-
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
skylarjuarez138
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Химия1 минута назад
СРОЧНО! химия 8 класс оксиды
-
Русский язык1 минута назад
Нужна ли здесь запятая перед или после слова «сколько»?
-
Другие предметы11 минут назад
Математика учи.ру.Немогу решить нужно задание для баллов
-
Математика11 минут назад
Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?
-
Математика11 минут назад
3/6 Килограмма это сколько граммов?
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика11 минут назад
Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?
-
Русский язык41 минут назад
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20518
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
1.
Действие в произведении происходит:
1. перед Великой Отечественной войной
2 во время Великой Отечественной войны.
3. после Великой Отечественной войны
2. Чем был «знаменит» герой среди жителей своей деревни?
1. Герой писал за старух и читал письма, помогал
жителям разбираться в облигациях.
2. Рассказчик оказывал одиноким старикам посильную
помощь в хозяйстве.
3. Он самостоятельно сочинял рассказы и повести.
3. Почему мать решила отправить сына в райцентр?
1. ей
было трудно одной прокормить троих детей
2. мальчику
хотелось поскорее стать самостоятельным
3. он хорошо учился и признавался в деревне за грамотея
4. Как звали водителя полуторки, который привозил мальчику
продукты из деревни
1. дядя
Вася
2. дядя
Саша
3. дядя Ваня
5. Самодельная обувь,
которой так стеснялся главный герой.
1. валенки
2. кирзовые
сапоги
3. чирки
6. По какому предмету у героя была тройка
1. по алгебре
2. по русскому языку
3. по французскому языку
7. Во французском языке
труднее всего для мальчика было правильное:
1. произношение
2. построение
фраз
3. написание
8. Сколько стоила баночка молока
1. один рубль
2. два рубля
3. 50 копеек
9. Причиной
одиночества рассказчика является:
1.
гордость
2. тоска
по дому
3. его
скупость
10.
Рассказчик считал, что французские слова:
1. придуманы для наказания
2. совсем не похожи на русские
слова
3. удивительно благозвучны
11. Сколько денег в «чику»
каждый раз выигрывал герой рассказа
1. 5
рублей
2.
100 рублей
3. 1
рубль
12. Учительница после разговора с мальчиком
1. рассказала
всё директору
2. дала
мальчику денег
3. взяла с него обещание
больше не играть
13. Истинный смысл игры в «замеряшки»
1. стремление заинтересовать
ученика изучением французского языка
2. помощь учительницы
способному, но голодному ученику
3. желание учительницы
вспомнить детство
14. Как вела себя учительница во время игры?
1. пыталась
подыграть ученику
2. играла
честно
3. жульничала в свою
пользу
15. По утверждению
Лидии Михайловны, человек стареет, когда:
1.
перестает удивляться чудесам
2.
перестает быть ребенком
3.
доживает до преклонного возраста
16. Кто вошёл в комнату, когда герой с учительницей играл на деньги
1. директор
2. завуч
3. мама героя
17. Сколько лет в школе работал директор
1. 10 лет
2. 20 лет
3. 30 лет
18. Лидия Михайловна прислала мальчику посылку, в которой лежали:
1.
новые ботинки
2.
молоко и хлеб
3.
макароны и яблоки
19. Какую роль в жизни героя сыграла его учительница Лидия
Михайловна?
1. она
научила его правильно произносить французские слова.
2. Лидия
Михайловна кормила голодного и больного ученика.
3. общение
с Лидией Михайловной стало для героя уроками жизни, воспитанием чувств.
20. О чём произведение В. Г.
Распутина «Уроки французского»? Укажите неправильный ответ.
1. о
дружбе и предательстве
2. о
становлении героя, приобретении им духовного опыта
3. о
раннем взрослении детей в трудные послевоенные годы
21.
Кто изображён в этом отрывке
из рассказа В. Г. Распутина: «…. Тощий диковатый мальчишка с
разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном
пиджачке на обвислых плечах…»
1. Птаха
2. Тишкин
3. герой-рассказчик
22. «За Вадиком, как тень, следовал большеголовый,
стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу
1. Птаха
2. Тишкин
3. герой-рассказчик
23. Изображения
учительницы и ученика («Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и
красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я
смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, которой я принимал за
самое дыхание…»; «…перед ней крючился на парте тощий диковатый
мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом,
застиранном пиджачке на обвислых плечах…») представляют собой:
1.
описание
2.
рассуждение
3.
повествование
24. В предложении:
«Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых» —
есть:
1.
гипербола
2.
метафора
3.
ирония
25. В предложении « И без того
от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого
пустяка» выделенные слова являются..
1. сравнениями
2. эпитетами
3. гиперболами
Анализ «Уроки французского» Распутин
4.8
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 3724.
Обновлено 10 Июля, 2021
4.8
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 3724.
Обновлено 10 Июля, 2021
Рассказ Распутина “Уроки французского” изучается в 6 классе на уроках литературы. Герои рассказа близки современным детям разнообразием характеров и тягой к справедливости. Перед анализом произведения “Уроки французского” следует ознакомиться с биографией автора. В нашей статье вы сможете узнать, каковы тема, идея и проблематика рассказа. Это значительно облегчит работу на уроке, а также пригодится для подготовки к творческим и тестовым работам.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткий анализ
Год написания – 1973.
История создания – впервые рассказ был опубликован в 1973 году в газете “Советская молодёжь”.
Тема – доброта, неравнодушие, значение учителя в жизни ребёнка, моральный выбор.
Композиция – традиционная для жанра рассказа. Имеет все составляющие от экспозиции до эпилога.
Жанр – рассказ.
Направление – реализм.
История создания
Рассказ “Уроки французского”, действие которого происходит в 1948 году, был написан в 1973 году. Опубликован в комсомольской газете г. Иркутска “Советская молодёжь”. Автор посвятил рассказ Копыловой Анастасии Прокопьевне, матери близкого друга Распутина, драматурга Александра Вампилова, которая работала учителем в сельской школе. Валентин Распутин уважал её за мудрость и доброту. Но героиней рассказа является другая учительница.
По признанию самого автора, рассказ глубоко автобиографичен, его детские впечатления легли в основу сюжета. После окончания четырёхлетней школы в своей деревне будущий писатель вынужден был переехать в районный центр Усть-Уда, чтобы продолжать учёбу в старшей школе. Это был тяжёлый период для одиннадцатилетнего мальчика: жизнь у чужих людей, полуголодное существование, невозможность нормально одеваться и питаться, неприятие одноклассниками. В рассказе описываются реальные события, именно такой путь прошёл будущий писатель Валентин Распутин. Он считал, что детство – главный период в формировании не только характера, но и таланта, именно в детстве человек становится художником, писателем или музыкантом. Из детства он черпает своё вдохновение всю оставшуюся жизнь.
В жизни маленького Вали была такая же Лидия Михайловна (это реальное имя учительницы), которая помогала мальчику, старалась скрасить его тяжёлое существование, посылала посылки и играла в “пристенок”. После того как вышел рассказ, она нашла своего бывшего ученика и произошла долгожданная встреча. С особым теплом он вспоминал разговор, который состоялся с Лидией Михайловной во взрослом возрасте. Она забыла многие вещи, которые помнил писатель с детства, он хранил их в памяти много лет, благодаря чему появился этот замечательный рассказ.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тема
В произведении поднимается тема человеческого неравнодушия, доброты и помощи тем, кто нуждается. Проблема морального выбора и особой “нравственности”, которая не принимается обществом, но имеет обратную сторону – светлую и бескорыстную.
Молодая учительница, сумевшая рассмотреть беду мальчика, его плачевное положение, стала ангелом-хранителем на определённый отрезок его жизни. Только она рассмотрела за бедностью старание и способности мальчика к учёбе. Уроки французского, которые она давала ему на дому, стали уроками жизни как для мальчика, так и для самой молодой женщины. Она очень скучала по родине, а “возвращение в безмятежное детство”, спасало её от будней и тоски по дому.
Деньги, которые получал главный герой рассказа в “честной” игре с педагогом, позволяли ему купить молока и хлеба, обеспечить себя самым необходимым. Кроме того, ему теперь можно было не участвовать в уличных играх, где за честность и мастерство в игре его избивали мальчишки. Тему “Уроков французского” Распутин обозначил в первых строках произведения, когда упомянул о чувстве вины перед учителями. Основная мысль рассказа в том, что, помогая другим, мы помогаем и себе. Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой. Смысл жизни в том, чтобы помогать, быть нужным и не зависеть от мнения окружающих. Литературная критика подчёркивает ценность рассказа Распутина для всех возрастных категорий.
Композиция
Рассказ имеет традиционную для своего жанра композицию. Повествование ведётся от первого лица, что делает восприятие очень реалистичным и позволяет вводить много эмоциональных личных деталей.
Кульминацией является сцена, где директор школы, не достучавшись в комнату учительницы, заходит к ней и видит играющих на деньги педагога и ученика. Примечательно, что идея рассказа подана автором в философской фразе первого предложения. Из неё же вытекает и проблематика рассказа: чувство вины перед родителями и педагогами – откуда оно?
Вывод напрашивается сам собой: они вложили в нас всё самое лучшее, они верили в нас, а смогли ли мы оправдать их ожидания? Рассказ заканчивается резко, последнее, о чём мы узнаём, – это посылка с Кубани, которая пришла мальчишке-рассказчику от бывшей учительницы. Он впервые видит настоящие яблоки в голодный 1948 год. Даже на расстоянии учительница умудряется приносить радость и праздник в жизнь маленького человека.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Уроков французского».
Жанр
Жанр рассказа, в который облачил Валентин Распутин своё повествование, идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий. Реалистичность рассказа, его небольшая форма, возможность окунуться в воспоминания и раскрыть внутренний мир персонажей – всё это превратило произведение в маленький шедевр, глубокий, трогательный и правдивый.
Исторические особенности времени также отразились в рассказе, они даны глазами мальчика: голод, разруха, обнищание деревни, более сытая жизнь горожан. Этот рассказ реалистический, автора обычно относят к так называемым “писателям-деревенщикам”. Деревенская проза была распространена в 60-80-ые годы XX века. Писатели этого направления раскрывали особенности деревенской жизни, подчёркивали её самобытность, поэтизировали и в чём-то идеализировали деревню. Также в прозе этого направления показаны свойственные народу традиционные моральные ценности, утраченные в последнее время. Ещё в литературе “деревенщиков” отражены проблемы разрухи, упадка и обнищания деревни, тревога за будущее села.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Анастасия Семёнова
8/11
-
Юлия Пашкевич
9/11
-
Елена Троеглазова
11/11
-
Александр Шувалов
11/11
-
Анна Макарова
9/11
-
Никита Степанянц
11/11
-
Егор Антонов
11/11
-
Ольга Лыхо
10/11
-
Никита Егоров
8/11
-
Дмитрий Чернушевич
11/11
Рейтинг анализа
4.8
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 3724.
А какую оценку поставите вы?
Русская литература советского периода известна читателям гораздо меньше, нежели литература девятнадцатого века. А между тем из неё можно подчеркнуть огромное количество ценной информации о нравах и быте советского народа, понять, что волновало писателей, живших в эти интересные и непростые времена.
Творчество Валентина Распутина может в полной мере удовлетворить этот интерес. Он, как никакой другой советский писатель, понимал свой народ, его надежды, его печаль и трудности, которые приходится ему преодолевать. В этом плане наибольший интерес представляет его рассказ «Уроки французского», разбор которого представляет Многомудрый Литрекон.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Направление и жанр
- 3 Смысл названия
- 4 Композиция и конфликт
- 5 Суть: о чём произведение?
- 6 Главные герои и их характеристика
- 7 Темы
- 8 Проблемы
- 9 Главная мысль
- 10 Чему учит?
История создания
История написания рассказа «Уроки французского» — это интересные факты, которые откроют читателю изнанку известного произведения:
- Идею для произведения Распутину дала сама жизнь. Будучи самым обычным выходцем из крестьянской семьи, жившей в далёкой Иркутской области, писатель мог с самого детства наблюдать жизнь простого народа из сибирской деревни. Этот опыт лёг в основу многих его будущих произведений.
- В основу сюжета произведения «Уроки французского» также легла его собственная биография. Не просто так оно написано от первого лица. Будучи ребёнком, Распутин также, как и главный герой его повести, приехал в незнакомый ему город, где столкнулся со всеми трудностями жизни в послевоенном СССР, но благодаря доброте и отзывчивости местной учительницы – Лидии Михайловны, он смог пережить этот непростой период своей жизни.
- Прототип учительницы в рассказе «Уроки французского» — это Лидия Михайловна, преподавательница, которая помогла будущему писателю пережить голодные годы. Он не раз вспоминал ее посылку с макаронами, которая была весьма ценным подарком в то непростое время. Она же привила ему интерес к литературе.
- Публикация рассказа «Уроки французского» помогла Валентину Распутину найти свою учительницу и возобновить с ней переписку.
- Впервые рассказ «Уроки французского» был опубликован в журнале «Советская молодежь». Выпуск был посвящен памяти драматурга А. Вампилова. Его матерью была учительница Анастасия Прокофьевна Копылова, которая и повлияла на своего одаренного сына. Именно поэтому произведение Распутина было опубликовано в этом издании. Сам он писал об этом так:
Направление и жанр
«Уроки французского» были созданы в рамках реалистического направления в литературе. Автор стремится к достоверному изображению окружающей действительности. Его герои, их слова и действия, дышат натурализмом. Неоднократно упоминаются реальные места и события. Читатель может поверить в то, что описанные Распутиным события могли произойти на самом деле.
Жанр данного произведения можно определить, как рассказ. Сюжет произведения охватывает незначительный промежуток времени и включает в себя малое количество действующих лиц. Повествование щедро снабжено многочисленными деталями, названиями реальных мест и явлений, которые помогают читателю глубже погружаться в атмосферу произведения.
Смысл названия
В качестве названия для своего рассказа «Уроки французского» Распутин взял наименование дополнительных занятий главного героя с учительницей. Это подчёркивает основную идею произведения, ведь именно эти дополнительные занятия становятся кульминацией отношений учительницы и ученика. Занимаясь французским языком после школы, они становятся настоящими друзьями.
Эти уроки являются важной школой жизни для героя, которая способствует его становлению как человека. Название акцентирует внимание читателя на том, что французский язык, как и другие предметы, имеют второстепенное значение по сравнению с тем, какие ценности педагог прививает детям и какой пример он подает. Главная героиня научила мальчику чему-то более важному, чем иностранный язык — отзывчивости, пониманию и доброте.
Композиция и конфликт
Особенности композиции рассказа «Уроки французского» заключаются в том, что рассказ поделен на шесть логических частей, которые разделяют короткие временные отрезки. Структура произведения «Уроки французского» классическая:
- Первая часть служит экспозицией, представляя нам главного героя и его предысторию.
- Вторая часть служит завязкой, описывая лишения и трудности, которые приходится преодолевать главному герою в чужом городе.
- Кульминация происходит в четвёртой части, когда голодающий герой отказывается принимать еду от своей учительницы – это становится поворотным моментом повести, выводящим отношения персонажей на новый уровень.
- Трагическая развязка наступает в тот момент, когда директор школы из-за недоразумения увольняет учительницу.
- Финал приводит сюжетную линию к логичному завершению, рассказывая о дальнейшей судьбе героев.
В основе конфликта произведения «Уроки французского» лежит постоянная борьба человека с несовершенством окружающего мира. Писатель показывает нам, как трудные времена могут губительно влиять на людей, принося им одни несчастья, и то, как человек может пережить их.
Суть: о чём произведение?
Основные события повествуют о том, как 1948 году одиннадцатилетний деревенский мальчик приезжает из деревни в город, к своей тётке, чтобы учиться в школе. Жизнь в городе оказывается для героя гораздо труднее жизни в деревне. Он голодает, худеет, страдает малокровием и тоскует по дому.
Несмотря на все трудности, к учёбе мальчик подходил ответственно и учился на одни пятёрки. Трудности возникали лишь с французским языком. Учительница французского, Лидия Михайловна очень страдала, слушая неправильное произношение героя.
Однажды главный герой был избит другими мальчишками из-за игры в «чику», с помощью которой он добывал себе деньги на молоко, которое помогало ему от малокровия.
Лидия Михайловна, увидев следы избиений и узнав о ситуации, отнеслась к мальчику предвзято, предположив, что он играет на деньги из корыстных побуждений. Однако во время разговора, узнав об истинном положении дел, учительница прониклась жалостью к герою и решила помочь ему.
Лидия Михайловна начала дополнительно заниматься с героем французским языком у себя дома, желая накормить его ужином, однако мальчик отказывался от еды. Учительница даже прислала ему домой посылку с макаронами, однако герой вернул её обратно, поразив учительницу до глубины души.
В итоге Лидия Михайловна нашла способ помочь мальчику, начав играть с ним на деньги в «пристенок». Выигранные таким образом деньги герой принимал, жизнь начала налаживаться, между героями сложились близкие отношения. К несчастью, однажды, увлекшись игрой, они были разоблачены директором школы, который понял всё превратно и уволил Лидию Михайловну.
Уехав на родную Кубань, Лидия Михайловна не забыла о мальчике, присылая ему яблоки и макароны.
Главные герои и их характеристика
Характеристика героев в рассказе «Уроки французского» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:
главные герои рассказа «уроки французского» | характеристика |
главный герой
(образ распутина в рассказе) |
безымянный мальчик, рассказчик. одарённый молодой человек, учится честно и на одни пятерки. он очень целеустремленный и талантливый. стремится помогать односельчанам бескорыстно. обладает твёрдыми моральными принципами и человеческим достоинством. не приемлет жалости к себе и отказывается принимать подарки, которые он не заслужил. ему свойственны робость, гордость и стеснительность. он очень любит семью и малую родину. сила духа и природная усидчивость помогают ему преодолевать трудности. |
лидия михайловна | учительница французского языка, добросовестная и сострадательная женщина. в начале повествования несколько отдалена от детей, не понимает их и не знает ничего об их жизни. она говорит с ними безразлично и отдаленно, но проникается участием к главному герою, когда узнает о его беде. со временем она находит подход к ребенку, оказывая ему значительную поддержку как моральную, так и материальную. героиню отличает неформальный подход к преподаванию: она понимает, что учитель не должен воспринимать себя слишком серьезно, ведь ему давно лишь немногому научить ребенка. женщина предана своей работе и охотно жертвует личным временем, чтобы позаниматься с учеником и помочь ему. в то же время она достаточно себя уважает, чтобы оправдываться перед директором и пытаться вернуть место. |
директор школы, василий андреич | холодный и прямолинейный человек, строго следующий предписаниям. не может и не хочет смотреть на жизнь глубже, вникать в жизненные ситуации и пытаться реально помочь детям. склонен к психологическому садизму: он выводит провинившихся детей на линейку и допрашивает, что побудило их заняться «грязным делом». |
Темы
Тематика рассказа «Уроки французского» всегда актуальна для тех, кто пережил трудности в школьные годы. Если ее нужно дополнить, напишите Многомудрому Литрекону в комментариях:
- Отзывчивость – по мнению Распутина, для человека жизненно важно сохранить в себе отзывчивость, способность к сопереживанию, а не превращаться в эгоистичное животное, готовое ради своего выживания на любую подлость, или бездушный механизм, слепо выполняющий свою работу.
- Доброта – Лидия Михайловна является образцом доброты в произведении. Ибо, увидев перед собой проблему, она не только не отмахнулась от неё, но и проявила недюжинное терпение и упорство, чтобы решить её.
- Любовь к профессии – на примере Лидии Михайловны Распутин показал, каким должен быть учитель, по-настоящему любящий свою профессию. Настоящий преподаватель должен не только следовать школьным правилам и учить детей, но и воспитывать их и помогать им в трудной ситуации.
- Сила духа – на примере своего героя писатель продемонстрировал читателю настоящую силу духа, которая, по его мнению, заключается в том, чтобы в даже самой трудной ситуации сохранять человеческое достоинство, пытаться не просто урвать от жизни самое лучшее, но честно заслужить своё счастье настоящим трудом.
- Скромность. Деревенский мальчик более робкий и интеллигентный, чем его городские сверстники. Он боится своего несоответствия городскому образу жизни и не может принять дорогих подарков, которые не заслужил.
Проблемы
Проблематика рассказа «Уроки французского» состоит из вечных проблем, которые всегда будут волновать читателей. Если и она нуждается в дополнении, напишите Многомудрому Литрекону в комментариях:
- Одиночество – писатель показывает, насколько озлоблены, угнетенны и разобщены люди после четырёх лет жесточайшей войны. Также продемонстрировано традиционное противостояние города и деревни, когда деревенский мальчик просто не может понять безнравственность и пресыщенность своих городских сверстников.
- Бедность – Распутин в своей повести показал царящую в стране послевоенную разруху и нищету. Люди с трудом сводят концы с концами, и такая жизнь, безусловно, накладывает тяжёлый отпечаток на их моральный облик. Знакомая, у которой живет ребенок, и ее дети воруют припасы у голодающего мальчика, и никто не может ему помочь, потому что самим питаться нечем.
- Равнодушие – пожалуй, самое ужасное, что может быть в человеке, по мнению Распутина – это безразличие к судьбам других людей. Грубость мальчишек, которые жестоко избивают героя, или холодная безучастность директора школы, который уволил Лидию Михайловну, даже не попытавшись разобраться в ситуации. Всё это производило тяжелейшее впечатление на писателя.
- Насилие среди детей. Главный герой становится жертвой избиения не один раз, и никто из школы, кроме учительницы, не попытался решить вопрос с другими учениками и выяснить, почему такое происходит. Никто не наказал настоящих виновников азартных игр и насилия, ведь директору важны только формальности, а не реальный порядок в школе и за ее пределами.
- Жизнь советской деревни представлена непрерывным рабским трудом и голоданием. Чтобы купить ребенку обувь, нужно продавать швейную машинку, ведь денег за работу колхозники почти не получают. Вместо светлого будущего они получили нищету.
Главная мысль
Распутин отобразил непростую жизнь советских граждан в послевоенные годы, сопряжённую с постоянной борьбой за выживание и духовной деградацией людей, замыкающихся в себе и на себе. Даже дети были жестокими зверями в борьбе за выживание. Но смысл рассказа «Уроки французского» заключается в том, чтобы показать, что даже в такой ситуации можно и нужно оставаться добродетельным, стойким и хорошим человеком. Он показал нам, каким должен быть настоящий учитель и человек, и то, как порой жизнь несправедлива к таким людям.
Основная идея рассказа «Уроки французского» состоит в том, что исправить обстановку в стране один человек не может, но в его силах сделать хоть что-нибудь для того, чтобы всем жилось лучше. Выручая талантливого ученика, Лидия Михайловна вкладывала в будущее своей страны, чтобы такие, как он, чего-то добились в жизни и также помогали людям.
Чему учит?
Автор в рассказе «Уроки французского» осуждает лицемерие, грубость, равнодушие и эгоизм, которые порождают в людях жизненные трудности. Таковы нравственные уроки произведения. Даже несмотря на тяжелые обстоятельства, нужно сохранять человечность и отзывчивость.
Какова мораль произведения «Уроки французского» ? Писатель призывает своего читателя не отчаиваться даже в самой трудной ситуации, бороться с несовершенством мира с помощью честности, доброты и понимания. Его вывод прост: нужно не унывать, а бороться, и не упрекать, а помогать.
Автор: Михаил Щепин
В.Г. Распутин «Уроки французского»
1. Каков жанр этой книги?
А) автобиографическая повесть
Б) рассказ
В) мемуары
2. Рассказ в книге ведётся от лица….
А) учительницы
Б) главного героя
В) очевидца событий
3. В каком возрасте у героя «началась самостоятельная жизнь»?
А) 9 лет
Б) 11 лет
В) 13 лет
4. Как в родной деревне относились к главному герою?
А) односельчане недолюбливали этого избалованного мальчика
Б) никак, его просто не замечали
В) уважали и подкармливали, т.к. он писал за неграмотных письма
5. Во французском языке труднее всего для главного героя было:
А) строить фразы
Б) писать по-французски
В) правильно произносить слова
6. Чей это портрет: «Все ребята были примерно тех же лет, что и я, кроме одного – рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей чёлкой… Он ходил в седьмой класс»?
А) Федьки
Б) Вадика
В) Птахи
Г) Тишкина
7. Главный герой стал играть на деньги для того, чтобы:
А) покупать молоко (у него от недоедания кружилась голова)
Б) послать эти деньги матери в деревню
В) завоевать авторитет среди ребят
8. На какую сумму всегда играл главный герой?
А) на 1 руб.
Б) как повезёт
В) на крупные суммы
9. Какое художественное средство использовано в предложении: «Тётки ворчали, глядя на мои согнутые, побитые, истерзанные монеты, но молоко наливали»?
А) эпитет Б) сравнение В) гипербола
10. Какое художественное средство использовано в предложениях: «Вадик и сам не оставался в накладе. Иной раз он даже похваливал меня: вот, мол, как надо бросать, учитесь, мазилы»?
А) олицетворение Б) разговорная лексика В) эпитет
11. События в этой книге происходят:
А) перед войной
Б) после окончания Великой Отечественной войны
В) во время Великой Отечественной войны
12. Укажите причину, по которой главный герой ни с кем не дружил, главную причину его одиночества:
A) гордость
Б) тоска по дому
B) неумение дружить со сверстниками
13. Какое художественное средство использовано в предложении: «За Вадиком, как тень, следовал стриженный под машинку парень»?
А) антитеза Б) олицетворение В) гипербола Г) сравнение
14. Чего больше всего боялся рассказчик, когда играл на деньги с учительницей?
А) что она выиграет все его деньги
Б) что она может специально ему проигрывать
В) что за азартные игры его могут отчислить из школы
15. С какой целью учительница решила сыграть со своим учеником в азартную игру?
А) чтобы тоже почувствовать себя маленькой девочкой, вспомнить детство
Б) чтобы завоевать доверие мальчика
В) чтобы он на выигранные деньги смог купить себе еду
16. Что прислала учительница, уехавшая после скандала на Кубань, своему ученику?
А) мешок картошки и горох
Б) шоколадные конфеты
В) макароны и яблоки
17. Какое художественное средство использовано в предложении: «Упрямства во мне хватило бы на десятерых»?
А) антитеза Б) олицетворение В) сравнение Г) гипербола
18. Какую роль в жизни героя сыграла его учительница Лидия Михайловна?
а) Она научила его правильно произносить французские слова.
б) Лидия Михайловна научила героя играть в «замеряшки».
в) Общение с Лидией Михайловной стало для героя уроками жизни, воспитанием чувств.
19. О чём произведение В.Г. Распутина «Уроки французского»? Укажите неправильный ответ. а) о взаимоотношениях учителя и ученика
б) о становлении героя, приобретении им духовного опыта
в) о раннем взрослении детей в трудные послевоенные годы
г) о дружбе и предательстве.
20. В чём заключается смысл названия произведения В.Г. Распутина «Уроки французского»?
а) Произведение называется именно так, потому что в центре повествования лежит рассказ об изучении героем французского языка.
б) Учительница давала мальчику не только уроки французского языка, но еще уроки терпения, настойчивости и доброты.
в) Основное содержание произведения заключается в преодолении героем трудностей, которые он испытывал при произношении французских слов.
Эталоны ответов
В.Г. Распутин «Уроки французского»
1 |
А |
2 |
Б |
3 |
Б |
4 |
В |
5 |
В |
6 |
Б |
7 |
А |
8 |
А |
9 |
А |
10 |
Б |
11 |
Б |
12 |
Б |
13 |
Г |
14 |
Б |
15 |
В |
16 |
В |
17 |
Г |
18 |
В |
19 |
Г |
20 |
Б |
Критерии оценки за тест
всего 20 баллов
«5» — 0 – 2 ошибки
«4» — 3- 6 ошибки
«3» — 7 – 9 ошибок
«2» — 10 и более ошибок