История создания
Рассматриваемое произведение было написано Антоном Павловичем в 1887 году, в дни пасхальных праздников, в первое время его пребывания в Таганроге. Вдохновение посетило его во время путешествия на поезде — именно по этой причине поезд является основным местом действия, прописанным в его творении.
Действующие лица выдуманы и не имеют реалистичной подоплеки, а сюжетная линия основана на многочисленных увиденных событиях в вагонах и купе.
Тема произведения
Антон Павлович Чехов акцентирует внимание читателей на следующих темах:
-
тема нравственности поступков;
-
тема сострадания;
-
тема совести.
Первая тема раскрывается в отношениях взаимодействия Максима Торчакова, его супруги и случайного путника. Арендатор хутора искренне хотел помочь казаку в пасхальное утро, тем самым олицетворяя сторону добра в рассказе, однако его жена выказала строгость, черствость и безнравственность, встав на своеобразную сторону зла в произведении.
Вторая тема опять же раскрывается через образ главного героя рассказа, который открылся казаку, продемонстрировал сочувствие и сострадание, а после на протяжении долгой жизни корил себя за то, что не остановил супругу в ее бесчеловечных суждениях.
Третья тема вновь раскрывается через образ Максима Торчакова. Он в действительности чувствовал вину за то, что не помог пострадавшему и обездоленному путнику в трудный период его жизни. Совесть, мучающая его, не позволила мужчине спокойно жить, и его настоящее постепенно скатилось в безрадостное будущее.
Главные герои
Прежде чем приступить к композиционному и жанровому анализу «Казака» Чехова, стоит поговорить о главных героях рассказа, через призму поведения которых раскрываются немаловажные темы и структурные составляющие произведения. Итак, персонажами произведения являются:
-
Максим Торчаков — главный герой, выступающий в роли арендатора, который впервые празднует Пасху с супругой.
-
Супруга Максима Торчакова — женщина строгих нравов, обладающая беспринципным и тяжелым характером.
-
Казак — захворавший в пути мужчина, который сталкивается с главным героем и его женой в поезде и просит молодую пару о помощи в священный божественный день.
Композиция рассказа
Композиция произведения соответствует типичному построению рассказа как литературного жанра:
-
экспозиция: место действия — поезд, время действия — раннее утро;
-
завязка: встреча казака с арендатором хутора и его супругой в купе;
-
развитие действия: просьба о куске священного хлеба со стороны казака;
-
кульминация: отказ жены арендатора хутора в высказанной просьбе;
-
развязка: чувство совести, одолевающее Максима Торчакова, отсутствие радости в жизни и постоянное переживание, усиливающее со временем;
-
заключение: расстройство жизни главного героя из-за нарастающего чувства совести, пьянство и постоянные ссоры с супругой из-за ее поступка.
Жанр произведения
Жанр творения Антона Чехова — рассказ, который соответствует его основным характеристикам как литературного направления: произведения русского писателя имеет небольшой объем, одну сюжетную линию, ограниченность места и времени действия, легкость динамичности повествования, малое количество основных действующих лиц и значимую концовку, выступающую в качестве нравственного жизненного урока.
Урок литературы по рассказу А.П.Чехова «Казак»
Цели урока:
- Проанализировать рассказ А.П.Чехова «Казак», вспомнить жанр пасхального рассказа;
- Формировать умение анализировать прозаическое произведение; находить антитезу и определять ее значение;
- Помочь учащимся увидеть духовно-нравственную основу данного произведения.
- Воспитывать гуманные качества: любовь к ближнему, послушание.
Ход урока
- Оргмомент
- Основная часть
Слово учителя: Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова. На уроках вы познакомились с юмористическими рассказами писателя, сегодня мы с вами посмотрим на его творчество с другой точки зрения. И поможет нам в этом рассказ «Казак». (слайд 1)
Эпиграфом нашего урока будут слова из евангелия от Матфея: « …так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.» Мф. 25:45, 46
(слайд 2)
К какому жанру, по вашему мнению, относится прочитанный вами дома рассказ А.П. Чехова? Обоснуйте свою точку зрения.
Слово учителя: Да, действительно, это «пасхальный рассказ», потому что в нем рассказывается о событиях, которые произошли в Светлое Христово Воскресение, то есть на Пасху.
Пасха дала русской литературе жанр пасхального рассказа. Пасхальный рассказ связан с праздниками всего Пасхального цикла от Великого поста до Троицы и Духова Дня.
Пасхальный рассказ назидателен – он учит добру и Христианской любви. Его сюжеты: духовное проникновение, нравственное перерождение человека, прощение во имя спасения души, воскрешение человека к духовной жизни, изменение человека к лучшему.
Первые пасхальные рассказы появились в 80-е годы 19 века. А.П. Чехов с большим удовольствием и волнением читал пасхальные рассказы своих товарищей по перу. А свой первый пасхальный рассказ «Письмо» пишет в 1887 году. Потом были рассказы «Накануне поста, «Недоброе дело», «На страстной неделе», «Тайна», и последним в этом ряду стал «Казак». (слайд 3)
Что вы знаете о празднике Пасхи? Каковы его традиции? (слайд 4)
- Составление кластера по рассказу с комментированием (см приложение 1)
(В центре образ Максима Горчакова)
Что мы узнаем из экспозиции рассказа?
Главный герой произведения Максим Горчаков, арендатор хутора «Низы», впервые встречает Пасху вместе с молодой женой. Праздник Пасхи — светлый, радостный, счастливый.
Каково состояние Горчакова? Почему?
Он счастлив по-человечески и силён в своём человеческом счастье, но в этом, духовном случае людские силы не имеют цены.
Как ведет себя Лиза, жена Максима? Как это характеризует ее?
Когда максим восхищается природой, радостью, то Лиза отмечает, что оно не живое. Наверное, эта женщина духовно-бедная.
Чтение отрывка: «На половине дороги к дому, у Кривой Балочки Горчаков и его жена увидели осёдланную лошадь, которая стояла неподвижно и нюхала землю. У самой дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе в ноги.
— Христос воскресе! – крикнул ему Максим.
— Воистину воскрес, — ответил казак, не поднимая головы.»
Почему место встречи называется Кривая Балочка?
Может быть, Господь предоставил Максиму возможность выпрямить свой путь — направить его к Богу, прожить вторую часть жизни с Богом и по-Божьи.
Что мы узнали о казаке из диалога? Как к этому отнёсся Максим?
Горчаков, узнав от казака о том, что тот болен, буквально поражён, изумлён этим известием: в его сознании не укладывается: как же так, у людей праздник, а казак хворает ?! Он готов помочь казаку в его беде, выручить его, вылечить его.
Горчаков задается вопросом: «Разве Христос не исцелял болеющих и страдающих? Разве священная Христова пасха не чудодейственное средство против болезни? Конечно, он выполнит просьбу казака и угостит его священной пасхой».
Каково состояние казака?
Состояние казака можно проиллюстрировать словами из русских покаянных молитвословий, готовых, кажется, сорваться с воспалённых губ казака. Словно ещё миг и воззовёт он к Господу: «Откуда начну плакати окаянного моего жития? Кое же положу начало нынешнему рыданию».
Как же меняется отношение автора к светлому празднику Пасхи?
Состояние казака позволяет увидеть главное в мнимо радостном пространстве привычного бытия — человека — больного, страдающего. Торжество воскресения Христа это не праздник обретения сверхмощной человеческой радости, наоборот, это благословенный день потери всех человеческих (физических, плотских) радостей, празднование обретения возможности видеть боль этого мира везде и всюду (ключом, паролем к видению этой боли, к обнаружению её становятся слова «Христос Воскресе», которыми герой рассказа приветствует сидящего казака), понять, что весь мир, как бы он не прятался за свои искусственные или мнимые счастья, есть Боль.
— Что ж у тебя болит?
— Весь болю.
Как вы думаете, что для семьи Горчаковых значит «свячёная пасочка»?
Горчакову нет особой личной нужды в празднике Пасхи. Дома со всеми как все и разговеется. Для него и его жены освящённый кулич не реальность Божия, которая должна реально присутствовать и действовать в земной жизни, например, помогать больному казаку, но некий «завёрнутый в белую салфетку» музейный экспонат, к тому же хранящийся в запасниках, извлечь который оттуда никоим образом невозможно: «Жена взяла из рук мужа кулич, завёрнутый в белую салфетку, и сказала: «Не дам! Надо прядок знать. Это не булка, а свяченая пасха, и грех её без толку кромсать». — «Ну, казак, не прогневайся! — сказал Горчаков и засмеялся. — Не велит жена! Прощай, путь-дорога!»…
Как ведет себя Лиза? Какую заповедь она нарушает?
Лиза не только не пытается помочь мужу, а наоборот настаивает на том, что нельзя в поле резать кромсать «свяченую пасочку». Она нарушает заповедь: «Да убоится жена мужа!»
А почему Горчаков не дал свяченой пасочки? Только лишь из-за жены?
Но всё не так просто. Выполнить просьбу казака Горчаков не в состоянии. Не только потому что не велит жена: «Не дам я тебе пасху кромсать! С какими глазами я её домой порезанную повезу? И видано ль дело — в степи разговляться. Не дам! Надо порядок знать. Это не булка, а свячёная пасха, и грех её без толку кромсать».
Дело в том, что Горчаков ещё не готов совершить это духовное, Христово действие. Не в силах. Духовное действие подготавливается медленно, зреет. У тебя должно быть достаточно внутренних сил, чтобы совершить его. Горчаков в момент встречи с больным казаком и слаб и недостоин.
Какую заповедь нарушают Горчаковы? (слайд 5)
Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
Чехов – мастер детали. В этом рассказе он не отступает от своего амплуа. Не случайно здесь и возникают образы дороги и дома. Они символичны. Что же они обозначают?
Для Горчаковых важно не реальное присутствие и действие Божие (дорога как символ живого, быстро меняющегося бытия), а порядок знать (дом — в данном контексте — как символ удобности, успокоенности и духовной неподвижности).
Но где истинный путь-дорога, где настоящий дом? Праздник Христова Воскресения — это торжество обретения не дома, а только пути-дороги к нему — дому истинному. Это праздник не домашнего успокоения и уюта, но торжество пути — тяжёлого, но найденного, очевидного и единственного. «А меня праздник в дороге застал», — говорит казак. Истинный, духовный праздник — соприроден дороге и красен дорогой.
Почему после расставания с казаком резко меняется настроение Максима?
Максим ещё не знает, что получил от Господа в главный Его праздник необыкновенный подарок — возможность видеть истинный смысл вещей — новое, преображённое зрение — прозрение. А земное его зрение стало меркнуть, весь веер земных красок свернулся: «Солнце взошло, но играло оно или нет, Горчаков не видел. Всю дорогу до самого дома он молчал, о чём-то думал и не спускал глаз с чёрного хвоста лошади. Неизвестно отчего им овладела скука, и от праздничной радости в груди не осталось ничего, как будто её и не было».
Почему Максим страдает?
Он понимает, что они обидели человека. Есть предание, что после воскресения Христос в и его ученике в рубище ходят по земле и проверяют людей на милосердие, поощряет и наказывает – наставляет, указывает путь.
Чтение стихотворения С. Есенина «Шел Господь…»
Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железнойю
И подумал: «Вишь, какой убогой,-
Знать, от голода качается, болезный».
Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй… маленько крепче будешь».
Как дальше развиваются события рассказа?
Максим пытался найти казака, вскоре запил. Примечательны его слова: «…это Бог нас испытать хотел и ангела или святого какого в виде казака нам навстречу послал…»
Ребята, как вы считаете, Горчаков стал истинно верующим человеком? Ведь в конце рассказа стоит многоточие, т.е. рассказ не окончен?
Отголоски какой притчи мы слышим в этом рассказе?
Вернемся к эпиграфу урока. Как вы его понимаете после прочитанного рассказа?
Д/З: Составьте синквейн к уроку. (слайд 6)
Первое слово – Максим Горчаков
Максим Горчаков. Низменный, слабохарактерный. Радуется, сомневается, ищет. Пойдут сии в муку вечную. Покаяние…
А.П.Чехов «Казак»
Арендатор хутора «Низы» Максим Горчаков, бердянский мещанин, ехал со своей молодой женой из церкви и вёз только что освящённый кулич. Солн це ещё не всходило, но восток уже румянился, зо лотился. Было тихо… Перепел кричал свои «пить пойдём! пить пойдём!», да далеко над курганчиком носился кор шун, а больше во всей степи не было заметно ни одного живого существа.
Горчаков ехал и думал о том, что нет лучше и веселее праздника, как Христово Воскресение. Женат он был не давно и теперь справлял с женой первую Пасху. На что бы он ни взглянул, о чём бы ни подумал, всё представ лялось ему светлым, радостным и счастливым. Думал он о своём хозяйстве и находил, что лучше и не надо, всего довольно и всё хорошо: глядел он на жену — и она казалась ему красивой, доброй и кроткой. Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская виз гливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахи вавший крыльями.
- Сказано, велик день! — говорил он. — Вот и велик! Погоди, Лиза, сейчас солнце начнёт играть. Оно каждую Пасху играет! И оно тоже радуется, как люди!
- Оно не живое, — заметила жена.
- Да на нём люди есть! — воскликнул Горчаков. — Мне Иван Степанович рассказывал — на всех планетах есть люди, на солнце и на месяце! Право… А может, учёные и брешут, кто их знает! Постой, никак лошадь стоит! Так и есть!
На половине дороги к дому, у Кривой Балочки Гор чаков и его жена увидели осёдланную лошадь, которая стояла неподвижно и нюхала землю. У самой дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе в ноги.
- Христос воскресе! — крикнул ему Максим.
- Воистину воскрес, — ответил казак, не поднимая головы.
- Куда едешь?
- Домой на льготу.
- Зачем же тут сидишь?
- Да так… захворал… Нет мочи ехать.
- Что ж у тебя болит?
- Весь болю.
- Гм… вот напасть! У людей праздник, а ты хвораешь! Да ты бы в деревню или на постоялый двор ехал, а что так сидеть? Казак поднял голову и обвёл утомлёнными, больными глазами Максима, его жену, лошадь.
- Вы это из церкви? — спросил он.
- Из церкви.
- А меня праздник в дороге застал. Не привёл Бог доехать. Сейчас сесть бы да доехать, а мочи нет… Вы бы, православные, дали мне, проезжему, свячёной ласочки разговеться!
- Пасочки? — спросил Горчаков. — Оно можно, ниче го… Постой, сейчас… Максим быстро пошарил у себя е карманах, взглянул на жену и сказал:
- Нету у меня ножика, отрезать нечем. А ломать-то — не рука, всю пасху испортишь. Вот задача! Поищи-ка нет ли у тебя ножика? Казак через силу поднялся и по шёл к своему седлу за ножом.
- Вот ещё что выдумали! — сердито сказала жена Горчакова. — Не дам я тебе пасху кромсать! С какими глаза ми я её домой порезанную повезу? И видано ль дело —1 степи разговляться. Поезжай на деревню, к мужикам дг там и разговляйся!
Жена взяла из рук мужа кулич, завернутый в белую салфетку, и сказала:
- Не дам! Надо порядок знать. Это не булка, а свячёная пасха, и грех её без толку кромсать.
- Ну, казак, не прогневайся! — сказал Горчаков и за смеялся. — Не велит жена! Прощай, путь-дорога!
Максим тронул вожжи, чмокнул, и бричка с шумом покатила дальше. А жена всё ещё говорила, что ре зать кулич, не доехав до дому, — грех и не порядок что всё должно иметь своё место и время. На востоке крася пушистые облака в разные цвета, засияли пер вые лучи солнца, послышалась песня жаворонка. У) не один, три коршуна, над степью. Солнце пригрел! чуть-чуть, и в молодой траве закричали кузнечим/ Отъехав больше версты, Горчаков оглянулся и пристально поглядел вдаль.
— Не видать казака… — сказал он. — Экий сердяга, взду мал в дороге хворать! Нет хуже напасти: ехать надо, а мочи нет… Чего доброго, помрёт в дороге… Не дали мы ему, Лизавета, пасхи, а небось и ему надо было дать. Не бось и ему разговеться хочется. Солнце взошло, но иг рало оно или нет, Горчаков не видел. Всю дорогу до са мого дома он молчал, о чём-то думал и не спускал глаз с чёрного хвоста лошади. Неизвестно отчего, им овладела скука, и от праздничной радости в груди не осталось ни чего, как будто её и не было.
Приехали домой, христосовались с работниками, Гор чаков опять повеселел и стал разговаривать, но как сели разговляться и все взяли по куску свячённого кулича, он невесело поглядел на жену и сказал:
- А нехорошо, Лизавета, что мы не дали тому казаку разговеться.
- Чудной ты, ей-Богу! — сказала Лизавета и с удивлени ем пожала плечами.
- Где ты взял такую моду, чтобы свячёную пасху раз давать по дороге? Нешто это булка? Теперь она порезана, на столе лежит, пускай ест, кто хочет, хоть и казак твой! Разве мне жалко?
- Так-то оно так, а жалко мне казака. Ведь он хуже ни щего и сироты. В дороге, далеко от дому, хворый… Гор чаков выпил полстакана чаю и уж больше ничего не ел и не пил. Есть ему не хотелось, чай казался невкусным, как трава, и опять стало скучно. После разговения легли спать. Когда часа через два Лизавета проснулась, он сто ял у окна и глядел во двор.
- Ты уже встал? — спросила жена.
- Не спится что-то…
- Эх, Лизавета, — вздохнул он, — обидели мы с тобой казака!
- Ты опять с казаком! Дался тебе этот казак. Бог с ним
- Он царю служил, может, кровь проливал, а мы с ним как со свиньёй обошлись. Надо бы его больного домой привесть, покормить, а мы ему даже кусочка хлеба не дали.
- Да, так и дам я тебе пасху портить. Да еще свячёную! Ты бы её с казаком искромсал, а я бы потом дома глазами лупила? Ишь ты какой!
Максим потихоньку от жены пошёл в кухню, завернул в салфетку кусок кулича и пяток яиц и пошёл в сарай к работникам.
— Кузьма, брось гармонию, — обратился он к одному из них. — Седлай гнедого или Иванчика и езжай побыст рее к Кривой Балочке. Там больной казак с лошадью, так вот отдай ему это. Может, он ещё не уехал.
Максим опять повеселел, но, прождав несколько часов Кузьму, не вытерпел, оседлал лошадь и пос какал к нему навстречу. Встретил он его у самой Балочки.
- Ну что? Видал казака?
- Нигде нету. Должно, уехал.
- Гм… история!
Горчаков взял у Кузьмы узелок и поска кал дальше. Доехал до деревни, он спросил у мужиков:
— Братцы, не видали ли вы больного казака с лошадью? Не проезжал ли тут? Из себя рыжий, худой, на гнедом коне.
Мужики поглядели друг на друга и сказали, что казака они не видели.
— Обратный почтовый ехал, это точно, а чтоб казак или кто другой — такого не было.
Вернулся Максим домой к обеду.
- Сидит у меня этот казак в голове, и хоть ты что! — ска зал он жене. — Не даёт покою. Я всё думаю: а что, ежели это Бог нас испытать хотел и ангела или святого какого в виде казака нам навстречу послал? Ведь бывает это. Не хорошо, Лизавета, обидели мы человека!
- Да что ты ко мне с казаком пристал? — крикнула Ли завета, выходя из терпения. — Пристал, как смола!
- А ты, знаешь, не добрая.
- Пущай я не добрая, — крикнула она и сердито стукну ла ложкой, — а только не стану я всяким пьяницам свячё ную пасху раздавать!
- А нешто казак пьяный?
- Пьяный!
- Почём ты знаешь?
- Пьяный!
- Ну и дура!
…Вечером, когда стемнело, ему стало нестерпимо скучно, как никогда не было, — хоть в петлю полезай! От скуки и досады на жену он напился, как напивался в пре жнее время, когда был неженатым. В хмелю он бранился скверными словами и кричал жене, что у неё злое, некра сивое лицо и завтра же он прогонит её к отцу.
Утром на другой день праздника он захотел опохме литься и опять напился. С этого и началось расстройс тво. Лошади, коровы, овцы и ульи мало-помалу друг за дружкой стали исчезать со двора, долги росли, жена ста новилась постылой… Все эти напасти, как говорил Мак сим, произошли оттого, что у него злая, глупая жена, что Бог прогневался на него и на жену… за больного казака. Он все чаще и чаще напивался. Когда был пьян, то сидел дома и шумел, а трезвый ходил и ждал, не встретится ли ему казак…
Слово учителя: Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова. На уроках вы познакомились с юмористическими рассказами писателя, сегодня мы с вами посмотрим на его творчество с другой точки зрения. И поможет нам в этом рассказ «Казак».
В литературе есть такие понятия «рождественский рассказ» и «пасхальный рассказ».
К какому жанру, по вашему мнению, относится прочитанный вами дома рассказ А.П. Чехова? Обоснуйте свою точку зрения.
Слово учителя: Да, действительно, это «пасхальный рассказ», потому что в нем рассказывается о событиях, которые произошли в Светлое Христово Воскресение, то есть на Пасху.
Пасха – христианский праздник, а Христианство, как известно, оказало глубокое воздействие на мировую литературу. Во многих произведениях нашли свое отражение и и события Священного писания, и церковные праздники. Их перечень различен у православных, католиков, протестантов, но у всех есть Рождество, Пасха, Троица, Вознесение.
На Западе главным праздником стало Рождество, а в Православии – Пасха, праздник в честь воскресения Христа из мертвых. В Православии – это праздник праздников, торжество из торжеств.
Пасха дала русской литературе жанр пасхального рассказа. Пасхальный рассказ связан с праздниками всего Пасхального цикла от Великого поста до Троицы и Духова Дня.
Пасхальный рассказ назидателен – он учит добру и Христианской любви. Его сюжеты: духовное проникновение, нравственное перерождение человека, прощение во имя спасения души, воскрешение человека к духовной жизни, изменение человека к лучшему.
Первые пасхальные рассказы появились в 80-е годы 19 века. А.П. Чехов с большим удовольствием и волнением читал пасхальные рассказы своих товарищей по перу. А свой первый пасхальный рассказ «Письмо» пишет в 1887 году. Потом были рассказы «Накануне поста, «Недоброе дело», «На страстной неделе», «Тайна», и последним в этом ряду стал «Казак».
Обратимся к содержанию рассказа и определим художественное время и художественное пространство, обозначенное в нем.
Время: окончание Великого поста, рассвет Пасхального дня, Светлое Христово Воскресение.
Пространство: сельская местность, безлюдная степь, хутор Максима Торчакова.
Слово учителя Итак, обратимся к началу рассказа. Прочитаем первый абзац.
Арендатор хутора Низы Максим Торчаков, бердянский мещанин, ехал со своей молодой женой из церкви и вез только что освещенный кулич. Солнце еще не всходило, но восток уже румянился, золотился. Было тихо… Перепел кричал свои «пить пойдем! пить пойдем!», да далеко над курганчиком носился коршун, больше во всей степи не было заметно ни одного живого существа.
Вспомните, каково настроение Максима? (Торчаков ехал и думал о том, что нет лучше и веселее праздника, как Христово воскресенье. Женат он был недавно и теперь справлял с женой первую пасху. На что бы он ни взглянул, о чем бы ни подумал, все представлялось ему светлым, радостным и счастливым. Думал он о своем хозяйстве и находил, что все у него исправно, домашнее убранство такое, что лучше и не надо, всего довольно и все хорошо; глядел он на жену – и она казалась ему красивой, доброй и кроткой. Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская визгливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахивавший крыльями…)
Почему настроение Максима было столь радужным? (Сегодня Святой день. Он счастлив в браке: у него жена красавица, добрая, кроткая. Исправное хозяйство. Достаток.)
Только ли душа Максима ликует в этот день? (Нет. Природа тоже ликует. Солнце еще не всходило, восток румянился, золотился.)
Слово учителя Удивительный рассвет. Тишина, мир, покой, как и положено в такой день. Казалось бы полная гармония, человека и природы, духовного и физического начал. А ведь что-то в этом описании не так. Что вносит в него дисгармонию? (…далеко над курганчиком носился коршун… коршун – знак беды.)
Слово учителя Но Максим этого не замечает, Чехов пишет … Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская визгливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахивавший крыльями.
– Сказано, велик день! – говорил он. – Вот и велик! Погоди, Лиза, сейчас солнце начнет играть. Оно каждую пасху играет! И оно тоже радуется, как люди!
Что слышит в ответ от своей жены?
Как эта фраза характеризует Лизу, жену Максима?
А какой Максим? Какое впечатление у Вас о нем сложилось?
Слово учителя И вот …На полдороге к дому, у Кривой Балочки, Торчаков и его жена увидели оседланную лошадь, которая стояла неподвижно и нюхала землю. У самой дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе в ноги. Чтение диалога.
– Христос воскрес! – крикнул ему Максим.
– Воистину воскрес, – ответил казак, не поднимая головы.
– Куда едешь?
– Домой, на льготу.
– Зачем же тут сидишь?
– Да так… захворал… Нет мочи ехать.
– Что ж у тебя болит?
– Весь болю.
– Гм… вот напасть! У людей праздник, а ты хвораешь! Да ты бы в деревню или на постоялый ехал, а что так сидеть?
Казак поднял голову и обвел утомленными, больными глазами Максима, его жену, лошадь.
– Вы это из церкви? – спросил он.
– Из церкви.
– А меня праздник в дороге застал. Не привел бог доехать. Сейчас сесть бы да ехать, а мочи нет… Вы бы, православные, дали мне, проезжему, свяченой пасочки разговеться!
– Пасочки? – спросил Торчаков. – Оно можно, ничего… постой, сейчас…
Что вы узнали из этого диалога о человеке, который встретился Торчаковым на полдороге к дому? (Казак. Верующий. Едет домой, окончил службу. Сильно болеет. Хотел попасть в церковь на праздничную службу. Хочет разговеться)
Докажите словами текста, что он, действительно, болен. (обвел утомленными, больными глазами Максима; ответил казак, не поднимая головы; казак через силу поднялся)
Сообщение о казаках.
Как вы понимаете, что значит «разговеться»? (Пасхе предшествует Великий пост, во время которого православные отказываются от пищи животного происхождения. Едят растительную пищу, а в некоторые дни вообще воздерживаются от пищи. Пост длится 7 недель. В это время много молятся. Все это делается для очищения души от грехов. Чтобы встретить радостный праздник с «чистой душой». А утром в день Пасхи разговляются, причащаются Празднику, т.е.едят свяченые яйца и паску.)
Слово учителя: Казак болен, но он постился, видимо, ждал праздника, ему хочется разговеться, т.е. причаститься к празднику.
Смог ли казак разговеться? Почему?
Как ведет себя Лиза?
Права ли она?
Вспомните, что думал Максим о своей жене в начале рассказа? (Она казалась ему красивой, доброй, кроткой.)
Толковый словарь С.И. Ожегова | |
Кроткий | Добрый |
Отзывчивый | Делающий добро другим |
Милый | Несущий благо, благополучие |
Покорный | Незлобивый |
Смирный | |
Библейская энциклопедия | |
Безгневный | Незлобивый или незлобный |
Ангелоподобный | Безобидный |
Соответствует ли Лиза данной характеристике?
Какое слово в предложении сразу говорит о том, что это не соответствует действительности? (Казалась.)
Как повел себя в данной ситуации Максим? А как должен был бы? (Засмеялся.)
В чем вина Максима? (Он послушался жену, хотя она была не права. А православные каноны предписывают жене слушаться мужа. Народная мудрость гласит: «Муж – голова, жена – душа?)
Счастлива ли семья, где жена, такая, как у Максима?
Изменилось ли что-нибудь в природе? (На востоке, крася пушистые облака в разные цвета, засияли первые лучи солнца; послышалась песня жаворонка. Уж не один, три коршуна, в отдалении друг от друга, носились над степью. Солнце пригрело чуть-чуть, и в молодой траве закричали кузнечики. Тучи сгущаются – беда все ближе.)
Казак называет Максима и Лизу православные. Можно ли их так назвать? (Нет. Православные не могут отказать в помощи.)
Максим и Лиза постились, службу отстояли, яйца и пасочку освятили. Как вы считаете, сильна ли вера Торчаковых? (Нет. Они делают это лишь потому, что все так делают, что так положено, т.е. это для них обряд)
Заповеди Господни.
- Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоей, всею мыслию твоей.
- Возлюби ближнего твоего, как сам себя.
- Не сотвори себе кумира.
- Не называй имени Господа Бога твоего всуе.
- Чти отца твоего и матерь твою.
- Не убий.
- Не укради.
- Не возводи на друга своего ложного свидетельства.
- Помни же день субботний: шесть дней делай и сотвори все дела твои. Суббота Господу Богу твоему.
Какую заповедь нарушают Максим и Лиза?
Симфония потворения Тихону Задонскому.
Всякий человек друг другу есть ближний: разумный – невежде, молодой и здоровый – старому , здоровый – немощному, сильный – беззаступному, свободный – заключенному в темнице, имеющий дом – странному.
Как Максим и Лиза относятся к произошедшему с ними в пути?
Слово учителя: Давайте проследим по тексту переживания Максима. Я начну а вы продолжите…
Солнце взошло, но играло оно или нет, Торчаков не видел. Всю дорогу до самого дома он молчал, о чем-то думал и не спускал глаз с черного хвоста лошади. неизвестно отчего, им овладела скука, и от праздничной радости в груди не осталось ничего, как будто ее и не было.
Работа с текстом.
Слово учителя: Максим не нашел казака и, и уныние вернулось.
– Сидит у меня этот казак в голове и хоть ты что! – сказал он жене. – Не дает спокою. Я все думаю: а что, ежели это бог нас испытать хотел и ангела или святого какого в виде казака нам навстречу послал. Ведь бывает это. Нехорошо, Лизавета, обидели мы человека!
Н.В. Гоголь в своем рассказе «Светлое Воскресение», говоря о Пасхе и поведении человека в этот день писал, что после воскресения Христос в и его ученике в рубище ходят по земле и проверяют людей на милосердие, поощряет и наказывает – наставляет, указывает путь.
Учитель читает стихотворение С.А. Есенина «Шел Господь пытать людей в любови..»
Отчего же Максим лишился душевного равновесия? (Он страдает, он обидел человека, жена его не понимает, она способна оболгать человека.)
– Да что ты ко мне с казаком пристал? – крикнула Лизавета, выходя из терпения. – Пристал, как смола!
– А ты, знаешь, не добрая… – сказал Максим и пристально поглядел ей в лицо.
И он впервые после женитьбы заметил, что его жена не добрая.
– Пущай я не добрая, – крикнула она и сердито стукнула ложкой, – а только не стану я всяким пьяницам свяченую паску раздавать!
– А нешто казак пьяный?
– Пьяный!
– Почем ты знаешь?
– Пьяный!
– Ну и дура!
Изменилось ли представление Максима о жене?
До встречи с казаком | После встречи с казаком |
Красивая Добрая Кроткая |
Злая Некрасивая Немилосердная Глупая |
Милосердие – милое сердце – умение сострадать, понимать чужую боль.
Почему жизнь героя разладилась? (Не прошел испытание на милосердие, сострадание, умение любить ближнего своего)
Осознал ли Максим то, что с ним произошло? Да
Покаялся ли? Нет. Совершил еще больший грех – запил.
Слово учителя: Рассказ заканчивается многоточием… Автор предоставляет право читателям додумать, что же будет дальше.
Как вы считаете, что стало с казаком?
Возможно ли преображение Максима?
Слово учителя: Пасхальный рассказ назидателен – он учит добру и Христианской любви, в нем говорится о нравственном перерождении человека. Произошло ли перерождение нашего героя. Нет. Но он осознал свое ошибку, понял, что поступил неправильно. Скорее всего рано или поздно он придет к покаянию, и тогда душа его воскреснет и откроется для любви к ближнему.
Каждая встреча может быть во спасение, а может быть во грех – говорил один из православных святых. Помните об этом. Совершая поступок, послушайте свое сердце. Я надеюсь, что оно подскажет вам, как поступить правильно.
Закончить сегодняшний урок я хочу чтением Евангелия.
Учитель читает 25 главу Евангелия от Матфея.
Тема. А. П. Чехов. «Казак» Анализ рассказа.
Цели: Проанализировать рассказ А.П.Чехова «Казак»; формировать умение анализировать прозаическое произведение; помочь учащимся увидеть духовно-нравственную основу данного произведения; воспитывать любовь к ближнему, послушание.
Ход урока
Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова.
На уроках вы познакомились с юмористическими рассказами писателя, сегодня мы с вами посмотрим на его творчество с другой точки зрения. И поможет нам в этом рассказ «Казак».
Прочитайте рассказ «Казак» по ссылке:
https://ilibrary.ru/text/4221/p.1/index.html
Это «пасхальный рассказ», потому что в нем рассказывается о событиях, которые произошли в Светлое Христово Воскресение, то есть на Пасху.
Пасха дала русской литературе жанр пасхального рассказа. Пасхальный рассказ связан с праздниками всего Пасхального цикла от Великого поста до Троицы и Духова Дня.
Пасхальный рассказ назидателен – он учит добру и Христианской любви. Его сюжеты: духовное проникновение, нравственное перерождение человека, прощение во имя спасения души, воскрешение человека к духовной жизни, изменение человека к лучшему.
Первые пасхальные рассказы появились в 80-е годы 19 века. А.П. Чехов свой первый пасхальный рассказ «Письмо» пишет в 1887 году. Потом были рассказы «Накануне поста, «Недоброе дело», «На страстной неделе», «Тайна», и последним в этом ряду стал «Казак».
Что мы узнаем из экспозиции рассказа?
Главный герой произведения Максим Горчаков, арендатор хутора «Низы», впервые встречает Пасху вместе с молодой женой. Праздник Пасхи — светлый, радостный, счастливый.
Каково состояние Горчакова? Почему?
Он счастлив по-человечески и силён в своём человеческом счастье, но в этом, духовном случае людские силы не имеют цены.
Как ведет себя Лиза, жена Максима? Как это характеризует ее?
Когда максим восхищается природой, радостью, то Лиза отмечает, что оно не живое. Наверное, эта женщина духовно-бедная.
Чтение отрывка: «На половине дороги к дому, у Кривой Балочки Горчаков и его жена увидели осёдланную лошадь, которая стояла неподвижно и нюхала землю. У самой дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе в ноги.
— Христос воскресе! – крикнул ему Максим.
— Воистину воскрес, — ответил казак, не поднимая головы.»
Почему место встречи называется Кривая Балочка?
Может быть, Господь предоставил Максиму возможность выпрямить свой путь — направить его к Богу, прожить вторую часть жизни с Богом и по-Божьи.
Что мы узнали о казаке из диалога? Как к этому отнёсся Максим?
Горчаков, узнав от казака о том, что тот болен, буквально поражён, изумлён этим известием: в его сознании не укладывается: как же так, у людей праздник, а казак хворает ?! Он готов помочь казаку в его беде, выручить его, вылечить его.
Горчаков задается вопросом: «Разве Христос не исцелял болеющих и страдающих? Разве священная Христова пасха не чудодейственное средство против болезни? Конечно, он выполнит просьбу казака и угостит его священной пасхой».
Каково состояние казака?
Состояние казака можно проиллюстрировать словами из русских покаянных молитвословий, готовых, кажется, сорваться с воспалённых губ казака. Словно ещё миг и воззовёт он к Господу: «Откуда начну плакати окаянного моего жития? Кое же положу начало нынешнему рыданию».
Как же меняется отношение автора к светлому празднику Пасхи?
Состояние казака позволяет увидеть главное в мнимо радостном пространстве привычного бытия — человека — больного, страдающего. Торжество воскресения Христа это не праздник обретения сверхмощной человеческой радости, наоборот, это благословенный день потери всех человеческих (физических, плотских) радостей, празднование обретения возможности видеть боль этого мира везде и всюду (ключом, паролем к видению этой боли, к обнаружению её становятся слова «Христос Воскресе», которыми герой рассказа приветствует сидящего казака), понять, что весь мир, как бы он не прятался за свои искусственные или мнимые счастья, есть Боль.
— Что ж у тебя болит?
— Весь болю.
Как вы думаете, что для семьи Горчаковых значит «свячёная пасочка»?
Горчакову нет особой личной нужды в празднике Пасхи. Дома со всеми как все и разговеется. Для него и его жены освящённый кулич не реальность Божия, которая должна реально присутствовать и действовать в земной жизни, например, помогать больному казаку, но некий «завёрнутый в белую салфетку» музейный экспонат, к тому же хранящийся в запасниках, извлечь который оттуда никоим образом невозможно: «Жена взяла из рук мужа кулич, завёрнутый в белую салфетку, и сказала: «Не дам! Надо прядок знать. Это не булка, а свяченая пасха, и грех её без толку кромсать». — «Ну, казак, не прогневайся! — сказал Горчаков и засмеялся. — Не велит жена! Прощай, путь-дорога!»…
Как ведет себя Лиза? Какую заповедь она нарушает?
Лиза не только не пытается помочь мужу, а наоборот настаивает на том, что нельзя в поле резать кромсать «свяченую пасочку». Она нарушает заповедь: «Да убоится жена мужа!»
А почему Горчаков не дал свяченой пасочки? Только лишь из-за жены?
Но всё не так просто. Выполнить просьбу казака Горчаков не в состоянии. Не только потому что не велит жена: «Не дам я тебе пасху кромсать! С какими глазами я её домой порезанную повезу? И видано ль дело — в степи разговляться. Не дам! Надо порядок знать. Это не булка, а свячёная пасха, и грех её без толку кромсать».
Дело в том, что Горчаков ещё не готов совершить это духовное, Христово действие. Не в силах. Духовное действие подготавливается медленно, зреет. У тебя должно быть достаточно внутренних сил, чтобы совершить его. Горчаков в момент встречи с больным казаком и слаб и недостоин.
Какую заповедь нарушают Горчаковы? (слайд 5)
Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
Чехов – мастер детали. В этом рассказе он не отступает от своего амплуа. Не случайно здесь и возникают образы дороги и дома. Они символичны. Что же они обозначают?
Для Горчаковых важно не реальное присутствие и действие Божие (дорога как символ живого, быстро меняющегося бытия), а порядок знать (дом — в данном контексте — как символ удобности, успокоенности и духовной неподвижности).
Но где истинный путь-дорога, где настоящий дом? Праздник Христова Воскресения — это торжество обретения не дома, а только пути-дороги к нему — дому истинному. Это праздник не домашнего успокоения и уюта, но торжество пути — тяжёлого, но найденного, очевидного и единственного. «А меня праздник в дороге застал», — говорит казак. Истинный, духовный праздник — соприроден дороге и красен дорогой.
Почему после расставания с казаком резко меняется настроение Максима?
Максим ещё не знает, что получил от Господа в главный Его праздник необыкновенный подарок — возможность видеть истинный смысл вещей — новое, преображённое зрение — прозрение. А земное его зрение стало меркнуть, весь веер земных красок свернулся: «Солнце взошло, но играло оно или нет, Горчаков не видел. Всю дорогу до самого дома он молчал, о чём-то думал и не спускал глаз с чёрного хвоста лошади. Неизвестно отчего им овладела скука, и от праздничной радости в груди не осталось ничего, как будто её и не было».
Почему Максим страдает?
Он понимает, что они обидели человека. Есть предание, что после воскресения Христос в и его ученике в рубище ходят по земле и проверяют людей на милосердие, поощряет и наказывает – наставляет, указывает путь.
Домашнее задание. Составить план к рассказу «Казак».
Торчаков ехал и думал о том, что нет лучше и веселее праздника, как Христово воскресенье. Женат он был недавно и теперь справлял с женой первую пасху. На что бы он ни взглянул, о чем бы ни подумал, все представлялось ему светлым, радостным и счастливым. Думал он о своем хозяйстве и находил, что все у него исправно, домашнее убранство такое, что лучше и не надо, всего довольно и все хорошо; глядел он на жену — и она казалась ему красивой, доброй и кроткой. Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская визгливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахивавший крыльями. А когда он по пути забежал в кабак закурить папиросу и выпил стаканчик, ему стало еще веселее…
— Сказано, велик день!- говорил он.- Вот и велик! Погоди, Лиза, сейчас солнце начнет играть. Оно каждую пасху играет! И оно тоже радуется, как люди!
— Оно не живое,- заметила жена.
— Да на нем люди есть!- воскликнул Торчаков.Ей-богу, есть! Мне Иван Степаныч рассказывал — на всех планетах есть люди, на солнце и на месяце! Право… А может, ученые и брешут, нечистый их знает! Постой, никак лошадь стоит! Так и есть! На полдороге к дому, у Кривой Балочки, Торчаков и его жена увидели оседланную лошадь, которая стояла неподвижно и нюхала землю. У самой дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе в ноги.
— Христос воскрес!- крикнул ему Максим.
— Воистину воскрес,- ответил казак, не поднимая головы.
— Куда едешь?
— Домой, на льготу.
— Зачем же тут сидишь?
— Да так… захворал… Нет мочи ехать.
— Что ж у тебя болит?
— Весь болю.
— Гм… вот напасть! У людей праздник, а ты хвораешь! Да ты бы в деревню или на постоялый ехал, а что так сидеть?
Казак поднял голову и обвел утомленными, больными глазами Максима, его жену, лошадь.
— Вы это из церкви?- спросил он.
— Из церкви.
— А меня праздник в дороге застал. Не привел бог доехать. Сейчас сесть бы да ехать, а мочи нет… Вы бы, православные, дали мне, проезжему, свяченой пасочки разговеться!
— Пасочки?- спросил Торчаков.- Оно можно, ничего… постой, сейчас… Максим быстро пошарил у себя в карманах, взглянул на жену и сказал:
— Нету у меня ножика, отрезать нечем. А ломать-то — не рука, всю паску испортишь. Вот задача! Поищи-ка, нет ли у тебя ножика?
Казак через силу поднялся и пошел к своему седлу за ножом.
— Вот еще что выдумали!- сердито сказала жена Торчакова.- Не дам я тебе паску кромсать! С какими глазами я ее домой порезанную повезу? И видано ль дело — в степи разговляться. Поезжай на деревню к мужикам да там и разговляйся!
Жена взяла из рук мужа кулич, завернутый в белую салфетку, и сказала:
— Не дам! Надо порядок знать. Это не булка, а свяченая паска, и грех ее без толку кромсать.
— Ну, казак, не прогневайся!- сказал Торчаков и засмеялся.- Не велит жена! Прощай, путь-дорога! Максим тронул вожжи, чмокнул, и бричка с шумом покатила дальше. А жена все еще говорила, что резать кулич, не доехав до дому,- грех и не порядок, что все должно иметь свое место и время. На востоке, крася пушистые облака в разные цвета, засияли первые лучи солнца; послышалась песня жаворонка. Уж не один, три коршуна, в отдалении друг от друга, носились над степью. Солнце пригрело чуть-чуть, и в молодой траве закричали кузнечики.
Отъехав больше версты, Торчаков оглянулся и пристально поглядел вдаль.
— Не видать казака…- сказал он.- Экий сердяга, вздумал в дороге хворать! Нет хуже напасти: ехать надо, а мочи нет… Чего доброго, помрет в дороге… Не дали мы ему, Лизавета, паски, а небось и ему надо было дать. Небось и ему разговеться хочется.
Солнце взошло, но играло оно или нет, Торчаков не видел. Всю дорогу до самого дома он молчал, о чем-то думал и не спускал глаз с черного хвоста лошади. Неизвестно отчего, им овладела скука, и от праздничной радости в груди не осталось ничего, как будто ее и не было.
Приехали домой, христосовались с работниками; Торчаков опять повеселел и стал разговаривать, но как сели разговляться и все взяли по куску свяченого кулича, он невесело поглядел н жену и сказал:
— А нехорошо, Лизавета, что мы не дали тому казаку разговеться.
— Чудной ты, ей-богу!- сказала Лизавета и с удивлением пожала плечами.- Где ты взял такую моду, чтобы свяченую паску раздавать по дороге? Нешто это булка? Теперь она порезана, на столе лежит, пущай ест, кто хочет, хоть и казак твой! Разве мне жалко?
— Так-то оно так, а жалко мне казака. Ведь он хуже нищего и сироты. В дороге, далеко от дому, хворый…
Торчаков выпил полстакана чаю и уж больше ничего не пил и не ел. Есть ему не хотелось, чай казался невкусным, как трава, и опять стало скучно. После разговенья легли спать. Когда часа через два Лизавета проснулась, он стоял у окна и глядел во двор.
— Ты уже встал?- спросила жена.
— Не спится что-то… Эх, Лизавета,- вздохнул он,обидели мы с тобой казака!
— Ты опять с казаком! Дался тебе этот казак. Бог с ним.
— Он царю служил, может кровь проливал, а мы с ним, как с свиньей обошлись. Надо бы его больного домой привесть, покормить, а мы ему даже кусочка хлеба не дали.
— Да, так дам я тебе паску портить. Да еще свяченую! Ты бы ее с казаком искромсал, а я бы потом дома глазами лупала? Ишь ты какой!
Максим потихоньку от жены пошел в кухню, завернул в салфетку кусок кулича и пяток яиц и пошел в сарай к работникам.
— Кузьма, брось гармонию,- обратился он к одному из них.- Седлай гнедого или Иванчика и езжай поживее к Кривой Балочке. Там больной казак с лошадью, так вот отдай ему это. Может, он еще не уехал.
Максим опять повеселел, но, прождав несколько часов Кузьму, не вытерпел, оседлал лошадь и поскакал к нему навстречу. Встретил он его у самой Балочки.
— Ну что? Видал казака?
— Нигде нету. Должно, уехал.
— Гм… история!
Торчаков взял у Кузьмы узелок и поскакал дальше. Доехав до деревни, он спросил у мужиков:
— Братцы, не видали ли вы больного казака с лошадью? Не проезжал ли тут? Из себя рыжий, худой, на гнедом коне.
Мужики поглядели друг на друга и сказали, что казака они не видели.
— Обратный почтовый ехал, это точно, а чтоб казак или кто другой такого не было.
Вернулся Максим домой к обеду.
— Сидит у меня этот казак в голове и хоть ты что!сказал он жене.- Не дает спокою. Я все думаю: а что, ежели это бог нас испытать хотел и ангела или святого какого в виде казака нам навстречу послал. Ведь бывает это. Нехорошо, Лизавета, обидели мы человека!
— Да что ты ко мне с казаком пристал?- крикнула Лизавета, выходя их терпения.- Пристал, как смола!
— А ты, знаешь, не добрая…- сказал Максим и пристально поглядел ей в лицо.
И он впервые после женитьбы заметил, что его жена не добрая.
— Пущай я не добрая,- крикнула она и сердито стукнула ложкой,- а только не стану я всяким пьяницам свяченую паску раздавать!
— А нешто казак пьяный?
— Пьяный!
— Почем ты знаешь?
— Пьяный!
— Ну и дура!
Максим, рассердившись, встал из-за стола и начал укорять свою молодую жену, говорил, что она немилосердная и глупая. А она, тоже рассердившись, заплакала и ушла в спальню и крикнула оттуда:
— Чтоб он околел, твой казак! Отстань ты от меня, холера, со своим казаком вонючим, а то я к отцу уеду!
За все время после свадьбы у Торчакова это была первая ссора с женой. До самой вечерни он ходил у себя по двору, все думал о жене, думал с досадой и она казалась теперь злой, некрасивой. И как нарочно, казак все не выходил из головы, и Максиму мерещились то его больные глаза, то голос, то походка…
— Эх, обидели мы человека!- бормотал он.- Обидели! Вечером, когда стемнело, ему стало нестерпимо скучно, как никогда не было,- хоть в петлю полезай! От скуки и с досады на жену он напился, как напивался в прежнее время, когда был неженатым. В хмелю он бранился скверными словами и кричал жене, что у нее злое, некрасивое лицо и завтра же он прогонит ее к отцу.
Утром на другой день праздника он захотел опохмелиться и опять напился.
С этого и началось расстройство.
Лошади, коровы, овцы и ульи мало-помалу друг за дружкой стали исчезать со двора, долги росли, жена становилась постылой… Все эти напасти, как говорил Максим, произошли оттого, что у него злая, глупая жена, что Бог прогневался на него и на жену… за больного казака. Он все чаще и чаще напивался. Когда был пьян, то сидел дома и шумел, а трезвый ходил по степи и ждал, не встретится ли ему казак…