царства Снежной
Королевы и спасти брата: «Сильнее, чем
она есть, я не могу ее сделать. Неужели
ты сам не видишь, как велика ее сила?
Подумай, ведь ей служат и люди, и животные!
Она босиком обошла полсвета! И эта сила
скрыта в ее сердце!» Такова сила любви
в сказках Андерсена.

Почти никогда в
сказках Андерсена дело не сводится к
воплощению единственного чувства. Его
сказочные произведения окрашены в тона
жизни, где радость, печаль, лирическая
грусть, смех разных оттенков, от веселого
до саркастического, разочарование,
надежда сменяют друг друга, соседствуют,
передавая горько-сладкий вкус подлинной
жизни.

В каждой сказке
Андерсена сливаются две действительности.
Одна – подлинная жизнь цветка, мухи,
дерева, чашки или кофейника; другая –
не менее подлинная – судьба человека,
история человеческой жизни: детства,
юности, зрелости, старости, смерти.
(сказка
«Чайник», «Лен»).
Сочетание
сказочного, волшебного и реального,
обыденного желает произведения Андерсена
двуплановыми, одинаково интересными и
детям, и взрослым. Дети воспринимают
внешнюю, конкретную форму сказочного
события, поддаются очарованию вымысла,
их завораживает победа добра над злом,
быстрая смена событий: взрослые понимают
стоящие за сказочной схемой сложные
человеческие отношения, находят в этих
сказках глубокую философию, примеры
подлинной жизни.

Андерсен ввел в
свои произведения героя нового типа.
Его персонажами являются не только
ожившие игрушки, очеловеченные животные,
растения, но и самые обычные предметы
обихода: штопальная игла, воротничок,
бутылочные осколок, уличный фонарь.
Очень часто действие разворачивается
не в условном сказочном пространстве,
а среди вполне узнаваемых пейзажей и
интерьеров небольших датских городков
и деревень.

Особое обаяние
сказкам Андерсена придает вера в
изначальную красоту и гармонию жизни,
в победу добра над злом. Мысль о том,
что чудесна сама жизнь человека – от
детства до старости: чудесны все времена
года, чудо живет в ромашке, соловье, в
кусте бузины, — это основной пафос
произведений Андерсена.

Хороший конец
историй отнюдь не обязателен, однако
непременно торжество светлого начала.
Любовь, правда, самоотверженность могут
погибнуть под напором равнодушия,
агрессивности, эгоизма, но продолжают
светить миру и людям.

Как правило, толчком
к развитию конфликта в сказках служит
упоминание о какой-либо особой мете
героя, выделяющей его среди других и
предопределяющей его нелегкую судьбу.
Герои проходят испытания взрослой
жизнью и взрослыми чувствами. Антагонистами
героев являются обыватели всех мастей.
Очень часто в судьбах героев угадывается
судьба самого Андерсена, сказки
автобиографичны.

Рассказчик не
спешит проявлять эмоции, не торопится
с оценками, но за внешне спокойным
повествованием ощущается неколебимая
твердость нравственных принципов, от
которых его ничто не может заставить
отказаться.

Сказочник выработал
особую манеру повествования –
непосредственно-наивную, мягко-ироничную.
Его рассказчик умеет любоваться всем
тем, что нравится детям, оставаясь при
этом взрослым. Автор не берет на себя
миссию морализатора, хотя сказки его в
высшей степени поучительны.

Удивительна музыка
андерсеновских сказок. Каждая фраза не
только емкая по смыслу, но и поется, как
песня. Простота и музыкальность сказок
Андерсена очаровывают и завораживают.

Андерсен: «Сказочная
поэзия – обширнейшее царство, которое
простирается от сочащихся кровью могил
древности до наивного детского альбома.
Она охватывает и народное творчество.
И литературные произведения, она является
представителем поэзии всех видов, а
мастер, овладевший этим жанром, должен
вложить в него трагическое, комическое,
наивное, ироническое и юмористическое».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    04.08.20191.32 Mб24.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Особенности сказок Г.Х. Андерсена

   Г. Х. Андерсен родился в маленькой, но знаменитой всему миру стране – Дании. Остался рано без отца; ещё мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А вечерами учился в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. В конце концов, Андерсен добился своего: он стал писателем.
       Признали его не сразу. Многие смеялись над героями сказок Андерсена, над простонародными выражениями в сказках писателя. Часто писатель чувствовал себя «гадким утенком» на «птичьем дворе» среди надменных и заносчивых «кур», «петухов» и «индеек». Но прошло время, и все увидели в гадком утенке прекрасного лебедя. Впервые появившиеся на прилавках книги Андерсена поразили читателей своими героями, которые действительно были необычными. Принцессы его отличались трудолюбием и самоотвержением. В общем, его герои -это обычные дети, а истории почерпнуты из обычной жизни.
     Произведения Андерсена отличаются также удивительной фантастикой. Андерсен не боится реалистической детализацией описания ослабить фантастическое. Наоборот, ею он как бы подчеркивает достоверность событий сказки. Так реалистическими средствами художник нарисовал фантастическую картину появления бузинной матушки из чайника. Андерсен видит сказочное в самой реальности.
     В сказке «Русалочка», во многом программной для Андерсена, он полемически противопоставляет миру сказки мир реальный, как высшую красоту.
     Реалистическое  содержание его сказок и обусловило их стиль, язык манеру письма художника.
     Родниковая  ясность речи, разговорная интонация, прямое обращение к слушателю, гибкость синтаксических форм, звучность слова, зримость и красочность образов, конкретность деталей — таковы особенности стиля, стремительного и живого. Его описания полны движения, действия.
     Звукоподражание является важным элементом в языке писателя сказок и придает ему характерность.
     Звукоподражание органически слито с другой особенностью его речи — разговорным характером ее, специфически присущим жанру сказки, которую сказывают. Рассказчик в слове передает все, даже звучание предметов в их действии, в движении. То булькает льющаяся вода, то утята проклевываются через яичную скорлупу, и мы слышим, как она потрескивает, то с шипеньем вспыхивает спичка.
     Реальный  мир в сказках Андерсена предстает  таким, каков он в действительности, то есть красочным, объемным, звучным и, что очень важно, находящимся в движении.
     Динамичность  повествования — одно из характерных свойств стиля Андерсена-сказочника.
     У Андерсена нет бездейственных, украшающих деталей: все в повествовании подчинено единой цели.
     Мастерское  умение сочетать реальное и фантастическое проявляется у Андерсена и в использовании психологической детали. Как бы ни был сказочным его герой, он думает и действует в соответствии с конкретными реальными условиями своего бытия.
     Характерной чертой его сказки и является глубокая правдивость в описаниях переживаний сказочных персонажей. 

Сказки: «Гадкий Утенок», «Русалочка», «Огниво», «Снежная Королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Пастушка и трубочист» и другие…

Когда говорят “андерсеновская” сказка, то под этим подразумевается гуманное и лирическое настроение, которым окрашены произведения Андерсена, вложившего в них свое мировоззрение во всей его сложности и противоречивости. Подразумевается при этом и андерсеновское одушевление предметов. И сочетание фантастики, волшебства с реальным и действительным, что составляет сущность творческого метода великого датского сказочника. И расширение мира народной сказки, куда Андерсен ввел множество предметов и явлений окружающего мира — деталей быта, природы, научных и технических достижений, исторических и географических деталей. Как справедливо пишет В.Б. Шкловский, “Андерсен обрабатывал народные сказки, соединяя их с новым бытом Дании”.

  • Какова роль искусства в жизни человека сочинение итоговое
  • Какова роль интерьера в рассказе дары волхвов
  • Какова роль женских образов в романе обломов сочинение
  • Какова роль женских образов в рассказах бунина
  • Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта сочинение