Какова тема рассказа чехова толстый и тонкий

Анализ «Толстый и тонкий» Чехов

Анализ «Толстый и тонкий» Чехов

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1025.

Обновлено 18 Января, 2022

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1025.

Обновлено 18 Января, 2022

Анализ произведения Чехова “Толстый и тонкий” невозможен без определённых знаний об эпохе, в которую жил и творил писатель. Рассказ освещает такую проблему, как зависимость людей от того, какой социальный статус они занимают и какие стереотипы мышления с ним связаны. Автор в юмористической манере показывает людей, пресмыкающихся перед должностью. На уроках литературы в 6 классе могут понадобиться дополнительные сведения при анализе произведения. Вся нужная информация содержится в нашей статье: композиция, тема и идея, сюжет и жанр, история создания и критика.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Толстый и тонкий.

Год написания – 1883 год.

История создания – рассказ написан в конце 19 века “на злобу дня”, затрагивает самые острые проблемы общества. Сюжет взят писателем из ситуации или истории близкого окружения, переосмыслен и художественно переработан.

Тема – угодничество, чинопочитание, рабское мышление и мировоззрение.

Композиция – у Чехова “Толстый и тонкий” имеет классическую композицию с небольшой особенностью: завязка и развитие событий более объёмны, кульминация и развязка – лаконичные, динамичные и особенно выразительные.

Жанр – рассказ.

Направление – критический реализм.

История создания

В 1883 году Антон Павлович Чехов написал рассказ “Толстый и тонкий”. Само название произведения даёт намёк на безликость, а значит, обобщённость образов главных персонажей. Что послужило основой сюжета доподлинно неизвестно, возможно, случай из жизни писателя или рассказанная в литературных кругах анекдотическая ситуация. Важно, что реалистичность сюжета вполне обоснована. Чехов как врач видел все болезни современного ему общества и пытался вскрыть и обнародовать проблемы, излечив тем самым людей от страшнейших пороков.

Известно, что в черновом варианте толстый был прямым начальником тонкого и случайно провинился перед ним. В окончательном варианте бывшие друзья детства не связаны служебными отношениями, однако тонкий лебезит перед толстым “по привычке”, а не из необходимости. Критики восприняли рассказ позитивно, он был благосклонно принят и отмечен, как достойное “художественное отражение пороков общества”. Название рассказа построено на антитезе, антонимы-прилагательные выражают абсолютную противоположность героев произведения не только физически, но и духовно. Тема и идея в рассказе взаимосвязаны: раб, живущий в каждом из нас, должен быть побеждён нами самими. Именно в этом, по мнению литературоведов, суть чеховского произведения.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Анализ произведения позволяет сделать следующие выводы: автор условно обозначает общество “тонких” и “толстых”. “Тонкие” раболепствуют перед высокими чинами, это их привычная система отношений с миром, они не представляют другого взаимодействия с людьми. Суть их жизни – делить людей на высших и низших.

“Толстые” привыкли жить просто и легко, не оглядываясь на других, не замечая чинов и должностей, они видят людей. Жизнь была слишком благосклонна к ним и взрастила здоровые отношения с обществом. Чехов подчёркивает, что когда-то оба главных героя были детьми, жили беззаботно и были равны друг другу. Они проказничали, веселились и имели одинаковые возможности в обществе.

Именно служебная иерархия сделала тонкого морально “нездоровым” человеком. А он воспитал своего ребёнка и привил супруге свои раболепские взгляды. Чтобы понять, чему учит рассказ, достаточно обратить внимание на концовку повествования. Основная мысль – вызвать отвращение к раболепству и угодничеству как к самой низкой идеологии в мире. Напрашивается закономерный вывод: все люди разные, но самоуважение – это основа личности.

Композиция

Композиция рассказа традиционна для малого жанра. Анализ текста “Толстый и тонкий” в плане композиционной структуры несложен, но имеет ряд существенных моментов.

Особенностью композиции является то, что завязка и развитие событий занимают большую часть объёма повествования, а кульминация и развязка – динамичны, как выстрел.

Всё произведение построено на противопоставлении, причём не только образов главных героев. Если в начале автор рассказывает о вкусном завтраке Толстого, то в конце сухо комментирует состояние персонажа (от выражения лица тонкого его стошнило). Произведение построено на диалоге двух товарищей с вкраплениями описания мимики персонажей. Изредка фигурируют образы жены и сына Тонкого, которые меняют своё поведение в соответствии с новыми фактами, всплывающими в процессе разговора.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Толстого и тонкого».

Жанр

Чеховский рассказ – это нечто большее, чем стандартный текст небольшого объёма с одной сюжетной линией. Именно Антон Павлович сделал этот жанр необыкновенным, ёмким. Помимо этого, рассказ у Чехова – удивительно поучительный жанр, мораль всегда на поверхности, нет скрытого смысла. Чтобы понять произведение, достаточно просто ознакомиться с текстом.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Vlad Vaha

    8/8

  • Данил Коткин

    8/8

  • Ксения Миранович

    8/8

  • Аниме Ее

    8/8

  • Юлия Морозова

    7/8

  • Александра Красницкая

    8/8

  • Рамазан Тургунов

    8/8

  • Глеб Кулешов

    8/8

  • Арина Эмедеева

    7/8

  • Ирина Алексеева

    8/8

Рейтинг анализа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1025.


А какую оценку поставите вы?

Проза А. П. Чехова стоит особняком в русской литературе, никто, кроме него, не смог так глубоко заглянуть в человеческую душу и раскрыть её читателю во всей её неоднозначности. Его рассказ «Толстый и тонкий» является ярким примером творческого периода Чехова, направленного на развитие им традиционной для русской литературы темы «маленького человека». В нём, как и во всех творениях писателя, проявляется его оригинальный взгляд на окружающий мир и человека. 

Многомудрый Литрекон предлагает Вам свой разбор произведения «Толстый и Тонкий».

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Смысл названия
  • 4 Композиция и конфликт
  • 5 Суть: о чем рассказ?
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы
  • 9 Основная идея
  • 10 Чему учит?
  • 11 Критика

История создания

Сквозь года и десятилетия до нас дошли интересные факты о создании рассказа «Толстый и Тонкий». Это достижение относится к раннему творчеству Чехова и является частью золотого фонда русской литературы… А вот и то, что действительно интересно:

  1. История написания рассказа «Толстый и тонкий» началась с сугубо развлекательного замысла писателя. Изначально сюжет рассказа был исключительно анекдотичным и не нёс в себе какой бы то ни было глубины, стремясь лишь рассмешить читателя, показав встречу двух старых друзей, которая была испорчена неосторожным поступком. Однако в дальнейшем рассказ приобрёл более глубокий смысл, раскрыв нам природу общества и людей: в редакции 1886 года Тонкий стал лебезить перед Толстым просто так, без всякой выгоды для себя, а в предыдущей он встретил в старом друге своего непосредственного начальника.
  2. Данный рассказ автор хотел написать исключительно ради заработка, поэтому он сознательно отобразил комическую ситуацию, которая должна была лишь рассмешить публику. Такие работы издательства того времени принимали охотно и платили за смех щедро. Но истинный творец не смог писать лишь на потребу дня, и последующие правки создали трудности при публикации. Но все же Чехов устроил рассказ в печать, не покривив душой на бумаге ради денег. 

Направление и жанр

Рассказ «Толстый и тонкий» явно относится к направлению реализма. В нём писатель стремится к достоверному отображению окружающей действительности. Созданные им образы дышат реализмом, они максимально типичны, и мы можем поверить в то, что такие люди существуют в реальности.

Краткость, малое количество действующих лиц, максимальная размытость деталей и общая комичность позволяют нам без всяких сомнений определить жанр этого произведения, как юмористический рассказ. На «юмористичность» указывают: курьезный и анекдотический сюжет, нетипичные для России имена и забавные клички героев, комические диалоги, насыщенные живой разговорной лексикой.

«Толстый и Тонкий» — сатира на общество, которое живет в рамках строгой иерархии и подчиняет все живые и естественные чувства мертвым и навязанным условностям. Чехов высмеивает своих современников за рабскую подчиненность догматам службы. Они раболепствуют по привычке, уже даже не осознавая того. Звезды на погонах или в петлице определяют их личность, а не дела или хотя бы даже слова.  

Смысл названия

Названия рассказа «Толстый и тонкий» сразу же проводит грань между двумя персонажами. Этот прием называется «контраст». Один герой противопоставляется другому, несмотря на то, что раньше они друзьями. Теперь их разделяет статус: один богат, другой беден. Уже в названии писатель закладывает основу конфликта: подчиненный и начальник, хозяин жизни и неудачник.

В данном случае слова «толстый» и «тонкий» означают не столько физиологические особенности героев, сколько их разный социальный статус и, главное, их полностью противоположные мироощущения. Один, как соломинка, пригибается к земле, стелется перед тем, что выше и крепче его. На нем, как вьюки на верблюде, висят чемоданы и заботы о семье. А Толстый свободен и обеспечен, у него нет обузы в виде багажа и семейства. Поэтому он и толст: все блага он потребляет сам. Смысл заглавия рассказа «Толстый и Тонкий» именно в противопоставлении этих героев.

Композиция и конфликт

Логически рассказ делится на две части: до того, как мы узнаём чин «толстого», и после того, как мы узнаём чин «толстого». Такая структура нужна для того, чтобы ярче выразить главную мысль рассказа, показать, как изменяется обстановка после того, как в повествование вклинивается социальный статус.

Особенность линейной композиции рассказа «Толстый и Тонкий» в том, что основная часть объема приходится на завязку и экспозицию, а кульминация и развязка представляют собой лаконичные, но предельно выразительные части.

В основе конфликта рассказа лежит противопоставление реальных человеческих отношений карьеризму и чинопочитанию, которое царит во всём русском обществе.

Суть: о чем рассказ?

На вокзале сталкиваются два чиновника: Михаил («толстый») и Порфирий («тонкий») со своей семьёй. Внезапно чиновники узнают друг в друге своих школьных приятелей. Между ними разгорается тёплый разговор о прошлом.

Однако в какой-то момент речь заходит о службе, и тут же выясняется, что «толстый» в чиновничьей иерархии находится несоизмеримо выше «тонкого». Как по волшебству, «тонкий» преображается, переходит с «ты» на «вы» и начинает беззастенчиво подлизываться к своему другу, с которым он недавно вёл себя так естественно и непринуждённо. «Толстый» испытывает отвращение и спешит удалиться.

Главные герои и их характеристика

Образы Толстого и Тонкого изображены автором схематично, они лишены индивидуальности. Каждый из них — отражение своего класса, своего чина, своего статуса в обществе и семейного положения. Их характеристика выполнена Литреконом в формате таблицы:

герои рассказа «толстый и тонкий» характеристика
михаил

тайный советник. полный человек доброго нрава. уверен в себе, испытывает отвращение к подлизам и карьеристам. он достиг карьерных высот и наслаждается обеспеченностью. несмотря на высокие достижения, он помнит старых друзей и не стремится возвыситься над ними.
порфирий коллежский асессор. худощавый мужчина. имеет жену луизу и сына нафанаила. жалкий и обремененный заботами человек, который готов пресмыкаться перед «сильными мира сего». он лишен личностных качеств: все они заменяются его служебными повадками и приличиями. он слишком вжился в роль чиновника и перестал быть человеком.

Темы

Тематика рассказа «Толстый и Тонкий» по-настоящему интересна и актуальна во все времена:

  1. Дружба – Чехов изобразил, как в обществе, где главенствуют чинопочитание, карьеризм, деньги и связи, остаётся всё меньше места для простых человеческих взаимоотношений, вроде дружбы. Взрослые люди, становясь рабами своих должностей, уже не могут общаться, как в былые времена. Поэтому на вокзале Толстый теряет своего друга.
  2. Маленький человек – «Толстый и тонкий» — это не первое произведение, которое делает объектом изучения простого человека, незначительного винтика в государственной машине. Однако по сравнению с другими авторами, у Чехова восприятие маленького человека перешло на новый уровень. Писатель критически смотрит на своего героя, Порфирия, обнажая все недостатки его увечного рабского мышления, его почти инстинктивного желания унижаться перед теми, кто выше него, даже в том случае, если это не необходимо.
  3. Семья — жена и сын Тонкого механически повторяют его повадки, они готовы унижаться вместе с ним, лишь бы приобрести выгоду. Так, семья не только поддерживает человека и делает его лучше, но и тянет на дно, если разделяет его заблуждения.

Если этот раздел показался Вам неполным, Многомудрый Литрекон дополнит его, если Вы напишите об этом в комментариях.

Проблемы

Проблематика рассказа «Толстый и Тонкий» часто встречается в эссе, поэтому запомните этот рассказ и приводите его в качестве аргументации.

  • Чинопочитание – писатель с отвращением описывает то рабское благоговение, которое испытывает Порфирий перед высокими чинами. Он показывает, как слепое преклонение перед вышестоящими унижает человека. По мнению Чехова, человек заслуживает почитания не за чин, а за реальные дела.
  • Социальное неравенство – Несмотря на то, что Порфирий и Михаил — люди явно разного достатка, Чехов показывает, что социальное неравенство ничего не значит, если люди искренны по отношению друг к другу. По мнению писателя, пропасть между людьми создаёт не разница в доходах, а отсутствие в обществе высокой духовности.
  • Внутреннее рабство – в своих произведениях Чехов часто пытался донести до читателей мысль, что все люди рождаются свободными. Никто не заставлял Порфирия пресмыкаться и лебезить перед Михаилом, однако годы службы и его собственная слабость сделали его тем, кто он есть. Победить раба внутри себя, освободиться от оков общества и стать полноценным индивидом – наивысшая ценность и величайший подвиг, по мнению Чехова.

Основная идея

Смысл рассказа Чехова «Толстый и Тонкий» лежит на поверхности. Развивая тему «маленьких людей», Чехов показал, что зачастую не обстоятельства делают человека тем, кто он есть. Сам индивид решает, как ему жить и кем быть: рабом или свободным человеком. Никто не заставляет Тонкого прогибаться перед начальством, кроме его же алчности и трусости.

Так же писатель изобразил общественные проблемы, которые его волновали. По его мнению, общество, погрязшее во лжи, объятое карьеризмом и чинопочитанием, обречено на гибель. В нем теряются такие важные человеческие чувства, как дружба, любовь и взаимовыручка. Такова главная мысль рассказа «Толстый и Тонкий».

Чему учит?

Этот рассказ учит нас ценить настоящие, живые чувства, не позволять таким незначительным вещам, как карьера или заработок денег, разрушить их. Такова мораль произведения «Толстый и Тонкий»: что бы ни было, человеческие отношения важнее статусных преград и бытового расчета.

Так же рассказ может помочь человеку в его духовном становлении. Он доносит до нас основную мысль, что человек в любой ситуации, даже самой неблагоприятной должен оставаться человеком и сохранять достоинство. Вывод из прочитанного текста прост: нужно выдавливать из себя раба, пока он полностью не завладел господином своей судьбы.

Критика

Как и многие другие рассказы писателя, «Толстый и тонкий» был радушно принят читателями и критикой и оставил свой след в русской литературе.

Так, литературовед Зиновий Паперный отметил достоверность героев Чехова. Он разглядел осуждение обывательщины в рассказе, порождением которой и является Порфирий.

Общую тенденцию малой прозы Чехова подметила М. Семанова:

«…серьезной теме, очень жизненной во времена Чехова и глубоко волновавшей писателя — теме деспотизма, грубости, насилия и рабской покорности, — посвящает Чехов многие свои рассказы: «Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Пережитое», «Двое в одном», «Маска» и др. Эти рассказы юмористические, но они заставляют нас не только смеяться, но и серьезно задумываться. В этих рассказах Чехов не высказывает прямо, открыто своего отрицательного отношения к героям (как и в рассказах «Налим» и «Лошадиная фамилия»), но он заставляет нас угадать свое отношение по тому, каковы факты в произведении, как построен рассказ, каковы в нем слова и выражения. Для этого нужно лишь внимательно, вдумчиво читать рассказы Чехова и понимать те намеки, которые автор в них делает. » (М. Семанова, вступительная статья в книге «А.П.Чехов. Рассказы», серия «Школьная библиотека», 1951 г.)

Интересно, что в СССР, когда многие литераторы были забыты и погребены в небытие из-за идеологического несоответствия программе партии, проза Чехова, напротив, приобрела вес в литературных кругах и стала частью школьной программы. 

«Чехов с самого начала своей литературной деятельности ставил перед собой художественные задачи, и его творчество резко выделялось на общем фоне беллетристики тех журналов, где он печатался. Сквозь смешные эпизоды и курьезные детали, в изобретении которых Чехов, казалось, был неистощим, наиболее чуткие современники в его рассказах улавливали нечто более значительное, понимая, как тонко и сильно художник разоблачает ложь и лицемерие буржуазного общества. В том же 1883 году среди всего, что было написано Чеховым для юмористических журналов, появляются подлинные шедевры: «Смерть чиновника», «Дочь Альбиона», «Толстый и тонкий».» (вступительная статья А.К.Котова в книге «Чехов в воспоминаниях современников», 1954 г.) 

Рассказ попал в «Словарь русской культуры XX века» Руднева, который отметил не только смысловую наполненность рассказа, но и особое внимание Чехова к физиологии героев. 

Автор: Михаил Щепин

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Анализ рассказа Толстый и тонкий

История создания. Это сатирическое произведение было написано А. П. Чеховым в 1883 году, и является работой его юных лет. Первый раз рассказ был опубликован в юмористическом журнале «Осколки». Изначально содержание произведения основывалось на реальном анекдотическом казусе, где разногласие между «тонким» и «толстым» возникает нечаянно из-за ошибки первого. Однако в 1886 году содержание рассказа подлежит редакции, в результате чего идея произведения совершенно кардинально изменилась. «Тонкий» отныне извивался перед «толстым» не по причине подчиненности по должности, а по обыкновению и выработанной реакции. Именно при помощи таких внесенных перемен произведение стало максимально обобщенным и высмеивающим положение одного из героев.

Главная тема рассказа – это встреча двух давних товарищей на станции вокзала. По их описанию становится понятно «толстый» — состоятельный человек, а «тонкий» представлен как уставший пассажир, который нес все свои возможные коробки и узлы, так как финансов нанять носака не сохранилось. У приятелей завязывается разговор, и автор представляет их имена: «толстый» — Михаил и «тонкий» — Порфирий. Порфирий, похваляется собой и семьей, бросается в воспоминания, рассказывает о себе и жизни со школьных времен. Михаил был на самом деле захвачен рассказом Порфирия и обо всем его расспрашивал. Тонкий ведет себя непосредственно, раскрепощенно, но стоило ему узнать о должности Михаила – тайный советник и имеет две звезды, то вся раскрепощенность в момент исчезает. Он скукоживается и берется обращаться к товарищу «ваше превосходительство». Михаилу такое поведение ненавистно, он пытается возразить «тонкому», но тот лишь ехидно хихикает и толстому остается лишь уйти от неприятного бывшего друга.

Композиция. Рассказ отличается максимально краткой экспозицией, она выражена одной фразой. В ней автором используется антитеза-один герой толстый, второй-тонкий, так автор уже противопоставляет героев. Завязкой является неожиданная встреча двух давних товарищей. Развитие действия – настоящий восторг приятелей от встречи друг с другом и совместные воспоминания о школьных днях. Кульминация произведения заключается в мгновении, когда «тонкий» выясняет о чине «толстого». И развязка – это неожиданно сменившееся поведение Порфирия, его подобострастничество и смена стиля общения.

Главные герои рассказа Михаил – «толстый» и Порфирий – «тонкий».

Жанр – рассказ, направление критический реализм. В нем четко выражены личные черты литературного стиля Антона Павловича: краткость, скорое развитие фабулы, обращение к подробностям, верность слова.

Основная мысль рассказа – вызвать отвращение к потоканию и выслуживанию как самому низшему видению, показать насколько человек может зависеть от занимаемого положения в обществе. Трагичность охватывает утрату «тонкими» людьми своего внутреннего я, потерю чувства собственного достоинства.  Самоуважение – вот основа личности.

Анализ 2

О чем рассказ?

В рассказе Чехова двое школьных приятелей неожиданно встречаются на вокзале. Автор намеренно проводит резкий контраст между героями – Михаил толстый и степенный, а Порфирий тонкий, и беспокойный. При встрече тонкий сразу начинает рассказывать о себе все: о том, где он служит, какая у него жена и сын. В свою очередь толстый сообщил о том, что стал тайным советником. Эта новость настолько поразила Порфирия, что он и его семья резко изменились в лице, съежились, сморщились. Тонкий принялся лебезить перед приятелем, на что толстый ответил, что они в первую очередь друзья, а значит, никакого раболепства он не приемлет. Эти слова не остановили тонкого, он продолжал обращаться к толстому с утрированным благоговением. Такая картина показалась толстому настолько мерзкой, что его стошнило. На этой ноте друзья попрощались.

Главные герои

Порфирий (тонкий) – мелкий чиновник, который трудится на тяжелой работе. Автор описывает его как худощавого человека, с кучей тяжелых чемоданов и узлов. Тяжелый груз символизирует бесконечные заботы, давящие на тонкого со всех сторон. Ему нужно упорно работать, чтобы прокормить семью. Чехов как бы подчеркивает тот факт, что если чиновник выглядит худым, то значит, он не сумел должным образом устроиться в жизни.

Михаил (толстый) – благополучный человек, занимающий высокий пост. Он великодушен и искренне интересуется жизнью товарища. Судя по всему, толстый одинок – на вокзале он появляется один. Жизнь толстого кажется беззаботной, и в этой атмосфере он смог сохранить радушие и приветливость. Несмотря на высокий чин, он относится к тонкому как к равному, пусть это очевидно и не так. Вот только явная лесть тонкого доводит его до состояния омерзения.

Главные темы

Основная тема рассказа – это социальное неравенство. Те, кому повезло меньше, в надежде приспособиться к тем, кто повыше опускаются перед ними на колени. Чехов захотел обратить внимание читателя на то, как важно суметь сохранить свое я в трудных жизненных условиях. Тонкий уже потерял свою индивидуальность, так как привык большую часть жизни пресмыкаться. Общество тех времен навязывало людям такую модель поведения. В рассказе прослеживается тема нравственного выбора. Порфирий давно сделал свой выбор. Как только он услышал о чине толстого, он теряет свое достоинство и заискивает перед ним уже автоматически.

Основная мысль и смысл рассказа

Смысл рассказа – ирония над людьми, пытающимися взобраться по карьерной лестнице путем лицемерия. Вместо плюсов лицемерие оборачивается одним сплошным минусом – толстый чувствует отвращение. Возможно, толстый и мог в чем-то помочь тонкому, но видя насколько друг перестал ценить себя поспешил скрыться. Главная мысль рассказа состоит в том, что в попытках угодить вышестоящим человек теряет свою значимостью в глазах других людей.

Чему учит Чехов?

Автор учит отделять дружбу от рабочих отношений. Заискивание не поможет добиться чего-либо в жизни. Потому, что уважающий себя человек, не зависит от суждений других и идет своим путем.

3 вариант

А.П.Чехов повествует нам о встречи двух давних друзей, уже позабывших друг о друге, у одного  из них появилась семья. Они с восторгом вспомнили себя в детстве, рассказывали друг о друге, напомнили друг другу свои детские шалости и прозвища. Настолько приятная беседа окончилась концом, когда толстый рассказал про свой статус чиновника.

Тонкого будто ударило током, он побледнел, окаменел, но вдруг его лицо скорчило гримасу с улыбкой во все стороны, сам он сгорбился, сузился, съежился, промолвив «хи-хи-с».

Толстый безрезультатно попытался остановить  нелепое заискивание своего старого друга «Мы с тобой друзья детства – и к чему здесь это чинопочитание!»  Но разве можно что-то поменять в человеке, когда на его лице «было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты»  что толстого чуть было, не стошнило и он, отвернувшись, протянул руку, а тонкий в ответ пожал лишь три пальца, говоря «хи-хи» как китаец. Жена тонкого улыбалась, посмотрев на «превращение» своего мужа.

Автор рассказа указывает имена толстого и тонкого , но они тут не важны, потому что толстый и тонкий прекрасно отражают всю их сущность: Толстый – довольный тайный советник, преуспевающий во всем, радующийся жизни и тонкий – бедный, еле выживающий  коллежский асессор, недовольный жизнью – полная противоположность, их встреча больше скорее всего не повторится , да и даже если они встретятся толстый, быть может, даже не захочет разговаривать и видеться со своим бывшим другом, так сильно изменившимся узнав про высокий  чин своего  давнего товарища. Ведь кому нужен друг, который обращается фразой «Ваше превосходительство». Друзья должны быть на ровне  по отношению друг к другу, а при таком общении это просто невозможно.

Чехов с иронией описывает этот рассказ и повествует нам о том, как общение двух друзей может измениться из-за одной, почти незначительной фразой, превращая одного из них в покорного подданного, пытающегося везде угодить господину ,напрочь  забывая о всякой дружбе. Второй же, просто пытается больше никогда не встречаться с бывшим другом, так быстро и так лицемерно изменившимся отнюдь не в лучшую сторону.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Толстый и тонкий

Анализ рассказа Толстый и тонкий

Популярные сегодня темы

  • Взаимопонимание с близкими людьми итоговое сочинение

    Человеку, несомненно, всегда нужно стремиться к взаимопониманию с близкими людьми. Это сделает его жизнь, и существование окружающих его людей намного счастливее. Рассмотрим данное утверждение на примерах.

  • Сочинение Образ Коваленко в рассказе Человек в футляре Чехова

    Человек в футляре’ — произведение, написанное Антоном Павловичем Чеховым в мае 1898 года. Рассказ впервые увидел свет в журнале ‘Русская мысль’. Произведение написано понятным языком и разделён на маленькие фрагменты

  • Сочинение на тему Честность, что такое честность? рассуждение 15.3 ОГЭ 9 класс

    Во все времена существовали такие понятия, как любовь, верность и дружба. Среди них ярким пятном выделяется слово честность, которое в некоторой степени является своеобразной основой этих категорий.

  • Сочинение Письмо Деду Морозу 2, 3, 4, 5, 6, 7 класс

    Здравствуй, дорогой дедушка Мороз! Я не знаю, веришь ли ты в меня, но я в тебя всё ещё верю. Прошедший год был очень удачным. Я без троек закончил четвёртый, и перешёл в пятый класс

  • Анализ сказки Заюшкина избушка

    Русскую народную сказку Заюшкина избушка знают все. И, казалось бы, нет в ней никакого сакрального смысла, потому как предназначена она для самых маленьких. Но это не так.

Анализ рассказа Чехова «Толстый и Тонкий»

Мастерство юмористического рассказа присуще А.П. Чехову. Оно раскрывается в его творчестве через детали, символы и образы, остающиеся на слуху у нескольких поколений благодарных читателей. Мораль, заложенная в этих лаконичных прозаических произведениях, до сих пор является надежным ориентиром для нравственного выбора свободно мыслящего человека.

О чем рассказ?

Действие начинается с встречи двух приятелей на вокзале. Один из них толстый – Михаил (тайный советник), другой тонкий — Порфирий. Уже в начале Чехов противопоставляет двух героев.

Тонкий сразу же начинает расписывать, какой он прекрасный, какая у него жена Луиза, какой сын Нафанаил. Толстый восторженно смотрит на друга, в то время как Порфирий, узнав, что Михаил — тайный советник, вдруг побледнел и окаменел. Сюжет рассказа «Толстый и тонкий» наполовину состоит из демонстрации перемены в обращении героя-неудачника к товарищу детства. Автор очень детально описывает, как меняется персонаж и его семья: «Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…  Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…». Ведь сын сначала тоже оценивал друга отца, стоит ли с тем здороваться, и в итоге спрятался за спину  Порфирия. Тот же стал сразу любезничать перед старым другом, обращаться  к нему «на вы», называть «ваше превосходительство», а сам все больше съеживался. Михаил пытался объяснить, что между друзьями не может быть чинопочитания, но все было тщетно. И от всего этого «благоговения, сладости и почтительной кислоты, тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку».

Главные герои

  1. Толстый (Михаил) — успешный и благополучный. Он радуется встрече, интересуется жизнью друга, разочаровывается в том, что товарищ оказался раболепствующим лицемером. Его должность – тайный советник (довольно высокий чин в царской России). Чехов дает ироническое описание своему персонажу: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни». Беззаботная жизнь героя тоже не укрылась от читателя: кто же будет выпивать в течение рабочего дня, если на работе какие-то важные дела? Значит, чиновник живет праздно и вольготно, не ведая забот, поэтому в нем сохранились радушие и приветливость. Он рад случаю продемонстрировать свои либеральные взгляды на публику и охотно признает старого товарища ровней, хоть и осознает, что это не так. Кроме того, Михаил идет по жизни в одиночестве, его семьи мы не видим. Значит, его судьба складывается размеренно и комфортно, никто не обременяет его хлопотами. Характеристика Толстого заложена в его портрете, особенность которого подметил еще Гоголь: полные чиновники умеют устраиваться, пользоваться должностью ради личного обогащения, а тощие – нет.
  2. Тонкий (Порфирий) – приниженный, раболепствующий и загруженный. Он сгибается под тяжестью своей ноши, расспрашивает друга рассеянно и поверхностно, льстит и унижается перед ним, когда узнает, что товарищ — тайный советник. Его должность – мелкий чиновник, возможно, переписчик бумаг. Автор охарактеризовал его так: «Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками». Перед мысленным взором предстал портрет замученного, суетливого человека, на которого жизнь давит со всех сторон, как баулы и узлы. Нелегкая доля Порфирия, тяготы и заботы о семье с учетом низкого жалования показаны через чемоданы и сумки, которыми он навьючен, как осел. Герой изначально не свободен, его тяготят семейные дела и обязанности, может, поэтому он занимает менее высокий пост. Его раболепство – издержки профессии. Без него он лишится даже того скромного положения, которое занимает. Писатель подчеркивает типичность своего персонажа, подразумевая, что все неупитанные на вид чиновники не могут устроить свою жизнь иначе: они прогибаются под начальство и не разгибаются уже никогда, так и оставаясь на низших ступенях карьерной лестницы.

Отношение Чехова к героям произведения нейтральное. Он рассказывает историю и выносит ее на суд читателей, однако не выносит ей моральные приговоры. Он беспристрастен в своей лаконичной манере изложения.

Важнейшей стилистической фигурой в книге является антитеза, которая заявлена Чеховым уже в названии. Герои рассказа «Толстый и тонкий» символизируют социальное неравенство, которое прокладывают между собой сами люди. На протяжении всего произведения антитеза сохраняется: от богатого пахнет «хересом и флер-д’оранжем», в то время как от бедного – «ветчиной и кофейной гущей». Когда Толстый восторгается, его товарищ бледнеет. Михаил обращается к другу «на ты», а Порфирий, узнав чин, начинает обращаться к нему «на вы». Характеристика героев основана на сравнении. Если один робеет перед чином, то другой уже научился надуваться от самодовольства. Если у одного в жизни суета и мельтешение, то у другого – комфорт и праздность.

Меняется не только отношение, но и речь. И Тонкий, и Толстый используют разговорную лексику: «Голубчик мой», «Милый мой», «Батюшки», «душонок». Когда же Порфирий узнает должность своего друга, то переходит на официальное и почтительное обращение: «ваше превосходительство», «вы-с», «приятно-с».

Главные темы

  1. В рассказе «Толстый и Тонкий» тема социального неравенства занимает центральное место. Оно порождает такие уродливые формы приспособленчества, как лесть и лицемерие.
  2. Писатель хотел подчеркнуть, как важно человеку сохранить индивидуальность, поэтому он затронул в произведении тему свободы личности. «Тонкие» люди привыкли раболепствовать, у них уже нет своего «я». Герой не обязан был менять свой тон, ведь это его друг, но он настолько привык к принятым штампам, что уже не может по-другому.
  3. Также очевидна тема нравственного выбора. Порфирий тоже человек-хамелеон, который меняет свою окраску в зависимости от ситуации. Им управляет не мораль и не ум, а жалкая расчётливость. Его выбор – это добиться благоволения начальства ценой собственного достоинства.
  4. В то же время автор показал, что государственная система в России того времени просто вынуждает людей становиться рептилиями и защищаться от нападения любой ценой. Низший полностью зависим от высшего, и негде найти на произвол управы. Тема несправедливого политического устройства не в первый раз беспокоит Чехова.
  5. В целом, автор пытается обесценить пороки путем их осмеяния. Сатира имеет благую цель: уничтожить плохое качество личности, показав людям, насколько оно нелепо. Юмор в рассказе прослеживается даже на языковом уровне: писатель намеренно использует просторечные выражения, соседствующие с канцелярскими речевыми шаблонами, чтобы вызвать комический эффект.

Основная мысль и смысл рассказа

Автор  хотел высмеять пороки, чтобы людям стало стыдно так себя вести. Общество должно было выдавить из себя лицемерие, которое, увы, стало неотъемлемой частью карьерного роста и преуспеяния в жизни. Тонкий лицемерит уже на автомате, он даже не осознает этого, как и вся его семья. Это уже не частный недостаток, это глобальная проблема, которую надо решать. Идея рассказа «Толстый и Тонкий» заключается в том, что лицемерие, скорее, погубит человекаА, а не поможет ему. Оно всегда заметно и противно смотрится. Люди отворачиваются от лицемера, как Михаил отвернулся от Порфирия. Они видят, что неискренность для лжецов – обычное дело, и не хотят быть обманутыми. Кроме того, лицемер смешон и ничтожен, его не за что уважать и тяжело любить. Своим поведением он перечеркивает свою репутацию.

Надо уметь разграничивать личные и рабочие связи, не ущемляя ни одну из этих сфер жизни. Даже если карьера не задалась, и нужен блат, не стоит продавать свое личное пространство, свое достоинство. Продав их один раз, человек навсегда лишается чести и становится пресмыкающимся. Главная мысль в произведении Чехова заключается в том, что жизнь лицемера перестает иметь значимость для него самого, ее цена ниже цены денег, и другие люди это чувствуют, поэтому их отношение меняется в худшую сторону. Например, сначала Толстый был искренне рад встретить друга,  но потом его вывернуло наизнанку от отвратного зрелища раболепства. Если сперва он и сам подумывал помочь товарищу, то в финале он готов бежать от него со всех ног, так как на него накатывает презрение.

Чему учит Чехов?

Сатирик высмеивает чинопочитание, которое превращает людей в ничтожества и лишает их достоинства. Автор остроумно показал, как оно разрушает дружбу и превращает товарищей в Тонкого и Толстого, разделяя их навеки. Такое деление по чинам неоправданно, ведь хорошие люди есть везде, независимо от того, какое место они занимают и сколько у них оклад. Писатель понимает, что лизоблюдство, или его противоположность – презрение только вредят обществу, а не упорядочивают его, поэтому эти пороки он предает осмеянию.

Автор завещает своим потомкам всем известную мудрость: «Каждый день по капле выдавливай из себя раба». Этому труду стоит посвятить всего себя, иначе условности, предрассудки, общественное мнение или самодуры на пост выше могут сломить волю, искоренить индивидуальность и оставить бесхребетного человека на милость победителя. Свободная же личность гармонично развивается и обретает независимость взглядов и суждений, что позволяет ей выбирать свой путь.

Автор: Анжелика Дятленко

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Метки:

  • 6 класс
  • Антон Чехов
  • рассказ Толстый и Тонкий
  • сатира
  • юмористический рассказ

Читайте также:

Тема рассказа — встреча двух бывших одноклассников, «двух приятелей: один толстый, другой тонкий». В экспозиции (первый абзац) автор предлагает читателю своеобразные портреты всех действующих лиц рассказа, причем описания приятелей построены по одной схеме (запах, пища), жена и сын тонкого предстают похожими на него самого — жена “худенькая женщина с длинным подбородком”, сын — “высокий”. Также в экспозиции очерчено место действия рассказа — вокзал Николаевской железной дороги. Экспозиция лаконична, что соответствует самой форме произведения — рассказ. Завязка рассказа — в начале диалога между толстым и тонким. Без диалога не было бы действия и причины для данного повествования.

Итак, диалог между двумя приятелями развивается. Тонкий выглядит общительным человеком, который искренне рад встрече с одноклассником, это подтверждают приемы передачи его речи. Толстый тоже рад встрече, более того, он смотрит на тонкого “восторженно”, спрашивая его о службе. Тонкий, несмотря на на блестящую жизнь, оптимист (”жалованье плохое…ну, да Бог с ним!”), для него служба отходит на второй план, а основное пока — старый приятель. Но как меняется ситуация после того, как толстый сообщит о своих служебных успехах! Поведение тонкого резко становится из дружеского “чинопоситанием”.

Из того, как повлияла реплика толстого на дальнейший ход разговора, изменила его характер, читатель может заключить, что эта фраза — кульминация. После нее разговор сходит на нет. Автор создает еще один портрет тонкого — уже после кульминации, и, хотя обстановка и окружение остаются прежними, на все будто наложен отпечаток “искривившей лицо тонкого широчайшей улыбки”: «сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились… Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира». Диалог тонкий ведет уже не с другом детства, но с крупным чиновником, отчего себя чувствует мелким во всем — вплоть до голоса (он хихикает, «как китаец»). Обращается к толстому исключительно «ваше превосходительство». Интересно, что не любимый русской литературой «маленький человек», а именно крупный чиновник, тайный советник, выглядит более привлекательным в описываемой ситуации: он пытается вернуть тонкого к дружеской беседе («Мы с тобой друзья детства — к чему это чинопочитание!»), но скоро убеждается в бесполезности этих попыток («Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило»).

Наступает развязка: толстый подает на прощание руку, отвернувшись, тонкий принимает это презрение как должное и пожимает три пальца. Чехов заканчивает рассказ фразой «все трое были приятно ошеломлены», относящейся к семье тонкого — она перекликается с такой же фразой в середине рассказа, характеризующей состояние друзей при встрече: «оба были приятно ошеломлены». Это созвучие еще раз подчеркивает контраст тонкого-друга и тонкого, общающегося с важным «вельможей». С помощью контраста двух образов тонкого — до и после кульминации — автор ярче очерчивает основную проблему данного рассказа, свойственную для многих его произведений — проблему «обмельчания маленького человека».

Так, например, «Толстый и тонкий» рассказывает о проблемах общения между людьми с разными материальным и социальным положением.

Далее можно прочитать Толстый и тонкий анализ, а также историю развития рассказа из анекдотичного случая в сатирическое отражение российской действительности.

Краткий анализ «Толстого и тонкого»

  • Год написания: 1883.

  • Основная тема: проблемы в общении между людьми с разным статусом, стремление угодить вышестоящему лицу, рабское мировоззрение, лицемерие.

  • Направление: критический реализм.

  • Жанр: сатирический рассказ.

  • Композиция: классическое прямое развитие сюжета в рассказе, но кульминация и завязка куда менее объемные и емко завершают произведение.

  • Главные герои: два друга, у которых жизнь сложилась по-разному (Толстый стал успешным, а Тонкий так и остался прислужником).

История создания

Изначально А. П. Чехов задумывал свой рассказ исключительно как анекдот или простое описание какого-то забавного случая без претензии на глубокомысленное содержание. Он хотел просто рассказать о смешной ситуации, когда один друг решил выслужиться перед другим, стремясь получить повышение и другие блага от более успешного человека. Мотивация героя была понятно и над ней можно было посмеяться, но при этом становилось очевидно, что Тонкий, скорее всего, ничего не добьется. Этот рассказ А. П. Чехов написал только ради заработка и не планировал, что произведение станет настолько известным и будет так емко отражать российскую действительность XIX века… да и более поздних лет тоже.

Но когда мы сейчас проводит литературный анализ рассказа «Толстый и тонкий», то что мы видим? Герои уже не связаны отношениями «начальник-подчиненный», а Тонкий преклоняется перед старым другом по привычке, а не из какого-то практического расчета. Кроме того, обозначения «Толстый» и «Тонкий» уже стали нарицательными, а происходящее в рассказе кажется уже не комическим, а вполне себе правдивым отражением вещей.

чехов толстый и тонкий анализ

На самом деле, произошло вот что: спустя три года после первой публикации рассказа А. П. Чехов сам решил расширить основную мысль и разбавить рассказ подробностями. И вот он уже становится не простым анекдотом, а сатирическим описанием пороков общества.

Тема и основная мысль

Тема данного рассказа выглядит несколько неожиданно. В то время, как большинство писателей XIX века осуждали высокопоставленных людей, считая, что они наживаются на простом народе, Чехов вдруг показал совсем другую сторону вопроса. Он отметил, что человек без высокого чина заранее себя стыдится и намеренно подпитывает в себе раба вместо того, чтобы считать себя равным с более богатыми и знатными людьми. Получается, что Чехов не обвиняет во всем систему или тех, кому повезло больше (он намеренно подчеркивает общее прошлое и одинаковое образование у Толстого и Тонкого), а говорит о том, что в большой пропасти между людьми виноваты только сами люди. И в их же силах эту пропасть стереть, а не лелеять ее, лицемерно преклоняясь перед сильными мира сего, даже если это никому не самом деле неприятно.

Композиция рассказа

В «Толстый и тонкий» Чехов куда больше внимания уделяет начальному описанию героев и общей завязке сюжета. Он долго вводит читателя в курс дела, стремясь создать у него наиболее полную картину повествования… А потом резко ускоряется: вот герои узнали друг друга, а вот уже узнали и о положении друг друга. И в результате развязка происходит очень быстро, а вся основная мысль рассказа выражается буквально в нескольких последних предложениях.

анализ рассказа толстый и тонкий

Также в анализе «Толстый и тонкий» Чехова необходимо отметить, что автор постоянно использует антонимы. Тем самым он хочет поставить четкую границу между двумя героями и двумя мирами: рабским преклонением и высокопоставленным великодушием.

Жанровые особенности

Рассказ «Толстый и тонкий» очень простой, и в этой простоте его очарование. Сатира автора не спрятана где-то глубоко: нет, она лежит на поверхности, и даже самый юный читатель поймет, что хотел сказать Чехов. Произведение очень емкое, не содержит скрытых смыслов или сложных оборотов. И даже если читателю будет сложно о чем-то догадаться, герои сами охотно поясняют свои действия и мысли, чтобы было точно понятно, откуда взялось внезапно возросшее преклонение Тонкого перед Толстым.

Читайте также анализ других произведений:

  • Горе от ума;
  • На дне;
  • Лягушки, просящие царя.

«Толстый и тонкий» анализ произведения Чехова – тема, название, план, жанр рассказа

В произведении Чехова “Толстый и тонкий” анализ невозможен без определённых знаний об эпохи, в которую жил и творил писатель. В 6 классе учащиеся ещё недостаточно знакомы с творчеством А. П. Чехова, и на уроках литературы могут понадобиться дополнительные сведения при анализе произведения. Вся нужная информация содержится в нашей статье: композиция, тема и идея, сюжет и жанр, история создания и критика.

«Толстый и тонкий» анализ произведения Чехова – тема, название, план, жанр рассказа

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Толстый и тонкий.

Год написания – 1883 год.

История создания – рассказ написан в конце 19 века “на злобу дня”, затрагивает самые острые проблемы общества. Сюжет взят писателем из ситуации или истории близкого окружения, переосмыслен и художественно переработан.

Тема – угодничество, чинопочитание, рабское мышление и мировоззрение.

Композиция – у Чехова “Толстый и тонкий” имеет классическую композицию с небольшой особенностью: завязка и развитие событий более объёмны, кульминация и развязка – лаконичные, динамичные и особенно выразительные.

Жанр – рассказ.

Направление – критический реализм.

История создания

В 1883 году Антон Павлович Чехов написал рассказ “Толстый и тонкий”. Само название произведения даёт намёк на безликость, а значит, обобщённость образов главных персонажей. Что послужило основой сюжета доподлинно неизвестно, возможно, случай из жизни писателя или рассказанная в литературных кругах анекдотическая ситуация. Важно, что реалистичность сюжета вполне обоснована. Чехов как врач видел все болезни современного ему общества и пытался вскрыть и обнародовать проблемы, излечив тем самым людей от страшнейших пороков.

Известно, что в черновом варианте, толстый был прямым начальником тонкого и случайно провинился перед ним. В окончательном варианте бывшие друзья детства не связаны служебными отношениями, однако тонкий лебезит перед толстым “по привычке”, а не из необходимости. Критики восприняли рассказ позитивно, он был благосклонно принят и отмечен, как достойное “художественное отражение пороков общества”. Название рассказа построено на антитезе, антонимы-прилагательные выражают абсолютную противоположность героев произведения не только физически, но и духовно. Тема и идея в рассказе взаимосвязаны и практически идентичны: раб, живущий в каждом из нас, должен быть побеждён нами самими. Именно в этом, по мнению литературоведов, суть чеховского произведения.

Тема

Анализ произведения позволяет сделать следующие выводы: автор условно обозначает общество “тонких” и “толстых”. “Тонкие” раболепствуют перед высокими чинами, это их привычная система отношений с миром, они не представляют другого взаимодействия с людьми. Суть их жизни – делить людей на высших и низших.

“Толстые” привыкли жить просто и легко, не оглядываясь на других, не замечая чинов и должностей, они видят людей. Жизнь была слишком благосклонна к ним и взрастила здоровые отношения с обществом. Чехов подчёркивает, что когда-то оба главных героя были детьми, жили беззаботно и были равны друг другу. Они проказничали, веселились и имели одинаковые возможности в обществе.

Именно служебная иерархия сделала тонкого морально “нездоровым” человеком. А он воспитал своего ребёнка и привил супруге свои раболепские взгляды. Чтобы понять, чему учит рассказ, достаточно обратить внимание на концовку повествования. Основная мысль – вызвать отвращение к раболепствованию и угодничеству как к самой низкой идеологии в мире. Напрашивается закономерный вывод: все люди разные, но самоуважение – это основа личности.

Композиция

Композиция рассказа традиционна для малого жанра. Анализ текста “Толстый и тонкий” в плане композиционной структуры несложен, но имеет ряд существенных моментов.

Особенностью композиции является то, что завязка и развитие событий занимают большую часть объёма повествования, а кульминация и развязка – динамичны, как выстрел.

Всё произведение построено на противопоставлении, причём не только образов главных героев. Если в начале автор рассказывает о вкусном завтраке Толстого, то в конце сухо комментирует состояние персонажа (от выражения лица тонкого его стошнило). Произведение построено на диалоге двух товарищей с вкраплениями описания мимики персонажей. Изредка фигурируют образы жены и сына Тонкого, которые меняют своё поведение в соответствии с новыми фактами, всплывающими в процессе разговора.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Толстого и тонкого».

Жанр

Чеховский рассказ – это нечто большее, чем стандартный текст небольшого объёма с одной сюжетной линией. Именно Антон Павлович сделал этот жанр легендарным. Помимо этого, рассказ у Чехова – удивительно поучительный жанр, мораль всегда на поверхности, нет скрытого смысла. Чтобы понять произведение, достаточно просто ознакомиться с текстом.

Предыдущая

Сочинения«Мы» анализ произведения Замятина – жанр, проблемы, суть, смысл рассказа

Следующая

Сочинения«Гранатовый браслет» анализ произведения Куприна – проблемы, жанр, смысл названия, суть повести

На чтение 6 мин. Опубликовано 26.03.2020

Антону Павловичу Чехову свойственно мастерство юмористического жанра. Оно раскрывается в творениях автора посредством деталей и образов, которые остаются на слуху у читателей. Заложенная в прозаических работах мораль является своеобразным маяком для нравственного выбора любой свободно мыслящей личности. Не стал исключением рассказ «Толстый и тонкий». Анализ произведения поможет ближе познакомиться с героями.

Содержание

  1. История написания
  2. Композиция и жанр
  3. Тематика и проблематика рассказа
  4. Главная мысль и мораль
  5. Персонажи работы

История написания

Сквозь десятилетия до читателей доходят различные факты о создании стихотворений и других произведений автора. Так, Чехов написал «Толстый и тонкий» практически в начале своей творческой деятельности. Эта работа входит в золотой фонд отечественной литературы. Интересные аспекты:

Встречу старых знакомых, испорченную неловким поступком

  1. История создания произведения началась с исключительно развлекательного замысла автора. Изначально сюжетные линии рассказа носили сугубо анекдотичный характер, без какой-либо глубины. Цель писателя на тот момент — показать встречу старых знакомых, испорченную неловким поступком. Однако в будущем работа приобрела глубокий смысл, открывая читателям природу человека: в версии 1886 года Тонкий начал заискивать перед Толстым без какой-то выгоды, а в первоначальной редакции он встретил в товарище своего начальника.
  2. Чехов хотел создать рассказ с целью получения дохода. Именно поэтому автор изобразил юмористическую ситуацию, желая рассмешить публику. Работы подобного рода издательства тогда охотно брали на публикацию, щедро оплачивая труд создателя. Однако «настоящий мастер» не мог писать только на потребу дня, поэтому последующие исправления вызвали сложности при публикации. Однако Антон Павлович все же издал произведение, не покривив душой ради заработка.

Композиция и жанр

Работа Чехова относится к жанру рассказа. При анализе произведения «Толстый и тонкий» важно упомянуть композиционную структуру литературного шедевра. Она несложная, однако имеется несколько значительных аспектов.

Особенность композиции заключается в том, что завязка и последующие действия занимают основной объем рассказа, а кульминация и развязка — довольно динамичны. Произведение строится на противопоставлении, притом что это касается не только образов основных персонажей. В начале повествования автор говорит о завтраке Толстого, но уже в конце сухо рассказывает о состоянии героя.

Рассказ построен на беседе двух друзей с нотами описания их мимики. Редко появляется сын и супруга Тонкого, меняющие поведение в соответствии с фактами, которые всплывают в процессе дискуссии.

Чеховское повествование — что-то большее, чем классический текст малого объема с одной линией сюжета. Именно этот писатель сделал такой жанр легендарным. Кроме того, рассказы у автора всегда получались поучительными. Мораль находится на поверхности, без какого-либо скрытого смысла. Чтобы лучше вникнуть в суть, нужно внимательно прочитать текст.

Тематика и проблематика рассказа

Рассматривая анализ «Толстого и тонкого» Чехова, нельзя не упомянуть об основных темах и проблемах, которые затрагивал автор в своей работе. Некоторые из них:

Неравенство людей

  1. Неравенство. Вопреки тому, что Толстый и Тонкий — представители разных социальных слоев, автор демонстрирует, что неравноправие в обществе не имеет никакого значения, если люди с душой относятся друг к другу. По мнению Чехова, пропасть возникает в результате отсутствия высокой духовности, а не разницы в достатке.
  2. Чинопочитание — автор с отвращением рассказывает о благоговении раба, которое чувствует Порфирий перед представителями высшего общества. Чехов демонстрирует, как слепое поклонение чинам способно унизить человека. Писатель утверждает, что людей нужно уважать за реальные дела.
  3. Внутреннее рабство. В своем творчестве Чехов нередко старался убедить читателей, что каждый человек появляется на свет свободным и независимым. Тонкого никто не заставлял пресмыкаться перед Толстым, но его моральная слабость и многолетняя служба сделали свое дело. Освободиться от общественных оков и стать полноценной личностью, по мнению автора — величайший подвиг.

Главная мысль и мораль

Антон Павлович старался высмеивать общественные пороки, чтобы окружающим стало стыдно. Обществу необходимо было изгнать лицемерие, которое, к сожалению, является неотъемлемой частью преуспеяния в жизни. Порфирий неискренне ведет себя уже автоматически, мужчина даже не понимает этого.

Лицемерие способно погубить индивида

Примечательно, что это не недостаток конкретной личности, а глобальная проблема, требующая решения. Основная мысль рассказа состоит в том, что лицемерие способно погубить индивида, а не помочь ему.

Люди чаще всего отворачиваются от лицемеров, как Толстый поступил с Тонким. Они понимают, что неискренность для лгунов — обычное дело.

Важно научиться разграничивать связи без ущерба других сфер в собственной жизни. Даже если добиться карьерного роста не получается без «блата», не нужно торговать личным пространством. Продав его единожды, человек навсегда теряет честь.

Основная идея рассказа писателя состоит в том, что бытие лицемерного человека перестает быть значимым для него самого. Толстый сначала искренне радовался встрече старого товарища, но потом отвратное зрелище подхалимства повергло его в ужас. В начале произведения он искренне хотел оказать школьному другу помощь, но в конце старался как можно быстрее убежать от него.

Антон Павлович высмеивает чинопочитание

Антон Павлович высмеивает чинопочитание, лишающее человека чувства собственного достоинства. Сатирик остроумно продемонстрировал, как это качество способно разрушить дружбу, навеки разделив старых товарищей. Подобное деление не оправдано, ведь независимо от должности и зарплаты, хорошие люди встречаются везде.

Чехов понимает, что лизоблюдство способно навредить обществу, поэтому высмеивает этот порок. Потомкам писатель завещает известную мудрость, что «ежедневно нужно выдавливать из себя раба». Именно этому труду нужно посвятить жизнь.

В противном случае условности и общественное мнение могут сломить волю и индивидуальность, оставив бесхребетную личность на милость победителю. Свободный человек получит независимость в рассуждениях и взглядах, что поможет ему найти правильный путь.

Персонажи работы

В рассказе Антона Павловича «Толстый и тонкий» было несколько действующих лиц. Краткая характеристика поможет ближе узнать каждого:

Луиза (супруга Тонкого)

  1. Толстый (Михаил) — добродушный мужчина, который любит вкусно покушать. Герой ведет себя непринужденно. Искренне радуется встрече со школьным другом, с улыбкой вспоминает детские шалости. Несмотря на высокую должность, не одобряет чинопочитания среди товарищей.
  2. Тонкий (Порфирий) — мужчина худощавого телосложения с кучей чемоданов в руках. В школе его дразнили за то, что он был ябедой. Рассказывает Толстому о себе, жалуется на маленькую зарплату и сложное материальное положение. На первый взгляд может показаться, что герой искренне радуется встрече с товарищем, однако видно, что он очень напряжен. Семья персонажа постоянно прячется за его спину, они не знают, как общаться с Михаилом. Узнав, что старый друг занимает высокий пост, меняется в лице.
  3. Луиза (супруга Тонкого). Михаил неоднократно представляет ее, но сама женщина молчит, стараясь спрятаться за спину мужа. Учит детей музыке, стараясь хоть как-то пополнить бюджет семьи.
  4. Нафанаил — сын Луизы и Порфирия, ученик третьего класса. При знакомстве с товарищем отца не сразу снимает шапку, задумчиво осматривая Михаила. Узнав, что он тайный советник, от неожиданности роняет фуражку. Мальчик ошеломлен, будто перед ним предстал не простой человек, а какое-то божественное существо.

Автор с нескрываемой иронией описывает суть произведения, рассказывая читателям, насколько общение двух старых приятелей может измениться посредством всего лишь единственной незначительной фразы, превратив одного в покорного подданного, который напрочь забыл о дружбе. Второй же герой старается как можно быстрее распрощаться с бывшим товарищем, который от своего лицемерия изменился в худшую сторону.

  • Какова тема рассказа человек в футляре
  • Какова тема рассказа тайна л чарской
  • Какова тема рассказа сыновья пешеходова
  • Какова тема рассказа старуха изергиль тест
  • Какова тема рассказа распутина уроки французского укажите неправильный ответ