Какова тема рассказа крыжовник

Анализ «Крыжовник» Чехов

Анализ «Крыжовник» Чехов

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 923.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 923.

Обновлено 10 Июля, 2021

Творчество А. П. Чехова удивительно простое, крайне содержательное и поучительное. Его произведения заставляют думать, размышлять, стыдиться и радоваться. Анализ рассказа будет полезен учащимся 8 класса при подготовке к урокам литературы. В рассказе Чехова “Крыжовник” поднимаются вопросы смысла жизни, человеческого счастья, эгоизма и равнодушия. Анализ и подробный разбор всех художественных особенностей произведения “Крыжовник” Чехова содержится в нашей статье.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – июль 1898.

История создания – на создание рассказа повлияла история, рассказанная автору о человеке, мечтавшем о нарядном мундире, расшитом золотом; но купив дорогой мундир, он не успел надеть его: сначала не было повода, потом человек скончался.

Тема – счастье, смысл человеческой жизни, мечта и реальность.

Композиция – представляет собой рассказ в рассказе.

Жанр – рассказ

Направление – реализм.

История создания

Есть несколько версий, кто рассказал Антону Павловичу похожую историю из жизни, которая натолкнула его на создание рассказа. Лев Николаевич Толстой или литератор, юрист и общественный деятель Анатолий Фёдорович Кони поведали автору историю о чиновнике, который лелеял мечту о расшитом золотом мундире. Когда его мечта осуществилась и мундир сшили, человеку было некогда надеть его; потом не нашлось достойного повода для облачения в праздничный наряд, а после – чиновник умер.

Проблема смысла жизни, её скоротечности взволновала Чехова. В июле 1898 года он написал рассказ про человека, мечтавшего о поместье с кустами крыжовника, произведение получилось глубоко философское и трогательное. Чехов поднял вечные вопросы в особенной, свойственной только ему манере. Первые наброски к повествованию говорят о том, что изначально оно должно было быть более жёсткое и трагичное. Образ главного героя – одинокого, больного, получившего свою мечту в неожиданной форме был заменён в итоге на более “мягкую” версию. В том же году произведение было опубликовано в журнале “Русская мысль” в составе трилогии вместе с рассказами “О любви” и “Человек в футляре”.

Многие критики приняли рассказ восторженно, его встретили положительные отзывы и благосклонность литературного мира.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Название рассказа носит в себе скрытую иронию, автор тонко замаскировал глупость и ограниченность героя повествования. Его мечты об имении с кустами крыжовника – то, на что потрачена вся жизнь, цель, которая не стоит того, чтобы к ней стремиться.

Одинокий человек, без семьи, детей, без тепла и душевного понимания друзей и родных (их у него практически не было из-за тех условий, в которые он сам заключил себя в погоне за “крыжовником”) получает то, о чём мечтал. Его душа очерствела, он не умеет любить и заботиться о ближнем, он глух и слеп к настоящей жизни.

Идея произведения заключена в чудеснейшей фразе Ивана Ивановича о “человеке с молоточком”. Если бы такой человек приходил и стучал каждый раз, когда мы забываем о том, что рядом есть люди, которые очень нуждаются в помощи, то на земле могло бы быть гораздо больше счастливых людей. Крайне важные мысли вкладывает автор в уста рассказчика: люди, обретя то, за чем гонятся, чувствуют себя счастливыми и отворачиваются от других, но жизнь рано или поздно покажет свои когти. И тогда “за кулисами” оказываешься ты сам, и все будут так же глухи к твоему горю, как и ты когда-то. Эта закономерность свойственна человеческой натуре, поэтому автор призывает делать добро, пока есть силы и возможность, а не почивать в своём “счастливом мирке”.

Слушатели, Буркин и Алёхин, расслабленные после купания и вкусного ужина, не понимают того, о чём пытался рассказать им товарищ. В тепле и достатке мысли о человеческих судьбах, нищете и бедности не трогают, не волнуют, не кажутся животрепещущими. Алёхину хочется рассказов о дамах, красивой жизни, захватывающих сюжетах, Буркин тоже далёк от философии друга. Проблематика рассказа в том, что жизнь человека пуста и бессмысленна, если он думает только о себе; делать добро другим – вот то, что является мерой счастья. Анализируя собственную жизнь и сбывшуюся мечту своего брата, Иван Иванович приходит к выводу, что нельзя быть счастливым, когда вокруг столько бед и несчастий. Как бороться с таким укладом, он не знает и не считает себя способным на эту борьбу.

Композиция

Особенностью композиции произведения Чехова является форма рассказа в рассказе. Двое давних знакомых, фигурирующих в цикле “маленькой трилогии” (Иван Иванович Чимша-Гималайский и Буркин) оказываются в поле в ненастную погоду, находят укрытие в доме помещика Алёхина. Он принимает гостей и Иван Иванович рассказывает историю жизни своего брата.

Экспозицией рассказа служит описание природы во время дождя, радушный приём уставших, промокших путников хлебосольным хозяином. Повествование время от времени прерывается мыслями и философскими отступлениями самого рассказчика. В целом композиция очень гармоничная, удачно подобранная для смыслового наполнения.

Условно текст рассказа можно поделить на несколько частей. В первой – экспозиция и завязка (в преддверии ненастья Буркин напоминает Ивану Ивановичу, что тот хотел рассказать какую-то историю). Вторая часть – приём гостей, посещение купальни и уютный вечер в роскошном доме – раскрывает нравы, привычки и отношение к жизни хозяина и его гостей. Третья часть – повествование Ивана Ивановича о своём брате. Последняя – размышления рассказчика и реакция присутствующих на его рассказ и философствования.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Крыжовника».

Жанр

Самый излюбленный литературный жанр А. П. Чехова – это рассказ. Малая эпическая форма с одной сюжетной линией и минимальным количеством персонажей помогает автору создавать лаконичные, злободневные и очень правдивые произведения. Написанный в духе реализма “Крыжовник” стал маленькой историей, которая учит большим истинам. Именно эта особенность свойственна всем рассказам Чехова – смысловая масштабность в ограниченном объёме.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Наталья Миллер

    11/11

  • Вероника Гвоздкова

    11/11

  • Исмаилова Азиза

    11/11

  • Кирилл Лучицкий

    11/11

  • Иван Димитров

    10/11

  • Александра Машкова

    11/11

  • Ольга Стоян

    11/11

  • Настя Бутенко

    11/11

  • Ирина Салаева

    11/11

  • Вадим Слизский

    8/11

Рейтинг анализа

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 923.


А какую оценку поставите вы?

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Основная тема и идея произведения Чехова «Крыжовник»

    1 слайд

    Основная тема и идея произведения Чехова «Крыжовник»

  • Тема рассказа "Крыжовник"-это погоня за личным счастьем, эгоистичное и бездуш...

    2 слайд

    Тема рассказа «Крыжовник»-это погоня за личным счастьем, эгоистичное и бездушное восприятие действительности. Нельзя быть счастливым среди страданий и нищеты, равнодушно наблюдая гибель других. Закрыться » в футляре» от несовершенства мира-это смысл рассказа.

  • Идея рассказа-это попытка разбудить людей, сделать их участливыми, сердобольн...

    3 слайд

    Идея рассказа-это попытка разбудить людей, сделать их участливыми, сердобольными и призвать творить добро. Нельзя сидеть молча и лишь наблюдать за жизнью общества, необходимо принимать участие в жизни и делать добрые дела. Главный герой воплотил свою мечту в жизнь дорогой ценой, смерть жены, отказ от друзей и семьи, и всё это ради покупки усадьбы, в которой он отгородился от мира и закрылся, как в «футляре».

  • Крыжовник,который вырос,счастье для героя,а на деле-это ограниченное существо...

    4 слайд

    Крыжовник,который вырос,счастье для героя,а на деле-это ограниченное существование,кислое и невкусное.Что стало с главным героем,как он опустился и потерял человеческие качества,всё это рисует Чехов,с призывом к прогрессивным людям:»Не уставать делать добро. Цель и смысл жизни не в личном счастье, «а в чем-то более разумном и великом».

  • Совершенно очевидно, что рассказ Антона Павловича Чехова- Крыжовник учит чита...

    5 слайд

    Совершенно очевидно, что рассказ Антона Павловича Чехова- Крыжовник учит читателя тому, что есть цели и пути достижения этих целей, которые могут превратить человека в обывателя и мещанина в смысле не только образа жизни, но и в смысле отношения к жизни , к людям, даже к родным людям, через которых человек в рассказе, главный герой, Николай Чимша-Гималайский попросту переступает ради достижения ничтожной по сути мечты иметь собственное имение и выращивать там крыжовник.

  • Чехов, на мой взгляд, подчёркивает, что мещанство и эгоизм, это, на самом дел...

    6 слайд

    Чехов, на мой взгляд, подчёркивает, что мещанство и эгоизм, это, на самом деле, и есть одно из величайших зол российского общества того времени, то есть второй половины 19-го века, начала 20-го века.

Творчество Чехова является уникальным даже на фоне других титанов русской литературы. Его творчество затрагивает самые глубины человеческой души, разбирает самую изнанку человеческой жизни. Рассказы писателя представляют собой великолепное сочетание глубокомыслия и прекрасного литературного языка. Один из самых известных его рассказов – «Крыжовник», бесспорно, заслуживает отдельного разбора от Многомудрого Литрекона.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Композиция
  • 4 Суть
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Тема
  • 7 Проблемы
  • 8 Основная идея
  • 9 Чему учит?
  • 10 Критика

История создания

«Крыжовник» является частью «маленькой трилогии», в которую входят также рассказы «Человек в футляре» и «О любви».

Замысел произведения «Крыжовник» Чехову подарил Л.Н. Толстой, рассказав трагикомичную историю о петербуржском чиновнике, который много лет копил деньги на великолепный мундир, но умер, так ни разу и не надев его. В итоге красивая вещь оказалась только на его трупе.

Творческая история создания рассказа «Крыжовник» много раз претерпевала изменения. Так, изначально герой так и не женился, а своего барского положения добился только в старости. На первые ягоды крыжовника он поглядел равнодушно. Именно так выглядел черновой набросок сюжета. Но потом автор решил добавить драматизма и комичного, маловероятного «счастья» своему герою, поедающему любимые ягоды.

Направление и жанр

Рассказ «Крыжовник» был создан в рамках реалистического направления в литературе. Автор стремился перенести в своё творение окружавшую его действительность. Созданные им образы натуралистичны и повседневны. Ситуация, ставшая основой сюжета, является реальным случаем из жизни.

Жанр «Крыжовника» — рассказ. Произведение представляет из себя лаконичную историю с малым количеством действующих лиц. Отсутствует какая-либо конкретика, что позволяет легко переложить рассказанную историю на любую плоскость.

Композиция

Главная особенность композиции рассказа «Крыжовник» – наличие приёма «история внутри истории». В начале повествования Чехов изображает разговор между тремя персонажами, один из которых и рассказывает собеседникам о своем брате и его маниакальном пристрастии к деревне.

Этот приём позволяет придать произведению большую естественность, а также логично связать его с другими рассказами «маленькой трилогии».

Суть

Иван Иваныч Чимша-Гималайский вместе со своим попутчиком Буркиным из-за разыгравшегося ливня навещает своего друга – помещика Павла Алёхина. Во время дружеского чаепития Иван Иваныч рассказывает историю жизни своего брата – Николая Иваныча.

Всё своё детство братья провели в поместье своего отца, однако после его смерти оно было отсужено за долги. Для Николая это стало страшным ударом, поместье начало ассоциироваться у него со счастливым детством, и всю свою жизнь он потратил на то, чтобы приобрести своё собственное имение и вернуть утраченное счастье.

Николай Иваныч долго и упорно работал, копил деньги, экономил на всём и жил впроголодь. Из-за такого тяжёлого образа жизни умерла его жена – некрасивая, но богатая вдова, на которой он женился только из-за её денег. Однако в итоге Николай добился своей цели – он купил себе имение и посадил там кусты крыжовника.

Спустя много лет Иван Иваныч навестил своего брата, но был неприятно удивлён и подавлен тем, как изменился его брат. Николай превратился в типичного ленивого и недалёкого обывателя, думающего лишь о комфорте и богатом столе.

Расстроенный финалом пути своего брата Иван произносит монолог о том, что каждому счастливому человеку необходимо постоянно напоминать с помощью стука молоточка о страданиях других людей, которых он предпочитает не замечать. Подробнее о содержании рассказа… (+ отзыв)

Главные герои и их характеристика

Образы в рассказе «Крыжовник» немногочисленны, но оригинальны для русской литературы:

имя героя характеристика
иван иваныч чимша-гималайский пожилой ветеринар. дворянин. герой-резонёр, выражающий мысль самого писателя. общественник. считает, что каждый человек должен направлять все свои силы на то, чтобы помогать окружающим. в связи с этим осуждает эгоистическое счастье обывателя, которое обрёл его брат николай.
николай иваныч чимша-гималайский чиновник казённой палаты. дворянин. старательный работник и добрый человек. большую часть жизни был одержим идеей приобретения собственного поместья. ради этого шёл на любые меры, поспособствовал смерти своей жены. купив имение, превратился в беззаботного землевладельца, которого не интересует ничего, кроме собственного благополучия.
буркин бывший учитель. друг и собеседник ивана иваныча.
павел константинович алёхин небогатый работящий помещик. вынужден много работать, чтобы выплатить все свои долги. устал от постоянного труда, хочет что-то изменить в своей жизни, но не может.

Тема

Тематика рассказа А.П. Чехова «Крыжовник» действительно интересна каждому человеку, обдумывающему свое место в жизни:

  1. Мечта – основная тема произведения. Чехов показывает нам, что не всякая мечта прекрасна. Мечтающий о поместье Николай страдает сам и заставляет страдать окружающих его людей. Греза превратилась в манию и стала навязчивой идеей героя.
  2. Счастье – На примере Николая Иваныча писатель осуждает стремление человека к личному счастью. Чехов требует от людей отказаться от эгоизма и запомнить, что, пока кто-то наслаждается беззаботной жизнью в достатке и тепле, вокруг него непрерывно страдают те, кому повезло меньше.
  3. Маленький человек – Автор деконструирует и жестоко высмеивает образ маленького человека. Если Пушкин и Гоголь всегда рисовали маленького человека как несчастную жертву, то Чехов изображает перед нами образ жестокого эгоиста, уморившего жену ради того, чтобы каждый день есть крыжовник.
  4. Пейзаж – Окружающая природа в рассказе гармонирует с настроением героев и задаёт настроение у читателя. Когда Буркин и Чимша-Гималайский идут по полю, пейзаж вокруг них жизнерадостен и светел. Но когда повествование приближается к истории о Николае Иваныче, начинает собираться дождь. В конце рассказа погода окончательно портится, небо заслоняют тучи и капли дождя барабанят в окна. Роль пейзажа в рассказе «Крыжовник» заключается не только в демонстрации настроения повествования, но и в форсировании сюжета: дождь заставил приятелей собраться вместе и поговорить по душам.

Проблемы

Проблематика рассказа «Крыжовник» была и будет актуальной, ведь в ней рассматриваются вопросы, универсальные для каждого времени.

  • Эгоизм – Николай Иваныч всю свою жизнь посвятил достижению индивидуального счастья, не заботясь о других. В конце он достигает своей цели, но только ещё глубже уходит в себя и свои заботы. Брат отмечает самодовольство и гордость Николая Иваныча, которых раньше не было. Потворство эгоизму сделало героя хуже.
  • Равнодушие – Чехов вырисовывает образ типичного обывателя, погрязшего в своём достатке и отвернувшегося от других людей. Писатель осуждает такой образ жизни, он считает, что человек должен всегда думать и о других людях. Безразличие повергает его в состояние духовной слепоты.
  • Деградация личности – Автор показывает нам парадоксальность жизни. Его герой, идя к своей мечте, не развивается, как было бы у какого-нибудь другого писателя, а, наоборот, деградирует. Достигнув цели всей своей жизни, Николай окончательно опускается на дно, превращаясь в пародию на человека.
  • Пути достижения цели – Николай пошёл на чудовищные жертвы и даже на злодеяние, чтобы осуществить свою мечту. Однако едва ли всё это стоило полученного результата.

Основная идея

Чехов деконструировал традиционный не только для русской, но и для мировой литературы штамп о маленьком человеке, который хочет построить свой собственный дом. Если у прочих писателей это стремление вызывает только одобрение, то Чехов показывает, что в этой мечте не ничего романтичного, что путь к этой мечте не всегда правилен и честен, а его итог зачастую сомнителен. Но главная мысль рассказа «Крыжовник» в том, что даже идеалы маленького человека безнравственны, даже его тихое счастье, рай в шалаше — всего лишь мелочный эгоизм ничтожества. Да, он не хочет золотых гор, но ему так же, как и богачу, наплевать на других, он такой же безнравственный и жадный, столь же бесполезен и даже вреден для общества. Вот, что хотел сказать Чехов в рассказе «Крыжовник»: не только пути достижения, но и цели маленького человека аморальны по своей сути. Они лишь унижают его человеческое достоинство.

Смысл рассказа «Крыжовник» главный герой, Иван Иваныч выразил во фразе:

Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!

Чему учит?

Этот рассказ заставляет читателя быть благоразумным, думать своей головой и не зацикливаться на призрачных образах прошлого. Автор ставит под сомнение важность материального благополучия, заявляет о необходимости сострадания и взаимопомощи в обществе, осуждая обывательское равнодушие. Такой вывод можно сделать после прочтения рассказа «Крыжовник».

Идеалы личного счастья и тихой жизни вдали от суеты глубоко омерзительны автору, ведь в них нет того величия, на которое способен один лишь человек. Получается, в тихом омуте благополучия он губит свой природный потенциал и способствует деградации общества. Такова мораль А.П. Чехова и его рассказа «Крыжовник».

Критика

Рассказ Чехова был высоко оценён самим Немировичем-Данченко, который находил его очень глубокомысленным.

Борис Эйхенбаум видел в «Крыжовнике» выражение болезни всего русского общества. Он отмечал жизненность произведения и приписывал Чехову едва ли не мессианскую роль.

Л.Н. Толстой одобрял главную мысль А.П. Чехова о природе счастья и высоко ценил творчество своего коллеги.

В советское время заслуги Чехова ставились очень высоко, ведь в его творениях было много осуждения в адрес капиталистического строя и его заскорузлой формальности:

XIX век, особенно его вторая половина, был эпохой великой переоценки укоренившихся ценностей. Критика уродств буржуазно-дворянского строя стала важнейшей темой русской и мировой литературы. Вклад Чехова в разработку этой темы определился его умением увидеть драму там, где, казалось бы, не было и тени неблагополучия. Он сумел пойти в глубь действительности и в микромире повседневных будней показать чудовищную противоестественность строя господствующих отношений. (Бердников Г. П. Чехов // История всемирной литературы / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1994. — Т. 8)

«В трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898), в рассказах и повестях конца 1890 — нач. 1900-х гг., в последнем рассказе «Невеста» (1903) Чехов рисовал духовный застой и порыв героя к лучшей жизни.» (З.С.Паперный, Чехов Антон Павлович // Большая советская энциклопедия. — 3-е изд.) 

Восторженных похвал рецензентов удостаивались особенности речи героев Чехова и художественные детали в рассказе «Крыжовник». Символ крыжовника стал общеупотребительным обозначением мещанской зацикленности человека на материальном благе. Он встал в один ряд с «Шинелью» Гоголя. Речь героев Чехова ценится за счет ее естественности и жизненности. Так, например, автор тонко высмеивает мнимую значимость, которую приписывает себе и своему имению новоявленный барин:

В письмах своих брат называл свое имение так: Чумбароклова Пустошь, Гималайское тож. Приехал я в «Гималайское тож» после полудня.

В этой фразе сосредоточен весь пафос новоявленного дворянина, внука крестьянина, который изо всех сил старается быть более благородным и аристократичным, поэтому выдумывает своему домику у речки витиеватые названия.

В наши дни рассказ «Крыжовник» считается одним из ярчайших произведений Чехова, а монолог про молоточек наизусть знают многие жители России.

Автор: Михаил Щепин

Конец 19 века — время, ознаменовавшееся периодом застоя в общественно-политической жизни России. В эти непростые для нашего Отечества дни известный писатель А. П. Чехов пытается донести благие идеи до мыслящих людей. Так, в рассказе «Крыжовник» он задает читателю вопросы о смысле жизни и истинном счастье, обнажая конфликт между материальными и духовными благами.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 О чем?
  • 4 Композиция
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Смысл
  • 9 Критика

История создания

Вошедший в «маленькую трилогию» рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» напечатали издатели «Русской мысли» в 1898 году. Он был создан писателем в селе Мелихово, Московской области. Данная история является продолжением произведения «Человек в футляре», которое тоже повествует об омертвевшей человеческой душе с искаженным понятием о счастье.

Считается, что за основу своего сюжета Чехов взял рассказ, который известный юрист Анатолий Кони поведал писателю Л.Н. Толстому. Эта история повествует об одном чиновнике, который подобно Н.И. Чимше—Гималайскому, всю жизнь откладывал сбережения ради осуществления своей мечты. Чиновник верил, что парадный мундир с золотыми вышивками принесет ему почет и уважение, сделает его счастливым. Вот только при жизни «счастливая» вещь ему не пригодилась. Более того, потускневший от нафталина мундир надели на беднягу лишь на его собственных похоронах.

Жанр и направление

Произведение «Крыжовник» написано в жанре рассказа и относится к такому направлению в литературном творчестве, как реализм. Лаконичная прозаическая форма позволяет автору изложить свои мысли наиболее кратко, и как следствие, привлечь внимание читателя, достучаться до его сердца.

Как известно, рассказ от других жанров отличает наличие всего лишь одной сюжетной линии, присутствие одного или двух главных героев, небольшое количество второстепенных действующих лиц и небольшой объем. Все эти признаки мы наблюдаем в «Крыжовнике».

О чем?

Ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин застигнуты в поле дождем. Герои пережидают непогоду в усадьбе Алехина — приятеля Ивана Иваныча. Тогда врач делится с сотрапезниками историей своего брата, судьба которого сложилась печально.

Братья с детства познали одну простую истину — за удовольствие надо платить. Они происходили из небогатой семьи, старались сами себя обеспечить.

Особенно стремился к обогащению младший из братьев — Николай Иваныч.  Пределом всех его мечтаний были усадьба и сад, в котором рос бы спелый и ароматный крыжовник. Ради достижения своей цели Чимша—Гималйский даже сгубил жену, пусть и не нарочно. Он экономил на всем, казалось, ничего не замечал вокруг, кроме объявлений о продаже «десятин пашни и луга с усадьбой». В конечном итоге ему все-таки удалось приобрести желанный участок. С одной стороны, главный герой счастлив, он с удовольствием уплетает свой крыжовник, строит из себя сурового, но справедливого барина… Но с другой стороны, нынешнее положение Николая Иваныча не радует его брата, который приехал погостить. Иван Иваныч понимает, что есть вещи, ценность которых намного значительнее удовольствия есть собственный крыжовник. Именно в этот момент конфликт материального и духовного достигает апогея.

Композиция

Сюжет «Крыжовника» строится по принципу «рассказ в рассказе». Нелинейное повествование помогает автору углубить смысл произведения.

Помимо истории главного героя рассказа, Николая Иваныча Чимши—Гималайского, существует  и другая реальность, в которой живут Иван Иванович, Алехин и Буркин. Последние два дают свою оценку произошедшему с Николаем Иванычем. Их представления о жизни —  наиболее распространенный вариант существования людей. Важно обратить внимание на экспозицию рассказа, которая содержит подробное описание природы. Пейзаж в имении Николая Ивановича подтверждает духовную нищету новоиспеченного барина.

Главные герои и их характеристика

  1. Чимша-Гималайский Иван Иваныч — представитель дворянского сословия, который служит на медицинском поприще – лечит животных. Он также является персонажем рассказов «Человек в футляре» и «О любви». Этот герой выполняет важные функции в рассказе «Крыжовник». Во-первых, он — рассказчик, во- вторых, герой-резонер, так как из его уст читатель может услышать обращение автора, его главные мысли. Например, слова Ивана Иваныча о быстротечности жизни, необходимости действовать и жить здесь и сейчас.
  2. Чимша-Гималайский Николай Иваныч — представитель дворянского сословия, мелкий чиновник, а затем и помещик. Он на два года моложе своего брата, «добрый, кроткий человек». Персонаж стремился вернуться в деревню — вести тихую жизнь помещика. Грезил о том, как будет кормить уток на пруду, гулять по саду, купаясь в лучах теплого солнца, срывать с еще мокрых от утренней росы веток спелые ягоды крыжовника. Ради мечты он отказывал себе во всем: экономил, женился не по любви. После смерти жены он, наконец, смог купить имение своей мечты: обжился, стал полнеть и важничать, рассуждать о своем благородном происхождении, а мужиков просил обращаться к себе «Ваше благородие».

Темы

В данном произведении затронуты темы счастья, мечты, поиска смысла жизни. Все три темы тесно связаны друг с другом. Мечта о собственной усадьбе с крыжовником привела Николая Иваныча к его счастью. Он не только с наслаждением ел крыжовник, но и с умным видом рассуждал о народном образовании, искренне верил, что благодаря ему каждый простой мужик сможет стать полноценным членом общества. Только вот счастье главного героя является ложным: это всего лишь покой, праздность, что ведут его к застою. Время вокруг него буквально остановилось: ему не нужно утруждать себя, стараться и отказывать себе в чем-либо, поскольку теперь он — барин. Раньше Николай Иваныч был твердо уверен в том, что счастье нужно завоевывать, заслуживать. Теперь же, по его мнению, счастье — это дар божий, и только избранному вроде него под силу жить в раю на земле. То есть, его сомнительное достижение стало лишь плодородной почвой для эгоизма. Мужчина живет только для себя. Став богатым, он обеднел духовно.

Можно выделить и такую тему, как равнодушие и отзывчивость. Рассказчик, рассуждая на эту тему, отмечает, что ни Алехин, ни Буркин до конца не поняли его идей, проявили пассивность к весьма поучительной истории о смысле жизни. Сам Иван Иваныч Чимша—Гималайский призывает каждого искать счастье на протяжении всей жизни, помнить о людях, а не только о себе.

И таким образом, герой признает, смысл жизни заключается не в удовлетворении плотских желаний, а в более возвышенных вещах, например, помощи ближним.

Проблемы

  1. Алчность и тщеславие. Главной проблемой в рассказе «Крыжовник» являются заблуждения человека о том, что истинное счастье — это материальные блага. Так, Николай Иваныч всю жизнь трудился ради денег, жил во имя них. В итоге, его представления оказались ошибочными, оттого он и ел кислый крыжовник, улыбаясь и приговаривая: «Ах, как вкусно!». В его представлении только деньги дают человеку значимость: будучи барином, он и сам стал превозносить себя, как будто без усадьбы
  2. Не менее важная проблема — эгоизм. Главный герой, как и многие люди на земле, забывал или не хотел помнить о несчастьях окружающих. Он следовал такому правилу: мне хорошо, а до остальных и дела нет.

Смысл

Главная мысль А.П. Чехова выражается во фразе Ивана Иваныча о том, что нельзя радоваться тогда, когда другим плохо. Нельзя закрывать глаза на чужие проблемы, важно помнить, что беда может постучаться в любой дом. Важно уметь вовремя откликаться на просьбы о помощи, чтобы и вам помогли в трудную минуту. Таким образом, автор выражает свое презрение к постоянному покою и стагнации в жизни человека. Счастье, по Чехову — это движение, действие, при этом направленное на совершение добрых и справедливых поступков.

Эта же идея прослеживается во всех частях трилогии.

Критика

Положительно рассказ «Крыжовник» оценивал В. И. Немирович-Данченко:

Хорошо, потому что есть и присущий тебе колорит, как в общем тоне и фоне, так и в языке, и еще потому, что очень хорошие мысли…

Но не только критики и литературоведы высказались о прочитанном. Антону Павловичу активно писали письма простые люди. Например, как-то раз писатель получил письмо от Наталии Душиной, ученицы технического училища. Вот ее цитата:

Когда я читаю что-нибудь Ваше, то я чувствую всегда, что я жила с этими людьми, что я хочу то же сказать о них, что сказали Вы, и не одна я это чувствую, и это потому, что Вы пишете только правду и всё сказанное не так, как сказали Вы, — будет ложь…

Наиболее развернутое описание творческой манеры Чехова описывать реалии русской жизни дал Б. Эйхенбаум в своей статье в журнале «Звезда»:

С годами художественные диагнозы Чехова уточнялись и углублялись. Болезнь русской жизни приобретала под его пером все более резкие и яркие очертания. <…> От диагнозов Чехов стал переходить к вопросам лечения. С особенной силой это выступило в рассказе «Крыжовник». <…> Чехов никогда не сочинял — он услыхал эти слова в жизни и обрадовался им, потому что сам он и был этим человеком с молоточком. Он стучал в самое сердце России — и достучался.

Особенно эмоционально о рассказе высказался Г.П. Бердников, заявив о том, что «стыдно быть счастливым» в той реальности, которую описывает Чехов.:

Драма… раскрывается перед нами в рассказе «Крыжовник». <…>  Однако под пером Чехова охватившая чиновника мечта-страсть так поглощает его, что в конце концов совершенно лишает человеческого облика и подобия.

Автор: Ирина Романова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

История создания произведения

Сюжет был построен, по мнению литературоведов, на одном рассказе о чиновнике, который хотел приобрести красивый и нарядный мундир, расшитый золотыми нитями. Мечта его сбылась, но мундир он так и не надел — сначала не было повода, а потом чиновник умер. Мундир для того чиновника оказался главнее других жизненных приоритетов — друзей, семьи и собственного счастья.

Мечта вместо реальной жизни — Чехова взволновала эта история. И в 1898 году автор решает написать про героя, который мечтал о доме с кустами крыжовника. Первые наброски Антона Павловича были с более трагичным концом, но автор смягчил судьбу героя, оставив ее тем не менее такой же одинокой и бессмысленной.

Рис. 1. Николай Иванович. Художник П. Пинкисевич

Рис. 1. Николай Иванович. Художник П. Пинкисевич

Тема

Чехов поднимает тему ограниченности человеческих решений. Главный герой рассказа Николай Иванович — человек, который создал себе идеальную мечту. К ней он шел долгие годы. Его мечта вначале для читателя становится благородной, ведь хорошо иметь свой дом, да еще и с кустами крыжовника. По мнению Николая Ивановича, у него все идет по плану — он стремится к своему крыжовнику, но Чехов вводит другого персонажа Ивана Ивановича. Иван Иванович — брат главного героя, и именно он показывает реальное положение вещей.

Дом с крыжовником куплен, но счастья нет, точнее оно ложное. В этом ложном и единоличном счастье и пребывает Николай Иванович. Брат ему показывает, что он стал черствым, нелюдимым, злым. В ответ на эти все претензии главный герой, чтобы одуматься, приносит тарелку кислых ягод, и наслаждается этим. Ивану горько видеть брата, и он задумывается над тем, что вот таких “счастливчиков” очень много. Они не выходят за пределы своего розового мира, в то время когда истинное счастье — это помощь другим.

Композиция и сюжет

Экспозиция и завязка начинается с описания дождливой природы, из-за которой рассказчику Ивану Ивановичу и его другу Буркину необходимо было найти кров, чтобы переждать непогоду. И они решают посетить знакомого помещика Алехина. Алехин приютил знакомых, дал возможность помыться и переодеться, и во время чая рассказчик решает поведать о своем брате Николае.

Развитие действия — рассказ о Николае Ивановиче. В этой части рассказа повествование ведется от лица его брата, и занимает почти все произведение.

С братом они воспитывались в семье офицера и кантиста Чимши-Гималайского. В детстве они жили как обычные крестьянские дети, хоть и имели дворянский титул. После смерти отца имение их продали, и с тех пор брат Николай заимел мечту стать дворянином с собственным домом и кустами крыжовника. Для своей мечты он сделал все: копил деньги, во всем себе отказывал, даже женился на престарелой женщине, но с богатым наследством — и это ради ягод.

Брат застает Николая Ивановича уже в своем имении, с барскими замашками и с такими же барскими поступками. Николай якобы творил добро, но на самом деле калечил других: давал полведра выпивки крестьянам, а те спивались, но благодарили, или лечил всех мужиков содой от всех болезней. Николай Иванович считал себя нужным, но в итоге оказалось, что он одинок. У него есть только тарелка с крыжовником и поместье, где никому он не нужен.

Рис. 2. Крыжовник. Художник С. Алимов

Рис. 2. Крыжовник. Художник С. Алимов

Завершение рассказа — мысли Ивана Ивановича. Он говорит своим слушателям Алехину и Буркину, что зачем ждать чего-то, зачем ждать первого урожая крыжовника, когда можно его купить на базаре и подарить детям, может даже и чужим. Или зачем ждать лучшего момента для надевания мундира, его может никогда и не быть.

Важно! Кульминационной точкой становится обращение к Буркову: “… не успокаивайтесь, не дайте усыпить себя!”. Именно к этому выводу приходит и автор: необходимо жить здесь и сейчас, а достижение целей ни в коем случае не должно сводиться к единственному занятию в жизни.

Жанр и особенность рассказа

“Крыжовник” А. П. Чехова — это короткий рассказ, написанный в стиле реализма. В нем наблюдаются все характерные признаки этого жанра — мало сюжетных линий, небольшое количество действующих лиц и сжатый объем текста.

Сам автор хотел написать больше рассказов, посвященных “футлярной” жизни, но после публикации последнего рассказа “О любви” он решает, что тема себя исчерпала.

Автором подчеркивается, что “футляр” у человека может быть разный — мундир, крыжовник, страх жить, страх любить. Но в любом случае это приводит к ограниченности мысли человека, он застывает внутри своего “футляра”, как мумия.

Для лучшего понимания темы произведения рекомендуем также послушать аудиоанализ рассказа “Крыжовник” из видео ниже.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Анализ рассказа Крыжовник

Анализ рассказа Крыжовник (произведение Чехова)

История написания

Рассказ «Крыжовник» А.П.Чехова является частью «маленькой трилогии, в которую вошли так же «Человек в футляре» и произведение «О любви». Опубликован издательством «Русская мысль» в 1898 году. Создавалось произведение автором, когда он пребывал в Московской области в селе Мелихово. Сюжетная линия рассказа продолжает повествование «Человека в футляре», в котором так же поднята проблема очерствевшей души человека с искаженным пониманием счастья.

Принято считать, что в основе рассказа Чехова лежит история, которую рассказал юрист, известный среди писателей того времени, Анатолий Кони, писателю Л.Н. Толстому. Посвящена эта история была одному чиновнику, который на протяжении всей жизни откладывал денежные средства на осуществление своей мечты – приобретение парадного мундира, украшенного золотой вышивкой, который должен обеспечить чиновника почетом и уважением, подарить счастье. Но увы, при жизни одеяние так и не пригодилось, и было надето на чиновника только на его похороны.

Жанровые особенности

Произведение создано с учетом жанровых особенностей рассказа и его относят к направлению реализма в литературе. Отличается «Крыжовник» лаконичной прозаической формой, наличием только одной сюжетной линии, описанием одного либо двух главных персонажей и нескольких второстепенных, небольшим объемом.

Сюжетная линия

Ввиду сложившихся обстоятельств (проливного дождя), Иван Иваныч Чимша-Гималайский, работающий ветеринаром, и учитель Буркин вынуждены навестить друга Иван Иваныча —  Алехина. Во время приема пищи, доктор рассказывает своим товарищам историю своего брата Николая Ивановича.

Братья по происхождению они не из зажиточной семьи, а после смерти отца и вовсе остались без семейного поместья, которое пришлось отдать за долги. 

С тех пор младший брат стал отчаянно стремиться к обогащению. Главная его мечта заключалась в приобретении усадьбы и сада, где бы можно было вырастить кусты ароматного и спелого крыжовника. Николай Иванович стал экономить на всем, не замечая ничего подле себя, за исключением объявлений по продаже земельных участков либо усадьб. И в конце концов ему удается осуществить свою мечту. Однако, по истечению многих лет, Иван Иваныч навещает своего родственника и неприятно удивляется тем, насколько изменился в характере его брат. Теперь он типичный ленивый и недалекий житель, который думает только о комфортных условиях и сытом желудке. К нему приходит понимание, что существуют более ценные вещи в жизни, что он и пытается донести до своего младшего брата в своем монологе.

Композиционные особенности

Основной отличительной особенности построения «Крыжовника» является использование литературного приема – «история внутри истории».

Наряду с историей главного героя – Николая Ивановича описывается и реальность, в которой пребывают Иван Иваныч, Алехин и Буркин. Последние два персонажа оценивают произошедшее с младшим братом повествователя и таким образом выражают самый популярный вариант существования человека.  

Описание главных персонажей

В образе ветеринара Ивана Иваныча автор выражает свою жизненную позицию. Герой относится к типу общественных деятелей. Главное его убеждение – предназначение каждого оказывать помощь другим.

Николай Иванович – представитель чиновнического класса, являющийся старательным работником и добрым человеком, который большую часть своей жизни потратил на сбор денежных средств и приобретение собственной усадьбы. После осуществления мечты стал беззаботным, эгоистичным землевладельцем.

Главные вопросы, затронутые в рассказе

В своем рассказе Чехов раскрывает ряд тем, представленных:

— темой мечты – главной тематикой «Крыжовника». Писатель стремиться показать, что не любая мечта является прекрасной. Иногда она перерастает в манию и навязчивую идею, что влечет за собой негативные последствия.

— темой счастья. В образе Николая Ивановича автор высказывает свое осуждение к стремлению человека обеспечить только личное счастье, личностному эгоизму.

— темой маленького человека.

— темой природы. Пейзажные зарисовки в произведение являются отражением эмоционального состояния и настроения героев.

Проблемы

Проблематика произведения актуальна всегда, поскольку затрагивает такие вопросы как:

— эгоистичность;

— безразличие;

— деградация человека, который гонится только за собственной мечтой;

— несправедливые способы достижения своей цели.

Основная идея

Суть рассказа изложена автором в монологе повествователя истории о своем брате, который выражает мнение о невозможности испытывать чувство радости, если рядом находятся те, кому плохо. Не стоит пропускать мимо чужие неурядицы, поскольку в любой момент беда может случиться с каждым.  Важно своевременно помогать тем, кто об этом просит. Счастье, по мнению А.П. Чехова, заключается в движении, действии, совершении добрых и справедливых дел.

2 вариант

Рассказ «Крыжовник», написанный Антоном Павловичем Чеховым, впервые был опубликован в журнале «Русская мысль» в 1898году. Произведение входит в «маленькую трилогию» и, как и другие рассказы данного цикла, описывает омертвевшую человеческую душу – «футлярных людей». Писатель в произведении ищет смысл жизни, рассуждает об истинном счастье.

Сюжет произведения построен по принципу «рассказ в рассказе». Действие начинается с дождя в поле, и попавших под него ветеринара Ивана Ивановича Чимша-Гималайского и учителя гимназии Буркина. Герои решают остановиться в усадьбе Алехина, товарища Ивана Иваныча, где ветеринар решает поведать историю о своём брате.

Родившись в небогатой семье, братья старались обрести материальные блага. В особенности стремился к достатку младший, Николай Иванович. Ради одной цели, усадьбы на берегу реки или озера, где будут расти кусты крыжовника, он был готов на всё, забыв о человечности: копил деньги, экономя на еде и одежде, женился на старой вдове, у которой были деньги и фактически сгубил её. Взял в привычку читать в газетах объявления о продаже имений, пока в итоге не приобрёл землю.

На пути к мечте Николай Иванович не замечал, что меняется не в лучшую сторону: располнел, постарел, потерял человеческое обличие. Он не видел, что вокруг него всё становилось заброшенным, даже собака стала похожа на свинью. Мечта заставила забыть о проблемах и заботах реального мира.

То, что увидел Иван Иваныч, во время визита к брату на его новую усадьбу, «Гималайское тож», опечалило его. В особенности момент, когда Николаю Иванычу подносят тарелку с первым урожаем крыжовника, он берёт по одной ягоде, наслаждается процессом, хотя ягода была жёсткая и кислая. Претворение в реальность личной мечты сделало Николая Ивановича счастливым, он наслаждался этим достижением. Но гонясь за богатствами, забыл о духовности, его душа очерствела, он стал «футлярным человеком».

В конце своего рассказа Иван Иванович приходит к выводу, что стоит стремиться к возвышенным вещам, а не гнаться за материальными ценностями. Но ни Буркин, ни Алехин не поняли смысла поучительной истории ветеринара.

А. П. Чехов на примере одного из героев показывает человеческую деградацию, чёрствость, обращает внимание читателя на человеческие пороки, ложные представления о смысле жизни. Рассказ заставляет задуматься над тем, ради чего стоит жить, призывается не останавливаться на достигнутом, а постоянно развиваться.

Анализ 3

В центре сюжета простая история, которую рассказывает Иван Иванович о собственном брате Николае. У Николая была мечта, купить имение, рядом с которым будут кусты с крыжовником. Он готов прибегнуть к любым средствам и методам, чтобы достигнуть желаемого и воплотить в жизнь мечту, которая давно не может осуществиться. На протяжении всей жизни он тяжело работал и на протяжении долгого времени откладывал деньги, чтобы скопить нужную на покупку сумму. При этом он даже морит себя голодом, чтобы не тратить лишних денег на еду.

Чтобы осуществить желаемое он даже заключает фиктивный брак со старой вдовой, которая скоро должна была умереть. Кроме этого он специально морит ее голодом, пока она не уходит в мир иной. Приобретенные нечестным способом деньги, он вкладывает в банк под проценты под собственное имя, а через некоторое время покупает дом, который хотел. И вот имение находится в его собственности, но какой ценой? Счастлив ли он от нового приобретения, которое получил в жизни?

Николай Иванович обладает такими качествами, как алчность и больше всего он любит себя. Ему не нужно не семейной счастье, не важно благополучие и состоятельность близких людей, у него нет друзей, он не успел их приобрести за долгую жизнь.

Иван Иванович делится сокровенной историей с приятелем-помещиком, у которого потом становится частым гостем в небольшом имении. Он рассказывает ее в назидание богатым людям, которые часто обменивают семьи и любимых людей на деньги и материальное богатство, которое не приводит к удовлетворению в жизни. 

Основным направление повествования является реализм, данное направление являлось ключевым в данное время. Автор использует достаточно реалистичных компонентов, сам сюжет основан на реальных событиях, собственно, как и используемые детали.

Чехов использует минимализм в стиле повествования, он не отдается подробностям, но в тоже время сюжет нельзя назвать несодержательным. Он с точностью описывает трудности и проблемы, возникающие в обществе того времени. Также он подчеркивает недостатки человеческого характера, такие как жадность и алчность, присущие людям всех времен и народов.

Анализ произведения Крыжовник 10 класс

Антон Павлович Чехов покорил русскую литературу в 80-е годы XIX столетия как автор коротких рассказов, которые печатались в различных журналах. Его рассказ с наименованием «Крыжовник» входит в «футлярную» трилогию и считается витком последнего периода творчества Антона Павловича. Акцентирует он своё внимание в этом произведении на негативных преобразованиях человека в худшую сторону, игнорирующую гуманизм, добродетель и возводящую в основной принцип бутафорное, искусственное чувство наживы, обывательщины и эгоизма.

Сюжет повествования незамысловат : врач-ветеринар Иван Николаевич делится рассказом-историей о своём брате Николае Ивановиче, который на протяжении всей своей сознательной жизни холил и лелеял единственную мечту, суть которой заключалась в покупке имения с небольшим участком в придачу, где он будет жить тихой жизнью аскетичного помещика. Атрибутом такого существования мнится ему крыжовник как некий символ отрешённости, спокойствия и защищённости.

Сам же автор произведения в лице сюжетного повествователя с опасностью и недовольством транслирует своё отношение к такому выбору, уверяя, что такого рода отрешённость и уединённость обусловлено крайним эгоизмом, влечёт за собой окоченение души, низвергающееся в пропасть исключительно обывательского устремления. Граничит такой выбор Николая Ивановича с добровольным желанием пойти на попятную, испариться, отказаться от того спектра прелестей, достигающихся в процессе прений и извечной борьбы. Таким образом, Чехов трактует данный выбор преступным деянием. В мире, где человек может опробовать свой потенциал, на практике осуществить заветное, в теории запечатлеть своё слово выбирать «футлярный» образ жизни недопустимо. Целиком закономерно угрюмое негодование Антона Павловича, привыкшего созидать, строить, достигать, совершенствовать, а не бесцельно прозябать дни и ночи, довольствуясь серостью и посредственностью.

В итоге Николай Иванович потерял прежнюю физическую форму, обрюзг, потолстел, зачерствел и абстрагировался до космических масштабов, не позволяющих трезво и адекватно смотреть на мир. Тем не менее, продолжал стоять на своём убеждении, приняв это за истинный смысл жизни.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Крыжовник

Анализ рассказа Крыжовник

Популярные сегодня темы

  • Сочинение О чем мечтают герои русской литературы?

    В вымышленном и реальном пространстве люди одинаково переживают радостные и грустные события. Пройти через подобные моменты помогают им мечты. Стремление, чтобы в реальность воплотилось задуманное, присутствует в душе каждого.

  • Сочинение на тему Моя семья — моя гордость

    Что в жизни человека самое главное? Глядя на современное общество, я вижу, что для большинства подростков на первом месте модные бренды одежды, последние модели мобильных телефонов, вкусная еда в ресторанах.

  • Сочинение Подвиг прадедов на Великой Отечественной Войне

    Великая Отечественная война – это одна из тем, которая невольно вызывает слезы на глаза. И, не важно, что ты далекий потомок тех, кто непосредственно пережил тот сложнейший этап нашей общей истории.

  • Сочинение по пословице Язык мой – друг мой

    Русский язык — мой родной язык. Каждый день мне приходится общаться с друзьями, не знакомыми людьми. Использование различных групп слов, определённой личностью, позволяет установить

  • Как относятся к Левше другие герои — сочинение

    «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н. И. Лесков опубликовал в журнале «Русь» в 1881 году. Чтобы понять цель, которую поставил в произведении писатель Н. С.Лесков, следует рассмотреть отношение к нему других героев.

Окончание XIX столетия в истории России ознаменовалось непростым периодом в общественно-политической жизни страны. Это был некий застой, во время которого не происходило никаких важных событий в обществе, что, безусловно, негативно отразилось на развитии государства. В своем произведении Антон Павлович Чехов, как человек, не равнодушный к судьбе своего народа, поднял серьезные вопросы о смысле жизни, обозначил конфликт между духовными и материальными ценностями.

История создания

В 1898 году в печать вышел очередной рассказ Чехова, который в дальнейшем стал частью «маленькой трилогии». Эта история, над которой писатель трудился в подмосковном селе Мелихово, стала своеобразным продолжением знаменитого «Человека в футляре». Оба произведения объединила общая тема – искаженные представления о счастье грубой, зачерствевшей человеческой души.

Исследователи творчества Чехова полагают, что в основу рассказа «Крыжовник» легла история, которую поведал Льву Толстому известный юрист Анатолий Кони.  Согласно ей, жил один чиновник, который все свои сбережения откладывал на осуществление заветной мечты – пошив парадного мундира с золотой вышивкой. Мужчина считал, что только этот мундир способен принести ему уважение и почет, сделает по-настоящему счастливым. В итоге, заветный мундир был пошит, но герою при жизни ни разу не довелось его надеть. Постаревший и потускневший от времени предмет гардероба лишь единожды был надет «в люди» — во время похорон самого чиновника.

Жанр и направление

Литературный жанр «Крыжовник» — рассказ, поскольку произведение имеет небольшой объем, небольшое количество второстепенных персонажей, одну сюжетную линию, и в центре повествования – судьба одного героя, описанная в хронологическом порядке. Рассказ «Крыжовник», как и все произведения Антона Павловича, принадлежит  литературному направлению «реализм». На это указывает реалистичное изображение быта и привычных будней центрального повествования, его поступки, мечты, надежды. События происходят в реальном месте в реальный исторический отрезок.

О чем?

Учителя гимназии Буркина и ветеринара Ивана Иваныча Чимша-Гималайского во время прогулки застал сильный дождь. Спасаясь от непогоды, приятели попросили приют у своего товарища Алехина, чья усадьба располагалась неподалеку.  Во время трапезы Иван Иваныч поделился печальной историей своего брата.

Братья Чимша-Гималайские с ранних лет поняли, что ради собственного благополучия им придется как следует потрудиться. Мальчики росли в небогатой семье, и знали, что надеяться им не на кого, кроме самих себя. Особенно сильно стремился к стабильной жизни младший из братьев, Николай. Уже в юности он в полной мере осознал свою главную мечту – уютную усадьбу и пышный сад, в котором непременно должен расти крыжовник как символ комфортной, благополучной жизни.

Ради достижения поставленной цели Николай Иваныч женился на богатой, но нелюбимой женщине. Откладывая деньги на покупку усадьбы, он экономил буквально на всем. Результатом его скаредности и душевной черствости стала болезнь супруги, которая довела ее в могилу. Однако Чимша-Гималайский не очень опечалился утрате: все его мысли были направлены на приобретение заветного участка земли.

В итоге, после долгих лет экономной жизни Николаю Иванычу удалось скопить нужную сумму и осуществить свою мечту. Став хозяином усадьбы и сада, он первым делом высадил на участки кусты крыжовника. Спустя несколько лет Иван Иваныч приехал погостить брата, и был неприятно поражен тем переменам, свидетелем которых он стал. Да, Николай Иваныч был очень доволен своей покупкой, и даже кислый крыжовник ел, не морщась. Однако за эти годы он превратился в черствого, сухого, равнодушного человека, в жизни которого не было ни нежной привязанности, ни искренней дружбы, ни милосердия. Мечта сбылась, но какой ценой?..

Композиция

Сюжет произведения построен по принципу «рассказ в рассказе», к которому нередко прибегал Антон Павлович Чехов. Изначально читатель знакомится с тремя товарищами – Иван Иванычем Чимша-Гималайским, Буркиным, Алехиным, но спустя некоторое время погружается в иную реальность, главным героем которой был Николай Иваныч.

Особое внимание автор уделяет и описание природы, с помощью которой лишний раз подчеркивает духовную бедность главного героя.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Иваныч Чимша-Гималайский – дворянин, выбравший для себя профессию ветеринара. Данный персонаж также встречается в рассказах «О любви» и «Человек в футляре». На него возложена большая ответственность, поскольку в произведении он выполняет роль не только рассказчика, но и критика, поскольку в его уста Чехов вкладывает собственные мысли. Например, рассуждения Иван Иваныча о быстротечности жизни, необходимости действовать и жить здесь и сейчас – ничто иное, как личное отношение автора к происходящему.
  2. Николай Иваныч Чимша-Гималайский – младший брат Иван Иваныча, дворянин, мелкий чиновник, а спустя некоторое время – помещик. В юности это был добрый, дружелюбный человек, который хотел вести тихую, уединенную жизнь в деревне в собственной усадьбе. В своих мечтах он представлял, как будет гулять по саду, кормить уток на пруду, нежиться на солнце, лакомиться сочными ягодами крыжовника. На осуществление этой мечты Николай Иваныч положил всю свою жизнь: он экономил, во всем себе отказывал, и даже женился по расчету. Лишь в зрелом возрасте, прожив унылую, безрадостную жизнь, он купил усадьбу и стал помещиком: располнел, обрюзг, стал рассуждать о своем благородном происхождении и требовать от мужиков обращаться к себе не иначе, как «Ваше благородие».

Темы

В рассказе «Крыжовник» Чехов поднял множество важных тем, среди которых – поиск смысла жизни, человеческого счастья, реализация мечты. Все эти темы связаны между собой самым тесным образом. Так, главный герой, лишь осуществив свою заветную мечту, почувствовал себя по-настоящему счастливым, полноценным человеком. С наслаждением поедая крыжовник, Николай Иваныч любил порассуждать о народном образовании, о своем участии в жизни простого народа. Однако счастье героя на поверку оказалось ложным: очутившись в состоянии полнейшего покоя и праздности, он стал заметно деградировать. Став барином, Николай Иванович словно погрузился в теплое, комфортное, уютное болото, которое с каждым годом засасывало его все больше. Если раньше он был уверен, что личное счастье нужно заработать, то теперь считал, что благополучие – это дар небес, который заслуживают лишь избранные, к коим он себя и причислял. Так, весьма сомнительное достижение стало причиной, по которой Николай Иваныч погряз в махровом эгоизме. Приобретя финансовую независимость, он обеднел духовно.

В произведении также следует выделить такие важные темы как отзывчивость и равнодушие. Иван Иваныч Чимша-Гималайский, рассказывая поучительную историю своего брата, отметил, что его собеседники не смогли до конца понять ту мысль, которую он вложил в свой рассказ, а именно – нужно уметь радоваться жизни здесь и сейчас, щедро делится этой радостью с окружающими и не зацикливаться на собственной персоне.

Проблемы

  1. Алчность и тщеславие. Главный герой рассказа позабыл, что истинное счастье заключается не в накоплении материальных ценностей, а в приобретении духовного богатства. В этом заключалось его главное заблуждение, ставшее причиной его скучной, безрадостной, серой жизни. Представления о прекрасном настолько сильно исказились у Николая Иваныча, что даже кислый крыжовник казался ему вкусным. Основным мерилом счастья для него стали деньги: лишь став богатым человеком, он почувствовал себя значительным, важным человеком.
  2. Эгоизм – одна из центральных проблем произведения. Главный герой был слеп и глух к окружающим, он не хотел видеть, что происходит вокруг него. Для Николая Иваныча ценность представляла только его мечта, а все, что вставало на пути к ее осуществлению, он безжалостно отметал.

Смысл

Главная мысль всего произведения была озвучена Иван Иванычем, когда он сказал, что нельзя радоваться, когда другим плохо. Это настоящее преступление – радоваться собственному счастью и благополучию, когда окружающие тебя люди страдают и испытывают в чем-то нужду. Очень важно не зацикливаться на себе, своих желаниях, а протягивать руку помощи тем, кто в ней нуждается. Только так жизнь человека приобретает смысл. Чехов был уверен, что истинное счастье для каждого мыслящего, развитого человека – это постоянное движение вперед, направленное на совершение добрых дел.

Критика

После публикации «Крыжовника» В. И. Немирович-Данченко высказался о нем следующим образом:

Хорошо, потому что есть и присущий тебе колорит, как в общем тоне и фоне, так и в языке, и еще потому, что очень хорошие мысли…

Не остался в стороне и Б. Эйхенбаум, подробно описавший особенности творчества Антона Павловича Чехова:

С годами художественные диагнозы Чехова уточнялись и углублялись. Болезнь русской жизни приобретала под его пером все более резкие и яркие очертания. <…> От диагнозов Чехов стал переходить к вопросам лечения. С особенной силой это выступило в рассказе «Крыжовник». <…> Чехов никогда не сочинял — он услыхал эти слова в жизни и обрадовался им, потому что сам он и был этим человеком с молоточком. Он стучал в самое сердце России — и достучался.

Весьма эмоциональную оценку рассказа дал Г. П. Бердников, который был полностью согласен с писателем о том, что стыдно быть счастливым в реальности, описанной в произведении:

Драма… раскрывается перед нами в рассказе «Крыжовник». <…>  Однако под пером Чехова охватившая чиновника мечта-страсть так поглощает его, что в конце концов совершенно лишает человеческого облика и подобия.

Однако не только литературные критики давали оценку произведению Чехова: рассказ «Крыжовник» настолько взволновал читающую публику, что после его публикации автор регулярно получал письма от простых людей. К примеру, ученица технического училища Наталия Душина писала следующее:

Когда я читаю что-нибудь Ваше, то я чувствую всегда, что я жила с этими людьми, что я хочу то же сказать о них, что сказали Вы, и не одна я это чувствую, и это потому, что Вы пишете только правду и всё сказанное не так, как сказали Вы, — будет ложь…

«Крыжовник» анализ рассказа Чехова – вывод, проблематика, смысл, тема произведения

Творчество А. П. Чехова удивительно простое, крайне содержательное и поучительное. Его произведения заставляют думать, размышлять, стыдиться и радоваться. Анализ рассказа будет полезен учащимся 8 класса при подготовке к урокам литературы. В рассказе Чехова “Крыжовник” поднимаются вопросы смысла жизни, человеческого счастья, эгоизма и равнодушия. Для “Крыжовника” Чехова анализ и подробный разбор всех художественных особенностей произведения содержится в нашей статье.

«Крыжовник» анализ рассказа Чехова – вывод, проблематика, смысл, тема произведения

Краткий анализ

Год написания – июль 1898.

История создания – на создание рассказа повлияла история, рассказанная автору о человеке, мечтавшем о нарядном мундире, расшитом золотом: купив его, он не успел одеть наряд, сначала не было повода, потом человек скончался.

Тема – счастье, смысл человеческой жизни, мечта и реальность.

Композиция – представляет собой рассказ в рассказе.

Жанр – рассказ

Направление – реализм.

История создания

Есть несколько версий, кто рассказал Антону Павловичу похожую историю из жизни, которая натолкнула его на создание рассказа. Лев Николаевич Толстой или литератор, юрист и общественный деятель Анатолий Фёдорович Кони поведали автору историю о чиновнике, который лелеял мечту о расшитом золотом мундире. Когда его мечта осуществилась, и мундир сшили, человеку было некогда одеть его; потом не нашлось достойного повода для облачения в праздничный наряд, а после – чиновник умер.

Проблема смысла жизни, её скоротечности взволновала Чехова. В июле 1898 года он написал рассказ про человека, мечтавшего о поместье с кустами крыжовника, произведение получилось глубоко философское и трогательное. Чехов поднял вечные вопросы в особенной, свойственной только ему, манере. Первые наброски к повествованию говорят о том, что изначально оно должно было быть более жёсткое и трагичное. Образ главного героя – одинокого, больного, получившего свою мечту в неожиданной форме был заменён в итоге на более “мягкую” версию. В том же году произведение было опубликовано в журнале “Русская мысль” в составе трилогии вместе с рассказами “О любви” и “Человек в футляре”.

Многие критики приняли рассказ восторженно, его встретили положительные отзывы и благосклонность литературного мира.

Тема

Название рассказа носит в себе скрытую иронию, автор тонко замаскировал глупость и ограниченность героя повествования. Его мечты об имении с кустами крыжовника – то, на что потрачена вся жизнь, цель, которая не стоит того, чтобы её достигать.

Одинокий человек, без семьи, детей, без тепла и душевного понимания друзей и родных (их у него практически не было из-за тех условий, в которые он сам заключил себя в погоне за “крыжовником”) получает то, о чём мечтал. Его совесть очерствела, он не умеет любить и заботиться о ближнем, он глух и слеп к настоящей жизни.

Идея произведения заключена в чудеснейшей фразе Ивана Ивановича о “человеке с молоточком”. Если бы такой человек приходил и стучал каждый раз, когда мы забываем о том, что рядом есть люди, которые очень нуждаются в помощи, то на земле могло бы быть гораздо больше счастливых людей. Крайне важные мысли вкладывает автор в уста рассказчика: люди, обретя то, за чем гонятся, чувствуют себя счастливыми и отворачиваются от других, но жизнь рано или поздно покажет свои когти. И тогда “за кулисами” оказываешься ты сам, и все будут так же глухи к твоему горю, как и ты когда-то. Эта закономерность свойственна человеческой натуре, поэтому автор призывает делать добро, пока есть силы и возможность, а не почивать в своём “счастливом мирке”.

Слушатели, Буркин и Алёхин, расслабленные после купания и вкусного ужина, не понимают того, о чём пытался рассказать им товарищ. В тепле и достатке мысли о человеческих судьбах, нищете и бедности не трогают, не волнуют, не кажутся животрепещущими. Алёхину хочется рассказов о дамах, красивой жизни, захватывающих сюжетов, Буркин тоже далек от философии друга. Проблематика рассказа в том, что жизнь человека пуста и бессмысленна, если он думает только о себе, делать добро другим – вот то, что является мерой счастья. Анализируя собственную жизнь и сбывшуюся мечту своего брата, Иван Иванович приходит к выводу, что нельзя быть счастливым, когда вокруг столько бед и несчастий. Как бороться с таким укладом он не знает и не считает себя способным на эту борьбу.

Композиция

Особенностью композиции произведения Чехова является форма рассказа в рассказе. Двое давних знакомых, фигурирующих в цикле “маленькой трилогии” (Иван Иванович Чимша-Гималайский и Буркин) оказываются в поле в ненастную погоду, находят укрытие в доме помещика Алехина. Он принимает гостей, и Иван Иванович рассказывает историю жизни своего брата.

Экспозицией рассказа служит описание природы во время дождя, радушный приём уставших промокших путников хлебосольным хозяином. Повествование время от времени прерывается мыслями и философскими отступлениями самого рассказчика. В целом, композиция очень гармоничная, удачно подобранная для смыслового наполнения.

Условно текст рассказа можно поделить на несколько частей. В первой – экспозиция и завязка (в преддверии ненастья Буркин напоминает Ивану Ивановичу, что тот хотел рассказать какую-то историю). Вторая часть – приём гостей, посещение купальни и уютный вечер в роскошном доме – раскрывает нравы, привычки и отношение к жизни хозяина и его гостей. Третья часть – повествование Ивана Ивановича о своём брате. Последняя – размышления рассказчика и реакция присутствующих на его рассказ и философствования.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Крыжовника».

Жанр

Самый излюбленный литературный жанр А. П. Чехова – это рассказ. Малая эпическая форма с одной сюжетной линией и минимальным количеством персонажей помогает автору создавать лаконичные, злободневные и очень правдивые произведения. Написанный в духе реализма “Крыжовник” стал маленькой историей, которая учит большим истинам. Именно эта особенность свойственна всем рассказам Чехова – смысловая масштабность в ограниченном объёме.

Предыдущая

СочиненияБазаров и родители в романе Отцы и дети Тургенева

Следующая

Сочинения«Чудесный доктор» анализ произведения Куприна – суть, план, тема, проблематика рассказа

Главная мысль рассказа «Крыжовник» (АНАЛИЗ)

На чтение 4 мин Обновлено 15 февраля, 2022

Какая главная мысль рассказа «Крыжовник» Антона Чехова понять можно ознакомившись с кратким содержанием. Анализ произведения поможет узнать, какая тема, идея, жанр, проблематика, герои.

Содержание

  1. «Крыжовник» главная мысль рассказа
  2. Проблемы рассказа
  3. Главные герои рассказа «Крыжовник» и их характеристика

«Крыжовник» главная мысль рассказа

Год написания — 1898

Тема произведения —  погоня за личным счастьем, эгоистичное и бездушное восприятие действительности.

Идея — человек не должен прятаться в свое благополучие. Надо увеличивать количество добра в мире, и тогда оно в нужный момент найдет и нас.

Время действий — конец XIX века, царская Россия, имении Софьино (помещика Алёхина)

Главная мысль — нужно нести добро людям и помогать, человек не может ограничиваться лишь низменными желаниями. Любой успешный человек не должен замыкаться на себе. Автор показывает что только тогда, когда мы будем думать и о других мир станет лучше. Нельзя быть счастливым среди страданий и нищеты, равнодушно наблюдая гибель других.

Рассказ учит совершать добрые поступки, быть активными членами общества, помогать бедным, сиротам и бездомным.

Главный герой воплотил свою мечту в жизнь дорогой ценой, смерть жены, отказ от друзей и семьи, и всё это ради покупки усадьбы, в которой он отгородился от мира и закрылся, как в «футляре». На примере героя мы видим, что когда материальное превалирует над духовным, то человек не становится лучше, а даже наоборот. Автор дает нам возможность задуматься над благом, которое мы должны нести в мир.

Проблемы рассказа

  • Алчность и тщеславие. Главный герой считает, что счастье в материальных благах. Николай Иваныч всю жизнь работал ради денег, ради покупки поместья.  Но он ошибался, изображая барина и кушая кислый крыжовник он был одинок. Ощущая себя богатым, он начинает рассуждать о счастье. Говоря, это дар божий, и только избранному вроде него под силу жить в раю на земле. Он постепенно стал следовать правилу: мне хорошо, а до остальных ему дела нет. Став «барином», Николай Иванович не замечает, что со временем все более и более превращается в живой труп.
  • Важной проблемой является проблема — эгоизма. Главный герой, не хотел видеть и не обращал внимания на несчастья и проблемы других людей.  Для него главным было его состояние, а до других ему дела не было.

Главные герои рассказа «Крыжовник» и их характеристика

  • Николай Иванович Чимша-Гималайский — дворянин, чиновник, потом помещик. Он целеустремлённый, но мелочный, скаредный до фанатизма. Герой посвятил всю свою жизнь тому, чтобы исполнить свою мечту: стать владельцем имения с кустами крыжовника. Он стал экономить на всем, даже на еде и одежде, стал скупым и алчным. Он и в брак вступил не по любви, а по расчету, ведь его жена была богатой вдовой и вскоре Николай Иванович уморил уморил её голодом.  Когда после 40 лет герой наконец приобрел скромное имение, посадил крыжовник, то почувствовал себя барином. Николай Иванович много ест, полнеет и очень обижается, когда слегу и мужики не называют его «ваше высокоблагородие». Он.  рассуждал о пользе телесных наказаний, ел собственный крыжовник и был абсолютно счастлив.
  • Иван Иванович, ветврач, старший брат Николая Ивановича. Добрый и милосердный.  Побывав у брата и увидев его безразличие к жизни других он задумался о своей жизни. Иван Иванович, хоть и любит брата, но не понимает его духовной узости. Он считает, что такая жизнь — это не жизнь, это эгоизм и лень. Герои просит своих слушателей, пока они молоды и сильны, делать добро…Ведь  нельзя быть счастливым когда столько бедных и несчастных людей вокруг тебя.
  • Буркин – учитель гимназии, товарищ Ивана Иваныча.
  • Павел Алёхин – помещик. Ему 40 лет, он заботится только о своём  хозяйстве. неопрятный, неряшливый.

  • Какова тема матренин двор рассказа
  • Какова судьба совести в сказке
  • Какова судьба самсона вырина из рассказа станционный смотритель
  • Какова судьба добра и красоты в этом мире сочинение
  • Какова роль эпизодических героев рассказа лоренцо и абруццких горцев господин из сан франциско