Какова роль пасхального кулича в рассказе чехова казак

М. РАНЕВА-ИВАНОВА

Гётеборг, Швеция

К ПРОБЛЕМЕ ТЕОРИИ И МЕТОДА ИЗУЧЕНИЯ

ХРИСТИАНСКОГО МОТИВА
В ПРОЗЕ А.
 П. ЧЕХОВА

(О ЗНАЧЕНИИ ПАСХАЛЬНОГО МОТИВА В РАССКАЗЕ “КАЗАК”)

Интересующий нас вопрос заключается
в следующем: является ли использование Чеховым христианских мотивов одним из “секретов”
его прозы?

В определении термина “мотив” все еще нет согласия между различными
литературоведческими традициями, поэтому уточню значение этого понятия. Под мотивом
подразумеваем самостоятельный структурный элемент (история или эпизод), выражающий
типичную ситуацию и обладающий организующей способностью в тексте. Он часто нигде
в тексте не назван и не локализирован. Тем не менее у него есть не только содержание,
но и формальное выражение: он конкретен и может быть выражен клише, цитатой, группой
конвенциональных ассоциаций или тематическим комплексом. Эта внешняя актуализация
мотива является формой, уже заключающей в себе определенное стереотипное содержание.
Она может быть представлена в тексте несколькими варьирующими элементами, действующими
как сеть сигналов, отсылающих к одному общему смысловому фокусу.

Критерии внешних индикаторов мотива мы находим у Уильяма Фридмана
в его работе “Литературный мотив. Дефиниция и эволюция”. Он выделяет два главных
критерия, относящихся ко всем видам мотивов. Первый критерий
 —
это повторяемость. Согласно этому определенный
текстовой элемент должен появляться вновь такое количество раз, которое позволило
бы ему сделать себя подсознательно ощутимым и проявляющим свою нарочитость. Второй
критерий: такой текстовой элемент не должен ощущаться как обязательный,

______

© Ранева-Иванова М.,
1998

1 Freedman W. The Literary Motif: A
Definition and Evaluation // Essentials of the Theory of Fiction. Ed.
by M. J. Hoffman and P. D. Murphy. Durham
and London,
1988. P
. 303—304.

485

а должен “высовываться” из работы, выступать в какой-то мере
как лишняя деталь. Еще точнее можно сказать, что текстовой элемент, который представляет
или отсылает к мотиву, должен при чтении ощущаться не как единственно возможный,
а как предпочтенный, специально выбранный автором среди ряда других возможных. При
этом необходимо учитывать, в какой части текста появляется внешний индикатор мотива.
Образно говоря, при начальных поисках мотива в тексте можно руководствоваться формулой:
Покажи мне камень, который строители отбросили!
Он
 — краеугольный камень2.

Рассказ “Казак” написан Чеховым во время пасхальных праздников,
в первые дни его пребывания в Таганроге в 1887
 году. Чехов выехал из Москвы 2 апреля. Он только что закончил и выслал в “Новое время” заказанный
ему пасхальный рассказ “Миряне”3. Как известно из письма писателя, 3
 апреля он еще был в дороге, а в Таганрог приехал 4-го,
во второй половине дня4. Пасха в 1887
 году приходилась на 5 апреля. 7-го числа Чехов уже послал рассказ “Казак” в
Петербургскую газету, где он и был опубликован 13
 апреля, в понедельник, тот день недели, когда обычно выходили
рассказы писателя в этой газете.

Главный герой рассказа — арендатор хутора Низы Максим Торчаков едет со своей молодой
женой и везет только что освященный кулич. Он женился недавно и теперь справляет
с женой первую Пасху. Само сознание, что этот день
 — самый светлый русский христианский праздник, приподнимает
его настроение и “на что бы он ни взглянул, о чем бы ни подумал, все представлялось
ему светлым, радостным и счастливым”5. “Сказано, велик день!
 — говорит он жене. — Вот и велик! Погоди, Лиза, сейчас солнце начнет играть.
Оно каждую Пасху играет! И оно тоже радуется, как люди!” Всю радость

______

2 Трофимова МК. Из рукописей Наг-Хаммади // Античность
и современность: К 80-летию Ф.
 А. Петровского.
М., 1972. С.
 377.
Ср.: Псалтырь, 117:22.

3 Заглавие “Миряне” (Новое время.
1887. №
 3998.
18
 апреля)
Чехов меняет на “Письмо” при подготовке рассказа для издания в сборнике
“Рассказы” (СПб., 1888).

4 См. письмо-дневник
Чехова от 7
 апреля
1887
 года,
адресованное его родным, и письмо к Н.
 А. Лейкину
за тот же день: Чехов
 А. П. Полное собрание
сочинений и писем: В 30 т. Письма. Т.
 2.
М., 1975. С.
 54—63.

5 Все цитаты из рассказа “Казак”
здесь и далее в статье приведены по изданию: Чехов
 А. П. Полное собрание
сочинений и писем: В 30
 т. Сочинения. Т. 6.
М., 1985. С.
 164—168.

486

омрачает встреча по дороге к дому с захворавшим в пути одиноким
казаком. После обмена приветствиями между Торчаковым и путником завязывается короткий
разговор. Казак объясняет, что праздник застал его в дороге, но у него нет сил доехать
домой. Узнав, что Торчаков с женой едут из церкви, казак просит у них кусок освященного
хлеба, чтобы подкрепиться. Арендатор хочет откликнуться на просьбу казака, но жена
не разрешает ему портить кулич, и они продолжают свой путь, не оказав помощи. Этот
случай, происшедший на Пасху, переворачивает всю жизнь Торчакова. Совесть не позволяет
ему забыть оставленного на дороге без помощи больного казака. Он перестает ощущать
радость, не может ни спать, ни есть; укоряет свою жену за то, что она немилосердная
и недобрая; начинает пить. Так наступает полное расстройство его жизни.

Это — фабула рассказа. А проблему хочется выразить словами философского
труда В.
 Соловьева
(1897): “Когда человек поступает дурно в каком-нибудь отношении, например, когда
он обижает своих ближних положительным или хотя бы только отрицательным образом
 — отказываясь помочь в нужде, ему бывает потом совестно. Вот
настоящее душевное зерно всего человеческого добра и отличительный признак человека
как существа нравственного”6.

Так вот, в рассказе “Казак” Чехов обращается к пасхальной
тематике, к мотиву евхаристии.

Освященный кулич — это первый мотив. Он появляется в самом начале рассказа:

Арендатор
хутора Низы Максим Торчаков, бердянский мещанин, ехал со своей молодой женой из
церкви и вез только что освященный кулич.

Освященный кулич — это предметная деталь, которая относится к миру православной
пасхальной традиции. Кулич, или артос7, по обычаю приготавливается в
домах и в первый день Пасхи приносится в притвор храма для освящения8.
Именно с таким пасхальным хлебом по дороге из церкви и встречает Торчаков больного
казака.

За первым своим появлением эта деталь повторяется многократно
в рассказе. После встречи на дороге что бы Торчаков

______

6 Соловьев В. С. Оправдание добра // Соловьев В. С.
Сочинения: В 2
 т.
Т.
 1.
М., 1988. С.
 222.

7 Греческое название пасхального
хлеба.

8 Об этом см.: Булгаков С. В. Православие:
Праздники и посты. Богослужение. М., 1994 (Киев, 1912). С.
 127.

487

ни делал, он все время вспоминает казака и то, что он не дал
ему кусок кулича.

Известно, что многое из того, что совершается на Пасху, имеет
символическое значение, соответствующее различным моментам жизни Христа. Важное
место в смысловом ряду Пасхи занимает и кулич. В книге “Православие” С.
 В. Булгаков пишет, что кулич “напоминает, что Иисус Христос крестной
смертью и воскресением сделался для нас истинным хлебом животным. Такое значение
артоса и раскрывается в молитве на его освящение. Кроме того, в этой молитве священник,
призывая благословение Божие на освящаемый артос, просит Господа исцелить всякий
недуг и болезнь и подать здравие всем вкушающим артос”9.

Поэтому все ритуалы и атрибуты Пасхи, возникающие в этот день
в жизни Торчакова, снова и снова возвращают его к мыслям об освященном хлебе, в
котором он отказал больному казаку. Все встречающиеся в тексте многочисленные элементы,
отсылающие к Пасхе, такие, как приветствие ‘Христос воскресе’, ‘крашеные яйца’,
‘Христово воскресение’, ‘христосование’, ‘велик день’, ‘Бог’, ‘ангел’ и ‘святой’,
образуют один общий ассоциативный комплекс. Обильное использование в тексте деталей,
отсылающих к пасхальному комплексу, является вполне достаточным свидетелем его нарочитости.
Тем самым налицо первый критерий, необходимый для идентификации мотива.

Хотя присутствие христианских деталей оправдано, поскольку
они естественны и необходимы в контексте большого православного праздника, само
их включение в текст не является обязательным. В рассказе есть другой обязательный
хронотоп. Это
 
случайная встреча на дороге10. К нему Пасха добавляется как дополнительное
измерение. Таким образом, Пасха, а вместе с ней и освященный хлеб необязательны,
их можно было не включать в рассказ, заменив обычным солнечным весенним днем и обычным
хлебом. Они отвечают и второму условию, выделяемому У.
 Фридманом.

Поведение героев рассказа сопоставляется с той нравственной
моделью поведения, которую предписывает православная традиция пасхального праздника.
Об этом С.
 В. Булгаков пишет так:

______

9 Там же. (Курсив мой М. Р.-И.)

10 Здесь опираюсь на работу Бахтина
“Формы времени и хронологии в романе”: Бахтин
 М. Вопросы литературы
и эстетики: Исследования разных лет.
М., 1975. С. 234, 247249.

488

“Вспоминая о великих благодеяниях, оказанных роду человеческому
воскресением Иисуса Христа, древние христиане в великий праздник Пасхи простирали
наиболее руки помощи и благотворения меньшей братии Христовой, как-то: должникам,
сирым нищим и убогим. Свидетельством древней христианской благотворительности во
дни Святой Пасхи доселе осталось раздавание освященных брашен, обычных продуктов
пищи и денежных пособий бедным, дабы тем сделать и их в этот светлый праздник участниками
радости, которая всегда есть плод милостей и благодеяний”11.

Так в пасхальную этику перенесены основные нравственные идеи
учения Иисуса, которые доведены до кульминации в последние дни его земной жизни.
Воскресение Христа подтвердило торжество этих идей и произвело полный переворот
в мире людских представлений. Празднование воскресения должно, таким образом, выражать
апогей и торжество человеческой любви и милосердия к людям. В воскресении и, соответственно,
в Пасхе выражена святая святых православия. И именно в такой день, а не в обычный,
больной казак просит хлеба у Торчакова, и просит у него не простого хлеба, а освященного.
Так евангельский текст проницает эпизод из жизни арендатора Максима Торчакова, а
их сплетение подчеркивает двумерность текста еще на уровне мимесиса.

Чтобы проследить развитие христианских мотивов и на семиотическом
уровне, я опираюсь на теоретические работы Э.
 Ауэрбаха12
о фигуральной технике в “христианском реализме” и Т.
 Зиолковского13 о постфигуральном и трансфигуральном
романе в литературе
XX века. Исследования Ауэрбаха и Зиолковского актуальны в данном случае тем, что
выявляют взаимодействие прозаического текста с интертекстуальным материалом, каким
является здесь мотив евхаристии.

В рассказе “Казак” можно установить, где возникает трансфигуральная
модель. Это слова Торчакова, раскрывающие его восприятие происшедшего:

Я все
думаю: а что ежели это Бог нас испытать хотел
и ангела или святого какого в виде казака нам навстречу послал
? ведь бывает
это. Нехорошо, Лизавета, обидели мы человека!
14

______

11 Там же. С. 129.

12 Auerbach E. Mimesis. New Jersey, 1991 (1968);
Auerbach E. Figura //
 Neve
Dante-Studien, 1944.
 5.

13 Ziolkowski T. Fictional Transfiguration of Jesus. New Jersey,
1972.

14 О периодизации творчества Чехова с точки зрения повествовательной
структуры см.: Чудаков
 А. П. Поэтика Чехова. М., 1971. С. 10—136.

489

То, что писатель вложил объяснение произведения в слова своего
персонажа, типично для этого периода творчества Чехова. Если высказанные Торчаковым
опасения справедливы, то его должны ожидать неприятности. Так все и происходит:
рассказ повествует о пагубных последствиях пасхального происшествия для жизни Торчакова,
не выдержавшего испытания. На этом миметическом уровне слова персонажа выражают
сжатую повествовательную формулу рассказа, чьи жанровые сигналы легко воспринимаются
читателем. В них нетрудно опознать элемент волшебной сказки, сформулированный В.
 Я. Проппом как функцию “умирающий или умерший просит услуги”15
с целью испытания. По этой схеме развязка событийной фабулы рассказа, заключенной
в высказанном Торчаковым предположении, что он не распознал того, кого встретил,
совпадает с другой сказочной функцией
 — “герою дается новый облик”16. Эта функция, названная
Проппом “трансфигурацией”17, обычно сопровождает в сказочных сюжетах
первую.

Однако рассказ “Казак” не ограничивается показом эпизода жизни
Торчакова как частного случая типовых ситуаций, выражаемых сказочными функциями.
Не надо упускать из виду, что кроме морфологической формулы рассказа слова Торчакова
представляют собой и очередной индикатор христианского мотива. Он появляется в тексте,
когда предыдущие индикаторы уже пояснили, что описанные события воскресного дня
освещаются перспективой Четверга, в память о котором учреждена евхаристия. Переосмысление
встречи героем, при осознании, что она произошла на Пасху, перелагает сказочную
структурную схему в аналогичную из религиозной сферы. Развязка трансформируется
в “эпифанию”18, выполняющую здесь роль открытия: Торчакову открывается
смысл происшедшего. С этого момента вся история переосмысливается на новом уровне.
И больного казака на дороге Торчаков воспринимает ангелом или святым, посланным
ему Богом, а случайную встречу
 — испытанием его милосердия в день Пасхи.

______

15 Пропп В. Я. Морфология сказки.
М., 1969. С.
 4—41.

16 Там же. С. 58.

17 Там же. Название сказочной
функции Проппа совпадает с названием Т.
 Зиолковского
прозаической техники “трансфигурация”, о которой уже шла речь в настоящей
работе.

18 О сочетании мотива “эпифании”
(“явления”) с мотивом встречи в религиозной сфере см.: Бахтин
 М.
Вопросы литературы и эстетики… С.
 249.

490

Совпадение архитипичной сказочной структуры с аналогичными
элементами, встречающимися в религиозных текстах и ритуалах, позволяет Чехову совместить
в тексте две смысловые системы. Без учета христианского контекста воспринимается
только поверхностный слой бытового описания. При обнаружении двух систем текст демонстрирует
новый смысл. Слова Торчакова являются очень важным подтверждением наличия второй
системы именно тем, что дают ключ к ее организации, а вместе с этим и организации
ее смысла.

Трансфигурация, подготовленная предшествующим повествованием
и предлагаемая на миметическом уровне рассказа, по сути своей, рассчитана на типологический,
или фигуральный образ мышления19
читателя. В соответствии с этим принципом Новый Завет
читается по аналогии с Ветхим Заветом. Судьба Иисуса сравнивается с судьбой Давида,
Иосифа или других ветхозаветных персонажей. Жизнь Христа рассматривается как образец
жизни всего человечества.

В рассказе “Казак” пасхальное время, пасхальные атрибуты и
прежде всего пасхальный освященный кулич отсылают более конкретно к Тайной Вечере
и установлению таинства евхаристии:

После
вкушения ветхозаветной Пасхи еврейской, Иисус Христос установил на этой вечери таинство
Святого Причащения.
Поэтому и называется она ‘тайною вечерею’20.

Этот ритуал совершен по типологическому принципу, так же как
почти вся литургическая практика христианства подчинена типологическому мышлению.
В наставлениях к своим ученикам Иисус обычно сам дает пример того, как следует поступать.
Так при установлении евхаристии «Иисус Христос взял хлеб, благословил его, переломил
на части и, подавая ученикам, сказал: “Примите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас
ломимое во оставление грехов”. Потом взял чашу с виноградным вином, благословил,
возблагодарив Бога Отца за все его милости к роду человеческому и, подавая ученикам,
сказал: “Пейте из нея все, это Моя Кровь Нового Завета, за вас проливаемая во оставление
грехов”. Причастив апостолов,

______

19 Типологическое мышление
связывается с принятием создания мира Богом. Из этого вытекает существование
определенных заданных моделей, которые периодически повторяются.

20 Законъ Божiй
для семьи и школы со многими иллюстрац
iями / Сост. Протоiерей
Серафимъ Слободской.
New York,
1987 (1966). С.
 386.

491

Господь дал заповедь всегда совершать это таинство, Он сказал:
“Сие творите в Мое воспоминание”»21.

Устанавливая евхаристию, Христос завещает людям Новый Завет
и раскрывает смысл своей добровольной жертвы как деяния милосердия во имя спасения
человечества. Этот эпизод является еще одним моментом из жизни Христа, где он учит
своим примером. В стилизованной символике таинства евхаристии, означающего трансформацию
тела Христа в пасхальный хлеб, Иисус закладывает суть идеи приобщения каждого человека
к своему богочеловеческому образу вкушением его тела. Пасхальный хлеб наделяется
свойством исцелять от любых недугов и полагается всем без исключения. Поэтому и
недопустимо на Пасху отказать в хлебе кому-либо, тем более просящему о помощи больному.
Освященный хлеб, таким образом, прямо отсылает к Божьей милости, выраженной воплощением
Бога в человеке через Христа, к беспредельной его любви к людям, созданных по его
образу и подобию. В то же самое время в воплощении (
incarnation) Христа сочетается идея имитации богочеловека с христианской
нравственностью. Христос как олицетворение бескорыстной любви к ближнему, проявляющий
милосердие к несчастным и обездоленным, становится парадигматической фигурой, в
соответствии с которой измеряются все человеческие деяния. В подражании жизни Христа
и заключается залог успеха спасения людей, в чем и состоял смысл жертвы Иисуса,
его назначения на земле.

Мотив евхаристии вводит в рассказ христианскую норму этики,
и она становится шкалой оценки поведения персонажей. Эта норма требует осуществления
милосердия22, предполагающего два обязательных момента: первый
 — сострадание, второй — поступок, направленный на облегчение страданий. Если первый
элемент, включающий желание помочь, не приводит к реальному поступку, нельзя говорить
о проявлении милосердия. В рассказе “Казак” показан один из случаев жизни, когда
милосердие было необходимо, проявилось, но тем не менее не осуществилось. Главный
герой упустил возможность поступить так, как подобает христианину, и, несмотря на
свое раскаяние, он не в состоянии изменить ход событий. В этом рассказе о неосуществленном
милосердии перед

______

21 Там же.

22 Смдефиницию милосердия
под рубриками
CompassionиMercy”: New Dictionary of Christian Etics and Pastoral Theology / Ed. David J. Atkinson and
David H.
 Field, Illinois, Leicester, 1995. P. 244,
589
560.

492

нами, как писал исследователь и переводчик Чехова Р. Хинглей, “мастер пропущенного момента, ошибочного, уклоненного
эффекта: выстрела из пистолета, который
не убил, переезда в Москву, который не состоялся … автор, чьи невысказанные слова
чаще более важны, чем высказанные”23.

Открытый финал в “Казаке” закрепляет значимость прегрешения
Торчакова, за которое он будет нести кару до конца своих дней:

Когда
был пьян, то сидел дома и шумел, а трезвый ходил по степи и ждал, не встретится
ли ему казак…

Такой финал превращает эпизод из жизни Максима Торчакова в
притчу, рассказанную с целью назидания24. В “Казаке” милосердие не осуществляется
в том понимании, в котором подразумевает его христианская этика. Трансфигурация
милосердия Христа в рассказе Чехова инвертирована, инверсия представлена как деформация.
Так воспринимает происшедшее и главный персонаж:

Все
эти напасти, как говорил Максим, произошли оттого, что у него злая, глупая жена,
что Бог прогневался на него и на жену… за больного казака.

Христианский контекст, в котором освещен внешне незначительный
житейский случай, обогащает рассказ и вносит в сюжет глубокий общечеловеческий смысл:
А.
 П. Чехов описывает не только “жизнь такую, какая она есть” но
и “жизнь такую, какая должна быть”. Совмещение этих двух планов в литературе сам
автор считал отличительной чертой “вечных писателей”25.

______

23 Chekhov’s Art
of Writing. A Collection of Critical Essays
 / Ed
by Payl Debreczeny and Thomas Eekman. Columbus, Ohio
,
1977.
P. 5.
Перевод с английского из предисловия Р.
 Хинглей — мой.

24 Вероятно, Чехов имел в виду
нетипичную для своей манеры письма дидактику в “Казаке”, когда 23
 апреля
1887
 года
писал брату: “Казак” уж чересчур толстовский”.

25 Чехов А. П. Т. 5. С. 133.

Арендатор хутора Низы Максим Торчаков, бердянский мещанин, ехал со своей молодой женой из церкви и вез только что освещенный кулич. Солнце еще не всходило, но восток уже румянился, золотился. Было тихо… Перепел кричал свои «пить пойдем! пить пойдем!», да далеко над курганчиком носился коршун, в больше во всей степи не было заметно ни одного живого существа.

Торчаков ехал и думал о том, что нет лучше и веселее праздника, как Христово воскресенье. Женат он был недавно и теперь справлял с женой первую пасху. На что бы он ни взглянул, о чем бы ни подумал, все представлялось ему светлым, радостным и счастливым. Думал он о своем хозяйстве и находил, что все у него исправно, домашнее убранство такое, что лучше и не надо, всего довольно и все хорошо; глядел он на жену — и она казалась ему красивой, доброй и кроткой. Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская визгливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахивавший крыльями. А когда он по пути забежал в кабак закурить папиросу и выпил стаканчик, ему стало еще веселее…

— Сказано, велик день!- говорил он.- Вот и велик! Погоди, Лиза, сейчас солнце начнет играть. Оно каждую пасху играет! И оно тоже радуется, как люди!

— Оно не живое,- заметила жена.

— Да на нем люди есть!- воскликнул Торчаков.Ей-богу, есть! Мне Иван Степаныч рассказывал — на всех планетах есть люди, на солнце и на месяце! Право… А может, ученые и брешут, нечистый их знает! Постой, никак лошадь стоит! Так и есть! На полдороге к дому, у Кривой Балочки, Торчаков и его жена увидели оседланную лошадь, которая стояла неподвижно и нюхала землю. У самой дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе в ноги.

— Христос воскрес!- крикнул ему Максим.

— Воистину воскрес,- ответил казак, не поднимая головы.

— Куда едешь?

— Домой, на льготу.

— Зачем же тут сидишь?

— Да так… захворал… Нет мочи ехать.

— Что ж у тебя болит?

— Весь болю.

— Гм… вот напасть! У людей праздник, а ты хвораешь! Да ты бы в деревню или на постоялый ехал, а что так сидеть?

Казак поднял голову и обвел утомленными, больными глазами Максима, его жену, лошадь.

— Вы это из церкви?- спросил он.

— Из церкви.

— А меня праздник в дороге застал. Не привел бог доехать. Сейчас сесть бы да ехать, а мочи нет… Вы бы, православные, дали мне, проезжему, свяченой пасочки разговеться!

— Пасочки?- спросил Торчаков.- Оно можно, ничего… постой, сейчас… Максим быстро пошарил у себя в карманах, взглянул на жену и сказал:

— Нету у меня ножика, отрезать нечем. А ломать-то — не рука, всю паску испортишь. Вот задача! Поищи-ка, нет ли у тебя ножика?

Казак через силу поднялся и пошел к своему седлу за ножом.

— Вот еще что выдумали!- сердито сказала жена Торчакова.- Не дам я тебе паску кромсать! С какими глазами я ее домой порезанную повезу? И видано ль дело — в степи разговляться. Поезжай на деревню к мужикам да там и разговляйся!

Жена взяла из рук мужа кулич, завернутый в белую салфетку, и сказала:

— Не дам! Надо порядок знать. Это не булка, а свяченая паска, и грех ее без толку кромсать.

— Ну, казак, не прогневайся!- сказал Торчаков и засмеялся.- Не велит жена! Прощай, путь-дорога! Максим тронул вожжи, чмокнул, и бричка с шумом покатила дальше. А жена все еще говорила, что резать кулич, не доехав до дому,- грех и не порядок, что все должно иметь свое место и время. На востоке, крася пушистые облака в разные цвета, засияли первые лучи солнца; послышалась песня жаворонка. Уж не один, три коршуна, в отдалении друг от друга, носились над степью. Солнце пригрело чуть-чуть, и в молодой траве закричали кузнечики.

Отъехав больше версты, Торчаков оглянулся и пристально поглядел вдаль.

— Не видать казака…- сказал он.- Экий сердяга, вздумал в дороге хворать! Нет хуже напасти: ехать надо, а мочи нет… Чего доброго, помрет в дороге… Не дали мы ему, Лизавета, паски, а небось и ему надо было дать. Небось и ему разговеться хочется.

Солнце взошло, но играло оно или нет, Торчаков не видел. Всю дорогу до самого дома он молчал, о чем-то думал и не спускал глаз с черного хвоста лошади. Неизвестно отчего, им овладела скука, и от праздничной радости в груди не осталось ничего, как будто ее и не было.

Приехали домой, христосовались с работниками; Торчаков опять повеселел и стал разговаривать, но как сели разговляться и все взяли по куску свяченого кулича, он невесело поглядел н жену и сказал:

— А нехорошо, Лизавета, что мы не дали тому казаку разговеться.

— Чудной ты, ей-богу!- сказала Лизавета и с удивлением пожала плечами.- Где ты взял такую моду, чтобы свяченую паску раздавать по дороге? Нешто это булка? Теперь она порезана, на столе лежит, пущай ест, кто хочет, хоть и казак твой! Разве мне жалко?

— Так-то оно так, а жалко мне казака. Ведь он хуже нищего и сироты. В дороге, далеко от дому, хворый…

Торчаков выпил полстакана чаю и уж больше ничего не пил и не ел. Есть ему не хотелось, чай казался невкусным, как трава, и опять стало скучно. После разговенья легли спать. Когда часа через два Лизавета проснулась, он стоял у окна и глядел во двор.

— Ты уже встал?- спросила жена.

— Не спится что-то… Эх, Лизавета,- вздохнул он,обидели мы с тобой казака!

— Ты опять с казаком! Дался тебе этот казак. Бог с ним.

— Он царю служил, может кровь проливал, а мы с ним, как с свиньей обошлись. Надо бы его больного домой привесть, покормить, а мы ему даже кусочка хлеба не дали.

— Да, так дам я тебе паску портить. Да еще свяченую! Ты бы ее с казаком искромсал, а я бы потом дома глазами лупала? Ишь ты какой!
Максим потихоньку от жены пошел в кухню, завернул в салфетку кусок кулича и пяток яиц и пошел в сарай к работникам.

— Кузьма, брось гармонию,- обратился он к одному из них.- Седлай гнедого или Иванчика и езжай поживее к Кривой Балочке. Там больной казак с лошадью, так вот отдай ему это. Может, он еще не уехал.

Максим опять повеселел, но, прождав несколько часов Кузьму, не вытерпел, оседлал лошадь и поскакал к нему навстречу. Встретил он его у самой Балочки.

— Ну что? Видал казака?

— Нигде нету. Должно, уехал.

— Гм… история!

Торчаков взял у Кузьмы узелок и поскакал дальше. Доехав до деревни, он спросил у мужиков:

— Братцы, не видали ли вы больного казака с лошадью? Не проезжал ли тут? Из себя рыжий, худой, на гнедом коне.

Мужики поглядели друг на друга и сказали, что казака они не видели.

— Обратный почтовый ехал, это точно, а чтоб казак или кто другой такого не было.

Вернулся Максим домой к обеду.

— Сидит у меня этот казак в голове и хоть ты что!сказал он жене.- Не дает спокою. Я все думаю: а что, ежели это бог нас испытать хотел и ангела или святого какого в виде казака нам навстречу послал. Ведь бывает это. Нехорошо, Лизавета, обидели мы человека!

— Да что ты ко мне с казаком пристал?- крикнула Лизавета, выходя их терпения.- Пристал, как смола!

— А ты, знаешь, не добрая…- сказал Максим и пристально поглядел ей в лицо.

И он впервые после женитьбы заметил, что его жена не добрая.

— Пущай я не добрая,- крикнула она и сердито стукнула ложкой,- а только не стану я всяким пьяницам свяченую паску раздавать!

— А нешто казак пьяный?

— Пьяный!

— Почем ты знаешь?

— Пьяный!

— Ну и дура!

Максим, рассердившись, встал из-за стола и начал укорять свою молодую жену, говорил, что она немилосердная и глупая. А она, тоже рассердившись, заплакала и ушла в спальню и крикнула оттуда:

— Чтоб он околел, твой казак! Отстань ты от меня, холера, со своим казаком вонючим, а то я к отцу уеду!

За все время после свадьбы у Торчакова это была первая ссора с женой. До самой вечерни он ходил у себя по двору, все думал о жене, думал с досадой и она казалась теперь злой, некрасивой. И как нарочно, казак все не выходил из головы, и Максиму мерещились то его больные глаза, то голос, то походка…

— Эх, обидели мы человека!- бормотал он.- Обидели! Вечером, когда стемнело, ему стало нестерпимо скучно, как никогда не было,- хоть в петлю полезай! От скуки и с досады на жену он напился, как напивался в прежнее время, когда был неженатым. В хмелю он бранился скверными словами и кричал жене, что у нее злое, некрасивое лицо и завтра же он прогонит ее к отцу.

Утром на другой день праздника он захотел опохмелиться и опять напился.
С этого и началось расстройство.

Лошади, коровы, овцы и ульи мало-помалу друг за дружкой стали исчезать со двора, долги росли, жена становилась постылой… Все эти напасти, как говорил Максим, произошли оттого, что у него злая, глупая жена, что Бог прогневался на него и на жену… за больного казака. Он все чаще и чаще напивался. Когда был пьян, то сидел дома и шумел, а трезвый ходил по степи и ждал, не встретится ли ему казак…

Слово учителя: Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова. На уроках вы познакомились с юмористическими рассказами писателя, сегодня мы с вами посмотрим на его творчество с другой точки зрения. И поможет нам в этом рассказ «Казак».

В литературе есть такие понятия «рождественский рассказ» и «пасхальный рассказ».

К какому жанру, по вашему мнению, относится прочитанный вами дома рассказ А.П. Чехова? Обоснуйте свою точку зрения.

Слово учителя: Да, действительно, это «пасхальный рассказ», потому что в нем рассказывается о событиях, которые произошли в Светлое Христово Воскресение, то есть на Пасху.

Пасха – христианский праздник, а Христианство, как известно, оказало глубокое воздействие на мировую литературу. Во многих произведениях нашли свое отражение и и события Священного писания, и церковные праздники. Их перечень различен у православных, католиков, протестантов, но у всех есть Рождество, Пасха, Троица, Вознесение.

На Западе главным праздником стало Рождество, а в Православии – Пасха, праздник в честь воскресения Христа из мертвых. В Православии – это праздник праздников, торжество из торжеств.

Пасха дала русской литературе жанр пасхального рассказа. Пасхальный рассказ связан с праздниками всего Пасхального цикла от Великого поста до Троицы и Духова Дня.

Пасхальный рассказ назидателен – он учит добру и Христианской любви. Его сюжеты: духовное проникновение, нравственное перерождение человека, прощение во имя спасения души, воскрешение человека к духовной жизни, изменение человека к лучшему.

Первые пасхальные рассказы появились в 80-е годы 19 века. А.П. Чехов с большим удовольствием и волнением читал пасхальные рассказы своих товарищей по перу. А свой первый пасхальный рассказ «Письмо» пишет в 1887 году. Потом были рассказы «Накануне поста, «Недоброе дело», «На страстной неделе», «Тайна», и последним в этом ряду стал «Казак».

Обратимся к содержанию рассказа и определим художественное время и художественное пространство, обозначенное в нем.

Время: окончание Великого поста, рассвет Пасхального дня, Светлое Христово Воскресение.

Пространство: сельская местность, безлюдная степь, хутор Максима Торчакова. 

Слово учителя Итак, обратимся к началу рассказа. Прочитаем первый абзац. 

Арендатор хутора Низы Максим Торчаков, бердянский мещанин, ехал со своей молодой женой из церкви и вез только что освещенный кулич. Солнце еще не всходило, но восток уже румянился, золотился. Было тихо… Перепел кричал свои «пить пойдем! пить пойдем!», да далеко над курганчиком носился коршун, больше во всей степи не было заметно ни одного живого существа.

Вспомните, каково настроение Максима? (Торчаков ехал и думал о том, что нет лучше и веселее праздника, как Христово воскресенье. Женат он был недавно и теперь справлял с женой первую пасху. На что бы он ни взглянул, о чем бы ни подумал, все представлялось ему светлым, радостным и счастливым. Думал он о своем хозяйстве и находил, что все у него исправно, домашнее убранство такое, что лучше и не надо, всего довольно и все хорошо; глядел он на жену – и она казалась ему красивой, доброй и кроткой. Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская визгливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахивавший крыльями…)

Почему настроение Максима было столь радужным? (Сегодня Святой день. Он счастлив в браке: у него жена красавица, добрая, кроткая. Исправное хозяйство. Достаток.)

Только ли душа Максима ликует в этот день? (Нет. Природа тоже ликует. Солнце еще не всходило, восток румянился, золотился.) 

Слово учителя Удивительный рассвет. Тишина, мир, покой, как и положено в такой день. Казалось бы полная гармония, человека и природы, духовного и физического начал. А ведь что-то в этом описании не так. Что вносит в него дисгармонию? (…далеко над курганчиком носился коршун… коршун – знак беды.)

Слово учителя Но Максим этого не замечает, Чехов пишет … Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская визгливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахивавший крыльями.

Сказано, велик день! – говорил он. – Вот и велик! Погоди, Лиза, сейчас солнце начнет играть. Оно каждую пасху играет! И оно тоже радуется, как люди!

Что слышит в ответ от своей жены?

Как эта фраза характеризует Лизу, жену Максима?

А какой Максим? Какое впечатление у Вас о нем сложилось?

Слово учителя И вот …На полдороге к дому, у Кривой Балочки, Торчаков и его жена увидели оседланную лошадь, которая стояла неподвижно и нюхала землю. У самой дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе в ноги. Чтение диалога.

– Христос воскрес! – крикнул ему Максим.
– Воистину воскрес, – ответил казак, не поднимая головы.
– Куда едешь?
– Домой, на льготу.
– Зачем же тут сидишь?
– Да так… захворал… Нет мочи ехать.
– Что ж у тебя болит?
– Весь болю.
– Гм… вот напасть! У людей праздник, а ты хвораешь! Да ты бы в деревню или на постоялый ехал, а что так сидеть?
Казак поднял голову и обвел утомленными, больными глазами Максима, его жену, лошадь.
– Вы это из церкви? – спросил он.
– Из церкви.
– А меня праздник в дороге застал. Не привел бог доехать. Сейчас сесть бы да ехать, а мочи нет… Вы бы, православные, дали мне, проезжему, свяченой пасочки разговеться!
– Пасочки? – спросил Торчаков. – Оно можно, ничего… постой, сейчас…

Что вы узнали из этого диалога о человеке, который встретился Торчаковым на полдороге к дому? (Казак. Верующий. Едет домой, окончил службу. Сильно болеет. Хотел попасть в церковь на праздничную службу. Хочет разговеться)

Докажите словами текста, что он, действительно, болен. (обвел утомленными, больными глазами Максима; ответил казак, не поднимая головы; казак через силу поднялся)

Сообщение о казаках. 

Как вы понимаете, что значит «разговеться»? (Пасхе предшествует Великий пост, во время которого православные отказываются от пищи животного происхождения. Едят растительную пищу, а в некоторые дни вообще воздерживаются от пищи. Пост длится 7 недель. В это время много молятся. Все это делается для очищения души от грехов. Чтобы встретить радостный праздник с «чистой душой». А утром в день Пасхи разговляются, причащаются Празднику, т.е.едят свяченые яйца и паску.)

Слово учителя: Казак болен, но он постился, видимо, ждал праздника, ему хочется разговеться, т.е. причаститься к празднику.

Смог ли казак разговеться? Почему?

Как ведет себя Лиза?

Права ли она?

Вспомните, что думал Максим о своей жене в начале рассказа? (Она казалась ему красивой, доброй, кроткой.)

Толковый словарь С.И. Ожегова
Кроткий Добрый
Отзывчивый Делающий добро другим
Милый Несущий благо, благополучие
Покорный Незлобивый
  Смирный
Библейская энциклопедия
Безгневный Незлобивый или незлобный
Ангелоподобный Безобидный

Соответствует ли Лиза данной характеристике?

Какое слово в предложении сразу говорит о том, что это не соответствует действительности? (Казалась.)

Как повел себя в данной ситуации Максим? А как должен был бы? (Засмеялся.)

В чем вина Максима? (Он послушался жену, хотя она была не права. А православные каноны предписывают жене слушаться мужа. Народная мудрость гласит: «Муж – голова, жена – душа?)

Счастлива ли семья, где жена, такая, как у Максима?

Изменилось ли что-нибудь в природе? (На востоке, крася пушистые облака в разные цвета, засияли первые лучи солнца; послышалась песня жаворонка. Уж не один, три коршуна, в отдалении друг от друга, носились над степью. Солнце пригрело чуть-чуть, и в молодой траве закричали кузнечики. Тучи сгущаются – беда все ближе.)

Казак называет Максима и Лизу православные. Можно ли их так назвать? (Нет. Православные не могут отказать в помощи.)

Максим и Лиза постились, службу отстояли, яйца и пасочку освятили. Как вы считаете, сильна ли вера Торчаковых? (Нет. Они делают это лишь потому, что все так делают, что так положено, т.е. это для них обряд)

Заповеди Господни.

  1. Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоей, всею мыслию твоей.
  2. Возлюби ближнего твоего, как сам себя.
  3. Не сотвори себе кумира.
  4. Не называй имени Господа Бога твоего всуе.
  5. Чти отца твоего и матерь твою.
  6. Не убий.
  7. Не укради.
  8. Не возводи на друга своего ложного свидетельства.
  9. Помни же день субботний: шесть дней делай и сотвори все дела твои. Суббота Господу Богу твоему.

Какую заповедь нарушают Максим и Лиза? 

Симфония потворения Тихону Задонскому.

Всякий человек друг другу есть ближний: разумный – невежде, молодой и здоровый – старому , здоровый – немощному, сильный – беззаступному, свободный – заключенному в темнице, имеющий дом – странному.

Как Максим и Лиза относятся к произошедшему с ними в пути?

Слово учителя: Давайте проследим по тексту переживания Максима. Я начну а вы продолжите…

Солнце взошло, но играло оно или нет, Торчаков не видел. Всю дорогу до самого дома он молчал, о чем-то думал и не спускал глаз с черного хвоста лошади. неизвестно отчего, им овладела скука, и от праздничной радости в груди не осталось ничего, как будто ее и не было.

Работа с текстом.

Слово учителя: Максим не нашел казака и, и уныние вернулось.

Сидит у меня этот казак в голове и хоть ты что! – сказал он жене. – Не дает спокою. Я все думаю: а что, ежели это бог нас испытать хотел и ангела или святого какого в виде казака нам навстречу послал. Ведь бывает это. Нехорошо, Лизавета, обидели мы человека!

Н.В. Гоголь в своем рассказе «Светлое Воскресение», говоря о Пасхе и поведении человека в этот день писал, что после воскресения Христос в и его ученике в рубище ходят по земле и проверяют людей на милосердие, поощряет и наказывает – наставляет, указывает путь.

Учитель читает стихотворение С.А. Есенина «Шел Господь пытать людей в любови..»

Отчего же Максим лишился душевного равновесия? (Он страдает, он обидел человека, жена его не понимает, она способна оболгать человека.)

Да что ты ко мне с казаком пристал? – крикнула Лизавета, выходя из терпения. – Пристал, как смола!
– А ты, знаешь, не добрая… – сказал Максим и пристально поглядел ей в лицо.
И он впервые после женитьбы заметил, что его жена не добрая.
– Пущай я не добрая, – крикнула она и сердито стукнула ложкой, – а только не стану я всяким пьяницам свяченую паску раздавать!
– А нешто казак пьяный?
– Пьяный!
– Почем ты знаешь?
– Пьяный!
– Ну и дура!

Изменилось ли представление Максима о жене?

До встречи с казаком  После встречи с казаком
Красивая
Добрая
Кроткая
Злая
Некрасивая
Немилосердная
Глупая

Милосердие – милое сердце – умение сострадать, понимать чужую боль.

Почему жизнь героя разладилась? (Не прошел испытание на милосердие, сострадание, умение любить ближнего своего)

Осознал ли Максим то, что с ним произошло? Да

Покаялся ли? Нет. Совершил еще больший грех – запил.

Слово учителя: Рассказ заканчивается многоточием… Автор предоставляет право читателям додумать, что же будет дальше.

Как вы считаете, что стало с казаком?

Возможно ли преображение Максима?

Слово учителя: Пасхальный рассказ назидателен – он учит добру и Христианской любви, в нем говорится о нравственном перерождении человека. Произошло ли перерождение нашего героя. Нет. Но он осознал свое ошибку, понял, что поступил неправильно. Скорее всего рано или поздно он придет к покаянию, и тогда душа его воскреснет и откроется для любви к ближнему.

Каждая встреча может быть во спасение, а может быть во грех – говорил один из православных святых. Помните об этом. Совершая поступок, послушайте свое сердце. Я надеюсь, что оно подскажет вам, как поступить правильно.

Закончить сегодняшний урок я хочу чтением Евангелия. 

Учитель читает 25 главу Евангелия от Матфея.

Урок литературы по рассказу А.П.Чехова «Казак»

Цели урока:

  1. Проанализировать рассказ А.П.Чехова «Казак», вспомнить жанр пасхального рассказа;
  2. Формировать умение анализировать прозаическое произведение; находить антитезу и определять ее значение;
  3. Помочь учащимся увидеть духовно-нравственную основу данного произведения.
  4. Воспитывать гуманные качества: любовь к ближнему, послушание.

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Основная часть

Слово учителя: Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова. На уроках вы познакомились с юмористическими рассказами писателя, сегодня мы с вами посмотрим на его творчество с другой точки зрения. И поможет нам в этом рассказ «Казак». (слайд 1)

Эпиграфом нашего урока будут слова из евангелия от Матфея: « …так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.» Мф. 25:45, 46

(слайд 2)

К какому жанру, по вашему мнению, относится прочитанный вами дома рассказ А.П. Чехова? Обоснуйте свою точку зрения.

Слово учителя: Да, действительно, это «пасхальный рассказ», потому что в нем рассказывается о событиях, которые произошли в Светлое Христово Воскресение, то есть на Пасху.

Пасха дала русской литературе жанр пасхального рассказа. Пасхальный рассказ связан с праздниками всего Пасхального цикла от Великого поста до Троицы и Духова Дня.

Пасхальный рассказ назидателен – он учит добру и Христианской любви. Его сюжеты: духовное проникновение, нравственное перерождение человека, прощение во имя спасения души, воскрешение человека к духовной жизни, изменение человека к лучшему.

Первые пасхальные рассказы появились в 80-е годы 19 века. А.П. Чехов с большим удовольствием и волнением читал пасхальные рассказы своих товарищей по перу. А свой первый пасхальный рассказ «Письмо» пишет в 1887 году. Потом были рассказы «Накануне поста, «Недоброе дело», «На страстной неделе», «Тайна», и последним в этом ряду стал «Казак». (слайд 3)

Что вы знаете о  празднике  Пасхи? Каковы его традиции? (слайд 4)

  1. Составление кластера по рассказу с комментированием (см приложение 1)

(В центре образ Максима Горчакова)

Что мы узнаем из экспозиции рассказа?

Главный герой произведения Максим Горчаков, арендатор хутора «Низы», впервые встречает Пасху вместе с молодой женой. Праздник Пасхи — светлый, радостный, счастливый.

Каково состояние Горчакова? Почему?

Он счастлив по-человечески и силён в своём человеческом счастье, но в этом, духовном случае людские силы не имеют цены.

Как ведет себя Лиза, жена Максима? Как это характеризует ее?

Когда максим восхищается природой, радостью, то Лиза отмечает, что оно не живое. Наверное, эта женщина духовно-бедная.

Чтение отрывка: «На половине дороги к дому, у Кривой Балочки Горчаков и его жена увидели осёдланную лошадь, которая стояла неподвижно и нюхала землю. У самой дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе в ноги.

— Христос воскресе! – крикнул ему Максим.

— Воистину воскрес, — ответил казак, не поднимая головы.»

Почему место встречи называется Кривая Балочка?

Может быть, Господь предоставил Максиму возможность выпрямить свой путь — направить его к Богу, прожить вторую часть жизни с Богом и по-Божьи.

Что мы узнали о казаке из диалога? Как к этому отнёсся Максим?

Горчаков, узнав от казака о том, что тот болен, буквально поражён, изумлён этим известием: в его сознании не укладывается: как же так, у людей праздник, а казак хворает ?! Он готов помочь казаку в его беде, выручить его, вылечить его.

Горчаков задается вопросом: «Разве Христос не исцелял болеющих и страдающих? Разве священная Христова пасха не чудодейственное средство против болезни? Конечно, он выполнит просьбу казака и угостит его священной пасхой».

Каково состояние казака?

Состояние казака можно проиллюстрировать словами из русских покаянных молитвословий, готовых, кажется, сорваться с воспалённых губ казака. Словно ещё миг и воззовёт он к Господу: «Откуда начну плакати окаянного моего жития? Кое же положу начало нынешнему рыданию».

Как же меняется отношение автора к светлому празднику Пасхи?

Состояние казака позволяет увидеть главное в мнимо радостном пространстве привычного бытия — человека — больного, страдающего. Торжество воскресения Христа это не праздник обретения сверхмощной человеческой радости, наоборот, это благословенный день потери всех человеческих (физических, плотских) радостей, празднование обретения возможности видеть боль этого мира везде и всюду (ключом, паролем к видению этой боли, к обнаружению её становятся слова «Христос Воскресе», которыми герой рассказа приветствует сидящего казака), понять, что весь мир, как бы он не прятался за свои искусственные или мнимые счастья, есть Боль.

— Что ж у тебя болит?

— Весь болю.

Как вы думаете, что для семьи Горчаковых значит «свячёная пасочка»?

Горчакову  нет особой личной нужды в празднике Пасхи. Дома со всеми как все и разговеется. Для него и его жены освящённый кулич не реальность Божия, которая должна реально присутствовать и действовать в земной жизни, например, помогать больному казаку, но некий «завёрнутый в белую салфетку» музейный экспонат, к тому же хранящийся в запасниках, извлечь который оттуда никоим образом невозможно: «Жена взяла из рук мужа кулич, завёрнутый в белую салфетку, и сказала: «Не дам! Надо прядок знать. Это не булка, а свяченая пасха, и грех её без толку кромсать». — «Ну, казак, не прогневайся! — сказал Горчаков и засмеялся. — Не велит жена! Прощай, путь-дорога!»…

Как ведет себя Лиза? Какую заповедь она нарушает?

Лиза не только не пытается помочь мужу, а наоборот настаивает на том, что нельзя в поле резать кромсать «свяченую пасочку». Она нарушает заповедь: «Да убоится жена мужа!»

А почему Горчаков не дал свяченой пасочки? Только лишь из-за жены?

Но всё не так просто. Выполнить просьбу казака Горчаков не в состоянии. Не только потому что не велит жена: «Не дам я тебе пасху кромсать! С какими глазами я её домой порезанную повезу? И видано ль дело — в степи разговляться. Не дам! Надо порядок знать. Это не булка, а свячёная пасха, и грех её без толку кромсать».

Дело в том, что Горчаков ещё не готов совершить это духовное, Христово действие. Не в силах. Духовное действие подготавливается медленно, зреет. У тебя должно быть достаточно внутренних сил, чтобы совершить его. Горчаков в момент встречи с больным казаком и слаб и недостоин.

Какую заповедь нарушают Горчаковы? (слайд 5)

Возлюби ближнего твоего,  как самого себя.

Чехов – мастер детали. В этом рассказе он не отступает от своего амплуа. Не случайно здесь и возникают образы дороги и дома. Они символичны. Что же они обозначают?

Для Горчаковых важно не реальное присутствие и действие Божие (дорога как символ живого, быстро меняющегося бытия), а порядок знать (дом — в данном контексте — как символ удобности, успокоенности и духовной неподвижности).

Но где истинный путь-дорога, где настоящий дом? Праздник Христова Воскресения — это торжество обретения не дома, а только пути-дороги к нему — дому истинному. Это праздник не домашнего успокоения и уюта, но торжество пути — тяжёлого, но найденного, очевидного и единственного. «А меня праздник в дороге застал», — говорит казак. Истинный, духовный праздник — соприроден дороге и красен дорогой.

Почему после расставания с казаком резко меняется  настроение Максима?

Максим ещё не знает, что получил от Господа в главный Его праздник необыкновенный подарок — возможность видеть истинный смысл вещей — новое, преображённое зрение — прозрение. А земное его зрение стало меркнуть, весь веер земных красок свернулся: «Солнце взошло, но играло оно или нет, Горчаков не видел. Всю дорогу до самого дома он молчал, о чём-то думал и не спускал глаз с чёрного хвоста лошади. Неизвестно отчего им овладела скука, и от праздничной радости в груди не осталось ничего, как будто её и не было».

Почему Максим страдает?

Он понимает, что они обидели человека. Есть предание, что после воскресения Христос в и его ученике в рубище ходят по земле и проверяют людей на милосердие, поощряет и наказывает – наставляет, указывает путь.

Чтение стихотворения С. Есенина «Шел Господь…»

Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железнойю
И подумал: «Вишь, какой убогой,-
Знать, от голода качается, болезный».

Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй… маленько крепче будешь».

Как дальше развиваются события рассказа?

Максим пытался найти казака, вскоре запил. Примечательны его слова: «…это Бог нас испытать хотел и ангела или святого какого в виде казака нам навстречу послал…»

Ребята, как вы считаете, Горчаков стал истинно верующим человеком? Ведь в конце рассказа стоит многоточие, т.е. рассказ не окончен?

Отголоски какой притчи мы слышим в этом рассказе?

Вернемся к эпиграфу урока. Как вы его понимаете после прочитанного рассказа?

Д/З: Составьте синквейн к уроку. (слайд 6)

Первое слово – Максим Горчаков

Максим Горчаков.  Низменный, слабохарактерный.  Радуется, сомневается, ищет. Пойдут сии в муку вечную. Покаяние…

А.П.Чехов «Казак»

Арендатор хутора «Низы» Максим Горчаков, бердянский мещанин, ехал со своей молодой женой из церкви и вёз только что освящённый кулич. Солн це ещё не всходило, но восток уже румянился, зо лотился. Было тихо… Перепел кричал свои «пить пойдём! пить пойдём!», да далеко над курганчиком носился кор шун, а больше во всей степи не было заметно ни одного живого существа.

Горчаков ехал и думал о том, что нет лучше и веселее праздника, как Христово Воскресение. Женат он был не давно и теперь справлял с женой первую Пасху. На что бы он ни взглянул, о чём бы ни подумал, всё представ лялось ему светлым, радостным и счастливым. Думал он о своём хозяйстве и находил, что лучше и не надо, всего довольно и всё хорошо: глядел он на жену — и она казалась ему красивой, доброй и кроткой. Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская виз гливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахи вавший крыльями.

  1. Сказано, велик день! — говорил он. — Вот и велик! Погоди, Лиза, сейчас солнце начнёт играть. Оно каждую Пасху играет! И оно тоже радуется, как люди!
  2. Оно не живое, — заметила жена.
  3. Да на нём люди есть! — воскликнул Горчаков. — Мне Иван Степанович рассказывал — на всех планетах есть люди, на солнце и на месяце! Право… А может, учёные и брешут, кто их знает! Постой, никак лошадь стоит! Так и есть!

На половине дороги к дому, у Кривой Балочки Гор чаков и его жена увидели осёдланную лошадь, которая стояла неподвижно и нюхала землю. У самой дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе в ноги.

  1. Христос воскресе! — крикнул ему Максим.
  2. Воистину воскрес, — ответил казак, не поднимая головы.
  3. Куда едешь?
  4. Домой на льготу.
  5. Зачем же тут сидишь?
  6. Да так… захворал… Нет мочи ехать.
  1. Что ж у тебя болит?
  2. Весь болю.
  3. Гм… вот напасть! У людей праздник, а ты хвораешь! Да ты бы в деревню или на постоялый двор ехал, а что так сидеть? Казак поднял голову и обвёл утомлёнными, больными глазами Максима, его жену, лошадь.
  4. Вы это из церкви? — спросил он.
  5. Из церкви.
  6. А меня праздник в дороге застал. Не привёл Бог доехать. Сейчас сесть бы да доехать, а мочи нет… Вы бы, православные, дали мне, проезжему, свячёной ласочки разговеться!
  7. Пасочки? — спросил Горчаков. — Оно можно, ниче го… Постой, сейчас… Максим быстро пошарил у себя е карманах, взглянул на жену и сказал:
  8. Нету у меня ножика, отрезать нечем. А ломать-то — не рука, всю пасху испортишь. Вот задача! Поищи-ка нет ли у тебя ножика? Казак через силу поднялся и по шёл к своему седлу за ножом.
  9. Вот ещё что выдумали! — сердито сказала жена Горчакова. — Не дам я тебе пасху кромсать! С какими глаза ми я её домой порезанную повезу? И видано ль дело —1 степи разговляться. Поезжай на деревню, к мужикам дг там и разговляйся!

Жена взяла из рук мужа кулич, завернутый в белую салфетку, и сказала:

  1. Не дам! Надо порядок знать. Это не булка, а свячёная пасха, и грех её без толку кромсать.
  2. Ну, казак, не прогневайся! — сказал Горчаков и за смеялся. — Не велит жена! Прощай, путь-дорога!

Максим тронул вожжи, чмокнул, и бричка с шумом покатила дальше. А жена всё ещё говорила, что ре зать кулич, не доехав до дому, — грех и не порядок что всё должно иметь своё место и время. На востоке крася пушистые облака в разные цвета, засияли пер вые лучи солнца, послышалась песня жаворонка. У) не один, три коршуна, над степью. Солнце пригрел! чуть-чуть, и в молодой траве закричали кузнечим/ Отъехав больше версты, Горчаков оглянулся и пристально поглядел вдаль.

—        Не видать казака… — сказал он. — Экий сердяга, взду мал в дороге хворать! Нет хуже напасти: ехать надо, а мочи нет… Чего доброго, помрёт в дороге… Не дали мы ему, Лизавета, пасхи, а небось и ему надо было дать. Не бось и ему разговеться хочется. Солнце взошло, но иг рало оно или нет, Горчаков не видел. Всю дорогу до са мого дома он молчал, о чём-то думал и не спускал глаз с чёрного хвоста лошади. Неизвестно отчего, им овладела скука, и от праздничной радости в груди не осталось ни чего, как будто её и не было.

Приехали домой, христосовались с работниками, Гор чаков опять повеселел и стал разговаривать, но как сели разговляться и все взяли по куску свячённого кулича, он невесело поглядел на жену и сказал:

  1. А нехорошо, Лизавета, что мы не дали тому казаку разговеться.
  2. Чудной ты, ей-Богу! — сказала Лизавета и с удивлени ем пожала плечами.
  1. Где ты взял такую моду, чтобы свячёную пасху раз давать по дороге? Нешто это булка? Теперь она порезана, на столе лежит, пускай ест, кто хочет, хоть и казак твой! Разве мне жалко?
  2. Так-то оно так, а жалко мне казака. Ведь он хуже ни щего и сироты. В дороге, далеко от дому, хворый… Гор чаков выпил полстакана чаю и уж больше ничего не ел и не пил. Есть ему не хотелось, чай казался невкусным, как трава, и опять стало скучно. После разговения легли спать. Когда часа через два Лизавета проснулась, он сто ял у окна и глядел во двор.
  3. Ты уже встал? — спросила жена.
  4. Не спится что-то…
  5. Эх, Лизавета, — вздохнул он, — обидели мы с тобой казака!
  6. Ты опять с казаком! Дался тебе этот казак. Бог с ним
  7. Он царю служил, может, кровь проливал, а мы с ним как со свиньёй обошлись. Надо бы его больного домой привесть, покормить, а мы ему даже кусочка хлеба не дали.
  8. Да, так и дам я тебе пасху портить. Да еще свячёную! Ты бы её с казаком искромсал, а я бы потом дома глазами лупила? Ишь ты какой!

Максим потихоньку от жены пошёл в кухню, завернул в салфетку кусок кулича и пяток яиц и пошёл в сарай к работникам.

—        Кузьма, брось гармонию, — обратился он к одному из них. — Седлай гнедого или Иванчика и езжай побыст рее к Кривой Балочке. Там больной казак с лошадью, так вот отдай ему это. Может, он ещё не уехал.

Максим опять повеселел, но, прождав несколько часов Кузьму, не вытерпел, оседлал лошадь и пос какал к нему навстречу. Встретил он его у самой Балочки.

  1. Ну что? Видал казака?
  2. Нигде нету. Должно, уехал.
  3. Гм… история!

Горчаков взял у Кузьмы узелок и поска кал дальше. Доехал до деревни, он спросил у мужиков:

—        Братцы, не видали ли вы больного казака с лошадью? Не проезжал ли тут? Из себя рыжий, худой, на гнедом коне.

Мужики поглядели друг на друга и сказали, что казака они не видели.

—        Обратный почтовый ехал, это точно, а чтоб казак или кто другой — такого не было.

Вернулся Максим домой к обеду.

  1. Сидит у меня этот казак в голове, и хоть ты что! — ска зал он жене. — Не даёт покою. Я всё думаю: а что, ежели это Бог нас испытать хотел и ангела или святого какого в виде казака нам навстречу послал? Ведь бывает это. Не хорошо, Лизавета, обидели мы человека!
  2. Да что ты ко мне с казаком пристал? — крикнула Ли завета, выходя из терпения. — Пристал, как смола!
  3. А ты, знаешь, не добрая.
  4. Пущай я не добрая, — крикнула она и сердито стукну ла ложкой, — а только не стану я всяким пьяницам свячё ную пасху раздавать!
  5. А нешто казак пьяный?
  6. Пьяный!
  7. Почём ты знаешь?
  8. Пьяный!
  9. Ну и дура!

…Вечером, когда стемнело, ему стало нестерпимо скучно, как никогда не было, — хоть в петлю полезай! От скуки и досады на жену он напился, как напивался в пре жнее время, когда был неженатым. В хмелю он бранился скверными словами и кричал жене, что у неё злое, некра сивое лицо и завтра же он прогонит её к отцу.

Утром на другой день праздника он захотел опохме литься и опять напился. С этого и началось расстройс тво. Лошади, коровы, овцы и ульи мало-помалу друг за дружкой стали исчезать со двора, долги росли, жена ста новилась постылой… Все эти напасти, как говорил Мак сим, произошли оттого, что у него злая, глупая жена, что Бог прогневался на него и на жену… за больного казака. Он все чаще и чаще напивался. Когда был пьян, то сидел дома и шумел, а трезвый ходил и ждал, не встретится ли ему казак…

История создания

Рассматриваемое произведение было написано Антоном Павловичем в 1887 году, в дни пасхальных праздников, в первое время его пребывания в Таганроге. Вдохновение посетило его во время путешествия на поезде — именно по этой причине поезд является основным местом действия, прописанным в его творении.

Действующие лица выдуманы и не имеют реалистичной подоплеки, а сюжетная линия основана на многочисленных увиденных событиях в вагонах и купе.

Тема произведения

Казак Чехов анализ

Антон Павлович Чехов акцентирует внимание читателей на следующих темах:

  • тема нравственности поступков;

  • тема сострадания;

  • тема совести.

Первая тема раскрывается в отношениях взаимодействия Максима Торчакова, его супруги и случайного путника. Арендатор хутора искренне хотел помочь казаку в пасхальное утро, тем самым олицетворяя сторону добра в рассказе, однако его жена выказала строгость, черствость и безнравственность, встав на своеобразную сторону зла в произведении.

Вторая тема опять же раскрывается через образ главного героя рассказа, который открылся казаку, продемонстрировал сочувствие и сострадание, а после на протяжении долгой жизни корил себя за то, что не остановил супругу в ее бесчеловечных суждениях.

Третья тема вновь раскрывается через образ Максима Торчакова. Он в действительности чувствовал вину за то, что не помог пострадавшему и обездоленному путнику в трудный период его жизни. Совесть, мучающая его, не позволила мужчине спокойно жить, и его настоящее постепенно скатилось в безрадостное будущее.

Главные герои

Прежде чем приступить к композиционному и жанровому анализу «Казака» Чехова, стоит поговорить о главных героях рассказа, через призму поведения которых раскрываются немаловажные темы и структурные составляющие произведения. Итак, персонажами произведения являются:

  • Максим Торчаков — главный герой, выступающий в роли арендатора, который впервые празднует Пасху с супругой.

  • Супруга Максима Торчакова — женщина строгих нравов, обладающая беспринципным и тяжелым характером.

  • Казак — захворавший в пути мужчина, который сталкивается с главным героем и его женой в поезде и просит молодую пару о помощи в священный божественный день.

Композиция рассказа

Композиция произведения соответствует типичному построению рассказа как литературного жанра:

  • экспозиция: место действия — поезд, время действия — раннее утро;

  • завязка: встреча казака с арендатором хутора и его супругой в купе;

  • развитие действия: просьба о куске священного хлеба со стороны казака;

  • кульминация: отказ жены арендатора хутора в высказанной просьбе;

  • развязка: чувство совести, одолевающее Максима Торчакова, отсутствие радости в жизни и постоянное переживание, усиливающее со временем;

  • заключение: расстройство жизни главного героя из-за нарастающего чувства совести, пьянство и постоянные ссоры с супругой из-за ее поступка.

Жанр произведения

Жанр творения Антона Чехова — рассказ, который соответствует его основным характеристикам как литературного направления: произведения русского писателя имеет небольшой объем, одну сюжетную линию, ограниченность места и времени действия, легкость динамичности повествования, малое количество основных действующих лиц и значимую концовку, выступающую в качестве нравственного жизненного урока.

  • Какова роль отца в жизни ребенка сочинение отцы и дети
  • Какова роль описаний природы в рассказе крыжовник
  • Какова роль образов символов в рассказе и а бунина господин из сан франциско
  • Какова роль образа старухи изергиль в рассказе
  • Какова роль науки в развитии общества сочинение