Какова жизненная позиция пескаря в сказке премудрый пескарь цитата

Цели урока:

1.Обучающие:

а) Знания:

    • Повторение и систематизация ранее полученных
      знаний о творчестве писателя; композиции
      произведения; использовании различных
      художественных средств.
    • Углубление знаний о сарказме как разновидности
      иронии;
    • Знакомство с понятием гротеск.

б) Умения:

  • Нахождение изучаемого тропа.
  • Закрепление умения анализировать
    художественное произведение в единстве формы и
    содержания.

2. Развивающие:

а). Развитие памяти (установка на
воспроизведение материала в конце урока);

б). Развитие мышления (логического,
образного при работе с текстом);

в). Развитие устной речи учащихся
(монологическая, диалогическая речь).

3. Воспитывающие:

а). Воспитание активной жизненной
позиции.

б) Воспитание интереса к литературе.

в) Воспитание уважительного отношения
к культуре и искусству.

Ход урока

I. Слово учителя. Биографическая
справка (слайд №1 в Приложении 1)

М.Е.Салтыков-Щедрин родился в январе 1826
года в селе Спас-Угол Тверской губернии. По отцу
принадлежал к старинному и богатому дворянскому
роду, по матери – купеческому сословию. После
успешного окончания Царскоселького лицея
Салтыков становится чиновником военного
ведомства, но служба его мало интересует.

В 1847г. в печати появляются его первые
литературные произведения – “Противоречия” и
“Запутанное дел”. Но всерьез о Салтыкове, как о
писателе, заговорили только в 1856 г., когда он
начал публикацию “Губернских очерков”.

Свой литературный талант он направил
на то, чтобы открыть глаза, показать тем, кто еще
не видит творящегося в стране беззакония,
процветающего невежества и тупости, торжества
бюрократии. М.Е. Салтыков-Щедрин — великий
русский сатирик, революционер-демократ, соратник
Чернышевского и Некрасова. Своим оружием против
общественного зла и социальной несправедливости
он избрал сатиру, продолжив и развив в новых
исторических условиях традиции Фонвизина и
Гоголя. Чернышевский утверждал: «Ни у кого из
предшествующих Щедрину писателей картины нашего
быта не рисовались красками более мрачными.
Никто не карал наших собственных язв с большей
беспощадностью». (слайд №2 в приложении 1)

II. Слово учителя. Историческая справка

Но сегодня мне хочется остановиться на
сказочном цикле писателя, начатом в 1869г. Сказки
явились своеобразным итогом, синтезом
идейно-творческих исканий сатирика. В ту пору
из-за существования строгой цензуры автор не мог
до конца обнажить пороки общества, показать всю
несостоятельность российского управленческого
аппарата. И все же с помощью сказок “для детей
изрядного возраста” Щедрин смог донести до
людей резкую критику существующего порядка.

Для написания сказок автор
использовал гротеск, гиперболу и антитезу. Также
для автора был немаловажен эзопов язык. Стараясь
скрыть от цензуры истинный смысл написанного,
приходилось пользоваться и этим приемом. Сказка
по простоте своей формы доступна любому, даже
неискушенному читателю, и поэтому особенно
опасна для «верхов». Недаром цензор Лебедев
доносил: «Намерение г. С. издать некоторые свои
сказки отдельными брошюрами более чем странно.
То, что г. С. называет сказками, вовсе не
соответствует своему названию; его сказки — это
та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более
или менее направленная против общественного и
политического нашего устройства».

Высказанные писателем в сказках мысли
современны и сегодня. Сатира Щедрина проверена
временем и особенно остро она звучит в период
социальных неурядиц, подобных тем, которые
переживает сегодня Россия. Именно поэтому
произведения Салтыкова-Щедрина множество раз
переиздавались и в наше время. (Слайд №3 в
Приложении1)

III. Работа над литературными терминами

Прежде, чем мы приступим к анализу
сказки “Премудрый пискарь”, рассмотрим
необходимые термины: сарказм, ирония, гротеск,
гипербола. (Слайд №4 в Приложении1)

САРКАЗМ – едкая язвительная насмешка, с
откровенно обличительным, сатирическим смыслом.
Сарказм – разновидность иронии.

ИРОНИЯ – отрицательная оценка предмета или
явления через его осмеяние. Комический эффект
достигается тем, что истинный смысл события
замаскирован.

ГРОТЕСК – изображение действительности в
преувеличенном, уродливо-комическом виде,
переплетение реального и фантастического.

ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение.

IV. Работа над текстом сказки.

Сказка “Премудрый пескарь” (1883) стала
хрестоматийной.

1). Работа над образом главного героя
(слайд №5 в Приложении1)

Как жили родители пескаря? Что завещал
ему отец перед смертью?

Как решил жить премудрый пескарь?

Как автор описывает пескаря-сына? (слайд
№6 в Приложении1)

Как описывает автор его жилище? (слайд
№7 в Приложении1)

Какова была жизненная позиция пескаря?
Как называют человека с такой жизненной
позицией?
(слайд №8 в Приложении 1)

Итак, мы видим, что пескарь поначалу
ничем не отличался от себе подобных. Но, трус по
характеру, решил он всю жизнь прожить, не
высовываясь, в своей норе, вздрагивая от каждого
шороха, от каждой тени, мелькнувшей рядом с его
норой. Так и жизнь прошла мимо – ни семьи, ни
детей. Так и исчез – то ли сам, то ли щука какая
заглотнула. Только перед смертью задумывается
пескарь о прожитой жизни: “ Кому он помог? Кого
пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? –
Жил – дрожал и умирал – дрожал”. Только перед
смертью осознает обыватель, что никому-то он не
нужен, никто его не знает и о нем не вспомнит.

Но это – сюжет, внешняя сторона сказки,
то, что на поверхности. А подтекст карикатурного
изображения Щедриным в этой сказке нравов
современной мещанской России хорошо объяснил
художник А. Каневский, делавший иллюстрации к
сказке “Премудрый пескарь”: “…всякому понятно,
что Щедрин говорит не о рыбе. Пескарь – трусливый
обыватель, дрожащий за собственную шкуру. Он
человек, но и пескарь, в эту форму облек его
писатель, и я, художник, должен ее сохранить.
Задача моя – сочетать образ запуганного
обывателя и пескаря, совместить рыбьи и
человеческие свойства…”.

Страшную обывательскую отчужденность,
замкнутость в себе показывает писатель в
“Премудром пескаре”. М.Е.Салтыкову-Щедрину
горько и больно за русского человека.

2) Работа над композицией произведения,
художественными средствами.

Какова композиция произведения? (Композиция
выдержанная и строгая. В малом по объему
произведении автор прослеживает жизнь главного
героя от рождения и до бесславной смерти. Круг
действующих лиц предельно узок: сам пескарь и его
отец, чьи наказы он выполняет.)

Какие традиционные сказочные мотивы
использует автор?
(Используется традиционный
сказочный зачин “жил-был пискарь”,
распространенные обороты “ни в сказке сказать,
ни пером описать”, “стал жить-поживать”,
народные выражения “ума палата”, “откуда ни
возьмись”, просторечия “распостылая жизнь”,
“погублять”.)

Что позволяет нам говорить о смешении
фантастики и реальности в произведении?
(Наряду
с фольклорными, в сказке звучат выражения,
употреблявшиеся автором и его современниками
“моцион делать”, “отрекомендоваться”.)

Найдите в тексте примеры
использования гротеска, гиперболы.

Для чего, как вы думаете, автор
использует эзопов язык?

Политическая направленность сатиры
Салтыкова-Щедрина потребовала новых
художественных форм. Чтобы обойти цензурные
препятствия, сатирик должен был обратиться к
иносказаниям, намекам, к «эзопову языку».
Соединение фантастики и реальности,
использование гротеска, гиперболы, позволило
писателю создать новый оригинальный жанр
политической сказки. Такая форма повествования
помогает раздвинуть границы художественного
изображения. Сатира на мелкого обывателя
приобретает огромный масщтаб, создается символ
трусливого человека. Вся его биография сводится
к формуле: “Жил – дрожал, и умирал – дрожал”.

В «Премудром пискаре» выведен
образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и
трусливой. Щедрин приписывает рыбе человеческие
свойства и вместе с тем показывает, что и
человеку могут быть присущи «рыбьи» черты.
Смысл этой аллегории раскрывается в словах
автора: «Неправильно полагают те, кто думают,
что лишь те пискари могут считаться достойными
гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норе
и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере
бесполезные пискари».

3) Работа над заглавием и идеей
произведения (слайд №10 в Приложении1)

Как вы понимаете заглавие
произведения? Какой прием использует автор в
заглавии?
(Пескарь считал себя премудрым. И
автор называет так сказку. Но за этим заголовком
скрыта ирония, выявляющего никчемность и
бесполезность обывателя, дрожащего за свою
жизнь.)

Какие риторические вопросы задает
себе пескарь перед смертью? Зачем они введены в
текст произведения?
(“Какие были у него
радости? Кого он утешил? Кого кому добрый совет
подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил,
обогрел защитил?” На все эти вопросы звучит один
ответ – никого, никому, никаких. Вопросы введены
в сказку для читателя, для того, чтобы он задал их
себе и задумался о смысле своей жизни.)

Какова же идея произведения? (Нельзя
жить только ради сохранения своей жизни.
Необходимо ставить перед собой высокие цели и
идти к ним. Необходимо помнить о человеческом
достоинстве, о мужестве и чести.)

V. Заключительное слово учителя.

Мы увидели, что в сказке автор обличает
трусость, умственную ограниченность, жизненную
несостоятельность обывателя. Писатель ставит
важные философские проблемы: в чем смысл жизни и
назначение человека. Проблемы эти будут всегда
стоять перед человеком и обществом в целом.
Писатель не стремиться развлечь читателя, он
преподносит ему нравственный урок. Неизменно
сказки Салтыкова-Щедрина будут актуальны, а
персонажи – узнаваемы.

VI. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра “Что лучше – жить
сто лет, не принеся ни вреда, ни пользы, или жить,
совершая ошибки и учась на них?”

Примечание

В презентации использованы кадры из
мультипликационного фильма “Премудрый
пескарь”, режиссер Валентин Каратаев.

Презентация

(319 слов) Сказка «Премудрый пискарь» создана М. Е. Салтыковым-Щедриным, чтобы изобразить жизнь незаметную, никому не интересную, пустую. Именно такой ее видел автор, когда речь заходила об умеренном либерализме. Его раздражали те, кто хотел перетерпеть и спрятаться, забыть о своих правах и целях, лишь бы избежать опасности. Писатель высмеял их позицию, используя эзопов язык. Он призвал не рыб, а людей быть смелее.

Сюжет произведения основан на совете отца главного героя: «Коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!». Безобидный пискарь-сын принял решение усердно следовать такому совету пискаря-отца, ведь «всякая рыба его заглотать может, а он никого заглотать не может». Главный герой сознательно замуровал себя в нору, ушел в узкий мир личных интересов. Он не высовывался из норы, отказывался от еды и общения с другими обитателями вод, жил в страхе, ведь «лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться». Отказавшись от жизни общественной, он обеднил и личную жизнь. Она лишена любого рода деятельности, не имеет никакого смысла, и даже смерть не стала для него и для других каким-то значимым событием: то ли рак клешней перекусил, то ли щука проглотила, — ушел бесследно. Вся жизнь пискаря, однообразная и пустая, определяется одной фразой: “Жил — дрожал, умирал — дрожал”. 

Герой — обобщенный портрет либеральной интеллигенции эпохи Александра III, напуганной правительственными преследованиями и предавшийся панике. Автор показывает бессмысленную жизнь пискаря, который был настолько озабочен мыслью о выживании, что забыл о самой жизни – он лишь существовал, но не жил по-настоящему. Смыслом его бытия стало выживание как таковое, но такая цель сузила его опыт до минимума и обесценила все то время, которое он провёл в самоизоляции.

Таким образом, смысл жизни премудрого пескаря (автор специально называет его «пискарь» — от слова «писк») сводится к страху за свою судьбу. Он только боялся риска, что ничего не сделал, поэтому вся его жизнь, которую он так берег, пошла насмарку. Он выжил, здорово, а дальше что? На этот вопрос ответить нечего. Его цели изначально были настолько мелки, что задохнулся в них, как рыба на мелководье.

Автор: Вилия Эйтутис

В чем ложность позиции премудрого пескаря? (По сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»)

Сказка Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Пре­мудрый пескарь» была написана в 1883 году и впервые напе­чатана за границей. Острота ее социального содержания не позволяла преодолеть препоны и рогатки цензуры на родине писателя. Как и большинство других сказок сатирика, «Пре­мудрый пескарь» иносказательно выражает взгляды автора на внутриполитическую обстановку в стране в период реакции и постепенного свертывания либеральных реформ. Заглавный герой сказки воплощает в себе черты некоторых представите­лей российской интеллигенции, напуганных усилением само­державного гнета и устранившихся от активного участия в об­щественной жизни.

Художественное своеобразие сказки заключается в том, что писатель строит ее на реалиях жизни речных обитателей. Но при этом повествование пронизано словами и выражениями газетного лексикона, что создает яркий комический эффект. Вот как представляет автор своего героя в начале сказки: «Был он пескарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить — не то, что мутовку об­лизать…» А вот авторская характеристика «интеллектуального уровня» и житейских представлений этого мелкого представи­теля «рыбьего царства»: «…у молодого пескаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать и видит: куда ни обернется — везде ему мат. Кругом, в воде, все большие рыбы плавают, а он всех меньше; всякая рыба его заглотать может, а он никого заг­лотать не может». И у пескаря срабатывают защитные рефлек­сы: «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, — сказал он себе, — а не то как раз пропадешь!» — и стал устраиваться. Первым делом нору для себя такую придумал, чтоб ему за­браться в нее было можно, а никому другому — не влезть!..»

Содержанием и смыслом всей жизни премудрого пескаря стала забота о собственной безопасности. Ради этого он за­брался в свою нору и старался оттуда не высовываться.

«И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьет, та­баку не курит, за красными девушками не гоняется — только дрожит да одну думу думает: «Слава Богу! кажется, жив!»

«И вспомнились ему тут щучьи слова: «Вот, кабы все так жили, как этот премудрый пескарь живет…» А ну-тка, в самом деле, что бы тогда было?

Стал он раскидывать умом, которого у него была палата, и вдруг ему словно кто шепнул: «Ведь этак, пожалуй, весь пескарий род давно перевелся бы!»

Итог никчемного существования пескаря подведен следу­ющей фразой: «Жил — дрожал, и умирал — дрожал».

Свое отношение к образу жизни и общественной позиции тех людей, которые послужили прототипами героя сказки, Салтыков-Щедрин выразил такими словами: «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считать­ся достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бес­полезные пескари. Никому от них ни тепло, ни холодно, нико­му ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… живут, даром место занимают да корм едят».

Сказкой «Премудрый пескарь» сатирик призывает читате­лей занять активную гражданскую позицию. Он убежден в том,

что только деятельное вмешательство каждого образованного человека в общественную борьбу может способствовать улуч­шению жизни народа.

Сочинение: В чем ложность позиции премудрого пескаря? (По сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»)

Оцените пожалуйста этот пост

На этой странице искали :

  • в чем ложность позиции премудрого пескаря
  • характеристика премудрого пескаря
  • жил дрожал и умирал дрожал сочинение
  • Премудрый пескарь характеристика

Время, в которое Салтыковым-Щедриным была написана сказка “Премудрый пескарь”, можно охарактеризовать как политически активное. Российское законодательство, а также государственная судебная и исполнительная системы готовились к ряду реформ, которые давно назрели. Значительная часть общества активно участвовала в обсуждении грядущих изменений. Однако, среди дворян были и те, кто предпочитали отсиживаться и отмалчиваться во время того, как другие работают на благо государства. Эти люди жили незаметную, никому не интересную и пустую жизнь, и автор называет всё это одной фразой “умеренный либерализм”. Салтыков-Щедрин осуждает такую позицию. Автор горел идеей сделать свою страну лучше, и его раздражали те, кто хотел перетерпеть и спрятаться, пожертвовать своим правом на голос, лишь бы избежать опасности. Так и появилась сказка “Премудрый пескарь”. В ней писатель высмеивает позицию трусов, используя эзопов язык. Понятно, что речь идёт, конечно, не о рыбах, а о людях. 

Действие сказки разворачивается на морском дне. Главный герой, пескарь, получает совет от своего отца: «Коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!». Он решает беспрекословно следовать этому совету и начинает бояться буквально всего, что его окружает. Его страх перерастает в серьезную фобию, он смотрит на других рыб и понимает, что обидеть безобидного пескаря может просто любой. Его могут съесть в любую минуту, а он никого съесть не может. И тогда пескарь сознательно сбегает от всех, замуровав себя в норе и лишив всякого социального контакта. Он никогда не покидает свое убежище, даже за едой выплывать не может, поэтому голодает. Его жизнь становится скудной и однообразной, лишенной любого вида деятельности и всякого смысла. Всё что он делает, это боится. И даже когда он наконец умирает, ничего значимого не происходит, ни для него самого, ни для окружающих: никто не замечает этого. Он уходит бесследно в беспамятство, как будто его никогда и не было в этом мире. Автор характеризует его жизнь такой фразой: “Жил — дрожал, умирал — дрожал”. 

На примере горемыки-пескаря Салтыков-Щедрин попытался изобразить портрет типичный для либеральной интеллигенции эпохи Александра III, значительная часть которой выбрала для себя путь добровольной самоизоляции в правовом смысле. Это произошло под напором противников реформ, а также под влиянием волны правительственных преследований, вызвавших среди людей настоящую панику. 

Поэтому автор и показывает нам всю бессмысленность жизни пескаря, который был настолько озабочен спасением физического тела, что забыл о теле духовном. Просто существовать не достаточно, важно ещё жить по-настоящему. Само спасение жизни бедного пескаря стало абсолютно бессмысленным актом и обнулило ценность времени, которое он провел один, в пустоте и молчании. 

Получается, что всем смыслом жизни премудрого пескаря стал один только страх за свою жизнь и ничего более (автор специально называет его «пискарь» — от слова «писк»). Он боится рискнуть и выйти наружу, сделать лишний шаг, даже сказать лишнее слово, поэтому ничего не делает. Он выжил, но какой в этом смысл? Этот вопрос автор оставляет риторическим. Пескарь сам обесценил дар своей жизни, поддавшись страхам, сделав свое появление на свет бестолковым и никому не нужным.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема
урока: «Бояться надо не смерти, а пустой жизни» (Анализ сказки С-Щедрина
«Премудрый пискарь»).

-Здравствуйте, садитесь. Ребята, на прошлом уроке мы начали знакомиться
с писателем большого поэтического диапазона, чьё творчество продолжает и
углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое Грибоедовым и
Гоголем.  Он говорил о себе так: «Я писатель, в этом моё призвание». Вы,
конечно же, догадались, что это М. Е. С.-Щедрин.  Творчество писателя очень
разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, статьи, рассказы и не только.

-Прослушайте, пожалуйста, аудиозапись. Вы уже догадались, что кроме
перечисленных выше жанров, С-Щедрин использует в своём творчестве жанр сказки.

— Как вы определили, что перед вами сказка? (есть зачин).

— Итак, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? (о сказках С-Щедрина)

— Конечно, и целью нашего
урока будет следующее:

1. Мы познакомимся с классификацией сказок С-Щедрина.

2.  Закрепим умение анализировать
художественное произведение в единстве формы и содержания.

3. Постараемся понять, в чем смысл жизни каждого живущего
на Земле.

— Дома вы прочитали
сказку «Премудрый пискарь», над анализом которой мы сегодня будем работать. И
теперь согласно смыслу произведения выберите из написанных высказываний то,
которое мы с вами сможем взять в качестве темы сегодняшнего урока.
Слайд №1

1. «Кто
в страхе живет, тот и гибнет от страха» (Леонардо да Винчи)

2.
Друг равнодушный! Так страшно слушать
Черную полночь в пустом дому. (М.Цветаева)

3.
Высший позор – ради жизни утратить смысл жизни.(Ювенал)
4. Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.(Достоевский)

5.
«Бояться надо не смерти, а пустой жизни» (Бертольд Брехт)


Итак, запишите тему в тетрадь. А эпиграфом к уроку мы возьмём цитату из
произведения: «
Жил – дрожал, и умирал – дрожал».


Форму литер сказки использовали и до С-Щ (Пушкин, Аксаков, Гаршин). Но сказки
С-Щ отличаются. Запишем в тетрадь отличительные черты сказок С-Щ.
Слайд №2

Сказки-это
синтез всего творчества писателя. Его сказки современные литературоведы
называют «малой энциклопедией его сатиры» и т д.

-Почему
же писатель обратился к этому жанру? (индивид сообщение)

-Таким
образом, условно все сказки писателя можно разделить на 4 группы:
Слайд №3

— К какой группе вы относите сказку «Премудрый пискарь»? (сатира на либеральную интеллигенцию.)

Сказка «Премудрый пискарь» возникла не на пустом месте. Дайте историч справку этой эпохе.

(После удавшегося покушения
народовольцев на царя Александра II (1 марта 1881 года) наступает пора реакций.
Русский либерализм даже в самых безобидных его проявлениях открыто
провозглашается “изменой” отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают
подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется “строгим
наблюдением друг за другом”. Доносчики нарекаются “борцами с изменой”. Именно
большей частью интеллигенции овладевает малодушие и эгоизм. В эту мрачную
реакционную пору писатель-сатирик и берется своей сказкой напомнить
современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости,
истинности, мнимости).

 Какое впечатление произвела на вас
эта сказка?
 


Определите смысл заглавия сказки «Премудрый
пескарь».  Что означает эпитет «премудрый»? Работа со
словарями.


(синонимы-умный, рассудительный, антонимы- глупый, бестолковый. 


Смысл, который вкладывает автор в слово «премудрый», бесспорно, 
ироничный.) 

— В разных изданиях вы можете встретить
пЕскарь и пИскарь. Почему Салтыков-Щедрин настаивал на втором варианте? (Подчеркнуть ничтожность существа,
которое только и заботится о своей жизни)

 Гротеск или гипербола, с вашей
точки зрения, преобладают в сказке?
 (гипербола)
«Жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не
пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется…»

(Гротеск) «И прожил премудрый пескарь таким
родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал». 

— Давайте обратимся к жизни премудрого
пискаря.

— Кто был его врагами?

Какую роль в его жизни сыграл завет, который оставляет своему
сыну старый пискарь? («Гляди
в оба» Зачитать фрагмент)

1.    
Вспомните, в каких
художественных произведениях мы сталкиваемся с эпизодом, когда родители дают
своим детям заветы, как жить.

2.    
Какие заветы?


«Капитанская
дочка»
–  «Прощай, Петр. Служи верно, кому
присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не
напрашивайся; от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье
снову, а честь смолоду».

«Мёртвые
души» –
Провожая сына, отец, вручив ему
полтинник, наказывает: «… больше всего угождай учителям и начальникам. Коли  в
реке?не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они
тебя добру не научат, а если уж пошло на то, так водись с теми, которые
побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай
никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи
копейку: эта вещь надежнее всего на свете».

«Горе
от ума
» –
Молчалину

Мне завещал отец, во-первых,
угождать всем людям без изъятья:
Хозяину, где доведётся жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге, который чистит платья,
Швейцару, дворнику во избежанье зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

– С
какими выше названными жизненными позициями совпадает позиция старого пискаря? (Чичиковская – приобретательская
позиция, молчалинская – позиция карьериста, завет отца Петра Гринёва – это
призыв жить по законам чести и нравственности)

– В чём
же суть этой морали «гляди в оба»? (Предостережение,
устранение от жизненных опасностей, забота о себе, эгоизм)

— Как
следовал завету отца премудрый пискарь? (Зачитать
фрагмент: «Но он, пискарь-сын, отлично запомнил поучения пискаря-отца… Кажется,
что я жив? ах, что-то завтра будет?»)

— Определите жизненную позицию премудрого пескаря. Какими
пословицами можно её выразить?

1. Хочешь жить – умей вертеться.

2. Моя хата с краю.

3. Иди вперед, а оглядывайся назад.

4. Берегись бед, пока их нет.

5. Живи ни шатко, ни валко, ни на сторону.

6. Осторожность – лучше прибыли. (украинская)

7. Береги себя пуще глазу.

8. Бесстрашному счастье помогает. (хакасская)

9. Жизнь не ждёт – проходит. (марийская)

10. Был, не был, а и след заглох.

1. Береженого и Бог бережет

2. Будь ниже травы, тише воды.

3. Голова не карниз, не приставишь.

4. Не разжевав, вкусу не узнаешь.

5. Глупец и на родине в плен попадает. (китайская)

6. Все родятся людьми, да не все ведут себя по человечески.
(мордовская)

7. Важно, не сколько долго, а сколько хорошо ты прожил.
(греческая)

8. Уши выше лба не растут.

9. С сильным не борись.

10. По рогожке следует протягивать ножки.

Почему, на ваш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и
изображает не
 
человека, а рыбу, наделённую обывательскими чертами? 
— Приведите примеры фольклорной речи и современных понятий.


Фольклорные элементы и обороты речи


Современные понятия


Жил-был пескарь


Пескарь просвещённый, умеренно-либеральный


Мотив отеческих наставлений


Жалованья он не получает и прислуги не держит


Ума палата была


Моцион делал


Ни в сказке сказать, ни пером описать


А во сне ему снится, что у него выигрышный билет и он на него 200 тыс.
выиграл


Во все лопатки – домой


Он не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семья


Ни жива ни мертва выглядывает


Ни друзей у него, ни родных


На ус себе намотал


Ни он к кому, ни к нему кто


Жизнь прожить – не то, что мутовку облизать


В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девицами не
гоняется


Думу думает


Не чуждается общественности


Стал умом раскидывать


Достойные граждане


Хлеб-соль водить


Жизненный процесс завершает


Ни тепло ни холодно

Вывод: Автор употребляет обычный зачин
(“Жил-был пескарь”), традиционные обороты (“ни в сказке сказать, ни пером
описать”, “стал жить да поживать”), народные выражения (“думу думает”, “ума
палата”, “откуда ни возмись”), просторечия (“распостылая”, “погублять”). И на
этом фоне неожиданно звучат слова: “жизнью жуировать”, “будет моцион делать”,
“отрекомендуется”, “жизненный процесс завершает” и др О пескаре автор говорит
как о рыбе, да вдруг и “проговорится”: “Был он пескарь просвещенный,
умеренно-либеральный…” Пескарь, как и следует мелкой рыбешке, боится щуки,
рака, уды, боится попасть в уху, мечтает полакомиться комаром или мухой, живет
“то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке” Рыба как рыба. И вдруг узнаем,
что он “жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не
пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется…”)

Вывод: Дело в том, что образ мелкой,
жалкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя лучше характеризует
дрожащего обывателя. Пескарь был «умеренным и либеральным». С самых первых  слов
мы видим перед собой не то рыбу, не то человека — одно слово: ни рыба, ни мясо.
Когда хотят описать невыразительное, бесстрастное, туповатое или самодовольное
лицо, говорят: рыбье.)


— Как в продолжение сказки меняется значение слова «Премудрый»? («остолоп»,
«дурак», «срамец»)

— К какой
формуле свелась вся жизнь пескаря? (Жил- дрожал, и умирал – дрожал)


— Какую
проблему поднимает Салтыков-Щедрин в сказке «Премудрый пискарь»? (Смысл жизни и назначение
человека)

Режиссёр
Караваев Валентин в 1979г. снял мультфильм по сказке Салтыкова-Щедрина.
Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма и ответить на вопрос:
Соответствует ли этот отрывок сюжету щедринской сказки? Зачем режиссер вводит
эту сцену в мультфильм? («…бойтесь равнодушных: только с их молчаливого
согласия совершаются на земле предательства и убийства.» Трусость перерастает в
предательство и подлость)
Но, впрочем, пускай и не творил никакого зла премудрый пескарь. И цели своей он
вроде бы достиг. Прожил более ста лет, так и не попавшись ни щуке на зуб, ни в
сети. Однако жить ему было нелегко: жил — дрожал, а когда пришло время умирать,
то и умирая — дрожал.
Вопрос: для чего в таком случае было жить сто лет? Ничего хорошего он в жизни
не сделал, и никто не помнит его, так что умер пескарь перепуганным и одиноким.

Подведём
итог урока
. Чему учит сказка?


Запись вывода в тетради: 
«Премудрость» пискаря, его обывательское равнодушие,
трусость лишают человеческую жизнь всякого смысла, «умерщвляют ум, честь и
совесть», сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает
о цене человеческой жизни, о её смысле.
 

— В чем
смысл жизни каждого живущего на Земле?


Оценки за урок.

Домашнее
задание:
Прочитать
«Историю одного города». Подготовиться к беседе по вопросам.

 Беседа
по содержанию романа «История одного города» (1869–1870).

Вопросы:

1. Когда и где происходят события
«Истории одного города»? (Город
Глупов.)

2. Расскажите о глуповцах и
градоначальниках, управлявших городом в 1731–1836 гг.  Какова 
роль  главы  «Опись  градоначальникам»  в 
произведении?

3. Какие сходные черты можно отметить в
образах Брудастого, Бородавкина, Прыща, Угрюм-Бурчеева?

4. Расскажите о художественных средствах,
использованных писателем в «Истории одного города». Приведите примеры. (Гипербола,
гротеск, «эзопов язык», смешение времен, пародирование законодательных
документов, стилизация летописного слога.)

5. В чем смысл соединения реалистического
и фантастического в образах градоначальников?

6. Глава «Органчик». Что подчеркивает
автор в поведении глуповцев? Чему они радуются? Почему в органчике только две
мелодии? Кто или что является объектом сатиры?

7. Глава «Подтверждение покаяния». Чем
завершается проект преобразования города Глупова в Непреклонск? Что удалось и
что не удалось Угрюм-Бурчееву в его правление?

8. Прокомментируйте финал «Истории одного
города».

9. Определите жанр произведения. (Сатирический роман, пародия на
летопись, сатирические очерки.)

«Премудрый пескарь» анализ сказки Салтыкова-Щедрина

Предназначенная для взрослых сказка «Премудрый пескарь» при тщательном анализе демонстрирует типичные черты творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель был мастером тонкой иронии. В рамках выбранного стиля автор рисует очень характерные образы, помогая себе использованием приемов гротеска и гиперболизируя фигуры главных героев.

Литературная критика советской школы стремилась искать в русской классике имперского периода черты классового противостояния и социальной борьбы. Та же судьба постигла и сказку о премудром пескаре – в главном герое старательно отыскивали черты презренного мелкого чиновника, дрожащего от страха, вместо того, чтобы посвятить жизнь классовой борьбе.

Однако большинство русских писателей волновали все же не столько революционные идеи, сколько нравственные проблемы общества.

Жанр и смысл названия сказки

«Премудрый пескарь» анализ сказки Салтыкова-ЩедринаСказочный жанр издавна был привлекателен для беллетристов. Он интересен тем, что в рамках иносказательности можно позволить себе провести любые параллели с объективной действительностью и реальными фигурами современников, не скупясь на эпитеты, но при этом никого не раздражая.

Типичный жанр сказки подразумевает участие в сюжете животных, наделяемых умом, расторопностью, человеческой манерой общения и поведения. В данном случае произведение своей фантасмагоричностью вполне вписывается в сюжет сказки.

Начинается произведение характерно – жил-был. Но при этом оно называется сказкой для взрослых, потому что автор иносказательным языком предлагает читателю задуматься над отнюдь не детской проблемой – о том, как прожить свою жизнь, чтобы перед смертью не сожалеть о ее бессмысленности.

Название вполне соответствует жанру, в котором написано произведение. Пескарь назван не умным, не мудрым, не интеллектуальным, а именно «премудрым», в лучших традициях сказочного жанра (достаточно вспомнить хотя бы Василису Премудрую).

Но уже в самом этом названии угадывается печальная ирония автора. Оно сразу настраивает читателя на раздумья о том, справедливо ли главного героя называть премудрым.

Главные герои

«Премудрый пескарь» анализ сказки Салтыкова-ЩедринаВ сказке самым ярким портретом создан образ самого премудрого пескаря. Автор не только характеризует его общий уровень развития – «ума палата» рассказывает предысторию становления особенностей его характера.

Он детально описывает мотивы поступков главного героя, его мысли, душевные метания и сомнения незадолго до смерти.

Пескарь-сын – не глупый, мыслящий, даже склонный к либеральным идеям. При этом он настолько трусливая особь, что готов вести борьбу даже со своими инстинктами, чтобы сохранить жизнь. Он согласен жить всегда голодным, не создавая своей семьи, не общаясь с сородичами, практически не видя солнечного света.

Из содержания первой части сказки видно, как зарождалась в юном пескаре идея прожить жизнь по собственному плану. Под впечатлением от рассказов отца-пескаря, в молодости едва не попавшего в уху, юный пескарь оценил перспективы своего существования. В нем он увидел только подстерегающие повсюду опасности.

Поэтому сын внял главному поучению отца и, лишившись родителей, решил предпринять все доступные меры, чтобы никогда не рисковать своей жизнью. Все, что он впоследствии делал, было направлено на реализацию задуманного.

В итоге, не сама жизнь во всей ее полноте, а именно сохранение жизни приобрело наибольшее значение, превратилось в самоцель. И ради этой идеи пескарь пожертвовал абсолютно всем, ради чего, собственно, он и появился на свет.

Пескарь-отец второй герой сказки. Он, заслуживая позитивной характеристики автора, жил обычной жизнью, имел семью и детей, рисковал в меру, но имел неосторожность на всю жизнь напугать сына рассказом о том, как он чуть в уху не попал.

Основная картина его личности формируется у читателя преимущественно благодаря рассказу об этом драматическом инциденте, излагаемому от первого лица.

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»

«Премудрый пескарь» анализ сказки Салтыкова-ЩедринаПескарь, сын хороших и заботливых родителей, оставшись один после их смерти, переосмыслил свою жизнь. Будущее его испугало.

Ему виделось, что он слаб и беззащитен, а водный мир вокруг него полон опасностей. Чтобы сохранить свою жизнь, пескарь стал копать себе нору, чтобы прятаться от основных угроз.

Днем он из нее не выбирался, гулял только ночью, из-за чего со временем почти ослеп. Если снаружи мерещилась опасность, то он предпочитал оставаться голодным, чтобы не рисковать. Из-за своего страха пескарь отказался от полноценной жизни, общения и продолжения рода.

Так он прожил в своей норе больше ста лет, дрожа от страха и считая себя премудрым, потому что оказался столь предусмотрительным. При этом другие обитатели водоема не разделяли его мнения о себе, считая дураком и остолопом, который живет отшельником ради сохранения своей никчемной жизни.

Иногда ему снился сон, в котором он выигрывает двести тысяч рублей, перестает дрожать и становится настолько большим и уважаемым, что сам начинает глотать щук. При этом на самом деле он не стремится стать богатым и влиятельным, это всего лишь тайные мечты, воплощенные в снах.

Однако перед смертью пескарю приходят в голову мысли о никчемно прожитой жизни. Анализируя прожитые годы, думая о том, что никого никогда не утешил, не порадовал, не обогрел, он осознает, что если бы другие пескари вели такую же бесполезную жизнь, как и он, то пескарий род быстро бы пресекся.

Умирает он так же, как жил – незаметно для других. По словам автора, он исчез, а скончался в результате естественной смерти или был съеден – никому не интересно, даже автору.

Чему учит сказка «Премудрый пескарь»

«Премудрый пескарь» анализ сказки Салтыкова-ЩедринаАвтор иносказательным языком пытается заставить читателя переосмыслить важнейшую философскую тему – о смысле жизни.

Именно то, на что человек растратит свою жизнь, и станет в итоге основным критерием его мудрости.

С помощью гротескного образа пескаря Салтыков–Щедрин пытается донести эту мысль до читателя, предостеречь молодое поколение от неверного выбора своей стези, а более старшему предлагает задуматься о достойном финале жизненного пути.

На примере пескаря автор показывает, как малодушие и трусость могут заставить совсем неглупого, подающего надежды человека вести «растительную» жизнь, и в итоге расточить ее впустую.

История не нова. Евангельская притча о человеке, закопавшем свой талант в землю, как раз об этом. В ней дается самый первый и главный нравственный урок на эту тему. В дальнейшем в литературе неоднократно поднималась проблема маленького человека «твари дрожащей», и его места в обществе.

Но при всем этом изрядная часть поколения современников Салтыкова–Щедрина знакомая с литературным наследием предков, образованная, и в меру либеральная, не сделала нужных выводов, поэтому во множестве своем являла собой именно таких пескарей, не имеющих ни гражданской позиции, ни социальной ответственности, ни стремления к позитивному преобразованию общества, окопавшись в своем мирке и дрожа от страха перед власть имущими.

Любопытно, что само общество тоже считает подобных особей балластом не интересным, глупым и бессмысленным. О пескаре обитатели водоема высказывались крайне нелицеприятно, несмотря на то, что он жил, никому не мешая, никого не обижая и не наживая врагов.

Конец жизни главного героя очень показателен – он не умер, не был съеден. Он исчез. Автор выбрал такой финал, чтобы еще раз подчеркнуть эфемерность существования пескаря.

Основная мораль сказки в следующем: если при жизни человек не стремился делать добро и быть нужным, то и смерти его никто не заметит, потому что существование его не имело смысла.

Во всяком случае, перед смертью главный герой сожалеет именно об этом, задавая себе вопросы – кому он сделал доброе дело, кто сможет его с теплом вспомнить? И не находит утешительного ответа.

Лучшие цитаты из сказки «Премудрый пескарь»

«Премудрый пескарь» анализ сказки Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин Михаил Евгеньевич «Премудрый пескарь» — анализ сказки

Содержание:

  • «Премудрый пескарь» — описание, кто автор
  • Сюжет сказки
  • Описание главных героев
  • Темы произведения
  • Проблематика произведения
  • Чему учит автор в сказке «Премудрый пескарь»

«Премудрый пескарь» — описание, кто автор

«Премудрый пескарь» (или «Премудрый пискарь», как было обозначено самим автором по общепринятым правилам грамматики XIX в.) – это сатирическая сказка, принадлежащая перу Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.

Чтобы произвести анализ сказки, нужно обязательно учитывать исторический контекст. Создание данного произведения явилось ответом на общественно-политическую ситуацию в стране во второй половине XIX века. В 1881 г. народовольцами был убит российский император Александр II, что привело к усилению гонений на представителей интеллигенции. Сказка Салтыкова-Щедрина, написанная в 1883 году, представляла собой скрытую критику интеллигентов-либералов, которые заняли нейтральную позицию, не желая рисковать жизнью и свободой.

Впервые опубликована эта сказка была в 1883 году в Женеве, в эмигрантской газете «Общее дело». Она попала в рубрику под названием «Сказки для детей изрядного возраста» — иными словами, вовсе не для детей. В России же ее опубликовал журнал «Отечественные записки» в 1884 году – отечественная цензура не допускала ее к публикации.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Одна из особенностей произведения – его жанровая принадлежность. Автор определяет его как сказку, и оно действительно включает в себя элементы плана фольклорного произведения (например, зачин), а также фольклорные клише: «жил-был», «ни в сказке сообщить, ни пером описать», «стал жить-поживать» и т.д. Тем не менее, эта сказка написана в рамках литературного направления реализма. Это мы можем понять, например, по использованному автором слову «умеренно-либеральный» – явная аллюзия на реально существующие в мире проблемы.

Сюжет сказки

Основной сюжет – рассказ о маленькой рыбке, пескаре, который живет в реке. Его родители умерли, но перед смертью отец наставлял его быть осторожным, а особенно сторониться удочки. Понимая, что опасность может подстерегать абсолютно везде, пескарь решает изолироваться от мира в маленькой норе, выбираясь из нее только по ночам, вдали от чужих глаз.

Сто лет он прожил, зарывшись в песок, радуясь, что умирает своей смертью. Однако его мучают сомнения: он уже совсем старый и больной, почти ослеп, но так и не обзавелся собственной семьей и не нашел себе друзей. «Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал о нём? кто об его существовании вспомнит?» — думает он. Во сне пескарь видит, будто выиграл двести тысяч рублей и глотает щук, которых так боялся в жизни. Но пока он спит, его рыло случайно показывается из норы, после чего он вдруг исчезает – то ли его проглотила щука, то ли перешиб клешней рак, а может, он умер своей смертью и всплыл на поверхность? «Скорее всего – сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?» — предполагает рассказчик в конце.

Описание главных героев

Главный герой произведения – это сам премудрый пескарь. Он представляет собой образ маленькой трусливой рыбки, мечтающей стать большим и опасным хищником, поедающим других рыб. Однако вместо этого он выбирает спрятаться в норке и отказаться от нормальной жизни ради собственной безопасности.

Для проведения параллели с реальным миром автор использует прием олицетворения – он очеловечивает пескаря, помещая его в человеческие реалии: «В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»; «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых поларшина и сам щук глотает». Пескарь – это собирательный образ, он олицетворяет интеллигенцию, представители которой заняли пассивную общественно-политическую позицию, и вместо того, чтобы открыто выступить против власти, смирились со своим положением и предпочли жить в страхе.

Обитатели водоема – хищные рыбы и речные животные (преимущественно раки и щуки), которых опасается премудрый пескарь. Их образы являются воплощением жандармов, чиновников и прочих представителей «государственной машины», которые представляли собой угрозу для либеральной интеллигенции. Для пескаря щуки и раки действительно опасны, но постоянно прятаться в песке – значит, добровольно отказаться от нормальной, полноценной жизни.

Темы произведения

Основными темами произведения являются:

  1. Неуверенность в себе. Пескарь считал, что он не сможет противостоять окружающим его жителям водоема, и потому выбрал не пересекаться с ними вообще. До самой смерти он был уверен в своей ничтожности и слабости перед миром, и полноценно жить мог только в мечтах или во сне. Он отказался от свободы и нормальной жизни, добровольно принеся себя в рабство, лишь бы умереть собственной смертью.
  2. Зона комфорта. Пескарь вырыл маленькую норку, в которой мог уместиться только он – это было его безопасное место. И хотя она была тесной и ограничивала его движения, он продолжал жить так на протяжении ста лет, прячась от жестокости внешнего мира.
  3. «Футлярность» или изоляция, отрешение от мира. Руководствуясь страхом за свою жизнь, пескарь собственноручно отрезает себя от окружающего мира и от прочих обитателей водоема. Таким образом, он закрылся в своей норе – «футляре» — не только от предполагаемых опасностей, но и от тех, кто мог бы стать его другом или создать с ним семью. Только в конце жизни он осознает, что таким затворническим образом жизни он всего-навсего обрек себя на вечное одиночество.

Проблематика произведения

Одна из основных проблем этой сказки – страх. Автор высмеивает человеческую трусость перед трудностями, без которых жизнь невозможна. Избегая предполагаемой опасности, пескарь фактически избегает и самой жизни. При этом в произведении подчеркивается, что причиной такого отношения стали родители – то есть, такие взгляды люди перенимают благодаря воспитанию и общественному устройству.

Красной нитью через произведение также проходит проблема бесполезности, тщетности жизни. Больше ста лет пескарь прожил в норке вместо того, чтобы наполнить свою жизнь смыслом. Однако это осознание приходит к нему лишь перед смертью, когда он уже не в силах ничего изменить.

Всю жизнь пескарь жил в заблуждении касательно внешнего мира. Это еще одна проблема, освещенная писателем в сказке. Он никогда не встречался со своими страхами лицом к лицу, ему их внушили с детства, и всю жизнь он прожил, убеждая себя, что встреча с одним из «опасных» обитателей водоема обязательно станет роковой. В конце концов он выстраивает для себя собственный безопасный мир, состоящий из маленькой норки и мечтаний о непрожитой, но наполненной смыслом жизни.

Чему учит автор в сказке «Премудрый пескарь»

Салтыков-Щедрин в своем произведении осуждает стремление к физическому благополучию и игнорирование при этом душевных, эмоциональных нужд. Главной идеей сказки является то, что люди предпочитают бежать от несправедливости мира в собственный изолированный мирок, а не бороться с ней. Опасность такого выбора заключается в том, что пока каждый прячется в своем «футляре», ситуация снаружи лишь усугубляется. В конечном счете, это не приносит пользы никому. В итоге получается, что пескарь вовсе не премудрый, а всего лишь трусливый – в этом состоит смысл названия.

Сказка «Премудрый пескарь» высмеивает и критикует не только самого пескаря, но и то, что привело к его «трагедии». Причиной добровольной изоляции, абстрагирования от трудностей становится общественное устройство, которое делает людей разрозненными и жестокими. Таким образом, автор осуждает трусость перед жизнью, пассивность и инертность, показывая, что такой подход приводит к обесцениванию человеческой жизни. Он учит бороться за счастье, за свою ценность как личности.

  • Какова жизненная позиция героя рассказа хлеб для собаки
  • Какова дорога к счастью сочинение
  • Какова главная мысль сказки ашик кериб
  • Какова главная тема рассказа однодум
  • Какова главная идея рассказа уроки французского