- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Роль пейзажа в Бедной Лизе
Сочинение Роль пейзажа в повести Бедная Лиза
Повесть открывается картиной, которой наслаждается рассказчик во время прогулки. Громадная Москва со всеми ее башнями и шпилями, мрачная громада каменных стен монастыря контрастируют с идиллическими картинами природы. Зеленая дубовая роща, пастбища, цветущие луга, чистая голубая река — все это пасторальные пейзажи. Возможно, они могут показаться нереалистичными, ведь Карамзин был далек от настоящей крестьянской жизни. О ней он знал только из произведений своих предшественников. Но автор пишет о том, что видит и что чувствует, стоя на этом месте. Пейзажи родны для Карамзина и дороги его сердцу, именно в такой обстановке и разворачиваются действия повести.
Лиза и ее мать близки к природе. Девушка любуется красотой окружающего мира, сидя на берегу озера и наблюдая за пастухом, который гонит свое стадо. Она говорит о том, что только ради такой красоты и стоит жить. Пейзаж словно подчеркивает душевную красоту и чистоту Лизы. В нем нет притворства, лицемерия, лжи. Природа чиста и непорочна. Неслучайно все самые счастливые моменты Эраста и Лизы прошли в роще за городом под сенью молодых зеленых деревьев, а несчастье происходит на улицах Москвы.
Природа отражает и переживания главных героев. Влюбленная девушка видит голубое небо, зеленую траву, все дышит спокойствием и умиротворением, которые отзываются в ее сердце. Когда Лиза, уступив Эрасту, лишается с ним невинности, начинается гроза. Гром и молния олицетворяют душевное смятение девушки, ее страх перед наказанием высших сил. Когда Эраст едет на войну, он прощается с Лизой на рассвете. Небо залито алым цветом. Это цвет крови, опасности. У многих народов считали, что если накануне битвы небо окрашивается в красный, то бой принесет много потерь. Это можно рассматривать и как предзнаменование для Лизы, знак того, что ее жизни может грозить опасность.
Место, где похоронена Лиза показано мрачным и печальным. Старые, покрытые мхом кельи, развалины монастыря, звуки ветра, похожие на стоны боли. Здесь все напоминает о несправедливости судьбы, из-за которой молодая девушка, полная жизненных сил и стремлений, теперь покоится здесь, где вечные камни не меняются в течение целых столетий.
2 вариант
Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» повествует нам о трагичной любви юной девушки Лизы и молодого дворянина по имени Эраст. Поскольку повесть написана в жанре сентиментализма, Карамзин уделяет огромное внимание чувствам и переживаниям героев, однако для этого он прибегает не только к описанию их мыслей, эмоций и реакций на происходящее, но и использует для этого иные средства, среди которых – описание пейзажа, окружающей природы и соответствующей ей погоды.
В частности, на протяжении всего произведения, окружающий героев пейзаж как бы вторит им и их чувствам, особенно это заметно на примере главной героини, Лизы. Когда отношения между героями были исключительно чисты и непорочны, когда Лиза и Эраст по-настоящему наслаждались компанией друг друга, само окружение было чисто и непорочно. Пруд был чист, солнце светло, а утро прекрасно.
Но стоило отношениям между героями измениться, как меняется и окружающий пейзаж. Столетний дуб перестал быть мудрым и спокойным гигантом, он стал мрачным и жутким деревом. Восход солнца перестал быть прекрасным, а лишь стал окрашивать небо в кровавые тона. После момента же, за которым и испортились и опорочились отношения между героями, Лиза и вовсе видит гром и молнию, как предвестников скорой трагедии. Даже некогда чистый и спокойный пруд, возле которого Эраст и Лиза часто проводили время, изменился, став последним пристанищем опечаленной девушки, которая не смогла пережить измену некогда любимого ей человека.
Так же стоит рассмотреть и иную роль пейзажа – первоначальная характеристика Лизы возникает перед читателем под существенным влиянием сельского пейзажа, который рисует перед нами Карамзин. С самого начала повести видно противостояние между шумным и быстрым городом и спокойным, умиротворенным селом, где сама романтичная и тихая обстановка сформировала не только характер Лизы, но и впечатление читателя о ней. Молодая девушка находится в полной гармонии с окружающим её миром. Она миролюбива, добросердечна, тиха и скромна. Сам писатель говорит нам о том, что в такой обстановке просто не может быть воспитана жестокая, хитрая и злая личность. А описывая лесной рассвет, Карамзин и вовсе сравнивает молодую Лизу со свежим и чистым цветком, который раскрывает свои лепестки навстречу теплу утреннего солнца.
Исходя из всего этого, мы можем сделать вывод о том, что пейзаж играет существенную роль в повести «Бедная Лиза», помогая читателю сначала понять, о судьбе какой героини пойдет дальнейшая речь, не обращаясь к долгому и банальному перечислению качеств девушки, а затем раскрывая мир чувств и переживаний Лизы, её трагедии, того, как она переживает события сюжета.
Также читают:
Картинка к сочинению Роль пейзажа в Бедной Лизе
Популярные сегодня темы
- Анализ произведения Шолохова Продкомиссар
Произведение представляет собой одну из составных частей прозаического сборника писателя под названием «Лазоревая степь».
- Цитатная характеристика Станционного смотрителя (Самсона Вырина)
Главным героем данного замечательного произведения, написанного великолепным автором Александром Пушкиным, является Самсон, который является очень скромным и простым человеком
- Характеристика и образ Клима Чугункина в повести Собачье сердце Булгакова
Булгаков Михаил Афанасьевич – русский писатель, известный в основном из-за своего романа «Мастер и Маргарита». Однако, у него есть и множество других произведений, над которыми стоит задуматься и которые многие люди очень любят
- Сочинение Кто виноват в гибели вишневого сада?
Антон Павлович Чехов является автором произведения Вишневый сад. В своём произведении, он описывает сложный период в российском обществе. Именно в это время разрушаются старые устои общества
- Сочинение про город Архангельск
Архангельск — это прекрасный город на севере России, расположенный у берегов Белого моря. Он всегда пленил меня своей красотой, чистотой, величием, великолепием.
Пример сочинения 1
В повести Карамзина «Бедная Лиза» важную роль играет описание состояний природы. Окружающий мир вторит чувствам главной героини. По времени года и погоде можно понять, какие эмоции одолевают девушку и самого автора, и даже предугадать, куда повернет сюжет.
Писатель с первых страниц разграничивает город и сельскую местность. Ему не нравится суета в тесном скоплении домов, где нет места красотам русской земли. Зато с любовью и обожанием он описывает долины около Москвы-реки. Там живет трудолюбивая и добросердечная девушка Лиза, которая находится в гармонии с окружающим миром. По мнению автора, только в такой красивой и незатейливой обстановке может родиться прекрасная и непосредственная натура. Описывая рассвет в лесной глуши, он намекает на то, что героиня – одна из тех цветов, которые раскрываются навстречу солнцу. Так и Лиза отдает всю себя свету первой и единственной любви.
Когда отношения между героями оставались все еще непорочными и честными, сама природа была столь же целомудренна и мила. Пруд автор называет «чистым», солнце – «светлым», утро – «прекрасным». Но после грехопадения и разлуки Лиза видит гром и молнию. Восход уже не прекрасен, а окрашен в цвет крови. Даже дуб, под которым располагается ее могила, уже не столетний и твердый великан, а «мрачное» дерево. Таким образом, оттенки природы меняются вместе с эмоциями, которые испытывают читатели от прочитанного отрывка. Пейзаж в повести «Бедная Лиза» отображает человеческие чувства и настраивает публику на нужный лад.
Пример сочинения 2
В произведениях Н. Карамзина герои впервые в истории литературы перестали быть носителями какой-то одной черты, а стали настоящими, живыми, реальными людьми, умеющими чувствовать и переживать и говорившими на простом понятном языке. Так же новым стало и то, что автор, давая оценку происходящему, открыто выражал свое к нему отношение. Кроме того, гармонично дополняют его повествование живописные описания природы и лишь на первый взгляд их можно принять за случаные эпизоды, являющиеся красивым фоном основного действия. На самом деле пейзажи играют особую роль, являясь одним из основных средств для раскрытия душевных переживаний главных героев и понимания мотивов их поступков.
В завязке повести «Бедная Лиза» представлены контрастные картины Москвы с «ужасной громадой домов» и великолепные сельские просторы со светлой рекой, пышными рощами, бескрайними полями и небольшими уютными деревеньками.
Эти картины знакомы каждому, они абсолютно реальны и тем самым с самого начала придают повести достоверность и задают тон всему повествованию, к тому же показывая еще и авторскую позицию, которого влечет все прекрасное и естественное и неприятен город.
По ходу дальнейшего развития действия роль пейзажа будет не менее значительной, так как все изменения в природе автор соотнесет в абсолютной гармонии с тем, что произойдет с героями.
Сюжет повести поначалу может показаться достаточно простым. В центр внимания попадает трагическая любовь простой крестьянки к молодому дворянину. Девушка всей душой верит, что ее чувства взаимны. Но очень скоро получится так, что возлюбленный выберет в жены другую. Все действие развертывается на фоне природы, ставшей невольным свидетелем сначала необъятного счастья, а затем непоправимого горя героини. Пейзажные зарисовки помогают проникнуться мельчайшими изменениями в душе Лизы.
Первые встречи влюбленных пропитаны нескончаемой радостью, и вся природа вокруг преображаясь, превращается для Лизы в удивительно красивую и неповторимую.
В дальнейшем, в своем желании быть счастливой девушка преступает через нравственные нормы, по которым воспитывалась и жила, хотя это и дается ей совсем нелегко. Автор подчеркивает ее тревогу и страх изменениями в природе. После случившейся близости молодых людей, черные облака закрывают небо и начинается гроза. А дождь, словно оплакивает «преступление» девушки.
В момент прощания героев ощущение предстоящей беды усиливает алая заря, передающая боль, тревогу и смятение героини.
Повесть Карамзина «Бедная Лиза» вышла за рамки классического изображения природы в художественном произведении. Ранее пейзаж играл незначительную роль украшения повествования, а здесь превратился в способ передачи внутреннего мира героев.
Еще одной функцией пейзажных зарисовок в повести стала помощь читателю понять глубину мысли автора, его идейный замысел.
Пример сочинения 3
В трагичной, но в то же время и прекрасной повести Карамзина «Бедная Лиза», пейзажу отводится очень значительная роль. Его «многогранность» показана на протяжении всего произведения. В зависимости от сюжета, меняется картина самого происходящего вокруг. Тихую и безмятежную погоду, может сменить порывы ветра, раскаты грома. Они и становятся предвестником надвигающейся беды и в без того сложной судьбе главной героини. Такое дополнение является знаковым и подтверждает тонкую духовную связь Лизы с окружающим миром.
Девушка из простой и бедной семьи влюбляется в состоятельного мужчину — Эраста. В моменты их первых свиданий и зарождения чувств, вся природа как бы в унисон тоже расцветает. Автор в подробностях доносит до читателя через описания пейзажа, душевное состояние и ценности героев.
Изначально и Эраст и Лиза живут в разных «мирах». Эраст в городе, где все давно «покупается и продается», Лиза – в гармонии с окружающей реальностью, добродетельностью и скромностью. Автор не зря добавляет описания храмов и соборов в повесть. Они символизируют крепкую веру девушки и всего русского народа в высшую силу, в справедливость, в любовь…
Каждое из свиданий молодых людей сопровождается удивительными пейзажами, которые олицетворяли красоту и невинные помыслы героев. Автор подбирает им места, соответствующие их душевному состоянию. Однако когда между Эрастом и Лизой случается близость, природа на это реагирует совершенно иначе. Погода портится и начинается гроза. Что же это может означать? Возможно то, что герои зашли за тонкую грань дозволенного. Может быть, им было предначертано испытывать до конца жизни друг к другу лишь «братские» чувства.
Для каждого из них была своя судьба и возможно долгая и счастливая жизнь. Ведь и Эраст, и Лиза непременно ее заслуживали. Та обстановка которая окружала молодых людей, очень повлияла на их восприятие и восприятие той или иной ситуации.
Бесхитростная и добропорядочная Лиза воспитывалась в скромности. Ее окружали бескрайние русские просторы, церкви, и безмятежная природа. Это и заложило основу в ее естественность характера, широту души и искренность отношений ко всему живому. Автор хотел показать ее читателю, как непорочного ангела — некий идеал чистоты.
Эраст же, был всю жизнь окружен роскошью и богатством. Позолоченные купола, дамы в роскошных платьях и светские рауты — все это, несомненно, вошло в норму и в уклад жизни. Мужчина привык все мерить деньгами, дорогими подарками и «нужными знакомствами». Это все подмечает автор неспроста. Он дает читателю информацию к размышлению и не хочет, чтобы ни к одному из героев шло осуждение. И Эраст, и Лиза заслуживали этой любви. Не один из них не предполагал, что может все так трагично закончится. Даже знаки, посылаемые свыше, не смогли повлиять на судьбу героев. Они оба остались несчастными из-за горькой потери самого светлого чувства на свете.
Хорошо вписанный пейзаж на протяжении всей повести, делал целостной картину жизни обоих героев. В итоге, он стал невольным свидетелем и счастья и трагедии молодых людей.
Пример сочинения 4
Повесть открывается картиной, которой наслаждается рассказчик во время прогулки. Громадная Москва со всеми ее башнями и шпилями, мрачная громада каменных стен монастыря контрастируют с идиллическими картинами природы. Зеленая дубовая роща, пастбища, цветущие луга, чистая голубая река — все это пасторальные пейзажи. Возможно, они могут показаться нереалистичными, ведь Карамзин был далек от настоящей крестьянской жизни. О ней он знал только из произведений своих предшественников. Но автор пишет о том, что видит и что чувствует, стоя на этом месте. Пейзажи родны для Карамзина и дороги его сердцу, именно в такой обстановке и разворачиваются действия повести.
Лиза и ее мать близки к природе. Девушка любуется красотой окружающего мира, сидя на берегу озера и наблюдая за пастухом, который гонит свое стадо. Она говорит о том, что только ради такой красоты и стоит жить. Пейзаж словно подчеркивает душевную красоту и чистоту Лизы. В нем нет притворства, лицемерия, лжи. Природа чиста и непорочна. Неслучайно все самые счастливые моменты Эраста и Лизы прошли в роще за городом под сенью молодых зеленых деревьев, а несчастье происходит на улицах Москвы.
Природа отражает и переживания главных героев. Влюбленная девушка видит голубое небо, зеленую траву, все дышит спокойствием и умиротворением, которые отзываются в ее сердце. Когда Лиза, уступив Эрасту, лишается с ним невинности, начинается гроза. Гром и молния олицетворяют душевное смятение девушки, ее страх перед наказанием высших сил. Когда Эраст едет на войну, он прощается с Лизой на рассвете. Небо залито алым цветом. Это цвет крови, опасности. У многих народов считали, что если накануне битвы небо окрашивается в красный, то бой принесет много потерь. Это можно рассматривать и как предзнаменование для Лизы, знак того, что ее жизни может грозить опасность.
Место, где похоронена Лиза показано мрачным и печальным. Старые, покрытые мхом кельи, развалины монастыря, звуки ветра, похожие на стоны боли. Здесь все напоминает о несправедливости судьбы, из-за которой молодая девушка, полная жизненных сил и стремлений, теперь покоится здесь, где вечные камни не меняются в течение целых столетий.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Роль пейзажа в повести Бедная Лиза
Роль пейзажа в повести Бедная Лиза Карамзина сочинение
«Бедная Лиза» — сентиментальная поесть Николая Михайловича Карамзина. Важную роль в произведение автор отводит описанию пейзажей природы. С особой нежностью и чувствительностью Карамзин говорит о красоте натуры, ее естественности и первозданности. На первый взгляд, пейзаж является всего лишь фоном, происходящих в проведении событий. Но в повести «Бедная Лиза» ему отведена еще одна, более сложная роль. Пейзаж — это одно из основных средств раскрытия чувств, душевных переживаний и волнений главной героини.
В самом начале произведения автор описывает Москву – «ужасную громаду домов и церквей». Противопоставлением величественного, но мрачного амфитеатра выступает естественная красота природы: цветущие луга, светлая речка, дубовая роща. Описание природы в начале повести служит для выражения позиции автора. Карамзин встает на сторону всего прекрасного, естественного, дышащего красотой и гармонией. С любовью и нежностью изображает он долины, раскинувшиеся по берегам Москвы-реки. В этом чудесном, естественном и прекрасном мире живет трудолюбивая, добрая, искренняя девушка Лиза. Она является частью натуры. Красивая, искренняя, живая раскрывается она навстречу любви, отдает этому чувству всю себя. Не способная на обман и ложь девушка не ожидает предательства и со стороны любимого ею человека.
Зарождение чувств Лизы сопровождают «белые туманы», волнующиеся в воздухе. Они становятся отражением внутренних переживаний, волнений молодой девушки. Мир оживает, расцветает вокруг Лизы, когда Эраст признается ей в любви. Также как природы, ее душа расцветает навстречу новому, еще неведомому ранее ей чувству. Пока отношения между Лизой и Эрастом были честными, искренними, то и природа вокруг оставалась такой же красивой, светлой, как и их любовь.
Проходит пора невинных отношений, Лиза с Эрастом становятся близки. Девушка чувствует себя грешницей, внутреннее смятение Лизы предстает в образе безлунной черной ночи, когда небосвод изредка освещается вспышками молнии, а тишину нарушают раскаты грома. Тревога, смятение царствуют в душе молодой героини. Гроза становится предвестником трагичного финала повести.
Чувства Эраста постепенно угасают, и он оставляет девушку под предлогом того, что ему необходимо удалиться в полк. Все время разлуки Лиза живет надеждой снова увидеться с возлюбленным. Узнав о предательстве Эраста, девушка кончает жизнь самоубийством. Лиза бросается в тот самый пруд, сидя на берегу, которого она была так счастлива. Свидетелем счастья героини и ее трагичной смерти становится «мрачный» дуб, в тени которого находит приют бездыханное тело Лизы.
Таким образом, роль пейзажа в повести «Бедная Лиза» неоднозначна и сложна. С одной стороны, натура – это фон событий произведения. Но основная его роль заключается в более полном раскрытии характера главной героини, ее чувств.
Вариант 2
Николай Михайлович Карамзин, является автором величайшего произведения, под названием Бедная Лиза. Данное произведение занимает особое место в русской литературе, настолько, что преподается на уроках литературы в учебных заведениях.
Во время чтения рассказа Бедная Лиза, описание окружающего пейзажа, чаще всего можно встретить, отрывками, между диалогами главных героев. Может даже сложиться мнение, что природа в произведении играет лишь фоновое значение, однако именно благодаря природе, у читателя, наиболее полно складывается происходящее картина.
Именно происходящие порой прекрасные картины, дополняют произведение, позволяет наиболее точно раскрыться, всем тем чувствам которые испытывают главные герои, а также второстепенные личности. Благодаря подробному раскрытию окружающих мест и пейзажей, можно наиболее точно понять, какие душевные переживания испытывают герои во всём произведении.
Автор рассказа, показывает в Москву, в самом начале произведения, как город захламленный громадой домов. В тот же момент, спустя некоторое время, автор начинает описывать совершенно иные пейзажи. Огромные холмы, прекрасные реки, пастухов, которые пасут стада вдали, а также другую красоту которую он видит в своем воображении.
Михаил Карамзин, не является любителем захламлённого города, ему интересны натуральные красоты, он хочет видеть естественно девственную красоту природы, а эти высокие дома и захламленные улицы ему чужды.
Главная цель автора, показать, то душевное состояние, которое есть у главной героини Лизы, ведь именно она является символом воодушевления и чистоты в рассказе.
При помощи окружающей среды, пейзажа, автор, пытается показать, насколько светлые и чистые у неё чувства, несмотря на ту грусть, которую она испытывает, её первое чувство влюблённости заставляет природу ожить.
Ну вот, спустя некоторое мгновение, Лиза и Эраст, находятся друг рядом с другом, смотрят друг другу в глаза и объясняются друг другу в своих чувствах. Природа начинает в этот момент просыпаться, те чувства которые она испытывает, начинают менять её жизнь. Эти молодые люди влюблены друг в друга, именно это дает толчок, к тому чтобы их жизнь становилась другой.
Между Эрастом и Лизой, спустя какое-то время, начинается замечательный роман, он продолжается довольно долгое время, всё проходит прекрасно, они встречаются под тенью дуба. Однако наступает момент, когда сентиментальности отходят в сторону, Лиза отдается своему возлюбленному, её чувства не дают ей покоя, она чувствует себя грешницей, совершившей порочный поступок. Природа начинает вокруг меняться и подсказывать трагичный конец данной истории.
Роль пейзажа в повести Бедная Лиза
Несколько интересных сочинений
- Сочинение на тему Как я провел лето (7 вариантов)
Ура! Вот и лето. Это самая любимая пора года, так как ее очень ждешь. Я очень ждал этих каникул, так как летом есть возможность отдохнуть и набраться новых сил для следующего учебного года
- Сочинение Дружба в жизни Печорина (отношение Печорина к дружбе) 9 класс
Печорин является главным героем произведения «Герой нашего времени». Остальные персонажи романа находятся лишь на втором плане. Благодаря их словам, действиям, автор раскрывает нам истинную сущность
- Сочинение Маленький человек с большим сердцем по повести Станционный смотритель
Очень часто русские писатели обращались к проблематике «маленького человека». А.С. Пушкин не стал исключением, в произведении «Станционный смотритель» он также акцентирует внимание читателя на теме человека
- Сочинение Массовый героизм (рассуждение)
Массовый героизм – это мужество, смелость, патриотизм, проявленные большим количеством людей.
- Сочинение Примеры настоящего искусства из жизни
Искусство – очень важная часть человеческой деятельности. Оно оказывает сильное влияние на людей, их мышление, моральные ценности, образование, поведение. Но искусство искусству рознь. Его можно разделить на низкопробное
Роль пейзажа в повести н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
Повесть
«Бедная Лиза» является лучшим произведением
Н. М. Карамзина и одним из самых совершенных
образцов русской сентиментальной
литературы. В ней много прекрасных
эпизодов, описывающих тонкие душевные
переживания.
В
произведении есть прекрасные по своей
живописности картины природы, которые
гармонично дополняют повествование.
На первый взгляд их можно счесть
случайными эпизодами, которые являются
всего лишь красивым фоном для основного
действия, но на самом деле все значительно
сложнее. Пейзажи в «Бедной Лизе» — это
одно из главных средств раскрытия
душевных переживаний героев.
В
самом начале повести автор описывает
Москву и «ужасную громаду домов», а
сразу же после этого начинает рисовать
совершенно иную картину: «Внизу… по
желтым пескам, течет светлая река,
волнуемая легкими веслами рыбачьих
лодок… На другой стороне реки видна
дубовая роща, подле которой пасутся
многочисленные стада; там молодые
пастухи, сидя под тенью дерев, поют
простые, унылые песни…»
Карамзин
сразу же встает на позицию всего
прекрасного и естественного. Ему
неприятен город, его тянет к «натуре».
Здесь описание природы служит для
выражения авторской позиции.
Далее
большинство описаний природы направлены
на то, чтобы передать душевное состояние
и переживания главной героини, ведь
именно она, Лиза, является воплощением
всего естественного и прекрасного. «Еще
до восхождения солнечного Лиза встала,
сошла на берег Москвы-реки, села на траве
и, подгорюнившись, смотрела на белые
туманы… везде царствовала тишина, но
скоро восходящее светило дня пробудило
все творение: рощи, кусточки оживились,
птички вспорхнули и запели, цветы подняли
свои головки, чтобы напитаться животворными
лучами света».
Природа
в это мгновение прекрасна, но Лиза
грустит, потому что в ее душе рождается
новое, доселе не испытанное ею чувство.
Несмотря
на то что героиня печальна, ее чувство
прекрасно и естественно, как пейзаж
вокруг.
Спустя
несколько минут происходит объяснение
между Лизой и Эрастом. Они любят друг
друга, и ее ощущения тут же меняются:
«Какое прекрасное утро! Как все весело
в поле! Никогда жаворонки так хорошо не
певали, никогда солнце так светло не
сияло, никогда цветы так приятно не
пахли!»
Ее
переживания растворяются в окружающем
пейзаже, они так же красивы и чисты.
Между
Эрастом и Лизой начинается прекрасный
роман, их отношение целомудренны, их
объятия «чисты и непорочны». Окружающий
пейзаж так же чист и непорочен. «После
сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать
слова своего, всякий вечер виделись…
всего чаще под тению столетних дубов…
— дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд,
еще в древние времена ископанный. Там
часто тихая луна, сквозь зеленые ветви,
посребряла лучами своими светлые Лизины
волосы, которыми играли зефиры и рука
милого друга».
Проходит
пора невинных отношений, Лиза и Эраст
становятся близки, она чувствует себя
грешницей, преступницей, и в природе
происходят такие же перемены, как и в
Лизиной душе: «…ни одной звездочки не
сияло на небе… Между тем блеснула молния
и грянул гром…» Эта картина не только
раскрывает душевное состояние Лизы, но
и предвещает трагичный финал данной
истории.
Герои
произведения расстаются, но Лиза еще
не знает, что это навсегда. Она несчастна,
ее сердце разрывается, но в нем еще
теплится слабая надежда. Утренняя заря,
которая, как «алое море», разливается
«по восточному небу», передает боль,
тревогу и смятение героини и свидетельствует
о недобром финале.
Лиза,
узнав об измене Эраста, покончила со
своей несчастной жизнью. Она бросилась
в тот самый пруд, возле которого когда-то
была так счастлива, ее похоронили под
«мрачным дубом», являющимся свидетелем
самых счастливых минут ее жизни.
Приведенных
примеров вполне достаточно для того,
чтобы показать, как важно описание
картин природы в художественном
произведении, как глубоко они помогают
проникнуть в душу героев и их переживания.
Рассматривать повесть «Бедная Лиза» и
не принимать во внимание пейзажные
зарисовки просто недопустимо, потому
что именно они помогают читателю понять
глубину мысли автора, его идейный
замысел.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Описание природы в сентиментализме
Николай Михайлович Карамзин считается основателем русского сентиментализма. Это литературное направление противопоставлено классицизму. К основным чертам сентиментализма можно отнести:
- преобладание чувств над разумом;
- культ естественности и чистоты личности;
- отсутствие прямолинейного изложения сюжета;
- наличие пейзажных зарисовок.
Сентименталисты описывают душевное состояние персонажей при помощи явлений природы. Чистые сельские пейзажи часто противопоставляются лживым городским видам. Природа является не фоном действий, а естественной средой для человека. Она помогает героям произведений отказаться от всего лживого, призывает поступать только по велению сердца.
Природные объекты становятся неотъемлемой частью жизни персонажей. К примеру, в «Бедной Лизе» пруд под большим дубом является и уголком для свиданий, и местом гибели героини.
Пейзажи в повести
Н. М. Карамзин внёс в сентиментализм собственное видение роли пейзажа. В «Бедной Лизе» отсутствуют подробные описания деталей. Повествование идёт от лица автора произведения, а он опирается лишь на собственные впечатления.
Характеры персонажей
Повесть начинается с краткого описания места действия. Главная героиня проживает в сельской местности. Карамзин в красках описывает загородные пейзажи, употребляя яркие эпитеты:
- густо-зелёные цветущие луга;
- жёлтые пески;
- светлая река.
Совсем с другим настроением повествователь отзывается о городских пейзажах. Он называет их «ужасной громадой домов», «алчной Москвой». Карамзин описывает величественные золотые купола и кресты храмов. Золотой цвет является символом веры и материальных ценностей. В столице проживает юноша Эраст.
Роль этих пейзажей в произведении «Бедная Лиза» заключается в знакомстве читателя с характерами главных персонажей. Естественная сельская местность противопоставлена «фальшивому» городу. Для Лизы смысл жизни заключается в любви, преданности и доброте. Она руководствуется только собственными чувствами.
Девушка зарабатывает на жизнь, продавая ландыши. Эти цветы являются символом чистоты и нежности. Для Эраста немалое значение имеют материальные ценности и социальное положение.
Развитие любовных отношений
После нескольких непродолжительных встреч с Эрастом в сердце Лизы зарождается новое и до сих пор неизвестное чувство. Душевные переживания героини полностью совпадают с состоянием природы. После бессонной ночи она выходит к берегу Москвы-реки. Автор описывает белый туман над водой, блестящие капли росы на траве. Постепенно природа просыпается. Одновременно с этим к главной героине приходит понимание того, что она влюблена.
Лиза встречает Эраста на берегу. После долгожданного признания в любви пейзажи становятся намного ярче. Лиза говорит: «Какое прекрасное утро! Как всё весело в поле». Эта цитата позволяет охарактеризовать эмоциональное состояние героини. Она счастлива и вместе с ней торжествует природа.
Между Эрастом и Лизой складываются нежные невинные отношения. Их свидания сопровождаются спокойными природными пейзажами. Н. М. Карамзин описывал:
- чистый пруд;
- тихую луну;
- тень столетних дубов;
- берёзовую рощу.
Берёза в литературе олицетворяет невинность, а дуб является сакральным растением, возле которого происходят судьбоносные события.
Гибель Лизы
Сцена падения главной героини сопровождается описанием дождя, грозы, молнии и мрачного неба. На чёрном небе нет ни единой звезды. Автор подчёркивает, что «никакой луч не мог осветить заблуждения». Образ грозы в русской литературе является предвестником трагических событий. Лиза чувствует себя преступницей и боится, что природное явление может её убить.
Из-за военной службы Эраст вынужден проститься с Лизой. После последнего свидания пейзаж вокруг главной героини мрачнеет. Он полностью лишается ярких красок и жизни. Вместе с этим погружается во мрак душа девушки.
Гибель героини происходит после разоблачения обмана Эраста. Она узнаёт, что возлюбленный женится на другой. Девушка возвращается к пруду под дубом, где происходили все свидания. Воспоминания становятся нестерпимыми, и Лиза совершает самоубийство. В таблице представлена информация о роли пейзажа в повести Карамзина «Бедная Лиза».
Начало произведения | Автор описывает яркий сельский пейзаж и «алчную Москву» |
Момент признания в любви | Самый яркий пейзаж в произведении. Карамзин рассказывает о ярком солнце, звонком пении жаворонков |
Трагические события | Писатель представляет мрачный пейзаж: черное небо, грозу и молнию |
Произведение Н. М. Карамзина произвело фурор в светском обществе XVIII века. В эпоху социального неравенства автор преподал нравственный урок всем читателям. Он подчёркивал, что судьбу определяет не социальное положение, а лишь душевные качества каждого человека. Без символичных пейзажных зарисовок донести основную идею произведения было бы невозможно.
Повесть Карамзина «Бедная Лиза» можно по праву отнести к его лучшим произведениям. В ней масса прекраснейших эпизодов, которые описывают тонкую душу каждого из героев. Особое очарование и гармонию повествованию придают живописные картины природы. Если не вникать в суть, то можно решить, что автор внес эти небольшие эпизоды всего лишь как фон к основному действию. Но на самом деле роль пейзажа в повести «Бедная Лиза» очень велика. С помощью природы писатель раскрывает душевные переживания героев.
Оглавление:
- Милая сердцу природа
- Лиза и Эраст
- Знаки свыше
Милая сердцу природа
В начале произведения читатель видит описание Москвы с «ужасной громадой домов». Однако сразу после этого писатель переносит нас в совершенно другую картину. Он описывает песчаную излучину реки с прозрачными быстрыми водами, по которым плывут многочисленные рыбачьи лодки. На другой стороне водоема стоит красивейшая дубовая роща, возле которой пасутся стада. Пастухи, сидя в тени деревьев, поют песни и разговаривают о новостях.
Столь резкий переход от города к природе показывает, насколько неприятен был шумный мегаполис писателю и насколько мила ему была спокойная сельская жизнь. Карамзин стремится ко всему светлому и прекрасному. И эта милая зарисовка, которая предстает в начале повести, ярко выражает авторскую позицию.
В целом же роль пейзажа в произведении «Бедная Лиза» играет огромную роль. Его многогранность мелькает на протяжении всего сюжета. В зависимости от происходящего в повести меняется и настроение природы.
На смену тишине и покою безмятежного летнего дня могут резко прийти гроза и порывы ветра. Именно они указывают на приближающиеся несчастья в и без того непростой жизни девушки. Это дополнение можно назвать знаковым, ведь оно показывает тонкую духовную связь главной героини с природой и всем миром.
Лиза и Эраст
Лиза — девушка из простой и небогатой семьи — влюбляется в богатого мужчину — Эраста. Во время зарождения их чувств расцветает все вокруг. Природа словно понимает, что вокруг царит любовь, и поддерживает настроение пары. Карамзин через описание пейзажа показывает душевное состояние молодых людей.
С самого начала Эраст и Лиза живут в совершенно разных мирах. Эраст в среде, где все продается и покупается. Девушка же живет в сельской местности, окруженная покоем, красотой и скромностью. Чем больше развивается сюжет, тем интереснее и необычнее становятся пейзажи:
- солнце светит ярче;
- воздух становится свежее;
- деревья шелестят листвой.
Автор вносит в повесть описание храмов и церквей, показывая тем самым крепость и чистоту отношений пары. Также они символизируют крепкую веру девушки и всего русского народа в справедливость и любовь.
Каждое свидание молодых людей сопровождается новыми пейзажными картинами. Они словно показывают красоту и невинность встреч героев. Каждый раз писатель подбирает такое место для свидания, которое полностью соответствует настроению персонажей. Однако, когда между главными героями произошла близость, природа повела себя совершенно нерадостно. Начинается гроза, которая показывает, что герои перешли за грань дозволенного. Возможно, им было предначертано судьбой любить друг друга «братской» любовью, и их жизнь не должна была складываться именно так.
Для каждого героя была предназначена своя жизнь, наполненная радостями и счастьем. Обстановка, которая окружала их в момент встреч, очень повлияла на их восприятие той или иной ситуации. Ведь автор постарался именно природными явлениями кратко охарактеризовать развитие любовной истории молодых людей.
Знаки свыше
Роль пейзажа в повести Карамзина «Бедная Лиза» велика. На примере природы писатель постарался показать, что отношения молодых людей были неправильными. Они получили нравственный урок, который должны были усвоить. Но ни Лиза, ни Эраст не заметили дурных предзнаменований и продолжили встречи.
Автор показывает, какой нежной и хрупкой была Лиза. Он ее представляет истинным ангелом, который вырос среди природы, церквей и бескрайних полей. Ее образ напоен невинностью.
Эраста же писатель показывает другим. Он — лицо влиятельное, богатое. Он всю жизнь провел в мире:
- балов;
- золоченых куполов;
- роскошных дам.
Он привык все мерить деньгами и нужными знакомствами. Идея встречи с девушкой была заложена автором неслучайно. Он хотел показать, что любовь может изменить человека.
Молодые люди очень привязались друг к другу. Они должны были заметить дурные предзнаменования природы и отступить перед своими чувствами. Но любовь оказалась сильнее. И пусть все закончилось печально, они потеряли свое светлое чувство, но все же в их жизни навсегда останется это недолгое время.
Время близости мужчины и женщины можно охарактеризовать одной цитатой: «ни одной звездочки не сияло на небе…. Между тем блеснула молния и грянул гром». Не стоило Лизе идти на это свидание. Ведь именно оно приводит к дальнейшей трагедии.
Краткое сочинение на тему «Роль пейзажа в «Бедной Лизе» позволяет школьникам выразить свое отношение и чувства к главным героям произведения и к сценам из него. Описание персонажей можно сделать в сравнительной таблице, а вот о природе придётся поразмышлять. Ведь столь прекрасное произведение не может оставить равнодушным ни одного человека.