История Римской империи — едва ли не самый хорошо задокументированный период древности. Римляне, кажется, были просто одержимы бюрократическим духом, записывая практически всё.
Для историка это замечательно. Но, зная дотошность и точность записей, историки, натыкаясь на «бюрократический пробел», т. е. отсутствие документа, вполне логично предполагают «что-то случилось». Не отразившееся в документах — либо пытались скрыть намеренно, либо прекратило существовать, причём неожиданно. Как правило, так оно и есть.
Так произошло и со знаменитым «пропавшим легионом». Речь идёт о IX Испанском легионе.
Естественно, всё, что касается военных действий, тщательно фиксировалось. Так что «боевой путь» любого воинского подразделения прекрасно прослеживается.
IX Испанский легион был образован в 58 году до нашей эры самим Юлием Цезарем. Предназначался для ведения войны в Галлии и получил название «Триумфальный».
Первое сражение, в котором официально участвовал этот легион, произошло примерно год спустя у реки Сабис (современная Самбра, Франция). Это одна из блестящих римских побед — римляне в этой битве разгромили троекратно превышающие их силы противника, что позволило взять под контроль обширные земли.
В дальнейшем легион воевал на стороне Цезаря в Испании, Албании, Греции. А двенадцать лет спустя — в 46 г. до н.э. — великий диктатор практически распускает его, расселяя бывших солдат на благодатных землях современной Италии и Хорватии.
В 42 г. до н.э. легион возрождается. Октавиан призывает на службу ветеранов, формируя новый легион, который используется в развернувшейся как раз в это время гражданской войне (триумвиры Октавиан и Марк Антоний против республиканцев Брута и Кассия Логина). И сражается, видимо, очень неплохо, поскольку получает новое имя «Македонский» (решающая битва произошла как раз при македонском городе Филиппы).
Дальнейший «боевой путь» легиона тесно связан с войнами римлян за завоевание Иберии (Перинейский полуостров, современная Испания). Так что в 24 г. до н. э. он стал называться «Испанским».
Далее легион перевели куда-то на Рейн. А в 9 г. н.э. он совершенно точно стоял в Паннонии (это европейский регион, территория современных Венгрии, восточной Австрии, юго-западной Словакии, северной Словении, северной Хорватии, северо-восточной Сербии, северной Боснии и Герцеговины).
В 43 году Рим вторгается в Британию. В состав армии входит и IX Испанский легион. Он даже становится первым, становящимся постоянным лагерем в новых провинциях (в Лонгтропе и Ньютоне-на-Тренте).
В 61 году легион был почти уничтожен во время подавления восстания Боудикки. Однако, видимо, проявил себя отлично: его отвели на континент и доукомплектовали (практически воссоздали заново — потери составили не меньше 80 % состава).
Легион продолжал нести службу в Британии. Во всяком случае, его следы имеются в Линкольне и Эбораке. В этот период он иногда присоединялся к римским войскам в других местах (например, известно об участии Испанского легиона в сражениях с хаттами недалеко от Майнца), но квартировал он всё-таки на британских землях — как минимум, до 106 года. Об этом имеются упоминания.
А вот в списках, составленных при Марке Аврелии в 165 году, IX Испанский легион уже не значится. Совсем. И на Британских землях, где он стоял более века, его следы со второй половины II века отсутствуют.
Это и дало историкам основания считать IX Испанский исчезнувшим или пропавшим не только из исторических записей, а физически. Вообще.
<hr />
Версий, объясняющих исчезновение целого легиона, существует множество. От исторических до фантастических, с привлечением инопланетян и параллельных миров.
Наиболее широко распространено предположение о том, что IX Испанский легион был полностью уничтожен в сражении с пиктами примерно в 117 году, после чего был сооружен Адрианов вал. На это, вроде бы, указывает нахождение в подходящем слое при раскопках древней Калевы статуэтки бескрылого орла, а орел, как известно, являлся официальным штандартом Испанского легиона.
Однако именно такое событие маловероятно.
Во-первых, кроме орла, оно собственно ничем не подкрепляется. Но, как говорят историки, найденная фигурка мало напоминает подлинный легионый штандарт — не совпадают размеры, поза, а главное «против» — отсутствие крыльев.
Во-вторых, имеются упоминания об участии легиона в сражениях на Рейне примерно в 120 году и записи о некоторых офицерах, служивших в легионе в Неймегене (Нидерланды) в 121-122 гг.
Второе историческое предположение учитывает эти возражения. Согласно этой версии легион был полностью разбит во время подавления восстания Бар-Кохбы в Иудее в 136 году. Но, увы, никаких подтверждений тому, что IX Испанский легион действительно находился в Иудее, нет.
Возможно, легион погиб позднее — во время парфянских войн? Во всяком случае, у историка Кассия Диона имеется упоминание о том, что парфянским полководцем Хосроем был окружен и полностью уничтожен целый римский легион. К сожалению, ни номер, ни название его не упомянуты, так что можно только гадать.
Есть версия и о том, что легион так и простоял в Неймгене до 160 года и был прозаически расформирован. Только и всего.
<hr />
В литературе и кино тема «пропавшего легиона» — поле благодатное. Различных произведений, где он упоминается в том или ином виде более двадцати.
Версия с пиктами — самая популярная. Она легла в основу романа Розмари Сатклифф «Орёл девятого легиона», вышедшей в 1954 году. В 1977 году ВВС снял одноименный сериал.
А совсем недавно — в начале 2010-х — вышло целых два исторических фильма на эту тему: «Орел девятого легиона» и «Центурион».
Есть и фантастические версии. Скажем, в романе Карла Вагнера «Легион из тени» IX Испанский легион пропадает в 130 году в горах Каледонии, сталкиваясь с «детьми ночи» — таинственным подземным племенем предшественников людей. Причём пропадает не просто так, а трансформируется в «инферно», порождения Тьмы. Нечистую силу, с которой вынуждены сражаться пикты.
Некоторые отсылки к «Пропавшему легиону» имеются у другого фантаста — Гарри Тердлава. Это целая серия «Хроники пропавшего легиона», повествующая о том, как римский легион под влиянием волшебства друидов проваливается в параллельный мир — Видесс. Правда, сам легион нигде не назван и дело, вроде бы, происходит во времена войн в Галлии, но параллели провести можно.
<hr />
Что там именно стряслось на самом деле, мы пока не знаем. Источники неполны и отрывочны и имеющиеся факты не дают возможности сформировать однозначную непротиворечивую версию. Одна надежда — на новые находки, которые однажды смогут прояснить, в каком историческом мраке могли исчезнуть пять тысяч римских легионеров.
Тайна — рассказ Лидии Чарской. Записки маленькой гимназистки
Лидия Чарская. Рассказ из цикла «Записки маленькой гимназистки»
Как она, Неточка Ларионова, вошла в класс, каким многозначительным взглядом окинула ближайших соседок по партам − они уже поняли, что с их подругой Неточкой случилось нечто.
И лицо Неточки, маленькое, курносенькое, с бисеринками веснушек под глазами, у носа и на щеках, говорило за то, что нечто необычайное творилось с его владелицей.
На обычной молитве перед занятиями Неточка не могла стоять спокойно, на уроке геометрии тоже, так что учитель Федор Павлович Сабелин два раза окликнул ее, приглашая внимательнее слушать поясняемую им теорему.
Наконец кончился бесконечный первый урок! Небольшой пятиминутный перерыв − и Неточка уже сидит за следующим часом французского языка.
Преподаватель французского принес сегодня классные сочинения и раздал их гимназисткам, делая соответствующие замечания каждой из них. Ах, что значит французское сочинение перед тем, что переживает сейчас Неточка! Положительно ничего не значит перед ее, Неточкиной, тайной!
О, эта тайна!
Из-за нее, из-за этой тайны, бедняжка Неточка не спала целую ночь! От счастья, конечно. Из-за нее со вчерашнего дня не знает покоя, из-за нее же получила замечание от Пифагора, как называют у них в гимназии преподавателя математических наук.
И что это за ужасно неприятное состояние − хранить в себе тайну и не иметь возможности поделиться ею с кем-нибудь из подруг! Ах, ужасно! Ужасно!
Неточка волнуется. Неточка сама не своя. В голове ее шумит вследствие бессонной ночи, в ушах позванивает. Руки Неточки холодны, как лед, а щеки пылают, как печка.
Нет! Нет! Положительно невозможно больше хранить тайну в себе! Это выше сил, данных Творцом, человеку! Это такая пытка, такая…
И почему бы ей, Неточке, не поделиться с кем бы то ни было из подруг этой ее тайной?! С Катей Щелкуниной, например. Она такая тихая, такая молчаливая! Эта уже не предаст, не выдаст. Эта умеет держать язычок за зубами! Или Ида Крамер, например, тоже не из болтушек и такая поэтичная! Ида поймет ее, Неточку, еще лучше всякой другой, пожалуй. А то, может быть, сообщить Зое?.. Зоя − сама прелесть. Зоя молчалива, как могила. И Зоя сидит рядом с Неточкой, считается одной из близких ей из класса. Ну конечно, лучше всего открыть тайну Зое Стояновой! Лучше всего!
И недолго думая, Неточка склоняет голову набок и тихонько, чуть слышно, шепчет:
− Зоя! Зоя! Приди в следующую перемену к «крану» в коридор. Слышишь, Зоя! Мне надо переговорить с тобой, посоветоваться насчет одной тайны. Ну понимаешь? Придешь?
− Угу! − кратко соглашается Зоя, хотя мысль ее целиком сейчас в классном журнале, где учитель только что начертал ей, Зое, за сочинение некую цифру, а какую − Зоя не успела как следует проследить.
* * *
Звонок только что возвестил окончание урока. В классе обычная суета. Пока длится перерыв, здесь открываются форточки, а гимназистки в это время прогуливаются в зале и в коридоре. У крана или, вернее, у фильтра с кипяченой водой стоит Неточка, прибежавшая сюда гораздо раньше Зои, и ждет подругу.
Неточка, волнуется. И чего она только копается там, эта Зоя!
Несносная какая − того и гляди кончится перерыв, погонят их всех снова в класс, и не успеет она, пожалуй, сообщить ей свою тайну.
Но вот показалась высокая фигура Стояновой в коридоре. Наконец-то!
Неточка с такой стремительностью кидается навстречу Зое, что чуть не сшибает с ног подвернувшуюся ей по пути тоненькую «первушку».
− Что вы толкаетесь? Такая большая! − ворчливо шипит «первушка» и делает по адресу Неточки злое-презлое лицо…
Но Неточка ничего и никого не видит и не слышит в эти минуты. Никого, кроме Зои. Неточка сама не своя. Она хватает за руку подругу, увлекает ее в самый дальний угол коридора и шепчет голосом, прерывающимся от волнения:
− Я должна сообщить тебе тайну, Зоя, большую-большую тайну!
− Ну?
Неточка хотела было обидеться на равнодушие Зои, но вовремя вспомнила, что обижаться, собственно говоря, не стоит. Ведь в сущности Зоя не знает всей важности ее тайны и, стало быть, не может так же горячо относиться к ней, как сама Неточка. Стало быть, Зоя не виновата ни в чем.
− Слушай, Зоя! − голос Неточки предательски дрожит. − Ты дашь мне клятву, что не скажешь ни одной душе то, что узнаешь от меня сейчас, сию минуту?
− Ну не скажу. А дальше-то что?
«Ах, Боже мой, что за тон!»
Тон отнюдь не соответствует важности момента! Эта Зоя способна заморозить всякий высокий порыв, веточка возмущена, но отступить она уже не может. Взяв Зою за руку, приблизив к ее уху свое разгоряченное лицо, Неточка шепчет:
− Я, Зоя… я… Я сочинила стихи, Зоя!
− Ну и что же?
Этот вопрос способен превратить Неточку в соляной столб, в какой была превращена некогда жена библейского Лота.
Ах, Боже мой! Вот этого она, конечно, никогда, никогда не ожидала. Нет, эта Зоя какое-то бесчувственное, холодное существо! Поэзии в ней столько же, сколько в гимназическом стороже Архипе. Ни чуточки поэзии… Ни-ни!
С обиженным видом и растерзанным сердцем Неточка продолжает:
− Я написала стихи. Понимаешь, я сама вчера вечером написала! Хочешь, я тебе их прочту?
− Ну, − соглашается Зоя и лезет в карман за карамелькой.
− Не хочешь ли? − предупредительно предлагает она Неточке леденец.
Удивительно странная эта Зоя! Не может понять самой простой, самой обыкновенной вещи, что когда автор собирается читать стихи, он меньше всего думает о карамелях! Однако Неточка делает над собою усилие и, воздержавшись от упрека, готового сорваться с языка, вынимает из-за лифа платья тщательно сложенную бумажку и читает неестественным голосом, нараспев скандируя строфы:
Я молода, но жизнь моя − море безбрежное,
Бурливое, темное, ало-мятежное.
В нем мечутся звезды, зеленые, синие, красные,
В нем розы цветут в глубинах гневно-властные.
В нем чайки летают, летают певучие…
И волны гуляют такие могучие…
− Могучие… − еще раз протягивает для чего-то Неточка. Потом поднимает на подругу торжествующий взгляд: − Что? Хорошо?
Зоя молчит с минуту. Только слышно аппетитное хрустение карамельки на зубах.
− Непонятно что-то, − говорит после паузы Зоя, − чайки не поют, во-первых, а кричат… Потом, скажи на милость, какие это ты видела красные и синие звезды?.. Да еще в море! А еще скажи, пожалуйста, почему ало-мятежное море? Алое-то почему?
− Ах, это декадентские стихи! Так нынче пишут! − ужасно волнуется Неточка. − Ты страшно отсталая, Зоя, если не понимаешь этого! Да!
И разобиженная вконец, махнув рукой на свою «непоэтичную подругу», Неточка отошла от Зои, решив в душе, что совсем не следовало делиться с ней тайной.
На уроке русского языка, пока учитель объяснял о сентиментализме произведений Карамзина, Неточка тихонько вытащила свой таинственный листок и снова читала, едва заметно шевеля губами: «Я молода, но жизнь моя море безбрежное… бурливое, темное, ало-мятежное…»
Она так увлеклась произведением своей случайной музы, что совсем не заметила, как преподаватель сразу оборвал свою лекцию о Карамзине, встал с кафедры и подошел почти вплотную к ее парте.
Очнулась она только тогда, когда услышала зловещую фразу над своим ухом:
− Госпожа Ларионова, потрудитесь отдать мне то, чем вы заняты сейчас, так некстати, за уроком!
Неточка обомлела.
Отдать листок, открыть тайну! О! Ни за что! Ни за что!
− Пожалуйте! − рука учителя настойчиво протягивалась к ней.
Классная дама спешила к нему на помощь. Нечего делать, пришлось покориться и отдать листок. А через минуту в классе уже звучало: «Я молода, но жизнь моя море безбрежное…» И так далее, и так далее, и так далее… И о красных и синих звездах, и о гневно-властных розах, и о певучих чайках, словом, все, все до самого конца!
Ах, что переживала бедная Неточка в эти минуты!
И уж разумеется, теперь ей совсем не нравились ее декадентские стихи. В передаче учителя они выходили такие сырые, плоские, худые… Совсем, совсем скверные стихи…
Ах, как она страдала, Неточка! Как страдала! Но что было хуже всего − это когда учитель, отложив злополучный листок в сторону, обратился к ней с плохо замаскированной иронией:
− Госпожа Ларионова, очевидно, совсем забыла, что слово «безбрежные» пишется через «е», а не через «ъ», а слово «певчие» как раз наоборот. Очень грубые ошибки. Обратите на них внимание! С такими ошибками стыдно переходить в четвертый класс, m-lle! И он окинул Неточку убийственным, уничтожающим взглядом.
Ах, как это было совестно! Неточке хотелось провалиться сквозь землю, и она внутренне клялась никогда в жизни не писать стихов…
Бедная Неточка! Бедная Неточка!
Чему учит рассказ «Тайна» из сборника «Гимназистка»
На чтение 4 мин Опубликовано 01.01.2022 Обновлено 01.01.2022
В России начала 20 века Лидия Алексеевна Чарская считалась властительницей юных умов. По опросам того времени детская писательница была третьей (после Пушкина и Гоголя) по читаемости. Сюжеты для некоторых книг она черпала в воспоминаниях об учебе в гимназии и семи годах, проведенных в Павловском институте благородных девиц. В 1983 году выпускница Чарская (урожденная Воронова) в числе лучших воспитанниц получила медаль из рук императрицы Екатерины II Великой. Среди произведений писательницы про школьную жизнь девчонок, дружбу и любовь – короткий и весьма поучительный рассказ «Тайна».
Главная героиня – гимназистка 3 класса Аня Ларионова. Романтичная, мечтательная и наивная Неточка (производное от Анетта – Анетточка). До этого дня она жила вполне счастливо и беспечно, но сегодня стала глубоко несчастной. Причиной разочарования явилось необдуманное решение девочки поделиться с кем-нибудь своей тайной. Неточка накануне вечером написала первые в своей жизни лирические стихи. Они ей очень нравились и так волновали и переполняли душу, что она хотела непременно об это кому-нибудь рассказать. Катя Щелкунина умет хранить секреты, Ида Кремер – натура поэтичная, она поймет, а Зоя Стоянова – лучшая подруга и соседка по парте. Выбор пал на неё.
На перемене девочка вдохновенно стала читать Зое сочинение о своей жизни, которую сравнивала с бурлящим морем. Скучная подружка ничего не поняла в ее декадентском творчестве. Зоя стала придираться к словам: почему волны ало-мятежные, не бывает цветных звезд, как в воде выросли гневно-властные розы. А потом, не переставая хрустеть карамелькой, она флегматично спросила: «Ну, а дальше-то что?». От обиды юная сочинительница чуть не превратилась в соляной столб, как жена Лота из Библии. Неточка рассердилась на подругу и убежала в класс.
На уроке русского языка она развернула листок со своими стихами и стала их шепотом перечитывать. Это заметил учитель. К всеобщему изумлению он не положил злополучный листок себе на стол и не выгнал Аню из класса за нарушение дисциплины. Учитель перед всем классом прочел стихотворные строки вслух. В его исполнении сочинение уже не казалось девочке такими прелестными, а звучало глупо. И тут произошло ужасное: учитель измерил ее уничтожающим взглядом и иронично сказал, что госпожа Ларионова не заслуживает перевода в 4 класс, потому что в словах «безбрежные» и «певчие» допустила грубые орфографические ошибки.
Девочке стало стыдно и хотелось провалиться сквозь землю. Внутри прозвучала клятва – больше никогда не писать стихов и никому не доверять своей тайны. «Ах, как она страдала, бедная Неточка!» – такими словами заканчивает Чарская рассказ о глубоком эмоционально потрясении впечатлительной и восприимчивой гимназистки, столкнувшейся с равнодушием и непониманием со стороны окружающих.
Главная мысль рассказа: тайна волнует и остается тайной до тех пор, пока принадлежит одному. Когда решаешься чем-то поделиться с другим – доверься тому, кто заинтересован, имеет те же увлечения, отнесется к тебе с пониманием и будет тактичен. Не для всех имеет значение то, что так важно для тебя. Люди разные – Зоя обратила внимание на смысл стихотворения, учитель счел своим долгом исправить ошибки, а для Неточки главными были чувства и эмоции. Равнодушное отношение, с которым столкнулась девочка, черствость и непонимание со стороны сверстницы и взрослого человека были губительны для ее ранимой и чуткой души, навсегда перечеркнули желание заниматься творчеством.
Рассказ Лидии Чарской «Тайна» учит бережно и с уважением относиться друг к другу, быть хорошим и надежным другом. На примере Неточки Ларионовой мы видим, как важно в отношениях между людьми сочувствовать, вдохновлять, поддерживать того, кому нужны помощь или совет – а не отмахиваться от его проблем, критиковать необъяснимые поступки, высмеивать непонятные тебе душевные порывы. Доброта человека и состоит в том, чтобы пропускать через свое сердце состояние, настроение и образ мысли другого, вовремя проявить участие и понимание к нуждам и бедам, которые возникли у кого-то в жизни.