СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Была в сети 27.12.2022 06:00
Иванова Вера Юрьевна
учитель русского языка и литературы
58 лет
7 017
3 725
Местоположение
Россия, Боисоглебск Воронежской обл.
Презентация для урока родная (русская) литература на тему: «Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Сыновья Пешеходова».
10.11.2020 20:18
Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока родная (русская) литература на тему: «Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Сыновья Пешеходова».»
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Тема урока: «Урок из прошлого»
Цель: знакомство с новым произведением поэта-прозаика Юрия Яковлевича Яковлева, совершенствование умения работать с текстом, используя технологию развития критического мышления; развитие воображения, памяти, монологической и диалогической речи учащихся, умения вести дискуссию, развитие ассоциативного мышления; воспитание любви к своей Родине, патриотизма и гордости за прошлое своей страны.
Тип урока: урок изучения нового.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, раздаточный материал (текст рассказа 4 части), маркеры.
Ход урока:
Слайд 1
- Организационный этап.
Учитель: Сегодня у нас очередной урок литературного чтения. Ну вот, опять уроки (если не скажете, то подумаете вы). Да, уроки: так уж устроен человек – учится всю жизнь. Учится улыбаться, смотреть и видеть мир, в котором живёт, учится делать первые шаги, произносить первые слова, а потом — писать, читать и считать, а потом учится разным мудрым наукам… И так без конца.
Чему мы учимся мы на уроках литературного чтения?
( Мы учимся сопереживать героям , оцениваем их поступки, ставим себя на место героя, предполагаем, как бы мы поступили в данной ситуации.)
Учитель: Правильно, на литературном чтении мы изучаем уроки, которые преподносит нам жизнь. А помогают нам в этом авторы произведений.
Каким вы представляете себе детского писателя?
II. Этап проверки знаний. Повторение и закрепление изученного.
Слайд 2
Учитель: А что вы можете сказать о писателе, рассмотрев эту фотографию?
(Дети анализируют фотопортрет, отмечая добрую улыбку, чувство юмора, большой жизненный опыт — седые виски).
Учитель: Да, вы во многом правы – именно таким в жизни был этот писатель.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним его произведением. А вот как имя этого писателя, вы мне сейчас подскажете. Я зачитаю отрывки из его произведений, а вы назовёте это произведение и автора.
1 отрывок
«С приходом Степана бегемот становился подвижным. Он ворочался в бассейне, вертел маленьким хвостом, отчего брызги летели во все стороны. И только глаза — загадочные глаза бегемота — оставались неподвижными и даже грустными…
Мне открылась тайна его глаз. Он всегда был сосредоточен на том, чтобы не пропустить опасность, вовремя поспеть на помощь другу.
Он всегда думал об этом. Это была его главная мысль, пробужденная в нем любовью к человеку.»
«Мой знакомый Бегемот» Ю.Яковлев
2 отрывок
«Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него всё валилось из рук,всё не ладилось. Все считали, что причина его полноты – обжорство, с чего ещё он такой толстый? Но на самом деле он ел мало. То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе. Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой.
А в его груди билось благородное сердце рыцаря.»
«Рыцарь Вася» Ю.Яковлев.
3 отрывок
«Очень приятно жить по соседству с хорошим шмелём и его шмелятами. Может быть, все шмели обладают чудесным даром определять в человеке фальшь и ставить под его глазом клеймо – радужную дулю?
Мне в своё время не хватало такого верного шмеля. Он был мне необходим в тот день, когда я поцеловал Лизу.»
«Мой верный шмель» Ю.Яковлев
Думаю, вы догадались, с произведением, какого писателя мы познакомимся.
(Это Юрий Яковлевич Яковлев)
III. Этап усвоения новых знаний
Учитель: Эпиграфом нашего урока я взяла высказывание Ю.Яковлева.
Для чего я пишу книги, рассказываю ребятам
интересные истории, знакомлю их с разными людьми?
Чтобы развлечь их? Нет. У моих книг другая задача –
помочь ребятам жить.
Ю.Яковлев.
Учитель: Как вы понимаете слова «…помочь ребятам жить»?
Ю.Яковлев родился 26.06.1922г. в Ленинграде. В 1940 году окончил школу и, восемнадцатилетний, был призван в армию. В годы Великой Отечественной войны он был артиллеристом – наводчиком зенитной батареи, сотрудником фронтовой газеты.
Вернувшись после войны домой, не застал маму в живых: она умерла от голода в блокадном Ленинграде в 1942 году.
После войны поступил в Литературный институт им. Горького. Печататься стал с 1947 года, писал стихи, рассказы, повести, киносценарии.
Вот такая судьба… А чтобы лучше понять душу писателя – войдём в мир его книг .
Давайте вспомним, каковы основные темы рассказов Ю.Яковлева, кто его главные герои, что их отличает?
В своих рассказах Ю.Яковлев открывает детям всю правду жизни, как она есть, не прячась от решения проблем за внешней увлекательностью сюжета. Его герои — простые ребята, мальчишки и девчонки. Они умеют прощать, сопереживать чужой беде как своей, совершают добрые, благородные поступки, почти настоящие подвиги, не ради славы и почета, не ради похвалы, а из чувства сострадания к ближнему.
Учитель: Как вы думаете, какую ещё тему не смог обойти стороной автор?
(Тему Великой Отечественной войны)
Ещё одна из тем, которую автор затрагивает в своих произведениях – почитание памяти героев Великой Отечественной войны.
Каждый год мы вспоминаем о подвиге советского народа. Какую годовщину победы над фашистами мы отметили в этом году?
(9 мая 2017 г. прошло 72 года со Дня Победы над фашистской Германией)
Зачем нам каждый год вспоминать об этом событии?
(люди должны помнить историю своей страны, чтобы не повторять горькие уроки прошлого, чтобы учиться правильно жить среди людей)
Чего вы ожидаете от сегодняшнего урока?
Сообщение темы урока.
Слайд 7
Тема нашего урока «Урок прошлого», произведение Ю.Яковлева, с которым мы познакомимся, называется «Сыновья Пешеходова».
Можете ли вы предположить, о чём будет этот рассказ? Какова его тема? Слайд 8
(Обучающиеся записывают свои предположения на «дереве предположений» на доске)
Учитель читает первый отрывок.
Когда в Белозерской школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова — Семен и Василий. Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя. И, прочитав, к примеру, о том, что Семен и Василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются и не дают волю красному карандашу. Они знают, в чем дело.
Кто такие Семён и Василий?
Как вы понимаете строчки: учителя не дают волю красному карандашу.
О чём могут знать учителя? (Запишите на листах, работа в парах)
Чтение второго отрывка.
В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами. Былой цвет определить трудно, словно глаза заволокло дымом, а сквозь дым не видно цвета. На старике солдатская гимнастерка. Видимо, приобретенная по случаю у демобилизованного, потому что своя, фронтовая, давным-давно растворилась в дожде, в поту, в лучах солнца, в мыльной пене.
Взрослые люди с плохо скрытой улыбкой отвечают на поклоны старика, а ссужая ему сигарету, не преминут напомнить:
— Куришь ты, Пешеходов, один сорт: чужие.
— Для меня свое и чужое все одно, — говорит старик. — У меня ни своего, ни чужого…
Пешеходов не задерживается среди взрослых, его лучшие приятели и слушатели — ребятня. Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой. Больше того, он ждет этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мертвой ветке неожиданно зазеленеет листок.
Кто такой Пешеходов?
Что вы о нём узнали?
Каким видят героя рассказа окружающие? Как относятся к старику?
С кем больше всего любил общаться старика? Как об этом пишет автор?
(…он ждет этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мертвой ветке неожиданно зазеленеет листок)
Найдите детали описания старика Пешеходова в начале и в конце отрывка. Описывая своего героя, автор использует приём противопоставления. Найдите кого противопоставляет автор во 2 части. Как вы думаете для чего автор использует этот приём?
Почему Пешеходов любил общаться с ребятнёй?
Предположите, о чём были вопросы ребят? (Запишите на листах, работа в парах)
Чтение третьего отрывка.
— Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошел? спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.
И старик отвечает:
— Прошел до Берлина… пешком. И фамилия моя потому Пешеходов.
— А ты не устал?
— Устал. Что поделаешь! Машин мало было. Только танки и лошади.
— Ты бы на лошади, — советует кто-то из ребят.
— Так и лошадей не хватало. Если бы каждому солдату лошадь — война бы раньше кончилась. А то пешком до Берлина далеко-о…
Идешь, идешь, и конца не видно. Я своих сыновей так и не догнал.
— Они быстро шли?
— Быстро.
— Пешком?
— Пешком. Они же у меня Пешеходовы… Только сыновья моложе.
Ноги у них резвые. Я не поспевал за ними.
Постепенно кружок слушателей увеличивается. Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова. Эти заранее знают его ответы, но терпеливо молчат. У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. И каждый хорошо знает свою роль.
— Дедушка Пешеходов, — уже в который раз спрашивают ребята, — а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?
— Мои сыновья, Семен и Василий, — как бы впервые отвечает старик.
— А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?
— Мои сыновья, Семен и Василий.
— А кто грудью упал на вражескую амбразуру?
— Мои сыновья…
И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает:
— Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемет?
Нет, не собьешь старика!
— Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, — невозмутимо отвечает он, и в его глазах, застеленных дымом, проступает такая непоколебимая уверенность, что никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.
— А кто первым вышел на правый берег Днепра?
— Мои сыновья, Семен и Василий.
— Они всю войну пешком или потом на лошадях?
— Пешком! — отвечает старик и вдруг умолкает, задумывается и, отвлекшись от рассказа, говорит: — Лошадей на войне жалко было.
Обстрел начнется, люди попадают, спрячутся в щели, а лошадь стоит.
Все железо в нее впивается.
— Все железо? — испуганно спрашивает кто-нибудь из самых маленьких слушателей, не в силах представить себе все железо, впившееся в лошадь: очень много получается железа…
А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.
— А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «фердинандов»?
— Мои сыновья…
— А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?
— Мои сыновья…
— Везде поспевали?
— Везде. Ноги у них молодые. Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.
— Так и не вернулись?
— Так и не вернулись. Спят в могиле.
При слове «могила» у ребят как бы перехватывает дыхание. Это слово на мгновенье превращает Семена и Василия в обычных людей, которых хоронят на кладбище. И дети испытывают скорее разочарование, чем жалость: всю войну сыновья Пешеходова прошагали пешком, без лошади, почему же теперь они «спят в могиле»?
И тогда кто-то из ребят решается спросить:
— Где их могила?
Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, как бы развеивается. Он говорит:
Кто такой благодарный слушатель? Можно ли ребят назвать благодарными слушателями?
Верят ли дети старику?
Почему ребята испытывают разочарование при слове «могила»?
Предположите, что мог ответить старик Пешеходов ребятам?
(Запишите на листах, работа в парах)
Читается окончание рассказа
— Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. По всей родной земле.
И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьет час!
Что имел в виду старик, когда сказал, что «его сыновья спят во всех солдатских могилах. По всей родной земле?» Слайд 9.
Снова ответьте на вопрос: Почему ребята испытывают разочарование при слове «могила»?
( ребята в рассказах стариках видели богатырей, готовых прийти на помощь в трудную минуту и бессмертных, а при слове «могила» солдаты превращались в простых людей, смертных)
Как вы думаете, есть ли в нашем городе старик Пешеходов. Кто он такой?
(в каждой семье есть родственники, которые воевали в Великой Отечественной войне)
Это собирательный образ всего советского народа. Как вы это понимаете? Почему автор не называет старика по имени? Слайд 10.
(В любом городе, в любом уголке нашей страны есть такой старик, который прошёл дорогами войны и потерял своих родных, друзей, однополчан)
IV. Рефлексия.
Давайте вернёмся к нашему «дереву предположений». Все ли наши предположения совпали с авторской позицией? Почему?
Какова тема рассказа Ю.Яковлева?
(Тема великой Отечественной войны в жизни простого человека)
Как бы вы сформулировали основную мысль этого рассказа?
( Когда стране грозит опасность, нет понятия своё и чужое. Все должны встать на защиту своей Родины. Это святая обязанность каждого человека)
Что больше всего тронуло вас в этом рассказе.
Какие ассоциации возникают у вас теперь когда вы слышите название рассказа «Сыновья Пешеходова»
(война, мужество, герои, смелость, долг)
V. Творческая работа
Попробуйте написать синквейн по рассказу Ю.Яковлева «Сыновья Пешеходова».
В наше время к теме Великой Отечественной войны обращаются всё чаще и чаще и кинематографисты, и писатели, и театральные деятели. Но если сравнить произведения и постановки военных лет и современные, то они сильно отличаются. В 40-е годы это были позитивные, жизнеутверждающие произведения, в современных произведениях война показана как суровое испытание, выпавшее на плечи наших предков.
Как вы думаете, почему?
Почему с каждым годом сложнее сохранять память о событиях военных лет прошлого века?
Хотели бы вы посоветовать прочитать этот рассказ своим знакомым? Почему?
VI. Этап подведения итога урока.
Вот и подошёл к концу урок Юрия Яковлева. Помните? Давайте ещё раз вернёмся к эпиграфу нашего урока. Какие главные строчки вы в нём выделили бы?
« У моих книг другая задача – помочь ребятам жить».
Какой урок в своём произведении даёт Ю.Яковлев вам?
(Надо любить свою Родину и быть готовым защищать её)
Готовы ли ребята следовать заветам своих предков. Найдите строчки подтверждения в произведении.
(И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьет час! )
Хочется верить, что ваше знакомство с писателем и его героями продолжится, и вы не раз откроете его книги.
VII. Домашнее задание.
Слайд 11.
Расспросите своих бабушек, дедушек, мам, пап, родственников, что они знают о войне из рассказов своих предков.
Советую прочитать произведения Ю.Яковлева:
«Белые журавлики», «У каждого человека должна быть собака», «Полосатая палка», «Забор с голубым глазом».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
О чём рассказ Ю.Яковлева «Сыновья Пешеходова»? (Тема рассказа – подвиг русских солдат, защитивших страну от фашизма). Почему отец погибших сыновей, распрямляя плечи, говорит, что «спят они во всех солдатских могилах»? Разве такое возможно? (Размышления учащихся). Какова основная мысль рассказа? ( Подвиг солдат бессмертен). Что лежит в основе их подвига? (Любовь к Родине). Почему мы смогли победить фашистскую армию? (Благодаря огромной любви к Родине).
10
Обновлено: 09.01.2023
пробудить интерес к чтению произведений о Великой Отечественной войне;
расширить знания обучающихся о событиях 1941-1945 гг.
воспитание у учащихся благодарной памяти о советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну;
воспитание уважения и благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны;
содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей Родине.
развивать интерес к творчеству Ю.Яковлева;
расширять и обогащать словарный запас обучающихся.
Инструкция по выполнению работы
При выполнении работы не разрешается пользоваться рабочей тетрадью.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если вы не знаете, как выполнить какое-то задание, то его пропустите. Если после выполнения у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха !
1) Прочитайте фрагмент текста и выполните задания № 1-11.
В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами. Былой цвет определить трудно, словно глаза заволокло дымом, а сквозь дым не видно цвета. На старике солдатская гимнастерка. Видимо, приобретенная по случаю у демобилизованного, потому что своя, фронтовая, давным-давно растворилась в дожде, в поту, в лучах солнца, в мыльной пене.
Пешеходов не задерживается среди взрослых, его лучшие приятели и слушатели — ребятня. Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой. Больше того, он ждет этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мертвой ветке неожиданно зазеленеет листок.
— Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошел? спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.
И старик отвечает:
— Прошел до Берлина… пешком. И фамилия моя потому Пешеходов.
— Устал. Что поделаешь! Машин мало было. Только танки и лошади.
Ответами на вопросы 1-4 является цифра (число), которое необходимо записать в поле ответа.
1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
Ответ: ___________________
2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
Является кульминацией сюжета
Ответ: ___________________
3. О какой войне идёт речь в произведении?
Крымской войне 1853-1856 гг.
Отечественной войне 1812 года
Великой Отечественной войне
Ответ: ___________________
4. Главной темой данного фрагмента является:
Тема подвига русских солдат, защищавших страну
Тема любви к Родине
Тема написания сочинения
Ответ: ___________________
5. Как называется произведение, из которого приведён данный отрывок?
Ответ: ___________________
6. Как звали сыновей старика?
Ответ: ___________________
7. Как называется описание внешности героя в произведении?
Ответ: ___________________
8. Как называется разговор двух или нескольких героев в литературном произведении?
Ответ: ___________________
Ответ: ___________________
Ответ: ___________________
Дайте связный ответ на вопрос № 11 в объёме 5-10 предложений.
11. Как вы относитесь к старику, который живёт воспоминаниями о войне?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данное произведение посвящено героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны, поэтому этот урок уместно проводить перед праздником 9 мая.
На уроке реализовывались следующие целевые установки:
знакомство с новым произведением поэта-прозаика Юрия Яковлевича Яковлева, совершенствование умения работать с текстом, развитие воображения, развитие ассоциативного мышления через использование технологии развития критического мышления; развитие коммуникативной культуры через совершенствование монологической и диалогической речи учащихся, через умение вести дискуссию; воспитание любви к своей Родине, патриотизма и гордости за прошлое своей страны.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_4_klass_urok_iz_proshlogo_po_proizvedeniyu_yu.yakovlev_synovya_peshehodova.docx | 35.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: знакомство с новым произведением поэта-прозаика Юрия Яковлевича Яковлева, совершенствование умения работать с текстом, используя технологию развития критического мышления ; развитие воображения, памяти, монологической и диалогической речи учащихся, умения вести дискуссию, развитие ассоциативного мышления ; воспитание любви к своей Родине, патриотизма и гордости за прошлое своей страны.
Тип урока: урок изучения нового.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, раздаточный материал (текст рассказа 4 части), маркеры.
Учитель: Сегодня у нас очередной урок литературного чтения. Ну вот, опять уроки (если не скажете, то подумаете вы). Да, уроки: так уж устроен человек – учится всю жизнь. Учится улыбаться, смотреть и видеть мир, в котором живёт, учится делать первые шаги, произносить первые слова, а потом — писать, читать и считать, а потом учится разным мудрым наукам… И так без конца.
Чему мы учимся мы на уроках литературного чтения?
( Мы учимся сопереживать героям , оцениваем их поступки, ставим себя на место героя, предполагаем, как бы мы поступили в данной ситуации.)
Учитель: Правильно, на литературном чтении мы изучаем уроки, которые преподносит нам жизнь. А помогают нам в этом авторы произведений.
Каким вы представляете себе детского писателя?
II. Этап проверки знаний. Повторение и закрепление изученного .
Учитель: А что вы можете сказать о писателе, рассмотрев эту фотографию ?
(Дети анализируют фотопортрет, отмечая добрую улыбку, чувство юмора, большой жизненный опыт — седые виски).
Учитель: Да, вы во многом правы – именно таким в жизни был этот писатель.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним его произведением. А вот как имя этого писателя, вы мне сейчас подскажете. Я зачитаю отрывки из его произведений, а вы назовёте это произведение и автора.
«С приходом Степана бегемот становился подвижным. Он ворочался в бассейне, вертел маленьким хвостом, отчего брызги летели во все стороны. И только глаза — загадочные глаза бегемота — оставались неподвижными и даже грустными…
«Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него всё валилось из рук,всё не ладилось. Все считали, что причина его полноты – обжорство, с чего ещё он такой толстый? Но на самом деле он ел мало. То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе. Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой.
«Очень приятно жить по соседству с хорошим шмелём и его шмелятами. Может быть, все шмели обладают чудесным даром определять в человеке фальшь и ставить под его глазом клеймо – радужную дулю?
Думаю, вы догадались, с произведением, какого писателя мы познакомимся.
(Это Юрий Яковлевич Яковлев)
III. Этап усвоения новых знаний
Учитель: Эпиграфом нашего урока я взяла высказывание Ю.Яковлева.
Для чего я пишу книги, рассказываю ребятам
интересные истории, знакомлю их с разными людьми?
Чтобы развлечь их? Нет. У моих книг другая задача –
помочь ребятам жить.
Ю.Яковлев родился 26.06.1922г. в Ленинграде. В 1940 году окончил школу и, восемнадцатилетний, был призван в армию. В годы Великой Отечественной войны он был артиллеристом – наводчиком зенитной батареи, сотрудником фронтовой газеты.
Вернувшись после войны домой, не застал маму в живых: она умерла от голода в блокадном Ленинграде в 1942 году.
После войны поступил в Литературный институт им. Горького. Печататься стал с 1947 года, писал стихи, рассказы, повести, киносценарии.
Вот такая судьба… А чтобы лучше понять душу писателя – войдём в мир его книг .
Давайте вспомним, каковы основные темы рассказов Ю.Яковлева, кто его главные герои, что их отличает?
В своих рассказах Ю.Яковлев открывает детям всю правду жизни, как она есть, не прячась от решения проблем за внешней увлекательностью сюжета. Его герои — простые ребята, мальчишки и девчонки. Они умеют прощать, сопереживать чужой беде как своей, совершают добрые, благородные поступки, почти настоящие подвиги, не ради славы и почета, не ради похвалы, а из чувства сострадания к ближнему.
Учитель: Как вы думаете, какую ещё тему не смог обойти стороной автор?
( Тему Великой Отечественной войны )
Ещё одна из тем, которую автор затрагивает в своих произведениях – почитание памяти героев Великой Отечественной войны.
Каждый год мы вспоминаем о подвиге советского народа. Какую годовщину победы над фашистами мы отметили в этом году?
( 9 мая 2017 г. прошло 72 года со Дня Победы над фашистской Германией )
Зачем нам каждый год вспоминать об этом событии?
(люди должны помнить историю своей страны, чтобы не повторять горькие уроки прошлого, чтобы учиться правильно жить среди людей)
Чего вы ожидаете от сегодняшнего урока?
Можете ли вы предположить, о чём будет этот рассказ? Какова его тема? Слайд 8
Учитель читает первый отрывок .
Кто такие Семён и Василий?
Как вы понимаете строчки: учителя не дают волю красному карандашу.
О чём могут знать учителя ? ( Запишите на листах, работа в парах)
Чтение второго отрывка.
В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами . Былой цвет определить трудно, словно глаза заволокло дымом , а сквозь дым не видно цвета. На старике солдатская гимнастерка. Видимо, приобретенная по случаю у демобилизованного, потому что своя, фронтовая, давным-давно растворилась в дожде, в поту, в лучах солнца, в мыльной пене.
Взрослые люди с плохо скрытой улыбкой отвечают на поклоны старика, а ссужая ему сигарету, не преминут напомнить:
— Куришь ты, Пешеходов, один сорт: чужие.
— Для меня свое и чужое все одно, — говорит старик. — У меня ни своего, ни чужого.
Пешеходов не задерживается среди взрослых, его лучшие приятели и слушатели — ребятня. Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой. Больше того, он ждет этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мертвой ветке неожиданно зазеленеет листок.
Кто такой Пешеходов?
Что вы о нём узнали?
Каким видят героя рассказа окружающие? Как относятся к старику?
С кем больше всего любил общаться старика? Как об этом пишет автор?
(… он ждет этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мертвой ветке неожиданно зазеленеет листок)
Найдите детали описания старика Пешеходова в начале и в конце отрывка. Описывая своего героя, автор использует приём противопоставления. Найдите кого противопоставляет автор во 2 части. Как вы думаете для чего автор использует этот приём?
Почему Пешеходов любил общаться с ребятнёй?
Предположите, о чём были вопросы ребят? ( Запишите на листах, работа в парах)
Чтение третьего отрывка.
— Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошел? спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.
И старик отвечает:
— Прошел до Берлина. пешком. И фамилия моя потому Пешеходов.
— Устал. Что поделаешь! Машин мало было. Только танки и лошади.
— Ты бы на лошади, — советует кто-то из ребят.
— Так и лошадей не хватало. Если бы каждому солдату лошадь — война бы раньше кончилась. А то пешком до Берлина далеко-о.
Идешь, идешь, и конца не видно. Я своих сыновей так и не догнал.
— Пешком. Они же у меня Пешеходовы. Только сыновья моложе.
Ноги у них резвые. Я не поспевал за ними.
Постепенно кружок слушателей увеличивается. Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова. Эти заранее знают его ответы, но терпеливо молчат. У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. И каждый хорошо знает свою роль.
— Дедушка Пешеходов, — уже в который раз спрашивают ребята, — а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?
— Мои сыновья, Семен и Василий, — как бы впервые отвечает старик.
— А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?
— Мои сыновья, Семен и Василий.
— А кто грудью упал на вражескую амбразуру?
И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает:
— Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемет?
Нет, не собьешь старика!
— Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, — невозмутимо отвечает он, и в его глазах, застеленных дымом, проступает такая непоколебимая уверенность , что никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.
— А кто первым вышел на правый берег Днепра?
— Мои сыновья, Семен и Василий.
— Они всю войну пешком или потом на лошадях?
— Пешком! — отвечает старик и вдруг умолкает, задумывается и, отвлекшись от рассказа, говорит: — Лошадей на войне жалко было.
Обстрел начнется, люди попадают, спрячутся в щели, а лошадь стоит.
Все железо в нее впивается.
— Все железо? — испуганно спрашивает кто-нибудь из самых маленьких слушателей, не в силах представить себе все железо, впившееся в лошадь: очень много получается железа.
А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.
— А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?
— Везде. Ноги у них молодые. Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.
— Так и не вернулись?
— Так и не вернулись. Спят в могиле.
И тогда кто-то из ребят решается спросить:
Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, как бы развеивается. Он говорит:
Кто такой благодарный слушатель? Можно ли ребят назвать благодарными слушателями?
Верят ли дети старику?
Предположите, что мог ответить старик Пешеходов ребятам?
( Запишите на листах, работа в парах)
Читается окончание рассказа
— Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. По всей родной земле.
И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьет час!
Как вы думаете, есть ли в нашем городе старик Пешеходов. Кто он такой?
( в каждой семье есть родственники, которые воевали в Великой Отечественной войне )
Это собирательный образ всего советского народа. Как вы это понимаете? Почему автор не называет старика по имени? Слайд 10.
(В любом городе, в любом уголке нашей страны есть такой старик, который прошёл дорогами войны и потерял своих родных, друзей, однополчан)
Какова тема рассказа Ю.Яковлева?
( Тема великой Отечественной войны в жизни простого человека)
Как бы вы сформулировали основную мысль этого рассказа?
( Когда стране грозит опасность, нет понятия своё и чужое. Все должны встать на защиту своей Родины. Это святая обязанность каждого человека )
Что больше всего тронуло вас в этом рассказе.
( война, мужество, герои, смелость, долг )
V. Творческая работа
В наше время к теме Великой Отечественной войны обращаются всё чаще и чаще и кинематографисты, и писатели, и театральные деятели. Но если сравнить произведения и постановки военных лет и современные, то они сильно отличаются. В 40-е годы это были позитивные, жизнеутверждающие произведения, в современных произведениях война показана как суровое испытание, выпавшее на плечи наших предков.
Как вы думаете, почему?
Почему с каждым годом сложнее сохранять память о событиях военных лет прошлого века?
Хотели бы вы посоветовать прочитать этот рассказ своим знакомым? Почему?
VI. Этап подведения итога урока.
Вот и подошёл к концу урок Юрия Яковлева. Помните? Давайте ещё раз вернёмся к эпиграфу нашего урока. Какие главные строчки вы в нём выделили бы?
Какой урок в своём произведении даёт Ю.Яковлев вам?
(Надо любить свою Родину и быть готовым защищать её)
Готовы ли ребята следовать заветам своих предков. Найдите строчки подтверждения в произведении.
(И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьет час! )
Хочется верить, что ваше знакомство с писателем и его героями продолжится, и вы не раз откроете его книги.
VII. Домашнее задание.
Расспросите своих бабушек, дедушек, мам, пап, родственников, что они знают о войне из рассказов своих предков.
Советую прочитать произведения Ю.Яковлева:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.Класс: 3 План урока:Организационный момент.
Урок внеклассного чтения по программе «Школа 2100».
Урок заинтерисует всех педагогов, работающих в коррекционных школах.Всем удачи.
Урок внеклассного чтения в форме игры по произведению Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
Данный материал предназначен для учащихся 3 класса в рамках внеклассного чтения и представлят собой командную игру по произведению Н.Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей».
«Литературные чтения» .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.
Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео.
Деятельностная цель: Познакомить с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- .
Урок внеклассного чтения » Полезные вредные советы » (по произведениям Г.Остера) в 4 классе.
В представлении урока содержится презентация о его проведении, материалы к уроку, в то числе для распечатки.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Технологическая карта урока №9 по родной (русской) литературе в 7 классе. Дата:
Тип урока: освоение нового материала
Планируемые результаты
Предметные:
научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами
Метапредметные:
познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оцен-ке поступков литературных героев и своего собственного поведения
Личностные:
пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке
Образовательные ресурсы : ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Организационная структура урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)
Формируемые способы
деятельности
I. Организация начала урока
– Прозвенел звонок на урок. Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя
Владеют навыками психологической подго-
– Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко
и чётко отвечать на вопросы.
Психологически настраивает учащихся класса на урок
товки к уроку, организации рабочего места
II. Актуализация новых знаний.
Ребята! Познакомимся с жизнью и творчеством Ю.Я. Яковлева. И устно ответьте на следующие вопросы:
— Что вам известно о биографии и творчестве Ю.Я. Яковлева?
— Расскажите о становлении Яковлева-писателя?
— Каких героев изображал Ю.Я. Яковлева ?
— Какие рассказы Ю.Я. Яковлева Вам известны?
Смотрят презентацию,отвечают на вопросы.
Владеют логическими действиями.
Прогнозируют содержание рассказа по заголовку
Актуализация опорных знаний.
и сохраняют цели и задачи
1. Словарная
Первичное восприятие
Словарная работа. Вспомним!
– Что такое РАССКАЗ?
РАССКАЗ – небольшое произведение прозаического характера, в котором изображено одно, реже – несколько событий с малым количеством действующих лиц.
— Что такое ПРИТЧА?
ПРИТЧА — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (мораль).
Вопросы для анализа:
— Какова основная мысль рассказа?
— Кто такой Пешеходов? Что вы о нем узнали?
— Каким видят героя рассказа окружающие? Как относятся к старику?
— С кем больше всего любил общаться старик? Как об этом пишет автор?
— Какое историческое событие нашей страны упоминается в рассказе?
— Почему мы смогли победить фашизм?
Все ребята дружно встали (Выпрямиться)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)
На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.)
А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.)
Как пружинки мы присели (Присесть.)
И тихонько разом сели (Выпрямиться и сесть.)
Делятся своими впечатлениями.
с учителем толкование слов.
Отвечают на вопросы
Владеют навыками работы со справочной литературой.
Используют простые рече- вые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.
IV. Продолжение работы над темой.
Анализ произведения
Работа над средствами выразительности в тексте.
Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию.
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Осуществляют поиск средств достижения цели
VI. Итог урока.
– Понравился сегодняшний урок?
– Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?
– О чем этот рассказ?
– С каким чувством вы уходите с урока?
Делают выводы и обобщения.
Формулируют ответы на вопросы.
Сегодня на уроке:
• Новыми знаниями я смогу поделиться…
Осуществляют самоанализ учебной деятельности
Владеют навыками самоанализа
В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами. Былой цвет определить трудно, словно глаза заволокло дымом, а сквозь дым не видно цвета. На старике солдатская гимнастерка. Видимо, приобретенная по случаю у демобилизованного, потому что своя, фронтовая, давным-давно растворилась в дожде, в поту, в лучах солнца, в мыльной пене.
Взрослые люди с плохо скрытой улыбкой отвечают на поклоны старика, а ссужая ему сигарету, не преминут напомнить:
— Куришь ты, Пешеходов, один сорт: чужие.
— Для меня свое и чужое все одно, — говорит старик. — У меня ни своего, ни чужого…
Пешеходов не задерживается среди взрослых, его лучшие приятели и слушатели — ребятня. Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой. Больше того, он ждет этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мертвой ветке неожиданно зазеленеет листок.
— Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошел? спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.
И старик отвечает:
— Прошел до Берлина… пешком. И фамилия моя потому Пешеходов.
— Устал. Что поделаешь! Машин мало было. Только танки и лошади.
— Ты бы на лошади, — советует кто-то из ребят.
— Так и лошадей не хватало. Если бы каждому солдату лошадь — война бы раньше кончилась. А то пешком до Берлина далеко-о…
Идешь, идешь, и конца не видно. Я своих сыновей так и не догнал.
— Пешком. Они же у меня Пешеходовы… Только сыновья моложе.
Ноги у них резвые. Я не поспевал за ними.
Постепенно кружок слушателей увеличивается. Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова. Эти заранее знают его ответы, но терпеливо молчат. У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. И каждый хорошо знает свою роль.
— Дедушка Пешеходов, — уже в который раз спрашивают ребята, — а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?
— Мои сыновья, Семен и Василий, — как бы впервые отвечает старик.
— А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?
— Мои сыновья, Семен и Василий.
— А кто грудью упал на вражескую амбразуру?
И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает:
— Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемет?
Нет, не собьешь старика!
— Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, — невозмутимо отвечает он, и в его глазах, застеленных дымом, проступает такая непоколебимая уверенность, что никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.
— А кто первым вышел на правый берег Днепра?
— Мои сыновья, Семен и Василий.
— Они всю войну пешком или потом на лошадях?
— Пешком! — отвечает старик и вдруг умолкает, задумывается и, отвлекшись от рассказа, говорит: — Лошадей на войне жалко было.
Обстрел начнется, люди попадают, спрячутся в щели, а лошадь стоит.
Все железо в нее впивается.
— Все железо? — испуганно спрашивает кто-нибудь из самых маленьких слушателей, не в силах представить себе все железо, впившееся в лошадь: очень много получается железа…
А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.
— А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?
— Везде. Ноги у них молодые. Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.
— Так и не вернулись?
— Так и не вернулись. Спят в могиле.
И тогда кто-то из ребят решается спросить:
Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, как бы развеивается. Он говорит:
— Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. По всей родной земле.
И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьет час!
Похожие презентации
Военный 1 Принял присягу покажи в боях отвагу.. Наши воины это сила . Страна без армии это не страна.
9 сентября — День памяти жертв фашизма. STOP. День памяти жертв фашизма это День памяти десятков миллионов людей, сгинувших в результате гигантского,
В Твоём святом присутствии Мы песню воспоём И в песне будем славить Благодарить Тебя за всё.
Читайте также:
- Анхил марин биография конспект
- Конспект урока по истории 10 класс индоевропейцы исторические корни славян
- Конспект логопедического занятия в младшей группе
- Определенный интеграл и его свойства конспект урока
- Медицинская помощь и лечение конспект
Сказка , написанная Юрием Яковлевым, называется «Сыны Пешеходова», это грустный рассказ о старике, который очень стар и одинок. Взрослые угощают его папиросами и подшучивают над ним.
Судя по его рассказу, у него было два сына, Семен и Василий, которые погибли на войне. Старик и сам воевал, дошел до Берлина, но он вернулся, а сыновья нет. И теперь старик живёт воспоминаниями о войне , о сыновьях. Ясно, что в силу старости, а может и переживаний о смерти сыновей, он очень необычно все представляет.
Белозерские дети частенько с ним беседуют, слушают его рассказы , что в каждом сражении, по мнению старика, принимали участие его сыновья.
И каждый раз старик расказывает про то, что сыновья лёгкие на ногу, они быстрее дошли до Берлина, пешком, ведтн они Пешеходовы, но они погибли, а он нет.
Дети снисходительны, они понимают, что старик обобщает всех солдат, все солдаты стали его сыновьями. Старик любит беседовать с детьми, именно их интересами он и жив, он расцветает, когда ему начинают задавать вопросы.
Он жалеет лошадей на войне, ведь солдат может спрятаться , а лошадь нет и «в нее летит все железо», то есть и снаряды, и пули.
Почему в его рассказах сыновья Пешеходов принимали участие во всех сражениях, можно понять по его фразе:
Все те солдаты стали ему своими, сыновьями.
И дети, когда пишут сочинения о войне, частенько упоминают сыновей Пешеходовых, как участников тех или иных событий войны.
Образ сыновей Пешеходовых, Семена и Василия, это образ всех тех, кто воевал и погиб.
Учителя понимают, что скорее всего дети опять слушали рассказы старика в чьей-то гимнастёрке, совсем белого и выцветщего, но они ценят то, что дети интересуются теми событиями и гордятся своими земляками , в том числе и Пешеходовыми.
Старика нельзя назвать сумасшедшим, просто он умом остался в том времени, где шла война, где воевали его сыновья, но он четко помнит, что они погибли.
Очень грустно и жалко старого солдата в чьей-то гимнастёрке, у которого нет ничего своего, да ему это и не нужно,он живёт общением с детьми, воспоминаниями о своих сыновьях Пешеходовых, Семена и Василии.
Пример сочинения 1
Любая война сопровождается тем, что из жизни уходят люди, пытаясь защитить родную землю и не дать врагу разрушить то, что было построено. Человек, который принимал участие в такой войне, перестает на жизнь смотреть обычными глазами. Эти глаза, как описано в произведении, наполняются тем, что отражают боль и пелену, не имеющую своего собственного цвета.
В рассказе главным героем является дедушка по фамилии Пешеходов, который принимал участие в войне, защищая свою Родину. Помимо дедушки, в рассказе присутствует молодое поколение, которое сменяет поколение, участвовавшее в войне. Это новое молодое поклонение к большому счастью уже не слышит взрывы гранат и грохот, проезжающих танков. Всё что они могут знать о войне это рассказы реальных людей. Эти рассказы еще не остыли от пылающих воспоминаний и эмоций. И новое поколении еще не ушло так далеко от печальных событий, чтобы перестать думать о войне, вопреки протекающего мира.
В рассказе дети очень сильно хотели знать о подробностях военных событиях. Они очень хотели знать о людях, которые проявляли качества героев. Дети хотели походить на таких людей и прославлять их перед другими людьми. Это часть нашего долга, который мы должны всегда исполнять с большим желанием. Именно это автор нам показал в своем рассказе.
Рассказ начинается с того, что учитель задает задания ученикам, написать сочинение на тему войны. Так сложилось, что в том городе, где находиться данная школа проживал герой войны дедушка Пешеходов, который непосредственно участвовал в войне. Дедушка Пешеходов очень часть общался с детьми и рассказывал им про своих сыновей Семена и Василия, которые так же участвовали в войне, но до настоящих дней не дожили. На самом деле при прочтении рассказа становиться понятно, что Семен и Василий это обобщение всех солдат, которые погибли, так и не вернувшись с фронта. Ученики, которые писали сочинение о войне, были вдохновлены рассказами Пешеходова, по этой причине именно эти имена они писали, когда описывали солдат, совершавших подвиги на войне. За всю войну было совершено столько подвигов, что любые наши представления о них, являются правдой.
Дети, слушая дедушку Пешеходова, стали готовы в любой момент оживить героев войны в своих умах для совершения новых подвигов. С моей точки зрения, именно это автор рассказа хотел сказать в своем заключительном абзаце.
Пример сочинения 2
Произведение «Сыновья Пешеходова», написанное Юрием Яковлевым, очень проникновенно. Показан старик, над которым посмеиваются люди. Они дают ему папиросы, отпуская разные колкие замечания. Но мало кого заботит то, что этот старик прошёл Великую Отечественную войну. Народ хочет лишь поиздеваться на беспомощным стариком. И это очень печально.
От такого общества ничего хорошего не стоит ожидать.
У старика же были сыновья, которых он любил. Старик сожалеет о том, что они умерли на войне, а он остался жить. И этот момент является по-настоящему трогательным, потому что старик был героем. Но он оказался в такой ситуации, когда был нужен лишь проходим, которые развлекались, издеваясь над мужчиной.
Сыновьями Пешеходов называл всех солдат. Они стали ему родными, что звучало вполне искренне в словах этого человека. Кроме того, особое значение стоит отвести тому, что старик не держал ни на кого зла. И это ценно. Не каждый из нас может прощать других, называя многих своими сыновьями. Пешеходов для меня пример мужества.
Пример сочинения 3
«И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!»
Мне кажется, что приведённая фраза из текста Ю. Яковлева означает следующее: сыновья Пешеходова, которые спят во всех братских могилах, проснутся, когда пробьет часть защищать свою Родину. Они предстают перед ребятами в образе былинных героев. Данные строки наполнены оптимистичным характером, поскольку в детских умах живёт вера и надежда на защиту со стороны сыновей дедушки Пешеходова, живущих в братских могилах.
Докажу свои рассуждения примерами из прочитанного текста.
Во-первых, для дедушки Пешеходова смерть сыновей является очень болезненной и острой темой. Он до сих пор с горечью вспоминает детей и их судьбу (предложение 10). Несмотря на это, старик очень гордится ими, а также хранит тёплые воспоминания о сыновьях в своей памяти. Во-вторых, старик Пешеходов считает всех погибших солдат своими детьми (об этом нам свидетельствуют предложения 58 – 60). Он с гордостью и благодарностью рассказывает о благородных поступках солдат ребятам. Подобными рассказами дедушка подаёт пример слушателям, воспитывает чувство патриотизма.
Таким образом, финальная фраза текста помогает понять его идею: гордость за деяния солдат, защищавших родину – лучший способ почтить их память. Самоотверженные солдаты служат примером верности и храбрости для ребят. Именно на них равняются ребята, стараясь вырасти такими же мужественными и надёжными.
Пример сочинения 4
Как вы понимаете смысл высказывания старика Пешеходова: «Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. По всей родной земле»
Я родилась, когда после победы в Великой Отечественной войне прошло несколько десятилетий, шестьдесят лет. Для меня эта война – история.
Об окопах и траншеях, об атаках и контратаках под вражеским огнём я могу судить по книгам и кинофильмам. Я не слышала воя сирен, когда объявлялась воздушная тревога, не видела разрушенных домов после бомбардировок, не знаю, что такое скудный военный паёк…
Но эта война была на территории страны, в которой я родилась. И в моей стране живы участники этой войны – Великой Отечественной войны.
Дедушка Пешеходов из рассказа А.Приставкина – участник этой войны. Часто в воскресные дни, когда он выходит на прогулку, его окружает детвора и одолевает вопросами про войну. О себе он мало говорит: «Прошёл до Берлина…пешком». На все детские вопросы о совершённых подвигах в годы войны дедушка Пешеходов отвечал, что их совершили его сыновья:
— А кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?
— Мои сыновья, Семён и Василий.
— А кто в Сталинграде стоял до последнего вздоха?
— Мои сыновья, Семён и Василий.
— А кто грудью упал на вражескую амбразуру?
— Мои сыновья…
И детворе не понять было, как же после этого, по словам дедушки Пешеходова, его сыновья на Курской дуге задержали «тигров» и «фердинандов», а потом в Берлине подняли Красное знамя над рейхстагом.
Да ведь рядом с ним в бой шли его сыновья и их ровесники. Эти ребята воевали вместе со своими отцами, добивались побед на всех фронтах, погибали в боях. Дедушка Пешеходов считал их своими сыновьями, поэтому так уверенно и невозмутимо рассказывал обо всех подвигах, подразумевая, что эти подвиги совершили не только его сыновья Семён и Василий, но и все молодые ребята, на годы юности которых выпала и честь, и доля защитить свою родину от врага.
Не все дошли до победы. Дедушка Пешеходов говорит об этом сдержанно, потому что горько осознавать, что молодые жизни были загублены войной, и в то же время он гордится подвигом своих сыновей – всех молодых ребят:
— Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. По всей родной земле.