- Сочинения
- По литературе
- Тургенев
- Пейзаж и его роль в рассказе Бежин луг
В рассказе «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева пейзаж играет важную роль. Рассказ начинается с описания раннего июльского утра, где рассказчик описывают всю красоту природы. Он пишет о том, что такое утро самое лучшее, погода уже устоялась и по утрам не холодно, но и не жарко. Рассказ ведет охотник, который пришел в лес и описывает всю прелесть природы. Рассказчик так красиво описывает облака, что картина завораживает.
Он говорит о том, что облака стоят недвижимо из-за тихой погоды и образуют собой причудливые узоры. По описанию этой картины можно понять насколько хорошее настроение у охотника, и он любуется окружающей красотой. Затем он описывает наступление вечера, когда эти самые облака становятся бледно-лиловыми и потихоньку начинает надвигаться тьма.
Далее описана картина, когда охотник заблудился в лесу и не может найти выход. Он говорит о том, что зашел не туда, и ему пришлось спуститься в долину, где охотнику стало жутко. Здесь рассказчик описывает, что трава в долине мокрая и высокая, ему стало не по себе, и он побыстрее хотел выйти на возвышенность, чтобы увидеть дальнейшую дорогу. Взобравшись на очередную возвышенность, охотник понял, что окончательно заблудился, и ему стало не по себе.
Пейзаж в рассказе передает не только красоту русской природы, но и чувства самих героев. Тут охотник видит костер и решает попроситься на ночлег, возле костра оказались местные мальчишки, которые выгоняли стадо лошадей на ночь. Мальчишки принимают охотника и он успокаивается. Здесь пейзаж принимает другую картину и заиграл другими красками. Рассказчик слушает истории ребят, в которых они говорят о леших, оборотнях и русалках.
Охотнику открывается другая картина болот и деревьев, на которых сидят русалки и губят людей. Следующим рассказчик описывает рассвет, который только начался и прохладный ветерок начал прогуливать между листьев деревьев и кустов. Рассказчик собирается домой и уходит от ребят, немного пройдя, наступило утро и снова теплые лучи озарили землю.
Сочинение Пейзаж в рассказе Тургенева Бежин луг
Рассказы Тургенева всегда пестрят красочным описанием природы, особенно в цикле «Записки охотника». Автор искусно расписывает пейзажи, в самых мельчайших подробностях. Когда читаешь произведения Ивана Сергеевича, то полностью погружаешься в атмосферу происходящего.
Читая рассказ «Бежин луг», ясно представляешь себе лес, по которому шёл охотник. Почти слышишь шелест листвы. Представляешь чистое синие небо, и кроткий разлив зари по нему. В начале рассказа, описание природы захватывает внимание и передает красоту видов, которые окружают главного героя, а также настроение охотника.
Вначале говорится о лете в общем. Описываются солнечные июльские дни, чувствуется лёгкость, тепло, безмятежность. Когда рассказывается о самом охотнике и о том, как он идёт довольный с добычей, слегка утомленный, его усталость как раз, даёт прочувствовать очертание пейзажа: «Воздух ещё светлый, но уже не озарённый солнцем», «Холодные и густеющие тени».
Далее, когда охотник понимает, что заблудился, автор снова передаёт его тревогу через природу: «Льётся темнота», «Ночь как грозовая туча», «Угрюмый мрак». Сразу понимаешь, как переживает главный герой, как потихоньку у него нарастает чувство страха, из-за вероятности остаться темной ночью посреди незнакомого леса. Когда охотник вышел на луг и встретил мальчишек-пастухов, сидевших у огня, снова природа вокруг описывает его состояние. Герой чувствует себя спокойно, страх остаться в лесу среди ночи, отступил и теперь он может не волноваться, расслабиться и слушать рассказы ребят.
Мальчики рассказывали разные мистические истории и небылицы, и тут природа придаёт этим рассказам загадочности и таинственности. То откуда не возьмись, появился голубь и резко пролетел мимо, то зазвенело что-то. В конце истории, писатель снова показывает нам, что чувствует герой, когда начало рассветать, а он отправился домой. В словах: «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило», вместе с охотником чувствуешь облегчение, что вот-вот, совсем скоро он будет дома. Больше ничего не угрожает герою рассказа.
Роль пейзажа в этом произведении очень важна, она позволяет читателям глубже проникнуться в сюжет и почувствовать себя участником событий, описанных автором. Как будто ты сидишь рядом с ребятами и охотником, у костра на Бежином лугу и слушаешь разные интересные истории.
6 класс
Пейзаж и его роль в рассказе Бежин луг
Несколько интересных сочинений
- Сочинение В чем заключается конфликт между поколениями?
Конфликт поколений – извечная проблема человечества. Родители упрекают детей в непослушании, а в ответ слышат упреки о непонимании. Основной проблемой является мировоззрение людей, другое воспитание, другое время.
- Сочинение Гаранжа в романе Тихий Дон образ и характеристика
Гаранжа один из второстепенных героев повествования Шолохова под названием «Тихий Дон».
- Великая отечественная война в поэме Твардовского Василий Теркин
В Поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» используется простой язык повествования и присутствует живость описаний. Пожалуй, главным вопросом, затронутым в данном произведении
- Характеристика и образ Евгения в поэме Медный всадник Пушкина сочинение
Ключевым персонажем произведения, наряду с Медным Всадником, является Евгений, представленный поэтом в образе мелкого петербургского чиновника, не отличающегося никакими талантами и не имеющего особых заслуг.
- Остап и Андрий в повести Гоголя Тарас Бульба сочинение
Родные братья, старший Остап и младший Андрий учились в бурсе. Отец их был удалой казак Запорожской Сечи. Жили они в лихое и трудное время, в которое требовались от мужчин мужество и отвага для защиты Отечества от врагов.
Повествование ведёт охотник. Он рассказывает читателю о прекрасной погоде — не холодно и не жарко. Далее идёт речь о завораживающих облаках.
История написания и пейзажные произведения
История написания произведения может пригодиться при выполнении сочинения на тему «Бежин луг: описание природы» в 6 классе. Тургенев Иван Сергеевич является одним из самых великих писателей русской литературы.
Автор родился в 1818 году в Орловской губернии. Его произведения были выполнены в жанре романтизма, переходящего в реализм. Наибольшую популярность Тургенев получил благодаря романам «Накануне» и «Отцы и дети».
«Бежин луг» является частью цикла «Записки охотника». Другие произведения цикла:
- «Хорь и Калиныч».
- «Ермолай и мельничиха».
- «Уездный лекарь».
- «Мой сосед Радилов».
- «Однодворец Овсяников».
- «Пётр Петрович Каратаев».
Пейзажные зарисовки в «Бежин луг» отражают чувства человека в окружающем мире. Читатель словно смотрит на рисунок. Вот почему описание природы так важно в этом произведении.
Пейзаж в «Бежин луг» раскрывается передачей утренней и ночной картины. Такие описания можно назвать настоящим шедевром. То, о чём говорит автор (костёр, ночь), не является обычным фоном. Всё это словно живёт своей жизнью.
Краткое содержание
В погожее июльское утро охотник пошёл в лес на тетерева. Охота была очень успешной, с мешком дичи он решил отправиться домой. Охотник поднялся на холм и увидел, что здешние места ему совсем не знакомы. Он подумал, что слишком отклонился от тропы вправо, поэтому сошёл с холма. Герой надеялся с правильной стороны увидеть знакомую местность.
Тем временем надвигалась ночь, а обратный путь так и не был найден. Охотник бродил по лесу, пока перед ним не появилась пропасть, в которую он чуть не угодил. В итоге он понял, где находится. Герой попал в место, которое называется Бежин луг.
Недалеко виднелись огоньки. Это были ребята из соседних деревень, которые жгли костры и пасли лошадей.
Охотник попросил разрешения остаться с мальчишками до утра. Он притворился спящим, чтобы их не смущать. Ребята рассказывали друг другу страшные истории.
Отдельно стоит сказать о роли пейзажа в произведении «Бежин луг». Он добавлял мистичности и загадочности рассказываемым историям.
Так продолжалось до рассвета. Охотнику понравился мальчик по имени Павлуша. В его голосе слышна была сила, он не боялся историй. Когда собаки залаяли и побежали в лес, Павлуша кинулся за ними.
Вернувшись, он сказал, что надеялся увидеть волка. В конце рассказа охотник с грустью говорит, что смелый парень погиб, упав с лошади.
Природа в рассказе
Большую роль в рассказе писатель отводит описанию природы. Именно с этого начинается произведение.
Солнце автор называет светлым и приветливым, а утреннюю зарю — коротким румянцем. Такое описание погружает читателя в атмосферу раннего утра в лесу.
Пейзаж изменяется несколько раз на протяжении рассказа. К вечеру природа так же красива, но появляется едва уловимый страх. Когда охотник подходит к ребятам, настроение снова меняется возле тёплого костра. Наступает покой.
Во время рассказов страшных историй луг будто внимает им. Время от времени появляются жутковатые звуки или пролетит птица.
Произведение прославилось своими атмосферными пейзажами.
Но всё же оно повествует о заблудившемся охотнике. Большое количество описаний природы необходимо для создания у читателя правильного настроения.
Тема природы (Бежин луг)
Рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг» – это произведение не только о ночном разговоре мальчишек о потустороннем мире. В рассказе очень красиво и красноречиво изображен окружающий нас мир. Тема природы «Бежин луг» является неотъемлемой частью произведения, его идеи.
Природа глазами заблудившегося охотника
Уже в самом начале произведения природа описана с особой любовью. Читатель наслаждается описанием природы в рассказе «Бежин луг», как-будто видит эту природу вокруг себя. Заблудившийся охотник видит природу своими глазами. Он может ощутить ее разницу. Как только рассказчик понимает, что он потерялся, сразу прекрасное ощущение сменяется на сырость. Попав на Бежин луг, рассказчик точно описывает природу. То, как делает это Тургенев, уже вводит читателя в состояние таинственности. Автор рисует красивую картину прекрасной природы, но можно почувствовать разницу описания в самом начале и в момент, когда рассказчик заблудился.
Природа как действующее лицо
При разговоре мальчиков природа тоже играет не последнюю роль. Сама атмосфера вечера у костра располагает к подобным разговорам на таинственные темы. Но природа не просто сопровождает весь рассказ атмосферой, она как-будто становится участником этого разговора. Периодически она вставляет свое «слово». Это выражается то в протяжном крике какого-то животного, то в голубке, который взлетает в небо. Природа как будто направляет разговор в нужное русло, меняет его направление или даже соглашается или не соглашается с мальчиками. Например, взлетающего голубя мальчишки приняла за праведную душу, покидающую землю.
Роль природы в рассказе
«Бежин луг» – рассказ, в котором природа, люди и животные как будто противопоставляются потустороннему миру. Природа является между ними определенным проводником. Она то на стороне людей, то на стороне потусторонних сил. Она задает атмосферу всему произведению. Читатель с первых же строк представляет прекрасный летний день, а затем теплую ночь. Он как-будто ощущает теплую ночь с костром, как будто слышит журчание воды. Но иногда природа остается на стороне сил потусторонних, пугая мальчиков различными звуками и явлениями. Поэтому роль картины природы в произведении Тургенева «Бежин луг» сложно переоценить.
Данная статья поможет написать сочинение «Тема природы («Бежин луг»), описать ее значение и роль в рассказе.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Лиза Гречникова
12/12
-
Виктория Зеленская
8/12
-
Милана Ничикова
10/12
-
Максим Демин
12/12
-
Мадина Мусаева
12/12
-
Михаил Евсеев
12/12
-
Galina Ambrtsumian
12/12
-
Сева Бобров
11/12
-
Дарья Хвалей
10/12
-
Лидия Голикова
12/12
- Сочинения
- По литературе
- Тургенев
- Описание природы в рассказе Бежин луг
Тема природы в рассказе Бежин луг Тургенева (описание природы)
Все кто читал произведение Тургенева «Бежин луг» наверное, помнят о том, что там подробно и красочно описывается природа. Он сравнивает описание природы с судьбой человека. И при помощи этого он выражает не только эмоции, но еще и мысли и переживания.
Вначале произведения нет ни одной строчки о том, что здесь произойдет что-то плохое. Рассказчику очень даже нравится охота, и он старается туда ездить как можно чаще. А совсем недавно он ездил туда, а вернулся домой с добычей. Как раз в этот день солнце ярко светило, а облака бегали по небу, будто играли в догоняшки. Рассказчик ехал домой, а рядом с ним находилась пара подстреленных рябчиков, и от этого на душе становилось спокойно и чувство удовлетворенности покрывало все тело.
А вот вечером погода очень сильно поменялась и вместо жаркого солнца пришли черные облака, а немного позже полился сильный проливной дождь. И вместе с этим дождем главный герой начал теряться в пространстве, на душе появляется страх и сомнение, которых раньше не было. Он оказался там, где никогда раньше не был и это его еще сильнее пугало. Каждый шорох, каждый поворот говорил о том, что за ним может таиться опасность. Когда стало еще темнее, то появились летучие мыши, которые стали летать туда-сюда, а все птицы быстро спрятались по своим норам.
Наступила такая тишина, что стало даже немного страшно и от этого на душе стало еще страшнее, ведь неизвестно, что будет дальше. Звуки стали сильнее, а вот краски стали наоборот темнее и скуднее, чем днем и это нагоняло еще больше страха.
И здесь чутко видно, что природа взаимодействует с человеком. Все что находится вокруг него, принимает участие в его судьбе, вот только повлиять на события или помочь ему природа и все что имеется, вокруг никак не смогут. Они не могли подсказать ни дороги домой, и ни об опасности, которая может таиться за углом.
Когда парень оставался наедине с природой или когда разжигал костер, то четко слышал стоны и всхлипы животных, крики птиц и от этого становилось жутко на душе. Рядом рассказывали страшные истории и неожиданный крик птицы или шорох возле них усиливал ощущение страха. От этого, кажется, что природа слышит человека и порой подыгрывает ему.
Когда все уснули, то и природа успокоилась и ни один шорох или крик не могли разбудить путников.
Природа оживает вместе с человеком в тот момент, когда наступает утро. Появляется шум, птицы начинают щебетать, собаки лают, будто говоря всем о том, что наступило утро.
2 вариант
«Бежин луг» – это одно из произведений, входящее в тургеневский цикл «Записки охотника». Этот рассказ повествует не только о мистических историях, которые рассказывают мальчики, сидя у костра. Одним из действующих персонажей, наряду с ребятами, является природа.
Иван Сергеевич Тургенев смог выстроить сюжетную линию произведения таким образом, что без пейзажных описаний рассказ сразу бы стал пустым и унылым. Даже начало текста начинается с описания природы. Завершается повесть тоже пейзажными зарисовками. Автор описывает окружающий мир так, что читателю становится легко нарисовать в воображение гречишные поля, представать аромат полыни и почувствовать сухой воздух летней ночи.
Тургенев смог не только описать позитивную природу, но и негативную. Это можно проследить в сцене, когда охотник заблудился в лесу. В миг весь пейзаж для него стал серым и туманным. При этом природа позволяет задумываться над философскими вопросами. От взгляда на ночное небо и млечный путь, у охотника возникают мысли о бренности бытия, бесконечности вселенной и быстроте времени. А наступление рассвета только усиливает эти чувства.
Автор наделяет природу душой, делая ее действующим лицом. Это особенно заметно в беседе мальчиков у ночного костра. Отголоски диких зверей и птиц органично вливаются в рассказанные мистические истории. Атмосфера таинственного вечера постоянно наполняется неожиданными шорохами, которые ребята воспринимают, как знаки. А ведь основное действие повести разворачивается именно в «центре» природы на лугу среди лесов.
Тургенев смог красочно передать в своем рассказе цикличность дня. Автор описал июльский день и прелесть теплого летнего вечера. Он передал настроение самых темных часов перед рассветом и создал романтичную картину восхода солнца. Именно описание рассвета становится одним из кульминационных эпизодов произведения.
Иван Сергеевич использует пейзажные зарисовки в качестве проводника и посредника между людским и потусторонним миром. Поэтому тема природы так активно задействована в произведении «Бежин луг». Именно описание пейзажа позволяет читателю проникнуться в суть произведения, понять его персонажей и, даже, представить себя сидящим у того ночного, июльского костра.
Сочинение про природу в произведении Бежин луг
Ни один читатель не может оставаться равнодушным к описанию природы в произведениях И. С. Тургенева «Бежин луг». С первых строк раскрывается истинное отношение автора рассказа к простому человеку, его роду занятий, положению в обществе. При этом все это происходит на фоне природы родного края, который, несомненно, дорог писателю.
Для автора произведения характерно детальное описание всего окружающего мира, охватывающего и небеса, и землю, и воздушные массы. При этом здесь имеют место самые разнообразные оттенки. Особое место занимают небесные светила,
По описаниям Тургенева можно легко догадаться, какое время суток, года за окном. Объекты природы сопровождают героев на протяжении всего произведения. Они задают настроение, например, подсказывая настроение героев, которые вынуждены в своем юном возрасте пасти стадо животных в ночное время вдали от дома. Природы в его рассказе иногда будто сопереживает героям, иногда дает им возможность просто отдохнуть, насладиться красивейшим ночным небом. В ней есть много загадочного, что нравится деревенским мальчишкам, так как подобная атмосфера необходима им для того, чтобы можно было интересно и эффектно представить свои небылицы. Зарю автор представляет в виде «кроткого румянца», лучи предстают перед писателем так, будто «поднимается могучее светило». Эти и многие другие художественные средства, используемые автором в произведении, более ярко выражают мысли героев, подчеркивают их настроение.
Природа не дает ни минуты ребятам, чтобы не напомнить о себе. Это происходит в виде стонов, криков животных, всплесков воды, встрепенувшегося голубя. На протяжении сочинения очевидна смена разных картин, когда раннее пробуждение природы сменяется тоскливым пугающим приближением ночной поры в лесу. Но в любом случае дети с уважением, бережностью и любовью относятся ко всему, что их окружает. Внутренний мир каждого героя, их состояние во время работы под открытым небом, любое чувство находится под прицелом автора, тем более что наиболее хорошо их состояние просматривается благодаря явлениям природы.
Читатель чувствует, насколько нежные и искренние чувства автора произведения благодаря его наблюдательности, точности в описании деталей, использовании огромного количества художественно-выразительных средств, применении необыкновенной цветовой палитры. Природа очень могущественная сила.
Также читают:
Картинка к сочинению Описание природы в рассказе Бежин луг
Популярные сегодня темы
- Анализ произведения Над пропастью во ржи Сэлинджера
Название произведения является искаженной фразой английского поэта Бернса, измененная писателем в виде отсылки к божественному писанию, подразумевая ловцов в отношении человеческой души.
- План рассказа Чук и Гек Гайдара
Мама вместе с сыновьями Чуком и Геком живут в Москве. Отец работает начальником разведовательно – геологической станции. Чук полный мальчик, который любит собирать разную мелочь.
- Анализ произведения Быкова Волчья стая
Василь Быков известный отечественный писатель, который не боялся писать про войну, а так же про тот холод и грязь, потери и слезы. Прошедший Великую Отечественную Войну Быков смог донести до читателя всю боль
- Сочинение Анализ рассказа Книга Бунина
Многие люди задумываются о собственном предназначении, они ищут ответы в книгах или на просторах Интернета. Так и происходит с главным персонажем рассказа «Книга» Бунина. Он с детства привык проводить время за чтением книг
- Сочинение Образ дяди Левонтия в рассказе Конь с розовой гривой Астафьева
Рассказ Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой» самобытен и неподражаем. Он до сих пор вызывает массу критики и откликов, как и многие произведения писателя.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 105
Автозаводского района г. Нижнего Новгорода
Научное общество учащихся
Художественное своеобразие пейзажа в рассказе
И.С.Тургенева «Бежин луг»
Выполнил: Титаев Иван,
ученик 5 б класса
Научный руководитель:
Матросова И. А.,
учитель русского языка и литературы
Нижний Новгород
2014
Содержание.
Стр. |
|
Введение |
3 |
Глава 1 Понятие «Пейзаж». |
5 |
Глава 2 Художественное своеобразие тургеневского пейзажа в рассказе «Бежин луг» |
6 |
2.1 Картина раннего летнего утра |
6 |
2.2 Картина ясного летнего дня |
7 |
2.3 Картина ночи |
9 |
2.4 Образ света |
10 |
Глава 3 Значение природы в рассказе «Бежин луг» |
12 |
Список используемой литературы |
14 |
Введение
«Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей; он сын ее».
И.С. Тургенев
И. С. Тургенев выступает необыкновенным мастером изображения картин русской природы. С громадной художественной силой и глубиной отразил писатель всю неяркую и неброскую красоту родной природы.
«Прекрасное – единственная бессмертная вещь… Прекрасное разлито повсюду», — напишет Тургенев в 1850 году. Благоговение перед тайной жизнью природы распространил писатель и на отношение к человеческой душе. Природа дает человеку чистоту, спокойствие, но она же заставляет его чувствовать себя совершенно беспомощным и слабым пред ее непостижимой силой и таинственностью. Природа в его произведениях являет собой живой и всеобъемлющий образ, это как бы еще один герой в системе персонажей
Цель работы:
Определить художественное своеобразие тургеневского пейзажа, определить роль пейзажа в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг», проследить развитие центрального образа – света в рассказе.
Задачи:
- Изучить изобразительно-выразительные средства языка;
- Определить роль тропов в создании картин природы;
- Выявить функцию пейзажа в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг»;
- Осмыслить проблему взаимоотношения человека и природы.
Методы исследования:
1) анализ текста,
2) поисковый метод,
Объект исследования:
Произведение И.С. Тургенева «Бежин луг».
Предмет исследования:
Изображение пейзажных зарисовок.
Для решения поставленных целей и задач мне необходимо изучить следующую литературу:
1. .Валагин, А. П. И. С. Тургенев «Записки охотника»: Опыт анализирующего чтения/ А. П. Валагин//Литература в школе. – 1992. — №3-4. – С. 28-36.
2. И.С. Тургенев Бежин луг — М.: 2005г..
3. Николина, Н. А. Композиционно стилистическое своеобразие рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»/Н. А. Николина//Рус.яз. в школе. – 1983. — №4. – С. 53-59.
4. Кикина, Е. А. Человек между светом и тьмой: материалы к урокам по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» /Е. А. Кикина// Лит-ра: Приложение к газете «Первое сентября». – 2005. — №21. — С. 3-4.
I. Понятие «Пейзаж»
Пейзаж (от франц. paysage, от pays – страна, местность) – описание, картина природы часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей; при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы. В зависимости от предмета изображение пейзажа бывает сельский, городской, индустриальный, морской, речной, исторический (картины давнего прошлого), фантастический (облик будущего мира), астральный (предполагаемое, мыслимое, небесное), лирический.
Лирический пейзаж чаще встречается в произведениях лирической прозы (лирической повести, рассказе, миниатюре), отличающейся выраженностью чувственно-эмоционального начала и пафосом возвышения жизни. Дан глазами лирического (нередко автобиографического) героя: является выражением состояния его внутреннего мира, прежде всего, чувственно-эмоционального. Лирический герой переживает чувство единения, согласия, гармонии с природой, поэтому в пейзаже рисуется умиротворенная природа, матерински расположенная к человеку; она одухотворена, опоэтизирована. Лирический пейзаж, как правило, создается на соединении созерцания природной картины (непосредственно в данный момент или в образах памяти) и скрытой или явной медитативности (эмоционального раздумья, размышления). Последнее связано с темами родного дома, любви, родины, иногда – бога, пронизано ощущением мировой гармонии, таинства и глубокого смысла жизни. В описаниях много тропов, выражен ритм. Лирические пейзажи особенно развиты в литературе Х1Х-ХХ веков (И.Тургенев, М.Пришвин). [1]
II. Основная часть. Художественное своеобразие пейзажа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
1. Картина раннего летнего утра.
Рассказ открывается пейзажем летнего утра. Писатель обращается к описанию неба, зари, солнца, облаков. Использованные для описания природы автором цвета поражают своей утончённостью и разнообразием: приветно-лучезарный, лиловый, блеск кованого серебра, золотисто-серый, бледно-лиловый. Природа царственна и благосклонна… От нее исходит ощущение хрупкости и гармоничности. Человека в пейзаже нет, он не властен управлять этой мощью и красотой, а лишь с восторгом взирает на Божие творение. Все описание утреннего пейзажа замкнуто у писателя на изображении высокого неба. В результате возникает ощущение какой-то возвышенности.
Показывая пробуждение раннего летнего утра, писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.
Картина пробуждения утра |
|
в олицетворениях |
в метафорах |
«Свежая струя пробежала по моему лицу»; «еще нигде не румянилась заря»; «и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею»; «все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило» |
«Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали, отсырела земля, запотели листья»; «полились кругом меня… сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света»; «всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы» |
При этом количество эмоциональных эпитетов превышает количество изобразительных.
Эмоциональные эпитеты |
Изобразительные эпитеты |
«свежая струя», «живые звуки», «жидкий ранний ветерок», «…легкой, веселой дрожью», «…горячего света», «чистые и ясные…звуки колокола», «бледно-серое небо». |
«…обагренным кустам…», «полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света…» |
Центральные образы раннего утра: утренняя заря «не пылает…, разливается», солнце «мирно всплывает, просияет и погрузится», тучка, облачко — слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, которые указывают на хрупкость картины. Цель художника- показать кротость раннего утра, его хрупкость. Эмоциональные эпитеты преобладают, потому что образ природы, картина пробуждения природы переданы через восприятие автора-рассказчика. Нежная цветовая гамма доносит до нас мысль самого автора о том, что красота окружающего мира сопряжена с такими понятиями, как тишина, покой, кротость.
2. Картина ясного летнего дня.
Обратимся к описанию картины ясного летнего дня. В этой картине у Тургенева явно преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой, выделим эпитет вместе с существительным и глаголом, которые он определяет.
«… хлынули играющие лучи и весело и величаво… поднимается могучее светило».
Эпитеты в картине летнего дня |
|
При существительных |
При глаголах |
«Прекрасный июльский день»; «небо ясно»; «солнце светлое, приветно лучезарное»; «могучее светило» |
«весело и величаво поднимается» |
Эпитеты в картине летнего дня |
|
Эмоциональные эпитеты |
Изобразительные эпитеты |
«прекрасный… день», «небо ясно», «солнце – не огнистое, не раскаленное… не тускло-багровое, … но светлое и приветно лучезарное…», «могучее светило», «Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый…», «облака … неопределенные». |
«лиловый…туман», «…появляется множество…облаков, золотисто-серых…», «…лазурны…» (об облаках), «голубоватые полосы», «розовыми клубами», «алое сиянье», «краски светлы, но не ярки», «белыми столбами». |
Основным художественным средством для создания образа летнего дня становятся эпитеты, которые помогают читателю увидеть картину прекрасного, теплого, сверкающего дня, дарующего человеку ощущение спокойствия и чистоты. Глагол совершенного вида отделяет робкое тихое утро, которое по преимуществу описывается при помощи глаголов несовершенного вида «не пылает, разливается, всплывает» от динамического дня: «Хлынули играющие лучи…» Вот оно полное пробуждение природы, торжествует свет, которым буквально пронизано все вокруг.
3.Картина ночи.
Ночной пейзаж у Тургенева также очень эмоционален. Для его создания автор использует олицетворения, метафоры, яркие выразительные и эмоциональные эпитеты, сравнения. Ночью все кажется ожившим.
метафоры |
олицетворения |
эпитеты |
сравнения |
Отовсюду поднимались и даже с вышины лилась темнота»; «с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось» |
«На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько больших белых камней, — казалось, одни сползались туда для тайного совещания |
«Ночная птица пугливо нырнула в сторону»; «вздымался угрюмый мрак»; «глухо отдавались мои шаги»; «я отчаянно устремился вперед»; в лощине «было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо»; «какой-то зверек слабо и жалобно пискнул» |
«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча»; «кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом» |
Тургенев пользуется эмоциональным, выразительным эпитетом. Эти художественные средства необходимы автору, для того, чтобы передать состояние героя. Через призму его чувств мы видим ночной пейзаж. Эмоциональный эпитет «пугливо нырнула … птица» передает и состояние, в котором находится герой: чувство страха, тревоги и беспокойства. «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота… каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе». Вместе с тем, как растет ночь, растет и тревога охотника. Картина надвигающейся ночи раскрывается через восприятие обеспокоенного, встревоженного человека, который окончательно удостоверился в том, что он заблудился. Сначала его охватывает «неприятное чувство, потом ему становится «как-то жутко», и, наконец, страх перерастает в ужас перед «страшной бездной». Обеспокоенному воображению все представляется в мрачном свете. Такова психологическая подоснова картины ночи в ее первоначальной стадии.
Тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно-величавыми картинами природы, когда автор вышел, наконец на дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у весело потрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии высокое звездное небо и даже почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи.
«Темное, чистое небо торжественно и необъятно — высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума…».
Тургеневскую ночь мы видим, слышим, обоняем. Автор восхищается величественной красотой русской летней ночи, очарованы ею и его герои.
4. Образ света.
Центральный образ в рассказе – образ света. Чтобы это понять, достаточно проследить, сколько слов в описании утра и дня содержат значение (семантику ) света. Образ света появляется постепенно, сначала его значение мы находим в словах «ясно, заря, не пылает, светлое», затем свет нарастает: «блеск подобен блеску… серебра, хлынули лучи», и вот уже появляется «светило». Это солнце. Но неслучайно автор называет его светилом. Это уже не просто небесное тело, это уже какое-то языческое божество, которое дарует жизнь всему на Земле. Оно распространяет свет на все вокруг. Оно величественно. На какой-то момент кажется, что это незыблемо. Цвет небосклона весь день одинаков. Ближе к вечеру света становится меньше. Вот появляются тучки, облака, меняется цветовая гамма дня: «черноватые и неопределенные» облака. Слов со значением света становится меньше: «солнце заходящее», « алое сияние над потемневшей землей», и, наконец, «бережно несомая свечка», « вечерняя звезда».
Метафора «бережно несомая свечка» очень точно отражает мысль Тургенева о хрупкости этого мира.
С этого момента свет начинает бороться с мраком. Вот еще свет есть: «небо смутно-ясное», но чем ближе ночь, тем его становится меньше, сначала «лилась темнота», затем «угрюмый мрак», и вот уже «страшная бездна». Казалось, что может быть ужаснее, свет исчез полностью.
Вся эта борьба в природе происходит и в душе героя. Чем меньше становится света, тем сильнее его охватывает паника. Человек и природа едины. Свет и тьма — это вечные соперники и за душу человека. Кажется, что мрак совсем победил, но вдруг охотник видит огонь от костра. Это снова свет. На протяжении всех рассказов мальчиков мотив борьбы мрака и света будет присутствовать. И, наконец, в самом конце рассказа произойдет окончательная победа света: «полились алые потоки… горячего света… всюду алмазами зардели капли росы».
При помощи метафор и олицетворений, эмоциональных, выразительных эпитетов Тургенев доносит до нас мысль о том, что в природе все гармонично, каким бы безнадежным не казался ночной мир, нужно всегда помнить, что свет обязательно победит. В природе все находится в равновесии.
III. Значение природы в рассказе «Бежин луг».
Итак, в рассказе Тургенева «Бежин луг» русская природа показана с большой выразительностью. Пейзаж Тургенева лиричен, он согрет глубоким чувством любви. Природа у Тургенева дана в богатстве ее красок, звуков и запахов, изображение пейзажа насыщено тропами.
Показывая пробуждение раннего летнего утра, писатель больше использует олицетворения, отглагольные метафоры и эмоциональные эпитеты. Это оправдано целью художника – показать сам процесс пробуждения и оживления природы.
В описании картин летнего дня преобладают эпитеты в сочетании с метафорой, что помогает выразить свое впечатление и отметить наиболее яркие признаки природы, богатство красок в один из летних дней.
При изображении же ночи характер и значение изобразительных средств уже иные, так как автор хочет показать не только картины природы, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, следовательно, нет необходимости использовать яркие изобразительные эпитеты. Тургенев для передачи тревожных чувств пользуется целым комплексом языковых средств: эмоциональными эпитетами, сравнениями, метафорами и олицетворениями.
Таким образом, сам отбор изобразительных средств у Тургенева, как мы убедились, внутренне обоснован и играет огромную роль в описании природы.
Для чего, с какой целью Тургенев ввел в свой рассказ обширные описания картин природы? Жизнь крестьянских детей, в отличие от городских, всегда связана с природой, и в рассказе Тургенева природа показана, прежде всего, как условие жизни крестьянских мальчиков, рано приобщающихся к сельскохозяйственному труду. Было бы фальшиво, да и невозможно, изображая детей в ночном, не показывать природу. Но она дана не только как фон или условие жизни крестьянских детей.
Картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего дня – чувство радости жизни. Таким образам, картины природы вызывают те или иные настроения автора.
Рассказ начинается с изображения «прекрасного летнего дня», а заканчивается изображением ясного летнего утра. Пейзаж служит зачином и концовкой произведения.
Итак, функция пейзажа у Тургенева необычайно разнообразна: она служит фоном жизни героев, определяя построение произведения, образуя его зачин и концовку; воздействует на воображение героев; оттеняет душевное состояние героя, раскрывая движение души; несет социальную функцию; пронизывается философскими размышлениями о вечной борьбе добра и зла.
Таким образом, природа показана Тургеневым как сила, воздействующая и на рассказчика, и на мальчишек. Природа живёт, изменяется, это действующее лицо в рассказе. Она вмешивается в жизнь человека. Когда ребята рассказывают свои истории, слышится всплеск щуки, покатилась звезда; слышится «протяжный, звенящий, почти стенящий звук», появляется белый голубь, который «налетел прямо в это отражение, пугливо повертелся на одном месте, весь обливаясь горячим блеском, и исчез, звеня крылами». И в этом своеобразие восприятия природы И.С.Тургеневым.
Список используемых источников в литературе
1. А.П. Валагин, И.С. Тургенев «Записки охотника»: Опыт анализирующего чтения /А.П. Валагин // Литература в школе. – 1992. — № 3-4. – С. 28-36.
2. И.С. Тургенев Бежин луг — М.: Просвещение, 2005.
3. Н.А. Николина, Композиционно стилистическое своеобразие рассказа
И. С. Тургенева «Бежин луг» / Н. А. Николина // Рус. яз. в школе. – 1983.
— № 4. – С. 53-59.
4. Е.А. Кикина, Человек между светом и тьмой: материалы к урокам по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» / Е. А. Кикина // Лит-ра: Приложение к газете «Первое сентября». – 2005. — № 21. – С. 3-4.
5. С.П. Белокурова, Словарь литературоведческих терминов, — СПб.: Паритет, 2007.
[1] С.П. Белокурова, Словарь литературоведческих терминов, — СПб.: Паритет, 2007, с. 156