(289 слов) В романтическом рассказе «Старуха Изергиль» М. Горький пишет о сильной личности, поднимает философскую проблему сущности человека, ставит вопрос о том, возможно ли существование сверхчеловека в нашем мире? Для раскрытия этого замысла автор использует сложную композицию, включающую несколько сюжетных линий: старухи Изергиль, Данко и Ларры.
Повествование начинается со слов рассказчика, беседующего со старухой Изергиль, которая и поведает ему историю своей жизни, а также две легенды – о горделивом сыне орла Ларре и милосердном Данко. Образ старухи, в отличие от героев обеих легенд, конкретен и реалистичен. Автор ставит ее историю наряду с легендами о Ларре и Данко, ведь она так же не примиряется со своей судьбой, а поступает по собственному желанию и велению сердца. Ее слова о том, что «в жизни всегда есть место подвигам» выражают авторскую позицию и заключают в себе идею рассказа.
Несмотря на противопоставление образов Данко и Ларры, в них есть общее: оба они являются полюсами одного мира Изергиль, и для нее они соотносятся как идеал и антиидеал. Кроме того, и тот, и другой герой противопоставлены миру людей, на чем и основан принцип романтического двоемирия в обеих легендах. Однако если Ларра отвергает общество из презрения, то Данко сам попадает в положение поверженного: «Нельзя было ему ждать пощады от них».
Все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей — изображению сильной личности. Легенды раскрывают две концепции жизни, два представления о ней, поэтому они как бы обрамляют рассказ о прошлом Изергиль, который составляет центр произведения. Рассказ начинается с легенды о Ларры, а заканчивается историей Данко: такой переход подчеркивает авторский идеал среди трех этих историй, ведь последнее слово остается за Данко.
Таким образом, легенды изображают представление Изергиль о сверхчеловеке. Рассказывая их, она выражает собственный взгляд на жизнь. Автор использует такую композицию для раскрытия единого начала, объединяющего характеры героини, Данко и Ларры.
Автор: Софья Брудкова
- Сочинения
- По литературе
- Горький
- Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль
Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль Горького
Произведение Максима Горького «Старуха Изергиль», выполненное в стиле романтизма, является одним из ключевых произведений русской классической литературы. В рассказе автор стремится найти ответ на вопрос, который является поистине «вечным» – вопрос о том, какой же именно является идеальная личность и в чём заключается её ценность.
Композиционно рассказ «Старуха Изергиль» можно разделить на три части – легенда о Ларре, история Изергиль и легенда о Данко. В легенде о Ларре Горький рассказывает историю человека, который не желает склоняться ни перед кем и ни перед чем. Будучи сыном орла и обычной женщины, Ларра жесток, эгоистичен и уверен в собственном превосходстве. Однако подобные заблуждения не должны проходить бесследно, и в завершении легенды главный герой оказывается приговорённым к страшнейшей для него участи – к бессмертию.
Во второй части рассказа Максима Горького читатели узнают историю Изергиль – историю женщины, которая умела любить по-настоящему. Любить самоотверженно, искренне, не боясь столкнуться с опасностями и действительно тяжёлыми жизненными испытаниями. Во имя любви Изергиль была готова на всё.
Третья же часть рассказа открывает нам легенду о Данко – героя, который вырвал своё сердце, чтобы осветить им путь людям разочарованным, уставшим от потерь и вечной скорби. Главный герой данной легенды соединяет в себе все самые чистые и самые лучшие черты – доброту, готовность к самопожертвованию во имя ближних, любовь к людям и способность направлять потерянных и заблудившихся на истинный путь.
На мой взгляд, рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» является глубоко символичным произведением. Даже анализируя композицию произведения, мы наблюдаем своеобразный переход от неидеального к идеальному, искусно облачённый в художественную форму. За каждым героем рассказа скрывается своя история, свои побуждения, свои страдания и свои радости, однако есть нечто, объединяющее все три истории – стремление автора понять, в чём же ценность человеческой жизни, в чём же её смысл. Безусловно, каждый человек вправе отвечать на этот вопрос по-своему, однако я полагаю, что просто невозможно отрицать факт того, что истинное предназначение каждого из нас – привнести что-то в этот мир. Наполнить его любовью, добротой, помочь кому-то, оказавшемуся в тяжёлой ситуации, и таким образом помогать и самому себе, наполняя собственную жизнь смыслом.
8 класс, 11 класс
Также читают:
Картинка к сочинению Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль
Популярные сегодня темы
- По пословицам
Устное народное творчество испокон веков вбирало в себя мудрость каждого народа, его культуру, традиции и обычаи. Неудивительно, что существует много легенд, преданий, сказок, песен, поверий, поговорок и пословиц.
- Сочинение Он гением блистал в бою любом (А.В. Суворов)
Каким человеком был Суворов известно из летописей и описания его современников, которые описывают его личность как достаточно неординарную. Сегодня его имя знакомо каждому, Александру Васильевичу посвящены памятники
- Сочинение на тему Речевой этикет
Что такое речевой этикет? Зачем он нужен в обществе?
- Анализ рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицына
Задумка о написании рассказа Один день Ивана Денисовича появилась у Солженицына во время его пребывания в лагере. Пришла мысль вместить в один день сразу все годы проведенные в заключении.
- Сочинения на свободную тему
Сочинения-рассуждения на свободную тему
11 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок № 8.
Тема. Композиция романтических рассказов А.М.Горького. Рассказ «Старуха Изергиль».
Цель:
-
выявить особенности ранней прозы М. Горького, отметив ее народно-поэтические истоки; рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького; отметить особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного содержания; выяснить смысл противопоставления героев рассказа «Старуха Изергиль» Данко и Ларры;
-
развивать речь учащихся;
-
воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Эпиграф.
Для него поэтические места, красавицы, моря, соколы, ужи,
отстраненные отшельники, богатыри –
живой поэтический материал…
Тематика первоначального Горького песенная.
Стихи выгибают стенки его прозы.
Его проза плавает в стихах.
В. Шкловский
Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво,
как «Старуху Изергиль» написал.
М. Горький
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Слово учителя.
Раннее творчество М. Горького (90-е годы XIX века первой половины 1900-х годов) идет под знаком «собирания» истинно человеческого. «Я очень рано узнал людей и еще в молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький. Ища, «как Диоген, Человека» (слова самого писателя), он искал сам себя.
Личность всегда была интересна писателю. Как правило, его герой в экстремальной ситуации неожиданно проявляет на самом деле истинные – прекрасные – качества («Челкаш», «Емельян Пиляй», «Однажды осенью», «Двадцать шесть и одна» и др.).
Антигерой обычно реализуется как субъект, не захотевший или испугавшийся осуществить свое «я», а потому теряющий индивидуальное, – растворяется в безликости.
Писатель ищет в действительности ориентиры, необходимые для самоопределения в противоречивом, «пестром» мире.
Человек и человеческое как сущее – вот что находится в центре внимания автора, социальное же начало не является определяющим и в целом мало значит. Горький явно отдает предпочтение людям, не связанным с внешним миром.
Этот интерес проявился, например, в новых для русской литературы героях: босяках и «выламывающихся из своего класса» персонажах. Любимые герои писателя – это цыгане, нищие, воры.
Нельзя сказать, что он идеализирует воров, но тот же Челкаш, с точки зрения моральных качеств, стоит несоизмеримо выше крестьянина.
В этом вопросе Горький полемизирует с Толстым. (Заметим, Л. Толстой, отвечая в своем дневнике на вопрос, почему «обратили внимание на Горького», пишет: «Мы все знаем, что босяки – люди и братья, но знаем это теоретически; он же показал нам их во весь рост, любя их, и заразил нас этой любовью. Разговоры их неверны, преувеличены, но мы все прощаем за то, что он расширил нашу любовь».)
В письме Пятницкому от 25 июля 1900 года Горький пишет: « Задача литературы – запечатлевать в красках, словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое и что кроме него – нет ничего достойного внимания. Мир – плод его творчества, бог – частица его разума и сердца…». Писатель понимает, что в реальной современной жизни человек угнетен и бесправен, а потому говорит: «Настало время романтического».
В произведениях этого периода творчества Горького преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в них рассматривается романтическая проблема противоборства сильного человека (Данко, Ларра, Сокол) с окружающим миром, а также проблема человека как личности вообще.
Действие рассказов и легенд перенесено в фантастические для реальной жизни условия («Он стоял между безграничной степью и бесконечным морем»).
Мир произведений резко разграничен на свет и тьму, причем эти различия важны при оценке персонажей: после Ларры остается тень, после Данко – искры.
В ранних рассказах Горького этой поры лирическая стихия преобладает над эпической. Часто звучат фольклорные мотивы, нередки случаи обращения и к библейским сюжетам и образам.
Горький успешно использует элементы фольклора. Он одушевляет природу («Мгла осенней ночи вздрагивала и пугливо озиралась, открывая степь и море…»).
Человек и природа часто отождествляются и даже могут разговаривать (разговор Рагима с волной). Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами (Уж и Сокол). Использование же жанра легенды позволяет писателю наиболее четко выразить свои мысли и идеи в аллегорической форме.
Молодого писателя интересует характер, личность как проявление индивидуального, особенного. Отсюда постоянная тяга к укрупнению изображаемого, стремление подчеркнуть философскую значимость происходящего.
Выражением романтического идеала стала «Песня о Буревестнике». В ней была раскрыта жажда нравственного преображения мира, победа на редкость отважного и сильного духа.
3.Заранее подготовленный ученик читает наизусть «Песню о Буревестнике».
Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.
То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике птицы.
В этом крике — жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.
Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.
И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.
Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах… Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!
Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.
Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.
Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает.
Вот он носится, как демон, — гордый, черный демон бури, — и смеется, и рыдает… Он над тучами смеется, он от радости рыдает!
В гневе грома, — чуткий демон, — он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, — нет, не скроют!
Ветер воет… Гром грохочет…
Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.
— Буря! Скоро грянет буря!
Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:
— Пусть сильнее грянет буря!..
4. Работа с текстом рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».
Рассказ «Старуха Изергиль» относится к числу шедевров раннего творчества Горького.
1. Какие особенности развития сюжета и композиции рассказа вы можете отметить?
Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко), каждая из которых обладает своими особенностями.
Вместе с тем все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей – стремлением автора выявить истинную ценность человеческой жизни.
Трехчастная композиция играет в рассказе большую идейно-художественную роль, позволяя писателю установить связь между степными легендами и реальной действительностью.
Композиция рассказа ассоциируется с вертикалью: это как бы постепенное восхождение от бесчеловечности (Ларра) к Человеку (Данко), от тьмы к свету, от небытия к бессмертию. Три части рассказа соответствуют уровням-ярусам «Мирового Древа» – важнейшего мифологического символа мироздания.
С этой точки зрения Ларра соответствует «низу» – царству смерти: он и возникает как тень, «темней и гуще, чем другие», плывущая «ниже сестер». Рассказчица – с ее необыкновенной, но человеческой судьбой – воплощает «срединность». Данко, высоко поднявший в руке сердце, символизирует «верх».
2. Из чего «складывается» образ Ларры?
Ларра – сын земной женщины и орла. Сказочные персонажи, рожденные от брака человека и животного, нередко являются носителями высших начал: добра, силы, справедливости, красоты. Но в легенде Изергиль кровь Ларры как бы объясняет его бесчеловечность.
Образ птицы в фольклоре стабильно и однозначно соотносится с миром смерти. Птицы в сказках всегда переносят героя в иное царство. Часто в этом качестве выступают орлы.
Ларра – сын смерти – лишь внешне подобен человеку. Потому он и сеет смерть вокруг себя, противопоставляя себя жизни.
Бездумное следование инстинкту, стремление к получению желаемого любой ценой, существование, лишенное прошлого и будущего, – все это не только обесценивает и гордость, и дерзость, и красоту, изначально будто присущие Ларре, но и превращает их в противоположность.
Ларра – воплощенная бездуховность: только себя он мнит совершенным и бессознательно губит неугодных ему:
«Я убил ее потому, мне кажется, что она меня оттолкнула… а мне было нужно ее я один… я не поклонюсь никому в жизни… ибо первый в ней я!». Нарушив закон всеединства бытия: «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью», Ларра лишается человеческой судьбы: он не умирает, а перестает быть.
Попытка самоубийства неудачна: земля отстраняется от его ударов. Все, что осталось от него, – тень и имя «отверженный»: «он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего». Особое значение получает эпизод попытки самоубийства Ларры.
Нож, которым он бьет себя в грудь, сломался – «точно в камень ударили им». Камень – универсальный знак, иероглиф смерти, знак вычеркивания, упразднения.
Судьбу Ларры определил суд человеческий. Поэтому суть наказания – отторжение от людей. Физическая смерть была бы признанием за Ларрой человеческой природы, включением в естественный порядок: ведь смерть – одна из сторон жизни, норма. Его мольба о смерти – попытка возвратиться к гармоническому началу, жизни.
3. Почему Ларра отвергнут людьми?
Законы племени тоже жестоки: и среди людей убийства – не редкость, страх царит и здесь. Девушка не пошла с Ларрой, потому что боялась отца.
Преступление Изергиль комментирует так: «впервые при них так убивали женщину». Однако отказ «поклониться» кому бы то ни было нельзя воспринимать как знак высокого духовного строя персонажа.
В данном контексте «поклонение» означает веру. Именно об этом спрашивают Ларру люди, пытаясь понять его поступок. Конфликт Ларры и его соплеменников – это конфликт веры и безверия. «Отверженный» не знает ни добра, ни зла, ни смысла своего бытия.
Мерилом всех вещей он сделал свое желание, а потому заведомо обречен, ибо не понимает себя: «…сам неверно понимаю то, что случилось».
О таких, как Ларра, Горький в своем очерке приводит слова Толстого: «Неверующий не может любить… Душа таких людей – бродяга, она живет бесплодно…». Обреченный на вечное скитание Ларра бесплоден.
Настаивая на своем первенстве, он требует поклонения себе. Но «отверженный» одинок: «Всем даже страшно стало, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого».
Когда Ларра решается умереть, показывая, что он не будет защищаться, люди «остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и все искал чего-то на своей груди, хватаясь за нее руками».
Мудрец понимает Ларру и придумывает ему наказание, страшнее которого нет на свете: «Тогда один из людей догадался и крикнул громко: не троньте его! Он хочет умереть!» Услышав смех людей, Ларра задрожал – испугался. Он потерял, пожалуй, единственное привлекательное качество – гордое бесстрашие, столь поразившее людей; теряет и красоту, превращаясь в бесформенную тень.
4. В чем привлекательность образа Данко?
В отличие от Ларры, Данко – обычный человек, один из многих, его качества исключительно человеческие. Подвиг ему подсказан несовершенством соплеменников, живших без солнца, в болотах, потерявших волю и мужество.
От глубокого сострадания погибающим душам и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним, а вспыхнувшая в них злоба к смелому юноше, когда он вел их к свету, стала причиной разгорания этой искры до яркого факела, осветившего путь.
Но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. Источник его деяния – глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого.
«Горящее сердце» символизирует заключительную фазу подвига Данко. Начинается он с того, что трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастий активным действием.
Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня», – потому-то и пошли за ним, что «верили в него».
Горящее сердце Данко призвано пробудить волю, высокое чувство у людей, которым не помогли древние заветы.
Изергиль восхищенно рассказывает о сердце Данко, которое пылало: «как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота».
5. В чем смысл противопоставления Ларры и Данко?
Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна из них принадлежит гордецу, который никого не любил, кроме себя.
Когда ему сказали, что «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью», себялюбец ответил, что не сделает этого, так как хочет остаться «целым».
Надменный эгоист, Ларра вообразил, что он, сын орла, выше других людей, что ему все дозволено, дорога только его личная свобода. Но вольные люди отвергли его, осудив на вечное одиночество. «Наказание ему – в нем самом!» – сказал мудрейший из племени.
Индивидуалисту Ларре противопоставлен Данко (антитеза – частый прием в раннем творчестве Горького). Ларра ценил только себя, Данко же решил добыть свободу для всего племени.
И если Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего «я», то Данко отдает им всего себя. Освещая путь вперед, смельчак «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».
Ларра боится людского смеха, теряется, услышав его, превращается в бесформенную тень.
Смех звучит и в конце легенды о Данко: «Данко… кинул… радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо». Это смех победы над страхом, смертью и бесчеловечностью. Противопоставление Данко и Ларры оформляется как антитеза человеческого – бесчеловечного. Противопоставление смеха / жизни и смерти характерно для Горького. В рассказе «Читатель» собеседник – alter ego автора – говорит о необходимости «возбудить в человеке жизнерадостный смех, очищающий душу».
Заканчивая рассказ размышлениями «о великом горящем сердце», Горький как бы пояснял, в чем заключено подлинное бессмертие человека. Ларра сам отторг себя от людей, и о нем в степи напоминает лишь темная тень, которую даже разглядеть трудно.
А о подвиге Данко, видевшего смысл жизни в освобождении людей, сохранилась огненная память: перед грозою в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца, «намекавшие на что-то сказочное».
6. Каково значение образа Изергиль в рассказе?
Древние легенды мудры и поучительны, и старая, иссохшая от времени Изергиль, скрипучий голос которой «звучал так, как будто это роптали все забытые века», рассказывает их молодым.
Но в круг ее повествования включается и повествование о собственной юности, которая кажется Изергиль, как часто бывает в старости, более красивой и веселой, чем юность новых поколений.
Образ Изергиль противоречив, отчетливо не проявлен. В воссоздании жизни героини многое остается нераскрытым. Это объясняется и тем, что Изергиль говорит лишь о том, что наиболее запомнилось ей из прошлого.
Юная Изергиль была олицетворением стихийного вольнолюбия. Она хотела ярко жить, петь и смеяться («Я, как солнечный луч, живая была») и, бросив ткать «ковры с восхода по закат», стала с упоением наслаждаться своей молодостью, красотой, беспечностью. Изергиль не хотела быть ничьей рабой (в этом она похожа на героя своей легенды Ларру) и жила, не зная забот о других.
Но она была умна и наблюдательна, и ей все же пришлось задуматься над тем, как живут люди. Изергиль начинает сознавать, что существует и другое понимание свободы, что в жизни немало людей, которые, забыв о себе, вступают в героическую борьбу за свободу других людей (как Данко).
Об этой борьбе Изергиль имеет смутное представление, но ее влечет героическое. Изрубленный в сражениях поляк ей милее богатого пана с золотом. И сама Изергиль оказалась способна на смелый, самоотверженный поступок, когда полюбила по-настоящему.
Спасая из плена любимого, но не любящего ее храброго Артадэка, Изергиль остается верна своему представлению о личной свободе и отказывается от любви Артадэка, предложенной из благодарности к ней. Подневольная любовь не нужна Изергиль.
Горький не случайно вводит в повествование образ рассказчиков. Они – носители народной правды, поэтому рассказы часто называются их именами.
Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд. Старуха Изергиль, рассказ о жизни которой занимает центральное композиционное место в повести, пережила в молодости и судьбу Ларры, и судьбу Данко. Не это ли лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма, и для подвига?
III. Подведение итогов урока.
– В чем смысл жизни по Горькому?»
IV. Домашнее задание.
Прочитать пьесу А.М.Горького «На дне».
7
Какова роль композиции в раскрытии главной идеи рассказа М. Горького “Старуха Изергиль”? (ЕГЭ по русскому)
Ранние романтические произведения, созданные рукой А. М. Горького, представлены работой под названием “Старуха Изергиль” . По мнению самого писателя, данное произведение отличается наибольшей красотой и стройностью передачи по сравнению с его иными творческими работами. Форма построения данного произведения подразумевает наличие трех новелл, соединенных между собой общим смыслом и идеей.
Начинается повествование с первой новеллы, – легенды о парне по имени Ларра.
Ему суждено было родиться от женщины и орла. Главными его качествами характера является жестокость и эгоизм. Именно таким пришел он в этот мир.
Ярким подтверждением сказанного стал эпизод, где Ларра совершает убийство девушки, которая с ним не желала иметь ничего общего. Хотя он тоже понес наказание за свои поступки. Юношу прокляли люди, назвавшие небесам его отверженным.
Ему самому удалось невольно обречь себя на муки, даже пожелав принять смерть, Ларра не мог умереть, так как его не принимала земля.
Третья новелла, представлена тоже в форме легенды. Здесь идет повествование от автора – Максима Горького, касающееся личности персонажа по имени Данко. Этот парень выбрал самопожертвование в качестве собственного долга перед людьми. Его действия была направлены на спасение обессилевших людей, не способных к продолжению своего похода через лес.
Герой принял решение о принесении в жертву своей жизни во имя продолжения жизни остальных людей. Он осветил им дорогу, вырванным из собственной груди, сердцем. Спасительный путь был найден персонажем ценой его жизни.
Он дал свободу людям, оказавшимся в итоге неблагодарными.
Оба героя по характерам оказались совершенно противоположными личностями. Противопоставление и стало смыслом глубокого замысла автора: здесь акцентируется внимание читателя на том, что человеку жизнь дается для служения людям.
Вторая новелла посвящена одной одряхлевшей к старости женщине. В молодые годы она была гордая. Эта женщина реальная героиня, любившая многих, делавшая то, что на ее взгляд, было правильным, и жившая по велению чувств и сердца.
Действительно, “Старуха Изергиль” по композиции считается очень красивым произведением А. М. Горького.
Loading…
Какова роль композиции в раскрытии главной идеи рассказа М. Горького “Старуха Изергиль”? (ЕГЭ по русскому)