Какова жизненная позиция героя рассказа хлеб для собаки

«За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком,

постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные…»

 А.П. Чехов.

Основу рассказа «Хлеб для собаки» составляют события детства Владимира Тендрякова. Это эпоха послереволюционной России и сталинских репрессий.

Проблематика рассказа включает в себя рассмотрение следующих вопросов: голод как нравственная проблема, бесчеловечное отношение к ссыльным, душевные терзания главного героя и, конечно же, автор большое внимание уделяет совести человека.

 Автор ясно и непредвзято описывает события, которые происходят в небольшом посёлке при станции. В этот маленький сибирский поселок были сосланы раскулаченные «зажиточные» крестьяне, которые не  добрались до места ссылки. Они были брошены умирать голодной смертью на глазах у жителей посёлка. «Большей частью это раскулаченные мужики из-под Тулы, Воронежа, Курска, Орла, со всей Украины. Вместе с ними в наши северные места прибыло и южное словечко «куркуль»».

Взрослые старались обходить это ужасное пристанище брошенных на произвол судьбы людей стороной.  Дети же с любопытством и скрытым ужасом наблюдали за страданиями этих изможденных людей. «Мы, мальчишки, в сам скверик тоже не заходили, а наблюдали из-за заборчика. Никакие ужасы не могли задушить нашего зверушечьего любопытства. Окаменев от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали за короедами, за вспышками «бунтарей», кончающимися хрипом, пеной, сползанием по стволу вниз».

Владимир Тендряков  прибегает в своем произведении к антитезе, которая усиливает впечатление от происходящего. Он  описывает ужасающую сцену смерти «куркуля», который «вставал во весь рост, обхватывал ломкими лучистыми руками гладкий сильный ствол берёзы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот, просторно чёрный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть ( ) проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдирая кожу на костистой щеке, «бунтарь» сползал вниз по стволу и ( ) затихал насовсем». В этом отрывке мы видим противопоставление ломких, лучистых рук гладкому, сильному стволу берёзы.

В уста начальника станции, который следил за порядком, автор вкладывает вопрос, несущий философский смысл: «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир? ».

Тендряков в этом произведении предстает  перед нами как мастер новеллы. Характер его героя проясняется через чрезвычайное происшествие, трагические  события жизни. Автора интересует человек в обыденных обстоятельствах на крутом повороте, изломе своей судьбы.

Тендряков рассказывает, как впечатлительный мальчик наблюдает за разрушительной картиной голода, заставлял «опрятных» людей идти на унижения. «Молоко вылилось в обледеневший нечистый след лошадиного копыта. Женщина опустилась перед ним, как перед могилой дочери, придушенно всхлипнула и вдруг вынула из кармана простую обгрызенную деревянную ложку. Она плакала и черпала ложкой молоко из копытной ямки па дороге, плакала и ела, плакала и ела, аккуратно, без жадности, воспитанно».

Но душа ребенка не очерствела. Наоборот, он старался помочь людям.  Он знал, что быть сытым – это стыдно,  но всё же тайком он выносил остатки своей еды «куркулям». Но, как говорится, «весь ми не обогреешь». С каждым днем все больше и больше людей собиралось у дома мальчика, на всех еды, конечно, не хватало. И у ребёнка происходит нервный срыв. «Из меня рыдающим галопом вырвался чужой, дикий голос:  — Ухо-ди-те! Уходи-тс!! Сволочи! Гады! Кровопийцы!! Уходите!» Автор на протяжении всего рассказа показывает внутренние переживания своего героя. Это прослеживается в его размышлениях, беседах с отцом. Тендряков эмоционально описывает простыми словами страх и протест ребенка. Именно благодаря простоте и удивительно точному выбору слов, в воображении читателя с необычайной яркостью вырисовываются картины, о которых повествует Владимир Тендряков.

Мальчик не спал по ночам, он думал: «Я дурной мальчишка, ничего не могу с собой поделать – жалею своих врагов!» Ребенка постоянно мучила совесть, не давала спокойно жить.

И вот в рассказе появляется собака. «Неожиданно внизу, под крыльцом, словно из-под земли выросла собака». У нее были пустынно-тусклые, какие-то непромыто желтые глаза и ненормально взлохмаченная на боках, на спине, серыми клоками шерсть».  Она и оказалась самым голодным существом в посёлке. Мальчик видит в этой собаке свое спасение. Володя кормит эту несчастную собаку, которая не существует ни для кого, но понимает, что «не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть. Не скажу, чтоб моей совести так уж нравилась эта подозрительная пища. Моя совесть продолжала воспаляться, но не столь сильно, не опасно для жизни».

 Рассказ заканчивается трагически. «В тот месяц застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя».

Владимир Тендряков сумел не только передать свои детские воспоминания, но и пробудить сострадание и сопереживание в сердцах читателей. Страшный рассказ В.Тендрякова «Хлеб для собаки» показывает пропасть между холодным миром идей и истинным, живым человеческим участием. Человечность может проявиться только в сострадании, сопереживании, сочувствии к конкретному живому человеку.

Тендряков ставит читателя пред выбором: жить по нравственным законам, по совести, сострадая и сопереживая, или заботиться только о своем благополучии.

В статье «Плоть искусства» Тендряков писал: «Все мы люди, живущие в одном мире, единой жизнью, и нельзя, чтобы твое горе вызвало у меня радость, а причины моего восторга были для тебя ненавистны. Почувствуй мое горе, как своё, если ты не хочешь, чтобы мы отравили друг другу существование! Это должно стать целью не только искусства, а любого общества».

 Рассказы Тендрякова не оставляет читателя равнодушным, и такие произведения нужны. Автор хочет донести до нас мысль, что каждому человеку необходимо отвечать за свои поступки, быть внимательными по отношению к любому живому существу, ответственным перед людьми и собой самим, перед своей совестью.

5

«МОЯ СОВЕСТЬ ПРОДОЛЖАЛА ВОСПАЛЯТЬСЯ…»

Урок литературы по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки». 9 класс

Перед лицом ушедших былей

Не вправе ты кривить душой –

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой…

И мне да будет та застава,

Тот строгий знак сторожевой

Залогом речи нелукавой

По праву памяти живой.

А.Твардовский

Цели урока:

  • Раскрыть жизненные позиции героев рассказа, выявить отношение учащихся к каждой из них, заставить задуматься над вопросом: «Как поступил бы я, окажись на месте героев рассказа?».

  • Вызвать интерес к творчеству В.Тендрякова, на страницах произведений которого поднимаются вопросы духовного состояния общества в трагические моменты истории.

  • Формирование учебных умений и навыков: работа с текстом, умение пользоваться справочной литературой.

  • Обучение сравнению, обобщению и анализу.

Ход урока:

  1. Вступление.

У ч и т е л ь :

Пережитая нашим народом историческая трагедия 20 – 40 годов ярко и многообразно запечатлена в русской литературе ХХ века. Среди посвященных ей произведений особое место занимают рассказы Владимира Тендрякова, написанные в конце 60-х – начале 70-х годов. Что вы узнали об этом писателе?

У ч е н и к (задание было дано накануне урока) :

Тендряков родился в 1923 г. в д.Макаровская Вологодской области. Окончание школы почти совпало с первым днем войны. Кем быть? — Этот вопрос не встал тогда перед ним. Ушел на фронт, закончив курсы радистов. Участвовал в тяжелых боях под Сталинградом и Харьковом. Ранение помешало дойти до Берлина, был демобилизован. После госпиталя возвращается к мирной жизни: учитель, преподает военное дело в сельской школе, занимает пост секретаря райкома. Первый шаг к профессии

литератора сделал в 1946 г., когда поступил на художественный факультет

ВГИКа, но, окончив первый курс, переходит в Литературный институт им.Горького. После войны он одним из первых писателей (вместе с Ф.Абрамовым, В.Овечкиным) обращается к теме многострадальной русской деревни. Рассказы В.Тендрякова, посвященные этой теме, — «Три мешка сорной пшеницы», «Поденка – век короткий», «Кончина».

У ч и т е л ь:

Обратимся к рассказу Тендрякова «Хлеб для собаки». Рассказчик, Володя Тенков, десятилетний мальчик, — это сам писатель, которому пришлось в детстве много пережить; читая, мы почти физически разделяем его страдания, когда он просыпается на рассвете от громыхания телеги колхозного конюха, который подбирает «падалицу» — так в рассказе Тендрякова называют умерших от голода людей.

  1. Работа в группах.

Задание 1-й группе :

    • Найдите в рассказе приметы времени (1933 год. Голод, наступивший в стране после раскулачивания.)
    • Прокомментируйте эпизоды: «В школе» (Голодные дети, голодная учительница), лозунги («Если враг не сдается, его уничтожают!»), «Пристанционный сквер»: «шкилетники», «слоны», «короеды» — «раскулаченные мужики из-под Тулы, Воронежа, Курска, Орла, со всей Украины».

Задание 2-й группе :

  • Как изображены в рассказе представители власти ? Первый секретарь райкома партии Дыбаков. Отметьте детали, подчеркивающие его характер, непримиримость: рублено прямые плечи, руки за спиной, выставленная грудь с накладными карманами.

Чтение эпизода № 1:

«Дыбаков – первый секретарь партии…» до слов «За ним, брезгливо обогнув доходягу, двинулись и остальные.»

Комментарий к эпизоду:

Шкилетник, которого встречает первый секретарь райкома партии, всего лишен, он обречен на голодное существование, а вина его лишь в том, что имел две лошади. Он уже не может встать и говорит, лежа поперек дороги. Дыбаков же видит в нем потенциального врага. Для него не имеет значения тот факт, что враждебных действий не было со стороны раскулаченного, важно то, что они могли быть. Поэтому без всякого

сострадания переступает он через полуживого крестьянина. Но есть еще один партиец. Это отец Володи – Федор Васильевич Тенков. 4 года назад он думал так же, но теперь он изменился.

У ч и те л ь: Что нам говорит об этой перемене? (Он не упрекает сына, когда видит, что Володя отдает «слону» хлеб, дескать, «врагов жалеешь». Он говорит: «У страны не хватает на всех-то. Чайной ложкой море не вычерпаешь…»)

— Какие чувства испытывает отец ? (Федор Васильевич страдает, видя последствия коллективизации, начатой четыре года назад так уверенно. Он становится похожим на начальника станции, который в «новенькой форменной фуражке с кричаще красным верхом» по долгу службы вынужден был бродить у станционного сквера. У него было оплывшее, свинцовое лицо. Начальник станции «глядел себе под ноги и молчал», а позже застрелился.)

— О чем свидетельствуют эти детали портрета ? («У отца в последнее время было какое-то темное лицо, красные веки, чем-то он напоминал мне начальника станции»). Не мог он равнодушно смотреть на все происходящее, видя, что и сам «по долгу службы» помочь не в состоянии.

Задание 3-й группе:

  • Рассказчик, Володя Тенков, — очевидец событий. Какова его жизненная позиция?

  • Какой выход он находит для себя?

  • Почему он делает хорошее дело тайно, воровски?

  • Верное ли решение он принимает, выбрав собаку, с которой делится хлебом?

Чтение эпизода № 2:

«Мы, мальчишки, в сам скверик не заходили, а наблюдали из-за

заборчика…» до слов «и у меня была возможность как-то попривыкнуть, обмозолиться.»

Комментарий:

Дети, ровесники Володи, висят на заборе «и, затаив дыхание,

рассматривают короедов, видят пену, которая пузырится на губах умирающих.

— Что вырастет из таких детей? Что за мир станет жить после нас? – спрашивает начальник станции.

Трудно осуждать этих детей. Они сами голодные. Вспомним эпизод «В школе». Голодный вынужден думать только о себе, бремя голода вынуждает его добывать хлеб насущный для себя. Относительно сытый – это Володя. И вот в сознании его происходит борьба. Рождается двоемыслие. С одной стороны: «Если враг не сдается, его уничтожают». А с другой – какие же они враги, если и встать-то не могут, эти «слоны», «шкилетники», «короеды»!

Обратимся к к тексту.

Чтение эпизода № 3:

«Я повернулся к дому и вздрогнул: передо мной стоял отец…» до

слов «Отец легонько подтолкнул меня в плечо. – Иди играй.»

Учитель предлагает прокомментировать соответствующий эпизод и ответить на вопрос: какой выход находит для себя Володя? (Совесть не позволяет ему оставаться простым наблюдателем, «висящим на заборе». Его мучает мысль о том, что в привокзальном сквере люди грызут кору оттого, что сам съел слишком много. И тогда Володя принимает решение — относить часть своей еды голодающим.

И вот результат его решения. Он отрицательный. (Голодные пришли к его дому, каждый просил для себя. Мальчик, не выдержав, прогоняет их всех. Его истерика была воспринята как полное излечение от мальчишеской жалости. Но есть за столом досыта он не может и тогда находит другое решение: подкармливать самую голодную, самую забитую собаку, которая уже боялась людей.)

Учитель: Верное ли решение принимает Володя?

Обратимся к тексту.

Чтение эпизода №4:

«Неожиданно внизу, под крыльцом, словно из-под земли выросла собака…» до слов «Я так и не смог приучить ее брать хлеб из моих рук.»

Комментарий.

Мальчик сыт и обеспечен, но это оборачивается против него, становится постыдным обвинением, опустошает внутренне, так как рядом погибают от голода вырванные из родных мест люди. Как выстоять, сохранить душу? В тот момент, когда он отдал кусок хлеба собаке, он был

спасен. И хотя собака не благодарит и даже не привязывается к герою (в то голодное время она перестала быть домашним животным, так как ссыльные убили навсегда доверие к человеку), он продолжает носить ей еду. Благодарность ему была не нужна, по сути, он «кормил свою совесть».

У ч и т е л ь:

Какие качества характера проявляет десятилетний ребенок, поступая так?

(Дети отвечают: доброту, сострадание, милосердие. Заранее подготовленный ученик читает определение слова «милосердие» в словаре В.И.Даля : «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердость.»)

Задание 4-й группе:

  • Какие вопросы, проблемы поднимает автор?

(Вопросы записываем на доске и в тетради, отвечают ученики)

  1. Можешь ли ты жить сытым спокойно, если рядом голодные?

  2. Как определить самого нуждающегося?

  3. Можно ли отказаться от милосердия, если невозможно его осуществить по большому счету?

  4. Нужно ли делать добро тайно, украдкой?

  5. В чем смысл названия рассказа ? (Кормит не собаку, а свою совесть)

Заключение.

У ч и т е л ь:

Сейчас наше общество пытается возродить милосердие. Но как вернуть его без непосредственного сострадания! И рассказ говорит о том, что чувство сострадания должно быть в человеке, должно быть заложено в детстве: не дожидаясь полной справедливости и равенства, поделись пока с тем, кому хуже, чем тебе. (Дети и внуки не знают старого обычая подавать милостыню. Милостыня ушла, ушло и сострадание.)

Заканчивая урок, учитель вместе с учениками обращается к вопросам, записанным на доске, и подводит учеников к мысли, что не время определяет человека, а человек сам определяет свою жизненную позицию в любые времена.

Этот рассказ Тендряков, конечно, не увидел в печати (рассказ был опубликован в 1988 г.), он писал «в стол». Но он честно описал тяжелые для русского крестьянина времена, и в этом рассказе, как и в других («Пара гнедых», «Параня» и «Донна Анна»), писатель обратился к болевым точкам, пришедшимся на жизнь его поколения. Они, эти рассказы, своего рода верстовые столбы, «знак сторожевой» исторического движения и зарубки, навсегда оставленные в душах людей.

У ч и т е л ь:

Читает эпиграф, написанный на доске.

Эти слова А.Твардовского из поэмы «По праву памяти» посвящены тому же трагическому периоду нашей истории, как и упомянутые выше рассказы В.Тендрякова.

«Я родился в воспаленное время», — написал он в рассказе «Пара гнедых». Это время сделало из него зоркого и честного художника, «по праву памяти» рассказавшего нам о мрачных 30-х годах.

Домашнее задание:

Написать письменную работу на одну из тем:

  1. Жизненная позиция героя в рассказе «Хлеб для собаки»;

  2. Размышление после прочтения одного из рассказов В.Тендрякова («Пара гнедых», «Хлеб для собаки»).

Содержание

  1. Смысл названия рассказа
  2. О чём рассказ
  3. Смысл рассказа
  4. Смысл финала

Описываемый в произведении 1933 год – это время массового голода в СССР. За счёт жестоких, а порой и бесчеловечных мер, проводится срочная коллективизации в сельском хозяйстве. Повсеместно идут репрессии.

Рассказ «Хлеб для собаки» показывает лишь малый «фрагмент» общей картины ужаса тех лет. В нём нет масштабности бедствий и катастрофических цифр погибших от голода и «по приказу». Но знакомясь с жизнью небольшого посёлка и его обитателями проникаешься чувством к тому времени гораздо острее; испытываешь пронзительную близость к людям, к их страданиям. Становишься свидетелем судорожных попыток выжить.

Всё это преподносится через призму душевных терзаний и вспышек невроза десятилетнего паренька.

Смысл названия рассказа

Заглавие, как ему и полагается, выделяет самую суть произведения, его конкретику, но понятно это становится только финале. Сама же фраза уже обладает своей атмосферной подачей. И ещё даже не зная толком о чём пойдёт повествование, начинаешь испытывать чувство жалости, сопереживания и даже вины.

Хлеб здесь олицетворяет не просто еду, а скорее ценность или дар. И поделиться хлебом означает что-то гораздо большее, чем просто кормление. Получается, что и собака, пусть и голодная, это образ (символ) чего-то более важного и значимого.

О чём рассказ

К 1933-му году голодный мор в стране достиг своего пика. Истощённые жители городов и деревень из последних сил цеплялись за жизнь.

В небольшом посёлке вместе с семьёй проживает 10-летний Володя Тенков. Ответственная должность его отца позволяет им не испытывать нужду в пропитании. Но именно этот достаток становится причиной терзаний и душевных расстройств подростка.

В школу он еду брать боится, стесняясь осуждения и зависти.

Помимо жителей в посёлке, в берёзовом сквере возле станции обитают раскулаченные ссыльные, не доехавшие до места назначения. Старшие их и за людей не считают, называя южным словом «куркули», а молодняк бегает посмотреть на их предсмертные агонии. Человеческий облик эти личности давно утратили: извиваясь и корчась они обгладывают кору с деревьев или собирают мусор на дороге. Из-за навешенного ярлыка «врагов государства» никто им даже и не думает помогать.

В то же время именно их поведение и внешний вид заставляет мальчика ещё больше задуматься: какое право он имеет быть сытым, когда вокруг творится такое безумие. И разве не перестали они уже быть врагами?

Эти мысли сводят его с ума. Он еле ест, истерзанный внутренними противоречиями. В какой-то момент ему кажется, что выход найден: поделиться с «самым голодным».

Его попытка помочь кому-нибудь привела к тому, что он, наоборот, возненавидел эти полумёртвые, ползающие на коленях, c пузырящейся пеной у рта, тела. Больше он не пытался.

Душевные терзания и угрызения совести после этого никуда не делись, но добавилась ожесточённость.

И неизвестно, что бы стало с Володей если бы не одно событие.

Однажды он увидел возле крыльца собаку. А в ней то самое «самое голодное» существо и своё спасение.

Смысл рассказа

Советская власть неумолима и беспощадна, её идеология и методы не подлежат сомнению.

Через историю своего детства автор поднимает такую тему как «репрессии». В отличие от взрослых, которые в большинстве своем поддерживали и свято верили в незыблемость постановлений правительства, чуткий, страдающий от чужого горя, десятилетний мальчик не понимает эту «беспощадность» и не может с этим мириться.

Он видит в подробностях все унижения и муки раскулаченных, уже не людей и прямо задает вопрос: «Неужели они всё это заслужили? Разве и теперь они враги? »

Эти вопросы так и остались звучать эхом.

Смысл финала

Забота об этом умирающем от голода существе и стало спасением мальчика, способом не сойти с ума от окружающей действительности; своего рода платой за тот хлеб, что ест он сам.

Понимал ли десятилетний Володя, что не собаку, а свою совесть подкармливает он этими кусками хлеба, и что это себя он спасает от постоянных угрызений и самобичевания?

А как же другие? Взрослые не имели права демонстрировать свою боль и страх на грани безумия, и как могли скрывали их внутри себя. Им нельзя было быть слабыми. И всё равно по осунувшимся лицам и подрагивающим сутулым спинам это было видно. А ещё были те, кто, не справившись с творившимся вокруг ужасом, сами прекращали свой жизненный путь.

На чтение 5 мин. Опубликовано 29.03.2020

Произведение Владимира Тендрякова «Хлеб для собаки» было впервые опубликовано в 1970 году. Оно основано на воспоминаниях автора, детство которого пришлось на трудный послереволюционный период. Чтобы правильно заполнить читательский дневник и понять главный посыл писателя, следует ознакомиться с кратким содержанием «Хлеба для собаки». В книге рассказывается о жестоком времени, показанном сквозь призму детского восприятия.

Содержание

  1. Основные персонажи
  2. Судьба каторжников
  3. Попытка помочь
  4. План и проблематика

Основные персонажи

После прочтения «Хлеба для собаки» читателя еще долгое время не покинет ощущение страха и морального опустошения, вызванное страданиями, переживаемыми вместе с главными героями книги. В произведении поражает способность писателя передать необычные события и сделать их анализ. Основными персонажами рассказа «Хлеб для собаки» являются:

  • Володя Тенков — 10-летний добрый и бесхитростный мальчишка, рассказчик;
  • папа мальчика — честный и порядочный человек, участник революции;
  • Ваня Душной — работник правоохранительных органов, равнодушный к страданиям окружающих;
  • Абрам — рабочий на конюшне, чья работа заключается в сборе и вывозе за город погибших куркулей;
  • Дыбаков — партийный чиновник, жестокий и довольно циничный человек.

У главного персонажа очень сложная история жизни. После прочтения рассказа к нему возникает сочувствие и жалость.

Автор вырос в трудный период сталинских репрессий, что наложило отпечаток на его юношеские воспоминания, на основании которых было создано повествование. История произошла в небольшом поселке, где рос писатель. Этот жизненный этап оставил у Тендрякова неизгладимые впечатления.

Судьба каторжников

Судьба каторжников

Содержание рассказа наполнено ужасными картинами. Осужденные жители страны, приговоренные к отбыванию срока на каторге в дальних уголках Сибири, по состоянию здоровья не были способны пережить долгую дорогу. Они не могли доехать до места ссылки и умирали от голода.

Внешний вид у этих людей был просто омерзительный. Они вели себя, словно сумасшедшие. Старики старались пройти мимо убогих, а дети с любопытством смотрели на бедных и голодных бродяг до самой их кончины. За репрессированными обязан был смотреть начальник станции. Чтобы они не сбежали, чиновника постоянно проверял милиционер.

Автор описывает трагический эпизод смерти каторжника, из последних сил пытающегося удержаться за дерево, чтобы не упасть на землю. Он стремится выжить. Писатель применяет прием антитезы, чтобы усилить восприятие книги, противопоставляет могучему стволу березы хрупкие руки бедняги.

Потом в повествовании появляется руководитель станции, в обязанности которого входит присматривать за куркулями. Он думает о том, что ожидает детей, которые каждый день видят жестокое обращение с обездоленными людьми.

Попытка помочь

Главный персонаж не смог пройти мимо каторжников. Он стыдился того, что не голодал. По этой причине паренек украдкой ежедневно делился пищей с обездоленными. Но он недолго смог подкармливать попрошаек, потому что их количество быстро увеличивалось. Отец мальчика заметил, что его сын пытается помогать ссыльным, но ругать его не стал, хоть и был довольно строгим. Папа предупредил, что даже у целого государства не хватит еды для всех, и отправил ребенка играть.

Голодающие люди

Долгое время мальчик реагировал на многочисленные просьбы голодающих, но в один момент что-то внутри него изменилось. Володька сильно разозлился, его сердце часто забилось от чрезмерного волнения, а в глазах стало темно. Ребенок закричал, начал ругаться и разгонять нищих. Попрошайки стали потихоньку расходиться, а мальчик все никак не мог остановиться.

Произведение написано очень душевно. Оно легко читается. Личностная драма мальчика описана простыми словами. При чтении можно представить глаза ребенка, наполненные слезами из-за того, что он не способен повлиять на жизнь окружающих людей.

Он решил больше никогда не подавать беднякам около собственного дома. Володю начала мучить совесть, появились проблемы со сном, он винил себя за чувство жалости к врагам народа.

Неожиданно в рассказе появляется лохматая бездомная собака. Она предана собственными владельцами. Возможно, они тоже сильно голодали. Главный персонаж обрел новый смысл в жизни и начал заботиться о грустном животном, которое было никому не нужно. Владимир понимает, что если он сможет подкармливать этого пса, то будет иметь полное право сытно есть и спокойно засыпать. После этого совесть уже не мучила его.

Повествование можно было бы на этом закончить, но писатель захотел добавить еще один трагический эпизод. У начальника вокзала практически отсутствовали шансы выжить. Чтобы его меньше мучила совесть, он решил совершить самоубийство, потому что не смог найти собаку, которая бы нуждалась в его подачках.

План и проблематика

Краткий сюжет поможет ученикам заполнить читательский дневник. Если вдумчиво читать «Хлеб для собаки», то можно составить такой план рассказа:

Читают рассказ Тендрякова «Хлеб для собаки»

  1. Описание трудного детства.
  2. Проявление героем доброты.
  3. Разочарование в окружающем мире.
  4. Помощь новому лохматому другу.

В рассказе Тендрякова освещаются важные нравственные вопросы — совесть, человеческое милосердие, духовная ответственность перед обществом и собственными принципами. После ознакомления с пересказом произведения стоит прочитать книгу полностью. Это поможет прочувствовать трагические события того времени. Читателям могут прийтись по душе аргументы в «Хлебе для собаки», призывающие людей лучше относиться к окружающим.

В основу рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки» легли воспоминания автора о трудном детстве, на который свой мрачный отпечаток отложили все ужасы сталинской эпохи. Вечные нищета и голод, которым сопутствовали идеологические преследования стали неизменным атрибутом жизни простых людей той поры.

Наверное, именно поэтому автор не употребляет в произведении литературных приемов, придающих художественной окраски его рассказу, ведь достаточно просто преподнести сухие достоверные факты, чтобы вызвать у читателя волну глубоких эмоций и переживаний. На примере жителей одного поселка, В. Тендряков показал жизнь всего государства.

«Хлеб для собаки»: краткое содержание произведения В. Тендрякова

Шел 1933 год. Лето. Маленький русский город. Прокопченное вокзальное здание. Недалеко от него – вылущенный заборчик, за ним – сквозной березовый скверик, а в нём, на пыльной траве – те, кого уже давно не считали людьми. Взаправду, у них были документы, измусоленные, но удостоверяющие личность: фамилия, имя, отчество, год рождения, за что был осужден и куда выслан… Но это уже никого не волновало, как и то, что они едят, пьют, где живут, кем работают. Они – раскулаченные мужики, лишенцы, враги народа, или, как их называли, «куркули», а значит, они выпали из числа людей.

Впрочем, выглядели и вели они себя тоже не как люди. Истощенные голодом и болезнями, одни казались обтянутыми тёмной кожей скелетами с огромными пустыми глазами, другие – раздутыми от водянки «слонами» с посиневшей от натяжения кожей. Одни грызли кору на деревьях или ели мусор с земли, другие лежали в пыли, стонали, пусто уставившись в небо. Но больше всего походили на людей те, кто уже покинул мир живых. Они лежали покойно, умиротворённо. Однако и среди них были «бунтари». Их при прощальном вздохе охватывало настоящее безумие — они поднимались, силились выкрикнуть убийственные ядовитые проклятия, но вылетало одно лишь хрипение, пузырилась пена, и они затихали, навсегда… Рассказ «Хлеб для собаки» на этом эпизоде не заканчивается.

Читать

Лето 1933 года.
У прокопченного, крашенного казенной охрой вокзального здания, за вылущенным заборчиком — сквозной березовый скверик. В нем прямо на утоптанных дорожках, на корнях, на уцелевшей пыльной травке валялись те, кого уже не считали людьми.

Правда, у каждого в недрах грязного, вшивого тряпья должен храниться если не утерян — замусоленный документ, удостоверяющий, что предъявитель сего носит такую-то фамилию, имя, отчество, родился там-то, на основании такого-то решения сослан с лишением гражданских прав и конфискацией имущества. Но уже никого не заботило, что он, имярек, лишенец, адмовысланный, не доехал до места, никого не интересовало, что он, имярек, лишенец, нигде не живет, не работает, ничего не ест. Он выпал из числа людей.

Большей частью это раскулаченные мужики из-под Тулы, Воронежа, Курска, Орла, со всей Украины. Вместе с ними в наши северные места прибыло и южное словечко «куркуль».

Куркули даже внешне не походили на людей.

Одни из них — скелеты, обтянутые темной, морщинистой, казалось, шуршащей кожей, скелеты с огромными, кротко горящими глазами.

Другие, наоборот, туго раздуты — вот-вот лопнет посиневшая от натяжения кожа, телеса колышутся, ноги похожи на подушки, пристроченные грязные пальцы прячутся за наплывами белой мякоти.

И вели они себя сейчас тоже не как люди.

Кто-то задумчиво грыз кору на березовом стволе и взирал в пространство тлеющими, нечеловечьи широкими глазами.

Кто-то, лежа в пыли, источая от своего полуистлевшего тряпья кислый смрад, брезгливо вытирал пальцы с такой энергией и упрямством, что, казалось, готов был счистить с них и кожу.

Кто-то расплылся на земле студнем, не шевелился, а только клекотал и булькал нутром, словно кипящий титан.

А кто-то уныло запихивал в рот пристанционный мусорок с земли…

Больше всего походили на людей те, кто уже успел помереть. Эти покойно лежали — спали.

Но перед смертью кто-нибудь из кротких, кто тишайше грыз кору, вкушал мусор, вдруг бунтовал — вставал во весь рост, обхватывал лучинными, ломкими руками гладкий, сильный ствол березы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот, просторно черный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть испепеляющее проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдирая кожу на костистой щеке, «бунтарь» сползал вниз по стволу и… затихал насовсем.

Такие и после смерти не походили на людей — по-обезьяньи сжимали деревья.

Взрослые обходили скверик. Только по перрону вдоль низенькой оградки бродил по долгу службы начальник станции в новенькой форменной фуражке с кричаще красным верхом. У него было оплывшее, свинцовое лицо, он глядел себе под ноги и молчал.

Время от времени появлялся милиционер Ваня Душной, степенный парень с застывшей миной — «смотри ты у меня!».

— Никто не выполз? — спрашивал он у начальника станции.

А тот не отвечал, проходил мимо, не подымал головы.

Ваня Душной следил, чтоб куркули не расползались из скверика — ни на перрон, ни на пути.

Мы, мальчишки, в сам скверик тоже не заходили, а наблюдали из-за заборчика. Никакие ужасы не могли задушить нашего зверушечьего любопытства. Окаменев от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали за короедами, за вспышками «бунтарей», кончающимися хрипом, пеной, сползанием по стволу вниз.

Начальник станции — «красная шапочка» — однажды повернулся в нашу сторону воспаленно-темным лицом, долго глядел, наконец изрек то ли нам, то ли самому себе, то ли вообще равнодушному небу:

— Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?..

Долго выдержать сквера мы не могли, отрывались от него, глубоко дыша, словно проветривая все закоулки своей отравленной души, бежали в поселок.

Туда, где шла нормальная жизнь, где часто можно было услышать песню:

Не спи, вставай, кудрявая!

В цехах звеня,

страна встает со славою

на встречу дня…

Уже взрослым я долгое время удивлялся и гадал: почему я, в общем-то впечатлительный, уязвимый мальчишка, не заболел, не сошел с ума сразу же после того, как впервые увидел куркуля, с пеной и хрипом умирающего у меня на глазах.

Наверное, потому, что ужасы сквера появились не сразу и у меня была возможность как-то попривыкнуть, обмозолиться.

Первое потрясение, куда более сильное, чем от куркульской смерти, я испытал от тихого уличного случая.

Женщина в опрятном и поношенном пальто с бархатным воротничком и столь же опрятным и поношенным лицом на моих глазах поскользнулась и разбила стеклянную банку с молоком, которое купила у перрона на станции. Молоко вылилось в обледеневший нечистый след лошадиного копыта.

Женщина опустилась перед ним, как перед могилой дочери, придушенно всхлипнула и вдруг вынула из кармана простую обгрызенную деревянную ложку. Она плакала и черпала ложкой молоко из копытной ямки па дороге, плакала и ела, плакала и ела, аккуратно, без жадности, воспитанно.

А я стоял в стороне и — нет, не ревел вместе с ней — боялся, надо мной засмеются прохожие.

Мать давала мне в школу завтрак: два ломтя черного хлеба, густо намазанных клюквенным повидлом. И вот настал день, когда на шумной перемене я вынул свой хлеб и всей кожей ощутил установившуюся вокруг меня тишину. Я растерялся, не посмел тогда предложить ребятам. Однако на следующий день я взял уже не два ломтя, а четыре…

На большой перемене я достал их и, боясь неприятной тишины, которую так трудно нарушить, слишком поспешно и неловко выкрикнул:

— Кто хочет?!

— Мне шматочек, — отозвался Пашка Быков, парень с нашей улицы.

— И мне!.. И мне!.. Мне тоже!..

Со всех сторон тянулись руки, блестели глаза.

— Всем не хватит! — Пашка старался оттолкнуть напиравших, но никто не отступал.

— Мне! Мне! Корочку!..

Я отламывал всем по кусочку.

Наверное, от нетерпения, без злого умысла, кто-то подтолкнул мою руку, хлеб упал, задние, желая увидеть, что же случилось с хлебом, наперли на передних, и несколько ног прошлось по кускам, раздавило их.

— Пахорукий! — выругал меня Пашка.

И отошел. За ним все поползли в разные стороны.

На окрашенном повидлом полу лежал растерзанный хлеб. Было такое ощущение, что мы все вгорячах нечаянно убили какое-то животное.

Учительница Ольга Станиславна вошла в класс. По тому, как она отвела глаза, как спросила не сразу, а с еле приметной запинкой, я понял — она голодна тоже.

— Это кто ж такой сытый?

И все те, кого я хотел угостить хлебом, охотно, торжественно, пожалуй, со злорадством объявили:

— Володька Тенков сытый! Он это!..

Я жил в пролетарской стране и хорошо знал, как стыдно быть у нас сытым. Но, к сожалению, я действительно был сыт, мой отец, ответственный служащий, получал ответственный паек. Мать даже пекла белые пироги с капустой и рубленым яйцом!

Ольга Станиславна начала урок.

— В прошлый раз мы проходили правописание… — И замолчала. — В прошлый раз мы… — Она старалась не глядеть на раздавленный хлеб. — Володя Тенков, встань, подбери за собой!

Я покорно встал, не пререкаясь, подобрал хлеб, стер вырванным из тетради листком клюквенное повидло с пола. Весь класс молчал, весь класс дышал над моей головой.

После этого я наотрез отказался брать в школу завтраки.

Вскоре я увидел истощенных людей с громадными кротко-печальными глазами восточных красавиц…

И больных водянкой с раздутыми, гладкими, безликими физиономиями, с голубыми слоновьими ногами…

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=69886&p=1

Главный герой рассказа

Взрослые старались обходить это мрачное место. Детвора тоже не заходила, боялась, но любопытство, «зверушечье» какое-то, брало вверх, и они лезли на забор и оттуда наблюдали за происходящим. Их душил страх, брезгливость, они изнемогали от скрытой, и оттого невыносимо острой, пронизывающей жалости, но продолжали смотреть во все глаза. «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью…» — говорил начальник станции, бродящий по долгу службы по перрону.

Среди тех детей был и десятилетний мальчик Володька Тенков – главный герой рассказа «Хлеб для собаки». Анализ произведения поможет лучше понять тему, идею и проблематику произведения. Рассказ разворачивается как череда воспоминаний, следовательно, повествование ведется от первого лица – от имени этого мальчика. Уже взрослым он довольно долго удивлялся и не мог понять, как он, будучи ребенком, уязвимым, впечатлительным, с неокрепшей психикой, не заболел и не сошёл с ума от того мрака и ужаса. Но далее он вспоминает, что душа его к тому времени уже была «обмозолена». Человек ко всему рано или поздно привыкает, смиряется. Вот и его душа привыкла видеть боль, страдания, публичные унижения «опрятных» людей от одного только голода. Впрочем, привыкла ли? Нет, скорее, выработала свой «защитный слой». Она страдала и бесконечно мучилась, но продолжала глубоко дышать, сопереживать и искать спасительные пути из безысходности.

Биография писателя

Владимир Федорович Тендряков — знаменитый советский писатель, родившийся в маленьком селе в Вологодской области. Отец мальчика работал прокурором. Владимир много читал и отлично учился в школе. Окончание школьного образования выпало на начало Великой Отечественной войны. Юноша отправился на военную службу в ряды Красной Армии и его послали обучаться на радиста, где он получил звание сержанта. Участвовал в боевых действиях с 1942 года. Получив два ранения под Харьковом и Сталинградом, его комиссовали, и Владимир отправился домой.

В тылу работал школьным военруком, затем секретарем районного комитета комсомола. После завершения войны переехал в Москву, чтобы получить образование, поступил во ВГИК. После года обучения перевелся в литературный институт, который с успехом закончил. Первое сочинение было издано, когда Владимиру исполнилось 25 лет. Он являлся корреспондентом всех популярных газет Советского Союза.

Тендряков писатель

Среди известных рассказов Тендрякова можно выделить следующие:

  • «Не ко двору».
  • «Три мешка сорной пшеницы».
  • «Ухабы».
  • «Апостольская командировка».
  • «Ненастье».
  • «За бегущим днем».
  • «Расплата».
  • «Шестьдесят свечей».
  • «Хлеб для собаки».
  • «Путешествие длиной в век».

О писателе «коллеги по цеху» не один раз говорили как о человеке, который способен на поступки, требующие большого гражданского мужества. Тендряков защищал ученого и диссидента Медведева, помогал Твардовскому, который протестовал против установления нового редакторского руководства «Нового мира».

Тендряков повести

Писатель в своих рассказах обращался к людям с актуальными проблемами советских жителей. В его изложениях отражаются печальные последствия событий довоенного периода. Так, прослеживая анализ «Хлеба для собаки», можно увидеть, что этот рассказ посвящается теме голода, который охватил множество регионов СССР в 30-х годах. Ужасные события видны глазами ребенка, именно их и пересказывает автор.

Стыдно быть сытым

Вначале Володька пытался честно разделить свой завтрак – четыре куска хлеба — с друзьями-одноклассниками. Но желающих и «страждущих» оказалось слишком много – со всех сторон тянулись руки. Хлеб упал, и несколько ног от нетерпения, без всякого злого умысла, прошлись по кускам и раздавили их…

Володьку мучила, но в тоже время и не давала сходить ему с ума еще одна мысль: те, кто умирали в березовом скверике – враги. А с врагами что делают? Их уничтожают, иначе – никак, ведь побеждённый враг всё одно враг: он никогда не простит и обязательно нож за спиной точить станет. А с другой стороны, можно ли считать врагом того, кто грызёт кору в березняке? Или враги те умершие от голода старики и дети в раскулаченных сёлах? На эти вопросы он нашёл свой ответ: он не может «поглощать» свои «яства» один, с кем-то делиться – просто необходимо, даже если он или она – враг… «Хлеб для собаки», краткое содержание которого приведено в этой статье, – это рассказ о муках совести, которые страшны, но без которых душа человека умирает.

Художественные образы

Произведение читается удивительно легко, глава за главой преодолевается с небольшими усилиями у читателя, которого автор уводит все дальше и дальше, вглубь собственных воспоминаний. Нелепые образы, бессмысленные выражения, оксюмороны, возникающие в мыслях героя, не допускают шока у читателей или людей, которые слушают рассказ онлайн. Вот несколько примеров из произведения Тендрякова:

Рассказ хлеб для собаки

  • «…пошла прочь, как тонущая лодка, накрененная набок», а из нутра героя «…рыдающим галопом вырвался дикий и чужой голос…»;
  • «…сминая серебристы голос кукушки…», «девушка, чью судьбу и тело покорежил бесполезный конвейер жизни»;
  • «щедра без устали», «шум от колес повозки разрывает тишину».

Последние слова поэта, как приговор всем, кто еще может сострадать: «…мне вполне хватало того, что я кого-то подкармливаю, поддерживаю жизнь существа, так, и сам имею право жить и есть. Истощенную от голода собаку кормил не я хлебом, а собственную совесть».

В современном мире, в котором пропасть между социальным классом только увеличивается, никогда не потеряет актуальность рассказ Тендрякова. Что делать, если не можешь один к лучшему изменить мир? Кто именно тот, которому больше всех требуется помощь? Как протянуть эту самую руку помощи? После прочтения «Хлеба для собаки» каждый найдет ответы на вопросы и договорится с собственной совестью.

Кто самый голодный?

Он украдкой не доедал то, что ему подавалось на обед или ужин, и честно сэкономленные «воровские» продукты относил тому, кто был, по его мнению, самым-самым голодным. Такого человека было найти и легко, и трудно. Голодными были в посёлке все, но кто самый? Как узнать? Ошибиться нельзя…

Он отдал свои «обжигающие сквозь карманы» остатки обеда одному «дяденьке» с бледным раздутым лицом, и положил так делать каждый день. Одного «осчастливить» у него получилось, но со временем число попрошаек стало неумолимо расти. Всякий день возле его дома их собиралось великое множество. Они стояли весь день и без устали ждали его выхода. Что делать? Прокормить более двух – сил не хватит. А ведь говорил отец, что невозможно чайной ложкой море вычерпать… И тогда с ним случился срыв, или, как он сам сказал, «излечение». В один миг потемнело в глазах, и откуда-то из недр души вырвались неподвластные ему рыдания и крик: «Уходите! Уходите! Гады! Сволочи! Кровопийцы!» И они молча развернулись и ушли. Навсегда.

Голод повсюду

Главный герой, имени его автор не называет, был, конечно, шокирован этим зрелищем. Но он был в некотором роде подготовлен. Он знал о том, что одноклассники его голодают. Именно поэтому отказывался брать в школу завтраки. Он видел однажды картину, которую не забыл даже по прошествии тридцати лет. Женщина несла молоко, но поскользнулась и разбила банку. Она упала на колени и заплакала. А затем черпала ложкой из копытной ямки пролитое молоко. Не спеша, без жадности, с каким-то страшным смирением. Мальчик не знал, что такое голод, но он видел, как от него страдают окружающие.

В. Тендряков: «Хлеб для собаки», или «Пища для совести»

Да, от мальчишеской жалости он излечился, но что делать с совестью? От неё невозможно избавиться, иначе – смерть. Он сыт, очень сыт, можно сказать, до отвала. Наверное, этих продуктов пятерым хватило бы, чтобы спастись от лютой голодной смерти. Он их не спас, он их жизни просто-напросто съел. Эти мысли не давали ему ни есть, ни спать. Но однажды к их крыльцу подошла собака. У неё были пустые, «немытые» глаза… И вдруг Володьку словно банным паром обдало: вот оно — самое голодное и несчастное существо в мире! И он начал её кормить: каждый день выносил ей кусок хлеба. Она схватывала его на лету, но так ни разу и не подошла к мальчику. Самое преданное человеку существо на земле так ни разу ему не доверилось. Но Володе и не нужна была эта благодарность. Не ободранного пса он подкармливал, а свою совесть. Нельзя сказать, что предложенная «пища» так уж нравилась совести. Она время от времени «хворала», но без угрозы смертельного исхода. На этом рассказ не заканчивается. В.Тендряков («Хлеб для собаки») включил ещё один эпизод, совсем маленький, но очень эффектный, можно сказать, от автора эмоциональное «итого».

В тот самый месяц совершил самоубийство тот самый прогуливающийся по перрону начальник станции. «Человек» и «недочеловек»: он переступил эту тонкую грань и не выдержал… Как он не догадался найти для себя какую-нибудь плешивенькую собачонку, чтоб отрывать от себя что-то и делиться этим каждый день? Вот она истина!

Ещё раз хочется напомнить, что статья посвящена рассказу В. Тендрякова «Хлеб для собаки». Краткое содержание не может отобразить в полной мере тот эмоциональный надрыв в душе маленького мальчика, описать его страх и вместе с тем безмолвный протест против существующего миропорядка. Поэтому прочтение произведения в полном объеме просто необходимо.

План и проблематика

Краткий сюжет поможет ученикам заполнить читательский дневник. Если вдумчиво читать «Хлеб для собаки», то можно составить такой план рассказа:

  1. Описание трудного детства.
  2. Проявление героем доброты.
  3. Разочарование в окружающем мире.
  4. Помощь новому лохматому другу.

В рассказе Тендрякова освещаются важные нравственные вопросы — совесть, человеческое милосердие, духовная ответственность перед обществом и собственными принципами. После ознакомления с пересказом произведения стоит прочитать книгу полностью. Это поможет прочувствовать трагические события того времени. Читателям могут прийтись по душе аргументы в «Хлебе для собаки», призывающие людей лучше относиться к окружающим.

  • Какова главная мысль сказки ашик кериб
  • Какова главная тема рассказа однодум
  • Какова главная идея рассказа уроки французского
  • Какова главная тема рассказа господин из сан франциско
  • Какова главная задача волшебной сказки